Европейская молодежная политика в посткризисный период. Translation of "Европейская молодежь" in English Европейская молодежь

Европейская модель характеризуется структурным подходом, более четкой и выстроенной системой взаимодействия различных сфер политики, в которой есть приоритеты, цели, задачи и ожидаемые результаты. Для англосаксонской модели характерен подход поддержки исключительно добровольческой деятельности и молодежных организаций без системного участия государства в реализации молодежной политики.

Главная задача европейской молодежной политики – создать условия для позитивного перехода от молодости к взрослой жизни, характеризующейся, прежде всего, самостоятельностью и ответственностью. Это значит, что молодежная политика должна ориентироваться на поддержку самостоятельности и инициативы молодежи, на создание, во-первых, возможностей для молодых людей, а во-вторых, на формирование ресурсов и мотивации для использования этих возможностей.

В последние 20 лет наблюдается процесс увеличения внимания к молодежной политики, совершенствования механизмов ее реализации, принятия новых законодательных актов. Особенно этот процесс заметен в работе международных институтов. В 2001 году Европейский Союз принял Белую книгу «Новый импульс для европейской молодежи», в 2005 г. – Европейский молодежный Пакт, в апреле 2009 г. утверждена новая стратегия молодежной политики Европейского союза «Молодежь – инвестирование и предоставление возможностей». Совет Европы утверждает основные приоритеты молодежной политики каждые 3 года. Новым этапом стало утверждение документа «Повестка 2020». ООН также уделяет большое внимание постоянному развитию и пересмотру молодежной политики, новым исследованиям в данной теме. Раз в 2 года ООН выпускает Всемирный ответ по молодежи.

Большинство стран имеет специальное законодательство по отношению к молодым людям. Законодательные акты определяют основные приоритеты молодежной политики, механизмы ее реализации и механизмы поддержки неправительственных акторов.

Финансирование молодежной политики увеличивается с каждым годом. Но, несмотря на это, существует недостаток финансирования во многих странах. Особенно это касается структурного финансирования, т.е. ресурсов на поддержку организационной деятельности. Большинство ресурсов используется на реализацию проектов. А тем временем организации тратят больше половины времени на поиск ресурсов на деятельность своих организаций, вместо того, чтобы выполнять свои основные полезные для общества задачи. Именно поэтому наиболее успешным является опыт таких стран как Австрия, Дания, Германия, Франция, Швейцария, где правительством осуществляется, прежде всего, поддержка организационной деятельности молодежных организаций.

Структура. Большинство стран имеют трехуровневую каскадную структуру реализации молодежной политики (вертикальные, горизонтальные связи и участие молодежных организаций). Национальное правительство принимает законодательные акты и разрабатывает основные направления молодежной политики, что формирует возможность для предоставления услуг на региональном и муниципальном уровнях. Наиболее эффективна реализация молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях, так как она учитывает потребности и нужды местной молодежи. Особенно это характерно для федеративных государств.

На региональном и муниципальном уровнях муниципальная молодежная служба или координатор по молодежи может взять на себя ответственность за межведомственную координацию. В последние годы министерства, ответственные за молодежь, в скандинавских странах рекомендовали регионам и муниципальным образованиям создать пост «координатор по вопросам молодежи» или создать межведомственный комитет. В небольших муниципальных образованиях руководитель может брать на себя обязательства межведомственной координации.

Во многих регионах и муниципалитетах существуют молодежные комитеты и молодежные парламенты, которые развивают механизмы влияния на процессы принятия решений. Идеально, чтобы эти структуры имели свой бюджет. В Хельсинки, например, молодежные организации создали платформу для лоббирования своих интересов в местных администрациях по разработке планов действий и расходованию бюджета.

Основным инструментом участия молодежных организаций в жизни общества являются молодежные организации. Во-первых, они потенциально являются основными факторами формирования и реализации молодежной политики. Исследуя опыт различных стран, можно сделать вывод, что потенциал молодежных организаций не используется в силу различных причин. Молодежные организации невидимы в структуре формирования и реализации молодежной политики, хотя потенциально они являются первостепенными акторами. Во-вторых, молодежные организации не всегда используют полностью свой потенциал в организацию консультаций, обсуждений, слушаний. В-третий, нет сомнений, что молодежные организации должны измениться. Молодежные организации сталкиваются с кризисом легитимности, что отражается на уменьшении количества молодых людей в организациях. Им необходимо менять не только свои методы работы, но и приоритеты. Вместе с тем практика показывает, что наибольший КПД молодежных программ достигается при добровольном включении молодежи в общественно значимую деятельность через реализацию молодежных инициатив и участие молодежи в работе общественных объединений, представляющих собой уникальный институт социализации молодого человека, где он сам принимает решения, планирует деятельность, ищет ресурсы, совершает поступки и несет за них ответственность. Поэтому поддержка молодежных инициатив и деятельности молодежных объединений – важнейшая сфера и основной метод молодежной политики.

Основные области, которые затрагивают различные сферы деятельности молодых людей:

Образование (формальное и не формальное);

Не обязательное образование и тренинг курсы;

Трудоустройство и рынок труда;

Здоровье;

Социальная защита;

Благополучие и семья;

Уголовное право;

Военная служба и национальная оборона.

Некоторые из перечисленных сфер являются более важными, чем другие, одни из этих сфер могут включать в себя другие.

Основные направления молодежной политики:

Возможности для участия и гражданственности;

Безопасность и защита;

Борьба с социальной изоляцией и содействие включенности в общество;

Обеспечение и использование информации, в том числе новых информационных технологий;

Мобильность и интеграция;

Мультикультурность;

Равенство.


Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Науч. ред. Е. Г. Слуцкий, отв. ред. И. В. Скомар-цева. - СПб.: БИС-принт, 2002. - 267 с.

Омельченко Е.А. Российская молодежь на рубеже веков: (опыт исторического анализа исследований современного состояния сознания) // Вестн. Моск. ун-та. Сер.8. История. - 2005. - N 3. - С.83-100.

Омельченко Е.А. Российская молодежь на рубеже веков: (опыт исторического анализа исследований современного состояния сознания) // Вестн. Моск. ун-та. Сер.8. История. - 2005. - N 3. - С.101.

Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. – М.: Голос, 2001. - С. 473.

Кирсанова Е.П. Зарубежный опыт социальной работы: проблемы и возможности использования в России / Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы. Сб. науч. статей, вып. 1. Ростов-на-Дону, 1998 с.89.

Социально-молодежная работа: международный опыт: Учебно-методическое пособие. М., 1997 с.45.

Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Науч. ред. Е. Г. Слуцкий, отв. ред. И. В. Скомар-цева. - СПб.: БИС-принт, 2002. - 233 с.

Кирсанова Е.П. Зарубежный опыт социальной работы: проблемы и возможности использования в России / Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы. Сб. науч. статей, вып. 1. Ростов-на-Дону, 1998с.57.

25 Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Науч. ред. Е. Г. Слуцкий, отв. ред. И. В. Скомар-цева. - СПб.: БИС-принт, 2002. - 237 с.

Соглашение государств-участников Содружества Независимых Государств “О сотрудничестве в сфере работы с молодежью от 25 ноября 2005 года”, утвержденное Европейской Конвенцией о содействии Транснациональной долгосрочной добровольной службе молодежи/ http://www.consultant.ru.

Социология молодежи. – СПб.: из-во СПб-ого университета, 1996. - С.415.

Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Науч. ред. Е. Г. Слуцкий, отв. ред. И. В. Скомар-цева. - СПб.: БИС-принт, 2002. -230с.

Молодежь и общество на рубеже веков. Сб. статей. /Научный ред. И.М.Ильинский. М., 1999.с.60

Басов Н.Ф. Основы социальной работы. М., 2005.

Наибольший интерес представляет деятельность Совета Европы в об­ласти молодежной политики. Основные сферы деятельности Совета Евро­пы в области молодежной политики следующие:

1. Сотрудничество с молодежными организациями и объединениями на основе идеи "работы для и вместе с молодежью".

Развитие сотрудничества с неправительственными молодежными ор­ганизациями включает следующие принципы:

совместное управление, когда принятие решений осуществляется пра­вительством при участии представителей молодежных организаций;

толерантность, выраженная в развитии межкультурного диалога как основы любой совместной деятельности, поддерживаемой СЕ;

солидарность, предусматривающая поддержку молодежных организа­ций Европейскими молодежными центрами (в Будапеште и Страсбурге) и Европейским молодежным фондом.

Механизмами кооперации с молодежными организациями и объеди­нениями являются Европейские молодежные центры в Будапеште и Страс­бурге (открывают возможности для участия в совместных мероприятиях, в том числе молодежных форумах, обучающих программах и т.д.) и Евро­пейский молодежный фонд (финансирует международные молодежные инициативы).

2. Развитие механизмов межправительственного сотрудничества. Формирование европейской молодежной политики: расширение социального участия молодежи, содействие социальной интеграции молодежи и, тем самым, становлению ее полноценного граж­данства в условиях общества риска;

расширение так называемого неформального образования, работаю­щего в режиме тренингов, курсов повышения квалификации. Под нефор­мальным образованием понимается образование, получаемое молодыми людьми вне школы. В изменяющемся мире этот институт социализации приобретает все большее значение в силу своей мобильности и способно­сти к быстрой переориентации с учетом актуальных потребностей. Это по­зволяет дать молодым людям знания, способствующие их лучшей ориента­ции и адаптации к условиям современности. Его целью является усиление социальной интеграции молодых людей в общество, формирование устой­чивых социально значимых идентичностей в условиях риска;

осуществление социологического анализа положения молодежи и ос­новных направлений политики в странах-членах Евросоюза на основе при­нятой в 1997 г. "Программы оценок национальной молодежной политики".

Создание и поддержка механизмов мобильности молодежи, в частно­сти, путем введения повсеместной системы скидок в сфере культуры, стра­хования, на транспорте.

Взаимодействие в области информации и консультирования молодежи посредством деятельности некоммерческих консалтинговых структур.



3. Создание экспертной базы молодежной политики в лице ученых, специализирующихся на молодежных исследованиях, и расширение поля взаимодействия исследовательских и управленческих структур.

Потребность в единой информационной базе способствовала усиле­нию структур молодежных исследований. При Директорате молодежи и спорта функционирует специализированный Совет по молодежным иссле­дованиям и документации. Его главной целью является определение на­правлений исследовательского поиска и координация социологических ис­следований в области проблем молодежи. В числе текущих задач Совета:

расширение международного сотрудничества исследователей; обеспечение кооперации между исследователями и представителями сферы управления;

выработка критериев оценки положения и итогов реализации моло­дежной политики в странах Европы;

популяризация результатов социологических исследований с целью привлечения общественного и политического внимания к проблемам моло­дежи посредством публикации и широкого обсуждения отчетов, сборников статей, монографий по актуальным проблемам молодежи.

Данные цели и задачи реализуются при непосредственном участии на­циональных корреспондентов из числа ведущих специалистов по пробле­мам социологии молодежи от каждой страны. Их совместными усилиями подготовлены два доклада о положении и основных тенденциях в среде ев­ропейской молодежи.

