Между подвигом и позором. Как китайский Порт-Артур стал русской твердыней
Порт-Артур: наша слава и позор
Самая мощная военно-морская база КНР находится в местечке Люйшунькоу, которое в настоящее время административно является районом Даляня.
Однако этот закрытый для иностранцев, а потому захолустный (по сравнению с Далянем) город в остальном мире знаменит по своему прежнему названию Порт-Артур.
Расположенная в западной оконечности Ляодунского полуострова гавань с узким входом, со всех сторон окруженная сопками, будто специально созданная для укрытия военных судов от противника, издавна, со времен династии Хань, использовалась по прямому назначению. В конце 19 в., когда Китай решил обзавестись нормальным броненосным флотом, Люйшунь стал главной базой для северной флотской группировки. Захваченный японцами в войну 1894-95, он был ими же арендован по Симоносекскому договору. Поведение Японии не понравилось Германии, России и Франции, которые убедительно попросили вернуть Китаю полуостров.
Развивая свое присутствие на Дальнем Востоке, русское правительство предприняло ряд некоторых шагов для приобретения в аренду Ляодунского полуострова (в число шагов, увы, входили и взятки китайским чиновникам на местном и правительственном уровне). Договоренность была достигнута в 1898 году. С этого времени Порт-Артур начал усиленно развиваться в качестве основной базы российского флота на Тихом океане.
Излишне говорить, что такое положение вещей не понравилось Японии. 8 февраля 1904 года японские вооруженные силы сыграли с порт-артурской эскадрой в свою любимую национальную игру, известную после 1941 года под названием «Перл-Харбор». Результаты из-за отсутствия в то время военной авиации были не столь оглушительны, как в сорок первом. Так началась русско-японская война. О ходе боевых действий можно почитать в разделе Русско-японская война на сайте с названием «Как наши деды воевали» . Описание гораздо более подробное, чем мог бы сделать я, поэтому не буду заниматься пересказом.
Скажу только, что в этой войне русские солдаты и моряки проявляли традиционный героизм. Однако жизнь устроена так, что подвиг одного это преступление другого. Военное командование совершило все ошибки, какие только можно было совершить.
Самая главная ошибка, однако, была сделана на самом верху. Правительство и военное ведомство считали вероятным, что Япония прибегнет к военной силе для восстановления своего влияния в Маньчжурии. Развитие Порт-Артура и меры по качественному и количественному улучшению тихоокеанской эскадры собственно и были подготовкой к возможному нападению Японии. Однако, как считают некоторые историки, предполагалось, что произойдет оно не ранее 1910 года.
Расплата за недалекость военно-политического руководства была ужасающей. Помимо людских и материальных потерь в ходе боевых действий, России еще пришлось принять условия Портсмутского договора. По нему Японии отошли: Ляодунский полуостров, Южно-Маньчжурская железная дорога, плюс пол-Сахалина впридачу. А еще позорное поражение вызвало череду беспорядков, в которые с готовностью вмешались революционеры. Последствия расхлебываем до сих пор.
Сатисфакции за позорную сдачу Порт-Артура пришлось ждать сорок лет.
В ночь 9 августа 1945 года заблаговременно сосредоточенные на Дальнем Востоке и в Забайкалье силы (Забайкальский, 1-й и 2-й Дальневосточные фронты, Тихоокеанский флот) начали боевые действия против Японии. А войну объявили по московскому времени.
Между прочим, американцы и англичане годами воевали с японскими сухопутными войсками на атоллах Тихого океана и в Юго-Восточной Азии. По результативности своих действий они делали вывод, что война продлится минимум до 47-го года. А Квантунская армия была самой мощной и боеспособной войсковой группировкой Японии.
