Мониторинг для одаренных детей по хореографии. Программа «Одаренный ребенок»Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Доклад на педсовете

Тема: «Детская одаренность в творчестве»

(Слайд 1 – титул)

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

(Слайд 2)

В различных научных источниках одарённость характеризуется как высокая интеллектуальная способность. Но если мы говорим о хореографии, здесь одаренность складывается из нескольких компонентов:

    Физические данные – гибкость, растяжка, выворотность, прыгучесть…

    Слух и чувство ритма, музыкальность

    Развитый вестибулярный аппарат

    Координация движений

    Пространственное представление

    Творческие способности

Все эти компоненты в неравных долях заложены в человеке от рождения. Одарённые дети обладают этими качествами в большей степени, нежели другие. Но дети с таким широким набором развитых качеств – это большая редкость. Нужно увидеть наличие данных в каждом ребенке и уметь их развить.

(Слайд 3)

На это и направлена моя программа «Отражение», которая рассчитана на 4 года для детей начальной школы.

Цель программы : в оспитание гармонично развитой личности посредством хореографии и физического воспитания с применением здоровьесберегающих технологий.

(Слайд 4)

Задачи:

    Обеспечить гармоничное, эстетическое и физическое развитие ребенка;

    Создать услови я для развития и самореализации учащихся через творческую деятельность.

    Раскрыть творческую индивидуальность ребенка.

    Приобщать детей к общечеловеческим и культурным ценностям.

    Формировать коммуникативные умения.

    Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.

Реализации программы способствует школа полного дня.

(Слайд 5)

Как уже было отмечено, дети с широким набором развитых качеств, необходимых для хореографии – это большая редкость. Например, на данный момент одарённым ребёнком является Ярова Алсу, ученица 4 «А» класса.

(Слайд 6)

Как же работать с таким ребёнком? Очевидно, что наличие высоких данных требует от преподавателя дополнительных усилий, направленных на отдельную работу с ним.

Поэтому специально на занятиях Яровой Алсу даются дополнительные задания, с ней проводятся отдельные занятия, для неё создаются индивидуальные танцевальные номера. С этими номерами Алсу участвует в различных конкурсах и завоёвывает призовые места.

(Слайд 7)

При этом Алсу не оторвана от коллектива, не выделяется мной среди других детей. Являясь примером для ребят и образцом для подражания, Алсу приучена помогать одноклассникам в достижениях их целей. Дети тянутся к ней, проявляя большое уважение, и стараются достичь её высот. Они наглядно видят, чего можно достичь, и стремятся повторить действия Алсу во всём. Это повышает мотивацию и работоспособность всех детей.

Следует отметить, что одарённый ребёнок обязательно должен быть мотивирован на творческую деятельность. Ибо без мотивации все критерии одарённости сойдут на нет.

(Слайд 8)

Однако цели и задачи программы следует реализовывать применительно к каждому ребёнку, раскрывая в каждом способность, талант и одарённость, которые, возможно, спят в них, и их следует найти, разбудить и развить. Для этого в первую очередь надо мотивировать детей. Значит, их деятельность должна быть яркой и сопровождаться яркими костюмами, интересной музыкой, новыми идеями и реальными достижениями, к которым они должны стремиться.

(Слайд 9)

Мотивировать детей на результат педагог должен также на собственном примере, особенно в начале их обучения. Прежде чем потребовать от ребёнка выполнения задания, педагог должен уметь продемонстрировать выполнение этого задания сам. Когда учитель умеет, тогда и ученик сможет. Это рождает в детях целеустремлённость и старательность. Тогда и будет результат. И тогда очень важным становится поощрение: похвала педагога, аплодисменты зрителей на концерте, награда на конкурсе.

(Слайд 10)

Стремясь к этим высотам, дети учатся на занятиях помогать друг другу, подчиняться законам коллектива, выражать свои симпатии, сочувствие , ответственно относиться к своему здоровью , замечать красивое в окружающих людях и в себе самом, понимать и чувствовать прекрасное . (Слайд 11) Они приобретают навыки культурного поведения, эстетические чувства, положительные эмоции, навыки адекватной самооценки и чувства собственной значимости.

(Слайд 12)

Вся работа педагога была бы невозможна без поддержки родителей, которые помогают в пошиве костюмов, сопровождают выезды коллектива на конкурсы, где участвуют в подготовке внешнего вида ребят, оказывают моральную поддержку и финансовую благотворительную помощь. Только в органичном союзе педагога, детей и родителей возможно достичь любых целей и результатов.

(Слайд 13)

Итогом деятельности нашего коллектива становятся ежегодные отчётные концерты для родителей, участие во всех мероприятиях школы.

(Слайд 14)

А также участие в районных, городских и международных конкурсах.

(Слайд 15)

Где наш коллектив занимает призовые места, получает награды: дипломы и грамоты.

Пояснительная записка.

Приложение 2. Этапы реализации программы сопровождения одаренного ребенка.

Приложение 3. Функции специалистов воспитательно-образовательного процесса при организации работы с одаренными детьми.

Приложение 4. Карта одаренного ребенка.

