Жанна дарк интересные факты из жизни кратко. ​Правда и вымысел об Орлеанской Деве - Жанне Д’Арк

Жанна Д’Арк - спасительница Франции, она была предводительницей французской армии в борьбе против английских захватчиков.

Во Франции в 1249 году в самый разгар Столетней войны между англичанами и французами появилась молодая девушка, простая крестьянка, которая стала символом всей страны.

Мужество и безграничная любовь к родной стране Орлеанской девы достойны искреннего восхищения. Находясь во главе вооружённого отряда со знаменем в руках, сама Жанна не убила ни единого человека, её руки не запятнаны кровью солдат. Она занималась стратегией, планированием боевых операций. Являлась Божьим вдохновением для простых людей. Она была настоящим лидером, способным повести за собой.

Удивительна судьба обычной девушки из народа, простой крестьянки, родившейся и выросшей в деревне средневековой Франции, в девятнадцатилетнем возрасте принявшей мученическую смерть за свой народ.

Жанна Д’Арк - великий полководец и храбрый воин, пожалуй, самая загадочная личность Столетней войны и средневековой Франции.

После завершения Столетней войны французская сторона произвела свои следственные действия по судебному процессу над Орлеанской девой. После изучения всех имеющихся в наличии документов, а также опроса выживших свидетелей, были сняты все обвинения. Церковь возвела девушку к лику блаженных, а в дальнейшем канонизировала. Еретичка или блаженная избранная Богом или сумасшедшая, её образ во все времена интересовал всех историков и просто образованных людей.

Из биографии Жанны Д’Арк:

Жанна Д’Арк родилась и выросла в небольшой французской деревушке. Она выходец из благородного, но обедневшего семейства. До сих пор ведутся споры о дате рождения Орлеанской девы - официальным принято считать 6 января 1412 года. Канонизировавшие её церковники называют иную дату – 1409 год.

Так как Жанна Д’Арк выросла в бедной семье, она не имела возможности получить хоть какое-нибудь образование. Вместо подписи она могла лишь поставить крестик, но она отлично шила и гордилась этим своим умением. Уже, будучи в заточении, Жанна говорила своим тюремщикам: «Вряд ли найдется в моих краях девушка, умеющая шить лучше меня».

Девушка отличалась редкой добротой. Она помогала всем, кто нуждался в помощи, раздавала все, что у нее было.

С подросткового возраста девушку посещали видения. Святые и ангелы, являвшиеся Жанне Д’Арк, убеждали ее покинуть свою деревню и отправиться к королю, чтобы предложить ему свои услуги по освобождению Франции от английских и бургундских интервентов.

Родители, подруги и односельчане отмечали ее мягкость и сговорчивость. Тем не менее, Жанна Д’Арк уже с 15 лет твердо верила в свое особое предназначение и никому не позволяла сбить себя с намеченного пути.

Так, к ней посватался знакомый парень, но Жанна Д’Арк отказала ему, мотивируя отказ обетом вечного девичества, которое ей надлежит хранить до совершения предначертанного ей судьбой подвига. Не состоявшийся жених подал жалобу, однако Жанна сумела доказать, что никому никаких матримониальных обещаний не давала.

Когда родители поняли, что эта покорная и уступчивая девушка обладает на самом деле мужской решительностью и твердостью. Жених получил отставку, больше Жанну не пытались выдать замуж.

Спустя 83 года после начала Столетней войны между Англией и Францией дела последней считались решенными. Договор в Труа, лишавший дофина Карла права на корону, ставил крест на французской независимости. Одним из последних очагов сопротивления оставался Орлеан, но – без какой-либо надежды на успех. Оставалось уповать лишь на чудо. В 1429 году французам явилась дева по имени Жанна, называвшая себя посланницей Бога и заявившая, что ей предрешено изгнать захватчиков из Франции.

Король Карл VII отличался трусостью, был вялым, неуверенным человеком. Однако его умная мать сразу поняла: народ, среди которого ходило предание о некоей девственнице, родившейся для спасения Франции, поверит Жанне Д’Арк и пойдет за нею. На волне народного энтузиазма еще можно отстоять независимость Франции. И мать короля посоветовала сыну дать Жанне войско для сражения с англичанами.

Дважды Жанна Д’Арк отправлялась к капитану войск, разместившихся неподалеку от ее селения, с просьбой снабдить ее мужской одеждой и оружием, дабы она могла беспрепятственно добраться до короля Франции. В первый раз капитан высмеял девушку, но во второй, пораженный ее настойчивостью, согласился оказать ей помощь.Свою военную карьеру девушка начала в возрасте восемнадцати лет. По утверждению современников была способна носить тяжёлые мужские доспехи по несколько суток подряд.

Девушка обладала гипнотическими способностями. Современники утверждали, что провозглашёнными перед боем речами, она просто завораживала солдат, не ведая страха, они бросались в неравные схватки с врагом. И что самое интересное многие из них даже получив смертельные раны, не ощущая боли, дрались дальше

Жанна имела дар предвидения, который унаследовала от своего отца. Она всегда знала, в какую точку на поле битвы необходимо послать отряд на подмогу. Благодаря чему была выиграна битва при Потэ. Пять тысяч англичан не смогли справиться с полутора тысячным французским отрядом. Правильно просчитанная и удачно организованная военная кампания завершилась полной победой.

Военные успехи сопутствовали Жанне Д’Арк. Она освободила Орлеан, настояла на коронации Карла в Реймсе – для поднятия духа народа (и сама присутствовала при коронации), затем стала настаивать на необходимости взятия Парижа. Но король испугался. Он медлил, ничем не помогал своей спасительнице, а придворные плели злобные интриги, опасаясь роста влияния Орлеанской Девы на правителя. В итоге Жанна Д’Арк оказалась вынужденной продолжать войну с малым числом солдат и попала в плен к бургундцам, которые продали ее англичанам. Дева была обречена.

Высшее духовенство Франции обрадовалось: наконец-то Жанна Д’Арк больше не страшна. За целый год, пока девушка находилась в плену (в ужасных условиях, прикованной цепями, при постоянном присутствии нескольких сменяющихся солдат), ни король, ни кто-либо из его свиты не шевельнули пальцем, чтобы выручить спасительницу Франции. Героиня из народа была уже не нужна.

Процессу, который вели над Орлеанской девой, придали церковный характер. На самом деле религия здесь присутствовала лишь для видимости, фактически это была чистая политика. Требовалось представить Жанну Д’Арк еретичкой, посланницей дьявола, действовавшей по его указке.

