С каких деревьев капы красивее. Наросты на деревьях как называются? Украшение для трости

Кап- это наросты и утолщения, которые встречаются на стволах березы, клена, дуба, ореха, сосны и т.д. Возникают такие наплывы в местах разрастания тканей:

Его название происходит от славянского «кап»- голова. И действительно кап напоминает на дереве человеческую голову. Кап встречается на ветвях старых деревьев, на стволах. Также встречается капо-корень, это кап, который образовался у корневой части дерева. Самые крупные капо-корни достигают в диаметре 2м. Из капо-корня часто делают мебель:

Как это необычайно прочный и чрезвычайно декоративный материал, который ценится наравне с древесиной ценных пород.Текстура его рисунка на распиле- это переплетение годичных слоев, сердцевины спящих почек в виде концентрических кругов и темных точек. Спящих почек больше у стволового капа, чем у капо-корня, поэтому его фактура более выразительна:

Заготавливают кап только с поваленных деревьев в местах лесопилок. После того, как кап срезан, его освобождают от коры, сучков, смолы. Затем заготовку кипятят в 5% растворе поваренной соли. Длительность кипячения зависит от диаметра заготовки: до 10см в диаметре кипятят около часа, большие заготовки кипятят до 3-5 часов.

Кипячение нужно для нейтрализации сока внутри заготовки, так она быстрее сохнет. После кипячения, пока заготовка не высохла, ее очищают от остатков коры. Кипячение делает текстуру рисунка более выразительной. Затем заготовки высушивают несколько недель в помещении, либо в течении нескольких часов в сушильном шкафу или на батарее. После этого кап распиливают на пластинки. После этого дают всю волю фантазии, следя за тем, чтобы ваши замыслы не противоречили естественной красоте древесины, подчеркивая ее структуру. Внутреннюю часть изделия выбирают теслом, полукруглыми стамесками, клюкарзами. При чистовой обработке изделия удаляют лишние сучки, стараясь выявить игру разных слоев древесины, шлифуют наждачкой. Мелкие трещинки можно зашпаклевать, смешав мелкие опилки с клеем ПВА. При желании изделие можно тонировать морилками или естественными красителями, такими как луковая шелуха, ольховые шишки и т.д. Можно покрыть готовое изделие лаком или восковой мастикой.

Из капа изготавливают красивые шкатулки, курительные трубки, шахматы, рукоятки для ножей:

А также из капа получаются очень декоративные вазы, подсвечники и просто скульптуры для украшения интерьера природных форм:

Оцени, пожалуйста, этот пост:

Чаша из капа

В народных промыслах и декоративно-прикладном искусстве широко используются материалы, получаемые из дерева. Липа, осина, береза, ольха, ива - эти деревья дают и древесину для поделок, и/или прут и луб для плетения. Если же материал необычен и редок, то выводит поделку на новый уровень - ценного товара или даже произведения искусства, заслуживающего большего, чем краеведческий музей. Из числа таких - кап (нарост), дефект развития деревьев разных пород. По физическим и эстетическим свойствам обработанный кап (чаще других используется кап березы) может конкурировать с ценными породами древесины, не заготавливающейся у нас, камня, кости. Он твердый, прочный, плотный, с характерной мелкой структурой, которую не сложно подчеркнуть и усилить естественными методами отделки и окраски в изделиях из капа березы и других пород.

Капы классифицируются, как наросты на деревьях, местные утолщения на ветвях, стволе, корнях. Образует его сильно деформированная, свилеватая древесина с множеством спящих почек. Переплетение годичных слоев, узор почечных глазков и колец формирует видимую структуру древесины. А сами выходы почки на и под поверхность - образуют сложную фактуру, похожую на застывшую картину капель и брызг. В изделиях используются оба качества, и структуру, и фактура.

Из наростов древесины близка капу сувель. В ней древесина так же образует сложный, но менее извилистый узор и нет характерного для капа обилия почек. Из почек на капе живого дерева не редко растут молодые побеги. Для сувели это не характерно. Наросты могут иметь форму местных и опоясывающих утолщений. Находят их и на видимой части растения, и под землей, где кап так же покрыт корой, как и ствол нормального дерева. Найти подземный кап (капокорень) позволяют растущие из-под земли вблизи родительского дерева свежие побеги от «проснувшихся» почек.

