Открытое занятие природе в средней группе. Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с природой «Мир комнатных растений»

Задачи: формировать у детей представления о функциях органов чувств человека (кожи) в познании окружающего мира, значении рук для человека (ощущают свойства предметов, выполняют разнообразную деятельность, творят), гигиене кожи рук и элементарных правилах сохранения их здорового состояния; развивать познавательные процессы, активизировать творчество в изобразительной деятельности путём использования нестандартных способов изображения; воспитывать потребность в соблюдении правил гигиены и безопасного поведения, способствующих сохранению здоровья кожи рук.

Материал: мольберт; пиктограммы, изображающие функции рук; мешочки с предметами по количеству детей, демонстрационный и раздаточные наборы карточек из пособия А.А. Петрикевич «Весёлые игры по ознакомлению с природой» (Серия «Умней-ка»); раздаточные наборы карточек на тему «Руки надо защищать»; аудиозапись спокойной музыки; грим-карандаши, краски для рисования пальцами, шаблоны ладошек из цветной бумаги, воздушные шары, наполненные гелием.

Предварительная работа: декоративное рисование птиц, осьминогов, бабочек на силуэтах ладошек из бумаги, изготовление из них гирлянды.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель (В.).

В круг, ребята, становись,

Крепко за руки берись,

Повернись, поклонись

И друг другу улыбнись.

Ребята, обратите внимание на мольберт. На нём расположены круги - знаки. На самом большом из них изображены руки, потому что тема сегодняшнего занятия «Наши помощники - руки». Мы видим, что только один из знаков развёрнут к нам изображением. Он обозначает то, что мы уже знаем о своих руках, остальные - это то, что нам предстоит сейчас узнать. К концу нашего занятия мы откроем все знаки, и тогда думаю, вы с лёгкостью сможете ответить, почему мы называем руки нашими помощниками. Первый знак говорит о том, что руки умеют действовать с разными предметами. Что же они умеют делать? (Ответов детей.)

Ещё наши замечательные руки умеют разговаривать. (Воспитатель переворачивает изображение вверх следующий знак на мольберте. ) Сейчас я скажу вам что-то с помощью рук, а вы постараетесь меня понять. (Изображает жестами «привет», «о ’кей», «нельзя», «добро пожаловать», «я дарю тебе любовь» . ). Давайте подарим любовь друг другу. (Дети повторяют движение: руки раскрываются от сердца . )

Откроем следующий знак. Он обозначает, что с помощью рук мы чувствуем свойства предметов. Предлагаю вам в этом убедиться.

Дети рассаживаются за столы, перед каждым из них и у педагога лежат мешочки с предметом внутри.

Игра «Чудесный мешочек».

В. Нам нужно узнать, что внутри мешочка. Для этого необходимо опустить в него руку, ощупать предмет, назвать и только потом достать. Сначала скажем волшебные слова:

«Раз-два, раз-два,

Потрудись, моя рука.

Что в мешочке, ты скажи,

А потом уж покажи»

Дети выполняют действия в соответствии с правилами.

По окончании игры воспитатель задаёт вопросы:

Как тебе удалось узнать, что в мешочке? Что ты делал, чтобы почувствовать предмет? С помощью чего ты выполнил задание? (Ответы детей.) Оказывается, руки многое знают о различных предметах. И эти знания помогут вам выполнить следующее задание.

«Холодное — горячее»

Дети садятся за другие столы, на которых разложены индивидуальные карточки из пособия А.А. Петрикевич «Весёлые игры по ознакомлению с природой» (серия «Умней-ка»), демонстрационные - на мольберте.

В. Необходимо выбрать из набора карточек только те, на которых изображены «холодные» и «горячие» предметы, и расположить их под карточкой с изображениями солнца или снежинки.

По окончании педагог задаёт вопросы, обращаясь к детям индивидуально:

Почему ты выбрал карточку с изображением костра и снеговика? Что на карточке «холодное», а что «горячее»: мороженое или чайник? Почему ты не выбрал карточку с изображением яблока и ореха? И др.

