Политические партии. Понятие, функции и виды политических партий

Исследователи классифицируют партии по разным осно­ваниям. По идеологическому признаку партии бывают либе­ральные, консервативные, социал-демократические, комму­нистические, фашистские и др. На политической арене действуют и клерикальные партии, ориентирующиеся на ре­лигиозные учения. Многие из них имеют в настоящее время довольно широкую поддержку избирателей, так как провоз­глашают общечеловеческие ценности, прежде всего нравст­венного характера: справедливость, милосердие, духовное са­моочищение и пр. Есть и националистические партии. Они используют рост национального самосознания народа в сво­их эгоистических политических целях, нередко навязывая сепаратистские, шовинистические платформы, враждебные другим соседним нациям. (Приведите примеры.)
В зависимости от программных установок различают партии крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые. К крайне левым относятся партии коммунистичес­кого толка, к левым - социалистические и социал-демокра­тические. Центристские - это умеренные партии, стремя­щиеся к компромиссам, сотрудничеству и стабильности. Правыми считаются либеральные и консервативные партии, а крайне правыми - партии фашистские и неофашистские. Данная классификация является относительной и подвижной, особенно для партий колеблющихся и расположенных «слева» и «справа», но ближе к центру.
По отношению к проводимой политике различают, как вы уже знаете, партии правящие и оппозиционные.
По организационной структуре различают партии кад­ровые и массовые.
Кадровые партии являются результатом сотрудничества низовых избирательных комитетов граждан и парламент­ских групп в верхах. Задача их в том, чтобы мобилизовать в конкретном избирательном округе нотаблей (влиятельных лиц). Они призваны привлекать во время выборов как мож­но большее число избирателей из различных слоев незави­симо от их идеологической ориентации. Иными словами, кадровые партии в первую очередь занимаются подбором ка­дров, способных эффективно организовать избирательную кампанию. В них обычно отсутствует централизованная структура и фиксированное членство. При этом партийный курс вырабатывают партийные боссы. К данному типу пар­тий относятся в основном западноевропейские партии кон­сервативной и либеральной ориентации.
Массовые партии в большинстве своем сформировались вне парламента и, как правило, на базе общественно-поли­тических движений. Вспомните: когда и как были созданы в России первые политические партии? Чьи интересы они выражали? В чем особенности программных установок этих партий?
Массовые партии придерживаются определенной идеоло­гии, имеют четкие программно-политические установки и сложную организационную структуру с разветвленной сетью местных организаций. Главная особенность партий этого ти­па - массовое членство. Причем члены партии не только пла­тят взносы, но и активно участвуют в делах партии. Это ча­ще всего левые партии. В XX в. их организационные особенности заимствовали представители других политичес­ких направлений - фашисты, христианские демократы и да­же консерваторы.
Выделяют партии с прямым и косвенным членством. В первом случае в партию принимают в индивидуальном по­рядке, во втором - человек становится членом определен­ной партии просто потому, что входит в какую-либо связанную с ней организацию. Так, в лейбористскую партию Ве­ликобритании, а также в социал-демократические партии Швеции, Норвегии, Ирландии на коллективных началах входят профсоюзы. Поэтому здесь члены профсоюзов явля­ются одновременно членами этих партий. Для коммунисти­ческих партий характерно исключительно прямое членство.
Различают партии с сильной и слабой структурой. В первом случае внутрипартийная дисциплина, зафиксирован­ная в уставах, предписывает всем депутатам от данной пар­тии подчиняться распоряжениям ее руководящих органов и решениям парламентской группы. Слабая структурирован­ность партии означает, что ее парламентарии располагают почти полной свободой голосования. Подчеркнем, что сила и слабость структуры партии не зависят от того, массовая она или кадровая. Например, в Англии консерваторы - кадровая партия, а лейбористы - партия массовая, но обе подчиняются жесткой партийной дисциплине в парламенте.
Наряду с кадровыми и массовыми партиями в конце 50-х гг. XX столетия возник новый тип партий - универ­сальные партии. Их нередко именуют «партиями для всех» или партиями избирателей. Эти партии не имеют идеологи­ческих ориентации и обращаются не к определенным соци­альным группам, а ко всем избирателям. Они выстраивают­ся вокруг одного (чаще всего общенационального) лидера и предлагают обществу идеи согласия, баланса интересов раз­личных социальных групп. Иными словами, для универ­сальной партии уже не столь важно массовое членство, сколько массовость избирателей.
Политические партии обеспечивают взаимосвязь государ­ства и гражданского общества, что выражается в их функ­циях. Напомним, что важнейшая из них - представительст­во во властных структурах разнообразных социальных интересов. Другая функция - выявление и согласование групповых интересов граждан, придание им характера по­литических целей и требований. Цели воплощаются в пред­выборных партийных программах, разработка которых то­же партийная функция. Партии участвуют в избирательных кампаниях, выполняя электоральную функцию. Им принад­лежит также функция политической социализации граж­дан. Суть ее - приобщение людей к политике, воздействие на их политические взгляды и ценностные ориентации. Пар­тии мобилизуют свой электорат на активную политическую деятельность, т. е. выполняют функцию политической мо­билизации. Участвуя в предвыборных кампаниях и полити­ческих баталиях, работая в той или иной комиссии, чело­век приобретает политический опыт, вырабатывает в себе качества, необходимые профессиональному политику. Имен­но так начинали свою карьеру многие известные политические деятели, например М. Тэтчер, В. Брандт. Следователь­но, отбор и воспитание политических лидеров и элит - еще одна функция партий.


