Танк Pz.Kpfw.V «Пантера» — это самый массовый немецкий тяжелый танк Второй мировой войны. Тяжелый танк «Пантеры»

Средний танк Т-V "Пантера"

PzKpfw V Panther (Panzerkampfwagen V "Panther").

Танк был разработан фирмой "МАN" и 1 января 1943 года запущен в серийное производство. Создание этого танка знаменовало скачок в немецком танкостроении. По сравнению с танком Т-IV танк "Пантера" Т-V имел более рациональную форму корпуса, в известной степени заимствованную у советского танка Т-34. Танк вооружался новой 75-мм танковой пушкой с длиной ствола 70 калибров, бронебойный снаряд которой на дистанции 1000 метров пробивал броню толщиной 130 мм, а подкалиберный снаряд на той же дистанции - до 160 мм. В конструкции также было реализовано немало технических новшеств: гидравлическое управление тормозами, многорадиусный планетарный механизм поворота с синхронизатором, устройство для продувки ствола сжатым воздухом после выстрела, использование гидропривода для поворота башни и.т.д., однако обилие новшеств имело и свой минус: танк был сложен в производстве и эксплуатации, его техническая надежность была сравнительно невысока. Тем не менее, он оказался лучшим немецким танком, весьма опасным для танков противника. Танк выпускался до конца Второй мировой войны и поступал в танковые дивизии для замены Т-IV. Всего было выпущено около 6000 танков этого типа.

Танк "Пантера" Ausf. D

Танк "Пантера" считался средним танком по немецкой классификации, а в советской танковой классификации - тяжелым танком.

Номенклатура танков

Номенклатура бронетехники

Танки (Panzerkampfwagen), которые использовались немцами во время Второй мировой войны, изначально обозначались аббревиатурой PzKw. Это часто вызывало путаницу, поскольку частные машины в Германии обозначаются похожей аббревиатурой Pkw (Privatkraftwagen). Поэтому немцы постепенно перешли на форму обозначения PzKpfw или Pz.Kpfw, но это произошло, когда война была уже в разгаре. Для того чтобы отличать один тип танка от другого, использовались римские цифры (PzKpfw IV). Для отличия моделей или версий танков одного типа использовалась аббревиатура Ausf. (от Ausfuhrung - модификация) и одна из букв алфавита (Ausf.А).

Кроме того, все машины, относившиеся к военному ведомству Германии, получали уникальный номер SdKfz (от Sonderkraftzeug - машина специального назначения), который не менялся в зависимости от версии или модификации. Таким образом, все 12 версий танка PzKpfw III обозначались как SdKfz141. Число менялось, лишь когда выпускалась машина нового типа.

Три последних немецких танка Второй мировой войны получили также имена - "Тигр", "Пантера" и "Тигр II". Таким образом, полное название танка звучало, как PzKpfw V "Пантера" Ausf.G. У некоторых танков обозначение менялось задним числом. Так. например. PzKpfw VI "Тигр" Ausf. Н стал называться PzKpfw VI "Тигр I" Ausf.Е.

Что касается обозначения Ausf., то оно не всегда использовалось в строгом алфавитном порядке, и не использовались все буквы алфавита. Например, относительно "Пантеры" существовало несколько вариантов применения обозначения Ausf. Построенные варианты "Пантеры" - Ausf. В и С - не были приняты на вооружение.
Вариант Ausf.D стал первым, запущенным в серийное производство,
вариант Ausf.А - вторым,
вариант Ausf.G - последним.

Существовали также подварианты, которые обозначались арабскими цифрами, например PzKpfw IV Ausf. F2.
Танки одного типа, но вооруженные разными орудиями, различались по типу основного вооружения. Для обозначения машин использовались любые уникальные подиндексы.

Начиная с 1938 года опытные образцы и экспериментальные танки сначала обозначались аббревиатурой VK (Vollkettenkraftfahrzeug - гусеничная машина), за которой следовало число из четырех цифр, первые две из которых означали вес машины в тоннах, вторые две использовались для отличия одного прототипа от другого. Когда два производителя присваивали своим машинам идентичные обозначения, то для их различения использовались однобуквенные индексы в скобках, обозначающие название фирмы-производителя, например, танк фирмы "Хеншель" обозначался VK 3001 (Н) (Henschel).
Начиная с 1943 года экспериментальные танки получили простое обозначение "Е" (Entwiklungstyp - экспериментальный), за которым следовал вес машины.


Номенклатура бронетехники

Танк "Пантера". История создания

Одним из самых больших потрясений, испытанных немецкими бронетанковыми войсками за всю историю Второй мировой войны, стала, без сомнения, первая встреча с русским танком Т-34 . В своих мемуарах "Воспоминания солдата" Гейнц Гудериан рассказывает, как в октябре 1941 года под Мценском "большое количество русских Т-34 были брошены в бой и вызвали тяжелые потери среди немецких танков ". Далее Гудериан признает, что если до этого момента немцы считали свои танки намного превосходящими любую бронетехнику противника, то с появлением у русских Т-34, ситуация совершенно изменилась. Причем, по мнению Гудериана, если бы высшее командование не столь кичилось своим несомненным преимуществом, немцам удалось бы избежать горечи разочарования. Эта мысль подтверждается приведенном в воспоминаниях рассказом о том, как в апреле 1941 года по личному приглашению Гитлера советская делегация посетила немецкие танкостроительные заводы и танковые школы. Гудериан откровенно рассказывает, что русские неоднократно давали понять, что немцы водят их за нос, скрывая свои новейшие конструкции танков, которые Гитлер лично распорядился им показать. Они не могли поверить, что PzKpfw IV на самом деле являлся на тот момент самым лучшим и самым тяжелым немецким танком. Такой скептицизм заставил многих, в том числе и самого Гудериана, сделать вывод о наличии у русских более тяжелых и современных танков, чем те, которыми на тот момент располагал третий рейх.

Однако победоносное начало операции "Барбаросса", когда немцам удалось с легкостью сокрушить русские бронетанковые силы, развеяло эти подозрения. Вот почему встреча с Т-34 стала настоящим шоком. Ситуация усугублялась необходимостью принимать ответные меры в крайне сжатые сроки. В своем рапорте на имя командующего группой армий, Гудериан потребовал как можно скорее прислать на фронт специальную комиссию, чтобы обсудить проблему на месте. 20 ноября 1941 г. комиссия, в которую вошли представители от Управления вооружения сухопутных войск и министерства вооружения, а также ведущие конструкторы танков Ф.Порше и доктор Адерс и представители крупнейших танкостроительных фирм, прибыла во 2-ю танковую армию. Члены комиссии не только осмотрели подбитые танки, но и поговорили с солдатами и офицерами танковых частей, непосредственно принимавших участие в противоборстве с "тридцатьчетверками". Любопытно, что мнения военных и конструкторов оказались диаметрально противоположными. Офицеры-фронтовики единодушно предложили скопировать Т-34 и немедленно начать выпуск точно таких же танков в Германии, однако конструкторы и производители восприняли подобное предложение в штыки. Танк VK 3002 фирмы "Даимлер-Бенц" внешне сильно напоминал Т-34, и это стало основной причиной отказа от предложенного проекта.

Главное возражение сводилось к тому, что в боевых условиях солдаты будут путать его с Т-34. Значительно более многообещающим был проект фирмы "MAN". Ее танк VK 3002 имел также больший запас хода, чем конкурентная машина фирмы "Даймлер-Бенц". 3 февраля 1942 года фирма "MAN" получила рекомендацию завершить строительство прототипа в течение семнадцати недель, что и было сделано. Испытания прототипа проводились на полигоне 2-го танкового полка в Берке. Описывая этот конфликт в своих мемуарах, Гудериан всецело становится на сторону производителей. Он утверждает, что конструкторами двигало не "отвращение к подражанию", но ясное представление технической невыполнимости поставленной военными задачи. В частности, в качестве силовой остановки у Т-34 использовался не карбюраторный двигатель,как у всех немецких танков, а алюминиевый дизельный мотор. Однако дефицит цветных металлов в Германии делал производство таких моторов невозможным. Кроме того, немецкая легированная сталь, качество которой неуклонно снижалось по причине отсутствия сырья, значительно уступала русской.

В результате было принято компромиссное решение: во-первых, начать производство уже разработанной ранее конструкции танка "Тигр" весом почти 60 тонн, а во-вторых. сконструировать более легкий тип танка весом около 35 тонн, который должен был стать прототипом будущей "Пантеры".

25 ноября 1941 г. Управление вооружения сухопутных войск дало фирмам "Даймлер-Бенц АГ" и "МАN" задание на проектирование нового среднего танка. Условия тактико-технического задания были следующими: ширина до 3150-мм, высота - 2990-мм, минимальная толщина лобовой брони - 60-мм, борта и корма - по 40-мм; форма корпуса рациональная, заимствованная у Т-34; двигатель мощностью 650-700 л.с.; максимальная скорость - 55 км/ч, крейсерская скорость - 45 км/ч. Проекту дали общее название VK 3002 (собственно VK 3001, был создан в октябре 1941 года, и представлял собой логическое развитие проекта варианта штурмового танка, разработанного еще в 1937 году. Несмотря на то,что проект VK 3001 имел немало общего с будущими "Пантерами", самое большое влияние он оказал на создание "Тигров".

