В чем отличия фашизма от национал-социализма. Чем социал-национализм отличается от национал-социализма

Идея Nации – символ социал-национализма

Не следует путать этот термин с Национал-социализмом

Социальный национализм (используются также сокращение – Социал-национализм, СоNцизм, CN) – политическая идеология, основанная на представлении о нации как оптимальную форму существования человеческого социума. При этом под «нацией» понимается самодостаточная кровнородственная иерархическая человеческое сообщество.
Новейшие идеологи социал-национализма (А. Белецкий, А. Однороженко) определяют его как идеологию, базирующуюся на максимализме, национально-расовой эгоизме, любви к своему, нетерпимости к вражескому и активизме. Базовыми принципами социал-национализма являются:
1. Социальность («Мы не отметаем существование богатых (но не сверхбогачей), но отвергаем возможность существования бедных»)
2. Расовисть («Люди от природы рождаются с разными способностями и возможностями и поэтому большое счастье человека это когда она находит свое место в национальной иерархии и добросовестно выполняет свою жизненную задачу»))
3. Великодержавность («Это вопрос, как ни странно, не столько политическое, сколько биологическое. Любой живой организм в природе стремить к расширению, размножение, увеличение Этот закон универсален и для инфузории-туфельки, и для человека, и для нации-расы »))
Социал-национализм также по определению его идеологов (А. Белецкий, А. Однороженко) является антисистемных (антидемократическим и антикапиталистическим), самодостаточным, воинствующим и бескомпромиссным.
По основной цели своей идеологии, то социал-националисты понимают ее следующим образом: «творения, вместо кучи разрозненных индивидуумов, механически объединенных названием" Украинский "и наличием украинского паспорта, Национальной Надспильноты – единственного биологического организма, который будет состоять из Новых Людей – физически, интеллектуально и духовно развитых человек. Из массы индивидуумов должен предстать Нация, а со слабой современного человека – Сверхчеловек ».
Целью социал-национализма в сфере государственного провозглашается построение нового общественного строя, где будут воплощены принципы социальной и национальной справедливости.
Социальный национализм направлен на утверждение государственно-политического режима нациократии. Таким образом, форма устройства, которую предлагает социал-национализм – это самобытная и не укладывается в доктрину фашизма или национал-социализма.
Идеологически социал-национализм противостоит интернационализма, определяя расовую сущность человеческих сообществ естественной и такой, что не нуждается искусственных изменений.
Как государственная концепция социал-национализм противостоит анархизма, отрицающее необходимость существования государства.
Выдвигая лозунг борьбы с капитализмом, социал-национализм выступает за полное социальное переустройство cуспильства, но его идеология не является социализмом, она основывается на национальной Нациократические традиции, предлагает решение социальных проблем без откровенно социалистических форм.
Ценностно социал-национализм отрицает либерализм, ставит так называемые «естественные» права человека над правами человеческих сообществ. Социал-национализм признает высокими правами права нации, а права отдельных людей ставит в зависимость от объема и характера выполняемых в обществе обязанностей и взятой на себя ответственности.
Социал-национализм начал формироваться в начале 1990-х годов в кругах украинских интегральных националистов. В 1991 г. украинскими националистами, которые жаждали приспособить интегральный национализм к новым условиям, была образована Социал-Национальная партия Украины, которая в течение 1990-х и первых лет XXI века. была единственной организационной структурой, идеологической базой которой был социальный национализм. С распадом СНПУ ее преемник ВО «Свобода» отходит от откровенного декларирования идеологии социал-национализма, ее принципов.
Также на идеологии социал-национализма основывают свою деятельность общественные организации:
Новейшую историю социал-национализма следует начинать с 8 ноября 2008, когда в Киеве было проведено совещание руководителей социал-националистических организаций Украины и принято решение об образовании единой социал-националистической силы – Социал-националистической Ассамблеи, которая на первом этапе организационно об соединившая 4 социал-националистические организации («Патриот Украины», ВС «род», ЧПР «Украинская Альтернатива» и ОО «СиЧ»).

? ? Андрей Белецкий «Украинская расовый социал-национализм» («Украинский социальный национализм» – Харьков: «Патриот Украины», 2007 с.3-5)
?

"Русский национал-социализм одной из своих основных целей ставит изживание классовой борьбы, на место которой устанавливается теория классовой солидарности. Господствующий политический класс трудящихся представляет частной инициативе широкое поле деятельности, контролируя экономическую активность враждебных социальных групп путем развития сети органов рабоче-крестьянской инспекции. В идее русского национал-социализма главным организатором производства является государство, подчиняющее интересы частных организаторов труда и интересы трудящихся высшим интересам Нации и Государства".

Есть мнение, что сам термин национал-социализм появился в России, в Белой Сибири адмирала Колчака, и уже оттуда, вместе с отступающими от красных орд русскими, попал на Запад. Действительно, ещё в Российской империи была партия народных социалистов, оппозиционная левым социалистам и большевикам, а в прессе Белой Сибири часто публиковались теоретические работы о национальном социализме, как альтернативе коммунизму, в частности подобные мысли звучали из уст атамана Дутова и Андрея Ухтомского. "Народником" себя открыто называл известный Колчаковский генерал Пепеляев. Более того - идеолог NSDAP Альфред Розенберг родился в Российской Империи, учился в Москве и до эмиграции в Германию работал учителем в Ревеле. И если бы не большевистский переворот, был бы Альберт Вольдемарович одним из многих прибалтийских немцев, которые сами себя считали русскими и служили России верой и правдой. Как генералы Келлер и Врангель.

В период Второй мировой войны, которая стала для Белых воинов России решающим сражением против коммунизма, русский национал-социализм не только обрёл освещающую эту идеологию партию - НСПР "Витязь", лидеров - К.П.Воскобойника и Б.В.Каминского, но и территорию, где под знаменем русского НС стали налаживать нормальную жизнь русские люди - Локотскую республику, а также конкретный боевой выразитель в лице РОНА.

