Еврейская культура и традиции. Бейкер Д.Р

Наиболее крупными этническими группами среди евреев являются (из Центральной и Восточной Европы, в частности практически все евреи России) и (изначально из Испании и Португалии, затем рассеянные по всему Средиземноморью).

Другими этническими группами являются: арабские евреи; лахлухи, персидские и бухарские евреи; грузинские евреи; горские евреи; крымчаки; индийские евреи, романиоты, итальяним (ромим), фалаша и др.

Изучение генотипа разных групп евреев и сравнение с генотипами других народов показывает, что основные еврейские группы ближе друг другу, чем к соседним народам. Это противоречит аргументам о том, что евреев объединяет лишь культурное, а не этническое происхождение.

Близкие группы

По признаку вероисповедания к евреям относят себя т. н. иудействующие и криптоиудеи.

Криптоиудеи - потомки евреев, насильственно обращённых в или , продолжавшие тайно исповедовать элементы и сохранять элементы трансформированной еврейской бытовой культуры: маранов (маранос - букв. «свиньи»)(«новых христиан» на Пиренейском п-ове, юге США, в Латинской Америке и на Филиппинах; ныне частично присоединяются к еврейским общинам своих стран или переселяются в Израиль - наиболее компактная группа маранов сохранилась в г. Бельмонте в Португалии); шуэтос (потомки крещёных евреев Балеарских островов); джадиды и чала в Иране и Средней Азии, формально считающиеся мусульманами, но сохраняющие в быту элементы еврейской культуры; дёнме в Турции.

Maurycy Gottlieb , Public Domain

По религии к евреям примыкают иудействующие - группы разного этнического происхождения, исповедующие или стремящиеся к исповедованию иудаизма (часто его своеобразной формы) и считающие себя частью евреев: субботники Центральной России, Сибири и Закавказья; бней-менаше индийских штатов Мизорам и Манипур и мьянмарского штата Чин; телугу-язычные бней-эфраим в индийском штате Андхра-Прадеш, обратившиеся в иудаизм в 1981 году; абаюдайя в Уганде; бантуязычные лемба в ЮАР и Зимбабве и др.

Наконец, на периферии еврейского этноса находятся этноконфессиональные группы и . Последние не рассматриваются евреями как часть еврейского народа.

Языки евреев

Древнейший язык евреев - (), на котором написан (еврейская Библия).

В первые века н. э. его в качестве разговорного сменил один из , позднее в диаспоре на основе языков окружающих народов возникли еврейские языки и этнолекты.

Древнееврейский язык перестал быть средством устного общения, но сохранялся в форме лашон-а-кодеш («языка святости») в качестве основного письменного языка, обслуживавшего религиозную, литературную, образовательную, культурную и деловую сферы.

В XX веке этот язык был возрождён в форме иврита и стал официальным и основным разговорным языком евреев Израиля.

В странах диаспоры иврит (древнееврейский язык) сохраняется как основной язык иудаизма. Разговорным языком ряда общин в США, Израиле, Бельгии, Великобритании, Канаде и некоторых других странах служит . Из других специфически еврейских языков и этнолектов наиболее сохранились также , татский (горско-еврейский), еврейско-арамейские, еврейско-иранские.

На сегодняшний день около 45% евреев говорят по-английски (в США, Канаде, Великобритании, Австралии, ЮАР, Израиле и др.), приблизительно 34% на иврите (в Израиле и США), 13% - по-русски, около 5 % - по-испански, около 4,5% - по-французски, около 4% на идише, приблизительно 3,5% по-арабски (в том числе на е), распространены также немецкий, румынский, персидский, польский, амхарский, португальский, венгерский, нидерландский, турецкий и др.

Религия

Большинство верующих евреев являются последователями иудаизма (иудеями).

Термин «иудаизм» происходит от греч. йуда́исмос, который восходит к ивр. яхадут‎ (יהדות), однокоренному с йехуди - еврей / иудей.

Священная книга еврейского народа - Танах (еврейское Священное Писание) (ТаНаХ - аббревиатура: Тора́ ивр. תורה‎‎, Невии́м ивр. נביאים‎‎, Ктуви́м ивр. כתובים‎‎ - , Пророки и Писания).

ТаНаХ является частью Священного Писания христиан (Ветхий Завет) и почитается в исламе.

Традиционная культура

Неполноправный социально-экономический статус евреев в диаспоре способствовал сложению у них специализированной культуры.

Участие евреев в сельском хозяйстве повсеместно ограничивалось, основными занятиями были ремесло и торговля, часть занималась предпринимательством и ростовщичеством, свободными профессиями. Б

ольшинство евреев жило замкнутыми общинами (кегила) в городских кварталах (гетто в Италии и Германии, худерия (жудерия) в Испании и Португалии, меллах в Северной Африке, махалла в Иране и Центральной Азии).

Самоуправление (кагал) возглавлялось экономической элитой (гвир - «сильный», парнас - «кормилец») и раввинатом.

Сохранялись пережитки большой семьи, на Ближнем и Среднем Востоке до середины XX века - полигамия (нормативная моногамия введена у ашкеназов в X веке). Счёт родства патрилинейный, но по иудаистическим нормам евреем считается только рождённый от матери-еврейки.

Общееврейские черты материальной культуры определялись предписаниями иудаизма: в пище, обязательное покрытие головы для мужчин и замужних женщин и др. С отменой ряда ограничений прав евреев в Новое время в большинстве европейских стран происходили их ассимиляция и аккультурация, отход от , распространились смешанные браки; евреи Восточной Европы и Азии дольше сохраняли традиционную культуру.

Одновременно развивалась консолидация евреев, выражавшаяся в появлении общееврейских культурных и политических движений.

