Государство как центральный институт политической системы признаки. Почему основным институтом политической системы является государство? Политические партии в современном понимании возникли

Тема 6. ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

    Происхождение и сущность государства.

    Основные признаки и функции государства.

    Типы и формы государства.

    Правовое государство и гражданское общество.

    Развитие правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.

1. Государство - основной институт политической системы, совокуп­ность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом. Используя его, власть организует, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп и классов.

Предшественниками государства были различные формы соци­альной саморегуляции и самоорганизации людей - традиции, нормы, обычаи, родо- и племенные образования, характерные для первобытно­общинного строя.

Государство появилось в результате разложения родоплеменного строя под действием таких факторов, как:

    развитие общественного разделения труда и выделение управлен­ческого труда в особую отрасль;

    возникновение частной собственности и необходимость в создании специфических норм, правил и структур, регулирующих имуще­ственные отношения;

    потребность в вооруженной силе с целью сохранения или приум­ножения территории, собственности и т. п.;

    демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека: рост численности и плотности населения, переход к оседлому образу жизни, потребность общества в упорядочении брачных отношений;

    социальная природа человека, проявляющаяся в стремлении к определенным формам общежития (семья, государство). Аристотель отмечал, что человек – существо в высшей степени коллективное и может реализовать себя только в рамках определённых форм общения.

Вначале возникли государства-полисы в античной Греции и Риме. Затем в Европе образовались военно-феодальные государства. Их сме­нили государства национальные. В истории общественной мысли сло­жились следующие подходы к вопросу о происхождении государства.

Теократические концепции связывают появление государства с божьим установлением. Они характерны для Античности и Средне­вековья.

Патриархальная концепция рассматривает государство как продукт разросшейся до размеров государства семьи, при этом власть правителя трактуется как власть отца в семье, а отношения между подданными и властителями – как семейные отношения.

Договорная концепция , развивавшаяся Т. Гоббсом, Дж. Локком и Ж.-Ж. Руссо, выводила государство из соглашения между правите­лями и подданными, заключенного в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.

Психологическая теория исходит из того, что государство существует в силу наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного сообщества либо в силу к склонности большинства к подчинению.

Теория завоевания, созданная в XIX в. Л. Гумплоничем, объясняла возникновение государства завоеванием сильными в социально-экономическом отношении и воинственными народами слаборазвитых.

Расовая концепция опирается на постулат, что существуют высшие и низшие расы, а государство необходимо для обеспечения господства первых над вторыми.

Органическая концепция проводит аналогию между государством и живым организмом как в структуре, так и в функциях. Нарушение этой гармонии приводит к болезни всего организма и даже к его смерти.

Ирригационная концепция связывает происхождение государства с необходимостью строительства крупных оросительных сооружений.

Спортивная концепция выводит генезис государства из распространения спорта, системы физического воспитания в Спарте, что способствовало возникновению сильной армии и государства.

Социально-экономическая концепция объясняет возникновение государства социальной и имущественной дифферен­циацией, возникновением частной собственности и классов, непримиримостью классовых противоречий, общественным разделением труда и потребностью экономи­чески господствующего класса обеспечить политическое господство.

2. Государство имеет следующие отличительные признаки и атрибуты :

    Территория - это физическая, материальная основа государства, пространство, на которое распространяется его юрисдикция.

    насе­ление - это совокупность людей, проживающих на территории данно­го государства и подчиняющихся его власти.

    публичная власть - наличие специальной системы органов и учреждений , реализующихфункции государственной власти (правительство, чиновничийаппарат);

    суверенитет , т. е. верховенство и независимость государственной власти внутристраны и во внешних делах;

    монопольное право на принуждение и соответствующие органы для осуществления этого права (армия, полиция, службы без­опасности, суд);

    монопольное право на издание законов и правовых актов, обяза­тельных для всего населения;

    монопольное право на взимание налогов и формирование обще­национального бюджета, денежную эмиссию.

Функции государства

К внутренним относятся:

    функция защиты существующего политического строя, экономи­ческой и социальной системы, прав человека;

    хозяйственно-организаторская функция, регулирование эконо­мики;

    культурно-воспитательная функция.

    обеспечение законности и правопорядка

Внешние функции:

    защита государственного суверенитета и территории страны от внешнего посягательства

    обеспечение делового партнёрства и сотрудничества, защита ее интересов на меж­дународной арене, участие в международном разделении труда

    поддержание мира и мирного сосуществования.

Эти функции закономерно вытекают из внутренних и являются их про­должением; вместе с тем они, в свою очередь, оказывают влияние на внутренние функции.

Для осуществления всех этих функций государственный механизм включает, как правило, следующие элементы:

1. органы законодательной власти, получающие легитимацию в ре­зультате выборов, - это парламенты, местные представительные органы власти и самоуправления;

2. исполнительно-распорядительные органы, которые непосредст­венно управляют государственными делами, - это правительство и местные органы исполнительной власти;

3. органы судебной власти, прокуратуры, охраны общест­венного порядка и безопасности, вооружённые силы.

3. Типы и формы государства

Под историческим типом понимается совокупность основных, важнейших черт государства определённой ОЭФ. Каждому способу производства соответствует свой тип: рабовладельческое (в 2-ух вариантах – азиатском и античном), феодальное, буржуазное и социалистическое.

Государства традиционно классифицируются по трем критериям - формам правления, формам территориального устройства и формам политического режима. Под формой правления понимается организация верховной государствен­ной власти, система отношений ее органов друг с другом и с населени­ем. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти.

Формы правления :

В монархии ис­точником власти является одно лицо – монарх (король, император царь, шах и т.д.), и власть передается по наслед­ству.

Монархии бывают двух видов - абсолютные и ограниченные, конституционные.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства и не ограничена конституционными учреждениями. Прави­тельство назначается монархом и ответственно перед ним. Абсолютные монархии преобладали в прошлом, а сейчас сохранились лишь в не­которых странах Ближнего Востока - Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах.

Большинство монархий - ограниченные, конституционные. В них полномочия монарха строго ограни­чены законодательными системами. Власть монарха в конституционных монархиях не распространя­ется па сферу законодательной деятельности и ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом; а правом вето, если оно существует, монархи практически не пользуются. В зависимости от степени такого ограничения парламентом выделяют:

    дуалистическую (двойственную) монархию (Иордания, Марокко, Кувейт), при которой полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним.

