Януш корчак ударение в фамилии. Януш Корчак: биография кратко, фотографии

Имя Януша Корчака ассоциируется в человеческом сознании с самопожертвованием, героизмом, мученичеством и огромной любовью к детям. Отказавшись от собственной семьи, этот выдающийся польский педагог, автор многочисленных книг о детях и для детей, стал отцом сотен сирот.

До конца своих дней Старый доктор остался верен тем простым жизненным истинам, которые излагал в своих литературных произведениях. И принял смерть, отвергнув предложения о спасении, вместе со своими маленькими воспитанниками в газовой камере нацистского концентрационного лагеря.

Детство и юность: Ерш Хенрик Гольдшмит

22 июля 1878 года в семье ассимилированных польских евреев Гольдшмитов родился первенец. Мальчика нарекли Ершем Хенриком. Окружающие звали его Генриком на польский манер. Свое первое образование юный Гольдшмит получал в русской гимназии в Варшаве. Главными постулатами учебного заведения были строгость и дисциплина. Малейшее отклонение от установленного распорядка дня без письменного разрешения директора жестоко каралось.

Уже с первого класса школьники штудировали учебники по латыни, а со второго – по французскому, немецкому и греческому. Многим позже один из них принципиально переосмыслит эту нафталинную систему воспитания. Он создаст идеальный приют для забытых и брошенных, назвав его «Домом сирот», и прославится на всю страну, а затем и на весь мир под псевдонимом Януша Корчака.

Но в 1889 году Корчака еще не было, ровно как «Дома сирот» и его нерожденных воспитанников. Был лишь 11-летний гимназист Генрик Гольдшмит, который впервые столкнулся с жизненными трудностями. У его отца, успешного адвоката, автора научных монографий, Юзефа Гольдшмита диагностировали душевную болезнь. С тех пор большую часть времени глава семейства проводил в психиатрической клинике. Затяжное дорогостоящее лечение истощило материальные запасы семейства. В прошлом довольно зажиточные Гольдшмиты начинают бедствовать.

Юзеф так и не вылечился. Сведения о его смерти весьма туманны. Известно, что последние свои дни он провел в больнице. Чтобы помогать матери и младшей сестре, Генрик начинает подрабатывать репетиром.

Закончив гимназию, юный Гольдшмит решает стать врачом и поступает в Варшавский университет на медицинский факультет. В рамках учебной практики Генрик работает в госпиталях, больницах, детский еврейских лагерях. Общение с детьми доставляет ему огромное удовольствие, во враче-Гольдшмите просыпается педагог. Вернувшись со службы во время Русско-японской войны, Генрик твердо решил: да, он будет лечить, но не тела, а души.

1911 год стал для Гольдшмита знаковым – в доме номер 92 на улице Крохмальной в Варшаве он основывает «Дом сирот». Идею помогли воплотить в жизнь многочисленные филантропы. Директор сразу же ставит первое и главное условие – меценаты не должны вмешиваться в педагогическую и воспитательную деятельность руководителя.

«Дом сирот» выделялся из числа себеподобных. Детские приюты лишь давали крышу над головой и еду, совершенно не беспокоясь о духовном и нравственном развитии своих обитателей. Не удивительно, что большинство беспризорников сворачивали на путь разбоя. Главная цель, которую преследовал «Дом сирот», заключалась не в том, чтобы помочь детям выжить, а в том, чтобы научить их жить.

Кроме «Дома сирот», Гольдшмит сотрудничает с другими детскими приютами (например, «Нашим домом» в Белянах), публикуется в журналах, редактирует еженедельник «Малое обозрение», пишет книги, читает лекции по педагогике. Тогда-то и появляются Януш Корчак и добродушный Старый доктор, голос которого звучит из каждого радиоприемника.

Еврейское гетто. Треблинка

С приходом к власти Гитлера Януш Корчак начинает проявлять большой интерес к еврейскому вопросу, детально изучает историю своей родины, посещает Палестину, работает в Еврейском агентстве Варшаве.

Убежденный гуманист, Корчак остро противился всему фашистскому. Он, не боясь, разгуливал по столичным улицам в мундире войска польского, когда Варшава была занята гитлеровцами. Корчак говорил, что это мундир солдата, которого предали. Только спустя год после начала оккупации мундир был снят, ведь такая провокация могла повлечь за собой фатальные последствия не только для Корчака, но и для его воспитанников.

Он продолжает выступать по радио. Только теперь Старый доктор больше не шутит о детском воспитании. Он обращается к детям войны, поучает, советует, рассказывает, как действовать в экстренных ситуациях.

Когда на территории города появилась уродливая стена, отгородившая еврейское гетто от остального мира, Януш Корчак самоотверженно присоединился к своим сиротам, несмотря на то что его приглашали остаться в Палестине. Он продолжал мужественно отказываться всякий раз, когда ему предлагали укрытие на арийской стороне.

