Каин и Авель — библейская история братьев. Каин и Авель – история первых людей, рожденных на Земле

Всего в пятнадцати стихах 4-ой главы Библейской книги Бытие, описаны Каин и Авель, история отношений которых, является онтологическим разбором человеческой психологии. Взаимодействие двух братьев, лишённые всякого антуража, показывает архетип отступления человека от добра.

О чём говорит первоисточник и как его понимать?

Вот на этом снимке вся библейская история Каина и Авеля

От этого источника, происходит множество толкований. Но обращать внимание следует только на объяснения от авторитетных источников, которые видят этот текст в духе православия.

Есть одна аксиома, которая очень способствует правильному пониманию Библейских текстов, а именно: «В Библии нет ни одной лишней точки. Каждый знак, а тем более слово имеет значение» .

Но прежде чем приступить к разбору этого отрывка, следует поведать про очень любопытный факт.

У Библии, есть несколько уровней понимания текста. Например:

1. Читают весь текст подряд – один смысл;

2. Читают каждое третье слово – получается пророчество;

3. Читают каждое седьмое слово – ещё один уровень.

Библеисты, насчитывают три дюжины вариантов прочтения Библии, но в настоящее время известны не более десятка.

Важно и то, что правильно понять историю про Каина и Авеля, да и вообще всю Библию, можно только читая её в контексте той культуры, в которой она была записана.

Толкования основ

Прежде всего следует открыть значение имён. Имя Каин, происходит от еврейского глагола «канна » - приобретать и местоимения «инна ». И дословно означает – «я приобрела». Это были слова Евы, которая впервые на Земле родила младенца. Ведь Каин был не только первым ребёнком у Адама и Евы, но он был:

· Первый младенец, так как и Адам и Ева были созданы Богом уже взрослыми;

· Первый родившийся человек;

· Первый человекоубийца.

В одном человеке, сошлись столько невероятных качеств!

Для Адама и Евы, которые лицом к лицу общались с Богом и жили в Раю, память о прежней жизни была очень и очень скорбной. Ведь они сами потеряли то, что далось им даром. Больше этого, ничего быть не может. И в рождении ребёнка, Ева видела дар от Господа, который подтверждал пророчество данное в Быт 3:15.

Но Каин родился уже с трансляцией первородного греха!

И в словах Евы «человека от Господа», все толкователи видят упование праматери на то, что новоявленные родители, теперь действуют в унисон с Богом. Если их (Адама и Еву) сотворил сам Господь, то теперь они с Божьей Помощью, могут тоже порождать детей.

Авель – у имени нет прямого аналога в русском языке. Это слово произошло от глагола «гаваль», которое означает «дышать, выдувать», и по смыслу ближе всего к таким понятиям как: «дымка, марево, призрачный».

Другими словами, Ева уже не испытывала такого вдохновения, как при рождении первенца.

Во втором же стихе говорится и о профессиональной принадлежности братьев: Каин стал земледельцем, а Авель – пастухом овец.

При современном взгляде, занятие Каина было более мирным, ведь он выращивал растительную пищу. Авель же занимался животноводством, а это по любому работа связанная с кровью.

Но на самом деле, всё выглядит совсем иначе.

Согласно Библии, употребление мяса было допущено Господом только после Всемирного Потопа (Быт 9:3), до этих пор все питались только растительной пищей. А овцы, как раз и предназначались для жертвоприношения! То есть, Каин занимался только устройством в земном мире, а Авель работал, заботясь о жертвенных животных.

Причина зарождения зависти

С 3-го по 5-ый стих говорится о жертвоприношении, которое совершили Каин и Авель. История Ветхого Завета, однозначно утверждает, что для жертвоприношения Господу выбирается самое лучшее. И в этих стихах можно прочитать, что Каин принёс от плодов земли . Авель принёс: от первородных стада и от тука их . То есть, Авель выбирал лучшее, первородное. Да и от них взял тук. Каин же принёс просто жертву, без разбора на лучшее и худшее.