4. Совместная разработка основных направлений деятельности в об­ласти молодежной политики, направленной на поддержание процессов со­циальной самореализации и интеграции молодежи в европейские сообще­ство, обозначает:

обмен позитивным опытом реализации молодежной политики; организацию многосторонних международных семинаров по пробле­мам молодежи и молодежной политики.

5. Развитие партнерства с Европейским Союзом и другими междуна­родными организациями.

С учетом социально-экономических и политических изменений внут­ри Европейского сообщества определены основные направления деятель­ности Совета Европы в области молодежной политики. Среди них:

1. Содействие социальной интеграции молодежи посредством обеспе­чения благоприятных условий для самореализации и преодоления вызовов времени различными категориями молодых людей.

Применительно к Российской Федерации: предотвращение дискрими­нации, маргинализации и отчуждения молодежи в сфере труда и образова­ния, предоставление социальных гарантий социально уязвимой молодежи, снижение риска социального отчуждения молодых россиян, поддержка но­вых форм социальной интеграции молодежи в обществе риска.

2. Привлечение молодежи к активным формам участия в формирова­нии единого европейского демократического пространства.

Применительно к Российской Федерации: преодоление апатии и пес­симизма молодежи через реабилитацию в ее сознании демократических ценностей, с одной стороны, и противодействие нарастающему экстремиз­му как форме молодежного нонконформизма - с другой.

3. Содействие становлению полноценного гражданства молодежи че­рез общественную активность молодежи.

Применительно к Российской Федерации: содействие общественно значимым формам социального новаторства молодежи, в том числе разви­тие гражданских инициатив молодежи, инвестиции в творческие союзы молодежи, восстановление доверия общественным структурам и организа­циям, сближение целей деятельности молодежных объединений с подлин­ными интересами молодежи, содействие включению молодежи в процессы самоуправления на местах, приобщение молодежи к культурно-историческим традициям, преодоление ценностно-нормативного кризиса (аномии) в сознании молодых людей с целью укрепления ее гражданских идентичностей и формирования гражданского общества в России.

4. Поддержка молодежной политики в Европе. Применительно к Российской Федерации: формирование в общест­венно-политическом сознании россиян ценностного отношения к решению проблем молодежи, оптимизация взаимодействия социальных институтов, имеющих отношение к молодежи (в области образования, занятости, здра­воохранения, спорта, досуга и т.д.).

На основе современного опыта реализации молодежной политики на национальном уровне и интересов государств-членов Совета Европы в об­ласти общеевропейских подходов к работе с молодежью Совместный Со­вет по вопросам молодежи Совета Европы определил основные приорите­ты молодежного сектора Совета Европы на ближайшую перспективу.

1. Обеспечение мира:

борьба против насилия в повседневной жизни; обеспечение посредничества в решении конфликтов; межкультурный диалог и диалог между цивилизациями.

2. Образование в области прав человека и обеспечение человеческого достоинства:

борьба против расизма, нетерпимости и различных форм дискримина­ции;

содействие социальной сплоченности; меры по предотвращению социального исключения.

3. Участие и демократическое гражданство: обучение молодежных лидеров;

поддержка и развитие неправительственных демократических плюра­листических молодежных организаций и сообществ;

доступ и участие молодежи, особенно ущемленных (низкостатусных) групп и меньшинств, в демократических институтах и процессах;

снижение барьеров для социального участия молодежи, особенно на региональном и местном уровнях;

образование и обеспечение деятельности консультативных и инфор­мационных структур для молодежи.

4. Поддержка развития приемлемой молодежной политики: сравнительный анализ национальных программ, включая развитие ин­струментов и критериев оценки;

разработка плана национальных действий в области молодежного за­конодательства;

взаимодействие молодежной и детской политики; политика в отношении незащищенных категорий молодежи; признание неформального образования и дополнение его формальным образованием;

информация и консультирование молодежи; реализация социального новаторства молодежи; развитие экологического образования.

Для реализации поставленных задач молодежный сектор Совета Евро­пы обладает адекватной структурой управления, ресурсным обеспечением и системой мониторинга.

Важнейшие решения о содержании молодежной политики в Европе принимаются на регулярно созываемых Европейских Конференциях мини­стров по делам молодежи. В период между Конференциями вопросы мони­торинга и необходимых мероприятий по реализации основных приоритетов рассматриваются Совместным Советом по вопросам молодежи, который состоит из представителей правительств всех государств-членов Совета Европы и представителей молодежных общественных объединений. В структуре секретариата Совета Европы действует Директорат по вопросам молодежи и спорта.

В ведении молодежного сектора Совета Европы находятся два Евро­пейских молодежных центра в Страсбурге и Будапеште, которые являются образовательными, информационными, тренинговыми и исследователь­скими структурами.

Действующий с 70-х годов Европейский молодежный фонд служит для финансирования молодежных проектов и программ, осуществляемых в общеевропейском масштабе. Решение о выделении гранта тому или иному проекту принимает Программный комитет, в который на паритетной осно­ве входят представители государственных органов и самих молодежных организаций.

Молодежный сектор Совета Европы неразрывно связан партнерскими связями с Советом по молодежным исследованиям и документации, Евро­пейской ассоциацией молодежной информации и консультирования, Европейской ассоциацией молодежной карты Еuro<26.