Однако, в межвоенный период, политическая мысль русских антикоммунистов, не раз была направлена в сторону НС и, что очень важно, основные пункты программ русских "в изгнании" и русских "подсоветских" зачастую идентичны.

В 20-е и 30-е годы прошлого века самым прогрессивным, многочисленным и модным движение в мире был фашизм. На свободном от красных Дальнем Востоке, в Китае и США действовали многочисленные организации русских фашистов, РФС Константина Родзаевского и ВФП Вонсяцкого. Естественно, что русский фашизм имею свою национальную самобытность и отличался от аналогов в Италии, Испании, Португалии. Легендарный генерал Туркул заявлял: "В основу нашего политического мышления мы взяли фашизм и национал-социализм, доказавших на деле свою жизнеспособность и победивших у себя на родине коммунизм. Но, конечно, доктрины эти мы преломляем в русской истории и применяем к русской жизни, к чаяниям и нуждам Российского народа. /.../. Наш идеал — фашистская Монархия".

В отличие от дальневосточного и американского вариантов, для характеристики которых все же наиболее адекватен привычный термин «русский фашизм», применительно к движению в Германии имеет смысл вести речь именно о «русском национал-социализме». Это не только соответствует самоидентификации русских нацистов, но и отражает эклектизм их идейного диапазона.

По всей видимости, первая русская организация национал-социалистической направленности в Германии была создана в начале 1920 годов. Во всяком случае известно, что в 1924 г. уже существовал русский молодёжный клуб под названием «Руссише Хильфструппе» (Русский вспомогательный отряд), имевший связи с НСДАП и регулярно участвовавший в учебных занятиях СА. Участники клуба имели собственную русскую форму, похожую на форму возникшего позже РОНД, а в 1928 г. они слились с отрядом СА в Берлин-Шёнеберг. Другой русской национал-социалистической организацией стало «Российское Освободительное Национальное Движение» (РОНД) учрежденное 9 апреля 1933 г. Инициаторами его создания выступили ранее малоизвестные представители русской эмиграции Н.П.Дмитриев, Щербина и несколько немцев из Прибалтики во главе с Ф.Лихингером.


Вскоре реальная власть в организации перешла от Дмитриева к Щербине и Лихингеру, которые поставили во главе РОНДа Андрея Светозарова. Его настоящее имя было Генрих Пельхау, происходил он из прибалтийских немцев, в гражданскую войну воевал на стороне белых на Юге России, был немецким подданным и по некоторым сведениям являлся членом НСДАП.

Светозаров внешне старался подражать Адольфу Гитлеру: носил похожие усы и требовал обращения к себе — «Вождь». Боевая группа РОНД, именовавшая себя дружинниками, имела и свою строевую песню:

«Ряды тесней! Поднимим выше знамя!

Наш мерный шаг спокоен и тяжел...

Витают те, кто прежде в штурмах шел.

Дорогу нам! Полки и батальоны

Ведет вперед убитых братьев тень,

И ждут с спокойной верой, миллионы

Когда взойдет заветной воли день.

Готовы все, все жаждой боя дышат;

Труби трубач, труби в последний раз!

Наш Крестный стяг приветный ветр колышет,

Смелей друзья! Свободы близок час!»

Вскоре в руководстве РОНД появилась другая активная и заметная личность — барон Александр Меллер-Закомельский. Уже в двадцатые годы он зарекомендовал себя как «знаток еврейского вопроса», поборник тезиса о руководящей роли евреев в Октябрьской Революции и требования "отстранения их от политической и экономической жизни в будущей России". В РОНД он возглавил пропагандистскую работу и стал издавать в Берлине партийную газету «Пробуждение России. Голос РОНДа».

Р.О.Н.Д.

Русское Освободительное Народное Движение, как всякое жизненное движение, определяется идеологией и вытекающим из неё рядом конкретных задач — программой.

Идеология, как выражение и утверждение миросозерцательных принципов, незыблема и стоит на страже непоколебимости основной линии Движения, ограждая её от оппортунизма.

Программа же определяется требованиями постоянно меняющейся политической обстановки, а следовательно, может быть в отдельных своих деталях подвержена изменениям.

Не дожидаясь выхода готовящейся к печати декларативной программы РОНД, мы считаем своим долгом ознакомить читателя, хотя бы в общих чертах, с основами нашей идеологии.

Идеология РОНД не есть ни абстрактный плод кабинетных измышлений, ни утопическая фантазия досужих преобразователей мира, — она дана самой жизнью. Идеология Р.О.Н.Д. вытекает из мучительного жизненного опыта последних десятилетий, она зародилась и созрела стихийно в сердце каждого русского человека, скорбящего о судьбах нашей несчастной Родины и всеми силами души устремлённого к её спасению.

Р.О.Н.Д. — движение идеалистическое. В противоположность историческому или экономическому материализму марксистов, принимающих культурно-религиозные, нравственно-этические и бытовые моменты за «надстройки» над экономическом базисом, — мы утверждаем само ценность этих моментов и верим, что творческим и созидательным может быть лишь то движение, которое питается соками огромной, возвышенной, исторической идеи. Национально-исторический идеал Р.О.Н.Д. есть посильное осуществление в государственно — народной жизни абсолютных ценностей христианской этики и морали и ставит в основу своего культурно-государственного строительства проведение в жизнь социальной правды, как утверждение Правды Божией на земле.

Р.О.Н.Д. — движение аскетически — жертвенное и подчиняет все личные, классовые и кастовые интересы идее бескорыстного служения идеалам Нации и государства, нисколько не умоляя тем самым значение и ценность личности, которая при марксо-коммунистическом режиме обрекается на рабское растворение в безличном и в безыдейном коллективе.

