Чем автомат заряжания отличается от механизма заряжания. Автомат заряжания

Автомат заряжания (A3) является подсистемой танковой системы оружия и важным элементом компоновки боевого отделе­ния и танка в целом. A3 танков предназначен для заряжания пушки требуемым типом боеприпаса в заданный промежуток времени, определяемый продолжительностью цикла заряжания. При подго­товке прицельного выстрела цикл A3 является составной частью общего цикла СО и СУО с участием операторов (наводчика и/или командира).

На современных танках органы управления A3 устанавливаются на узлах СУО (например, клавиши назначения типа боеприпаса одно­временно вводят в танковый баллистический вычислитель соответствующую баллистику), системы управления интегрируются в единую танковую информационно-управляющую систему (ТИУС).

Оснащению танков A3 предшествовал этап механизации от­дельных операций, появление которого было следствием ограни­ченности возможностей заряжающего доставать из укладок, пере­мещать на казенную часть орудия и дослать в камору тяжелые, значительных габаритов боеприпасы. Для выполнения этих функ­ций, а также манипуляций с гильзой после выстрела, заряжающий должен иметь моторное поле (часть рабочего места оператора, в котором осуществляются его двигательные действия) значитель­ной величины. Из всех членов экипажа заряжающий занимает наи­больший объем и требует наибольшей высоты занимаемого про­странства, так как для выполнения тяжелой физической работы он должен работать стоя.

Высокий уровень физической нагрузки на заряжающего огра­ничивает скорострельность и количество выстрелов, заряжание которых может произвести человек в ограниченном промежутке времени. Для снижения негативного влияния этих факторов на тан­ке Т-10М для досылания снарядов калибра 122 мм и зарядов (вы­стрел в раздельно-гильзовом исполнении) был введен электромехани­ческий досылатель, управляемый заряжающим; на танке Т-62 был введен механизм улавливания и удаления из боевого отделения экстрактируемых гильз унитарного выстрела калибра 115 мм.

В настоящее время все отечественные танки (Т-72, Т-80, Т-90) выполнены с A3. Эти A3 разрабатывались в конце 60-х - начале 70-х годов XX века, когда СУО с оптическим дальномером имели довольно значительную продолжительность цикла подготовки при­цельного выстрела и продолжительность цикла заряжания этих A3 его не лимитировала. Автоматы заряжания на этих танках стали определяющим компоновочным элементом боевого отделения и тан­ка в целом, обеспечив увеличение плотности компоновки и снижение высоты (за счет исключения заряжающего, работающего стоя), увеличение количества боеприпасов во вращающейся части боево­го отделения, увеличение числа выстрелов, которые могут быть произведены с максимальной скорострельностью без потери цели из поля зрения наводчика.



За рубежом танк с A3 серийно начал выпускаться только во Франции (танк «Леклерк», 1993). Для танкопроизводящих стран оснащение танков автоматами заряжания является значительным резервом повышения характеристик их СО и танков в целом, при­чем эти A3 разрабатываются в соответствии с современным уровнем требований и современным уровнем технологий.

На рис. 6.10 показан общий вид автомата заряжания танка Т-90. Боеукладка A3 - вращающийся транспортер с автоматизированным боекомплектом в количестве 22 выстрелов раздельно-гильзового заряжания калибра 125 мм, размещен в нижней части боевого от­деления.

Вращающийся транспортер через двухрядный опорный под­шипник 2 установлен на днище танка соосно с погоном башни подшипником диаметром примерно 2000 мм. Приводом стабилиза­ции по горизонту обеспечивается круговое вращение башни и свя­занного с ней через свой привод вращения вращающегося транс­портера. Радиально во вращающемся транспортере установлены 22 кассеты 1, в каждой из которых размещается снаряд (внизу) и заряд (над снарядом); в каждой кассете может быть размещен и зафикси­рован любой из четырех типов применяемых снарядов: БПС, ОФС, КМ и управляемый.

Вращающийся транспортер снабжен электромеханическим при­водом, обеспечивающим поворот боеукладки относительно башни с установленной в ней пушкой; в режиме заряжания поворот вра­щающегося транспортера после его расстопорения производится до положения вывода в плоскость, проходящую через ось орудия, кассеты со снарядом требуемого типа. В этом положении вращаю­щийся транспортер стопорится на башню, а кассета останавливается под механизмом подъема 3.

Рис 6.10. Общий вид автомата заряжания танка Т-90

1 - кассета, 2 - опорный по1шипник, 3 - механизм подъема, 4 - механизм

досылания. 5 - люк для удаления поддона. 6 - пушка, 7 - стопор пушки на

угле заряжания, 8 – механизм улавливания поддона, 9 - рамка механизма

улавливания 10 - привод механизма улавливания.

Одновременно с расстопориванием вращающегося транспортера начинается приведение пушки (приводом вертикального наведения стабилизатора) к углу заряжания и фиксация качающейся части 6 на башне электромеханическим стопором 7. Приведение пушки на угол заряжания совмещено во времени с вращением транспортера до подачи кассеты со снарядом требуемого типа в плоскость подъ­ема на линию досылания. На ограждении пушки шарнирно уста­новлена рамка 9, на которой смонтирован механизм улавливания 8 поддона (после выстрела и экстракции) и его выброса из боевого отделения через люк 5 в крыше башни. С некоторым смещением во времени после начала подъема рамки механизма улавливания и удаления поддонов его электромеханическим приводом 10 начи­нается подъем кассеты механизмом подъема до положения вывода снаряда на линию досылания. После фиксации кассеты механизмом подъема и отстопорения снаряда от кассеты, производится досыла­ние снаряда со средней скоростью примерно 2 м/с. Далее следует возврат цепи досылателя, открывание люка 5 и удаление поддона. После окончания возврата цепи досылателя механизм подъема 3 опускает кассету, выводя заряд на линию досылания. Досылание заряда и закрывание люка также совмещены во времени. В конце хода досылания заряда (скорость примерно 2 м/с) гильза смещает экстракторы, удерживающие клин в открытом положении, после чего начинается закрывание затвора и возврат цепи досылателя. После возврата цепи досылателя в исходное положение появляется воз­можность опускания кассеты во вращающийся транспортер, что и производится механизмом подъема. Опускание кассеты из поло­жения досылания заряда, позволяет начать опускание рамки меха­низма улавливания поддона и только после полного завершения этих двух перемещений появляется возможность расстопорить пушку и привести ее стабилизатором к углу стрельбы.