Каповый нарост без специальной обработки как украшение интерьера

Кап является дефектом развития древесины. Общую или единственную причину его появления выделить трудно. Скорее всего, капообразование - комплексный ответ растущего дерева на внешние воздействия, вероятно, связанный с мутациями. Косвенным подтверждением этого является наличие множественных капов на пораженном дереве и отсутствие его на соседних. Возможно, запускает нарост (приводят к ответной защитной активности дерева) местное повреждение растения, болезни. Капа больше на привитых деревьях, деревьях с сильной обрезкой. Встречаются упоминания, что ореховые посадки с привитыми деревьями служили богатым источником ценного капового материала. Для улучшения «психологического портрета» капа используется концепция более сильного, переболевшего и с иммунитетом родительского для материала дерева. Это переносит акцент с нароста - болезни, на кап - свидетельство естественного роста и «закалки» дерева. Так как кап встречается редко, и поставить лабораторный эксперимент по развитию капа весьма трудоемко, вряд ли такая концепция имеет достоверные фактические основания.

Проявляется кап в нерегулярном формировании древесины и луба из камбия и ненормальном развитии придаточных почек. В ходе естественного, здорового роста из камбия образуется новый годичный слой и луб. В капе направления нарастания древесины не ориентированы, древесные слои изогнуты, смяты. Зарождение придаточных и наличие спящих, ожидающих своего часа почек - нормальное следствие роста дерева. Поверхностные спящие почки могут нормально развиться в побеги. Некоторые оказываются в толще дерева и при пробуждении формируют на стволе местные утолщения. В случае капа процесс зарождения и развития почек чрезвычайно активен (по меркам жизни дерева). Почки деформируют древесину в толще капа, образуют пупырчатую поверхность.

Деревянный часовой механизм в корпусе из капа

Кап встречается на многих видах деревьев, чаще на лиственных. Небольшие капы (каповые горбушки) спиливают с живых деревьев с последующей заделкой спила (садовый вар, глина) для сохранения дерева. Наросты собирают и при лесозаготовках. В прошлом производством капокорешковых изделий занимались артели. Для заготовки материала в лес отправляли бригады поисковиков и пильщиков. В России известна своими каповыми промыслами Вятка. В лесах Кировской области березовый кап заготавливался массово, а в артелях было занято по несколько сотен человек. При массовых заготовках материал обычно медленно сушили, после распиливали на более-менее стандартные заготовки, затем превращали их в мелкосерийные изделия (в основном, коробочного типа - шкатулки, портсигары, коробки для настольных игр и проч.). На завершающем этапе кап полировался, пропитывался маслом и покрывался лаком. Если предполагалась декоративная резка, кап предварительно подготавливали (вываривали, распаривали), после чего он резался, «как репа».

Каповый нарост на березе

Сухой материал прочен и тверд, сильно свилеват, обрабатывать его сложнее и труднее, чем здоровое дерево. Он не расслаивается и не раскалывается. Так как добыть кап труднее, чем обычную древесину, он и стоит дороже. Поэтому и обращаются с каповым сырьем аккуратнее. Хотя изотропная, свилеватая структура древесины и предотвращает раскалывание при усыхании, свежую каповую горбушку нужно правильно сушить. Заготовка сушится в естественных условиях до воздушно сухого состояния, кора не снимается, а спил покрывается слоем вещества, препятствующего быстрому высыханию. Для мелких каповых наростов применяется и ускоренная подготовка сырья с его варкой (запарка) в воде с добавлением соли и стружки. Обычно, после длительной многократной проварки кора легко отделяется от спила, а сам материал становится достаточно мягким для резки. Для защиты и отделки готовой поделки ее покрывают маслом, воском, природными лаками.

Из капа делают шкатулки, ларцы, ручки тростей и ножей, украшения. Кап больших размеров с меньшей долей фактурной поверхности распиливается на меньшие заготовки. Их после отделки (окраска, полировка) можно самостоятельно использовать как столешницы, элементы украшения жилища, а так же как материал для отделки поверхности мебели. Обычно, большим наростам свойственна и более крупноразмерная текстура. Поэтому для малых форм особенно ценятся небольшие капы с мелким рисунком, собранные с ветвей и ствола.

Если вы любите выезжать на природу, вероятно, гуляя по лесу, вам приходилось видеть деревья со странными шарообразными наростами на стволе или возле корней. Такие своеобразные наросты или наплывы, покрытые шершавой корой, называют капами . Как правило, они возникают в местах разрастания побегов и спящих почек. Обнаружить их можно на березе, липе, ольхе, клене, рябине, дубе, сосне, лиственнице, туе, эвкалипте, мирте, орехе.

Кап , растущий на стволе дерева, называют стволовым, а у корня - капо-корнем. Капо-корень встречается в лесу гораздо чаще стволового и может достигать полутора метров в поперечнике. По форме капы делятся на круговые, опоясывающие и боковые. Иногда капы разрастаются так сильно, что по весу могут доходить до 1 тонны.