Р.О.Н.Д. — движение реалистическое и, утверждая примат духа во всех областях индивидуальной и народной жизни и рассматривая экономику как категорию подчиненную, Р.О.Н.Д., в то же время, уделяет вопросам хозяйственным соответствующее их огромной важности внимание. Мы твёрдо стоим на принципе личнохозяйственном и частнособственническом, подчеркивая, однако, функциональное значение собственности. Как идеалисты, мы одинаково отрицаем, как основанный на борьбе классов марксо-коммунизм, так и. построенный на эксплуататорских началах хищнический капитализм. Для нас Маркс и Ротшильд являются полюсами одного и того же бездушного миропонимания, вышедшего из недр извечно поклонявшемуся идолу материальной потребности иудейского духа.

Поэтому мы безоговорочно осуждаем все течения, основанные на, т.н. материалистическом позитивизме, и объявляем непримиримую войну историческому или экономическому материализму с его крайними проявлениями: воинствующим безбожием в области духовной жизни и марксо-коммунизмом в области государственно-политической.

Как национал-социалисты, мы мыслим духовное и государственно-политическое возрождение России лишь на почве симфонического сотрудничества всех классов и слоев народов на подлинных основах вечной христианской правды, неотъемлемой частью которой является и временная социальная правда устроения земных отношений.

В вопросе формы правления новой Россини мы стоим на точке зрения не предрешения.

Идеология наша всецело устремлена в будущее и выросла из покаянного преодоления ошибок прошлого и из мудрого использования уроков настоящего. Поэтому ей чужда реакционность и реставрационный дух всех ветхих партийных группировок, расположенных между т.н. «правым» и «левым» флангами (монархисты старого толка, кадеты, эс-эры и пр.). Отвергая распространенную в «правых» кругах идеализацию дореволюционного прошлого, мы восстаем, однако, против присущего «левым» течениям пафоса профанации возвышенных традиций русской исторической были, которую мы чтим, и из которой мы черпаем нашу веру в силу и правду русского национального гения.

Утверждая суверенный приоритет Русского Народа в области культурно-духовного творчества (как носителя Православного христианства) и в области государственного строительства (как исторического наследника собирателей Земли Русской), мы проникнуты убеждением, что культурно-государственное возрождение России возможно лишь как результат тесного и дружеского сотрудничества отдельных этнических элементов, входящих в состав Российского Государства, и свободного самораскрытия отдельных народных культур, объединенных в рамках единого государства по принципу соборности.

Исключение представляют собою евреи. Мы одинаково отметаем старые установки, как зоологического антисемитизма (бей жидов, спасай Россию), так и трусливого замалчивания того вопиющего факта, что еврейство, являющееся издревле действенным ферментом национального разложения в странах его приютивших, сыграло и в разложении русской государственности передовую и зловредную роль, что еврейство продолжает и сегодня играть эту передовую роль в рядах терзающего Россию Коминтерна, что еврейская зарубежная пресса делает тёмное дело расшатывания религиозно-нравственных и национально-политических устоев эмиграции. Посему Р.О.Н.Д. рассматривает евреев как иностранцев без политических прав и считает одной из основных своих задач оберегание национально-государственного строительства России от какого бы то ни было духовного или материального давления со стороны еврейства.

В области внешней политике Р.О.Н.Д., отрицая развращающий, разлагающий народные организмы иудо-масонский интернационализм, видит в растущем национальном самосознании отдельных народов залог новых международных отношений, основанных на взаимном уважении. Отметая недостойные и устаревшие «ориентации» (союзническая ориентация, германская ориентация и т.п.), мы считаем своей ближайшей задачей укрепление связей Р.О.Н.Д. с родственными по духу национальными движениями иноземными и всемерную поддержку антимарксистских движений в странах рассеяния.

Практическая работа Р.О.Н.Д. направлена к освобождение России от духовного и физического ига марксо-коммунистического интернационала. К осуществлению этой основной цели устремлена наша вера, надежда и любовь.

Нашей же ближайшей задачей является объединение всех национальных сил зарубежья под знаком Креста Истины и дружная и организованная работа для достижения заветной цели.

Призывая всех верных сынов России покончить раз и навсегда со всеми распрями и ссорами и вливаться в наши ряды, мы верим и знаем, что победа будет наша, ибо в основу нашей жизни и деятельности мы ставим бескорыстное и жертвенно-аскетическое служение идее и воплощающему ее Вождю.

В 1933 г. РОНДом было выпушено воззвание к русскому народу «Пора понять! Призыв», в котором были сформулированы политические чаяния движения. В нем в частности, декларировалось: "Братья! — не советская Россия, не эмиграция зовет вас, — Россия требует от вас творческой работы и подвига!.. Наш русский национал-социализм (фашизм) в каждом русском! Время пришло вскрыть наши раны!.. В наших собственных руках наше спасение — наш русский фашизм, и это последняя карта русского народа врагами нашими не будет бита". В июле этого же года РОНД опубликовал свои идеологические основы. В первом номере газеты «Новое Слово» было представлено интервью с представителем РОНД, в котором тот призывал русскую эмиграцию к объединению и подтвердил существование отделов РОНД в других городах Германии. Помимо Берлина они были, по меньшей мере в Бреслау во главе с Червяковым, Лейпциге под руководством капитана кавалерии И.Кривенко, Дрездене под началом полковника Н.Д.Скалона и в Гамбурге, где сам Светозаров открыл филиал, насчитывавший 50 членов. Штаб-квартиру РОНД сумел с помощью немецких властей устроить в Майероттоштрассе в Берлин-Вилмерсдорфе. Со временем при РОНД был создан Отдел Пропаганды, в котором функционировала Культурно-просветительная часть. Работала Культурно-просветительная коллегия (секретарь — И.Алексеев), в которую входили музыкально-вокальная и театральная секции, а также Дамский комитет. Действовал так же Отдел труда, который занимался трудоустройством русских эмигрантов, в первую очередь членов движения. При РОНД существовали: Комитет помощи русским детям, сестричество Св.Ольги, санитарные курсы. В июне 1933 г. при РОНД были организованы общеобразовательные курсы для молодежи под руководством профессора Угринского. Предметы, изучаемые на курсах включали: русскую историю и военное дело (ген. К.В.Сахаров); национальную экономику (В.Д.Головачев); политграмоту (А.Мельский). Ожидания были, очевидно, предельно оптимистические. Так, в одной листовке РОНД обещалось, что «Россия должна быть и будет фашистской в 1933 году».

