Кто муж старшей дочери елены прокловой. Елена Проклова: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото

Елена Проклова родилась 2 сентября 1953 года в Москве. С раннего детства девочка была окружена людьми искусства и науки: отец Игорь Викторович преподавал в военно-политической академии имени , мать Анна Михайловна была учительницей в школе. Семья матери происходила из старинного дворянского рода. Прямое отношение к искусству имели родители отца – в прошлом они были актерами театра. В преклонном возрасте дед Виктор Тимофеевич работал помощником режиссера на «Мосфильме», куда не раз брал внучку.

Дача семейства, где Елена Проклова проводила лето, располагалась в поселке артистов. Поэтому художники, актеры, поэты и писатели были частыми гостями в доме Прокловых. Но, несмотря на столь артистичную и богемную атмосферу, Елена мечтала стать всемирно известной гимнасткой. В четырехлетнем возрасте родители отдали дочь в секцию спортивной гимнастики, а в пять лет девочка уже выступала на соревнованиях. В одиннадцать лет Елена Проклова получила звание мастера спорта.

В школе сверстницы недолюбливали юную звезду: они завидовали ее спортивным достижениям и тому вниманию, которым светловолосую Елену одаривали одноклассники. Ей часто устраивали бойкот в те редкие дни, когда Проклова появлялась на занятиях. После пятого класса девочка перешла на домашнее обучение и посещала школу лишь для сдачи экзаменов.

Кинематографическая биография Елены Прокловой стартовала, когда девушке едва исполнилось двенадцать лет: она начала активно сниматься в кино, так что последние классы школы пришлось заканчивать экстерном. Неудивительно, что Проклова с первой попытки поступила в Школу-студию МХАТ на актерский факультет. Тем не менее, от съемок на время учебы ей пришлось отказаться. Поначалу педагог Василий Марков сомневался в способностях юной звезды кино, но, как только увидел ее игру, поменял свое мнение. В 1973 году Елена Проклова получила диплом Школы-студии и была принята в труппу МХАТа. В это же время она вернулась к съемкам в кино.


Отметим, что Елена Проклова увлеклась ландшафтным дизайном и получила второе высшее образование по данной специальности. Она самостоятельно оформила свой сад и нередко помогает в этом деле своим друзьям.

Фильмы

В кино Елена Проклова дебютировала в возрасте 12 лет, снявшись в фильме «Звонят, откройте дверь» режиссера . В этот фильм девочка попала совершенно случайно. Пробы на роль главной героини картины шли долгое время, школьницы со всей столицы приезжали на кастинг, но найти подходящую актрису не удавалось. Тогда режиссер заметил Елену, которая пришла в гости к своему дедушке, работавшему помощником режиссера. Ее кандидатура была утверждена после первой же пробы.


В 1965 году состоялась премьера фильма, который получил весьма высокие оценки критиков и удостоился награды Международного кинофестиваля в номинации «Детские фильмы» в Венеции.

Следующей заметной ролью Прокловой стала Герда из «Снежной Королевы», которую девочка сыграла год спустя. Фильм был тепло принят зрителями и критиками, завоевав несколько наград на престижном кинофестивале «Алая гвоздика» в Боготе.


До поступления в институт Елена приняла участие в съемках еще двух фильмов: «Переходный возраст» и «Гори, гори, моя звезда». На время учебы Проклова прекратила сниматься в кино, сосредоточившись на занятиях.

Получив высшее образование, Елена Проклова была приглашена на съемки фильма «Единственная...», где девушка сыграла роль Тани Фешевой. Ее коллегами по картине стали легендарные актеры и .

Спустя год на экраны вышла еще одна замечательная мелодрама «Ключ без права передачи» режиссера , в котором Прокловой досталась ключевая роль. Актриса сыграла в тандеме с .


В конце 90-х Елена Проклова вновь вернулась на экраны. Зрители ее увидели в роли Натальи Михайловны в 10-серийной ленте по новеллам «Чехов и К°» и Надежды в популярном детективном сериале «Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского».


Но в 2000 годах актриса лишь изредка появляется в кино: ее фильмография пополнилась только тремя новыми проектами. Это комедийная мелодрама «Желтый карлик», в которой Елена Проклова вместе с и сыграли главных персонажей, драма «Счастье по рецепту» и лента «А мама лучше!», вышедшая в 2010 году.

Телевидение

Творческая биография Елены Прокловой – это не только фильмы. Звезда сумела сделать успешную карьеру на телевидении. В 2002 году она стала участницей популярного реалити-шоу «Последний герой 3: Остаться в живых». В решении отправиться на необитаемый остров Проклову поддержали не все друзья, но актрисе было интересно проверить свои возможности и силу духа.


В мае 2006 года Проклову пригласили стать ведущей в программе про нетрадиционные методы лечения «Малахов+». Елена Игоревна известна своей приверженностью здоровому образу питания: она самостоятельно выращивает овощи, а мясо ей приносит супруг с охоты. Актриса также серьезно увлекается народной медициной и знает множество рецептов, которыми пользовались еще ее бабушки. Актриса заменила известного , который пробыл на проекте всего месяц. Вместе с артистка вела шоу вплоть до 2010 года.


В 2010 году актрисе предложили стать ведущей ток-шоу «ЖКХ» на «Первом Канале». В рамках программы в студию приглашали обычных людей, которые рассказывали о своих жилищно-коммунальных проблемах.

Елена Проклова сегодня

Известная артистка хотя и не снимается в кино, но реализует свой актерский талант на театральных подмостках. Сегодня игру Елены Прокловой можно увидеть в нескольких театрах, куда ее приглашают в различные спектакли.

Во МХАТе Проклова играет Галину в постановке «Тамада», а в Московском детском профессиональном театре «Бемби» Елена Игоревна блистала в роли матери больного аутизмом ребенка в спектакле «Иные».


Недавно международное театральное агентство «Арт-партнер ХХI» поставило замечательный спектакль «Все сначала», который имел такой успех, что труппа с названной постановкой гастролировала по крупным городам страны на протяжении последних трех лет. Елена Проклова сыграла в спектакле ключевую роль.

Одну из наиболее ярких звезд советского кинематографа и телеведущую часто приглашают на популярные ток-шоу. В декабре 2016 года знаменитая артистка пришла на передачу «Секрет на миллион». Елена Проклова поделилась сокровенными тайнами своей жизни, рассказав о многочисленных романах с известными мужчинами. Открытием для многих стали ее романтические отношения с Андреем Мироновым, и другими звездами кино.

Похоже, Елена Проклова любит удивлять своих поклонников. Не так давно в интернете появилось сообщение о том, что она приняла ислам. Якобы во время поездки в Арабские Эмираты артистка произнесла в мечети шахаду – формулу принятия мусульманской веры и свидетельство единобожия.

Но в интервью одному из отечественных изданий на вопрос о принятии ислама женщина ответила, что сама недавно узнала об этой новости из средств массовой информации.

В январе 2017 года звезда снова всех удивила: она появилась на передаче «Прямой эфир» с , где поведала о тяжелой болезни – сложной форме астмы. Елена Проклова сообщила, что серьезные проблемы со здоровьем заставили ее написать завещание и – для облегчения души и очищения совести – покаяться перед всеми женщинами, чьи мужья когда-то были ее любовниками. 63-летняя артистка рассказала, что болезнь вынудила ее переехать на юг, где более благоприятный климат.

Личная жизнь

Бурная личная жизнь Елены Прокловой сегодня у всех на устах, ведь в конце 2016 и начале 2017 года звезда поведала множество скандальных подробностей из своего прошлого, о которых догадывались или знали лишь единицы.

23 января 2017 года Елена Проклова приняла приглашение и стала гостьей ее программы «Наедине со всеми». Она рассказала, что едва ли не первым мужчиной, в которого она влюбилась, был Олег Табаков. С ним она встретилась на съемочной площадке фильма «Гори, гори, моя звезда». Юной артистке тогда было 16 лет, а Табакову 33 года. По словам Елены Игоревны, у них была сильная взаимная влюбленность, которой не суждено было перерасти в нечто большее, ведь Олег Табаков был женат и у него подрастали маленькие сын и дочь.


Проклова рассказала, что во многом решение выйти замуж за первого мужа – режиссера-документалиста Виталия Мелик-Карамова, было продиктовано желанием поставить точку в отношениях с Табаковым. Но ни белое подвенечное платье, ни появившаяся на свет дочь Арина не смогли уберечь брак. Ко всему прочему карьера молодой телезвезды стремительно развивалась, и когда перед Прокловой встал выбор между семьей и карьерой, она без колебаний выбрала кино.


Елена Проклова с дочерью Ариной

Когда дочь подросла, матери оказалось непросто наладить с ней отношения. Долгое время они были чужими людьми, от чего обе страдали. Но Елена Проклова сумела достучаться до Арины. Забегая наперед, скажем, что сегодня они настоящие подруги и не имеют секретов друг от друга. А тогда, в молодости, красивая и популярная актриса жила страстями и переживала один роман за другим.

В нее влюблялись талантливые и знаменитые на всю страну мужчины. Олег Янковский, с которым Елена Проклова снималась в конце 70-х в «Сентиментальном романе», уже тогда был на пике популярности. Перед ним не могла устоять ни одна красавица, но Проклова первые ухаживания знаменитого ловеласа отвергла, чем сильно рассердила и заинтриговала звезду.