Другая межгосударственная организация - Европейский Союз - на протяжении долгого времени не включала молодежную политику в качест­ве своего приоритетного направления, ограничиваясь выделением значи­тельных финансовых ресурсов на реализацию молодежных программ "Мо­лодежь для Европы" и "Европейская волонтерская служба". Однако осоз­нание необходимости большего воздействия на молодежную проблематику привело к принятию в 2000 году "Белой Книги Европейского Союза по мо­лодежи". На основе имеющейся сети национальных агентств молодежных программ Европейский Союз активно начал развивать программу по под­готовке молодежных работников и специалистов.

Характерной чертой последнего десятилетия стало включение моло­дежных вопросов в повестку дня ряда региональных межгосударственных организаций. В рамках Совета государств Балтийского моря создана рабо­чая группа по молодежи, деятельность которой поддерживает секретариат. Конференция министров по делам молодежи, состоявшаяся в Швеции в 1998 году, приняла программу действий по сотрудничеству в области мо­лодежной политики.

При Совете Баренцева-Евроарктического региона с 1999 года действу­ет рабочая группа по молодежной политике, подготовившая в 2001 году первую Конференцию министров по делам молодежи Баренцева региона в Норвегии. В настоящее время идет работа по выработке согласованной мо­лодежной политики в Арктическом Совете.

С 1996 года действует Клуб министров-руководителей органов по де­лам молодежи государств-участников СНГ. На проводимых регулярно встречах определяются перспективные области сотрудничества в области молодежной политики на пост-советском пространстве.

Международный аспект молодежной политики включает реализацию двусторонних программ сотрудничества. Российская Федерация имеет ряд межправительственных соглашений о сотрудничестве в области молодеж­ной работы с Германией (1989), Францией (1989), Польшей (1995), Бело­руссией (1996), Италией (2001). В 1999 году заключено межправительст­венное соглашение с Японией о создании Российско-Японского центра по молодежным обменам.

С рядом государств молодежные контакты осуществляются в рамках межведомственных соглашений и протоколов (Финляндия, Бельгия, Вели­кобритания, Кипр, Мальта, Индия, Республика Корея, Украина, Азербай­джан, Таджикистан, Армения, Молдова).

Основываясь на имеющемся опыте, можно сделать вывод, что обще­мировой тенденцией в молодежной политике является поиск новых моде­лей работы с молодежью, отвечающих вызову времени, осознание необхо­димости увеличения инвестиции в молодежную политику и более широкое использование международного опыта для определения основных черт мо­лодежной политики на национальном уровне.

Вопросы и задания:

1. Международный опыт социально-молодежной работы.

2. Структура международной молодежной работы.

3. Молодежные проекты в странах Европы

Совет Европы провел обзоры молодежной политики в 14 странах: Испании, Кипре, Латвии, Литве, Люксембурге, Мальте, Нидерландах, Норвегии, Румынии, Словакии, Финляндии, Швеции, Эстонии. В отчете «Поддержка молодых людей в Европе: принципы, политика и практика» 13 сделана попытка проанализировать первые 7 обзоров Совета Европы, а также выделить общие тенденции и существенные различия.

    Тренинг курсы для представителей молодежных организаций и государственных органов, ответственных за молодежь

С 1998 г. Совет Европы проводит тренинг курсы с целью развития компетенций молодых людей и содействия сотрудничеству государственных и негосударственных структур, занимающихся вопросами молодежи. Тренинг курсы проводятся на базе молодежных центров в г. Страсбурге и г. Будапеште.

    Миссии по консультированию в области молодежной политики

С 2002 г. Совет Европы консультирует по разработке и совершенствованию молодежной политики. Такие миссии были проведены в Словении, Венгрии, Хорватии, Сербии, Черногории и других странах.

    Европейский Центр знаний по молодежной политике

Центр является виртуальным и представляет собой информационный ресурс для молодежных работников.

Структуры Совета Европы, занимающиеся развитием молодежной политики:

    Директорат по молодежи и спорту;

    Совместный Совет по делам молодежи;

    Европейские молодежные центры в г. Страсбурге (Франция) и г. Будапеште (Венгрия);

    Европейский Молодежный Фонд;

    Партнерство между Европейской Комиссией и Советом Европы в молодежной сфере.

Реализует молодежную политику Совета Европы Директорат молодежи и спорта, расположенный в Европейском молодежном центре в г. Страсбурге. Важнейшим методом работы Директората молодежи и спорта является соуправление, которое реализуется Совместным Советом по делам молодежи.

Совместный комитет состоит из двух частей – Европейского руководящего комитета по делам молодежи (CDEJ) и Консультативного Совета по делам молодежи (AC). Руководящий комитет состоит из представителей стран-членов Совета Европы и представителей государств, подписавших Европейскую Конвенцию по Культуре (Белоруссия и Священный престол). На сегодняшний день 49 представителей министерств, ответственных за реализацию молодежной политики, участвуют два раза в год в заседаниях Руководящего комитета. Консультативный Совет состоит из 30 представителей молодежных организаций Европы. Заседания комитетов проходят в 2 этапа: сначала отдельно, а потом вместе на Совместном Совете, где принимаются решения о деятельности совета Европы в молодежной сфере.

Совместный Совет отвечает за реализацию молодежной политики Совета Европы, определяет направления деятельности в области молодежи. Совет формулирует свою собственную позицию по приоритетным направлениям развитиям молодежной политики Директората, определяет основные приоритеты, задачи и бюджет для развития молодежного сектора. Его задача – обеспечение сотрудничества в молодежной сфере, формулирование задач и предложений по вопросам молодежной политики, разработка программ, охватывающих весь сектор.

Через совместное управление решаются основные вопросы и ставятся основные задачи в работе Европейских молодежных центров и Европейского молодежного фонда, определяются стратегические планы развития этих организаций.