Однако войска, выступившие против Квантунской армии, несколько отличались от порт-артурского гарнизона. Солдаты забайкальцы и дальневосточники со знанием местности, заложенным на генетическом уровне, обильно усиленные фронтовиками, сумевшими выжить и победить в кровавой мясорубке Великой Отечественной. Командиры, приобретшие самый современный по тому времени опыт ведения войны не на академической скамье, а на сиденье «Виллиса» с многократно простреленным тентом. Не генералы Куропаткин и Стессель, а маршалы Василевский, Малиновский и Мерецков. Быстроходные, хорошо бронированные и крепко вооруженные танки Т-34, полноприводные американские бронетранспортеры M3, те же «Виллисы» и «Студебекеры». Штурмовики Ил-2, бомбардировщики Пе-2 и Ил-4, истребители Bell P-63 «Kingcobra» (разработанные по спецификациям советских ВВС в других странах они на вооружении не состояли).
Японцы сопротивлялись умело и ожесточенно. Однако после того, как наши войска взломали Хайларский укрепрайон и преодолели казавшийся неприступным Большой Хинган, их мораль покатилась вниз. Высадку 23 августа русских бойцов на парашютах и посадочным способом (с гидросамолетов) в Порт-Артуре и Дальнем японцы восприняли как логичное следствие прокатившегося с севера сквозь укрепленные позиции наступления, и отдали порты без боя.
Об августовской войне 45-го пишут незаслуженно мало. А ведь это, наверное, единственный раз в недавней истории, когда русские военачальники показали, как надо воевать. Наверное, оттого, что никому в голову не пришло приурочивать взятие оккупированных японцами китайских городов к каким-нибудь праздникам, и потому не было давления сверху, наши маршалы организовали действия как надо, а не как партия прикажет. Может, кто-нибудь знает и другие примеры, но, мне кажется, это единственная крупномасштабная операция, блестяще проведенная от самого начала и до конца, против реального, а не номинального противника. К сожалению, мы слишком любим обсасывать поражения и из-за этого не замечаем, что у нас были и победы.
В 1945 году Советский Союз заключил с гоминьдановским правительством договор, по которому военно-морская база Порт-Артур сдавалась в аренду на 30 лет. Но через несколько лет Чан Кай-ши убежал на Тайвань, а некоторые товарищи из руководства КПСС, чтобы не обижать товарищей из братской КПК, в 1955 году вывели из Порт-Артура все войска.
Кто знает, как развивались бы отношения с Китаем, если бы договор об аренде Порт-Артура не был изменен. Я, например, думаю, что если бы в шестидесятых годах ракетные корабли и бомбардировщики базировались менее чем в часе полета до Пекина, Мао Цзэдун вряд ли осмелился затевать свару на Даманском. Вот когда англичане разгоняли хунвэйбинов в Гонконге, официальные власти Китая предпочли не заметить этого ведь границу с Китаем охраняли гурки, а в порт, помимо английских кораблей, захаживали и американские авианосцы с вьетнамской войны.
Сейчас в Порт-Артур иностранных граждан не пускают. Доступ открыт только на русское кладбище и высоту 203.
Могилы на кладбище различаются по датам. Отдельно стоят кресты Русско-японской, отдельно Второй мировой, их немного. Зато очень много умерших в 1950-53. Осмелюсь предположить, что это жертвы Корейской войны.
На кладбище, кроме могил, два памятника. Крест защитникам Порт-Артура и обелиск освободителям. Перед входом в 1999 году поставили большой памятник советским воинам, который перетащили из Дальнего.
К высоте 203, она же гора Высокая, китайцы организовали платный доступ. Пока я там находился, прибыли два автобуса японцев. Для них это святыня очень много японских солдат оросили кровью ее склоны. На вершине установлен памятник погибшим японцам в виде патрона. Возле него стоит спаренная японская зенитка. Своего предназначения она не выполнила в сорок пятом по «Каталинам» Тихоокеанского флота не было сделано ни одного выстрела. Памятника русским солдатам нет. Зато на склоне, обращенном к гавани, стоит советская радарная антенна. Рядом бетонный барак, в котором размещался расчет РЛС. Сейчас там лавчонка, где китаец преклонных лет торгует сувенирами.