Летом 1942 года поступил указ о депортации «Дома сирот». Маленьких евреев отправляли в концентрационный лагерь Треблинка, что находился на территории Польши и вошел в историю войны как один из самых жестоких лагерей смерти. По количеству жертв (их число колеблется в диапазоне 750-810 тысяч) он уступает только Освенциму.

6 августа, эта дата условно значится как дата смерти Корчака, директору «Дома сирот» в последний раз предложили спастись. Немецкое командование хотело проявить публичную милость к известному литератору и педагогу, однако Корчак категорически отказался. «Предать детей и пустить их умирать одних, – сказал учитель, – Это значило бы как-то уступить злодейству».

Шествие маленьких смертников и их учителя к вагонам, что должны были доставить их в Треблинку, очевидцы назвали маршем смерти. Весь детский дом шел ровной колонной, никто не голосил и не пытался убежать, во главе колонны – Старый доктор, держащий за руки двоих воспитанников. Весь «Дом сирот» и их директор погиб в газовой камере концентрационного лагеря Треблинка.

В творческом наследии Януша Корчака выделяют три пласта: художественные произведения (книги о детях и для детей), научно-популярные работы по педагогике и дневниковые записи.

К литературе Корчак обращается с 18 лет, начиная понемногу публиковаться на страницах польских журналов. Его самыми знаменитые произведения, переведенные на русский язык, это:

  1. «Дети улицы».
  2. «Дитя гостиной».
  3. «Моськи, Иоськи и Срули».
  4. Дилогия «Король Матиуш Первый».
  5. «Когда я снова стану маленьким» и др.

Свой первый педагогический труд книгу «Как любить детей» Корчак написал в Украине во время работы в киевских приютах для беспризорников и опубликовал в 1919 году. На протяжении 10 лет (с 1929 по 1939 годы) педагог создал еще три научно-популярных работы: «Право ребенка на уважение», «Правило жизни» (с подзаголовком «Педагогика для детей и взрослых») и «Шутливая педагогика».

В своих работах Корчак поучает, но его голос не звучит как сухое назидание. Его научные наблюдения изложены простым доступным языком, книги очень автобиографичны и являются бесценными копилками богатого педагогического опыта их автора.

В основе педагогических принципов великого учителя прежде всего любовь к ребенку. Даже любовь к Богу он ставил ниже. Каждый ребенок, твердил Корчак, и есть Бог.

Огромную ценность для понимания педагогики Януша Корчака, а также непростой моральной атмосферы в охваченной войной и репрессиями Польше играет «Дневник» учителя. Он вел подробные записи, чтобы не упустить ни единой мысли. Трагическая гибель не дала возможности самостоятельно опубликовать «Дневник». Он увидел свет только в 1958 году, через 16 лет после смерти автора.

Память: поэт, педагог, человеколюб

Януш Корчак прожил достойную жизнь от начала до конца, не сбившись и не поддавшись соблазну, даже когда другой бы не устоял. Со временем его жизнь превратилась в миф, а сам Корчак – в легенду. Особый интерес к его персоне обусловила литературная деятельность. Война знала много героев, но в тот день, 6 августа, фашисты повели на смерть не просто учителя, они погубили Поэта. Поэт – Бог, он свят и неприкосновенен. Такое не забывается.

Сегодня в Треблинке на предположительном месте смерти Корчака стоит мемориальный камень с выбитой надписью «Януш Корчак и дети». В разных городах Польши, в Азербайджане, Израиле, Белоруссии и других странах установлены монументы Януша Корчака. Поляки и белорусы ежегодно запускают в воздух бумажного змея в память о великом гуманисте. Его именем называют школы и улицы, а в России проходит ежегодный педагогический конкурс, посвященный великому учителю.

О его жизни, творчестве и героизме написаны десятки биографических книг («Живая связь» Игоря Ниверли, «Король детей» Бетти Джейн Лифтон), художественных интерпретаций (поэма «Кадиш» Александра Галича, фильмы «Корчак» и «Януш Корчак» Анджея Вайды и Семена Винокура).

Память о человеколюбе

Поэты сочинили стихи, композиторы сложили песенные мотивы, а театральные постановщики перенесли произведения Корчака на сцены.

Миф о Януше Корчаке продолжает жить и шириться. Его подлинная история обросла множеством домыслов, поэтических деталей, афоризмов, якобы слышанных из уст Корчака. Как бы там ни было, легенда не может родиться на пустом месте. Ей нужен стержень, им стал Корчак – поэт, педагог, человеколюб. За три месяца до смерти он сделал запись в дневнике: «Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается».

Биография Януша Корчака: Старый доктор и его дети

4.8 (96.67%) 6 votes

Януш Корчак (наст. Генрик Гольдшмит) - польский педагог, писатель, доктор и публичный деятель. Родился 22 июля 1878 в Варшаве в интеллигентной еврейской семье.

