О а на конце наречий примеры. Буквы а и о на конце наречий

Дата: 30.01.2014 Тема:

Изредка, издавна, искоса, дочиста, досуха, докрасна, добела, справа, слева, снова, сначала.

Влево, вправо, наглухо, направо, насухо, насильно, налево, начисто, надолго, начерно, наново, крепко-накрепко, туго-натуго, чисто-начисто, засветло, заново, замертво, заживо, заведомо.

Изначально, достаточно.

I. 1. Изредка в близкой речке с внезапной звучностью плеснет большая рыба. (Т.) 2. На тряской мельнице колеса уже шумят издалека. (Майк.) 3. Пурга дочиста вымела скалы, нарты застревали в камнях, собаки оставляли кровавые следы на голой земле (Алд.-Сем.) 4. Долго ползли по очень крутому склону, поросшему сначала сосновым лесом, а потом еловым. (Кат.) 5. Русский народ издавна славится своим гостеприимством.

II. 1. Около полудня бричка свернула с дороги вправо, проехала немного шагом и остановилась. (Ч.) 2. Глаза Чертопханова медленно раскрылись, и потухшие зрачки двинулись сперва справа налево, потом слева направо и остановились на посетителе. (Т.) 3. Направо от нас у самого озера шумел высокий бор, налево был дикий невылазный болотный лес, переходящий в огромные болотные пространства. (Пришв.) 4. Петя проснулся задолго до трубы. (Кат.) 5. Отряд засветло вернулся к лагерю. 6. Петя решил на прощанье наскоро выкупаться. (Кат.) 7. Веточки молодой осины были начисто острижены лосями. (С.-М.)

III. 1. Детям крепко-накрепко было приказано не прикасаться к спичкам. 2. Мы просто-напросто разулись и перешли реку вброд.

Тема урока:«Буквы о, а на конце наречий»

Цель урока : создать условия для формирования навыка написания букв А и О на конце наречий;

Задачи:- развивать навык правописания наречий с суффиксами –о-, -а-,

- обеспечить воспитание умения слушать и говорить;

- создать условия для воспитания аккуратности и внимания, бережного отношения и любви к родному языку.

Тип урока : изучения и применения новых знаний

Форма урока : урок изучения нового материала

Ход урока

1.Орг момент

2.Проверка д.з.

Словарный диктант: (не) худо, (не)мудрено,(не)ряшливо выполнить, далеко (не)храб-

рый, (не)годующе воскликнуть, (не)уклюже оправдываться, очень (не)убедительно.

Задание: составьте 3-4 предложения с данными словами.

Игра «Собери пословицы и подчеркни наречие»

Зато плод сладок; дальше будешь; а дома лучше; мягко стелет; в гостях хорошо; да жестко спать;корень ученья горек; тише едешь.

Замените каждый из фразеологизмов одним словом (наречием)
А) во всё горло Б) хоть пруд пруди В) во все лопатки Г) спустя рукава Д) за тридевять земель

Ж) при царе Горохе З) в час по чайной ложке И) из рук вон К) как убитый Л) время от времени

М) рукой подать.

Ознакомление с новым материалом

Создание проблемной ситуации, побуждающий к гипотезам диалог:
Прочитайте предложения на доске. Учащиеся читают:
– Раньше мы редко ездили отдыхать на море. – Солнце изредка показывалось из-за туч. – Слева возвышались горы, справа чернела пропасть. – Я посмотрел налево, потом направо. – Стриж метнулся вправо. – Пол был вытерт досуха. – На улице было солнечно, сухо и пыльно. – Он заново начал писать сочинение. – За окном снова начался дождь.

Найдите в них однокоренные слова.

- Редко, изредка, слева, справа, налево, направо, вправо, досуха, сухо, заново, снова.

Какие это части речи?.

