Постановка п. Постановка и автоматизация звуков "т д"

В Ташкенте на 56-м году жизни скончался заслуженный артист Узбекистана, юморист Обид Асомов. Накануне, 11 декабря Асомов был госпитализирован в Первую клиническую больницу. Несмотря на оказанную медицинскую помощь, актер скончался 14 декабря, в больнице.

Свои соболезнования в адрес семье скончавшегося узбекского артиста выразил известный юморист, давно друживший с Асомовым, Евгений Петросян. Прощание с Обидом Асомовым прошло в махалле Кукча 15 декабря.

Асомов Обид Агзамович - российский и узбекский актер-комик. Актер юмористической телепередачи «Кривое зеркало», выходившей на канале «Россия-1».

Обид Асомов - биография

Учился в Художественном училище им. Бенькова, окончил с отличием. На следующий год Обид поступил на художественное отделение Ташкентского театрального института, которое так и не окончил.

Во время обучения Обид работал тамадой, давал юмористические концерты в домах культуры и клубах. Однажды на одном из его концертов побывал режиссер Латиф Файзиев, работавший в то время над советско-индийской картиной «По закону джунглей». После съемок дебютной кинокартины посыпались предложения от других режиссеров, а с приходом популярности начались бесконечные гастроли по Узбекистану.

В 2000 году Фаррух Закиров пригласил Обида поработать ведущим во время гастролей по Германии группы «Ялла». 29 городов Германии от Франкфурта до Гамбурга юморист-ведущий посетил в течение месяца.

В конце 2000-х годов известный юморист Евгений Петросян предложил Обиду Асомову вместе выступать на сцене. Актёр с тех пор выступает на телешоу «Кривое зеркало».

В 2009 году Асомова запретили показывать в узбекском телевидении «за издевательство над узбекской национальностью». Спустя более пяти лет, в мае 2017 года, Асомов вновь появился в узбекском телевидении.

24 мая 2018 года назначен директором ГУП "Мультипликацион фильмлар студияси" (Студия мультипликационных фильмов) при киностудии Узбекфиль.

11 декабря 2018 года, Обид Асомов был госпитализирован в 1-ю клиническую больницу с диагнозом: «Ишемическая болезнь сердца, острый приступ, аритмический шок». Несмотря на оказанную медицинскую помощь, актер скончался в больнице в 17:30, 14 декабря 2018 года.

Чайковский Dreams в Михайловском театре

Настоящий скандал в Михайловском оперном театре в Санкт-Петербурге - вот уж премьера так премьера! Постановка «Иоланты» Чайковского, которую осуществил режиссер Андрий Жолдак вместе с дирижером Петером Феранцем и автором мультимедиа Глебом Фильштинским, вызвала настоящую бурю: сквозь овации и крики «браво!» были слышны единичные вопли типа «позор!» и «издевательство над русским искусством!» Спектакль шел при полном аншлаге и ажиотаже: билеты были распроданы задолго до премьеры, журналистам по причине отсутствия мест отказывали в аккредитации, родственников распихивали по галерке… Кто бы мог подумать, что классическая музыка в разгаре XXI столетия может возбудить такие оперные страсти!

Андрий Жолдак имеет репутацию режиссера-провокатора и даже хулигана. Что весьма удивительно, потому что его режиссура вовсе не является более радикальной, чем художественные поиски и происки его коллег - мировых и российских. Но что-то в самом Андрии будоражит людей. Зная его лично, попробую предположить: он искренен и честен. Он на самом деле чувствует, видит и слышит именно так, как ставит. И потому кажется не вполне адекватным - как и все, кто уверен в своей художнической правоте и гениальности, а потому не слишком озадачен дипломатией и политкорректностью. Пока Жолдак работал над спектаклем, пробуя, придумывая, фантазируя, фонтанируя, отвергая придуманное, он, похоже, переругался со всем театром. Часть артистов просто отказались работать. Кто-то прямо перед премьерой заболел. В этой атмосфере истерики родился спектакль несовершенный, но невероятно сильный, наполненный противоречиями и провокациями, но в главной своей идее - цельный и правильный, раздражающий и вызывающий досаду, но при этом рождающий чувство сопричастности чему-то высокому и духовному. Короче говоря, «плохой» хороший спектакль.