Фирма "Даймлер-Бенц АГ" представила проект VK 3002 (DB), который весил 34 тонны и внешне очень сильно напоминал Т-34. В отличие от всех немецких танков проект "Даймлер-Бенц АГ" имел заднее расположение моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колес, в качестве силовой установки использовался дизельный двигатель "Даймлер-Бенц" MB507, а в ходовой части опорные катки большого диаметра собирались попарно в тележки и подвешивались в шахматном порядке на листовых рессорах. Вооружать новый танк предполагалось 75-мм пушкой с длиной ствола 48 калибров.

35-тонный проект фирмы "МАN", VK 3002 (MAN), созданный под руководством инженера Пауля Вибике, был гораздо более похож на традиционные немецкие боевые машины. Силуэт танка был несколько шире и выше, чем у T-34, корпус имел наклонные бронелисты, а просторная башня несколько смещалась назад, для того чтобы установить длинноствольное (70 калибров) 75-мм орудие. В кормовой части устанавливался карбюраторный двигатель "Майбах" HL210, механик-водитель и стрелок из пулемета располагались в переднем отсеке. Опорные катки также располагались в шахматном порядке, но имели индивидуальную торсионную подвеску.

Прототип VK 3002 (MAN) на демонстрации 1942 год

Процесс создания нового танка не мог обойтись без вмешательства Гитлера. Вначале фюреру приглянулся проект "Даймлер-Бенц АГ" с тем, однако, условием, что разработчики заменят танковое орудие на более мощное. Фирма уже получила заказ на создание 200 усовершенствованных боевых машин типа VK 3002 (DB), когда в дело вмешалось Управление вооружения сухопутных войск. Как выяснилось, высокопоставленные чины управления отнеслись к проекту "Даймлер-Бенц АГ" весьма скептически. Во-первых, их смущал силуэт, так сильно напоминающий T-34, что в боевых условиях танки легко можно было бы перепутать. Во-вторых, как уже говорилось, оснащение танка дизельным двигателем создавало множество дополнительных проблем. В итоге мнение представителей заказчика стало склоняться к проекту фирмы "MAN". Оставалось лишь убедить Гитлера изменить точку зрения. Самое большое влияние на фюрера произвел тот довод, что в маленькой башне танка VK 3002 (DB) будет невозможно установить требуемое мощное орудие. Отныне проект "Даймлер-Бенц" был окончательно похоронен.

Управление вооружения сухопутных войск рекомендует фирме "МАN", как можно скорее изготовить прототип своего танка из броневой стали. Уже в сентябре 1942 г. прототип V-1 был отправлен на испытательный полигон под Нюрнбергом. Второй прототип V-2 испытывался на танкодроме в Куммерсдорфе. Испытания проводились под руководством главного инженера Г.Книпкампфа, который лично принимал участие в разработке ходовой части проекта "МАN". Книпкампф был одной из ключевых фигур в развитии немецкого танкостроения в предвоенный период и в годы Второй Мировой войны.

Танки "Пантера" в музеях стран мира
Panther Ausf. A Befehlspanzer -
Munster Panzer Museum (Germany)
Panther Ausf. A -
Saumur Tank Museum (France)
Panther Ausf. A -
Saumur Tank Museum (France)
Нажмите на фотографию танка, чтобы увеличить

В результате прототип "МАN" был утвержден для запуска в серийное производство и получил обозначение PzKpfw V "Пантера" (SdKfz171).Первоначально предполагалось производить по 250 боевых машин нового типа в месяц,но уже в конце 1942 г. эта цифра была увеличена до 600. Поскольку ресурсы фирмы "MAN" были явно недостаточны, чтобы обеспечить такие объемы производства, к выпуску "Пантер" пришлось подключить и "Даймлер-Бенц АГ". Спустя еще какое-то время серийным производством "Пантер" стали заниматься еще два промышленных гиганта - Ганноверский "МNH" и "Хеншель и сын АГ" (Кассель) и позднее "DEMAG", а также множество более мелких фирм, выполнявших отдельные заказы головных производителей.

Объем выпуска танка "Пантера"

Версия Ausf. D
Месяц "МАN" "Даймлер-
Бенц"
"Хеншель" "МNН"
Январь 1943 г. 4 0 -
Февраль 1943 г. 11 6 0 1
Март 1943 г. 25 14 10 19
Апрель 1943 г. 0 19 26 39
Май 1943 г. 68 60 25 41
Июнь 1943 г. 31 40 25 36
Июль 1943 г. 58 65 19 48
Август 1943 г. 38 26 15 36
Сентябрь 1943 г. 7 20 10 -
Итого 242 250 130 220
Всего всеми фирмами 842

Версия Ausf. A
Месяц "МАN" "Даймлер-
Бенц"
"МNН" "Демаг"
Август 1943 г. - - 3 0
Сентябрь 1943 г. 46 50 45 (8)
Октябрь 1943 г. 104 90 50 (13)
Ноябрь 1943 г. 76 71 75 (10)
Декабрь 1943 г. 114 82 60 (11)
Январь 1944 г. 105 90 75 (8)
Февраль 1944 г. 106 70 90 -
Март 1944 г. 94 85 90 -
Апрель 1944 г. - 105 100 -
Май 1944 г. - 32 111 -
Июнь 1944 г. - - 120 -
Июль 1944 г. - - 11 -
Итого 645 675 830 50
Всего всеми фирмами 2200

Версия Ausf. G
Месяц "МАN" "Даймлер-
Бенц"
"МNН"
Март 1944 г. 2 - -
Апрель 1944 г. 105 - -
Май 1944 г. 125 78 -
Июнь 1944 г. 130 120 -
Июль 1944 г. 135 125 108
Август 1944 г. 155 70 131
Сентябрь 1944 г. 140 80 120
Октябрь 1944 г. 78 100 96
Ноябрь 1944 г. 103 115 100
Декабрь 1944 г. 100 105 80
Январь 1945 г. 20 109 80
Февраль 1945 г. 22 41 65
Март 1945 г. 8 32 26
Апрель 1945 г. 20 29 -
Итого 1143 1004 806
Итого всеми фирмами 2953

Данные по фирме "Демаг" рассчитаны на основе материалов Министерства вооружений. Бухгалтерия "Демага" была утеряна во время войны.

В середине июля 1941 г фирма "Рейнметалл-Борзинг" получила заказ на разработку и создание танкового орудия, способного пробить 140-мм броню с расстояния 1000 м, и попутно подготовить проект башни, приспособленной для оснащения такой пушкой. К началу 1942 г. был создан прототип 75-мм пушки KwK L/60, однако на поведенных испытаниях орудие не достигло требуемой бpoнепробиваемости, поэтому "Рейнметалл - Борзинг"получил категоричный приказ до июня 1942 г. довести длину ствола до 70 калибров. Заказ был выполнен в срок, и на сей раз орудие полностью удовлетворило заказчика. 75-мм танковая пушка KwK42 была запущена в серийное производство. Первоначально она снабжалась однокамерным дульным тормозом, который впоследствии был заменен двухкамерным. Это было, без преувеличения, мощнейшее орудие, наводившее ужас на танковые силы и пехоту союзников.

Главные соперники танков "Пантера"

"ШЕРМАН"
М4
Т-34/76А "КРОМВЕЛЛ"
МКV
Экипаж 5 человек 4 человека 5 человек
Длина корпуса 5.85 м 6.1 м 6.24 м
Длина с орудием 5.85 м 6.1 м 6.4 м
Ширина 2.62 м 3.0 м 3.05 м
Высота (до люка) 2.74 м 2.45 м 2,46 м
Вес 30.25 т 26.5 т 27.9 т
Удельное
давление
на грунт (кг/см 2)
1.1 0.64 0.95
Глубина
преодолеваемого
брода
1.0 м 1.1 м 0.9/1.22 м
Макс. крутизна
преодолеваемого
склона
60 % 70 % 47 %
Макс. ширина
преодолеваемого
рва
2.3 м 3.0 м 2.3 м
Максимальная
преодолеваемая
вертикальная
стенка
0.6 м 0.9 м 0.9 м
Тип
подвески
Тележки с
цилиндри
ческими
пружинами
Кристи/
спиральная
пружина
Кристи/
спиральная
пружина
Силовой
агрегат
Радиальный
карбюра
торный
R-975-С1
12-цилиндровый
дизельный
V-2-34
12-цилиндр.
бензиновый
двигатель
R-R "Метеор"
Мощность 400 л. c. 500 л. с 600 л. с.
Коэффициент
мощность/вес
13.2 л. с/т 19 л. с./т 21.5 л. с/т
Объем двигателя 15 900 см 3 38 900 см 3 26 900 см 3
Запас топлива 660 л 420 л 525 л
Запас хода
по шоссе
160 км 450 км 280 м
Запас хода по
бездорожью
- 260 км
Максимальная
скорость
35 км/ч 47 км/ч 62 км/ч
Тип управления регера
тивный с
одним
радиусом
Сцепление Регера
тивный
Радиус поворота 9,5 м 3,8 м На месте
Основное
вооружение
75-мм
пушка МЗ
со стволом
длиной
40 калибров
76,2-мм
пушка
обр. 1938 г.
состволом
длиной 30.5
калибров
75-мм пушка
Мк V
со стволом
длиной
36,5 калибров
Дополни
тельное
вооружение
Два 7,62-мм
пулемета
М1919
Два 7,62-мм
пулемета ДТ
Два 7,92-мм
пулемета
ВЕSА
Боекомплект
основного
вооружения
97
выстрела
80
выстрелов
64
выстрела
Боекомплект
дополнительного
вооружения
4750
патронов
2400
патронов
4952
патрона
Броня Литая/
катаная,
сварная
Катаная
сварная
Катаная
сварная/
клепаная
Лоб корпуса 50.8 мм 45 мм 63 мм
Борт корпуса 50.8 мм 45 мм 32 мм
Тыл корпуса 50.8 мм 40 мм 32 мм
Крыша корпуса 19 мм 20 мм 20 мм
Днище корпуса 19 мм 15 мм 14 мм
Лоб башни 76.2 мм 45 мм 76 мм
Маска пушки 90 мм - -
Борта башни 76.2 мм 45 мм 63 мм
Тыл башни 76.2 мм 40 мм 57 мм
Крыша башни 25.4 мм 15 мм 20 мм
Система
поворота
башни
Гидравл./
вручную
Электрич./
вручную
Гидравл. /
вручную
Угол
вертикального
обстрела
(в градусах)
От +25
до -10
От +30
до -3
От +20
до -12,5
Гироста-
билизатор
Угол
возвышения
Нет Нет

Спойлер: Таблица сравнения ТТХ танков

Так началось производство танка, который многие эксперты и специалисты считают лучшей боевой машиной второй мировой войны. Всего было выпущено более 6000 "Пантер", быстро завоевавших славу самых простых в производстве немецких танков. В самом деле, на создание двух "Пантер" требовалось столько же времени, как и на производство одного "Тигра". Серийное производство началось с выпуска фирмой "МAN" 20 машин, получивших обозначение PzKpfw V Ausf.А (впоследствии они получат новое наименование).