Выделите их суффиксы. Что интересного заметили? Среди этих наречий есть однокоренные, которые имеют схожее лексическое значение, но гласные в суффиксах на конце слов у них разные. Какой возникает вопрос? Почему на конце однокоренных наречий разные гласные? Какова цель нашего урока? Научиться правильно писать буквы А-О на конце наречий. Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании а-о в суффиксах наречий? : Попробуйте сгруппировать слова. По какому признаку это можно сделать? По способу образования: суффиксальный и приставочно-суффиксальный. (Группируют слова).
От каких слов они образованы? Запишите их рядом в скобках. Обратите внимание на то, какая гласная пишется на конце наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом.Гласные -а, -о. Какую закономерность вы видите? Слова с приставками в-, на-, за- пишутся с на конце, а слова с приставками из-, до-, с- пишутся с - а на конце слова. Н:Дотемна,скупо,добела,наутро,вправо,издавна

Из - из давн а В - в лев о

До- А(суф) до бел а НА- на крепк о

С - с нов а ЗА- за светл о


Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке). Чтение текста из учебника « А или О»?

Выпишем в первый столбик слова с приставками в-, на-, за-, а во второй – с приставками из-, до-, с- и посмотрим на их суффиксы.

Делайте. Учащиеся выписывают слова. Что дала проверка? Наречия первого столбика пишутся с –о в суффиксе, а наречия второго столбика пишутся с –а в суффиксе. (Аргумент). Сформулируйте общий вывод. Почему на конце наречий пишутся разные гласные? Учащиеся (формулируют правило – открытие нового знания) : Отвечают на вопрос: наречия с приставками в-, на-, за- пишутся с на конце, наречия с приставками из-, до-, с- пишутся с - а на конце.

Воспроизведение нового знания

«Буквы о , а на конце наречий"

Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы ГБОУ КК ШИСП Ахметова Н.И.

МЕСТО УРОКА В КТП: урок изучение новой темы.

Цели урока:

развивающая:

Развивать мышление от частного к общему, элементы творческого поиска

Учить работать самостоятельно;

образовательная:

Совершенствовать речь обучающихся, развивать орфографическую зоркость;

воспитательная:

Развивать чувство коллективизма, ответственности;

Воспитывать умение конролировать свои эмоции.

Задачи урока:

1. Создание условий для осознанного запоминания правописания о и а в конце наречий

2. Научить составлять алгоритм по теме урока.

3. Научить правильному употреблению наречий в тексте.

4. Помочь каждому поверить в себя

Планируемые результаты:

Личностные:

Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме, творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные:

Познавательные

Умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать ситуацию.

Регулятивные

Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные

Умение формулировать высказывание, согласовывать позиции и находить общее решение, адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные:

Умение составлять алгоритм по теме, осознанно применять его при написании текста.

Ресурсы : интерактивная доска, мультимедийный проектор, ЭОР,

Литература:

Учебно-методический комплект для 7 класса под редакцией

М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской и др.

Видеоуроки и тесты для 7 класса

Методы и приемы: проблемное обучение, взаимооценка, самооценка, лингвистический разбор, работа с таблицей, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, в группах, всем классом, у доски по карточкам.

Технологии: здоровьесберегающие, развивающие, совместного поиска, информационно-коммуникативные.

Межпредметные связи: литература

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: определение уровня усвоения учебного материала.

Тип урока: изучение нового материала

Длительность урока: 45 минут.

Ход урока

1.Лингвистическая разминка

Все любят играть в буриме, и мы с вами тоже сыграем в рифмы:
свЁкла – ФЁкла
ель – щавЕ"ль
вЕра – афЕ"ра
удивИт – алфавИ"т
истерИя – ассиметрИ"я
сидИшь - звонИ"шь
достАл – квартА"л
столЯр – малЯ"р

II. Изучение темы «Буквы о и а на конце наречий»

«Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно.»

1. Объяснение эпиграфа.

2.Просмотр видеоурока №30

3. Составление алгоритма

Применяя данное правило, рассуждаем так:

Алгоритм

Наречие образовано

от беприставочного прилагательного от прилагательного с приставкой

Если образовано с приставками В конце пишем О

в на за из до с

Пишем

III. Закрепление изученной темы.

1.-Работа в парах(рассуждение по алгоритму) :

Издалека, докрасна, снова,сначала,исправно,изнеженно,доверчиво,связано.

2.Записывать слова и графически обозначить правило: упражнение 269

3.Работа по вариантам: упражнение 271

4.Самостоятельное чтение упражнения 272, пересказ, беседа по тексту.

5.Экспресс-тест по изученной теме

1.

1) засветл...

2) издавн...

3) вдохновенн...

