Явления природы. Край, которым я горжусь

Вариант № 445

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Внимательно рассмотри рисунок, на котором изображено место отдыха велосипедиста. Предмет одежды на скамейке может быть изготовлен из ткани. Он отмечен на рисунке стрелкой с соответствующей надписью. Какие предметы или детали среди изображённых на рисунке могут быть сделаны из металла, а какие - из пластика? Укажи на рисунке стрелкой любой предмет (деталь) из металла и любой предмет (деталь) из пластика. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.

На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Внимательно изучи прогноз погоды на трое суток.

Выбери верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запиши в строку ответа их номера.

1) Во вторник днём ожидаются осадки.

3) К среде установится безветренная погода.

4) На протяжении всех трёх суток влажность воздуха меняться не будет.

Ответ:

Запиши название каждого материка в отведённое для этого поле.

Название материка А Название материка Б
A Б В Г

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Какие из этих растений и животных обитают в естественной среде (не в ботаническом саду или зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти растения и животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки A Б
Животные/
Растения

Если правильно подобрать к началу каждой фразы из первого столбца продолжение фразы из второго столбца, то получится правило, помогающее человеку сохранить здоровье и жизнь. Составь два правила из приведённых частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б

Ответ:

Внимательно рассмотри изображение человека. На левом рисунке стрелкой отмечен головной мозг. На правом рисунке покажи по образцу ухо, локоть и лёгкие.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Ученики 4-го класса проводили опыты с целью изучения свойств почвы. Они хотели выяснить, одинаковое ли количество перегноя содержится в разных почвах. Ребята взяли два одинаковых по размеру комочка почвы: один - со школьной клумбы, второй - с берега реки. Оба образца они стали нагревать на спиртовках.

Сравни условия проведения эксперимента с двумя разными образцами почвы. Подчеркни слово, которое верно отражает эти условия.

Размер образцов почвы: одинаковый/различный

Образцы почвы: одинаковые/различные

Размер Образцы

Ученики 4-го класса проводили опыты с целью изучения свойств воды. Они хотели выяснить, влияет ли количество воды на скорость, с которой вещество растворяется в этой воде. Ребята взяли два стеклянных стакана, в каждый стакан насыпали по столовой ложке крупной соли. В один стакан налили холодной воды, чтобы она только покрыла соль, а в другой - полный стакан воды той же температуры и перемещали содержимое стаканов до полного растворения соли.

Какие измерения и сравнения нужно провести, чтобы определить, как количество воды влияет на скорость, с которой соль полностью растворится в этой воде?

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Варя проводила наблюдения за прорастанием семян гороха. Чтобы выяснить, влияет ли влажность на их прорастание, она взяла два стакана, положила в каждый по десять одинаковых семян гороха. Во второй стакан она предварительно поместила мокрую тряпочку. Оба стакана Варя оставила в классе на столе.

Если бы Варя захотела выяснить, влияет ли наличие почвы на прорастание семян, с помощью какого эксперимента она смогла бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Внимательно рассмотри знаки. Где можно встретить каждый из этих знаков?

1. С помощью учебника допиши определения.

это все изменения происходящие в природе .

2) Термометр - это прибор для измерения температуры .

2. Отметьте (закрасьте табличку) зелёным цветом объекты природы, жёлтым цветом - явления природы. Составьте пары «объект - явление» (соедините таблички линиями).

3. Заполни таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце). Если хочешь, запиши явления, которые могут происходить с объектами природы, перечисленными в таблице на с. 18.

4. Муравей Вопросик, как и в прошлом учебном году, нарисовал картинки. Он очень старался, но папа Серёжи и Нади сказал, что Муравьишка опять кое-что перепутал. Найди ошибки. Посчитай и запиши, сколько ошибок на каждой картинке. Докажи правильность своего решения

Ошибки на картинке «Лето»

  1. летом не идет снег
  2. летом не бывает ледохода
  3. летом не улетают птицы на юг
  4. летом не растут подснежники
  5. летом не желтеют листья на деревьях

Ошибки на картинке «Весна»

  1. весной не желтеют листья на деревьях
  2. весной снег тает и уже нет белоснежных сугробов.

5. Практическая работа «Учимся измерять температуру».

Цель работы: научиться измерять температуру воздуха, воды, тела человека.

Оборудование: термометры комнатный, уличный, водный, медицинский; стаканчик с тёплой водой, стаканчик с холодной водой.

Ход работы (по заданиям учебника).

Опыт 1.

  • Опускаем термометр в стакан с тёплой водой.

Опыт 2.

  • Опускаем термометр в стакан с холодной водой.

1) Подпишите части термометра.

2) Обозначьте стрелками, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра.

3) По результатам измерений заполните таблицу.

4) Отметьте (обведите линией) результат измерения температуры своего тела. Сделайте вывод.

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): да, цель достигнута
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.

6. Выполни упражнения.

1) Запиши числами:
десять градусов тепла - +10°С
десять градусов мороза - -10°С
ноль градусов - 0°С
шесть градусов выше нуля - +6°С
шесть градусов ниже нуля - — 6°С

2) Запиши словами:
+5° - пять градусов тепла
-7° - семь градусов мороза

7. Определи с помощью термометра и запиши температуру воздуха у себя дома, на улице.

