Зачем Змею Горынычу три (шесть, девять, двенадцать) головы? Чудо-юдо, змей горыныч, полоз и другие драконы русской земли 6 ти главый змей горыныч.

Змей Горыныч является персонажем многих сказок и былин, дрался с ним Добрыня Никитич и другие русские богатыри. Водил этот дракон дружбу с Кощеем и Бабой Ягой. Хотя ученые считают, что подобные существа жили вместе с человеком, о чем свидетельствуют древние рисунки, но главное – рептелоиды и сегодня продолжают обитать среди землян!

Змей Горыныч - кто это?

Как объясняют словари, Змей Горыныч- это огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, олицетворение Зла в славянских былинах. Словаки, чехи и поляки называли его Змок, украинцы – Змий, хорваты – Змай. А еще - Горынич, Горынчат и Горынчище. Исследователи спорят: кем он был: драконом или змеем? Дракон имеет лапы и крылья, а змеи – нет, а на картинках у Горыныча лапы и крылья в наличии. Поэтому основная версия: сильное чудовище с мозгом змея и телом дракона.

Где живет Змей Горыныч?

В легендах упоминается, что страшный Змей Горыныч живет возле огненной реки, охраняя Калинов мост, приводящий в мир мертвых. Там, где он властвует, не растет трава и не поют птицы. По версиям других сказаний обитает Змей в золотых палатах. Если рассмотреть все варианты фольклора, возникает 3 места обитания:

  1. В воде, на камне в море.
  2. Возле входа в царство умерших.
  3. На горе или в пещере.

В пользу последнего утверждения и «отчество» Змея – Горыныч. В одной из сказок упоминается Стеклянная гора, исследователи предполагают, якобы расплавленный от змеиного огня песок скалы превратился в стекло, по которому невозможно было вскарабкаться. Есть еще гипотеза, что в некоторых языках слова «гора» и «лес» не отличаются. Так что «Горыныч» может означать и «лесной». Хотя ни в одной из сказок Змей из леса не появляется.

Как выглядит Змей Горыныч?

Самая распространенная версия: Змей Горыныч о трех головах, но упоминается в сказаниях и 5, и 6, и 7, и 9, и даже 12 голов. Это – главная черта чудовища, описания тела менее точные. Упоминается, что летать умеет, но есть ли крылья – не сказано. На лубочных картинках Горыныча изображали с:

  • телом змеи;
  • длинным шипастым хвостом;
  • когтистыми лапами;
  • пастью, изрыгающей огонь.

Похожее чудовище представляет собой Змей Горыныч с Кудыкиной горы - огромная статуя, установленная в парке «Кудыкина гора», возле села Каменка под Липецком. Фотография дракона о трех головах мигом облетела мир, собрав больше миллиона лайков и 6,5 тысяч комментов. А еще обеспечила парку огромную популярность, войдя в серию лучших снимков Instagram.


Змей Горыныч - мифология

В мифах злой Змей Горыныч изображен олицетворением вселенского Зла, ученые предполагают, что это может быть древнее имя или наименование существа, которое позднее стало упоминаться, как имя и отчество. Еще есть версия, якобы так звали страшного захватчика, который жег города, собирая, как утверждают сказки, дань с многих царей и князей. Эта версия подкрепляется аргументами:

  1. Многоголовость - символ многоликости Зла.
  2. Похищение людей – захват русичей в рабство на покоренных землях.
  3. Место обитания Змея прячется в «Сорочинских горах», которые якобы расположены за пределами Руси – описание другого государства.

Змей Горыныч в славянской мифологии

Змей Горыныч у славян описывается, как охранник Калинового моста через речку Смородину, разделяющую мир живых и мертвых: явь и навь. Но намного чаще встречается упоминание, что этот Змей – разумное существо, забавы ради сжигает города и ворует красавиц. В сказаниях дружит с нечистью или держит ее в подчинении. Безветрие, а потом страшная гроза предвещают о появлении сказочного чудовища. С ним постоянно сражаются богатыри и убивают в честном поединке. В некоторых былинах упоминается, что на месте отрубленных голов Змея вырастали новые.

Исследователи предполагают, что Горыныч:

  1. Собирательный образ кочевников, которые осаждали Русь.
  2. Олицетворение вселенского Зла.