Кроме того, существует Программный комитет по вопросам молодежи, главной задачей которого является экспертная оценка заявок молодежных организаций в Европейский молодежный фонд. Программный комитет состоит из 8 членов Руководящего комитета по делам молодежи и 8 членов Консультативного Совета.

Осуществление принципа совместного управления Совета Европы является самим по себе актуальным и ярким примером настоящего участия молодежи в принятии решений на общеевропейском уровне. Все решения и вся политика по вопросам молодежи будут иметь большее воздействие, большее признание и более высокое качество, если молодежь, молодежные работники и молодежные лидеры, а также молодежные организации будут привлекаться в процесс оценки, определения приоритетов и нахождения решений. Наконец, молодежь является экспертом, если речь идет о ее собственных жизненных условиях и ситуации. Поэтому принцип соуправления так актуален и значим.

Важнейшую роль в реализации образовательных программ играют Европейские молодежные центры Совета Европы.

Первый Европейский молодежный центр был открыт Советом Европы в Страсбурге в 1972 год. Будапештский молодежный центр был представлен в 1995 году. Центры распространяют основную философию Совета Европы в отношении молодежной политики. Через участие в разнообразных молодежных программах по развитию партнерских взаимоотношений между молодежными организациями и молодежными сетями Совет Европы вовлекает молодежь в процесс обсуждения и создания молодежной политики. Европейские молодежные центры ежегодно разрабатывают программу, которая включает в себя 40-50 мероприятий совместно с международными молодежными организациями и другими ассоциациями. Для этих мероприятий молодежные организации сами выбирают интересующую их тему, которая затем одобряется Программным Комитетом. Центр привлекает команду специалистов (эксперты, проводящие международные образовательные программы) для подготовки и проведения всех учебных сессий.

В добавление к учебным сессиям Европейские молодежные центры проводят симпозиумы и конференции раз или два в год, приглашая представителей разных общественных организаций, государственных структур, специалистов и исследователей в области молодежи со всей Европы, для которых создается возможность встретиться и обсудить основные темы и проблемы. Еще одним важным элементом программ реализации молодежной политики Директората молодежи и спорта в рамках Европейских молодежных центров являются четырехнедельные языковые курсы, проводимые специальными тренерами. Проводятся курсы английского, арабского, испанского, итальянского, немецкого, русского и французского языков. Курсы специально предназначены для работников молодежных негосударственных организаций, которые затем смогут применять полученные знания на местном уровне в работе организаций.

Европейский молодежный фонд, основанный в 1972 году, является подразделением Совета Европы. Его целью является усиление сотрудничества между молодыми людьми в Европе благодаря финансовой поддержке европейских молодежных программ, таких, которые будут развивать мир, взаимопонимание и сотрудничество в соответствии с основными ценностями Совета Европы: прав человека, демократии, толерантности и солидарности.

Европейский молодежный фонд обеспечивает финансовую поддержку мероприятий, проводимых негосударственными молодежными организациями и сетями, по основным приоритетам молодежной политики Совета Европы. Европейский молодежный фонд обеспечивает финансовое сопровождение обучающим программам и выпуску информации для молодежи, включающим видео-, аудиопродукцию, выставки, веб-сайты и другие материалы. Европейский молодежный фонд предоставляет ежегодные гранты для покрытия основных административных расходов по управлению и содержанию международных негосударственных молодежных организаций.

Партнерство между Европейской Комиссией и Советом Европы в молодежной сфере

Деятельность Совета Европы и Европейского Союза в сфере молодежной политики при всей схожести задач существенно различается по способам их осуществления. Если Европейский Союз, имея в своем распоряжении большие финансовые ресурсы, избрал основным способом работы реализацию централизованной программы, то Совет Европы больше внимания уделяет исследовательской, образовательной деятельности и сотрудничеству со странами – членами. Эти различия определили возможности для сотрудничества с целью взаимодополнения.

Первая фаза сотрудничества в рамках программы Партнерства между Европейской Комиссией и Советом Европы в молодежной сфере начавшаяся в 1998 году, характеризовалась соглашениями, которые касались определенных сфер деятельности, тренинг молодежных работников, позже также исследования молодежи и сотрудничество с регионом Средиземного моря. 14 .

В настоящее время четыре основные цели партнерства:

Гражданственность, участие, воспитание в области прав человека, межкультурный диалог;

Социальная сплоченность, включенность, равенство возможностей;

Качество, признание и наглядность работы с молодежью и тренинга;

Больше познаний о молодежи и развитие молодежной политики.

Менеджмент программы Партнерства обеспечивается секретариатом, который финансируется, как и вся рабочая программа, - кроме финансируемых Комиссией мероприятий Кампании - поровну Европейской Комиссией и Советом Европы, несмотря на то, что секретариат располагается непосредственно в Директорате по молодежи и спорту Совета Европы.

Партнеры договорились совместно реализовывать такие программы как: Европейская молодежная кампания в интересах многообразия, прав человека и участия «Все различны – все равны»; проводить курсы для молодежных работников на тему Европейской гражданственности в рамках программы «Молодежь»; проводить программы в кооперации с уполномоченным ресурсным центром «SALTO»; сотрудничать в рамках кооперации с регионом Средиземноморья; образовательные программы для молодежных работников на звание магистра в области Европейских молодежных знаний на базе девяти европейских университетов; ряд программ, ориентированных на развитие молодежной политики в Российской Федерации, с Восточной Европой и Кавказским регионом, Юго-Восточной Европой.

