Что такое коррупция простыми словами. Что такое коррупция и способы борьбы с ней Как государство борется с коррупцией

Мало кто в России обратил внимание на то, что 30 июня президент России Владимир Путин подписал Национальный план противодействия коррупции, рассчитанный до 2020 года. Событие это показалось рутинным прежде всего потому, что представление россиян о собственной стране как безнадежно коррумпированной стало практически неоспоримым. Но даже если страна поражена коррупцией, это не отрицает возможности борьбы с ней.

Может показаться, что борьба с коррупцией - прерогатива оппозиционных политиков, а власть «по определению» не будет этим заниматься. Российская практика последних лет опровергает это мнение все более решительно. Да, расследования того же Алексея Навального и других активистов действительно предотвратили ряд коррупционных преступлений, таких, например, как переоцененные госзакупки. Но вряд ли можно найти случаи, когда по следам таких расследований возбуждались дела и производились громкие аресты.

В то же время сама российская власть с относительно недавних пор начала довольно радикально бороться с коррупцией в своих рядах. Разумеется, избирательно и, конечно, после сложных внутренних согласований, но начала.

В 2015–2017 годах в стране были арестованы министр и восемь действующих и бывших губернаторов (один из них заочно), возбуждены уголовные дела против десятков вице-губернаторов и массы чиновников федеральных ведомств. Только в Ростехнадзоре за последние три года было арестовано 11 руководителей региональных отделений, из них 7 - только в прошлом году, причем у последнего задержанного конфисковали около 1 млрд рублей наличными. Серьезные встряски произведены в целых регионах, от Республики Коми до Дагестана, от Сахалина до Карачаево-Черкесии, на очереди, по некоторым признакам, Алтайский край и Башкортостан.

Но проводимый российской властью коррупционный «стресс-тест» вряд ли угрожает основам отечественной государственной системы и к тому же воспринимается населением с показным безразличием.

В чем разница борьбы с коррупцией в России и Армении

На мой взгляд, нынешняя борьба с коррупцией в России характеризуется двумя отличительными признаками. С одной стороны, она ориентирована не на демонтаж сложившейся системы, а скорее на передел сфер влияния внутри нее и на избавление от тех «винтиков», деятельность которых либо выходит за рамки допустимого по правилам системы поведения, либо представляется совершенно неэффективной (в публичном пространстве, разумеется, распространяется версия о том, что государство заинтересовано в искоренении злоупотреблений).

С другой стороны, борьба с коррупцией все больше сосредотачивается в руках ФСБ, выходцы из которой контролируют большую часть высших постов в государстве и которая, по сути, становится параллельной «вертикалью власти». Поэтому говорить о том, что сформировавшаяся в последние пятнадцать лет российская политическая элита, будь то в лице своих наиболее заметных представителей или как социальная группа в целом, что-то теряет, будет неверно. Антикоррупционная деятельность в современной России является борьбой, которая ведется с коррупцией как аномалией от лица «приватизированного государства», являющегося воплощением нормы. И она служит прежде всего укреплению существующей стабильности, а не ее подрыву.

Совершенно иначе воспринимается коррупционный «стресс-тест», проводящийся уже несколько месяцев в соседней с Россией Армении. В начале мая к власти в республике на волне массовых протестов пришли силы, враждебно относящиеся к политикам, «владевшим» страной на протяжении предшествующих полутора десятилетий. И борьба с коррупцией стала инструментом легитимации власти не в глазах представителей высших уровней бюрократической иерархии, а целого народа.

Сигнал, который при этом посылается, должен быть намного большей силы. И мы видим массовое возбуждение дел против членов парламента и министров и тотальную «чистку» государственного аппарата - от смены всех губернаторов провинций до увольнения руководства Службы национальной безопасности и других силовых ведомств. Естественной «сакральной жертвой» в подобной борьбе пали пусть и не бывшие первые лица государства, но их родственники, в том числе брат и племянник бывшего президента и премьера Армении Сержа Саргсяна.

Таким образом новая власть в Армении, как и несменяемая власть в России, совершенно верно использует борьбу с коррупцией для укрепления своей социальной базы, которой, повторюсь, в закавказской республике избран народ, а в России - бюрократия. Какими бы разными ни были эти процессы, возникают два вопроса.

Экономические итоги антикоррупционных мер

Первым является вопрос значимости непосредственного экономического эффекта, достигаемого в этой борьбе, ведь граждане, наблюдая за арестами и посадками, надеются на то, что жизнь станет от этого лучше. Экономика России, если оценивать ее в твердой валюте по рыночному курсу, превосходит армянскую в 140 раз - $1,53 трлн против $11 млрд в 2017 году. По данным МВФ, доходы российского федерального бюджета в прошлом году были больше доходов армянского в 94 раза.