Далее оператор уточняет наводку, пушка попадает в зону, оп­ределяемую контактами разрешения выстрела, и производится вы­стрел. В начале наката производится открывание клина, экстракция поддона и его фиксация в механизме улавливания, о чем подается сигнал в систему управления. Если поддон не зафиксирован в ме­ханизме улавливания (электрический сигнал с контакта механизма улавливания не поступил в систему управления), цикл заряжания прерывается и в информационном поле наводчика загорается транспарант: «Вставь поддон» Наводчик должен взять упавший напол боевого отделения поддон и вручную вставить его в механизм улавливания до положения надежной фиксации, о чем будет свиде­тельствовать потухание аварийного сигнала. Неулавливание под­дона является наиболее частым отказом A3.

На рис 6.11 приведена циклограмма работы A3 и производства выстрела танка Т-90.

Рис 6.11 Циклограмма автомата заряжания и производства выстрела танка Т-90.

I - в корме качающейся башни; II - в корме обычной башни-III - в нижней части боевого отделения.

Как видно из приведенных циклограмм, переход от схемы III к схеме II приводит к снижению продолжительности цикла заря­жания на 3,2 с, а реализация схемы АЗ по схеме I сопровождается уменьшением продолжительности цикла на 0,3 с. Однако недостат­ками качающейся башни являются:

изменение уравновешенности качающейся части по мере ис­пользования боекомплекта;

необходимость увеличения массы для обеспечения защиты качающейся части;

уменьшение плотности компоновки ввиду увеличения обме­таемого качающейся частью пространства.

Общие направления снижения продолжительности цикла АЗ включают повышение скорости движения боеприпаса во всех опе­рациях цикла и реверса исполнительных механизмов; сокращение пути перемещения боеприпаса от его положения в боеукладке до каморы орудия; совмещение операций во времени.

В А3 отечественных танков скорость досылания не превосходит 2 м/с, на корабельных автоматических артиллерийских установках такого же калибра достигает 12 м/с.

Уменьшение пути перемещения боеприпаса достигается воз­можностью вращения боеукладки в обе стороны и порядком рас­кладки боеприпасов по типам (если имеется дополнительная информация по номенклатуре предполагаемых целей) чередовани­ем или группами. Очевидно, чем меньше габариты (калибр), чем меньше типов боеприпасов, чем меньше величина автоматизиро­ванного боекомплекта, тем меньше продолжительность цикла за­ряжания.

Вооружение танка .
В башне установлена 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ (индекс ГРАУ - 2А26М) и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ, стабилизированные в двух плоскостях наведения. Ствол пушки состоит из трубы, скрепленной в каморной части с кожухом, муфты, казенника и механизма продувания. Механизм продувания канала ствола - эжекционного типа. Он состоит из шести сопел, ввинченных в отверстия ствола, и ресивера с деталями крепления. Затвор пушки - горизонтальный клиновой с полуавтоматикой скалочного типа. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и при выстреле перемешаются вместе со стволом, а штоки, прикрепленные к приливу люльки, остаются неподвижными. Нормальная длина отката - 270-320 мм, предельная - 340 мм.

1 - сопло; 2 - ресивер; 3 - обойма цапфы; 4 - уплотнение; 5 - упор; 6 - тяга; 7 - бронировка; 8 - подъемный механизм; 9 - чехол

Дальность стрельбы из пушки с помощью прицел-дальномера составляет: бронебойным подкалиберным и кумулятивным снарядами - 4000 м, осколочно-фугасным снарядом - 5000 м. Наибольшая прицельная дальность стрельбы с помощью ночного прицела - 800 м. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом с помощью бокового уровня - 9400 м. Дальность прямого выстрела при высоте цели 2 м составляет: бронебойным подкалиберным снарядом - 2100, кумулятивным - 960 м. Горизонтальный угол обстрела из пушки и спаренного пулемета равен 360°, угол возвышения при выключенном стабилизаторе + 13°47", склонения -6°13". Угол возвышения пушки ограничивается тремя бонками, приваренными к бронировке, а угол снижения - упором, приваренным к крыше башни. Боевая скорострельность при автоматическом заряжании - до 8 выстр./мин., при ручном - 1-2 выстр./мин.

Стрельба из пушки и спаренного пулемета осуществляется с помощью монокулярного стереоскопического прицел-дальномера с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости ТПД2-49. Прицел-дальномер позволял измерять дальность до цели в диапазоне от 1000 до 4000 м с точностью 3-5%. Для ведения стрельбы ночью используется электронно-оптический монокулярный перископический ночной прицел ТПН-1-49-23. В качестве источника инфракрасного света для него используется осветитель Л-2АГ "Луна-2" с ИК-фильтром. Для стрельбы с закрытых позиций используется боковой уровень и азимутальный указатель.

Установка ночного прицела ТПН-1-49-23

1 - крышка; 2 - защита головки прицела; 3 - кронштейн; 4 - винт держателя налобника; 5 - налобник; 6 - рукоятка для открывания шторки; 7 - тяга

На командирской башенке смонтирована зенитная установка ЗУ-72, предназначенная для стрельбы по воздушным и наземным целям. Стрельба по воздушным целям ведется на дальностях до 1500 м, по наземным - до 2000 м. Основными элементами зенитной установки являются 12,7-мм пулемет НСВ-12,7 "Утес", люлька с противооткатным устройством, зенитный прицел К10-Т, рукоятки горизонтального и вертикального наведения, магазин, уравновешивающий механизм и т.д. На танке установлен пулемет с правым питанием. Подача патронов в приемник при стрельбе производится из металлической ленты, уложенной в магазин. Для стрельбы из пулемета НСВ-12,7 применяются бронебойно-зажигательные патроны Б-32 и бронебойно-зажигательные-трассирующие патроны БЗТ калибра 12/7 мм.