Первый раз РОНД заявил о себе общественности как организация на праздновании «Дня труда» — 1 мая 1933 г., выступая в составе отрядов СА (которые даже торжественно передали РОНДу флаг русской армии, захваченный немецкими войсками во время первой мировой войны) отдельной группой и со своим флагом. Около 200 русских штурмовиков были одеты в собственную форму: чёрные брюки, белые рубашки и повязки с белой свастикой в синем квадрате на красной материи (цвета русского национального флага).

Краткая сводка из программы Российской Национально-Социалистической Диктатуры

Российская Национально-Социалистическая Диктатура ставит в основу своей программы всепрощение и забвение кровавого прошлого и предоставление каждому россиянину возможности искупить свои заблуждения и преступления перед Родиной честным исполнением своего долга и жертвенным служением на пользу Нации и Государства.

Основная задача Национально-Социалистической Диктатуры есть последовательное осуществление национального социализма, т.е. принципа «общее благо выше блага отдельных лиц», путём гармоничного сочетания государственного и частного принципа во всех областях народно-государственной жизни.

Культура

1. Провозглашение полной свободы и независимости церквей и вероисповеданий под правовой защитой Государства.

2. Упразднение всех антирелигиозных союзов, масонских и «р. тайных организаций, с введением суровых кар за принадлежность к ним.

3. Обязательное всеобщее образование в духе веры в Бога, любви к Отечеству и жертвенного служения Государству.

Хозяйство

4. Построение народного хозяйства на основе частной собственности и личной инициативы под контролем Государства.

5. Бесплатное наделение крестьян землей в вечное потомственное владение, на началах частной собственности.

6. Сосредоточение в руках Государства всех кредитных учреждений и особо важных для народного хозяйства и обороны предприятий.

7. Частичное возмещение стоимости национализированного и уничтоженного коммунистической властью имущества его бывшим владельцам, активно содействовавшим борьбе против III интернационала, вне зависимости от их подданства, в форме подлежащих постепенному погашению государственных облигаций или путём непосредственного возвращения части такового имущества по мере имеющихся к тому возможностей.

8. Борьба с пролетаризацией населения путём поддержки и поощрения частно-хозяйственной инициативы. Социальная политика.

9. Искоренение кровавой иудо-марксистской политики классовой борьбы и ненависти.

10. Урегулирование общественных отношений на основах действительного равенства всех перед законом и дружного сотрудничества всех слоев народа в служении общегосударственным интересам.

11. Государственная охрана труда, заинтересованность рабочих и служащих в оборотах предприятий, социальное страхование трудящихся и призрение утерявших трудоспособность граждан.

12. Сосредоточение всей кредитной политики в руках Государства, с целью предотвращения хозяйственных кризисов и безработицы.

Национальность

13. Признание равноценности и равноправия всех населяющих Российскую территорию национальностей, за исключением евреев. Признание евреев «иностранцами, лишенных всех политических прав», т.е. не имеющих доступа к государственной службе, преподавания в учебных заведениях, к издательству и газетному делу.

14. Обеспечение возможности расцвета отдельных народных культур во всём их своеобразии.

Теснейшие сотрудничество отдельных национальностей, составляющих в своей совокупности Великую Российскую Нацию, во всех областях культурной, экономической и государственной жизни.

Слово фашизм у нас прочно ассоциируется с гитлеровской Германией. Однако глава Третьего рейха Адольф Гитлер исповедовал не фашизм, а национал-социализм. При совпадении многих положений между двумя идеологиями есть существенные различия и даже противоречия.

Тонкая грань

Сегодня любые движения, имеющие крайне радикальный характер, декларирующие националистические лозунги, принято называть проявлением фашизма. Слово фашист, по сути, превратилось в штамп, потеряв свой исходный смысл. Это не удивительно, так как две наиболее опасные тоталитарные идеологии XX столетия – фашизм и национал-социализм – долгое время находились в тесном соприкосновении, оказывая друг на друга заметное влияние.

Действительно между ними много общего – шовинизм, тоталитаризм, вождизм, отсутствие демократии и плюрализма мнений, опора на однопартийную систему и карательные органы. Национал-социализм нередко называют одной из форм проявления фашизма. Германские нацисты охотно адаптировали на своей почве некоторые элементы фашизма, в частности, нацистское приветствие является калькой, так называемого римского салюта.

При повсеместном смешении понятий и принципов, которыми руководствовались нацизм и фашизм между ними не так легко выявить различия. Но прежде чем это сделать, нужно остановиться на происхождении двух идеологий.

Фашизм

Слово фашизм имеет итальянские корни: «fascio» на русском звучит как «союз».
Это слово, к примеру, стояло в названии политической партии Бенито Муссолини – Fascio di combattimento (Союз борьбы). «Fascio» в свою очередь восходит к латинскому слову «fascis», что переводится как «пучок» или «связка».

Фасции – пучки вязовых или березовых прутьев, перетянутых красным шнуром или связанных ремнями – являлись своеобразным атрибутом власти древнеримских царей или магистров в эпоху Республики. Первоначально они символизировали право властей добиваться своих решений применением силы. По некоторым версиям, фасции действительно были инструментом телесных наказаний, а вместе с топором – смертной казни.

