Функции политической системы общества. Теория политических систем

(греч. monopolion от poleo - [один] продаю) - форма политической организации общества, политической власти, при...

1. Роль бихевиорального подхода, системного и структурно-функционального методов в создании теории политической системы.
2. Структура и функции политической системы общества
3. Типология политических систем Лекция 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

8.1. Роль бихевиорального подхода, системного и структурно-функционального методов в создании теории политической системы

8.1.1. Преимущества бихевиорального подхода

Создание теории политической системы стало возможным в середине 1950-х годов благодаря бихевиоральному подходу к анализу политики, а также использованию системного и структурно-функци-онального методов. Появление бихевиорального подхода ознаменовало своеобразный протест в политологии, который исходил от ряда американских ученых. Они выра-жали открытую неудовлетворенность достижениями традиционной политической науки, призывали отказаться от старой теории и разработать дополнителыные методы и подходы, которые вооружили бы политическую науку эмпирическими гипотезами и системными теориями.

Политика, по мнению бихевиористов, - это действия людей в политической жизни, а не различные виды инс-титутов и структур, через которые действуют граждане. К основным достижениям бихевиорального метода можно отнести следующие: 1) рассмотрение «политического поведения» как основного объекта исследования; 2) максимальное применение статистических и количественных формулировок; 3) разработка теорий, способных объяснить политические события.

8.1.2. Системный анализ: его роль в становлении теории политической системы

В рамках бихевиорального подхода его роль в становлении появились и развивались системный и теории политической структурно-функциональный методы. системы. Системный анализ проник в политическую науку благодаря теории социальной системы Парсонса, который заимствовал идею системы из биологи-ческой теории. Фундаментальным для системного подхода Парсонса является постулирование четырех основных функциональных требований к рассматриваемой системе, которые обеспечивают сохранение и выживание любой системы: адаптация, целедостижение, интеграция и поддержание модели.

На уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая, функцию интеграции - правовые институты и обычаи, функцию поддержания модели - система верований, мораль и органы социали-зации (семья, институты образования и др.). Таким образом, рассматривать политику и другие подсистемы об-щества необходимо в контексте с этими основными функциями.

Согласно системному анализу, любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики: 1) система состоит из многих частей; 2) части составляют единое целое; 3) система имеет границы. Политическая жизнь рассматривается как функционирующая система, то есть между многообразными аспектами политики и политическими явлениями существует относительно стабильная взаимосвязь.

Системная теория делит процессы взаимодействия на три цикла: ввод, конверсия, преоб-разование и вывод. Что касается границы пол-итической системы. то она может расширяться или сужаться. Поскольку индивидуумы в обществе являются субъектами ряда систем и подсистем, то они фактически выполняют различные роли в многообразии систем, с которыми они связаны: политической, экономической, религиозной и т.д.

В политической системе индивидуумы, прежде всего выполняют роли граждан, подданных, избирателей. В день выборов, например, граница политической системы расширяется, ибо люди бросают свою непосредственную работу и «пересекают» границу политической системы. В период войны границы политической системы значительно раздвигаются, поскольку большое число людей привлекается к военной службе, деятельность ком-мерческих компаний регулируется и предпринимаются дополнительные меры по обеспечению внутренней безопасности.

В современной политической науке нет универсального определения политической системы, ибо существуют разные подходы к определению власти и политики, с которыми непосредственно связана категория «политическая система». Но есть нечто общее для всех определений политической системы: политическая система ассоциируется с применением узаконенного физического принуждения в обществе. Во всех определениях подчеркивается законное право политической системы наказывать, принуждать и подчинять.

8.1.3. Модель политической системы Истона

Системный подход в политологии впервые был применен крупным исследователем политики Д.Истоном. Трилогия Истона: «Политическая система» (1953), «Концептуальная структура для политического анализа» (1965), «Системный анализ политической жизни» (1965) - это эмпирически ориентированная политическая теория; огромный вклад в практику использования системного анализа в политологии.

В первой книге Истон приводит убедительные дово-ды возможности и необходимости существования всеобщей теории в политической науке. Во второй разрабатывается концептуальная структура теории, излагаются ос-новные категории и понятия, которыми могла бы оперировать данная теория, а также предлагаются некоторые теоретические утверждения. Это - сугубо теоретиче-ская работа. В третьей книге Истон ставит перед собой задачу заставить работать данную структуру концепции. Кроме того, он продолжает тщательно разрабатывать понятия с целью применения их к эмпирической ситуа-ции.

Истон определяет политическую систему как взаи-модействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности (материальные и духовные) и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества. Он выделяет две основные функции политической системы: 1) политическая система должна быть в состоянии распределить ценности в обществе; 2) политическая система должна убедить своих граждан принять это распределение как обязательное. Эти два качества, подчеркивал Истон, позволяют сразу отличить политическую систему от других видов социальных систем.

Отталкиваясь от схемы фундаментального процесса работы любой системы («ввод», «конверсия», «вывод»), Истон к «входящим» факторам относил требования и поддержку, а к «исходящим» - решения и действия.

«Требования» Истон определяет как форму выражения мнения о правомерности обязывающего распределения со стороны субъектов власти. Он делит требования на внешние, идущие от среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требование может быть специфическим, простым по сути, прямо выражать обиду или недовольство конкретными действиями или явлениями. На-пример, рост преступности или коррупции в стране может стимулировать требование усиления борьбы с этими негативными явлениями. Истон следующим образом классифицирует требования: 1) требования, касающиеся распределения благ и услуг; 2) требования, связанные с регулированием поведения; 3) требования в сфере коммуникации и информации.

Чтобы сохранять политическую систему в рабочем состоянии, кроме требований, необходима поддержка.

Поддержку Истон считает главной суммой переменных, связывающих систему с окружающей средой. Формы поддержки могут быть разными: материальная поддержка, такая как выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, соблюдение законов и директив, участие в политической жизни, внимание и почтительное отношение к официальной информации и власти. Истон называет три обьекта поддержки: 1) «политическое общество» - группа людей, связанных друг с другом в одной структуре, благодаря разделению деятельности в политике; 2) «режим», основными компонентами которого считает ценности (цели и принципы), нормы и структуру власти; и 3) «правление», к которому он относит людей, участвующих в ежедневных делах политической системы и признанных большинством граждан общества ответственными за свою деятельность.

