Каким религиям свойственно единобожие. Понятие «религия»

Известно много религиозных течений, которые формировались в разное время и имеют собственные принципы и основы. Одно из основных отличий заключается в количестве богов, в которые верят люди, так есть религии, основанные на веровании в одного бога, а есть и многобожие.

Что это монотеистические религии?

Учение о едином Боге принято называть монотеизмом. Есть несколько течений, которые разделяют представление о сверхтварном Творце. Разбираясь в том, что значит монотеистическая религия, стоит сказать, что так называют три основных мировых течения: христианство, иудаизм и ислам. По поводу других религиозных направлений ведутся споры. Важно заменить, что монотеистические религии – это отличающие направления, поскольку одни наделяют Господа личностью и разными качествами, а другие просто возносят центральное божество над другими.

В чем отличие монотеизма от политеизма?

В значении такого понятия, как «монотеизм» разобрались, а что касается политеизма, то он является полной противоположностью единобожия и основан на вере в нескольких богов. Среди современных религий к ним можно отнести, например, индуизм. Приверженцы политеизма уверены, что существует много богов, которые имеют свои сферы влияния, и привычки. Ярким примером являются боги Древней Греции.

Ученые считают, что сначала возникло многобожие, которое со временем перешло к вере в единого Бога. Многих интересуют причины перехода от политеизма к монотеизму, так вот есть несколько объяснений этому, но самой обоснованной является одна. Ученые считают, что подобные религиозные изменения отражают собой определенные этапы развития общества. В те времена происходило укрепление рабовладельческого строя и создание монархии. Монотеизм стал некой базой для формирования нового общества, которые верят в единого монарха и Бога.

Мировые монотеистические религии

Уже было сказано, что главными мировыми религиям, которые основаны на монотеизме, являются христианство, ислам и иудаизм. Некоторые ученые считают их массовой формой идеологической жизни, которые направлены на усиление морального содержания в ней. Правители государств Древнего Востока во время становления единобожия ориентировались не только на свои интересы и укрепление государств, но и на возможность максимально эффективно эксплуатировать людей. Бог монотеистической религии дал им шанс найти путь к душам верующих и укрепиться на своем троне монарха.

Монотеистическая религия – христианство


Если судить по времени возникновения, то христианство является второй мировой религией. Изначально она была сектой иудаизма в Палестине. Подобное родство наблюдается в том, что Ветхий Завет (первая часть Библии) является важной книгой как для христиан, так и для иудеев. Что касается Нового завета, который состоит из четырех Евангелий, то эти книги священны только для христиан.

  1. Есть в теме монотеизм заблуждения в христианстве, поскольку основа этой религии, это вера в Отца, Сына и Святого духа. Для многих это противоречие основ единобожия, но на самом деле это все считается тремя ипостасями Господа.
  2. Христианство подразумевает искупление и спасение, и люди верят в Бога к грешному человеку.
  3. Сравнивая другие монотеистические религии и христианство, следует сказать, что в этой системе жизнь истекает от Бога к людям. В других же течениях человек должен приложить усилия, чтобы вознестись к Господу.

Монотеистическая религия – иудаизм


Самой древней религией, которая возникла примерно с 1000 году до н.э. Пророки для формирования нового течения использовали разные верования того времени, но было единственное важное отличие – наличие единого и всемогущего Бога, который требует от людей строгого соблюдения морального кодекса. Возникновение монотеизма и его культурные последствия являются важной темой, которую продолжают исследовать ученые, и в иудаизме выделяют следующие факты:

  1. Основателем этого течения является пророк Авраам.
  2. Иудейский монотеизм устанавливается, как основная идея для нравственного развития еврейского народа.
  3. Течение основано на признании единого бога Яхве, который судит всех людей, причем не только живых, но и мертвых.
  4. Первое литературное произведение иудаизма – Тора, в котором указываются основные догматы и заповеди.

Монотеистическая религия – ислам


Второй по величине религией является ислам, который появился позже других направлений. Зародилось это течение в Аравии в VII веке н. э. Сущность монотеизма ислама заключается в следующих догмах:

  1. Мусульмане должны верить в единого Бога – . Он представлен существом, которое обладает моральными качествами, но только в превосходной степени.
  2. Основателем этого течения был Мухаммед, к которому явился Бог и передал ему ряд откровений, описанные в Коране.
  3. Коран является основной мусульманской священной книгой.
  4. В исламе есть ангелы и злые духи, именуемые джиннами, но все сущности находятся во власти Бога.
  5. Каждый человек живет по божественному предопределению, поскольку Аллах назначает судьбу.

Монотеистическая религия – буддизм


Одна из старейших религий мира, название которой связано с важным титулом ее основателя, называется буддизмом. Возникло это течение в Индии. Есть ученые, которые перечисляя монотеистические религии, упоминают об этом течении, но по сути его нельзя отнести, ни к единобожию, ни к многобожию. Объясняется это тем, что Будда не отрицает наличия других богов, но при этом он уверяет, что все подчиняются действию кармы. Учитывая это, выясняя, какие религии монотеистические, включать в перечень буддизм некорректно. К его основным положениям относят:

  1. Никто кроме человека не может остановить процесс перерождения , поскольку в его силах изменить себя и достичь нирваны.
  2. Буддизм может принимать разные формы с учетом того, где он исповедуется.
  3. Это направление обещает верующим избавление от страданий, переживаний и страхов, но при этом, она не подтверждает бессмертие души.

Монотеистическая религия – индуизм


Древнее ведическое течение, которое включает в себя разные философские школы и традиции, называется индуизмом. Многие, описывая основные монотеистические религии, не считают нужным упоминать об этом направлении, поскольку его приверженцы веруют примерно в 330 млн. богов. На самом деле это нельзя считать точным определением, поскольку индуистская концепция является сложной, и люди могут понимать ее по своему, но все в индуизме вращается вокруг единого Бога.

  1. Практики считают, что нельзя понять одного верховного Бога, поэтому его представляют в трех земных воплощениях: Шива, и Брахма. У каждого верующего есть право самостоятельно решать, какому воплощению отдавать предпочтение.
  2. У этого религиозного течения нет одного основополагающего текста, так верующие используют веды, упанишады и другие.
  3. Важное положение индуизма указывает, что душа каждого человека должна пройти через огромное количество перевоплощений.
  4. Карма есть у всех живых существ, и все поступки будут учтены.

Монотеистическая религия – зороастризм


Одной из самых древнейших религиозных направлений является зороастризм. Многие религиоведы считают, что все монотеистические религии начались с этого течения. Есть историки, которые говорят о том, что она дуалистическая. Появилось оно в древней Персии.

  1. Это одно из первых верований, которое представило людям борьбу добра и зла. Светлые силы в зороастризме представлены богом Ахурамаздой, а темные – Анхра-Манью.
  2. Первая монотеистическая религия указывает, что каждый человек должен поддерживать свою душу в чистоте, распространяя добро на земле.
  3. Основное значение в зороастризме имеет не культ и молитва, а добрые дела, мысли и слова.