В танке укладывается 7,62-мм автомат АКМС, сигнальный пистолет и 10 ручных гранат Ф-1. Танк оснащен двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором вооружения 2Э28М "Сирень". В комплексе с оптическим прицел-дальномером ТПД2-49 стабилизатор вооружения обеспечивает:

  • автоматическое удержание пушки и спаренного с ней пулемета в заданном (стабилизированном) положении в вертикальной и горизонтальной плоскостях при движении танка;
  • наведение стабилизированной пушки и спаренного с ней пулемета в вертикальной и горизонтальной плоскостях с плавным регулированием скорости наведения;
  • наведение нестабилизированной пушки в горизонтальной плоскости;
  • целеуказание от командира танка к наводчику в горизонтальной плоскости;
  • аварийный поворот башни от механика-водителя.

Стабилизатор обеспечивает угловые скорости наведения пушки в вертикальной плоскости в автоматическом режиме: минимальная - не более 0,05 град./с, максимальная - не менее 3,5 град./с. Скорости горизонтального наведения пушки в автоматическом режиме составляют: минимальная - не более 0,07 град./с, максимальная - не менее 6 град./с, перебросочная - не менее 18 град./с. Скорость поворота башни при управлении от командира - не менее 18 град./с. Аварийный поворот башни от механика-водителя также возможен со скоростью не менее 18 град./с.

1 - зенитный пулемет НСВ-12,7; 2 - уравновешивающий механизм; 3 - люлька; 4 - лентосборник; 5 - коробка прицела К- 10Т; 6 - рукоятка взвода зенитного пулемета; 7 - цапфа; 8 - вилка; 9 - пружина гашения отката; 10 - зубчатый сектор люльки; 11 - магазин для ленты с патронами; 12 - рукоятка вертикального наведения; 13 - рычаг спускового механизма; 14 - трос; 15 - клавиша спускового механизма; 16 - рукоятка горизонтального наведения; 17 - стопор среднего погона; 18 - клавиша тормоза маховика

Боекомплект танка состоит из 39 выстрелов к пушке Д-81ТМ, 2000 патронов к пулемету ПКТ, 300 патронов к автомату АКМС, 12 патронов к сигнальному пистолету и 300 патронов к зенитному пулемету НСВ-12,7. Боекомплект к пушке состоит из выстрелов с бронебойно-подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Из них: 22 выстрела размещаются во вращающемся транспортере автомата заряжания в любом соотношении; 17 - в немеханизированных укладках в корпусе и башне. Выстрел с бронебойно-подкалиберным снарядом ЗБМ9 состоит из стреловидного снаряда с дополнительным метательным зарядом и гильзы с основным боевым зарядом. Гильза состоит из сгорающего корпуса, запрессованного (на клею) в стальной поддон массой 3,4 кг. Подкалиберный снаряд имеет трассер с временем горения 2-3 с. Начальная скорость подкалиберного снаряда - 1715 м/с, бронепробиваемость на дальности 2000 м - 140 мм при угле встречи 60° от нормали. Начальная скорость кумулятивного снаряда ЗБК-14 - 905 м/с. Бронепробиваемость - 200 мм. При стрельбе всеми типами снарядов применяется единый заряд 4Ж40 в гильзе со сгорающим корпусом. Стальной поддон после выстрела экстрактируется из каморы пушки.

Использующийся на танке Т-72 автомат заряжания (A3) - это электромеханический комплекс, предназначенный для автоматического заряжания пушки. A3 включает в себя следующие основные узлы: вращающийся транспортер; механизм подъема кассет; механизм удаления поддона; досылатель; электромашинный стопор пушки; запоминающее устройство; пульт управления; пульт загрузки; индикатор количества выстрелов и т.д. Вращающийся транспортер A3 служит для размещения выстрелов и подачи их к окну выдачи. Он установлен на корпусе машины и состоит из каркаса, электромеханического привода, настила, механизма закрывания окна выдачи со створками, стопора, ручного привода, погонного устройства и кассеты. Каркас служит для размещения 22 кассет и представляет собой сварную конструкцию, состоящую из наружного и внутреннего колец с кронштейнами, связанных между собой трубками. Каркас крепится болтами к верхнему погону погонного устройства и опирается на пять опорных роликов, установленных на днище корпуса.

1 - заряд; 2 - снаряд; 3 - патроны к пулемету ПКТ; 4 - патроны к автомату АКМС; 5 - ручные гранаты Ф-1; 6 - стопор; 7 - планка; 8 - винт-барашек; 9 - защелка; 10 - стопорный механизм; 11 - коробки с лентами к пулемету НСВ-12,7; 12-ящик с лентами к пулемету НСВ-12,7; 13-патроны к сигнальному пистолету

Погонное устройство предназначено для обеспечения вращения вращающегося транспортера и является его основной опорой. Оно состоит из стакана с шариками, уложенными в беговые дорожки, верхнего погона с зубчатым венцом и нижнего погона. В стакане имеется одно отверстие, а в верхнем погоне - 22 отверстия для фиксации транспортера стопором. Нижний погон неподвижно закреплен на днище. Стакан поводковым устройством соединен с башней. В застопоренном положении настил и стакан сблокированы с каркасом транспортера и вращаются вместе с башней относительно нижнего погона, а в расстопоренном - каркас транспортера вращается относительно стакана на шариках.

