Великобритании и аргентине война была нужна. Фолклендская война

Главный вектор силы в послевоенный период на геополитическом уровне сместился на океанские направления – и не только из-за развертывания там МСЯС. Однако при всем размахе и масштабности вооружений и уровня противостояния ни у одной из стран не было полноценного боевого опыта применения ВМС вплоть до фолклендского конфликта между Великобританией и Аргентиной в 1982 году, который несет в себе признаки настоящей морской войны.

Для специалистов Фолклендский кризис позволил с высокой степенью достоверности проверить правильность основных концепций и направлений в строительстве флотов, развитии морских вооружений, а также приемов и способов боевых действий (БД) на море.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОНФЛИКТА

Зарождение военных конфликтов всегда было делом запутанным и неоднозначным. Фолклендский не стал исключением. Фолклендские, или в аргентинской редакции – Мальвинские острова, формально лишенные полезных ископаемых и расположенные в местах с суровым климатом, удаленные от оживленных международных морских путей, едва прокармливали несколько тысяч овец и кучку фермеров-экстремалов.

Инфраструктура архипелага соответствует его заброшенности. На нем несколько взлетно-посадочных полос, не способных обслуживать современные реактивные самолеты, и слабо развитая система морского базирования.

Из-за чего же на самом деле разгорелся конфликт? Не будет большой ошибкой заявить, что своим происхождением он обязан игре больших политических амбиций. В Аргентине к власти пришел очередной полувоенный режим с предвыборными лозунгами и обещаниями националистического толка, среди которых фигурировало и возвращение Мальвин (спорной территории).

В военном отношении режим ощущал уверенность: недавно приобретенный французский авианосец в составе своего авиакрыла содержал не только «Скайхоки» с бомбами, но и новейшие французские «Супер-Этандары» с ПКР «Экзосет», способные, не входя в зону ПВО отряда боевых кораблей, нанести ему серьезное поражение. Успех авиации готовы были развить эскадренные миноносцы (ЭМ) и фрегаты управляемого ракетного оружия (ФР УРО).

Группировка боевой авиации Аргентины насчитывала до 200 единиц . Подготовленность экипажей традиционно имела высокую репутацию. Все это выглядело солидно и не могло не подталкивать аргентинских стратегов «пощекотать» старушку Англию.

В это время военно-политическое руководство Великобритании стремилось усовершенствовать МСЯС на основе ракет «Трайдент» за счет ВМС. Из-за этого флот едва сводит концы с концами, под сокращение в 1982 году попали оба действующих авианосца, несколько кораблей основного класса, важнейшие элементы инфраструктуры, существенная часть персонала. И без того позиции «Владычицы морей» не выглядели убедительно по сравнению с Францией, а по ряду позиций (по качеству и количеству надводных кораблей основного класса) – и с Японией.

В связи с этим руководство военного ведомства не находило возможным ни оборонять, ни тем более завоевывать Фолкленды обратно. Не вызывает сомнений, что эти затруднения и настроения в Великобритании были известны аргентинской стороне. Тем не менее, в апреле 1982 года на архипелаге высадился солидный контингент британских войск с легкой штурмовой авиацией и вертолетами. Заодно британцы прихватили и Южную Георгию.

Архипелаг располагался от материковой части Аргентины менее чем в 400 милях, в то время как от метрополии был удален на 8000 миль. Надвигалась антарктическая зима, до ее наступления оставалось не более двух месяцев. Одним словом, не лучшее время и место для боевых действий и даже обычного мореплавания. Но, несмотря на неподходящие условия, первый морской лорд Великобритании адмирал Генри Лич запросил разрешение у премьера Маргарет Тэтчер начать формирование оперативного соединения (ОС) для отправки в Южную Атлантику.

ПОДГОТОВКА И ВЕДЕНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

На этапе отмобилизования и развертывания формирование авангарда ОС началось из положения планового учения «Спрингтрейн» в Гибралтаре за счет кораблей-участников. Они оказались на 2000 миль ближе к очагу конфликта. Развертывание началось под флагом командующего 1-й флотилией надводных кораблей контр-адмирала Вудворда. Вскоре собрались и остальные силы ОС.

Первыми во всеобщей исключительной зоне, в пределах которой можно было вести боевые действия против Аргентины, оказались три атомные подводные лодки (ПЛА) королевского флота. Считалось, что этого более чем достаточно для материального закрепления объявленной блокады островов, которые Аргентина не уставала подпитывать все новыми контингентами сил.

Кроме группировки ПЛА в состав экспедиционных сил Великобритании вошли еще две: ударная группировка (УГ) с двумя легкими авианосцами в ядре и амфибийное соединение (АГ) . Впоследствии в районе БД выделится еще и группировка плавучего тыла.

Английским кораблям предстояло преодолеть 6000–8000 миль в районы, совершенно лишенные каких-либо признаков берегового базирования . Примерно в середине маршрута развертывания был последний клочок суши, используемый в качестве тылового пункта базирования – остров Вознесения. Здесь произошел сбор основных сил 317-го ОС Королевского флота, после чего контр-адмирал Джон Вудворд доложил командующему ВМС адмиралу Дж. Филдхаусу, возглавлявшему специально созданный штаб, решение на операцию, известную впоследствии, как «Корпорейт».

В это же время было проведено планирование, брифинги по всем видам БД, обеспечения, инструктажи, ориентирование, предварительная постановка задач силам, окончательная приемка запасов в условиях стоянки на рейде. Дальше все работы происходили в открытом океане, как правило, на ходу.

18 апреля флот продолжил развертывание. Адмирал Филдхаус улетит в Лондон, чтобы там, на самом высоком уровне, защищать план операции, принятой вблизи «переднего края», отстаивая каждый его пункт, без чего невозможно управлять войной, происходящей за 8000 миль от Адмиралтейства.

Основа замысла решения командующего ОС состояла в том, что все действия, включая захват Фолклендских островов, нужно завершить не позже середины июня. Позже гидрометеоусловия были не совместимы не только с ведением БД, но и просто пребыванием в этих водах корабельного состава и авиации, осуществляющих огневую поддержку и обеспечение сил на берегу.

Обратным отсчетом, беря минимально необходимое время для действий десанта на берегу, определялась предельная дата начала высадки 20–21 мая. Таким же образом определялись и сроки прибытия британского ОС на ТВД (во всеобщей исключительной зоне) 1 мая для завоевания господства на море и превосходства в воздухе.

Первые выстрелы этой войны прозвучали, а счет потерям открылся на острове Южная Георгия, где специально выделенной тактической группой кораблей была выведена из строя и захвачена аргентинская субмарина «Санта Фе» и поднят британский флаг.

Завершение развертывания знаменуется серией воздушных ударов по аэродромам Порт-Стэнли и Гус Грин. Сначала стратегический бомбардировщик «Вулкан» с острова Вознесения в ночь на 1 мая с большой высоты нанес бомбовый удар по Порт-Стенли. Успех с рассветом развили палубные «Си Харриеры».