В 1881-1914 годах усилились миграции евреев (особенно из Российской империи) - в Западную Европу, Америку, Австралию и др., с распространением идеологии сионизма началось их переселение в . Этническое развитие европейских евреев было разрушено Холокостом во время Второй мировой войны. После её окончания усилилась эмиграция евреев в страны Нового Света, а также во вновь образованное , где складывается нация израильтян.

Фотогалерея

Численность

Численность населения, заявленная в переписях, может существенно отличаться от численности лиц, внутренне осознающих себя евреями.

В России в послереволюционных переписях национальность называл сам опрашиваемый. Поэтому, например, до 1930-х гг. в них в качестве евреев не фигурируют люди, себя таковыми не считавшие (в то время около 20%).

В дальнейшем доля евреев в СССР, не считавших разумным декларировать свою национальность, продолжала расти - вплоть до начала 80-х гг.

Еврейские общины

Организованные еврейские общины существуют в 110 странах мира.

Наиболее крупные еврейские общины (св. 60 тыс.чел.) находятся в следующих странах:

  1. США - 5,2 - 5,5 млн чел. (из них недавних выходцев из бывшего СССР около 400 тыс.)
  2. Израиль - 5,4 млн чел. (перепись 2008; из них недавних выходцев из бывшего СССР свыше 1,12 млн чел.)
  3. Франция - 575 тыс. чел.
  4. Аргентина - 400 тыс. чел.
  5. Канада - 348,6 тыс. чел. (перепись 2001)
  6. Великобритания - свыше 300 тыс. чел.
  7. Германия - около 250 тыс. (из них 110 тыс. зарегистрированных членов общин; всего выходцев из бывшего СССР ок. 216 тыс.) (данные на 2004).
  8. Россия - 233,4 тыс. чел. (2002, перепись, в том числе в Москве 80,4 тыс. чел., Санкт-Петербурге 36,6 тыс. чел., в городе Биробиджан Еврейской автономной области не превышает 7 тыс. чел.)
  9. Украина - 104 тыс. (перепись 2001)
  10. Австралия - 90 тыс.
  11. ЮАР - 89 тыс.
  12. Бразилия - 87 тыс. (перепись 2000)

Какой народ имеет самые крепкие корни на нашей планете? Пожалуй, этот вопрос является актуальным для любого историка. И практически каждый из них с уверенностью ответит - еврейский народ. Несмотря на то что человечество населяет Землю уже сотни тысяч лет, свою историю мы знаем в лучшем случае за последние двадцать веков нашей эры и приблизительно столько же до н. э.

Но история еврейского народа берет свое начало значительно раньше. Все события в ней тесно переплетены с религией и заключаются в постоянных гонениях.

Первые упоминания

Несмотря на их немалый возраст, первые упоминания о евреях берут свое начало со времен построек пирамид египетских фараонов. Что же касается записей их самих, то история еврейского народа с древнейших времен начинается с его первого представителя - Авраама. Сын Сима (который, в свою очередь, приходится он родился на просторах Месопотамии.

Будучи взрослым человеком, Авраам переселяется в Ханаан, где знакомится с местным населением, подверженным духовному разложению. Именно здесь Бог берет под свое покровительство сего мужа и заключает с ним договор, тем самым ставя свою метку на него и его потомков. Именно с этого момента и начинаются события, описанные в евангельских рассказах, которыми так богата история еврейского народа. Кратко она заключается в следующих периодах:

  • библейском;
  • древнем;
  • античном;
  • средневековом;
  • новом времени (включая холокост и возвращение евреям Израиля).

Перемещение в Египет

В Авраам заводит семью, у него появляется сын Исаак, а от него - Иаков. У последнего, в свою очередь, рождается Иосиф - новая яркая фигура в евангельских рассказах. Преданный своими братьями, он попадает в Египет в качестве раба. Но все-таки ему удается освободиться от рабства и, более того, стать приближенным самого фараона. Этому явлению (нахождению жалкого раба в свите верховного правителя) способствует недалекость самого рода фараона (гиксосы), который попал на трон ввиду гнусных и жестоких действий, повлекших свержение предыдущей династии. Этот род также известен как фараоны-пастухи. Оказавшись у власти, Иосиф перевозит в Египет своего отца с его семьей. Так начинается укрепление евреев на определенной местности, что способствует их быстрому размножению.

Начало гонений

История еврейского народа из Библии показывает их как мирных пастухов, занимающихся исключительно своим делом и не встревающих в политику, несмотря на то, что династия гиксосов видит в них достойного союзника, выдавая им лучшие земли и остальные необходимые для хозяйства условия. До входа в Египет род Иакова насчитывал двенадцать племен (двенадцать колен), которые под покровительством фараонов-пастухов разрослись до целого этноса со своей культурой.

Далее история еврейского народа повествует о плачевных для него временах. Из Фив в выходит армия с целью свергнуть самозваного фараона и установить власть истинной династии. Это у нее в скором времени и получается. От расправы над фаворитами гиксосов они все-таки воздерживаются, но при этом превращают их в рабов. Долгие годы рабства и унижения терпят евреи (210 лет рабства в Египте) до прихода Моисея.

Моисей и вывод евреев из Египта

История еврейского народа в показывает Моисея как выходца из обычной семьи. На то время власти Египта не на шутку встревожились ростом еврейского населения, и был издан указ - убивать каждого рожденного в семье рабов мальчика. Чудом оставшийся в живых, Моисей попадает к дочери фараона, которая усыновляет его. Так молодой человек оказывается в правящуей семье, где ему открываются все тайны правления. Тем не менее он помнит свои корни, что начинает мучить его. Ему становится невыносимо от того, как египтяне обращаются с его собратьями. В один из прогулочных дней Моисей убивает надзирателя, который жестоко избивал раба. Но оказывается преданным тем же рабом, что приводит к его бегству и сорокалетнему отшельничеству в горах. Именно там к нему обращается Бог с указом вывести его народ из земель египетских, при этом наделяя Моисея невиданными способностями.

