История и этнология. Факты

Лоренцо ди Пьеро де Медичи (Lorenzo di Piero de Medici) – вошел в историю Италии под именем Великолепный (il Magnifico), что во многом объясняет важную роль, которую этот выдающийся государственный деятель сыграл в экономической, политической и культурной жизни страны.

Талантливый управленец, искусный дипломат, щедрый меценат, покровитель представителей искусства и науки эпохи Возрождения, – все это разные ипостаси флорентийского некоронованного правителя, сумевшего в период своего нахождения у власти превратить республику в благоденствующий край и центр европейской цивилизации.

Лоренцо происходил родом из могущественного клана Медичи и приходился внуком (Cosimo di Giovanni de’ Medici), основателя династии, известного как успешный банкир, политический деятель и обладатель самого большого состояния в Европе.

Будущий политик родился в 1449 году в семье Пьеро I (Piero di Cosimo de’ Medici) и Лукреции Торнабуони (Lucrezia Tornabuoni), дочери знаменитого купца. Его отец не обладал блестящими способностями к ведению государственных дел и отличался слабым здоровьем, за что получил прозвище Подагрик (il Gottoso). Пьеро I находился у власти недолго (1464-1469 годы) и умер, когда Лоренцо исполнилось 20 лет, передав юному сыну негласные бразды правления Флорентийской республикой.

Мудрая и рассудительная Лукреция Торнабуони не блистала внешней красотой, при этом была женщиной хорошо образованной и религиозной, всегда проявляла большой интерес к общественной жизни, благотворительности и пользовалась непоколебимым авторитетом в семье. Лукреция занималась финансовыми делами дома Медичи и была главным советчиком Лоренцо по любым вопросам.

Младший брат, Джулиано Медичи (Giuliano de’ Medici), был убит в 25-летнем возрасте в результате заговора, устроенного флорентийскими патрициями и их сторонниками. Он помогал Лоренцо во всех его начинаниях, стараясь быть верным другом и помощником.

Воспитание и образование

Потомок влиятельного клана Медичи получил блестящее образование и стал одним из самых просвещенных людей совей эпохи. Еще в детстве он проявлял острый ум, незаурядные способности и таланты ко многим наукам. Лоренцо свободно владел иностранными языками, в том числе греческим и латынью, великолепно знал литературу, философию, словесность, обладал поэтическим даром, умел играть на нескольких музыкальных инструментах. Наставниками и учителями юноши, ставшими впоследствии его настоящими друзьями, были прославленные гуманисты эпохи Возрождения:

  • знаток древнегреческой литературы и философии Иоанн Аргиропул (Giovanni Argiropulo);
  • мыслитель, филолог, преподаватель поэтики и риторики Кристофоро Ландино (Cristoforo Landino);
  • философ и астролог Марсилио Фичино (Marsilio Ficino);
  • драматург и поэт Анджело Амброджини (Angelo Ambrogini detto Poliziano).

С ранних лет Лоренцо много путешествовал и благодаря стараниям Козимо Старого, видевшего во внуке будущего приемника, успешно познавал тонкости политических дел. Так, например, уже в 15-летнем возрасте он был вхож во дворы глав европейских держав, и по поручению отца выполнял важные дипломатические миссии.

Брак и любовь

Лоренцо женился по настоянию матери, когда ему исполнилось 18 лет. Брак с Клариче Орсини (Clarice Orsini), происходившей из знатного и богатого аристократического рода, близкого к папскому престолу, был выгоден клану Медичи по политическим соображениям.

Девушка отличалась красотой, скромностью и набожностью, однако союз, в котором впоследствии родилось трое сыновей и четыре дочери, не был счастливым. Клариче не разделяла интересов мужа к музыке, поэзии и искусству, ей претила кипучая и яркая , и большую часть времени она находилась c детьми на одной из загородных вилл в Кафаджоло (villa Medici di Cafaggiolo) . Супруга Лоренцо умерла в возрасте 37 лет от туберкулеза.

Единственной любовью и музой правителя республики была одна из первых красавиц Флоренции Лукреция Донати (Lucrezia Donati).

Лоренцо горячо влюбился в нее будучи еще 16-летним юнцом, и сохранил это нежное чувство на долгие годы, воспевая даму сердца в стихах. В своих нежных сонетах он называл возлюбленную богиней, сравнивал ее с Мадонной, но принадлежность к могущественной династии Медичи не позволяла заключить брак по любви. К тому же сама Лукреция была замужем, и по свидетельству современников оставалась верной мужу.

Особенности правления

Лоренцо Великолепный находился у власти более 20 лет. Время его правления стало для Флорентийской республики периодом мира, стабильности и благосостояния. Были установлены добрососедские отношения с и Благодаря капиталу семьи Медичи, тонкому искусству дипломатии и широкой сети агентов-осведомителей удалось достичь больших успехов во внешней политике. Не имея мощную армию, Флоренция приобрела весомый авторитет в Италии.

Государство оказывало поддержку бедным слоям населения. Крестьяне были освобождены от выплат тяжелых повинностей феодалам. Отсутствие непосильного налогового гнета способствовало развитию сельского хозяйства и ремесленничества. Популярность Лоренцо в народе достигла небывалых высот.

Какое-то время во Флорентийской республике сохранялась конституция и основные институты власти, но все они носили формальный характер. Строй правления все больше приобретал черты единоличной и абсолютной монархии. При этом любые мятежи, заговоры и попытки устранения клана Медичи встречали безжалостный отпор.

В 1480 году для укрепления власти Лоренцо ввел несколько реформ: был распущен старый парламент и образован Совет семидесяти – законодательный и исполнительный орган управления, сформированный из союзников и сторонников семьи Медичи. Две коллегии по внешнеполитическим и финансово-правовым вопросам находились под контролем правителя республики.

Ни одно решение, касаемо внутренней или внешней политики, не принималось без участия и одобрения Лоренцо. С ним согласовывались даже браки, заключенные между влиятельными горожанами. При этом важные посты могли занимать люди, не принадлежащие к высшему сословию, но обладавшие определенными управленческими талантами. Примечательно, что один из самых ярких представителей династии Медичи не был титулован: официально Лоренцо не имел государственных званий или руководящих должностей, хотя в любой момент мог объявить себя королем или герцогом.

Флоренция в эпоху Лоренцо Медичи

В годы пребывания Лоренцо Великого у власти цветущая Флоренция (именно так переводится название города с итальянского) заиграла самыми яркими красками. Возводились новые здания и дороги, облагораживались улицы. В 1489 году вышел указ о существенных налоговых льготах для тех, кто занимался строительством. Жизнь в городе кипела: постоянно проводились пышные празднества, рыцарские турниры, карнавалы, маскарады и театральные постановки.

Лоренцо Великий, так же как и его знаменитый дед Козимо Медичи, был щедрым меценатом, коллекционером книг и ценных произведений искусств. Он приглашал талантливых художников и скульпторов, обеспечивал их выгодными заказами и предоставлял достойные условия работы. Правитель Флорентийской республики покровительствовал многим гениям эпохи Возрождения. Вот лишь некоторые из них:

  • (Sandro Botticelli);
  • (Michelangelo di Buonarroti);
  • (Leonardo di ser Piero da Vinci);
  • (Andrea del Verrocchio);
  • Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).