Если предположить, что коррумпированность экономик наших стран в исходной точке, например, по состоянию на начало 2018 года была сопоставимой, очевидной оказывается относительно низкая эффективность и российской, и армянской антикоррупционных операций. Самыми большими суммами, попавшими в поле зрения армянских правоохранителей, были незадекларированные племянником экс-президента Саргсяна банковские вклады на $6,8 млн, а также деньги и имущество на сумму $1,5 млн, изъятые у бывшего главы президентской охраны Вачагана Казаряна. В России максимальной из известных сумм стали изъятые у полковника МВД Дмитрия Захарченко $150 млн.

Если сравнить эти цифры, то их разброс вполне соответствует различию масштабов российской и армянской экономик. И тут, какой бы важной ни казалась сама по себе борьба с коррупцией, возникает вопрос: если даже в Армении, где борьба с казнокрадами сейчас выведена на уровень национальной идеи, государство за два месяца вернуло себе не более $40 млн, что соответствует доходам бюджета за пять дней, а в России показатели на порядок ниже, то насколько оправдано такое «сотрясение основ»? Не правильнее ли будет странам, которые хотят реально распрощаться с коррупционным прошлым, подвести под этим прошлым черту и гарантировать масштабную и необратимую легализацию активов, оставив в прошлом дикую эпоху первоначального накопления? Просто потому, что только запуск экономического роста, а не передел награбленного, может реально повысить уровень жизни населения таких государств.

Второй вопрос состоит в том, в какой мере процесс антикоррупционной борьбы является «самодостаточным». Экономики постсоветских стран страдают не столько от коррупции, сколько от экономической политики, сдерживающей активность предпринимателей. Да, коррупция снижает инвестиционную привлекательность любой страны. Но в том же Китае она отнюдь не блокирует экономический рост.

В постсоветских государствах бюрократия восстанавливала свою власть над обществом годами, и демонтировать ее можно лишь системными мерами. Взыскание неуплаченных налогов или посадка чиновника - это куда менее действенные инструменты, чем упрощение фискальной системы, снижение уровня налогообложения или роспуск отдельных ведомств с практически полной сменой кадрового состава, как это было сделано с грузинской полицией при президенте Михаиле Саакашвили.

Если борьба с коррупцией подразумевает перераспределение доходов и подменяет собой обнаружение новых точек роста и обеспечение условий для инвесторов, то она не принесет перемен. С помощью борьбы с коррупцией можно прийти к власти (вспомним пример Александра Лукашенко), можно уничтожить политических противников (это почти наверняка будет сделано в Армении), можно перенаправить финансовые потоки, обеспечить себе популярность в обществе и выиграть очередные выборы, но при отсутствии глубинных экономических реформ ситуация неизбежно начнет возвращаться «на круги своя». Прекрасный пример - современная Украина.

Разумеется, никто не призывает оправдывать незаконное обогащение, будь то в России или в Армении. Однако то, насколько быстро заводит все постсоветские общества борьба с коррупцией, указывает прежде всего на нацеленность граждан на «негативную» мобилизацию и одновременно их неспособность к «позитивной» мобилизации. Люди многократно доказывали свою готовность выходить на акции протеста, потрясать фундамент государственного строя и даже успешно менять правящие клики. Но раз за разом их энергии не хватало на то, чтобы начать строить новое, разумно организованное и экономически эффективное, общество, сделав эту задачу более важной, чем сведение счетов и выявление затаившихся врагов.

Большой ошибкой всех постсоветских стран стало то, что их граждане надеялись перейти к современным экономике и обществу по относительно «ровной» и «беспроблемной» дороге, не принимая неизбежности беспринципного периода «первоначального накопления капиталов» бизнесменами или чиновниками. Сегодня важнейшей задачей является не их раскулачивание, а создание условий, при которых награбленное можно легально использовать не за рубежом, а в экономике собственной страны. В противном случае нам всем - и гражданам России, и гражданам Армении - придется долгие десятилетия искать выход из постоянно возвращающегося прошлого.

Все слышали о проблеме коррупции и громких заявлениях о борьбе с ней. Но, к сожалению, многие не до конца понимают причины этого явления и масштабы его распространенности. В таком случае трудно понять, какие методы действительно могут противодействовать коррупции, а какие – лишь популизм и красивые слова. Давайте рассмотрим основные причины и последствия коррупции, а также проблемы, связанные с ее искоренением в мире и в России.

Прежде всего, следует разобраться с самим понятием коррупции. Существует много вариантов его определений. Если обратится к словарю, определения коррупции будет звучать как «моральное разложение должностных лиц и политиков», в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество, кража и т.д. Но борьба с «моральным разложением» больше напоминает бой с мельницами, поэтому лучше всего опираться на букву закона. Федеральный закон «О противодействии коррупции» предоставляет такое определение: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением (…) либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды» . Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

  • дача и получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

  • посредничество в дачи взятки;
  • незаконное участие в предпринимательстве;
  • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
  • контрабанду;
  • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров , а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

Интересный факт: Как сообщает Всемирный Банк, страны, которые активно противодействуют коррупции, могут увеличить ВВП в 5 раз!!! в течение года.