Елена Проклова

Но устоять перед чувством молодая актриса не смогла, тем более что в то время она была разведена и совершенно свободна. После окончания съемок, по дороге из Ленинграда в Москву, Проклова и Янковский оказались в одном купе: об этом позаботился Олег Иванович. Тогда знаменитый сердцеед и сумел подобрать ключик к сердцу понравившейся девушки.

Этот роман, по словам Прокловой, длился довольно долго, но решиться разрушить семью Янковского она не смогла. Точка в отношениях была поставлена после прерванной беременности.


Вскоре Елена Проклова окунулась в новый роман. В начале 80-х на съемках комедии «Будьте моим мужем» она познакомилась с Андреем Мироновым. Он тоже был женат, но супруга находилась в Москве, а здесь, на жарком юге, перед глазами влюбчивой звезды порхала юная белокурая красавица. Роман прервался неожиданно: на съемки приехал известный художник-декоратор Александр Адамович, который увел у Миронова его новую страсть.


Елена Проклова рассказала еще об одном неожиданном романе, случившемся с ней в 1983 году в Кишиневе на съемках фильма «Будь счастлива, Юлия!». Проклова и сыграли главных героев, но их экранная страсть «перекочевала» в реальную жизнь. По словам актрисы тогда, словно почувствовав неладное, на съемки примчалась супруга Волонтира, устроившая мужу невероятный скандал. После выхода передачи жена Михая Волонтира Ефросинья Алексеевна заявила, что рассказанная Прокловой история – вымысел от первого до последнего слова.

Если верить Елене Игоревне, среди ее любовников были племянник Олега Янковского – Игорь Янковский и звезда фильмов «Дети Дон-Кихота» и «Сердце Бонивура» .


Долгое время артистка не задумывалась о серьезных отношениях, пока случай не свел ее с врачом Александром Дерябиным. Роман между ними разгорелся в считанные дни, и вскоре они сыграли свадьбу, но их брак оказался недолговечным. В жизни супругов произошла трагедия: младенцами умерли их сыновья-близнецы. Елена Проклова тяжело переживала это горе и почти полтора года не могла прийти в себя. С Александром она рассталась, собрав вещи и переехав к брату.


Елена Проклова с мужем и дочерью

В 1984 году актриса познакомилась с другом своего старшего брата Андреем Тришиным. Вспыхнул роман. Спустя год они сыграли свадьбу и стали ожидать пополнения в семье. У них родился мальчик, который прожил на свете всего неделю. Супругам удалось вместе пережить эту трагедию и сохранить семью. В 1994 году у четы наконец-то случилось счастливое событие - родилась доченька Полина. А в следующем году Елена Проклова стала бабушкой: старшая дочь Арина подарила ей внучку Алису.


Зимой 2015 года стало известно, что Елена Проклова развелась с мужем. Их отношения и раньше были непростыми, а потом и вовсе охладели и испортились. Женщина заметила, что супруг больше не уделяет ей внимания. Возможно, причиной этому была существенная разница в возрасте: артистка старше мужа на 8 лет.

Как оказалось, развод оживил отношения, которые Проклова считала безвозвратно угасшими. Недавно актриса призналась, что помирилась с Андреем Тришиным. Они живут под одной крышей в своем загородном доме.


Елена Проклова прекрасно выглядит. Многих поклонников интересует, сколько ей лет. И когда они узнают, что любимой артистке далеко за 60, восхищаются ее цветущим видом. При этом она не скрывает, что не раз делала пластические операции. А еще прибегала к блефаропластике, увеличивала объем губ инъекциями коллагена, меняла линию бровей с помощью ботокса.

Но сегодня актриса утверждает, что в наше время не нужно ложиться под скальпель пластического хирурга, ведь косметология продвинулась настолько далеко, что возрастные изменения можно победить с помощью различных процедур.

Фильмография

  • 1965 – «Звонят, откройте дверь»
  • 1966 – «Снежная королева»
  • 1975 – «Единственная…»
  • 1976 – «Ключ без права передачи»
  • 1977 – «Собака на сене»
  • 1981 – «Будьте моим мужем»
  • 1989 – «Идеальное преступление»
  • 1999 – «Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского»
  • 2002 – «Желтый карлик»
  • 2010 – «А мама лучше!»

В пылу ссоры бабуля порой кричала: «Разве ты - мать?!
Бросила своего маленького ребенка!» - вспоминает дочь
Елены Прокловой Арина Мелик-Карамова.
И тяжело вздыхает:
- Маму мне заменила бабушка Инесса Александровна.
Этой весной она умерла...
Арине сейчас 41 год, и она сама воспитывает 19-летнюю
дочь Алису. Но до сих пор чувствует горечь, когда речь заходит
о ее отношениях с родительницей. Мама-подружка

Семейная драма началась в 1974 году. Тогда Елена Проклова
рассталась с первым мужем - режиссером-документалистом
Виталием Мелик-Карамовым.


Брак с МЕЛИК-КАРАМОВЫМ не спасла даже дочка Алина.
До развода пара с двухлетней дочкой жила у родителей
актрисы. А когда брак рухнул, малышка так и осталась
у дедушки с бабушкой!

Мама ушла на съемную квартиру, - поясняет Арина.
- Она была молода, 21 год. Надо было устраивать личную жизнь.
Да и было много работы: съемки, спектакли, гастроли...
Так мои родители стали «приходящими». Но если с папой
я виделась каждый день, то с мамой - очень редко!
Она, конечно, участвовала в моей жизни. Но ошибка была в том,
что относилась ко мне, как к... младшей подружке, а не дочери!

При встрече с малышкой актриса вела не задушевные, а
поучительные беседы, объявляла выговоры, а иногда вообще
наказывала, вместо того чтобы обнять и поцеловать.
Во времена дефицита Проклова привозила дочке из-за границы
фирменные джинсы и курточки.
А девочка просила «куклу-принцессу».
И когда Арина от огорчения плакала, звезда... выкидывала
свои подарки в... форточку!

Ну, обидно ей было, - оправдывает теперь дочь маму.
- Она же на эти вещи все свои копеечные командировочные
тратила. А я не понимала тогда...

Как не понимала и порыва матери приобщить ее к искусству.
Показывая дочери жуткие картины Иеронима Босха, Елена,
конечно, преследовала благие цели! Не подозревая, что
мистические сюжеты этих полотен долгие годы будут сниться
Арине в... кошмарных снах!

Однако и сама Проклова, бросив маленькую дочь, заплатила
высокую цену!

Никому не пожелаю жить с ощущением вины перед
собственным ребенком! - кается 60-летняя актриса.
- Я лишила свою девочку материнского тепла!
И это была моя большая ошибка!
Потом, когда я захотела взять Аришу к себе, у нас ничего
не получилось...Не разговаривали пять лет!

Первый раз мы попытались жить вместе, когда мама была
замужем во второй раз за доктором-травником Александром
Дерябиным, - рассказывает Арина Мелик-Карамова.
- Но ничего не вышло не только из-за моей тоски по бабушке
с дедушкой и разных у нас с мамой характеров.
Дерябин «подсадил» любимую на «правильное питание»,
а я привыкла к обычной еде. И когда отчима и мамы дома
не было... воровала котлетки и сосиски у нашей собаки!
Конечно, долго такое ни один подросток не выдержит.
Вторая попытка, уже с третьим мужем мамы - Андреем
Тришиным, сначала вроде бы увенчалась успехом.
Но потом, когда они принялись меня «воспитывать»,
я опять сбежала к бабуле. На этот раз - навсегда.

А однажды, после очередной ссоры, мать с дочерью
не разговаривали целых... пять лет!

Поскандалили мы тогда сильно, - вздыхает Арина.
- Мама - молодец, сама сделала мне первый шаг навстречу.
Мы снова стали общаться. Но мне бесконечно жаль наших
«упущенных» чувств. Увы! Но время не вернуть.
Так уж, видимо, распорядилась Судьба...

Бар назывался «РВС». Так и не узнала, как это расшифровывалось. В начале девяностых я устроилась туда работать официанткой, потом стала барменом, гуляли в баре в основном менты и бандиты. Но я не из робкого десятка. Однажды кто-то из наших постоянных посетителей принес журнал со статьей о Елене Прокловой. А там моя фотография с подписью: старшая дочь актрисы Арина Мелик-Карамова.

После этого относиться ко мне на работе стали с недоверием. Решили — раз дочь звезды, значит, выпендривается, с жиру бесится. Обычно все так реагируют, поэтому я свою родословную не афиширую. Помню, еще девочкой, придя с мамой к ней во МХАТ, услышала за спиной: «Надо же! У красавицы Прокловой такая некрасивая дочь!» Стало страшно неудобно перед мамой, как будто ее подвожу. С тех пор остался определенный комплекс — взвешивать все, что происходит в моей жизни, с расчетом на публичность. Обратная сторона медали...