Почерк Жолдака легко узнается с первых минут. Конечно, все начинается в тишине. Конечно, на сцене стюарды в белоснежных наколках и перчатках что-то сервируют. Конечно, сам живой Петр Ильич Чайковский сидит за столиком, и из-под его пера рождается партитура. Кстати, Чайковский не впервые присутствует в качестве онлайн-творца своей музыки на сцене. В недавней амстердамской «Пиковой даме» в постановке Стефана Херхайма композитор весьма активно участвовал в действии, что лишь доказывает: придумать нечто новое в оперной режиссуре непросто.

Только когда мы видим первые ноты вступления на гигантском проекционном экране, вступает оркестр. Видеопроекция и свет в этом спектакле - важнейшая составляющая пространственного решения. Глеб Фильштинский создал истинный шедевр, соединив реальные декорации (художником спектакля выступил сам Жолдак вместе со своим сыном Даниэлем) с игрой видео и света. Работа Фильштинского не имеет ничего общего с жалкими дизайнерскими «фонами» и анимационными «комментариями», которые уже набили оскомину и превратились в провинциальный штамп. Здесь благодаря мультимедиа творится настоящее волшебство: меняется конфигурация пространства, выстраиваются виртуальные трехмерные миры, которые сопрягаются с материальным миром жестких декораций. Огромная обрамленная стена становится прозрачной - и мы сквозь нее видим картины-флешбэки детства Иоланты. Иногда из этой гигантской картины являются призраки, причем качество видео такое, что не сразу понятно: живой артист перед нами или изображение. Артисты вступают с изображениями в реальный контакт: берут их за руки, материализуются, истаивают… Иногда картина становится глухой стеной, иногда превращается в зеркало, за которым таится мистический мир зазеркальных двойников.


Фото предоставлено пресс-службой театра.

Все это - не шоу, призванное удивить спецэффектами. Создатели спектакля воспроизводят на сцене «множественные состояния бытия» по выражению Рене Генона. Все существует всегда и везде. Сегодняшний день, прошлое, тонкий мир призраков, божественный мир ангелов, мир художественного творчества, в котором главным героем становится композитор, мир снов, в которых героиня угадывает существование чего-то иного, кроме тьмы, мир театра, в котором мы здесь и сейчас смотрим спектакль, - все эти реальности не кажутся эклектичным полетом буйной фантазии авторов. Они синтезируются в единое целое, и как это достигается - Бог его знает.

Спектакль пронизан состоянием духовного и даже религиозного поиска. При всех бытовых деталях, которыми так классно умеет пользоваться Жолдак - включая кинематографическую достоверность интерьеров и обожаемые им цитаты из киноклассики (в данном случае - Тарантино), - в этой истории Иоланты нет ничего бытового и приземленного. Дочь короля Рене в версии Михайловского театра - уж точно не девушка с ограниченными возможностями, которой сделали удачную операцию. Обретение света и дара зрения авторы трактуют в строгом соответствии с концепцией Петра Ильича, который к моменту создания своей последней оперы был не просто увлечен поисками духовной истины, но и вполне определенно обрел ее в христианстве.

Финал спектакля - открыт. После экстатического заключительного хора режиссер вновь погружает действие в тишину. Готовятся к свадьбе Иоланты и Водемона. Но состоится ли она? Не продолжит ли героиня дальше свой путь к свету через отречение от всего мирского?

Теперь о «плохом». Конечно, Андрий Жолдак - человек драматического театра. При всей своей музыкальности и способности выстраивать действие, интуитивно повинуясь внутреннему ритму и драматургическим законам, не связанным с вербальным текстом, он и к музыкальному тексту относится точно так же. Что опасно: дробить оперу, тем более не номерную, а такую, как у Чайковского - со сквозным развитием, рвать музыкальную драматургию паузами и остановками - это значит вступать с композитором в драматургическую войну, в которой победа точно будет за Чайковским. Тем не менее включение в ткань партитуры адажио из «Щелкунчика» получилось интересным. Известно, что «Щелкунчик» традиционно соотносится с «Иолантой»: одноактную оперу принято соединять с сюитой из балета. Жолдак разделил свой спектакль на два акта (второй начинается с появления рыцарей) и придал адажио роль смысловой и эмоциональной кульминации.


Фото предоставлено пресс-службой театра.

