Формирование правильной осанки, что для этого надо. Методическая разработка на тему: Формирование правильной осанки

Факторы и условия формирования и значение правильной осанки, виды и признаки нарушений. Связь позвоночника с кровеносной и нервной системой. Причины и пути предупреждения неправильной осанки. Плоскостопие, его причины, признаки и предупреждение.

  • 1. Значение правильной осанки
  • 2. Виды, признаки неправильной осанки
  • 3. Причины и пути предупреждения неправильной осанки
  • 4. Плоскостопие, его причины, признаки и предупреждение
  • 5. Практическое задание
  • Литература
1. Значение правильной осанки Осанка - привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей.Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник - именно он опора всего организма. К сожалению многие пренебрегают им и принижают значение правильной осанки , естественно это сулит проблемы со здоровьем в не таком уж и далеком будущем.Если у человека правильная осанка, то нагрузка на позвоночный столб распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении. Чем ближе к тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы позвоночника поддерживают вес верхних, и он возрастает по нарастающей. То есть больше всего нагружается поясничный отдел, особенно сидя. Но в подобной нагрузке нет ничего вредного и противоестественного, ведь мы постоянно находимся под влиянием силы притяжения и постоянно двигаемся. Проблемы могут начаться, только если не уделять внимание сохранению правильной осанки.Позвоночник очень тесно связан с кровеносной и нервной системой, и очень быстро реагирует на любое заболевание организма. Смещение одного из сегментов позвоночника приводит к появлению нарушений в соседних органах, расположенных рядом с сегментом. Например, из-за неудобной обуви так вышло, что одна нога стала немного короче, чем другая, это станет причиной наклона таза в сторону. Чтобы это компенсировать и сохранить равновесие тела, позвоночник станет искривляться дугой в противоположную строну, и как следствие, высота плеч станет разной. Именно такие, незначительные на первый взгляд, мелочи, которые порой выпускаются из виду, играют решающее значение в правильной осанке человека.2. Виды, признаки неправильной осанки Виды нарушения осанки разделяют на нарушения осанки во фронтальной (вид сзади) и в сагиттальной плоскости (вид сбоку). Казалось бы, при всех возможных комбинациях нарушений осанки их должно быть достаточно много, но на практике виды нарушений оса н ки имеют ограниченное число.А) Лордогическая.Лордоз шейного отдела - это изгиб позвоночника вперед в области шеи. Небольшой изгиб присутствует у всех людей. Нарушением осанки считается его отсутствие, то есть шея выпрямлена полностью без изгиба, а так же чрезмерный изгиб, когда голова заметно выступает вперед относительно тела.Наиболее часто встречается второй вариант, когда шейный лордоз увеличен. Это следствие выдвинутой вперед головы, и чтобы сохранить равновесие и равномерно нагружались шейные позвонки, шейный отдел позвоночника излишне изгибается. Многие даже и не догадываются что у них шейный лордоз, лишь у небольшой части это вызывает боли в шее.Как выглядит шейный лордоз? При взгляде сбоку голова как бы запрокинута назад, и шея визуально выглядит укороченной. Из-за этого мышцы шеи постоянно находятся в напряжении.Б) Кифотическая.Кифотическая осанка (сутулость, круглая спина) - увеличение грудного кифоза, часто сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его полного отсутствия, голова наклонена вперед, легко определяется выступающий остистый отросток седьмого шейного позвонка, из-за укорочения грудных мышц плечи сведены вперед, живот выпячен, отмечается привычное компенсаторное полусогнутое положение коленных суставов. При длительно существующей кифотической осанке деформация фиксируется (особенно часто у мальчиков) и коррекция ее становится невозможной при активном напряжении мышц.В) Выпрямленная.Плоская спина - длинное туловище и шея, плечи опущены, грудная клетка уплощена, живот может быть втянут или выпячен вперед из-за слабости мышц, физиологические изгибы позвоночника почти отсутствуют, нижние углы лопаток резко выступают кзади (крыловидные лопатки), сила и тонус мышц обычно снижены. Создаются благоприятные условия для прогрессирования бокового искривления позвоночника, обусловленного сколиотической болезнью.Г) СутулаяСутулость обычно возникает из-за непропорционального развития грудных мышц и верхних мышц спины. Если грудные мышцы более развиты чем верх спины, а это очень частое явление даже для тех, кто не посещает тренажерный зал, то они будут оттягивать плечи вперед, так как не встречают сопротивления со стороны мышц прижимающих лопатки к телу.Д) СколиозЕсли сколиоз - это боковое искривление позвоночника, то становится понятным, откуда пошло название сколиоза грудного отдела - оно походит из места положения, в данном случае на уровне груди.Чаще всего сколиоз грудного отдела встречается с одной дугой. То есть искривление при взгляде спереди напоминает букву “С”. Она может быть обращена вершиной в правую или левую сторону.3. Причины и пути предупреждения неправильной осанки У детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный. Вследствие разновременных процессов роста и развития организма развитие мышечной ткани отстает от роста скелета. Например, передняя продольная связка на уровне физиологического грудного кифоза (широкая, плотная, похожая на сухожилие) до завершения роста скелета следует за удлиняющимся позвоночником с некоторым отставанием и потому не обеспечивает ему должной стабильности. Лишь после завершения роста тонус ее повышается, и она активно участвует в удержании грудного кифоза. Такого рода особенности вместе с неправильными позами и недостаточной двигательной активностью и приводят к возникновению нарушений осанки.