Кап – редкий, очень твердый и красивый материал с необычным рисунком волокон, по виду напоминающим мрамор. Он был широко известен в нашей стране еще в XII веке. На Руси из него изготавливали посуду, которую так и называли - каповая. Главным образом, это были выдолбленные чаши, ковши и братины. В начале XIX века кап наравне с ценными породами деревьев использовали для декоративной отделки мебели, вырезали из него шкатулки и табакерки, которые затем инкрустировали золотом, перламутром или слоновой костью и экспортировали в другие страны. Благодаря своим уникальным качествам и необыкновенной теплоте восприятия, кап высоко ценился во всем мире.

Сегодня кап служит материалом для изготовления художественных и декоративных изделий (подсвечников, солонок, ваз для конфет, фруктов и цветов), а также используется при облицовке мебели шпоном. По твердости кап в несколько раз превосходит обычную древесину и довольно плохо поддается обычной обработке, поэтому изделия из него приходится изготавливать вручную.

Добыча капа производится с большой осторожностью и только в тех случаях, когда его можно спилить целиком. Проблема заключается в том, что отделить его, не повредив при этом самого дерева, практически невозможно, поэтому лучше всего искать кап на лесозаготовках среди уже спиленных деревьев. Кап выпиливается с частью ствола, чтобы не допустить его растрескивания при высыхании, а также потому, что иначе отделить его от дерева попросту невозможно ввиду его высокой твердости. В зависимости от размеров будущего изделия, кап распиливают на пластинки. Обычно на свежем срезе рисунок бледный и малозаметный, поэтому кап подвергается пропариванию. После просушки кап готов к работе. Как правило, изделия из капа покрывают специальным лаком или натуральным пчелиным воском, который придает им матовый оттенок и хорошо передает теплоту дерева.

В необработанном виде кап может использоваться в качестве элемента декора. Например, изящные капы небольших размеров можно закрепить на стене комнаты, как отдельно, так и в составе оригинальной композиции, а большие узловатые капы можно разместить на полу или специальной подставке в качестве натурального природного украшения, подчеркивающего экологичный характер стиля помещения.

Из всех встречающихся в природе капов лишь 10% могут быть использованы для создания декоративных и художественных изделий, при этом период от начала до окончания его обработки может длиться несколько лет. Сократить эти сроки нельзя даже при помощи современных технологий из-за негативного влияния на цвет и природные свойства материала. Все эти особенности капа обуславливают его уникальность, высокую ценность и оригинальность, делая его настоящей экзотикой, символом древних традиций в современном мире.

Материал , который издавна известен на территории России как древесная кость.
Это нарост, см фото 1 , (или наплыв, как его ещё называют) на Берёзе, который образуется на стволе дерева по разным причинам. Например, погодные условия, климатические воздействия окружающей среды. Ещё, такого эффекта можно добиться искусственно, обмотав ствол, на пример проволокой, со временем он обрастет Сувелью. Костью её называли из-за того, что после тщательной полировки и пропитки различными маслами , дерево приобретает костный вид, и её тонкие части просматриваются насквозь.

Фото 1. Вид Сувели после спила. На вид напоминает шишку или наплыв. Изначально сложно судить о внутреннем виде древесины после её распила.

В большинстве случаев, при правильном распиле, можно наблюдать удивительные явления, а именно переплетение волокон древесины которые образуют перламутровые участки разные (неповторимые) по рисунку и направлению, которые в прямом смысле светятся, отражая в себе дневной свет. Рисунки и цвета могут быть разные, в основном это розово-жёлтый, соломенный, или коричневато жёлтый цвет с глубоким перламутровым свечением на срезе, в некоторых случаях попадаются экземпляры с темно коричневым цветом с присутствием болотно-зелёных оттенков. Такая цветовая гамма объясняется тем, что древесина произрастает в разных условиях и местности, например: Если нарост был спилен в сильно заболоченной местности, то не исключён тот факт, что цвет древесины скорей всего будет коричневато-зелёный. Или ещё один пример: Если Сувель находится на комлевой части дерева (комлевая часть ствола это та часть, которая находится на 10 – 15 см под землёй и 15 - 20 см над ней, это в среднем) и она покрыта мхом, то вероятней всего он будет тёмно коричневый с присутствием бледно розового оттенка, либо соломенно-жёлтый - золотистый с тёмно коричневыми годичными кольцами - то есть присутствие тёмных оттенков будет доминировать, но не всегда.