Монотеистическая религия – джайнизм


Древняя дхармическая религия, которая изначально была реформаторским течением в индуизме, принято называть джайнизмом. Появилась и распространилась она в Индии. Религия монотеизм и джайнизм не имеют ничего общего, поскольку это течение не подразумевает веру в Бога. К основным положениям этого направления относят:

  1. Все живое на земле имеет душу, которая обладает бесконечными знаниями, силой и счастьем.
  2. Человек должен отвечать за свою жизнь в настоящем и будущем, поскольку все отражается на карме.
  3. Цель этого течения заключается в освобождении души от негатива, который вызывают неправильные действия, мысли и речи.
  4. Основная молитва джайнизма – мантра Навокар и во время ее пения человек выказывает уважение освободившимся душам.

Монотеистические религии – конфуцианство


Многие ученые уверены, что нельзя считать конфуцианство религией, и называют его философским течением Китая. Идея монотеизма может просматриваться в том, что Конфуций был со временем обожествлен, но при этом это течение практические не уделяет внимание природе и деятельности Бога. Конфуцианство во многом отличается от основных мировых монотеистических религий.

  1. Основывается на строгом выполнении существующих предписаний и обрядов.
  2. Главное для этого культа – почитание предков, так у каждого рода есть свой храм, где совершаются жертвоприношения.
  3. Цель человека – найти свое место в мировой гармонии, а для этого необходимо постоянно совершенствоваться. Конфуций предложил свою уникальную программу для гармонии людей с космосом.

Что такое Монотеизм? Значение и толкование слова monoteizm, определение термина

1) Монотеизм - (от греч. monos - единственный, единый; theos - бог) - религ. представление и учение о едином боге, единобожие, в противоположность политеизму - многобожию. Монотеистами считают себя иудаисты, христиане и мусульмане. Однако принцип М. последовательно не проводится ни в одной из религий. Раскрывая соц. основу возникновения М., Ф. Энгельс писал: «...единый бог никогда не мог бы появиться без единого царя, ... единство бога, контролирующего многочисленные явления природы... есть лишь отражение единого восточного деспота...» (Соч., т. 27, с. 56).

2) Монотеизм - (от греч. monos - единый и Theos - бог) - вера в единого личного и трансцендентного Бога; в Исламе, Иудаизме и Христианстве это вера в Творца мира, действующего в космосе и истории, нравственно требовательного и стремящегося обрести доверие всех сотворенных Им существ. Монотеистичность христианства нередко отрицают, ссылаясь на церковное учение о Св. Троице, но святоотеческая трактовка исключает троебожие, настаивая на единстве божественной природы трех Лиц. Древнегреческая религиозная философия во многих своих течениях монистична, но не монотеистична, т.к. Высшее начало в ней (Единое, Благо, Ум, Логос и др.) не имеют личностных черт. Согласно Ф.Шеллингу, задолго до всякого политеизма существовало " сознание единого, всеобщего, общего для всего человечества Бога" (См.: ПРАМОНОТЕИЗМ).

3) Монотеизм - (греч.–единобожие) – система религиозных представлений, основу которой составляет вера в единого Бога. Монотеистическими религиями считаются иудаизм, христианство, ислам, бахаизм. Но в каждой из них (особенно в первых двух) видны проявления политеизма: так, в христианстве почитается не только Троица как некое единство, но и каждая из ее составляющих (ипостасей) – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, а также Богородица, святые.

4) Монотеизм - - см. ПОЛИТЕИЗМ и МОНОТЕИЗМ, ТЕИЗМ, БОГ

5) Монотеизм - - единобожие, система религиозных верований, основанных на представлении о едином боге. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам.

6) Монотеизм - (греч. "mono", "единый" и "qeoz", "бог") - "единобожие", представление о едином (или единственном) боге.

7) Монотеизм - (от греч. monos - единственный и theos - Бог) - учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическими в строгом смысле являются иудейская религия и ислам, а в широком смысле также и христианство (см. Троица).

8) Монотеизм - - см. Политеизм и монотеизм.

Монотеизм

(от греч. monos - единственный, единый; theos - бог) - религ. представление и учение о едином боге, единобожие, в противоположность политеизму - многобожию. Монотеистами считают себя иудаисты, христиане и мусульмане. Однако принцип М. последовательно не проводится ни в одной из религий. Раскрывая соц. основу возникновения М., Ф. Энгельс писал: «...единый бог никогда не мог бы появиться без единого царя, ... единство бога, контролирующего многочисленные явления природы... есть лишь отражение единого восточного деспота...» (Соч., т. 27, с. 56).

(от греч. monos - единый и Theos - бог) - вера в единого личного и трансцендентного Бога; в Исламе, Иудаизме и Христианстве это вера в Творца мира, действующего в космосе и истории, нравственно требовательного и стремящегося обрести доверие всех сотворенных Им существ. Монотеистичность христианства нередко отрицают, ссылаясь на церковное учение о Св. Троице, но святоотеческая трактовка исключает троебожие, настаивая на единстве божественной природы трех Лиц. Древнегреческая религиозная философия во многих своих течениях монистична, но не монотеистична, т.к. Высшее начало в ней (Единое, Благо, Ум, Логос и др.) не имеют личностных черт. Согласно Ф.Шеллингу, задолго до всякого политеизма существовало " сознание единого, всеобщего, общего для всего человечества Бога" (См.: ПРАМОНОТЕИЗМ).

(греч.–единобожие) – система религиозных представлений, основу которой составляет вера в единого Бога. Монотеистическими религиями считаются иудаизм, христианство, ислам, бахаизм. Но в каждой из них (особенно в первых двух) видны проявления политеизма: так, в христианстве почитается не только Троица как некое единство, но и каждая из ее составляющих (ипостасей) – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, а также Богородица, святые.

См. ПОЛИТЕИЗМ и МОНОТЕИЗМ, ТЕИЗМ, БОГ

Единобожие, система религиозных верований, основанных на представлении о едином боге. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам.

(греч. "mono", "единый" и "qeoz", "бог") - "единобожие", представление о едином (или единственном) боге.

(от греч. monos - единственный и theos - Бог) - учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическими в строгом смысле являются иудейская религия и ислам, а в широком смысле также и христианство (см. Троица).

См. Политеизм и монотеизм.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, ...
Янсенизм - теологическое движение названное по имени нидерл. теолога...

Монотеистические религии определяются как вера в существование только одного Бога, создавшего мир, всемогущего и вмешивающегося во все происходящее в мире. Более широкое определение монотеизма - это вера в единого Творца. Можно различать исключительный монотеизм, как всеобъемлющий, так и множественный (политеистический), который, признавая различных божеств, постулирует некоторое базовое единство. Монотеизм отличается от генотеизма религиозной системой, в которой верующий поклоняется одному Господу, не отрицая, что другие могут поклоняться различным богам с равной степенью веры и монотеизмом, признанием существования многих богов, но с постоянным поклонением только одному божеству.

Более широкое определение монотеизма характеризуют традиции бабизма, Цао Дай (цаодаизма), хандоизма (чхондогё), христианства, деизма, экканкара, индуистских сект (шейвизма и вайшнавизма), ислама, иудаизма, мандейизма, растафари, сикхизма, тенгризма, тенрикё (тенриизма), езидизма, зороастризма. Также элементы домонотеистической мысли находятся в ранних религиозных формах, таких как атенизм, древнекитайская религия и яхвизм.