Причиной развития круглой спины может быть систематическое длительное пребывание в положении сидя или лежа "калачиком", когда мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы находятся в состоянии растяжения, а мышцы передней поверхности бедер укорачиваются. Поскольку положение таза в значительной мере зависит от равномерной тяги этих мышц, при ее нарушении увеличиваются наклон таза и поясничная кривизна позвоночника, что и наблюдается в положении стоя. Несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка также приводит к возникновению этого типа нарушений осанки.Одной из причин уплощения позвоночника является недостаточный наклон таза, дети с такой осанкой предрасположены к боковым искривлениям позвоночника. Предрасполагают к образованию плоской спины рахиты, слишком раннее усаживание младенца, вызывающее сильное вытягивание поясничного отдела позвоночника, впоследствии трудно поддающееся коррекции.Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными, и к хирургу-ортопеду дети попадают со значительными отклонениями, с трудом поддающимися исправлению. Не всегда удается регулярно посещать врача-ортопеда, а нарушения желательно обнаруживать как можно раньше.Формирование осанки происходит под влиянием многих условий: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма вследствие некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве. Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений осанки возрастает в период активного роста в 5-7 лет и в период полового созревания. Осанка в школьном возрасте весьма нестабильна и зависит во многом от психики ребенка, от состояния нервной и мышечной системы, развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей.Различные отклонения от правильной осанки считаются ее нарушениями, или дефектами, и не являются заболеванием. Чаще всего они возникают при гиподинамии, неправильной позе при работе и отдыхе, носят функциональный характер и связаны с изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых возникают "ошибочные" условно-рефлекторные связи, привычка неправильного положения тела, мышечный дисбаланс, связанный со слабостью мышц и связок. Нарушения осанки занимают промежуточное положение между нормой и патологией, а по сути, являются состоянием предболезни. Поскольку при нарушениях осанки ухудшается работа всех систем и органов организма, то сами нарушения осанки могут быть предвестниками серьезных заболеваний.Главный принцип сохранения здоровья - профилактика. Опыт и наблюдения специалистов убеждают, что главную роль в формировании правильной осанки играют воспитание и систематические физические упражнения.В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно еще до школы. Мебель - стол, стул - должна соответствовать росту ребенка. Уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы. Холодные обтирания не только закаляют, но и способствуют повышению тонуса мышц. Большое значение имеет правильное питание с достаточным содержанием полноценных веществ - белков, витаминов, минералов.С началом обучения особое внимание взрослых должно быть обращено на создание ребенку благоприятной рабочей обстановки - для выполнения школьных домашних заданий, для чтения, компьютерных игр и любых других занятий. Прежде всего, необходимо позаботиться, чтобы ребенку было удобно сидеть, а для этого надо подобрать мебель, подходящую по росту. Проверить это просто: крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя сидящего ребенка, сиденье стула - на уровне коленного сустава.Для предупреждения нарушения осанки и зрения необходимо также обращать внимание на следующее:· при правильном положении стола и достаточном его освещении во время чтения и письма нормальным расстоянием от глаз до книги и тетради считается 30-35 сантиметров;· очень важно следить за правильной позой, особенно во время письма. Оно у школьников младших классов вызывает наибольшее утомление. Дети начинают искать опору для головы и туловища, прислоняться грудью к краю стола, при всём этом затрудняются дыхание и кровообращение и, конечно, легко возникают дефекты осанки. Так как посадка наиболее сильно страдает при косом письме, то следует приучать детей писать с небольшим (10-15°) наклоном букв.Также очень важно чередовать умственный труд с отдыхом: необходимо минимум через каждые 25-30 мин. устраивать короткие, на 10 мин., перерывы для отдыха с простыми физическими упражнениями, которые быстро восстанавливают работоспособность, и обязательной гимнастикой для глаз.Систематические занятия физической культурой и спортом - самое лучшее средство предупреждения нарушений осанки. Воспитание правильной осанки можно сравнить с выработкой особого вида условного двигательного рефлекса, который должен время от времени подкрепляться безусловным (похвалой, поощрением). Такими условными раздражителями для ребенка являются замечания и напоминания родителей и педагогов и понимание необходимости сохранения правильного положения тела.4. Плоскостопие, его причины, признаки и предупреждение Плоскостопие - это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия - все это приводит к неправильному развитию стопы. Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия.При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу.При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.Развитию плоскостопия способствует заболевание рахитом, общая слабость и пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. У детей, преждевременно (до 10-12 месяцев) начинающих много стоять и передвигаться на ножках, развивается плоскостопие. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка.При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются, что обувь им тесна, хотя с утра она была им впору. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается, а, следовательно, удлиняется.Виды плоскостопия.В соответствии с причинами, из-за которых происходит уплощение стопы, плоскостопие делится на пять основных видов. У большинства встречается так называемое статическое плоскостопие.Часто статическое плоскостопие вызывают и длительные нагрузки, связанные с профессиональной деятельностью человека: "весь день на ногах".