Надводные корабли в это время вели артобстрел береговых объектов и контрольный поиск подводных лодок противника. В завязавшихся воздушных боях у аргентинской авиации было почти 10-кратное превосходство, но британские «Си Харриер» по эффективности превосходили «Сайдвиндеры», находящиеся на вооружении ВВС Аргентины. Главной задачей первого дня была скрытная высадка оперативной группы спецназа для разведки позиций противника и выбора места будущего десанта.

Борьба за господство на море разворачивалась по классическим канонам и с большой остротой. Аргентинский флот, заблаговременно завершив боевое развертывание, охватил своим боевым порядком прибывшее ОС англичан с двух сторон – с северо-востока и с юго-запада. В качестве отвлекающих и обеспечивающих ударов предусматривалось массированное применение и авиации берегового базирования.

Английские ПЛА не смогли обнаружить надводные корабли противника . Когда же, наконец, ПЛА «Конкерор» обнаруживает аргентинский крейсер, начинаются накладки, связанные с несовершенством управления субмариной, а также сложностью слежения за надводными кораблями на мелководье. Все же аргентинский крейсер в результате торпедной атаки был потоплен.

Принято считать, что именно потеря крейсера заставила аргентинское командование вернуть флот в базы. На самом деле аргентинские моряки горели жаждой отмщения, но нанести смертельный удар по английскому ОС помешала погода. Аргентинский флот вернулся в базы и больше территориальных вод не покидал.

Формально борьбу за господство на море на этом можно было бы считать законченной, однако ожесточение в противостоянии сил не спадает. На первый план выходит ударная аргентинская авиация, и английский флот начинает нести существенные потери. Эсминец «Шеффилд», можно считать, был потерян по головотяпству его командования. Будучи в ПВО-ПРО дозоре, на нем оказались выключены РЛС, снижена готовность, корабль не нес вахты в сетях обмена информацией и предупреждения ради получения хорошего качества радиосвязи с Лондоном.

В результате аргентинцы расстреляли его крылатыми ракетами с низколетящих «Этандеров». Через 10 суток выживший в той атаке и проявивший себя с самой наилучшей стороны однотипный «Глазго» был тяжело поврежден. У командования ОС после этого появились сомнения в эффективности их лучших ЗРК «Си Дарт» и «Си Вулф».

Судя по потерям, наибольшей интенсивности БД достигают с началом высадки, ибо до завоевания превосходства в воздухе было далеко и проблема решалась простым «перемалыванием» аргентинской авиации, рвущейся к району высадки и якорной стоянке десантных кораблей и транспортов.

Сама высадка 21 мая прошла гладко и без потерь, однако уже к 25 мая общее число потопленных английских кораблей достигает четырех единиц, практически все остальные корабли имеют множественные боевые повреждения. Цена достаточно высокая, хотя удалось сохранить все десантные и транспортные корабли, особенно с десантом, а также авианосцы. Потери оказались обусловлены еще и неэффективностью ЗРК «Рапира». Потери англичан в корабельном составе здесь могли оказаться несравненно более тяжелыми, прояви авиационное аргентинское командование больше умения и предприимчивости в управлении силами.

Вместе с тем это воздушное наступление на противодесантном направлении, равно как и предыдущие БД в воздухе, стоили аргентинским ВВС и ВМС не менее трети всей боеготовой авиации и потери самых опытных летчиков. Именно в этот момент командование ВВС Аргентины признает свои авиационные силы подорванными, а подобную цену за Фолкленды – неприемлемой. Уходя, аргентинская авиация, что называется, громко хлопнула дверью.

Речь идет о поражении переоборудованного в авиатранспорт контейнеровоза «Атлантик Конвейер». В прекрасно спланированном рейде аргентинских «Супер Этандаров», приуроченном к национальному празднику Аргентины, контейнеровоз, имеющий сходную с «Гермесом» радиолокационную заметность, принял на себя удар двух «Экзосетов». Одна ракета сразу навелась на него, вторая, будучи отведенной от «Гермеса», тоже навелась на контейнеровоз и добила его.

Судно было до отказа набито ценнейшим для экспедиционных сил грузом: три тяжелых вертолета типа «Чинук», пять «Уэссексов», солидный запас кассетных бомб для «Харриеров», оборудование для быстрого создания взлетной полосы в бухте Карлос, огромное количество запасных частей к вертолетам, запасов и снаряжения. Кроме того, контейнеровоз, будучи специально переоборудованным по мобилизационному плану, служил третьей полетной палубой в ОС.

Однако плацдарм был уже захвачен, войска и снаряжение – на берегу, что же касается потери «Атлантик Конвейер», то это был неприятный, но не определяющий момент. Авианосцы удалось сохранить – и это главное. Несмотря на задержки, действия английских войск на берегу развивались успешно, и к середине июня противник капитулировал.

РОЛЬ КОМАНДУЮЩЕГО И УПРАВЛЕНИЕ В ОПЕРАЦИИ

Роль командующего в любой кампании или операции является определяющей или близкой к тому. В столь сложной и специфической операции, как эта, – особенно. При том, что просматривался конфликт переднего края океанского ТВД с Адмиралтейством.

Случай с адмиралом Вудвордом – особый, психологически усугубляемый тем обстоятельством, что он чуть ли не до конца операции находился в «подвешенном состоянии» – нечто вроде врио командующего. Хитроумные начальники держали его «на цыпочках», в любой момент готовые заменить более опытным и «достойным» «двухзвездным» адмиралом. Это не помешало, впрочем, Адмиралтейству «жать» из Вудворда «сок» по полной схеме.

Зато в случае успеха – как оно и случилось – у британского Адмиралтейства появился повод скромно потупившись заметить, что случай с Вудвордом только подтверждает, что каждый их даже самый молодой адмирал, внезапно «выдернутый» из любого места, готов возглавить экспедиционные силы и выиграть войну где угодно, даже на другом конце света.

К чести адмирала Вудворда, он достойно перенес и это непростое психологическое испытание, продемонстрировав черты и качества настоящего адмирала. Что такое груз ответственности командующего? Еще на этапе развертывания смывает штормом людей за борт, падают в воду вертолеты, едва не сбили рейсовый лайнер, приняв его за ежедневно досаждающий аргентинский разведывательный самолет. Об этом адмирал наверняка с содроганием вспоминает по сей день.

О Вудворде теперь принято говорить, что он провел первую в истории компьютерную войну на море. Это можно понимать по-разному. Автору этих строк, в то время «фланирующему» на своем атомоходе проекта 671РТМ между Персидским и Аденским заливами, Сейшелами и прилегающим морями, ближе и памятнее такая особенность компьютерного вооружения, как его надежность.

Неоправданно сложные и недостаточно еще надежные, эти системы вводили специалистов и командиров в ступор уже сами по себе. А тут еще постоянный дефицит охлаждения, сопутствующая ему 100-процентная влажность, морская соль, мгновенно выступающая на контактах и разъемах. Между тем залп главным оружием и залп на самооборону должны последовать вовремя и неотвратимо, а не тогда, когда специалисты будут готовы, дважды, четырежды перезапустив систему.

Поэтому никогда не забуду своих вычислителей и акустиков – специалистов от бога. За ними никогда не было задержки и даже заминки. У Фолклендов подобные проблемы стоили жизни кораблям и людям, достаточно вспомнить обстоятельства поражения эсминца «Ковентри».