Так вышло, что мы с мамой никогда не жили вместе: меня воспитали бабушка с дедушкой. Она пыталась забрать к себе, но всякий раз не складывалось. Мы совсем разные, Елена Игоревна человек куда более целеустремленный. До сих пор не может и секунды усидеть на месте. Обожает шить, вязать, копаться в огороде. Я — абсолютно другая. Более спокойная и размеренная. Любимое занятие — поваляться с книжкой на диване. Так что если мы чем-то и похожи — то силой характеров. Оттого и отношения развивались непросто: однажды так поссорились, что целых пять лет не виделись и не разговаривали. Вот тогда я и оказалась в ночном баре.

Сегодня былые бури улеглись. Я стала старше, мама — мудрее. Мы ежедневно общаемся. Вот только жаль, что нельзя вернуть годы, вычеркнутые из общей истории. А самое обидное, что сделали мы это своими собственными руками...



Когда получала паспорт, могла выбрать фамилию и национальность. Становиться Прокловой я не собиралась, но маму обидеть не хотела. И записалась: «Мелик-Карамова, русская». Мама шутила: «Слава богу, не «Проклова, армянка». Родители развелись, когда мне было два года. С тех пор мама прожила несколько женских жизней, а папа, Виталий Мелик-Карамов, так больше и не женился. В моем детстве он работал спортивным комментатором в агентстве печати «Новости», затем снимал документальное кино, сейчас пишет сценарии, выпустил книжку воспоминаний.

В семье принято считать, что папа до сих пор любит маму. Недавно признался: «Да, я люблю Лену — но ту, восемнадцатилетнюю. Курносую. Женщина, которую вижу сейчас, мне абсолютно чужая: у нее другой характер, другие привычки, даже другое лицо».

Родители познакомились в компании маминого старшего брата Виктора Проклова. Папа, армянин из Баку, учился вместе с Витей в МАРХИ. Маме тогда всего шестнадцать исполнилось, но она уже была известной артисткой: начала сниматься в кино с одиннадцати лет, когда режиссер Александр Митта выбрал ее на главную роль в картину «Звонят, откройте дверь». Потом сыграла Герду в «Снежной королеве», Христину в «Гори, гори, моя звезда»...

Папа вспоминает, что Лена была очень правильной девушкой. Тусоваться не любила, в девять вечера отправлялась спать. А в один прекрасный день вдруг спросила:

— У тебя есть костюм?

— Нет.

— Найди где-нибудь.

— Зачем?

— Мы женимся.

Дядя Витя как раз сделал предложение маминой лучшей подруге. Ей уже шили подвенечный наряд, и мама просто позавидовала. Это ее версия: мол, захотела красивое платье — вот и сделала предложение приятелю Виталику. Ей еще не исполнилось восемнадцати, так что пришлось получать специальное разрешение. Поженились, родилась я. Но папа начал ревновать маму к профессии, запрещал целоваться в любовных сценах. Например, в спектакле МХАТа «Валентин и Валентина» — по советским меркам очень эротичном. Она не могла помыслить, что оставит кино и театр, и оставила папу.

Напомню, это версия, которая бытует в семье. И хотя я слышала ее с младенчества, сегодня мне не верится, что такой легкомысленный повод, как желание покрасоваться в новом платье, может стать причиной замужества. Да и в причине развода доля правды не самая большая. Конечно, нормальному мужчине вряд ли доставляет удовольствие, что его женщину обнимают другие. Да и меня бы такая работа мужа вряд ли порадовала. Но мало ли что нам не нравится в профессии наших вторых половин, когда есть любовь, уважение, взаимопонимание — все решаемо. Во всяком случае, это не может стать причиной распада семьи.

Думаю, все было проще и банальнее: мало какие браки, заключенные в восемнадцать лет, люди умудряются сохранить. Слишком это безответственный возраст.

На совершеннолетие папа подарил мне свою рукопись. В нее была вложена записка: «Прошу никогда никому не давать читать. Это касается только тебя и меня. Ты теперь совершеннолетняя, хочу, чтобы все знала». Он написал рассказ об их с мамой расставании — чувствах и эмоциях, которые переживал. Разумеется, подробности я опущу.

Мама тогда уехала с театром на гастроли на два месяца. Едва устроившись в гостинице, позвонила отцу: мол, все в порядке. А еще через день сообщила, что они расстаются. Конечно, папа давно понимал, что отношения разлаживаются, но не хотел этого признавать. Они просто были слишком разные по темпераменту: медлительный, основательный папа и взрывная, импульсивная мама.

Жили они с мамиными родителями. Но после развода мама не осталась в квартире в Большом Каретном. Давно привыкла к самостоятельности. Да и личную жизнь надо было устраивать: шел всего двадцать второй год, она была чудо как хороша, за ней многие ухаживали. Сняла жилье и съехала. Забрать меня к себе не смогла: настоящая звезда, мама без конца пропадала на съемках, в разъездах, вечерами играла в театре. Ребенка элементарно не на кого было оставить. Затем и папа перебрался на съемную квартиру. Я осталась в Большом Каретном — с дедушкой Игорем Викторовичем, бабушкой Инессой Александровной и прабабушкой Ириной Михайловной.

Если мама ссорилась с бабой Инной, та в сердцах иногда говорила: «Что ты за мать? Кинула собственного ребенка!» Но лишь как последний аргумент — из желания наступить на больную мозоль. Все в семье прекрасно понимали, что мама не живет со мной не потому что не хочет, а потому что не может. Ничего странного и зазорного в этом никто не видел.

О том, что моя семья устроена не так, как остальные, я узнала, только когда поступила в школу и начала ходить в гости к подружкам. Те жили с родителями — у меня оба были «приходящими». Но они были! С папой мы виделись практически ежедневно. Мама, в силу объективных причин, появлялась реже, уже успев соскучиться: зацеловывала, затискивала, задаривала подарками. А вокруг была куча безумной родни, которая надо мной тряслась.

Когда Прокловых пригласили стать героями программы «Моя родословная», редактор гордо сообщила, что выяснила наши корни до третьего колена. Смешно слышать: мы знаем куда более древних сородичей. В семье принято рано рожать и долго жить. А как не узнать, откуда ты родом, если несколько поколений завтракают, обедают и ужинают за одним столом? Достаточно сказать, что на сегодняшний момент я — самая старородящая: дочь Алиса появилась на свет, когда мне было уже двадцать два. Она застала одну из своих прапрапрабабушек.

В Большом Каретном переулке жизнь крутилась вокруг бабы Инны. Пока я была маленькой, она работала барменом в ресторане «Москва». Место это не любила, презрительно называла себя «торгашкой» и в день, когда исполнилось пятьдесят пять лет, тут же вышла на пенсию.

Она была удивительно легким и беззаботным человеком. Все мы пытаемся подстелить соломки, просчитать варианты наперед. Она ничего не боялась, ни о чем таком, кажется, даже не задумывалась. Жила не днем — мгновением, даже на вечер планов не строила. Хозяйка была хлебосольная, но совершенно безалаберная, в доме стоял шум и гам. Постоянно наведывался мой папа, дядя Витя «подкидывал» родителям сына Игоря, моего двоюродного брата, приезжала мама с очередным мужем. Непрерывно принимали гостей: бабушка притягивала людей как планета на свою орбиту. Лаяли собаки, мяукали кошки, слава богу, что рыбки по природе молчаливы. А баба Инна внутри этого водоворота чувствовала себя прекрасно! Она была настолько фанатичной собачницей, что однажды даже превратила в борзую поросенка. Решила взять на лето свинку, чтобы откормить, а по осени зарезать. Свинью звали Майка, она стала всеобщей любимицей, бегала с детьми купаться. Стала поджарой, с втянутым животом. Естественно, в сентябре никто даже представить не мог, что Майку можно «порешить», отдали куда-то в деревню под общий плач. Бабушка держала мраморных догов. Таскала их на собачьи выставки: «сука Проклова» всегда брала первое место.

Как-то догиню Лютю должны были везти на вязку. Кинулись собирать документы, медали и грамоты. Отыскать что-то у нас в квартире можно было только чудом. Несколько дней из всех углов доносилось бабушкино: «Черт, черт, пошутил и отдай». Наконец все нашли, садимся в машину.

— Инна, я тебя знаю, — бурчит дед, — проверь все еще раз. Родословную взяла?

— Взяла.

— Медали?

— Взяла.

— Точно? Ладно, поехали.

Километров через пять выяснилось, что забыли... Лютю.

Баба Инна была настоящей душой семьи, источником тепла. Ее просто невозможно было обидеть, любая ссора рассасывалась мгновенно. Хотя сама она могла задеть за живое. Мы с мамой никак понять не могли — то ли характер вредный, то ли просто «не догоняла», как неприятно слышать: «Что-то ты поправилась. И прическа ужасная, и платье такое больше не надевай». При этом саму ее подцепить было трудно. Красивая от природы, она никогда за собой не следила. На любую критику в свой адрес только рукоой махнет: мол, глупости — кто меня видит. Хотя деда, полковника танковых войск, гуляку и балагура, бабушка обожала. Он преподавал информатику в военной академии, занимался первыми вычислительными машинами.

Бабушке все давалось легко, оттого она ничего не доводила до конца. То, что требовало лишних усилий, отметалось как ненужное. Я рано начала проявлять характер, справиться со мной бывало непросто, вот она и не старалась.