Епископ и его пособники, допрашивавшие Жанну Д’Арк, пускались на хитрости и не гнушались откровенной подлостью. Девушку намеренно запутывали, мучали перекрестными допросами, угрожали пытками, ставили вопросы так, что любой ответ можно было истолковать не в ее пользу. Так, ее спросили, действовала ли она по Божьему повелению, чувствовала ли в себе Божественную искру. Ответь девушка: «Да», – был бы готов повод для обвинения в ереси и гордыне. Ответь она: «Нет», – обвинили бы в пособничестве дьяволу. Но простая неграмотная крестьянка оказалась умнее своих палачей. Жанна Д’Арк сказала: «Если есть во мне Божественная искра – я счастлива, что исполняю Его волю. Если нет – прошу Бога послать мне ее».

В конце концов, епископ, не умея справиться с Девой, совершил последний подлый поступок в этом несправедливом, полностью сфабрикованном процессе: прочел Жанне Д’Арк бумагу, где говорилось о ее отречении от всех грехов и неблаговидных поступков, Жанна согласилась с нею. А на подпись он подсунул неграмотной девушке совершенно другой документ, где она якобы сознавалась в ереси. Так Жанна Д’Арк, поставив свой крестик под подложным признанием, сама подписала себе смертный приговор. +Жанну Д’Арк сожгли при большом стечении народа. Мужество не покинуло ее до конца. Люди плакали и не расходились с места казни. Говорят, когда пожар потух, в небо от угольев вспорхнула голубка – то была невинная душа замученной Орлеанской Девы.

В 1455 году мать Жанны подала прошение о ее реабилитации. На протяжении всего процесса были заслушаны показания 110 свидетелей и в июле 1456 года Жанна д’Арк была реабилитирована.

Конечно, процесс потом пересмотрели. Конечно, доброе имя Жанны Д’Арк король Франции восстановил. Обвинительный акт и приговор были разорваны. Но вернуть Орлеанской деве жизнь все это уже не могло. Как-то Жанну Д’Арк спросили, чего она боится больше всего. Она ответила: «Не боюсь ничего, кроме предательства». Именно предательство короля, которому она спасла корону и жизнь, стало причиной ее мученической смерти.

Переплетение правды, мифов, легенд и тайн об Орлеанской деве:

Существуют и такие сведения о короткой жизни Жанны Д’Арк.

*6 января 1412 года в одной крестьянской семье, проживающей в деревне Домреми, родилась дочь Жанна, и ее рождение сопровождалось долгими криками петуха. Почти сразу после появления на свет ее постоянно сопровождали различные мистические события.

*На сегодняшний день подвергается сомнению указанная в исторических источниках сословная принадлежность девушки. Была ли на самом деле она крестьянкой? Если это действительно так, почему же ее принял король и даже дал лучших воинов. Быть может объяснить все спорные моменты поможет тот факт, что в Средневековье почти все европейское население было чересчур суеверным. Но ведь существовавшие сословные границы никто не отменял даже в те времена. Не укладывается в уме то, что монаршая особа провел аудиенцию с простой крестьянкой и даже приблизил ее к себе.

*Орлеанскую деву принято считать крестьянкой, по крайней мере, в этом человечество уверяют многие исторические источники. Но современные исследователи утверждают о том, что Жанна Д`Арк являлась инфантой, то есть была лицом, в жилах которого текла кровь королей. Считается, что она могла быть рожденной вне брака дочерью королевы Франции Изабеллы и Орлеанского герцога. Также исследователи считают, что и отпрыск Изабеллы Карл VII являлся бастардом. Но если незаконнорожденного мальчика и можно было представить сыном короля, так как интимная близость, хоть и была супругам в тягость, но периодически она была, то к моменту рождения Жанны в физическом плане супруги друг к другу уже охладели. Да и рождения ребенка от любовника король жене бы явно не простил. Вследствие этого, новорожденная девочка тайно была отправлена в деревню под названием Домвери, ее воспитанием должна была заняться семья Жака Д`Арка.

*Жак, будущий отец Жанны отнюдь не был бедным крестьянином. Его корни происходили из древнего дворянского рода, имевшего личный герб. У Жака имелись собственные земельные владения, а ежегодный доход составлял 5 000 франков чистым золотом. Разве после таких доводов его можно назвать бедняком?

*Приемную дочь в семье воспитывали как мальчика. День был буквально рассчитан по минутам, он весь был посвящен занятиям: фехтованию, боевому искусству, верховой езде. К своим 18 годам Жанна Д` Арк была искусным воином. Также она получила достойное образование, что выражалось в ее правильной и изысканной речи, которая была не свойственна представителям низшего сословия.

*Жанна провела все детство возле того места, где росло волшебное дерево фей. Как можно узнать из летописи, маленькая Жанна очень любила гулять в местном лесу. Однажды вернувшись с прогулки, она рассказала родителям, что около любимого дерева она увидела открытую дверь, которая вела в волшебную страну. Когда она вошла туда, то ее встречала главная фея, которая и предсказала Жанне Д’Арк великое известное будущее. Именно с данных пор юная девушка стала слышать постоянные голоса и наблюдать странные и необычные видения.

*В 1429 году среди французского народа прошла весть, что их спасет «девственница, держащая в руке топор», хотя уже не оставалось никакой надежды на то, что удастся избавиться от английских захватчиков. В мае данного года это пророчество полностью сбылось, когда Жанна Д’Арк со своим отрядом напала на английские войска.

*В деревне, где жила девушка, все звали ее Жанеттой. Родителями героини был небогатый крестьянин Жакад’Арк и Изабель Роме. В 1430 годах фамилия д’Арк писалась слитно, так как в то время еще не знали такого понятия, как апостроф и не выделяли при помощи письменности двухбуквенные частицы «де» и «дю». Поскольку в Средние века люди еще не были знакомы с бумажной бюрократией и не имели понятия об удостоверениях, выражающих личность, фамилию Жанны постоянно произносили и писали на холстах по-разному: Дэй, Тарк, Дарк Дар. Лишь к концу 16 века появилась привычная нынешнему поколению форма написания фамилии, когда один малоизвестный поэт, решил возвысить и прославить героиню и переделал ее инициалы на нынешний манер (дворянский).

*Современники Жанны постоянно говорили о сверхвозможностях девушки. Когда один всадник выругался при виде Жанны в доспехах, она предрекла ему быструю смерть, что вскоре и произошло. В другом случае девушка предупредила друга, чтобы он отошел в сторону, иначе в него попадет снаряд. Когда рыцарь отошел, его место сразу же занял другой, которого сразу убило. *Многочисленные свидетельства о Жанне д’Арк заставили ряд исследователей выдвинуть предположение, что Орлеанская Дева обладала сверхчувственным восприятием. Иначе нельзя объяснить ее сбывавшиеся предчувствия, ее провидения хода битвы. До сих пор в Зале Славы французской армии – проведенная ею битва при Потэ. Силы были явно неравны: пять тысяч англичан против менее, чем полутора тысяч, французов. Итог битвы: половина армии англичан полегла, оставшиеся в живых либо спаслись бегством, либо сдались в плен. Французы же потеряли десять человек убитыми! Воины, завороженные голосом Жанны, по свидетельствам современников, храбро бились даже в заведомо безнадежной ситуации, даже смертельно ранеными!