  • В начале 40-х гг. XVII в. генерал-губернатор Голландской Индии решил выяснить, является ли Австралия частью Южного материка и соединена ли с ней Новая Гвинея.
  • Внешняя политика как часть идеологии белорусского государства
  • Политические партии играют важную роль в обществен­ной жизни демокра тического общества. Назовите любые три функции политической партии в политической системе общества и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером

    1. выражение властно значимых интересов отдельных групп (парламентская фракция политической партии представляет интересы среднего класса, добиваясь принятия законодательства, регламентирующего деятельность среднего и малого бизнеса и налоговых льгот)

    2. разработка политических программ (политическая партия представила свою программу развития гражданского общества)

    3. политическая социализация граждан и привлечение их к участию в политической жизни (политическая партия провела серию митингов в поддержку демократических реформ…)

    Сформулируйте четыре суждения, раскрывающие раз­личные функции поли тических партий в современном обще­стве

    Мы уже говорили о необходимости партий в представительном порядке, о выгодах и невыгодах, проистекающих из их борьбы. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах. В силу этого политическое движение здесь происходит не иначе, как посредством взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество. Здесь лежит главный источник политической жизни в конституционных государствах.

    Партии естественно возникают на почве общественного мнения. Необходимость дисциплины и организации для совокупного действия превращает неустроенную массу свободных случайных мыслей в более или менее крепкие и прочные силы, способные быть субъектами политических действий.

    При организованных партиях есть возможность рассчитывать, направлять разрозненные стремления к общей цели; чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе. Наоборот, там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы рождается один хаос. С другой стороны, только при политической свободе могут образовываться настоящие партии, ибо только тогда появляется возможность и необходимость действовать сообща на политическом поприще, достигать известных целей постоянными и совокупными усилиями многих. Но одной свободы для этого недостаточно; необходимо, чтобы в обществе существовали нужные для партий элементы, чтобы развит был политический смысл, чтобы определились основные направления, чтобы люди группировались около некоторых созданных ими начал, наконец, чтобы выработались политические нравы, которые создаются всякой общественной деятельностью, требующей совокупных усилий. Одним словом, только созревшее общественное мнение рождает настоящие политические партии. И при этих условиях они возникает не вдруг, а слагаются медленно, в политической борьбе, должны пройти через многие испытания прежде, нежели получат надлежащую крепость и силу. Поэтому не надо думать, что установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством.