Некоторые попытки предпринимала бабушкина мама Ирина Михайловна — в прошлом сотрудник НКВД, вдова генерал-майора. Запомнила ее за пасьянсом, с «Явой» в зубах и болонкой на коленях. По сравнению с уживчивой и безалаберной бабушкой она казалась настоящей гестаповкой. Что значит «Ешь суп!», если он остыл? Я часами просиживала за столом, сцепив зубы. Исподтишка делала пакости болонке. Потом, наконец, появлялась баба Инна и махала рукой: «Да ладно, пусть не ест». Сегодня жалею, что мы с прабабушкой всегда были в контрах и я ее, по большому счету, так и не узнала.

Мама говорит, что свой характер я начала проявлять совсем крохой. Лето мы проводили на даче под Новым Иерусалимом, в поселке «НИЛ» — «Наука, Искусство, Литература». Здесь жили родители деда — Виктор Тимофеевич и Надежда Георгиевна. Когда приезжала мама, я старалась ее удержать. Года в три упросила проводить: проехаться вместе в машине до колодца через три участка от нашего.

— Ты не дойдешь назад, потеряешься, — пыталась сопротивляться мама.

— Дойду, — упрямилась я. И настояла на своем.

Помню, что было страшно, когда она меня высадила, но я уже тогда понимала: если сказала, что дойду сама, надо дойти. Мама потом рассказывала, что, конечно, никуда не уехала. Остановилась в лесочке и наблюдала из-за елки, как я постояла-постояла и поковыляла до дачи на растопыренных ножках.

Мамино влияние было магическим. Совсем маленькую зимой меня было невозможно одеть: комбинезонов еще не существовало, а терпеть, что обряжают, как капусту, в штаны-варежки, я отказывалась. «Справиться с тобой могла только Лена, — вспоминает папа. — Она читала стихи, причем серьезных поэтов. Лишь начнет из Бориса Слуцкого: «Люди сели в шлюпки, в лодки сели, лошади поплыли просто так...» — и из тебя можно вить веревки».

Каждое появление мамы было сродни фейерверку. Помню, играла во дворе, а она приехала со съемок картины «Поздняя любовь» по Островскому — не сняв грим и в шикарном бархатном платье коньячно-вишневого цвета, в шляпке с вуалью. Хороша была до невозможности! Де-вочки-подружки аж обомлели, игрушки побросали, рты открыли. А я просто задохнулась от восторга: вот у меня какая мама, самая лучшая!

Тем не менее всегда знала: с ней не забалуешь. Она человек решительный, даже жесткий. Как-то забрала нас с двоюродным братом Игорем к себе на выходные. Мы обрадовались — настоящее приключение! По дороге зашли в гастроном. Уже тогда сторонница здорового питания, в сторону колбасного отдела мама, естественно, даже не посмотрела. Привела в молочный: «Выбирайте, что хотите на ужин». На прилавке среди унылого кефира выделялась красивая коробочка с творожной массой с изюмом. Как все дети, мы потянулись за яркой оберткой.

— Возьмем одну на двоих, — постановила мама. Но мы начали канючить:

— Нет, купи каждому!

— Ну, смотрите.

Дома посадила на кухне:

— Ешьте.

Мы с Игорем ковырнули:

— Фу, какая гадость! Не хотим!

Мама рассвирепела:

— Нет, минуточку. Пока не съедите, из-за стола не выйдете.

Я попробовала, конечно, похныкать, но хорошо знала свою маму и понимала, что это бесполезно. Быстро-быстро все слопала. Брат масштаб катастрофы оценил не сразу. И поплакал в эту массу, и соплей туда напустил. Только потом начал в себя впихивать. Я же, сияя от счастья, что уже все съела, вскочила и от переполняющих меня чувств запела: «Кострома, Кострома, государыня моя!» Игорь заревел еще горше. Но мама весь кайф обломала: разрешила брату не доедать. Это было страшно несправедливо!

Одно время я мечтала превратиться в принцессу. Даже подговорила бабушку, чтобы называла меня Элеонорой. Упрашивала маму сшить платье с кринолином. А она привезла из заграничной командировки... джинсы. Как же я расплакалась! Мама, недолго думая, схватила эти штаны и разорвала их надвое. И я еще долго не получала никаких подарков. Лишь повзрослев, поняла, как ей, наверное, было обидно. Суточных меняли мало, приходилось экономить, во всем себе отказывать, потом выбирала эти джинсы, беспокоилась — подойдут ли...

Человек я, видимо, нефартовый. Мама умудрялась появляться именно в тот момент, когда набедокурю. Забирала меня как-то из детского сада, воспитательница нажаловалась, и мама отчитывала всю обратную дорогу. Я, насупившись, молчала. Дома она сказала: «Иди в угол. Пока не извинишься, не выйдешь». Закончилось, правда, тем, что мама сама уговаривала меня выйти: извиняться я отказывалась категорически. Никогда не просила прощения, если считала, что не виновата.

Мама негодовала, ругалась, сетовала на мой несносный характер. Однако проведя очередной воспитательный сеанс, она всегда уезжала. Чем старше я становилась, тем сильнее сопротивлялась такому «точечному» воздействию. Одно дело, когда тобой занимаются ежедневно, совсем другое, если «нравоучать» начинает человек, приезда которого ждешь как праздника.

Лет в девять меня повели во МХАТ на «Амадея». Усадили в ложу. Спектакль настолько впечатлил, что второй акт я смотрела вся в слезах — уже из-за кулис. Сцена, где умершего Моцарта бросают в яму, привела меня в полуобморочное состояние. Мама, тоже игравшая в спектакле, даже попросила, чтобы кастелянши разыскали для меня валокордин. И вдруг я увидела, что мимо по проходу идет артист, игравший Моцарта, и преспокойно жует яблоко. Этот обман вызвал настоящий шок. В следующий раз в театр меня смогли затащить только лет в двадцать: упиралась руками и ногами.

Единственный, кто пытался всерьез воспитывать, был папа. Следил, чтобы я заправляла постель, чистила зубы, водил на мультики и прогуливал в Нескучном саду. Когда пошла в школу — проверял уроки. Но один в поле не воин. Я росла очень избалованной. Раз папа увидел, как бабушка пытается накормить меня, двухлетнюю, супом. Чтобы я раскрыла рот — видимо, от удивления, — прадедушка со своим братом танцевали на столе. Его это так возмутило! Хорошо еще не знал, как баба Инна впихивала во внучку черную икру: нарезала бутерброды самолетиками и отправляла их мне в рот с лету. Папа страшно переживал из-за отсутствия в моей жизни какого-либо воспитания. Но ударил меня всего однажды, уже лет в шестнадцать. Я поругалась с бабушкой и, заходя к себе в комнату, сквозь зубы процедила: «Дура». Папа влепил пощечину: «Руку на тебя больше не подниму. Но еще раз услышу, что моя дочь так отзывается о старших, она перестанет для меня существовать».

Если даже папа не мог на меня повлиять, то мужья мамы вообще не имели права голоса. Тем более что со временем каждый из них понимал: во-первых, она не ждет их участия в моей судьбе, поскольку не ищет отца ребенку, а во-вторых, у ребенка такой характер, что только тронь.

Судьба у маминых мужчин была незавидная. Уж слишком Елена Игоревна эмоциональная, даже взрывная. Кажется, сама я вела себя так с мальчиками только лет до восемнадцати. Мама не цветочков ждала, а дотошных объяснений: почему не так посмотрел, отчего вдруг сменил тон. Требовала, чтобы мужчина ловил каждый взгляд, каждый вздох. Буквально в ней растворялся.

Не раз видела, как она выбегала на улицу, когда ругалась с кем-то из своих мужей: рыдая, чуть ли не босиком, в ночь, и не остановить. С другой стороны, порой казалось, что вся эта феерия — наносное, внутри маму держит очень жесткий стержень. И как бы ни кипела страстями, она не сама влюблялась, а лишь позволяла себя любить.

Александра Адамовича я впервые увидела в Сочи, куда мама взяла меня на съемки картины «Будьте моим мужем». Он был художником-декоратором и отцом Филиппа, который играл маминого сына. В Сочи мне исполнилось семь, Филипп был на год старше, мы постоянно друг друга задирали. Когда мама сошлась с Сашей, Филя уехал к своей маме во Францию и в Москве бывал редко.

Думаю, мама Адамуху по-настоящему любила. Это был не просто роман, а скорее гражданский брак на несколько лет. В чем-то Саша походил на бонвивана, женщинам такие нравятся, и мама не исключение. У замечательного, интеллигентного, воспитанного и начитанного Адамовича был один недостаток — он сильно пил. Мог держаться, а потом слетал с катушек на несколько недель. Со всеми вытекающими. С таким человеком жить невозможно, женщина все время на стреме, вынуждена караулить, как бы опять не случилось...

И мама ушла, стала встречаться со своим будущим вторым мужем Александром Дерябиным, Адамович узнал и сильно запил. А тут как раз в школе начались зимние каникулы. Мама взяла нас с братом Игорем под мышку и повезла на дачу, где отдыхал дядя Витя со своей честной компанией.