Школьные годы Корчака прошли в русской гимназии в Варшаве. Там царила жесткая дисциплина: поход в театр либо поездка домой на каникулы были вероятны только с письменного разрешения дирекции. Преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе (детям 10-11 лет) преподавалась латынь, во 2-м - французский и германский языки, в 3-ем - греческий.

В 1889 году у отца Генрика обнаружились признаки душевного заболевания. Сейчас приходилось временами помещать отца в особые поликлиники. Его содержание в клиниках стоило недешево, и с течением времени семья оказалась в бедном положении. С 5-ого класса (15-16 лет) Генрик начал подрабатывать репетиторством.

В 1898 году Корчак поступил на мед. факультет Варшавского института, сразу обучаясь на подпольных высших курсах. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтоб ближе познакомиться с плодами педагогической деятельности Песталоцци. В собственной поездке Корчак в особенности интересовался школами и детскими поликлиниками.

В 1903-1911 работал в еврейской детской поликлинике и воспитателем в летних детских лагерях. Был членом еврейского благотворительного «Общества помощи сиротам».

23 марта 1905 года получил диплом доктора. В качестве военного доктора участвовал в Русско-японской войне.

В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где за свои средства слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомится с разными воспитательными учреждениями. Он также проходит стажировку во Франции, посещает детский приют в Великобритании.

Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году взял псевдоним. Его повести для взрослых и детей “Дети улицы” (Dzieci ulicy, 1901), “Дитя гостиницы” (Dziecko salonu, 1904-1905), “Моськи, Еськи и Срули” (Moski, Joski i Srule, 1910), “Повелитель Мацюсь 1-ый” (Krol Macius Pierwszy, 1923) и другие, новеллы, беседы, статьи и ежедневник 1942 г. вводят читателя в непростой мир детской психологии, содержат наблюдения за жизнью Польши 1900-1942, отражают опыт педагога.

В 1911 году Корчак оставляет профессию доктора и основывает » Дом сирот для еврейских детей в доме №92 на улице Крахмальной, которым управлял (с перерывом с 1914-1918) до конца жизни. От филантропов, что поддерживали его учреждение, Корчак требовал полной независимости в административной и воспитательной деятельности.

В 1914-1918 гг. Корчак находился в Киеве, где работал как военный доктор и занимался обустройством детского дома для польских малышей, также написал книжку “Как любить малыша (Jak kochac dziecko).

Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году, где управляет детским приютом, преподает, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском институте и на Высших еврейских педагогических курсах.

В 1919-1936 годах он участвует в работе интерната “Наш дом” - детского дома для польских детей, где также использовал новаторские педагогические методики.

В 1926-1932 Корчак редактировал еженедельник “Малый обзор” (Maly Przeglad), приложение для детей к газете “Наш обзор” (Nasz Przeglad), в каком интенсивно участвовали его воспитанники.

С приходом Гитлера к власти в Германии и ростом антисемитизма в Польше в Корчаке проснулось еврейское самосознание. Он стал польским представителем в Еврейском агентстве. В 1934 и 1936 годах посетил Палестину, где повстречал многих бывших собственных воспитанников.

В 1940 году вкупе с воспитанниками Дома сирот Корчак был перемещен в Варшавское гетто. Он отклонил все предложения не евреев - почитателей его таланта вывести его из гетто и упрятать на “арийской” стороне. В этот период Корчак был арестован, несколько месяцев провел в тюрьме. Освобожден по ходатайству провокатора А. Ганцвайха, который таким способом желал заработать авторитет среди евреев.

В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, добывая для их еду и медикаменты. Воспитанники Корчака изучали иврит и азы иудаизма. За несколько недель до Песаха в 1942 году Корчак провел тайнную церемонию на еврейском кладбище: держа Пятикнижие в руках, взял с детей клятву быть хорошими евреями и добросовестными людьми.

Когда в августе 1942 пришел приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошел вкупе со собственной помощницей и другом Стефанией Вильчыньской (1886-1942), и другими воспитателями и приблизительно 200-ми детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах выслали в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочел остаться с детьми, 6 августа, приняв с ними смерть в газовой камере.

Каждый год 23 марта в Польше и Белоруссии в воздух запускается воздушный змей в память про Януша Корчака и детях, убитых в гетто.

Память

Каждый год 23 марта в Польше и Белоруссии в воздух запускается воздушный змей в память о Януше Корчаке и детях, убитых в гетто.

В начале августа 2011 г. в иерусалимском мемориале Холокоста «Яд ва-Шем» отметили 69-летие трагической даты депортации Корчака и детей в лагерь смерти. В мемориальной церемонии принял участие и бывший воспитанник Дома сирот, ставший художником и посвятивший своё творчество памяти Корчака, 88-летний Ицхак Бельфер, поделившийся своими воспоминаниями .