Система, по мнению Истона, - это средства, с помощью которых «ввод» (требования и поддержка) превращается в «вывод» (решения и действия). Превращая входящие факторы в исходящие, политическая система обеспечивает средства мобилизации общественных ре-сурсов на достижение целей и координацию усилий членов общества в выполнении поставленных задач. Может ли что-то встать на пути процесса конверсии? Истон отвечает, что даже существование чрезвычайных отклонений в структурах политических систем от демократических до тоталитарных не в состоянии помешать осуществлению этого процесса. Конверсия «ввода» в «вывод» - это не особенность отдельного типа системы, а процесс, присущий всем системам.

В модели Истона исходящие факторы служат для концептуализации способов реагирования системы на окружающую среду и косвенно на саму себя, видоизменяя, часто успешно, входящие факторы требований и поддержки. Поэтому нельзя считать «исходящие» конечной точкой. «Исходящие» - это фрагмент непрерывного цикла действий, который Истон называет «петлей обратной связи». Данное понятие предложено им для обозначения возвращающейся информации и способов использования ее преимуществ. Здесь имеются в виду два процесса, образующие замкнутый цикл: во-первых, исходящие системы и их следствие, т.е. адаптация власти в определенных ситуациях); во-вторых, сама информация (т.е. поток обратных сведений о состоянии системы и о последствиях реагирующей деятельности властей).

Обратная связь является главным механизмом устранения напряженности в обществе, но выполняет эту функцию лишь благодаря способности власти реагировать на поступающие в систему импульсы. Если власть индифферентна к требованиям членов общества и уделяет внимание только своим собственным требованиям и идеям, то ее решения и действия никогда не найдут поддержки.

Это особенно важно учитывать, если власть стремится не только сохранить минимальный уровень поддержки системы, но и ищет новую базу поддержки или пытается создать иной режим. Изменение, адаптация, самосохранение, переориентировка усилий, изменение целей - все это Истон считает основными средствами, с помощью которых можно справиться с напряженностью или стрессами в политической системе.

Таким образом, политическая система, с точки зрения Истона, - это не просто система взаимодействия ее структур, а постоянно изменяющаяся, функционирующая, динамичная система.

8.1.4. Особенности структурно-функционального метода

Развитию теории политической системы способствовал структурно-функциональныи метод, который во многом дополнял системный анализ. Структурно-функциональный метод в его современной и системной форме проник в политическую науку из работ представителей антропологической школы (Малиновский, Браун) и социологической школы (Парсонс, Мертон и др.). Последние, несмотря на отличия их теорий, утверждали, что объяснять и предсказывать в социальных науках возможно только тогда, когда мы размышляем о социальных структурах и институтах, как исполняющих функции в системах. «Структурный» элемент подхода относится к любой организации человеческого общежития: семье, общественным объединениям, суду, различным комиссиям, законодательным органам и т.д.

Функциональный элемент соотносится с деятельностью организаций и внешним эффектом ее воздействия.

8.1.5. Модель политической системы Алмонда

Наиболее последовательным представителем структурно-функционального подхода к политологии по праву считается американский ученый Г.Алмонд. Политическую систему Алмонд определяет как существующую во всех самостоятельных обществах систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения.

Политическая система, по его мнению, является ле-гитимной, поддерживающей порядок и преобразующей системой в обществе. Это узаконенная сила, пронизыва-ющая все «входящие» и «исходящие» факторы общества и придающая ему особые свойства и смысл, обеспечивающая его сплоченность как системы.

Алмонда, в отличие от Истона, интересует не столь-ко анализ происходящих процессов, сколько определяющее значение устойчивых структур политической системы. Термин «структура» наряду с термином «культура» занимает главное место в анализе Алмонда. Под «структурой» он подразумевает доступную наблюдению деятельность, которая формирует политическую систему. Та конкретная часть деятельности людей, которая участвует в политическом процессе, называется ролью. Роли - это единицы, из которых комплектуются все со-циальные системы, включая политическую. В связи с этим одним из основных компонентов политической системы является политическая роль. Конкретные совокупности взаимосвязанных ролей составляют структуры. Например, судья - это роль, суд - структура ролей.

Фундаментальным для всего подхода является по-стулирование функциональных требований к системе. Существует некое количество целей, выбранных из ограниченного числа альтернатив и необходимых для жиз-ни общества. Чтобы эти цели были переведены в конк-ретные действия, система должна выполнять определенные функции. В общественных науках функции - целесообразная деятельность. Целесообразность определяется рамками системы. Направленные, или целевые функции, называются «явными». Прочие же, не являющиеся таковыми, именуются «скрытыми», которые также должны учитываться, чтобы глубже понять все производные действий и структур. Достоинством структурно-функционального метода является то, что он способствовал осознанию важности функций, особенно скрытых, выполняемых политическими акторами и группами.

Согласно Алмонду, входящие и исходящие факторы политической системы следует анализировать с точки зрения функций, заложенных в недрах системы. Он ставит вопрос: кто? (т.е. какие структуры), какие функции выполняет? и каким образом?

Истон и Алмонд внесли основной вклад в процесс создания теории политической системы, который все еще продолжается. Научная польза моделей Истона и Алмонда состоит в том, что их можно использовать как источник концепций и рабочих моделей, которые могут применяться во многих специфических и самостоятельных сферах с целью создания эмпирически объединяемых гипотез. Кроме того, стало возможным стандарти-зировать терминологию, кодифицировать данные, сохранять информацию, весьма актуальную для решения не-которых важных проблем эмпирического анализа.

Данные модели целесообразны для исследования способов сохранения и регулирования системы. Но их (особенно модели Алмонда) максимальный эффект проявляется в сравнительном исследовании политических систем. Истон и Алмонд, создав свои модели политической «системы», сделали понятие системы макроединицей для сравнительного анализа. Их концепция позволяет сравнивать не только колонии, федерации, города-государства, но и включать в анализ любую единицу (метрополии, государства-члены федераций, группы давления, партии, церковь, промышленные предприятия и т.д.) как дифференцированное целое взаимосвязанных компонентов, выполняющих функции политической системы.

8.2. Структура и функции политической системы общества

Политическая система - это совокупность взаимодействующих подсистем. В структуре политической системы выделяются три подсистемы: 1) институциональная; 2) информационно-коммуникативная; 3) нормативно-регулятивная.