Приложение 5. Структура программы сопровождения одаренного ребенка.

Приложение 6. План программы «Сопровождение ребенка, одаренного в нескольких областях».

Приложение 7. План программы «Сопровождение ребенка, имеющего незаурядные интеллектуальные способности».

Приложение 8. План программы «Сопровождение ребенка с ярко выраженными спортивными способностями».

Приложение 9. План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные музыкальные способности».

Приложение 10.План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные артистические способности».

Приложение 11. План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего технические способности».

Приложение 12. План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего художественные и литературные способности».

Приложение 13. «Диагностический инструментарий для выявления одаренности».

Приложение 14. «Краткий алгоритм разработки индивидуального маршрута одаренного ребенка».

Приложение 15. «Методики развития одаренности».

Приложение 16. «Программа «Знайка». Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития интеллектуальной одаренности дошкольников.

Пояснительная записка. Актуальность темы. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей.Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.

Нормативно-правовая база программы:

  • Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
  • Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
  • Закон Российской Федерации “Об образовании”;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
  • Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
  • Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 27.09 2012 № 02-02-82/ 5598 «Об организации системной работы с одаренными детьми»;
  • Постановление правительства Свердловской области от 11.10.2010г. № 1472-ПП об утверждении областной целевой программы «Развитие образования в свердловской области («Наша новая школа») » на 2011-2015 годы.

Цель программы. Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.Задачи.

1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.

3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

Планируемые результаты:

1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.

1. Теоретическое обоснование. В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. При этом диагностика одаренности и работа с одаренными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях. Эти исследования выделили виды одаренности, которые приведены ниже в таблице №1

Таблица №1.

Виды различий

По широте проявлений

Общая одаренность (интеллектуальная; творческая)

Специальная одаренность

По типу предпочитаемой деятельности

творческая;

академическая;

психомоторная

коммуникативная

По интенсивности проявлений

повышенная способность к обучению (способные);

одаренные;

высокоодаренные (талантливые)

По темпу психического развития

С нормальным темпом психического развития;

Со значительным опережением возрастного темпа развития

По возрастным особенностям проявления

стабильная;

приходящая (возрастная)

Более подробно виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности показаны на схеме №1 и в таблице 2.


Схема №1. «Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности»

Таблица 2.

Виды

одаренности

Составляющие

Как проявляются

Академическая

одаренность

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Коммуникативная одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

2. Исследовательско-диагностический этап.

Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;Задачи:

1. Разработать систему выявления одаренности воспитанников детского сада

2. Выявить детей с предпосылками одаренности.

1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование)

Принципы тестирования детей:

1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;

2. Игровой характер тестовых методик;

3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;

4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования

5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка

Подбор диагностического инструментария. Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно производиться психологом детского сада. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога, воспитателя или другого специалиста.Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы.В таблице 3 показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада, а также подразделение (кружок, секция, индивидуальная, групповая работа воспитателя), в задачу которых входит дальнейшее развитие какого-либо вида одаренности ребенка.По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в т.ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

Таблица 3

1 младшая группа (от 2-до 3-х лет)

Составляющие

Методики диагностики

Кружок, секция, направленный на развитие качества

Воспитатель

Психолог

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

  • Наблюдение,
  • Педагогическая диагностика,
  • Наблюдение,
  • Анализ индивидуальных карт развития
  • Беседы с воспитателем
  • Беседы с родителями

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Вокальная одаренность

Литературная одаренность

Артистическая одаренность

Конструкторская одаренность

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Хореографическая одаренность

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная одаренность

Лидерская одаренность

2 младшая группа (от 3-х до 4-х лет)

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

  • Наблюдение,
  • Педагогическая диагностика,
  • Ведение индивидуальных карт развития

Экспресс-методика для 2-й младшей группы

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Изучения продуктов детского творчества

Вокальная одаренность

Наблюдение

Литературная одаренность

Артистическая одаренность

Конструкторская одаренность

Наблюдение,

Изучения продуктов детского творчества

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Хореографическая одаренность

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная одаренность

Лидерская одаренность

Средняя группа (0т 4-х до 5-ти лет)

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

  • Наблюдение,
  • Педагогическая диагностика,
  • Ведение индивидуальных карт развития
  • Лист экспертной оценки

Наблюдение,

Экспресс-методика для средней группы

Цветовой тест Люшера-Эткинга

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Тест «Что за игрушка»

Художественный кружок

Вокальная одаренность

Наблюдение

Методики В.кудрявцева «Солнце в комнате» и «Как спасти зайчика?»