Змей Горыныч в Древней Греции

Если внимательно почитать мифы Древней Греции, становится очевидным: Змей Горыныч отметился и в тех краях, только называли его иначе. В 12 подвигах Геракла упоминается страшное чудовище - Лерне́йская ги́дра. Ее описывали, как змею с 7-9-50 головами, на месте одной отсеченной появлялось уже 3, а одна голова имела бессмертие и плевалась пламенем. Аналогии с Горынычем явные, эту гидру сразил в бою Геракл.

Существует еще версия, что Змей Горыныч – рептилоид, существо, похожее на гуманоида и змею одновременно. Писатель Андрей Белянин выдвигает версию, якобы Горыныч по своей воле превращался в человека и очаровывал пленниц, проводил с ними время, а потом уничтожал. Подобные существа упоминались в сказаниях древних греков, основателя Афин Кекропа даже называли наполовину змеем, наполовину – человеком.

Ученые предполагают, что когда-то рептилоиды пытались покорить землян, но не преуспели. И все же смогли передать немало ценных знаний народам Индии и Китая, где змей до сих пор почитают особо. Судя по Библии, тайные знания дал Адаму тоже Змей, вот только урок этот впрок якобы не пошел. Не исключено, что рептилоиды и сейчас живут среди нас, трансформируя облик, хотя доказать это очень проблематично. Так что не исключено, что Змей Горыныч существует.

Вашет голов у Горыныча- тыща...

Былинный,сказочный богатырь может одним ударом отсечь - 1..17..21..33 - голов
но при этом у него вырастают соответственно -10..14..0 или 48..
док.математическим расчётом -
допустим богатырь отрубает -1 голову ,число голов увеличивается на 10 - 1 = 9
если 17 , уменьшается на 17 - 14 = 3
дале 21 ,уменьшается на 21
если 33 ,увеличивается на48 - 33 = 15
отсюда нельзя не заметить,что в любом варианте(случаях),колличество голов изме 0000000000000няется
на величину кратную3, числа (9..3..21..15 ,делятся на 3
следовательно,в любой момент времени,кол.голов горыныча,отличается от исходного числа 1000 ,на кол.кратное 3.
и есчё, откель заключение,што в процесе изменения числ.башкоф змия,не может оказаться равным 0.
1000 , не делится на 3 , значится что?..конечное число не делится на 3.
посему.....усё башки горыныча никоГда не будут отрублены(богатырь никогда не одолеет горыныча)....сухие мат.факты....

Не ну ТАК не интересно..а как же былинный герой,который побеждает Змея Горыныча,и отрубает одним махом се головы
это уже из наших душу греющих - былин, сказок,мифов,присказок, где добро всегда побеждает...
и ваше откуда в мифах,былинах число 3 .

Разных сказках действительно разное количество голов,но везде практически всегда кратно 3 (3, 9 или 12)
потому что 3 - сакральное число в фольклоре (не ток. славянском)
главное, что он не просто Змей Горыныч, а Змий!
тобишь - волшебная сила, противостоять которой очень тяжело, так как свой род он, по-видимому, ведет от библейского Змия
соблазнившего Еву (поэтому и девушек крадет) сё ему не мнётся.
Победить такого может тока богатырь, проявляющий чудеса храбрости и ловкости.

Что за чудо такое Змей Горыныч?
это помесь..ящера,летучей мыщи и огнемёта,такой летяга змей с неск.головами)
отцец - настоящая гора,посему по батюшке и Горыныч,кол-во голов зависит от еговозраста
самого младшого 3 ,постарше 6 ,зрелого 6 ,в возрасте(пожилого) - 12 .
это универсальное создание- может ходить,летать,ползать,плавать,нырять..надо будет поскачет (ну это из мульта.скачущий дракоша,для настроения)

Его квартирка - пещера,нора..хде и тарит свои несметные сокровища,летая тут и там...
там прячет красавиц, в основном царевишен и принцесс,причём самых красивых и знатных...
вопрос,почему ему так легко удаётся их выкрасть, представьте налетает... буря, грохот..земля и воздух дрожит
человеки слабы пред такой стихией, канеш прячутся..тутто он вжик.и поминай как звали)
тутто на сцену и повялиется биллинный богатырь Добрыня или сказочный Иван царевич, чики брики головушки с плеч
спасает царевишну..пленников
и как истинный жентельмен, награбленные сокровища,богатства..возвращает в казну...
уничтожает выродок -- но глаза то не на месте, на царевишну поглядывають...делает наспех(впопыхАХ)
что и оставляет шанс,какой нить пронырливый\вая змеюка схоронится,и возродиться ему в других местах всего МИРА!