Китаец этот недобро зыркал на японских туристов, а со мной разговорился. Рассказал, что в пятидесятых годах служил в Порт-Артуре и обучался у советских инструкторов. Восторженно отзывался о российской оружейной мысли тыкал пальцем в рубашку гранаты Ф-1 и уверял, что японцы не додумались до такой гениальной штуки. В целом он прав ручные гранаты были придуманы защитниками Порт-Артура. И об осаде Порт-Артура у него было свое мнение: мол, русские не ждали нападения (это верно), и на базе были только моряки (это не совсем верно), а против сухопутной армии японцев держались долго.
Порт-Артур я смог сфотографировать только с высоты 203. Аппарат простейшая мыльница, так что за качество снимка не взыщите. Вообще-то жители города ждут, что правительство откроет Порт-Артур для иностранцев. Тогда, наверное, мы сможем увидеть здания, построенные нашими предками до 1904-го и после 1945-го.
Про копирайт:
© Дмитрий Алемасов
Все тексты на сайте сочинил я сам - за исключением раздела "Просто приколы". Если появится не мой текст, то имя автора обязательно будет указано.
Порт-Артур. Сухой док и доковая мастерская. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
Порт Артур. Железная дорога и вокзал. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
Порт Артур. Туземный город - китайский. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
Порт Артур. Набережная. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
Порт Артур. Внутренний восточный бассейн. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
Порт Артур. Общий вид. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
Порт Артур. Вход в гавань и вид на Большой рейд. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
Порт Артур. Дворец Наместника на Дальнем Востоке. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
Порт Артур. Углубленный западный бассейн. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
Расположен на юго-восточной оконечности Ляодунского полуострова в Гуаньдуне (Квантунская область), под 38° 48’ северной широты и 121° 20’ восточной долготы. Порт при довольно мелководной, но достаточно глубокой для крупных океанских судов бухте в 1,5-2 км в поперечнике, образует прекрасную, частью искусственно углублённую гавань с широким рейдом в открытом море. На начало XX века город состоял из двух частей: старый - восточный, новый - западный, с предместьем Тигровый нос .
Возникновение города
Портовый город возник на месте китайского рыбацкого поселка Люйшунь в 1880-е годы («был сооружен для китайцев немецкими инженерами только в 1884»). Английское название Port Arthur получил в связи с тем, что в августе 1860 года в тамошней гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура. Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.
Строительство военно-морской базы в стратегически важном заливе Люйшунь было начато китайским правительством, однако 21 ноября в ходе Первой Японско-китайской войны этот район заняла Япония , и база была разрушена. В 1895 году по Симоносэкскому договору Порт Артур перешел к Японии, но из-за сильного давления со стороны России , Германии и Франции (Тройственная интервенция) Япония вскоре была вынуждена вернуть залив Китаю.
Российское владение
С. Ю. Витте протестовал против такого предложения: после российско-китайских секретных договоров об обороне, в которых мы «обязались защищать Китай от всяких поползновений Японии занять какую-либо часть китайской территории… после всего этого подобного рода захват явился бы мерою возмутительною и в высокой степени коварною… Мера эта является опасною… Занятие Порт-Артура или Да-лянь-вана несомненно возбудит Китай и из страны крайне к нам расположенной и дружественной сделает страну нас ненавидящую, вследствие нашего коварства».
Тогда предложение графа Муравьева было отклонено, однако «через несколько дней после заседания… Государь Император, по-видимому немного смущенный, сказал мне <С. Ю. Витте>…: „А знаете ли, Сергей Юльевич, я решил взять Порт-Артур и Да-лянь-ван и направил уже туда нашу флотилию с военной силой, - причем прибавил: - Я это сделал потому, что министр иностранных дел мне доложил после заседания, что, по его сведениям, английские суда крейсируют в местностях около Порт-Артура и Да-лянь-ван и что, если мы не захватим эти порты, то их захватят англичане“».