Для статического плоскостопия характерны следующие болевые участки:§ на подошве, в центре свода стопы и у внутреннего края пятки;§ на тыле стопы, в ее центральной части, между ладьевидной и таранной костями;§ под внутренней и наружной лодыжками;§ между головками предплюсневых костей;§ в мышцах голени из-за их перегрузки;§ в коленном и тазобедренном суставах;§ в бедре из-за перенапряжения мышц;§ в пояснице на почве компенсаторно-усиленного лордоза (прогиба).Боли усиливаются к вечеру, ослабевают после отдыха, иногда у лодыжки появляется отечность.Другой вид этой болезни - травматическое плоскостопие.Как и следует из названия, этот недуг возникает в результате травмы, чаще всего переломов лодыжек, пяточной кости, костей предплюсны и плюсны.Следующий вид - врожденное плоскостопие. Его не следует путать с "узенькой пяткой" аристократических леди, характерной для статического плоскостопия. Причина врожденного плоскостопия иная.У ребенка до того, как он твердо встал на ноги, то есть лет до 3-4, стопа в силу незавершенности формирования не то чтобы слабая, а просто плоская, как дощечка. Трудно оценить, насколько функциональны ее своды. Поэтому малыша надо постоянно наблюдать и, если положение не меняется, заказать ему корригирующие стельки.Редко (в 2-3 случаях из ста) бывает так, что причиной плоскостопия является аномалия внутриутробного развития ребенка. Как правило, у таких детей находят и другие нарушения строения скелета. Лечение подобного вида плоскостопия надо начинать как можно раньше. В сложных случаях прибегают к хирургическому вмешательству.Рахитическое плоскостопие - не врожденное, а приобретенное, образуется в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина D в организме и как следствие недостаточным усвоением кальция - этого "цемента" для костей. От статического плоскостопия рахитическое отличается тем, что его можно предупредить, проводя профилактику рахита (солнце, свежий воздух, гимнастика, рыбий жир).Паралитическая плоская стопа - результат паралича мышц нижних конечностей и чаще всего последствие вялых (или периферических) параличей мышц стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.Часто человек не догадывается, что у него плоскостопие. Бывает, вначале, уже при ярко выраженной болезни, он не испытывает болей, а только жалуется на чувство утомления в ногах, проблемы при выборе обуви. Но позже боли при ходьбе становятся все ощутимее, они отдают в бедра и поясницу; икроножные мышцы напряжены, появляются натоптыши (участки омозоления кожи), костно-рубцовые разрастания у основания большого пальца, деформация других пальцев стопы.Профилактика плоскостопия.Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при всём этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием в занятия по физической культуре и утреннюю гимнастику вводят специальные корригирующие упражнения.Следующим методом профилактики является проведение занятий по развитию движений. С первых месяцев жизни для развития двигательной активности игрушки подвешивают над кроваткой и раскладывают на полу манежа. Стремясь дотянуться до них, дети быстрее овладевают новыми движениями. Очень важно, чтобы одежда не стесняла движений ребенка. Дети, которые постоянно лежат в кроватях, особенно плотно завернутые, становятся вялыми, апатичными, мышцы их делаются дряблыми, развитие движений запаздывает.Занятия по развитию движений проводятся с детьми до года индивидуально, ежедневно по 5-8 минут, а с детьми от 1 до 3 лет - не только индивидуально, но и группами по 4-5 человек: продолжительность занятий постепенно увеличивается до 18 - 20 минут. Для детей 3 лет и старше проводятся специальные гимнастические упражнения, подвижные игры, утренняя гимнастика.Нагрузка в подвижных играх и физических упражнениях должна строго дозироваться. Не рекомендуются упражнения с длительным напряжением мышц, что связано с задержкой или напряжением дыхания. Общая продолжительность занятий для детей 3-5 лет - 20 минут, для детей 6-7 лет - 25 минут.Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки. Большая активность мышц влечет за собой усиление сердечной деятельности, иными словами, тренировку сердца - органа, от работы которого зависит обеспечение всего организма питательными веществами и обмен газов.Вот почему сегодня придается такое большое значение правильной организации физического воспитания детей всех возрастов.5. Практическое задание 1. Определить вид осанки (3 мальчика, 3 девочки ). В обследовании принимало участие 6 детей. Были получены следующие результаты: Весельева К. - нормальная осанка, Скобелев Ю. - сутулая осанка, Тюрина А. - нормальная, Гладун А. - сколиотическая, Плешков И. - сутулая, Кожухов К. - нормальная.2. Выявить все нарушения осанки у детей вашей группы и дать рекомендации по их исправлению или коррекции. В обследовании участвовало 10 детей. Из них 2 ребенка имеют сколиотическую осанку (Гладун А., Румянцева М.), 4 ребенка сутулую осанку (Скобелев Ю., Чебкасова Л., Сучкова Н., Плешков И.).Рекомендации по профилактике и коррекции осанки:1. Следует регулярно проводить с ребенком физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие его здоровье и опорно-двигательный аппарат.2. Не допускать, чтобы ребенок лежал или спал в очень мягкой или прогибающейся под тяжестью его тела кровати, и притом всегда на одном и том же боку.3. Не следует разрешать ребенку подолгу стоять с опорой на одну ногу, например при катании на самокатах.4. Следить за тем, чтобы ребенок не стоял и не сидел на корточках продолжительное время на одном месте, не ходил на большие расстояния (дозировка прогулок и экскурсий), не переносил тяжестей.5. Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой ребенка. Мебель должна соответствовать его росту и пропорциям тела.6. Определить стопу ребенка (5 детей ). В обследовании принимало участие 5 детей. Из них 3 ребенка имеют плоскостопие: Плешков И., Зенкова Н. - статическое плоскостопие, Кожухов К. - врожденное.Литература