Определения

Монотеизм включает в себя различные Божественные концепции:

  1. Даизм принимает существование Божественного и создание мира, но Бог является лишь первопричиной. Даизм отрицает его существование как человека (теизм), а также его вмешательство и контроль над событиями в природе и обществе.
  2. Монизм. Это философское учение - начало всего. Оно характерно для индуистских философских школ северного буддизма и адвайта-веданты, а также китайского даосизма. В этих школах единая реальность является основой существующего, а дух и материя - всего лишь два из его эквивалентных аспектов.
  3. Пантеизм отождествляет Бога с природой как выражение Божества. Архаичная форма этого учения гласит: Бог во всем, что существует. Все вокруг - Бог.
  4. Панентеизм. Представляет собой убеждение, что Вселенная содержится в Боге и является его частью, но не все от Бога. Разница между пантеизмом и панентеизмом заключается в том, что, согласно первому, все есть Бог, тогда как второе понятие - это все в Боге.
  5. Существенный монотеизм характерен для местных африканских верований и по самой своей природе является формой многобожия. Африканские убеждения гласят, что существует много богов, но каждый из них является реинкарнацией определенного типа материи.
  6. Святая Троица. Христианская доктрина, которая поддерживается большинством его конфессий. Это мнение, что Бог является Святой Троицей. Бог есть существо, которое одновременно имеет три личности: Бога Отца, Иисуса Христа и Святого Духа.

Исходя из вышеперечисленного, видим, что монотеизм неоднороден.

Происхождение

Квазимонотеистические утверждения о существовании «универсального» Божества относятся к позднему бронзовому веку с «Великим гимном» египетского фараона Эхнатона к Атену. Возможная склонность к монотеизму возникла в ведический период железного века в Южной Азии. В «Ригведе» демонстрируются понятия монизма Брахмана, особенно в сравнительно поздней десятой книге, которая датируется ранним железным веком, - в «Гимне творения». Тибетская религия Бон с двадцатого века до нашей эры была первой зарегистрированной религией, которая заявила, что есть один Бог, который зовется Сангпо Бумтри. Но религия не поощряет монотеистическое поклонение Сангпо Бумтри или любому богу для спасения души, а только фокусируется на карме.

С шестого века до нашей эры зороастрийцы верили в верховенство одного Божества - Ахура Мазда как «Создателя всех» и первого существа перед всеми остальными. Но зороастризм не был строго монотеистическим, потому что он почитал других наряду с Ахура Мазда. Древняя индуистская теология, тем временем, была монистической, но не строгой в поклонении; она сохраняла существование многих богов, которые рассматривались как аспекты одного верховного Бога - Брахмана.

Многочисленные древнегреческие философы, в том числе Ксенофан из Колофона и Антисфен, верили в подобный политеистический монизм, который был близок к монотеизму, но не дотягивал до него. Иудаизм был первой религией, которая задумала понятие личного единобожия в монистическом смысле. В понятии этического монотеизма заложена мысль, что мораль исходит только от Бога и его законы неизменны. Впервые эти постулаты зародились и были внедрены в иудаизме, но в настоящее время становятся основным принципом большинства актуальных монотеистических верований, включая:

  • зороастризм;
  • христианство;
  • ислам;
  • сикхизм.

Согласно еврейской, христианской и исламской традициям монотеизм был первичным вероисповеданием человечества. Эта оригинальная религия иногда упоминается как «адамическая».

Были предположения, что авраамические религии возникли в противовес политеизму, равно греческому философскому монотеизму. Карен Армстронг и другие религиоведы и философы писали, что концепция монотеизма постепенно развивается через ряд периодически возникающих переходов - сначала появился анимизм, который превратился в политеизм, тот преобразовался в генотеизм и в итоге трансформировался в настоящий монотеизм.

Мировые монотеистические религии

Хотя все приверженцы авраамических вероучений относят себя к монотеистам, иудаизм не считает христианство монотеистическим, относя к этому понятию только ислам. Мусульманство также не признает современное христианство монотеистическим из-за христианского учения о Троице, которое, как считает ислам, не является частью первоначального монотеистического христианства, проповедуемого Иисусом. Христиане же утверждают, что учение о Троице является истинным выражением монотеизма, сославшись на то, что Троица состоит не из трех отдельных божеств, а трех лиц, существующих единосущно (как одна форма) в виде одного. Рассмотрим мировые конфессии.

Иудаизм

Иудаизм был первой монотеистической религией. Главной особенностью еврейской веры является вера в единого абсолютного, справедливого, всезнающего, всемогущего, любящего и предусмотрительного суверенного Бога. Он создал Вселенную и выбрал еврейский народ, чтобы выявить заветы, содержащиеся в десяти заповедях, и ритуальные предписания - третьи и четвертые книги Торы. Правила, полученные из таких текстов и устной традиции, составляют руководство еврейской жизни, хотя их выполнения варьируются между различными группами практикующих. Иудей Моисей был величайшим, главным и непреодолимым пророком всех времен.

Одна из характеристик иудаизма, которая отличает его от других монотеистических религий, заключается в том, что она рассматривается не только как конфессия, но и как традиция и культура. Другие религии превосходят различные нации и культуры, в то время как иудаизм становится верованием и культурой, задуманной для конкретных людей. Иудаизм не требует, чтобы неевреи присоединились к еврейскому народу или приняли свою религию, хотя новообращенные признаются евреями во всех смыслах этого слова.

Христианство

Среди ранних христиан были значительные споры о природе Бога, некоторые отрицали воплощение, но не божество Иисуса (докетизм), другие позже призывали к арианской концепции Бога. Этот христианский вопрос должен был стать одним из пунктов, рассмотренных на первом Никейском соборе.

Первый Никейский собор, состоявшийся в Никее (современная Турция), созванный римским императором Константином I в 325 году, был первым экуменическим советом епископов Римской империи, и в наибольшей степени это привело к появлению первой формы христианской доктрины, называемой Никейским Символом веры. С определением вероисповедания был создан прецедент для последующих экуменических советов епископов (синодов) для создания утверждений веры и канонов доктринальной ортодоксии, целью которых является определение общего вероучения для церкви. Одна из целей совета заключалась в разрешении разногласий над природой Иисуса по отношению к Отцу, в частности, являлся ли Иисус той же субстанцией как Бог Отец¸ или просто схожие формы. Все, кроме двух епископов, склонились к первому варианту.

Христианские ортодоксальные традиции (восточные православные, католики и большинство протестантов) следуют этому решению, которое было подтверждено в 381 году на Первом Совете Константинополя и достигло полного развития благодаря работе каппадокийских отцов. Они считают Бога триединой сущностью, называемой Троицей, состоящей из трех «лиц»:

  • Бога Отца;
  • Бога Сына;
  • Бога Святого Духа.

Христиане в подавляющем большинстве утверждают, что монотеизм занимает центральное место в христианской вере, поскольку Никейский Символ веры, который дает православное христианское определение Троицы, начинается: «Я верю в одного Бога».

Другие христианские религии, такие как унитарный универсализм, свидетели Иеговы, мормонизм, не разделяют эти взгляды на Троицу.

Ислам

В исламе Аллах - всемогущий и всезнающий создатель и судья Вселенной. Аллах в исламе является строго сингулярным (Таухид), уникальным (Вахид) и по своей сути одним (Ахад), всемилостивым и всемогущим. Аллах существует без места, и Коран утверждает, что «никакое видение не охватит его, но он охватывает все видения. Бог - это понимание». Аллах - единственный Бог, и ему поклоняются в христианстве и иудаизме.