*Свою военную карьеру девушка начала в возрасте восемнадцати лет. По утверждению современников она была способна носить тяжёлые мужские доспехи по несколько суток подряд. Складывалось впечатление, что усталость ей не ведома. Всегда бодра и готова в бой за свободу своей страны. Откуда у хрупкой и привлекательной девушки столько физической силы? Современные учёные, анализируя документы из прошлого пришли к выводу, что французская героиня Столетней войны страдала редчайшим видом гермафродитизма – синдром Мориса. При данной наследственной патологии организм обладает мужским набором хромосом и семенниками, но дальнейшее развитие идёт по женскому типу. Как результат получается псевдогермафродит. Внешне стройная и симпатичная женщина, но без матки. И будто бонус за невозможность родить ребёнка хорошее физическое развитие и высокая выносливость.

*Благодаря своему видению, которое снизошло к девушке во время церковной службы, она заранее знала, что при участии в следующем бое ее возьмут в плен, о чем девушка и сообщила своим друзьям. Они отговаривали ее начинать атаку, однако она не послушалась и вскоре была захвачена бургундским лучником.

*Поскольку слухи о таинственном даре Жанны д’Арк попали к врагам, они, не задумываясь, обвинили ее в колдовстве и пытали, стараясь выведать, какие голоса оказывали ей постоянную поддержку. В результате допросов и пыток девушка заразилась лихорадкой, и пришедший к ее постели лекарь отказался от лечения, сказав, что медицина здесь бессильна. Но вскоре на Жанну вновь снизошли голоса, и спустя 2-3 дня она полностью вылечилась от смертельной лихорадки.

*Во время казни Жанны, которую церковь назвала ведьмой и приговорила к смертной казне на костре, произошла мистическая история. После догорания костра, в кучке угля было найдено целое и не обгоревшее сердце дамы. Его осторожно отнесли на берег реки Сена, и выбросили в ледяную воду. А спустя несколько месяцев после этой кровавой казни по разным причинам умерли судьи и свидетели по обвинению. Когда секретарь английского короля вернулся после казни, он плакал об увиденном, говоря: «Все мы погибли, ведь сожгли доброго и святого человека».

*Когда Жанна появилась в резиденции своего брата, наследник престола Франции, все последующие события можно считать хорошо спланированной акцией. Войско англичан было разгромлено, а Карл VII занял место правителя на троне. Жанна помогла брату стать монархом, но с этого момента она стала опасна для короля Франции. Оппоненты Карла могли узнать о его тайне и поставить законнорожденность под вопрос. Есть версия, что король отдал свою сестру на растерзание англичанам и инквизиции, чтобы она замолчала навсегда.

*Существует версия, что Жанна не была сожжена заживо на костре инквизиции, обвинённая в ереси и ношении мужской одежды. Вместо неё погибла другая девушка, ведь лица казнённой никто не видел, оно было накрыто тканью. А саму героиню тайно вывели подземными ходами, ведущими к месту заточения. Потом Жанна вышла замуж за дворянина и родила ему детей.

*Настоящую правду о жизни и деятельности посланницы Божьей наверное никто уже не узнает. Но существование личности умной, расчётливой, стратегически мыслящей, имеющей невероятную для хрупкой женщины физическую силу никто не сможет отрицать. О её способности вдохновлять воинов на подвиги сложено много народных легенд

. *Учёные не пришли к однозначному выводу кто она – ясновидящая или страдающая шизофренией или другими психическими расстройствами личности. Но факт остаётся фактом девятнадцатилетняя девушка подняла народ на борьбу с врагом и повела за собой целую армию.

*Продолжаются споры о происхождении Жанны, мол, простолюдинке не позволено иметь собственный флаг. И тем более никто не даст под командование войско, если она не королевских кровей.

*А по большому счёту, какая теперь разница принцесса или простушка освободила Францию. Официально Жанна даже не считается француженкой, потому что деревушка Домреми, в которой родилась Жанна, в то время была в автономии и не относилась к французской монархии.

Интересные факты из жизни Жанны Д’Арк:

1. Ещё с подростковых лет девушка начала слышать голоса и видеть образы святых. Они утверждали, что ей предначертано судьбой снять осаду с Нового Орлеана, и привести свою страну к победе, изгнав англичан. А также посадить на трон наследного принца Карла.

2.Как не странно, но все предсказания сбылись. Девушка стала главнокомандующим французской армии. Под её предводительством войска провели ряд успешных боёв и освободили Новый Орлеан. Победоносная военная кампания была завершена коронацией принца Карла.

3.Когда к капитану средневекового города (фактически начальник обороны), приходит из Домреми 16-летняя неотесанная крестьянка и заявляет о своей миссии, её высмеяли.

4. Жанна через год вновь пришла к капитану Вокулёра Роберу де Бодрикуру. Настойчивость девы поколебала мнение капитана. Затем Жанна точно предсказала, чем закончится «Селедочная битва» под Орлеаном: несогласованные действия французских отрядов не позволили им захватить продовольственный обоз англичан и закончились тяжелым поражением. И капитан пр согласился с доводами Жанны.

5.Именно де Бодрикур решился не только дать ей сопровождение к Карлу, но и снабдить ее мужской одеждой.

6.Отныне и до самого конца Жанна д’Арк будет одеваться в мужское: и воевать легче, и солдаты повышенное внимание не уделяют.

7.Чтобы носить полноценные мужские доспехи, Жанне пришлось обратиться к комиссии богословов из Пуатье за специальным разрешением – ведь в противном случае это считалось бы ересью.

8.Получив письмо от Жанны, Карл колебался все 11 дней, пока ее отряд преодолевал путь до Шинона. Наконец, решил устроить деве проверку. Он посадил на трон другого человека, сам же встал в толпе придворных. Когда Жанна, даже не взглянув на трон, безошибочно указала на Карла, изумлению не было предела.

9.А когда крестьянка из Домреми выявила мастерскую верховую езду и искусность в распространенных среди знати играх, даже скептики начали верить, что ее и в самом деле послало Небо для освобождения Франции от английского господства.

10.Меч для нее Жанна повелела искать в церкви Сент-Катрин-де-Фьербуа. Существует легенда, что это был меч самого Карла Великого.

Памятник Жанне д’Арк в Париже

11.Затем был сборный пункт французской армии в Блуа и марш во главе возглавляемой девой армии к Орлеану. Весть летела впереди ее, и войска, уставшие от казавшейся бесконечной череды поражений, преображались на глазах.

12. Дальше произошла операция по снятию осады с Орлеана, считавшаяся французскими военачальниками невыполнимой, она была выполнена за период с 4 по 8 мая. Жанна стала Орлеанской Девой. А Орлеан получил главный городской праздник, который отмечается каждый год 8 мая.