Вышеупомянутые факторы делают борьбу с коррупцией еще сложнее. Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:

  • информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
  • повышение прозрачности госструктур;
  • независимость СМИ;
  • повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
  • упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.

Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:

  • активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
  • взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
  • особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
  • принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
  • повышение ответственности всех причастных сторон.

Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.

  1. Дания.
  2. Новая Зеландия.
  3. Финляндия.
  4. Швеция.
  5. Норвегия.
  6. Швейцария.
  7. Сингапур.
  8. Нидерланды.
  9. Люксембург.
  10. Канада.

Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.

Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.

Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.

Интересный факт: Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников . Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.

Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.

Коррупция в современной России представляет собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран– медленно ухудшается: с 119-го на 131-е место. Больше половины граждан не верят, что могут внести вклад в борьбу с коррупцией в России.

Интересный факт: Ежегодно в России платят взяток на сумму, равную ВВП такой страны, как Греция.

С целью решения проблемы коррупции в России был учрежден Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, а также специальный отдел при прокуратуре.

Согласно законодательству РФ, за коррупцию предусматривается следующая ответственность:

  • штраф;
  • лишение права занимать должность или заниматься деятельностью в конкретной сфере;
  • исправительные, принудительные или обязательные работы;
  • условный или тюремный срок до 12 лет.

Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.

Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение.

Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.

Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.

Средства борьбы с коррупцией в основное подразделяются на два вида - предупредительным или мягкие методы, и реакционные или жесткие методы. В число мягких методов входят, например, обучение, персональная политика (напр. ротация) и организационно-культурное развитие, а также определенные механизмы контроля. К числу жестких методов можно отнести законы и наказания. В борьбе разных государств против коррупции применяются различные методы. Так, для этой цели разработаны телевизионные и радиопередачи, социальные кампании, обучающие курсы, информация для общественности, правовые акты, исследования коррупции, информационные буклеты, дополнения к законам и пр. В большинстве государств Западной Европы законы, которые регулируют антикоррупционную деятельность, схожи в значительной части. Одной из крупнейших борцов за наказания за коррупционные действия и назначение за них равноценных наказаний является OECD рабочая группа по борьбе с взятками. Их целью является обеспечить, чтобы взяточник не остался безнаказанным в одном государстве, если в соседнем государстве наказания очень суровые. Также они пытаются следить, чтобы во всех союзных государствах для чиновников действовали похожие требования.

Четкой позиции, какой из методов борьбы против коррупции является самым результативным, не существует. Одни и те же методы не обязательно должно подходить для различных культур. В то же время общеизвестно, что свобода средств массовой информации, доступность необходимой информации и пр. являются предпосылками для снижения коррупции.

Надо отметить, что существует несколько моделей коррупции в государстве, это азиатская, африканская, латиноамериканская модели. Очевидно, что Россия еще не подпадает ни под одну из описанных выше моделей, ни под какое-либо их сочетание. Значит, коррупция в России еще не стала системной. Шанс еще не упущен.

Проблема России в борьбе с коррупцией может крыться в том, что мы боремся не с причинами взяточничества, а с ее следствиями, пытаясь залатать то те, то иные дыры в законодательстве и в обществе. Мы не смотрим в корень проблемы, мы не решаем проблему системно, тотально, повсеместно, хотя только такой подход смог принести нам выгоду, пользу и результат. Что же нам необходимо сделать, чтобы ликвидировать это зло. Возможно, нужна воля правительства, которая пока что не наблюдается.

В качестве организационных мер - создание специфических структур, исключение их ведомственной и административно-территориальной раздробленности, обеспечение мощной правовой защиты работников правоохранительных органов, материальная оснащенность с учетом последних достижений науки и техники.

В целях совершенствования оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства в целях повышения эффективности борьбы с коррупцией в процессе правотворчества необходимо учитывать ряд положений, имеющих принципиальное значение. Во-первых, нельзя допустить необоснованного ограничения прав и свобод граждан, а тем более их нарушения. Во-вторых, правовое регулирование должно быть системным и охватывать рассматриваемое явление в, целом. В-третьих, государство и общество должны быть готовы осознанно пойти на существенные материальные затраты в деле борьбы с коррупцией.

Законодательство, направленное на предотвращение коррупции как криминального явления должно быть основаны не только на закреплении всё более жёстких мер ответственности, а в первую очередь на чётком ограничении и невозможности государственных органов власти и их служащих, осуществлять или иметь хоть какое ни будь отношение к какой-либо хозяйственной деятельности. Я имею в виду именно хозяйственную, а не конкретно предпринимательскую деятельность, так как, любое отношение к хозяйственной деятельности порождает у чиновника соблазн использовать своё положение в "коммерческих" целях.