Ислам возник в VII веке нашей эры в контексте как христианства, так и иудаизма с некоторыми тематическими элементами, похожими на гностицизм. Исламские убеждения утверждают, что Мухаммад не приносил новую религию от Бога, но она та же самая, которую практиковали Авраам, Моисей, Давид, Иисус и все другие пророки. Утверждение ислама состоит в том, что послание Бога было повреждено, искажено или потеряно с течением времени и Коран был отправлен Мухаммаду, чтобы исправить потерянное послание Торы, Нового Завета и предыдущих Священных Писаний от Всевышнего.

Индуизм

В качестве старой религии индуизм наследует религиозные понятия, охватывающие:

  • монотеизм;
  • политеизм;
  • панентеизм;
  • пантеизм;
  • монизм;
  • атеизм.

Его концепция Бога сложна и зависит от каждого человека, а также традиции и философии.

Индуистские взгляды широки и варьируются от монизма через пантеизм и панентеизм к монотеизму и даже атеизму. Индуизм нельзя назвать чисто политеистическим. Индуистские религиозные лидеры и основатели неоднократно подчеркивали, что, хотя Божьих форм много, и путей общения с ним много, Бог один. Пуджа мурти - способ общения с абстрактным Богом (Брахмой), который создает, поддерживает и растворяет создание.

Зороастризм

Зороастризм сочетает в себе космогонический дуализм и эсхаталогический монотеизм, который делает его уникальным среди религий мира. Зороастризм провозглашает эволюцию во времени от дуализма к монотеизму. Зороастризм является монотеистической религией, хотя часто рассматривается как дуалистическая, за его веру в ипостаси хорошего Ахура Мазды (творческий дух) и злого Ангру Майнью (деструктивный дух).

Зороастризм когда-то был одной из крупнейших религий на Земле как официальная религия Персидской империи.

Рассмотрев монотеистические верования, мы видим, что в некоторых системах схожие божества, выполнявшие одинаковые функции, отождествлялись в одно целое.

- 39.37 Кб

1.Введение ………………………………………………… ………………………………………….. 3

2.Иудаизм …………………………………………………… ………………………………………. 4

3.Ислам ………………………………………………………… …………………………………. 6

4.Христианство ……………………………………… …………………………………………… 8

5.Бахаи ………………………………………………………… …………………………………. 9

6.Зороастризм ………………………………………… ………………………………………… 10

7.Список литературы ………………………………………………… ………………………… 12


Введение

Монотеизм - «единобожие» - религиозное представление и учение о Едином Боге (в противоположность языческому многобожию, политеизму ). Обычно монотеизм также противопоставляется пантеизму . В монотеизме Бог обычно персонифицируется, то есть является определённой «личностью». К монотеистическим религиям относятся, в числе других, иудаизм , ислам и христианство (при условии, что тройственность Бога не ставит под вопрос его Единство). Древнейшей монотеистической религией, сохранившейся до настоящего времени, является зороастризм .

Родоначальником наиболее распространенных на сегодняшний момент монотеистических религий - христианства и ислама - является иудаизм, вследствие чего в этих религия х существует много сходных верований и традиций, в том числе: представление о Боге как мужественной сущности, вера в существование бестелесной сущности (т. н. «духа») после смерти человека, прощение (по несвязанным историческим причинам), прямое общение с Божеством путём мыслей (молитв ), исключительно мужской пол проповедников, наличие священного постулата, наличие реального (или реалистичного) предмета поклонения в прошлом.

К монотеистическим религиям помимо 2-х наиболее распространённых можно также отнести: Бахаи и Зороастризм . Далее я бы хотел рассмотреть все эти религии немного более подробно.

1.Иудаизм

Возникновение иудаизма было революционным шагом в развитии культуры человечества, т.к. он был первой монотеистической религией. Вообще-то нет ничего удивительного в том, что монотеистическая религия сложилась в ближневосточной зоне, где ранее всего появились древнейшие очаги цивилизации и где еще в III тысячелетии до н. э. сформировались достаточно развитые первые религиозные системы. Неудивительно и то, что именно здесь, где существовали древнейшие в истории централизованные деспотии, в первую очередь Египет, сама идея абсолютной власти и высшего суверенитета обожествленного правителя могла привести к монотеизму. Важно, однако, заметить, что эту связь не следует воспринимать упрощенно. Конечно, подданные египетского фараона вполне определенно видели в своем повелителе высший божественный символ, олицетворявший всю их разросшуюся этнокультурную и социально-политическую общность. Такая исключительная в своем роде концентрация земной власти могла привести к мысли, что и на небесах, т. е. в мире сверхъестественных сил, структура власти являла собой нечто подобное. Именно такие предположения должны были способствовать вызреванию идеи монотеизма. Три основоположника иудаизма - это Авраам, его сын Ицхак и сын Ицхака Иаков.

Бог является Аврааму и приказывает: "Уйди из страны твоей от родни твоей и от родного дома отца твоего в страну, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим..."(12:1 - 2). Тора нигде не объясняет, почему Бог избрал для этой миссии Авраама. Но еврейская традиция объясняет это тем, что он был первым монотеистом со времён Ноаха (Ноя). Бог ясно дал понять, что ожидает от Авраама и его потомков великих дел: "Авраам ведь должен стать народом великим и могучим, и им благословятся все народы земли. Ибо я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Господень, творя добро и правосудие" (18:18 - 19).

Наследием Авраама и стал монотеизм - вера в то, что для человечества существует единый Бог и, что его главная забота - чтобы люди вели себя нравственно. Ицхак - сын Авраама и его жены Сары. Был его приемником и передал веру свою и своего отца последующим поколениям. Иаков - сын Ицхака и Ривки. У него было 12 сыновей (от которых происходят все евреи) и одна дочь. Позднее, уже после покорения Кнаана, земля Израиля делится между 12 коленами - племенами, родоначальниками которых стали сыновья Иакова. В глазах евреев патриархи - не отдалённые и смутные исторические фигуры, но часть их повседневной религиозной жизни.

Иудаизм это религия, которая оказала большое влияние на формирование христианства. Иудаизм - религиозная система, возникшая на территории Палестины на рубеже II - I тысячелетия до н.э. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, который был самым многочисленным среди всех 12 еврейских племен («двенадцать колен израилевых»), а в конце XI века до н.э. стал господствующим племенем, поскольку в этот момент во главе сформировавшегося Израильско- иудейского государства стал выходец из этого племени царь Давид.

Иудаизм называют национальной религией евреев, его формирование началось задолго до XIII века, когда их кочевые племена вторглись на территорию Палестины. Первоначально верования, ритуалы и обряды еврейских племен мало чем отличались от верований других народов, находящихся на аналогичной стадии развития. Это тотемистические, анимистические, магические верования и обряды. Религиозно-культовая система того времени носила ярко выраженный политеистический характер и, лишь начиная с XIII века до н.э., после вторжения еврейских племен на территорию Палестины и формирования там еврейского государства, начинает складываться иудаизм как монотеистическая религия. У еврейского народа Богом становится бог Яхве (Иегова).