    парламентскую . Власть главы государства практически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство образуется на основе парламентского большинст­ва и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной, а премьер-министр является фактическим главой государства. Все издаваемые монархом распоряжения (указы) приобретают юридическую силу лишь после подтверждения главой правительства. Ответственность за их осуществление несет правительство.Тем самым монарх царствует, но не правит (Ве­ликобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.).

Институт монархии во многих странах (особенно европейских) сохраняется лишь потому, что он олицетворяет собой единство нации и незыблемость ее политической системы . Монархии обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций

Тем не менее наиболее распространенная в современном мире фор­ма правления - республики (от лат. res – дело и publika – общественный). Источником власти в них является народ­ное большинство, высшие органы власти избираются гражданами.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентские, президентские и смешанные (полу­президентские).

Главная особенность парламентской республики - образование правительства победившими на выборах партиями. Правительство ответственно перед парламентом. Правительство во главе с премьер-министром играет первостепенную роль в политической жизни. Премьер министр – первое лицо в государстве. Президент является главой государства, но выполняет в основном представительные функции.

Парламентские республики существуют в таких, например, стра­нах, как Италия, Германия, Греция, Швейцария. Индия и Австралия. Они отличаются частой сменой правительств и проведением внеоче­редных парламентских выборов.

В президентской республике глава государства одновременно вы­ступает и в качестве главы правительства (исполнительной власти). Он назначает правительство, не подотчётное парламенту. Парламент и президент независимы во взаимоотношениях. Президент избирается населением и не несёт ответственности перед парламентом. Президент руководит вооружёнными силами и администрацией. Парламент не вправе отправлять правительство в отставку, хотя и президент не в праве распустить парламент.

Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская республика , или смешанная , сочетающая в себе признаки президентской и парламентской республик. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. Ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.

По национально-территориальному устройству государства делят­ся на:

Унитарное государство отличают единая конституция, признавае­мая на всей территории, единое гражданство, единая система права и судебная система, отсутствие самостоятельности у административно-территориальных единиц. (Франция, Швеция, Дания, Польша, Беларусь, Эстония и др.)

Федерация отличается от унитарного государства тем, что входя­щие в нее территориальные единицы (штаты, провинции, кантоны, республики) являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах рас­пределенных между ними и центром компетенций и имеющих собст­венные органы власти.

К числу федераций ныне относятся Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, Россия, США, ФРГ, Швейцария. Штаты в США, земли в Австрии и ФРГ, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде.

Практика показала, что федерации, созданные по территориаль­ному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-терри­ториальному принципу (Советский Союз, Югославия, Чехословакия).

Существуют и иные объединения государств. Во-первых, это конфедерация - временный союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей (военных, экономических). Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, транспорта и связи, денежной системы. Есть объединение государств, в котором просматриваются элементы конфедерации, - Европейский Союз. В нем функциони­руют надгосударствепные органы с немалыми полномочиями, коор­динируется политика, имеется общее экономическое пространство.

4. Правовое государство и гражданское общество

Концепция правового государства государства имеет глубокие исторические и теоретические корни. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества высказыва­лась еще в древности. Платон подчеркивал: "Я вижу близ­кую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я рассмат­риваю спасение государства и все блага, какие могут да­ровать государствам боги" .

Теория правового государства в ее целостном виде раз­работана Д. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом и другими представителями либерализма. Сам термин "правовое государство" утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Существенный вклад в развитие правового государ­ства внесли русские мыслители А. Радищев, А. Герцен, Н. Добролюбов; ученые-юристы Б. Чичерин, С. Котляревский, П. Новгородцев, Б. Кистяковский. Значительны­ми вехами на пути к правовому государству стали Кон­ституция США 1787 г. и Конституция Франции 1789 г., впервые закрепившие некоторые положения правовой го­сударственности.

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.

Право есть система общепризнанных, формально определенных, гарантированных государством норм. т.е. правил поведе­ния общего характера, выступающих в качестве регулято­ра общественных отношений. Право является средством организации государственной власти. Посредством юридических норм государство осуществляет необходимые функции, делает свои веления общеобязательными для всего населения.

В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непро­тиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должно­стных лиц связаны правовыми нормами и подчинены им. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над за­конами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества.

Отличительные признаки правового государства:

    Суверенитет народа . Это означает, что именно народ является конечным источником власти; государственный же суверенитет носит представительный характер.

    Верховенство закона . Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными ак­тами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменен, изменен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партии. В этой связи встает вопрос о качестве самого за­кона. В подлинно демократическом правовом государстве закон должен соответствовать праву, быть гуманным, спра­ведливым, прогрессивным, закреплять неотъемлемые пра­ва человека.

    Всеобщность права, связанность правом самого государ­ства и его органов. Государство, издавшее закон, не впра­ве его само же нарушать. Все органы государства и долж­ностные лица действуют строго на основе и во исполнение законов, в пределах компетенции и в порядке, установ­ленном правовыми нормами.

    Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами.

    Разделение властей. Власть должна быть рас­средоточена, чтобы избежать деспотизма, между законо­дательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограни­чивать другую. Принцип разделения властей не исключа­ет, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

    Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и дос­тоинства. Правовое го­сударство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц; каталог прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международным стандартам, зафиксированным во Всеоб­щей Декларации прав человека 1948 г., Пакте об экономи­ческих, социальных и культурных правах и Пакте о граж­данских и политических правах 1966 г.

    Наличие эффективных форм контроля и надзора за со­блюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления. Правовое государство призвано создать развитую и действенную систему судеб­ных органов, арбитража, народного (государственного) кон­троля и т.п.

Гражданское общество - это система самостоятельныхнезависимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реа­кции частных интересов и потребностей.

Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиоз­ные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства.

Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества , как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественной самодеятельности и др. Тем самым гражданское общество предполагает многообразие коллективов, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, т.е. множественность социальных субъектов, относительно не­зависимых от государства и способных к самоорганизации.

В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (подчинения), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и соли­дарности между свободными и равноправными партнерами.

Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственно­сти, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам.

Важ­ным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры и многообразие различных групп слоев. Соц иальную основу гра жданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения.

Духов­ная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.