Насколько мог воздействовать на эту проблему командующий? Во всяком случае, он не оставался безучастным, непрерывно совершенствуя элементы боевого порядка, приемы и способы решения задач ПВО и ПРО. Начать следует с принятия им решения на операцию – при абсолютном дефиците данных, что называется, «решение в седле». О качестве его решения, как и последовавшего планирования БД, говорит тот факт, что практически ни один его пункт не был оспорен в Адмиралтействе. Реализация этого плана, не допустившая отступления по срокам более чем на одни сутки, раскрывает другую черту характера командующего: твердость в реализации плана войны. За этой твердостью стоит скрупулезность в выполнении всего перечня мероприятий, позволяющих своевременно перейти к следующему этапу действий.

О многом в характере и стиле командования адмирала говорит его отношение к прямым или косвенным виновникам тяжелых потерь флота, таким как командир эсминца «Шеффилд» – пример откровенного заштатного головотяпства – и эсминца «Ковентри», своим несогласованным маневрированием в момент атаки аргентинцев заблокировавшим директрису стрельбы ЗРК «Си Вулф» с «Бриллианта», что привело к прорыву аргентинской авиации и нанесению «Ковентри» смертельного поражения.

Вудворд оставил за ними право на накопившуюся боевую усталость и ее последствия. К тому же действия «Ковентри», его командира и экипажа до этого были выше всяких похвал, безупречны и мужественны. Вудворда характеризует готовность воевать теми силами, которые у него есть, и решительностью отстаивать свое мнение «наверху».

Непреклонность и железная воля командующего в достижении цели особенно проявилась в проведении противоминной разведки проходов к пункту высадки боевыми кораблями. Он понимал, что главные события войны развернутся после высадки. Нельзя не отметить и выдержки британского командующего, когда он держал авианосцы за пределами выявленной досягаемости аргентинских «Этандеров», не поддаваясь азарту боя.

Военные потери составили:

Великобритания — 258 человек, 2 фрегата, 2 эсминца, 1 контейнеровоз, 1 десантный корабль, 1 десантный катер.

Аргентина — 649 человек, 1 крейсер, 1 подводная лодка, 1 сторожевой катер, 4 транспортных судна, 1 рыболовный траулер.

И в завершение этого анализа роли и места командующего остается еще раз напомнить историческую нагрузку его сложнейшей и ответственной миссии. Впервые за 37 мирных послевоенных лет именно адмиралу Вудворду пришлось отстаивать планку британского флота, британского моряка, британского адмирала. И еще один важный вывод. Система подготовки командиров кораблей, с их универсальным прохождением службы, полностью себя оправдала.

УРОКИ, ВЫВОДЫ И ОТКРОВЕНИЯ

Обилие фактического материала, предоставленного опытом этой войны для целей совершенствования программ строительства флота, его вооружений, приемов и способов применения сил флота, оказалось востребовано морскими державами совершенно по-разному. Как ни странно, в максимальной степени – ВМС США, в гораздо меньшей степени – нами и Великобританией.

Фолкленды подтвердили предположение, что конфликт высокой интенсивности, где хотя бы один из участников – ядерная держава, скорее всего, станет развиваться в безъядерном варианте . Встал вопрос о достаточности и уровне вооружения тактического плана.

Хитрость послевоенного кораблестроения, полагающего, что оно решило извечную весовую проблему за счет применения легких сплавов для надстроек и других конструкций, когда в ограниченном водоизмещении сделалось доступным разместить гораздо большие объемы вооружения, дорого стоила английским морякам. Во всех случаях боевого поражения кораблей возникали тяжелые пожары. Легкий металл надстроек горел и плавился, крайне затрудняя тушение пожаров. Не выдержали огня и полимерные отделочные материалы.

Удивительно бледно выглядели на фоне других сил атомные субмарины, особенно их поисковые и ударные возможности . Выводы были сделаны незамедлительно: теперь противокорабельные ракеты развернуты даже на дизельных и неатомных подводных лодках с применением из торпедных аппаратов.

Конфликт со всей очевидностью подтвердил, что самую большую опасность представляют собой средства воздушного нападения (СВН), способные действовать на малых и сверхмалых высотах . Целый арсенал корабельных ЗРК на английском флоте (не менее четырех типов) не обеспечил гарантированной защиты от низколетящих СВН. Без системы дальнего радиолокационного обнаружения флоту сегодня в море делать нечего.

Американцы сделали выводы и создали систему «Иджис», упорным совершенствованием превратившуюся в оружие ПРО. В основе самого понятия БД у них – постоянно висящие над сушей и морем «Аваксы» и «Хокаи».

Уроки кризиса весьма откровенно ставят вопрос об актуальности и превосходстве комплексов вооружения перед самыми совершенными унитарными образцами, как подхода к решению боевых задач . Аппаратура обеспечения ночных полетов, более совершенный радиолокатор и американские ракеты «Сайдвиндер» обеспечили «Си Харриеру» превосходство в воздухе перед самыми современными аргентинскими самолетами, незадолго до этого приобретенными во Франции, Швеции, Израиле. В США вскоре после конфликта повсеместно появились высокоэффективные разведывательно-ударные комплексы.

Наступление торпедного кризиса можно было различить уже тогда, в ходе БД на Фолклендах . Из-за неуверенности в надежности новых торпед «Тайгерфиш» атаковать единственную утопленную подводным оружием цель в войне пришлось оружием II мировой войны – торпедой МК-8. Да и аргентинскую подводную лодку, вооруженную американскими торпедами МК-37, преследовали неудачи.

Неожиданно невысокой оказалась противолодочная эффективность ОС. Аргентинская субмарина довольно долго «толкалась» среди английских кораблей и якобы даже пыталась атаковать их. Но ее никто не обнаружил!

Чем же интересен этот опыт именно нам – тогда и сейчас? Не следует забывать, что ВМФ с Королевским флотом объединяло то обстоятельство, что они сходным образом решали важнейшую проблему авианизации. Феномен боевого самолета с вертикальным и укороченным взлетом и посадкой был достигнут только Великобританией и СССР. Даже США, с их неограниченным авиакосмическим потенциалом, на этом поприще потерпели фиаско.

Это сулило небывалые девиденды в области морских вооружений. Отпадала необходимость ввязываться в изнурительную разорительную и, в общем-то, безнадежную гонку по строительству и вооружению гигантских авианосцев. Проблема обзаведения сбалансированным флотом на значительном отрезке времени получала шанс реализации чуть ли не в мобилизационном варианте.

Считавшийся до этого не вполне полноценным боевым самолет с укороченным взлетом и вертикальной посадкой при работе в системе без труда достигал превосходства над «полноценными» современными боевыми машинами противника. Конечно, «Харриер» получился заметно лучше нашего Як-38, прежде всего благодаря мощному единому двигателю. Но на подходе у нас уже были не просто лучшие, а принципиально новые машины этого типа, в том числе – сверхзвуковые, сулившие огромные перспективы.

Чудовищная непоследовательность в строительстве флота, происходящая от извращенной структуры, так и не позволила ВМФ обрести палубную авиацию как род сил на постоянной основе и достичь, наконец, заветной сбалансированности . Жизнь показывает, что мир возвращается к этой идее.