Писать не переписать.. сорь за отход от вопроса,не удержалась..каюсь....а повинную голову...
спасибо за интересный вопрос,отвечала от души!

Мифы и Легенды * Драконы * Змей Горыныч

Змей Горыныч


Википедия

Змей Горыныч — многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. В славянской мифологии встречается как змок (словацк. zmok, чеш. zmok) или смок (польск. smok, белор. цмок), змий (в.-луж. zmij, укр. змiй), змай (словен. zmaj, с.-хорв. змаj), змей (блр. и блг. змей)

Характерные особенности Змея

Многоголовость змея — непременная его черта. В разных сказках количество голов змея различается: их бывает 3, 5, 6, 7, 9, 12. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. Другие черты змея упоминаются реже или не упоминаются вовсе. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. Еще одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения. Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время змей — ещё и Змей Горыныч и живёт в горах (возможно также, что отчество произошло от славянского имени Горыня). Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живет в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды. По Далю, «Горыня - сказочный богатырь и великанища, который горами качает. Горынич м. сказочное отчество, придаваемое богатырям, иногда змею, или жителям гор, вертепов, пещер». Со Змеем Горынычем схожи трёхглавый змей Ажи-Дахака из иранской мифологии и сербский Змей Огненный Волк (Змaj Огњени Вук).

Действия Змея Горыныча

Во многих сказках Змей Горыныч похищает красивых девушек (среди которых часто бывают царевны), чтобы запугать народ, или просто чтобы полакомиться ими. В русской былине "О Добрыне Никитиче и Змее Горыныче" Змей Горыныч похитил Забаву Путятишну — племянницу киевского князя, а Добрыня Никитич её освободил. Любопытно, что перед поединком богатырь уничтожает детёнышей Горыныча, которые больше походят на гадюк, чем на грозного отца. У южных славян Змей считался виновником засухи, и его изгоняли, чтобы вызвать дождь (изгнание Змея).

Википедия

Змей Тугарин

Змей Тугарин (Руслан Свободин)

Тугарин, Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище и т. п. — злой богатырь в русских былинах и сказках, противник русских богатырей (Добрыни Никитича и Алёши Поповича). Главный текст о Тугарине — былина о бое Алёши Поповича с Тугарином в разных её вариантах.
В былинном образе Тугарина сливаются отголоски различных слоёв эпической традиции. Прежде всего в змеевидной природе Тугарина нельзя не видеть одной из вариаций бродячего мотива о змееборстве, весьма распространённого в русской народной поэзии (сказках и былинах), древность которого засвидетельствована памятниками (летописное сказание о Никите Кожемяке и Муромская легенда), а также аналогиями в южнославянском эпосе. Отношение Тугарина к Апраксии и Марине, жене Добрыни, даёт основание сблизить его с змеем-любовником сказок и сербских песен.
В имени Тугарин видят отголоски борьбы русских с кочевниками. С этой точки зрения Тугарина считают историческим половецким ханом Тугорканом. Имя Тугарин допускает, однако, и другие сближения, например с Змеем Горынычем из «Тугих гор», как называется этот змей в некоторых вариантах былины о борьбе Добрыни со змеем (у А. Ф. Гильфердинга). А. Н. Веселовский в Тугарине, как вообще в богатырях Змеях и Змеевичах, видит отголоски византийского эпоса — прямое перенесение византийских "Δράχον ", «Δραχοντόπουλα». Впрочем, А. И. Веселовский в более поздней работе своей принимает предположение об исторической основе имени Тугарин, сохраняя, однако, своё прежнее мнение о связи Тугарина с византийским эпосом. Интересно также заметить, что в переписках еврейских общин в средневековье, турки упоминаются как «Тугарим».

Отражение в искусстве

Стихотворение А.К. Толстого «Змей Тугарин» (1867 г.)