Дальнейшие события включают в себя различные чудеса, которые Моисей демонстрирует фараону, требуя освободить свой народ. Не заканчиваются они и после выхода евреев из еврейского народа для детей (евангельские рассказы) показывает их как:

  • расход реки перед Моисеем;
  • выпадение манны небесной;
  • раскол скалы и образование в ней водопада и многое другое.

После выхода евреев из-под власти фараона, их целью становятся земли Ханаана, которые отведены им самим Богом. Именно туда и направляется Моисей со своими последователями.

Образование Израиля

Спустя сорок лет Моисей умирает. Прямо перед стенами Ханаана, где отдает свою власть Иисусу Навину. Тот в течение семи лет завоевывает одно ханаанское княжество за другим. На захваченной земле и образуется Израиль (в переводе с иврита «богоборец»). Далее история еврейского народа повествует о становлении города - как столицы еврейских земель, так и центра мира. На его троне появляются такие известные личности, как Саул, Давид, Соломон и многие другие. В нем воздвигается огромный храм, который рушат вавилоняне и который восстанавливается вновь после освобождения евреев мудрым персидским царем Критом.

Израиль делится на два государства: Иудею и Израиль, которые впоследствии захватывают и рушат ассирийцы и вавилоняне.

В итоге спустя несколько веков после завоевания Иисусом Навином Ханаанских земель, еврейский народ разбредается по всей земле, потеряв свой дом.

Последующие времена

После развала иудейского и иерусалимского государств история еврейского народа имеет несколько разветвлений. И практически каждое из них доходит до наших времен. Пожалуй, нет ни одной стороны, куда бы ни отправились евреи после потери как и нет ни одной страны в наше время, где бы еврейской диаспоры.

И в каждом государстве встретили «божий народ» по-разному. Если в Америке у них автоматически появились равные с коренным населением права, то ближе к русской границе их ждали массовые гонения и унижения. История еврейского народа в России рассказывает о погромах, начиная с казачьих набегов и заканчивая холокостом во времена Второй мировой войны.

И лишь только в 1948-ом году по решению Организации Объединенных Наций евреям возвращена их «историческая родина» - Израиль.