Королевский флот сделается недосягаемым с вводом в строй нового авианосца «Куин Елизабет», эсминцев типа 45 («Дэринг») и новых многоцелевых ПЛА с объявленным на них новым вооружением. Ведь он еще вооружен и самым передовым военно-морским мышлением, что убедительно подтвердили итоги и результаты Фолклендского кризиса.

Фолклендские (Мальвинские) острова включают в себя 2 крупных и около 200 мелких островов, расположенных в юго-западной части Атлантического океана; они находятся на расстоянии 13 тысяч км от Англии и 400 км от Аргентины.

История конфликта вокруг этих островов насчитывает не менее 150 лет. В 1820 году после провозглашения независимости от испанской короны, Аргентина заявила о своих правах на Фолклендские (Мальвинские) острова, а в 1829 году учредила на них свою военную администрацию.

В 1833 году Великобритания послала к островам свой десант и выдворила аргентинцев вместе с их военным губернатором; архипелаг был объявлен английской колонией.

С 60-х годов ХХ века Аргентина усилила дипломатическую активность за ликвидацию колониального режима на Фолклендах и распространение своего суверенитета на острова. Эта проблема даже рассматривалась на заседании ООН, и большинство высказалось за деколонизацию.

В 1972 году Аргентина построила аэродром и установила телефонную связь. В 1976 году началось научное сотрудничество. Но правительство Англии не предоставило фолклендцам равных прав с жителями Соединенного Королевства Великобритании и даже отказало им в праве владения собственностью на островах. Отношения заметно обострились, когда в 1975 году английское правительство направило на Фолкленды комиссию во главе с лордом Шелктоном для изучения экономических возможностей архипелага - произошел обмен резкими нотами и послы обеих стран были отозваны до 1979 года.

После прихода к власти в мае 1979 года консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер англо-аргентинские отношения еще больше ухудшились, а переговоры в Нью-Йорке в апреле-мае 1980 года зашли в тупик. Дипломатическое решение территориального спора показалось военному правительству Аргентины уже невозможным, и оно перешло к решительным действиям.

19 марта 1982 года на о. Южная Георгия высадились несколько десятков аргентинцев - рабочих компании по переработке железного лома; они намеревались разобрать старую китобойную станцию. В соответствии с соглашением 1971 года они получили разрешение на въезд у английского посольства в Буэнос-Айресе, но власти острова заявили, что договоренность 1971 года не распространяется на остров Южная Георгия. Однако высадившиеся аргентинцы подняли на острове свой национальный флаг. Английские войска, находившиеся на архипелаге, попытались выдворить аргентинских рабочих, но министр иностранных дел Аргентины Н. Коста Мендес заявил, что "аргентинцы работают на аргентинской территории и будут продолжать работать под защитой аргентинского правительства".

2 апреля 1982 года аргентинские войска под командованием генерала М. Менендоса, осуществляя операцию "Суверенитет", высадились на Фолклендах, которые защищала одна рота королевских морских пехотинцев Великобритании (около 80 человек), дислоцировавшаяся в Порт-Стенли и прекратившая сопротивление по приказу английского губернатора Р. Ханта.

Жертв (включая даже раненых) не было. Новым губернатором, теперь уже на Мальвинах (Фолклендах), стал генерал М.Б. Менендос; 7 апреля состоялась очень торжественная церемония вступления его в должность. Высадка воинских подразделений Аргентины на Фолкленды диктовалось внутренними причинами. Военная хунта во главе с генералом Леопольдо Галтьери оказалась накануне экономического краха: промышленное производство прекратилось, внешняя задолженность во много раз превысила бюджет, внешние займы прекратились, инфляция составляла 300 процентов в год. Глава хунты надеялся с помощью маленькой победоносной войны поднять престиж своего военного режима.

В тот день, когда аргентинские войска высадились на Фолклендах (2 апреля 1982 года), Лондон разорвал дипломатические отношения с Буэнос-Айресом, заморозил аргентинские авуары в британских банках, запретил продавать Аргентине военную технику и оружие.

В ответ аргентинское правительство наложило запрет на платежи британским банкам. После известия об отправке британского флота в Аргентине начались призывы резервистов. На Фолкленды были переброшены дополнительные войска, аэропорт в Порт-Стэнли (Пуэрто-Архентино) приспосабливался для обслуживания военных самолетов. В то же время было очевидно нежелание Аргентины развязывать активные боевые действия, ее крупные военные корабли не заходили в 200-мильную зону, избегая столкновения с британскими подводными лодками.

3 апреля 1982 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию N 502, призывавшую конфликтующие стороны решить спор путем переговоров; при этом большинство членов Совета Безопасности высказались за вывод аргентинских войск с Фолклендских (Мальвинских) островов. СССР и еще три страны при голосовании воздержались, так как требование о выводе аргентинских войск было равносильно возвращению островов Англии. Панама проголосовала против резолюции. Буэнос-Айрес выражал готовность начать переговоры, но вывести войска отказался.

Во второй половине апреля в Англии заговорили уже о неизбежности применения силы. 25 апреля с военных кораблей был высажен десант, и английские войска заняли о. Южная Георгия, расположенный в 800 милях восточнее Фолклендов и находившийся вне зоны действия аргентинской авиации. После артиллерийского обстрела английский десант занял населенные пункты Грютвикен и Лейт.

26 апреля генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр призвал Великобританию прекратить военные действия, но его обращение было в резкой форме отвергнуто премьер-министром Англии. Великобритания продолжала эскалацию конфликта.

30 апреля в 11.00 по Гринвичу было объявлено о введении полной морской и воздушной блокады островов. С этого времени английские войска рассматривали как вражеские любые суда и самолеты, в том числе гражданские, оказавшиеся в 200-мильной зоне. Аэропорт в Порт-Стэнли был объявлен закрытым. Английская авиация нанесла удары по оборонительным позициям аргентинских войск на Фолклендах (Мальвинах), в результате которых были повреждены оба имевшихся там аэродрома, нанесен значительный ущерб аргентинским истребителям и вертолетам.

2 мая английская подводная лодка торпедировала аргентинский крейсер "Хенераль Бельграно" , причем в 36 милях от 200-мильной зоны, объявленной самими же англичанами. Погибли 368 членов экипажа.

Эта неоправданная мера вызвала возмущение общественного мнения во всем мире. В ответ аргентинские войска активизировали свои действия: был затоплен крупнейший английский эсминец "Шеффилд", на котором погибло 30 человек. Но это не остановило Англию, направившую к Фолклендам эсминец "Экстер" и 4 фрегата, а также пассажирский лайнер "Куинн Элизабет II", доставивший еще 3 тысячи солдат. Затем в район боевых действий было послано еще десять военных кораблей и транспортное судно "Канберра" с 2,5 тысячами солдат на борту. На завершающем этапе операции у Фолкленд было собрано около 100 английских кораблей и 20 тысяч военнослужащих.

Правительство Англии предъявило Аргентине ультиматум, потребовав вывести войска с островов в течение 48 часов, а зону военных действий сузило до 12 миль и перешло к решительным действиям. 2 мая английский фрегат потопил аргентинский танкер, а через несколько дней были обстреляны с кораблей и подверглись бомбардировке с воздуха Порт-Стэнли и Порт-Дарвин. Кроме того, британские истребители-бомбардировщики "Харриер" потопили аргентинское рыболовное судно "Нарвал". Эта бессмысленная жестокость также вызвала возмущение во всем мире.