Лоренцо дополнил семейное собрание книг и основал первую в Европе публичную библиотеку, включавшую тогда более десяти тысяч ценных экземпляров. Позже она была названа в его честь Лауренциана (biblioteca Medicea Laurenziana). Сегодня фонды библиотеки насчитывают примерно 150 тысяч печатных изданий, а также 11 тысяч манускриптов и более 2 тысяч папирусов.

В 1472 году Лоренцо, тонкий ценитель изящной словесности, преобразовал пришедшую в упадок школу в (Pisa) в первый тосканский университет. Благодаря его стараниям подобное учебное заведение открылось также и во Флоренции. На тот момент это был единственный учебный центр в Европе, где преподавался греческий язык.

Последние годы жизни и смерть

Лоренцо Великий прожил яркую, насыщенную, но недолгую жизнь: он умер рано, в возрасте 43 лет, страдая от тяжелого заболевания подагра, унаследованного от отца. Расточительность некоронованного монарха и беспечность к финансовым делам дома Медичи привели к печальным последствиям. К тому же семейный банк кредитовал глав и влиятельных особ крупных европейских государств, которые не спешили погашать долги. Непомерные траты из личных средств и государственной казны вынуждали поднимать налоги, которые к концу правления Лоренцо увеличились более чем в три раза. Простые граждане выказывали недовольство, но до открытых восстаний дело не доходило. В 1492 году, когда один из самых ярких представителей клана Медичи скончался, все жители Флоренции вышли на улицы, чтобы проститься с любимым правителем.

Где находится гробница

Лоренцо, как и Джулиано, похоронили в мемориальной часовне базилики Святого Лаврентия (basilica di San Lorenzo). В 20-30 годах XVI столетия саркофаги братьев были декорированы мраморными статуями, выполненными Микеланджело Буонарроти. В основе идеи украшения усыпальниц прослеживается глубокая аллегория.

Прославленные правители Флоренции представлены в виде античных полководцев, по обе стороны которых расположены фигуры, символизирующие день и ночь (у саркофага Джулиано) и утро и вечер (по обе стороны от гробницы Лоренцо) – напоминание о быстротечности и беспощадности времени.

Изображения в живописи

По свидетельству современников, глава Флорентийской республики внешне не отличался красотой и привлекательностью: ходило много шуток о его длинном, кривом носе и выдвинутой вперед челюсти, однако он обладал невероятным природным обаянием и легким характером, что позволяло быстро располагать к себе людей.

До наших дней сохранилось несколько работ итальянских мастеров с изображением Лоренцо Великолепного. Самой известной считается картина кисти известного архитектора, художника и историка (Giorgio Vasari), написанная в 30-х годах XVI столетия, по заказу Алессандро Медичи (Alessandro di Lorenzo de’ Medici).

На портрете Лоренцо изображен уставшим, он сидит наклонив голову, погруженный в свои мысли, устремив вдаль задумчивый и сосредоточенны взгляд. Увидеть этот знаменитый холст можно в галерее Уффици, которую советуем посетить с .

Примечательно, что все картины с изображением одного из самых выдающихся представителей клана Медичи были написаны посмертно.

Считается, что художники, работая над полотнами, использовали для ориентира и точного портретного сходства барельефную скульптуру, созданную Андреа дель Верроккьо, друга и любимого мастера Лоренцо.

Сериал Великолепные Медичи

В современном искусстве образ Лоренцо и других представителей знаменитой флорентийской династии ярко и детально представлен в кинематографе, в многосерийном фильме Великолепные Медичи (Medici: The Magnificent). Историческая драма вышла в 2018 году и завоевала сердца миллионов зрителей. Над проектом работали британские и итальянские кинематографисты. Роль Лоренцо играет английский актер Дэниэл Шарман.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Сохранение своей власти он обеспечивал разными путями, в частности разветвленной системой личных связей во Флоренции и за ее пределами, отработанными приемами отсеивания политических противников при выборах в органы государственного управления.


Лоренцо МЕДИЧИ (Medici) (Великолепный) родился 1 января 1449 года во Флоренции, умер 8 апреля 1492 года в Кареджи, округа Флоренции. Внук Козимо Старшего Медичи. С именем Лоренцо Великолепного связан период наивысшего расцвета ренессансной культуры Флоренции.

В детстве воспитанием Лоренцо занималась его мать Лукреция Торнабуони, затем его наставниками были прославленные гуманисты Иоанн Аргиропул, Кристофоро Ландино, Марсилио Фичино, обучавшие его классическим языкам, философским наукам, поэзии. С ранней юности он выполнял ответственные дипломатические миссии, участвовал в государственных делах. В июле 1469 женился на Клариче Орсини, представительнице знатной римской фамилии.

Как и его дед, Лоренцо оставался честным человеком, не занимал никаких ключевых официальных должностей. Республиканский фасад Флорентийской государственности при нем мало изменился. Само прозвище Лоренцо «Великолепный» свидетельствует, что власть его покоилась в значительной мере на популярности, которую он приобрел широкими тратами из собственного и общественного карманов на роскошные постройки, произведения искусства, блестящие празднества.

В его правление происходили бесконечные карнавалы, маскарады, рыцарские турниры, театральные и прочие представления. Не чуждый занятиям словесностью, автор прославивших его поэтических произведений и ученых трактатов, Лоренцо проявил себя как щедрый меценат, подобно деду, поддерживал Фичино, главу Платоновской академии, участником которой являлся и сам, поэтов Анджело Полициано и Луиджи Пульчи, принимал у себя Ландино, Аргиропула, Франческо Филельфо, Бернардо Бембо, Эрмолао Барбаро, Джованни Пико делла Мирандола, Иоганна Рейхлина и других знаменитых гуманистов. Его покровительством пользовались люди искусства Сандро Боттичелли, Филиппино Липпи, Андреа Вероккьо, Поллайуоло, Гирландайо, Джулиано да Сан Галло, юный Микеланджело. По семейной традиции, Лоренцо пополнял библиотеку (позже названную его именем Laurentiana), приобретая для нее книги по всей Европе, собирал древние и новые скульптуры, камеи, монеты, картины.

Сохранение своей власти он обеспечивал разными путями, в частности разветвленной системой личных связей во Флоренции и за ее пределами, отработанными приемами отсеивания политических противников при выборах в органы государственного управления. В 1478 противники Медичи из влиятельных флорентийских родов Пацци и Сальвиати напали на Лоренцо и его брата Джулиано в церкви во время обедни, но убить смогли только Джулиано: народ не поддержал заговорщиков и жестоко с ними расправился.

Лоренцо обнаружил незаурядный дипломатический талант, стал одним из создателей итальянского равновесия, умело играя на противоречиях между Венецией, Миланом, Неаполитанским королевством и папой. В 1479, совершив смелый визит к своему заклятому врагу Фердинанду Неаполитанскому, он добился на выгодных условиях прекращения войны с ним и папой, что резко повысило его авторитет во Флоренции. Расширил флорентийские владения за счет присоединения крепостей Пьетросанта, Сарцана и Пьянкальдони.

Коммерческая деятельность Лоренцо была неудачной. С целью покрыть растущие расходы коммуны, в том числе на народные празднества и увеселения, он учреждал новые налоги, проводил принудительные государственные займы, прибегал к порче монеты. Народное недовольство, вызванное усилением финансового гнета, отразилось на сыне и преемнике Лоренцо Пьеро, изгнанного флорентийцами в ноябре 1494.

