Дидактическая игра "доскажи словечко". Речевые игры для старших дошкольников Конкурс «Волшебный сундучок»

Анна Жиганова
Речевые игры для старших дошкольников

Эти игры направлены на развитие речи ребенка, умение строить предложения и короткие монологи. Играя с малышом в подобные игры , вы обогащаете его словарный запас. Речевые игры - прекрасная тренировка памяти.

Обязательно объясняйте ребенку значение незнакомых слов, обращайте его внимание на слова-синонимы, антонимы, омонимы. Это позволит ему почувствовать красоту и богатство языка. Игры этого раздела способствуют развитию творческого мышления и логики.

Игровое задание : «Что подойдет?»

Эта игра поможет установлению ассоциаций. В ней ребенок должен распределить объекты на различные группы.

Задавайте детям вопросы и проследите, сколько ответов они смогут дать. Например :

Пирожки с какой начинкой вы любите? Назовите предметы, которые могут взлететь. Сколько явлений природы вы знаете? Сколько дней недели вам известно? Каких перелетных птиц вы знаете?

Назовите «волшебные слова» , которые вы чаще всего произносите. Сколько домашних животных вы знаете?

Рифмы. Игровое задание : «Подумай и скажи»

Прочтите ребенку стихотворение Дж. Чиарди «Об удивительных птицах»

На улице Прохожего

Увидел я вчера.

Он ящик нес,

Написано : «Игра» .

Я два квартала

Шел за ним

(Поверьте, я не вру) .

И наконец Спросил его :

А как играть в игру?

Он улыбнулся вежливо,

Потом мне отвечал :

Уверен, что такой игры

Еще ты не встречал.

Две птицы удивительных

Есть в ящике моем.

И если хочешь, то с тобой

Сыграем мы вдвоем.

А чтобы мы могли начать,

Запомнить должен ты,

Что у несхожих этих птиц -

Похожие хвосты.

Поймать таких смешных пичуг -

Весьма нелегкий труд,

Недаром люди умные

Их рифмами зовут.

И вправду, птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали вытаскивать

Наверх за словом слово.

Одна достала слово гвоздь,

Другая сразу - гость и трость.

Одна достала слово слон,

Другая - звон и телефон.

Теперь, - сказал мне человек,

Пора и нам сыграть

Я буду доставать слова,

Ты должен рифмовать.

Достал он слово кочка,

А я ответил : бочка,

И строчка, и сорочка,

И сразу два листочка,

И на прощанье точка.

Мы с ним играли целый час

Похожими словами, теперь

Мы покидаем вас,

И вы играйте сами.

Поясните непонятные фразы и словосочетания. Попробуйте вместе подобрать рифмы к словам. Например :

лисичка - сестричка; машина - шина; мишка - шишка и т. д.

Доскажи словечко Игровое задание : «Закончи стихотворение»

Предлагая задание на «договаривание» стихотворения, вы приучаете ребенка внимательно слушать текст, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Есть одна игра для вас :

Я прочту стихи сейчас,

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно добавляйте.

Прочтите ребенку, не договаривая последнего слова, несколько стихотворений

Серый волк в густом лесу Встретил рыжую. (лису) .

С. Маршак

Эй, не стойте слишком близко - Я тигренок, а не. (киска) .

С. Маршак

Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался. (зайка)

Телефон опять звонит От него в ушах. (звенит) .

Хитрый след плести стараясь , По сугробам прыгал. (заяц) .

Р. Рашидов

Лежебока рыжий кот Отлежал себе. (живот) .

И. Замбаева

И сейчас же щетки, щетки Затрещали, как. (трещотки) .

К. Чуковский

В реке большая драка - Поссорились два. (рака) .

А малыш пускай внимательно слушает и договаривает подходящее слово. Ведь все эти стихи вам так знакомы.

Цепочка слов Игровое задание : «Паровозик отправляется»

Вам понадобятся карточки с предметными картинками (например : трактор - рыба - аист - телевизор - ракета - автобус - самолет - телефон - носки - индюк - крокодил - лук - колесо - обруч - чашка - альбом - мышь - шарф - фартук - книга и т. д.) размером 8x5 см. К каждой карточке нужно дорисовать колеса, крышу и «выступы для сцепления» вагонов между собой. На отдельной карточке надо нарисовать паровоз, к которому будут «цепляться» все последующие вагоны.