13.Накануне вылазки из Компьена, 23 мая 1430 года, Жанна д’Арк, молясь в приходской церкви Сен-Жак, вдруг покачнулась, а, придя в себя, сказала друзьям, что ее продали и предали. Ее видение, как и всегда, сбылось.

14. Один предатель, капитан Гильом Флави, поднял разводной мост крепости и отрезал отряд Жанны от ее верных рыцарей.

15.Другой предатель, Карл VI, только благодаря подвижничеству Жанны д’Арк миропомазанный в Реймском соборе, так и не спас ее.

16.Пленившие Орлеанскую Деву бургундцы, продали ее англичанам за 10 тысяч золотых ливров.

17.Но англичанам уже ничто не могло помочь. Вдохновленная Жанной и коронацией Карла в Реймсе, Франция всюду теснила английские войска.

18. За год до взятия в 1453 году Бордо и окончания Столетней войны, совестливый сын неблагодарного отца, Карл VII, приказал провести расследование законности процесса над Жанной д’Арк. В 1456 году ее доброе имя было восстановлено.

19. О Жанне забыли до начала XVIII века, когда императору Наполеону потребовалось пробудить национальную гордость французов.

Памятник Жанне Д’Арк в Орлеане

20.Во время судебного процесса Д’Арк клялась, что в боях не пролила ни единой капли крови и все время выступала только как стратег и военачальник, кидая свое войско в труднодоступные места. Это было возможно благодаря дару гипноза, которым наверняка обладала Жанна.

21.Жанна обладала даром ясновидения. Будущее ей предсказали святые Маргарита с Екатериной и архангел Михаил. Они же велели Жанне организовать сбор огромного войска и выгнать врагов из родной отчизны. Голоса предсказывали впоследствии победы французам.

22.Вера в победу, которую должна была одержать Орлеанская девственница, подняла дух патриотизма у французских воинов.

23.Некоторые исследователи утверждают, что Жанна обладала некими паронормальными способностями. Она не лечила людей, но владела техникой гипноза. Голос этой девушки так завораживал мужчин-воинов, по одному ее слову они бросались в бой, порой даже неравный. Воины сражались, не чувствуя боли, даже если были ранены смертельно.

24.Жанна прекрасно владела оружием и участвовала в рыцарских поединках, что не подходит к образу деревенской девушки, уделом которой считалось ведение домашнего хозяйства. Истинное происхождение Орлеанской Девы, спасительницы Франции осталось скрытным.

25.В 1920 году Римско-Католическая церковь канонизирует Жанну Д’Арк. Она считается первой и единственной святой, которая ранее была осуждена по обвинениям церковного суда.

Образ Жанны Д’Арк в искусстве

: *Первая поэма, которая посвящалась Жанне, была написана через 5 лет после ее смерти. В нее входит более 20500 стихов.

*Также о Жанне часто писали Вольтер, Шиллер, Дж. Бернард Шоу, Шекспир, Твен и другие.

* Много музыкальных произведений ей посвятили Верди, Чайковский, Лист и другие.

*Самая первая экранизация героической истории Жанны д’Арк относится к первым годам существования кинематографа.

*Интересно, что актрису, сыгравшую в 1899 году Орлеанскую Деву, тоже звали Жанна (д’Альси).

*Всего фильмов и телесериалов на эту тему насчитывается порядка тридцати. * Дважды сыграла Жанну д’Арк Ингрид Бергман.

*«Засветились» в этой роли Джейн Биркин, Лили Собески и Милла Йовович.

* Особняком стоит советский фильм «Начало» с Инной Чуриковой в главной роли: она показывается одновременно киноактрисой в роли Жанны и самой Жанной в средневековом антураже, созданном историей и кинематографом.

*На ряде произведений искусства Жанна д’Арк присутствует либо в женском платье, либо частично облаченная в доспехи. Так ее изображали в период, когда спасительница Франции была объявлена преступницей. Одно из ее преступлений как раз и заключалось в ношении мужского платья и доспехов. Чтобы выйти из положения, Жанну д’Арк до реабилитации изображали так, чтобы не оскорблять добрых католиков.

*Благодаря французской героине в парикмахерских появилась новая популярная стрижка «боб». Голоса, советовавшие девушке носить мужские одежды, также велели обрезать ей длинные косы. Парикмахер из Польши месье Антуан, вдохновлённый подвигами Жанны, первым сделал причёску в 1909 году. Она пользуется популярностью и в наши дни, правда название немножко изменилось и звучит «короткий боб».


Жанна д’Арк — называвшая себя посланницей Бога

Спустя 83 года после начала Столетней войны между Англией и Францией дела последней считались решенными. Договор в Труа, лишавший дофина Карла права на корону, ставил крест на французской независимости. Одним из последних очагов сопротивления оставался Орлеан, но – без какой-либо надежды на успех. Оставалось уповать лишь на чудо. В 1429 году французам явилась дева по имени Жанна, называвшая себя посланницей Бога и заявившая, что ей предрешено изгнать захватчиков из Франции.

Факты о Жанне д’Арк


Факты о Жанне д’Арк


Факты о Жанне д’Арк


Принятие решения капитаном средневекового города о Жанне

Вот представьте: вы капитан средневекового города (фактически начальник обороны), и к вам приходит из Домреми 16-летняя неотесанная крестьянка и заявляет о своей миссии! В первый раз ее высмеяли. Другая бы сбежала навсегда, сгорая от стыда. Но Жанна через год вновь пришла к капитану Вокулёра Роберу де Бодрикуру. Настойчивость девы начала растапливать лед. Затем Жанна точно предсказала, чем закончится «Селедочная битва» под Орлеаном: несогласованные действия французских отрядов не позволили им захватить продовольственный обоз англичан и закончились тяжелым поражением. И капитан принял решение.

Именно де Бодрикур решился не только дать ей сопровождение к Карлу, но и снабдить ее мужской одеждой. Отныне и до самого конца Жанна д’Арк будет одеваться в мужское: и воевать легче, и солдаты повышенное внимание не уделяют. Правда, чтобы носить полноценные мужские доспехи, ей пришлось обратиться к комиссии богословов из Пуатье за специальным разрешением – ведь в противном случае это считалось бы ересью.


Жанна д’Арк в произведениях искусства

На ряде произведений искусства Жанна д’Арк присутствует либо в женском платье, либо частично облаченная в доспехи. Так ее изображали в период, когда спасительница Франции была объявлена преступницей. Одно из ее преступлений как раз и заключалось в ношении мужского платья и доспехов. Чтобы выйти из положения, Жанну д’Арк до реабилитации изображали так, чтобы не оскорблять добрых католиков.