Властная государственная и коммерческая деятельность по оказанию услуг и извлечению прибыли не могут совмещаться в одном лице, не должны осуществляться одной организацией. Даже при максимальном контроле и отсутствии явных злоупотреблений такое совмещение двух различных видов деятельности деформирует каждую из них. В настоящее время отчетливо видно, что занятие одновременно хозяйственной деятельностью и осуществление функций государственного управления служит провоцирующим фактором, создавая благоприятные условия для злоупотребления властью и проникновения коррупции в государственный аппарат. Орган государственной власти, осуществляя присвоенную ему функцию, должен руководствоваться только государственными интересами. Никакие другие интересы и мотивы влиять на эту деятельность не должны.

Таким образом, для предотвращения коррупции в системе государственных органов власти законодательство должно руководствоваться двумя основополагающими правилами:

  • 1) государственные органы и органы местного самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду из осуществления властных полномочий;
  • 2) они также не должны осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо иную деятельность, направленную на извлечение для себя дохода или получение иной выгоды.

Первым нормативным актом, призванным регулировать борьбу с коррупцией в России явился УКАЗ Президента от 4 апреля 1992 г. N 361 "О борьбе с коррупцией в системе органов государственной службы"

Этот указ, до принятия "Закона о государственной службе в РФ" и до принятия других нормативных актов призванных регулировать борьбу с коррупцией не смотря на свой малый объем, установил основные принципы защиты от коррупционной деятельности должностных лиц властных органов государства.

заниматься предпринимательской деятельностью;

оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения;

выполнять иную оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности);

быть участником хозяйственных обществ и товариществ.

2. Установление для государственных служащих обязательного представления декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах.

Нарушение указанных требований влечет освобождение от занимаемой должности иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Указ Президента России "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы, несмотря на свою своевременность и важность, не лишен известных дефектов (узость круга решаемых вопросов, недостаточная проработанность с точки зрения юридической техники и др.). Отсутствие проработанного механизма реализации Указа и контроля за его выполнением создает серьезные препятствия эффективному применению, как самого указа, так и всего скудного законодательства по борьбе с коррупцией.

До сих пор не принят Закон о коррупции, проект которого несколько раз был отклонен Президентом. Именно в этом законе дано определение качественно нового правонарушения - правонарушения связанного с коррупцией.

Сложность, с которой Государственная дума сталкивается в принятии этого законодательного акта, вполне объяснима. Не смотря на всю остроту данной проблемы в России, ни один закон в России, кроме Уголовного кодекса, не может устанавливать преступность деяния, иными словами, ни один нормативный акт не может определять какие деяния считаются преступными, а какие нет. Тоже можно сказать и об имущественной ответственности, которая призвана регулироваться гражданским кодексом. Некоторые нормы устанавливаемые Законом идут в разрез, с той огромной массой законов и др. нормативных актов, которая в настоящий момент и составляет существующую систему права. К сожалению, нормы Закона, позволяющие более менее адекватно настоящему времени регулировать борьбу с коррупцией неминуемо идут в разрез и противоречат существующему законодательству, и, следовательно, в случае принятия Закона, дестабилизируют и без того раздираемую различными интересами систему права. В первую очередь необходимо проверить все законы на коррупционноемкость, то есть может ли использоваться этот закон в целях получения взятки. Здесь наверняка всплывут многие лобби - законы.

Неверно полагать, что в этой проблеме виновна судебная система. Многие считают, что невозможно выиграть дело против крупного чиновника. Статистика показывает, что 68 % жалоб против государственных органов и должностных лиц судебная система удовлетворяет. Однако, в основном, иски подают владельцы среднего и крупного бизнеса, где и так налажена и отработана административная система.

На сегодняшний день выделяют 3 стратегии противодействия коррупции:

  • 1. Общественное осознание опасности коррупции и ее последствий
  • 2. Предупреждение и предотвращение коррупции
  • 3. Верховенство закона и защита прав граждан.

Существуют основы, без которых коррупцию победить невозможно. Первое: при отсутствии независимых средств массовой информации с ней бороться бессмысленно, потому что никакая коррумпированная власть без внешнего общественного контроля не сможет себя переделать. СМИ должны постоянно подогревать эту проблему, держать ее навиду, показывать, что государство борется с коррупцией, благодаря этому будет происходить медленное, постепенное образование в это сфере, молодые люди будут осознавать, что взяточничество в России пресекается на корню, и уровень коррупции постепенно начнет падать.

Вот вам еще свежий пример.

За несколько часов до задержания Россию покинул бывший глава Росалкогольрегулирования Игорь Чуян, которого премьер-министр Дмитрий Медведев отправил в отставку 11 июля. Чуян улетел в Израиль, предварительно попрощавшись со своими телохранителями и дав им понять, что возвращаться из земли обетованной он не намерен.

Эмиграцию Чуяна можно легко объяснить - по данным ПАСМИ, уволить главу алкогольного ведомства распорядился лично президент Владимир Путин, которому ФСБ представила материалы, где Игорь Чуян предстает матерым коррупционером, отмывшим сотни миллиардов рублей на торговле водкой, вином и пивом.