Предложите ребенку внимательно рассмотреть все картинки и сообщите, что сейчас необходимо сформировать состав. Но формирование состава будет происходить необычным способом.

А именно : к паровозу необходимо присоединять вагоны, определяя первый и последний звуки в словах названий тех предметов, которые на них изображены.

Наша цепочка начинается со слова «трактор» . Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово «трактор» . Необходимо найти предмет с таким названием у себя на картинке-вагончике, присоединить свою картинку к предыдущей и назвать предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове.

Если найдено сразу два предмета, то добавляет картинку тот, кто нашел ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком.

Многозначность слов Игровое задание : «Многозначные слова, какие они?»

Прочтите ребенку следующие предложения. Поясните, что обозначают выделенные слова.

На уроке ученики пишут ручками.

У двери ручка расположена очень высоко.

Перед едой Машенька всегда моет ручки.

На новой чашке резная ручка.

Солдаты были в разведке. Они привели языка.

У колокола - язык.

Колокол без языка нем.

Малыш, сидя в коляске, всем показывал язык.

Чтобы удобно было ходить, необходимо поправить в ботинке язык.

Много разных есть ключей :

Ключ - родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ - дверной.

У Оли очень длинная коса.

Дядя Петя рано утром взял косу и отправился в поле.

Рыбаки вернулись с дальней косы с хорошим уловом.

Теперь самостоятельно попробуйте составить предложения со следующими многозначными словами : лук, мышка.

Скажи наоборот (антонимы)

Игровое задание : «Страна противоположностей»

Вам понадобится мяч (или любой предмет, который есть под рукой) .

Прочтите ребенку стихотворение «Скажу я слово.» поясняя все непонятные фразы и словосочетания.

Предложите малышу отправиться в «страну противоположностей» , в которой, чтобы перейти с улицы на улицу, необходимо назвать слово, противоположное тому, которое написано на вывеске. Игрок передает мяч только в том случае, если произнес нужное слово. Например :

Мягкий - твердый

Тяжелый - легкий

Грустный - веселый

Громко - тихо

Горячо - холодно

Добрый - злой

Высокий - низкий

Сильный - слабый

Толстый - худой

Новый - старый

Пустой - полный

Узкий - широкий

Шершавый - гладкий

Глупый - умный

Больной - здоровый

Быстро - медленно

День - ночь

Зажечь - потушить

Забыть - вспомнить

Закопать - выкопать

Друг - враг

Мокрый - сухой

Голодный - сытый

Открыть - закрыть и т. д.

Игровое задание : «Чем все закончилось?»

В этой игре используется сказочный сюжет.

Сказочный сюжет

Осенним солнечным днем отправились зайчонок и ежонок в лес за грибами. Зайчонок поднял красивый березовый лист и увидел гриб. «Я нашел гриб в красной шапке!» - радостно закричал он. Ежонок посмотрел на гриб и сказал.

Прочтите ребенку начало сказочного сюжета и попросите продолжить его.

Продолжите игру, предложив «досказать словечко» : Днем ежи спят, искать пропитание выходят. (ночью) . Заячья защита - быстрые ноги, а у ежа - острые. (колючки) . Вы можете исправить «веселые перевертыши» : У ежа пушистая шубка, а у зайца острые иголки. Осенью зайцы залегают в зимнюю спячку.

Назови одним словом (обобщение, классификация)

Игровое задание : «Если знаешь - продолжи»

Предложите ребенку подобрать слова с обобщающим значением, соотнося при этом родовые и видовые понятия.

1. Называйте родовое понятие - слово с обобщающим значением, а ребенок - слово, относящееся к данному роду, с конкретным значением.

Например :

Одежда - платье, брюки, свитер, плащ, колготы, майка и т. д.

Фрукты - яблоко, груша, апельсин, банан, персик и т. д.

2. Называйте видовые понятия, а ребенок - обобщающие слова. Например :

Ромашка, колокольчик, пион, гербера, нарцисс, гладиолус - цветы и т. д.

Дуб, сосна, клен, липа, тополь, рябина, каштан - деревья и т. д. Попробуйте составить предложения с обобщающими словами.

Придумайте сказку «несбивайку» , рассказывая которую надо не запутаться в содержании и в словах с похожим звучанием.