8.2.1. Институциональная подсистема

Институциональная подсистема состоит из таких институтов, как государство, политические партии, группы интересов. Ведущим институтом, сосредоточивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Велико значение политических партий и групп интересов в политической системе. В демократических обществах они автономны и успешно осуществляют свои функции. Политические партии и группы интересов влияют на формирование государственных структур, осуществляют корректировку политических целей, направляют политическое развитие. В авторитарных и тоталитарных обществах группы интересов и политические партии строго подчинены правящей элите и бюрократическому аппарату, их естественные функции деформированы.

8.2.2. Информационно-коммуникативная подсистема

В структуру политической системы входит информационно-коммуникативная подсистема, которая устанавливает связи между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству (процедура слушания дел на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами и т.д.), а также средства массовой информации, под которыми подразумеваются телевидение, радио, газеты, журналы, книги, рассчитанные на огромную аудиторию.

Значение этой подсистемы велико, ибо люди, как известно, способны оценивать действия, в том числе и политические, лишь при наличии определенного объема знаний и информации. Если в демократических обществах средства массовой информации достаточно независимы, то в авторитарных и тоталитарных они полностью подчинены правящей элите.

8.2.3. Нормативно-регулятивная подсистема

Нормативно-регулятивную подсистему образуют всевозможные нормы, которые определяют поведение людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения требований, превра-щения этих требований в решения, осуществления решений. Эти нормы - основные правила участия во всех типах политического процесса. Нормы можно разделить на два типа: 1) нормы-привычки и 2) нормы-законы. В демократических странах, например, привычной нормой можно назвать участие граждан в политике через политические партии и группы интересов. Привычным является также то, что граждане чувствуют внимание со стороны власти.

Нормы-привычки во многом определяют форму политической системы, внутри которой оперируют нормы-законы. В тоталитарных системах, например, привычным правилом является то, что победитель получает все. В Советском Союзе после смерти Сталина, когда преемственность новых лидеров устанавливалась без физического уничтожения должностных лиц, стало очевидным, что фундаментальная форма системы изменилась.

Нормы-законы определяют процесс законодательства, устанавливают (или не устанавливают в зависимости от режима) права: голоса, свободы слова, создания ассоциаций и др. Оба типа норм способствуют политическому взаимодействию, без них едва ли можно избежать беспорядка или хаоса.

8.2.4. Функции политической системы

В современной политологии наиболее полно, детально и последовательно анализировал функции политической системы Алмонд. Он утверждает, что все системы выполняют два базовых набора функций: 1) функции «ввода» и 2) функции «вывода». Алмонд выделяет четыре функции «ввода»: 1) политическая социализация и привлечение к участию; 2) артикуляция интересов; 3) агрегирование интересов; 4) политическая коммуникация; и три функции вывода: 1) разработка норм-законов; 2) применение норм; 3) контроль над соблюдением норм.

Функции «ввода» осуществляются преимущественно не-правительственными подсистемами, функции «вывода» - прерогатива правительства.

Функция «политическая социализация и привлечение к участию», которая способствует распространению «духа участия» среди членов общества, свойственна всем современным политическим системам. Но если в демократических странах эту функцию выполняют неправительственные органы, хотя и там очевидно влияние государственных структур на процесс социализации, то в тоталитарных обществах эта функция, фактически, - прерогатива государства, ибо все агенты политической социализации (школа, молодежные организации, средства массовой информации и др.) находятся под контролем государства и культивируют «дух участия» строго в соответствии с господствующей идеологией.

В демократических странах в результате распространения «духа участия» индивидуумы превращаются из «субъекта» в «гражданина». В тоталитарных режимах этот процесс отсутствует. В настоящее время процесс политической социализации и привлечения к участию в России выходит из-под контроля государства. Но основная задача процесса политической социализации в России - создание новой политической культуры - решается медленно и трудно.

Артикуляция интересов - это первый функциональ-ный шаг в ходе политической конверсии, который осуществляют группы интересов. В странах с демократическим режимом, для которых характерно официальное уважение общественного мнения и приверженность доктрине свободы ассоциаций, группы интересов могут рассматриваться как связующие звенья между гражданами и государством.

В политической системе России до 1985 года артикуляция интересов имела специфический характер. Люди не могли выражать интересы, не адекватные интересам КПСС. Предполагалось, что КПСС - единственная выразительница всех социальных интересов. Интересы социальных групп «должны были» строго соответствовать интересам КПСС, т.е. имели в значительной степени принудительный характер. В связи с этим можно констатировать, что истинные группы интересов в России отсутствовали, а артикуляцию интересов фактически осуществляла правящая партия. В настоящее время в России формируются группы интересов, очевидны первые шаги процесса артикуляции интересов, выходящего из-под власти партии и государства.

По мнению Алмонда, политическая система, которая в состоянии артикулировать интересы, способна и агрегировать их, т.е. превращать требования в альтернативы государственной политики. Политическая партия считается специализированной агрегирующей структу-рой в современной политической системе.

Политическая коммуникация - это процесс передачи информации и убеждений. Сам акт коммуникаций американский политолог Лассуэл описал следующим образом: «Кто? Что сообщил? Кому? С каким результатом?» Посредством этой функции обеспечивается связь между различными структурами политической системы. Для руководства и реализации политики обычно требуется вертикальный поток информации от народа к правительству и от правительства к народу. Кроме того, необходим и горизонтальный поток информации между уровнями и органами власти. Благодаря коммуникационному про-цессу стихийные действия по овладению властью облекаются в определенную форму взаимоотношений между людьми, формируется уважение к власти, создается государственность.

В результате нормотворчества разрабатываются законы, которые определяют поведение граждан в обществе. Обычно процесс нормотворчества включает ряд этапов: выработку политики и выбор общих целей, разработку решений и конкретных правил для достижения целей. Данную функцию выполняют законодательные, а также исполнительные и судебные органы.

Государственная политика не исчерпывается принятием законов. Важным аспектом политики и процесса принятия решений является функция «применения норм», которую выполняют не только исполнительные органы и административная бюрократия, но нередко также законодательные и правовые структуры.

Контроль за соблюдением норм - это интерпретация законов и действия с целью определения факта нарушения данного закона и наложения соответствующего наказания. Контроль - это, в основном, компетенция судебных органов, хотя исполнительные и законодательные органы иногда играют значительную роль в судебных процессах.