    (Б.Н. Чичерин)



    С2. Укажите с опорой на текст любые четыре условия превращения политических партий в «субъекты политических действий»

    С3. Какими словами автор характеризует организованные и неорганизованные партии в обществе? (Выпишите по одному авторскому суждению, характеризующему каждую их этих групп партий) Приведите подтверждающий авторскую характеристику пример деятельности одной из существующих (или существовавших) организованных партий.

    С4. Некоторые думают, что парламентское правление начинается сразу после избрания партийных представителей в органы власти. Разделяет ли это мнение автор? Подтвердите ответ словами из текста и приведите пример, иллюстрирующий справедливость данного суждения.

    С1. 1. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах 2. главный источник: взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество
    С2. 1. наличие дисциплины в партийных рядах 3. наличие организации для совокупного действия 4. наличие политической свободы 5. развитие политического смысла 6. определение основных направлений своей деятельности 7. объединение людей около некоторых созданных ими начал 8. выработка политических нравов 9. общественная деятельность, требующая совместных усилий 10. сформировавшееся общественное мнение
    С3. 1а. При организованных партиях есть возможность рассчитывать, направлять разрозненные стремления к общей цели; чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе 1б. там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы рождается один хаос 2. пример: в США действуют уже более полутора столетий крупные партии республиканцев и демократов, программы которых развиваются с учетом изменений в стране и мире, отражая интересы избирателей.
    С4. 1. Не разделяет 2. не надо думать, что установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством. 3. в странах, осуществляющих переход к демократии, партийные коалиции, возникшие в парламентах в результате досрочных выборов, отличаются неустойчивостью и неумением принимать консолидированные решения.

    С6.С помощью трех примеров проиллюстрируйте особенности правления партии консервативного толка.

    • Политическая система общества – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть


    • определение целей, задач, путей развития общества;

    • организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

    • распределение материальных и духовных ресурсов;

    • согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;

    • разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

    • обеспечение стабильности и безопасности общества;

    • политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

    • контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

    • Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:

    • институциональную,

    • коммуникативную,

    • нормативную,

    • культурно-идеологическую.

    • Институциональная подсистема – относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения.



      Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым - отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.



      Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции.


    • Политическая культура - это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. Основные направления реформы политической системы в нашей стране определены Конституцией Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г.


    • Право – это исторически сложившаяся система ценностей, регулирующая общественные отношения, номы человеческого поведения. Право может быть закреплено в форме закона, обязательного для выполнения всеми членами общества, или существовать в виде образца, идеала.

    • Под правами человека понимается гарантируемая законом мера возможного поведения индивида.

    • Правовой статус личности характеризуется совокупностью прав и свобод, которые принадлежат ей по закону.

    • Свобода человека определяется, как узаконенная возможность поступать в соответствии со своей волей.


    • Естественно-правовая концепция – права человека принадлежат ему от рождения в силу природных законов, они не зависят от признания государства, их нельзя отобрать или ликвидировать. Государство должно закрепить в законах, обеспечить возможность существования и создать действенный механизм защиты прав и свобод человека.

    • Представления мирового сообщества о правах и свободах человека отражены во Всеобщей декларации прав и свобод человека (принята ООН в 1948 г.).

    • В 1993 г., Конституция РФ закрепила фундаментальные права и свободы человека.

    • В нашей стране права человека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя.


    • Наиболее распространённой классификацией прав и свобод человека является их разделение в соответствии со сферами общественных отношений на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.

    • К гражданским правам относится: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство, равенство перед законом и судом, свобода выбора места жительства и т.д.

    • Политические права обеспечивают участие граждан в политической жизни страны.

    • К экономическим правам относятся: право быть собственником, право наследования, право на труд и свободный выбор профессии, право на отдых и т.д.

    • К социальным правам относятся: право на социальное обеспечение, право на образование, право на медицинскую помощь, право на защиту материнства и детства и т. д.

    • Культурные права – права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности.

    • Права и свободы человека могут быть ограничены только законом для защиты конституционного строя и интересов других граждан.


    • ограждающие – право на жизнь, на неприкосновенность личности и т.д.;

    • активность самого человека – право на свободу творчества, право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом;

    • группа прав, обязывающая государство и общество заботиться о человеке, создать ему социальную защищённость; право на охрану здоровья и т.д.