4) досыт...

2. Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ если наречие образовано от прилагательного с приставкой, то на его конце пишем А.

__ в наречиях с приставками на-, в-, -за на конце пишется О

__ в наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется А

__ если наречие образовано от прилагательного, не имеющего приставки, то на его конце пишем О.

3. В каких случаях мы напишем на конце наречий О?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Упражнение было переписано занов... .

2) Герой сызнов... вернулся в родные края.

3) Дверь была закрыла наглух... .

4) Изредк... в реке ловилась крупная рыба.

4. Найдите наречие, на конце которого пишется А.

1) занов...

2) набел...

3) насух...

4) дочерн..

5. Где-то в примерах, взятых из пословиц и поговорок, спрятано неправильно написанное наречие. В каком из примеров оно притаилось?

Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Пойдёшь направо, а придёшь налево.

2) Засветло найди пристанище на ночь.

3) Досыто не наедаемся, а с голода не умираем.

4) Правая рука - это та, на которой большой палец слева.

6. Вопрос:

В поговорке "Грозит мышь кошке, да издалече" наречие употреблено в архаичной форме. О или А писалось бы на конце современного варианта наречия? Запишите наречие в его современном варианте.

Изображение:

Запишите ответ:

7. Отметьте предложения с ошибками

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) И слева, и справа были стены.

2) Искосо бросая взгляды на друзей, жадный Вова ел мороженое.

3) Таня насуха вытерла мячик.

4) Котенок доверчиво прижался к ласковым рукам.

8. Наречия, которые были образованы от прилагательных с приставками.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) заново

2) изысканно

3) изменчиво

4) изнеженно

9. Ученику на диктанте досталась трудная фраза. Сколько наречий в ней пишутся с А на конце? Ответ укажите числом.

Издавн... повелось, что и направ..., и налев... от этого коридора были наглух... закрытые двери, на которые жильцы изредк... поглядывали искос... .

Изображение:

Запишите число:

10.Отметьте предложения без ошибок

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Он каждый раз начинал решать эту задачу заново.

2) Радостный Витя слегка приобнял друга за плечи.

3) За лето ученики нашего класса загорели дочерно.

4) В армии солдат бреют наголо.

Ответы:

1) (2 б.) Верные ответы: 2; 4;

2) (2 б.) Верные ответы: Нет;

Нет;

3) (2 б.) Верные ответы: 1; 3;

4) (1 б.) Верные ответы: 4;

5) (3 б.) Верные ответы: 3;

6) (2 б.) Верный ответ: "издалека".

7) (2 б.) Верные ответы: 2; 3;

8) (1 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;

9) (3 б.): Верный ответ: 3.;

10) (2 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;

6. Подведение итогов. Выставление оценок.

Ученики самостоятельно изучают теоретический материал учебника (§ 43, с. 111).

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 241: комментированное письмо, конструирование предложений.

От каких слов образованы данные наречия? (От прилагательных и причастий.)

Какой частью слова являются буквы о и е на конце наречий? (Суффиксами.)

2. Упражнение 242: работа с таблицей (выполняется на доске

и в тетрадях).

V. Занимательная лингвистика «Знаете ли вы?»

Слово «табу» - одно из немногих, пришедших к нам из полинезийского языка. Оно означает «строгий запрет». По верованиям полинезийцев, запрещается произносить вслух имена духов, что- бы они не принесли вреда. Русский язык освоил это несклоняемое слово, произведя от него глагол «табуировать», причастие «табуированный», существительное «табуирование». Значение этих слов ограниченно. Они не являются абсолютными синонимами слов «запретить», «запретный», «запрет», а употребляются, когда речь идет!" о запрете не принятых в обществе слов или действий. Например, вместо слова «черт» часто говорится «лукавый».

Интересно, что всем известное слово «медведь» тоже связано с табуированием. Это животное, пожалуй, единственное, не имеющее собственного имени в русском языке. В других языках оно не только названо: «bear» по-английски, «ber» по-немецки, УТОЧНИТЬ! Но и закреплено в названиях городов: Берлин, Берн.

По-русски же это «тот, кто ведает мёд», название окольное, не прямое. Вспомним, что и в русских народных сказках к медведю отношение особое. Его называют уважительно «хозяином», а часто - по имени, отчеству и фамилии: «Михайло Потапыч», «Топтыгин». Недаром этот зверь изображен на гербах многих старинных городов, и наших, и зарубежных.