Еврейская история сложилось так, что лишившись своего государства два тысячелетия тому, евреи постепенно расселились по всему земному шару. Особенно интенсивно шел этот процесс расселения в течение последних 500 лет, начиная от изгнания евреев из Испании и открытия Америки. Этот период нашей истории можно назвать "великим переселением народа".
Еврейская миграция всегда связана с преследованиями, дискриминацией и с экономическими мотивами. Образовавшаяся вследствие миграции мировая еврейская диаспора представляет собой людей, проживающие вне страны своего происхождения (Эрец - Исраэль) в виде этнических и субэтнических групп. В диаспоре тесно связаны между собой различные ее центры, часто находящиеся на больших расстояниях друг от друга. Наличие миграционных процессов приводили к падениям и росту центров еврейской диаспоры. Уже до новой эры в рамках еврейской диаспоры развивались независимые центры в отдаленных друг от друга регионах как, например, в Александрии, Вавилоне.
История еврейской диаспоры, как и, к примеру, китайской или армянской, прослеживаются в течение многих столетий, но ни одна историческая диаспора не имеет такую высокую степень культурного разнообразия и динамизма, как еврейская. Встречи евреев из разных созданных центров диаспоры в результате миграционных процессов через многие столетия (например сефардов и ашкеназов в Нидерландах в 17 столетии) являются одними из самых интригующих аспектов еврейской истории.
Члены рассредоточенной этно-конфессиональной общины традиционно играют важную роль в качестве межкультурных посредников, в том числе с членами других диаспор. В соответствующем принимающем обществе они образуют меньшинство, благополучие которого зависит от взаимодействия с местным населением и другими группами мигрантов, от безопасности, благоприятных экономических и политических условий. С целью выживания это меньшинство занимает пустующие экономические ниши в странах проживания. Сохранение культурных различий с местным населением, уникальная профессиональная деятельность, соблюдение религиозных установок, запрещение смешанных браков являлись необходимыми условиями для сохранения еврейских сообществ в диаспоре в течение многих поколений.
Миграции, в первую очередь, из-за насильственных выселений, были обычным явлением в истории человечества, и еврейская история не является исключением, хотя в христианской традиции глубоко укоренилась в виде антисемитских предрассудков идея вечного странствия евреев по земле до Второго пришествия Христа.
Еврейские миграции можно условно разделить на три последовательных периода между 1450-ми годами и нынешним временем (приведенное ниже разделение на периоды согласно статье: " Jewish migration, tobias brinkmann") :
1492-1789 годы - изгнание из Испании и рост диаспоры в Восточной Европе;
1789-1914 годы - массовая миграция из стран Восточной Европы и быстрый рост населения в новых центрах диаспоры;
20 столетие, начиная с 1914 года: изгнания, Холокост, создание еврейского гоаударства и массовая репатриация в Израиль.
Уже в десятом - одиннадцатом столетиях существовали три независимых и очень разных по культуре центров в диаспоре, между которыми происходил активный обмен. Главный центр диаспоры, как по численности еврейского населения, так и по его роли был расположен на Пиренейском полуострове. Здесь в средние века развивалась процветающая сефардская община под властью мусульман, изначально терпимых к евреям. С середины пятнадцатого века большинство испанских евреев находилось под христианским правлением, при этом все больше и больше евреев были принуждены католической церковью перейти в христианство. Многие из так называемых крещеных евреев - маранов продолжали скрытно исповедовать иудаизм. Полное изгнание мусульман из Испании в 1492 году ознаменовалось также изгнанием евреев, не обращенных в христианство, из Испании, Сицилии и юга Италии. Португалия, которая была ближайшим убежищем для евреев, издала под испанским давлением в 1497 году похожее постановление о преследовании некрещеных евреев. Изгнание испанских евреев привело к значительному ослаблению культурной и религиозной автономии сефардов.
В Центральной Европе, во втором центре диаспоры, широко рассредоточенном на большой территории, - проживали ашкеназийские евреи, но их численность была значительно меньше числа сефардов в первом центре. Несмотря на жестокие преследования во времена крестовых походов и изгнания из большинства территорий на западе континента в тринадцатом и четырнадцатом веках, евреи в 15 столетии проживали во многих частях Священной Римской империи.
Третий и самый старый центр был расположен в мусульманских и портовых городах Ближнего Востока и Персии, южной части Аравийского полуострова, Центральной Азии. Большинство евреев-сефардов бежало из Испании и Португалии в Северную Африку, где они расселилась в течение нескольких поколений вокруг Средиземного моря, от Марокко на западе до побережья Малой Азии, нынешней сегодняшней северной Греции, Боснии и Болгарии. Сефарды основали ряд процветающих общин. В некоторых городах, таких как Салоники, они представляли собой значительную часть населения. Часть сефардов оказалась в Турции. Мусульманские правители обложили евреев более высоким налоговым бременем, но в то же время гарантировали безопасность, коммерческие привилегии и религиозную автономию.
Растущие преследования и экономические трудности объясняют, почему ашкеназийские евреи постепенно из Центральной Европы в пятнадцатом и шестнадцатом веках переехали в районы Речи Посполитой и в находящуюся под властью Османской империи Юго-Восточную Европу. В Польше и Литве евреи находились под покровительством короны, у них были относительно благоприятные условия жизни и труда. Еврейские иммигранты расселились в большие и малые города (местечки) на территории современной Латвии, Литвы, Белоруссии, Польши, Молдовы, Румынии, западной части Украины.
Создание гетто в цветущей торговой республике - Венеции в 1516 году означало признание евреев в качестве независимых субъектов в средиземноморской торговой сети. После произвольных гонений и изгнаний гетто, как и местечки в Восточной Европе, стали уступками еврейским общинам, гарантией культурной автономии и участием в экономике соответствующих стран. Сефардские евреи Венеции поддерживали контакты с членами восточной и ашкеназийской диаспоры.
Позднее возникли еще два центра - в северо-западной Европе и в Новом Свете. Оба центра обязаны своим развитием привлекательными экономическими и правовыми условиями. В Амстердаме в конце шестнадцатого века зарекомендовала себя влиятельная сефардская община, члены которой были в основном евреи из Испании и Португалии. Сефардские купцы из Амстердама открыли торговлю по всей Западной Европе, а также с колониями в Южной Америке. В 1654 году 23 сефардских евреев прибыли из Бразилии в Нью-Амстердам (с 1664 года - Нью-Йорк), где они получили право на поселение и основание первой еврейской общины в Северной Америке. В семнадцатом веке первые евреи-ашкеназы мигрировали в Нидерланды и Новый Свет.
Образованный ашкеназийский центр в Восточной Европе переживал в шестнадцатом и семнадцатом столетиях фазу расцвета в качестве самого густонаселенного и культурно доминирующего центра диаспоры. Евреи Польши и Литвы пользовались сравнительно высокой степенью автономии, они создали Ваад - регулярно собиравшийся еврейский парламент, на котором были представлены главные общины ашкеназийского еврейства.
Фаза относительной политической стабильности, связанная с заключением Вестфальского мира в Центральной и Западной Европе в 1648 году, сменилась в том же году длительным кризисом в Восточной Европе. На Украине Богдан Хмельницкий (1595-1657) поднял восстание против польской короны, при этом сильно пострадало еврейское население Восточной Европы, возникла массовая волна беженцев. На фоне политического и экономического кризиса семнадцатого века на западе Украины возник хасидизм, он стал ответом в середине восемнадцатого века на кризис традиционного иудаизма. К этому времени число ашкеназских евреев превысило число сефардов и восточных евреев. В последней трети восемнадцатого века Польша утратила свою политическую независимость, и ее еврейское население оказалось разделенным между Пруссией, Австрией и Россией.
1789 год был переломным моментом. Идеалы французской революции, связанные с получением всех гражданских прав, для большинства евреев Европы носили двойственный характер. Наличие свободы и равенства открыли евреям новые возможности, но представляли и угрозу еврейским общинам в виде ассимиляции. Позднее, к 1870 году число евреев в различных регионах Российской и в Австро-Венгерской империй и в Юго-Восточной Европе выросло до четырех миллионов человек; большинство их них жило в местечках. Они представляли более двух третей мирового еврейского населения. В Германии, крупнейшем сообществе за пределами Восточной Европы, проживало около 450 тысяч евреев - их относительно большое число здесь было результатом естественного прироста и прусской аннексии части территории Польши в конце восемнадцатого века. До начала 19 столетия ограничения возможностей миграции были связанны с негативным отношением уже созданных еврейских сообществ, таких как в Амстердаме, ростом расходов на переезд и рисками, поэтому только отдельные евреи мигрировали в Центральную и Западную Европу или даже в Новый Свет.