Электромеханический привод служит для вращения транспортера, размещен на его настиле и крепится болтами к стакану погонного устройства. Привод представляет собой четырехступенчатый редуктор с цилиндрическими колесами внешнего зацепления, с пружинной предохранительной муфтой и электродвигателем. Выходная шестерня редуктора находится в зацеплении с зубчатым венцом верхнего погона, другая шестерня, находящаяся на этом же валу, передает вращение на выходной вал запоминающего устройства, закрепленного на корпусе редуктора. Кассета служит для размещения выстрела любого типа и состоит из сваренных между собой двух труб, подпружиненных защелок и валика открывания защелок. Трубы вместе с лотком, расположенным на казенной части пушки, являются направляющими при досылании снаряда и заряда. Заряд размещается в верхней трубе, снаряд - в нижней.

Расположение узлов автомата заряжания

1 - механизм досылания; 2 - механизм подъема кассет; 3 - люк механизма удаления поддонов; 4 - механизм удаления поддонов; 5 - привод рамки; 6 - ручной привод к стопору вращающегося транспортера; 7 - стопор вращающегося транспортера; 8 - настил вращающегося транспортера; 9 - ролик; 10 - каркас; 11 - опорный ролик; 12 - верхний погон; 13 - нижний погон; 14 - стакан; 15 - кассета; 16 - захват

Настил закрывает транспортер и служит полом боевого отделения. Он представляет собой сварную конструкцию, состоящую из кольца и штампованных листов, с окном для выдачи кассет. Стопор вращающегося транспортера предназначен для его стопорения относительно башни при повороте на 1/22 часть окружности (на один шаг), что соответствует положению кассеты в окне выдачи при сцеплении ее с захватом механизма подъема кассет. Стопор обеспечивает стопорение каркаса транспортера после поворота его на любое число полных шагов. Он размещен в центре погонного устройства и крепится внутри стакана. Механизм закрывания окна выдачи предназначен для предохранения транспортера от попадания в него посторонних предметов. Механизм подъема кассет служит для вывода кассет на линию досылания или загрузки и последующего их возврата в исходное положение. Он крепится к двум кронштейнам, приваренным к кормовой части башни и состоит из кронштейна подъема кассет, захвата, двух цепей, редуктора, ручного привода, стопорного и контактного устройств. Механизм удаления поддона предназначен для улавливания экстрактированного поддона и удаления его из танка. Он состоит из улавливателя, привода к улавливателю, упора поддона, люка выброса и привода к люку выброса.

Досылатель предназначен для досылания элементов выстрела в камору пушки. Он установлен на донном листе в кормовой части башни и состоит из редуктора с приводным реверсивным электродвигателем, цепи со створками и улитки. Цепь состоит из шарнирно закрепленных между собой внутренних и наружных звеньев, осей и роликов. Звенья цепи выполнены с односторонним поворотом на осях. Передние звенья замкового типа, поэтому при выходе из картера они образуют жесткий стержень, обеспечивающий досылку элементов выстрела в камору пушки. На первом звене цепи шарнирно закреплены на осях подпружиненные створки с навулканизированной на лицевой стороне рифленой резиной. В исходном положении цепь фиксируется в картере подпружиненным фиксатором. При обратном ходе она перематывается звездочкой и направляется в улитку.

1 - рукоятка ручного привода к стопору; 2 - ролики; 3 - ручной привод вращающегося транспортера; 4 - распределительная коробка; 5 - запоминающее устройство; 6 - створки механизма закрывания окна выдачи; 7 - настил; 8 - каркас; 9 - электромеханический привод; 10 - стопор; 11 - трос ручного привода к стопору

Электромашинный стопор пушки предназначен для надежного удержания пушки на угле заряжания. Он крепится на кронштейне в передней части крыши башни с правой стороны от пушки.

Запоминающее устройство обеспечивает:

  • информацию о состоянии загрузки кассет вращающегося транспортера;
  • электрическую сигнализацию о подходе к окну выдачи кассеты с выбранным типом выстрела (либо пустой кассеты);
  • отметку типа выстрела при загрузке;
  • отметку пустой кассеты при заряжании или разгрузке.

Пульт управления предназначен для управления автоматом заряжания. Он размещен на лицевой панели прицела-дальномера. Индикатор количества выстрелов служит для определения количества выстрелов каждого типа, загруженных во вращающийся транспортер, а также количества пустых кассет в нем. Он закреплен на кронштейне слева в башне над механизмом поворота. В качестве индикатора количества выстрелов используется миллиамперметр со специальной шкалой. Пульт загрузки предназначен для управления автоматом заряжания в режиме загрузки-разгрузки и ручного заряжания. Он установлен справа в башне. Цикл работы A3 в режиме автоматического заряжания при включенном стабилизаторе вооружения начинается с нажатия кнопки "A3 ВКЛ." на пульте управления A3 при загруженных во вращающийся транспортер выстрелах. При этом транспортер начинает вращаться. При подходе кассеты с выбранным типом выстрела к окну выдачи вращающийся транспортер тормозится и останавливается. Одновременно с вращением транспортера пушка приводится к углу заряжания и стопорится электромашинным стопором. В процессе торможения транспортера при застопоренной пушке поднимается рамка. После остановки транспортера при поднятой (или движущейся вверх) рамке кассета с выстрелом поднимается на линию досылания снаряда и в этом положении стопорится. Затем, с помощью досылателя, снаряд досылается в камору пушки, а цепь досылателя возвращается в исходное положение. Затем кассета опускается и стопорится на линии досылания заряда. Одновременно, в конце досылки снаряда, открывается крышка люка выброса, выбрасывается поддон и крышка люка закрывается. После стопорения кассеты заряд досылается в камору пушки, клин затвора закрывается, а цепь досылателя возвращается в исходное положение. Пустая кассета и рамка возвращаются в нижнее положение, а пушка, расстопориваясь, возвращается в согласованное положение с линией прицеливания. Цикл заряжания окончен, пушка готова к производству выстрела.