Воспитатель на демонстрационном материале выполняет задание.

В. Наши руки справились с заданием, они хорошо поработали, и, думаю, заслужили похвалу.

Дети встают из-за столов, становятся в круг и вместе с воспитателем говорят слова, сопровождая их движениями :

Мои руки добрые, нежные, крепкие, сильные.

(Поглаживание ладоней.)

Мои руки умеют трудиться,

(Сжимание-разжимание кулачков.)

Мои руки умеют заботиться,

Умеют утешать, помогать.

(Поглаживают по голове)

Я буду их беречь и защищать.

(Прижимание скрещенных рук на груди.)

От чего же надо беречь наши руки? Давайте об этом поговорим.

Дети присаживаются на ковёр, перед разложенными заранее наборами карточек, изображающими, опасные для рук предметы (утюг, иголка и ножницы), правила гигиены и защиты рук от холода.

Беседа с детьми с опорой на наглядный материал.

В. О чём напоминает карточка, на которой изображены кран и мыло? Почему нужно мыть руки? Когда это необходимо делать? О чём предупреждает знак с изображением утюга? Как нужно обращаться с иголкой и ножницами? Какое правило изображено на знаке со снежинкой и варежкой? Ребята, когда мы случайно раним руки, какие это вызывает ощущения? (Ответы детей.) Так давайте будем беречь их.

Дети встают у мольберта, воспитатель переворачивает очередной знак.

В. Итак, мы уже знаем, как заботиться о руках. Ребята, остался последний знак, который нужно перевернуть (Переворачивает его изображением вверх ). Он говорит о том, что наши руки умеют делать, и о том, что нас радует. Сейчас вы сможете порисовать на ладошках или с помощью пальцев.

Дети делятся на две группы (используется цветовое обозначение), рисуют под музыкальное сопровождение: 1-я группа рисует на собственной ладошке, используя грим-карандаш, 2-я - на шаблоне ладошки из цветной бумаги красками, закончив, представляют результаты деятельности. Затем собираются у мольберта с карточками-знаками, отображающими содержание занятия.

В. Мы с вами открыли все знаки. Посмотрите на них и скажите, почему же мы называем наши руки помощниками? (Ответы детей. ) Ещё с помощью наших рук мы можем делать прекраснее всё вокруг. Мы украсили группу гирляндой из бумажных птиц, бабочек и осьминожек. Предлагаю вам украсить и нашу раздевальную комнату шарами с бумажными птицами, чтобы порадовать всех, кто приходит к нам в гости.

Воспитатель раздаёт детям шарики, они выпускают их все вместе в раздевальной комнате со словами: «Раз, два, три - шарик отпусти», любуются зрелищем.

Ковалева Светлана Николаевна, воспитатель
I кат. №54 «Искорка» г. Набережные Челны

Форма проведения - «Заседание Совета юных экологов»

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Задачи:

1) Развивающие

Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

Развивать творческое воображение, умение фантазировать;

Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

Способствовать развитию познавательных интересов;

Приобщать к действенному отношению к природе.

2) Образовательные

Расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

Учить отгадывать загадки;

Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

Учить решать проблемные задачи;

Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

Закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;

Рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

3) Воспитательные

Учить способам самостоятельного познания;

Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение. настойчивость

Формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

Методы и материалы: игровые, практические, словесные

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей

Ход занятия:

Дети в белых халатах (стоят полукругом)

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости. А вы сегодня будете юными экологами. А кто это - юный эколог?

(ответы детей - «это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней») .