Скажи по-другому

Игровое задание : «Что обозначают выражения?»

Предложите ребенку выяснить, что обозначают устойчивые выражения, придумать короткие истории, объясняющие их смысл.

Например, выражение «белая ворона» обозначает значительное отличие кого-то от других.

Предложите составить рассказ о человеке - «белой вороне» . Некоторые выражения могут быть объяснены на примерах, передающих как прямой, так и переносный смысл высказываний. Использовать можно следующие выражения :

Золотые руки.

Буря в стакане воды.

Золотая середина.

Козел отпущения.

Рыльце в пуху.

Не плюй в колодец - пригодится воды напиться.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Волков бояться - в лес не ходить.

Не все золото, что блестит.

Игровое задание : «Мысль, но другими словами»

Выберите простую фразу. Например : «Нынешняя весна будет ранней» .

Предложите ребенку несколько вариантов передачи этой же мысли, но другими словами, однако ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Например :

Нынешняя весна будет ранней. В начале марта сошел снег.

Прилетели из теплых стран первые перелетные птицы.

Уже появились подснежники.

Эти три высказывания передают одну и ту же мысль. Следует обратить внимание на то, что слова в них не повторяются. Поскольку количество используемых слов увеличивается с каждой фразой, составлять новые фразы становится все сложнее. Использовать можно следующие фразы : Этой осенью было очень много дождей. Лед на реке стал очень толстым. На грядке появилось очень много вредителей. Дождь начал лить как из ведра. Зима в этом году была очень сложной. Нынешнее лето будет очень жарким.

Игровое задание : «Как ты это понимаешь?»

Попросите ребенка пояснить, как он понимает следующие фразы :

Человек, как стена.

Мальчик, как медведь.

Девушка, как лебедь.

Трава, как ковер.

Машина, как игрушка.

Деревья, как богатыри.

Лед, как камень.

Человек, как облако.

Ноги, как ватные.

Воздух, как стеклянный.

Игровое задание : «С чем можно сравнить?»

Придумайте вместе с ребенком, с чем можно сравнить : розу, облако, яблоко, медведя, дождь, водопад, звезды, голубя, снежинку, одуванчик.

Например : одуванчик.

Красота : маленькое солнышко, яркая искорка на стебельке.

Форма : шарик, комочек ваты, солнечный взрыв.

Цвет : как звездочка в небе, как жемчужина, как искорка во тьме и т. д.

Постарайтесь придумать к остальным объектам как можно больше сравнений.

Воспитатель: Скороходова

Анастасия Владимировна

Загадки «Доскажи словечко» для средней группы

Задачи: - Развивать логическое мышление, чувство рифмы; - Обучать детей отгадывать загадки, тем самым расширяя их словарный запас, кругозор.; - Развивать творческое воображение.

Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слёз,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он …(
АРТИСТ)

Она весну встречает –
Серёжки надевает.
Накинута на спинку
Зелёная косынка.
А платьице – в полоску.
Ты узнаёшь … (БЕРЁЗКУ)

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
В неб е жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? … (АПРЕЛЬ)

На ветке не птичка –
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это? … (БЕЛКА)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Как приятен он на вкус,
И зовут его … (АРБУЗ)

У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это? … (БУРАТИНО)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (АЙБОЛИТ)

Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (ВАСИЛЁК)

Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … (АВТОМОБИЛЬ)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский … (ВЕРТОЛЁТ)

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё … (АЛФАВИТ)

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (ВОРОБЕЙ)

Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый … (БАРАБАН)

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица … (ГРАЧ)

Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (ГОЛ)

Лодки по морю плывут,
Люди вёслами … (ГРЕБУТ)

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый … (ГУСЬ)

Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно … (ЁЛКИ)

Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый ёж
И его … (ЕЖИХА)

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла … (ЗИМА)

Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт,
Только мышь его боится.
Угадали? Это … (КОТ)

В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит … (КРОКОДИЛ)

На скамейке у ворот
Лена горько слёзы … (ЛЬЁТ)

Заставил плакать всё вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (ЛУК)

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (ЛИСУ)

Лейся дождь весёлый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по … (ЛУЖАМ)

У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из … (ЛЕЙКИ)

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь.
Это зверь лесной … (МЕДВЕДЬ)

Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой … (МЫЛИ)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (МЫЛО)

А петух с колючим ёжиком
Режут сало острым … (НОЖИКОМ)

Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он весёлая игрушка.
И зовут его … (ПЕТРУШКА)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.