5 августа 2012 года в «Яд ва-Шем» прошла церемония памяти в связи 70-летием гибели воспитателей и детей Дома Сирот. На ней присутствовали трое бывших воспитанников Корчака.

С 2004 года в России ежегодно проводится конкурс «Педагогические инновации», лауреатам которого вручаются медали имени Януша Корчака .

Педагогическая деятельность

В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, плебисцит и т. д.

Корчак читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников, выступал под псевдонимом «Старый Доктор» с воспитательными беседами по радио.

Отвлечённо веря в Бога («Один на один с Богом», 1922; содержит 18 молитв «для тех, кто не молится») , Корчак отличался широкой веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения.

Из БСЭ (1969-1978): «Педагогическая деятельность К[орчака] основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления».

Работы Корчака оказали значительное влияние на известного советского педагога В. А. Сухомлинского .

Педагогические идеи

  • Принцип любви к ребёнку
Идея Януша Корчака была, по сути, одна, и такого она свойства, что, например, в последовательном курсе истории педагогики точное место Янушу Корчаку найдешь не сразу: о нем можно с одинаковым правом рассказывать до Руссо и после Песталоцци, между Ушинским и Макаренко, сразу после Марии Монтессори и вместе с Сухомлинским. С него можно начинать курс, а можно и заканчивать им, ибо идея Януша Корчака известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством: воспитатель должен любить детей… .
  • Педагогика - наука о человеке
Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого - подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние. Детей нет - есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…» (Корчак, Как любить ребёнка: Интернат.) .

Литературное творчество

Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году он взял свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе - «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900-1942 гг., отражают богатый опыт врача и педагога.

Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главные из них - «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).

Сочинения

Художественные произведения

Прижизненные книжные издания на русском языке
  • Весенняя песня; Невеста; Без доказательств; Воспитание; Я разорен; Долой опрятность; Оценщик; Зачем?: [Рассказы]. - СПб.: Изд. М. Г. Корнфельд, 1911. - 64 с. - (Дешевая юморист. б-ка «Сатирикон»; Вып.17.)
  • Мошки, Иоськи и Срули /Пер. с пол. Е.Шведера. - Петроград: Изд. М. И. Семенова, 1915. - 95 с.
  • Рыцари чести: (Слава): Повесть /Пер. с пол. М.Щавинской. - М.: Типо-литогр. Товарищества И. Н. Кушнарев и К°, 1918. - 37 с.
  • Приключение Короля Матюша: Повесть /Пер. с пол. Ю. Н. Райтлер; рис. Б. В. Покровского. - Ленинград: Сектор «Юный Пролетарий» Рабочего Изд-ва «Прибой», 1924. - 250 с.
  • Джек-кооператор. Пер. с польск. и обработала Райтлер Юдифь Наумовна. - М., 1929.

Педагогические произведения

Другие книги

С 1992 г. в Польше издаётся собрание сочинений Корчака в 16 томах (вышло 14 (?)).

Произведения, посвящённые Янушу Корчаку

Памятник Янушу Корчаку в Варшаве

Детский дом Корчака. Продолжает действовать по сей день

Героизм и мученичество Корчака вошли в легенду. Его жизни и гибели посвящены многочисленные исследования и произведения: мемуары сотрудника Корчака И. Неверли (1903-1987), прошедшего, несмотря на своё нееврейское происхождение, через концлагеря-Майданек, Освенцим и др. - «Живые связи» (1966, польский язык), воспоминания участника польского Сопротивления Казимежа Дебницкого «Корчак вблизи» (есть русский перевод), поэма А. Цейтлина (1898-1973) «Последний путь Януша Корчака» («Януш Корчакс лецтер ганг», 1970?, идиш), драма Э. Сильваниуса «Корчак и дети» (1958, немецкий язык) и другие.

  • Памятник Б. Сакциера (родился в 1942 г.) «Я. Корчак с детьми» (1978) установлен в Иерусалиме на территории Яд ва-Шем .
  • Галерея рисунков, живописи, скульптуры И. Бельфера о Холокосте и о Корчаке .
  • Классические иллюстрации польского художника Ежи Сроковского к книге «Король Матиуш Первый» .

Литературные произведения на русском языке

  • Неверли И. Живая связь: Отрывки из кн. Пер. с пол. Э.Гессен //Иностр. лит. - 1978. - № 3. - С.231 - 239.
  • Игорь Неверли. Такой была эта детская газета. Слово о «Малом пшеглёнде» .
  • В 1970 году Александр Галич написал одну из своих лучших поэм «Кадиш » , посвящённую Янушу Корчаку. В качестве эпиграфа к ней Галич взял (немного изменив текст) слова из Дневника Корчака: «Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается».
  • Лифтон Б. Дж., «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака» . М.: Рудомино: Текст , 2004. ISBN 5-7516-0479-2
  • Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание , Жерар Кан
  • Памяти Корчака: Сб. ст.: (О враче, педагоге и писателе Я. Корчаке, 1878-1942) / [Отв. ред. О. Р. Медведева]. М.: Рос. о-во Януша Корчака, 1992. ISBN 5-900365-01-8

Фильмы

  • «Корчак » (Korczak), режиссёр А. Вайда , сценарий - А. Холланд . Польша-ФРГ-Великобритания. 1990.
  • «Януш Корчак» (Yanush Korchak) , режиссёр С. Винокур , сценарий-Авраам Коэн. Израиль. 2004.