А как вы думаете - как можно стать юным экологом? (ответ детей - «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)

Игра «Три слова»

Воспитатель: Юные экологи много знают о природе. Поиграем в игру «Три слова» (воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)

  1. Овощи... (капуста, огурец, помидор)
  2. Фрукты... (банан, апельсин, яблоко)
  3. Зимующие птицы... (воробей, голубь, сова)
  4. Перелетные птицы... (журавли, ласточка, кукушка)
  5. Домашние животные...(корова, лошадь, собака)
  6. Дикие животные... (волк, лиса, заяц)
  7. Животные Крайнего Севера (белый медведь, тюлень, морской котик)
  8. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
  9. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
  10. Насекомые... (комар, муха, бабочка)
  11. Водоплавающие птицы... (гусь, утка, лебедь)
  12. Ягоды (малина, клубника, вишня)

Молодцы, вы все назвали правильно. (приносят телеграмму)

Воспитатель: Ой, ребята, нам телеграмма (читает) : «Приглашаем юных экологов на ученый совет, который состоится сегодня в 9 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет. Прошу вас - заходите в зал заседаний.

(дети заходят в группу - «зал заседаний», стулья стоят полукругом, две «трибуны», картинки с изображением природы, звучит аудиозапись «Волшебство природы»)

Воспитатель: (в одежде ученого) Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов. Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе, как растет все живое, поиграем в умные экологические игры, узнаем как растет растение, поставим опыт.

(стук в дверь, заходят юные ученые, встают за трибуну)

Игра «Ученое сообщение»

Воспитатель: А вот и наши юные ученые. Тимур расскажет нам о живой природе.

(дети делают сообщение)

1 ребёнок: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Воспитатель: Юля расскажет нам о неживой природе.

2 ребёнок: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения.

Игра «Закончи предложение»

Конечно, вы запомнили, о чем говорили мои юные коллеги. Закончите мое предложение.

  1. Неживая природа - это... (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
  2. Живая природа - это... (растения, животные, насекомые, рыбы)
  3. Все живые организмы не могут жить без... (неживой природы) .

Конкурс загадок и проблемных вопросов

Молодцы, а теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность.

  1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка) .
  2. Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук) .
  3. С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик) .
  4. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук) .
  5. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака) .
  6. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи) .
  7. Как увидеть воздух? (флюгер, ветряная мельница, воздушный змей) .
  8. Чем до неба докинешь? (взглядом)
  9. Что можно увидеть с закрытыми глазами?

(сон) .

Молодцы, правильно ответили.

Игра «Угадай, чье объявление»

Воспитатель: (берет газету) Смотрите, газета лесных объявлений, но без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления.

  1. Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)
  2. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк) .
  3. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса) .
  4. Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха) .

Молодцы, угадали.

Физминутка «Капельки»

(звучит аудиозапись «Звуки природы»)

Воспитатель: Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой) , бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.

(дети бегают, «поливают» землю)

Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.

Воспитатель: Как же растет и развивается все живое?

Игра «Как растет все живое»

Воспитатель: Посмотрите (показывает картинку) - мы говорили о том, как растет и развивается ребенок (маленький ребенок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик) . Для этого нужно...(тепло + питание + вода + воздух + любовь) - на ковролине выкладывается схема - Так развивается и растет человек. Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими будете. Здесь на картинке показано как растет и развивается цыпленок. Иди расскажи, Алина.

(ребенок по картинке рассказывает: мама курица высиживает яйцо, потом из яйца вылупляется цыпленок, он растет, становится молодой курочкой, потом взрослой курицей)

Воспитатель: А что нужно, чтобы рос и развивался цыпленок?

(надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом)

Воспитатель: Оказывается для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку:

Дети: тепло + питание + вода + воздух +забота

Воспитатель: Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.

Воспитатель: А как же растут и развиваются растения? Растения - это...(травы, деревья, кусты, цветы) . Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые)

Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают...)

Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище - там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их)

Игра «Посадим дерево» (на ковролине)

Давайте, на этом волшебном ковролине посадим дерево. Сначала возьмем... (зернышко) и посадим его в... (землю) .

Чтобы зерно взошло, надо его... (полить) .