Змей Горыныч
Опубликовано Emerald_Dragon в Сб, 01/07/2012 - 20:38

* Мифы и легенды о драконах

Змей Горыныч

Змей Горыныч — в русских былинах и сказках, представитель злого начала, дракон с 3, 6, 9 или 12 головами. Связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна (или три царевны), знатная невеста,«русские полоны»; там же находитсяи многочисленное потомство Змея Горыныча — «змееныши» (впрочем, они часто бывают и «во чистом поле», где их «потаптывает» своим конем эпический герой).
О змеях вообще наш пахарь-народ обмолвился не особенно многими словами, занесенными в сокровищницу живучих памятников родной старины. Змея - это пресмыкающееся по земле и жалящее человека в пяту животное, распадающееся на множество видов,не уживается с суровыми свойствамиприроды тех мест, откуда пошла и стала быть народная Русь.
Из рода в род, из века в век переходят древние предания о драконах-змеях - одно другого цветистее, русский Змей Горыныч, представляет собою чудище, похожее и на крокодила, и в то же самое время на удава -эту «змею, всем змеям большую».у русского сказочного змея - не то шесть, не то двенадцать крыльев, он может взлетать выше облака ходячего, дышит огнем-пламенем.
Сказочный Змей Горыныч порою скрадывает с небесного свода пресветлое светило светил земных - солнце - и, налегая чешуйчатой грудью на ясный лик кроткой луны, заслоняет трепетный свет ее от взора человеческого и повергает в ужас всю живую природу. Он держитв своей властной руке орошающие землю дожди, - как держала их поселенная полузабытым в народе словом в лоне небесного моря-океана на острове Буяне «змея,всем змеям старшая и большая».

Наделен совершенно особыми качествами русский дракон Змей Горыныч.

Змей же Горыныч - всегда был ярким созданием, представлявшимся порождением нежити-нечисти, не заслуживавшей никакого поклонения-почитания, хотя и вынуждавшей своим лукавством ограждаться от нее всякими причетами-заговорами. И Лесовик со Степовым, и Водяной, и Полевик, - не говоря уже о покровителе домашнего очага«дедушке» Домовом, - все вместе и каждый наособицу - пользовались народе несравненно большим почитанием, чем это чудище, несмотря на всю его силу - мочь.

Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем

Летучий огнедышащий дракон, и устрашая своим видом трепетавшего перед ним сына матери-земли, оставался все тем же змеем. В то время как другие народы видели в драконе предмет поклонения, наш пахарь выходил на борьбу с этим грозным чудищем, высылая против него своих могучих сынов.
Змей Горыныч, является обитателем пещер, уходящих в неизведанные глубины гор, - оттого-то и звался-величался он«Горынычем». «Змия лютая пещерная», - прозывают это чудище народные стихи.
Обитает в «печорских горах» - на крайнем севере светло русского простора. «Змей Горыныч, змия крылата, - гласит сказание, - нос имеет птичий и два хобота, и в коей земле вселится - ту землю пусту учинит; живет в горах каменных, не любит ни трубнаго гласа; пришедше же обаянницы обаяти ю и копают ямы и садятся в ямы с трубами и покрываются дном железным и замазываются сунклитом и ставят у себя углие горящее: да разжигают клещи, и егда вострубят, тогда она засвищет, яко горе потрястися, и, прилетевши к яме, ухо свое приложит на землю, а другое заткнет хоботом и, нашед диру малу, начнет битися; человецы же, ухвативши ю клещами горящими, держат крепце; от ярости же ея сокрушаются клещи не едины, не двои и не трои, и тако сожжена - умирает; а видом она пестра всякими цветы и на земли не садится, только на камень»...
Есть сказания, по которым пещеры Змея Горыныча находятся на берегах рек. Летит Змей по небу, - сам чернее тучи, а изо рта огонь пышет, искрами по всей поднебесной-«подселенной» рассыпается. Где опустится он на землю, - все огнем спалит. Вздумает поселиться где поблизости от людского жилья - запрет-отведет воды речные, если не дадут ему, Змею, даней-выходов, а дани его - не злато, не серебро, а живая плоть-кровь человеческая. Истребит он всех людей до единого, если не сделать по его: не приводить к нему на съедение-поругание жен-дочерей, детей малых!..