Я хотел устроить бал,
Я гостей к себе … (ПОЗВАЛ)

Если всё ты будешь знать,
То получишь в школе … (ПЯТЬ)

Верещунья, белобока,
И зовут её … (СОРОКА)

В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется … (МЕДВЕДЬ)

Ирина Дерина
Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы

Дидактические игры по развитию речи .

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цели развивать слуховое внимание .

Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия , которые на самом деле может совершать данное животное. Например : «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают : «Нет» . А что может делать собака? Дети перечисляют . Затем называются другие животные.

Дидактическая игра «Доскажи слово»

Цели : учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание .

Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг ….

Ры-ры-ры - у мальчика ша.

Ро-ро-ро - у нас новое вед.

Ру-ру-ру - продолжаем мы иг.

Ре-ре-ре - стоит дом на го.

Ри-ри-ри - на ветках снеги.

Ар-ар-ар - кипит наш само.

Ры-ры-ры - детей много у го.

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели : учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры : Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое ….

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный …

Дидактическая игра «Закончи предложение» I

Цели : учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание .

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький) .

Летом листья зеленые, а осенью (желтые) .

Дорога широкая, а тропинка. (узкая) .

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цели : учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память , внимание.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цели : учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание .

Ход игры: Расскажите, что бывает :

зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Дидактическая игра «Игра в загадки»

Цели : расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Цель : учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных.

Правила : подбирать наиболее точные слова.

Ход игры : Воспитатель приносит куклу Марину и просит детей поиграть с ней в слова. Марина будет рассказывать историю, а дети должны подбирать уточняющие слова, чтобы ее смысл стал более понятен.

Марина : Я купила арбуз. Но он не помещался в сумке, потому что он был … (большой) . Я еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой (красный) . Я нарезала его дольками и угостила брата Лешу. Леша съел кусок и причмокнул губами. Я поняла, что арбуз был очень (вкусный) .

Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своей покупке. Дети с помощью воспитателя рассказывают свои истории, а Марина подбирает слова. Если слово подобрано неверно, педагог поднимает желтую карточку .

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Цель : развитие мышления , быстроты реакции.

Ход игры : педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает : – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить : – Сорока стрекочет. Примеры вопросов : – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Дидактическая игра «Лови да бросай – цвета называй»

Цель : подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей .

Ход игры : педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному педагог : - Дети : Красный - мак, огонь, флаг. Оранжевый - апельсин, морковь, заря. Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа. Зелёный - огурец, трава, лес. Голубой - небо, лёд, незабудки. Синий - колокольчик, море, небо. Фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Цель : закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры : педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например : голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Дидактическая игра «Один – много»

Цель : закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры : педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример : Стол – столы, стул – стулья. Гора – горы, лист – листья. Дом – дома, носок – носки. Глаз – глаза, кусок – куски. День – дни, прыжок – прыжки. Сон – сны, гусёнок – гусята. Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.

Дидактическая игра «Подбери признаки»

Цель : активизация глагольного словаря.

Ход игры : педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу . Примерные ответы : Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

Дидактическая игра «Близко - далеко»

Цель : развитие слухового внимания , остроты слуха.

Ход игры : педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель : закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости , быстроты реакции.

Ход игры : педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик) . Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина- картинка . Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

Дидактическая игра «Закончи предложение» II

Цель : развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.

Ход игры: предложить детям закончить предложения :

Мама положила хлеб…куда? (В хлебницу)

Брат насыпал сахар…куда? (В сахарницу)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? (В салатницу)

Папа принес конфеты и положил их…куда? (В конфетницу)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)

Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собак)

Дидактическая игра «Испорченный телефон»

Цель : развивать у детей слуховое внимание.

Правила : Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Ход игры : шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку. Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего : «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон» . Проигравший, занимает место последнего в ряду.

Дидактическая игра «Выдели слово»

Цели : учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание .

Ход игры : Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика) . (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок)

Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

На ветке не птичка —
Зверек-невеличка.
Мех теплый, как грелка.
Кто же это?...
ОТВЕТЫ

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это...
ОТВЕТЫ

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
А зовется птица...
ОТВЕТЫ

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь —
Чистоплотный серый...
ОТВЕТЫ

В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись: ...
ОТВЕТЫ

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель...
ОТВЕТЫ

Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля...
ОТВЕТЫ

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это?...
ОТВЕТЫ

Из упрямства ни на шаг
Не продвинется...
ОТВЕТЫ

Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы!
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится,
Потому что это...
ОТВЕТЫ

В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит...
ОТВЕТЫ

крокодил

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто же это?...
ОТВЕТЫ

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной...
ОТВЕТЫ

В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка,
Кто же это?...
ОТВЕТЫ

Под тяжелой ношей,
Но спешит на помощь друг.
Тут народ хороший,
Без работы, хоть убей,
Жить не может...
ОТВЕТЫ

Кто имеет один рог?
Отгадайте! ...
ОТВЕТЫ

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я —...
ОТВЕТЫ

осьминог

Строгий, быстрый,
Рога ветвисты.
Пасется весь день,
Кто же это? ...
ОТВЕТЫ

Вперевалку шел со льдин
Очень важный к нам...
ОТВЕТЫ

Чок-чок, пятачок,
Сзади розовый крючок,
Посреди бочонок,
Голос тонок, звонок.
Кто же это? Угадай!
Это...
ОТВЕТЫ

поросенок

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла...
Прилетит — плохи дела!
Ну, кого паук боится?
Угадали? Это...
ОТВЕТЫ

Лесники ее котят
Взять с собой не захотят.
Ей не скажешь: "Кошка, брысь!"
Потому что это...
ОТВЕТЫ

Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок,
Музыканта звать...
ОТВЕТЫ

Погасили в доме свет,
Все равно покоя нет.
Ру-чу-чу, да ру-чу-чок.
Кто же это? Там...
ОТВЕТЫ

И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А все же называются
Они — морские...
ОТВЕТЫ

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг — вспорхнули яблоки.
Ведь это...
ОТВЕТЫ

То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый...
ОТВЕТЫ

светлячок

Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова...Это...
ОТВЕТЫ

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели
Голосистей и нежней?
Кто же это?...
ОТВЕТЫ

Разве это слово! Игра «Доскажи словечко»

Цель: - дать учащимся понятие о системных связях слов в языке; показать богатство русского языка; совершенствовать навыки лингвистического анализа; повышать уровень языкового развития школьников;

Развивать речь, память, мышление, внимание, любознательность;

Прививать интерес к русскому языку;

Воспитывать любовь к словесности, к родной речи.

Ход занятия

1. Актуализация знаний, умений, навыков.

а) Приветствие.

Сегодня наш путь лежит в Страну Слов, где вы уже не встретите ни единого уголка, где бы царило безмолвие или раздавались бы непонятные первобытные звуки дикарей, не умеющих говорить. Каменный век остался в прошлом нашем путешествии, и теперь мы будем говорить на современном русском языке.

Сегодня наше путешествие мы сразу же начнем с игры.

ИГРА «Собери словечко»

Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый.

Мы содержим букву «А»

Трижды или дважды.

Иногда всего одну –

Только не в начале.

Но сегодня – ну и ну! Все они сбежали.

(БРБН, СТРТ, СТКН, РССД, ПРТ, КРНДШ)

2 ИГРА «Доскажи словечко»

А - лягушку проглотил (аист)
Л - тележку покатила (лошадь)
Д - откроем и войдем (дверь)
Ш - на елке мы найдем (шишка)
О - жужжит и больно жалит (оса)
П - в лесу деревья валит (пила)
В - чирикает на ветке (воробей)
Т - рычит на нас из клетки (тигр)
М - спасается от кошки (мышка)
Ц - в горшочке на окне (цветок)
Н - приятный любит запах (нос)
К - на мягких ходит лапах (кошка)
Щ - усердно чистит зубы (щетка)
3 - велит надеть нам шубы (зима)
ч - с собою домик тащит (черепаха)
Э - откликнется из чащи (эхо)
С - по шерстке мы погладим (собака)
Ё - мы к празднику нарядим (ёлка)
И - в лесу на курьих ножках (избушка)
Г - лежат у нас в лукошке (грибы)
Ф - мерцает огоньком (фонарь)

Ю - завертится волчком (юла)
Е - в лесу с куста мы ели (ежевика)
Р - вокруг луны летает (ракета)
X - к обеду на столе (хлеб)
Я - на каждом корабле (якорь)

«Игра с мячом»

– Снова обратимся к карте, она подскажет нам, где находится задание 3. Оно называется «Игра с мячом». Я бросаю мяч, называю слово, а вы называете слово с противоположным значением.