Идеологические корни фашизма берут начало в 1880-х годах в таком явлении как Fin de siècle (с фр. -«конец века»), характеризующимся метаниями между эйфорией в ожидании перемен и эсхатологическим страхом перед будущим. Интеллектуальную основу фашизма во многом подготовили труды Чарльза Дарвина (биология), Рихарда Вагнера (эстетика), Артюра де Гобино (социология), Гюстава Лебона (психология) и Фридриха Ницше (философия).[С-BLOCK]

На рубеже столетий появляется ряд работ, в которых исповедуется доктрина превосходства организованного меньшинства над дезорганизованным большинством, легитимность политического насилия, радикализируются понятия национализма и патриотизма. Это приводит к появлению политических режимов, стремящихся к усилению регулирующей роли государства, насильственным методам подавления инакомыслия, неприятию принципов экономического и политического либерализма.

Во многих странах, таких как Италия, Франция, Бельгия, Венгрия, Румыния, Япония, Аргентина в полный голос о себе заявляют фашистские движения. Они исповедуют сходные принципы: авторитаризм, социальный дарвинизм, элитаризм, одновременно отстаиваяантисоциалистические и антикапиталистические позиции.

В наиболее чистом виде доктрина фашизма как власти корпоративного государства была выражена итальянским лидером Бенито Муссолини, который под этим словом понимал не только систему государственного управления, но и идеологию. В 1924 году Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista) получила парламентское большинство, а с 1928-го – стала единственной легальной партией страны.

Национал-социализм

Это движение известное под термином «нацизм» стало официальной политической идеологией в Третьем рейхе. Его часто рассматривают как разновидность фашизма с элементами псевдонаучного расизма и антисемитизма, что выразилось в понятии «немецкий фашизм», по аналогии с итальянским или японским фашизмом.

Немецкий политолог Мануэль Саркисянц пишет, что нацизм – это не германское изобретение. Философия нацизма и теория диктатуры были сформулированы в средине XIX века шотландским историком и публицистом Томасом Карлейлем. «Как и Гитлер, Карлейль никогда не изменял своей ненависти, своему презрению к парламентской системе, – отмечает Саркисянц. – Как и Гитлер, Карлейль всегда верил в спасительную добродетель диктатуры».

Главной целью для германского национал-социализма было построение и утверждение на максимально обширном географическом пространстве «чистого государства», в котором главная роль отводилась бы представителям арийской расы, имеющей все необходимое для благополучного существования.[С-BLOCK]

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) находилась у власти в Германии с 1933 по 1945 год. Гитлер часто подчеркивал значение итальянского фашизма, который повлиял на формирование нацистской идеологии. Особое место он отводил Маршу на Рим (шествие итальянских фашистов в 1922 году, способствовавшее возвышению Муссолини), который стал вдохновляющим примером для германских радикалов.

В основу идеологии германского нацизма лег принцип объединения доктрин итальянского фашизма вокруг национал-социалистических идей, где абсолютное государство Муссолини преобразовывалось бы в общество с евгеническим учением о расе.

Такие близкие, но разные

Согласно Муссолини основное положения фашистской доктрины – это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для идеологии фашизма государство является абсолютом – непререкаемым авторитетом и высшей инстанцией. Все индивиды или социальные группы не мыслимы без государства.

Более четко эта идея обозначена в лозунге, который Муссолини провозгласил в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение к государству национал-социалистов было принципиально иным. Для идеологов Третьего рейха государство – это «только средство для сохранения народа». В отдаленной перспективе национал-социализм не ставил цель поддерживать структуру государства, а стремился реорганизовать его в общественные институты.[С-BLOCK]

Государство в национал-социализме рассматривалось как промежуточный этап, в построении идеального, чистого в расовом отношении общества. Здесь можно усмотреть некоторую аналогию с идеями Маркса и Ленина, которые считали государство переходной формой на пути строительства бесклассового общества.

Второй камень преткновения между двумя системами – национальный и расовый вопрос. Для фашистов был крайне важен в этом отношении корпоративный подход в решении национальных проблем. Муссолини заявлял, что «раса - это чувство, а не реальность; 95% чувства». Более того, Муссолини старался по возможности избегать этого слова, заменяя его понятием нация. Именно итальянская нация была для дуче предметом гордости и стимулом для её дальнейшего возвеличивания.[С-BLOCK]

Гитлер называл понятие «нация» «устаревшим и пустым», несмотря на присутствие этого слова в названии его партии. Национальный вопрос германские лидеры решали через расовый подход, в буквальном смысле путем механической очистки расы и поддержанием расовой чистоты через отсеивание инородных элементов. Расовый вопрос – краеугольный камень нацизма.

Фашистской идеологии в ее изначальном смысле были чужды расизм и антисемитизм. Хотя Муссолини и признавал, что стал расистом еще в 1921 году, но при этом подчеркивал, что здесь нет никакой имитации германского расизма. «Необходимо, чтобы итальянцы уважали свою расу», – так декларировал Муссолини свою «расистскую» позицию.

Более того, Муссолини не раз осуждал евгенические учения национал-социализма о чистоте расы. В марте 1932 года в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом он заметил, что «к настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения».[С-BLOCK]

«Антисемитизма в Италии не существует», – заявлял дуче. И это были не только слова. В то время как в Германии набирали силу антисемитские кампании в Италии многие важные посты в университетах, банках или армии продолжали занимать евреи. Только с середины 1930-х годов Муссолини заявил о белом превосходстве в африканских колониях Италии и перешел на антисемитскую риторику ради союза с Германией.

Важно отметить, что нацизм не является обязательной составляющей фашизма. Так, фашистские режимы Салазара в Португалии, Франко в Испании или Пиночета в Чили были лишены основополагающей для нацизма теории расового превосходства.

получившая распространение в гитлеровской Германии форма фашизма, определяющими чертами которой были тоталитарный террор, переросший в геноцид евреев, антисемитизм и расизм экспансионистского характера.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ (нацизм)

идеология, политическое движение, а в 1933–45 гг. и государственный режим в Германии, придавшие при диктатуре А. Гитлера законную силу наиболее агрессивным устремлениям правого экстремизма и расизма.