Мама младше брата на шесть лет, но всю жизнь Витю защищала: от мальчишек на улице, от родни, от его собственных пороков. Не знаю ни одного человека, кто не попал бы под дядино обаяние. Витю в семье жалели, вытаскивали из разных передряг, постоянно пихали ему деньги. Вот и остался большим ребенком. Периодически мама с присущим ей энтузиазмом приезжает брата «спасать». Приводит в порядок вначале дядю, потом его мастерскую. Разгоняет друзей-приятелей, усаживает за стол, становится за спину и смотрит, как Витя работает. Он покорно со всем соглашается: «Ленусик, обещаю, с этого дня — ни-ни, клянусь». А его друзья в это время заглядывают в окно: не уехала ли? Конечно, в какой-то момент маме надоедает выступать в роли воспитательницы, появляются более важные заботы...

Адамович с Витей дружил. Увидев Сашу на даче, мама скомандовала: «Под твою ответственность!» Сплавила нас с Игорем и упорхнула по своим делам. Мы с братом оказались в компании художников и скульпторов, которые продолжали весело отмечать Новый год. До сих пор не могу понять, почему бабушки не отследили наше местонахождение?

Адамуха отчего-то воспринял мамин наказ всерьез. И хотя, пребывая в запое, плохо понимал, что происходит вокруг, старался в те наши каникулы соответствовать образу отца и воспитателя. Ругались мы страшно. Раз не пустил меня гулять. Стою надувшись, злая, а он сидит у камина пьяненький и говорит:

— Я сейчас прочитаю стихотворение, которое сочинил специально для тебя:

Отчего летает он?

Оттого, что этот слон

Нежно в бабочку влюблен.

Ну все, девочка, иди.

Через пять минут опять зовет. Подхожу. Начинается все по новой:

До такого исступления довел, что и спустя тридцать лет стих помню!

Было мне тогда одиннадцать. В следующий раз мы увиделись в восемнадцать. Дело вновь происходило зимой. Я, мама и ее нынешний муж Андрюша поехали в гости к Алику Цигалю — замечательному скульптору и деверю покойной Любови Полищук У него сидела компашка. Вдруг откуда-то из недр мастерской выходит Адамуха в халате. Он совсем спивался, и Цигаль его приютил. Увидел нас, стал извиняться: «Простите, я неприбранный». Быстро оделся, умылся, сел за стол:

— Леночка, Ленусечка, как я тебе рад! — а на меня поглядывает как-то странно, будто не узнает. Мама не выдержала:

— Это же Ариша!

Ребенком я действительно была некрасивой, но в юности, что называется, получшала.

Через какое-то время мужчины отправились за выпивкой и закуской, ну и он с ними. Возвращается и дарит всем женщинам — их в компании было несколько — по шикарной алой розе. А передо мной распахивает пальто, а там — целая охапка белых нарциссов! Где можно было раздобыть нарциссы в заснеженной советской Москве, даже не представляю. Они еще засушенные стояли в вазе, когда Адамухи не стало. Его гибель — какая-то тайна. Знаю только, что Сашу застрелили в аэропорту, когда он летел в Париж. Говорили, в эту темную историю были замешаны спецслужбы и, следовательно, никаких подробностей никто толком не знает.

Думаю, мои теплые воспоминания об Адамовиче прежде всего связаны именно с трагизмом его ухода. Пока жил с мамой, он особого любопытства ко мне не испытывал, да и моих мыслей не занимал. А вот со вторым маминым мужем, Александром Дерябиным, мне довелось пожить какое-то время вместе.

Периодически мама пыталась забрать меня к себе. Но совместная жизнь не складывалась. Впервые это случилось, когда мне было года три. Мама поругалась с бабушкой и решила стать самостоятельной. В комнате, которую она снимала в театральном общежитии, царил чудовищный бардак. На следующий день идем из детского сада.

— У меня для тебя сюрприз.

— Кукла? — начинаю гадать я. — Платье, как у принцессы?

— Сейчас увидишь.

Приходим в общежитие, мама открывает дверь и провозглашает:

— Посмотри, как здорово мы убрали!

Я, естественно, в рев. Мама страшно разобиделась. Ведь старалась! А ребенок проявил неуважение к ее труду. Положила меня спать и ушла к друзьям в соседнюю комнату. Помню, как лежала ночью одна и очень себя жалела.

Когда мама вышла замуж за Сашу Дерябина, у нее уже была кооперативная квартира на улице Красина. И я подросла: в двенадцать лет могла самостоятельно и из школы доехать, и спать лечь. Короче, решила меня мама снова забрать.

Саша был известным в Москве целителем. Маму познакомила с ним актриса МХАТа Лилия Журкина — тогдашняя жена Евгения Евстигнеева. Когда у меня открылась язва, Журкина рассказала о замечательном докторе, который помогал ей избавиться от пристрастия к выпивке. Сеансы проходили в квартире Евстигнеевых на Суворовском бульваре. Собиралось человек по пятнадцать. Садились в кружок Саша, как завзятый гуру, произносил свои мантры оздоровления. Члены «секты» — иначе их не назвать — благоговейно внимали. После этого Дерябин раздавал всем по чайной ложечке масла и каждому делал клизму. Так рядком — кто на полу, кто на диване — и лежали попами кверху. Однажды как раз во время сеанса из театра вернулся Евстигнеев. Глянул в комнату из коридора грустными глазами, снял шапку и, ничего не сказав и даже не поздоровавшись, тихо-тихо ушел в недра квартиры, плотно закрыв за собой дверь.

Поначалу мне очень хотелось жить с мамой. Но опять ничего не вышло. Прежде всего, я сильно тосковала по дому — тому, к которому привыкла. Распорядок дня, укорененные с младенчества привычки, в конце концов, банальная еда — у мамы все было иначе, чем в Большом Каретном. Бабушка кормила голубцами, жареной картошечкой, домашними котлетками. Мама сидела на диетах, применяла какие-то йогов-ские практики, бесконечно «очищалась». Как все актеры, она человек увлекающийся, а тут еще рядом «травник» Дерябин. В школу мне давали прокаленную на сковороде гречку — естественно, сырую и без масла. По утрам надо было выпивать специальный отвар по Сашиному рецепту — сбор из сорока двух трав. Такой гадкий, что теперь я, наверное, даже горечь полыни не почувствую.

На этом оздоровительном питании я протянула пару месяцев. Колбаса в дом покупалась только для собаки, бассета Груши. Стыдно сказать, но когда мама уходила в театр, я воровала у нее из миски. Жить захочешь — пойдешь и не на такое.

Кроме того, справедливо решив, что бабушка меня «обленила и распустила», мама рьяно принялась за мое воспитание. К двенадцати годам сопротивление было натренировано: никто никогда меня не муштровал, а тут здрась-те! Короче, недовольство росло и радужные картинки счастливой семейной жизни, которые мы обе себе рисовали, разбились о быт. В один прекрасный день я призналась бабушке:

— Не хочу больше жить с мамой. Но не знаю, как ей сказать.

— Не волнуйся, деточка, я сама, — пообещала сердобольная баба Инна.

У мамы в тот день был спектакль, она позвонила в антракте. Сейчас, мол, доиграет и приедет за мной. Бабушка сообщила: можешь не торопиться, Арина возвращаться не собирается.

Думаю, д ля мамы мое решение стало ударом. Она все равно хотела меня забрать, пыталась дожать силой. На этой почве у них с бабушкой был серьезный конфликт. Со временем все наладилось и утряслось, но примерно год после моего побега мы с мамой не разговаривали. Нашла коса на камень. Хотя, конечно, обе сильно переживали.

Дерябина в семье не полюбили. Летом на даче вся семья собиралась за длинным столом на террасе. Стоило опоздать на пять минут, прадедушка лишал завтрака или обеда, он даже своему сыну-полковнику раздавал подзатыльники. И вот представьте: все уже сидят, входит Саша. Смотрит, как Виктор Тимофеевич отрезает кусок ароматной свинины, и громогласно восклицает: «Мертвечина! Как вы можете это есть?» Потом откусывает от капустного листа: «Царская еда, божественная пища!» Была в нем какая-то экзальтация, причем ненатуральная. Однажды мы с Игорем увидели, как он... тайком поедает шпроты. И Дерябин нас увидел! Так и замер: одна рыбка во рту, вторую от неожиданности выронил.

Но я восхищаюсь душевностью моих родных. Отчим иногда приводил в дом больных, раз на той же даче поселил мальчика с мамой из своего родного Запорожья. У того был рак лимфы, на ногах — чудовищные язвы. Как правило, мы стараемся не видеть чужого страдания, будто оно нас не касается, а тут моя семья на несколько месяцев приютила чужого больного ребенка.

Когда мне сказали, что скоро должны родиться два брата, никакой угрозы я не почувствовала. У меня была своя семья, у мамы — своя. В моей детской голове они никак не пересекались. Но, к несчастью, детям на свет появиться было не суждено. Мама с Сашей не смогли пережить потерю близнецов — горе их развело.

Вообще от той трагедии в памяти остались лишь фрагментарные картинки. Вот сижу у маминой постели, прикладываю к ее голове холодные полотенца. Маме плохо, под кровать подложены кирпичи: доктор велел держать ноги выше головы.

Прибегаю с волейбола, узнаю, что мама уехала в Москву. Саша остался на даче: наверное, поругались. Мы все волнуемся, как мама себя чувствует, идем пешком три километра до дома отдыха, где есть будка-автомат и можно позвонить в Москву. На Красина гостила Сашина мама, которая и сообщила: «Лена в больнице. Она потеряла детей». Следующий кадр — рыдающий на коленях Саша. Прямо на асфальте. Ну а на финальных титрах через несколько дней появляется мама, такая же счастливая, как всегда. Мы долго гуляем с ней по лугу.