Музыкальные занятия,

Школа вокала

Литературная одаренность

Кружок речевого творчества

Артистическая одаренность

Театральный кружок

Конструкторская одаренность

Наблюдение,

Изучения продуктов детского творчества

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Физкультурные занятия

Кружок «Остров здоровья»

Хореографическая одаренность

Хореографический кружок

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная одаренность

Наблюдение в свободной деятельности

Лидерская одаренность

Старшая группа (0т 5-ти до 6-ти лет)

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

  • Наблюдение,
  • Педагогическая диагностика,
  • Ведение индивидуальных карт развития
  • Лист экспертной оценки

Наблюдение,

Экспресс-методика для старшей группы

Цветовой тест Люшера-Эткинга

Кружок по изучению английского языка

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Изучения продуктов детского творчества,

Тест «Назови и дорисуй»

Художественный кружок

Вокальная одаренность

Наблюдение

Музыкальные занятия

Школа вокала

Литературная одаренность

Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам»,

Кружок речевого творчества

Артистическая одаренность

Театральный кружок

Конструкторская одаренность

Наблюдение в играх,

Изучения продуктов детского творчества

Кружок «Познаватель-но-исследовательская деятельность»

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Физкультурные занятия

Кружок «Остров здоровья»

Хореографическая одаренность

Хореографический кружок

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная одаренность

Методика Н.Е.Вераксы «Оценка коммуникативных способностей дошкольников»

Воспитатель через сюжетно-ролевые игры

Лидерская одаренность

Подготовительная к школе группа (0т 6-ти до 7-ти лет)

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

  • Наблюдение,
  • Педагогическая диагностика,
  • Ведение индивидуальных карт развития,
  • Лист экспертной оценки по общей одаренности,
  • Лист экспертной оценки «Изучение образовательной потребности дошкольника»

Наблюдение,

Экспресс-методика для подготовительной группы

Тест Пьерона_Тулуза

Цветовой тест Люшера-Эткинга

Методика Юркевича «Древо желаний»

Кружок «Познавательно-исследовательская деятельность»,

Кружок по изучению английского языка

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Изучения продуктов детского творчества,

«Краткий тест креативности» Торранса

Тест креативности Вильямса

Рисунок человека

Рисунки на заданную тему

Художественный кружок

Вокальная одаренность

Наблюдение

Школа вокала

Литературная одаренность

Тест «Составь рас-сказ по сюжетной картинке»

Кружок речевого творчества

Артистическая одаренность

Театральный кружок

Конструкторская одаренность

Тест Равена,

Наблюдение в играх,

Изучения продуктов детского творчества

Кружок «Познаватель-но-исследовательская деятельность»

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Физкультурные занятия

Кружок «Остров здоровья»

Хореографическая одаренность

Хореографический кружок

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная одаренность

Тест-игра «Довольна ли мама?»

Тест-игра «Ситуации»

Тест Темпла, Дарки, Томаса

Наблюдение в свободной деятельности,

Анализ результатов анкетирования родителей

Воспитатель через сюжетно-ролевые игры

  • Специалисты, ведущие различные кружки и секции, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы).
  • Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей одаренности.
  • Для родителей разработаны опросники по выявлению общей одаренности детей, адаптированные для разных возрастных групп.

3. Условия реализация программы.

  • Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
  • Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
  • Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

Исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их.

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. На схеме 2 обозначены основные условия в детском саду, при которых развитие одарённости ребенка будет проходить наиболее эффективно.

Такими условиями являются:

  • наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
  • наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
  • наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
  • введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
  • использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
  • занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
  • работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
  • участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества
  • тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;

Можно также рекомендовать родителям посещение кружков и секций вне детского сада, таких, как «Лира», «Дом творчества», «ДШИ», «ЦКиД», спортивный комплекс «Олимп». Для детей подготовительной группы в МБДОУ №9 действуют спортивные кружки совместно с начальными классами.

Хорошо стимулирует детей на дальнейшее творческое развитие их участие в мероприятиях творческого характера между детскими садами, организованным муниципальным отделом управления образования.

Данная программа рассчитана на 1 год и реализуется в несколько этапов:

  • первый этап - апробация программы;
  • второй этап - повторная диагностика и анализ первичных результатов;
  • третий этап - коррекция программы.

На этапе апробации проводится:

  • Психолого-педагогическое исследование уровня одаренности воспитанников детского сада, результатом которого должно являться создание «Банка данных по одаренным детям». Данное исследование может занять 1,5 – 2 месяца.
  • Анализ содержания «Банка данных по одаренным детям» воспитателями групп и специалистами, ведущими кружки и секции. Выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка, составление индивидуального маршрута.
  • Первичная диагностика детей специалистами кружков и секций в соответствии с индивидуальным маршрутом (начало учебного года)
  • Коррекция рабочих программ воспитателей и специалистов, ведущих кружки и секции с учетом индивидуального подхода к одаренным детям
  • Развивающая работа с воспитанниками в соответствии с индивидуальным маршрутом развития ребенка

Ориентировочно, данный этап может продлиться до окончания первого полугодия.

На втором этапе (в конце первого полугодия), специалисты проводят промежуточную диагностику достижений воспитанников, анализируют результаты, проводят коррекцию рабочих программ. Результаты диагностики и выводы по дальнейшей работе в данном направлении вносятся в «Банк данных по одаренным детям»

С начала второго полугодия с воспитанниками проводится дальнейшая программа с учетом коррекции рабочих программ специалистов.