1. Кабанов А.Н. и Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста [Текст]. - М., Просвещение. 1975 г.

2. Халезин Х.Х. Правильная осанка [Текст]. - М., Медицина. 1972 г.

3. Танкова-Ямпольская Р.В. и др. Основы медицинских знаний [Текст]. - М., Просвещение. 1981 г.

4. Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]. - Новокузнецк. 1998 г.

5. Коростелев Н.Б. От А до Я [Текст]. - М., Медицина. 1980 г.



Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте . Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.


Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.

РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Формирование правильной осанки.
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!

Сразу после рождения ребенок начинает борьбу со многими внешними воздействиями. И самым главным стимулом, который будет формировать его осанку, является гравитация. С момента рождения и до формирования осанки, присущей взрослому человеку, каждый ребенок должен пройти следующие уровни формирования движений:

уровень А – ребенок лежа на животе поднимает голову. При этом за счет шейно-тонических рефлексов формируется уровень, обеспечивающий равновесие тела и базовый порог напряжения мышц;

уровень В – формирование мышечно-суставных связей, предопределяющих развитие автоматизма двигательных циклов. Этот период соответствует этапу обучения ползанию и сидению. Начинает формироваться механизм одностороннего, а затем и разностороннего включения мышц конечностей, что в дальнейшем обеспечивает формирование оптимального стереотипа ходьбы и стояния;

уровень С – формируется к концу первого года жизни и позволяет ребенку хорошо ориентироваться в пространстве с использованием имеющегося арсенала двигательных навыков;

уровень Д – создается вертикальная модель тела, при которой мышечный баланс в положении стоя обеспечивается при минимальных мышечных затратах.

По мере изменения уровней формирования движения изменяется и форма позвоночника. Для внутриутробной позы ребенка характерен тотальный кифоз. К моменту рождения, когда ребенок лежит на горизонтальной плоскости, у него имеется лишь одна кривизна позвоночника – крестцово-копчиковый кифоз. На уровне А происходит формирование шейного лордоза. При переходе ребенка на уровень В формируется грудной кифоз. Поясничный лордоз возникает, когда ребенок начинает вставать и ходить – уровень С и Д. Таким образом, уже к 7 годам здоровый ребенок приобретает нормальную форму позвоночника с лордозами в шейном и поясничном отделах и кифозами в – грудном и крестцовом.

Однако длительное время до 5-7 лет эта форма позвоночника не закрепляется. У подростков в пубертатном периоде снова происходит изменение осанки, вследствие чего походка юноши и девушки становится неопределенной, вразвалку. С наступлением половой зрелости формируется окончательная осанка, свойственная данному человеку.

Итак, один какой-либо тип осанки не может удовлетворить все периоды её формирования, так как в разные возрастные периоды изменяются пропорции тела ребёнка. А в связи с этим изменяются и биомеханические факторы, определяющие осанку. В результате фигура ребёнка меняет свои общие контуры, а осанка приобретает свои особенности.

Поэтому традиционно принято описывать осанку дошкольника, младшего школьника, юноши и девушки, в исходном положении стоя, так как это стандартизует и облегчает оценку. Особенности осанки определяются положением головы и пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей.


Оптимальная осанка дошкольника: голова немного наклонена вперёд, туловище расположено вертикально, грудная клетка симметрична, плечи развёрнуты, лопатки слегка выступают, живот выдаётся вперёд, намечается поясничный лордоз. Ноги выпрямлены. Угол наклона таза – от 22 до 25˚.

Оптимальная осанка школьника: голова и туловище расположены вертикально, плечевой пояс горизонтально, лопатки прижаты к спине. Физиологические изгибы выражены умеренно, остистые отростки расположены по одной линии. Выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки, угол наклона таза увеличивается.

Оптимальная осанка юноши и девушки: голова и туловище расположены вертикально при выпрямленных ногах. Плечи слегка опущены и находятся на одном уровне. Лопатки прижаты к спине. Грудная клетка симметрична. Молочные железы у девушек и околососковые кружки у юношей симметричны и находятся на одном уровне. Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке. Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, у девушек подчёркнутый лордоз, у юношей – кифоз.