8.2.5. Уровни функционирования политической системы

Алмонд рассматривает функционирование политической системы на трех уровнях, что позволяет сравнивать различные типы политических систем. Первый уровень - возможности системы. Возможности Алмонд понимал как власть правительства над обществом, степень влияния на умы и по-ведение людей в интересах достижения правительственных целей. Он указывал на пять различных типов возможностей, которые могут быть весьма велики в одних случаях и чрезвычайно малы в других:

1). экстрактивная возможность - это способность системы черпать человеческие и материальные ресурсы (таланты людей, поддержка, деньги) в определенных целях;

2). регулирующая возможность - это способность контролировать поведение отдельных людей и групп в обществе, регулировать деятельность общества;

3). распределительная возможность - это способность создавать, размещать и распределять материальные и нематериальные ценности в обществе;

4). реагирующая возможность - это способность системы реагировать на требования «подачей на выход» соответствующей политики, отвечать на многообразные требования, исходящие от различных групп;

5). символизирующая возможность тесно связана с потребностью в легитимности и поддержке, со способностью системы развивать популярные убеждения, взгляды, мифы, создавая яркие, доходчивые символы и лозунги, манипулировать ими с целью поддержания необходимой легитимности для осуществления своих целей.

Многие политические системы, в основном, регулятивные и экстрактивные по характеру. Тоталитарные же системы подавляют требования общества и не реагируют на требования, исходящие из внешней среды. Известно, что коммунистический тоталитаризм отличался от фашистского сильной распределительной способностью.

Символизирующая возможность в тоталитарных системах также велика.

В демократических системах на «выводы» регулирования, экстракции и распределения влияют «вводы» требований групп. Поэтому можно сказать, что демократии имеют более высокую реагирующую способность. С воз-можностями системы, безусловно, связана эффективность системы, то есть ее общая способность давать результат, создавать и размещать ценности.

Второй уровень функционирования системы отражает то, что происходит в ней самой, т.е. имеется в виду конверсивный процесс. Конверсивные процессы (или функции) - это способы превращения входящих факторов в исходящие. Конверсивный процесс одной политической системы можно анализировать и сравнивать с процессом другой системы согласно схеме Алмонда, где приводятся шесть основных функций:

1). как формируются требования (артикуляция интересов);

2). как происходит комплектование требований в альтернативные программы действий (агрегирование интересов);

3). как формируются нормы (нормотворчество);

4). как эти нормы претворяются в жизнь (реализация норм);

5). как они контролируются и регулируются (контроль над нормами);

6). как все эти столь разнообразные действия соотносятся друг с другом внутри данной системы, а также при взаимодействии системы с окружающей средой (коммуникация).

Рассматривая третий уровень функционирования политической системы, Алмонд имеет в виду функции поддержания модели и адаптации, к которым он относит, прежде всего, процесс социализации и рекрутирования, в ходе которого создаются новые роли и новые люди «врываются» в политическую жизнь.

8.3. Типология политических систем

8.3.1. Основные типологии политических систем

Описание и сравнение конституционных порядков различных стран и их избирательных законов, соотнесение сложившихся в тех или иных государствах прав законодательных и исполнительных органов, действующих традиций и стереотипов в общественном мнении, а также анализ других компонентов организации политической власти в различных странах позволили выделить множество типов политических систем. Их разнообразие раскрывает богатство эволюции политических порядков в мире.

Типологизация политических систем в полной мере несет на себе отпечаток различных парадигмальных и идеологических подходов, обусловливающих понимание учеными сущности политического процесса, характер интерпретации ими основных проблем общественного развития и т.д. Так, сторонники позитивистско-юридических подходов политические системы нередко различают по формальным критериям, например, по характеру государственного правления, по наличию тех или иных институтов власти, по их нормам и функциям) Представители марксистского направления, рассматривая в качеств основного для капиталистической фазы развития человечества противоречие между трудом и капиталом, традиционно выделяют и описывают особенности «буржуазных» и «социалистических» политических систем. Сторонники классово нейтральных учений, как, например, английский ученый Д. Коулмэн, анализируя процесс становления и развития политического мира в историческом аспекте, выделяют «традиционные», «патриархальные», «смешанные» и «современные» политические системы. Приверженцы геополитических подходов, используя в качестве критериев типологизации территориально-пространственные факторы, выделяют, к примеру, «островные» и «континентальные» политические системы. Очень широкое распространение получила типологизация политических систем на основе характеристики правящих режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Весьма оригинальную точку зрения высказал известный американский теоретик С. Хантингтон. По его мнению, в современном, все усложняющемся мире основным источником политических конфликтов становится уже не идеология, отражающая социальные (классовые, этнические) групповые конфликты, а культурные компоненты. Причем «наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к различным цивилизациям». Иными словами, линией разграничения политических систем будут намечающиеся или уже проявляющиеся линии «разломов» между цивилизационными структурами. В качестве таких относительно автономных и самостоятельных политических систем Хантингтон выделяет западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую и африканскую цивилизации.

Эти цивилизации, представляющие собой самый широкий уровень человеческой общности, безусловно, обладают не только известной целостностью, но и определенной внутренней неоднородностью. И если, как, например, в случае с Японией, цивилизация может охватывать одно государство, то в большинстве других вариантов в такие политические системы могут включаться различные нации-государства.

Причем, поскольку, по мнению Хантингтона, в связи с окончанием «холодной войны» подходит к концу так называемая западная фаза мировой истории, когда многие западные страны играли первостепенную роль в мировой политике, постольку следует ожидать и усиления активности со стороны государств, принадлежащих к другим цивилизациям, и обострения их противостояния с наиболее развитыми индустриальными странами западного мира. Такой характер взаимоотношений данных политических систем неизбежно будет усиливать противоречия между ними, в частности, региональный характер межгосударственной конфронтации, расширение территориальных претензий разделенных государственными границами народов и т.п.

8.3.2. Интеграционная типологизация политических систем

Наиболее популярная и распространенная в современной политической науке классификация политических систем предложена американским ученым Г. Алмондом, положившим в основу своей типологизации комплексный, интеграционный критерий. Он включает учет не только степени или форм централизации (децентрализации) власти, но и тип распространенных в государствах и обществах ценностей и политической культуры. Иными словами, в качестве базовой, синтетической характеристики политических порядков он рассматривает степень соответствия политических идеалов, на которые было сориентировано общество, со сложившимися в нем основными формами организации власти. На этом основании ученый выделил политические системы англо-американского (США, Великобритания, Канада, Австрия) и континентально-европейского типов (Франция, Германия, Италия), кроме того, политические системы доиндустриальных и частично индустриальных стран (Мексика, Бразилия), а также тоталитарные политические системы.