Михаил Юревич: долгое лечение

Некоторое время в Израиле от российских следователей скрывался и бывший губернатор Челябинской области Михаил Юревич - в России его обвинили в получении взяток на сумму в 26 млн рублей от министра здравоохранения области, заплатившего за продвижение по службе, а также в подстрекательстве к клевете.

Уголовное дело против Юревича возбудили в марте 2017 года, когда он находился на лечении в Израиле. Свою вину экс-губернатор отрицает, однако возвращаться на родную землю не спешит - известно, что Юревич перебрался в Великобританию, где продолжил лечение. Также в СМИ попала информация о якобы поступившей властям Великобритании просьбе Юревича о политическом убежище, однако сам он эти сведения поспешно опроверг.

Уже около года в деле Юревича нет существенных подвижек: обвиняемого заочно арестовали и объявили в международный розыск, сам же он по-прежнему за границей.

Алексей Кузнецов: ожидание экстрадиции

В 2010 году в Подмосковье начали расследовать крупное уголовное дело, главным фигурантом которого стал бывший министр финансов Московской области Алексей Кузнецов. Вместе с Кузнецовым статусы обвиняемых получили его бывшая супруга Жанна Булах, заместитель Валерий Носов и экс-глава «Московской инвестиционной трастовой компании» Владислав Телепнев. Следствие установило, что с 2005 по 2008 год сообщники при помощи разных мошеннических схем похитили более 14 млрд рублей из областного бюджета.

Значительную часть средств мошенники успели вывести за рубеж. Сам Кузнецов укрылся на территории Франции, где на его имя зарегистрировано несколько дорогостоящих объектов недвижимости. В 2012 году экс-министра объявили в международный розыск, после чего власти Франции задержали чиновника, а также по просьбе Генпрокуратуры России арестовали его имущество, начав экстрадицию. Процесс продолжается уже пять лет - французские правоохранители сообщали ранее, что не имеют претензий к Кузнецову и задержали его лишь для исполнения ордера Интерпола.

В апреле прошлого года Следственный комитет России опубликовал сообщение, в котором выразил возмущение затягиванием экстрадиции, увидев в этом политическую подоплеку, однако дело не сдвинулось с мертвой точки. Тем временем в России заочно осудили экс-супругу Кузнецова Жанну Булах, которая тоже покинула страну и проживает в США, где имеет гражданство и остается недосягаемой для правоохранительных органов РФ.

Алексей Митрофанов: не посмел вернуться

Депутат Госдумы от «Единой России» Алексей Митрофанов попал в поле зрения силовиков в 2012 году, когда его заподозрили в мошенничестве - парламентарий пообещал столичному коммерсанту за $200 тыс. решить вопрос в Арбитражном суде, где «клиент» судился с «солнцевскими». Позже на Митрофанова пожаловался пенсионер, обвинивший депутата во взятке в 2 млн рублей.

Сначала Митрофанов проходил по уголовным делам лишь как свидетель, так как от домогательств следствия его оберегала депутатская неприкосновенность. Однако в 2014 году неприкосновенность с парламентария сняли. Лишившись депутатского иммунитета, Митрофанов сразу же покинул Россию, отправившись на лечение в Хорватию.

В 2016 году Алексей Митрофанов попытался вернуться, предложив следствию сделку - чистосердечное признание в обмен на гарантию того, что его не упрячут за решетку после схода с трапа самолета. Следствие сделку поддержало, однако у экс-депутата (мандата его лишили за прогулы) не хватило смелости. Сейчас Митрофанов по-прежнему скрывается за границей, находясь в международном розыске.

Илья Пономарев: политическая растрата

Изгнание оппозиционного депутата Ильи Пономарева из Госдумы, а затем и из России, растянулось на несколько лет. Сперва его лишили права голоса в парламенте из-за высказывания «жулики и воры» в адрес коллег-депутатов - это произошло в сентябре 2012 года. Затем его сделали свидетелем по делу о беспорядках на Болотной площади в Москве в мае 2012 года - его помощник Леонид Развозжаев сознался в подготовке беспорядков.

В 2013 году следственные органы обнаружили признаки растраты средств фонда «Сколково», подозрение пало на старшего вице-президента «Сколково» Алексея Бельтюкова. В 2014 году фигурантом дела стал Пономарев, которого обвинили в соучастии в растрате 22 млн рублей «сколковских» средств. По версии следствия, депутат в 2010 году заключил со «Сколково» договор о проведении неких научных работ и чтении курса лекций, заработав на этом $750 тыс. В апреле того же года депутата лишили неприкосновенности.

Когда неприкосновенность сняли, Пономарев находился в США, откуда заявил о своей невиновности и политической подоплеке уголовного дела. В ответ его объявили в международный розыск.