В конце учебного года проводится третий этап работы с данной программой:

  • Воспитатели и специалисты проводят итоговую диагностику воспитанников в соответствии с их индивидуальными маршрутами;
  • Обсуждаются итоги развивающей работы с одаренными детьми, выявляются проблемы;
  • Производится коррекция данной программы в соответствии с выявленными проблемами

4. Заключение

Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга

Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.

Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте. если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Но как показывают опрос и анкетирование родителей, домашняя жизнь ребенка не особенно способствует развитию творческого потенциала ребенка. Подавляющее большинство родителей ставят на первое место учебно-дисциплинарные ценности. Поэтому на детский сад в отношении творческого развития детей ложится основная нагрузка.

Доктор психологических наук В.А. Моляко раскрывает в своих работах суть такого понятия, как «Творческий потенциал» и выделяет в его системе следующие основные составляющие:

Доминирование интересов и мотивов.

Эмоциональная погруженность в деятельность.

Воля к решению, успеху.

Общая эстетическая удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности.

Понимание сущности проблемы, задачи, ситуации.

Бессознательное, интуитивное решение проблемы.

Стратегиальность в интеллектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты).

Многовариантность решений, прогнозов.

Искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).

Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.

Список литературы.

1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004.

2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.

3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М..

4. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996.

5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.

6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.

7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.

8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.

3 Проект "Работа с одаренными детьми по хореографии"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей – центр дополнительного образования детей «Молодость»

Принято на педагогическом Утверждаю:

Совете Директор МБОУ «Молодость»

Протокол № ____1_______ _______________А. Н. Русакова

Программа

Работы с одарёнными и мотивированными

к обучению учащимися

педагог дополнительного

Образования Карпова О.В.

Нижний Новгород

2013г.

Пояснительная записка

Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями. Детская одарённость – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах.

Выдающиеся умственные проявления ребёнка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъёмом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.

Ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей и педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Необходимо диагностировать, выявлять и поддерживать одарённых детей потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны. Именно поэтому проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

МБОУ «Молодость» как учреждение дополнительного образования детей предоставляет детям возможность свободного выбора форм и видов деятельности, направленных на формирование их мироощущений и миропонимания, развитие познавательных способностей и положительной мотивационной направленности. Целью деятельности учреждения становится не просто обеспечение учебно-воспитательного процесса, но комплексное сопровождение ребёнка на всём протяжении обучения, то есть система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических, социально-психологических условий для успешного развития детей.

Условия нашего учреждения позволяют обучать и воспитывать одарённых и мотивированных детей путём создания условий для развития и реализации их интеллектуального и творческого потенциала. Это даёт возможность не потерять одарённого ребёнка, так как такие дети стремятся поступить в профильные учебные заведения и продолжить занятия искусством. Также позволяет формировать позитивное отношение к учащимся с ярко выраженной мотивацией к учебно-познавательной деятельности и воспитывать убеждение в ценности дополнительного образования на современном этапе развития нашего общества.

На занятиях и во внеурочное время создаются условия для полноценного воспитания и образования одарённых детей в разных творческих областях: традиционно проводятся конкурсы, фестивали, выставки и т.д. Учащиеся учреждения занимают большое количество призовых мест в городских, областных, региональных, всероссийских и международных конкурсах, творческих выставках различного уровня, участвуют в мастер-классах.

Цель программы: Создать условия для выявления, поддержки и развития одарённых и мотивированных де­тей, их самореализации, профессионального самоопределения в соот­ветствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.

Задачи:

1. Создать благоприятные условия для полноценного воспитания и образования детей с повышенными творческими способностями.

2. Повысить эффективность работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми путём использования современных образовательных технологий в преподавании специальных дисциплин.

3. Организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей.

Основные направления реализации программы

Способы стимулирования

1. Награждение дипломами (или грамотами), ценными подарками учащихся и премирование преподавателей.

2. Размещение фотографий на стенде «Наша гордость».

3. Размещение статей о достижениях учащихся на сайте учреждения и группе «ВК», клубной газете «Фантазеры».

4. Направление Благодарственных писем родителям учащихся, занявшим призовые места в олимпиадах, конкурсах, выставках.

5. Проведение ежегодных фестивалей «Волшебная маска», «Дебют», отчетных концертов.

6. Организация профильной смены в летний период на базе городских лагерей МБОУ «Молодость»

Формы и методы работы с одарёнными

и мотивированными к обучению учащимися

Первая ступень обучения (1 год обучения)

Выявление одарённых и мотивированных детей и работа с ними по развитию способностей на занятиях и во внеурочное время;

Привитие навыков концертной деятельности;

Поддерживание тесной связи с родителями учащихся.

Вторая ступень обучения (2,3 год обучения)

Выявление одарённых и мотивированных детей и работа с ними на занятиях и во внеурочное время;

Широкое привлечение учащихся к работе во внеклассной работе (концертная деятельность);

Развитие инициативы и самостоятельности;

Формирование навыков самостоятельной работы с дополнительными источниками информации;

Проведение внутриклубных, конкурсов, участие в городских, зональных, областных, региональных, всероссийских, международных конкурсах;

Обучение самооценке, самоанализу и самоконтролю;

Работа по созданию системы профессиональной ориентации учащихся.