К числу досадных недостатков спектакля приходится отнести характерный для режиссера перегруз деталями, лишними персонажами, подробностями, движениями. Возможно, в драме это и уместно, но в опере такой необходимости нет: музыка все равно главенствует. И потому Иоланте совершенно не нужно отмахиваться от невидимых мух в эпизоде перед операцией, пианистке, начинающей играть адажио, не следовало топорно изображать игру на пианино, когда музыку уже подхватил оркестр, и уж точно не стоило двум загадочным старичкам натирать полы и смахивать пыль с оконных рам. Уж если такой режиссер, как Жолдак, повелся на штамп под кодовым названием «оперный клининг», то этот феномен точно заслуживает серьезного исследования. Возможно даже с привлечением психотерапевтов: что же все режиссеры так помешались на желании подметать и протирать пыль?!

Музыкальная сторона спектакля вызвала огорчение. Михайловский театр всегда являл высокий уровень состояния оперной труппы. «Иоланта» породила очень много вопросов. Марии Литке было откровенно сложно справляться с заглавной партией. Не очень точная интонация, столь же неточная артикуляция, явные затруднения на верхних нотах, особенно на пьяно. Еще более проблематичным оказалось пение Александра Безрукова (Рене). Вокал начался во втором акте, когда на сцену вышли Сергей Кузьмин (Водемон) и Алексей Зеленков (Роберт) - два «сибирских гостя», выписанных из НОВАТа, благо он является близким родственником Михайловского по линии общего руководителя Владимира Кехмана. Кузьмин уже практически стал солистом Михайловского, что очень радостно. Жолдак придумал для их арий остроумное решение: оба артиста поют свои хиты именно как концертные номера - стоя на авансцене, срывая овации и охотно кланяясь публике (задник в этот момент превращается в зеркальное отражение зала Михайловского театра). Но даже их сильные голоса ухитряется потопить в нескончаемом фортиссимо дирижер Петер Феранец. Увы, не удалось маэстро передать экспрессию музыки Чайковского в органичном единении с голосами. Ведь форте - это еще не эмоция. Или уже не эмоция.

При всей неоднозначности увиденного и услышанного невозможно отделаться от чувства, что спектакль состоялся. А крики «позор!» в данном случае вряд ли имеют иной смысл, кроме повышения градуса восприятия. И если спектакль «наберет» в музыкальном отношении - что вполне реально, коль скоро будет стоять такая задача, - то «Иоланта» в Михайловском станет не «издевательством над русской культурой», а ярким ее событием.

Санкт-Петербург.

Удовыченко Наталья
Артикуляционная гимнастика

Упражнения для языка :

логопедическая зарядка.

Логопедическая зарядка на звук[м]

Артикуляционная гимнастика :

Для челюсти :

Сомкнуть зубы, открыть, закрыть;

Для губ :

Губы сомкнуть «посидим в тишине» ;

-«улыбочка-трубочка» .

Для языка :

Удержание языка у нижних зубов под счёт от 1 до 5;

Покусать зубками.

Логопедическая зарядка на звук[б].

Артикуляционная гимнастика :

Для челюсти : имитация жевания;

Для губ :

Почмокать губами;

-«поплевать» на язычок;

Поиграть на гармошке.

Для языка :

Мы прижмём язык губами : пя-пя-пя.

А потом прижмём зубами : тя-тя-тя.

Логопедическая зарядка на звук[ф].

Артикуляционная гимнастика :

Для губ :

Кто лучше сделает дудочку;

Сделать губы как бублик (покажи верхние зубки, подними верхнюю губу) ;

Покусать верхними зубками нижнюю губу.

Для языка :

Язык широкий (держать под счёт от 1 до 5,

Язык узкий,

Чередование широкого и узкого языка.

Логопедическая зарядка на звук[в].

Артикуляционная гимнастика :

Для губ :

Губы в «трубочку» : расслабить

Углы рта в стороны и расслабить;

Почмокать губам

Покусать зубами нижнюю губу.

Для языка :

Язык широкий выложить на нижнюю губу и удерживать под счёт от 1 до 5;

-«почистить зубки» ;

- «маляр» .

Логопедическая зарядка на звук[н].

Артикуляционная гимнастика :

Для губ :

-«улыбочка» ,

-«трубочка» - 2-3 раза;

Для языка :

-«почистить зубки» ;

-«часики» ;

-«лошадки» .

Логопедическая зарядка на звук[т].