Взгляд на маркировку танков "Пантера" Ausf. D и Ausf. А

Все германские танки, предшествовавшие "Пантере", получали буквенные обозначения модификаций в алфавитном порядке, А, В, С и т.д. Данный факт нередко приводит к спекуляциям на тему обозначений модификаций танка "Пантера", встречаются утверждения, согласно которым первая серийная модель "Пантеры" Ausf.D якобы изначально обозначалась Ausf.А. Однако, ни один документ подобного рода гипотезы не подтверждает. Наоборот, сохранившиеся документы свидетельствуют, что в начале марта 1942 г. предписывалось обозначать модификации по начальным буквам фирм-производителей: Pz.Kpfw. VI Ausf.Н (от Henschel) и Ausf. Р (Porche). Согласно данной логике, первый серийный вариант "Пантеры" должен был бы обозначаться как Ausf.М (MAN), но никак не Ausf.D (Daimler-Benz).

Несколько сохранившихся чертежей промаркированы как Ausf.А, получается - действительно модель Ausf.D изначально обозначалась Ausf.А. Эти чертежи были перечерчены на фирме "MAN" в июле 1943 г. как общие виды танка "Пантера" Ausf.А. Скорее всего, чертежник просто перерисовал старые чертежи (примерно середины 1942 г.), добавив в них некоторые новые детали, а кое-чего важного и не исправив. Эти чертежи в июле 1943 г. были промаркированы как Ausf.А.

В чертежах, маркированных, как Ausf.А, просматриваются элементы, характерные как для опытных машин (ведущие колеса, дульный тормоз, передний перископ механика-водителя), так и для серийных танков Ausf. D: фиксатор ствола в походном положении, инструмент и запасные траки, лобовая литая деталь башни, коммуникационные амбразуры и командирская башенка, также в чертежах есть элементы, никогда не встречавшиеся на серийных танках - клапаны на выхлопных патрубках для форсирования водных преград и сбрасываемые внешние топливные баки. Именно по этим чертежам, игнорируя их дату, некоторые авторы говорят о том, что танки модели Ausf.D изначально обозначались Ausf.А .

Фактически единственным отличием машины Ausf.А является установка курсового пулемета и номер 021 Gr 50250 - правильный номер для переделанной башни Ausf.А (изготовлена фирмой Рейнметалл с литой командирской башенкой, без коммуникационных амбразур и литой лобовой частью новой формы). За этой башней последовала башня 021 Gr 48950 для Ausf.D.


Спойлер: Обозначение модификаций

Танки "Пантера" PzKpfw V Ausf.В, коротко можно охарактеризовать как модификацию с коробкой передач "Майбах"-OVLAR. Поскольку эта модификация оказалась неудачной, в действующие части танки версии В так и не попали. В некоторых источниках указывается, что 20 танков Ausf.А на деле были так называемой нулевой серией. Это утверждение базируется на том факте, что танки, не имеющие никаких отличий от прототипа, не могут считаться "версией". Поскольку танки PzKpfw V А в самом деле представляли собой точные копии прототипа VK 3002, с данной точкой зрения вполне можно согласиться.

Первые "Пантеры" оснащались карбюраторным двигателем "Майбах" HL210P45 и коробкой передач ZF 7.Толщина лобовой брони составляла 60-мм. Эти машины оснащались 75-мм пушками KwK42 с однокамерным дульным тормозом L/70. С начала 1943 года в конструкцию "Пантер" вносятся некоторые изменения: например, благодаря увеличению расточенных отверстий цилиндров, объем двигателя увеличивается с 21 до 23 литров и получает обозначение "Майбах" HL250Р30. Другие изменения касались увеличения бронирования лобовой части танка (до 80-мм), а также смещения командирской башенки немного вправо (в целях упрощения производства башни).

Нажмите на фото танка "Пантера", чтобы увеличить

До сих пор неизвестно, какие танки получили (и получили ли) обозначение PzKpfw V С. Можно только предполагать, что это обозначение было зарезервировано за другими модификациями танков. Так или иначе, но первой крупносерийной версией танка "Пантера" стала Ausf.D .

Для того чтобы избежать путаницы, с февраля 1943 г. танки PzKpfw V Ausf.D стали обозначать PzKpfw V Ausf.D2, (танками PzKpfw V Ausf.D1 оказались соответственно бывшие PzKpfw V Ausf А). Танки новой модели производили все четыре крупные танкостроительных фирмы - "МАN", "Даймлер-Бенц АГ", "Хеншель и сын АГ" и МНХ. Стоимость одного серийного танка была установлена в размере 117000 рейхсмарок (для сравнения PzKpfw III стоил 96163 рейхсмарки, PzKpfw IV - 103462 RM, а PzKpfw VI "Тигр" - 250800 RM).

4 июня 1942 года министр А. Шпеер отдал распоряжение, чтобы 250 "Пантер" были готовы к 12 мая 1943 года. Первые танки версии D (D2) поступили на вооружение 51-го и 52-го танковых батальонов, 23-го и 26-го танковых полков, а также дивизий СС "Дас Райх" и "Лейб-штандарт СС Адольф Гитлер". За девять месяцев - с января но сентябрь 1943 г. германская промышленность выпустила более 600 новых машин. Однако такая спешка самым неблагоприятным образом сказалась на качестве первых крупносерийных "Пантер". Практически все они обладали низкой технической надежностью, и прежде всего это касалось трансмиссии и ходовой части. Во многом это было связано с конструкторским просчетом, предполагавшим использование для "Пантер" той же трансмиссии и рулевого управления, что и для прежних, легких, немецких танков. При этом совершенно упускалось из виду то обстоятельство, что более тяжелой машине с более мощным двигателем требуется соответствующая конструкции ходовой части. То же самое относилось и к двигателю "Майбах" HL230Р30 мощностью 700 л. с. который поначалу сильно перегревался, а нередко даже воспламенялся.

Изменения, произведенные в танках PzKpfw V Ausf.D2, затронули в основном командирскую башенку и дульный тормоз пушки KwK42, который стал двухкамерным. Толщину лобовой брони увеличили до 80-мм. Установили новую коробку передач "Майбах" АК7-200, впоследствии ее монтировали на танках "Пантера" Ausf.А и G. На танках PzKpfw V Ausf D выпуска первой половины 1943 г. устанавливалась командирская башенка со смотровыми щелями, прикрывавшимися 50-мм бронестеклом,как на тяжелых танках PzKpfw 4 Ausf.Н1. На первых "Пантерах" монтировались две 3-ствольные 90-мм пусковые установки NbK39 для дымовых гранат.

Броня танков PzKpfw V Ausf.D, выпущенных во второй половине того же 1943 г. покрывалась циммеритовой обмазкой, кроме того, на эти машины навешивались 5-мм броневые экраны - фальшборта. К особенностям танков модели D2 относятся: отсутствие шаровой установки курсового пулемета MG-34, который размещался внутри корпуса (и только для стрельбы вставлялся в специальную бойницу, закрывавшуюся бронекрышкой), наличие в левом борту башни круглого ложа для удаления стреляных гильз, а также бойниц для стрельбы из личного оружия в бортах и на корме башни. Кроме того, на этих машинах имелись сдвоенные выхлопные трубы, расположенные симметрично на кормовом бронелисте. Танки модификации D2 последних выпусков имели выхлопные трубы, прикрытые специальными пламегасителями и бронекожухами. Всего был выпущен 851 танк PzKpfw V Ausf.D1 и D2.