    • Право только тогда право, когда оно защищено судом. Каждый человек должен обладать правовой культурой (знать свои права и уметь их защищать).


    • Конституция (лат.) - установление, устройство. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием принята Конституция РФ - первая демократическая Конституция в истории России.

    • Конституция – это договор между властью и народом, в котором народ стремиться зафиксировать свои права и свободы, а власть утверждает такую форму правления, при которой должна быть реализована справедливость, защита прав и свобод граждан.

    • Конституция РФ – основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу.


    • закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;

    • упорядочить государственную власть;

    • утвердить правосудие;

    • регулировать образование исполнительных государственных органов власти;

    • установить избирательную систему.

    • Конституция включает совокупность правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя РФ; права, свободы и обязанности человека.


    • Общественный порядок обеспечивается совокупным действием различных социальных норм, образующих нормативную систему общества.

    • Социальные нормы разных видов отличаются друг от друга по способам их формирования, способом обеспечения их соблюдения, формам закрепления.


    • Обычаи (и близкие к ним традиции) – это правила поведения, сложившиеся стихийно, естественным путём и в результате многократного повторения закрепившиеся в сознании людей. Несоблюдение обычаев влечёт негативную реакцию со стороны окружения (осуждение, порицание), т.е. меры общественного воздействия.

    • Религиозные нормы – правила поведения, закреплённые в священных книгах соответствующих религий. Соблюдение этих норм обеспечивается страхом “божьей кары”, возмездия, ожидающего грешников.

    • Нормы общественных организаций – это правила поведения, устанавливаемые высшим органом какой-либо организации (например, политической партии). Соблюдение этих норм обеспечивается возможностью применения мер общественного воздействия, предусмотренных тем же уставом партии (это могут быть – выговор, исключение из рядов партии).



      Нормы морали – это правила, складывающиеся естественным путём в процессе жизни общества и выражающие представления людей о добре и зле, о справедливости, долге, чести. Соблюдение норм морали обеспечивается возможностью применения мер общественного воздействия, но всё-таки главным образом человек руководствуется теми или иными моральными нормами в силу своего внутреннего убеждения в необходимости такого поведения. Внутренним гарантом морали является совесть.

    • Государство устанавливает только нормы права, никакие другие социальные нормы государством не создаются. Охраняет от нарушений государство также только правовые нормы, а соблюдение других социальных норм обеспечивается мерами общественного воздействия.


    • Нормы права – чётко указывают, что дозволено делать участникам регулируемых отношений (т.е. какие у них есть юридические права), что они должны делать (т.е. какие у них юридические обязанности) и что им делать нельзя (юридические запреты), а также какие меры применяются к нарушителям этих предписаний.

    • Право представляет собой сумму общеобязательных норм и правил поведения, установленных государством.

    • Право – это особый регулятор общественных отношений человеческого поведения; оно находит своё выражение в системе юридических (правовых) норм (правил), которые закрепляют исторически сложившиеся в обществе представления о порядке и справедливости.


    • субъективное право, обеспечивающее свободу индивида;

    • объективное право – совокупность общеобязательных правил, выраженных в законах.

    • Право построено на трёх элементах:

    • нравственность:

    • государство;

    • экономика.

    • Право – это совокупность правовых норм, которые устанавливают:

    • кто и когда их должен исполнять; при наступлении каких условий (гипотеза);

    • в чём должно состоять это исполнение (диспозиция);

    • каковы последствия неисполнения (санкция).

    • Правовая норма – общее правило, которое регулирует поведение людей, их коллективов путём предоставления им субъективных прав и возложение на них соответствующих юридических обязанностей.


    • Основы правового статуса закреплены в главе 2 Конституции, вместе с тем в Основном Законе РФ прямо указывается, что перечисление в нём основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепринятых прав человека и гражданина.

    • Конституция РФ, закрепляя права и свободы человека, исходит из их естественного, неотчуждаемого характера. Согласно Конституции, в нашем государстве не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В то же время осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц, общественные и государственные интересы.



      Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод гражданина в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    • Большое значение в правовом статусе человека и гражданина имеет принцип равенства перед законом и судом, независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.



      Гражданские права и свободы выражают гуманистические основы жизни общества, защищают индивидуальные свободы от вмешательства извне – это права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; государственную охрану достоинства личности; право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений; право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; право определять и указывать свою национальную принадлежность; право на пользование родным языком, свободный выбор зыка общения, воспитания, обучения и творчества; право законно находящихся на территории России на свободу передвижения и выбор места пребывания, места жительства; свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; свобода совести и вероисповедания; право каждого человека на участие в объединениях и массовых мероприятиях.


    • Конституция РФ закрепляет народовластие через предоставление своим гражданам политических прав: право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право обращаться непосредственно, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы местного самоуправления.



      Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом деятельности. Признаётся и охраняется законом право частной собственности, в т.ч. на землю. Каждый имеет право на труд, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Закрепляется право на вознаграждение на труд не ниже установленного федеральным законом минимума, право на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.



      Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на воспитание детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Закрепляется также право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь (конституционная гарантия на оказание бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных медицинских учреждениях); общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Даже имеется право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о её состоянии, не возмещение ущерба, причинённого здоровью людей или их имуществу экологическими правонарушениями, и даже право на возмещение ущерба по вине государственных органов и должностных лиц.



      Конституция России гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Закреплено также право каждого защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не запрещёнными законом. Закреплена новая обязанность государства, его органов и должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

      В числе юридических гарантий особое значение имеет судебная защита, которая гарантирована каждому. Конституция устанавливает, что решения и действия должностных лиц, государственных органов и местного самоуправления могут быть обжалованы в суде. Кроме того, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, гражданин РФ вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.



      Конституция каждому гарантирует право на получение юридической помощи, право обвиняемых на помощь адвоката. У граждан имеется право на возмещение государством ущерба, нанесённого незаконными действиями или бездействием государственных органов и их должностных лиц. Высшей гарантией является установление Конституцией презумпции невиновности, которая раскрывается в ст.49.


    • В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, принятой ООН, в Семейном кодексе РФ содержатся нормы права несовершеннолетних детей.

    • Уважение личности, чести и прав ребенка, гарантированное законом, позволяет подготовить его к самостоятельной жизни в обществе.


    • базисные, основные: на жизнь, на равенство в осуществлении прав и др.;

    • семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботится о детях, государство – помогать детям, оставшимся без родителей и т.д.);

    • обеспечивает свободное развитие личности ребенка (право свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);

    • обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения и т.д.);

    • обеспечивает образование детей и их культурное развитие (право на бесплатное образование, пользование достижениями культуры и т.п.);

    • призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.

    • Свидетельство о рождении ребёнка, выдаваемое ЗАГСом, является доказательством происхождения ребёнка от указанных в нём родителей.



      К личным правоотношениям относятся: право ребёнка на имя, отчество и фамилию, право на получение воспитания от родителей, право детей на защиту своих прав. К имущественным правоотношениям относятся: право ребенка на приобретаемую родителями одежду, обувь, книги, другие вещи. Ребенок имеет право на обеспечение всем необходимым для жизни, на получение алиментов, на посещение дошкольных учебных учреждений, на получение бесплатного основного образования и полного среднего, право на защиту чести и достоинства и т.д.


    • Право на образование – одно из самых конституционных закрепленное как в международных документах, так и в законодательствах многих стран, в которых гарантируется общедоступность образования.



      Образование достигается различными путями. Начальный этап происходит в семье – первые знания о добре и зле, об обязанностях и правах, обучение началам грамоты, приобщение к ценностям жизни и культуры. Важнейшим этапом образования является школа, где дается начальное, основное и полное общее образование. Гимназии, лицеи, колледжи, частные учебные заведения – это альтернативное образование – один из признаков гуманизации.

    • После окончания основной школы молодой человек может поступить в училище, где ведётся подготовка квалифицированных работников.

    • Право граждан на образование гарантированно государством и признано обществом.