В современных условиях провести чёткую грань между гражданским обществом и государством сложно. Однако такое деление необходимо для своевременного предотвращения этатистских тоталитарных тенденций, обеспечения суверенитета народа, свободы личности. Государству надлежит управлять обществом, но не подчинять его себе полностью. Обществу следует жить своей полноценной жизнью, но не игнорировать государство. Границу взаимодействия должен устанавливать закон, не позволяющий им поглощать друг друга.

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищённости. Достигается это с помощью перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоёв, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и т.д.

На протяжении всей истории существования человеческого общества политические знания и культура каждого конкретного индивидуума и массовая политическая грамотность и образованность отдельных человеческих групп и сообществ являются существенными факторами предохраняющими общество вцелом от деспотии и тирании, негативных и экономически неэффективных форм существования и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей - забота всего современного общества. Как отмечает руководитель Академии политического образования ФРГ Т. Майер, "там, гдеполитеское образование отличается постоянством, непрерывностью и охватывает все социальные слои, оно не всегда обращает на себя большое общественное влияние. ненужным же оно не будет никогда." (1).
Способность граждан к принятию рациональных решений, участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического овладевания ими соответствующих знания и опыта, в частности, посредством изучения политологии, систематизирущей весь предыдущий опыт человеческого общества в области политической и общественной деятельности.
Одна из важнейших практических категорий, определяемой и анализируемой методами и инструментарием политологии является государство, являющееся центральным институтом политической системы общества. В его деятельности полно и показательно концентрируется основное содержание политики В
В широком смысле "государство" понимается как территориально устойчивая общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти. Оно практически всегда тождественно понятию "страна" и политически организованному народу. И в этом смысле говорят, например, росссийское, американское, немецкое государство. Следует отметить, что существование развитого государственного устройства известно ешё за 3...5 тысяч лет до н.э. (государство инков, ацтеков, Мессопотамия, Египет, Урарту, Греция и т.д.). Примерно до середины 17 в. Государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства ыыиспользовался большой спектр конкретных терминов: "полития", "княжество", королевство, "империя", "республика", "деспотия) и др. Однм из первых, кто отошёл от этой традиции стал Макиавелли, который ввёл обозначение любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика. При этом ввёл специальный термин "stati". В дальнейшем, на основании конкретных исследовании факитческого материала, чёткое разграничение государства и общества было обосновано в конкретных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо.Ими понятия разделяюься не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале организовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путём создали специальный орган, ставший органом и орудием публичной власти и важнейшим институтом политической системы общества.
В современной политологии государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающих высшей властью на определённой территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т. д.
Государства различных исторических эпох и народов мала схожи между собой. Однако внимательный анализ позволяет выделить ряд общих и существенных признаков.
1. Отличие от родо-племенной организации, основанной на самоуправлении. Отделение публичной власти от общества, несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.
2. Построение не кровнородственному или религиозному признаку, а на основетерриториальной и этнической общности людей. Наличие законов и полномочий, распространяющихся на население предприятий.
3. Суверенитет, т. е. верховная власть на определённой територии, что отличает её от проиводственной, партийной, семейной власти.
4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения, возможность лишать граждан высших ценностей: жизни и свободы. Этот признак (а так же приведенный ниже) и делает государство собственно орудием публичной власти. При этом, непосредственно для выполнения функции принуждения имется как правило публичные органы - армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.
5. Право на взимание налогов и сборов с населения для обеспечения служащих и служб государственной политики: оборонной, экономической и социальной и т.д.
6. Обязательность членства в государстве, что отличает эту форму организации от других (например. партий, где членство добровольное).
7. Претензии на полномасштабное предствление общество как целое и защиту общих интересов и общего блага.
Отмеченные выше признаки отличают государство от любых других организаций и объединений, но не раскрывают полностью его связи с обществом, а атк же факторов, лежащих в основе его становления и развития.
Вместе с тем в указанных выше общх признаках в том или ином виде показаны функциональные задачи, реализуемые государством. Характер и совокупность функций госудаства изменялась в ходе исторического развития института государственности. с точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности выделяют два глобальных этапа: традиционный и государственный.
Традиционный этап связан с имституционально неограниченной властью над подданными, отсутствие равноправия, непризнанием личности как источника госудаственной власти. Типичным воплощением такого государства являлась монархия. Исходя из типичной формы государственного уклада этого периода в качестве основных функций следует выделеить функции: защита государственного строя и суверена лично; взимание налогов, защита внешних границ и т.д.
Более интересным с точки зрения задач и функций государства представляется более поздний конституционный этап. Этот этап связан с подчинённостью государственности обществу и гражданам, с ююридической очерченностью полномочий и сфер государственного вмешательства, с правовой регламентацией деятельности государства и в конечном счёте связан с появлением конституции.Термин "конституция" в науке употребляется в двух значениях. Первое из них, введенное Аристотелем, обозначается как "реальная конституция". Она предтавляет собой устойчивую модель государственной деятельности, определямой теми или иными ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно имеет форму свода законов, но может иметь характер, например, религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций.
Во втором значении конституция является сводом законов, представляющим собой юридически зафиксированные в специальных документах стабильные правила, определяющие основания, цели, устройство, принципы организации и функционирования государства. Т.е конституция регламентирует деятельность государства. Завершённость процесса формирования конституционного государства характеризует понятие "правовое государство".
В правовом государстве основой является ограждение человека от террора государства, насилия над совестью, от мелочной опеки со стосроны органов власти, гарантия индивидуальной свободы, и основополагающих прав личности. Это государство ограничено в своих действиях правом, защищающим, свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющее власть воле суверенного народа. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты.
Утверждение правового государства явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества и способствовало появлениюсоциального государства, основной задачей которого является обеспечение каждому гражданину достойных условий существования. социальной защищённости, соучастия в управлении производством. Деятельность такого государства направленно на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Деятельность современного государства многогранна. Это перерапределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоёв населения, обеспечение занятости и охраны труда на производстве, социальное страхование, поддержка материнства и семьи, забата о безработных, престарелых, инвалидов, молодёжи, развитие образования, медецины, культуры и т.д. Современное состояние общества выдвигает перед демократическими (социальными) государствами задачу обеспечения экологической безопасности, предотвращения ядерной угрозы.
Качество и полнота выполнения государством своих функций в достаточной степени определяется устройством и формой правления государства.
Формы правления делятся по способу организации власти, её формальному источнику на монархии и республики.
В монархии источником власти является одно лицо, получающее свой пост по наследству, независимо от избирателей. Разновидностью монархии являююся: абсолютная монархия (Катар, Оман) - полная власть монарха, конституционная монархия - монархия, ограниченная конституцией. В своя очередь конституционная монархия делится на дуалистскую. при которой монарх обладает преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной (Иордания. Кувейт) и парламентской, при которой монарх обладает фактически представительской властью. Подавляющее большинство современных демократических монархий - парламентские монархии.
Разновидностей республик в современном мире существуют три:
- президентская;
- парламентская;
- смешанная (полупрезиденткая).
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе. При этом парламентом осуществляется по отношению к прави тельству ряд функций:
- формирует и поддерживает его;
- издаёт законы принимаемые правительством к исполнению;
- принимает бюджет и устанавливает финансовые рамки деятельности правительства;
- осуществляет контроль над правительством и вслучае чего может высказать ему вотум едоверия (отправить в отставку или провести досрочные выборы парламента);
Правительство обладает исполнительной властью и частично закондательной инициативой. Так же обладает правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента, которое президент обычно удовлетворяет.
Президент фактически обладает только представительскими функциями.
При парламентской форме государственного устройства глава правительства (премьер-министр, канцлер), официально не являсь главой госудаства, фактически является первым лицом. Такая форма государственной власти существует в целом ряде европейских стран (Италия, Германия, Чехия и т.д.).
При президентской республике президент одновременно выступает главой государства и главой правительства. Он руководит внешней и внутенней политикой государства и является главнокомандущим вооружённых сил. Президент чаще всего избирается прямыми всенародными выборми.
При президентской республике парвительство отличается стабильностью, имеет две жёстко разделённые ветви - исполнитель-ную и законодательную.
Отношения между президентом и парламентом основывается на системе сдержек, противовесов и взаимозависимостей. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент не может распустить парламент. И только в случае очень серьёзных антиконституционны действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент- он досрочно отстраняется от власти. Но процедура импичмента очень громоздка и затуднена. Примером прездентской формы правления является госудаственное устройств в США и Россия, а так же распространена в странах с продолжительными авторитарными традициями (Латинская Америка, Афика, Азия.
При смешанной республике, существущей в большинстве стран Европы, сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем правительства парламентом. При этом не имеет устойчивых традиционных черт и, как правило, тяготеет к преимуществу одной из ветвей власти. Классический образец полупрезидентской формы является Франция. В ней президент и парламент избиратся независимо. парламент не ожет сместить президента, а президент может распустить парламент только при назначении срока досрочных президентских выборов.
Разнообразие республиканских и монархических форм государства не исчерпывают всех возможных механизмов правления. Одним из них является институт референдумов, имеющие свои истоки в гречиких ареопагах и новгородских вече. Он предусатривает решение наиболее актуальных и ключавых проблем посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательно для исполнения вскми государственными органами.
По территориальному устройству различают две основные формы: унитарну и федеративную.
Унитарное государство представляет собой единую, политически однородну организацию, остоящую из административно-территориальных единиц (области, земли и т.д.), не обладающих собственной государственностью. Все госдарственные органы составлят единю систему и действуют на основе единых нормативных актов.
Унитарные государства могут быть централизрванными (Великобритания, Дания, Швеция), в которых средние и ниже органы управления не обладают достаточной автономией и направлены на реализацию решения центральных органов, и децентрализаванными (Франция, Испания, Италия), предоставляющие отдельным регионам права широкой автономии.
Федеративная форма стройства прдставляет собойстойчивый союз государств, самостоятельных в предела распределённых между ними и центом компетенций. Федерация обепечивает свободное объединение и равноправное сосуществованиеобщностей, обладающихзначительными этническими, историко-кльтурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями. Члены федерации - соучастники общегосдарственного суверинитета и обладают правом одностороннего выхода из федерации.
Ещё одной формой стойчивого соза самостоятельных госдарств является конфедирация, которая создаётся для достижения конкретной цели. Её члены сохраняют собственный госдарственный суверинитет делегируют в компитенцию союза лишь некоторые полномочиядля решения ограниченного круга вопросов. чаще всего в области обороны, внешней политики. транспарта и связи. Конфедерации ограниченное время существовали в Германии, Швейцарии, США и в дальнейшем либо преобразовывались в федерацию, либо распадались.
В последние годы на территории бывшего СССР сделана попытка создания Содружества Независимых Государств (СНГ), союза суверенных государств. координирующих свои действия в различных областях.
Знание каждым членом современного общества приведенных выше сведений из политологии гарантирует ему получение навыков ориентации в современной бурной жизни. Особенно необходимы такие политические знания современному подрастающему поколению, отличающемуся повышенным радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью к различного рода утопическим идеологиям и демагогическим призывам.