О мудрости Медичи слагали легенды, его тонкий художественный вкус ценили далеко за пределами Италии, а власти и могуществу редко когда осмеливались бросить вызов. Искусный дипломат, мудрый правитель, поэт, музыкант, знаток классических языков, казалось, он был идеальным монархом Ренессанса. С его именем навсегда будут связаны расцвет Флоренции, творения и жизнь гениев Возрождения…

1 января 1449 года в знаменитом флорентийском семействе Медичи появился на свет некрасивый ребёнок, которому суждена была великая судьба. Сейчас его назвали бы политиком, продюсером и олигархом. Но современники назвали его просто — Великолепный.

Нос «уточкой», напоминающий скорее карниз крыши, да ещё и свёрнутый набок. Выдвинутая вперёд нижняя челюсть, из-за которой губа кажется непропорционально большой, а весь вид — угрюмым. Мальчик, родившийся в семье Пьеро Медичи, был долгожданным (перед ним родилось две девочки, а нужен наследник), но слишком уж неказистым.

Это была эпоха, когда народ легко раздавал прозвища и целым группам людей, и конкретным правителям. Внук Козимо Старого и сын Пьеро Подагрика, названный Лоренцо, имел все шансы остаться в истории каким-нибудь «Лоренцо Некрасивым» или «Лоренцо Кривым».

Но он стал «Крёстным отцом», пожалуй, самой красивой эпохи истории человечества. Эпохи, которая, возможно, ближе всего подошла к абсолюту прекрасного. Эпохи Возрождения.

Семья Лоренцо

Когда ты должен много денег кому-то могущественному, например королю, ты в неудобном положении. Но когда король должен тебе — ты в смертельной опасности. Клану Медичи были должны слишком многие, чтобы можно было спокойно жить.

Ещё за несколько поколений до Лоренцо его предки, вопреки своей фамилии (Медичи — «медик»), начали заниматься ростовщичеством. Козимо Старый (дед Лоренцо) достиг вершин экономического и политического (тогда это было примерно одно и то же) могущества.

Козимо Медичи.

Хитроумный и жёсткий банкир Козимо долго и упорно воевал с конкурентами, завистниками и должниками, в итоге поднявшись на самую высоту власти. Но умения, в отличие от состояния и банка, по наследству передать нельзя.

Козимо серьёзно планировал будущее семьи. Он пригласил «к своему двору» великих учёных того времени, которые занимались как с его детьми, так и с внуками. Например, обучением маленького Лоренцо занялся знаменитейший на тот момент философ Марсилио Фичино.

Своим преемником Козимо видел сына Джованни (в ущерб первенцу Пьеро), которого и готовил к будущей карьере. Пьеро не рассматривался как будущий наследник в первую очередь по медицинским (ирония судьбы для фамилии Медичи) показателям. Он страдал подагрой настолько, что фактически не мог свободно передвигаться.

Замкнутый в четырёх стенах инвалид — не боец в жестокой драке за власть, особенно в те времена. Но всё же он был Медичи. Поэтому Пьеро женится (естественно, по решению отца) на Лукреции — представительнице союзной фамилии Торнабуони. Она была нехороша собой, но невероятно умна, воспитана и образованна. И возможно, именно это спасёт потом семью Медичи.

Пьеро Медичи.

Ещё при жизни Козимо умирает его планируемый наследник Джованни. Внезапно преемником на «троне» могущественнейшего человека во Флорентийской республике становится инвалид Пьеро Подагрик. С женой Лукрецией и четырьмя детьми на руках. Его старшему сыну Лоренцо на тот момент было 15 лет.

Взросление Лоренцо

Разноцветная мозаика. Лоскутное одеяло. Собрание ревнующих друг к другу родственников. Примерно так выглядит с сегодняшней позиции Италия XV века. Красивейший полуостров, как на огороды, разрезан границами.

Посредине всего Папская область — светское государство с религиозным полу-монархом — папой. Южнее — Неаполитанское королевство. Севернее — «города-государства»: Миланское герцогство, Генуя, Венеция. И Флорентийская республика.

«Властные элиты» — знаменитые и мощные фамилии того времени — Медичи, Сфорца, Орсини, Колонна, делла Ровере. Сегодня союзники, завтра опять враги, прогноз погоды на долгий срок неизвестен. И регулярно влезающие в итальянские огороды «внешние игроки» — Франция, Испания.

Лоренцо Медичи

Лицом к лицу со всем этим Лоренцо столкнулся в 20 лет. Его больной отец правил недолго — не обладая особыми политическими талантами, он стал лёгкой мишенью интриг и хитрых планов. Семья Медичи резко теряла влияние и союзников.

Внутри Флоренции (формально — республики) они ещё сохраняли достаточное число друзей в Синьории (некий аналог парламента и правительства одновременно). Но заботиться Медичи должны были уже о сохранении влияния (в их случае, читай — о выживании).

Воспользовавшись смертью Пьеро, во Флоренцию вторгается военачальник Нарди. Пока Лоренцо везёт — Нарди терпит поражение и гибнет. Но вместе с некрасивой внешностью Лоренцо унаследовал ум своей матери. Усилил прекрасным образованием и врождённой решительностью. Умножил финансовыми возможностями банка Медичи.

Наградами и интригами Лоренцо умножает число друзей и скоро фактически получает неофициальное единовластие во Флоренции. Во всём ему помогают мать и младший брат Джулиано. Некоронованный король формальной республики.

Любовь Лоренцо

Ещё будучи наследником Пьеро Подагрика, Лоренцо женился. Как и брак его родителей, это был династический союз. Женой стала Клариче Орсини. Невесту для Лоренцо выбирала его мать, она даже описывала ему в письмах претендентку, словно это были сообщения с ярмарки.

Портрет Клариче Орсини

Но Клариче так и не стала для Лоренцо самым близким человеком. Она родила ему 10 детей (двое умерли во младенчестве), но ни для него, ни для города не стала особенной любовью. Клариче была слишком набожна, чтобы понравиться избалованной флорентийской публике эпохи Возрождения. Музой для Лоренцо стала другая женщина — Лукреция Донати.

Уймитесь, не упорствуйте жестоко,
Мечты и вздохи вечные о ней,
Чтоб тихий сон не миновал очей,
Где слёз не просыхает поволока.

Эти стихи — кусочек одного из множества произведений, написанных Лоренцо в честь Лукреции. В её честь он выступал на рыцарских турнирах, а на торжествах он выходил в венке, который она сплетала для него из цветов. Он называл её богиней, сравнивал с Мадонной, но быть с ней не мог.

Андреа Вероккьо, т. н. «Флора» — предполагаемый портрет Лукреции Донати, ок. 1480.

Лоренцо встретил её, когда она уже была замужем. А он, нося фамилию Медичи, не имел ни единого шанса жениться по любви. Лукреция так и осталась главной увлечённостью Лоренцо. Она же стала тем, чего он так и не смог добиться — их роман до самого конца оставался платоническим.

Конец свиданья мне, увы, неведом,
Растаял мимолётный сон, и следом
Награда улетучилась моя.

Жестокость Лоренцо

«Папа этот был первым, кто показал, насколько большой властью он обладает и сколько дел… можно скрыть под плащом папского авторитета »…

Так ещё один великий уроженец Флоренции Никколо Макиавелли писал впоследствии о Папе Римском, известном как Сикст IV. Тот стал папой в 1471 году, когда в соседней Флоренции семья Медичи ещё занималась возвращением своего влияния. Но куда важнее то, что папа принадлежал к семье делла Ровере. И возможности папского престола для решения светских вопросов (в первую очередь, во благо своей семьи) он использовал максимально.