Артикуляционная гимнастика :

Для языка :

-«вкусное варенье» ;

Мы прижмём язык губами :

А потом прижмём зубами : тя-тя-тя.

Логопедическая зарядка на звук[д].

Артикуляционная гимнастика :

Для губ :

-«улыбочка» ,

-«трубочка» ,

-«рупор» - 2-3 раза;

Для языка :

-«почистить зубки» ;

-«уколоть верхние зубки» ;

-«грибок» .

Постановка звука [Т]

По подражанию :

Многократное изолированное произношение звука с опорой на символы "Как стучат колеса поезда? - т-т-т" (Фомичева)

Механическим способом :

а) Попросить ребенка произносить ПА-ПА-ПА-Па-ПА,положив кончик языка между губами. Далее в момент произнесения па-па-па-па, губы отодвигают (либоребенок улыбается, обнажая верхние и нижние зубы перед зеркалом, либо взрослый помогает отодвинуть губы большим и указательным пальцем. В момент раздвигания губ мы услышим та-та-та-та.

б)переднюю часть спинки языка прижать к верхней губе, шпателем осторожно отодвинуть язык к верхней десне и предложить ребёнку в этом положении резко дунуть на полоску бумаги.

Постановка звука [д]:

По подражанию :

Логопед показывает и объясняет ребенку артикуляционный уклад . Затем спрашивает : «Как дятел долбит ствол?» Ребёнок отвечает : «д-д-д-д-д»

Обратить внимание ребенка на то, что артикуляция звуков [т] и [д] отличается вибрацией голосовых складок .

Механическим способом :

Попросить ребенка произносить ба-ба-ба-ба, положив кончик языка между губами. Далее губы отодвигают. В момент прикусывания - слышится да-да-да.

Постановка звука [н]:

по подражанию :

Приложить один палец ребенка к носу логопеда, другой к его собственному. При этом нужно показать ребенку положение языка.

на базе звука М :Ребенок протяжно произносит звук М при широко просунутом между сомкнутыми губами языке. При этом появляется оттенок звука Н. По мере того, как ребенок привыкает к такому межгубному произнесению звука Н в слогах, словах, губы устраняются пальцами. Получается межзубное Н. Постепенно язык переводится за верхние резцы в нормальное положение.

Постановка звука [П]

По подражанию.

1. Логопед показывает ребенку и объясняет артикуляционный уклад . Потом спрашивает : «Как пыхтит каша?» Ребенок отвечает : «П-п-п.»

2. логопед просит ребёнка произнести слог па, поддувая комочек ваты или полоску цветной бумаги.

Механическим способом.

Произносить звук [ф], указательным пальцем, расположенным горизонтально под нижней губой, похлопывать губы.

Постановка звука [Б]

1. Логопед обращает внимание ребенка на то, что артикуляция звуков [п] и [б] отличается вибрацией голосовых складок (для этого руку ребенка положить на гортань логопеда) и легким раздуванием щек произнести [б] (приложить руку ребенка к щеке) .

2. Ребёнок произносит ба-ба-ба, при этом нужно слегка раздувать щёки.

Механическим способом.

С голосом спокойно и длительно дуть на пассивные губы, при этом должны надуваться губы и щеки. должен получиться звук, приближенно напоминающий [в] - двугубный [в]. Затем двигать указательным пальцем, расположенным горизонтально под нижней губой, вверх - вниз, производя попеременное смыкание и размыкание губ. Потом ребёнок сам подкладывает пальчик. Постепенно пальчик убирается.

Постановка звука [М]:

По подражанию. Логопед прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Ребенок ощущает вибрацию на щеке логопеда и воспроизводит ее путём тактильного контроля через свою ладошку.

Советы логопеда :

Подготовила :

Постановка звука [к]

По подражанию :

а) Для получения правильных к и г, широко открыв рот, уперев кончик языка в нижние зубы, выгибают язык горкой, сильно прижимая спинку к разным точкам твёрдого нёба (ближе к резцам или дальше от них, и вслед за логопедом произносят со взрывом твёрдые и мягкие – к, а затем г.

Если почему-либо спинка языка не поднимается до касания с нёбом, то ребёнку предлагают дышать носом при широко открытом рте. В таком случае язык поднимается вверх. Иногда удаётся получить к, подпирая язык к нёбу большим пальцем снаружи через дно ротовой полости.