Домашнее задание

Методические приемы: лингвистическая игра, повторение изученного материала, устное рисование, реализация межпредметных связей с литературой.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка Игра «Четвертый лишний»

Почёт, печёт, плечо, чётный. {Плечо - о после шипящей.) Огорчённый, прокопчённый, сгущённый, украшенный. (Украшенный -ев суффиксе.)

Заброшенный, купленный, копчёный, решённый. (Копчёный -одна н.)

Словарная работа на доске:

Бе--молвие

(Не)рукотворный хр-м

Ц-рит г-рмония

Оч-рованная душа

Поэтическая нап-вность

Л-сная ска-ка

Хр-м пр-роды

(По)истине тр-гическое звуч-ние

Слыш-т?ся в ответ

Ра-рушенный

Исп Цели: закрепить знания учеников; развивать навыки монологической речи; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора; активизировать самостоятельную работу учеников. .

Методические приемы: анализ сочинений, повторение изученного материала, тест, самостоятельная работа.

Ход уроков

I. Чтение и анализ нескольких сочинений - описаний

внешности

II. Беседа по вопросам учебника

Опираемся на контрольные вопросы и задания с. 70. Ответы должны быть полными, развернутыми.

III. Вопросы и задания, составленные учениками

За удачные вопросы и задания ученики получают оценку.

IV. Словарный диктант

Акварель, аквариум, акваланг, берёста, благородный, великодушный, возвышенный, выровненный, гирлянда, движимый, желанный, жёваный, изощренный, искриться, калитка, кованый, колонна, медленный, невиданный, нежданный, неслыханный, нечаянный, отразить, пакет, переведённый, поразительный, прекратить, претензия, приведённый, присутствовать, рыцарский, святой, священный, силуэт, чуткий.

V. Работа по развитию речи

1. Задание: исправьте речевые ошибки в предложениях:

Выглянувшее солнце из-за тучи осветило лес.

Деревья, колеблющие ветром, тихо шелестели.

В лесу дрожали от холода березы, осыпавшие сусальной позолотой.

Материал, объясняющийся учителем, был очень трудным. Кем-то обиденный мальчик горько плакал.уга(н,нн) пр-тихший лес

По началу нашего урой вы уже поняли, что главная его тема -спортивная. Спортивная журналистика - нелегкое дело. Лучшие комментаторы и обозреватели иногда создают настоящие художественные произведения, их материалы читаешь с захватывающим интересом. Есть и безликие заметки и статьи, которые не отличишь друг от друга, настолько они забиты штампами и общими словами.

Ваша задача - попробовать себя в роли спортивного журналиста, создать материал на спортивную тему.

Но сначала посмотрим, как это делают профессионалы.

Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить грамматические характеристики причастий и деепричастий, обозначить их суффиксы, подчеркнуть причастия и деепричастия как члены предложения.

Примечание: можно устроить соревнование: кто быстрее вы полнит задание. За правильные ответы засчитываются «забитые I голы», за ошибки - штрафные очки.

Предложения записаны на доске:

1) Все поезда идущ...ев футбольную cm.. .лицу заполн... е(н, нн)ы болелыц...ками.

2) Ко(м, мм)ентаторы уд...ляли повыше(н, нн)ое вн... мание футболисту забивш...му победный гол в ворота соперн...ка.

3) (В)место пользу...щ...гося в команде (не, ни)пр...река...мым автор...тетом вет...рана в стартовом составе может выйти v под... ющий надежды защитник из юнош... ской сборной страны.

4) Дровиш...к в разг...ревш...йся к...стер надежд подбросила молодая пор...ель украинских игроков добравшись до ф...нала чемп...оната Европы.

5) Нап...дающий открывшись на гран... офсайда перебросил I мяч... через голкипера но выручил защитник насти(г, к)шиймяч... поч...ти на линии ворот.

6) Об...грае три команды бр...зилъц... вышли в (четвертьфинал.

1) Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены болельщиками.

2) Комментаторы уделяли повышенное внимание футболисту, : забившему победный гол в ворота соперника.