Господь один сердцеведец, он знает, что было в мыслях и о чём было сердечное чаяние братьев. Поэтому видя чистоту Авеля, на его жертву призрел , а жертву Каина не почтил вниманием.

И вот здесь зародилась зависть – Каин сильно огорчился, и поникло лицо его . Слово «огорчился», имеет более точный перед с еврейского – «разгневался». Очевидно, что желание быть более любимым для Бога, присутствовало в Каине. Но добиваться Его милости он возжелал более лёгким путём – устранив брата.

Стихи 6-7, это вразумление от Бога. Господь уже видит, что на сердце у Каина, и прямо спрашивает у него: Если ты сделал доброе, то почему не радуешься ?

Ведь лицо его было опущено вниз. Он не радуется успеху брата, и не печалится о своих ошибках! Именно злоба и зависть изменили черты его лица и заставили его взору упереться в землю.

И далее: Если не делаешь доброе, то грех лежит у дверей твоих. Он влечёт тебя, но ты не пускай его . Это место легче понять, если читать его на церковно-славянском языке. Господь как-бы говорит, что лицо это зеркало того, что гнездится в человеческой душе. И если лицо поникло, то мысли у человека тёмные. Он (человек), как бы смотрит на лежащий у двери грех.

Но самое важное – Ты не пускай его !

То есть, человек всегда добровольно делает выбор между добром и злом. Каждую секунду своей жизни, человек делает этот выбор. Сам грех не может поселиться в человеческой душе. Человек должен добровольно дать согласие, чтобы грех вошёл в его сердце.
Подтверждая эти слова, псалмопевец Давид говорит: "Блажен муж, иже разобьёт младенцы твоих о камень " (Пс.136:9). Другими словами, уничтожать грех надо тогда, когда он ещё в младенческом состоянии.

Именно этот стих, производит анализ человеческой психологии, с опорой на художественное отображение борьбы между добром и злом, которое проявляется на лице человека.

Братоубийство: грех, обличение и наказание

Стихи 8-15, раскрывают подробности первого человекоубийства.

Каин позвал брата в поле. Ему нужен был предлог, чтобы уединиться с Авелем. В Мидрашах, приводятся подробности этого преступления. Ведь по факту, истории раздора Каина и Авеля как таковой нет. Авель не имел вражды против брата.

Каин не знал, как убивают, поэтому наносил удары и повреждения Авелю, пока тот не затих.

В следующем стихе Господь обращается к Каину и спрашивает у него о его брате. И Каин, совершенно потеряв разум, начинает как и его родители, прятаться от Бога, подсознательно говоря Ему в упрёк: «Не знаю, разве я сторож брату своему ».

А ведь Бог сначала дал возможность покаяться убийце! Но сердце Каина уже окаменело.

И тогда уже Господь обличает, проявляя своё могущество: Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет от земли .

Обратите внимание, что если за грех Адама и Евы были прокляты змей (Сатана) и земля, то вот в случае с Каином, земля становится орудием возмездия в руках Бога: Ты будешь изгнанником и скитальцем .

В ответ, Каин выражает малодушие: Наказание больше, нежели я могу вынести, и каждый встретившийся может меня убить .

Толкователи понимали под словом "земля" – райский сад. То есть, то место где обитали первые люди после изгнания из Рая. А убить его могли дети и внуки Адама, ибо по мнению библеистов, обитаемая земля была уже населена потомками Адама и Евы.

Но в окончании истории Каина и Авеля, Господь делает преступнику знамение и обещает отомстить его убийце всемеро.

По поводу видимого проявления этого знамения, единого мнения нет. Некоторые богословы уверены что у Каина вырос рог, некоторые утверждают что на его челе появилась надпись (знак). Еврейские Мидраши уверяют, что Бог приставил к Каину собаку, чтобы она всегда сопровождала его.

Итог

История Каина и Авеля сводится к анатомии зарождения греха в человеке, без участия Дьявола. После грехопадения Адама, человек получил удобопреклонность ко греху.