Особенностью учения иудаизма является то, что в его основе лежат две противоречивых идеи: национального избранничества и универсализма. Именно учение о богоизбранности еврейского народа стало основным препятствием для распространения иудаизма среди других народов, этнически не связанных с евреями, хотя принятия иудаизма отдельными людьми, этническими группами и даже целыми народами имели место в истории. Универсальный характер учения иудаизма проявляется прежде всего в представлении о единстве, универсальности и всемогуществе Бога, творца и источника всего сущего. Бог бестелесен и не имеет зримого образа, хотя человек создан Богом по его образу и подобию. Идея Единого Бога выражена в иудейском символе веры "Шема", которым начинаются богослужения: "Слушай Израиль! Господь наш Бог, Господь один!". В иудаизме сложился обычай не употреблять в обиходной речи имени Бога, заменяя его словом "Адонай" ("Владыка", "Господь"). Закрепляя это правило, хранители священных текстов ставили к согласным буквам слова "Яхве" знаки огласовки для слова "Адонай". Из этого соединения возникла широко распространенная транскрипция "Иегова" - искаженная форма имени "Яхве". Все религиозные надежды и желания, все помыслы устремлены на посюсторонный мир, потустороннее существование не является ожидаемым: земная жизнь важна сама по себе, а не как преддверие будущей “настоящей” жизни. Соблюдай Закон, “чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было”. Сообщество “народ Израиля” во все времена есть культовое сообщество, в центре которого стоит отдельный индивид, продление жизни которого на земле составляет главную задачу всех членов этого сообщества. Идеи о бессмертии души, о загробной жизни и грядущеем воскресении мертвых в Торе непосредственно не отражены и имеют в иудаизме более позднее происхождение. Также иудаизм верит, что цель существования евреев - не больше не меньше чем «совершенствовать мир под управлением Бога» (из молитвы «Алейну»). В еврейских учениях оба пункта - этическое совершенство мира и царство Божие - одинаково важны. Люди должны принести всему человечеству знание о Боге, чье первое требование состоит в нравственном поведение. Все, кто в это верит, - этические монотеисты и естественные союзники религиозных обычаев.

2. Ислам

Ислам - одна из мировых религий . Ислам - монотеистическая религия , вместе с иудаизмом и христианством входит в группу авраами́ческих рели́гий . Слово "Ислям" на арабском языке являеется однокоренным слову "Салям" - мир и является эквивалентом слову "Шалом" на иврите. Ислам зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале 7 века. Основателем Ислама считается пророк Мухаммад (ок. 570-632) из племени Курайш, начавший проповедовать его в Мекке в 7 веке н.э. Ислам в своей концепции представляет себя как единую религию одного Единого Бога, Который создал все сущее, а также первого человека - Адама, и посылал на Землю Своих пророков, одного за другим, чтобы они призывали свои народы к единобожию и остерегали их от поклонения кому либо кроме Единого Бога (араб. "Аллаха"). Ислам признаёт Мухаммада поcледним (но не единственным) пророком , посланником Аллаха для всего человечества. Помимо Мухаммада ислам признает всех предыдущих пророков от Адама , вплоть до Мусы (Моисея ) и Исы (Иисуса ).

Главными направлениями ислама считаются суннизм и шиизм. Отличие между этими двумя ветвями, которое ле-жит на поверхности, определяется тем, что шиизм не при-знает Сунну -- "священное предание" (сборник рассказов с жизни и деятельности Мухаммеда). На самом деле «шиизм» признает Сунну, но только основанную на рассказах чле-нов семьи Мухаммеда, тогда как суннизм признает и свидетельства сподвижников пророка. Кроме Сунны, шииты имеют и свое священное предание -- ахбар. В шиизме сильно развит культ святых мучеников, среди которых особым почитанием пользуется второй сын халифа Али -- Хусейн. Одним из важнейших положений шиизма является вера в "скрытого имама", который должен появиться вновь и ус-тановить на земле царство божье. Как и сунниты, шииты признают Коран божественным откровением, однако допус-кают иносказательное толкование текста этой книги. Местом паломничества шиитов являются иракские города Эннадясаф и Кербела, где, согласно преданию, погребены халиф Али и его сын Хусейн.

В шиизме также существуют свои направления: зендиты, исмаилиты, карматы, друзы, нусайриты. Суннизм не дал большого числа сект, но зато он подразделяется на четыре богословско-юридических толка. Все они считаются достаточно правоверными, и каждый мусульманин может принадлежать к любому из них, по своему усмотрению. Тол-ки отличаются друг от друга по практикуемому ритуалу и методу толкования Корана. Маликитский толк отличается консерватизмом, ханифитский более либерален, шафиитский допускает сравнительно свободное толкование Корана и критический анализ предания. Хенбалитский толк объединяет наиболее фанатичную часть верующих. В недрах хенбалитского толка сложился ваххабизм -- протестантское движение в суннизме, возникшее в конце XVIII века в тесной связи с борьбой арабов против турецкого ига. Ваххабиты считают, что между богом и людьми не должно быть никаких посредников, и поэтому отвергают духовенство. "аххабизм запрещает курить табак, пить кофе, носить белковые одежды, драгоценности. Борясь за строгое единообожие и резко выступая против культа святых, секта отказалась от культа Мухаммеда. В настоящее время ваххабизм является одной из активных сил ислама и борется за полное воплощение в реальной жизни принципов мусульманства, относящихся к правовому и этическому регулированию и отраженных в Коране.

Коран -- это священная книга всех мусульман, она служит основой для религиозного и гражданского законода-тельства. Название этой книги происходит от слова "каранай", что в переводе с арабского означает "читай". Согласно мусульманской мифологии, она была передана Аллахом пророку Мухаммеду через архангела Джабраила. В окончательной редакции Коран был составлен и утвержден при халифе Османе (644--656 гг.). По преданию, Мухаммед не записывал свои изречения и проповеди. Некоторые поучения были якобы записаны его учениками на пальмовых листьях, пергаменте, костях и т. д. Затем они были собраны вместе без всякого плана и систематизации и переписаны в одну книгу. Первые попытки собрать воедино все высказы-вания Мухаммеда были предприняты еще при первом халифе Абу-Бекре (632--634 гг.). При халифе Османе была создана специальная редакционная комиссия, которая составила Коран. Все другие сборники проповедей Мухаммеда, в том числе даже собранные сподвижниками пророка, но не одобренные халифом, были сожжены.

Коран разделен на 114 глав (сур). Каждая сура состоит из стихов, или аятов ("аят" -- "знамение", "чудо"). Около половины глав Корана получили свое название в соответствии с первым словом, с которого они начинаются, хотя слово это, как правило, не относится к вопросу, трактуемому в главе. Подобно всякой другой религиозной книге, Коран представляет собой собрание законов, установлений и традиций, а также изложение различных мифических сказаний, в том числе и заимствованных из других рели-гий, легенд и преданий арабского народа, которые в той или иной мере отражают социально-экономические отношения, существовавшие на Аравийском полуострове в VI --VII веках нашей эры.

Описание работы

Монотеизм - «единобожие» - религиозное представление и учение о Едином Боге (в противоположность языческому многобожию, политеизму). Обычно монотеизм также противопоставляется пантеизму. В монотеизме Бог обычно персонифицируется, то есть является определённой «личностью». К монотеистическим религиям относятся, в числе других, иудаизм, ислам и христианство (при условии, что тройственность Бога не ставит под вопрос его Единство). Древнейшей монотеистической религией, сохранившейся до настоящего времени, является зороастризм.