3) Вместо пользующегося в команде непререкаемым авторитетом ветерана в стартовом составе может выйти подающий | надежды защитник из юношеской сборной страны.

4) Дровишек в разгоревшийся костер надежд подбросила молодая поросль украинских игроков, добравшись до финала чемпионата I Европы.

5) Нападающий, открывшись на грани офсайда, перебросил мяч через голкипера, но выручил защитник, настигший мяч почти I на линии ворот.

6) Обыграв три команды, бразильцы вышли в четвертьфинал.

(Предложения взяты из газеты «Спорт-экспресс».)

Примечание: обратим внимание на причастие в пятом пред-

I ложении: нападающий - оно выступает в роли подлежащего. Это | случай перехода одной части речи в другую (в данном случае - при-[ частия в существительное).

IV. Выполнение упражнений

Задание: подобрать наречия которые относятся а) к последовательности действий (сначала, потом, затем, тотчас, немедленно, после), б) к характеристике работы (точно, умело, аккуратно, тщательно, мастерски), в) к отношению к работе (бережно, настойчиво, осторожно, ловко, уверенно, сильно, старательно, внимательно).

3. Устное описание действий, обсуждение описаний.

Алгоритм

Наречие образовано

От беприставочного прилагательного от прилагательного с приставкой

Если образовано с приставками В конце пишем О

Тема урока: " «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-». "

Предмет: русский язык

Класс: 7

Цель урока:

продолжить знакомство учащихся с наречием как самостоятельной частью речи; познакомить учащихся с правилами написания суффиксов -О, -А на конце наречий; отработать навыки применения правила правописания суффиксов -О, -А на конце наречий.

Задачи урока:

- образовательные : совершенствовать знания о семантических особенностях наречия как части речи; формировать представления о правиле выбора суффикса на конце наречий.

- развивающие : развивать орфографическую зоркость учащихся, умение образовывать наречия по данным моделям, производить морфемный разбор наречий. Развивать умения анализировать, делать выводы, давать связный ответ на лингвистическую тему.

- воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, эстетический вкус, языковую культуру.

Тип урока : объяснение нового материала.

Методы обучения : практические методы

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, карточки.

«Русский язык необыкновенно богат

наречиями, которые делают нашу речь точной образной, выразительной».

М.Горький

ХОД УРОКА

1. Организация начала занятия. Формирование психологического настроя.

Здоров ли ваш скот? Садитесь. Удивлены? Эту странную на первый взгляд фразу произносят при встрече монголы. Представители африканского племени зулусов говорят при встрече: «Я тебя вижу». А мы по-русски говорим просто: «Здравствуйте». То есть желаем нашему знакомому здоровья. Улыбнитесь и поздоровайтесь с вашим соседом по парте.

Для того чтобы вспомнить, о чём мы говорили на прежних уроках, предлагаю вам игру “Как? Где? Когда?”. Вы будете командой знатоков. В роли телезрителей выступят ученики 8,9 классов, они составили специально для вас вопросы по теме «Правописание наречий».

2. Подготовка к основному этапу занятия. Слайд 1(Эпиграф)

Случайно ли я изменила название всем известной интеллектуальной игры? На какие еще вопросы отвечают наречия? Слайд 2 .

Слайд 3 .С вами играет Лыткина Анна. Внимание вопрос:

Какие слова являются наречиями?

Слайд 4 .С вами играет Положенко Сергей. Внимание вопрос:

Существительные склоняются, глаголы спрягаются.

Как изменяются наречия?

Слайд 5 . С вами играет Вавилов Алексей. Внимание вопрос:

Расскажите о правописании не с наречиями.

Дополните ответ своими примерами.

Слайд 6. С вами играет Кореневский Евгений. Соревнования с компьютером.

Слайд 7. Нужно заменить фразеологические обороты на наречия. Кто быстрее?

Из школы Игорь шел черепашьим шагом (медленно).

Пятерок в моем дневнике кот наплакал (мало).

Сегодня мне пришлось встать чуть свет (рано).

От остановки до нашей школы рукой подать (близко) .

В автобусе яблоку негде было упасть (тесно).

Слайд 8. С вами играет Михальченко Вадим. Внимание вопрос:

- Какие степени сравнения есть у наречий?