В марте 1943 года Гудериан, недавно назначенный генерал-инспектором бронетанковых войск, предоставил Гитлеру доклад, в котором изложил свои взгляды на перспективы развития немецких бронетанковых войск на 1943-1945 гг. Трезво оценивая реальную ситуацию, Гудериан прямо заявил, что не считает целесообразным боевое использование технически несовершенных "Пантер" вплоть до июля-августа 1943 г. За этот период, по мнению генерал-инспектора, необходимо устранить существующие технические недостатки новых танков. Однако Гитлер и слышать не хотел ни о какой отсрочке, хотя, как выяснилось впоследствии, осторожные прогнозы Гудериана оказались даже чересчур оптимистичными. Вот что записал в своем дневнике подполковник фон Грюндхерр непосредственно после первого боевого использования " Пантер" на Восточном фронте:

"...Честно говоря, я просто не могу удержаться, чтобы не сказать несколько слов об этой печальной истории, имя которой "Пантера". Все произошло именно так, как я и предполагал... Сколько людей возлагали особые надежды на применение этого нового, еще ни разу не испробованного оружия! Надо ли говорить, какое удручающее воздействие оказало на них последнее поражение. А все начиналось с приказа фюрера, с тех сверхъестественных ожиданий, которые он породил... У меня пpосто не укладывается в голове, как можно создавать мощное, современное, дорогое оружие, и одновременно снабжать его абсолютно ненужным бензиновым насосом, кучей лишних прокладок и прочей дребеденью?! У меня нет ни тени сомнения в том, что большая часть технических неполадок проистекает из-за применения негодных материалов, которые не соответствуют элементарным требованиям качества. Особого внимания заслуживает "эффективность" применения "Пантер", - язвительно замечает автор и продолжает. С расстояния 7224 м Т-34 поражал их с одного выстрела. Из 200 танков, дебютировавших под Курском, 160 вышли из строя к концу первого же дня, а еще через 9 дней в строю осталось всего 43 "Пантеры". Многие сломались уже по пути от железной дороги до линии фронта, а большой вес машин значительно затруднил буксировку..."

Впоследствии большая часть этих проблем была успешно устранена, и "Пантеры" снискали заслуженную славу лучшего боевого танка панцерваффе. В дальнейшем, в ходе дальнейшей эксплуатации "Пантер" экипажам и конструкторам приходилось зачастую сталкиваться с различными техническими проблемами. Гудериан с огромной ответственностью относился к внедрению в действующие части новых экземпляров боевой техники. Доказательством этому служат страницы его дневника. Так, 15 июня генерал-инспектор бронетанковых войск записывает: "Занимался нашими подопечными детьми - "Пантерами", у которых оказались не в порядке боковые зубчатые передачи и выявились недостатки в оптике." Все это заставляет Гудериана на следующий же день доложить об этом Гитлеру, добавив, что "Пантерам" требуется дополнительная доработка, прежде чем они с могут быть с успехом использованы на Восточном фронте



"Пантера" - безусловно один из наиболее известных тяжелых танков, принимавших участие во второй мировой войне. Катализатором создания этой непредусмотренной в системе танкового вооружения вермахта боевой машины стал советский средний танк Т-34. Его появление на Восточном фронте заставило Министерство вооружения Германии приостановить работы, которые с 1937 года вела фирма Непschel над перспективным танком 30-тонного класса. 18 июля 1941 года фирма Rheinmetall получила заказ на разработку 75-мм длинноствольной пушки, способной пробивать 140-мм броню на дистанции 1000 м. 25 ноября фирмам Daimler-Benz и MAN был, в свою очередь, выдан заказ на 35-тонный танк. Тактико-технические требования к новой боевой машине определили следующие: ширина до 3150 мм, высота- 2990 мм, двигатель мощностью 650-700 л.с., броневая защита- 40 мм, максимальная скорость движения - 55 км/ч. Задание получило условное название - "Пантера".

Танк, спроектированный фирмой Daimler-Benz, внешне сильно напоминал Т-34, но тем не менее понравился Гитлеру. С советской машины была полностью скопирована компоновка с задним расположением моторно-трансмиссионно-го отделения и ведущих колес. Восемь опорных катков большого диаметра располагались в шахматном порядке, блокировались по два и имели листовые рессоры в качестве упругого элемента подвески. Предполагалось использовать на танке дизельный двигатель Daimler-Benz MB 507. В начале февраля 1942 года началась постройка прототипа - VK 3002(DB), а четыре недели спустя Гитлер приказал министру вооружения Шпееру выдать фирме заказ на первые 200 машин. Впрочем, точка зрения фюрера не нашла понимания и поддержки в министерстве вооружения, эксперты которого не без оснований считали, что во фронтовых условиях внешнее сходство с Т-34 могло послужить причиной обстрела танка своей же артиллерией. Проект фирмы MAN, имевший традиционную немецкую компоновку с передним расположением трансмиссии и ведущих колес, казался им более предпочтительным, хотя и был значительно сложнее. Эти разногласия привели к формированию так называемой "Пантер-комиссии".

13 мая 1942 года Гитлеру доложили заключение экспертов по обоим проектам; предпочтение при этом однозначно отдавалось танку фирмы MAN. Фюрер был вынужден согласиться с мнением специалистов, но тут же выдвинул свои условия: первую машину нужно изготовить в июле, а две следующие - в августе 1942 года. Цена одного танка без вооружения составила 117 тысяч рейхсмарок (для сравнения PzIII стоил 96 163, а "Тигр"-250 800 марок).

Конструкторами PzKpfw V (название "Пантера", без упоминания армейского индекса ввели по приказу фюрера только с 27 февраля 1944 года) были главный инженер танкового отдела фирмы MAN П.Вибикке и инженер Г.Книпкамп из управления усовершенствования и испытания вооружения.

Первые два танка V1 и V2 (V - Versuch - опыт), отличавшиеся друг от друга незначительными деталями, изготовили к сентябрю 1942 года. 3 ноября одну из машин, с макетом вместо настоящей башни, продемонстрировали Шпееру на учебном полигоне в Бад Берка. В ходе испытаний выявились существенные недостатки в ходовой части. На их устранение требовалось время, а это задерживало начало серийного производства. Заказом же предусматривалось изготовить 250 танков в довольно сжатые сроки - к 12 мая 1943 года. К тому же поступило неожиданное распоряжение Гитлера вооружить "Пантеру" 75-мм пушкой с длиной ствола в 100 калибров. К счастью (для немцев, разумеется), эта пушка еще не была готова и серийному производству танка указание фюрера сильно не помешало.

Первая серийная "Пантера" покинула заводской цех фирмы MAN 11 января 1943 года. Танки "нулевой" серии (20 единиц) получили обозначение Ausf А. Они не имели ничего общего с одноименными машинами, выпускавшимися с сентября 1943 года. Характерной особенностью первых серийных "пантер" была командирская башенка с выступом на левом борту башни и однокамерный дульный тормоз пушки. Танки оснащались двигателями Maybach HL210P45 и имели лобовую броню толщиной 60 мм. Их использовали только в тылу для подготовки экипажей. С февраля 1943 года обозначение машин этой серии изменилось на Ausf D1.

До сих пор нельзя сказать точно, почему первая крупносерийная модификация "Пантеры" получила обозначение D. Возможно, буквы В и С зарезервировали для других вариантов.

Танки PzKpfw V Ausf D (у этой и последующих модификаций индекс по сквозной системе обозначений боевых машин вермахта был одинаковым - SdKfz171) незначительно отличались от прототипов и машин "нулевой" серии. Изменения затронули в основном командирскую башенку и дульный тормоз пушки - они приобрели более привычный "пантеровский" вид. Толщина лобовой брони возросла до 80 мм. На танках установили и новую коробку передач типа АК 7-200.

Следует отметить, что на машинах выпуска первой половины 1943 года командирская башенка была аналогична башенке "Тигра", позже ее заменили на новую, с семью перископическими приборами наблюдения по периметру и специальным кольцом для установки зенитного пулемета MG 34.

По бортам башни крепились мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.

Броня танков, выпущенных во втором полугодии, покрывалась "циммеритом", кроме того, они оснащались фальшбортами, изготовленными из 5-мм броневых листов.

К характерным особенностям машин серии D (официально D2) относится отсутствие шаровой установки курсового пулемета (он размещался внутри танка и только для стрельбы вставлялся в узкую вертикальную щель, закрывавшуюся откидной крышкой), а также наличие в левом борту башни круглого лючка для выброса стреляных гильз и бойниц для стрельбы из личного оружия в бортах и корме башни.

Как уже упоминалось, первую партию "пантер" планировалось изготовить к 12 мая 1943 года - дату выбрали не случайно, 15 мая должно было начаться немецкое наступление под Курском - операция "Цитадель". Однако в течение февраля и марта большую часть из 77 изготовленных танков военные не приняли, в апреле же вообще не приняли ни одного. В связи с этим сроки наступления перенесли на конец июня. К концу мая вермахт получил долгожданные 324 "пантеры", что позволило укомплектовать ими 10-ю танковую бригаду. Но возникшие проблемы с освоением танкистами сложного бинокулярного прицела TZF 12 и желание ввести в строй еще 98 танков, выпущенных в июне, заставили передвинуть дату начала наступления с 25 июня на 5 июля. Так трудности с производством и освоением в войсках первых "пантер" повлияли на сроки летнего наступления на Восточном фронте в 1943 году.

Для восполнения потерь, понесенных в боях под Курском, начиная с августа был установлен ежемесячный производственный план - 250 "пантер". Однако в августе изготовили только 120 танков - в результате бомбежек союзной авиации оказались сильно разрушенными заводы фирмы MAN в Нюрнберге и DaimIer-Benz в Берлине. Не удалось выполнить план и в сентябре (197 машин), и лишь в октябре заводские цехи покинули 257 танков!

С сентября 1943 года начался выпуск следующей модификации "Пантеры" - Ausf А. Изменений внесли не много: появилась шаровая установка курсового пулемета в лобовом листе корпуса; ликвидировали лючок для выброса стреляных гильз и бойницы для стрельбы из личного оружия в бортах башни; вместо двух фар стали устанавливать только одну - на левом крыле. Бинокулярный прицел заменили монокулярным TZF 12а. Угол возвышения танковой пушки уменьшился с 20° (у Ausf D) до 18°.