Еще растению нужно... (солнце)

Пройдет время и появится... (росток)

Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. Самые хорошие условия для роста растений там, где тепло и влажно. Например, в тропиках. Посмотрите (показывает уголок «джунглей», оформленный в группе) , вот здесь у нас как бы тропики. Джунгли называют царством растений. В наших краях, когда наступают холода, растения высыхают, сбрасывают листья, их рост останавливается. Кажется, растения погибли. Но корни у них живые, и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу им будет снежное покрывало. Весной, когда пригреет солнце, растения вновь оживут и зазеленеют.

Посмотрите на схему, как дерево растет

(семя - росток - деревце - взрослое дерево)

Воспитатель: Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать) .

Да, деревья называют легкими нашей планеты. Послушайте народные изречения о растениях:

Растение - земли украшение.

Сломать дерево - недолго, вырастить - годы.

Одно дерево погубил, посади сорок.

Старые деревья молодые охраняют.

Много леса - не губи, мало лесабереги, нет леса - посади.

Психогимнастика «зернышко»

(звучит спокойная музыка)

Воспитатель: Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза...Представь, ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно... Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка... И вот вырос такой красивый цветок (воспитатель показывает красивый цветок)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть живым зернышком? Я вам дам маленькие фасолинки. Как вы думаете, почему при хранении семена не прорастают? (нет воды, света)

Наши фасолинки хотят стать живыми и расти. Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.

Опыт «Посадим зернышко»

Воспитатель: Ребята. Подойдите каждый к своему рабочему столу и посадите зернышко (дети сажают зернышко и поливают). Молодцы, зернышки скажут вам спасибо.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов. О чем мы говорили (о живой и неживой природе, как растет все живое, как растет зернышко, провели опыт) . Вам понравилось? А что вам понравилось?

Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера. Юпитер. Марс и др. , но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.

(дети читают стихи о планете Земля)

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

Воспитатель: На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам - молодцы, спасибо и награждаю вот этими памятными значками. До свидания, мои юные друзья.

(раздает памятные значки)

ТЕМА: «Волшебный лес».
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с растительным миром, его значением для всего живого на нашей планете Земля. Учить детей выражать свои мысли, составлять описательные рассказы по схемам. Закрепить знания о растениях, овощах, фруктах. Развивать память, мышление, связанную речь. Воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа: кислород, хлоропласты, фитонциды, витамины.
Предварительная работа: наблюдения в природе, экскурсии, беседы, дидактические игры.
Материал: имитация леса, иллюстрации, музыкальное сопровождение, речевые схемы, набор для опыта с водой; муляжи: плоды деревьев.