Китайцам сперва было объявлено, что русские суда с войсками «пришли защищать Китай от немцев и как только немцы уйдут - и мы уйдем… Но вскоре китайское правительство от своего посла в Берлине узнало, что мы действуем по соглашению с Германией и поэтому начало к нам относиться крайне недоверчиво». Китайское правительство сначала не соглашалось на передачу Квантунской области России, но не имело сил воспрепятствовать этому.
Вот что пишет А. В. Шишов в своей книге :
|
Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
24 мая 1955 года СССР передал Китаю военную базу Порт-Артур. Так завершилась почти 60-летняя история конфликтов вокруг этого города, и переходов Порт-Артура между Китаем, Россией и Японией.
Город, носящий китайское название Люйшунь (Люйшунькоу), был построен на месте одноименного рыбацкого поселка в 1880-х годах. Название Порт-Артур этот поселок получил в августе 1860 года, когда в гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура. Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.
Причина строительства города заключалась в удобстве бухт Порт-Артура, которые при некотором углублении фарватеров и бассейна представляют собой идеальную, весьма вместительную гавань, включающую практически закрытый от ветра и волн Западный бассейн, соединенный с морем через менее просторный, но более глубокий Восточный бассейн, и открытый внешний рейд.
Новопостроенный Порт-Артур вскоре сменил владельца. В 1894 году в ходе японо-китайской войны он был занят Японией. В 1895 году после окончания войны под давлением великих держав Япония вернула порт и город Китаю, а в декабре 1897 года там появились российские корабли. Китай, а в особенности китайское побережье в это время стало ареной соперничества России, Германии, Великобритании и Японии, и появление в Порт-Артуре эскадры контр-адмирала Дубасова, с личного повеления императора Николая II, было вызвано желанием получить Порт-Артур в качестве военно-морской базы прежде, чем это сделают немцы или англичане. Рядом с Порт-Артуром началось сооружение еще одного города и торгового порта, получившего название Дальний (Далянь).
База Порт-Артур должна была обеспечить защиту с моря Ляодунского (Квантунского) полуострова, который в следующем, 1898 году был арендован Россией на 25 лет по русско-китайской конвенции, заключенной в Пекине.
На территории, полученной Россией, была образована Квантунская область, которая начала быстро развиваться. Далянь, отлично отстроенный и оборудованный, в короткое время стал одним из крупнейших портов Китая, и занял второе (после Шанхая) место по грузообороту среди всех континентальных портов Азии от Охотского до Южно-Китайского моря.
В 1904 году накопившиеся противоречия между Россией и Японией, которая была поддержана Великобританией, привели к войне. Япония начала боевые действия с атаки на русские корабли в Порт-Артуре, где миноносцами были повреждены эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада», и в Чемульпо, где после неравного боя с японской эскадрой был затоплен собственным экипажем крейсер «Варяг» и взорвана канонерская лодка «Кореец».
Высадив войска на континенте, Япония начала продвигаться на север - в сторону контролируемой Россией Маньчжурии, и на юг - к Порт-Артуру.
Летом 1904 года японские войска, подошедшие к Порт-Артуру, взяли город в осаду. 23 декабря 1904 года Порт-Артур был сдан врагу. Последовавший в 1907 году суд установил, что командующий обороной генерал-лейтенант Стессель сознательно готовил крепость к сдаче, которая произошла «на невыгодных и унизительных для России условиях вопреки мнению военного совета, не исчерпав всех доступных средств к обороне».
Следующие 40 лет Порт-Артуром, и всем Квантунским полуостровом, полученным по Портсмутскому миру, владела Япония. Город остался по большей части вне зоны военных действий в ходе обеих мировых войн, пока 22 августа 1945 года советские воздушно-десантные войска не заняли Порт-Артур, взяв в плен японский гарнизон.
По заключенному в том же месяце советско-китайскому договору Порт-Артур передавался в аренду СССР на 30 лет в качестве военно-морской базы. О передаче Дальнего и всего Квантуна речь уже не шла. 12 октября 1954 года после окончания корейской войны было подписано соглашение об обратной передаче Порт-Артура Китаю и выводе оттуда советских войск.