МОСКВА, 9 янв - РИА Новости, Андрей Коц. Скорострельность или надежность? "Безопасная" боеуладка или дополнительная бронезащита? Четвертый член экипажа или сложный механизм? Начиная с Т-64А, автомат заряжания орудия остается одним из главных ноу-хау советских и российских танков. В танковых экипажах стран НАТО снаряды в канал пушки до сих пор досылает человек. Вручную. О плюсах и минусах обоих подходов - в материале РИА Новости.

Барабан и карусель

Автоматом заряжания (АЗ) в артиллерии называют механизм, позволяющий проводить перезаряжание, удаление стреляных гильз, а также загрузку и разгрузку боеприпасов с минимальным участием человека. АЗ устанавливают на некоторые основные боевые танки (ОБТ), боевые машины пехоты, самоходные артиллерийские установки и корабельные орудия среднего и крупного калибров.

Первым серийным танком с АЗ считается легкий французский АМХ-13, массово производившийся в 50-60-х годах прошлого века. По обе стороны ниши башни за казенником пушки размещались два магазина барабанного типа по шесть снарядов в каждом. При выстреле сила отката вращала магазин и освобождала очередной снаряд, который попадал на лоток и досылался в канал ствола.

Это нетривиальное решение позволяло повысить скорострельность танка до десяти-двенадцати выстрелов в минуту и исключить из экипажа заряжающего. Эффективность автомата заряжания подтвердилась во многих вооруженных конфликтах второй половины ХХ века. В ходе Шестидневной войны один-единственный АМХ-13, стоявший на вооружении Израиля, уничтожил в бою семь иорданских танков М48, расстреляв их один за другим. Минусом французского автомата была сложность дозаряжания опустевших барабанов. Для этого АМХ-13 приходилось спешно покидать поле боя, так как он становился абсолютно беззащитным.

Барабанный (или револьверный) автомат заряжания использовался и в некоторых опытных американских танках. С подобными устройствами экспериментировали и другие страны блока НАТО, а также государства Азии. Наибольшее распространение получил ленточный конвейер, расположенный поперек главной оси башни, с которого снаряды специальным досылателем подавались в канал ствола. Таким механизмом, к примеру, оснащен французский танк "Леклерк". Впрочем, к настоящему времени все остальные армии НАТО отказались от автоматического заряжания. Однако советские и российские ОБТ продолжают использовать автомат заряжания так называемого карусельного типа.

Меньше габариты, больше брони

Советский основной боевой танк Т-64А вооружен 125-миллиметровой гладкоствольной пушкой, оснащенной гидромеханическим механизмом заряжания 6ЭЦ10 с постоянным углом. Основной его элемент - замкнутый конвейер карусельного типа - находится под башней в специальной кабине. В конвейере хранят боеукладку - 28 выстрелов раздельного заряжания: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные. Остальные снаряды размещены в нишах отделения управления.

Автомат заряжания на танках Т-64 и Т-80 конструктивно немного отличается от Т-72 и Т-90 - поддоны и выстрелы по-разному располагаются в боеукладке-карусели и по-разному досылаются в канал ствола. В первых двух и поддон, и выстрел подаются в орудие одновременно, в двух других - поочередно. Однако принцип действия АЗ общий. Карусель вращается для выбора нужного выстрела, после чего специальный захват поднимает снаряд к казенной части ствола, а "лапа" досылателя проталкивает его в орудие. Затем захват опускается обратно к карусели, закрывается заслонка доступа к боеукладке, производится выстрел. Сразу извлекается пустая гильза, открывается затвор. По необходимости - повторить.

Плюсы автоматического заряжания очевидны. Во-первых, благодаря отсутствию заряжающего, удалось уменьшить габариты машины, а сэкономленную массу пустить на усиление бронезащиты. Во-вторых, существенно повысилась скорострельность танка. В-третьих, поскольку вся подготовка к выстрелу происходит автоматически, исключен риск ошибки, вызванной человеческим фактором. Минусы - сравнительно небольшой боекомплект, размещенный в карусели, невозможность использовать снаряды большей длины. Эксперты также отмечают низкую защищенность самого автомата заряжания и выстрелов в укладке от противотанковых средств противника.

Дело вкуса

Подавляющее большинство танков западной школы рассчитано на экипаж из четырех человек, с заряжающим. Он обычно сидит боком к орудию и лицом к казеннику, вручную достает необходимый выстрел (как правило - унитарный, в сборе) из боеукладки, досылает его в ствол, вновь занимает безопасное положение сбоку и сообщает командиру о готовности машины к стрельбе. Принцип тот же, что и на танках времен Второй мировой.

Плюсы подобного подхода тоже очевидны. Все выстрелы находятся в бронированной боеукладке, отделенной от экипажа, что повышает его выживаемость. Нет ограничений по использованию удлиненных боеприпасов. Кроме того, четвертый член экипажа облегчает техническое обслуживание и ускоряет загрузку снарядов в танк.

Хватает и недостатков. Во-первых, заряжающий может банально устать, израсходовав менее половины боекомплекта, что отрицательно скажется на скорострельности, или при движении по пересеченной местности получить травму. В-третьих, у танков "на четверых" немаленькие башни, что делает машину более заметной и уязвимой.

Советские и российские конструкторы сумели снизить уязвимость боеукладки в автомате заряжания и повысить выживаемость экипажа - в основном за счет применения динамической брони, комплексов оптико-электронного противодействия и других передовых технологий.

Главный недостаток отечественных автоматов заряжания - сложность их пополнения после отстрела боекомплекта, размещенного в карусели. В этом случае скорострельность танка может упасть до двух-трех выстрелов в минуту, а таскать снаряды вручную придется командиру.

Впрочем, как показал опыт войн и вооруженных конфликтов второй половины ХХ века, а также современных горячих точек, в танковом бою побеждает тот экипаж, который лучше знает свою машину, эффективнее использует ее сильные и слабые стороны, грамотно взаимодействует с союзными войсками и метко стреляет. А как именно снаряд попадает в ствол - дело десятое.