Только спустя время поняла, как тяжело было тогда маме, что пришлось пережить. Виду она не показывала. А дети жестоки, смерти для них просто не существует. Начинают чувствовать чужую боль, лишь когда испытали свою.

Как у всякого ребенка, у меня в голове застревали некоторые фразы, услышанные от взрослых. А в семье говорили: может, все, что случается, — к лучшему? Хорошо, что Лена развелась с Сашей. И вот примерно через год сидели у нее в гримерке перед спектаклем. Зашел разговор о детях, я возьми и ляпни:

— Может, и к лучшему, что близнецы не родились, — и впервые увидела, как выглядит опрокинутое лицо.

Мама не стала ругаться, сказала только:

— Задумайся на секунду: ты радуешься смерти двоих детей. Как так можно?

Тот разговор стал для меня важной ступенькой взросления. Поняла: на все следует смотреть с разных точек зрения, а для этого надо приглядеться к тому, кто рядом, выбраться из своей узкой колеи. Если человек не показывает страдания, это не значит, что он его не испытывает. Мне казалось, мама все переживает легко, потом поняла, что она просто очень сильная. От того одинока: не может разделить ни с кем свое горе. Не от гордыни или недоверия — от невозможности. Не случай-но у мамы никогда не было подруг.

Мама развелась с Сашей. В квартире, где они жили, тоже не могла оставаться. Чтобы сменить обстановку, переехала к Вите в мастерскую. Заодно в очередной раз занялась его воспитанием.

Но в тот раз принялась за брата особенно рьяно. В один прекрасный день в подвал позвонили, мама открыла. На пороге — незнакомый молодой человек.

Когда мама познакомилась с Тришиным, Андрей работал в часовой мастерской. В Перестройку устроился водителем в немецкую фирму: в семье тогда было трудно с деньгами. Сегодня занимается в основном строительством.

Они вместе уже больше двадцати лет. Почему в конце концов мама выбрала именно Андрея? Мой папа любит повторять, что из Лены вышла бы отличная жена генерала. По менталитету, внутреннему строению молекул она совсем не артистка. На фоне коллег — как мощный трактор в окружении газонокосилок Актерам свойственно смешивать реальность и искусство, играть с живыми людьми как с партнерами на сцене. А мама четко разделяет жизнь и кино. Елена Игоревна на этих словах может покрутить пальцем у виска: мол, кого вы слушаете? Это я-то не артистка? Но мне кажется, что актерство для нее лишь профессия, никак не образ жизни. Оттого сумела сохранить трезвый взгляд на коллег, в которых, как правило, много женского начала. А мама всегда уважительно относилась к мужчинам с абсолютно брутальными интересами. И шла за своими увлечениями. Заинтересовалась медициной — вышла за Дерябина. Со временем ей захотелось дома, семьи, уюта, и мама создала все это вместе с Андреем. Найдя общие интересы в охоте, рыбалке, путешествиях.

Когда они съехались, мне было четырнадцать, Андрею двадцать пять: его даже в армию призвали, мама ездила навещать. А в этих возрастах мужчины и женщины пребывают примерно на одном психоуровне. Как-то — еще до их свадьбы — осталась на Красина ночевать. Гладила школьную форму. Доски у мамы по-чему-то не было, разложила костюм прямо на полу, на ковре. Мама была на спектакле. Андрей предложил: «Давай устроим темную Груше». Начали собаку ловить, заворачивать в плед, она визжит, мы хохочем. А потом почувствовали запах гари: утюг я оставила на ковре и он выжег немаленькую дырку. Оба поняли, что влетит от мамы, и придумали... засунуть под ковер записку: «Мамочка, я тебя очень люблю». Нам, конечно, досталось. Но без записки было бы хуже.

Конечно, оскорбительные слова ранили. Но такую встряску дали, что я начала следить за собой. Мама учила меня краситься, давала надевать в школу свои свитера, купила только появившуюся тогда заколку-краб. Я чувствовала себя принцессой на балу. Мы друг по другу соскучились и вступили в игру «как нам хорошо вместе». Но уже через месяц пошло-поехало: невымытая посуда, полное мусорное ведро...

Как-то прихожу, Андрей с мамой сидят набыченные: «Мы посмотрели дневник, у тебя очередная двойка». Я подумала привычно: «Интересное дело! Никогда маму мои оценки не интересовали. Какие теперь могут быть претензии?» Она, наверное, ждала объяснений, а я встала в позу и укатила обратно к бабушке. Мне было четырнадцать, а у любого подростка обид на родителей — вагон и маленькая тележка. Совсем не важно, живут ли они в одной квартире или в разных городах.

Училась я из рук вон плохо и будущее представляла с трудом. Папа мечтал, чтобы поступила в МАРХИ, где учились он, дядя, папина сестра Лена,

который, даст Бог, окончит и моя дочь Алиса. Но я влюбилась и вместо того, чтобы ходить к репетиторам, целовалась по подъездам. Закончилось это плачевно. В институт меня взяли, но уже на первой сессии сообщили, что в семье не без урода. До пересдачи я так и не дошла — забрала документы. О чем потом сильно жалела.

Рычагов для управления такой свободолюбивой девушкой ни у кого не было. Могла творить, что хотела. А ведь для женщины очень важно овладеть профессией: мы постоянно находимся на грани того, чтобы впасть в зависимость от мужчин. А любая несвобода разрушает, это дорога в никуда. Сегодня думаю: может, у меня было детство счастливее, чем у Алисы, но у нее, надеюсь, сложится более благополучная и спокойная жизнь.

Рожали мы с мамой одновременно. У меня с младшей сестрой Полиной разница в двадцать два года. Когда сообщила маме, что беременна, она тут же взяла все в свои руки. Проблемы со здоровьем у нас наследственные, а мама к этому времени разбиралась в них не хуже любого врача. Несколько лет вымаливала, вымучивала, выпрашивала себе счастье стать еще раз матерью. Ведь после близнецов на ее долю выпало потерять еще одного мальчика — уже от Андрея. Я была старше и эту трагедию восприняла горше. Ребенок появился на свет в срок, мама чувствовала себя счастливой. Жила с мыслью, что родила здорового малыша и скоро его заберет. Мы с Андреем постоянно ее навещали. Врачи сообщили, что у ребенка проблемы со здоровьем, только перед его смертью. Никак маму не подготовили. Мальчик родился без надпочечников и прожил всего неделю.

Дочек мы рожали в одной клинике, у одного врача. Даже животы были одного лиловобурого цвета после назначенных обеим шестисот уколов для разжижения крови, которые делали себе сами. Когда поступила «на сохранение», маму как раз отвозили на каталке рожать. Меня и положили в ее палату, на ее койку, кажется, даже постельное белье решили не менять: все-таки родные люди.

Помню, как мы с Андреем и Лешей маялись в коридоре, пока маме делали кесарево. Пол ребенка известен не был. Андрей волновался страшно. Вышла врач Анна Арамовна: «Все нормально. Девочка. Поздравляю». Андрей так перенервничал, что вообще не выразил никаких эмоций. Мужчина он брутальный, думаю, мечтал о мальчике, продолжателе рода. Особенно после трагедии с умершим ребенком. Спокойно сказал: «Хорошо» — сел в машину и был таков. Вернулся только на следующий день. Похоже, мама до сих пор не может простить ему этого «побега».

Андрей еще долго привыкал к тому, что родилась дочь. Понятия не имел, как к ней подступиться. А сейчас, как любой родитель, и мысли не допускает, что мог быть мальчик вместо любимой Полины.

Кстати, Андрей оказался еще и прекрасным отчимом. Не раз меня в этой жизни выручал. Когда через несколько лет решилась уйти от мужа, мама была в больнице, папа в отъезде. Именно Андрей перевез мои вещи к дяде в мастерскую, где поселилась на первое время. Позвонил маме: «Все сделал, все в порядке». Надеюсь, я тоже в чем-то ему помогала.

Первый брак навсегда избавил меня от искушения заглядываться на состоятельных мужчин. Я была слишком гордая, никогда ничего не просила. Уходя, забрала только носильные вещи.

Елена Проклова – советская и российская актриса кино и театра, начала сниматься с середины 1960-х годов, а играть в театре – с середины 1970-х. За это время сыграла около 40 ролей в кино, наиболее известна в роли Ларисы Ивановны из «Мимино». Заслуженная артистка РСФСР, пик ее славы пришелся на 1980-е годы. Начиная с 2000-х, Проклова стала больше появляться на экранах как телеведущая Первого канала.

Семья и детство

Елена родилась в Москве, 2 сентября 1953 года. Мать – Анна Проклова, учительница. Отец – Игорь Проклов, преподаватель программирования Военно-Политической академии. Дед – Виктор Тимофеевич – актер и помощник режиссера «Мосфильма», прабабушка – актриса театра.


Елена занималась с четырех лет спортивной гимнастикой, став в 11 лет мастером спорта. С пятого класса ее перевели на домашнее обучение, и с этого момента она посещала школу только для сдачи экзаменов.