В середине мая англичане осуществили рейд на островок Пебл и уничтожили находившиеся там аргентинские самолеты и склады оружия.

21 мая начался штурм Фолкленских островов британскими войсками. Десантные отряды высадились одновременно в различных пунктах островов.

26 мая правительство Аргентины изложило свои пожелания по улаживанию конфликта: обсуждение в ходе переговоров судьбы не только Фолклендов, но и зависимых территорий; отвод войск обеих сторон в течение 30 дней на свои базы; управление ООН на переходный период и отмена ограничений, препятствовавших поселению на островах аргентинцев.

30 мая аргентинская авиация серьезно повредила один из самых мощных кораблей ВМС Англии - авианосец "Инвинсибл" водоизмещением 20 тысяч тонн, имеющий 900 человек экипажа и новейшее ракетное вооружение.

4 июня в Совете Безопасности ООН был выдвинут проект резолюции, призывающий обе стороны немедленно прекратить огонь, но Великобритания и США наложили на нее вето.

12 июня началось массированное наступление британской морской пехоты и парашютистов на Порт-Стэнли. Мощная бомбардировка привела к жертвам среди местного населения.

После окружения английскими войсками Порта-Стэнли 14 июня 1982 года было достигнуто соглашение о прекращении боевых действий, а 15 июня английский генерал Мур принял заявление о капитуляции от аргентинского генерала Менендоса, но официального соглашения между Англией и Аргентиной заключено не было.

Использованы материалы с сайта http://100top.ru/encyclopedia/

Здесь читайте:

Хронология Фолклендского конфликта (там же вся история Аргентины в XX веке)

История Великобритании в XX веке (хронологическая таблица)

Основные события 1982 года (хронологическая таблица)

Реальная война, с точки зрения порядка и организации, удивительно похожа на охваченный пожаром бордель. Фолклендский конфликт не был исключением – цепь морских и сухопутных сражений в Южной Атлантике, гремевших в мае-июне 1982 года, стала хорошим примером того, как выглядят на практике современные военные действия.


Бредовый конфликт на краю Земли, в котором «бодались» не слишком обеспеченная Аргентина с обнищавшей Великобританией. Первой срочно понадобилась «маленькая победоносная война» и она не нашла ничего лучше, чем развязать территориальный спор 150-летней давности. Британцы приняли вызов и отправились защищать честь Британской империи за 12 000 миль от родных берегов. Весь мир с удивлением следил за «спором двух лысых из-за расчески».

Как это часто случается, «маленькая победоносная война» превратилась в жестокое поражение. Аргентина оказалась совершенно не готова к ведению сколь-нибудь серьезных боевых действий. Всего шесть противокорабельных ракет АМ38 «Экзосет», два самолета-заправщика и два более-менее исправных самолета дальнего радиолокационного обнаружения SP-2H «Нептун». Флот – бестолковые «огрызки» флотов ведущих держав:

Грозный крейсер «Хенераль Бельграно» - старый американский крейсер «Феникс», чудом избежавший гибели в бухте Перл-Харбора во время японского нападения. От судьбы не уйдешь – спустя 40 лет «Феникс»-«Бельграно» был все-таки потоплен в Атлантике.

Супер-авианосец «Бентисиско де майо» - бывший голландский «Карел Дорман», первоначально британский авианосец HMS Venerable, спущенный на воду в 1943 году;

Эскадренные миноносцы «Ипполито Бушар» и «Луис Пьедрабуэна» - бывшие американские эсминцы типа «Аллен М. Самнер» тоже времен Второй мировой.

Не правда ли, сомнительные силы для нападения на страну, которая с 1588 года по начало 40-х годов ХХ века не знала себе равных на морских просторах?

Флот королевы идет на Юг

«Великую победу» Британского флота иначе как случайностью не назовешь: треть кораблей эскадры Её Величества получили попадания аргентинскими бомбами! К счастью для британцев, аргентинские летчики использовали ржавые американские боеприпасы – пролежав тридцать лет на складе, они почему-то отказались взрываться.


Взрыв погребов боезапаса фрегата "Энтилоуп"


Маленький фрегат «Плимут» получил с неба 4 «подарка», но ни одна из бомб не сработала должным образом.

Эсминец «Глазго» - прямое попадание 1000-фунтовой авиабомбы. Пробив несколько палуб, опасный предмет скатился в машинное отделение, но... взрыва не произошло.

Фрегат «Антрим» - прямое попадание 1000-фн. авиабомбы. Аргентинских летчиков опять подвел взрыватель.

Фрегат «Броудсворд» - неудачно сброшенная 500-фн. бомба срикошетила от гребня волны и порвала фрегату борт. Она черной тенью пронеслась по внутренним помещениям корабля, круша на своем пути хлипкие переборки и механизмы, вылетела на полетную палубу, раздавила вертолет, и … махнув на прощанье обрубками стабилизаторов, упала в воду.

Фрегат «Аргонавт» - тяжелые повреждения от двух неразорвавшихся авиабомб. Корабль утратил боеспособность.


Гибель фрегата "Энтилоуп"


Высадка британского десанта висела на волоске:

Десантный корабль «Сэр Ланселот» - на подходе к Фолклендским островам получил прямое попадание 1000-фн. авиабомбой. К счастью для британцев, детонации не произошло – в противном случае, корабль, до краев нагруженный морскими пехотинцами и снаряжением, превратился бы в адскую жаровню.

Десантный корабль, «Сэр Гэлахэд», тоже мог погибнуть в пути – в открытом океане «Сэр Гэлахэд» получил страшный удар 1000-фн. бомбой, которая, в очередной раз, пощадила британцев
Впрочем, корабль так и не смог уйти от судьбы: штурмовики ВВС Аргентины сожгли «Сэр Гэлахэд» вовремя высадки в Блафф Коув. К тому моменту, большая часть морпехов высадилась на берег, тем не менее, вместе с кораблем сгорело 40 человек.

Третий десантный корабль, «Сэр Тристрам» во время высадки морских пехотинцев в Блафф Коув, подвергся яростным атакам аргентинской авиации, в результате в его палубе застряла 500-фн. бомба. Британские моряки и морпехи в ужасе бросились в ледяную воду – подальше от опасного «аттракциона». «Гуманная» бомба, подождав, когда корабль покинет последний матрос, была немедленно приведена в действие. «Сэр Тристрам» горел несколько часов – страшно представить, если бы в это момент на борту находились сотни морских пехотинцев.


"Сэр Тристрам" возвращается с войны


Кстати, во время налета на Блафф Коув, аргентинцам, помимо двух десантных кораблей, удалось серьезно повредить один из 200-тонных лихтеров с британским десантом (впоследствии затонул).

Всего, согласно статистике, 80% аргентинских бомб и ракет, поразивших корабли Её Величества, не сработали штатным образом! Легко представить, что бы случилось, взорвись они все – «Глазго», «Плимут», «Аргонавт», десантные корабли – все бы они неминуемо погибли. Потеряв треть эскадры, Великобритания лишилась возможности вести боевые действия на другом конце Земли и проиграла Фолклендскую войну. Воистину, британцы были в шаге от катастрофы!