Третья ступень обучения (4 год обучения)

Индивидуальная работа на занятиях и во внеурочное время с одарёнными и мотивированными к обучению детьми;

Оказание помощи в выборе профессии;

Тесная связь МБОУ «Молодость» с НОКК и НОЦЭВД г. Нижнего Новгорода;

Участие в конкурсах различного уровня;

Индивидуальная работа с родителями учащихся.

Принципы работы с одарёнными и

мотивированными к обучению детьми

· Индивидуализация обучения (осуществление индивидуального подхода к учащимся в ходе занятий и внеурочной деятельности, наличие индивидуального плана обучения учащихся).

· Принцип опережающего обучения (обогащение учебного материала дополнительными данными, заданиями творческого характера).

· Принцип комфортности в любой деятельности.

· Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

· Принцип развивающего обучения.

Этапы реализации программы «Мир танца»

Подготовительный этап – 2013-2014:

1. Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.

2. Разработка и утверждение проекта «Мир танца».

3. Актуализация ЗУН учащихся как необходимого условия для раскрытия творческого потенциала учащихся.

4. Психолого-педагогическая диагностика учащихся и составление индивидуальных планов.

5. Создание банка данных по одарённым и мотивированным детям.

Основной этап – 2013-2015:

1. Реализация плана мероприятий, разработанных в рамках проекта «Мир танца»

Рефлексивно-оценочный этап – 2015-2016:

1. Оценка результатов деятельности педагогического коллектива по претворению в жизнь программы.

2. Анализ эффективности действия программы.

3. Формирование новых целей и задач.

Ожидаемые результаты деятельности педагогического коллектива

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

· сформировать ценностную культуру учебно-воспитательного процесса в условиях микросоциума;

· сформировать систему работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми;

· создать условия для развития способностей одарённых и мотивированных детей;

· совершенствовать формы работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми;

· повысить результативность учащихся школы в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках и т.д.

Ожидаемые результаты работы по программе «Театр и дети»

Реализация данной Программы позволит:

· оказать адресную помощь по поддержке одарённых и мотивированных учащихся и преподавателей, работающих с ними;

· развить способности, актуальные для дальнейшей профессиональной судьбы;

· сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;

· повысить качество образования;

· совершенствовать новые формы профессиональной ориентации;

· создать систему работы педагогического коллектива по данной проблеме.

Модель одарённого и мотивированного учащегося:

· личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально;

· личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

· личность, способная осуществить самостоятельную дея­тельность;

· личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;

· личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

· личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ с учётом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможно­стей.

Участники программы «Театр и дети»

Директор МБОУ «Молодость»;

Заместитель директора по УВР;

Педагоги дополнительного образования театральных объединений;

Родители учащихся;

Учащиеся театральных коллективов.

Контроль за выполнением программы работы с одарёнными и мотивированными к обучению учащимися осуществляют: Педагогический совет школы, заместитель директора по УВР. Результаты контроля представляются ежегодно на заключительном заседании Педагогического совета, публикуются на сайте учреждения.

Основная часть

Программа работы с одарёнными мотивированными к обучению учащимися МБОУ «Молодость» «Театр и дети» представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выявление, обучение, воспитание и оказание поддержки одарённым детям.

I . Направления работы по развитию способностей одарённых и мотивированных к обучению учащихся

1. Работа с педагогическими кадрами.

2. Индивидуальная работа с учащимися на уроках и во внеурочное время.

3. Внеклассная работа.

4. Участие в конкурсах, фестивалях.

5. Индивидуальная работа с родителями.

1. Работа с педагогическими кадрами

1. Повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи.

2. Создание условий для применения новых педагогических технологий.

3. Инструктивно-методическое совещание с преподавателями по разъяснению необходимости проведения работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми.

4. Собеседование с преподавателями по результатам диагностики учащихся, планирование работы по программе работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми.

5. Экспертиза планов работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми преподавателей-специалистови преподавателей групповых дисциплин.

Из опыта работы хореограф. «Развитие творческой одаренности детей на занятиях хореографии»