Да, дети, у каждого из нас есть очень много друзей в этом мире, и есть такие друзья, которых называют зелеными друзьями. Вы наверное уже догадались, что речь идет о растениях. И сегодня я предлагаю вам навестить наших друзей и вспомнить о них все, что мы знаем.
- А как вы думаете, где можно встретить много разных видов растений?
- Правильно дети в лесу.
(Дети приглашаются в имитационный лес, присаживаются на стульчики)
- Вот мы и пришли к нашим друзьям-растениям.
- Давайте вдохнем аромат леса. (Ароматерапия: ель, сосна. Дыхательная гимнастика)
- В лесу можно встретить много разных видов растений, давайте с вами вспомним, что же относиться к растениям? (трава, цветы, кусты, деревья).
– Какие вы знаете травы?
- Какие вы знаете осенние цветы?
- Какие вы знаете деревья?
- Вы заметили, я спросила осенние цветы. Какое заканчивается время года?
- А как вы думаете, почему происходит смене времен года на нашей планете? (планете движется по своей орбите вокруг Солнца, когда Земля ближе к Солнцу – весна, лето, когда Земля отдаляется от Солнца – осень и зима).
- Из-за того, что Солнце меньше греет, день становится коротким, ночь – длиннее; воздух прохладным, земля холодной. Растения готовятся к зиме – листочки желтеют и опадают.
- Почему желтеют и опадают листья?
(Один из детей по иллюстрации рассказывает о фотосинтезе. В листочках хлоропласты зеленного цвета, они как маленькие фабрики с помощью солнечного цвета берут из воздуха углекислый газ, также минеральные вещества, которое впитывает растение через корневую систему из земли и строят новые клеточки. Из которых потом листья, ветки, кора ствола и вырабатывают сахар для питания растений.
Также в листочках есть еще и клеточки желтого и оранжевого цвета. Когда мало солнечного света, зеленые хлоропласты растворяются и остаются клеточки желтого и других цветов. Поэтому в осенний сезон у растений листочки становиться разных красивых цветов)
- А сейчас давайте с вами помедитируем, каждый из вас представит себя каким-нибудь из деревьев. (Моцартотерапия. Дети под музыкальное сопровождения прикрыв глаза представляют себя каким-нибудь из деревьев).
- А теперь мне хотелось узнать, кто из вас,каким себя деревом представил?
Дети:
Я представила себя березкой. У меня стройный ствол и тоненькие веточки. Еще совсем недавно у меня был золотой наряд, но прошло время и вокруг меня получился прекрасный разноцветный ковер из моих красивых листочков.
Я представил себя орехом. Я осенью тоже был одет в разноцветный наряд и дарил всем свои плоды. А теперь я засыпаю.
Я – елочка. У меня нет листочков, но есть иголочки зеленого цвета. Я тоже подарила свои плоды и животным и людям. Скоро будет праздник Новый год и я прейду к вам и тогда вы уже будете дарит свои украшения для меня, песни и танцы.
- А теперь давайте с вами поиграем.
(Дидактическая игра с элементами песочной терапии «Что ты нашел?» Дети в песке находят: шишку, плод платана, орех, каштан, желудь, лук, чеснок, морковь, яблоко.)
- Посмотрите, среди плодов деревьев мы еще что-то нашли. Что же это? (фрукты, овощи)
- Протяните свои ладошки и покажите у кого овощи, фрукты.
- А давайте, попробуем с вами описать фрукт или овощ с помощью значковой схемы. Я буду показывать знак, а вы подбираете слова для описания. И потом мы сможем составить небольшой описательный рассказ про фрукт или овощ. (Работа со схемами).
- Нам помогают фрукт и овощи, обогащают наш организм витаминами, чтобы мы могли расти здоровыми и жить.
- А что же помогает растениям, чтобы они могли расти и жить?
- Да, вода – это чудо, которая дает жизнь для всего живого, растений, животных, людей.
- Я хочу вам, показать на примере воды, которая наполняет эти стакана, души людей которые наполняют наши тела. Представим, что каждый человек это стакан. Вода – это то, чем наполнен человек. Чистая прозрачная вода – символ внутренней чистоты, добрых поступков и помыслов человека. Но что же может случится с человеком, когда в него начнет закрадываться маленькие капли злости, обиды, жадности, лжи. Его душа начинает чернеть, с каждой каплей все больше и больше поглощая его чистоту. (Опыт с водой. Два стакана наполненных водой. В один из которых добавляются по капле черные чернила).
- Если б вам предложили испить воды из этих двух стаканов, какой бы вы выбрали?
- Так и в жизни, мы выбираем себе друзей и окружающих людей с чистой душой, как прозрачная вода.
- А сейчас я вам предлагаю вернуться из нашего путешествия, и еще раз вспомнить о наших друзьях-растения, и отношения к ним.
(Стих о бережном отношении к природе. Дети рассказывают все вместе).

Знаю я, что вам необходима.
Вам не нужно долго вспоминать.
Все из вас хотят любить и быть любимыми,
И хотят, чтоб не болела мать.
Чтоб на нашей, маленькой планете,
Только звезды падали с небес
Были все доверчивы как дети
И любили дождь, траву и лес.