    Экономические цели развития общества

    Каждое государство, каждое общество для своего развития в первую очередь ставит перед собой определенные цели, и в первую очередь – это цели экономические. Разумеется, что в разные периоды развития человека эти цели были различны. Одно дело, когда человек еще находился на первобытной стадии своего развития, другое в условиях рабства или феодализма. Но нам важно понять эти экономические цели в наше время, в период современного развития и человечества и экономики.

    Первая и основная цель экономики, о которой всегда говорится (правда, часто только декларируется) – это рост благосостояния граждан страны. А, уж исходя из этой цели, и определяются, все ее остальные задачи, а именно:

    1. Рост благосостояния граждан не возможен без общего государственного экономического роста, без развития народного хозяйства, которое постоянно нуждается в совершенствовании общественного производства, обновлении технологий, связей, мотивации и так далее.

    2. Всякое благосостояние граждан начинается с их трудовой занятости. Чем выше уровень занятости населения, тем выше общественное благосостояние, и, наоборот. Всякий желающий и трудоспособный гражданин должен быть обеспечен этой самой занятостью, или в виде наемника, или предпринимателя, или государственного работника любого уровня.

    3. Но занятость граждан не должна быть просто занятостью, она должна быть эффективной занятостью, то есть с определенным уровнем общественной трудовой отдачи. В противном случае занятость ради занятости может просто превратиться в определенную форму социальной поддержки под видом общественно-полезного труда.

    4. Кроме эффективного трудового устройства граждан, должна быть налажена система наиболее оптимальное использование производственных и природных ресурсов. Именно от этого во многом зависят издержки производителей, а стало быть, и цены на производимые товары и возможности их приобретения населением.

    5. Во многом порядок, уровень цен, их рост или падение определяют стабильность в развитии экономики. Любое развитие нуждается в определенной стабильности, а экономика тем более. Если цены будут сильно гулять, то, как производителям, так и потребителям очень сложно под них подстраиваться, а это будет вызывать различные большие и мелкие кризисы перепроизводства то здесь, то там, банкротства производителей и снижение спроса у потребителей, а значит, и общее снижение благосостояния граждан.

    6. Но кроме стабильности цен, важнейшим фактором в развитии экономики является стабильность и справедливость законодательства в области экономики и прилегающих к ней сфер. Экономика просто не сможет развиваться нормально, если сегодня будут действовать одни законы, а завтра другие. Для развития экономики очень важна система налогообложения, которая должна не только пополнять государственную казну, но и выполнять другие функции. Во-первых, она должна быть справедливой (больше платить должен тот, кто больше имеет, а не как попало, как, например, в России). Во-вторых, стимулировать развитие экономики, и особенно ее «белую», официальную часть, а не толкать предпринимателей и граждан к разным сокрытиям. Если в экономике существуют массовые сокрытия доходов или просто какой-то деятельности, то это уже вина не граждан, а государства, его Правительства и законодателей.

    7. Экономическая деятельность должна иметь определенную свободу в своей деятельности, в получении доходов, в возможностях открытия, развития и закрытия своего дела, найма работников и так далее. Чем больше на пути развития экономики будет стоять различных барьеров, тем медленнее и менее активно и эффективно она будет развиваться. Любая, разрешенная законом деятельность должна быть доступна любому гражданину без каких-либо надуманных бюрократических оговорок. Но, в то же время, любая деятельность, связанная со здоровьем или безопасностью граждан должна быть и достаточно контролируема, но без помех для нормальной деятельности.

    8. Для общего благосостояния граждан общественная экономика должна функционировать, таким образом, чтоб с одной стороны создавать все условия для ее роста, а, с другой, распределять совокупный общественный продукт так, чтобы не было сверх доходов у одних за счет обнищания других, чем, увы, отличается сегодня экономика России. Особенно, когда это касается обнищания большого количества граждан при слабой социальной защите государства вследствие сомнительного обогащения других, использующих прямо или косвенно доступ к бюджетам различного уровня или иным государственным функциям также любого назначения и уровня.