Мультфильмы

  • «„Расскажите сказку, доктор“» - советский мультфильм, © ЭКРАН, 1988 г.

Режиссёр: Аида Зябликова. В мультфильме две сюжетных линии, одна построена по мотивам повести Януша Корчака «Король Матиуш Первый», другая рассказывает о реальных событиях во время Второй Мировой войны. Януш Корчак добровольно остался со своими воспитанниками и погиб вместе с ними в немецком концлагере. Мультфильм состоит из 3 частей.

Театр

  • Пьеса Джефри Хатчера (Jeffrey Hatcher) «Дети Корчака» (Korczak’s Children )
  • Спектакль «Дорога в небо» (The Road to the Heaven ) - документальная мистерия о доме сирот Януша Корчака.

Автор пьесы и режиссёр - Фёдор Сухов. Премьера состоялась в Театре на набережной в Москве, в 1998 году. Спектакль восстановлен 14 апреля 2012 года к 70-летию со дня депортации Варшавского гетто в августе 1942 года.

Опера

  • Детская опера-мюзикл «Король Матиуш I» Льва Конова по сказке Януша Корчака. Премьера состоялась в Москве, 1988 г. Звукозапись оперы произведена в 1992 году.
  • Опера «Король Матиуш Первый» в новой редакции 2009 года.
  • Опера «Сироты Корчака» (Korczak’s Orphans). Музыка - Адам Сильверман (Adam Silverman), либретто Сьюзан Губернат (Susan Gubernat)

Песни

  • Песня в исполнении Алексея Терехова «памяти Януша Корчака»
  • Песня-поэма А. Галича «Кадиш» - см. выше, подраздел «Литературные произведения на русском языке».