Бурная волна еврейской миграции из Восточной Европы началась в последней трети 19 века и была обусловлена многими причинами: экономическими, религиозными и политическими. Положение еврейского населения в России и Румынии ухудшилось - неблагоприятная экономическая ситуация, расширение масштабов насилия, огромный рост населения, многочисленные ограничения. Антиеврейские погромы в Российской империи, начиная с 1881 года, стали решающими аргументами для сотен тысяч евреев, чтобы покинуть свои дома. В основном миграционный поток был направлен в Соединенные Штаты, в которых уже к 1900 году был создан основной центр жизни евреев за пределами Европы. Еврейская миграция из Восточной Европы стала глобальным движением, с 1881 до 1914 года, в период расцвета массовой иммиграции, более чем два миллиона евреев прибыли были из Российской империи, Румынии и Австро-Венгрии в США. За 19 столетие в Северную Америку уехало также около 100 тысяч евреев из немецких государств. Но даже огромный отток эмигрантов не нарушил общего демографического равновесия еврейского народа - более того, численность евреев в Восточной Европе продолжала стремительно расти за счет роста продолжительности жизни и снижения детской смертности. К 1900 году еврейское население во всем мире выросло до десяти миллионов; девять миллионов из них было ашкеназами. На протяжении всего XIX и первой трети XX века, вплоть до начала фашистского геноцида, около 80 процентов мирового еврейства по-прежнему проживало в Восточной Европе.
Страны Нового Света нуждались в европейских поселенцах. Развитие сети железных дорог и морского транспорта обеспечило, начиная с 1850-х годов безопасный и быстрый способ переезда из Европы и Америку. Среднее время в пути из поселений в Центральной Европе в любую точку Северной Америки сократилось от нескольких месяцев до менее трех недель. Вскоре после 1880 года огромные океанские корабли начали пересекать Атлантический океан менее чем за неделю, сделав переезд в Америку доступным для всех. В крупных городах, таких как Нью-Йорк, Филадельфия, Чикаго возникли большие еврейские гетто. Во многих центрах диаспоры вновь прибывшие в течение нескольких лет евреи составили большинство, в том числе в Соединенных Штатах, Великобритании, Южной Африке, Аргентине и Палестине. Миграция из Российской и Габсбургской империй и Румынии нарушила не только баланс между центрами еврейской диаспоры в Европе и за ее пределами, она был движущей силой быстрого роста еврейского населения в новых центрах. Но глобальная массовая миграция евреев наткнулась на противодействие противников иммиграции, которые находились под влиянием антисемитских стереотипов.
Международные сотрудничающие еврейские организации помощи, как Парижский Всемирный еврейский союз, Нью-Йоркское общество помощи еврейским иммигрантам и общество еврейских иммигрантов (HIAS), Берлинское общество помощи немецким евреям оказывали поддержку еврейским иммигрантам из Восточной Европы, в первую очередь питанием.
В Первой мировой войне сильно пострадал большой центр еврейских поселений в Восточной Европе. Российские военные власти выслали в 1915 - 1916 годах десятки тысяч евреев внутрь страны. В Габсбургской империи начались массовые преследования в Галиции, волна беженцев хлынула в Вену и Будапешт. Война привела к распаду Российской, Австро-Венгерской и Османской империй, военные конфликты продолжались вплоть до 1920-х годов. По самым скромным оценкам 60 тысяч евреев погибли в 1918-1919 годах в результате погромов, сотни тысяч восточных евреев потеряли свои дома. Крупным группам удалось бежать на Запад, но большинству беженцев пути были закрыты. За американскими иммиграционными ограничениями 1921 года был не только страх распространения большевизма, но и явно антисемитские предрассудки.
Несмотря на это, в Нью-Йорке и Бруклине к 1925 году уже насчитывалось более одного миллиона человек, что составляло свыше десяти процентов еврейского населения мира. Канада, Великобритания и Аргентина также усложнили иммиграцию. Многие государства требовали для въезда наличия действительных паспортов и транзитных виз, которыми беженцы не располагали, а без документов люди теряли право на свободное передвижение. Еврейские переселенцы на протяжении многих лет находились по всей Европе в лагерях беженцев и городских трущобах в состоянии транзитных пассажиров. Немало из этих людей подверглись после 1939 года нацистским преследованиям и погибли.
Немногие страны остались открытыми для мигрантов из Восточной Европы после 1918 года. Такими оказались Веймарская республика, которая проводила относительно либеральную политику в отношении беженцев и Франция, которая нуждалась в рабочих ресурсах.
Ответом на растущий антисемитизм и националистические движения в Восточной Европе стал сионизм. После Первой мировой войны он превратился в массовое движение и обусловил рост числа поселенцев в Эрец-Исраэль. Палестина обрела в 1920-е годы большее значение для иммигрантов, но тяжелые условия жизни под британским мандатом объясняют, почему число возвратившихся в исходные страны проживания уже во второй половине 1920-х годов было почти столь же высоко, как и иммигрантов.
В Советском Союзе была значительная еврейская миграция в крупные города и в Крым. Многие были переселены в конце 1920-х годов на восток в Биробиджан во время сталинской насильственной коллективизации. Новыми домами для тысяч еврейских беженцев стали в начале 1920-х годов Шанхай, Бразилия и Мексика. В межвоенный период еврейские и другие мигранты сыграли значительную роль в культурном буме в Берлине.
Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году, вызвал экономическую миграцию и ужесточил иммиграционные ограничения. Это поставило перед еврейскими беженцами из Германии после 1933 года большие препятствия. В 1939 году количество еврейского населения мира выросло до семнадцати миллионов – из них примерно 14 миллионов составили ашкеназы. С более чем восьмью миллионами евреев Восточная Европа по-прежнему являлась наиболее важным центром диаспоры, затем следовали США. Произошло усиление антисемитизма во всех странах Запада, евреи Европы вновь стали предметом лживых обвинений, подозрений, а порою и нескрываемой ненависти. В Польше в середине 1930-х годов проводилась антисемитская политика, отношение к еврейским гражданам резко ухудшилось.
После захвата власти нацистами около 250 тысячам евреев удалось эмигрировать из Европы сложными путями, часто после потери своего имущества и нескольких месяцев, и даже лет, ожидания. С начала 1938 года и до развязывания войны гонения на евреев начинаются на территориях аннексированной Австрии, СудетскоЙ области и, наконец, оккупированных Богемии и Моравии. Экономическая деятельность евреев в подконтрольных нацистам странах была полностью прекращена.
Конференция в Эвиане в июне 1938 года, созванная американским президентом Франклином Рузвельтом (1882-1945) для обсуждения путей содействия эмиграции немецких и австрийских евреев, практически не дала результата, ни одна из 32 участвующих стран не была готова принимать еврейских беженцев.
Начало войны усугубило ситуацию. В октябре 1941 года в Германии был введен запрет на еврейскую эмиграцию из территорий, контролируемых немецкими войсками. В это время вермахтом, союзными войсками и местными коллаборационистам уже были уничтожены сотни тысяч евреев на западе Советского Союза. Вскоре после этого, было принят план «окончательного решения» еврейского вопроса. Организованная депортация миллионов евреев в лагеря смерти по всей Европе представляла собой форму насильственной миграции. Катастрофа полностью уничтожила всего за четыре года главный центр еврейской диаспоры в Восточной Европе. Среди жертв Холокоста были также сефарды, в основном, из Греции, Югославии и Туниса. Часть евреев в СССР (более двух миллионов) спаслась, эвакуируясь вглубь страны. Некоторые спаслись потому, что были депортированы в ГУЛАГ после советского вторжения в Восточную Польшу в 1939 году.
После освобождения уцелевших еврейских беженцев многие, как и после Первой мировой войны, в течение долгих лет жили в постоянном ожидании транзита. Лишь немногие страны были готовы их принять. В Соединенных Штатах антисемитскими кругами была сорвана иммиграция. Большинство стран Ближнего Востока объявили евреев нежелательным меньшинством. В Палестине, англичане ставили непреодолимые препоны эмиграции евреев.
Создание Израиля 14 мая 1948 года изменило ситуацию. Одним из первых постановлений нового государства стало решение о превращении эмиграции в государственную политику. Начался процесс исчезновения многих центров диаспоры в странах рассеяния и возрождения национального еврейского государства в Израиле, продолжающихся до настоящего времени. После войны алия шла из двух основных центров: из британских лагерей на острове Кипр, куда направлялись беженцы из Европы, уцелевшие в Катастрофе. а также евреев из стран арабского Востока. В основном, эмиграция шла из трёх самых больших общин: Ирака, Йемена и Марокко, приведшие к полному исчезновению под воздействием насилия многовековых еврейских центров в Северной Африке и регионе Восточного Средиземноморья. Большие группы евреев прибывали также из Румынии и Польши. За четыре года после провозглашения независимости Израиль принял 680.000 новых репатриантов. В 1970-е годы, уступив мощному давлению западного мира, началась миграция евреев из Советского Союза. Изначально были отпущены в небольшом количестве преследуемые политически отказники, затем после распада Советского Союза в 1991 году экономические мотивы вышли на передний план и вызвали массовую волну миграции. До конца 70-х годов в страну прибыло 140.000 новых репатриантов. На конец 1980-х и начало 1990-х годов, в период развала СССР, пришелся пик алии из стран бывшего Советского Союза, к 2000-му году в страну с постсоветского пространства прибыло 750 тысяч евреев. Миграция из бывшего СССР частично шла также в Соединенные Штаты, Канаду, Германию.
Развал "лагеря социализма", "арабская весна", появление ИГ, неконтролируемый приток мусульманских иммигрантов в Европу - таковы наиболее зримые изменения самого последнего отрезка времени, приведшие к постоянному росту миграционных процессов. Сокращается численность еврейского населения в существующих центрах диаспоры. Причины - ассимиляция, антисемитизм и алия в Израиль.
Тем не менее, наличие центров диаспоры является важным фактором политического, экономического и культурного взаимодействия Израиля со окружающим миром…