Литература:

1. Meyer T. Wie entbehrlich ist politisce Bildung?//Friedrich-Eben-Info, 1994. № 1;
2.Аристотель.Политика.М.,1865. С.8;
3. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И.. Введение в политологию. "Аспект-Пресс". М.,2002

Понятие государства

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин “государство” обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.

Примерно до XVII века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства применялись многие конкретные термины: “полития”, “княжество”, “королевство”, “правление” и другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли.Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма.В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д.

Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства, имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. Д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения.

6. Обязательность членства в государстве.

7. Претензия на представительство как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий - государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект международных отношений.

"Государство как институт политический системы"


Происхождение и сущность государства

Государство является основным институтом политической системы общества. Оно организует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов, ассоциаций и контролирует ее. В руках государства концентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять на все проявления общественной жизни. Око - центральный институт власти в обществе и как таковой сосредотачивает в руках рычаги, приводящие в движение общественный организм.

С момента появления первых политических теорий и до сего дня в политологии не прекращаются попытки понять сущность государства, причины и процесс его возникновения, охарактеризовать его функции и свойства. Многоплановость, многофункциональность государства объясняют различие в его трактовке, начиная от античных мыслителей до исследователей наших дней. Для Аристотеля оно - олицетворение разума, справедливости, общего блага, отражение родовой сущности человека, как "политического животного, стремящегося к совместному сожительству". Напротив, для Т. Гоббса государство подобно библейскому чудовищу, сеющему вокруг себя страх и ужас.

Какие обстоятельства вызвали государство к жизни? Политическая наука настойчиво пыталась в прошлом ответить на этот вопрос. Распространены следующие концепции.