Примечания

  1. Его отец не сразу оформил метрику, поэтому точный год рождения Корчака неизвестен (1878 или 1879).
  2. Betty Jean Lifton, The King of Children: The Life and Death of Janusz Korczak, St. Martin’s Press, 1997, p. 35 - 40 ISBN 0-312-15560-3
  3. ул. Слиская 51/Сенная 60
  4. во время войны он был переведён в гетто на ул. Хлодну, 33, а позже на ул. Сенную, 16/Слиска, 9
  5. 22 июля 1878 года в Варшаве родился Януш КОРЧАК (настоящее имя Генрик Гольдшмит). Киевский календарь
  6. Слово „э́рец“ буквально означает „земля“, „страна“; здесь: сокращение от „Э́рец-Исраэ́ль“, что означает „Земля Израиля “.
  7. По другим данным - месяц. См.: Бетти Джин Лифтон. Король детей. Гл. 28. - См. Произведения, посвящённые Янушу Корчаку.
  8. работала с Корчаком с 1911 г., в 1914-18 гг. руководила Домом Сирот
  9. Помимо Корчака и Вильчинской, называют ещё 10 имён, иногда добавляя: «и, возможно, другие»; многие из этих воспитателей сами в прошлом были воспитанниками Дома сирот.
  10. Корчак Януш - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  11. Александр ШАРОВ. ЯНУШ КОРЧАК. Послесловие к сборнику «Король Матиуш Первый»
  12. Корчак и его дети
  13. См.: 70 Years Since the Murder of Janusz Korczak and the Children
  14. Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации»
  15. Марина Аромштам. Благая весть Януша Корчака .
  16. На русском языке: Наедине с Господом Богом: Молитвы тех, кто не молится. /Пер. с пол. и послесл. О.Медведевой; ред. А.Верглинский; предисл. И.Гальперина; худож. оформ. В.Романова. Рос. О-во Януша Корчака. - М., 1994. - 80 с.
  17. Симон Соловейчик
  18. Подробнее об этом можно прочитать в 15-й главе книги Бетти Джин Лифтон «Король детей». См. Произведения, посвящённые Янушу Корчаку.
  19. Подробно на эту непростую тему размышляет (в определённом аспекте) С. Л. Соловейчик в своей „Последней книге“, гл. 53 . Об этом же пишет Жерар Кан в гл. 5 книги «Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание». См. Произведения, посвящённые Янушу Корчаку.
  20. Об этом можно прочесть также в: С. Л. Соловейчик. Последняя книга, гл. 53 .
  21. Об этом, как и об упомянутом выше «праве ребёнка на сегодняшний день», можно прочитать в 5-й главе книги Жерара Кана «Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание». См. Произведения, посвящённые Янушу Корчаку.
  22. О том, что взрослые и дети говорят на разных языках и «только делают вид, будто понимают друг друга» пишет (в связи с Корчаком) Бетти Джин Лифтон в 10-й главе книги «Король детей».
  23. О трудностях, с которыми могут столкнуться молодые люди в реальной жизни, если они выросли в «тепличных условиях», пишет (правда, в несколько ином контексте) Бетти Джин Лифтон в 16-й главе книги «Король детей».
  24. См., например: Максакова В. И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Лекция пятая. ВОСПИТАНИЕ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  25. Об этом можно прочитать в: Александр Левин. Януш Корчак - мыслитель и педагог .
  26. Об этом также пишет Бетти Джин Лифтон в 10-й главе своей книги «Король детей». См. Произведения, посвящённые Янушу Корчаку.
  27. Об этом же (со ссылкой на Корчака) пишет доктор педагогических наук, профессор И. П. Подласый в гл. 1 учебного пособия «Педагогика начальной школы», издательство Владос, 2008.
  28. На русском языке повесть опубликована в петербургском журнале «Образование» в 1908 году под названием «Дитя света».
  29. На русском языке рассказ опубликован под названием «Боба» в сборнике: Януш Корчак. Воспитание личности. М. : Просвещение, 1992. - 287 с. - ISBN 5-09-003083-9 .
  30. Русский перевод в нашей стране впервые опубликован в книге: Я. Корчак. Педагогическое наследие. М., 1990.
  31. Полный русский перевод двух повестей о Матиуше в нашей стране впервые опубликован в книге: Януш Корчак. Король Матиуш. Перевод М. Павловой. М., 1992
  32. Издание в нашей стране: Корчак Я. Маленький бизнесмен. М., 1992
  33. На русском языке впервые издано в сборнике: [Януш Корчак.] Избранное /Сост. и ред. М.Шкловская. - Иерусалим: Б-ка-Алия, 1988. - 324 с.
  34. Русский перевод: Януш Корчак. Кайтусь-чародей. СПб., 1992
  35. Первый и четвёртый разделы на русском языке изданы в: Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1979
  36. На русском языке в 1922 году был издан второй раздел книги - «Интернат»: Как любить детей: (Интернат). /Пер. с пол. Л.Кон; предисл. Н. К. Крупской . - М.: Госиздат, 1922. - VI, 116 с. Весь цикл представлен в издании: Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1979 (первый раздел - в сокращении, полный его текст можно найти в: см. ссылку).
  37. Полный перевод на русский язык опубликован в издании: Януш Корчак . ИЗБРАННОЕ. - Библиотека-Алия. 1988. ISBN 965-320-019-4 . - C. 42 - 170. Пер. с польского Ю. Зимана.

Литература

  • Академія педагогічних наук України. Державна науково-педагогічна бібліотека України імені В. О. Сухомлинського. Серія «Видатні педагоги світу». Випуск 2. Польський педагог-гуманіст Януш Корчак (1878-1942). До 125-річчя з дня народження. Біобібліографічний покажчик. - Київ, 2003.
  • Валеева Р. А. Гуманистическая педагогика Януша Корчака: Учебное пособие. Казань: КГПИ, 1994.
  • Кочнов В. Ф. Януш Корчак: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

Ссылки

  • Ребенок в семье - первый раздел (из четырёх) книги «Как любить ребёнка» (в электронной версии текста присутствует любопытная ошибка: над заголовком «Ребенок в семье» значится: "«АНГЕЛ ЛИ»", то есть, видимо, или "«Ангел Ли»" - с учётом того, что выше говорится о воскресении мёртвых, такое предположение не представляется совсем уж неправдоподобным, или - "«Ангел ли(?)»" - в последнем случае речь, видимо, идет о ребёнке; у Корчака, однако-ни то ни другое, а "«АНГЕЛЛИ»" - название произведения польского поэта-романтика Юлиуша Словацкого , откуда взят эпиграф)
  • Интернат - второй раздел книги «Как любить ребёнка»
  • Дом сирот - четвёртый раздел книги «Как любить ребёнка» (в сокращении)
  • Товарищеский суд - из четвёртого раздела книги «Как любить ребёнка»: «Дом сирот»
  • Наедине с Богом (избранные молитвы)
  • Король Матиуш Первый (сокращённый перевод)

Януш Корчак (Janusz Korczak; настоящее имя Генрик Гольдшмит; 22 июля 1878, Варшава — 6 августа 1942, Треблинка) — польский педагог, писатель, врач и общественный деятель еврейского происхождения.

Родился в Варшаве 22 июля 1878 года в интеллигентной ассимилированной еврейской семье. Дед Корчака, врач Хирш Гольдшмидт, сотрудничал в газете «Ха-Маггид», отец, Юзеф Гольдшмидт (1846-96) — адвокат, автор монографии «Лекции о бракоразводном праве по положениям Закона Моисея и Талмуда» (1871).