Передача Порт-Артура Китаю была естественным шагом - завершивший гражданскую войну, объединенный и резко усилившийся Китай не желал присутствия иностранных, пусть и дружественных войск на своей территории. Но история борьбы за Порт-Артур и шире - за влияние в АТР - дает нам определенные исторические уроки.
Сегодняшнее значение азиатско-тихоокеанского региона в глобальном балансе сил, роль местных портов и военных баз, лучше всего доказывает оправданность стремления России к усилению своего влияния в этом регионе. К сожалению, после падения Порт-Артура и прекращения русско-японской войны вся история русского/советского присутствия в регионе сводится лишь к защите своих рубежей и возвращению отторгнутых территорий - южного Сахалина и Курильских островов. При этом экономическое освоение российских дальневосточных территорий по-прежнему находится на зачаточном уровне, если не считать эксплуатации биологических ресурсов океана и добычи нефти на шельфе Сахалина.
Кроме того, в последние 20 лет наблюдается отток населения с российского Дальнего Востока и ослабление военного присутствия России в регионе.
Однако такое положение не может быть вечным. Россия должна осваивать принадлежащие ей земли и акваторию Дальнего Востока и заботиться об их защите. В противном случае история Порт-Артура может повториться снова - уже на собственно российских территориях. При этом следует заметить, что на момент начала русско-японской войны соотношение сил между Россией и основными соперниками в регионе было далеко не столь тревожным, как в настоящее время.
Китайской Народной Республики.
Предыстория
Поселение на месте Люйшунькоу, существовавшее со времен династии Цзинь (晋朝, 266-420) носило название Машицзинь (кит. упр. 马石津 ). В период Тан (唐朝, 618-907) его переименовали в Дуличжэнь (кит. упр. 都里镇 ). В годы существования монгольской империи Юань (元朝, 1271-1368) город носил название Шицзыкоу (кит. упр. 狮子口 , букв. «Пасть льва»), предположительно, по статуе, ныне находящейся в парке, примыкающей к военному порту. В эпоху империи Мин (明朝, 1368-1644) поселение подчинялось управлению береговой обороны (кит. упр. 海防哨所 ) Цзиньчжоуского вэя (кит. упр. 金州卫 ), а на территории современного города размещались левый и центральный со этого вэя (кит. упр. 金州中左所 ). Тогда же появилось название «Люйшунь» - в 1371 г. будущий император Китая Чжу Ди , возглавлявший оборону северо-восточных границ, направил в эти места 2 посланников для ознакомления с местностью. Поскольку путь их был спокоен и удобен (люйту шуньли - кит. упр. 旅途顺利 ), то по приказу Чжу Ди эта местность была названа Люйшунькоу (букв. «бухта спокойного путешествия»)
Английское название Port Arthur это место получило в связи с тем, что в августе 1860 года в этой гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура (англ. ) . Существует также версия, что китайское местечко Люйшунь было переименовано англичанами в честь члена британской королевской семьи Артура Коннаутского во времена Второй Опиумной войны . Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.
Строительство военно-морской базы в стратегически важном заливе Люйшунь было начато китайским правительством по настоянию Бэйян дачэнь Ли Хунчжана , в 1880-е годы. Уже в 1884 г. для охраны побережья от возможных высадок французского десанта в городе был размещен отряд китайских войск, а командир стоявшего в бухте китайского военного корабля «Вэйюань» Фан Боцянь выстроил одну из первых земляных береговых батарей крепости силами своего экипажа. Батарея получила название «Вэйюань паотай» (букв. «форт Вэйюань»).
В промежутке между 1884 и 1889 годами Люйшунь стал одной из баз Бэйянского флота империи Цин. Работами руководил немецкий майор Константин фон Ганнекен. В Люйшуне размещались основные ремонтные мощности Бэйянского флота - 400-футовый (120 м) док для ремонта броненосцев и крейсеров, и малый док для ремонта миноносцев. Дноуглубительные работы, проведенные в бухте, позволили довести глубину внутреннего рейда и входа в бухту до 20 футов (6.1 м).
|