Фото 2. Редкий и ценный экземпляр Сувели естественной сушки сроком около 1,5 года. На фото Вы видите лучевое свечение волокон при дневном свете. Это свечение называется "Перламутром", оно может быть разных видов, от четких перламутровых лучей и до тех которые Вы видите на остальных изображениях, разнообразию нет предела.

Фото 3 . Этот образец то же относится к редким, его основное отличие от того, что на фото 2 , это мраморная текстура и технология сушки, его высушили быстрым способом, а именно варкой в солёном растворе. На фото отчётливо видно чем он отличается от того, что на фото 2 , тот что высше имеет в общей сложности соломенный или золотистый цвет а на фото 3 цвет преимущественно коричнево розовый.

Фото 4. Здесь вы видите вид который то же относится к редким, но встречается чаще чем те, что на фото 2 и 3.

Фото 5. На этом фото, перламутровые разводы которые называются пепельными или стеклянными. Этот вид встречается чаще всего, но ценность его от этого не теряется, ведь у всех вкусы разные. Кому-то нравится лучевое сечение, а кому-то светящиеся пепельные разводы.

Фото 6 . Это, как мы уже поняли, лучевое направление волокон с присутствием пепельных разводов. (смешанный тип)

Фото 7 . Образец, который на вид смотрится как простой, но на самом деле это не так, это то же редкий вид, произрастающий в основном на болотных топях, от чего и имеет такой цвет.

Фото 8 . Это пример того, как смотрится Сувель в готовом виде (изделии) в сочетании с рогом северного Олени и металлами. Нож работы Валерия Соколова "Svalbard", выполненный в Скандинавском стиле.

Ещё, общий вид этой древесины зависит от вида сушки, (на качество изделий это не влияет), существуют несколько вариантов высушивания.
1. Естественная, это когда древесина высохла в естественных условиях, без участия человека, т.е после спила со временем, дерево высохло само по себе.
2. Старый Русский способ быстрой сушки, древесину вываривают в солёном растворе несколько часов, после снимают кору и кладут в тёмное и сухое место на несколько недель, это минимум, да же после этого она вполне пригодна к обработке.
Заметные различия после таких видов сушки, это цвет. При естественной сушке дерево остаётся естественного цвета, а после варки приобретает нежно розовый или морковный оттенок, это уже на любителя, кто как хочет, тот так и сушит. В умелых руках человека, у которого всё в порядке с фантазией, любая деревяшка будет сиять и дорого выглядеть, стоит только сильно захотеть и подключить своё воображение.

Сувель – это материал, из которого можно делать различные предметы, например женские украшения в виде кулонов серёжек, заколок и браслетов, это зависит от того, на сколько у человека развита фантазия. Раньше, да нет, не только раньше и сейчас некоторые энтузиасты из неё делают столовые приборы, вполне пригодные по своему прямому назначению, взять к примеру Скандинавские “Куксы”, это что-то на подобие наших кружек, только из дерева, лучше материала чем Сувель для этого не найти.
Но самое главное, этот материал больше всего подходит для изготовления рукоятей ножей. Благодаря её неотъемлемым качествам, таким как твёрдость, плотность, легкость в обработке и полировке, неповторимой текстуре, разнообразию цветовых оттенков, красоте перламутровых переплетений и.т.д. Ясно одно, что этот материал ни когда не надоест, хотя некоторые со мной не согласятся, это их право. Раньше я делал рукояти только из экзотических пород древесины, но они меня быстро утомили своей монотонностью и однообразием, хотя каждому своё и кто-то скажет, и будет утверждать обратное. Но я точно усвоил для себя, лучшего сырья чем Берёза и то, что она нам дарит в виде Капов, Сувелей, Свилей, Комля и корневой части, нет.

Все образцы, которые Вы видите в виде брусков, отшлифованы и отполированы, после, обработаны маслом для полока. Это позволяет сохранить естественный цвет древесины и предохранить её от попадания влаги и загнивания + обработана карнаубским воском.

Разнообразие Сувели очень богато, я бы сказал бесконечно, этот материал сочетается практически со всеми видами древесины, кости, металлов и.т.д.

Кап - нарост на дереве с аномальным строением древесины, образованный местным разрастанием множества плотно сидящих придаточных спящих почек. Иногда единичные из этих сотен и тысяч неразвившихся почек прорастают и дают побеги.

Кап на дереве - ясень

Древнеславянское слово «кап» означает «голова»: обычно нарост действительно имеет округлую форму. Другие старорусские названия: болона, выль, выплавок, выплыв, наплывь, завой, папорт, валка, зоб, свиль, щетка. В некоторых источниках кап также называют «ведьмина метла» или «вихорево гнездо», что не совсем корректно, так как эти наименования обозначают совсем другую древесную патологию.