    9. Еще одной важнейшей задачей любого государства является правильная внешняя торговля, которая, во-первых, должна приносить положительный торговый баланс (экспорт в денежном выражении должен превышать импорт), а, во-вторых, структура продажи должна быть смещена в сторону конечного продукта, а не сырья или материалов.

    10. И, наконец, нужно отметить еще одну важную задачу государства. Кроме положительного торгового баланса, необходимо иметь еще и положительное сальдо между вывозом капитала (денег), включая и вывоз капитала гражданами, и его ввозом в страну. Так как не только торговый баланс экспорта-импорта товаров, работ и услуг влияет на совокупный спрос, но и баланс ввоза-вывоза денежных средств, разумеется, включая и безналичный. А в основе роста экономики лежит рост спроса, который образуется, в том числе и за счет положительных сальдо торгового и инвестиционного балансов.

    В данной статье выделено десять, на мой взгляд, первостепенных задач для решения важнейших экономических целей любого государства. Но их, конечно же, может быть и больше в зависимости от состояния экономики государства, от политического строя страны, от наличия или отсутствия тех или иных ресурсов и многих других факторов. Стоить только, понять главное, на сегодняшний день в мире – нет ни идеальных политических устройств государств, ни тем более идеально построенных экономических моделей. Вот в этом и заключается основная задача любого Правительства, его представительных органов, если они конечно желают благо для свих граждан, найти верный путь по совершенствованию своей экономики в интересах большинства его граждан, а не кучки ненасытных лиц.

    Назовите две неназванные в тексте функции политических партий.


    Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21-24 .

    В современной науке политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. В современном законодательстве предусматриваются следующие признаки политической партии: это свободно создаваемая автономная организация, действующая на принципах самоуправления; устойчивая организация, объединяющая граждан на постоянной основе; объединение в партию происходит на основе идеологических факторов – общности убеждений и целей ее членов, что выражается в ее программных положениях; это некоммерческая организация, которая не преследует целей извлечения прибыли, хотя ее отдельные подразделения могут заниматься производственной деятельностью для обеспечения потребностей партии; организация, построенная и действующая на демократических принципах и на основе гласности, публичности, открытости; партии содействуют формированию и выражению политической воли народа, используя мирные и конституционные средства, в частности участие в выборах. В странах тоталитарного социализма считается, что государственные служащие должны быть членами правящей коммунистической партии, хотя юридической обязанности такого рода не существует.

    Законы о политических партиях содержат правила о финансах и имуществе партий. Во-первых, они устанавливают источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты. Во-вторых, партии обязаны вести учет всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов. В-третьих, законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых пар тиями избирательных кампаний. Для этого выделяются средства из государственного бюджета. Такое финансирование может быть предоставлено всем партиям или только партиям, набравшим определенный процент голосов на выборах.

    Классификация партий возможна по самым различным основаниям. Это могут быть консервативные партии, выступающие за сохранение прежних порядков, выступающие против реформ (Консервативная партия в Великобритании); клерикальные (религиозные) партии (Христианско-демократический союз в Германии); либеральные партии, выступающие за свободу экономической деятельности, невмешательство государства в общественную жизнь; реформистские партии, которые выступают под лозунгами социализма за социальную справедливость при сохранении частной собственности (социал-демократические партии в Европе); радикалистские партии, выступающие за коренное переустройство государственной власти. С точки зрения организационной структуры принято различать партии кадровые, массовые и партии-движения. С точки зрения особенностей правового положения различаются партии зарегистрированные и незарегистрированные, легальные и нелегальные. Легальные партии – это партии, действующие на законных основаниях. Партия становится нелегальной, если она запрещена законом, судебным решением, но продолжает свою деятельность в подполье.

    Пояснение.

    Функции политических партий:

    − представляют своих кандидатов избирателям округов;

    − проводят кампании за избрание своих кандидатов;

    − привлекают на свою сторону массы.

    Другие функции:

    − политическая социализация (гражданин Н. начал разбираться в политике, лучше её понимать, когда стал сторонником партии);

    − политическая партия представляет интересы определённой идеологии (консервативная партия страны Z выступает за уважение традиций, важность религии).

    
    Top