Теократическая теория, в соответствии с которой государство - акт Божьего промысла. Обоснование внеземного происхождения веками поддерживало авторитет правителей, оправдывало их абсолютную власть, предписывало обязательность их решениям.

Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, возникшую в процессе соединения родов в племена, племен в государства. Согласно этой трактовке отношения монарха и подданных соответствуют отношениям отца и членов семьи, задача монарха - забота о подданных, обязанность последних - повиновение.

Теория завоевания (насилия) объясняет процесс возникновения государства как результат политического действия - завоевания, насилия, внутреннего или внешнего. Следствием победы сильного над слабым, большинства над меньшинством и является государство, становящееся органом управления побежденными.

Все указанные теории находят подтверждение в истории цивилизаций. Ни одно из современных государств не возникло без насилия, без захватов. Каждый клочок земной суши неоднократно переходил из рук в руки, на смену одним завоевателям приходили другие. Первые государства облекались в религиозные формы (правления жрецов в Египте), да и впоследствии религиозная власть конкурировала - и не без успеха - за верховенство со светской государственной властью. Отношение к государственной власти, как к отеческой, прочно утвердилось в массовом сознании многих народов: в России вплоть до XX века для крестьянской массы царь оставался "батюшкой", да и по сей день клановые, клиентарные отношения к местной власти характерны для народов Кавказа, Азии, Африки. Это стало серьезной преградой для утверждения принципов демократии, утверждающей не только свободу личности, но и личную ответственность гражданина перед законом за свои деяния.

Договорная теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. - Ж. Руссо) объясняет происхождение государства как результат сознательно заключенного между людьми договора. Государству, по мнению сторонников этой теории, предшествует полная анархия, "война всех против всех", - "естественное состояние" - состояние неограниченной личной свободы. Ею люди сознательно решили поступиться в пользу государства, призванного обеспечить им безопасность, защиту личности, собственности.

Марксистская теория объясняет происхождение государства разделением труда, появлением частной собственности, а вместе с ней и классов с непримиримыми интересами. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих. Государство, следовательно, становится орудием защиты интересов экономически господствующего класса.

Возникновение первых городов-государств относится к IV-III тысячелетиям до н.э. в Месопотамии, в Горном

Перу и т.д. Государство возникает из предгосударственных форм власти вождя племени, жреца вместе с образованием общества, то есть упорядоченной совокупностью людей, объединенных неприродными связями, в условиях рождающейся социальной дифференциации. Возникновение имущественного, социального, функционального неравенств требует иной, чем в родоплеменном обществе, власти - власти с органами управления, контроля.

История становления и развития государства - сложный, многообразный процесс, протекавший своеобразно в разных регионах земного шара. Тем не менее, несмотря на особенности, присущие разным цивилизациям и эпохам, эволюция государства у большинства народов в основном совпадает.

На ранней стадии становления государства сохраняются остатки первобытной организации общества с элементами прямой демократии. Уже на ранних этапах государственности возникают различные формы правления - республиканские и монархические. Основным социальным различием является деление на свободных и рабов, хотя среди свободных появляется профессиональная, социальная, имущественная дифференциация. Государство выполняет две основные функции:

1) обеспечивает господство свободных над порабощенным населением и 2) ведает устройством "общих дел" свободных граждан (ХIII-ХVI вв).

Средневековье и начало Нового времени были для европейских стран периодом усиления и централизации государственной власти. Фундаментом этого процесса были устранение феодальной разобщенности, ликвидация полицентризма власти, объединение провинций вокруг единого центра. Постепенно возникает государственно-территориальная организация общества с организованным государственным аппаратом управления, со свойственными ему служебными отношениями и функциями, заменившими вассальные связи, отношения личной зависимости, свойственные раннему Средневековью. Введенный в обиход Н. Макиавелли термин "государство" (stato) заменяет применявшуюся дотоле терминологию - "республика", "княжество", "городская община" и т.д. В XVII в. окончательно складывается понятие "государство", абстрагированное от конкретных форм правления (республика, королевство, деспотия и т.д.).

В ХУП-ХУШ вв. в Европе окончательно оформляются централизованные национальные государства и создаются условия формирования гражданского общества и правового государства. Процесс разграничения государственной власти и саморегулирующегося гражданского общества занял длительное время и у многих народов не завершен и поныне.

Структура и функции государства

Дифференциация экономических, социальных, культурных и других интересов и потребностей как отдельных индивидов, так и социальных групп, составляющих общество, требовала создания социального института, способного связать воедино все многообразие помыслов и устремлений, отразить общий интерес. Таким социальным институтом и является государство. Оно призвано регулировать отношения между различными группами, слоями, классами, обеспечить безопасность, права и свободы всех индивидов, охранять правопорядок.

Основными признаками государства являются:

Оно выступает как единая организация политической власти в масштабах всей страны, осуществляет власть в пределах определенной территории, пространственные пределы которой определены государственной границей. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства.

Государство обладает специальным механизмом, системой органов и учреждений, непосредственно управляющих обществом. К ним относятся институты законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти, органы принуждения: армия, милиция (полиция), службы безопасности.

Государство выступает источником права и закона, для осуществления которых оно располагает специальными органами (суды, прокуратура, пенитенциарные (исправительные) учреждения).

Государственная власть независима от других властей как внутри страны, так и вне ее. Ее суверенитет выражается в верховенстве, то есть:

в обязательности ее решений для всего населения;

в возможности отмены актов негосударственных политических институтов;

в обладании исключительным правом на издание законов, в монополии на легализованное насилие.

Государство обладает правом взимания налогов и других обязательных платежей, обеспечивающих его экономическую самостоятельность.

В процессе общественного развития менялись соотношение институтов государственной власти, объем выполняемых ими функций. В доиндустриальную эпоху государство контролировало все проявления политической жизни, регламентировало все стороны жизни общества. В условиях зрелого гражданского общества за государством остаются наиболее важные из них, обеспечивающие основы общественной жизнедеятельности.

Важнейшими институтами государства являются:

представительные органы (парламент);

исполнительно-распорядительные органы (президент, правительство, премьер-министр);

надзорно-контрольные органы;

судебная система;

органы власти общественного порядка, государственной безопасности;

вооруженные силы.