Содержание

1.Введение …………………………………………………………………………………………….. 3
2.Иудаизм ……………………………………………………………………………………………. 4
3.Ислам ……………………………………………………………………………………………. 6
4.Христианство …………………………………………………………………………………… 8
5.Бахаи ……………………………………………………………………………………………. 9
6.Зороастризм …………………………………………………………………………………… 10
7.Список литературы …………………………………………………………………………… 12

монотеизм это, монотеизм уикипедия
Религия

Монотеи́зм (букв. «единобожие» - от греч. μονος - один, θεος - Бог) - религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога.

Монотеизм может быть эксклюзивным - вера в одного персонального и трансцендентного Бога (в противоположность политеизму и пантеизму), который объявляется личностью, и инклюзивным - допускает существование многих или нескольких богов при условии, что все они, по сути, являются одним и тем же богом.

Монотеизм характерен для авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), но также представлен в философии индуизма, в сикхизме, в других религиях.

Некоторые исследователи считают, что монотеизм неоднороден и в нём можно выделить теизм, пантеизм, панентеизм, деизм и др.

  • 1 Происхождение и развитие
    • 1.1 Древнеегипетская религия
    • 1.2 Платонизм
  • 2 Авраамические религии
    • 2.1 Иудаизм
    • 2.2 Христианство
    • 2.3 Ислам
  • 3 Бахаи
  • 4 Китайские воззрения
  • 5 Индийские религии
    • 5.1 Индуизм
    • 5.2 Сикхизм
  • 6 Зороастризм
  • 7 Религия инков
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

Происхождение и развитие

Слово «монотеизм» образовано от греч. μονος (monos) - «один», θεος (theos) - «бог» и было создано в сравнительно недавнее время. Первое использование этого слова исследователи относят к работе «Тайна Божественного» (англ. The Grand Mystery of Godliness, 1660) английского неоплатоника Генри Мора.

Понятие монотеизма относительно. Концепция является результатом постепенного развития генотеизма (состояния религиозного сознания, когда единичные божества ещё не имеют определенности и устойчивости и каждое может заменять всех) и монолатрии (система представлений, основанных на вере во множество богов с одним богом-лидером).

В истории нескольких древних ближневосточных религий начиная с бронзового века можно выявить аспекты монотеизма или монолатрии: введение монотеистического культа Атона в Египте фараоном Эхнатоном, почитание Мардука в Вавилоне и Ахура Мазды в зороастризме.

По утверждению раввина Адина Штейнзальца, в основе даже примитивных форм политеизма, таких, как фетишизм или шаманство, лежит вера в единую интегральную силу, в некую духовную сущность (монолатрия); даже у самых примитивных племён существует вера в высшую силу как причину всего, что происходит в мире, и что она является общей для всех народов, даже для бушменов или обитателей джунглей Южной Америки - племён, почти полностью изолированных от внешних культурных влияний. С другой стороны, элементы первобытной религии частично сохраняются в современных монотеистических религиях.

Древнеегипетская религия

Основные статьи: Древнеегипетская религия , Эхнатон

В Древнем Египте существовало подобие одной общей религии, а также было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер, древнеегипетская религия считается политеистической. Кратковременно существовали также маленькие культы, которые имели монотеистическую направленность.

Первая известная попытка использования монотеизма в качестве государственной религии была предпринята в Египте фараоном Эхнатоном (сменившим своё имя с Аменхотепа IV) в XIV веке до нашей эры - последний пытался оставить в египетском пантеоне одно божество, бога солнечного диска Атона. Однако после смерти Эхнатона Египет возвратился к традиционной религии в форме политеизма. Существуют научные гипотезы, которые устанавливают связь религиозной реформы Эхнатона с монотеизмом пророка Моисея.

Некоторые египтологи утверждают, что в Древнем Египте издавна существовали монотеистические тенденции.

Платонизм

В древнегреческой мысли монотеистическая идея зарождается у Гесиода, Ксенофана и других мыслителей. Разработанная концепция единого или блага появляется в платонизме. своих сочинениях Платон ещё использует политеистическую терминологию. Дилемма Евтифрона, например, формулируется как «благочестивое любимо богами потому, что оно благочестиво, или оно благочестиво потому, что его любят боги?» Прообразом монотеизма в платоновском диалоге «Государство» является поиск абсолютной истины в аллегории «Миф о пещере» и идея абсолютного блага. Позже в эллинистическом иудаизме эксплицитно формулируется монотеистическая концепция. I веке Филон Александрийский предпринял попытку синтеза платонизма с представлениями о Боге в иудаизме.

Развитие философской разновидности монотеизма относится к времени поздней античности. «Халдейских оракулах» (II век) отражены представления о едином божестве в промежуточном платонизме и с элементами гностицизма. завершающей стадии развития античного платонизма неоплатонизм стал последней точкой опоры античной философии в полемике с христианским монотеизмом.

Иерусалим - святыня трёх религий

Авраамические религии

Основная статья: Авраамические религии

Иудаизм

Основная статья: Иудаизм

Современный иудаизм является строго монотеистической религией, в которой отрицается существование каких-либо сил, неподконтрольных Творцу, а тем более других богов. Однако считается, что на ранних этапах своей истории религия евреев имела форму монолатрии, а монотеизм начал оформляться только в VI в. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского пленения. Монотеистичный иудаизм впоследствии послужил основой для возникновения христианства и ислама.

С традиционной еврейской точки зрения, которой придерживались Маймонид (XII век) и другие еврейские мыслители, монотеизм - первичен и изначально был преобладающей формой почитания Высшей Силы, в то время как все другие культы образовались позже, в результате деградации идеи единобожия. Подобной теории придерживаются также и часть современных исследователей. Например, профессор кафедры иудаики Нью-Йоркского университета Л. Шиффман пишет:

Некоторые ученые утверждают, что вероучение патриархов было просто одной из форм монолатрии…, но Библия твердо свидетельствует, что патриархи были настоящими монотеистами. Вместе с тем, позднейшее развитие библейской системы жертвоприношений делает очевидным тот факт, что ранние израильтяне также верили в демонические силы. Божественная свита ангельских существ в том виде, как она описывается в некоторых псалмах, несколько напоминает пантеоны политеистических Месопотамии и Угарита….

Христианство

Основная статья: Христианство

Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм ), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), единых по своей божественной природе.

В связи с приятием догмата Троицы христианство иногда трактуется другими авраамическими религиями (иудаизм, ислам) как тритеизм или политеизм. Подобная концепция о троебожии также неоднократно высказывалась в истории христианства, но была отвергнута на Первом Никейском соборе.

Один из Отцов Церкви, крупнейший систематизатор христианского вероучения Св. Иоанн Дамаскин так писал по этому вопросу:

Итак, мы называем ипостаси (Св. Троицы) совершенными, чтобы не ввести сложности в Божеское естество, ибо сложение - начало раздора. И опять говорим, что три ипостаси находятся одна в другой взаимно, чтобы не ввести множества и толпы богов. Исповедуя три ипостаси, признаем несложность и неслитность (в Божестве); а исповедуя, что эти ипостаси единосущны одна другой, и признавая в них тождество воли, действия, силы, власти и, если можно сказать, движения, мы признаем их нераздельность и то, что Бог есть един; ибо Бог, Слово и Дух Его истинно один Бог.

Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - Москва, 1992

Вместе с тем, подчёркивая монотеизм христианства, антитринитарии отрицают и критикуют тринитарное учение.