В 2016 году Пономарева вместе с Алексеем Митрофановым лишили статуса депутата. К тому времени экс-депутат полностью погасил ущерб перед «Сколково», но уголовное дело в отношении него еще не закрыто. Сейчас Пономарев проживает в Киеве, где получил временный вид на жительство.

Братья Глушковы: негостеприимная Грузия

Следующие депутаты, сбежавшие из России (как оказалось, ненадолго) от обвинений в коррупции, рангом пониже - это член Земского собрания Балахнинского района Нижегородской области Владимир Глушков и его брат Александр Глушков с мандатом депутата Законодательного собрания Нижегородской области. Обоих братьев задержали на территории Грузии в начале августа. Ранее их объявили в международный розыск по линии Интерпола.

По возвращении в Нижегородскую область беглецов ждут арест, следствие и суд. Глушковых обвиняют в получении взятки на 6 млн рублей - Александр взятку получил, а Владимир выступил посредником, - а также в эпизоде мошенничества с муниципальным имуществом. По версии следствия, депутаты организовали ложную реконструкцию автостанции в Балахне, снесли большую часть строений, уничтожив транспортный узел, и построили на этом месте торговый центр. Сумма ущерба муниципалитету составила порядка 100 млн рублей.

Ирина Баранова: судья для рейдеров

В конце 2013 года судья Арбитражного суда Москвы Ирина Баранова улетела в США для родов. Через месяц, в январе 2014 года, глава СКР Александр Бастрыкин попросил у Высшей квалификационной коллегии судей согласия на возбуждение против Барановой уголовного дела по факту сотрудничества с рейдерами.

Расследуя дело о рейдерском захвате дома номер 3 по Гоголевскому бульвару в Москве (920 кв. метров, $50 млн), правоохранители узнали, что именно судья Баранова помогла бывшим владельцам здания обманом вернуть себе имущество после продажи, посоветовав им дать взятку своей коллеге - судье, которая рассматривала дело. За свои услуги Баранова получила 100 тысяч евро.

Бастрыкин почти два года ждал разрешения ВККС на возбуждение дела против Ирины Барановой. За это время беглая судья успела родить в США сына. В 2016 году СКР заявил о намерении объявить Баранову в международный розыск. Судья по-прежнему на свободе.

Алексей Душутин: из-под домашнего ареста

9 августа столичные полицейские попросили Тверской суд Москвы заочно арестовать бывшего гендиректора одной из компаний скандально известного «Оборонсервиса» (ныне ликвидирован) Алексея Душутина. Душутин возглавлял ОАО «Военно-строительное управление Москвы» и был обвинен в попытке мошенничества - он пытался продать строительную базу ВСУМ за 11 млн рублей при реальной стоимости около 140 млн рублей.

Забавно, но именно это уголовное дело помогло Душутину сбежать, так как ранее его уже приговорили к четырем годам колонии за незаконную продажу 17 объектов ВСУМ с ущербом в 400 млн рублей, но выпустили из-за решетки в связи с новым расследованием. Почти шесть лет (уголовное преследование Душутина началось в 2011 году) топ-менеджер «Оборонсервиса» был под стражей и лишь летом 2017 года его адвокаты сумели убедить суд изменить меру пресечения на домашний арест в связи с наличием нескольких заболеваний, приобретенных в СИЗО.

После выхода из СИЗО Душутин не стал терять время и почти сразу же сбежал из-под домашнего ареста. Его объявили в федеральный розыск, но безуспешно - по оперативным данным, беглец вместе с родителями живет в Канаде. Если Тверской суд пойдет навстречу полиции, то Душутина объявят в международный розыск.

Сергей Сапельников: исчез без разрешения

В июне 2013 года Счетная палата выявила в Росреестре серьезные нарушения - ведомство израсходовало более 42 млрд рублей на создание системы кадастрового учета, но почти половина суммы оказалась потрачена с нарушениями закона, а система так и не была завершена. Основные претензии проверяющих вызвали ИТ-проекты, все работы в сфере которых принимал замглавы Росреестра Сергей Сапельников.

В сентябре того же года стало известно, что Сапельников покинул страну, не дожидаясь, пока антикоррупционная проверка выльется в уголовное дело. Не дожидаясь вызова на допрос, чиновник выехал на автомобиле в Белоруссию, а затем на Украину. Заметим, Сапельников является носителем государственных секретов первой категории и должен был получить разрешение у спецслужб на выезд. С 2013 года от беглеца ни слуху, ни духу.

Александр Нистратов: козел отпущения

В начале года в Москве завершили уголовное дело о мошенничестве с недвижимостью ОАО «Квант-Н», которая интересовала Роскосмос, но при помощи коррупционеров в Росимуществе и Управлении делами президента оказалась проданной по бросовой цене подставной компании с владельцами в офшорах.