Но и 20% сдетонировавших боеприпасов оказалось более чем достаточно, чтобы уничтожить шесть кораблей британской эскадры!
- эсминец «Шеффилд» - сгорел от неразорвавшейся ПКР «Экзосет»;
- эсминец «Ковентри» - погиб под бомбами аргентинских штурмовиков;
- фрегат «Ардент» - многочисленные попадания авиабомб, взрыв погребов боезапаса;
- фрегат «Антилоуп» - две неразорвавшиеся бомбы, детонация при попытке разминирования;
- авиатранспорт «Атлантик Конвейор» - одновременное попадание двух ПКР «Экзосет»;
- уже упоминавшийся ранее десантный корабль «Сэр Гэлахэд» - повреждения оказались настолько тяжелыми, что англичанам пришлось затопить корабль в Атлантике.

ВВС Аргентины, путь к победе

Просто удивительно, как ВВС Аргентины смогли нанести такой ущерб своими ограниченными силами. На тот момент аргентинцы располагали всего шестью (!) противокорабельными ракетами авиационного базирования и таким же количеством их носителей – новейших истребителей-бомбардировщиков «Супер-Этандар» французского производства. Причем, последний шестой «Супер-Этандар», успевший прибыть в Аргентину до начала войны, не смог подняться в воздух по вполне банальной причине – отсутствию части авионики.

В боевых действиях эпизодически участвовали 10 устаревших бомбардировщиков «Канберра», приобретенных в Великоритании в начале 70-х годов - аргентинцы добились лишь того, что потеряли 2 машины, без какого либо успеха.


Атакуют А-4 "Скайхоук"!


Эффективное применение аргентинских «Даггеров» и «Миражей» оказалось невозможным – взлетно-посадочная полоса на Фолклендских островах была слишком коротка для современных сверхзвуковых самолетов, и ВВС Аргентины пришлось действовать с аэродромов на континенте. Ввиду отсутствия на «Даггерах» и «Миражах» системы дозаправки в воздухе, они могли добраться до зоны боевых действий лишь с минимальной бомбовой нагрузкой. Боевые вылеты на пределе радиуса действия не обещали ничего хорошего, и от активного использования современных истребителей-бомбардировщиков пришлось отказаться.

Примечание. «Даггер», он же «Нешер» - нелицензионная израильская копия французского истребителя-бомбардировщика «Мираж 5». Отслужившие свое израильские машины, пройдя модернизацию, продавались Аргентине. Вот на такой «рухляди» приходилось летать аргентинским мучачос!

Ключевой ударной силой аргентинской авиации стали дозвуковые штурмовики А-4 «Скайхоук»: уже изначально приспособленные для дальних боевых вылетов, старые машины превратились в грозное – подавляющая часть потерь британского флота относится на их счет! Аргентинским пилотам приходилось действовать на удалении в сотни миль от побережья, прорываться на предельно малой высоте сквозь дождевые и снежные заряды, избегая встреч с боевыми воздушными патрулями противника. На внешней подвеске – тонна бомб. Впереди – бесконечный океан, на просторах которого скрывается британская эскадра. Найти и уничтожить! А на обратном пути – обязательно встретить воздушный танкер, иначе самолет упадет в холодные воды Атлантики с пустыми баками.


Дозвуковой ударный самолет Douglas A-4 Skyhawk. Герой Фолклендской войны


Только глупость и беспечность британского командования, позволили «Скайхоукам» так нагло нападать на корабли и чувствовать себя «королями воздуха». Британцы отправились на войну, сэкономив даже на зенитных артиллерийских комплексах самообороны (типа «Фаланкс», АК-630 или «Голкипер»). На эсминцах и фрегатах не было ничего, кроме несовершенных ЗРК, неспособных бороться с низколетящими целями. В ближней зоне британским морякам приходилось, в лучшем случае, полагаться на пару пушек «Эрликон» с ручным наведением, а в худшем – палить по низколетящим самолетам из винтовок и пистолетов.
Результат был предсказуем – треть кораблей Её Величества попали под ракетно-бомбовые удары и получили жестокие повреждения.

С точки зрения порядка и организации, Фолкледская война действительно была адовым бардаком. Гремучая смесь из ошибок, трусости, халатности, оригинальных решений и неудовлетворительных характеристик военной техники. При близком знакомстве с эпизодами Фолклендского конфликта, создается ощущение, что боевые действия снимали в павильонах Голливуда. Действия англичан и аргентинцев выглядят порой настолько наивно и парадоксально, что невозможно поверить, что такое могло случиться в жизни.

Яркий пример – триумфальное потопление новейшего эсминца «Шеффилд»

«Новейший эсминец «Шеффилд» по факту являлся маленькой «лоханкой» водоизмещением около 4000 тонн – сейчас такие корабли принято называть фрегатами. Боевые возможности «новейшего эсминца» были тождественны его размерам: морской ЗРК «Си Дарт» с боекомплектом 22 ракеты, универсальное орудие калибра 114 мм, противолодочный вертолет… вот, пожалуй, и все, на что могла рассчитывать команда «Шеффилда».


Впрочем, британских моряков не спас бы даже новейший американский супер-эсминец «Замволт». В роковое утро, находясь в зоне боевых действий, командир «Шеффилда» приказал отключить все радары и радиоэлектронные устройства корабля – чтобы не создавать помех во время его разговоров по спутниковому каналу связи «Скайнет».
Летящую ракету визуально заметили с мостика лишь за секунду до её попадания в эсминец. «Экзосет» пробил борт, пролетел сквозь камбуз и развалился в машинном отделении. Боевая часть аргентинской ракеты, как и положено, не взорвалась, но эсминцу хватило факела от работающего двигателя ракеты – вспыхнули алюминиевые конструкции корпуса, нестерпимым жаром полыхнула синтетическая отделка помещений, затрещали оболочки кабелей. Трагикомедия закончилась печально: «Шеффилд» полностью сгорел и спустя неделю затонул во время буксировки. Из экипажа его команды погибло 20 человек.


Победа далась аргентинцам непросто: самолет ДРЛО SP-2H «Нептун», из-за отказа бортовой аппаратуры, смог лишь с пятого раза установить радиолокационный контакт с кораблями британского соединения – что неудивительно, это был самолет середины 40-х годов.
Кстати, на 15-й день войны оба аргентинских «Нептуна» полностью вышли из строя, и в дальнейшем морская разведка проводилась еще более изощренными способами: с помощью авиалайнера Боинг-707, воздушного танкера КС-130 и самолета бизнесc класса Liarjet 35A.

Не менее чудно выглядит потопление эсминца «Ковентри».
Аргентинские «Скайхоуки» настигли его в 15 милях от острова Пебл – внезапно появившись из-за скалистых утесов острова, четыре штурмовика обрушили шквал свободнопадающих бомб на эсминец и сопровождавший его фрегат «Броудсворд».
Британское соединение прикрывали палубные «СиХарриеры», но в момент атаки истребители были отозваны из-за угрозы поражения зенитным огнем кораблей. Однако, справиться собственными силами не удалось – ЗРК эсминца не сработал. «Ковентри» попытался отогнать вражеские самолеты огнем универсального орудия, но безуспешно – самолеты уже легли на боевой курс. Как назло заклинило зенитный автомат «Эрликон» - в результате команда эсминца дружно отстреливалась от низколетящих самолетов с помощью винтовок и пистолетов.