Одно из немногих учений в мировой истории, признанное на международно-правовом уровне человеконенавистническим, пропаганда его запрещена во всем цивилизованном мире и сама по себе является преступлением. В отношении национал-социалистических убеждений принципы плюрализма и свободы слова, являющиеся священными для демократической цивилизации, не действуют: нацизм, как и расизм, шовинизм, терроризм, объявлен международным сообществом вне закона. И это более чем справедливо, поскольку реализация нацистских идей на практике ввергла мир в страшную войну и привела к неисчислимым жертвам, которых человечество не знало за всю свою многотысячелетнюю историю (более 50 млн чел.).

Нюрнбергский процесс осудил не только главарей нацистской партии, но и саму идеологию гитлеризма, руководствуясь которой национал-социалисты совершали чудовищные преступления против человечества.

Как получилось, что Гитлер, который никогда не был выдающимся мыслителем и вообще не получил систематического образования, стал вдруг не просто лидером политической партии, а вождем нации?

Прежде всего, следует отказаться от штампа, что национал-социализм придумал сам будущий фюрер, который изложил его азы в «библии» нацизма «Майн Кампф», первый том которой он продиктовал своему соратнику Гессу в баварской тюрьме Ландсберг, где оба отбывали срок за участие в «пивном путче» в 1923 г.

Когда Гитлер в 1919 г. занялся политической деятельностью, теоретическая база для возникновения нацизма была уже подготовлена в виде т. н. ариософии, созданной Г. фон Листом, Р. Д. Горслебеном, Ф. Б. Марбки, З. А. Куммером и др. крайне правыми идеологами. Учение это в основе своей базировалось на ставших модными среди европейских интеллектуалов на рубеже XIX–XX вв. эзотерических восточных доктринах и обосновывало «историческое» право арийской расы (лучшими представителями которой являются якобы германцы) господствовать над народами Земли и уничтожать их в войне за «жизненное пространство», как позже заявят Гитлер, Розенберг, Гиммлер, Геббельс и др. практики национал-социализма.

Другим важным компонентом будущей теоретической платформы нацистов стали идеи антисемитизма, зерна которых в послеверсальской Германии легли в подготовленную почву. В поражении страны в Первой мировой войне, крушении империи, унизительном для нации Версальском мире будущие нацисты обвиняли крупный еврейский капитал. Он действительно во многом определял как стратегию держав-победительниц, так и внешнюю и внутреннюю политику побежденной Германии. Неудивительно, что вскоре после подписания Версальского договора в стране возникли многочисленные движения реваншистского толка.

Послевоенная разруха, чудовищная инфляция (зарплату тогда выдавали по 2 раза в день), страшная нищета провоцировали народные массы в Веймарской республике на социальный взрыв.

Социальные проблемы, необустроенность на фоне идейной неразберихи, отсутствие четких идеологических ориентиров в государстве - вот почва, на которой взошли ядовитые сорняки нацизма в Германии 1920-х гг. Поэтому Гитлер и его сторонники демагогически позиционировали свое движение как партию социального действия, защищающую интересы трудового народа.

Партия, куда вступил бывший ефрейтор вермахта А. Гитлер, называлась Немецкой рабочей партией, а позднее, когда Гитлер стал ее лидером, - Национал-социалистической немецкой рабочей партией.

Таким образом нацизм как теория являет собой причудливое, эклектичное сочетание элементов восточных мистических учений, к тому же вошедших в гитлеровскую доктрину не непосредственно, а в вольной интерпретации европейских же теоретиков (теософов, антропософов, позднее - ариософов), вульгарного псевдоницшеанского имморализма, геополитических построений К. Хаусхофера, расистского учения Чемберлена-Гобино, реваншистских настроений германского послевоенного общества, антисемитизма и идей социальной справедливости, препарированных как привилегия «избранного народа», т. е. арийцев, на мировое господство. К слову, последнее объясняет, почему между нацизмом и коммунизмом нельзя ставить знак равенства, как это ничтоже сумняшеся сделали либералы и демократы.

Коммунизм - принесение в жертву себя ради других, спасение других народов от тотального уничтожения. В коммунистической доктрине со времен Маркса заложен принцип интернационализма, в России идея всемирной революции соединилась с существовавшей веками православной традицией мессионизма, жертвенности, необходимости отдать жизнь «за други своя». Это полностью противоречило тому, что составляло идейный фундамент нацизма - право одной нации на мировое господство, исключающее право других на полноценное существование в этом мире.

Вторая мировая война была в глазах всего человечества столкновением этих двух принципов. Победа над Германией означала не по просто победу над отдельным государством, а историческую победу над самими принципами национал-социализма.

Страшные преступления, документальные подтверждения которых были представлены на Нюрнбергском трибунале (фабрики смерти, газовые камеры, трудовые концентрационные лагеря, пытки и медицинские эксперименты над заключенными, промышленное производство мыла из человеческих тел) ужаснули человечество. Казалось, такое невозможно в XX в., казалось, такое не забудется еще несколько тысячелетий. Однако единодушно осужденная всем миром теория, оправдывающая массовое убийство целых народов, до сих пор, увы, жива и даже стала знаменем для отдельных сил на Западной Украине, в странах Прибалтики. Потомки тех, кто по замыслам нацистов, должны были быть полностью уничтожены, либо онемечены, сегодня ставят памятники эсесовцам и оскверняют могилы тех, кто спас их народы от тотального уничтожения и рабства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Национал-социализм, или нацизм, представляет собой форму общественного устройства, соединяющую социализм с ярко выраженным национализмом (расизмом).

Национал-социализмом называется также идеология, обосновывающая такого рода социальный порядок. Типичным примером национал-социалистического государства является Германия 1933–1945 гг.

В конце 1930-х гг. немецкий национал-социализм и советский коммунизм заключили между собой союз и вторглись в Польшу. В дальнейшем, однако, между двумя крайними формами социализма – старым социализмом, тяготеющим к марксизму, и национал-социализмом – развернулась ожесточенная борьба, в которой коммунизм объединился с западными либеральными демократиями.