Рассматривая рисунок, ответьте на следующие вопросы:

1. Какое время дня изображено на рисунке?
2. Раннюю весну или позднюю осень изображает рисунок?
3. Судоходна ли эта река?
4. В каком направлении течет река: на юг, север, запад или восток?
5. Глубока ли река возле берега, у которого стоит лодка?
6. Есть ли поблизости мост через реку?
7. Далеко ли отсюда железная дорога?
8. На север или юг летят журавли?

Ответы:

  • Рассмотрев рисунок, вы видите, что на поле идет сев (трактор с сеялкой и возы с зерном). Как известно, сев производится осенью или ранней весной. Осенний сев проходит, когда на деревьях еще есть листья. На рисунке же деревья и кусты совершенно голые. Следует сделать вывод, что художник изобразил раннюю весну.
  • Весной журавли летят с юга на север.
  • Бакены, то есть знаки, отмечающие фарватер, ставятся только на судоходных реках.
  • Бакен укрепляется на деревянном поплавке, который углом всегда бывает направлен против течения реки.
  • Определив по полету журавлей, где север, и обратив внимание на положение треугольника с бакеном, не трудно решить, что в этом месте река течет с севера на юг.
  • Направление тени от дерева показывает, что солнце стоит на юго-востоке. Весной на этой стороне небосклона солнце бывает в 8 - 10 часов утра.
  • К лодке направляется проводник-железнодорожник с фонарем; он, очевидно, живет где-то поблизости от станции.
  • Мостки и лестница, спускающаяся к реке, а также лодка с пассажирами показывают, что в этом месте налажен постоянный перевоз через реку. Он нужен здесь потому, что поблизости нет моста.
  • На берегу вы видите мальчика с удочкой. Только при ловле рыбы на глубоком месте можно так далеко отодвигать поплавок от крючка.

1. На рисунке 25 в виде диаграммы представлен газовый состав атмосферы Земли. Подпишите названия газов и их долю в составе воздуха (в процентах).

2. Какова роль некоторых газов воздуха для жизни на Земле? Заполните таблицу 13.


3. Каково значение атмосферы для Земли? Дополните схему 17.


4. На рисунке 26 подпишите слои атмосферы и укажите высоту их верхних границ.


5. Отметьте характеристики тропосферы красным карандашом, стратосферы - синим.


6.Выберите правильный вариант ответа.
При подъёме вверх на каждый километр температура воздуха в тропосфере понижается на:
в) 6 °С.

7. Какова температура воздуха за бортом самолёта, если высота полёта 7 км, а температура у поверхности Земли +20 °С?
Узнаем, на сколько изменится температура воздуха:
7 км * 6° = 42°
Какая температура на высоте?
+20°-42°= - 22°

8. Можно ли в горах на высоте 2,5 км встретить летом ледники, если у подножий гор температура +25 °С? Почему?

Нет, так как горы невысокие, а температура воздуха у подножия большая.
2,5 * 6 =15°
25 – 15 = +10°

9. Подпишите на рисунке 27 сезоны года в каждом полушарии в зависимости от положения Земли на орбите вокруг Солнца.


10. Пользуясь рисунком 28 (а и б), ответьте на вопросы.


а) Под каким углом падают солнечные лучи на разных широтах? Заполните таблицу 14.


б) Какому сезону года - зиме или лету - соответствуют рисунки 28, а и 28, б? (Определите для Северного и Южного полушарий.)


11. Выберите правильный вариант ответа.
Параллель, на которой солнечные лучи падают отвесно один раз в год - 22 июня, называется:
в) Северным тропиком (23,5° с. ш.).

12. Параллель, на которой один раз в год - 22 июня бывает полярная ночь, называется:
г) Южным полярным кругом (66,5° ю. ш.).

13. Закрасьте на рисунке 29 жаркий пояс освещённости красным карандашом, умеренные пояса - зелёным, холодные - голубым.


14. Закончите предложение.
Разница между самыми низкими и самыми высокими показателями температуры называется амплитудой температур.

15. Пользуясь данными таблицы 15, вычислите средние годовые температуры воздуха и годовую амплитуду температур для городов Санкт-Петербург и Сочи.


16. Пользуясь данными таблицы 16, постройте график годового хода температуры воздуха (рис. 30).


Ответьте на вопросы.
а) Какой месяц на этой территории самый холодный, а какой - самый тёплый?

Самый холодный – январь. Самый теплый – июль.
б) В каком полушарии находится данная территория - в Северном или Южном?
В Северном, так как в летние месяцы температуры воздуха выше.
в) В каком поясе освещённости - жарком, умеренном или холодном - находится территория?
В умеренном.

17. Закончите предложение.

Линии на картах, соединяющие точки с одинаковой средней температурой воздуха за определённый промежуток времени, называются изотермами.

18. Заполните таблицу 17, вычислив относительную влажность воздуха.