Фрегат отделался сравнительно легко – одна из бомб пробила его насквозь снизу-вверх (этот случай рассматривался чуть выше) и не взорвалась. Эсминцу «Ковентри» повезло меньше – из трех попавших в него 500-фн. авиабомб, взорвались две – через 20 минут после атаки корабль перевернулся и затонул.

У аргентинцев в тот раз тоже случилось немало проблем – из шести самолетов ударной группы до цели долетели лишь четыре. Еще один ветхий «Скайхоук» не смог выполнить бомбометание из-за отказа механизма сброса бомб.

События Фолклендской войны отличались целым набором удивительных решений и армейской смекалки.
Израсходовав запас противокорабельных «Экзосетов» авиационного базирования, аргентинцы перешли к импровизациям. Со старого эсминца Segui местные умельцы сняли и перепрограммировали два «Экзосета» корабельного базирования – обе ракеты были доставлены транспортным самолетом на Фолклендские острова, где были тайно развернуты на побережье в ожидании британских кораблей. Целеуказание выдавал армейский мобильный радар RASIT.

12 июня 1982 года под обстрел с берега попал эсминец «Глэморган» - первая ракета промазала, вторая чиркнула по верхней палубе в районе вертолетной площадки и взорвалась, образовав 5-ти метровую пробоину. Осколки и продукты взрыва проникли в вертолетный ангар, где в это время находился полностью заправленный вертолет. Пожар бушевал четыре часа, в борьбе с огнем погибло 14 моряков. На следующий день, с помощью плавмастерских, эсминцу удалось вернуть ограниченную боеспособность.

Как и на любой войне, здесь не обошлось без капли черного юмора.
Пытаясь остановить наступление флота Её Величества, аргентинцы стали использовать в качестве бомбардировщиков все, что могло летать и бомбить, в том числе, военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес» (аналог отечественного Ан-12). 29 мая 1982 года «Геркулес» обнаружил одинокий флотский танкер «Бритиш Уэй» - вниз немедленно полетели 500-фн. бомбы, скатываемые вручную с откинутой грузовой рампы. Несмотря на отсутствие каких-либо прицельных устройств, больше половины боеприпасов попало в цель, и, естественно, не взорвалось.

Смелые рейды «бомбардировщика» С-130 закончились печально – через два дня аргентинский «Геркулес» был обнаружен и атакован палубным «СиХарриером». Однако, сбить военно-транспортный самолет оказалось делом непростым – огромный «Геркулес» проигнорировал попадание ракеты AIM-9 «Саудуиндер», продолжая тянуть в сторону берега на трех оставшихся моторах. Пилоту «СиХарриера», л-ту Уорду, пришлось выпустить весь боекомплект пушек – а это 260 снарядов, чтобы уничтожить аргентинского «морского корсара».

Трагикомедия в Южной Атлантике длилась 74 дня и стоила, по официальным данным, 907 человеческих жизней. Стоит признать, что обе враждующие стороны стремились максимально снизить людские потери – при малейшей угрозе, подразделения предпочитали не испытывать судьбу и сдавались в плен. К счастью, боевые действия велись над океаном и над пустынными, практически незаселенными островами, что позволило исключить жертвы среди гражданского населения – военные решали свои проблемы в честном поединке.
В несомненных военных успехах Аргентины определенную роль сыграли традиции Вермахта – после окончания Второй мировой Южная Америка стала прибежищем для многих немецких военных специалистов. И стоит признать, они не зря проедали свой хлеб на новом месте – подготовка аргентинских офицеров оказалась гораздо лучше, чем кто-либо ожидал.

Увы, несмотря на все усилия, Аргентина вдребезги проиграла Фолклендскую войну – когда не взрываются 80% попавших в цель бомб, мечтать о победе не приходится. Британский флот оказался не простым противником – с помощью атомных подлодок британцы за считанные дни загнали аргентинский флот в его базы. Гарнизон Фолклендских островов оказался в изоляции, и победа стала лишь вопросом времени. Британцы дорого отомстили за гибель своих боевых кораблей – на аэродромы не вернулось 74 самолета ВВС Аргентины. Примечательно, что на палубные истребители «СиХарриер» пришлось лишь 28% унитоженной аргентинской авиатехники, остальные машины записали на свой счет ЗРК и зенитная артиллерия кораблей Её Величества.

Фолклендская война 1982 возникла из конфликта между Великобританией и Аргентиной по поводу владения группой отдаленных островов в Южной Атлантике. Аргентинцы называют их Мальвинскими, а англичане – Фолклендскими. Эти острова были открыты британцами в конце XVI века. В середине XVIII века на короткий срок их оккупировали французы, а затем они были проданы Испании. Фолклендские острова оставались необитаемыми вплоть до 1820 года, когда здесь появились первые аргентинские поселенцы, которых в 1833 году изгнали англичане. Аргентина так и не простила этого Великобритании.

Усиление репрессивного режима военной хунты в Аргентине в начале 1980-х годов привело к росту ее непопулярности. Глава хунты генерал Леопольдо Гальтиери решил отвлечь внимание общественности страны операцией по возврату Фолклендских островов, на которых были расквартированы незначительные силы Королевской морской пехоты. От Великобритании острова отделяли 6000 миль, и генерал Гальтиери надеялся, что такая дальность расстояния не позволит англичанам предпринять сколько-нибудь решительные военные контрмеры.

2 апреля 1982 года пятьсот морских пехотинцев и бойцов сил специального назначения Аргентины, начав войну, высадились на Фолклендских островах и быстро вынудили восемьдесят британских морских пехотинцев сдаться. Через два дня аргентинцы захватили также Южную Георгию (на карте – South Georgia) в девятистах милях к востоку. Однако уже 5 апреля спешно созданная группа специального назначения отправилась от берегов Англии с целью вернуть Фолкленды. Через три недели англичане вновь овладели Южной Георгией.

Устаревшие бомбардировщики «Вулкан» вылетели из Великобритании к островам Вознесения, где они воспользовались базами американцев, и уже отсюда наносили бомбовые удары по единственному оборудованному аэродрому на Фолклендах в Порт-Стэнли, причем успех этой военной операции почти целиком зависел от эффективной организации дозаправки бомбардировщиков в воздухе.

2 мая 1982 британская атомная подводная лодка «Конкерор» потопила аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». После этого угроза аргентинского надводного флота была устранена, поскольку все остальные корабли вернулись на свои базы. Когда британские части специального назначения окружили Фолклендские острова, основной ход войны переместился в воздух. Английские самолёты «Харриеры» начали одерживать верх над состоявшими на вооружении у Аргентины «Скайхоками» американского производства, французскими «Сюпер-Этандарами» и «Даггерами» франко-израильского производства. В воздушных боях Фолклендской войны «Харриеры» впервые сполна проявили свою феноменальную маневренность, особенно способность зависать в воздухе.