Создателей танков всегда привлекала идея автоматизировать процесс заряжания танкового орудия. Это позволило бы сократить экипаж боевой машины, исключив из него заряжающего, а также увеличить скорострельность. Однако труднорешаемой задачей стала передача боеприпаса из боеукладки в корпусе танка во врашающуюся башню. Конструкторы французской фирмы Atelier de Construction d"lssy-les-Moulineaux (AMX) приняли по-галльски изящное решение. Они создали башню, составленную из двух частей - поворотной нижней и качающейся относительно нее верхней, где размещалось орудие.

По обе стороны ниши башни за казенником пушки размещены два магазина барабанного типа по 6 патронов в каждом. Сила отката вращает магазин и освобождает очередной патрон, который скатывается на лоток, ось которого совпадает с осью канала ствола пушки. Затем патрон досылается автоматически в ствол, закрывается затвор и производится выстрел. Такое устройство обеспечивает скорострельность 10-12 выстрелов в минуту и позволяет исключить из экипажа заряжающего. Расстреляв боекомплект, по существу безоружный танк должен покинуть поле боя и уйти для повторной зарядки магазинов. Они заполняются через люки в крыше башни.

С 1952 г. началось серийное производство легкого танка АМХ-13, ставшего первым серийным танком с автоматом заряжания пушки. На первых вариантах машины устанавливалась качающаяся башня FL-10 с 75-мм нарезной пушкой, которую в 1966 г. заменили 90-мм орудием с дульным тормозом и теплоизоляционным кожухом, при этом вес танка вырос до 15 т. На экспорт в Австрию производился АМХ-13 с башней FL-12 со 105-мм пушкой. Эта же башня с 1967 г. устанавливалась на строившиеся в Австрии танки SK-105 Kurassier. Последний вариант машины оборудован башней FL-15, разработанной в 1983 г. на основе FL-12 и оснащенной новейшей системой управления огнем.

Помимо танков, качающиеся башни устанавливались во Франции и на бронеавтомобиле E.B.R.75, разработанном фирмой Panhard и производившемся серийно в 1950-1960 гг. В отличие от танков, башня FL-11, устанавливавшаяся на Е. В. R.75, не имела кормовой ниши и автомата заряжания и была вооружена 75-мм пушкой с меньшей длиной ствола. На часть выпущенных машин впоследствии устанавливались башни FL-10 от АМХ-13.

В 1951 г. была выпущена небольшая партия тяжелых танков АМХ-50, также оснащенных башни «качающегося» типа с автоматизацией заряжания. На первых образцах ставилось 100-мм орудие. Позднее АМХ-50 был вооружен 120-мм пушкой.

Конструкция качающейся башни позволила уменьшить диаметр подбашенного погона и минимизировать высоту части башни, находившейся над орудием. В результате значительно повышалась защищенность танка при стрельбе с укрепленных позиций, когда для огня противника открыта только та часть танка, что находится на уровне ствола орудия и выше него. Однако возникла необходимость обеспечения броневой защиты сочленения частей башни, а также его герметизации для преодоления глубоких бродов либо для защиты от оружия массового поражения. Не менее серьезным недостатком со временем стала и крайняя сложность стабилизации орудия в вертикальной плоскости, обусловленная большой массой подвижной части.

В 1963 г. на советском танке Т-64 был впервые применен автомат заряжания с «карусельным» транспортером на полу боевого отделения. Такая схема была лишена недостатков, свойственных качающейся башне. Современные европейские танки оснащаются автоматами с ленточным кольцевым транспортером в кормовой нише башни.

К сожалению, в истории отечественной «оборонки» да и всей промышленности в целом немало примеров весьма сомнительных достижений. Причем все они, как правило, являются предметом особой нашей гордости.

{{direct}}

В полной мере это относится и к наиболее спорному элементу в конструкции советских/российских танков – автомату заряжания. Действительно, у нас привыкли с оттенком превосходства подчеркивать: мы-де такими автоматами свои танки оснащаем, а зарубежные производители в абсолютном большинстве нет. Но почему? Неужели разработка данного агрегата оказалась не по зубам американским, немецким, английским, японским (далее почти до бесконечности) инженерам и лишь русская техническая мысль смогла справиться со столь сложной проблемой? Попробуем разобраться.

Показатель важный, но не главный

Идея использования автомата заряжания родилась в Харькове в период проектирования танка Т-64, была включена в ТТЗ на эту машину, после чего унаследована танками Т-72 и Т-80. По неизвестной автору причине сие устройство на Т-64 и Т-80 именуется механизмом заряжания (МЗ), а на Т-72 – автоматом (АЗ). Наверное, чтобы вконец запутать вероятного противника. Кроме того, следует отметить, что МЗ на Т-64 и Т-80 идентичны, а АЗ на Т-72 (и на Т-90) имеет принципиально иную конструкцию. Впрочем, тема унификации, а точнее почти полного ее отсутствия у трех советских основных танков, одновременно серийно выпускавшихся в течение почти 15 лет, требует отдельного обстоятельного разговора. Сейчас речь не об этом.

Постараемся ответить на вопрос: для чего понадобился Т-64 механизм заряжания? Официальная версия такова: за счет отказа от заряжающего удалось сократить забронированный объем, уменьшить габариты машины, а сэкономленную массу обратить на усиление броневой защиты. Кроме того, обычно упоминается повышение скорострельности и облегчение работы членов экипажа. Что же из перечисленного главное? Совершенно очевидно, что первые три фактора – ведь в Харькове пытались решить неразрешимую задачу: создать танк с наименьшими габаритами и массой, но с наиболее мощными вооружением и бронезащитой. Так что именно ради этого был внедрен автомат, простите, механизм заряжания.

Что касается скорострельности, то данный показатель существует как бы параллельно. Он, конечно, важен для танка, но отнюдь не главный. Точность гораздо важнее. Недаром в странах НАТО уже давно руководствуются концепцией «выстрел – поражение». То есть время, затраченное на производство второго выстрела, уже не имеет значения – противник-то выведен из строя. Если же есть вторая цель, которую надо уничтожить, то и тут скорострельность не играет решающей роли. Куда важнее быстродействие системы управления огнем и уровень подготовки наводчика.