Модификацию Ausf G - самую массовую из трех (изготовлено 3740 танков) - запустили в серийное производство в марте 1944 года. Бортовые листы корпуса получили угол наклона в 61 ° (у D и А - 50°), толщина бортовой брони возросла до 50 мм, а лобовой брони башни - до 110 мм, из лобового листа корпуса был удален люк-пробка механика-водителя. Посадочные люки пулеметчика и механика-водителя приобрели другую форму. Часть танков получила маску пушки со своеобразной "юбкой" в нижней части, делавшей невозможной заклинивание башни при попадании вражеского снаряда. На три выстрела увеличился боекомплект пушки, были внесены изменения в конструкцию вентиляторов, жалюзи двигателя, выхлопных патрубков и т.д. Танки серии G планировалось оснастить опорными катками без резиновых бандажей, но полное отсутствие фотографий боевых машин с такой ходовой частью дает основания предположить, что этот проект остался на бумаге. Машину с необрезиненными катками в опытном порядке построила фирма MAN в сентябре 1944 года. Некоторые серийные "пантеры" имели одиночные необрезиненные катки на последней оси.

Проводились эксперименты по использованию на "Пантере" различных двигателей: MAN/Argus LD 220 с воздушным охлаждением и мощностью 700 л.с. (515 кВт), авиационного звездообразного BMW 132D мощностью 650 л.с. (478 кВт), дизельного Daimler-Benz MB 507 мощностью 850 л.с. (625 кВт).

Испытывались и новые варианты трансмиссий - гидростатическая и гидродинамическая, оборудование подводного вождения и опорные катки с внутренней амортизацией. Однако применения на серийных машинах все эти новшества не нашли. Остался нереализованным и огнеметный вариант "Пантеры".

После прекращения работ над разведывательным танком VK 1602 "Леопард" фирмы Krupp и Rheinmetall приступили к проектированию варианта "Пантеры" того же назначения. Предполагалось оснастить машину новой башней с 50-мм пушкой KwK 39 L/60. Этот проект не приняли, так как вооружение его было признано недостаточным, а в разведывательных целях использовались линейные танки.

Немецкий средний танк PzKpfw V «Пантера» за время своего использования сумел из сложного и ненадежного превратиться в один из лучших Второй мировой войны. Он объединил в себе отличную подвижность , огневую мощь и броню, держа в страхе вражеских танкистов до самого конца войны.

Её пушка 7,5 cm KwK 42 вызывала страх и уважение у врагов, которых с легкостью поражала с недосягаемых расстояний. Некоторые источники и вовсе считают «Пантеру» лучшим танком войны, который превосходит советский Т-34 , в ответ на который она и создавалась.

До 1941 года немецкая бронетехника не имела конкурентов, лишь внезапное появление Т-34 революционной конструкции в июле этого года заставило задуматься о новых танках. Это не было случайностью, поскольку Т-34 обладал отличной подвижностью благодаря широким гусеницам, хорошей и часто рикошетящей броней благодаря большим углам наклона и мощным 76.2 миллиметровым орудием. Совместно с тяжёлыми КВ они буквально перевернули танковые сражения в пользу СССР, демонстрируя полное превосходство над ПЗ-3 и ПЗ-4.

После захвата нескольких трофейных Т-34 в ноябре 1941 года, немецким инженерам была поставлена задача создать ещё более сильную машину.

Разработка

Был объявлен конкурс, в котором приняли участие Хеншель и Порше . Требовалось создать 30-35 тонный танк с наклонной броней толщиной 40-60 мм везде, где возможно, пушкой 7,5 cm KwK 42 и скоростью около 55 км/час.

Комиссии представили 2 машины, VK3001 (H) и VK3001 (P), но ни одна из них не оказалась принятой. Прототип Хеншеля позже превратился в VK4501, ставшего в итоге известным как PzKpfw VI Tiger.

Позже в конкурсе приняли участие МАН и Даймлер-Бенц. За вооружение отвечал Rheinmetall. Опытный образец VK3002 (DB) оказался очень похож на Т-34, дизельным двигателем, его задним расположением, наклонной со всех сторон броней и силуэтом. Поначалу он очень понравился Гитлеру и был сделан заказ на 200 машин, но позже комиссия отметила его недостатки вроде дизельного двигателя, требующего дефицитного топлива, большого вылета ствола и худшей подвижности чем у прототипа МАН. Также был риск дружественного огня в бою из-за схожести с советским Т-34.

Поэтому именно прототип МАН пошел в производство, став в итоге знаменитым средним танком «Пантера». Он был не копией Т-34, а переосмыслением его конструкции. Лоб получил прочную бронеплиту под наклоном, ходовая с шахматным расположением больших колес имела широкие гусеницы и обеспечивала плавный ход, а 75 миллиметровое орудие было способно уничтожать любую вражескую технику с дистанции более 2 км, известен случай поражения Т-34 с расстояния 3 км. При всем этом, компоновка осталась верна немецкой школе танкостроения, имея переднее расположение трансмиссии, подвеску Книспеля и бензиновый двигатель.

Создание

Первые образцы были заказаны 15 мая 1942 года под обозначением PzKpfW V (Panzerkampfwagen V) и "SdKfz 171" в ведомственной сквозной системе обозначений военной техники.

Несмотря на только лишь 2 образца, представленных для испытаний в конце 1942 года, уже в ноябре было начато серийное производство, а к маю 1943 года было запланировано поставить в армию 250 штук. Такая спешка была вызвана желанием Гитлера применить новину в запланированной на июнь наступательной операции под кодовым названием "Цитадель", известной сейчас как Курская битва. Она вызвала нехватку времени на проверку и доработку нового танка, что привело к многочисленным поломкам и неожиданностям. К производству помимо МАН были подключены Даймлер-Бенц, Хеншель и Демаг.

Практически сразу произошли некоторые изменения оригинального проекта. Толщина брони увеличилась с 60 мм до 80 мм, увеличив вес до 43 тонн. Трансмиссия и двигатель рассчитывались на первоначальные 35 тонн, поэтому их надежность серьезно пострадала.

На конвейере

Изначального немцы планировали выпускать 600 машин в месяц, но такого количества ни разу не удалось достичь. Самым результативным оказался июль 1944 года, в котором было сдано заказчику лишь 400. За все время производство было создано 5976 единиц, из них в 1943 году - 1768, в 1944 году - 3749, в 1945 году - 459. Таким образом, «Пантера» стала вторым по численности танком Третьего рейха, уступив по объёмам выпуска лишь PzKpfw IV.

К маю 1943 года получилось сделать лишь 200 вместо запланированных 250 единиц, а вот советские войска постоянно получали в свое распоряжение все больше простых и дешевых в производстве Т-34, которые легко доставлялись к линии фронта благодаря небольшим размерам и весу. Тигры и «Пантеры» обладали небольшой дальностью хода, а доставка по железной дороге затруднялась весом и необходимостью снимать с Тигра внешний ряд катков.

Боевой дебют

Первая версия Ausf. D отнюдь не привела в восторг немцев, понеся большие потери в Курской битве из-за многочисленных отказов коробки передач и ходовой. А многочисленные Т-34 спокойно заходили с выгодных сторон и расстреливали «Пантер» в тонкую бортовую броню. Однако лобовая броня и пушка доказали свое преимущество. Советские 57 миллиметровые орудия были не в состоянии пробить её, а 76 миллиметровые орудия имели шансы сделать это лишь при очень точном попадании в слабые места и с небольших дистанций.

Зато немецкая 7,5 cm KwK 42 показало себя превосходно, особенно в комплекте с качественной оптикой. Такой тандем легко поражал советские танки с больших дистанций, не обращая внимания на их наклонную броню и хорошую подвижность.

Можно сказать, что боевой дебют получился неоднозначным. С одной стороны, было большие потери из-за ненадежности танка и численного превосходства противника, с другой стороны, она показала, что способна с легкостью расправляться с Т-34 и КВ при правильном применении. Из 200 «Пантер» после Курской битвы лишь 43 остались в боеспособном состоянии. Всего было произведено 842 единицы Ausf. D - первой модификации, которая приняла участие в этом сражении.

Экипаж

Экипаж состоял из водителя и радиста сидящих в корпусе, заряжающего, наводчика и командира в башне. Радист находился в справа спереди, имел доступ к пулемету и отвечал за связь. Этого очень не хватало советским танкам. Наводчик сидел впереди башни и имел электроспуск главного орудия с резервным ручным. Так же с помощью педали он мог управлять спаренным с пушкой пулеметом. Заряжающий сидел в правой части башни, боеприпасы располагались на специальных горизонтальных стойках по бокам корпуса и в вертикальных в башне. Командир сидел чуть сзади, на специальной платформе, поднимающейся на марше.

У водителя с радистом были свои плоские люки, наводчик с командиром пользовались одним люком, а заряжающий имел свой в задней стенке башни.

Корпус и башня

»Пантера» имела верхнюю лобовую деталь толщиной 80 мм под углом 57° , нижнюю лобовую деталь толщиной 60 мм под углом 53°. Сверху бортовые листы корпуса имели толщину 40 мм под углом 42°, на поздних модификациях толщину увеличили до 50 мм, нижние устанавливались вертикально и имели толщину 40 мм. Кормовой лист толщиной 40 мм находился под углом 30°. На днище корпуса находились технологические люки для обслуживания элементов ходовой и трансмиссии.