Виновными в махинациях с миллиардным ущербом суд признал экс-директора ФГУП «Центр финансового и правового обеспечения» Управления делами президента РФ Николая Скрыпникова, его заместителя, экс-гендиректора ОАО «Квант-Н» Андрея Гришина и двоих коммерсантов. Осужденым назначено наказание от трех с половиной до шести с половиной лет лишения свободы в колонии общего режима.

В мошенничестве были замешаны еще три человека - прежний глава УДП Владимир Кожин, экс-глава Росимущества Юрий Петров и помощник Петрова Александр Нистратов. Подписи первого и второго стояли на всех документах, при помощи которых имущество «Квант-Н» вывели из-под контроля Роскосмоса и Росимущества и продали, однако оба остались лишь в статусе свидетелей, переложив всю вину на Скрыпникова и Нистратова.

Александра Нистратова считают организатором всей мошеннической схемы, однако наказать его не удалось, так как чиновник еще до возбуждения уголовного дела летом 2015 года покинул Россию и живет в США.

Дагестанские беглецы: эмираты надежнее Чечни

Большинство дагестанских чиновников, попавших под зачистку вследствие масштабной региональной антикоррупционной кампании, даже не пытались скрываться от правоохранителей, так как были уверены в собственной неуязвимости или же адекватно оценивали свои возможности. Но нашлись и исключения.

В конце мая силовики пришли с обысками в дом главы бюро медико-социальной экспертизы по Дагестану Магомеда Махачева, однако хозяина дома уже не застали. Чиновника вместе с группой подельников из числа подчиненных заподозрили в поставленной на поток продаже поддельных справок об инвалидности местным жителям, которые по липовым справкам получали пособия из бюджета. Счет взяткам и поддельным документам идет на сотни.

Сперва следователи подозревали, что Махачев сбежал за границу, предположительно, на Украину. Заочно обвинив чиновника во взятках, подлоге и мошенничестве, следствие объявило его в международный розыск. Затем, в конце июля, правоохранители задержали родного брата Махачева - Ашика, сделав его фигурантом дела о поддельных справках и дополнительно пригрозив серьезным обвинением в организации преступного сообщества. То ли сработал международный розыск, то ли брат помог, но 2 августа Магомеда Махачева задержали в Грозном.

Следующего беглеца - зятя бывшего министра здравоохранения Дагестана Танки Ибрагимова - силовикам предстоит вытаскивать из Объединенных Арабских Эмиратов. Самого Танку Ибрагимова уже арестовали, обвинив в организации крупных картельных закупок, хищениях на сумму более 100 млн рублей и создании организованной преступной группировки. Его зятя считают причастным к темным делам экс-министра.

Я думаю это далеко не полный список известных чиновников, укравших кучу денег и пирующих на них сейчас за границей. Ну почему нельзя планировать следствие так, что хотя бы сажать под домашний арест подозреваемых, которые миллиарды украли и у которых куча связей. Не уж то сложно предположить, что скроются с концами? Мне всегда объясняют - "не положено, все по закону, вот так медленно работают процессуальные нормы, сделать ничего нельзя, это не 37 год".

Исходя из выявленных закономерностей появления, становления и развития коррупции, должны, очевидно, вырабатываться (опять же с участием всех общественных сил) конкретные методы и формы борьбы с коррупцией как доминирующим социальным злом трансформационного периода. Речь идет о выработке и совершенствовании мер репрессивного характера, нацеленных на неуклонное подавление коррупционных правонарушений путем формирования соответствующей законодательной базы.

Именно такую направленность имеет проект федерального закона «О борьбе с коррупцией», подготовленный Комитетом по безопасности Государственной Думы, который, исходя из его содержания, уместнее было бы назвать законом «Об уголовной и административной ответственности за коррупционные правонарушения». В данном проекте определены субъекты правонарушений, связанных с коррупцией, сформулированы специальные требования к лицам, претендующим на выполнение государственных функций, определены меры финансового контроля за ними, а также уже выполняющим эти функции, осуществлена классификация коррупционных правонарушений и установлены меры ответственности за них и порядок устранения последствий коррупционных правонарушений. В соответствии с духом и буквой проекта закона определены органы, ведущие борьбу с коррупцией.

По мнению разработчиков данного проекта, «борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий ведут органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенной и пограничной службы, налоговой полиции и другие правоохранительные органы».

Причем в указанных органах могут учреждаться специализированные подразделения по борьбе с коррупцией, к которой «привлекаются общественные объединения и граждане в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».

Не подлежит сомнению, что в борьбе с коррупцией необходима максимальная активизация деятельности правоохранительных органов. Вместе с тем неоспоримо и другое - масштабы коррупции во многом зависят от характера принимаемых законов: чем больше они возлагают на государственные структуры разрешительных и распределительных функций, тем более питательная среда создается для коррупционных действий чиновников. Здесь важно, во-первых, не допустить монополизации властных полномочий какой-либо одной властной структурой или тем более одним лицом; во-вторых, эти полномочия должны быть опосредованы участием в процессе выработки решений легитимных общественных институтов.