Коллаж Андрея Седых

Автомат заряжания танка Т-72 обеспечивает скорострельность восемь выстрелов в минуту. Следовательно, на один выстрел затрачивается семь-восемь секунд. Однако маловероятно, что их хватит для точного наведения орудия на вторую цель. Правда, различные публикации просто пестрят рассказами о том, как на счет раз-два-три Т-72 или Т-64 разносили вдребезги мишени на полигоне. Но поле боя не полигон, реальный противник маневрирует и ведет ответный огонь, а значит, и скорострельность будет несколько ниже, чем на учениях. Вероятно, она примерно сравняется с таковой у «Абрамса» и «Леопарда-2», в боекомплектах которых содержатся 120-мм унитарные боеприпасы. Другое дело, если первый выстрел противника оказался неудачным. Вот тогда наличие автомата заряжания дает ощутимое преимущество Т-72. При том условии, разумеется, что промахнулись оба танка. Для внесения поправки в прицел много времени не требуется и при вдвое быстром заряжании «семьдесят второй» способен выйти из подобной гипотетической дуэли победителем. Но и то если вражеский танк уже какое-то время находился в бою, сделав несколько выстрелов. Почему?

А потому, что, по оценкам экспертов, подтвержденным соответствующими испытаниями, скорострельность при ручном заряжании первых 10–12 унитарных боеприпасов практически такая же, как и осуществляемая с помощью АЗ, даже чуть выше. Она составляет восемь-десять выстрелов в минуту, колеблясь в зависимости от ловкости и тренированности заряжающего. Затем показатель начинает плавно снижаться – сказывается утомляемость танкиста.

Труднодоступный и опасный боезапас

Стоит, наверное, задаться еще одним вопросом: что произойдет, если Т-72 израсходует все боеприпасы из автомата заряжания? Несмотря на то, что современный бой динамичен и скоротечен, предположить такое можно. В 1973 году, например, на Синае и Голанах танковые дуэли длились довольно долго. Не станем гадать, сколько времени может уйти на 22 выстрела (количество боеприпасов в АЗ «семьдесят второго»), попытаемся представить, что будет потом.

Вот чудак, наверняка подумает иной читатель, ведь есть еще немеханизированная боеукладка, благодаря которой экипаж продолжит вести огонь. Увы, вряд ли. То есть на полигоне, наверное, так все и выходило, а вот в бою не выйдет. Достаточно взглянуть на схему размещения боекомплекта в танке Т-72, чтобы увидеть: снаряды и заряды (заряжание, напомню, раздельное) растыканы по всему боевому отделению, что крайне затрудняет пользование ими.

Но главное – заряжать-то кто будет? Заряжающего ведь нет! Зато имеется инструкция по эксплуатации, которая предписывает заниматься этим командиру и наводчику попеременно. Есть даже специальная таблица размещения снарядов и зарядов, а также последовательности заряжания орудия вручную, например первыми тремя выстрелами.

№ снаряда и заряда Место нахождения в укладке Кто извлекает (заряжает), положение башни по шкале азимутального указателя Примечание
1с + 1з 1с – в нише башни
1з – на полу впереди наводчика
2с + 2з 2с – на полу у кронштейна подъемника
2з – на полу сзади наводчика
Наводчик, при любом положении башни При использовании снаряда 2с пушке придать максимальный угол возвышения
3с + 3з 3с и 3з – на полу сзади командира Командир, при любом положении башни Перед использованием зарядов 2з, 3з и 4з снять с них чехлы и уложить в карман чехла спинки сиденья наводчика

И так для 22 боеприпасов с той лишь разницей, что начиная с пятого в графе «Положение башни» приводится угол по шкале азимутального указателя, на который нужно ее повернуть, чтобы добраться до снаряда и заряда. Так и хочется спросить: танкисты (наводчик и командир) все это должны помнить? И куда нужно убирать чехлы с зарядов 2з, 3з и 4з? Ибо на следующей странице инструкции черным по белому написано, что перед заряжанием вручную спинка сиденья наводчика снимается.

Поистине сценарий для театра абсурда. Совершенно очевидно, что в реальной боевой обстановке зарядить пушку Т-72 вручную практически невозможно. Даже если и удастся это сделать, использовав наиболее доступные выстрелы, то в процессе их доставания и заряжания экипаж на какое-то время лишится или наводчика, или командира. Ну а если в этом танке командир взвода или роты?

Справедливости ради надо сказать, что в этом отношении не отличается в лучшую сторону от «семьдесят второго» и Т-64 с Т-80. Так, например, у танка Т-64А в механизме заряжания находятся 28 выстрелов из 37. Еще семь размещены в отделении управления, а два снаряда и заряда – на полу кабины. В бою экипаж может рассчитывать только на боеприпасы в кабине, так как ни наводчик, ни командир попасть в отделение управления не смогут. Хотя в соответствующей инструкции по эксплуатации сообщается, что вне механизма заряжания могут находиться только выстрелы с осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами. От этого, однако, легче не становится.

Совершенно очевидно, что после расстрела боеприпасов из автомата заряжания или выхода его из строя, по каким-либо причинам, Т-72 практически теряет боеспособность. Любопытно отметить, что в инструкции по эксплуатации Т-64А глава о заряжании пушки руками командира и наводчика вообще отсутствует, то есть экипаж как бы заранее готовят к тому, что ему придется рассчитывать только на 28 выстрелов в МЗ. И в том, и в другом танке, правда, предусмотрена подача выстрелов на линию досылания вручную, но это при условии выхода из строя только силового привода. В случае же заклинивания вращающегося транспортера до снарядов и зарядов в нем просто не добраться.