Очевидно, что оптимальная, с точки зрения биомеханики и физиологии, осанка должна сохраняться и в положении сидя, и при выполнении основных движений (ходьба, бег и др.).

Для сохранения симметрии тела в положении стоя (осанки) требуется известный мышечный тонус. Но, кроме того, при этом действуют также пассивные эластические структуры – связочно-сумочный аппарат суставов. При биомеханическом анализе внутренних сил различают (рис. 3):

1) заднюю систему костно-суставной опоры, мышц и связок, включающую дужки, остистые, поперечные и межпозвонковые сочленения и соответствующие связки;

2) систему переднего отдела позвоночника, образованную телами позвонков и соединяющими их связками вместе с межпозвонковыми дисками.

Если отделить переднюю часть позвоночника (тела позвонков) от задней его части, образуемой дужками, то длина позвоночника, образуемого дужками, увеличится примерно на 14 см вследствие расслабления связок (Стейндлер).

Физиологическая осанка зиждется на основных законах симметрии человеческого тела. Существует физиологическая (временная) и патологическая асимметрия человеческого тела.

Основная особенность нормального позвоночника заключается в его способности к быстрому активному и полному возврату из асимметричного положения к полной симметрии.

Для определения патологической асимметрии существуют ориентировочные плоскости. Центр тяжести, расположенный на уровне второго крестцового сегмента, является исходной точкой, по которой можно определить всякое отклонение тела от нейтрального положения. Для этого следует провести через эту точку три ориентировочные плоскости под прямым углом друг к другу (рис. 2).

«Осанка это правильное положение тела человека в покое и при движении; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двига­тельного аппарата и всего организма».

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

У РЕБЕНКА»

Что такое осанка?

«Осанка это правильное положение тела человека в покое и при движении; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма».

При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая.

При нарушении осанки происходит изменение костного скелета, ухудшается деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения.

К нарушению осанки приводят некоторые заболевания, например: рахит, ожирение, инфекционные заболевания, плоскостопие, врожденная слабость опорно-двигательного аппарата, а также неполноценное питание, недостаточное содержание в пище белка, минеральных солей, витаминов, неравномерное распределение нагрузки (неправильно подобранная мебель, неудобная одежда, обувь, длительное катание на велосипеде, прыжки на одной ноге, неправильная поза при рисовании, конструировании, игре на музыкальных инструментах).

Нарушение осанки приводит к снижению подвижности грудной клетки и диафрагмы, изменяют рессорную функцию позвоночника, что в свою очередь отражается на деятельности центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Нарушение осанки относится к предпатологическим состояниям, некоторые при своевременно начатых реабилитационных мероприятиях проходят бесследно.

При незначительном нарушении осанки назначают лечебную гимнастику.

Воспитание правильной осанки можно рассматривать как важное условие общего укрепления организма между тем не во всех семьях уделяется этому внимание. За положением спины многие родители обычно следят, а вот положение ног часто ускользает из-под контроля. Нельзя сидеть скрестив голени, зацепившись ступнями за передние ножки стула и сдвинувшись на край. Сутулость, наклон головы вперед, выпяченный живот возникают в результате неправильной позы ребенка. Со слабостью мышц надо бороться с помощью утренней гимнастики, подвижных игр, катания на санках, лыжах, коньках, игр с мячами, скакалками.

После долгого сидения ребенку необходимо подвигаться, выполнить несколько упражнений.

Во время ходьбы ребенок должен идти, не опуская головы, с развернутыми плечами. Чтобы научить ребенка не наклонять голову, надо предложить ему поносить на голове мешочек с песком (200-300 г).

При прыжках в длину, с высоты, со скакалкой надо следить за мягкостью приземления. При этом надо упражнять правую и левую руки, чтобы развивать мышцы симметрично.

Для контроля за осанкой применяется такой прием: ребенка ставят спиной к стене, чтобы он касался затылком, спиной, ягодицами и пятками. Отойдя от стены, ребенок должен сохранять эту позу. Хорошо подвести ребенка к зеркалу в этой позе, поставить боком, чтобы он сам посмотрел, какая у него прямая спина, как это красиво смотрится.

Во время сна ребенок должен лежать вытянувшись на спине, на животе, на боку, но не «колокольчиком». Постель не должна быть слишком мягкой, а подушка - высокой.

Необходимо следить за правильной осанкой детей во время занятий, приема пищи, игр за столом,

Правильная поза при посадке:

Мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела, ребенок сидит глубоко на стуле;

Ноги стоят на полу или на планке под прямым или тупым углом;

Локти не должны находиться на весу;

Голову слегка наклонить при рисовании, конструировании; - расстояние от глаз до рабочей поверхности альбома должно

соответствовать расстоянию от локтя, поставленного на стол до кончиков пальцев, касающихся виска;

Расстояние между грудной клеткой ребенка и краем стола - ладонь прижать во внутрь большим пальцем.

Дома можно использовать любой стол, подложив на стул деревянные дощечки, а под ноги ребенка - скамеечку.

Освещение должно находиться слева от ребенка. Кроме настольной лампы должен быть включен и общий свет.