19. Пользуясь рисунком 89 учебника, ответьте на вопросы.
а) Какова относительная влажность воздуха, если абсолютная составляет 3,6 г в 1 м3 при температуре +10°С?
При +10°С в воздухе может удержаться 9 г воды, а 3,6 г составляет 40%.
б) Сколько граммов воды выделится из 1 м3 насыщенного водяным паром воздуха с температурой +20 °С при его охлаждении до 0 °С?
При +20 °С в воздухе -17 г воды, при 0 °С – 5 г. 17-5=12(г)
в) Сколько граммов воды может дополнительно поглотить 1 м3 насыщенного водяным паром воздуха с температурой +10 °С, если его нагреть до +30 °С?
При +10 °С в воздухе 9 г воды, при 30°С – 30 г.
30 – 9 = 21 (г)
20. Пользуясь рисунком 89 учебника, вычислите абсолютную влажность воздуха, если его относительная влажность составляет 30% при температуре +10 °С.
При +10 °С в воздухе содержится 9 г воды. 30% от 9 составляет 2,7 г.

21. На схеме 18 с помощью стрелок установите соответствие между понятиями и их определениями.


22. Определите, какие типы облаков изображены на рисунке 31 цифрами 1-3.
1. Слоистые
2. Перистые
3. Кучевые

23. На схеме 19 с помощью стрелок установите соответствие между степенью облачности и условными знаками, которые применяют для обозначения облачности в дневниках наблюдений за погодой.


24. Подпишите, какие виды осадков обозначены различными условными знаками на рисунке 32.


25. Пользуясь данными таблицы 18, постройте на рисунке 33 столбчатую диаграмму распределения осадков по месяцам года и подсчитайте годовое количество осадков.


26. Закончите предложение.
Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы, называется атмосферным давлением.

27. Атмосферное давление измеряют с помощью:

в) барометра.

28. Какие причины, влияющие на атмосферное давление, вы знаете? Дополните схему 20.


29. Определите относительную высоту холма, если у его подножия атмосферное давление 750 мм рт. ст., а на вершине - 745 мм рт. ст.
Находим разность давления 750 – 745=5(мм рт. ст.)
10,5*5 =52 (м)

30. Закончите предложение.
Атмосферное давление уменьшается при подъёме вверх, потому что уменьшается вес столба воздуха, который давит на земную поверхность.

31. Закончите предложение.
Атмосферное давление уменьшается при повышении температуры и увеличивается при её понижении, потому что при нагревании воздух расширяется, становится легким и давит на поверхность с меньшей силой. При охлаждении он сжимается, становится более тяжелым, и давление возрастает.

32. Выберите правильный вариант ответа.
Ветром называется движение воздуха:
в) вдоль земной поверхности из области высокого давления в область более низкого давления.

33. Пользуясь данными наблюдений за направлением ветра в течение месяца, представленными в таблице 19, постройте на рисунке 34 розу ветров.


34. По рисунку 35 определите, над каким участком земной поверхности (А или Б) атмосферное давление выше зимой, а над каким - летом.


35. Обозначьте на рисунке 36 (а и б) стрелками направление ветра.


Этот ветер называется бриз.
1. Зимой давление выше над участком А
2. Летом давление выше над участком Б.
Почему?
Летом континент нагревается быстрее, над ним формируется область низкого давления, океан нагревается медленнее, поэтому над ним область высокого давления. Зимой наоборот.

36. Выберите правильный вариант ответа.
Ветры, образующиеся на побережьях морей и океанов и меняющие направление на противоположное два раза в год, называются:
б) муссонами.

37. Какое значение для природы имеют муссоны, которые зимой дуют с континентов на океаны, а летом - с океанов на континенты?
Летние муссоны приносят с океана много осадков, что благоприятно сказывается на растительном мире. Зимний муссон приходит с континента и приносит похолодание и сухость.

38. Рассмотрите рисунок 37.


У какого из ветров (А или Б) скорость выше? Почему?
Скорость ветра будет выше у ветра А, потому что у него больше разница давления.

39. Выберите правильный вариант ответа.
Состояние атмосферы в данное время в данном месте называется:
в) погодой.

40. Какие элементы погоды и единицы их измерения вы знаете? Заполните таблицу 20.


41.Назовите главные причины разнообразия и изменчивости погоды. Дополните схему 21.


42. Отметьте красным карандашом характеристики воздушной массы, сформировавшейся над Северным Ледовитым океаном, а синим - над тропической пустыней Сахара.


43. Закончите предложение.
Характерный для территории многолетний режим погоды называется климатом.

44. Пользуясь климатической картой мира (рис. 109 учебника), заполните таблицу 21.


45. Какие опасные атмосферные явления вы знаете? Заполните таблицу 22.


46. Каковы главные источники загрязнения атмосферы? Дополните схему 22.


47. Чем опасно повышение содержания углекислого газа в атмосфере?
Увеличение содержания углекислого газа приводит к возникновению парникового эффекта, а это в свою очередь к повышению температуры, таянию ледников, повышению уровня Мирового океана, исчезновения некоторых видов животных, повышение заболеваемости среди людей.

Top