Получив письмо от Жанны, Карл колебался все 11 дней, пока ее отряд преодолевал путь до Шинона. Наконец, решил устроить деве проверку. Он посадил на трон другого человека, сам же встал в толпе придворных. Когда Жанна, даже не взглянув на трон, безошибочно указала на Карла, изумлению не было предела. А когда крестьянка из Домреми выявила мастерскую верховую езду и искусность в распространенных среди знати играх, даже скептики начали верить, что ее и в самом деле послало Небо для освобождения Франции от английского господства.


Легенда о мече Жанны д’Арк

Меч для нее Жанна повелела искать в церкви Сент-Катрин-де-Фьербуа. Существует легенда, что это был меч самого Карла Великого. Затем был сборный пункт французской армии в Блуа и марш во главе возглавляемой девой армии к Орлеану. Весть летела впереди ее, и войска, уставшие от казавшейся бесконечной череды поражений, преображались на глазах. Что произошло дальше – известно всем: операция по снятию осады с Орлеана, считавшаяся французскими военачальниками невыполнимой, была выполнена за 4-8 мая. Жанна стала Орлеанской Девой. А Орлеан получил главный городской праздник, который отмечается ежегодно 8 мая.


Предчувствия и провидения Жанны д’Арк

Многочисленные свидетельства о Жанне д’Арк заставили ряд исследователей выдвинуть предположение, что Орлеанская Дева обладала сверхчувственным восприятием. Иначе нельзя объяснить ее сбывавшиеся предчувствия, ее провидения хода битвы. До сих пор в Зале Славы французской армии – проведенная ею битва при Потэ. Силы были явно неравны: пять тысяч англичан против менее чем полутора тысяч французов. Итог битвы: половина армии англичан полегла, оставшиеся в живых либо спаслись бегством, либо сдались в плен. Французы же потеряли десять человек убитыми! Воины, завороженные голосом Жанны, по свидетельствам современников, храбро бились даже в заведомо безнадежной ситуации, даже смертельно ранеными!


Накануне вылазки из Компьена, 23 мая 1430 года, Жанна д’Арк, молясь в приходской церкви Сен-Жак, вдруг покачнулась, а, придя в себя, сказала друзьям, что ее продали и предали. Ее видение, как и всегда, сбылось. Один предатель, капитан Гильом Флави, поднял разводной мост крепости и отрезал отряд Жанны от ее верных рыцарей. Другой предатель, Карл VI, только благодаря подвижничеству Жанны д’Арк миропомазанный в Реймском соборе, так и не спас ее. Пленившие Орлеанскую Деву бургундцы продали ее англичанам за 10 тысяч золотых ливров.

Но англичанам уже ничто не могло помочь. Вдохновленная Жанной и коронацией Карла в Реймсе, Франция всюду теснила английские войска. За год до взятия в 1453 году Бордо и окончания Столетней войны, совестливый сын неблагодарного отца, Карл VII, приказал провести расследование законности процесса над Жанной д’Арк. В 1456 году ее доброе имя было восстановлено. И о ней забыли, до начала XVIII века, когда императору Наполеону потребовалось пробудить национальную гордость французов. Канонизировали же Орлеанскую Деву, спасительницу Франции, только в 1920 году.


Экранизация истории Жанны д’Арк

Самая первая экранизация героической истории Жанны д’Арк относится к первым годам существования кинематографа. Интересно, что актрису, сыгравшую в 1899 году Орлеанскую Деву, тоже звали Жанна (д’Альси). Всего фильмов и телесериалов на эту тему насчитывается порядка тридцати. Дважды сыграла Жанну д’Арк Ингрид Бергман. «Засветились» в этой роли Джейн Биркин, Лили Собески и Милла Йовович. Особняком стоит советский фильм «Начало» с Инной Чуриковой в главной роли: она показывается одновременно киноактрисой в роли Жанны и самой Жанной в средневековом антураже, созданном историей и кинематографом.

История человечества знает множество людей, прославившихся защитой своей страны от внешнего агрессора. Но особенно интересны те герои, которые окружены ореолом таинственности и романтическим флёром (как Жанна Дарк, например).

Родина Жанны Дарк

Итак, Жанна Дарк родилась в 1412 году, в одну из самых тяжёлых эпох французской истории. Страна была неоднократно побеждаема тогда английскими и союзными им войсками, причём стояла на грани полного разгрома и сокрушения. В 1420 году был заключён договор, согласно которому английский король становился французским монархом, а наследник престола от наследования отстранялся. Фактически, речь шла уже и законодательном закреплении оккупации.


Это, естественно, не могло не будоражить людей. Жанна не стала исключением. И хотя родина Жанны Дарк – деревня Домреми, где она жила в крестьянской обыкновенной семье, это не помешало стать национальной героиней. По стране ползут слухи и толки: «женщина (королева, которую считали предательницей), губит Францию, но дева сумеет её спасти». Жанна принимает эти слова на свой счёт. Несомненно, что таких было довольно много, но счастливый случай выпал на долю её одной. В 1425 году она начинает «слышать и видеть святых». Те призывают её скорее направиться на юг, где находится наследник, и остановить разгром.

За что сожгли Жанну Дарк?

Так или иначе, настойчивое стремление помочь Франции в борьбе с врагами и точное прогнозирование исхода одного из боёв около Орлеана привлекли к Жанне Дарк внимание. Её целью на тот момент было получение под своё командование отряда войск и разблокирование Орлеана. Успешно пройдя некоторые проверки, должность командующего она получила. Нанеся английским войскам несколько тяжёлых поражений, Жанна сумела достичь своей цели. Однако в ходе продолжения войны, она попадает в бургундский плен, а затем передаётся англичанам. Те обвиняют её в магии и сжигают на костре. Вот, в общих чертах, и вся недолгая жизнь, менее 30 лет.

Очевидно, что Жанну Дарк сожгли на самом деле не за «магию», а за достигнутые ею во главе французской армии победы.

Действия её на войне были стремительны и решительны. Так, 6 марта 1429 года Жанна входит в замок Шинон (где присутствовал дофин), и рассказывает ему о «голосах», обозначивших её избранность – миссию по коронации наследника в Реймсе. Считалось, что только там можно стать законным правителем. 29 апреля отряд под командованием Жанны Дарк входит в Орлеан, происходит ряд боёв, вследствие которых город удаётся деблокировать. Сокрушённые было французские войска одерживают серию побед, имевшую важное моральное значение.

Поход к Реймсу становится уже не просто маршем войск, а буквально триумфальным шествием. 17 июля дофин коронуется в освобождённом городе. В следующем месяце начинается наступление на Париж (неудачное), потом много мелких столкновений. И 23 мая 1430 года Жанна оказывается в плену…

Где сожгли Жанну Дарк?

На этот счёт существует две версии. Согласно одной, её вовсе не казнили, а всего лишь увезли куда-то или тайным образом освободили. Но преобладает другая точка зрения – 30 мая 1431 года Жанну вывели на рыночную площадь оккупированного Руана, где и сожгли на костре.