Первую свою роль в кино она получила в 12 лет, и произошло это случайно. В 1965 году, во время кинопробы к фильму Александра Митты «Звонят, откройте дверь!», режиссер заметил Лену, пришедшую к деду в гости. Та, наблюдав за пробами, выучила озвучивавшийся текст. К тому моменту в пробах приняло участие около 11 тысяч кандидаток. Несмотря на это, после прослушивания Митта утвердил на главную роль именно Лену Проклову.

«Тайны кино»: «Звонят, откройте дверь»

В фильме ей удалось поработать на одной съемочной площадке с Роланом Быковым , а после премьеры Лена получила грамоту Мосфильма. Ее заметили и зрители, и пресса. В Венеции фильм получил награду Международного кинофестиваля-1965 (номинация «Детские фильмы»).

Актерская карьера

Вторая главная роль Лене досталась в кинофильме «Снежная Королева» уже через год после картины Митты. Именно экранизация сказки Андерсена и принесла талантливой девочке всесоюзную славу и известность, фильм также в 1967 году завоевал главный приз на фестивале в Боготе «Алая гвоздика».


В следующие два года последовали еще две картины с ее участием. Первой стал «Переходный возраст» (1968 год, режиссер Ричард Викторов), а второй – «Гори, гори, моя звезда» (1969 год, режиссер Александр Митта). Именно в процессе съемок последнего Елена и определилась с выбором актерской профессии. Сдав после этого экзамены за девятый и десятый классы экстерном, она поступила в Школу-студию при МХАТ на актерский факультет.


На время учебы Елена временно приостановила свое участие в съемках фильмов. В 1973 году окончила Школу-студию, после чего ее приняли актрисой в труппу МХАТа.

Елена Проклова в фильме «Единственная»

Первой после перерыва в кино стала роль в фильме 1974 года «Единственная», где партнерами Еленой Прокловой стали Валерий Золотухин и легендарный Владимир Высоцкий .


Дальше в 1975 году последовала школьная драма «Ключ без права передачи», в котором режиссер Динара Асанова отдала Елене главную роль – принципиальной учительницы, вступившей в сложный конфликт с классом. В 1977 году для артистки наступил самый настоящий звездный час – после премьеры картины «Мимино». Героиня Прокловой – стюардесса Лариса Комарова запомнилась поистине легендарной фразой Вахтанга Кикабидзе , сразу ставшей крылатой – «Ларису Ивановну хочу!».


В том же году, несколько позже, вышел еще один фильм, ставший классикой кинематографа 70-х – музыкальная драма по пьесе Лопе де Вега «Собака на сене». В нем Елена Проклова сыграла служанку аристократки Дианы в исполнении Маргариты Тереховой , Марселу. Ее героиня была безответно влюблена в секретаря сеньоры, обворожительного Тристана, которого сыграл Михаил Боярский . Также в съемках приняли участие Николай Караченцов и Армен Джигарханян .


Затем в следующие 12 лет актриса успешно снялась еще в двух десятках кинофильмов, поработав с такими партнерами как Кирилл Лавров , Леонид Филатов , Владимир Зельдин и другие. Любимой зрителями и сейчас остается мелодраматическая курортная комедия «Будьте моим мужем» (1981), где партнером актрисы стал Андрей Миронов .

«Будьте моим мужем». Тайны нашего кино

После 1990 года количество приглашений на кинороли резко пошло на убыль. В следующие два десятилетия Елена Проклова снялась всего в шести фильмах.

Карьера театральной актрисы и телевизионной ведущей

С 1973 года Елена сыграла роли во всех основных спектаклях МХАТ, самыми известными стали «Синяя птица», «Вишневый сад», «Валентин и Валентина». В начале 1990-х годов актриса ушла из театра.


В 2015 году Проклова пришла в МДПТ «Бемби», где получила роль в спектакле «Иные».


На телевидении актриса с 2002 года: сначала она участвовала в «Последнем герое 3: Остаться в живых» – популярном тогда реалити-шоу, действие которого разворачивалось на необитаемом острове. С 2006 по 2010 годы Проклова была ведущей передачи «Малахов+» на Первом канале.


В октябре 2010 года она была приглашена в ток-шоу «ЖКХ», посвященное проблемам современного городского жилищно-коммунального хозяйства, где проработала до октября 2012 года.

Елена Проклова представляет собой известную актрису театра и кино, которая сумела хорошо зарекомендовать себя как на экране, так и на подмостках театра. Собственно, в России много известных актеров и актрис, но вот у Елены имеется свой определенный шарм, который позволял ее хорошо запомнить, увидев в фильме всего лишь один раз.

Всю жизнь она посвятила тому, чтобы совершенствоваться в сфере творчества, играть одну роль за другой, выходить на сцену снова и снова. С чего же начинался творческий путь актрисы, когда она сыграла свою дебютную роль? Почему решила стать актрисой? Все это мы попытаемся рассказать в этой статье, где Елена Проклова станет главной героиней.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Елене Прокловой

Отвечая на вопрос про рост, вес, возраст. Сколько лет Елене Прокловой нужно отметить, что она хотя и не слишком молода, но выглядит просто великолепно. На сегодняшний день этой славной женщине уже 63 года, рост составляет 165 сантиметров, а вес 65 килограммов. И пусть у нее далеко не параметры фотомодели, но все равно, для своего возраста смотрится великолепно.

Кроме того, ее природное обаяние играет не последнюю роль в актерской карьере. Ее творческий путь начался еще, когда она была совсем юной и за годы, что она провела на сцене, ни один день не проходил без того, чтобы она не развивалась. Ставила перед собой новые цели, достигала их, проходила каждое испытание, что ставила перед ней судьба с гордо поднятой головой. Эта славная женщина доказала, что все в этой жизни возможно, стоит только захотеть и делать хотя бы маленькие шаги в направлении мечты.

Биография Елены Прокловой

Биография Елены Прокловой берет свое начало с 2 сентября 1953 года, ведь именно в эту дату и год родилась будущая актриса. Практически с самого рождения она находилась в творческом кругу, потому что дом ее отца часто посещали различные деятели, начиная от актеров и до режиссеров. Кроме того, актерами были прабабка и дед девочки. Но при этом, никто не ждал, что юная Елена станет актрисой, потому что с малых лет она занималась художественной гимнастикой и в возрасте одиннадцати лет она стала мастером спорта. Казалось, ей суждено стать выдающейся спортсменкой. Кроме того, дедушка прекрасно знал об обратной стороны медали жизни актера, не желал внучке подобной судьбы, где полно интриг и лицемерия. Так же известно, что Елена Проклова приняла ислам.

Но в какой-то момент режиссер, на которого работал дедушка Лены, начал искать девочку на главную роль в своем фильме. Он предлагал попробовать силы любой, кто хочет это сделать. Было просмотрено более чем одиннадцать тысяч претенденток на роль главной героини, но ни одна не подошла. В итоге Елена тоже решила попробовать свои силы, для чего тщательно и внимательно выучила текст, который озвучила во время проб. И когда пришла на кастинг, режиссер лишь увидев юную Проклову, почти сразу понял, что она будет играть в его фильме. Так и получилось, спустя короткое время, Проклова уже снималась в фильме «Звонят, откройте дверь». Надо сказать, что первая роль маленькой актрисы была замечена не только зрителями, но и прессой, даже удостоена международной премии. Также игра Лены была признана лучшей женской ролью, о чем подтвердила выданная актрисе грамота.

После того, как она сыграла в этом фильме, на талантливую девочку обратили внимание другие режиссеры. Следующей ролью Елены Прокловой стала роль всеми любимой Герды в сказке «Снежная Королева». Актриса идеально справилась с задачей передать героизм и самоотверженность маленькой девочки, фильм бы очень положительно принят зрительской аудиторией. Следующие два года Елена была занята сразу в двух картинах, где могла раскрыть свой творческий потенциал. Работая над последней картиной, она поняла, что хочет работать в кино, а не в спорте, хотя там ей прочили великолепное будущее. Тогда же, окончив экстерном девятый и десятый классы, Лена поступает на актерский факультет театральной студии при МХАТ. Позже актриса рассказывала, что немного жалеет о том, что не узнала, что такое школьный выпускной, пропустила все школьные походы, но зато у нее в жизни всегда присутствовала сцена и камеры.

В театральной студии девушка училась с условием, что она на время перестанет сниматься в кино. Причем преподаватели не слишком мотивировали ее на дальнейшую работу. Считали что у студентки слишком тихий голос, кроме того, не было определенного для сцены темперамента. С другой стороны, талантливая Лена могла прямо с ходу включиться в любую роль, переключаться с одного образа на другой.

Фильмография: фильмы с участием Елены Прокловой в главной роли

После того, как в первой половине семидесятых годов она закончила МХАТ, то сразу же вернулась в кино. Там она начала работать над фильмом с красивым названием «Единственная». Этот фильм вышел в 1976 году и был не только положительно встречен зрителями, но и удостоен наград на различных кинофестивалях.

Была в ее творческой карьере и отрицательная роль. В семидесятых годах Проклова появилась на экране в фильме «Сентиментальный рома». Героиня, которую она играла, была женщиной красивой, справедливой, умной, но при этом совершенно бездушной и жесткой. После данного амплуа актриса снова вернулась в сказку, сыграла Настеньку в постановке про Иванушку-дурачка. Далее последовала эпизодическая, но очень заметная роль, ведь она играла девушку главного героя.