Башня приводилась в движение гидроприводом и аварийным ручным приводом. Толщина маски орудия составляла 100 мм, толщина боков и задней части башни 45 мм под углом 25°. Крыша имела всего 17 мм, но уже на Ausf. G её довели до 30 мм.

Двигатель и ходовая

Дизельный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 210 мощностью 650 л.с. был установлен на первые 250 машин, но позже появился Maybach HL 230 P30 V12, который устанавливался на все модификации и развивал 700 л.с. при 3000 об/мин. Тяговооруженность была около 15.6 л.с./т., позволяла разгонять машину до 46 км/ч по шоссе и 24 км/ч по бездорожью. Запас хода всегда оставался слабой стороной и достигал всего 170 км по ровной поверхности и 89 км по бездорожью.

Коробка передач АК 7-200 имела 7 передач переднего хода и 1 заднего, механизм поворота состоял из 2 планетарных редукторов и был жестко соединен с ней. Это облегчала сборку и настройку, но сильно затрудняло обслуживание в полевых условиях.

Ходовая часть состояла из 8 сдвоенных опорных катков большого диаметра, расположенных в шахматном порядке и крепящихся к корпусу с помощью торсионной подвески. Ведущие колеса были расположены спереди.

Вооружение

Главное орудие, наводившее страх на противников, 7,5 cm KwK 42 заряжалось вручную и имело электроспуск, требуя полной остановки танка для стрельбы. Ствол пушки имел длину 70 калибров - 5250 мм, вместе с дульным тормозом - 5535 мм. Вес был 1000 кг,а вместе с маской достигал 2650 кг. В башне располагался короб гильзоулавливателя, а ниже, под сидением наводчика, находился воздушный компрессор, продувающий ствол пушки после каждого выстрела.

С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG 34, а курсовой находился в лобовом листе корпуса, сначала в бугельной, а позже в шаровой установке.

Так же к бортам башни крепились 90 мм мортиры Nbk 39 для стрельбы дымовыми или осколочно-фугасными гранатами.

Боекомплект основного орудия включал в себя бронебойные снаряды Pzgr. 39/42, подкалиберные Pzgr. 40/42 и осколочно-фугасные Sprgr. 42. и состоял из всего 79 выстрелов у Ausf D и Ausf А и 82 выстрелов у Ausf G. Боекомплект пулеметов составлял 5100 патронов для Ausf D и Ausf А и 4800 патронов для Ausf G.

Модификации

Ausf. A.

С осени 1943 года начался выпуск модификации Ausf. A., которая получила новую башню, такую же как на поздних модификациях Ausf. D2. В ней были убраны лючки для связи с пехоты и амбразуры для стрельбы из пистолетов. Командирская башенка была аналогична башенке Тигра. Был установлен прицел TZF-12А, а бугельная установка курсового пулемета в корпусе заменена на шаровую. Несколько Ausf. A в опытном порядке получили инфракрасные приборы ночного видения.

Ausf. G

В марте 1944 года стала производиться самая массовая модификация. Она имела более простой и технологичный корпус, без люка механика-водителя и с бортами толщиной 50 мм, правда с уменьшенным до 30° углом наклона. Позже была изменена маска орудия для того, чтобы рикошетящие снаряды не попадали в крышку корпуса, пробивая её. Боекомплект основного орудия увеличили до 82 снарядов.

Ausf. F

С осени 1944 года планировалось начать производство новой модификации Ausf. F, на которой толщину верхней лобовой детали довели до 120 мм, а бортов до 60 мм и установили новую башню Schmalturm 605. Разработанная фирмой Даймлер-Бенц башня имела чуть меньшие размеры по сравнению с прежней и увеличенное до 120 мм под углом 20° спереди, 60 мм под углом 25°, 150 мм в маске пушки бронирование. К концу войны не было произведено ни одного экземпляра этой модификации.

Другие машины

На базе «Пантеры» было создано несколько машин. Например, один из лучших истребителей танков Второй мировой войны, «Ягдпантера». Она имела орудие 8,8 cm Pak 43/3 L70 и с легкостью уничтожала любых противников.

Bergepanther (Sd.Kfz. 179) это бронированная ремонтно-эвакуационная машина, имеющая лебедку, стрелу и платформу на корпусе вместо башни. Как и «Пантера», БРЭ заслужила высокие оценки.

Так же еще были проекты наблюдательных машин, самоходных артиллерийских установок и зенитных установок, но все они остались лишь на бумаге, либо были произведены в единичных экземплярах.

Под конец войны разрабатывалась Е-серия танков, которые должны были быть максимально унифицированы друг с другом. Е-50 должен был стать наследником «Пантеры».

Эпилог

Механические проблемы и некоторые недоработки в конструкции не были исправлены за все время производства.

Отличная броня защищала лишь спереди, а по бокам её очень не хватало. Огонь из главного орудия требовал остановки. Дальность действия была сильно ограничена, как и общий ресурс, а подвеска с шахматным расположением колес доставляла множество неудобств при низкой температуре.

Несмотря на это, «Пантера» была лучшим танком Германии, чей вклад был заметен на протяжении всей войны. Даже потом он стоял на вооружении Чехословакии, Венгрии и Франции.

«Пантера» была очень грозным танком, в меру быстрым, в меру защищенным, отлично вооруженным, ей даже была присуща грация, как настоящей хищной кошке. Но, как и в случае с Тигром, поспешное производство, проблемы с ресурсами и не всегда правильное применение не позволили показать себя в полную силу. Хорошая подвижность не спасала от расхода топлива и постоянных поломок, прочная лобовая броня не спасала от выстрелов с других сторон, а мощное и точное орудие не могло справиться с несколькими врагами одновременно.

Легко выигрываемые дуэли против советских и американских танков почти не влияли на общую картину, в которой сражались армии, а не отдельные люди или машины. Да и не все принятые конструкторские решения оказались правильными. «Пантера» оказалась слишком высокой, тяжелой, сложной и не надежной для массовой машины, какой должна была стать.

«Пантера» весьма противоречива из-за своих достоинств и преимуществ. Немецкие инженеры планировали установить новое, более мощное орудие, усилить броню, выпустить «Пантеру-2» и Е-50 позже, но всего этого не случилось. Поэтому остается сказать, что танк получился сильным и опасным противником, одним из самых удачных у немцев, но традиционные минусы немецкого танскостроения никуда не исчезли, сделав «Пантеру» лишь хорошей машиной, но не более.

Немцы начали войну с СССР, когда у Вермахта еще не было на вооружении средне-тяжелого танка "Пантера". Производство этой боевой машины было развернуто в Германии только к концу 1941 года. Выпускался танк "Пантера" массовой серией, на заводах Круппа в 1942-43 году. Всего было выпущено около 6 тысяч единиц. Как только производство "Пантеры" вышло на запланированный уровень, эти танки стали появляться на всех европейских фронтах. В 1943 года в битве на участвовали двести танков "Пантера", не считая эвакуационных и командирских машин.

Осенью 1941 года немцы поняли, насколько для них опасен танк Т-34 они забили тревогу и приостановили выпуск танка, массово сходившего с конвейера. В течение четырех месяцев "Пантеру" усовершенствовали и таким образом был разработан практически новый 35-тонный танк с тем же именем. Его и запустили в серию. Танк "Пантера" создавался в противовес танку Т-34. Немецкие конструкторы кое в чем даже скопировали советский Т-34, моторный отсек и главные линии трансмиссии. Но сходство на этом заканчивалось. К тому же работали на бензине, а советские на дизельном топливе.

В полном боевом снаряжении танк "Пантера" весил 45 тонн, это была слишком тяжелая машина, но уменьшать ее вес можно было только за счет брони, а на это не решились. Всем бронелистам башни придали наклон, для лучшего отражения снарядов прямого попадания. Длина танка составила 6860 мм, ширина 3280 мм, высота 2990 и расстояние от земли до корпуса, то есть клиренс - 565 мм. Пушка была почти двухметровой длины. Боекомплект орудия состоял из 81 бронебойного снаряда, что позволяло вести достаточно продолжительный бой. Кроме пушки танк "Пантера" был вооружен двумя пулеметами.

Силовая установка танка состояла из 12-ти цилиндрового 700-сильного бензинового двигателя, с которым "Пантера" шла по шоссе со скоростью около шестидесяти км/час. Защита машины была скомпонована из фасонной катаной брони с состоял из брони 40 мм, а лобовая часть была толщиной 60 мм. Башня в бортах несла броню сечением 45 мм, а лоб башни и маска орудия - 110 мм. Пантеры выдерживала вес, и маневренность машины была на достаточно хорошем уровне. Однако экипажу из 5 человек приходилось мириться с теснотой в боевом отсеке.

В начале 1943 года Вермахтом было принято решение модернизировать "Пантеру" с учетом условий Восточного фронта. Появился танк "Пантера 2", переработка коснулась в основном защиты башни, для которой была значительно усилена броня. Лобовая броня стала толщиной 125 мм, а пушечная маска получила броню толщиной 150 мм. "Пантера 2" стала весить 47 тонн. Увеличение веса компенсировали новой силовой установкой, на танк установили двигатель Майбах мощностью 900 л.с. и восьмиступенчатую трансмиссию с гидравликой.

Заменили и орудие, была установлена 88 мм КВК, более скорострельная и обладающая высокой бронебойной силой. Также машину оснастили приборами ночного видения и телескопическим дальномером. Компания Рейнметалл предложила установить на танк систему ПВО с зенитным обеспечением. Но на этом этапе разработка нового танка "Пантера 2" остановилась по причине сложной обстановки для немецкого командования на всех фронтах. Хотя немецкий танк "Пантера" в его первоначальном виде продолжали выпускать вплоть до окончания войны.