Кап образуется на всех лиственных (преимущественно) и хвойных породах деревьев. В российских широтах его можно встретить на березе, тополе, клене, липе, осине, дубе, ясене, вязе, орехе.
Размеры капа варьируют от нескольких сантиметров до нескольких метров в разрезе. На формирование нароста средних размеров требуются десятки лет, а то и более полувека.
Кап - достаточно редкое явление, и найти в лесу хотя бы один экземпляр - большая удача. Однако встречаются деревья с несколькими, а то и множеством наростов. Также как и места со скоплением каповых деревьев.


Капы на дереве - береза

Обычно капы подразделяют на стволовые и прикорневые.
Стволовой кап формируется на толстых ветвях или стволе и может быть боковым (развиваться с одной стороны, чаще всего южной) или круговым (захватывать ветку или ствол в кольцо).
Прикорневой нарост - капокорень - образуется на корневой шейке или корнях дерева. В первом случае он находится над землей, во втором - полностью скрыт и может быть обнаружен по весне по молодым побегам вблизи основного ствола дерева, которые быстро погибают.
Дерево может одновременно иметь капы разных видов.


Если с капа снять кору, то под ней откроется неровная, рельефная поверхность, сплошь покрытая игольчатыми, зубчатыми и шишковидными бугорками - это и есть неразвившиеся почки.


Вокруг каждой спящей почки уже имеется зачаточная кольцевая структура.


Спящие почки

→ Защита дерева - antiseptik.info

Почему появляется кап

Исследователи не пришли к единому мнению относительно причин образования наростов.
Наиболее естественное объяснение сводится к тому, что появившаяся придаточная почка не может прорасти сквозь толстую и твердую кору и замирает. Однако начавшиеся ростовые процессы сопровождаются притоком к этому месту питательных веществ и продуцированием растительных гормонов, поэтому рядом начинают закладываться новые почки, которые также становятся спящими и так далее.

Оппоненты настаивают, что здесь не обходится без воздействия внешних факторов природного или антропогенного характера. В частности, механического повреждения коры (животными, птицами, людьми, разгулом стихии и т.д.) на месте спящей почки. Данное предположение подтверждает тот факт, что на плантациях грецкого ореха, где активно используется вегетативное размножение прививкой (которая фактически есть травма), прикорневой кап часто развивается на подвое ниже места прививки. Когда выходит срок плодоношения ореха, дерево выкапывают вместе с выросшим к тому времени до солидных размеров капом и продают, как вторичный продукт.

По другим версиям, образование капа может быть вызвано грибами, бактериями, вирусами, насекомыми, погодными аномалиями (вроде внезапных весенних морозов), изменением экологии и радиационного фона, особым минеральным составом почвы, геологическими разломами, подземными водами.

Согласно же выводам еще советских ученых, формирование капа является для деревьев биологически полезным, защитным свойством, приобретенным в процессе эволюции в ответ на неблагоприятные условия внешней среды. Более того, это генетически закрепленное (наследственное) качество. В Подмосковье и Кировской области предпринимались успешные попытки культивировать деревья с наростами с применением посадочного материала от каповых берез (семян и черенков для привоя). Было отмечено, что такие деревья более жизнеспособны и выносливы.

Неоднородная структура капа дает в тангентальном разрезе неповторимый высоко декоративный рисунок: темные точки - это сердцевины спящих почек, извилистые участки - вытянутые и перекрученный годичные слои. В радиальном разрезе различимы светлые и темные лучи.
Широкая палитра цветов капа включает различные оттенки молочного, коричневого, зеленого, розового. Цвет зависит от породы дерева, условий его произрастания, места образования утолщения.
Текстура стволового нароста богаче, чем у капокорня, а капа ценных и экзотических пород деревьев выразительнее по сравнению с обычными.
На свежем спиле текстура выражена слабо, для ее проявления наплыв подвергают шлифовке, тонированию и полировке. В результате проступает живописный узор и многоцветность, появляются приглушенный блеск и переливы на свету.
Рисунок капа часто сравнивают с малахитом и мрамором. Сравнение с камнем удачно еще и потому, что нарост отличается повышенной плотностью и твердостью и тяжелее материнской древесины.


Текстура капа березы

Кап используется в цельном виде для создания художественных изделий, в шпоне - для отделки эксклюзивных предметов и мебели. Капы туи, мирта, камфорного и некоторых других деревьев сохраняют характерный аромат даже после обработки.


Top