Вера Куликова
Конспект занятия по экологии в средней группе «Живая и неживая природа»

Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Задачи:

1. Развивающие

Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

Развивать творческое воображение, умение фантазировать;

Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

Способствовать развитию познавательных интересов;

Приобщать к действенному отношению к природе.

2. Образовательные

Расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

Учить отгадывать загадки;

Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

Учить решать проблемные задачи;

Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

Закрепить знания детей о животных и птицах, умение классифицировать их;

Рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

3. Воспитательные

Учить способам самостоятельного познания;

Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение, настойчивость;

Формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

Методы: игровые, практические, словесные.

Материалы: картинки с изображением живой и неживой природы, схемы развития живых организмов (человека, цыпленка, дерева); нарисованное дерево на ватмане, краски (зеленая, красная, желтая, голубая, листы бумаги, смятые в комок; стаканчики с землей, фасоль, палочки, лейки с водой; куклы, избушка Бабы-Яги, иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди»

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.

Ход занятия:

Ребята, а вы хотели бы попасть в сказку? Ну, тогда закрывайте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три, на месте повернись и в сказке очутись!»

Ой, смотрите, какая-то девочка сидит. Она чем-то очень расстроена. Как вы думаете, в какую сказку мы попали? («Гуси-лебеди») Правильно, а вон там, вдалеке, смотрите, мелькнули и гуси-лебеди. Унесли они братца Ванечку. Поэтому девочка такая грустная.

А я возле девочки письмо нашла. Интересно, что же там? Прочитаем? (Да).

- «Если хотите спасти Иванушку, пройдите весь путь, до моей избушки, и выполните все задания, которые я вам приготовила. Тогда, может быть, я вам и отдам братца Иванушку. Баба-Яга»

Дети, ну, что, мы будем спасать Иванушку? (да)

Ребята, а где же живет Баба-Яга, где нам ее искать? (в лесу)

Верно, в лесу, на природе, и задания она нам тоже, скорее всего приготовила о природе. А что такое природа? (ответы детей)

Это все, что нас окружает, но не сделано руками человека: солнце, цветы, деревья, животные, воздух, камни, реки и многое - многое другое, ведь природа очень многообразна

Итак, для того, чтобы спасти Иванушку, нам нужно пройти все испытания Бабы-Яги. Идемте скорее.

Посмотрите, записка. Это первое испытание. Испытание называется «Три слова». Я буду называть понятие, а вы мне отвечать, что входит в это понятие.

Игра «Три слова»:

1. Овощи. (капуста, огурец, помидор)

2. Фрукты. (банан, апельсин, яблоко)

3. Домашние животные. (корова, лошадь, собака)

4. Дикие животные. (волк, лиса, заяц)

5. Зимующие птицы. (ворона,воробей, голубь)

5. Перелетные птицы. (журавли, ласточка, кукушка)

6. Насекомые. (комар, муха, бабочка)

7. Ягоды (малина, клубника, вишня)

Молодцы, вы все назвали правильно. Идем дальше.

Ребята, известно ли вам, что природа бывает живая и неживая.

Мир живой природы – это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показываю картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается (показ схемы).

Неживая природа – это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает – звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показ картинок). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

На полу лежит «волшебный» мешок.

Ух, ты. Что это? (мешок)

Да он не простой, а волшебный. Там лежит что-то (заглядываю). Да, тут картинки. Вытяните каждый из мешка по одной картинке (вытягивают картинки с изображениями объектов живой и неживой природы: звезды, луна, ветер, вода, воздух, камни, песок, растения, животные, насекомые, рыбы и т. д.). А вот и задание:

- “Разделитесь на команды «живая природа» и «неживая природа» (делятся по картинкам). И отгадайте хитрые загадки Бабы-Яги “ (после каждого ответа обсуждаем, к какой природе относится отгадка).