Но преклонность и предопределённость, это разные понятия.

Самый простой пример, можно опробовать на себе.

Вот что может быть проще, чем удержать свой язык? Это ведь очень маленьких орган, и полностью под властью человека.

А попробуйте одни сутки, не произнести ни одного упрёка, ругательства, осуждения в адрес кого-бы то ни было. Постарайтесь выделить один всего день для этого эксперимента.

Результаты не заставят себя ждать даже до полудня.

Кто такие Каин и Авель? Какой смысл в притче о двух братьях, один из которых – братоубийца? Чему она нас учит? Об этом Вы узнаете из нашей статьи!

Тягостна ночь на земле вне Эдема.
Смертная бездна струится по венам.
Шепчет и плачет, упав на колени,
Старый Адам умирающей Еве:
“Кто
через бездну перешагнет?
Кто
восстановит Авелев род?
Кто,
пролагая сквозь небо дорогу,
скажет слова
к человеку
и к Богу?
Кто разорвет расставания муку –
Древом – за древо,
Рукою – за руку?..”

Древний шумерский миф повествовал о том, как небесная богиня Инанна предпочла из двух юношей, добивавшихся ее руки, пастуха, отвергнув земледельца. Именно пастух вступил в счастливый и божественный брак, приобщился, в понятии жителей Древней Месопотамии, божественной жизни, божественному бессмертию.

Но такого рода «божественный брак» был нарушением верности Богу Израилеву.

«Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих… И накажу ее за дни служения Ваалам, когда она кадила им и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала, говорит Господь» (Осия 2:2;13).

Рассказ, находящийся в одной из начальных глав книги Бытия, тоже повествует о пастухе и земледельце. Но они соревнуются не за богиню Инанну (как столетиями поступали сродники Аврааама, не ушедшие из Ура) – они приносят жертву Богу Живому, который потом откроется Аврааму. История земледельца Каина, старшего брата, и пастуха Авеля, брата младшего – это предварение и истории призвания Авраама, и истории Исхода, и – прообразованного ими – Великого Исхода Христа, Его Пасхи…

…Они приносят жертву – и в жертве происходит их разделение перед лицом Божиим. Собственно, вся история рода человеческого, по Бытию – история разделения, для того, чтобы отделенный святой народ смог начать свой нелегкий путь к слышанию Бога Живого, до той поры, когда Он Сам станет посреди народа Своего на «месте равне» (Лк.6:17) и разделит Своим явлением тех, кто узнал в Нём Мессию, и тех, кто не узнал.

«…Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт.4:3-5).

Об Авеле и его таинственной праведности сказано мало. Он принят Богом вопреки всему – вопреки тому, что он – не первенец, вопреки тому, что в самом его имени мать его, столь окрыленная рождением первенца-Каина, выразила все постигшее ее разочарование. Как Каин – не обетованное семя жены, так и брат его младший тем более, тщета и пар, и уж на него нельзя надеяться. Если Каин, «человек от Господа» (Быт.4:1), потерпел неудачу, и не вернул весь человеческий род силой своего разума и хитрости в Эдем, не исхитрился угодить Богу, то куда уж Авелю с его овцами!

Но Бог судил иначе, и потрясению Каина не было предела. Рассказ Книги Бытия таинственен и сложен для истолкования, но ясно, что он словно концентрируется на личности Каина – старшего брата. Словно в начинающемся помешательстве, слышит Каин слова Бога – издалека, из дальней прохлады рая, слова, которыми Бог пытается защитить его.

«И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7)

Один из переводов этого места звучит так: «Он [грех] тебя вожделеет, ты будешь владыкой его» (Быт. 4:7)

…Человека очень сложно защитить. Для этого Богу надо умереть. Но время еще не пришло…

Каин слышит слова Божии, но его ум, привыкший уже видеть не любящего Бога, а созданного по своим представлениям идола, дарующего власть, понимает их страшно и разрушительно для обоих братьев.

«Ты господствуй над ним» – слышит Каин, и говорит Авелю странные слова.