Библейская традиция считает родоначальником еврейского народа Исаака (другое имя – Израиль), сына Иакова и внука Авраама. У него было 12 сыновей, от которых пошло “12 колен Израилевых”. Точнее, колен оказалось 13, так как Иосиф стал родоначальником двух колен, идущих от двух его сыновей – Ефрема и Манассии. Но одно из колен (Левия) не получило земельного надела, а составило касту священников (левитов), поэтому занятая древними евреями территория делилась на 12 племенных областей.

Согласно Библии , древнееврейские племена завоевали территорию Ханаана (которая впоследствии получила название Палестина) после выхода из Египта. Историки относят это завоевание к 13 в. до н.э. До заселения Ханаана древнееврейские племена занимались скотоводством, после заселения большая часть евреев перешла к земледелию и ремеслам. У древнееврейских племен сложился культ бога Яхве, который в течение нескольких веков трансформировался в особую религию иудаизм.

В 11 в. до н.э. было создано древнееврейское государство, расцвет которого пришелся на правление царя Давида (конец 11 – начало 10 в. до н.э.). Давид захватил Иерусалим и сделал его своей столицей. Сын Давида, царь Соломон, построил в Иерусалиме Храм Яхве. После смерти Соломона, во 2-й половине 10 в. до н.э. единое государство распалось на два царства – Израильское и Иудейское.

Иудейское царство со столицей в Иерусалиме было образовано коленами Иуды и Вениамина. Остальные 10 колен составили Израильское царство. Это царство в 722 г. до н.э. было завоевано Ассирией, его жители выселены в отдаленные районы Ассирийского государства и растворились среди других народов. Иудейское царство просуществовало еще полтора столетия. Оно было завоевано в 586 г. вавилонским царем Навуходоносором II, который сжег иерусалимский Храм . Часть евреев бежала в Египет, остальные были выселены Навуходоносором в окрестности Вавилона. Благодаря приверженности иудаизму они сохранили свою самобытность.