Одарённость или общая одарённость - уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие одаренности впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б.М.Теплов определяет одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной.
В современной педагогической науке нет четкого и однозначного ответа на вопрос: «что такое «одаренность», а так же достаточно туманны оценки возможности формирования в педагогическом процессе у учащихся выдающихся способностей.
Перед педагогом, работающим в современной школе и акцентирующим свое внимание на работе с одаренными детьми, возникает целый комплекс проблем: 1) определение направления и степени одаренности ребенка; 2) поиск эффективных педагогических технологий, способствующих повышению одаренности; 3) формирование условий для гармонично развитой личности ребенка.
Одаренность в сфере хореографии может быть определена как совокупность выдающихся качеств ученика по восприятию, наличию ярко выраженных способностей к пластическому воплощению в сценических условиях определенных художественных образов.
Для развития творческой одаренности школьника на занятиях хореографии применяются следующие инновационные педагогические технологии.
Диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;
Технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание в учащихся чувства толерантности;
Технологии формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и релаксации;
Технология художественного восприятия и отношения/поэтизации действия. Они включают в себя совокупность приемов, которые через приобщение к формам художественного опыта человеческой культуры, осуществляют поэтапный переход исполнителя от бытового восприятия к художественному осмыслению танцевальных движений;
Технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;
Технологии развития психического аппарата. Специфическое направление тренинговых занятий, ставящих целью повышение психической лабильности участников. Это достигается путем психологического настроя, где создается эмоционально насыщенное поле художественных коммуникаций;
Технологии на развитие пластических характеристик. Стретчинг, представляющий собой импровизационные пластические упражнения и задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела. Стретчинг - суть синтез хореографии и упражнений на развитие пластических характеристик.
Технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу;
Технологии художественной мультипликации. Сложный процесс взаимовлияния и «наложения» различных видов художественной творческой деятельности в единый художественный концептуальный мир.
Кроме указанного выше активно используется опыт кружковой и факультативной работы. Тренинги и репетиции проходят в рамках индивидуально-групповых занятий с учащимися.


Развитие творческой активности детей на занятиях хореографии ее влияние на их творческий рост проходит более успешно, если деятельность педагога основывается:
на уважении и эмпатическом понимании учащихся и умении использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития творческой активности младших школьников;
умении тонко и деликатно обращаться с учащимеся, следовать природе ребенка, обеспечивать их свободное развитие;
в поощрении при развитии способности учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми;
в воспитании стремления к свободе.
Условия, обеспечивающие эффективность развития творческой активности учащихся:
возможность овладения учащихся опыта самостоятельной разнообразной для них деятельности через использование тренинго-игрового метода в учебном процессе;
создание обогащенной информационной и досугово-развивающей среды;
выстраивание образовательного процесса, как процесса взаимодействия индивидуального, уникального педагога и индивидуального, уникального ученика;
совместная деятельность педагога и учащегося, где особое значение приобретает мировоззрение и компетентность педагога в воспитании творческой личности с учетом ее индивидуальности.

Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения.
Рассматривая хореографию как средство творческого развития детей, мы должны указать на следующие синтетические ее возможности. Основой хореографии является танец форма организации танцевальных движений. Среди всех искусств, в единстве с которыми развивается танец, музыка наиболее близка ему по обобщенности, ассоциативности и структурным закономерностям. Но, пластический изобразительный язык танца все же более конкретен, как и зрим. В идеале сам танец - пластическая музыка "Танцевальная музыка, - писал великий реформатор и теоретик балета Ж.Ж. Новер, - представляет собой или должна представлять своего рода программу, которая усиливает и предопределяет движение и игру каждого участника танца."
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных движений на каждом возрастном этапе происходит различно. В возрасте 6-7 лет и старше дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Ребята в этом возрасте произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседания и т.д.). Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Реакция детей на прослушанное представляет собой творческое отображение музыки в действии. В этом возрасте эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, задача педагога заключается в том, чтобы направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-танцевальный материал. Двигаться, как подсказывает музыка - строгий закон, который следует неуклонно соблюдать на всем протяжении занятия. Движения должны вытекать из музыки, согласовываться с ней, отражая не только ее общий характер, но и конкретные средства выразительности. В сочетании образного слова, музыки и движения, развивается детское воображение, ребенок точнее передает характер музыкального произведения, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность. Еще одной характеристикой танца, значение которой столь же велико при обучении детей, как и предыдущих, - рисунок танца. Всякий рисунок танца не существует сам по себе, он соотносится с лексикой - движенческим строем хореографического произведения. Движения танца возникают и развиваются не в абстракции, а в определенном пространственном решении. Движения танца - это своеобразные знаки, подобные звуку, слову, но пластически значимые. Одно движение нуждается в ряде повторов, чтобы утвердить себя, другое воспринимается сразу и в повторениях не нуждается. Подбор движений в танце должен строго соответствовать поставленной задаче, поэтому использование бесконечно большого количества разнообразных элементов в одном танце не всегда определяет его успех. Танец часто делится на сольный и массовый. Для того чтобы рисунок танца детей был четким и выполнялся ими без особого труда необходимо многократное выполнение одного и того же движения - упражнения. Назначение упражнения различно:
- для совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки);
- предварительного разучивания действий к сюжетным играм и пляскам;
- развитие выразительности движения персонажей сюжетных игр;
- композиционной завершенности музыкально-танцевальных движений у детей.
Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Особенно важно, чтобы участие в сочинении танца, его исполнении и восприятии было ребенку по силам. Основой содержания начального обучения является включение учеников (под руководством педагога) в ведущие виды хореографической деятельности. Важной на первом этапе является музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность. В младшем школьном возрасте, когда у ребенка еще не блокирована потребность в общении с танцем, музыкой, он с интересом воспринимает музыкально-хореографическую информацию. Поэтому важно приобщать детей к основам хореографической деятельности. Рассматривая вопрос о проявлении детьми творческой активности, нельзя не сказать о роли плясок и их разновидностях (по показу учителя, с зафиксированными движениями, народные пляски с медленными элементами народного танца, хоровода с пением, импровизацией). Пляски активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие, красивые движения. В плясках-импровизациях наиболее ярко наблюдается проявление детского творчества, раннее разучивание элементов плясовых движений позволяет детям уже в младшем школьном возрасте составить собственную композицию танца. Особую роль в творческом развитии детей средствами хореографии играет участие детей в исполнительной и сочинительской деятельности, элементарной импровизации. Дети испытывают потребность в свободном танце, для них это одна из самых доступных форм самовыражения. Такого рода деятельность способствует формированию любви к танцу, потребности в постоянном приобщении к нему.
Занятия танцами в начальной школе приобретают особую важность потому, что в младшем школьном возрасте ребенок обладает достаточно большим потенциалом в развитии специальных способностей к восприятию танца и музыки.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.
В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке ритмики не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни.