Может быть, Каин чувствовал некий восторг и воспринимал его, как божественное откровение. Все дано Каину для господства – даже праведность Авеля! В самом деле, для чего еще нужен младший, неказистый брат, как не для великого дела брата старшего, который, быть может, именно так исполнит надежду матери, станет освободителем и долгожданным «семенем жены», возвращающим в потерянный рай?! Его жертва мала – значит, Богу угодно усилить ее, отдав самого Авеля, угодного Богу с его жертвами! Какой блестящий и страшный парадокс! Переступить через человеческую, через братскую кровь может только человек великий, незаурядный, спаситель всего человечества! Им и хотел стать Каин. И он заколол Авеля.

И сказал Господь:

«Что ты сделал?»(Быт.4:10)

Каин осознает, что он сделал. Но он не накладывает на себя рук – его долгая будущая жизнь в страхе и душевном смятении закончится тем, что он, как говорили некоторые древние толкователи, будет убит своим потомком Ламехом – тот примет несчастного скрывающегося в чащобе человека за лесного зверя…

Кажется, что спасение человечества утрачено навсегда. Если кто и мог спасти его, так это неотмирный Авель или кто-то от семени его. Но у Авеля не осталось семени. Сиф, родившийся вместо Авеля у первозданной четы, слишком крепко стоял на земле в своем благочестии не выходя из разумных рамок – он не стремился уже спасать мир, он был благоразумен. Адам и Ева с тоской понимали, что такого, как Авель, больше на земле не будет. И даже вознесенный Енох не был страдальцем-жертвой, целиком отдавшей себя – нет, не жестокости брата, а таинственному зову Бога, который стремился сойти на землю, чтобы разделить его смерть, и – пока не мог.

Он сошел – тысячелетиями позже. Он стал жертвой, и неспроста упоминал Он вместе имя Авеля и пролитие крови Своей (Мф. 23:35; Лк. 11, 50-51).

Для Бога нет времени. Он соединил Свою человеческую кровь, пролитую руками жестоких воинов и хитростью первосвященнических умов, полагавших, что «лучше, чтобы умер один человек, чем весь народ погиб» – соединил с кровью Авеля, став добровольно его потомком.

Паче разума и надежды – Христос есть потомок Авеля. Он – Сын и Семя Жены, Человек от Господа. Он Сам принес себя в жертву, не ища жертв от других. Ему не надо было власти над братьями – Он отдал Себя за братьев…

И Жертва его совершенная примиряет всех разбросанных по лицу земли братьев, утративших всякую надежду на возвращение на землю Бога, который будет говорить с ними в прохладе рая.

Секиру – к корню! Родит ли
пустыня манну и мед?
Сын Авраамов молитвы
и жертвы за грех принесет.

Но что-то под солнцем стало
не так, как века назад:
руку положит на рало
неузнанный младший Брат,

землю вывернет плугом,
кровью агнчей польёт,
морем, севером, югом
брата ища, пройдет.

Смирны полны и нарда
ризы Его и глава.
Исполнит всякую правду,
иcполнятся жен слова.

Расступятся скалы. Крины
в песках зацветут навек.
Единственный Сын Марии,
От Господа – Человек.

После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери.

Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель занимался разведением домашнего скота.

Однажды они приносили жертву Богу в знак любви, покорности и благодарения. Каин - плоды земные, а Авель - лучшее животное из своего стада. Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верой в обещанного Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божью; и Бог принял жертву Авеля, - дым от нее вознесся к небу.

Каин же был нрава злого и жестокого. Он приносил жертву только по обычаю, без любви и страха Божьего. Господь не принял его жертвы, - дым от нее стелился по земле.

Сделал Господь это в наставление о том, что жертва Богу должна соединяться с внутренней жертвой доброго сердца и добродетельной жизнью.

Увидев, что жертва его не принята, Каин разгневался на брата и стал завидовать ему. Лицо его помрачнело. Господь, видя озлобление Каина, обращается к нему, как к родному, но стоящему на краю пропасти сыну, предостерегая от уже замышленного братоубийства.

Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Быт. 4 - 11 Этими словами Господь показывает, что всякий человек, даже с такими задатками, как у Каина, может стать праведником.

Но не внял Каин Божьему увещеванию и, зазвав Авеля в поле, убил его. Тогда Господь обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: “Где брат твой Авель?” Но диавол окончательно овладел сердцем Каина, и тот дерзко ответил: "Не знаю; разве я сторож брату моему?". Это отрицание вины уже не давало надежды на исправление.

Тогда Бог сказал ему: "Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят, и земля не будет плодоносить тебе, и будешь ты скитаться по земле".

Тяжкое наказание сломило упорство Каина. Он стал просить, чтобы кто-нибудь, встретившись с ним, убил его. Но это желание, вызванное отчаянием, было преступно и потому не могло быть исполнено. Как наказанный убийца, Каин должен был служить предостерегающим примером для других. Поникшее, искаженное злодейством лицо его служило знаком, чтобы никто не убил его, ни дикий зверь, ни человек.

Велико было его преступление и оскорбление, нанесенное чистоте и святости любви. Но, несмотря на это, нашлись люди, которые решились последовать за Каином в изгнание.

Это повествование открывает перед нами два пути: путь с Богом и путь без Бога, путь добра и любви и путь зла, гордости и произвола. Один приводит к вечной жизни - другой к смерти…

Жизнь человека есть дар Божий, поэтому человек не имеет права ни сам себя лишать жизни, ни отнимать ее у других. Отнятие жизни у ближнего называется убийством и является одним из самых тяжких грехов.

…А Адаму и Еве Бог дал другого сына. Безмерна была их радость. В надежде, что он не будет таким, как Каин, а заменит Авеля, его назвали Сиф, что значит “основание” - основание новому человечеству, мирному, благочестивому, в котором не будет братоубийства и злобы, которое веками будет шаг за шагом возвращаться на дорогу праведных, ведущую человека через преодоление греха к Богу.

Многим известно, что у Адама и Евы было два сына, и старший лишил жизни младшего, но за что Каин убил Авеля для многих так и остается тайной. Это первый пример братоубийства в истории человечества, который часто используют люди в идентичных жизненных ситуациях. Несмотря на достаточно подробное описание случившегося в Библии, на сегодняшний день существует много версий, отличающиеся друг от друга.

Почему Каин убил Авеля?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо сначала вспомнить саму историю. Адам и Ева были первыми людьми, которые после совершения греха были выгнаны из рая. У них было два сына: Каин и Авель. Первый посвятил свою жизнь земледелию, а второй стал скотоводом. Когда они решили отдать жертву Богу, то братья принесли плоды своего труда. Каин в дар Богу предложил зерно, а Авель ягненка. В итоге жертва младшего брата была принята на небеса, а старший остался без . Все этого разозлило Каина, и он убил своего брата Авеля. Вот эту историю и рассказывает священная книга.

В общем, существует несколько разных объяснений, представленных христианами, иудеями и мусульманами. В одной версии говорится о том, что это было своего рода испытание для старшего брата. Он должен был понять, что человек не может получить все и сразу. Каин должен был смириться и продолжать жить без каких-либо обид и разочарований. Мусульмане уверены, что Авель имеет сердце праведника и это стало причиной принятия жертвы.

Другие версии, зачем Каин убил Авеля

Хоть в священной книге и указано, что на момент случившегося на земле жило только 4 человека, есть и другая версия. Были там и сестры, одна из которых – Аван стала спором двух братьев. Как известно, многие конфликты мужчин из-за женщин заканчиваются именно кровопролитием. Возникла эта версия на основе того, что именно на Аван Каин женился и у них родился сын.

Есть версия, что убить Каин преднамеренно никого не мог, поскольку на тот момент не было известно, что такое смерть. У мусульман есть мнение, что все произошло исключительно по случайности. Разгневавшись на брата, Каин схватил его и спросил у Бога, что ему делать дальше. Именно в этот момент появился Дьявол и настроил его на убийство. Вследствие этого Каин убил брата, совершенно не желая этого.