Игра «Отгадай, что это?»:

1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка)

2. Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук)

3. С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик)

4. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук)

5. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака)

6. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи)

7. Как увидеть воздух (флюгер, вертушка, воздушный шар)

8. Чего не унесешь в решете? (воду)

9. По небу гуляет, землю освещает (солнце)

А вот еще одно задание. Что же там? Ага. Третье испытание: «Ответьте на вопрос: Как растет все живое? Что для этого необходимо?»

Ребята, давайте расскажем, как растет и развивается ребенок? (схема развития). Что для этого нужно? (Тепло + питание + вода + воздух + любовь). Так развивается и растет человек.

А теперь необходимо сложить из карточек, как появляется цыпленок, и рассказать, что нужно, что бы рос и развивался цыпленок? (надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом).

Оказывается, для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку:

Дети: - Тепло + питание + вода + воздух +забота.

Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.

А как же растут и развиваются растения? Растения - это. (травы, деревья, кусты, цветы). Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые)

Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают.)

Верно, ребята. Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище – там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их) Рассказ сопровождаю показом слайдов.

Посмотрите на схему, как растет дерево (семя – росток – деревце - взрослое дерево).

Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать).

Правильно, деревья называют легкими планеты.

Физминутка «Шел король по лесу».

Шел король по лесу, по лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

А вот и следующее задание от Бабы-Яги: «Я заколдовала это дерево. Попробуйте его оживить.» Давайте вместе нарисуем дерево. (На ватмане нарисован ствол дерева. В тарелочках зеленая, желтая, голубая, красная краска. Смятые в комок листы бумаги.)

Посмотрите, это дерево пока без листьев. Давайте нарисуем ему пышную крону. Для этого обмакните комок бумаги в зеленую краску и поставьте отпечаток на нашем дереве. Также мы можем нарисовать небо, солнце, траву и цветы.

Вот какая красивая картина у нас получилась.

Послушайте народные изречения о растениях:

Растение – земли украшение.

Сломать дерево – недолго, вырастить – годы.

Одно дерево погубил – посади сорок.

Старые деревья молодые охраняют.

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

А вот и еще одно задание: «Вам необходимо что-нибудь посадить. Наверное, вы не сумеете это сделать. Ха-ха-ха.» Вот вредная Баба-яга. А мы все равно справимся, правда, ребята? Проходите к столу. Перед вами стоят стаканчики с землей. Сделайте палочкой ямку и положите туда фасолинку, заройте и полейте водой.

Заберем их с собой и будем наблюдать как они будут расти. Каждый будет следить за своим растением, который запомнит по наклейке на стаканчике (садят, поливают).

Дети возвращают Иванушку девочке.

Ну, вот мы снова вернулись к себе в детский сад. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Что вы запомнили? (Ответы детей).

Светлана Хохлова
Конспект занятия по природному миру в средней группе «Лесовичок в гостях у ребят»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42»

Конспект занятия

Природный мир в средней группе

На тему : «Лесовичок в гостях у ребят »

Подготовила :

воспитатель

Хохлова С. П.

Образовательная область : «Познавательное развитие»

Вид занятия : Природный мир

Задачи :

Образовательные :

Учить выделять характерные признаки живых объектов и обобщать их по этим признакам;

Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде зверей и птиц;

Формировать умение детей соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей в единственном числе, использовать эти слова в речи.

Развивающие :

Развивать у детей умение объяснить свою точку зрения, доказать ее.

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение к лесным зверям, птицам.

Интегрируемые образовательные области :

ОО «Речевое развитие»

Развивать умение детей слушать рассказы.

Побуждать детей к ответам на вопросы педагога.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Вызвать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых картинок, умение включаться в игровую ситуацию.

Развивать стремление к исполнительской деятельности.

ОО «Физическое развитие»

Развивать самостоятельность творчества.

Словарная работа :

Шерсть, клюв, пасть, перья, лапы, зубастый. Активизировать в речи наименования детенышей животных.