Ислам

Основная статья: Ислам

Ислам является религией со строгим принципом единобожия в своей основе. С исторической точки зрения ислам возник после иудаизма и христианства. С точки зрения Корана, мусульманами (покорившимися) были все пророки. окончательном виде ислам был представлен в VII веке в проповедях пророка Мухаммеда, получившего сведения о новой религии в виде Корана. Ислам основывается на пяти фундаментальных положениях (Пять столпов ислама). Первое и главное из них - это Шахада, или свидетельство веры: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед - пророк Его»). этой формуле заключена фундаментальная идея ислама - Таухид, то есть сам монотеизм. И действительно, все ритуалы ислама, все молитвы, все праздники и обряды направлены на то, чтобы показать Единство и Единственность Бога - Аллаха (в переводе с арабского означает «Бог»).

Ширк - многобожие, заключается в приравнивании Аллаху равных, «сотоварищей». Ширк является величайшим грехом в Исламе, за который человек не получит прощения. Ширк делится на большой и малый. Большой ширк - это прямое неповиновение Аллаху и приравнивание ему сотоварищей. Малый ширк - это лицемерие, которое заключается в том, что человек пользуется положениями религии ради своей личной выгоды в мирской жизни.

Согласно учению ислама, чистый Таухид (монотеизм) исповедовали все пророки - от Адама до Мухаммада. Сам же ислам, согласно Корану и Сунне пророка Мухаммада, возрождает Таухид ханифа Ибрахима (библейского Авраама).

Бахаи

Основная статья: Бахаи

Концепция Бога в вере бахаи монотеистична и трансцендентна. Бог описывается как «личностный, непознаваемый, недостижимый, источник всех откровений, вечный, всеведующий, вездесущий и всемогущий.» Единственной связью между Богом и людьми бахаи считают посланников Бога (пророков), которых они называют «Богоявлениями». Обязательная молитва в бахаи содержит явное признание монотеизма.

Китайские воззрения

Основная статья: Моизм

Традиционной системой верования многих династий начиная с династии Шан (1766 г. до н. э.) до современного периода сконцентрировано на почитании Шан-Ди (буквально «высший предок», обычно переводится как «Бог») или Тянь (небо) как всемогущей силы. Эта система верования предшествовала развитию конфуцианства и даосизма, и введению буддизма и христианства. Небо рассматривалось как всемогущее существо, наделённое персонифицированной, но не телесной формой, что является особенностью монотеизма. изречениях Конфуция в Лунь юй мы видим представления о небе, которое ведёт человека на протяжении всей жизни, поддерживает с человеком личные отношения, ставит задачи, которые люди должны выполнить, чтобы научиться добродетельности и нравственности. Однако эта вера не была подлинно монотеистической, существовали другие меньшие боги и духи в разных местностях, которым поклонялись наряду с Шан-Ди. некоторых течениях, таких, как моизм, заметно приближение к монотеизму, поскольку меньшие боги и древние духи полностью подчиняются воле Шан-Ди (по аналогии с ангелами в западной цивилизации).

Индийские религии

Индуизм

Основная статья: Монотеизм в индуизме Храм Шарангапани в Кумбаконаме, посвящённый Вишну

Индуизм принято описывать как политеистическую религию. Ни в какой другой религиозной традиции мира невозможно встретить такого изобилия богов и богинь, полубожественных и демонических существ, проявлений божества в человеческих и животных формах. Но всё это всего лишь внешний, красочный аспект глубокой религиозной традиции. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме. Трудно провести параллель между индуизмом и библейским или исламским монотеизмом. индуизме развились свои, крайне сложные монотеистические представления. богословии многих форм вайшнавизма, шиваизма и шактизма Единое Верховное Существо выступает в роли Творца, хранителя и разрушителя материальной вселенной, в роли спасителя верующих.

Вайшнавизм - одно из основных направлений в индуизме. Все ветви вайшнавизма отличает приверженность монотеизму. Верования и практики данной традиции, в особенности такие ключевые концепции, как бхакти и бхакти-йога, базируются на таких пуранических текстах, как «Бхагават-гита», «Вишну-пурана», «Падма-пурана» и «Бхагавата-пурана». Для обозначения Кришны как Верховной ипостаси Бога в монотеистическом контексте используется санскритский термин сваям-бхагаван.

В ньяйе, одной из шести главных теистических школ индийской философии, приводятся несколько аргументов в обоснование существования Бога и идеи монотеизма, оспаривается предположение школы миманса о существовании множества полубогов (девов) и мудрецов (риши) и их роль в начале мироздания.

Сикхизм

Основная статья: Сикхизм

Сикхизм - монотеистическая религия, возникшая в XV веке в Пенджабе на основе учения гуру Нанака (1469-1539) и десяти гуру сикхов (включая священное писание). Иногда сикхизм относят к одной из разновидностей индуизма.

«Один Бог для всех» - одно из фундаментальных положений священного текста сикхизма Гуру Грантх Сахиб. Бог рассматривается в двух аспектах - как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца.

Кроме монотеизма, в сикхизме выражена идеалистическая форма монизма: внешний мир является иллюзией (майя) и только Бог является протяжённой реальностью.

Зороастризм

Основная статья: Зороастризм См. также: Ахура Мазда и Ангра-Майнью

Зороастрийское учение, распространившееся в 1-е тысячелетии до н. э. на северо-востоке Ирана и в соседних областях, содержит как монотеистические, так и дуалистические черты. Зороастризм никогда не проповедовал явный монотеизм (подобно иудаизму или исламу), являясь на деле оригинальной попыткой унификации политеистической религии под культом единого верховного Бога.

Современный зороастризм базируется на принципах, кодифицированных в Авесте. Ахура Мазда (Ормазд, «Господь Мудрый») - авестийское имя божества, провозглашённое пророком Заратустрой единым Богом. Бог Ангра-Майнью - властелин смерти и мрака - является противовесом и вечным врагом Ормазда и его блаженного царства света.

Зороастризм оказал влияние на авраамические религии. На Востоке зороастризм повлиял и на становление северного варианта буддизма, а в первые века христианства на него ориентировались учения гностиков (манихейство).

Религия инков

Основная статья: Виракоча (божество)

Есть основания говорить о монотеистических тенденциях в религии народов Анд, о складывающейся тенденции считать всех богов ипостасями Виракочи-Пача Камака. Известно несколько явно монотеистических гимнов Виракоче, приписываемых Пачакутеку Юпанки.