Персидский царь Кир, разгромивший Вавилонское царство, разрешил евреям вернуться на родину после 50 лет “вавилонского плена”. Часть евреев вернулась в Палестину, но значительная часть осталась в Вавилонии и в Египте. Вернувшиеся в Палестину евреи построили в Иерусалиме “второй Храм” (около 516 г. до н.э.). В это время окончательно сформировалась иудейская религия. Письменные источники были собраны вместе и упорядочены, в результате возникла Библия.

После разгрома Персидского царства Палестина была включена в державу Александра Македонского, а после ее распада – в египетское государство Птолемеев. Столицей государства Птолемеев стал заложенный Александром Македонским город Александрия. Туда переселилась значительная часть евреев, и в этом городе образовалась крупная еврейская община. По инициативе царя Птолемея II Филадельфа в 3 в. до н.э. был создан греческий перевод Библии («Септуагинта»).

В 201 г. до н.э. в результате войны между государствами Птолемеев и Селевкидов Палестина вошла в состав сирийского государства Селевкидов. В годы правления селевкидского царя Антиоха IV Эпифана из-за религиозных притеснений евреи подняли восстание Маккавеев (167–140 гг. до н.э.), которое привело к восстановлению независимости и образованию нового Иудейского царства.

В 63 г. до н.э. Иудейское царство попало в зависимость от Рима и постепенно полностью вошло в состав Римской империи. Евреи начали расселяться по территории Римской империи. В это время среди евреев начало развиваться христианство, первоначально как одна из сект иудейской религии.

В 66 г. н.э. в Палестине вспыхнуло восстание против римского господства – Иудейская война. В ходе подавления восстания в 70 г. Храм был вновь разрушен, а значительная часть евреев покинула Палестину. После восстания Бар-Кохбы 132–135 гг. в южной части Палестины (Иудее) евреев практически не осталось. Евреям был запрещен даже вход в Иерусалим.

Евреи расселились по всей территории Римской империи. Наибольшее их количество осело в Египте, Сирии, Малой Азии и Греции, а также в Риме. Значительной была еврейская община и в Вавилонии, еще со времен “вавилонского плена”.

После разрушения Иерусалима группа еврейских религиозных лидеров создала в городе Ямния высшую школу для изучения законов еврейской веры. Был введен новый порядок богослужения. В это же время христианство окончательно оторвалось от иудаизма. В течение многих веков евреев объединяла не общность территории и не общность языка, а общность религии. После восстания Бар-Кохбы центр религиозной мысли переместился в северную часть Палестины (Галилею). Около 200 г. все устные религиозные законы и предания были записаны и собраны в один сборник, который получил название Мишна. Позже, в 5 в., в Палестине, а затем в Вавилоне, куда в это время переместился центр еврейской религиозной мысли, был создан сборник толкований и дополнений к Мишне – Гемара. Мишна и Гемара вместе составили Талмуд.

После падения Римской империи и образования западноевропейских королевств евреи начали заселять страны Западной Европы. Арабские завоевания способствовали проникновению евреев в Среднюю Азию. В руках евреев оказалась значительная часть международной торговли.

В завоеванной арабами Испании сложились особенно благоприятные условия для жизни евреев. Эти условия в основном сохранялись и в христианских государствах Испании (до конца 14 в.). Центр еврейской мысли и культуры в 10–11 вв. переместился из Вавилонии в Испанию.

В средние века сложились три основные группы евреев, различающиеся по языку и культуре. Евреи, жившие на территории Испании (серафарды ) говорили на языке ладино, близком к испанскому. Евреи, жившие на территории Германии (ашкенази) говорили на языке идиш , близком к немецкому. Третью группу составили евреи, жившие в странах Азии и Африки.

В 1492 г. сефарды были изгнаны из Испании. Они переселились в Италию, Голландию, Турцию, Северную Африку. Значительная часть их погибла при переселении.

Численность ашкенази за период 13–16 веков выросла примерно в 10 раз (см. таблицу 1); за это же время население Европы выросло примерно в 2 раза. Расселение их по странам Европы было неравномерным. В большинстве европейских стран евреи подвергались притеснениям. После начала крестовых походов (1096 г.) участились погромы. В 1290 г. евреи были изгнаны из Англии, в 1306 – из Франции. Вскоре им было разрешено вернуться во Францию, но в 1394 г. они были вновь изгнаны. Наиболее значительные еврейские погромы произошли в Европе во время эпидемии чумы 1348 г.

Значительная часть евреев-ашкенази переселилась в Польшу, где для них были созданы наиболее благоприятные условия. В Польшу переместился и центр еврейской мысли. В результате трех разделов Польши в 1772–95 гг. к Российской империи были присоединены территории Украины, Белоруссии и Литвы со значительным еврейским населением. С этого момента Российская империя стала одним из наиболее населенных евреями государств (см. «Евреи в Восточной Европе (Польша, Российская империя, СССР)» .

В конце 19 в. в Европе возник сионизм – течение, ставящее целью возвращение евреев в Палестину и создание там еврейского государства. Однако до 1914 года эмиграция евреев в Палестину (которая находилась тогда под властью Турции) была незначительной (см. таблицу 2). Всего за период с 1881 по 1914 гг. в Палестину выехало 65 тыс. евреев. За эти же годы в США из Европы и Турции эмигрировало около 2,5 миллионов евреев (см. таблицу 3). Эмиграции из России особенно способствовали погромы, прокатившиеся перед и во время Революции 1905–07 гг.

В 80-е годы 19 в. в Палестине Бен-Иегудой был возрожден древнееврейский язык в качестве разговорного языка. Этот язык получил название иврит .

В ходе Первой мировой войны Палестина была захвачена Англией. В 1917 г. английское правительство опубликовало «Декларацию Бальфура «, в которой обещало содействовать созданию в Палестине национального очага для еврейского народа. Это решение способствовало увеличению миграции евреев в Палестину, но не кардинально: за период 1919–31 гг. туда выехало около 120 тыс. евреев. По-прежнему преобладала эмиграция в США, которая в 20-е годы 20 в. стала наиболее населенной евреями страной (см. таблицу 4).