Политические системы англо-американского типа отличают прежде всего целостность и определенность политической культуры, нормы и ценности которой разделяет подавляющее большинство общества и поддерживают государственные институты. К таким идеалам и убеждениям относятся свобода личности, ориентация граждан на повышение, рост индивидуального и общественного благосостояния, а также высокая ценность индивидуальной безопасности. Противоречия между группами здесь открыто заявляются, а действия властей оспариваются их противниками. Построенное таким образом политическое взаимодействие обусловливает четкую дифференциацию и функциональную определенность политических ролей партий и групп интересов, элитарных и неэлитарных слоев. В политических системах этого типа обеспечено полное господство легальных форм политической борьбы, антиэкстремизм, что не только придает организованность политическому процессу, но и предопределяет высокую стабильность режима и политических порядков в целом.

Особенности политической системы континентально-европейского типа связаны с наличием менее однородных политических культур, включающих в себя не только современные демократические ориентации, но и элементы старых верований, традиций, стереотипов. В этом смысле общества такого типа более сегментированы, в них, несмотря на полное верховенство закона, действие мощных традиций гражданских свобод и самоуправления, в более острой форме идут процессы идеологической борьбы, межпартийной конкуренции, политического соперничества за власть. В этих странах типичными формами государственного устройства являются коалиционные правительства, интенсивная межблоковая конкуренция. Потому и политическая стабильность достигается в них путем более острого и сложного взаимодействия субъектов.

Страны доиндустриального и частично индустриального уровня развития в политической сфере отличаются весьма высокой эклектичностью политической культуры. В таких странах наиболее почитаемые населением традиции порой бывают прямо противоположными, что придает крайне противоречивый характер политическому процессу, обусловливая сосуществование едва ли не взаимоисключающих тенденций в сфере устройства государственной власти. Сильное влияние имеют воззрения, предполагающие ориентацию граждан на лидера, а не на программные цели правительства. Отдельные исполнительные структуры (армия, бюрократия) в условиях слабо дифференцированного разделения властей постоянно превышают собственные полномочия, нередко беря под контроль даже законодательные функции, открыто вмешиваются в судебные процедуры. В то же время права и свободы рядовых граждан, реальные возможности влияния общественного мнения существенно ограничены. Не удивительно, что такой характер политических отношений нередко приводит эти страны к авторитарным формам организации власти, практикующим жесткие, силовые методы регулирования общественных отношений.

Тоталитарные политические системы (жесткие гегемонии) выражают идеологическую и административную монополию власти над обществом. Власть предельно централизована, политические роли принудительны, а насилие является по сути единственным способом взаимодействия государства и общества. Политическое участие граждан здесь имеет скорее ритуальный и декоративный характер. Достигаемая таким образом стабильность политических порядков существует только в интересах властвующих слоев.

Литература

Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. – М., 1996.

Зеркин Д.П. Основы политологии. – Ростов н/Д., 1999.

Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности – М., 1994.

Макеев А.В. Политология. – М., 2000.

Политическая система общества: институты, режимы функционирования, способы изменения. – Самара, 1997.

Основы политической науки. Под ред. В.П.Пугачева. – М., 1993.

Политология. Рабочая книга преподавателя и студента / Под ред. А.В.Миронова. – М., 1998.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2000.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М., 2000.

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется :

  • , традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции :

  • конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
  • адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
  • мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
  • охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
  • внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  • консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
  • распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

  • определение перспективных направлений социального развития;
  • оптимизация движения общества к своим целям;
  • распределение ресурсов;
  • согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
  • разработка норм и правил поведения членов общества;
  • контроль над выполнением норм, законов и правил;
  • обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

  • и его ;
  • общественно-политические движения;
  • группы давления, или .

Государство

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная .

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются : они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. , скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

Средства политического влияния

Государственная власть — это только власть государства, а — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную . Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

Требования , с которыми чаще всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

  • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
  • обеспечением общественной безопасности;
  • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
  • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

  • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
  • соблюдение законов и директив;
  • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
  • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

  • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
  • приведение законов в действие;
  • контроль над соблюдением законов.

Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.

Тема Политическая культура.

Ее компоненты и структура.

1. Сущность политической системы.

2. Механизм функционирования политической системы.

3. Типы современных политических систем.

Сущность политической системы

Политическая система - одно из ключевых понятий в современной политологии. Впервые его ввел в научный оборот в 1953 г. американский политолог Дэвид Истон. Под политической системой он понимал совокупность взаимодействий, посредством которых происходит авторитетное распределение ценностей в обществе. Политическая система - это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых политических институтов и организаций, при помощи которых осуществляется завоевание, утверждение и функционирование политической власти в обществе, в соответствии с достигнутым уровнем политической культуры. Политическая система имеет определенную структуру. Четкое определение структурных элементов дает возможность лучше понять механизм функционирования политической системы, уровень ее развития, политические возможности.

Структуру политической системы составляют следующие элементы:

ü Политическая, государственная власть;

ü Политическая организация общества, политические институты (государство, политические партии, группы интересов и давления, средства массовой информации и т.п.);

ü Политические отношения;

ü Политическая культура и политическое сознание;

ü Политические и правовые нормы.

Взаимодействие различных компонентов политической системы общества между собой обеспечивает ее функционирование и развитие, а также осуществление ряда общих функций политической системы по отношению к обществу, в котором она действует.

Функции политической системы общества:

v Определение целей и задач развития общества, выработка программы его жизнедеятельности;

v Мобилизация ресурсов общества для достижения поставленных задач;

v Интеграция всех элементов общества, поддержание его целостности и стабильности;

v Обязательное для всех граждан распределение ценностей в обществе;

v Властно-политическая функция.

Механизм функционирования политической системы

Взаимодействие политической системы с окружающей средой осуществляется путем «вход-выход». Из среды на вход поступает информация и действия в виде требований и поддержки. Требования можно определить как действия и мнения индивидов и групп по поводу распределения ценностей в обществе. К ним можно отнести также другую подобную информацию: ожидания, мнения, мотивации, идеологии, интересы, предпочтения членов данной системы. Поддержка включает все варианты позиций и поведения индивидов и групп, которые соответствуют системе. Это те силы, которые поддерживают систему и тем самым дают ей возможность сохраниться.

Существует 3 типа поддержки:

  • Поддержка политического сообщества в целом (необходим минимальный консенсус в обществе);
  • Поддержка политического режима (признание членами общества норм функционирования политической системы, политических ценностей, распределения властных ролей);
  • Поддержка политических авторитетов (поддержка органов власти или конкретных политических лидеров).