Папа Римский Сикст IV

На десятом году правления Лоренцо Медичи в родном городе во Флоренции возник заговор ещё одной влиятельной местной семьи — Пацци. В него были вовлечены местные купцы, финансисты и политики. Среди заговорщиков были даже архиепископ и кардинал. Собственно, сам папа стоял за всем заговором, и об этом было известно.

Формально заговорщики собирались «вернуть во Флоренцию республику». Но на деле папа планировал вручить власть и богатство Флоренции своему племяннику. Этот план не предполагал существования на земле семейства Медичи.

Каноническая открытка Флоренции — собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Великолепный собор, знаменитый своим бесподобным красным куполом. Именно под этот купол 26 апреля 1478 года приходит группа заговорщиков, чтобы убить Лоренцо и Джулиано Медичи. Планировалось, что во время молебна братья будут беззащитны.

Два брата Медичи оказались в соборе, наполненном заговорщиками, под одеждами которых спрятаны кинжалы. Даже служивший молебен кардинал Риарио был заговорщиком — именно он был племянником Папы Римского, который должен был «возглавить» Флоренцию».

Служба шла по сценарию — кардинал поднял Святые Дары. Братья Медичи встали на колени. И тогда на них набросились титулованные убийцы.

Портрет Джулиано Медичи. Ок. 1475.

Джулиано погиб сразу. Лоренцо спасла физическая форма и решительность. Он начал сопротивляться — его удалось только ранить, не ожидавшие жёсткого отпора заговорщики на время отступили. Лоренцо воспользовался этой минутой и забежал в ризницу при алтаре, спрятавшись и закрывшись в ней. Покушение провалилось.

Ответ Лоренцо не заставил себя ждать. Пользуясь своим влиянием в городе на все слои населения, Медичи мобилизовал все возможные силы. Большинство заговорщиков было найдено сразу же (это были известные в городе люди). С ними не стали даже разговаривать — часть была буквально растерзана сторонниками Лоренцо.

Тех, кто скрылся от мгновенной расправы, ждала не лучшая участь. Лоренцо был непреклонен — участников заговора вешали на окнах Палаццо Веккьо — того самого дворца, где заседает Синьория и откуда они хотели управлять Флоренцией. Находили и вешали несколько дней. Архиепископ Пизанский, участник заговора и (таких совпадений не бывает) родственник Папы Римского, был повешен прямо в своём парадном облачении.

Невзирая на угрозы и мольбы, его втащили внутрь дворца, закрепили верёвку в помещении, накинули на архиепископскую шею петлю и толкнули священника в окно. Вся Флоренция видела, как враг Медичи дёргался в петле в своей ярко-красной мантии и в тщетной попытке спасти себе жизнь даже вцепился зубами в тело висящего рядом представителя семейства Пацци.

Палаццо Веккьо во Флоренции

Заговор, который должен был ликвидировать всю семью Медичи, лишь сплотил людей вокруг Лоренцо. Семьи его врагов лишали имущества и швыряли в тюрьмы. Не укрылся даже заговорщик, бежавший в Константинополь. Впоследствии его вывезли оттуда, вернули во Флоренцию и повесили точно так же — на окне Палаццо Веккьо.

С момента заговора тогда прошло уже полтора года. Лоренцо был неумолим в своём мщении.

Война Лоренцо

Папа стоял за заговором. Папа планировал убить семью Медичи. Но после мести Медичи папа не простил их. Святой престол начал полноценную войну с Лоренцо по всем направлениям. В папской области все операции банка Медичи, которые проходили, были закрыты, тамошнее имущество конфисковано.

Папа Римский Сикст IV

Папа мобилизовал свою армию (тогда это была серьёзная сила) и обратился за военной поддержкой к королю Неаполя Фердинанду. Жестокий и беспринципный Фердинанд поддержал папу, имея виды на флорентийское богатство. Объединённая армия вторглась во Флоренцию. Казалось, республика падёт — Лоренцо хотел помощи от Милана и Венеции, но те не стали воевать против папы.

Флорентийцы проиграли ряд сражений, а Сикст IV начал действовать и по своей главной — идеологической — линии. Он отлучил от церкви сначала лично Лоренцо Медичи, затем всю Синьорию, а когда и это не сработало должным образом — вообще всю Флоренцию.

Мы уже говорили, что в детстве у Лоренцо были блестящие учителя. Его воспитывала умная, образованная итальянская аристократка. Лоренцо не был бы Великолепным, если бы не выкрутился и из этого положения. Он пошёл на переговоры напрямую с врагом — но не с папой (это было бесполезно), а с его главной военной опорой — Фердинандом Неаполитанским.

Тот был насколько беспринципен, настолько же и умён. Баланс сил можно было поддержать, лишь не давая кому-то из врагов слишком усилиться. И Фердинанд передумал поддерживать всё возрастающие аппетиты Папы Римского. Более того, Лоренцо связался (или сумел внушить папе, что связался) с Францией, и она якобы благосклонно отнеслась к идее возможного союза с Флоренцией против папы.

Лоренцо Медичи «Великолепный»

Дипломатический успех был полным — сначала из войны выходит Неаполь, а затем и папа заключает мир. Правда, в это время умирает мать Лоренцо, и он сам пишет, что это страшное горе, так как она была и главным его вдохновителем.

Искусство Лоренцо

Лоренцо Великолепный, сразивший внутренних и отбившийся от внешних врагов, был фактически монархом. Он полностью подчинил себе правительство, а Флоренция с удовольствием приняла его как господина.

С удовольствием потому, что он был не только политиком и олигархом. По тогдашней моде, Лоренцо был покровителем искусств. Меценатами были все — от жестоких тиранов до Римских Пап. Но Медичи пошёл дальше многих.

Сам будучи философом и поэтом, он покровительствовал всем искусствам. Ещё до него развившаяся в культурную столицу Италии, Флоренция при нём достигла невероятных высот. Лоренцо приглашает самых талантливых художников и скульпторов, он щедро одаривает их и раздаёт постоянные заказы, спонсирует школы искусств.

Сейчас профессию «продюсер» обрисовывают как «бизнесмен с функцией творческой оценки». Неизвестно, каким было бы искусство (и мир в целом) без творческой оценки Лоренцо Медичи.

Скульптор Микеланджело ди Буанаротти.

В одной из школ скульпторов он разглядел талантливого пятнадцатилетнего ученика. Он узнаёт его имя — Микеланджело ди Буанаротти — и забирает под свою непосредственную опеку. При дворе Медичи гений остаётся работать до самой смерти Лоренцо.

«Придворным» художником и организатором торжеств во Флоренции был знаменитый Вероккьо. Он прославился и как живописец (преимущественно по заказам, разумеется, Лоренцо), и как учитель искусств. Одному из учеников Вероккьо по имени Сандро Ботичелли молодой ещё Лоренцо на заре своего правления начинает обеспечивать серьёзные заказы — например, портрет своего брата.