Слайд 9. С вами играет Кореневский Игорь. Внимание вопрос:

- Какие группы наречий по значению вы знаете?

Слайд 10. С вами играет Байкова Дарья. Внимание вопрос:

- Когда в наречиях пишется суффикс -А, а когда -О?

3. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.

На вопрос Дарьи мы пока ответить можем?

Так какова тема нашего урока?

Слайд 11

Запишите число, классная работа и тему урока: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-».

Возьмите простой карандаш, поставьте знак вопроса над теми словами в нашей теме урока, где стоит проблема урока и вытекает цель урока. Какова же цель урока?

Дети отвечают: Должны научиться выбирать букву О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-.

Слайд 12.

Да, цель нашего урока – познакомиться с правилами написания суффиксов -О, -А на конце наречий; отработать навыки применения правила правописания суффиксов -О, -А на конце наречий.

А сейчас, ребята, послушайте и посмотрите инсценировку сказки.

(В инсценировке участвуют учитель и 3 учащихся) Приложение 2

Жил-был маленький человечек с огромным красным носом и всегда ходил он с гигантским носовым платком в маленькой ручке. Однажды его спросили:

1.-Как тебя зовут?

2. - Издос,- ответил он.

1. -Какое странное имя!

2. - Это де ибя. Бедя дазывают Издос, потобу что у бедя все вребя ИЗ ДОСа течет.

1. - Что-что?

3. - Он сказал: «Меня называют Издос, потому что у меня все время из носа течет», - перевел кто-то.

Издос высморкался в свой платок и стал говорить нормально.

2. - А это мой друг и помощник, показывая на платок, его зовут Занав, - сказал Издос.

1. - А почему его так зовут?

Слайд 13

2. - Это его родовое имя. Я всегда боролся с насморком, никаких платков мне не хватало. А на волшебном Окне висела занавеска. Я взял и отрезал половину: - ЕСКА осталась висеть, а ЗАНАВ – теперь всегда со мной.

Учитель. Ребята, вы увидели инсценировку этой сказки для того, чтобы лучше запомнить приставки наречий Окна? Что это за наречия окна, я вам сейчас расскажу.

Слайд 14.

Есть такое племя: Приставки Окна. Они там живут, в Волшебном окне, и ему, окну, поклоняются и повинуются. А Издос и Занав там стражники. Они отбирают, кто может пройти в Племя окна, а кто нет. Отбор очень жесткий и суровый – как в космонавты, ведь все хотят жить в Волшебном окне. А берут туда те наречия, у которых имена, как у стражников. Это наречия с приставками ИЗ, ДО, С (ИЗДОС) и ЗА, НА, В (ЗАНАВ). Но стражники решают немного в судьбе наречий. Их жизнью распоряжается Само Окно!

Например, мы не знаем, «О» или «А» пишется на конце слов влев.., справ.., издавн…Мы подставляем существительное ОКНО. Как будто приставки В, С, ИЗ – предлоги. Влев.. (в окно). Значит, влево.

Запомните Правило Окна: итак, наречия с приставками ИЗ, ДО, С, НА, В подчиняются Правилу Окна (подставляем слово ОКНО и смотрим, какую букву написать на конце: О или А).

Для того, чтобы запомнить Правило Окна, давайте обратимся к карточке №1, которые лежат у вас на столе.

Карточка 1.

Далёкий – издалек…

Красный – докрасн…

Новый – снов…

Чистый – дочист…

Левый – влев…

Правый – вправ..

Чистый – начист…

Простой – запрост…

Глухой – наглух..

Но посмотрите на слайд 15.

Вы видите слово «известно», которое образовано от прилагательного с приставкой. Помните: Правилу Окна подчиняются только наречия,

образованные от прилагательных, в которых приставок не было. Если же приставки уже были заранее, на конце таких наречий пишем О.

Слайд 16.

Чтобы правильно написать О или А на конце наречий, мы должны рассуждать так:

1. Этой приставки не было в прилагательном, от которого образовано наречие, применяю Правило Окна.

2. Эта приставка уже была в прилагательном, от которого образовано наречие, пишу суффикс О.

Обратимся к карточке № 2.

В каком столбике наречия образованы суффиксальным способом, а в каком - приставочно-суффиксальным?