Формы поддержки:

1) Материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например, труд на общественных началах или воинская служба);

2) Соблюдение законов;

4) Почтительное, уважительное отношение к власти, государственной символике и официальным церемониям, внимание к официальной информации. Политическая система трансформирует и перерабатывает введенные требования и поддержку и подает на «выход» авторитетные решения по поводу распределения ценностей в обществе, и действия по их осуществлению (экономические, социальные, внешняя политика и т.д.).

Функции выхода:

2) Функция «применения правил» - связана с приведением правил и законов в действие. Это сфера компетенции исполнительных органов и администрации.

3) Функция «контроля за соблюдением правил» - подразумевает интерпретацию законов и действия, связанные с определением фактов нарушения норм и наложением соответствующего наказания на нарушителей. Этим занимаются судебные и правоохранительные органы.

4) Функция «политической коммуникации» - обеспечивает распространение и передачу политической информации между управляющими и управляемыми, а также между различными составляющими системы.

Механизм функционирования политической системы включает в себя и обратную связь, посредством которой решения политической системы влияют на будущие требования и поддержку. Обратная связь - основной механизм устранения напряженности в обществе, но эта функция выполняется, только когда система способна реагировать на поступающие в нее требования.

Типы современных политических систем

В каждой стране существует уникальная политическая система, специфика которой обусловлена особенностями социально-экономической, культурной и международной среды её существования, историческими традициями. Вместе с тем, сравнительный анализ позволяет классифицировать все многообразие политических систем по отдельным группам - типам. В политологии используются различные типологии политических систем в зависимости от того, какие критерии применяются для их классификации:

По характеру взаимодействия со средой:

а) открытые;

б) закрытые.

По типу общества (классификация Р.Арона):

а) традиционные;

б) тоталитарные;

в) модернизованные демократии.

Политическая культура и ролевая структура (характер взаимодействия между собой различных политических институтов) - типология Г. Алмонда:

а) Англо-американская (характеризуется однородной политической культурой, автономными политическими партиями и средствами коммуникаций - стабильность);

б) Европейско-континентальная (раздробленная политическая культура, взаимная зависимость между партиями и группами - нестабильность);

в) Доиндустриальная (недемократичность, нестабильность, конфликты между социальными группами, разделенными этносом, языком, религией, кастой, регионом) - развивающиеся страны;

г) Тоталитарная (однородная политическая культура, высокий уровень интеграции общества, что достигается насилием и подавлением оппозиции).

По политическому режиму и уровню развития гражданского общества:

План

Тема 4. Политическая жизнь

Библиографический список

1. Арон Р. Избранное: Измерения исторического сознания. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.

2. Белл Д. Современная политика и власть. // Пер. с англ. Мокрецова А.В. – М.: Терра, 2004.

3. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. – М.: Междунар. отношения, 2003.

4. Бирюков Н.И., Сергеев В.М. Становление институтов представительной власти в современной России. – М.: Агенство «Издательский сервис», 2004.

5. Вебер М. Типы истинного порядка: условность и право // М. Вебер. Избранные произведения. М., Прогресс, 1990.

6. Даль Р. Демократия и ее критики / Пер. с анг. Под ред. М.В. Ильина.- М.: Российская политическая энциклопедия. (РОССПЭН), 2003.

7. Джарон Б. Мангейм, Ричард К. Рич. Политология. Методы исследования / Пер. с англ. А.К. Соколова.- М.: Изд-во «Весь мир», 1997.

8. Кожинов В.В. Победы и беды России.- М.: Изд=во Эксмо-Пресс, 2002.

9. Луман Н. Власть.- М.: Праксис, 2001.

10. Люкс Леонид. Третий Рим? Третий Рейх? Третий путь? Исторические очерки о России, Германии и Западе.- М.: Московский философский фонд, 2002.

11. Назаров М.В. Вождю Третьего Рима.- М.: Русская идея, 2004.

12. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире.- М.: Изд-во: Эксмо, 2003.

13. Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера.- М.: Изд-во МГУ, 1992.

14. Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность. Социологические очерки.- М.: Российская политическая энциклопедия. (РОССПЭН), 2003.

15. Философия власти / Под ред. В.В. Ильина.- М.: Изд-во: МГУ, 1993.

16. Халипов В.Ф. Власть. Основы кратологии.- М.: Луч, 1995.

1. Понятие «политическая жизнь».

2. Основные виды и уровни функционирования политической жизни.

1. Понятие «политическая жизнь»

Политическая жизнь является очень широким понятием и употребляется как в научной литературе, так и в языке повседневной практики. Однако, исследовано, оно на наш взгляд, недостаточно. Об этом свидетельствует, во-первых, относительно небольшое количество публикаций, а, во-вторых, слишком большой разброс мнений, касающихся определения этого феномена.

Например, А.А. Борисенков характеризует политическую жизнь как процесс производства (воспроизводства) политических связей между людьми . В позиции автора отражены философские аспекты изучения политической жизни. Исходя из диалектики общего и отдельного, А.А. Борисенков считает политическую жизнь одним из проявлений более общего, родового понятия «общественная жизнь» Далее анализируются основные формы политических связей между людьми, к которым относятся политические отношения, политические объединения, политическую структуру и политическую систему общества. Эти формы политических связей, возникающих в процессе политической деятельности, обусловленной политическими интересами людей и составляют основное содержание политической жизни общества.



Такой подход имеет слишком общий характер и отражает, скорее всего, структурные элементы политической реальности, мира политического, что, конечно, очень важно с методологической стороны, но не дает более или менее четких контуров исследуемого явления. В этом отношении дополняет и конкретизирует представление о политической жизни позиция
И. М. Чудиновой, которую разделяют и авторы данного учебного пособия.

Очевидно, что под политической жизнью следует понимать все многообразные изменения, события, процессы, происходящие в политической сфере (избирательные кампании, выборы, встречи и дискуссии лидеров, митинги, демонстрации, законодательная деятельность парламента, взаимоотношения различных ветвей власти, встречи делегаций и т.п.

Политическая жизнь охватывает все формы жизнедеятельности политических субъектов. Основу политической жизни составляют многообразные потребности и интересы людей. Их удовлетворение в обществе всегда зависит от власти, поэтому приобретает политической характер.

Ядром политической жизни выступают политическая деятельность и политическая отклонения. В нее так же включаются политическое поведение, политический процесс, политические конфликты и ситуации.