Примечания

  1. Религии мира: история, культура, вероучение/ Под ред. А. О. Чубарьяна, Г. М. Бонгард-Левина. - М.: Олма медиа групп, 2006. - С. 111. ISBN 978-5-373-00714-6
  2. Согласно действующим «Правилам русской орфографии и пунктуации» с большой буквы пишутся только «индивидуальные названия, относящиеся к области религии и мифологии». справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» Российской Академии наук (2007), «с прописной буквы рекомендуется писать слово Бог как название единого верховного существа (в монотеистических религиях)… Слово бог в формах множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении пишется со строчной буквы, напр.: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны». Исключение - поговорки и междометия: ей-богу, бог знает кто, о господи и т. п.
  3. 1 2 «Monotheism, belief in the existence of one god, or in the oneness of God; as such, it is distinguished from polytheism, the belief in the existence of many gods, and from atheism, the belief that there is no god. Monotheism characterizes the traditions of Judaism, Christianity, and Islam, and elements of the belief are discernible in numerous other religions. Monotheism and polytheism are often thought of in rather simple terms-e.g., as a merely numerical contrast between the one and the many. The history of religions, however, indicates many phenomena and concepts that should warn against oversimplification in this matter.» - Monotheism(недоступная ссылка - история). Encyclopædia Britannica. Проверено 22 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 4 июня 2011.
  4. Лопухов А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию
  5. Monotheism // Cross & Livingstone The Oxford Dictionary of the Christian Church, 1974.
    «…belief in one personal and transcendent God»
  6. Теизм - статья из Большой советской энциклопедии
  7. «Inclusive monotheism accepts the existence of a great number of gods but holds that all gods are essentially one and the same, so that it makes little or no difference under which name or according to which rite a god or goddess is invoked. Such conceptions characterized the ancient Hellenistic religions.»Monotheism (theology) // Encyclopædia Britannica
  8. Hopkins E. W. The religions of India. - Jr. Ginn & Co, 1896. - ISBN 9781603031431.
  9. Кривушин И. В.Монотеизм // «Энциклопедия Кругосвет».
  10. Monotheism , Catholic Encyclopedia
  11. Nathan MacDonald. Early Jewish and Christian Monotheism/ The Origin of "Monotheism". - T&T Clark International, 2004. - ISBN 0-567-08363-2.
  12. Монотеизм - статья из Большой советской энциклопедии
  13. Karen Armstrong. A History of God. - New York: Ballantine Books, 1993. - 460 с. - ISBN 0-345-38456-3.
  14. Monotheism // Stanford Encyclopedia of Philosophy
  15. 1 2 3 р. Адин Штейнзальц, статья Авраам
  16. Ю. И. Семёнов, Основные этапы эволюции первобытной религии
  17. Gerhard Krause: Theologische Realenzyklopädie, Bd. 27. 1997, ISBN 3-11-015435-8, S. 37-38.
  18. Assmann (2001), p. 11
  19. Атон// Энциклопедии «Религия»
  20. Эхнатон// Энциклопедии «Религия» (недоступная ссылка)
  21. Simson Najovits. Egypt, trunk of the tree. - Algora Publishing, 2004. - Т. II. - С. 88-100. - 368 с. - ISBN 0875862578.
  22. История человечества / А. Н. Сахаров. - Тверь: Магистр-Пресс, 2003. - Т. 3.
  23. Э. Виллер. Учение о едином в античности и средневековье. - СПб: Алетейя, 2002. - 668 с.
  24. Ксенофан // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9.
  25. А. Л. Доброхотов. Платон /Категория бытия в классической западноевропейской философии. М. Издательство Московского университета, 1986
  26. Платон, Евтифрон
  27. Филон Александрийский - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  28. «Халдейские оракулы» - статья из Новой философской энциклопедии
  29. неоплатонизм - статья из Большой советской энциклопедии
  30. Linda Trinkaus Zagzebski. 1.2.1 Monotheism // Philosophy of religion: an historical introduction. - Wiley-Blackwell, 2007. - С. 16. - 254 с. - (Fundamentals of philosophy). - ISBN 1405118725.
  31. Don Mackenzie,Ted Falcon,Jamal Rahman. Getting to the Heart of Interfaith. - SkyLight Paths Publishing, 2009. - С. 91-92. - 183 с. - ISBN 1594732639.
  32. 1 2 3 Религия. Энциклопедия / А. А. Грицанов, Г. В. Синило. - М.: Книжный дом, 2007. - 960 с. - ISBN 985-489-355-3.
  33. Шиффман, Лоуренс. От текста к традиции: История иудаизма в эпоху Второго Храма и период Мишны и Талмуда / Пер. с англ. А. М. Сиверцева. - М.; Иерусалим: Мосты культуры: Гешарим, 2000. - 276 c.
  34. Беседы с раввином Штейнзальцем
  35. Ален Безансон, L’Islam, Académie des sciences morales et politiques, p. 9.
  36. Tritheists, Catholic Encyclopedia
  37. Бернард К. Дэвид. Тринитаризм: определение и историческое развитие
  38. "Islam", Encyclopaedia Britannica Online
  39. А. Али-заде. Исламский энциклопедический словарь
  40. Коран 2:4, Коран 2:285, Коран 4:136
  41. "Столпы ислама", Encyclopaedia Britannica Online
  42. Шахада // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. - Мн.: Книжный Дом, 2007.- 960 с.- (Мир энциклопедий).
  43. Tawhid in Oxford Islamic Studies Online
  44. Kamoonpuri, S: «Basic Beliefs of Islam» pages 42-58. Tanzania Printers Limited, 2001
  45. Коран, Сура Аль-Бакара, аяты 131-135
  46. Ханифизм
  47. James R. Lewis. The encyclopedia of cults, sects, and new religions. - Prometheus Books, 1998. - P. 66. - 595 p. - ISBN 1573922226.
  48. Shoghi Effendi. God Passes By, Bahá"í Publishing Trust, p. 139, ISBN 0-87743-020-9
  49. Momen, M. A Short Introduction to the Bahá"í Faith, Oxford, UK: One World Publications. ISBN 1-85168-209-0
  50. Тянь - статья из ЭСБЭ
  51. 1 2 Homer H. Dubs, "Theism and Naturalism in Ancient Chinese Philosophy, " Philosophy of East and West, Vol. 9, No. 3/4, 1959
  52. 1 2 3 4 5 6 Klostermaier 2007, С. 16
  53. The History Of Indic Monotheism And Modern Chaitanya Vaishnavism/ The Hare Krishna Movement: the Postcharismatic Fate of a Religious Transplant, Columbia University Press, 2004
  54. Elkman, S.M. Jiva Gosvamin"s Tattvasandarbha: A Study on the Philosophical and Sectarian Development of the Gaudiya Vaisnava Movement. - Motilal Banarsidass, 1986.
  55. Sharma, C. (1997). A Critical Survey of Indian Philosophy, Delhi: Motilal Banarsidass, ISBN 81-208-0365-5, pp.209-10
  56. Удаяна // «Энциклопедия Кругосвет».
  57. Сикхизм - статья из Большого Энциклопедического словаря
  58. Mark Juergensmeyer, Gurinder Singh Mann. The Oxford Handbook of Global Religions. - US: Oxford University Press, 2006. - С. 41. - ISBN 978-0-19-513798-9.
  59. Daljeet Singh. Consept of God in Sikhism
  60. Зороастризм // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9.
  61. 1 2 3 Zoroastrianism // Encyclopædia Britannica
  62. Goodstein, Laurie. Zoroastrians Keep the Faith, and Keep Dwindling, The New York Times.
  63. Catholic Encyclopedia - Manichæism
  64. Берёзкин Ю. Е. Инки: исторический опыт империи. Л.: Наука, 1991.
  65. Священные гимны Пачакутека, на сайте Месоамерика

Литература

  • Klostermaier, Klaus K. (2007), «A Survey of Hinduism» (3rd ed.), Albany, NY: State University of New York Press, ISBN 0791470822,

Ссылки

  • Монотеизм - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Статья «Монотеизм» в Энциклопедии современной эзотерики
  • Статья «Монотеизм» в энциклопедии Кругосвет

монотеизм, монотеизм уикипедия, монотеизм это, монотеизма, что такое монотеизм


Top