б) ребенку предлагается выгнуть язык «горкой» , прижать к небу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту => [к]. Если по подражанию не удается, то механически.

механическим способом :

при помощи пальца или шпателя, исходя из звука [т]. Ребенку предлагают произносить слог та. В момент произнесения логопед нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог тя. Затем логопед продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог кя. Наконец, третий этап - еще более глубокий нажим на язык - дает твердый звук - ка.

зрительным контролем акцентировать внимание ребенка на новом звуке (кх)

Постановка звука [г]

по подражанию :

Ребенку предлагается положить ручку на горлышко и,«включив» голос, произносить звук /К

С механической помощью :

Ребенку предлагается произносить «да –да –да» , язык при этом логопед отодвигает шпателем назад до тех пор, пока не послышаться звукосочетания : «да – да - га» .

Постановка звука [х]

По подражанию.

а). Звук /Х/ легко вызывается по подражанию с использованием игрового приема : «Открой широко рот и подыши на свои руки, «погрей их» . При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку» , а уж потом «пустить ветерок» .

б). Можно предложить ребенку смешную картинку или игрушку , чтобы вызвать у него смех, посмеяться вместе с ним, после чего обратить его внимание на смех : мы смеемся «ха-ха-ха» . Закрепляем звук /Х/ в сочетании с другими гласными (О, Э, Ы) .

С механической помощью.

Если по подражанию вызвать звук не удается, его можно ставить с механической помощью, то есть с помощью зонда двигать язык вглубь языка. Просим ребенка произносить слог «са» , при правильном положении языка получится «са-са- ха-ха» .

Язык перед зубами, выдох тёплый, затем язык убирается в зазубное положение.

Кончик языка за нижними зубами, не сдвигая его к глотке. Длинный, спокойный, мягкий воздух.

От правильного /К/.

Ребенку предлагается часто и протяжно произносить звук /К/. В это время получается сочетание «кх» . Необходимо обратить внимание ребенка на то, что вслед за звуком слышится звук /Х/, после чего отрываем /К/ от/Х/. Получается /Х/.

Постановка звука [й]

по подражанию

Путём отражённого и сопряжённого проговаривания звука [й];

От мягкого глухого звука х`с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем;

От гласного звука [и] в сочетании с гласными А, О, У, Э с постепенным ускорением : иа-иа-иа – иа-иа-иа – йа-йа-йа

Ио-ио-ио – ио-ио-ио – йо-йо-йо

Иу-иу-иу – иу-иу-иу – йу-йу-йу

Иэ-иэ-иэ – иэ-иэ-иэ – йэ-йэ-йэ

Механическим способом.

От звука [з] с помощью шпателя или зонда :

Ребёнок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка : за-за-за-зя-зя-зя-йа-йа-йа

Советы логопеда :

«Методы постановки звуков раннего онтогенеза.»

Подготовила :

учитель-логопед МБДОУ №11 Удовыченко Н. В.

«Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?»

Подготовила :

учитель-логопед МБДОУ №11

Удовыченко Н. В.

Выяснить все непонятные слова и выражения.

Предложить через 2 минуты ребёнку повторить его вслух по памяти, при этом помочь ему, не раздражаясь.

Предложить ребёнку ещё раз представить себе описываемые события и прочитать стихотворение ещё раз.

Через несколько часов вновь предложить ребёнку прочитать стихотворение.

(помощь при выполнении домашних заданий с детьми)

учитель-логопед МБДОУ №11

Удовыченко Н. В.

Выполнение домашних заданий является огромной помощью логопеду. Дети, занимающиеся дома с родителями дополнительно по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только закрепляемые звуки, но и сложные речевые конструкции.

Выполнение логопедических

домашних заданий.

1. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно в течении 5 минут.

2. Занятия проводить желательно в утренние часы.

3. Занятия с ребёнком должны быть регулярными.

4. Принуждать ребёнка заниматься нельзя.

5. Усвоив одно упражнение можно приниматься за следующее.

6. Не выполняйте задание за своего ребёнка, если он затрудняется, после можно вернуться к нему снова.

7. Меняйтесь с ребёнком ролями, дети любят находиться в роли «учителя» .

8. Не забывайте хвалить ребёнка за незначительные результаты.

9. Занятия следует выполнять поэтапно и последовательно, не более трёх упражнений.

10. Длительность занятия 15-20 минут.