Примечательный пример из этой области содержится в Отчете о мировом развитии за 1996г. Всемирного банка. В нем, в частности, констатируется, что в паспортных отделах США коррупция практически отсутствует, так как граждане имеют право обращаться за паспортом в любое из многочисленных отделений, а общенациональная система регистрации исключает возможность повторного получения паспорта. Чтобы избежать взяток за более быструю выдачу паспортов, паспортные отделы сами предлагают ускоренное оформление за отдельную плату. И в определенной мере такое дублирование сводит на нет возможность подкупа должностного лица клиентами. Таким образом, расходы взяточников превышают возможную выгоду.

В идеале здесь должен превалировать единственно разумный принцип взаимодействия: предприниматели в установленных случаях направляют в государственные органы уведомления о своих действиях, а эти органы контролируют соблюдение принятых правил.

Однако особо важную роль в демонополизации властных полномочий призвана сыграть законодательно закрепленная практика участия легитимных предпринимательских и иных общественных организаций в выработке органами законодательной и исполнительной власти решений экономического и социального характера.

Выше мы достаточно подробно останавливались на этой проблеме при характеристике институционализированных форм лоббистской деятельности. В частности, уже отмечалось, что участие этих общественных структур в деятельности полуправительственных организаций обеспечивает выработку на консенсусной основе проектов всевозможных государственных актов законодательного характера, что само по себе выбивает почву из-под коридорного лоббизма и тем самым сопряженной с ним противоправной коррупционной деятельности.

Очевидно, не было бы шумных скандалов по поводу «Норильского никеля» и череповецкого «Азота», других подобных инцидентов, если бы проекты процедурных решений принимались с учетом мнений заинтересованных сторон в полуправительственных организациях, подобных имевшим место в дореволюционной России особым совещаниям и комитетам при ведущих министерствах и ведомствах. Ясно, что подобная практика взаимодействия предпринимательских и властных структур, по крайней мере создавала существенные барьеры коррупционной деятельности чиновников высшего ранга.

Таким образом, принятие и последовательное осуществление демократических процедур при взаимодействии власти и бизнеса выступают важнейшим средством профилактики коррупции как застарелого социального недуга общества и экономики. Оно становится еще более эффективным и действенным, если сопряжено с прозрачностью и конкурсностью, обычно отсутствующими в российской практике взаимодействия предпринимательства с органами государственной власти.

Как отмечает бывший глава ФСБ Н. Ковалев, «Полностью искоренить коррупцию невозможно, она есть в любом, даже высокоразвитом государстве. Снизить ее до уровня, который не будет создавать угрозу основам государственного строя, - наша задача».

Ясно, что понимание необходимости борьбы с коррупцией присутствует, но в то же время юридического понятия «коррупция» до сих пор нет в российском праве. Закон «О борьбе с коррупцией» в России принимают с 1993г. Сначала это пытался сделать Верховный Совет. Затем за него несколько раз голосовала Государственная Дума. Президент трижды не подписывал этот закон. Прописанные в нем меры финансового контроля над частными лицами показались руководству страны слишком жесткими, нарушающими права человека.

На международном уровне взаимодействие стран по проблемам борьбы с коррупцией осуществляется в рамках многих международных организаций, например, Совета Европы. В соответствии с решениями и резолюциями конференций министров европейских стран 1994,1997 и 1999гг., а также с Программой действий против коррупции, принятой Комитетом министров Совета Европы в ноябре 1996г., осуществление политики, нацеленной на защиту общества от коррупции становится первоочередной задачей и придает определенную направленность работе по содействию в осуществлении борьбы с коррупцией на национальном и региональном уровнях.

Результатом международного сотрудничества стало подписание двух важных актов: Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию 1998г. и Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999г. Оба документа подписаны Россией. Представляется возможным, что знакомство с западным опытом законодательной и репрессивной борьбы с коррупцией поможет России преодолеть кризисные явления, вызываемые коррупцией.

Резюмируя вышеизложенное, нужно заметить, что борьба с коррупцией должна вестись по нескольким направлениям, только тогда она будет приносить заметные результаты. Выделяют ряд приоритетных направлений:

совершенствование законодательной базы

усиление общественного контроля за деятельностью органов власти и законотворческим процессом

широкомасштабная борьба со всеми видами преступности

повышение уровня заработной платы госслужащих (спорное мнение)

активное сотрудничество с международными организациями по вопросам борьбы с коррупцией

Как видим, между причинами коррупции и методами борьбы с ней прослеживается самая непосредственная связь. Решающее значение придается искоренению данного феномена, а не его последствий.

Борьба с коррупцией будет тем действеннее, чем стабильнее экономическая ситуация в целом, чем выше социальные гарантии населения, чем более развиты демократические институты и традиции в обществе. Достижение такого уровня общественного развития сможет свести коррупцию до минимума, сделать ее социально безопасной.


Top