В обществе государство выполняет ряд функций. Важнейшие из них:

экономическая функция - регулирование экономических процессов путем налоговой, кредитной политики, с помощью санкций или создания экономических стимулов;

социальная функция - регулирование отношений между разными группами (социальными слоями, классами, этносами и т.д.), поддержка социально незащищенных слоев населения, содействие развитию систем образования, здравоохранения;

правовая функция - установление правовых норм, обеспечение их выполнения;

культурно-воспитательная функция - создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения;

внешние функции государства включают:

1) оборону страны;

2) экономическое, технологическое, культурное и иное сотрудничество с другими странами, участие в работе международных организаций.

Формы государственного правления

С момента возникновения государство представляет собой особую организацию политической власти, оно отличалось разнообразием конкретных форм ее проявления. Опыт человечества в организации, устройстве и реализации государственной власти обобщен политологами в понятии "форма государства". В него включили три элемента: форма правления, формы государственного (территориально-административного) устройства, политический режим.

Форма государственного правления представляет собой способ организации верховной власти, принципы взаимодействия ее элементов, степень участия населения в их формировании.

Основные формы государственного правления - монархия и республика.

Монархия возникает вместе с самой государственностью и существует на всех этапах человеческой цивилизации, включая и современную.

Для нее характерно:

Принадлежность верховной власти одному лицу, которое пользуется ею пожизненно. Монарх обладает всей полнотой власти, она суверенна и верховна. Воля монарха осуществляется через разветвленную бюрократически-чиновничью систему управления (советники, министры, чиновники всех рангов).

Власть передается по наследству. Наследование верховной власти отстраняет от процесса ее формирования не только монарших подданных, простолюдинов, но и феодальную аристократию, не имеющую возможности легально влиять на ее замещение. Не поэтому ли в арсеналах политической борьбы Средневековья так распространены убийства неугодных аристократии монархов?

Монарх, сосредоточив в своих руках все бразды правления, не несет политической и юридической ответственности за результаты своего правления. The king can not wrong - ("Король не бывает неправ") - гласит средневековая английская юридическая максима.

Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. В средние века она стала основной формой правления. За свою долгую историю монархия претерпела существенную эволюцию. В период Средневековья последовательно сменяли одна другую раннефеодальная монархия, монархия феодальной раздробленности, позднее ограниченная сословно-представительная монархия и, наконец, абсолютная монархия.

Сословная монархия характеризуется полицентризмом власти: наряду с королевской (царской) властью существует параллельная власть его вассалов, полноправных правителей своих территорий ("вассал моего вассала - не мой вассал"), кроме того, королевская власть в некоторых вопросах ограничена решениями сословных представителей собраний (парламент (Англия), Генеральные Штаты (Франция), Сейм (Польша), Боярская Дума (Россия).

В условиях феодальных междоусобиц, угрожавших целостности государства, королевская власть как обручем стягивала воедино все части территории, шаг за шагом ограничивая суверенитет своих вассалов в подвластных им провинциях. Результатом этого процесса централизации власти стало создание абсолютных монархий, в которых вся государственная власть, без каких бы то ни было ограничений, находилась в руках монарха. Внутреннюю и внешнюю политику монарх осуществлял с помощью чиновников и министров, ответственных только перед ним. Формально страна и подданные провозглашались собственностью монарха ("государевы люди").

Выполнив свое основное назначение - создав централизованные национальные суверенные государства, абсолютизм утратил свое оправдание и превратился в тормоз естественно развивающейся хозяйственной жизни. Борьба с абсолютизмом, которую настойчиво вела рождающаяся буржуазия, завершилась трансформацией абсолютных монархий в конституционные.

Конституционные монархии свойственны буржуазному обществу. Для них характерно конституционное ограничение власти короля, существование рядом с королевской представительной парламентской властью, выполняющей законодательную функцию.

Конституционная монархия имеет две разновидности:

Дуалистическая монархия. Здесь законодательная власть принадлежит парламенту, а прерогативой королевской власти является власть исполнительная. Монарх формирует правительство, ответственное как перед ним, так и перед парламентом. Такая форма монархии существовала в кайзеровской Германии в 1871-1918 гг.

Парламентская монархия представляет собой форму правления, где все ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - не зависят от монаршей воли. Монарх выполняет представительную функцию, являясь главой государства. Он правит, но не управляет. Однако в ряде стран за ним сохраняются "резервные функции" на случай возможных политических кризисов, угрожающих единству и целостности страны.

Монархии сохранились в тех странах, где процесс демократического развития протекал в эволюционной форме, и постепенное реформирование институтов государственной власти было результатом компромиссов между сторонниками "старого порядка" и инициаторами перемен. Современные монархии (Англия, Испания, Швеция, Япония и т.д.) выполняют интегрирующую функцию в стратифицированном обществе, передают от поколения к поколению традиционные для данной страны ценности. И только на Востоке, в странах Персидского залива (Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и т.д.), монархии и в наши дни существуют в почти неизменном виде.

Республика представляет собой форму правления, в основе которой лежат выборность власти и ее функциональное и организационное деление.

Для республики характерны:

выборность высших органов власти населением на определенный срок. Источником власти является народ;

разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную с присущими каждой из них институтами ее осуществления;

юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных конституцией.

В зависимости от объема властных полномочий, принципов отношений между ветвями власти, республики бывают президентскими (США, Бразилия, Аргентина и др.), парламентскими (ФРГ, Италия, Испания), смешанными - президентско-парламентскими (Франция, Австрия, Украина, Россия), парламентско-президентскими (Швейцария).

Формы государственного устройства

Государство расположено на определенной территории, состоящей из административно-территориальных единиц. Способы их объединения, формы отношения между верховной государственной властью и властью на уровне провинций, областей, кантонов и т.д. описываются в политологии через понятие "форма государственного устройства".

Форма государственного устройства представляет собой способ организации территориально-административного единства государства, механизм взаимосвязи между его составными частями. Форма государственного устройства отражает степень централизации (децентрализации) между верховной властью и местными органами власти.

Наиболее распространенной формой территориально-политической организации является унитарное государство. Оно характеризуется строгой концентрацией власти в центре с незначительным объемом политико-властных отношений, которыми располагают территории. В унитарном государстве существуют общие для всей страны органы законодательной, исполнительной и судебной власти, полномочия которых распространяются на всю территорию. Все административно-территориальные единицы (области, департаменты, провинции) имеют одинаковый юридический статус и не обладают какой-либо политической самостоятельностью. В унитарных государствах существует единая конституция, судебная и правовые системы, единая система государственного управления, единое гражданство, подчинение гражданских органов власти центральным.