Важным элементом сотрудничества является проведение «Продвинутых Тренингов для Тренеров в Европе», длительность которых около двух лет, где идет полный процесс погружения в учебный процесс. Создан единый пул молодежных тренеров.

В рамках партнерства действует Виртуальный Европейский центр знаний по молодежной политике, скорее известный под его английским названием «European Knowledge Center for Youth Policy». 15 Центр обеспечивает развитие знаний и распространение информации о реальном состоянии молодежной сферы в странах членах и странах-партнерах Совета Европы и Европейского Союза. Центр знаний создан в рамках Партнерства Совета Европы и Европейской Комиссии по вопросам исследований в области развития молодежной сферы и представляет собой сеть взаимодействующих экспертов из стран- членов и стран- партнеров данных международных институтов. Центр знаний является основным инструментом реализации Белой книги Европейской Комиссии «Новые стимулы для молодежи Европы» и призван содействовать процессам принятия решений в европейской молодежной политике. Основой работы Центра выступает деятельность по созданию аналитической базы и базы результатов научных исследований для усиления информационного обмена и конструктивного диалога по вопросам развития молодежной сферы в Европе.

Партнерство уделяет большое внимание изданию обучающих материалов. Издаются обучающие пособия T-Kits, Журнал Coyote, регулярно выходит бюллетень о предстоящих мероприятиях Совета Европы и Европейской комиссии в области молодежной работы, издается журнал «Forum 21», где можно найти информацию по реализации молодежной политики. Выпускается большое количество методических материалов, разной учебной литературы, информационных бюллетеней.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Европейское сотрудничество в области молодежной политики развивалось посредством пошагового подхода, что привело к возрастанию интереса к знаниям о потребностях и ожиданиях молодых людей в смежных областях, таких как занятость, социальная включенность и здоровье.

Успешность международного сотрудничества в сфере молодежной политики, накопленный опыт реализованных программ и необходимость совершенствования политики Европейского Союза в сфере обучения в течение всей жизни и неформального образования послужили основой для разработки системной молодежной политики ЕС.

· Белая книга «Новые стимулы для молодежи Европы», принята Европейской Комиссией в ноябре 2001 г. и содержит основные приоритетные направления развития молодежной политики в Европе на ближайшую перспективу. Белая книга не является законодательным документом, тем не менее, распространяется среди институтов Европейского Сообщества и принимается Европейской Комиссией. Книга содержит предложения о расширении участия молодежи в общественной жизни, повышении уровня ее информированности и осведомленности в вопросах европейской интеграции и развития Европейского Союза, а также призывает молодых европейцев к формированию более активной гражданской позиции на основе новых принципов сотрудничества, предполагающих укрепление международного сотрудничества в рамках ЕС и углубление молодежной составляющей в других направлениях политики. «Белая книга» предлагает новые рамки для европейского сотрудничества, включающие два основных аспекта: применение открытого метода координации в сфере молодежи и лучший учет «молодежного» измерения в других политических инициативах.

· Европейский молодежный пакт, принятый Европейским Советом в марте 2005 г. Все мероприятия и проекты, предпринимаемые в рамках данного международного соглашения, учитывают Европейские стратегии занятости и социального включения и ориентированы на рабочую программу «Образование и профессиональная подготовка -- 2010». Соглашение направлено на повышение качества обучения и профессиональной подготовки, улучшение возможностей для мобильности, профессиональной занятости и социальной включенности молодых европейцев. В данных политических документах предложено разработать широкий межведомственный подход к молодежи, и с этой целью обозначено предоставление трехлетнего Европейского доклада о положении молодежи. Это предложение, основанное на возрастающей потребности сделать молодежную политику в большей степени основанной на знаниях о потребностях и ожиданиях молодых людей, направлено на повышение ее действенности, эффективности и наглядности.

· Коммюнике Европейской Комиссии «Поддержка полноценного участия молодых людей в сфере образования занятости и обществе» было опубликовано в 2007 г. Учитывая постепенное старение общества, коммюнике призывает к более качественной поддержке и финансированию молодежи, чтобы улучшить образование, повысить занятость, участие в социальной жизни, укрепить здоровье и активную гражданскую позицию. Коммюнике выдвигает на первый план потребность в улучшении условий труда и сокращении безработицы. Ключом к полному участию молодежи является возможность получения хорошей работы, которая также требует качественное и востребованное образование. Повышение полного участия в общественное жизни молодых управленцев, предпринимателей и работников также является одним из ключевых составляющих инновационной, основанной на знаниях и конкурентоспособной в международном масштабе экономики ЕС.

Рамки Европейского сотрудничества в сфере молодежи были разработаны в июне 2002 г. на основании Белой книги, и дополнены в 2005 г. Европейским молодежным пактом:

1)Активная гражданственность молодых людей. Государства - члены ЕС утвердили задачи четырех приоритетов Белой книги. С целью достижения этих задач используется открытый метод координации. Другим инструментом содействия активной гражданской позиции молодых людей является программа «Молодежь в действии», молодежный портал и Европейский центр знаний по молодежной политике. Также ЕС ведет структурный диалог с целью вовлечения молодых людей в процесс принятия решений на европейском уровне.

2)Социальная и профессиональная интеграция молодых людей. Европейский молодежный пакт служит улучшению образования и тренингов, трудоустройству и социальной включенности молодых Европейцев.

3)Включение молодежного измерения в другие политики. Такие темы, как занятость, образование, социальная интеграция, расизм и ксенофобия, иммиграция, проблемы потребителей, здоровье и предотвращение риска, экология, равные возможности для женщин и мужчин и т.д., требуют тесной координации с различными властями, как на национальном, так и на европейском уровне.