11. Если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий, обратитесь за консультацией к логопеду.

Важно помнить :

Только доброе отношение, любовь и похвала – повысит интерес ребёнка к занятиям.

Помните : Совместная работа логопеда и родителей определит общий успех в коррекционном обучении вашего ребёнка.

Советы родителям :

«Будем правильно дышать, чтобы речь тренировать.»

учитель-логопед МБДОУ №11

Удовыченко Н. В.

Недостатки детского дыхания преодолевают :

Развитием более глубокого вдоха;

Выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.

В младшем дошкольном возрасте это достигается в игре, а в среднем и старшем – через гимнастику . Продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 минутами (во избежание головокружения) .

Дыхательные упражнения :

сдувать снежинки, пушинки, бумажки со стола, с ладони;

дуть на лёгкие шарики, карандаши и катать их по столу;

загонять шарик в ворота;

приводить дутьём в движение плавающих в тазике уток, кораблики, бумажные фигурки;

дуть на вертушки, ватные шарики, подвешенные на нитке;

сдувать тычинки созревших одуванчиков;

надувать воздушные шарики;

пускать мыльные пузыри;

поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.

Для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов. Успех закрепляется постоянным надзором за дыханием и соответствующим внушением.

Учите ребёнка делать глубокий вдох, а затем плавный, длительный выдох – это необходимо для формирования речевых навыков.

Обязательно купите ребёнку дудочку, свистульку, мыльные пузыри, вертушку…

Важно : игрушка на которую дует ребёнок, должна находиться на уровне его губ и на расстоянии 10 - 15 см.

[Т] является звуком раннего онтогенеза и, при условии нормального речевого развития, появляется у детей примерно в полтора года. Если у ребенка старше трех лет он отсутствует, требуется постановка звука [Т]. Для его постановки обязательно нужно учитывать особенности артикуляции.

Как образуется звук

При произношении [Т] артикуляционные органы находятся в следующей позиции: губы немного растягиваются, зубы размыкаются, кончик языка соединяется с верхними резцами, воздушная струя резкая, разрывает смычку, голос отсутствует. В исходном положении губы должны слегка приоткрываться, промежуток между зубными рядами примерно 3-5 мм. Язык кончиком ударяется о верхний альвеолярный отросток, соединяясь с ним.

При воспроизведении [Т] мягкое нёбо приподнимается, разъединяются голосовые складки, а воздушный поток носит толчкообразный характер. Звук [Т] согласный, твердый, смычный, переднеязычный, взрывной, шумный, глухой.

Дефекты произношения звука [Т]

  • Искажение . Вместо [Т] слышится звук, не имеющий аналога в родном языке. Назальное произношение фонемы при ринолалии.
  • Отсутствие (элизия) . Артикуляционный уклад фонемы полностью не сформирован. Встречается при тяжелых формах расщелины неба в случае ринолалии.
  • Замена . [Т] заменяется на другую фонему, близкую по акустико-артикуляционному параметру, чаще всего на заднеязычную фонему [К]. При ринолалии наблюдается замена фарингиальным произношением.
  • Смешение . Изолированно [Т] произносится верно, но в спонтанной речи заменяется другой фонемой.
  • Смягчение . Замена твердого [Т] мягким [Ть], недифференцированное употребление этих фонем.
  • Дефект озвончения . Ребенок недостаточно сильно оглушает звук. В речи слышится его звонкая пара [Д].

Подготовительный этап для постановки звука [Т]

Логопедическая работа по постановке любого звука традиционно содержит четыре этапа: подготовительный, собственно постановку, автоматизацию, дифференциацию. Занятие начинается с характеристики артикуляции. Обязательно применять разнообразный наглядный материал: картинный план, артикуляционные профили, ручную модель артикуляции, муляжи, картинки.

Ребенок рассматривает положение артикуляционных органов, определяет характер воздушного потока. Затем с помощью взрослого осуществляет анализ звука по следующему алгоритму: гласный или согласный (имеется ли преграда для выдыхаемого воздушного потока), глухой или звонкий (дрожат ли голосовые связки), твердый или мягкий (приподнимается ли средняя часть спинки к твердому небу).