Укреплению осанки способствуют занятия любым видом спорта, особенно плаванием.

Хорошо дома иметь спортивные снаряды в виде качелей, каната, веревочной лестницы, колец. Если условия в квартире не позволяют разместить домашний стадион, то всегда можно укрепить хотя бы перекладину в коридоре или дверном проеме. Укрепляйте осанку у детей и Вы сохраните им здоровье.

ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ

1. Проверка осанки у шведской стенки или у стены без плинтуса - прижаться затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками.

2. Сделать шаг от стены и закрепить спинку, точно также, как у стены: - подняли руки вверх и отвели ногу назад на носок, посмотрели на руки, приняли исходное положение (повторить 5 -7 раз).

3. И.о.: руки на пояс, пятки вместе, носки врозь, - приседания с прямой спиной, руки вперед.

4. Ходьба по залу, следить за осанкой.

5. Правую руку вверх, левую вниз, рывки руками.

6. «Цапля» руки на пояс, высокое поднимание колена.

7. Ходьба по залу на носочках, руки в замок, поднять вверх и вывернуть. Ходьба на пятках, руки на пояс.

8. И.п.: лежа на полу, на животе, руки под подбородком, пятки вместе, поднять правую ногу, затем левую.

9. То же, только поднять обе ноги вместе, руки вытянуть вперед.

10. И.п.: то же, но руки вытянуть вперед, - поднимаем правую руку и левую ногу одновременно и наоборот.

11. И .п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, руки вверх - вдох, вниз - выдох.

12. «Пистолетик» - руки вдоль туловища, лодыжки вниз, правая нога вверх, левая нога согнута к колену правой ноги, затем наоборот.

13. «Полумостик» - руки вдоль туловища, ноги согнуть и поставить на стопы (повторить 5 - 7 раз).

14. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, сесть по-турецки, затем опять лечь.

15. Лечь на живот, руки под подбородок, ноги работают как в воде, дыхание произвольное («кролем»).

16. Поплыли брассом, работают руки и ноги.

17. Проверка осанки, руки под подбородком, пятки вместе, дыхание произвольное.

18. Взяли палочку и положили на лопатки, приподняли плечевой пояс, голову повыше (повторить 5 - 7 раз).

19. Лежа на спине, руки за голову, «Велосипед» (медленно).

20. Диафрагмальное дыхание, ноги согнуть и поставить на стопы, одна рука лежит на животе, другая - на груди. При вдохе надувается живот и при этом же сдувается.

21. Горизонтальные ножницы - приподнять ноги невысоко и скрестные движения ногами.

22. Лежа на спине, руки вверх - вдох, вниз руки - выдох.

23. Повернулись на живот, руки под подбородок - проверка осанки.

24. Проверка осанки у шведской стенки.

25. Ходьба по залу, руки вверх - вдох, вниз - выдох.

26. Махи рук в правую и левую сторону, с закручиванием корпуса.

Для детей с нарушением осанки не реже 2 раз в сутки проводится специальная лечебная физкультура под наблюдением медицинского и педагогического персонала. Для эффективности работы в выходные дни мы рекомендуем Вам проводить вышеуказанные мероприятия.


Правильная осанка важна для здоровья и самоуважения. По осанке во все времена можно было отличить аристократа от простолюдина.
Под осанкой подразумевается правильное положение тела. Позвоночник состоит из шейных, грудных, поясничных, крестцовых и копчиковых позвонков. После рождения позвоночник ребенка меняет свою форму и размеры, а в первые два года жизни стремительно растет.
У позвоночника есть физиологические изгибы. Шейный лордоз (физиологический изгиб, обращенный выпуклостью вперед) заканчивает формирование к трем-четырем месяцам ребенка. Это можно заметить, когда ребенок самостоятельно начинает держать головку.
Ближе к шести месяцам жизни ребенок начинает уверенно сидеть, что говорит о формировании грудного кифоза. Когда младенец учится ходить, его позвоночник образует крестцовый кифоз и поясничный лордоз. «Взрослая» форма позвоночника полностью формируется у детей только по достижении шести - семилетнего возраста. Естественные изгибы позвоночника заканчивают формирование к восемнадцати-двадцати годам.

Правильная осанка – основные признаки

Формирование правильной осанки невозможно без знания физиологических особенностей своего позвоночника. Хорошая осанка держит все туловище и голову перпендикулярно по отношению к опорной площади. Очертания шеи должны смотреться симметрично (одинаково). Надплечья, плечи и лопатки визуально должны находиться на одном уровне. Естественные изгибы шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника не должны превышать показателей нормы.
У человека с правильной осанкой одинаково выглядят боковые поверхности тела и опущенные руки. Обязателен строго горизонтальный уровень гребневых выступов у подвздошных костей, одинаковая длина ног. Своды стоп и скелетная мускулатура абсолютно симметричны.
Если представить, что осанка представляет собой вертикальную прямую ось, то такая ось должна проходить через теменную середину к мочке уха, затем спускаться сквозь поперечную ось тазобедренного сустава к бугорку пятой плюсневой кости. Такая осанка во все времена считалась эталоном красоты и привлекательной фигуры.
Хорошая осанка напрямую связана со здоровьем человека. Благодаря правильному положению позвоночник имеет высокую амортизацию, в результате которой при движении головной мозг не подвергается значительному сотрясению. При ходьбе ударная сила направляется снизу вверх, по пути, смягчаясь за счет «рессор» - естественных позвоночных изгибов, в двадцать пять – тридцать раз. Формирование правильной осанки улучшит работу многих внутренних органов и заставит двигательный аппарат лучше функционировать. При хорошей осанке, мышцы, обеспечивающие правильное положение позвоночника, находятся в слегка расслабленном состоянии и всегда готовы к движению.