Темпы эмиграции в Палестину изменились после прихода к власти в Германии Гитлера в 1933 г. За шесть лет, предшествовавших Второй мировой войне, в Палестину уехало более 200 тыс. евреев.

В годы Второй мировой войны в Европе погибло около 6 миллионов евреев – более трети еврейского населения всего мира.

В 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о создании на территории Палестины двух независимых государств – еврейского и арабского. 14 мая 1948 г. на части территории Палестины было провозглашено государство Израиль. Через несколько часов после провозглашения независимости Израиля началась Арабо-израильская война, в которой против Израиля выступили 7 арабских государств. Война закончилась в 1949 г. победой Израиля, который захватил часть территории, предназначенной для арабского государства Палестины. В ходе Шестидневной войны 1967 г. под контроль Израиля перешла вся территория Палестины.

После завоевания Израилем независимости темпы еврейской эмиграции в эту страну значительно возросли. За период 1948–66 гг. в Израиль приехало более 1,2 миллионов евреев – почти в 2 раза больше, чем было там евреев в момент провозглашения независимости.

Как утверждают ученые, история еврейского народа берёт своё начало между 1 и 2 тысячелетием до нашей эры.

Этот уникальный народ, который является сочетанием религиозного и этнического элементов, имеет достаточно сложную и тяжелую историю на протяжении всего своего формирования и существования.

Тем не менее свой путь нация евреев прошла достойно, не потеряв веры. О том, как появились евреи, рассказывается на уроках истории уже в 5 классе. Мы постарались доступно и кратко изложить основные моменты.

Родоначальник евреев

Основателями или предками рода еврейского считаются Исаак, Яков и Авраам.

Последний из них заключил союз с Богом, обязавшись исполнять все заповеди Божьи, за что его народу была дарована земля обетованная, то есть земля Израиля.

Для своего народа Авраам желал только лучшего, и всячески пытался найти место, которое евреи назовут своим домом.

Священная книга

У еврейского народа имеется своя священная книга, по толкованиям и заветам которой они живут. Ее название Тора — это первая книга-сводка религиозных законов, по которым живут евреи.

Книга под названием Талмуд является не религиозным писанием, а сводкой религиозных, этических и правовых норм, которым следует придерживаться еврейскому народу.

Эти древние документы иудеев несут в себе не только религиозные понятия, но и историческое, культурное и социальное наследие всего еврейского клана.

Происхождение и краткая история

Свое название «евреи» древний народ получил через своего родоначальника Авраама, который через Евера по прямой линии пошел от сына Ноя – Сима.

Достаточно образованный и зажиточный Авраам пошел по своему призванию и поселился со своим народом в Ханаане, где уже было достаточно большое хеттское население. Именно в Ханаане и был по приданиям заключен союз между Авраамом и Богом.

Страной, которая считается колыбелью зарождения еврейского народа, является Египет, куда прибыл Авраамам в самом его расцвете.

Красоты страны у реки Нил покорили его, а развитость культуры и образованность египетского народа вдохновили Авраама на переселение. Так евреи оказались в Египте.

Поселившиеся на плодородной почве евреи начали развиваться и увеличивать свои племена, что не устраивало египетское государство. Так, с приходом нового правящего клана, древние евреи попали в своеобразное рабство, где их заставляли копать каналы, работать на каменоломнях, носить воду из Нила для орошения полей. Принуждение к работе посредством применения палок и стало началом рабства, в которое попали древнееврейские люди.

Сколько евреев в мире

За все время существования еврейского народа евреи расселились по всему миру. Если брать во внимание не только миграцию, а и заключение смешанных браков, то евреи фактически захватили мир, так как на планете Земля проживает до 17 миллионов представителей этой нации.

Наибольшее количество проживающих евреев насчитывается в Канаде, США, Европе. Считается, что последние массовые переселения были совершены во время второй мировой войны.

Родина и столица евреев

Родиной еврейской нации принято считать Израиль, так как земли Израиля по приданию были обещаны Богом Аврааму за послушание и выполнение всех заповедей Божьих. Именно в этом государстве евреи окончательно обрели свою иудейскую веру, которая стала их главным достоянием.

Столицей евреев считается Иерусалим, который является духовной столицей Израиля, а так же святым местом для многих верующих.

Что исповедуют евреи

Религия, которую исповедуют евреи, называется иудаизм, так как исторически иудеи с евреями тесно переплетались. В данное время понятие «иудеи» — это только религия под названием иудаизм, а понятие «евреи» стало национальностью.

Иудеями называют людей не по их национальности, а по вероисповеданию. Еврейский народ свято чтит свое вероисповедание, традиции и обещания, данные Авраамом перед Богом.

Еврейская культура и традиции

Самым большим достоянием еврейского народа является то, что за столько тысячелетий все праздники и традиции сохранились. При том, что иудеи празднуют и чтят традиции и обычаи, которые присущи только еврейскому народу. Это является особенностью нации.

Для народа, потерявшего свою государственность, несколько тысяч лет проживающего не на исторической родине, но сохранившего свою религию и национальную сущность, это является показателем силы духа и единства.

Праздничные дни в Израиле определяются в соответствии с лунным календарем, из-за этого они выпадают в разные дни месяцев.

Заключение

Достаточно часто евреев называют «народом», «расой», «нацией» «религиозным сообществом». Этот народ вынес множество препятствий на пути своего становления, и по праву заслужил иметь свою веру, страну, традиции и образ жизни.

Вывод один: евреи — это народ, имеющий свои характерные особенности и признаки, и эти черты выделяют его среди других национальностей и рас.


Top