Бой Ивана Царевича со Змеем (В.И. Васнецов)

Летает чудище-Змей из своих неведомо где затерявшихся пещер только к приглянувшимся ему красавицам. Летит он по небу - змей-змеем: только искры наземь сыплют-ся. Подлетит к тому дому, где живет зазнобушка, рассыплется весь над трубой в мелки искорки, встанет-обернется в избе добрым молодцем, - ни в сказке сказать, ни пером описать красоты его!.. Сядет с любушкой за стол, начнет речи вести молодецкие, сожигать огнем-полымем своих змеиных очей разгарчивое сердце: и склонять на любовь не надо, сама - на шею к нему кинется и краска-девица, и жена чужемужняя... Знает Змей, когда придти, - когда никого другого и дома нет... Бывали и такие случаи, что родились от такой любви сразу по двенадцати змеенышей, досмерти засасывавших порождавшую их на белый свет красавицу.
Сохранил народ вещую память и о таких детях Горынчища, как Тугарин Змеевич, на которого перенесены были многие черты чудовищного отца. Русский народ наделил его почти всеми качествами Змей-Горыныча - этого представителя темной стихийной силы. Что Змей-Горыныч - это прежде всего грозные-темные тучи, залегающие на небе пути-дороги солнцу красному и лишающие тем весь согреваемый его лучами живой мир главного источника жизни.

Бой Добрыни Никитича (Константин Васильев)

Дракон-змий является вылетающим из этой «небесной горы» молний. Змеевидность последних сама говорит об этом воплощении. Впоследствии перенеслось представление о Змей-Горыныче с молний на метеоры, проносящиеся над землею и рассыпающиеся на глазах у всех. Летит такой «змей», что шар огненный, искрами - словно каленое железо - рассыпается. «Из рота яво гонь-полымя, из ушей яво столбом дым идет»... - гласит про него сказание

«Ветра нет-тучу наднесло,
Тучи нет - а только дождь дождит,
Дождя нет - искры сыплются:
Летит Змеище-Горынчище,
О двенадцати змея хоботах»..
.

Ревет он таким зычным голосом, что дрожит от змеиного рева лес-дубровушка; бьет хвостом он по сырой земле - реки выступают из берегов; от ядовитого дыханья змеиного сохнет трава-мурава, лист сдерев валится. Кажись, нет и спасения встречному человеку от такого чудища грозного!
Битва Еруслана Лазаревича со Змеем Горынычем

Но не таков дух русского народа, чтобы трепетать в бессильном страхе дажеи перед подобным порождением темного зла. Ведет он в старых сказаниях смелые речи про своих сынов, не только не страшившихся Змея Горыныча, но и побеждавших его то силой-удалью богатырскою, тосилой-верою в Поправшего смертию смерть.
Был у Горыныча и сын - Тугарин Змеевич, наделенным всеми статьями богатырскими, а не только змеиными.Это - богатырь огромного роста («в вышину трех сажен, промеж глаз - калена стрела»). Он выезжает на бой в полном богатырском вооружении, на вороном коне. При надобности - он быстро поднимается на сложенных под его богатырским убором «бумажных» крыльях. Он так же, каки отец его, Горынчище, устрашает своим шипом-свистом. Заревет-заголосит Змеевич, - задрожит лес-дубровушка, зеленый лист уронит наземь от ужаса. Входя в города, он прикидывается удалым добрым молодцем - на погибель красным девицам. Сказания, ведут речь об ухищрениях Змея Горыныча -девичьего да бабьего погубителя, слетающего в хаты через дымовую трубу, - то никогда не упоминают уже об его сыне Тугарине Змеевиче. А он-то для жаждущих света праведного пахарей Земли Русской был едва ли не опаснее своей скрытою под радующим русский глаз богатырским цветным платьицем силой темною-подземельною...