21 февраля 1431 года начался процесс Жанны д’Арк. Орлеанская дева была не только политическим врагом, она слышала голоса Святых, о ней говорили древние пророчества. Ее обвиняли в колдовстве, но сожгли за ересь.

Тайные цели

Вопреки всеобщему мнению, Жанна не была бедной крестьянской девушкой. Ее родной дом в Домреми может и не был роскошным дворцом, но для XV века был вполне комфортным и просторным. У Жанны была даже собственная комната. Орлеанская дева принадлежала со стороны матери к знатному, но обедневшему аристократическому роду. Кроме того, к моменту встречи с Карлом VII она прекрасно владела оружием и держалась в седле, что было абсолютно несвойственно девушке того времени. Эти факты наводят на мысль, что ее готовили к этому заранее. Некоторые исследователи полагают, что за появлением Жанны стояли городские братства Святого Марселя и Святого Мишеля, которые и были «голосами Орлеанской девы». Они возлагали на нее скорее дипломатическую, нежели военную задачу, их цель – «воспитать» своего короля, возвести на трон третьего сына короля, будущего Карла VII, дабы потом использовать его в своих целях. Жанна должна была, в первую очередь, оказать финансовую поддержку дофину. Именно об этом, якобы, говорило ее знамя, которое трактуют следующим образом: «Дайте серебро для коронации, чтобы Карл мог сражаться с англичанами; смелее, Марсель сдержит свое слово». Карл не остался в долгу, в парламенте были предоставлены новые права третьему сословию — бюргерству. Только вот Жанна была больше не нужна, напротив, она стала слишком опасной фигурой, чтобы оставлять ее в живых.

Пророчество Мерлина

У инквизиции было достаточно поводов «точить зуб» на Жанну и без политических мотивом. Одни слухи о «пророчестве Мерлина» чего стоят. Современные историки, в частности Ольга Тогоева, утверждают, что к первой встрече с дофином подготовилась заранее. Представим себе Францию XV века – страну отнюдь не демократическую. К тому же период Столетней войны. У принца должны были быть достаточные основания, чтобы выслушать простую девушку из народа, пусть даже она утверждала, что послана небом. Таких, в то время всеобщего упадка, было немало. Но у Жанны был козырь в рукаве. Один из свидетелей на процессе реабилитации Жанны упомянул о «пророчестве Мерлина», в котором легендарный волшебник предрекает приход девы из Дубового леса в Лотарингии, которая явится «на спинах лучников и пойдет против них», то есть против англичан. Еще один современник событий, Жан Барбен говорил о предсказании Марии Авиньонской о пришествии девы в доспехах. Очевидно, Жанна еще при жизни слышала эти легенды и удачно оперировала ими, что впоследствии дало повод церкви обвинить ее в идолопоклонничестве.

Богородица в доспехах

Помимо языческих предрассудков, Жанна прибегала и к христианским образам, уподобляя себя Деве Марии. Ее противопоставляли «развратной правительнице» Изабелле Баварской, которая фактически управляла государством при своем муже Карле VI Безумном и вошла в историю как «губительница Франции». Девственность была той силой, которая поддерживала популярность Жанны. Из всех женщин того времени, войско могла вести за собой только королева или святая. Саму героиню не раз обследовали специально приглашенные матроны, которые подтверждали факт ее девственности, а ее противники англичане пытались обвинить Жанну в распутстве. Однако ее невинность, столь поддерживающая ее во время успеха, обошлась ей боком во время руанского пленения. Согласно протоколам реабилитационного процесса, во время инквизиторского следствия над Орлеанской девой несколько раз пытались надругаться. Впоследствии многие английские авторы, в том числе и Уильям Шекспир, будут утверждать, что Жанна не только лишилась невинности к моменту казни, но и была беременна. Англичанам и инквизиторам было необходимо «лишить» Жанну девственности, чтобы превратить ее в «публичную женщину», в которой больше нет ничего святого, которую можно, не вызывая божьего гнева и народных волнений, обвинить в ереси и сжечь.

Предательство Карла

Одной из главных загадок дела Жанны д’Арк является молчание короля Карла VII, который был стольким обязан Орлеанской деве. Как известно, сам король оказывался непричастен к ее гибели. Жанна д’Арк была схвачена во время осады бургундцами города Компьеню. Ее предали, подняв мост в осажденный город и оставив один на один с многочисленной армией врагов, которые после битвы продали ее англичанам. Еще современники видели здесь тщательно спланированную операцию, в которой обвиняли Гийома де Флави – капитана Компьена: «Из-за предательства военачальников, которые не могли перенести, чтобы главенствовала девица и чтобы победа вновь досталась ей, ее в конце концов продал англичанам Лотарингский бастард, который предательством взял ее в плен». Но еще до последнего поражения Орлеанская дева была уже «не у дел». Ее разногласия с королем начались сразу после коронации, после которой возрастающее влияние Жанны превратилось в угрозу его власти, к которой он так долго стремился. Интересно то, как Карл VII инициировал процесс реабилитации Жанны. Потаённо! После освобождения Руана, он написал своему советнику: «В этом городе был проведён некий процесс, организованный нашими старинными врагами, англичанами». Этот намек стал причиной пересмотра процесса.

Сломанный меч Карла Мартелла

У Карла были все основания опасаться Жанны, которую столь любил народ, а главное — солдаты. Бытовала легенда о легендарном мече героини. Считалось, что им владел Карл Мартелл, лично оставивший его в аббатстве после победы над сарацинами осенью 732 года. Очень важно, что Карл Мартелл не был франкским королем, но всесильным майордомом, который был фактическим правителем при ослабленных Меровингах. Обретение легендарного меча еще в древности играло особую роль в инициации королевской власти и продолжило свою историю в куртуазных французских романов. Таким образом, мечом Карла Мартелла Жанна лишний раз подчеркивала, какой было ее настоящее место при дофине. Уже в ходе процесса реабилитации, еще при Карле появилась история, что Жанна, будто палкой, гоняла этим мечом проституток по лагерю, и сломала его о спину какой-то девицы. Этот слух демонстрировал, что, несмотря на все свои успехи, Жанна не могла быть достойна короля и нравами своими не отличалась от низшего сословия, которое понятия не имеет, что делать с символами королевской власти.