Большинство стран мира, в том числе Украина, являются унитарными государствами.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких самостоятельных государств в единое союзное государство, в котором вошедшие в федерацию государства сохраняют часть своих прав как субъекты федерации. В федерации существуют два уровня власти: федеральная и республиканская, полномочия которых разграничены федеральной конституцией. Основными признаками федерации являются:

верховенство федеральной конституции по отношению к конституциям и законам субъектов федерации;

субъекты федерации располагают автономной системой законодательной, исполнительной и судебной власти;

субъекты федерации не обладают правом выхода из состава федерации;

федеральная власть обладает монополией на осуществление внешней политики;

парламент федерации состоит из двух палат, одна из которых представляет интересы субъектов федерации;

внутренние границы субъектов федерации могут быть изменены только с их согласия.

Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному (Россия) признакам.

В основе создания федераций лежат разные причины. Ими могут быть стремление получить экономические и другие выгоды в рамках единого государства, агрессивные устремления по отношению к другим государствам или народам или же, напротив, стремление защитить себя от внешней угрозы. Федерация может возникнуть из унитарного государства как средство:

а) обуздать чрезмерный централизм верховной власти;

б) как способ погасить сепаратистские тенденции регионов, стремящихся защитить себя от диктата центра;

в) как средство расширения политического участия населения в общественной жизни.

Конфедерации представляют собой союз нескольких независимых государств, объединившихся для проведения совместной политики в определенных целях (экономических, военных и т.д.). В конфедерации нет единого законодательного органа, нет единого гражданства, единой валюты и т.д. Страны - члены конфедерации - самостоятельно осуществляют внешнюю политику. Конфедеративные органы управления, созданные для проведения согласованной политики, действуют в рамках полномочий, определенных Союзным договором. Их решения не имеют прямого действия и вступают в силу только после утверждения их центральными органами власти государств - членов конфедеративного союза. Субъекты конфедерации могут расторгать конфедеративный договор и по своей воле покидать союз. Примером конфедерации является Швейцарский союз (1291-1798 и 1815-1848). Он представлял собой объединение 23 суверенных кантонов, однако постепенно был преобразован в федерацию.

Империя была еще одной формой территориально-административной общности на протяжении тысячелетий. Империи представляли собой систему, в которой под началом строгой централизованной власти объединялись разнообразные этнонациональные и административно-территориальные образования. Отношения в рамках империи строились по вертикали метрополия - колония, центр - провинция, центр - национальные республики.

В разных формах империи, возникшие в рабовладельческом обществе, просуществовали до второй половины XX в. и были сметены в результате европейских социальных революций и национально-освободительного движения. Однако политическая наука обошла своим вниманием это явление мировой истории. "Империя никогда не была ни предметом теории, ни даже предметом мысли, она не имела ни своего Гегеля, ни своих легистов, ни своих профессоров права" (Б. Бади). Тем не менее в западной науке достигнуто согласие относительно определяющих характеристик имперского правления. "Термин "империя", - пишет С.Н. Айзенштадт, - обычно используется для обозначения политической системы, охватывающей большие, относительно сильно централизованные территории, в которых центр, воплощенный как в личности императора, так и в центральных политических институтах, образовывал автономную единицу".

Основными признаками империи являются:

возникновение в результате военного покорения и/или экономического или политического подчинения одним народом других;

включение покоренных (подчиненных) народов и территорий в иерархическую структуру власти, наличие центра и периферии, окраин, провинций или метрополий и колоний;

этническая, национальная, историческая разнородность составных частей империи;

дифференциация населения в вопросах права, гражданства, льгот, преимуществ, служащая достижению главной цели всякой империи - извлечение выгод для народа, ее создавшего, за счет народов, в нее включенных;

власть в империи монолитна и находится в руках одного лица или партии.

Важнейшей чертой всякой империи является территориальная экспансия. Именно с ней, с ее масштабами зачастую связаны претензии имперской элиты на мировое величие. "В само понятие империи входит представление об ответственности перед входящими в нее народами и долге перед человечеством в целом... возможность использования этого долга прямо связана с расширением территории и укреплением господства. Нельзя, разумеется, ставить величие в прямую зависимость от величины. Тем не менее величина территории - неотъемлемый элемент идеи империи" (Дж. Мериэт).

Масштабы империи, неоднородность (экономическая, культурная, религиозная) ее составляющих остро ставят вопрос о механизме политических, социальных связей и взаимодействий, обеспечивающих ее целостность. Распад империй обусловлен, прежде всего, постепенным выравниванием центра и периферии. Рано или поздно развитие экономики провинций (окраин) и неизбежное при этом формирование новых групп интеллектуальной, профессиональной и экономической провинциальных элит приводит к выравниванию экономического имперского пространства, провинций и центра, вследствие чего неэквивалентный обмен между ними становится невозможен, империя распадается. Имперская система существует до тех пор, пока существует имперский центр (культурный, политический, экономический), обеспечивающий взаимодействие всех ее элементов. Утрата центром своих системообразующих функций приводит империю к краху.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях.В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуе­мая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организо­ванному народу. В этом значении говорят, например, о россий­ском, американском, немецком государстве, имея в виду все пред­ставляемое им общество.

Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широ­ко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «полития», «кня­жество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия», «правление» и др. Одним из первых от традиции широкого зна­чения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati» и занялся исследовани­ем реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обосно­вано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и истори­чески, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в ре­зультате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образо­вали общество, а затем для защиты своей безопасности и естест­венных прав договорным путем создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существу­ет наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современ­ных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессиона­лов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, прожива­ющих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.


3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной терри­тории. В любом современном обществе имеется множество влас­тей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, орга­низаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принад­лежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения прости­рается от ограничения свободы до физического уничтожения че­ловека. Возможность лишить граждан высших ценностей, како­выми являются жизнь и свобода, определяет особую действен­ность государственной власти. Для выполнения функций при­нуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безо­пасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборон­ной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие, напри­мер, от такой политической организации, как партия, пребыва­ние в которой добровольно и не обязательно для населения, го­сударственное гражданство человек получает с момента рожде­ния.

7. Претензия на представительство общества как целого и за­щиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организа­ция, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не пре­тендует на представительство и защиту всех граждан и не облада­ет для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект международ­ных отношений. Лишь на основе обладания качествами государ­ства те или иные организации признаются субъектами междуна­родного права и наделяются соответствующими правами и обя­занностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объ­единенный правовым союзом граждан (гражданством), и суве­ренная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.