Каааасски!!! Каассски!
-Каски!
-Каски!
-Каски!
-Вить, а Вить, это когда-нибудь кончится?
-Гоша, и не надейся!
-Вить, ну почему именно мы?
-Каааски Хоцуууу!!!
-Потому, Гоша, потому что именно вокруг нас собираются идиоты. Мы для них как магнит!
-А это еще че такое “МАГНИТ”?
-Ну, в общем, он все притягивает. Да и не в магните дело, а в нас с тобой, Гоша, и в Васе, пусть земля ему будет пухом.
-Дай КАСКИ!
-Вить, а почему так? Почему все ТАК случилось?
-Да потому что мы сами идиоты! Вася всегда говорил: “Давайте жить в поле, давайте жить в поле”. Мы – идиоты, его не слушали, а ведь он прав оказался.
-Вить, а причем тут поле?
-Так ты сам посуди: куда богатырь в поле убегать будет. Мы ж его в поле в миг догоним. А в горах он и за камень спрячется, аль еще куда. Но хуже всего в горах это то, что с них любой богатырь, навернувшись, тотчас подохнет, хоть сам Добрыня Никитич, все равно подохнет!
-Ну, так это же хорошо!
-Гоша, дурья ты башка! Это хорошо, если он до нас не дошел. А ведь эта паскуда и Васю порубал и двоих еще Васькиных, а потом навернулся, гад.
-Каассски хоцу, кассссски хоцууууу!!!
-Каассска!
-Касска!
-Каскка! Кассскаааа!!!
-Хоцу каски.
-Вить, я только не понял, а че он Ваську порубал, а нас нет? Обычно же наоборот все бывает – мы уже готовы, а Васька дерется.
-Видишь ли, блин, левша он оказался!
-Стоп, так герой он же помер?
-Ну.
-Так че мы снова не становимся такими, как были?
-Дурак ты, Гоша! Ты же помнишь, Кощей, едить его налево, когда колдовал, он же так и сказал: “А коль убьешь богатыря того все взад и воротится”. А мы ведь его не убивали, он сам окочурился!
-Да, незадачка вышла.
-И правда “в ЗАД” все получилось!
-Так что теперь делать то будем?
-Каску кусать!
-Да, каааску!
-Вкусная каасска!
-Да тихо вы! Я говорю, что делать будем, Витюш?
-С этими что ль?
-Да нет, вообще что?
-Ну не знаю. Мы ведь уже несколько недель ходим богатыря ищем, чтобы убить. Так уже десяток деревень сожгли!
-Вить, а что мы тогда не стали нормальными?
-В каком смысле?
-Ну, ведь в деревнях этих дружинники, небось, точно были, а они ведь тоже “Богатыри”.
-Блин, Гоша! Я же раз сто сказал: богатырь этот ГЕРОЕМ должен быть, а герой он только тогда герой, когда нашу хоть одну голову срубит! Понял?!
-Вить, мы ж с тобой дураки! Мы же поддаться можем, по началу!
-Главный дурак здесь ты!
-А че я не так сказал? Все же верно!
-Верно то верно, а ты об этих подумал? Ты не смотри, что у них мозгов как у младенца…
-Где наса Кааааасссска?!!!
-…Они ведь машины для убийства, ты же сам видел! Они поддаться не дадут!
-И правда. Слушай, Вить, только тише. А ты не думал и просто как бы убрать? Ведь новые бывают только когда богатырь бьет.
-Да думал я Гоша, думал об этом. Но ведь они сопротивляться будут. Их четверо - нас двое. Вот и считай, у кого перевес!
-Вить, но мы же умные!
-А тут ум и не нужен. Драка дело не хитрое.
-Значит, будем искать богатыря – героя?
-Во-во!
-Ну и где наса каска?!
-Дайте нам каассски!
-Касссскииии!!!
-Вить, как там, уже готово?
-Ага… Ммм! Как вкусно!
-Да, это тебе не жилистые крестьяне – это настоящая Русская Каша!
Вместо эпилога
-Ну, и куда теперь?
-Ты нашего свояка помнишь?
-Драгошу Англицкого?
-Да нет, того плоскомордого и узкоглазого.
-Как же, помню!
-Так он говорил - у них там, в Китае есть такие богатыри Са-му-ра-и. Дескать, больно шустрые они.
-Значит, на Восток?
-Значит, на Восток!
-Есе Кааскиии!!!

Как пить, так вдвоем, а как блевать, так все вместе. (Анекдот о Горыныче).