Слава всех художников и скульпторов, среди которых и Ботичелли, и Микеланджело, и Вероккьо, разносилась по всей Италии (читай — по сердцу Европы), превознося Флоренцию и оставляя потомкам множественные шедевры. Даже на фоне щедрости Милана, Неаполя и Рима Лоренцо выделяется настолько, что впоследствии его назовут «Крёстным отцом Ренессанса».

Из мастерской Вероккьо выходит ещё один сверхталантливый ученик и вскоре начинает получать серьёзные заказы при дворе Медичи. Редкий в ту эпоху мир в государстве и щедрые заказы позволяют ему даже основать в городе свою мастерскую, и уже вскоре весь мир узнаёт его имя — Леонардо из города Винчи.

Наследие Лоренцо

Если от своей матери Великолепный Медичи унаследовал ум и внешнюю непривлекательность, то от отца — банк, могущество и подагру. Болезнь доводит его до состояния отца, Лоренцо редко может свободно передвигаться.

Как раз в это время во Флоренции набирает силу яростный проповедник Джироламо Савонарола. Медичи призывает его к себе, но два таких разных человека не могут найти общего языка. Лоренцо хитёр, честолюбив, тщеславен. Савонарола — фанатичен, он попрекает Медичи богатством, ему чужд расцвет искусства.

Портрет Савонаролы кисти Фра Бартоломео, около 1498.

Дипломату и правителю Лоренцо не могут понравиться и призывы Савонаролы сжигать тех, кого он считает еретиками, на кострах. Проповедник же, уверяющий (и, похоже, действительно верящий), что через него говорит сам Бог, не приемлет аргументов Медичи. Савонарола отказывает Лоренцо в отпущении грехов.

Но Великолепный остаётся при своём мнении. Он помнил слова своего деда о том, что «развращённый город лучше города разрушенного, а с чётками в руках не построишь государства».

8 апреля 1492 года, всего лишь на 44 году жизни, Лоренцо Великолепный Медичи умирает в своём загородном дворце. Уже вскоре, несмотря на старания его сына Пьеро, не унаследовавшего в полной мере талантов отца, итальянские государства снова начинают войны. Семейство Медичи изгоняется из Флоренции, их дворцы грабят.

Во главе города фактически встаёт фанатичный Савонарола, уже вскоре на кострах сжигают тех, кого он считает еретиками, недуховные книги и даже музыкальные инструменты. Но даже эта чёрная полоса не затмевает значения Лоренцо. В конце концов его семья вернётся во Флоренцию и снова возглавит её.

Его второй сын и племянник станут Римскими Папами, а правнучка Екатерина — королевой Франции. И наследием Лоренцо станут не фамилии на табличках, а важный этап ярчайшей эпохи цивилизации — Возрождения.

Эпохи, в которой у всего были простые прозвища. Сын Пьеро Подагрика, отец Пьеро Невезучего. Можно легко оценить, какой высоты достиг Лоренцо Медичи, чтобы в эпоху бесподобного Возрождения называться Великолепным.

Пять интересных фактов из жизни ""короля-поэта"".

1. Лоренцо Великолепный построил первую в Европе публичную библиотеку. Его собрание насчитывало около десяти тысяч рукописных и печатных книг.

Для пополнения ее запасов он отправлял своих посланников на Восток, где те искали древние рукописи, свитки и книги. Подобной библиотеки не было нигде со времен Александрии. По сей день она носит его имя – Библиотека Лауренциана.

2. Знаменитые сады Медичи, построенные Лоренцо стали прообразом первой академии Изящных искусств в Европе. Лоренцо даже открыл в садах Медичи школу для молодых художников и ваятелей.

В саду виллы Медичи в Риме

Здесь творили такие корифеи, как Джованни Франческо Рустиччи, Лоренцо ди Креди, Андреа Сансовино… В школе ваятелей при садах Медичи учился также и сам Микеланджело Буонаротти.

3. Лоренцо Великолепный прославился не только, как первый основатель публичной библиотеки, но и как первый в Европе владелец… жирафа.

Жирафа ему подарил египетский султан Кейт-бей в знак установления дружественных отношений между Флоренцией и Египтом. Появление во Флоренции этого диковинного животного вызвало невероятный ажиотаж.

Фрагмент картины Франческо Убертини. “Раздача манны небесной”. 1540. На картине изображён жираф Медичи

Это был первый живой жираф, появившийся в Европе со времен Древнего Рима. На Лоренцо жираф произвел такое впечатление, что он даже решил использовать его в своих политических интригах, пообещав подарить его королеве Франции Анне.

Правда эта затея не удалась, жираф в результате несчастного случая сломал шею, и в течение последующих трехсот лет жирафов во Флоренцию не привозили. Кстати, жираф Медичи изображен на картине Франческо Убертини ""Раздача манны небесной"" (1540).

4. Медичи был превосходным поэтом. Такое сочетание кажется необычным даже для эпохи Возрождения с ее многосторонними гениальными личностями. Оно поражало уже современников.

""В нем жили два разных человека, соединенные почти невозможной связью"" , - писал Макиавелли. Произведения Лоренцо восходят к нео-платонической традиции – поэма ""Спор"" и любовные сонеты.

Другие его сочинения опирались на фольклор – ""Соколиная охота"", ""Пир или пьяницы"", ""Ненча из Барберино"". К народно-реалистическим произведениям примыкает также ""Новелла о Джакоппо"", написанная в стилистической традиции ""Декамерона"".

В ней изображен придурковатый горожанин, который, будучи одурачен священником Антонио, умоляет жену отдаться любовнику. Новелла резко антиклерикальна: глупость Джакоппо – прямое следствие его слепой веры, а священник Антонио – изображен в крайне неприглядном виде.

5. Одно из величайших достижений эпохи Возрождения - мраморная статуя, изображающая Лоренцо Медичи, над которой Микеланджело Буонаротти работал в течение почти десяти лет (1526-1534).

Статуя входит в композицию надгробия Лоренцо в капелле Медичи. Ещё при жизни Микеланджело статую назвали ""il pensieroso"" – ""созерцательной"". link

О мудрости Медичи слагали легенды, его тонкий художественный вкус ценили далеко за пределами Италии, а власти и могуществу редко когда осмеливались бросить вызов. Искусный дипломат, мудрый правитель, поэт, музыкант, знаток классических языков, казалось, он был идеальным монархом Ренессанса. С его именем навсегда будут связаны расцвет Флоренции, творения и жизнь гениев Возрождения…

1 января 1449 года в знаменитом флорентийском семействе Медичи появился на свет некрасивый ребёнок, которому суждена была великая судьба. Сейчас его назвали бы политиком, продюсером и олигархом. Но современники назвали его просто — Великолепный.

Нос «уточкой», напоминающий скорее карниз крыши, да ещё и свёрнутый набок. Выдвинутая вперёд нижняя челюсть, из-за которой губа кажется непропорционально большой, а весь вид — угрюмым. Мальчик, родившийся в семье Пьеро Медичи, был долгожданным (перед ним родилось две девочки, а нужен наследник), но слишком уж неказистым.

Это была эпоха, когда народ легко раздавал прозвища и целым группам людей, и конкретным правителям. Внук Козимо Старого и сын Пьеро Подагрика, названный Лоренцо, имел все шансы остаться в истории каким-нибудь «Лоренцо Некрасивым» или «Лоренцо Кривым».

Но он стал «Крёстным отцом», пожалуй, самой красивой эпохи истории человечества. Эпохи, которая, возможно, ближе всего подошла к абсолюту прекрасного. Эпохи Возрождения.