В дополнение к этим трем направлениям Европейский Союз вносит вклад в развитие мобильности молодежи и признанию неформального образования.

Открытый метод координации является важным методом реализации европейской молодежной политики и включает «фиксирование руководящих принципов Союза, соединенных с отдельными расписаниями для достижения целей, которые [страны-члены] определили на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды; установление, где это подходит, количественных и качественных индикаторов и критериев, приспособленных к нуждам различных стран-членов и отраслей, в качестве средства для сравнения наилучшей практики; перевода этих европейских руководящих принципов в национальную и европейскую политику путем постановки конкретных задач и принятия мер с учетом национальных и региональных различий; периодический мониторинг, оценка и экспертиза, организованные как процесс взаимного обучения».

В этой связи открытый метод координации предлагает «путь поощрения сотрудничества, обмена наилучшей практикой и согласования общих целей и руководящих принципов для стран-членов. Он основывается на регулярном мониторинге прогресса в достижении этих целей, позволяя странам-членам сравнивать свои усилия и учиться на опыте других». Открытый метод координации определяет приоритетные темы, устанавливает общие цели и руководящие принципы, а также обеспечивает механизмы для последующих действий. Он также включает меры по консультациям с молодежью.

Европейская Комиссия предлагает следующий план:

· Действуя на основе предложения со стороны Комиссии, Совет Министров периодически принимает решения относительно приоритетных сфер, представляющих общий интерес.

· Каждая страна-член назначает координатора, который должен действовать как контактное лицо для Комиссии по вопросам, относящимся к молодежи. Различные координаторы представляют Европейской Комиссии детали инициатив в сфере политики, примеры наилучшей практики и другой материал для рассмотрения по избранным темам.

· Европейская Комиссия представляет обзор и анализ данной информации Совету Министров совместно с предложениями относительно общих целей.

· Совет Министров устанавливает общие руководящие принципы и цели по каждой теме и утверждает мониторинговые процедуры и, где необходимо, критерии, основанные на индикаторах.

· Европейская Комиссия ответственна за периодический мониторинг и оценку, а также сообщает о прогрессе Совету Министров по вопросам молодежи.

· Европейский Парламент должен иметь подобающую роль в этом процессе и в мерах по мониторингу. Экономический и социальный комитет, а также Комитет Регионов также должны иметь возможность давать заключения.

· С молодежью проводятся консультации по приоритетным темам и мерам по их развитию «участия» (термин «participation», переводимый далее как «участие», обычно понимается как «активное участие молодежи в общественной жизни»).

· Страны-кандидаты подключаются максимально возможным образом.

Структурный диалог означает консультации с молодежью по актуальным вопросам с целью разработки, формулирования или проведения политических решений. Диалог структурирован в соответствии с темами и временем: молодые люди могут принять участие в дебатах и других мероприятиях, организованных политиками на постоянной основе. На основе структурного диалога были разработаны Белая книга и Европейский молодежный пакт.

Европейская Комиссия координирует диалог, но не в состоянии проводить его в одиночку. Поэтому Комиссия полагается на поддержку национальных правительств и национальных советов по молодежи, которые проводят различные консультации, обсуждения, слушания и дебаты и распространяют их результаты. Молодежные организации играют основную роль в структурном диалоге, так как они выражают интересы большого количества молодых людей.

Европейский молодежный портал был создан по результатам Белой книги и является информационным источником для молодых людей, которые живут, учатся и работают в Европе. Портал предоставляет европейскую и национальную информацию о 31 стране на 24 языках. Он предоставляет молодым людям возможность выразить свое мнение через дискуссионные форумы и задать волнующие их вопросы.

Стажировки готовят молодых к уверенном старту в профессии: все больше европейских стран уделяют организации стажа самое пристальное внимание, привлекая к разработке программ обучения профсоюзы и бизнесменов. Программа "Реальная экономика" приглашает разобраться.

Из стажеров в директоры

В европейских компаниях трудятся 4 миллиона студентов - тех, кто проходит стажировку. До 70% успешно завершивших стаж получают контракт на работу. Неслучайно: компании выгодно предложить должность тому, кто знает рабочее закулисье именно этой фирмы. Высокий показатель трудоустройство молодых стажеров вдохновляет безработных идти той же дорогой - искать место на предприятии, где за небольшое вознаграждение можно постичь азы профессии.

Принимающая сторона тем временем при поддержке европейских и местных властей вырабатывает критерии организации обучения на рабочем месте - с тем, чтобы стажировка действительно стала первым шагом на пути к карьерному росту. Их несколько: так, пришедший в фирму стажер должен иметь письменный контракт; четкие задачи на срок обучения, сформулированные работодателем; поддержку опытных профессионалов. Необходимо активное погружение стажера в решение практических задач, для этого он должен проводить в компании не менее половины отведенного на стаж времени. Также будущий специалист имеет право на предусмотренное законом вознаграждение, социальный пакет и гарантии безопасности на рабочем месте.

Наблюдатели отмечают: для выполнения всех перечисленных требований компаниям в свою очередь нужна поддержка - властей, профсоюзов, общественных организаций.

Датский опыт

Дания - одна из 8 европейских стран, где в отношении стажеров соблюдается две трети перечисленных пунктов (в остальной Европе к пришедшим на стажировку относятся менее серьезно.). Датские педагоги, профессиональные тренеры и консультанты убеждены: именно качественные, хорошо организованные стажировки формируют новое поколение профессионалов.