Корчак в «Воспоминаниях» пишет: «Меня назвали именем деда, которого звали Гершем», именно это имя проставлено в его метрической справке о рождении. Просто в ассимилированной еврейской семье, в которой он родился и вырос, его называли Генриком — на польский манер.

Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии. Там царила жёсткая дисциплина, поход в театр или поездка домой в каникулы возможны были только после письменного разрешения дирекции. Преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе (детям 10-11 лет) преподавалась латынь, во втором — французский и немецкий, в третьем — греческий.

После смерти отца в 1896 году семья оказалась в тяжёлом материальном положении. С пятого класса (15-16 лет) Генрик начал подрабатывать репетиторством.

В 1898 года Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с педагогической деятельностью Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно интересуется школами и детскими больницами. В 1903 году он получил диплом врача.

В 1903-11 гг. работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов и воспитателем в летних детских лагерях. Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам.

В 1904—1905 гг. Корчак принимал участие в Русско-японской войне.

В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомясь с различными воспитательными учреждениями.

В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной, которым руководил (с перерывом в 1914-18 гг.) до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности.

В 1914-18 гг. Корчак находился на Украине, в частности, в Киеве, где, кроме деятельности военного врача, занимался обустройством детского дома для польских детей, а также написал книгу «Как любить ребенка».

В 1919-36 гг. он принимал участие в работе интерната «Наш дом» (на Белянах) — детского дома для польских детей, — где также применял новаторские педагогические методики.

Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году, где руководит детскими приютами, преподаёт, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах.

В 1926-32 гг. Корчак редактировал еженедельник «Maly przeglad» («Малое обозрение», приложение для детей к сионистской газете «Nasz przeglad» «Наше обозрение»), в котором активно участвовали его воспитанники.

В 1899 году Корчак присутствовал в качестве гостя на Втором Сионистском конгрессе. Преклоняясь перед Теодором Герцлем, он, однако, не принял идей сионизма, считал себя поляком во всем, кроме религии, следование которой, по его убеждениям, было личным делом каждого.

Он ждал, как великого чуда, независимости Польши и верил в полную ассимиляцию евреев. Кровавые еврейские погромы, устроенные польскими националистами в 1918-19 гг., посеяли в душе Корчака глубокое разочарование.

С приходом Гитлера к власти в Германии и ростом антисемитизма в Польше в Корчаке пробудилось еврейское самосознание. Он стал польским несионистским представителем в Еврейском агентстве.

В 1934 г. и 1936 г. он посетил подмандатную Палестину, где встретил многих бывших своих воспитанников. Педагогические и социальные принципы киббуцного движения произвели глубокое впечатление на Корчака. В письме 1937 г. он писал: «Приблизительно в мае еду в Эрец. И именно на год в Иерусалим. Я должен изучить язык, а там — поеду, куда позовут… Самое трудное было решение. Я хочу уже сегодня сидеть в маленькой темной комнате с Библией, учебником, словарем иврита… Там самый последний не плюнет в лицо самому лучшему только за то, что он еврей».

Отъезду помешала лишь невозможность покинуть своих сирот. Корчак в эти годы собирался написать повесть о возрождении еврейской родины, о пионерах-халуцим.

В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. Он отклонил все предложения неевреев-почитателей своего таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне.

В этот период Корчак был арестован, несколько месяцев провёл в тюрьме. Освобождён по ходатайству провокатора А. Ганцвайха, который таким образом хотел заработать авторитет среди евреев.

В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Воспитанники Корчака изучали иврит и основы иудаизма, да и он сам, видя равнодушие христианского мира к страданиям евреев, страстно мечтал вернуться к истокам иудаизма.

За несколько недель до Песаха в 1942 году Корчак провёл тайную церемонию на еврейском кладбище: держа Пятикнижие в руках, взял с детей клятву быть хорошими евреями и честными людьми.

Когда в августе 1942 пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886-1942) и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.

В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, плебисцит и т. д.

С 1918 года Корчак выступал под псевдонимом «Старый Доктор» с воспитательными беседами по радио, читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников.

Отвлеченно веря в Бога («Один на один с Богом», 1922; содержит 18 молитв «для тех, кто не молится»), Корчак отличался широкой веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения.

Печататься Корчак начал в 1898 г., тогда же он взял и свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900—1939 гг., отражают богатый опыт врача и педагога.

Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главная из них «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).