Государство появляется в результате разложения родо-плёменного строя, постепенного обособления от обще­ства вождей и их приближенных и сосредоточения у них управ­ленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

Развитие общественного разделения труда, выделение уп­равленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального ор­гана - государства;

Возникновение в ходе развития производства частной собст­венности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влия­ние этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых стра­нах его образование исторически предшествовало и способство­вало классовому расслоению общества. В ходе исторического раз­вития по мере стирания классовых противоположностей и демо­кратизации общества государство все более становится надклас­совой, общенациональной организацией;

Завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизиро­вать, упуская из виду другие, часто более важные факторы;

Демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человеческого рода. Имеется в виду прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочево­го к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повы­шало потребность общностей в регулировании взаимосвязей эт­нически близких людей;

Психологические (рациональные и эмоциональные) факто­ры. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Дру­гие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа - государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития.

Контрактные теории государства подтверждаются некоторы­ми реальными фактами. Так, например, договорная система кня­жения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался договор, невыполне­ние которого могло повлечь за собой его изгнание. Под прямым влиянием теории «общественного договора» создавалось амери­канское государство - США. И все же, несмотря на эти и неко­торые другие исторические факты, реальное государство возник­ло не в результате добровольной передачи индивидам части сво­их прав специально созданному для защиты граждан и общества органу, а в ходе длительного естественноисторического развития общества;

Антропологические факторы. Они означают, что государст­венная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Еще Аристотель утверждал, что человек как существо в высшей степени коллективное может су­ществовать только в рамках определенных форм общежития. Го­сударство, подобно семье и селению, «есть естественная форма общежития». Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедли­вые, нравственные начала. Идеи Аристотеля используют совре­менные естественноисторические концепции государства, кото­рые рассматривают его как органически присущую человечеству на определенной стадии развития форму общежития, без кото­рой общество обречено на деградацию и распад. Некоторые сто­ронники антропологического объяснения сущности государства утверждают, что в его основе лежит не только социальная приро­да человека, но и его прирожденное несовершенство, проявляю­щееся в невозможности индивидуального существования, а так­же в агрессивности и конфликтности.

В научной литературе отмечаются и некоторые другие факто­ры, влияющие на образование государств и их особенности: гео­графическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д. Много­численные исследования показали, что государство возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди кото­рых едва ли можно выделить какой-нибудь один в качестве опре­деляющего.

Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяет­ся вместе с развитием всего общест­ва, частью которого оно является. С точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности, воплощения в госу­дарственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека, в развитии государства можно выделить два гло­бальных этапа:традиционный и конституционный, а также про­межуточные стадии, причудливо сочетающие черты традицион­ных и конституционных государств, например тоталитарная го­сударственность.

Традиционные государства возникли и существовали преиму­щественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих кор­нями в глубокую древность. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти. Типичным воплощением такого государства являлись монархии. Некоторые авторы, принимая во внимание глубокие отличия конституционных и неконституционных государств, предлагают в соответствии с античной традицией, различающей государство и деспотию, называть государством лишь «организацию публич­ной власти, производную от гражданского общества и так или иначе ему подконтрольную». Хотя такая трактовка не учитывает разные типы государств и не разделяется большинством ученых, она обоснованно указывает на принципиальную границу, отде­ляющую современные конституционные государства от государств, по типу своего устройства и функционирования связанных с про­шлым.

Конституционное государство является объектом сознатель­ного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека - его экономичес­кую, культурную, религиозную и политическую активность и ог­раничивается лишь выполнением функций, делегированных граж­данами и не нарушающих свободу личности.

В целом конституционный этап в развитии государства свя­зан с его подчиненностью обществу и гражданам, с юридической очерченностью полномочий и сферы государственного вмеша­тельства, с правовой регламентацией деятельности государства и созданием институциональных и иных гарантий прав человека. Одним словом, он связан с появлением конституции.

Сам термин «конституция» в науке употребляется в двух значениях. Пер­вое из них, часто обозначаемое термином «реальная конститу­ция», восходит к Аристотелю, который в своей знаменитой «По­литике» трактовал конституцию как «определенный порядок для жителей одного государства». Иными словами, реальная консти­туция - это государственный строй, устойчивая модель государ­ственной деятельности, определяемая тем или иным ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно носит форму свода законов, присущего современным государствам. Он мо­жет иметь характер религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций, которым подчиняются теку­щие законы государства. Понимаемый в этом значении кон­ституционализм уходит корнями в далекое прошлое и не свя­зывается лишь с появлением либеральных конституций в эпо­ху Просвещения.

Во втором, наиболее распространенном значении термин «конституция» - это свод законов, юридический или норма­тивный акт. Она представляет собой систему зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относи­тельно стабильных правил (законов), которые определяют ос­нования, цели и устройство государства, принципы его орга­низации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положение лич­ности в государстве.

Конституция выступает как бы текстом «общественного до­говора», заключаемого между гражданами и государством и рег­ламентирующего его деятельность. Она придает государству со­временного, конституционного типа необходимую легитимность. Обычно принимаемая при согласии подавляющего (квалифици­рованного) большинства населения, она фиксирует тот минимум общественного согласия, без которого невозможна свободная совместная жизнь людей в едином государстве и который обязу­ются уважать все граждане.

Конституции, как правило, состоят из двух важнейших час­тей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан; во второй части описываются характер государства (республика, монархия, федерация и т.п.), статус различных влас­тей, правила взаимоотношения парламента, президента, прави­тельства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления.

Первые конституции были приняты в 1789 г. в США (в 1791 г. Билль о правах) и во Франции (в 1789 г. «Декларация прав чело­века и гражданина» ив 1791 г. конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных ак­тов, появился еще раньше -в 1215, 1628, 1679, 1689 гг. в Англии. В современном мире лишь несколько государств (Великобрита­ния, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман) не имеют кон­ституционных сводов законов.

Наличие демократической конституции - показатель подлин­ной конституционности государства лишь в том случае, если она реально воплощена в государственной организации и неукос­нительно исполняется органами власти, учреждениями и граж­данами. Завершенность процесса формирования конституци­онного государства, закрепление принципа ограничения его компетенций с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа, характеризует понятие «правовое госу­дарство».


Top