Причины нарушений осанки:

Сосредоточивание тяжестей в одной руке;
Отсутствие контроля со стороны взрослых, в случае плохой осанки у ребенка или плохой самоконтроль;
Привычка ребенка подражать взрослым в походке и поведении;
Недостаточное развитие мышечного корсета – мышц брюшного пресса, спины и таза;
Непродуманность или недостаточность освещения рабочего места;
Болезни, из-за которых человеку приходится долгое время находиться в горизонтальном положении – лежать в постели;
Перегрузки позвоночника во время тяжелой работы;
Нарушение гигиенических условий дневного распорядка, выбора одежды, гигиены обуви, режима питания.
Нарушение осанки часто характеризуется излишней выраженностью или, напротив, уменьшением естественных изгибов позвоночника. Часто встречаются ассиметричная осанка, круглая спина, кругло-вогнутая спина и плоская спина. Диагнозы ставятся врачом – ортопедом после проведения ряда исследований.
Как добиться правильной осанки
Для начала нужно узнать все о хорошей осанке. Формирование правильной осанки начинается с четкого представления об идеальной фигуре. Сравнить идеал и свои показатели можно, выполнив статическое упражнение у ровной вертикальной поверхности.

Упражнения для хорошей осанки:

1. Упражнения, при которых во время движения на голове удерживается предмет;
2. Статические упражнения (у стены);
3. Строевые и вольные разнообразные упражнения на общее развитие;
4. Упражнения с жонглированием любыми предметами;
5. Корригирующие упражнения, направленные на исправление уже имеющихся недостатков позвоночника;
6. Упражнения на сохранение равновесия на умеренной опоре.
Коррекция осанки включает в себя два этапа. Подготовительный этап помогает увеличить гибкость позвоночника и восстановить нормальный вид кривизне осанки с помощью специально разработанных упражнений.
Основной этап воспитывает и впоследствии закрепляет навыки прямой осанки. Формирование правильной осанки длится, по сути, всю жизнь. Пациент совершенствует свое умение произвольно напрягать и расслаблять группы мышц, несущих прямую ответственность за удерживание позвоночника в нормальном положении.
Каждый человек должен, если хочет сохранять отличную осанку, включить в свой ежедневный распорядок специальные упражнения. Очень полезны регулярные занятия спортом, особенно гимнастикой, подвижными играми и плаванием.
Находясь в положении сидя, человек должен расправить плечи и втянуть живот, а ступни поставить ровно на полу. Неподвижное сидение неблагоприятно влияет на осанку. Специалисты советуют каждые полчаса изменять положение тела, а лучше пройтись или встряхнуться.
При ходьбе нужно следить за положением плеч – должны быть расслаблены, живот втянут, а голова гордо приподнята.
Чтобы иметь правильную осанку, нужно иметь хорошо организованное место для отдыха. Спать лучше на жестком матрасе, подложив под голову ортопедическую подушку. Такое положение тела и головы позволит позвоночнику снять напряжение и отдохнуть.
Женщинам советуется обращать особое внимание на свою обувь. Слишком высокий каблук нарушит равновесие и заставит позвоночник напрягаться еще больше. Правильный выбор бюстгальтера поможет женщине избежать слишком сильной нагрузки на грудной отдел позвоночника. Молодые мамы поощряются не носить ребенка все время на руках, и больше использовать коляски и слинги.
Врачи советуют заниматься танцами, чтобы сохранить красивую и правильную осанку.

Про осанку все, безусловно, слышали ещё с детства. Обычные фразы родителей: «Сядь прямо!», «Не сутулься», «Держи спину ровно», «Ну что у тебя за осанка!». О ней толкуют многие: и родители, и преподаватели, и врачи. Так что такое осанка, как правильно она формируется, и почему так важно держать Об этом сегодня пойдёт речь в статье.

Определение термина

Сейчас узнаем, что такое осанка и какой она может быть. Итак, это слово обозначает способность человека держать своё тело в разных положениях. Осанка может быть двух видов:

1. Правильная.

2. Неправильная.

В первом случае - это привычная естественная поза стоящего человека. Здесь люди без лишних активных напряжений могут держать корпус и голову правильно. У человека с безупречной осанкой лёгкая походка, плечи чуть-чуть опущены и отведены назад, живот подтянут, грудь расправлена.