В результате тяжелой войны немецкий национал-социализм был разгромлен.

Столкновение коммунизма и национал-социализма явилось противоборством двух разных форм социализма. "У них не было расхождения в том, что именно государство должно определять положение человека в обществе. Но между ними были (и всегда будут) глубокие расхождения в определении места конкретных классов и групп".

И коммунизм, и нацизм стремились к планомерной и тотальной организации сил общества для выполнения определенной общественной задачи. Однако они по-разному определяли ту цель, на достижение которой должны направляться все усилия общества. Коммунизм предлагал построить "рай на земле" для всего человечества (интернационализм), национал-социализм намеревался создать такой "рай" для избранной нации (расы) за счет всех других народов (национализм, расизм). Коммунизм и национал-социализм принципиально расходились с индивидуализмом и либерализмом в том, что, подчиняя все ресурсы общества достижению конечной цели, отказывались признать какие бы то ни было сферы автономии, в которых индивид и его воля являлись бы определяющими.

Национал-социализм предполагает:

  • централизованное, государственное управление экономикой, сочетающееся с частично сохраняющейся частной собственностью на средства производства;
  • четкую иерархию целей и ценностей, высшей из которых является построение расово чистого общества, имеющего все необходимые трудовые и природные ресурсы для своего продолжительного существования;
  • концентрацию власти в руках одной партии, направляемой вождем ("фюрером"), обладающим неограниченной властью;
  • идеологию, которая не может оспариваться даже в деталях;
  • безраздельную монополию на средства массовой коммуникации;
  • полный контроль за всеми областями общественной и частной жизни;
  • жестокое насилие в отношении всех несогласных с правящим режимом;
  • обеспечение с применением насилия расовой чистоты общества;
  • искреннюю убежденность широких масс в том, что они строят новый социальный мир и создают нового человека.

В начале 1930-х гг. национал-социалисты во главе с Адольфом Гитлером мирным путем пришли к власти в Германии. Почти сразу же начались гонения на евреев и затем их массовое уничтожение (холокост), а также подготовка к завоеванию народов, призванных обеспечить трудовые и природные ресурсы для "тысячелетнего рейха". "Внешняя политика, – писал Гитлер, – это искусство быстро обеспечивать народ необходимым по количеству и качеству жизненным пространством. Внутренняя политика – это искусство гарантировать применение необходимой для этой цели силы, выражающейся в расовой чистоте и соответствующей численности населения".

Мировоззрение национал-социализма опиралось на вульгарный социодарвинизм, дополненный расистскими воззрениями, истолковывающими историю как демонстрацию превосходства одних рас над другими, превосходства, обусловленного сохранением творческими расами "чистоты крови" (Ж. А. де Гобино, X. Чемберлен и др.). "Главный источник силы народа, – утверждал Гитлер, – это не владение оружием или организация армии, а внутренняя его ценность, т.е. расовая чистота". Для сохранения последней государство должно защищать свой народ от отравления тремя ядами, каждый из которых исходит от евреев: это, во-первых, интернационализм – пристрастие к чужому, проистекающее из преуменьшения собственных культурных ценностей и ведущее к смешению крови; во-вторых, эгалитаризм, демократия и закон большинства, несовместимые с индивидуальным своеволием и доверием к вождю; и, в-третьих, пацифизм, разрушающий в человеке здоровое, инстинктивное стремление к самосохранению. Еще в 1927 г. Гитлер говорил: "Народ теряет свою внутреннюю ценность, как только становится подвержен этим трем порокам, ибо он тем самым разрушает свою расовую чистоту, проповедует интернационализм, предает свою самостоятельность и на ее место ставит подчинение меньшинства большинству, иначе говоря, некомпетентность, и начинает скатываться в братство всех людей". Идеология, основанная на данных идеях, считалась необходимым условием "нового, революционного преображения мира". Оружием проведения ее в жизнь являлась национал-социалистическая партия, называвшаяся, подобно коммунистической партии, "революционной". "Идеология Гитлера, какой бы непродуманной и неубедительной она ни казалась тем, кто не разделял ее, давала ему такой же подход к историческим процессам, а следовательно, и такую же уверенность в себе, какую марксизм давал коммунистическим вождям".

Политический, а затем и экономический успех национал-социализма в начале 1930-х гг. являлся, по словам Хайека, прямым следствием неудач социалистов, тяготевших к марксизму. К моменту прихода Гитлера к власти последними было национализировано более половины немецкой промышленности, приведенной неумелым государственным управлением в полный упадок. После непродолжительных споров национал-социализм категорически выступил против продолжения обобществления собственности. В частности, но поводу заводов Круппа Гитлер недвусмысленно заявил: "Разумеется, я их не буду трогать. Не думаете же вы, что я настолько безумен, что стану разрушать немецкую экономику? Только если Крупп не сумеет справиться и действовать в интересах нации, государство должно вмешаться, тогда и только тогда... Но для этого не нужна экспроприация... достаточно иметь сильное государство". Обобществлению собственности национал-социализм предпочел постановку собственников под полный контроль государства.

Национал-социалистическая общественная система, подчинившая немецкий народ неограниченной власти небольшой кучки людей, не являлась неким отступлением от магистрального пути истории. Национал-социализм был одной из версий коллективизма XX в., считавшего, что волей истории он идет на смену прогнившему индивидуализму.

Одна общепринятая иллюзия – быть может, самая опасная из всех, пишет Э. Фромм, состояла в убеждении, что люди вроде Гитлера якобы захватили власть над государственным аппаратом лишь при помощи вероломства и мошенничества, что они и их подручные правят, опираясь на одно лишь грубое насилие, а весь народ является беспомощной жертвой предательства и террора. Фромм заключает, что годы, прошедшие после поражения национал-социализма, со всей очевидностью показали ошибочность этой точки зрения: "Нам пришлось признать, что в Германии миллионы людей отказались от своей свободы с таким же пылом, с каким их отцы боролись за нее; что они не стремились к свободе, а искали способ от нее избавиться; что другие миллионы были при этом безразличны и не считали, что за свободу стоит бороться и умирать. Вместе с тем мы поняли, что кризис демократии не является сугубо итальянской или германской проблемой, что он угрожает каждому современному государству".