После знакомства с характеристикой звука необходимо приступать к выполнению артикуляционной гимнастики:

  • Заборчик. Зубы крепко сжимаются, губы растягиваются в широкой улыбке. Удерживать эту позицию примерно десять секунд.
  • Стрелочка. Передний край языка очень быстро перемещается влево и вправо из одного уголка губ в другой.
  • Лепешечка. Распластанный широкий язык располагается на расслабленной нижней губе.
  • Непослушный язычок. Максимально открыть рот. Расположить плоский язык на нижней губе, говорить «пя-пя-пя», шлепая верхней губой.
  • Побег. Проталкивать язык между сомкнутыми зубами.
  • Щеточка. Узким кончиком языка совершать скользящие движения по верхним резцам, переходя к альвеолярным отросткам.
  • Верблюд. Подсасывать кончиком языка конфетку, одновременно цокать, потом широким кончиком выплюнуть конфетку.

Помимо артикуляционных упражнений, гимнастика предполагает выполнение дыхательных упражнений:

  • Футболист. Очень сильно открыть рот, вытащить плоский кончик языка, на резком выдохе задуть легкий шар в игрушечные ворота.
  • Моряк. Подгонять отрывистыми короткими выдохами бумажный кораблик в емкости с водой.

Постановка звука [Т] при дефекте смягчения

Мягкие фонемы характеризуются высоким поднятием спинки языка к твердому небу. Дефект смягчения появляется вследствие повышенного тонуса мышц. На характер дефекта влияет место поражения в коре головного мозга.

Увеличение тонуса мышц языка способствует тому, что он напрягается, оттягивается назад, кончик не выражен. Для устранения этого нарушения применяют логопедические упражнения: горочка, сердитая кошка, лягушонок. Их цель − обеспечение пластичности средней части. В тяжелых ситуациях следует опираться на тактильные ощущения − положить средний и указательный пальцы на язык, чтобы почувствовать расслабление при переходе от мягкого звучания к твердому.

Необходимо продемонстрировать напротив зеркала различие в положении языка и попросить повторить позицию. Затем ребенок воспроизводит за взрослым парные слоги с твердой и мягкой фонемами. При правильном воспроизведении твердого звучания целесообразно незамедлительно приступать к произношению слов.

Постановка звука [Т] при дефекте озвончения

Дефект озвончения проявляется у лиц, имеющих дизартрию или ринолалию, с нарушением голоса и слуха. Его коррекция начинается с подготовительных упражнений: вначале поочередно воспроизводятся вдох и выдох, затем дыхание сопровождается стоном. Сначала упражнение демонстрирует логопед, затем оно выполняется вместе с ребенком, заканчивается самостоятельным выполнением.

Постановка звука [Т] при дизартрии

Применяется несколько методов постановки [Т]:

  • Сплевывание. Считается наиболее эффективным приемом постановки. На фоне непроизвольного движения сплевывания добиваются получения звука [Т], зажав краешек языка резцами, потом переводя шпателем его за верхние зубы.
  • Постановка [Т] по подражанию от слога ТА. Взрослый перед зеркалом предлагает ребенку проговаривать сначала слоги, а потом слова, со слогом ТА. Затем проговариваются фразы-чистоговорки. Чистоговорки можно применять готовые, или придумывать новые совместно с малышом.
  • Межзубный способ. Взрослый демонстрирует ребенку положение язычка. Исходная позиция − язык располагается за зубами и плотно прижимается челюстями с обеих сторон. В такой позиции необходимо сделать глубокий вдох и резко выдохнуть для воспроизведения звука. Добившись межзубного звучания, переместить язык за зубы.
  • Оглушение. Оглушить [Д] − произнести шепотом.
  • От звука [П]. [Т] вырабатывается как производная фонема от [П]. Начинают с нескольких повторений слога ПА, прижавшись самым широким местом кончика языка к нижней губе. Затем необходимо проговорить исходный слог улыбнувшись, при этом должно слышаться ТА-ТА.
  • Механическим путем от слога ПА. Кончик языка в межзубном положении, постановка на фоне [П]. Необходимо многократно воспроизвести слог ПА, одновременно губы раздвигаются при помощи большого и указательного пальцев. При верном выполнении должен послышаться слог ТА.