Христианские теологи дополняют версию, изложенную в Библии. Согласно ей, Бог не захотел принимать жертву Каина, поскольку она была не от чистого сердца. Другое мнение у еврейского философа Йосефа Альбо, который считал, что для старшего брата убийство животного было недопустимым явлением, именно поэтому он и отомстил родственнику, за его действия. У этой версии есть некоторое противоречие: на основе чего могли возникнуть такие мысли, если понятия смерти еще не существовало.

В Талмудической литературе есть информация, что братья дрались на равных, и Каин оказался побежденным, но ему удалось вымолить прощенье. В итоге Авель отпустил несчастного, но братоубийца из Библии, воспользовавшись шансом, расправился с родственником. Согласно еще одной версии, братьев является олицетворением противостояния между земледельческими и скотоводческими жизненными устоями.

Что было дальше?

После того как Каин убил собственного брата он женился на Аван и основал город. Он продолжал заниматься земледелием, что стало основой для развития нового общества. Что касается Евы, то она узнала о смерти сына благодаря Дьяволу, который изложил ей случившееся в самых страшных красках. Мать испытала горечь потери и плакала целыми днями. Это можно называть первым проявлением человеческой боли. С этих пор на страницах Библии эта тема присутствует достаточно часто.

Изгнанным из рая Адаму и Еве пришлось на земле самим добывать себе пропитание. Адам пахал землю, а Ева пряла пряжу, готовила пищу. Вскоре у них родились дети. Первым на свет появился Каин, вскоре за ним родился Авель. Каин был человек жесткий, суровый, а Авель, наоборот, имел нрав кроткий, в его сердце было много любви к Господу. Каин пошел по стопам отца, стал земледельцем, а Авель пастухом.

Настало время, когда нужно было принести жертву Господу Богу. Каждый хотел воздать Всевышнему лучшие плоды своего труда, каждый хотел, чтобы Господь заметил его. Каин был старшим в семье и первым принес на жертвенник то, что народила вспаханная им земля. Это были зерна злаков-. Авель выбрал в стаде лучшего ягненка и тоже принес его на жертвенник. Каин по натуре был человек неулыбчивый и когда приносил жертву, то был мрачен, и Бог решил, что он делал свое подношение без любви к Нему, через силу.

Бог принял жертву Авеля, а на жертву Каина даже не посмотрел. Очень расстроился Каин. В его сердце поселилась злоба против брата. Бог это заметил и спросил Каина, отчего он опечалился и почему мрачен: «Если делаешь доброе дело, то надо смотреть в лицо и улыбаться. Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».

Промолчал Каин. Но не внял он словам Господа, как будто не услышал их, не исчезла из его сердца злоба. Не зная на ком выместить ее, он еще сильнее обозлился на брата и решил отомстить ему. Однажды Каин предложил ему пойти в поле, затем неожиданно схватил камень и ударил Авеля. Тот, не издав ни звука, весь в крови упал на землю. Так совершилось первое убийство - брат убил брата своего.

Но Господь все видел, и Он спросил Каина; «Где же Авель, брат твой?» Каин ответил: «Не знаю. Разве я сторож брату моему?» Господь был очень опечален, что погиб кроткий Авель, сердце которого было преисполнено любви к нему. И Он сказал: «Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя. Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле».

Каин не выразил сожаления, что убил родного брата, только сказал, что это слишком большое наказание для него. Если он станет изгнанником и скитальцем на земле, то любой встречный убьет его. Но Бог ему ответил, «…что всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро, и сделал ему знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его».

И пошел Каин от лица Господня, и поселился на земле Нод, на восток от Эдема. Там женился он, и его жена родила ему много детей. Но и у Адама с Евой снова родился ребенок, которого они назвали Сиф. Ева говорила, что Господь даровал ей другое семя вместо Авеля, которого убил Каин.


Top