Древнегреческий философ Демократ утверждал: "Ни искусство, ни мудрость
не могут быть достигнуты, если не учиться", а Я. Коменский отмечал, что в
человеке прочно и устойчиво то, что впитывает он в себя в юном возрасте.

Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения - использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем будет являться прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.

Анастасия Хусанбаева

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления «» актуальна, обусловлена социальной потребностью в выявлении юных дарований, развитии творческих способностей в исполнительском.

По словам президента РФ В. В. Путина «В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип : каждый ребенок, подросток одарен , способен преуспеть и в науке, и в творчестве , и в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов – это наша с вами задача, в этом – успех России.» Поэтому в настоящее время дополнительное образование детей в современной модели образования рассматривается как неотъемлемая часть системы непрерывного общего образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития , удовлетворить его творческие , креативные способности, позволяющее максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. «система дополнительного образования обязана мотивировать учащихся, родителей и учителей к интеллектуальному и творческому развитию , помогать в поиске и обучении талантливых и заинтересованных детей ».

Считается, что привлечение ребенка к танцевальному искусству является одним из средств всестороннего развития учащихся . средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером танцев, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Наибольший интерес в этом плане представляют дошкольники и младшие школьники, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности , самореализации, самовыражения.

Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель , близкую их пониманию : померяться силами с другими детьми в соревновательной форме. Конкурсные мероприятия - это форма соревнования, которое имеет большое воспитательное и обучающее и развивающее значение . Подготовка к участию в конкурсах для детей существенная дополнительная нагрузка. В то же время участие в конкурсах позволяет учащимся повысить уровень самооценки; способствует развитию индивидуальных творческих возможностей по хореографии .

Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью творческого развития каждого одаренного ребенка . Развитие конкурсной деятельности серьезной поддержкой для творчески одаренных детей . Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся, родителей.

Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством : переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение , создаются условия для реализации творческого потенциала , воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества

Они особенные как для учеников, у которых конкурсы и соревнования всегда вызывают особые эмоции, так и для педагогов, так как подготовка и проведение конкурсных мероприятий требует от них особых знаний и умений.

Для подготовки детей к конкурсам мероприятиям проводится системная целенаправленная работа, в основе которой лежит схема «от идеи до конечного результата» .

1. Проектирование программ для одаренных детей ;

2. Методы работы с учащимися

3. Работа с родителями

4. Формы отслеживания и фиксации ресурсов

5. Результативность

Я работаю по дополнительной общеразвивающей программе «Танцевальная мозаика» . Программа рассчитана на 3 года для детей дошкольного , младшего, среднего и старшего школьного возраста. Программа спроектирована. Структура дополнительных развивающих программ одинакова для всех образовательных организаций, а структурирование программы зависит от цели программы.

Программа «Танцевальная мозаика» состоит из 7 разделов (модулей) :

Партерная гимнастика,

Ритмика,

Классический танец,

Народно-сценический танец,

Современный танец,

Музыкально-ритмические игры,

Актерский тренинг.

Все перечисленные разделы связаны между собой, каждый из них имеет свои конкретные задачи .

В работе я уделяю особое внимание актерской игре. Актерская игра является неотъемлемой частью исполнительского мастерства танцовщика. Наряду с движением-мимика, жест, эмоции входят в арсенал выразительных средств хореографического языка . Поэтому в программу я ввела раздел «Актерский тренинг» .

Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. В начале работы педагог может выполнять упражнения вместе с детьми, с целью усиления эмоционально-двигательного ответа на музыку.

Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой.

Игровой метод. Является ведущим методом обучения. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру , которая отвечает задачам и содержанию. Метод помогает хорошо ориентироваться в дальнейшем на любой сцене.

Импровизационный метод. Позволяет подводить детей к возможности свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Он позволяет детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Данный метод не предполагает предварительного прослушивания музыки и слепого копирования. Педагогу следует тактично направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков исполнения.

Метод релаксации. Позволяет ребенку расслабить мышцы лица, тела, освободиться от негативных эмоций, зарядиться положительной энергией.