Немецкий средний танк периода Второй мировой войны. Данная боевая машина была создана фирмой MAN в 1941-1942 годах как основной танк Вермахта. «Пантера» была оснащена орудием меньшего калибра чем Тигр и по немецкой классификации считалась - танком со средним вооружением (или по простому- средним танком). В советской танковой классификации «Пантера» считалась тяжёлым танком, обозначали его как Т-6 или Т-VI. Тяжёлым танком она считалась и у союзников по антигитлеровской коалиции. В ведомственной сквозной системе обозначений военной техники нацистской Германии «Пантера» имела индекс Sd.Kfz. 171. Начиная с конца зимы (27 февраля) 1944 года фюрер приказал применять для наименования танка только название «Пантера».

Впервые «Пантера» применялась во время битвы на Курской дуге, потом танки данного типа активно эксплуатировались вермахтом и войсками СС на всех европейских театрах военных действий. По мнению целого ряда экспертов, «Пантера» была лучшим немецким танком Второй мировой войны и одним из лучших в мире. В то же время танк обладал целым рядом недостатков, был сложен и дорог в строительстве и эксплуатации. На основе «Пантеры» производились противотанковые самоходные артиллерийские установки «Ягдпантера» и целый ряд специальных машин для инженерных и артиллерийских частей Вермахта.

История создания

Разработки по проектированию нового среднего танка, предназначенного для замены PzKpfw III и PzKpfw IV, стартовали в 1938 году. Проект такой боевой машины массой 20 тонн, над которым трудились фирмы «Даймлер-Бенц», «Крупп» и MAN, получил обозначение VK 20.01. Создание новой машины продвигалось довольно медленно, потому что надёжные и проверенные в боях средние танки вполне отвечали требованиям немецких военных. Но, к осени 1941 года конструкция шасси была в основном проработана. Однако к этому времени ситуация изменилась.

После начала войны с Советским Союзом немецкие войска повстречались с новыми советскими танками - Т-34 и КВ. Изначально советская техника не заинтересовала немецких военных, но к осени 1941 года темпы немецкого наступления стали падать, а с фронта стала поступать информация о существенном превосходстве новых советских танков - особенно Т-34 - над машинами Вермахта. С целью изучения советских танков немецкими военными и технарями была создана спецкомиссия. В неё вошли ведущие немецкие конструкторы бронетанковой техники (в частности Ф. Порше и Г. Книпкамп). Немецкие инженеры детально изучили все достоинства и недостатки Т-34 и других советских танков, после чего приняли решение о необходимости принятия в немецком танкостроении таких новшеств, как наклонное размещение брони, ходовая часть с большими катками и широкими гусеницами. Работы над 20-тонным танком были свёрнуты, вместо этого 25 ноября 1941 года фирмам «Даймлер-Бенц» и MAN был дан заказ на создание прототипа 35-тонного танка с применением всех этих конструктивных решений. Перспективный танк получил условное обозначение «Пантера». Для определения наиболее подходящего для вермахта прототипа также была создана «Панцеркомиссия» из ряда видных военных деятелей Третьего рейха.

Весной 1942 года оба подрядчика показали свои прототипы. Опытная машина фирмы «Даймлер-Бенц» внешне сильно напоминала Т-34. В своём стремлении добиться сходства с «тридцатьчетвёркой» они предложили даже оборудовать танк дизельным двигателем, хотя большая нехватка дизельного топлива в Германии (оно в подавляющем большинстве шло на нужды подводного флота) делало данный вариант абсолютно бесперспективным. Адольф Гитлер проявлял большой интерес и склонялся к данному варианту, фирма «Даймлер-Бенц» даже получила заказ на 200 машин. Но всё же в итоге заказ был аннулирован, а предпочтение было отдано конкурирующему проекту фирмы MAN. Комиссия отметила целый ряд преимуществ проекта MAN, например более удачную подвеску, бензиновый двигатель, лучшую манёвренность, меньший вылет орудийного ствола. Также были мнения, что схожесть нового танка с Т-34 приведёт к путанице боевых машин на поле боя, а следовательно и потерям от своего же огня.

Прототип фирмы MAN был сделан целиком в духе немецкой танкостроительной школы: переднее размещение трансмиссионного отделения и заднее - моторного, индивидуальная торсионная «шахматная» подвеска конструкции инженера Г. Книпкампа. В качестве главного вооружения танк оснащался указанной фюрером 75-мм длинноствольным орудием фирмы «Рейнметалл» (Rheinmetall). Выбор в пользу небольшого калибра определялся желанием получить высокую скорострельность и большой перевозимый боезапас внутри танка. Интересно, что в проектах обеих фирм немецкие инженеры сразу же отказались от подвески типа Кристи, применявшейся в Т-34, сочтя её конструкцию негодной и устаревшей. Над созданием «Пантеры» трудилась большая группа сотрудников фирмы MAN под руководством главного инженера танкового отдела фирмы П. Вибикке. Также огромный вклад в проектирование и создание танка внёс инженер Г. Книпкамп (ходовая часть) и конструкторы фирмы «Рейнметалл» (орудие).

После выбора прототипа стартовала подготовка к быстрейшему пуску танка в серийное производство, которое стартовало в первой половине 1943 года.

Производство

Серийное производство PzKpfw V «Пантера» продолжалось с января 1943 года по апрель 1945 года включительно. Помимо фирмы-разработчика MAN «Пантеру» производили такие известные немецкие концерны и предприятия, как «Даймлер-Бенц», «Хеншель», «Демаг» и др. Всего в создании «Пантеры» учавствовало 136 смежников, распределение поставщиков по узлам и агрегатам танка было таким:

Бронекорпуса - 6;
-двигатели - 2;
-коробки перемены передач - 3;
-гусеницы - 4;
-башни - 5;
-вооружение - 1;
-оптика - 1;
-стальное литьё - 14;
-поковки - 15;
-крепёж, прочие узлы и агрегаты - остальные предприятия.
Кооперация в создании «Пантеры» была очень сложной и довольно развитой. Поставки важнейших узлов и агрегатов танка дублировались, делалось это для того, чтобы избежать перебоев в снабжении при разных нештатных ситуациях. Это оказалось очень полезным, поскольку местоположение принимавших участие в процессе производства «Пантеры» предприятий было известно командованию военно-воздушных сил союзников, и почти все они испытали на себе довольно успешные бомбовые удары противника. В итоге руководство Министерства вооружений и боеприпасов Третьего рейха было вынуждено вывезти часть производственного оборудования в небольшие поселения, менее привлекательные для массированных бомбовых ударов союзников. Также производство узлов и агрегатов «Пантеры» был организован в различного рода подземных укрытиях, ряд заказов был отдан мелким предприятиям. Поэтому начального плана по выпуску 600 «Пантер» в месяц ни разу достичь так и не удалось, максимум серийного производства пришёлся на июль 1944 года - тогда заказчику было сдано 400 машин. Всего было произведено 5976 «Пантер», из них в 1943 году - 1768, в 1944 году - 3749, в 1945 году - 459. Таким образом, PzKpfw V стал вторым по численности танком Третьего рейха, уступив по объёмам выпуска лишь PzKpfw IV.

Описание конструкции

Броневой корпус и башня

Корпус танка делался из катаных поверхностно закалённых броневых плит средней и низкой твёрдости, соединённых «в шип» и сваренных двойным швом. Верхняя лобовая деталь (ВЛД) толщиной 80 мм имела рациональный угол наклона в 57 град. относительно нормали к горизонтальной плоскости. Нижняя лобовая деталь (НЛД) толщиной 60 мм монтировалась под углом 53 град. к нормали. Полученные при обмере трофейной «Пантеры» на полигоне в Кубинке данные несколько отличались от вышеприведённых: ВЛД толщиной 85 мм имела наклон 55 град. к нормали, НЛД - 65 мм и 55 град. соответственно. Верхние бортовые листы корпуса толщиной 40 мм (на поздних модификациях - 50 мм) наклонены к нормали под углом 42 град., нижние монтировались вертикально и имели толщину 40 мм. Кормовой лист толщиной 40 мм наклонён к нормали под углом 30 град.. В крыше корпуса над отсеком управления были люки-лазы для механика-водителя и стрелка-радиста. Крышки люков приподнимались вверх и сдвигались в сторону, как и на современных танках. Кормовая часть корпуса танка разделялась броневыми перегородками на 3 отсека, при преодолении водных преград ближние к бортам танка отсеки могли заполняться водой, но в средний отсек, где находился двигатель, вода не попадала. В днище корпуса были оборудованы технологические люки для доступа к торсионам подвески, спускным кранам системы питания, охлаждения и смазки, откачивающей помпе и спускной пробке картера коробки переключения передач.

Башня «Пантеры» представляла собой сварную конструкцию из катаных броневых листов, соединённых «в шип». Толщина бортовых и кормовых листов башни 45 мм, наклон к нормали 25 град.. В передней части башни в литой маске оборудовалась пушка. Толщина маски орудия 100 мм. Вращение башни происходило при помощи гидравлического механизма, осуществлявшего отбор мощности от двигателя танка; скорость вращения башни зависела от оборотов двигателя, при 2500 об/мин время поворота башни составляло 17 секунд вправо и 18 секунд влево. Помимо этого был предусмотрен и ручной привод вращения башни, 1000 оборотов маховика соответствовала повороту башни на 360 град.. Башня танка была неуравновешена, из-за чего её поворот вручную при крене более чем 5 град. был в принципе невозможен. Толщина крыши башни равна 17 мм, на модификации Ausf. G её увеличили до 30 мм. На крыше башни оборудовалась командирская башенка, с 6 (позднее с 7) смотровыми приборами.