Хенрик Свенссон, педагог, колледж Technical Education Copenhagen: "Ребята приходят к нам со школьной скамьи и, конечно, мало что понимают в мире профессий. Пройдя стажировку, они возвращаются в школу, завершают учебу, гораздо лучше представляя, куда впоследствии хотят двигаться".

Лоун Фолдер Бертелсен, директор программ профподготовки, Конфедерация датских промышленных групп: "Мы привыкли работать со стажерами, чему немало способствует постоянное общение заинтересованных сторон - профсоюзов, работодателей и педагогов. У нас выстроена система, позволяющая поддерживать контакт. Сообща мы разрабатываем обучающие программы в разных профотраслях (у нас сегодня 3200 таких программ)".

Клаус Эскесен, консультант по образовательным программам профсоюза 3F: "Мы прикладываем немало усилий, чтобы члены нашего профсоюза не останавливались, повышая квалификацию, приобретая новые знания и навыки на протяжении всей жизни. Мы также прививаем эту привычку юным стажерам. У нас выстроена система, при которой ребята могут учиться и одновременно знакомиться с бизнесом, работая в компаниях. Они делают выводы, корректируя впоследствии вектор своей учебы".

Поговорим с молодыми. Что им дают стажировки?

Кира, студентка: "Мне 25 лет. Последние 3,5 года я изучаю системы визуальной навигации, разрабатываю указатели, знаки, вывески, стикеры. Через два месяца моя учеба в Копенгагене закачивается. Во время стажировки я сотрудничала с компаниями, работающими в сфере визуальной коммуникации. Мы вели там проекты от А до Я. Когда я закончу учебу, думаю стать фрилансером. Мне повезло, я уже работаю, пытаюсь открыть собственную компанию и обзавестись клиентами".

Оливия, студентка: "Мне 23 года. Я уже три месяца прохожу стажировку. Я люблю работать руками, через них передавая свою энергию. Собираюсь стать маляром. Это позволит мне в течение года трудиться в разных местах, на разных объектах. Думаю, эта профессия даст мне хорошие карьерные перспективы, на всю жизнь".

Готовы ли девушки к выходу на рынок труда?

Кира, студентка: "Знаете, многие мне говорили: ты же делаешь обычные вывески, стикеры, чему тут учиться три года? Но на самом деле в этой профессии столько нюансов! И да, приходится многое осваивать. Мне кажется, я набрала достаточно знаний, чтобы начать собственный бизнес".

Оливия, студентка: "Уверена, что работая на объектах в компании, которая взяла меня на стажировку, я наберусь опыта и буду действительно готова к выходу на рынок труда".

На работу с младшей школы

Вот что думает о таком формате подготовки молодых Саадия Захиди, директор программы женщин-лидеров и гендерного равенства Всемирного экономического форума: "О возможности обеспечить населению возможность учиться, повышать квалификацию на протяжении всей жизни, должны думать и профсоюзы, и власти в любой стране мира. Особенно такой посыл важен для молодых. Необходимо установить связь между школой, от начальной до высшей, и реальным сектором, взаимодействовать с профессиональными коучами. Мы провели исследование, посвященное развитию рынка труда, и выяснили: уже в ближайшем будущем требования к цифровой грамотности работников возрастут, от них потребуются боле обширные технические знания и навыки. Эти требования сегодня входят в десятку важнейших - наряду со способностью потенциального работника критически и творчески мыслить, работать в команде, активно воспринимать информацию. Речь идет об общих требованиях для самых разных профессий".

Клаус Эскесен, консультант по образовательным программам профсоюза 3F: "В этом вопросе довольно легко разработать теорию, наметить цели задачи с учетом ситуации на национальном рынке труда. А вот конкретизировать замысел, предложить молодым широкую гамму программ, сложнее. Здесь невозможно двигаться вперед без социальных партнеров без информационного обмена между заинтересованными сторонами. Мы должны держать в голове: вот это важно сегодня, а это мы реализуем с прицелом на 10-20 лет".

Лоун Фолдер Бертелсен, директор программ профподготовки, Конфедерация датских промышленных групп: "Мы также детально расписываем, что о будущей профессии нашим подопечным должна рассказать школа, а что они узнают, придя в офис или на фабрику. Все вовлеченные в процесс стороны легко контактируют, если надо, вносят технологические коррективы. Мы практически все перевели в цифровую плоскость, так что это легко. Мы постоянно совершенствуем наши программы, постоянно".

Довольны ли наши героини, Оливия и Кира, полученными знаниями?

Оливия, студентка: "Думаю, мои наставники научили меня всему необходимому, чтобы радовать заказчиков, клиентов своей работой".

Кира, студентка: "Я научилась работать независимо, вести проект от А до Я, отвечать за результат".

Сегодня многие говорят о том, что молодежь поощряют получать высшее образование, однако после университета ребята не готовы к практической работе. Чем тут может помочь система стажировок?

Клаус Эскесен, консультант по образовательным программам профсоюза 3F: " Внедренная в Дании система раннего погружения в мир профессий очень помогает. Большинство наших подопечных получают работу сразу по окончании учебы именно благодаря грамотно проведенным стажировкам. Они не новички на рынке труда, они уже знакомы с ним благодаря связке между школой и бизнесом".

Лоун Фолдер Бертелсен, директор программ профподготовки, Конфедерация датских промышленных групп: "Для компаний очень важно, когда молодой человек подписывает контракт на 3-4 года. В этом случае он не стажер, он - член команды, коллега".

Клаус Эскесен, консультант по образовательным программам профсоюза 3F: "Наша задача - не ошибиться при подготовке наших обучающих программ, дать ребятам все необходимые навыки, Так, чтобы, чтобы через 5-10 лет они не оказались без работы".


Top