Во втором случае человек не умеет правильно держать своё тело, ходит и стоит на полусогнутых конечностях, сутулится, опускает голову и плечи, выпячивает живот. Неправильная осанка не только портит фигуру, а и вредит его здоровью. При такой манере держать себя у многих жителей нашей планеты усложняется деятельность органов, что в итоге выливается в сплошной букет различных недугов.

Признаки правильной осанки

  1. Положение головы и позвоночника прямое.
  2. Симметричными должны быть очертания надплечий и шеи.
  3. Лопатки располагаются на одном уровне.
  4. Линия ключиц должна быть горизонтальной.
  5. Одинаковая длина ног.
  6. Положение ягодиц должно быть симметричным.

Что такое осанка, мы определили. Теперь самое время рассмотреть, как самостоятельно человек может узнать, в порядке его спина и фигура или же нет.

Собственная диагностика

Нужно подойти к стене и, повернувшись спиной, прижаться к ней затылком, лопатками и ягодицами. При этом пятки необходимо на несколько сантиметров отставить от стены. Теперь следует попробовать вставить руку между стеной и поясницей, при этом нельзя отрывать плечи и голову от поверхности. Если у вас это получилось, значит, проблем с осанкой нет.

Причины нарушения

Что такое правильная осанка, понятно, теперь нужно определить, какие факторы приводят к её нарушению. Причины нужно искать ещё в детстве, и это могут быть такие обстоятельства:

Неверное положение тела во время занятий (сутулость, закидывание одной ноги на другую).

Проведение большей части времени перед телевизором, за компьютером.

Ношение на спине тяжёлых портфелей, которые и делают осанку неправильной.

Формирование правильной осанки у ребёнка

У мальчишек и девчонок позвоночник в юном возрасте только образует свои изгибы, мышцы формируются постепенно, и малышу легче, чем взрослому, привыкнуть к определённому положению тела в пространстве.

Формирование осанки у детей обязательно должно проходить под присмотром взрослого. Как родители должны помогать ребёнку сохранить этот важный показатель, характеризующий физическое развитие? Для этого нужно придерживаться таких простых рекомендаций:

Мама с папой должны следить за тем, как сидит их малыш, правильно ли выбрана у него поза во время выполнения уроков. Ребёнок не должен сутулиться, держать плечи не на одном уровне, наклоняться набок.

Необходимо верно обустроить сына или дочки. Важно подобрать стол, а также стул, который бы подходил росту отпрыска. Также необходимо обеспечить школьнику правильное освещение рабочего стола (местное, а также общее).

Нужно покупать ребёнку качественную обувь, которая бы не давила, не стесняла движений.

Важно приобрести своему отпрыску правильный рюкзак, портфель (желательно с ортопедической спинкой), и не класть туда много книжек и ненужных вещей.

Необходимо приобщать ребёнка к утренней гимнастике. очень важна в период роста малыша. Можно совершать пешие прогулки - они тоже пойдут на пользу осанке.

Желательно записать сына или дочь на занятия по плаванию, ведь оно отлично влияет на правильное привычное положение тела ребёнка.

Можно научиться закаляться самому и приучить до этого мероприятия и своего отпрыска.

Важно, чтобы малыш правильно питался. В еде должны содержаться свежие овощи, фрукты, мясо, рыба, яйца, зелень.

Немаловажным фактором в развитии верной осанки является подбор мебели для сна. Мальчики и девочки должны отдыхать на жёстких матрасах, причём важна также поза, в которой дети спят. Желательно дремать на животе, а лучше - на спине, а не сворачиваться калачиком.

Нельзя забывать и о пользе солнца, ведь оно, как многие знают, помогает укрепить кости и сформировать правильную осанку. Поэтому необходимо выходить в тёплую солнечную погоду на улицу со своим ребёнком (но не в самый солнцепёк) и заниматься интересными и полезными для здоровья занятиями (игра в футбол, баскетбол, теннис и т. д.).

Осанка и плоскостопие: связаны ли эти понятия?

В организме человека всё тесно взаимосвязано, поэтому, если возникает сбой в одном каком-то органе, то страдают и остальные. Это можно сказать и о плоскостопии, которое приводит к Как же это происходит?

При гладкой стопе центр тяжести меняется и человек отклоняется назад, в результате нарушается равновесие, и при ходьбе корпус тела наклоняется вперёд. Образуется цепная реакция, которая приводит к развитию сутулости. Естественно, плоскостопие - не смертельный недуг, однако, если оно присутствует, то человек испытывает массу других проблем: у него быстро устают ноги, страдают колени. Поэтому, чтобы не запустить такую цепную реакцию, необходимо следить за своим ребёнком ещё с детства; нужно наблюдать за тем, как он ходит, посещать детского ортопеда. И если специалист обнаружит какие-то проблемы с ножками, то следует выполнять все рекомендации врача, чтобы у отпрыска не появилось плоскостопие, которое впоследствии приводит к ряду проблем.

Теперь вы знаете, что такое осанка и к каким последствиям может привести неправильная манера сидения, стояния, лежания. Мы выяснили, каких рекомендаций стоит придерживаться людям, желающим сохранить ровную и Узнали также о том, какая существует связь между плоскостопием и осанкой.


Top