Предварительная работа :

Рассматривание картин с дикими животными и птицами;

Беседы о животных и птицах;

Чтение рассказов Е. Чарушина «Про зайчат» , «Волчишко» , «Лисята» ; А. Барто «Синица» ; Е. Благинина «Гули-гули» ; Р. Бухараева «Кормушка» ;

Материалы, оборудование :

Лесовичок ;

Корзинка;

Картинки животных и птиц;

Схемы животных и птиц;

Дидактические игры «Где чей хвост» , «У кого какая шубка?» , «Кто как кричит» , «Помоги найти свою маму» ;

Отгадывание загадок про птиц и зверей.

Форма проведения : групповая

Методические приемы

Словесный :организационный момент,чтение рассказов,беседа,игра.

Наглядный : рассматривание картинок,игра.

Практический : выполнение детьми задания,с помощью воспитателя.

Мотив детской деятельности :познавательно-игровой

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Пальчиковая гимнастика «Дом» . Стук в дверь. Сюрпризный момент. Появляется Лесовичок .

Воспитатель :Ребята , вы знаете, кто к нам пришел в гости ? Это Лесовичок . А давайте с ним поздороваемся. (Дети здороваются) .

Он живет в лесу и следит за порядком. Лесовичок знает каждое дерево , всех зверей и птиц.

2. Основная часть :

Воспитатель :Лесовичок что-то принес в корзинке. Давайте посмотрим. Он принес игры и хочет с нами поиграть. Вы хотите поиграть с Лесовичком ? (Да) .

Достаем первую игру – «Звери и птицы» . В конверте картинки зверей и птиц. На столе схемы зверей и птиц. Разобрать с детьми схемы. Предложить найти схемы для зверей и птиц. Дети выполняют задание.

Итог задания. Вы справились с игрой, помогли животным и птицам найти свои схемы.

У Лесовичка есть еще одна игра . Давайте заглянем в корзинку. Эта игра называется «Четвертый лишний» . Дети внимательно рассматривают карточку и находят лишнюю картинку, объясняют, почему она лишняя.

Молодцы! (Воспитатель берет корзинку) .

Ой, а здесь еще что-то лежит. (Достает шишку) . Ребята , что это? (Шишка) . Шишка поможет нам поиграть в словесную игру «Назови детеныша» . Я буду называть взрослое животное, а вы назовете его детеныша. У кого шишка в руках окажется, тот и называет детеныша (например, волк-волчонок) .

3. Заключительная часть.

Итог : ребята , чему мы сегодня учились? Называть детенышей диких животных, разложили птиц и животных по схемам. Находили лишнюю картинку на карточке.

4. Литература :

1. Картухина И. А. «Конспекты занятий во второй младшей группе » .

2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» (младший и средний дошкольный возраст ) .

3. Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей 3-7 лет» Москва Мозаика-Синтез 1999г.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по природному миру и аппликации для второй младшей группы «Сказочная поляна» Конспект интегрированного занятия по природному миру и аппликации второй младшей группы Демянчук Полина Александровна Тема: «Сказочная поляна».

Конспект музыкального интегрированного занятия «Почемучка в гостях у ребят» в средней группе Конспект музыкального, интегрированного занятия Тема «Почемучка в гостях у ребят» средняя группа Магкиева Светлана Викторовна Муз. руководитель.

Конспект НОД по природному миру в подготовительной группе «Хвойные деревья нашего леса» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области познавательное развитие.

Конспект занятия по окружающему природному миру «Деревья зимой» Окружающий природный мир «Деревья зимой» Цель: обобщение и систематизация знаний детей о деревьях, развитие связной речи. Задачи: развивать.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности с водой в средней группе «Капитошка в гостях у ребят» Конспект занятия по познавательной деятельности (развитие экспериментальной деятельности) в средней группе Составлен воспитателем Королевой.


Top