Следовали разные роли, чаще всего они были удачными, часто актриса показывала в картинах, как тяжело поладить двум разным поколениям: старшему и младшему. Елена Проклова сумела проявить себя в разных жанрах, потому что она на сцене и перед камерами появлялась с восьмидесятых годов. В итоге, как и следовало ожидать, она стала заслуженной артисткой России. С девяностых годов, женщина снималась мало, но все же появлялась на экранах.

Личная жизнь Елены Прокловой

Личная жизнь Елены Прокловой началась для актрисы рано. Еще в восемнадцать лет она стала женой режиссера Виталика Мелик — Карамова. У них спустя год появилась дочь, которую они назвали Арина. Но спустя четыре года их семейный союз распался, скорей всего оттого, что они не были готовы идти на компромиссы. Второй раз она вышла замуж за мужчину, чтобы весьма далеко от искусства.

Его звали Александр Дерябин, он был врачом по профессии. Но с ним Елена Проклова тоже счастья не нашла, спустя несколько лет, у нее появился еще один штамп в паспорте о разводе. Женщина говорила, что их развела общая трагедия, потому что, в младенчестве умерли их сыновья-близнецы. Супруги полностью погрузились в работу, что помогло им забыть горе. Но в итоге, они не смогли снова быть вместе. При этом они развелись мирно, спокойно, не теряя достоинство, и сохранив хорошие отношения.

В первой половине восьмидесятых годов, женщина встретила третьего мужа. Его звали Андрей, он был другом ее брата Виктора, который же их и познакомил. У пары родился сын, но страшная трагедия повторилась, мальчик умер, будучи маленьким. Но на этот раз муж и жена переживали горе вместе, не разошлись несмотря ни на что. В середине девяностых у них появилась дочка, которую они назвали Полина.

Интересно то, что через год Елена стала уже бабушкой, потому что ее первая дочь Арина родила дочку, назвав ее Алисой. В самом конце девяностых годов, Проклова выпускает книгу, где рассказывает о самой себе. Это даже не биография, а рассуждение о жизни, изложенные на страницах. Кроме того, несмотря на то, что в свое время она с супругом смогла пережить страшные времена смерти сына, но в 2015 году они все равно развелись.

Семья Елены Прокловой

На сегодняшний день семья Елены Прокловой – это она сама и ее дочь Полина, что родилась от третьего мужа. Кроме того, у женщины есть старшая дочь Арина от первого брака, которая уже давно взрослая и сама имеет дочь. Так что у Елены есть, кому ждать ее дома, поэтому она всегда рада провести время в кругу своих близких.

Обо всех своих мужьях актриса хранит хорошие воспоминания, рада, что они были в ее жизни, но при этом она ни с кем из них не смогла обрести того счастья, к которому стремится женщина. Но поскольку она уже давно бабушка, она может позволить себе пока обойтись без постоянного мужчины, потому что ей есть о ком заботиться, кого баловать и радоваться каждому дню вместе с родными.

Дети Елены Прокловой

Дети Елены Прокловой – это ее две дочери, что появились от разных браков. Первая дочь Арина родилась еще, когда актриса была замужем первый раз в юном возрасте. Женщина знает, что такое горькая утрата, потому что в свое время, она неоднократно теряла своих детей. Во втором браке, она потеряла двух сыновей-близнецов, и это отдалило ее от супруга.

Еще одного сына она утратила, когда была замужем третий раз, но брак еще продержался долгое время. Уже потом, спустя тридцать лет совместной жизни, они развелись по необъяснимым причинам. Скорей всего, брак попросту себя исчерпал, делить им было нечего, да и, дети уже взрослые.

Дочь Елены Прокловой – Арина

Дочь Елены Прокловой Арина родилась еще во время первого брака, когда Елена Проклова вышла замуж в юном возрасте. Появившись на свет, она словно бы скрепила еще сильнее брак между мужем и женой, но это длилось недолго, потому что родители в итоге, все равно расстались.

Сейчас, Арина уже взрослая женщина, замужем, у нее есть своя дочурка. Интересно то, что бабушкой Елену Арина сделала спустя всего лишь год, как родилась ее младшая сестра Полина от третьего брака. В любом случае, у старшей дочери Арины сейчас своя жизнь, она строит свой жизненный путь самостоятельно, сама решает, как ей быть.

Дочь Елены Прокловой – Полина

Дочь Елены Прокловой – Полина стала поздним ребенком для Елены и ее третьего мужа. Родилась девочка в 1994 году, за год до того, как у Елены Прокловой появилась внучка. Сейчас Полина уже взрослая, молодая женщина, правда, про ее личную жизнь мало что известно, скорей всего, она не пошла по стопам матери стать актрисой, или же, пока только строит в этом свой жизненный путь.

В любом случае, если она действительно захочет стать актрисой, мама обязательно ей в этом поможет, ведь она знает, как важно реализовываться собственные желания и цели. Впрочем, она может выбрать свой собственный путь, который станет независимым от пути звездной мамы.

Бывший муж Елены Прокловой — Виталий Мелик-Карамов

Бывший муж Елены Прокловой Виталий Мелик-Карамов стал ее первым избранником, причем вышла замуж девушка еще, когда была юной, всего лишь в восемнадцать лет. Брак продлился четыре года, за это время у пары родилась дочь Арина, которая уже сейчас замужем, имеет собственную дочь.

По профессии Виталий является режиссером-документалистом, со своей женой познакомился во время ее учебы в театральном училище. За те четыре года, что они прожили вместе, они научились много чему, в том числе и тому, что семейная жизнь весьма нелегкая, если не уметь идти на компромиссы. Правда, им это не помогло, потому что они не смогли найти золотую середину, и конечным результатом их отношений, стал развод.

Бывший муж Елены Прокловой — Александр Дерябин

Бывший муж Елены Прокловой Александр Дерябин стал ее вторым мужем. Примечательно то, что на этот раз избранник не имел никакого отношения к творческой атмосфере, работал врачом и строил карьеру там. Они жили неплохо, несмотря на то, что были людьми разных интересов, но не смогли сохранить семью после страшной трагедии.

Дело в том, что у Елены родились сыновья-близнецы, которые умерли в малом возрасте. Для женщины это было сильное горе, как и для ее мужа. Чтобы хоть немного отвлечься, они оба погрузились в работу, в итоге попросту отдалились друг от друга, не стали бороться за личное счастье. В результате получили штамп в паспорте о разводе.

Бывший муж Елены Прокловой — Андрей Тришин

Бывший муж Елены Прокловой — Андрей Тришин стал ее третьим мужем, с которым она прожила целых тридцать лет. Тут можно сказать, что у них в семье трагедия повторилась, потому что после того, как родился сын в браке, он прожил всего лишь неделю. Но на этот раз супруги оказались сильнее, они смогли пережить личное горе, справиться с ним.

Через некоторое время, в первую половину девяностых годов, появилась на свет дочка Полина, которая смогла залечить душевные раны мужа и жены. Но, к сожалению, по непонятным причинам, супруги разошлись в 2015 году, прожив вместе три десятка лет. Скорей всего, супруги просто решили, что им дальше не по пути.

Елена Проклова больна раком

Одно время, ходили распространённые слухи о том, что Елена Проклова больна раком. Неоднократно поклонники искали запрос: «С какой болезнью борется Елена Проклова» желая узнать, что случилось с известной актрисой. Рассказывали разное, что она уже написала завещание, что уже готовят похороны и так далее.

Также говорили, что у нее больные почки. Но как бы там ни было, какая-то болезнь все же преследовала знаменитость. Также она эту болезнь победила, смогла вернуть себе здоровье и снова начать сниматься. Ведь сейчас она активно снимается, сотрудничает с телевиденьем. Видимо, любовь к жизни и работе, оказалась сильнее, чем любая болезнь.

Фото Елены Прокловой до и после пластики

Фото Елены Прокловой до и после пластики заставляют задуматься, делает ли актриса себе операции, чтобы вернуть молодость. Скорей всего, пластика имеет место быть, да и сама Елена этого не отрицает, что могла обращаться за помощью к пластическим врачам. Говорят, что она восстанавливала форму после родов, также изменяла форму груди и губ.

Не говоря о том, что она неоднократно делала подтяжку лица, чтобы убрать лишние годы. Как бы там ни было, но если актриса имеет возможность продлить свою красоту и молодость, то нет ничего плохого в том, что она этим пользуется. Фотографии вечно красивой и молодой Елены Прокловой в Сети это подтверждают. Пластическая хирургия творит чудеса, потому что сейчас актриса выглядит потрясающе и значительно моложе реального возраста.

Инстаграм и Википедия Елены Прокловой

Узнать о жизни Елены Прокловой не так сложно, потому что она достаточно известная звезда, с богатой биографией и творческим путем. Для тех, кто желает узнать о ней больше, чем в этой статье, лучше зайти на личную страницу в Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Проклова,_Елена_Игоревна), где собраны факты общего характера.

Начиная от детского времени и до последних достижений российской актрисы. Правда, у актрисы нет личной страницы в Инстаграм, но и без этого достаточно много информации в Сети. Так что узнать о ней не сложно, искать долго не придется. Википедия Елены Прокловой к услугам тех, кто хочет знать о знаменитости больше.


Top