Семья Лоренцо

Когда ты должен много денег кому-то могущественному, например королю, ты в неудобном положении. Но когда король должен тебе — ты в смертельной опасности. Клану Медичи были должны слишком многие, чтобы можно было спокойно жить.

Ещё за несколько поколений до Лоренцо его предки, вопреки своей фамилии (Медичи — «медик»), начали заниматься ростовщичеством. Козимо Старый (дед Лоренцо) достиг вершин экономического и политического (тогда это было примерно одно и то же) могущества.

Козимо Медичи.

Хитроумный и жёсткий банкир Козимо долго и упорно воевал с конкурентами, завистниками и должниками, в итоге поднявшись на самую высоту власти. Но умения, в отличие от состояния и банка, по наследству передать нельзя.

Козимо серьёзно планировал будущее семьи. Он пригласил «к своему двору» великих учёных того времени, которые занимались как с его детьми, так и с внуками. Например, обучением маленького Лоренцо занялся знаменитейший на тот момент философ Марсилио Фичино.

Своим преемником Козимо видел сына Джованни (в ущерб первенцу Пьеро), которого и готовил к будущей карьере. Пьеро не рассматривался как будущий наследник в первую очередь по медицинским (ирония судьбы для фамилии Медичи) показателям. Он страдал подагрой настолько, что фактически не мог свободно передвигаться.

Замкнутый в четырёх стенах инвалид — не боец в жестокой драке за власть, особенно в те времена. Но всё же он был Медичи. Поэтому Пьеро женится (естественно, по решению отца) на Лукреции — представительнице союзной фамилии Торнабуони. Она была нехороша собой, но невероятно умна, воспитана и образованна. И возможно, именно это спасёт потом семью Медичи.

Пьеро Медичи.

Ещё при жизни Козимо умирает его планируемый наследник Джованни. Внезапно преемником на «троне» могущественнейшего человека во Флорентийской республике становится инвалид Пьеро Подагрик. С женой Лукрецией и четырьмя детьми на руках. Его старшему сыну Лоренцо на тот момент было 15 лет.

Взросление Лоренцо

Разноцветная мозаика. Лоскутное одеяло. Собрание ревнующих друг к другу родственников. Примерно так выглядит с сегодняшней позиции Италия XV века. Красивейший полуостров, как на огороды, разрезан границами.

Посредине всего Папская область — светское государство с религиозным полу-монархом — папой. Южнее — Неаполитанское королевство. Севернее — «города-государства»: Миланское герцогство, Генуя, Венеция. И Флорентийская республика.

«Властные элиты» — знаменитые и мощные фамилии того времени — Медичи, Сфорца, Орсини, Колонна, делла Ровере. Сегодня союзники, завтра опять враги, прогноз погоды на долгий срок неизвестен. И регулярно влезающие в итальянские огороды «внешние игроки» — Франция, Испания.

Лоренцо Медичи

Лицом к лицу со всем этим Лоренцо столкнулся в 20 лет. Его больной отец правил недолго — не обладая особыми политическими талантами, он стал лёгкой мишенью интриг и хитрых планов. Семья Медичи резко теряла влияние и союзников.

Внутри Флоренции (формально — республики) они ещё сохраняли достаточное число друзей в Синьории (некий аналог парламента и правительства одновременно). Но заботиться Медичи должны были уже о сохранении влияния (в их случае, читай — о выживании).

Воспользовавшись смертью Пьеро, во Флоренцию вторгается военачальник Нарди. Пока Лоренцо везёт — Нарди терпит поражение и гибнет. Но вместе с некрасивой внешностью Лоренцо унаследовал ум своей матери. Усилил прекрасным образованием и врождённой решительностью. Умножил финансовыми возможностями банка Медичи.

Наградами и интригами Лоренцо умножает число друзей и скоро фактически получает неофициальное единовластие во Флоренции. Во всём ему помогают мать и младший брат Джулиано. Некоронованный король формальной республики.

Любовь Лоренцо

Ещё будучи наследником Пьеро Подагрика, Лоренцо женился. Как и брак его родителей, это был династический союз. Женой стала Клариче Орсини. Невесту для Лоренцо выбирала его мать, она даже описывала ему в письмах претендентку, словно это были сообщения с ярмарки.

Портрет Клариче Орсини

Но Клариче так и не стала для Лоренцо самым близким человеком. Она родила ему 10 детей (двое умерли во младенчестве), но ни для него, ни для города не стала особенной любовью. Клариче была слишком набожна, чтобы понравиться избалованной флорентийской публике эпохи Возрождения. Музой для Лоренцо стала другая женщина — Лукреция Донати.

Уймитесь, не упорствуйте жестоко,
Мечты и вздохи вечные о ней,
Чтоб тихий сон не миновал очей,
Где слёз не просыхает поволока.

Эти стихи — кусочек одного из множества произведений, написанных Лоренцо в честь Лукреции. В её честь он выступал на рыцарских турнирах, а на торжествах он выходил в венке, который она сплетала для него из цветов. Он называл её богиней, сравнивал с Мадонной, но быть с ней не мог.

Андреа Вероккьо, т. н. «Флора» — предполагаемый портрет Лукреции Донати, ок. 1480.

Лоренцо встретил её, когда она уже была замужем. А он, нося фамилию Медичи, не имел ни единого шанса жениться по любви. Лукреция так и осталась главной увлечённостью Лоренцо. Она же стала тем, чего он так и не смог добиться — их роман до самого конца оставался платоническим.

Конец свиданья мне, увы, неведом,
Растаял мимолётный сон, и следом
Награда улетучилась моя.

Жестокость Лоренцо

«Папа этот был первым, кто показал, насколько большой властью он обладает и сколько дел… можно скрыть под плащом папского авторитета »…

Так ещё один великий уроженец Флоренции Никколо Макиавелли писал впоследствии о Папе Римском, известном как Сикст IV. Тот стал папой в 1471 году, когда в соседней Флоренции семья Медичи ещё занималась возвращением своего влияния. Но куда важнее то, что папа принадлежал к семье делла Ровере. И возможности папского престола для решения светских вопросов (в первую очередь, во благо своей семьи) он использовал максимально.

Папа Римский Сикст IV

На десятом году правления Лоренцо Медичи в родном городе во Флоренции возник заговор ещё одной влиятельной местной семьи — Пацци. В него были вовлечены местные купцы, финансисты и политики. Среди заговорщиков были даже архиепископ и кардинал. Собственно, сам папа стоял за всем заговором, и об этом было известно.

Формально заговорщики собирались «вернуть во Флоренцию республику». Но на деле папа планировал вручить власть и богатство Флоренции своему племяннику. Этот план не предполагал существования на земле семейства Медичи.

Каноническая открытка Флоренции — собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Великолепный собор, знаменитый своим бесподобным красным куполом. Именно под этот купол 26 апреля 1478 года приходит группа заговорщиков, чтобы убить Лоренцо и Джулиано Медичи. Планировалось, что во время молебна братья будут беззащитны.

Два брата Медичи оказались в соборе, наполненном заговорщиками, под одеждами которых спрятаны кинжалы. Даже служивший молебен кардинал Риарио был заговорщиком — именно он был племянником Папы Римского, который должен был «возглавить» Флоренцию».

Служба шла по сценарию — кардинал поднял Святые Дары. Братья Медичи встали на колени. И тогда на них набросились титулованные убийцы.