В самом деле, почему наш дракон - урод?
Вот китайский дракон - одноголовый. И вообще. Религия у них похожа на философию, философия - на спорт и travel, пейзажная живопись - на религию, почерк - искусство каллиграфии, кулинария - магия, чиновники с древних времени двигают вперед стихосложение, коммунистическая идея питает предпринимательство.
Все перемешано, все сцеплено. Не менталитет, а однородный столб пламени. Не удивительно, что китайский дракон - символ мудрости - об одной голове.

Другое дело - наш Горыныч. Со временем, правда, он выродился в отрицательный персонаж, но нет сомнений, что это чудоюдо поганое изначально имело куда более метафизический смысл.
Наше славянское сознание разорвано, как наши бескрайние просторы. И потом, это так по-нашему - было три головы, потом одну срубили, потом еще одну, а потом, глядишь, и вовсе безбашенным остался. Типично русская гносеологическая история.
Даже то, что герои сказок воюют с Горынычем - очень по-нашему. Мы так любим повоевать сами с собой.
Но почему именно три головы?
Три независимых и самостоятельных головы - это аллигория трех архетипов мышления, трех архетипов мировосприятия. Не только нашего, но, и вообще, западного.

Логика . Первая голова отвечает на здравый смысл, логику, науки и так далее.

Вера. Вторая голова обладает религиозным знанием. Ей, впрочем, даже и знать ничего не нужно. Она просто верит.

Искусство. Третья голова - самая древняя и непосредственная. Она думает образами и соединяет своего хозяина с материальным миром.

Эти три вида мышления, в общем-то, прекрасно известны.

Проблема - в другом. В том, как эти «головы Горыныча» сосуществуют. Ведь каждая считает себя уникальной, или, во всяком случае, главной.

В этом нет, впрочем, ничего удивительного. Каждый из этих архетипов мышления огромен, как космос. Непомерно огромен для человеческих плеч. Нормальному человеку дай Бог вместить хотя бы полтора.

Тут еще уместно провести стереометрическую аналогию.

Три головы Змея Горыныча - это три измерения нашего мира.

Предположим, вы - технический специалист. Не ученый (ученые - люди многомерные). Нет, какой-нибудь конструктор ракетных двигателей. Не генеральный (там тоже требуются не детские обобщения) - довольно среднего звена. Скорее всего, военный.

Наука, логика, факты - ваша работа и ваша стихия. Смысл и соль жизни.

Вторая, религиозная голова, для вас просто не существует. Для вас - это чистой воды безумие.

Искусство? Да, имеет право на существование. Но как отдых. Развлекуха. Обслуга «основной деятельности человечества».

Итак, вы осознаете мир в двух измерениях. С натяжкой, но все-таки в двух. То есть ваш образ мира располагается на плоскости.

В этом нет ничего зазорного. Возьмем, например, графа Льва Толстого в периоды его религиозного учительства. Таже картина.

Религия - конечно! Наука? Пригодится, особенно, наука крестьянская. Помогает бороться с голодом. Искусство - баловство, зло, грех. Итак, здесь мы тоже видим всего лишь два измерения. П лоскость.

Да, что Толстой! бери выше! Виктор Пелевин. Человек искусства. Наука? Почему нет. Тем более, что закончил Энергетический институт. Религия - никогда! «Я не настолько сошел с ума, чтобы поверить в Христа».

Мышление на плоскости, надо сказать, наиболее распространено. Наиболее человечно.

Объемное видение, видение, равно включающее все три измерения - науку, религию и искусство - это уже героизм. Это великие русские ученые.

Это - Пушкин.

Это Достоевский, гениальный романист, христианин и человек, который с огромным уважением относился к науке. Дипломированный инженер.

Это последний дореволюционный старец Оптиной Пустыни - Нектарий. В молодости попросил запреть его в келье и лет двадцать изучал культурный опыт человечества, науки и искусства. Потом вышел из затворничества. Юродствовал почище Пети Мамонова, но был все-таки избран великим старцем. Был духовным наставником России в самый трагичный ее период.

И есть, конечно, и такие люди, мировоззрение которых описывается линией. Они видят мир в одном измерении.

Это уже болезнь. Это фанатики всех мастей. маньяки одной идеи, и соотвественно, одного ментального измерения.

Достаточно упомянуть активистов святой инквизиции, которые с одинаковым удовольствием жгли на кострах ученых и хоронили за кладбищенской стеной людей искусства.


Top