Решающим оказалось сражение, в котором участвовали аргентинские самолеты и британские боевые корабли. 4 мая английский эсминец «Шеффилд» был потоплен противокорабельной ракетой «Экзосет», выпущенной с аргентинского «Сюпер-Этандара». Бои обострились после того, как английский морской десант 21 мая закрепился на побережье бухты Сан-Карлос.

В следующие три дня аргентинские истребители потопили три английских боевых корабля и транспорт «Атлантик Конвейор», который помимо прочих ценных грузов перевозил практически все (за исключением одного) большегрузные вертолеты «Чинук» сил специального назначения. Аргентинцы добились бы еще большего успеха, если бы их бомбы были оснащены надежными взрывателями,

В ходе этих боев аргентинцы потеряли значительное количество своих самолетов, сбитых как «Харриерами», так и зенитными ракетными комплексами «Рапира».

28 мая 1982 произошло первое серьезное сражение Фолклендской войны на суше, когда после кровопролитного боя английские парашютисты захватили поселение Гуз-Грин. Отсюда они начали марш на Порт-Стэнли, конечную цель их операции. Это наступление пришлось осуществлять пешим порядком по труднопроходимой местности, поскольку англичане потеряли весь парк большегрузных транспортных вертолетов.

Но еще до начала решающих сражений за Порт-Стэнли англичанам было суждено пережить еще одну тяжелую военную потерю: аргентинские бомбардировщики совершили налет на большие десантные корабли «Сэр Галахад» и «Сэр Тристрам» в бухте Блафф, нанеся обоим серьезные повреждения.

В ночь с 11 на 12 июня 1982 Фолклендская кампания вступила в финальную стадию, когда англичане предприняли атаку на скалистый горный массив Лонгдон. Через два дня они развернули наступление на хребет Уайэрлесс и гору Тамблдаун. В этих боях участвовала пехота, вооруженная винтовками, штыками, гранатами и легкими пулеметами. Эта операция разительно отличалась от «компьютерно-механизированной» войны, к которой готовили британскую армию на учениях в Европе.

Британские парашютисты и аргентинские пленные. Порт-Стэнли, июнь 1982

На следующий день аргентинцы сдались, и английские войска вошли в Порт-Стэнли. Неудача в Фолклендской войне привела к падению Гальтиери и его хунты, победа же Великобритании вызвала бурный всплеск национальной гордости у англичан и способствовала росту международного авторитета и престижа премьер-министра Маргарет Тэтчер .

Фолклендская война — это противостояние Англии и Аргентины за контроль над Фолклендскими островами. Что интересно, ни Аргентина, ни Великобритания формально не объявляли друг другу войны, с точки зрения обеих сторон, военные действия представляли собой восстановление контроля над своей законной территорией.

Ночью 21 мая 1982 года в бухте Сан-Карлос, где аргентинцы ожидали атаки десанта противника меньше всего, высадились сухопутные британские войска. Спустя почти месяц война закончилась. Победу одержала Великобритания, которая и контролирует острова по сей день.

Представляем вам небольшую фотохронику этого противостояния.

Десятки тысяч аргентинцев собрались на площади Пласа де Майо в Буэнос-Айресе, чтобы показать свою поддержку президенту Леопольдо Гальтиери, 10 апреля 1982 года

19 марта 1982 года на необитаемом острове Южная Георгия, управляющемся из столицы Фолклендов Порт Стэнли, высадилось несколько десятков аргентинских рабочих под предлогом того, что им необходимо разобрать старую китобойную станцию. Они подняли на острове аргентинский флаг. Английские солдаты попытались выдворить аргентинцев, но на помощь рабочим пришли войска.



Последствия сражения при Гуз­Грин, Фолклендские острова

2 апреля 1982 года аргентинский десант высадился на островах и после короткого боя вынудил капитулировать находившийся там небольшой гарнизон британских морских пехотинцев. После этого в Южную Атлантику немедленно было отправлено крупное британское военно-морское соединение с целью возврата островов.


Аргентинские солдаты совершают военные поставки вскоре после вторжения на Фолклендские острова, 13 апреля 1982 года

7 апреля 1982 года министр обороны Великобритании объявил об установлении с 12 апреля 1982 года блокады Фолклендских островов и установлении вокруг островов 200-мильной зоны, при нахождении в пределах которой корабли ВМС и торгового флота Аргентины будут потоплены. В ответ правительство Аргентины ввело запрет на осуществление платежей английским банкам, а в ответ на экономические санкции Запада Буэнос­-Айрес запретил полеты в страну авиакомпаний «Люфтганза», «Эйр-­Франс», КЛМ и ряда других.


Аргентинский крейсер Генерал Бельграно терпит крушение после удара торпедой британской атомной подводной лодкой HMS Conqueror, 1 мая 1982 года. Аргентинским и чилийским судам удалось спасти 770 человек, в то время как 323 были убиты


Вертолет доставляет боеприпасы британской армии

25 апреля британские силы высадились на острове Южная Георгия. Аргентинский гарнизон капитулировал, не оказав никакого сопротивления.


Британский фрегат HMS Antelope после попадания в него аргентинской ракеты



Аргентинские солдаты занимают позиции возле пролива Сан-Карлос в мае 1982 года

Аргентино-­британский конфликт длился 74 дня. Решающая битва произошла 2 мая 1982 года, когда британская атомная подлодка потопила аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». Погибли 323 человека. После этого аргентинский военно­морской флот капитулировал.


Генерал аргентинской армии, который считался губернатором в Стэнли в течение 73 дней войны, обращается к своим войскам в Дарвине, 25 мая 1982 года


Оружейники готовят торпеды на британском авианосце HMS Hermes, вертолеты Sea King тем временем следят за возможным появлением аргентинских подводных лодок, 26 мая 1982 года


Густой дым поднимается над британским фрегатом HMS Antelope в заливе Аякс, 24 мая 1982 года. Четыре аргентинских Скайхока A-4B напали на британский фрегат накануне. В ходе атаки на судно было сброшена бомба, которую безуспешно пытались обезвредить британские техники. Она взорвалась, в результате чего начался пожар и погибли 2 члена экипажа.


Аргентинские военные патрулируют Фолклендские острова, город Порт-­Стэнли



Сотни аргентинцев собрались возле магазина в Буэнос-Айресе, чтобы узнать последние военные новости, 21 мая 1982 года

14 июня 1982 года Аргентина капитулировала (официально война закончилась 20 июня). В ходе конфликта погибли 258 британцев (включая трех жителей островов) и 649 аргентинцев.


Бывший премьер­-министр Великобритании Маргарет Тэтчер

Фолклендская война привела к резкому росту популярности Маргарет Тэтчер и ее переизбранию на пост премьер-­министра в 1983 году.


Аргентинские военнопленные в Порт-Стэнли, 17 июня 1982 года. К концу конфликта более 11 тысяч аргентинцев были взяты в плен


Британский флаг возле залива Аякс

В марте 2013 года жители Фолклендских островов приняли участие в референдуме о политической принадлежности архипелага. 99,8% голосовавших высказались за сохранение за Фолклендами статуса заморской территории Великобритании


Top