При каком способе образования в наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква о, а при каком - буква а? Обратите внимание на то, что при суффиксальном способе у слова уже есть приставка, а при приставочно-суффиксальном эти приставки прибавляются.

Издалека - далёкий исправно - исправный

Докрасна - красный изнеженно - изнеженно

снова - новый доверчиво - доверчивый

сначала - начало связано - связный

Карточка 3.

Подберите однокоренные слова и антонимы.

Затемно - тёмный, светлый.

Влево - левый, правый.

Направо - правый, левый.

Определите, по какому принципу объединены наречия в столбцы. Какой можно сделать вывод?

Итак, что мы с вами должны запомнить?

Расскажите друг другу правило, сверяя с правилом в карточке, которую я вам дала, чтобы вы положили в свои грамматические тетради (работа в статических парах).

Карточка №4.

Буквы о и а на конце наречий

В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква а, если эти наречия образованы от бесприставочных прилагательных.

Досуха (от сухой - без прист.).

В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква о, если они образованы от прилагательных, в которых уже были приставки.

Досрочно (от досрочный - с прист.) № 61.

4.Усвоение новых знаний и способов.

Для того чтобы лучше запомнить правописание о-е на конце наречий, выполним задания в карточке № 6 . Все самостоятельно работают в тетрадях, а Чернобров Александр выполняет упражнение на доске.

Карточка № 6. К наречиям добавьте нужные приставки, допишите суффиксы или -в. Составьте с наречием предложение.

Давн..., ...глух..., ... полн..., ...легк..., ...далек.......высок...,

Прост..., ...сыт..., ...редк... .

- Итак, когда в наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква а, а когда – о?

5. Первичная проверка понимания.

Карточка № 7. Вставьте в наречия букву А или О.

Слева, справа, вправо, снова, заново, налево, влево, наново, сгоряча, свысока, намертво, замертво, дотемна, затемно, досветла, досуха, насухо, дочиста, начисто, догола, засветло, наголо, добела, издавна, иссиня, издалека, набело, искоса, изредка.

- Какое правило вы использовали, выполняя это задание?

Физкультминутка.

Пришло время поговорить о здоровье. Мы часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца, звук «А» благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.

6. Контроль знаний

И, чтобы проверить, насколько хорошо вы применяете правило при выполнении практических заданий, обратимся к карточке № 8.

Карточка № 8. Работа в парах.

Данные словосочетания заменить наречиями с –О или –А на конце, объяснить выбор орфограммы, сделать разбор 2:

Идти в правую сторону (идти вправо);

Расстаться на долгое время (расстаться надолго);

Наесться до полной сытости (наесться досыта);

Переписать окончательно (переписать начисто или набело).

7. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся.

- Ребята, а сейчас мы сможем ответить на вопрос Байковой Дарьи. Слайд 17.

Внимание вопрос:

Когда на конце наречий пишется суффикс -А, а когда -О?

8. Рефлексия. Самооценка. Слайд 18.

«Недописанное предложение»:

Я не напрасно провел этот час, потому что….

Свою работу на уроке оцениваю на …

9. Слайд 19. Домашнее задание (по выбору):

1. Выучить правило - карточка №4.

2. Выполнить упражнение – карточка №9.

Карточка № 9.

Спишите наречия, допишите суффиксы или -о. С пятью наречиями составьте предложения.

Налев_, снов_, вправ_, досух_, допьян_, издавн_, исподтишк_, на-крепк_, зажив_, замертв_, дочист_, сызнов_, начист_,~ накрепк_, спрост_, сначал, засветл.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Потухшие зрачки двинулись сначал_ справ_ налев_, потом слев направ_. 2. И снов_ перед вами пали самодержавные сыны. 3. Он искос_ взглянул на жену. 4. Чай был настоян дочерн_. 5. Такой привилегией он пользуется издавн_, вероятно, как больничный старожил. 6. Мы вышли из дому затемн_. 7. Пурга дочист_ вымыла скалы 4 . 8. Мы решили вернуться засветл_. 9. Он знал о приезде брата заведом_.

ИЛИ

Придумать рассказ на тему «Я лечу простуду», используя наречия: справа, засветло, снова, налево, изредка, докрасна, издавна, сначала.

- Всем спасибо. До свидания.


Top