Если говорить от оптимальной модели политической жизни, то следует иметь в виду, что все ее компоненты их взаимосвязи и взаимодействия должны быть направлены на достижение баланса интересов и политической стабильности общества.

Дается такое определение политической жизни: «политическая жизнь – это реальный процесс воспроизводства политической деятельности и политических отношений, обусловленный общественными и личными потребностями и интересами, удовлетворение которых зависит от механизма функционирования политической власти и реализуемой ею политики .

Политическая жизнь включает в себя способ политической жизнедеятельности общества, связанный с производством и распространением политического сознания, с определенным уровнем политической культуры людей и удовлетворением их потребностей.

Политическая жизнь предполагает политическое осознание потребностей и интересов, а также готовность субъектов политики вступать в диалог с властью.

Если субъекты (люди) не способны осознавать свои политические интересы, то они, как правило, превращаются в заложников правящих элит, либо в простых объектов манипулирования, в средства достижения целей другими политическими субъектами.

Политическое осознание интересов выражается в разработке собственных целей и средств использования государственной власти (или давления на нее) в определении норм взаимоотношений с возможными союзниками и оппонентами для реализации своих потребностей и интересов.

От характера осознания политических интересов зависят границы политического вмешательства в сферу общества.

В политическую жизнь постоянно включаются новые субъекты политической деятельности со своими потребностями и интересами. Этот процесс сопровождается появлением новых политических движений, партий и т.д. Все это может при определенных обстоятельствах порождать политические конфликты, приводить к кризисам.

Политическая жизнь имеет две главные связанные между собой, но не тождественные сферы – внутреннюю и внешнюю. Отсюда – внутренняя политическая жизнь и внешняя (международная) политическая жизнь.

Внутренняя политическая жизнь – собирательное понятие, охватывающее все действия субъектов внутренней политики, и вырастающие из этого политические события, отношения и связи. Первостепенное значение здесь имеет характер интересов, доминирующих внутри страны, что проявляется в расстановке общественно-политических сил страны, распределении в обществе политической власти и собственности, охватывает имеющиеся в обществе политические партии, лидеров этих партий, их авторитет, влияние, прочность позиций. Вся совокупность отношений, связей, взаимодействий этих субъектов внутренней политики и составляет внутреннюю политическую жизнь.

«Международная политическая жизнь» - собирательное понятие, охватывающее все действия субъектов международной политики в их взаимодействии с зарубежными субъектами международной политики.

Политическая жизнь функционирует на трех уровнях: 1) институциональном; 2) представительном и 3) индивидуальном.

1. Институциональный уровень – это государственно-правовая сфера политической жизни. Здесь осуществляется профессиональная политическая деятельность и складываются политические отношения в рамках государственного механизма. На этом уровне политическая деятельность сосредоточивается на утверждении и распространении политических ценностей (национальная безопасность, экономическое развитие, права и свободы граждан, конституционный порядок), на выработке политической стратегии и тактики, закрепление их в соответствующих законах.

Главная цель политической деятельности в рамках этого уровня – достижение политической стабильности, которая включает в себя гражданский мир, легитимность, эффективность и прочность власти.

Политическая стабильность – состояние общества, характеризующееся относительным согласием основных социальных и политических сил по поводу целей и методов общественного развития. Она основывается на балансе совпадающих и противостоящих интересов действующих социальных сил, на разрешении возникающих противоречий и конфликтов в результате консенсуса. К условиям, обеспечивающим политическую стабильность, относят: экономический рост, увеличение численности среднего класса, высокий уровень политической культуры, наличие демократических традиций, уважительное отношение к закону и лояльность к политическим институтам. Отсутствие стабильности порождает стремление обиженных нажать на государственные органы с целью получения материальных преимуществ.

Политическая стабильность – предмет особой заботы правящей политической элиты. Для этого она использует следующие меры:

1) Социально-политическое маневрирование. Наиболее распространенным средством социального маневрирования выступает перераспределение общественного богатства с учетом интересов «обиженных» групп;

2) Политическое манипулирование. Это массированное воздействие через СМИ с целью формирования общественного мнения нужной направленности;

3) Введение оппозиционных сил в политическую систему и постепенная их адаптация и интеграция;

4) Применение силы (наименее эффективна).

2. Представительный уровень. Субъектами политической жизни в рамках внегосударственных институтов и организаций являются группы по интересам, политические партии, профсоюзы, корпоративные объединения и др. На этом уровне формируются групповые интересы и потребности. Группы по интересам пытаются оказывать влияние на тех, кто управляет и добиться принятия соответствующих решений.

Адекватное представление правительства об актуальных интересах населения и своевременная ответная реакция на них предотвращают социальные взрывы и обеспечивают поддержку населением правящей элиты. Группы по интересам со временем могут оформиться в политические партии.

На представительном уровне осознанные интересы преобразуются в альтернативные политические программы. По отношению к правительству, активизируется деятельность по их реализации на государственном уровне.

В представительной системе корпоративизма политика вырабатывается посредством взаимодействия между государственным аппаратом и ограниченным кругом влиятельных организаций (бизнеса, профсоюзов). Корпоративные организации получают монопольное право на представительство своих интересов в обмен на их подчинение определенным ограничениям со стороны государства. Складывается своеобразное партнерство бизнеса, профсоюзов и государства на основе объединения узкогрупповых и общегосударственных интересов.

Таким образом, представительные институты являются необходимым инструментом реализации политического процесса, через них происходит своеобразное проникновение групповых интересов в государственную политику.

Итак, если на институциональном уровне формируется общая политическая воля и приоритетным является государственный интерес на представительном – групповой, то на индивидуальном – частный.

3. Субъектами политической жизни на этом уровне выступают независимые граждане, способные объединяться в массовые движения.

Особенностью политической жизни на индивидуальном уровне является спонтанность и стихийность ее проявления – свободное формирование и изложение интересов, воли неорганизованных людей.

Одной из форм спонтанного движения является гражданское неповиновение. Это символическое нарушение некоего правила, ультимативное средство обращения к большинству с тем, чтобы оно еще раз оценило свое решение и по возможности пересмотрело его. Широко распространены массовые протесты, связанные с ухудшением жизненного уровня, отравлением окружающей среды и т.д.

Спонтанное движение может приводить как к позитивным, так и негативным результатам. Возможно проникновение в это движение деструктивных, эгоистических интересов, в результате чего спонтанный процесс может быть направлен в разрушительное русло.