Демоны Жанны

Изначальным «грехом» Жанны в глазах инквизиции была вовсе не ересь, а колдовство. Основным поводом для этого послужили «голоса», которые, якобы, слышала Жанна. Орлеанская дева утверждала, что «ангелы неба» указывали ей, что нужно делать, именно они послали ее к дофину. Вот только инквизиторы не верили в ее ангелов. Они предписывали эти речи то демонам, то феям. Родина Жанны – деревня Домрери была известна своими древними кельтскими святилищами. Орлеанскую деву спрашивали о местных феях, об обрядах деревни, о магических знаниях, которые она могла получить по наследству. Впоследствии инквизиторы сообщали, что добились признания от Жанны в связях с Ришаром и Екатериной из Ларошели, которых молва обвиняла в колдовстве. Они «доказали», что эта ведьмовская троица гуляла на шабашах, а однажды пыталась вместе увидеть некую «белую даму». Версия о ведовстве Жанны была проработана намного тщательней, нежели в ереси, но по некоторым причинам, сначала ушла на второй план, а потом вообще исчезла из обвинения.

Последнее слово инквизиции

То, что Орлеанская дева должна быть не только осуждена, но и приговорена к смертной казни, понимали все. Следовательно, обвинение могло быть только самым тяжелым. Чем же тогда не подходило обвинение в колдовстве, ведь в то время уже началась «охота на ведьм»? Но в инквизиционных трактатах для ведьм оставалась небольшая лазейка. Ведовство могло быть признано суеверием, которое не влекло за собой смертной казни. Оставалась только ересь, но согласно законам, осужденный в ней мог подписать отречение и отделаться тюремным заключением. Кроме того, обвиняемый сам должен признаться в своем грехе. Поэтому судьи пошли на хитрость. Глава трибунала – епископ Кошон пообещал Жанне сохранить жизнь, если она отречется от ереси и поклянется Церкви в послушании. Неграмотной Жанне зачитали один текст, а подписала она уже другой, в котором полностью отрекалась от всех своих заблуждений. Разумеется, Кошон не сдержал обещания, «грешницу» вновь бросили в ту же камеру, а через несколько дней под предлогом, что Жанна вновь облачилась в мужское платье – ее обвинили в повторном впадении в ересь. Костер стал неизбежным.


1431-й год. Место действия - Франция, Руан. В огне ненависти горит великая подвижница земли французской Жанна д’Арк Домреми. Пик событий Столетней войны пришелся на 1420-й год, как раз на юность будущей мученицы, и вот уже пятьсот с лишним лет ее считают ярчайшим символом беззаветной храбрости и подлинной христианской добродетели. Едва ли найдется на свете просвещенный человек, который никогда не слышал ее имени и не знает ее короткой, но славной биографии. Наградой же за ее подвиги стало обвинение в колдовстве и костер. Однако, правда восторжествовала и великая Дева-воительница была признана святой.

Образ, знакомый по иллюстрации в школьном учебнике: девушка на коне, в латах, со знаменем и мечом въезжает в осажденный город. Легендарная Жанна Д’Арк. Какой она была на самом деле?

Как она выглядела?

Мы не знаем ни одного подлинного изображения Жанны. Единственный, известный ныне ее прижизненный «портрет» - рисунок пером, который сделал секретарь парижского парламента на полях своего регистра 10 мая 1429 год, когда в Париже узнали о снятии английской осады с Орлеана. Этот рисунок не имеет ничего общего с оригиналом. На нем изображена женщина с длинными локонами и в платье со сборчатой юбкой; она держит знамя и вооружена мечом. Меч и знамя у Жанны действительно были. Но она носила мужской костюм, а ее волосы были коротко подстрижены.

Некоторые смутные и обобщенные черты внешнего облика Жанны можно установить по тем «словесным портретам», которые оставили ее современники. Люди, видевшие Жанну, говорили, что это была высокая, черноволосая и черноглазая девушка.

Она отличалась крепким здоровьем, которое позволяло ей вести многотрудную жизнь воина. Силу ее личного обаяния испытал на себе каждый, кто встречался с ней, даже ее противники. Время не пощадило изображений Жанны. Но оно сберегло нечто гораздо более ценное, нежели безгласные портреты и статуи: множество достоверных и выразительных свидетельств.

Официальная легенда N1: Жанна - народная героиня

Жанна д’Арк, родившаяся в семье деревенского старосты в селении Домреми во время Столетней войны, рано осознала свое призвание. Однажды она услышала голоса святых Маргариты и Екатерины, которые сообщили девушке, что именно ей предстоит спасти Францию от английского нашествия. Жанна покинула родной дом, добилась встречи с дофином Карлом VII и стала во главе французского войска. Она освободила несколько городов, в частности Орлеан, после чего начала именоваться Орлеанской Девой. Вскоре Карл VII был коронован в Реймсе, а Жанна одержала еще ряд важных военных побед. 23 мая 1430 года во время вылазки близ города Компьен отряд Жанны был взят в плен бургундцами, которые передали ее герцогу Люксембургскому, а тот, в свою очередь, англичанам. Ходили упорные слухи, что Жанну предали приближенные Карла VII.

В январе 1431 года в Руане начался процесс над Жанной д’Арк. Инквизиция выдвинула 12 статей обвинения. В это время в Париже королем французским и английским был провозглашен Генрих VI. Суд над Жанной был призван доказать, что Карла VII возвела на трон еретичка и колдунья. Процесс вел епископ Пьер Кошон, который еще до начала суда подверг Жанну медицинскому освидетельствованию, дабы установить, что девушка не невинна, что она вступила в связь с дьяволом. Но осмотр показал, что Жанна девственна, и суду пришлось отказаться от этого обвинения. Процесс, полный каверзных вопросов и ловушек, в которые по замыслу инквизиторов должна была попасться Жанна, продолжался несколько месяцев. Наконец 29 мая 1431 года судьи вынесли окончательное решение о том, что подсудимая передается в руки светских властей. Ее приговорили к сожжению на костре. Жанне в то время был всего лишь 21 год. 30 мая 1431 года приговор привели в исполнение. Дощечка на столбе, к которому привязали девушку, гласила: «Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка». Казнь проводилась при большом стечении народа, эшафот оцепили шеренги английских солдат. Через 25 лет после гибели Жанна д’Арк была реабилитирована и признана национальной героиней, а в XX веке католическая церковь провозгласила ее святой. Однако слухи о том, что на самом деле Жанна д’Арк не умерла на костре, а спаслась, начали ходить в народе сразу же после казни.

Легенда N2: Жанна не горит в огне

Украинский антрополог Сергей Горбенко сделал сенсационное заявление: Жанна д’Арк не была сожжена, а дожила до 57 лет (сообщает «Укринформ»). Она не была пастушкой, как гласит легенда, а происходила из королевской династии Валуа.