Умный - … сухой - … печаль - … быстро - …

Сладкий - … плохой - … утро - … большой - …

Светло - … смелый - … ночь - … тихо - …

День - … молодой - … весело - … начало - …

Жадный - … сытый - … больной - … старый - …

Сильный - … жарко - … чёрствый - … и др.

А сейчас давайте поиграем в игру «Вежливые слова» .

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встречи….

(Здравствуйте)

За день мы устали очень

Скажем всем….

(Спокойной ночи)

Зеленеет старый пень,

Скажем всем……

(Добрый день)

Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим…….

(Извините, пожалуйста)

Друга встретил ты в обед

И сказал ему… (Привет)

Если же вечером встреча,

Скажем ему…..

(Добрый вечер)

Если девочка больна,

Хрипло кашляет она

И опять чихает снова,

Скажем ей мы …….

(Будь здорова)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы…..

(Спасибо)

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят…….

(До свидание )

1.На бахче у нас растёт,

как разрежешь – сок течёт,

свеж и сладок он на вкус,

называется…. Арбуз

2.Это слово ты не тронь:

жжётся больно, как огонь,

неприметна, некрасива,

называется….. крапива

3.Жеребёнок с каждым днём

подрастал и стал … конём

4.Кот альбом раскрасит наш?

Ну конечно …. Карандаш

5.Кругла, рассыпчата, была

на стол с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь, правда, вкусная ….. картошка

6.Что за скрип, что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я ….. капуста

7.Мчусь как пуля я вперёд,

лишь поскрипывает лёд,

да мелькают огоньки!

Кто несёт меня …. Коньки

8.По дороге наша Машенька идёт,

за верёвочку козу она ведёт.

А прохожие глядят во все глаза –

Очень длинная у девочки ….. коса

9.В яме спит зимой длинной.

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется ….. медведь

10.В чё ном поле заяц белый

прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел

Кто же это? ….. мел

11.В подполье, в каморке

живёт она в норке.

Серая малышка

Кто же это? …. Мышка

12.Он всю зиму в шубе спал,

лапу бурую сосал,

а проснувшись, стал реветь

этот зверь лесной …. Медведь

13. Едет он на двух колёсах,

не буксует на откосах.

И бензина в баке нет.

Это мой … велосипед

14.На одной ноге кружится

беззаботна, весела,

в пёстрой юбке танцовщица,

музыкальная … юла

15.На столе передо мной

Закружился шар земно:

Арктика, экватор, полюс,

Уместил всю …. Глобус

16.Когда порою одиноко

Тебе подарит …. Телефон

17.Идёт спокойно, не спеша –

Пусть видят все как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит …. Черепаха

18.Сто берёзовых солдат,

Взявшись за руки, стоят

Днём и ночью, круглый год

Охраняют огород.

Те солдаты с давних пор

Называется ….. забор

19. Схватил за уши, кончик носа,

Разрисовал окно без спросу.

Кто же это? Вот вопрос?

Это делает …. Мороз

20.Обогнать друг друга рады,

Ты смотри, дружок, не падай!

Хороши тогда, легки

Быстроходные … коньки

21.Я с собой её ношу,

Не макаю, а пишу!

Удивительная штучка

Самопишущая ….. ручка

22.Летом много их бывает,

А зимой все вымирают.

Прыгают, жужжат над ухом.

Как зовутся? … муха

23.Всё жужжит она, жужжит,

Над цветком кружит, кружит.

Села, сок с цветка взяла,

Мёд готовит нам … пчела

24.Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый …. Воробей

25.Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно-бронзовый … скворец

26.Кто без нот и без свирели

Кто же это? … соловей

27.И в лесу мы, и в болоте,

Нас везде всегда найдёте:

На поляне, на опушке.

Мы зелёные … лягушки

28.Вместо носа – пятачок,

Я весёлый …. поросёнок

Заключительная часть (рефлексия).

Чему научились на сегодняшнем занятии?

Что было самым интересным?


Top