Военное поражение национал-социализма явилось одновременно и поражением национал-социалистической идеи.

Национал-социализм, как и коммунизм, является коллективистической альтернативой индивидуалистическому, или открытому, обществу. Между этими двумя основными формами социализма при всем их внешнем различии существует глубинная общность. Она охватывает те черты, которые в совокупности составляют определение понятия социализм:

  • социализм возникает не спонтанно, а по заранее выработанному плану и ставит своей целью достижение четко очерченной (или, скорее, кажущейся таковой) цели;
  • социализм не признает независимости и автономии личности, существования таких сфер жизни, в которых индивид мог бы руководствоваться исключительно собственной волей и собственными ценностями;
  • устремленность социализма к некой единой цели диктует введение централизованного планирования, замещающего конкуренцию в сфере экономики;
  • основным принципом социалистического общества является монополия, относящаяся не только к плану экономического развития, но и к безраздельно господствующей идеологии, средствам коммуникации, единственной правящей партии и т.д.;
  • социализм отождествляет общество и государство, что ведет к уничтожению гражданского общества и превращению врагов государства во врагов народа;
  • жестокость и террор социалистических режимов прямо вытекают из возвышенного стремления перестроить жизнь общества в соответствии с единой, наперед заданной и не подлежащей обсуждению целью;
  • поскольку фундаментом всех прав и свобод личности является экономическая свобода, вслед за ее уничтожением социализм ликвидирует и все другие права и свободы;
  • разные формы социализма могут ожесточенно бороться друг с другом, но основным противником для них как разновидностей коллективизма является открытое, индивидуалистическое общество;
  • социализм создает особый коллективистический стиль жизни, когда основная масса населения с энтузиазмом жертвует настоящим ради "прекрасного будущего", а страх пропитывает все поры общества;
  • социализм ведет в конечном счете к торможению экономического развития и не выдерживает конкуренции с открытым обществом в сфере экономики;
  • социализм создает "железный занавес", предназначенный в первую очередь для ограждения своих граждан от влияния извне, со стороны открытого общества.

Различия между коммунизмом и национал-социализмом заключаются в первую очередь в том, что коммунизм опирается на идею интернационализма и предполагает построение совершенного общества, способного охватить все человечество, в то время как национал-социализм намеревается обеспечить "рай на земле" только для избранной нации (расы) за счет всех остальных народов. Коммунизм выдвигает идею "новой демократии", предполагающую проведение чисто формальных выборов органов представительной власти; национал-социализм презрительно относится ко всякой демократии, считая ее "буржуазным предрассудком". Мобилизуя все ресурсы для достижения глобальной цели, коммунизм и национал-социализм в первую очередь стремятся развить централизованное планирование и ограничить частную собственность, способную уклоняться от осуществления общего плана. Коммунизм, следуя мнению всех его теоретиков, начиная с Мора и кончая Марксом, обобществляет частную собственность. Национал-социализм ограничивается тем, что ставит ее под жесткий контроль государства. В частности, Гитлер не раз подчеркивал, что социализм в более современном его понимании – это не непременное обобществление собственности, а в первую очередь обобществление душ: собственность можно в какой-то мере оставить в частных руках, если сделать собственника управляющим ею от лица социалистического государства. Коммунизм стремится опереться прежде всего на рабочий класс (пролетариат) и постоянно противопоставляет его другим классам посткапиталистического общества. Национал-социализм ищет массовую поддержку частично в рабочем классе, особенно в той его части, которая разочаровалась в коммунизме, а частично в среднем классе. Коммунизм является непримиримым противником правящих кругов буржуазного общества, намереваясь их попросту уничтожить, в то время как национал-социализм, отказываясь от национализации частной собственности и создавая иллюзию единства общества ради высоких национальных целей, привлекает в свои союзники и буржуазию. Союз с буржуазией является, однако, для национал-социализма временным и условным, поскольку основная его задача – свержение капиталистического общества и построение национал-социалистической формы социализма.

Гитлер хорошо понимал, в чем сходны и в чем различаются коммунистический (марксистский) социализм и национал-социализм. Гитлер учился у марксистского социализма эффективным методам борьбы за власть и одновременно стремился избежать ошибок "старого", как он говорил, социализма. Полемизируя со своими сторонниками, склонными поддержать пролетарскую революцию, Гитлер заявлял: "Я социалист, но совсем другого толка... Я начинал как простой рабочий. То, что вы понимаете под социализмом, не что иное, как марксизм. Смотрите: огромное большинство рабочих жаждет только одного: хлеба и зрелищ. Им не нужно никаких идеалов, и нечего надеяться привлечь рабочих по-настоящему, если мы будем апеллировать к идеалам... Нет и не бывает никаких революций, кроме расовых: нет политических, экономических или социалистических революций, всегда и всюду есть только борьба низшей прослойки низшей расы против господствующей высшей расы, и если эта высшая раса пренебрегает законом своего существования, она проигрывает". По поводу национализации промышленности

Гитлер отвечал с раздражением: "Из-за демократии мир лежит в руинах, и тем не менее вы хотите распространить ее и на экономическую сферу. То будет конец немецкой экономики... Капиталисты проложили себе путь наверх благодаря своим способностям. И на основе происшедшего отбора – что еще раз доказывает, что они высшая раса, – они имеют право стоять наверху".

Коммунистический социализм и национал-социалистический социализм существенно различны. Но тем не менее очевидно, что это две разные формы социализма, два варианта коллективизма постиндустриального общества.


Top