Отсюда следует, что спонтанное движение нуждается в саморегуляции и самозащите. Для неорганизованной политической жизни характерно самодеятельное политическое творчество (производство новых идей, концепций). Спонтанное движение подпитывает официальную политическую жизнь нововведениями, приближает власть к насущным потребностям той части населения, которая не поддается целенаправленному воздействию, обеспечивает динамизм политической жизни.

Для спонтанного развития политической жизни необходима свобода, во-первых, у государства нет возможности рационально оценить все то, что происходит в общественной жизни; во-вторых, порядок, организуемый сверху не может предусмотреть все правила управления обществом; в-третьих, через спонтанную жизнь осуществляется «вхождение» в политику требований снизу и обеспечивается учет естественных потребностей людей.

Существует два способа регулирования взаимодействия и развития социально-политических интересов: конфликтный и консенсусный.

Конфликтный – преодоление или даже ликвидация определенной группы интересов. При таком способе исключается совместный поиск истины, сотрудничество невозможно, единственное средство – насилие. Не эффективный способ.

Консенсусный способ основан на признании разнообразных интересов их носителей естественным состоянием общества. Сторонники этого пути исходят из необходимости согласованности интересов.

Политическая жизнь имеет свои закономерности развития, выступающие как тенденции. К ним относят: 1) постоянное воспроизводство и развитие политических потребностей и интересов; 2) соблюдение преемственности в функционировании и развитии; 3) взаимодействие субъектов политической жизни в осознании и реализации политических интересов, в формировании общественного мнения; 4) расширение сферы общенационального согласия на основе приоритета общечеловеческих ценностей; 5) сближение субъектов профессиональной политической деятельности с неорганизованными носителями политических интересов; 6) расширение взаимосвязи с экономической и духовной сферами жизни общества.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте основные виды и уровни функционирования политической жизни.

2. Какова роль политических потребностей и интересов в политической жизни?

3. Что такое политическая стабильность?

4. Назовите основные закономерности политической жизни.

5. Выявите особенности политической жизни современной России.

Надо признать заслугу Алмонда в осмыслении политической системы. Её результатом является и выделение трёх уровней, одинаково присущих всем политическим системам:

Первый уровень. Он и представляют возможности системы. Они отражают власть правительства над населением, силу влияния, на чувства, сознание, волю и активность людей в интересах ориентации на цели правительства. К ним относится:

Экстрактивная возможность как способность политической системы извлекать и использовать ресурсы в выбранных целях. Они определяют людские, трудовые и материальные ресурсы, включая: активность и способность людей, организационную и моральную поддержку людей, финансовые источники и деньги.
- регулирующая возможность как использование контроля за поведением интересующих людей и их групп, регулирование деятельности организаций;
- распределительная возможность как способность вести воспроизводственный процесс и регулировать распределение материальных и нематериальных ценностей.
- реагирующая возможность как способность системы отвечать на "входные требования" формирование удовлетворяющей политики, признаваемой влиятельными группами интересов.
- символизирующая возможность как способность системы подхватывать и развивать популярные и символичные убеждения, взгляды, мифы, развивать и создавать из них яркие, доходчивые образы, призывы и лозунги, а на этой основе манипулировать населением с целью обеспечения необходимого уровня легитимности власти.

Большинство политических систем имеет регулятивный и экстрактивный характер. Тоталитарные системы действуют методом подавления требований общества, отказываются от реагирования на них., требования внешней среды не признают, однако хорошо развивают свои символизирующие возможности.

Практика политической деятельности подвела демократические системы к формированию "выводов" регулирования, экстракции и распределения, основанных от состава и сущности требований групп при "вводе". Такой порядок раскрывает демократию как более высокую реагирующую способность, что по утверждению политологов, создаёт большую эффективность системы - её способность формировать результат: создавать и размещать ценности.

На втором уровне функционирования раскрывается то, что происходит в нутри системы и имеет конверсивный процесс как способ превращения входящих факторов в исходящие. Конверсивный процесс разных политических систем анализируются и сравниваются по шести основным функциям схемы Алмонда. Это:

Формирование требований (артикуляция интересов);
- процедура установления и комплектования требований в альтернативные программы действий (агрегирование интересов);
- формирование норм (нормотворчество);
- претворение норм в практику (реализация норм);
- контроль и регулирование (контроль над нормами);
- соотношение регулирующих действий внутри системы и при взаимодействии системы с окружающей средой (коммуникация).

На третьем уровне расположились модели и адаптации: процесс социализации и рекрутирования - появление новых ролей и вход неизвестных роанее людей в политическую жизнь.
- - - - - - - -
Одна сторона -теория, другая - жизнь, вместе - проверка политической жизни через теорию. Одна сторона - генерирование абстрактных требований входа, другая формирование группы интересов, третья - ощущение последствий в действиях «вывода» системных решений. Каждый участник политического поля всегда генерирует определённые требования. В своей массе они основаны на некоторых потребностях и связанных с ними интересами. Многим они позволяют подключить себя к составу участников одного из политических действий или к какой-то группе интересов. Получить через него политические, экономически или правовые преференции и использовать их по своему усмотрению. Кому удаётся доказать свою верность политическим установкам группы или партии, тот может встать на ключевой пост в иерархии доступных должностей. Значительно реже новому участнику удаётся стать организатором политической деятельности отдельной партии, хотя Российская история знает достаточно примеров, большая часть которых не смогла оставить за собой какой-либо истории кроме намерения или факта регистрации в Минюсте. Это тоже большее достижение, но оно как правило может представлять значение для личной истории. При реагировании на такую активность на входе система может принять только кадровые решения: привлечь инициатора к какой-либо деятельности, допустить в в политический состав, или же закрыть свой вход.
Совершенно другой план политической деятельности даёт представление новых идей и ввод их смыслов в политическую жизнь. Сделать серьёзный вид, сымитировать такую деятельность невозможно: отторжение произойдет мгновенное и болезненное для инициатора, но это будет воля всего политического поля. Другой случай появление неизвестных ранее идей. Железное правило обращения с ними - окружение молчанием. Как-то понять - требуется время. Обычно политическое поле ждёт авторитетного мнения, далее, как правило разделяется на жёсткую критику и некоторую солидарную поддержку Это всё вознаграждение за многолетние терзания и собственные испытания. Это перспектива новатора на политическом поле. здесь не политических субсидий. Такое состояние даёт новатору политического процесса право и возможность идти своим путём и утверждать новые представления, правила и расстановку сил для политического поля. И только он может принять такое решение, как и взять на себя груз тяжелейшей работы. Она продолжается.


Top