Из вышесказанного следует, что стрельба с использованием выстрелов из немеханизированной боеукладки возможна только с места и в основном по целям, которые не могут ответить огнем. При всех прочих обстоятельствах после расстрела боеприпасов из автомата заряжания Т-72 должен выходить из боя для его загрузки. Но и тут все непросто. Так, например, получая боекомплект, экипаж Т-62 (четыре человека) выполнял 518 операций, а Т-64А (экипаж из трех человек) – свыше 850. По свидетельству танкистов, загрузка автомата заряжания Т-72 еще более трудоемкий процесс. Ничего себе, облегчили работу служивым!

Сам собой напрашивается вопрос: а нужна ли вообще немеханизированная укладка? Помимо бесполезности ее для стрельбы она представляет собой явную угрозу жизни экипажа. Весь мир обошли фотографии Т-72 с башнями, сорванными взрывом боекомплекта, из Ирака, Югославии и Чечни. У некоторых экспертов этот факт вызывал недоумение, ведь выстрелы в автомате заряжания этого танка находятся ниже уровня опорных катков. В автомате – да, а в немеханизированной укладке – нет. Судя по всему, последние и являются катализатором процесса детонации боезапаса.

У вероятного противника

Надо отметить, что впервые автоматом заряжания оснастили французский легкий танк АМХ13 в 1951 году. Так что это не наше изобретение. В последующем на Западе было разработано несколько конструкций АЗ различного типа, в том числе и карусельного. Но ни один из них на серийных танках не использовался: сокращением забронированного объема там никто не занимался.

Стандартная скорострельность 120-мм пушки «Абрамса» доходит до шести выстрелов в минуту, при этом 34 снаряда из 40 имеющихся унитарных боеприпасов расположены в нише башни. Заряжающий сидит боком к орудию (лицом к казеннику) слева от него и досылает выстрелы правой рукой, а не левой, как в советских танках с ручным заряжанием.

У «Леопарда-2» в кранцах первых выстрелов в нише башни находятся семнадцать 120-мм унитаров из 42, и по этому показателю он уступает «Абрамсу» и Т-72. Но разница в случае с последним очевидна – в экипаже немецкого танка есть заряжающий, он и будет «нырять» за остальными снарядами, хранящимися компактно в одном месте в отделении управления. Таким образом, боеспособности ни американский, ни немецкий танк не теряет вплоть до полного расстрела боекомплекта, на загрузку которого в эти машины по сравнению с Т-72 уходит гораздо меньше времени.

По советскому пути пошли только французские специалисты, установив АЗ на «Леклерке». Причину такого решения понять легко: они тоже стремились к уменьшению забронированного объема, только в пределах других габаритов и массы. Однако конструкция автомата «Леклерка» принципиально иная и с точки зрения компоновки, удобства пользования она гораздо лучше нашей.

Французский АЗ с транспортером ленточного типа на 22 унитарных (!) выстрела расположен в нише башни. Снаряды размещены в ячейках горизонтального конвейера, находящегося поперек пушки, напротив казенника которой устроено окно подачи. По команде с пульта орудие устанавливается на угол заряжания – 1,8°, конвейер подает к окну ячейку с соответствующим выстрелом. Автоматика способна обеспечить технический темп стрельбы (без учета прицеливания и наводки) до 15 выстрелов в минуту. Эффективная скорострельность – 10–12 выстрелов в минуту (у Т-72 – восемь) как с места, так и в движении.

Снаряжение ячеек конвейера ведется снаружи через загрузочный люк в кормовой стенке башни или изнутри, с места наводчика, который может пополнять автомат из боеукладки – вращающегося барабана на 18 выстрелов, смонтированного в корпусе справа от механика-водителя. При этом нет необходимости распределять боеприпасы по типам, поскольку автомат снабжен считывающим устройством, которое подсоединено к процессору, способному распознать не менее пяти типов боеприпасов.

Отсек пушки и АЗ отделен от рабочих мест командира и наводчика герметичными стенками, что повышает безопасность и живучесть. Помимо удобства пополнения автомата как снаружи, так и изнутри французский агрегат обладает еще одним преимуществом перед советским аналогом – он приспособлен под любые типы боеприпасов, в то время как отечественные МЗ и АЗ не позволяют разместить в них современные выстрелы с удлиненными подкалиберными снарядами.

Полная противоположность советскому и французскому решению – израильский танк «Меркава» Mk4. В автомате заряжания (или механизированной укладке) этого танка, о которой известно, впрочем, крайне мало, размещены только десять выстрелов, остальные 36 – рядом в нише башни, в немеханизированной укладке. Вместе с тем в экипаже машины остался заряжающий, который исходя из обстановки определяет, как заряжать пушку: вручную или с помощью автомата.

Что тут сказать? Налицо совсем иной подход: АЗ вместе с заряжающим, а не вместо. Тут действительно решалась задача облегчения труда членов экипажа и повышения скорострельности.

Так нужен или нет современному танку автомат заряжания? Как видим, тенденции развития мирового танкостроения не дают окончательного ответа на этот вопрос. Ясно одно: в том виде, в каком он существует на отечественных танках, АЗ (МЗ) точно не нужен.

Двадцатилетний грохот взрывов боеукладок Т-72 наконец-то донесся и до Нижнего Тагила. На танке Т-90СМ, продемонстрированном в этом году на выставке RUSSIAN EXPO ARMS-2011, все выстрелы, расположенные вне АЗ, перенесли в нишу башни, тем самым изолировав экипаж хотя бы от части боекомплекта. Однако и это сделали как бы нехотя, отдавая дань зарубежной моде. Ну как же, ведь шедевр русской технической мысли – экипаж, сидящий на боеприпасах и топливе, является визитной карточкой всех отечественных танков от Т-34 до Т-90!

Что касается АЗ, то совершенно очевидно: концепция «автомат заряжания плюс заряжающий» имеет явные преимущества перед концепцией «автомат заряжания минус заряжающий», так как позволяет танку сохранить высокий уровень боеспособности вплоть до полного израсходования боекомплекта.


Top