Метод звучащих жестов (по Карлу Орфу) Эффективно использовать в метро - ритмических и речевых играх. Такой метод с использованием жестов собственного тела, позволяет детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и ее ритмический рисунок.

Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных заданий, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но с усложнением.

Метод тройных передвижений позволяет развить координацию , чувство равновесия, ориентировка в пространстве).

Хочется сказать отдельно о медиа ресурсах. Это так же неотъемлемая часть обучения, позволяющая повысить качество исполнения танцевальных номеров, с помощью анализировния учениками своих ошибок после выступления на сцене.

Оптимальное сочетание методов дает возможность работать индивидуально с каждым ребенком, учитывая его возможности, способности.

Формы отслеживания и фиксации образовательных ресурсов

выступления

журнал посещаемости

портфолио творческих достижений объединения (грамоты, дипломы, сертификаты и др.)

«летописи» детского творческого объединения (видео-ифотоматериалы)

выполнение зачетных : упражнений, импровизаций, этюдов

Работа с родителями.

Очень важно вовлечение в процесс подготовки конкурсных мероприятий родителей, которые оказывают определенную помощь в организации мероприятий. Это моральная поддержка детей , помощь в пошиве сценических костюмов и изготовлении реквизитов для танцевальных номеров, сопровождение в выездных концертах и т. д.

Результативность.

Наша хореографическая студия танца «Карамельки» участвует в конкурсах и фестивалях с 2015 года, которые проходят как в Тамбове, так и в области. За 2 года мы приняли участие в 10 конкурсных мероприятиях и фестивалях. Где стали призерами и лауреатами Муниципальных, Региональных, Всероссийских и Международных конкурсов , таких как :

Конкурс русского народного танца «Состязание плясунов» в рамках «2 Фестиваля русских народных забав»

Открытое первенство МАУ ДО «ДЮСШ №1» по современному танцевальному спорту

конкурса «Здравствуй Мир» 2017 год

конкурса «Здравствуй Мир» 2018 год

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Звездочки Тамбовщины» 2016 год

Муниципальный и Региональный этап Всероссийского конкурса «Звездочки Тамбовщины» 2018 год

Фестиваль-конкурс «Радуга хореографии »

Межрегиональный конкурс хореографических коллективов «Дарить радость людям»

Всероссийский фестиваль «В Ритме Века» в 2017 и 2018 году

В декабре 2017 года мы посетили Всероссийский фестиваль «Snow dance» , Идея данного фестиваля носила «Обмен опытом среди танцующей молодежи» . Важную роль играет компетентное жюри и зритель в целом, что очень побуждало конкурсантов стараться выступать мощнее и показывать себя как можно лучше. Хорошо подготовленные интересные сцены , внимательные и приветливые службы, великолепная звуковая, световая аппаратура - все это играет очень большую роль для осмысления детьми процесса сценического действия и осознания собственной значимости и принадлежности к нему. Все это способствует дальнейшему развитию их профессиональных навыков.

В октябре 2017 года хореографический коллектив «Карамельки» стали лауреатами III степени в IV Международном онлайн - конкурсе для хореографических коллективов Творческого Движения «Вдохновение» . Один из самых масштабных Международных онлайн - конкурсов хореографического искусства «Вдохновение» проходил при поддержке Федерального агентства по делам молодежи г. Санк-Петербурга. В конкурсе приняли участие 1309 творческих хореографических коллективов из России, Белоруссии, Украины, Марокко, Молдовы, Узбекистана, Финляндии и Эстонии. В номинации «Танцевальное шоу» хореографический коллектив «Карамельки» представил танцевальный номер «Райские птицы» . Компетентное жюри высоко оценили профессиональную исполнительскую деятельность, эстетический и музыкальный вкус, творческий потенциал коллектива.

И это как раз то, в чём так нуждаются дети для реализации собственного творческого потенциала , пробования своих сил, сравнения с другими, возможностью посмотреть на другие коллективы, показать себя и общаться с новыми людьми. Детям всегда очень весело и комфортно на таких мероприятиях, несмотря на стресс перед выступлениями и порой жёсткую конкуренцию на сцене . Подобные фестивали и конкурсы - это огромная радость и колоссальный опыт-профессиональный, коммуникативный. С другой стороны, большой стресс, если дети не занимают призовые места. Поэтому необходимо проводить постоянную работу с учащимися и родителями с целью- мотивировать на постоянную системную работу по подготовке к конкурсным мероприятиям . Дает сильный толчок для дальнейшего развития . И очень приятно, что в финале, каждый солист, каждый коллектив, выложившись на сцене на 100%, получает отдачу не только в виде рукоплесканий зала, но и дипломы, подарки , поздравления. Фестивали и конкурсы для детей - это движение , практика, опыт, проявление себя.

Хочу обратить ваше внимание на то, что с 2017 года в системе дополнительного образования стали проводится олимпиады по художественной направленности дополнительного образования (по хореографии и вокалу , где участники должны показать, как теоретический, так и практический уровень подготовки .

В данный момент существует список олимпиад и иных конкурсных мероприятий , по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи.


Top