Двигатель и трансмиссия

На первых 250 танках оборудовался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель Maybach HL 210 P30 объёмом 21 л. С конца весны 1943 года его заменил Maybach HL 230 P45. На новом двигателе были увеличены диаметры поршней, рабочий объём двигателя возрос до 23 л. По сравнению с моделью HL 210 P30, на которой блок цилиндров был алюминиевым, эта деталь у HL 230 P45 делалась из чугуна, из-за чего масса двигателя возросла на 350 кг. HL 230 P30 развивал мощность 700 л. с. при 3000 об/мин. Максимальная скорость машины с новым двигателем не увеличилась, но запас тяги вырос, это разрешило более уверенно преодолевать бездорожье. Интересная особенность: коренные подшипники коленчатого вала двигателя были не скольжения, как это принято везде в современном двигателестроении, а роликовыми. Таким образом создатели двигателя экономили (ценой повышения трудоёмкости изделия) невозобновляемый ресурс страны - цветные металлы.

Трансмиссия состояла из главного фрикциона, карданной передачи, коробки переключения передач (КПП) Zahnradfabrik AK 7-200, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов. Коробка передач - трёхвальная, с продольным расположением валов, семиступенчатая, пятиходовая, с постоянным зацеплением шестерён и простыми (безынерционными) конусными синхронизаторами для включения передач со 2-й по 7-ю. Картер коробки скоростей - сухой, масло очищалось и подавалось под давлением прямо в точки зацепления шестерён. Управлять танком было очень легко: выставленный в нужную позицию рычаг КПП вызывал автоматический выжим главного фрикциона и переключение нужной пары.

КПП и механизм поворота делались в виде единого агрегата, это уменьшало количество центровочных работ при сборке танка, но демонтаж габаритного узла в полевых условиях был довольно трудоёмкой операцией.

Приводы управления танком - комбинированные, с гидросервоприводом следящего действия с механической обратной связью.

Ходовая часть

Ходовая часть танка с «шахматным» размещением опорных катков конструкции Г. Книпкампа обеспечивала хорошую плавность хода и более равномерное распределение давления на грунт по опорной поверхности в сравнении с другими техническими решениями. С другой стороны, данная конструкция ходовой части была сложна в производстве и ремонте, а также имела большую массу. Для того, чтобы заменить один каток из внутреннего ряда нужно было сначала демонтировать от трети до половины внешних катков. На каждый борт танка приходилось по 8 опорных катков большого диаметра. В качестве упругих элементов подвески применялись двойные торсионы, передняя и задняя пара катков оснащалась гидравлическими амортизаторами. Ведущие катки - передние, со съёмными венцами, зацепление гусениц цевочное. Гусеницы стальные мелкозвенчатые, каждая из 86 стальных траков. Траки литые, шаг трака 153 мм, ширина 660 мм.

Вооружение

Главным вооружением танка была 75-мм танковая пушка KwK 42 производства фирмы «Рейнметалл-Борзиг». Длина ствола орудия 70 калибров / 5250 мм без учёта дульного тормоза и 5535 мм вместе с ним. К главным конструктивным особенностям пушки относятся:

Полуавтоматический вертикальный клиновый затвор копирного типа;
-противооткатные устройства:
-гидравлический тормоз отката;
-гидропневматический накатник;
-подъёмный механизм секторного типа.
Ведение огня из орудия было возможно только снарядами с электрозапальной втулкой, кнопка электроспуска располагалось на маховике подъёмного механизма. В критических ситуациях экипаж включал прямо в цепь затвора орудия индуктор, «кнопка» которого, срабатывавшая от удара ногой наводчика обеспечивала выстрел в любой ситуации - качнувшаяся в поле постоянного магнита катушка соленоида давала необходимую ЭДС электрозапалу снаряда. Индуктор включался в цепь затвора при помощи штепселя, как настольная лампа. Башня была оснащена устройством продувки канала орудия после выстрела, оно состояло из компрессора и системы шлангов и клапанов. Воздух для продувки отсасывался из короба гильзоулавливателя.

Боекомплект пушки состоял из 79 выстрелов для модификаций A и D и 82 выстрелов для модификации G. В боекомплект входили бронебойные снаряды Pzgr. 39/42, подкалиберные снаряды Pzgr. 40/42 и осколочно-фугасные Sprgr. 42.

Выстрелы укладывались в нишах подбашенной коробки, в боевом отделении и отделении управления. Орудие KwK 42 имело мощную баллистику и на момент своего создания было способно поражать практически все танки и САУ стран антигитлеровской коалиции. Лишь появившийся в середине 1944 года советский танк ИС-2 со спрямлённой ВЛД имел лобовое бронирование корпуса, надёжно защищавшее его от снарядов пушки «Пантеры» на главных дистанциях боя. Американские танки M26 «Першинг» и малосерийные M4A3E2 «Шерман Джамбо» также имели броню, которая была способна защитить их в лобовой проекции от снарядов KwK 42.

Таблицы бронепробиваемости для 75-мм танковой пушки KwK 42

Показанные данные относятся к немецкой методике измерения пробивной способности. Показатели бронепробиваемости могут довольно заметно отличаться при применении различных партий снарядов и различной по технологии изготовления брони.

С пушкой был спарен 7,92-мм пулемёт MG-34, второй (курсовой) пулемёт располагался в лобовом листе корпуса в бугельной установке (в лобовом листе корпуса была оборудована вертикальная щель для пулемёта, закрываемая броневой заслонкой) на модификации D и в шаровой установке на модификациях A и G. Командирские башенки танков модификаций A и G были приспособлены для оборудования зенитного пулемёта MG-34 или MG-42. Общий боекомплект патронов для пулемётов составлял 4800 патронов у танков Ausf. G и 5100 для «Пантер» Ausf. A и D.

В качестве средства обороны от пехоты танки моделей A и G оборудовались «устройством ближнего боя» (Nahkampfgerat), мортиркой калибра 56 мм. Мортирка размещалась в правой задней части крыши башни, в боекомплект входили дымовые, осколочные и осколочно-зажигательные гранаты.

«Пантеры» модификации D оборудовались бинокулярным телескопическим ломающимся прицелом TZF-12, на танки модификаций A и G монтировался более простой монокулярный прицел TZF-12А, который представлял собой правую трубу прицела TZF-12. Бинокулярный прицел обладал кратностью 2,5х и полем зрения 30 град., монокулярный - переменную кратность 2,5х или 5х и поле зрения 30 град. или 15 град. соответственно. При изменении угла возвышения орудия отклонялась только объективная часть прицела, окулярная продолжал оставаться неподвижной; благодаря этому достигалось удобство работы с прицелом на всех углах возвышения пушки.

Также на командирские «Пантеры» стали устанавливать новейшую технику - приборы ночного видения: на командирские башенки монтировались инфракрасные прожектора-осветители мощностью 200 Вт плюс приборы наблюдения, которые позволяли осматривать и наблюдать за местностью с дистанции 200 метров (при этом водитель такого прибора не имел и управлял машиной, руководствуясь указаниями командира).

Чтобы вести стрельбу ночью, был необходим более мощный осветитель. Для этого на полугусеничном бронетранспортере SdKfz 250/20 был оборудован инфракрасный прожектор Uhu мощностью 6 кВт, обеспечивавший работу прибора ночного видения на дистанции 700 метров. Испытания его прошли удачно, и фирма Leitz-Wetzlar произвела 800 комплектов оптики для ночных приборов. В ноябре 1944 года панцерваффе получили 63 «Пантеры», оборудованные первыми в мире серийными активными приборами ночного видения.

ТТХ

Боевая масса, т: 44,8
-Компоновочная схема: отделение управления спереди, моторное сзади
-Экипаж, чел.: 5


Размеры:

Длина корпуса, мм: 6870
-Длина с пушкой вперёд, мм: 8660
-Ширина корпуса, мм: 3270
-Высота, мм: 2995
-Клиренс, мм: 560

Бронирование:

Тип брони: катаная низкой и средней твёрдости поверхностно закалённая
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 80/55 град.
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 60/55 град.
-Борт корпуса (верх), мм/град.: 50/30 град.
-Борт корпуса (низ), мм/град.: 40/0 град.
-Корма корпуса (верх), мм/град.: 40/30 град.
-Корма корпуса (низ), мм/град.: 40/30 град
-Днище, мм: 17-30
-Крыша корпуса, мм: 17
-Лоб башни, мм/град.: 110/10 град.
-Маска орудия, мм/град.: 110 (литая)
-Борт башни, мм/град.: 45/25 град.
-Корма башни, мм/град.: 45/25 град.


Вооружение:

Калибр и марка пушки: 7,5 cm KwK 42
-Длина ствола, калибров: 70
-Боекомплект пушки: 81
-Пулемёты: 2 х 7,92 MG-42

Подвижность:

Тип двигателя: V-образный 12?цилиндровый карбюраторный
-Мощность двигателя, л. с.: 700
-Скорость по шоссе, км/ч: 46
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 25-30
-Запас хода по шоссе, км: 250
-Удельная мощность, л. с./т: 15,6
-Тип подвески: торсионная
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,88


Top