Портрет Джулиано Медичи. Ок. 1475.

Джулиано погиб сразу. Лоренцо спасла физическая форма и решительность. Он начал сопротивляться — его удалось только ранить, не ожидавшие жёсткого отпора заговорщики на время отступили. Лоренцо воспользовался этой минутой и забежал в ризницу при алтаре, спрятавшись и закрывшись в ней. Покушение провалилось.

Ответ Лоренцо не заставил себя ждать. Пользуясь своим влиянием в городе на все слои населения, Медичи мобилизовал все возможные силы. Большинство заговорщиков было найдено сразу же (это были известные в городе люди). С ними не стали даже разговаривать — часть была буквально растерзана сторонниками Лоренцо.

Тех, кто скрылся от мгновенной расправы, ждала не лучшая участь. Лоренцо был непреклонен — участников заговора вешали на окнах Палаццо Веккьо — того самого дворца, где заседает Синьория и откуда они хотели управлять Флоренцией. Находили и вешали несколько дней. Архиепископ Пизанский, участник заговора и (таких совпадений не бывает) родственник Папы Римского, был повешен прямо в своём парадном облачении.

Невзирая на угрозы и мольбы, его втащили внутрь дворца, закрепили верёвку в помещении, накинули на архиепископскую шею петлю и толкнули священника в окно. Вся Флоренция видела, как враг Медичи дёргался в петле в своей ярко-красной мантии и в тщетной попытке спасти себе жизнь даже вцепился зубами в тело висящего рядом представителя семейства Пацци.

Палаццо Веккьо во Флоренции

Заговор, который должен был ликвидировать всю семью Медичи, лишь сплотил людей вокруг Лоренцо. Семьи его врагов лишали имущества и швыряли в тюрьмы. Не укрылся даже заговорщик, бежавший в Константинополь. Впоследствии его вывезли оттуда, вернули во Флоренцию и повесили точно так же — на окне Палаццо Веккьо.

С момента заговора тогда прошло уже полтора года. Лоренцо был неумолим в своём мщении.

Война Лоренцо

Папа стоял за заговором. Папа планировал убить семью Медичи. Но после мести Медичи папа не простил их. Святой престол начал полноценную войну с Лоренцо по всем направлениям. В папской области все операции банка Медичи, которые проходили, были закрыты, тамошнее имущество конфисковано.

Папа Римский Сикст IV

Папа мобилизовал свою армию (тогда это была серьёзная сила) и обратился за военной поддержкой к королю Неаполя Фердинанду. Жестокий и беспринципный Фердинанд поддержал папу, имея виды на флорентийское богатство. Объединённая армия вторглась во Флоренцию. Казалось, республика падёт — Лоренцо хотел помощи от Милана и Венеции, но те не стали воевать против папы.

Флорентийцы проиграли ряд сражений, а Сикст IV начал действовать и по своей главной — идеологической — линии. Он отлучил от церкви сначала лично Лоренцо Медичи, затем всю Синьорию, а когда и это не сработало должным образом — вообще всю Флоренцию.

Мы уже говорили, что в детстве у Лоренцо были блестящие учителя. Его воспитывала умная, образованная итальянская аристократка. Лоренцо не был бы Великолепным, если бы не выкрутился и из этого положения. Он пошёл на переговоры напрямую с врагом — но не с папой (это было бесполезно), а с его главной военной опорой — Фердинандом Неаполитанским.

Тот был насколько беспринципен, настолько же и умён. Баланс сил можно было поддержать, лишь не давая кому-то из врагов слишком усилиться. И Фердинанд передумал поддерживать всё возрастающие аппетиты Папы Римского. Более того, Лоренцо связался (или сумел внушить папе, что связался) с Францией, и она якобы благосклонно отнеслась к идее возможного союза с Флоренцией против папы.

Лоренцо Медичи «Великолепный»

Дипломатический успех был полным — сначала из войны выходит Неаполь, а затем и папа заключает мир. Правда, в это время умирает мать Лоренцо, и он сам пишет, что это страшное горе, так как она была и главным его вдохновителем.

Искусство Лоренцо

Лоренцо Великолепный, сразивший внутренних и отбившийся от внешних врагов, был фактически монархом. Он полностью подчинил себе правительство, а Флоренция с удовольствием приняла его как господина.

С удовольствием потому, что он был не только политиком и олигархом. По тогдашней моде, Лоренцо был покровителем искусств. Меценатами были все — от жестоких тиранов до Римских Пап. Но Медичи пошёл дальше многих.

Сам будучи философом и поэтом, он покровительствовал всем искусствам. Ещё до него развившаяся в культурную столицу Италии, Флоренция при нём достигла невероятных высот. Лоренцо приглашает самых талантливых художников и скульпторов, он щедро одаривает их и раздаёт постоянные заказы, спонсирует школы искусств.

Сейчас профессию «продюсер» обрисовывают как «бизнесмен с функцией творческой оценки». Неизвестно, каким было бы искусство (и мир в целом) без творческой оценки Лоренцо Медичи.

Скульптор Микеланджело ди Буанаротти.

В одной из школ скульпторов он разглядел талантливого пятнадцатилетнего ученика. Он узнаёт его имя — Микеланджело ди Буанаротти — и забирает под свою непосредственную опеку. При дворе Медичи гений остаётся работать до самой смерти Лоренцо.

«Придворным» художником и организатором торжеств во Флоренции был знаменитый Вероккьо. Он прославился и как живописец (преимущественно по заказам, разумеется, Лоренцо), и как учитель искусств. Одному из учеников Вероккьо по имени Сандро Ботичелли молодой ещё Лоренцо на заре своего правления начинает обеспечивать серьёзные заказы — например, портрет своего брата.

Слава всех художников и скульпторов, среди которых и Ботичелли, и Микеланджело, и Вероккьо, разносилась по всей Италии (читай — по сердцу Европы), превознося Флоренцию и оставляя потомкам множественные шедевры. Даже на фоне щедрости Милана, Неаполя и Рима Лоренцо выделяется настолько, что впоследствии его назовут «Крёстным отцом Ренессанса».

Из мастерской Вероккьо выходит ещё один сверхталантливый ученик и вскоре начинает получать серьёзные заказы при дворе Медичи. Редкий в ту эпоху мир в государстве и щедрые заказы позволяют ему даже основать в городе свою мастерскую, и уже вскоре весь мир узнаёт его имя — Леонардо из города Винчи.

Наследие Лоренцо

Если от своей матери Великолепный Медичи унаследовал ум и внешнюю непривлекательность, то от отца — банк, могущество и подагру. Болезнь доводит его до состояния отца, Лоренцо редко может свободно передвигаться.

Как раз в это время во Флоренции набирает силу яростный проповедник Джироламо Савонарола. Медичи призывает его к себе, но два таких разных человека не могут найти общего языка. Лоренцо хитёр, честолюбив, тщеславен. Савонарола — фанатичен, он попрекает Медичи богатством, ему чужд расцвет искусства.

Портрет Савонаролы кисти Фра Бартоломео, около 1498.

Дипломату и правителю Лоренцо не могут понравиться и призывы Савонаролы сжигать тех, кого он считает еретиками, на кострах. Проповедник же, уверяющий (и, похоже, действительно верящий), что через него говорит сам Бог, не приемлет аргументов Медичи. Савонарола отказывает Лоренцо в отпущении грехов.