Автоматизация и дифференциация звука [Т]

После того как ребенок смог верно произнести [Т], необходимо переходить к его автоматизации − закреплению правильного произношения. Начинать автоматизацию следует с развития фонематического слуха − восприятия фонем на слух. Ребенку предлагают вычленить звук из числа фонем, похожих по акустико-артикуляторным характеристикам; вычленить его из ряда слогов; вычленить звук из ряда слов; определить его наличие и местоположение в слове. В начале автоматизации и при недостаточном уровне речевого развития необходимо начинать с далеких по акустико-артикуляционным характеристикам звуков.

Затем переходят к автоматизации фонемы в изолированном виде. Отрабатывается на резком выдохе с использованием игр-звукоподражаний.

Потом необходимо познакомить ребенка с буквой, которая обозначает звук [Т] на письме. Объяснить, чем отличается звук от буквы: звук слышат и говорят, а букву видят, пишут и читают. Подбирают предметы окружающего мира, внешне напоминающие букву Т.

В случае необходимости, тренируется правильное написание буквы. Применяются разнообразные графические упражнения, нацеленные на развитие моторики рук и тренировку получения адекватного изображения буквы. Когда ребенок хорошо говорит звук [Т] изолированно, начинают автоматизацию фонемы в слогах, в словах, в предложении, в связной речи.

После автоматизации звука переходят к его дифференциации − различению от других звуков. Она проводится по аналогии с автоматизацией: изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи. Дифференцируют сначала далекие по акустико-артикуляционным характеристикам звуки, заканчивая фонемами, имеющими сходное звучание и артикуляцию. Постановка звука [Т] считается законченной, если ребенок всегда произносит [Т] безошибочно, в том числе в спонтанной речи.

Конспект индивидуального занятия по постановке звука

(для ребенка с ринолалией)

Тема. Звук П

Этап. Постановка звука

Задачи: образовательная: постановка звука; ормирование словаря и знаний частях предмета;

коррекционные: развивать артикуляционную моторику, диафрогмально – реберный тип дыхания, фиксированного выдоха;

воспитательная: воспитывать самоконтроль в речи.

Оборудование: картинки: из серии «Весело и грустно», Д/ и «Части предметов».

Ход занятия

  1. Организационный момент

Рассмотри картинки. Нужно определить эмоциональное состояние детей изображенных на картинках.

Покажи, где девочка плачет?

Покажи, где мальчик плачет?

Покажи, где мальчик хмурится?

Хорошо, а теперь ответь на следующие вопросы.

Как ты думаешь, почему девочка плачет?

Почему мальчик улыбается?

А почему мальчик хмурится?

Молодец, а у тебя какое настроение, покажи картинку и назови.

  1. Развитие артикуляционной моторики

Логопедический массаж

  1. Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растягивание верхней/ нижней губы, вибрация.
  2. Массаж языка: поглаживание языка от корня до кончика, круговое растирание боковых кроев, кончика языка, пощипывание боковых краев и кончика языка, вибрация поколачиванием.
  3. Массаж мягкого неба: продольное поглаживание, круговое растирание, поперечное растирание, разминание надавливанием.

Артикуляционная гимнастика

  1. Для нижней челюсти: имитировать жевание, открывать рот с сопротивлением.
  2. Для губ и щек: имитировать полоскание зубов (надуть губы); надуть верхнюю, затем нижнюю губу; зажимать губами маленькую бумажку, затем сплевывать ее.
  3. Для языка: упражнения «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Маляр», «Лошадка»
  4. Для мягкого неба: покашливать, позевывать, произносить гласные звуки на твердой атаке (а, о, у).

Упражнения на дыхание

  1. «Ушки». Покачивать головой, как будто кому – то говорим: «Ай – яй – яй, как не стыдно!» Следить, чтобы тело не поворачивалось. Правое ухо идет к правому плечу, левое – к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием – вдох.
  2. Вдохнуть носом, выдохнуть через нос толчками; рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака); вдохнуть через нос, толчкообразно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем – через левый.
  1. Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2, затем 3 гласных звуков:

АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ,….

АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА…

  1. Постановка звука П (объяснение и показ)

Хлопай губами и дуй одновременно, но сначала губы увлажни слюной.

(показ ребенка)

  1. Развитие лексико – грамматического строя

Д. игра «Части предметов»

Рассмотри картинку. Что изображено на картинке? (Это части)

Правильно, это части из которых мы можем составить предмет.

Как назовем мы этот предмет? (паровоз)

Машина это что, как назовем по- другому? (транспорт)

V. Итог занятия

Сегодня ты был молодец, хорошо произносил звук П.



Top