Специалист уверен, что историческое имя Орлеанской Девы - Маргарита де Шампдивер. Исследуя останки в саркофаге храма Нотр-Дам де
Клери Сан-Андре неподалеку
от города Орлеана, Сергей Горбенко обнаружил, что женский череп, хранившийся вместе с черепом короля, принадлежал не королеве Шарлотте, умершей в 38 лет, а совсем другой женщине, которой было не менее 57 лет. Ученый пришел к выводу, что перед ним - останки Жанны д’Арк, которая в действительности была незаконнорожденной принцессой дома Валуа. Ее отец - король Карл VI, а мать - его последняя любовница Одетта де Шампдивер. Воспитывалась дочка под надзором отца-короля как воин, потому она могла носить рыцарские доспехи. Теперь становится понятным, как могла Жанна писать письма (этого не сделала бы неграмотная крестьянка). Король Карл VII сымитировал смерть Орлеанской девы: вместо нее сожгли другую женщину.

Слухи о том, что настоящая Жанна д’Арк не сгорела в костре инквизиции в Руане в 1431 году, всегда ходили во Франции. В счетной книге города Орлеана есть записи, свидетельствующие, что через пять лет после казни брат Жанны переписывался со своей сестрой, ездил к ней «в Люксембург» и получал деньги на почтовые и дорожные расходы. Есть версия, что Жанна была в почетном плену у своей тетки герцогини Люксембургской. По другой версии (так как Жанне, заточенной в Руанском замке, не возбранялось принимать посетителей), кто-то из ее друзей вполне мог подготовить побег. Уже в наши дни, в 1995 году, были обнаружены остатки подземного хода, куда-то ведущего из того самого Руанского замка, в котором томилась Жанна. Возможно, именно по нему был осуществлен побег. Возможно, даже не побег, а почетная капитуляция.

Легенда N3: двойники Жанны

Двойники у представителей политической элиты были всегда. Особой огласке это никогда не предавалось. Но и не отрицалось, как само собой разумеющееся. И в наше время институт двойников себя не исчерпал. Если в 1431 году в Руане была сожжена какая-то другая женщина, то кто она? Двойник-доброволец, знавший, что по долгу службы может и умереть под чужим именем? Или никак не связанная с Жанной несчастная женщина, которую принесли в жертву, чтобы спасти оригинал? Об этом говорят многие факты. Странно, что при строжайшей дисциплине и скрупулезности инквизиторов нет записи о расходах конкретно на казнь Жанны д’Арк. В то время как записи о денежных суммах на дрова и прочий «антураж» для других казней наличествуют. Похоже, действительно было сделано все, чтобы никто не мог разглядеть, кого именно ведут на помост.

Его оцепили английские солдаты, к тому же осужденной закрыли лицо. Правда, во время процесса Жанну вряд ли мог видеть кто-то, кроме инквизиторов, так что предосторожность была излишней. Но она была. Когда уже все свершилось, толпе было предложено убедиться в том, что еретичка сожжена: палач разгреб еще горящие головешки. Желающие действительно могли видеть обуглившийся труп. Но чей он, сказать было решительно невозможно.

Легенда N4: дева выходит замуж

По одной из легенд, которая, в частности, излагается в книге Черняка «Судебная петля», Жанна д’Арк не только избежала гибели, но и остепенилась, вышла замуж за некого Робера д’Армуаза и родила двоих сыновей. Потомки этого д’Армуаза до сих пор считают себя родственниками Жанны и утверждают, что их досточтимый предок ни за что бы не женился на женщине, которая не предоставила бы ему подлинных документов, удостоверяющих свое происхождение. Люди, знавшие настоящую Жанну, в частности, ее братья из селения Домреми и воевавшие вместе с ней солдаты, были твердо убеждены, что это она и есть. Известно, что эта таинственная дама жила в Арлоне, где вела бурную светскую жизнь, затем - в Кельне, а позже из-за политических интриг снова вернулась в Арлон. В 1439 году чудом воскресшая Жанна объявилась в Орлеане. Судя по записям той же счетной книги, жители освобожденного ею города приняли Жанну д’Армуаз более чем радушно. Ее не только узнали - в ее честь знатные горожане дали торжественный обед, а в подарок преподнесли 210 ливров: «за добрую службу, оказанную ею указанному городу во время осады».

Легенда N5 (скандальная версия): Жанна была на треть мужчиной

Об этом сообщает журналист Николай Николаев. Скандальный диагноз поставил российский ученый Эфроимсон. Лишь спустя пять столетий после произошедших событий отечественному эскулапу стали известны причины, по которым Жанну д’Арк… обвинили в связях с дьяволом. Раскрыть загадку смерти Жанны удалось, изучив биографические данные и материалы следствия периода пребывания Орлеанской Девы в английском плену. Сведя воедино множество признаков и симптомов, ученый пришел к выводу, что знаменитая крестьянка страдала редким гинекологическим отклонением.

По данным Республиканского центра репродукции человека, в среднем лишь пятеро из ста тысяч женщин страдают синдромом Морриса. Таким образом, французскому королю Карлу VII крупно повезло. Окажись Жанна д’Арк абсолютно здоровой, монарх остался бы без короны, а Франция без независимости.

Легенда N6: Жанну погубила одежда

Решительно никто, кроме руанских судей и их парижских единомышленников, не считал Жанну вероотступницей и еретичкой из-за того, что она носила мужской костюм. А ведь в этом костюме ее видели десятки тысяч людей. В нем она не только воевала, но и посещала церкви, молилась, исповедовалась, принимала причастие, получала пастырские благословения. Она общалась с множеством священников, но ни разу не слышала от них упрека по поводу неподобающего платья.

Больше того. Мужской костюм был на Жанне и тогда, когда она стояла перед комиссией в Пуатье, которая специально выясняла вопрос о соответствии слов и поступков девушки нормам христианской морали. Профессора богословия и знатоки канонического права, входившие в эту комиссию, не нашли в поведении испытуемой ничего предосудительного. Стало быть, и их не смутило столь, казалось бы, явное нарушение канонического запрета.

По мнению крупнейшего французского теолога того времени Жана Жерсона, этот запрет представлял собой не общеобязательную правовую норму, но этическое правило, главной целью которого было пресечение распутства и разврата. Жанна же надела мужской костюм с богоугодной целью.

Кстати, адвокаты папского трибунала Теодор де Лелиис и Паоло Понтано, ознакомившись во время подготовки реабилитации Жанны с материалами обвинительного процесса, пришли к заключению, что, надев мужской костюм и отказавшись его снять, Жанна вовсе не нарушила канонического запрета.

Напротив, оба юриста усмотрели в этом свидетельство нравственной чистоты девушки, ибо с помощью мужского костюма она защищала свою честь от посягательств со стороны солдат и стражников. Как видим, и теоретическое богословие, и прикладная юриспруденция не считали ношение неподобающей своему полу одежды безусловным проявлением ереси.

Страсти, кипящие вокруг жизни и, главное, смерти национальной французской героини Жанны д’Арк, схожи лишь с многовековым спором, кем же был Уильям Шекспир и был ли он вообще. История ее короткой жизни и мученической гибели неизменно волнует умы солидных историков и людей искусства, но какой была реальная жизнь Жанны д’Арк, так никому и не известно.


Top