Но Великолепный остаётся при своём мнении. Он помнил слова своего деда о том, что «развращённый город лучше города разрушенного, а с чётками в руках не построишь государства».

8 апреля 1492 года, всего лишь на 44 году жизни, Лоренцо Великолепный Медичи умирает в своём загородном дворце. Уже вскоре, несмотря на старания его сына Пьеро, не унаследовавшего в полной мере талантов отца, итальянские государства снова начинают войны. Семейство Медичи изгоняется из Флоренции, их дворцы грабят.

Во главе города фактически встаёт фанатичный Савонарола, уже вскоре на кострах сжигают тех, кого он считает еретиками, недуховные книги и даже музыкальные инструменты. Но даже эта чёрная полоса не затмевает значения Лоренцо. В конце концов его семья вернётся во Флоренцию и снова возглавит её.

Его второй сын и племянник станут Римскими Папами, а правнучка Екатерина — королевой Франции. И наследием Лоренцо станут не фамилии на табличках, а важный этап ярчайшей эпохи цивилизации — Возрождения.

Эпохи, в которой у всего были простые прозвища. Сын Пьеро Подагрика, отец Пьеро Невезучего. Можно легко оценить, какой высоты достиг Лоренцо Медичи, чтобы в эпоху бесподобного Возрождения называться Великолепным.

Пять интересных фактов из жизни ""короля-поэта"".

1. Лоренцо Великолепный построил первую в Европе публичную библиотеку. Его собрание насчитывало около десяти тысяч рукописных и печатных книг.

Для пополнения ее запасов он отправлял своих посланников на Восток, где те искали древние рукописи, свитки и книги. Подобной библиотеки не было нигде со времен Александрии. По сей день она носит его имя – Библиотека Лауренциана.

2. Знаменитые сады Медичи, построенные Лоренцо стали прообразом первой академии Изящных искусств в Европе. Лоренцо даже открыл в садах Медичи школу для молодых художников и ваятелей.

В саду виллы Медичи в Риме

Здесь творили такие корифеи, как Джованни Франческо Рустиччи, Лоренцо ди Креди, Андреа Сансовино… В школе ваятелей при садах Медичи учился также и сам Микеланджело Буонаротти.

3. Лоренцо Великолепный прославился не только, как первый основатель публичной библиотеки, но и как первый в Европе владелец… жирафа.

Жирафа ему подарил египетский султан Кейт-бей в знак установления дружественных отношений между Флоренцией и Египтом. Появление во Флоренции этого диковинного животного вызвало невероятный ажиотаж.

Фрагмент картины Франческо Убертини. “Раздача манны небесной”. 1540. На картине изображён жираф Медичи

Это был первый живой жираф, появившийся в Европе со времен Древнего Рима. На Лоренцо жираф произвел такое впечатление, что он даже решил использовать его в своих политических интригах, пообещав подарить его королеве Франции Анне.

Правда эта затея не удалась, жираф в результате несчастного случая сломал шею, и в течение последующих трехсот лет жирафов во Флоренцию не привозили. Кстати, жираф Медичи изображен на картине Франческо Убертини ""Раздача манны небесной"" (1540).

4. Медичи был превосходным поэтом. Такое сочетание кажется необычным даже для эпохи Возрождения с ее многосторонними гениальными личностями. Оно поражало уже современников.

""В нем жили два разных человека, соединенные почти невозможной связью"" , - писал Макиавелли. Произведения Лоренцо восходят к нео-платонической традиции – поэма ""Спор"" и любовные сонеты.

Другие его сочинения опирались на фольклор – ""Соколиная охота"", ""Пир или пьяницы"", ""Ненча из Барберино"". К народно-реалистическим произведениям примыкает также ""Новелла о Джакоппо"", написанная в стилистической традиции ""Декамерона"".

В ней изображен придурковатый горожанин, который, будучи одурачен священником Антонио, умоляет жену отдаться любовнику. Новелла резко антиклерикальна: глупость Джакоппо – прямое следствие его слепой веры, а священник Антонио – изображен в крайне неприглядном виде.

5. Одно из величайших достижений эпохи Возрождения - мраморная статуя, изображающая Лоренцо Медичи, над которой Микеланджело Буонаротти работал в течение почти десяти лет (1526-1534).

Статуя входит в композицию надгробия Лоренцо в капелле Медичи. Ещё при жизни Микеланджело статую назвали ""il pensieroso"" – ""созерцательной"". link

Семейство Медичи-- давно обещанная подборка портретов. Многа букафф и многа портретов. Выбирайте --что кому больше нравится. Обещала здесь::

Немного повторюсь--и для себя и для тех. кто не видел или успел немного подзабыть.

Семейство Медичи огромное, в те времена одно из богатейших в Европе.Дало миру не только правителей Флоренции и покровителей, спонсоров художников, архитекторов, но ещё и четырёх римских пап и двух королев Франции. Лоренцо Великолепный, римский папа Лев X , французские королевы Екатерина и Мария Медичи - эти легендарные личности происходят из одной семьи, бывшей когда-то одной из самых могущественных в Европе.

«Пусть Медичи покоятся с миром в своих мраморных и порфировых гробницах, ведь они сделали для всемирной славы более чем кто-либо из принцев, королей и императоров, как предыдущих, так и последующих эпох», - так отозвался о них Александр Дюма.

Начну подборку со своего любимого Лоренцо Великолепного. По-моему, он был самым великолепным) представителем великого семейства Медичи. К сожалению, умер молодым --ему было всего 43 года. Папа Римский, узнав о смерти Лоренцо, воскликнул: "Мир погиб!" А король Неаполя сказал: "Он прожил достаточно долго для себя самого, но слишком мало для спасения Италии".

Уймитесь, не упорствуйте жестоко, Мечты и вздохи вечные о ней, Чтоб тихий сон не миновал очей Где слез не просыхает поволока.Труды и мысли дня уже далеко Равно и от людей и от зверей; Уже упряжке белых лошадей Предшествует неясный свет востока.Подпишем перемирие, пока Не встало солнце: верь, Амур, что сниться Ее лицо и голос будут мнеИ белая в моей руке рука. Не будь завистлив, дай мне насладиться Неслыханным блаженством хоть во сне.

Сонет Лоренцо Медичи (1449-1492) (Перевод Евгений Солонович)

Предполагается, что Лукреция Донати являлась той дамой, которую по правилам куртуазной любви Лоренцо Медичи воспевал в своих стихах как светлую звезду, как блестящее солнце, как богиню, явившую земле небесное совершенство, и т.д.

Он выбрал её своей музой в 1465 году, когда ей было 18, а ему 16 лет, и она только что вышла замуж за Никколо Ардингелли, с которым была обручена два года. (Сам Лоренцо не мог на ней жениться, поскольку существовали договоренности о его династическом браке со знатной римлянкой)

«Об этой поэтической связи было объявлено во всеуслышание: на большом турнире 1469 года имя Лукреции красовалось рядом с Клариче Орсини, будущей женой Лоренцо. Та, впрочем, не держала обиды: в 1471 году она согласилась быть крестной матерью новорожденного Пьетро Ардингелли, сына Лукреции и Никколо. А Никколо не возражал, чтобы его супруга была царицей флорентийских праздников» (С)

Дж. Вазари. Портрет Лоренцо Медичи. Флоренция, Галерея Уффици.


Top