Сочинения
Книги для детей
* Ktoredy (1898) — драма
* Дети улицы (Dzieci ulicy, Warsaw 1901)
* Koszalki Opalki (Warsaw, 1905)
* Дитя гостиной (Dziecko salonu, Warsaw 1906, 2-ое издание 1927) — частично автобиографический.
* Моськи, Иоськи и Срули (Moski, Joski i Srule, Warsaw 1910); в русском переводе «Лето в Михалувке», 1961
* Юзки, Яськи и Франки (Jozki, Jaski i Franki, Warsaw 1911)
* Слава (Slawa, Warsaw 1913, corrected 1935 and 1937)
* Bobo (Warsaw 1914)
* Роковая неделя (Feralny tydzien, 1914)
* Король Матиуш Первый (Krol Macius Pierwszy, Warsaw 1923)
* Король Матиуш на необитаемом острове (Krol Macius na wyspie bezludnej, Warsaw 1923)
* Банкротство маленького Джека (Bankructwo malego Dzeka, Warsaw 1924)
* Когда я снова стану маленьким (Kiedy znow bede maly, Warsaw 1925)
* Senat szalencow, humoreska ponura (1931) — сценарий для варшавского театра Ateneum
* Кайтусь-чародей (Kajtus czarodziej, Warsaw 1935)

Педагогические произведения
* Momenty wychowawcze (Warsaw, 1919, 2-ое издание 1924)
* Как любить ребенка (Jak kochac dziecko, Warsaw 1919; 2-ое издание 1920 Jak kochac dzieci)
* Право ребёнка на уважение (Prawo dziecka do szacunku, Warsaw 1929)
* Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых (1930)
* Шутливая педагогика (Pedagogika zartobliwa, Warsaw 1933)

Другие книги
* Дневник (Pamietnik, Warsaw 1958) — опубликован посмертно
* Упрямый мальчик: Жизнь Пастера (Warsaw 1935)

Произведения, посвящённые Янушу Корчаку
Героизм и мученичество Корчака вошли в легенду. Его жизни и гибели посвящены многочисленные исследования и произведения: мемуары И. Неверли «Живые связи» (1966, польский язык), поэма А. Цейтлина (1898-1973) «Последний путь Януша Корчака» («Януш Корчакс лецтер ганг», 1970?, идиш), драма Э. Сильваниуса «Корчак и дети» (1958, немецкий язык) и другие.

Книги на русском языке
* В 1970 году Александр Галич написал одну из своих лучших поэм «Кадиш» посвященную Янушу Корчаку.
* Лифтон Б. Дж., «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака». М.: Рудомино: Текст, 2004. ISBN 5-7516-0479-2
* Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание, Жерар Кан
* Памяти Корчака: Сб. ст.: (О враче, педагоге и писателе Я. Корчаке, 1878-1942) / Отв. ред. О. Р. Медведева. М.: Рос. о-во Януша Корчака, 1992. ISBN 5-900365-01-8
* Валеева Р. А. Гуманистическая педагогика Януша Корчака: Учебное пособие. Казань: КГПИ, 1994.
* Кочнов В. Ф. Януш Корчак: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

Фильмы
* «Корчак» (Korczak), режиссёр А. Вайда, сценарий А. Холланд. Польша-ФРГ-Великобритания. 1990.

Мультфильмы
* «„Расскажите сказку, доктор“» — советский мультфильм, ЭКРАН, 1988 г.

Режиссёр: Аида Зябликова. В мультфильме две сюжетных линии, одна построена по мотивам повести Януша Корчака «Король Матиуш Первый», другая рассказывает о реальных событиях во время Второй Мировой войны. Януш Корчак добровольно остался со своими воспитанниками и погиб вместе с ними в немецком концлагере. Мультфильм состоит из 3 частей. В психологическом плане очень тяжёлый мультфильм.

Театр
* Пьеса Джефри Хатчера (Jeffrey Hatcher) «Дети Корчака» (Korczak’s Children)

Опера
* Детская опера-мюзикл «Король Матиуш I», Льва Конова по сказке Януша Корчака. Премьера состоялась в Москве, 1988 г. Звукозапись оперы произведена в 1992 году.
* Опера «Король Матиуш Первый» в новой редакции 2009 года.
Автор либретто-сценария и музыки — Лев Конов
* Опера «Сироты Корчака» (Korczak’s Orphans). Музыка — Адам Сильверман (Adam Silverman), либретто Сьюзан Губернат (Susan Gubernat).



Настоящее имя Януша Корчака – Генрик Гольдшмидт. Он родился 22 июля 1878 г. в Варшаве в состоятельной семье известного юриста. Когда ему было одиннадцать лет, семью постигло несчастье, наложившее трагический отпечаток на душу мальчика: у его отца развилась душевная болезнь, он был помещен в больницу, откуда уже не вернулся. Семь лет болезни отца привели к тому, что экономическое положение семьи резко ухудшилось. Генрик вынужден помогать матери и сестре; продолжая учиться в гимназии, он зарабатывает репетиторством.

В 1898 г. Генрик окончил русскую гимназию и поступил на медицинский факультет Варшавского университета. С первого курса под псевдонимом Януш Корчак (по имени одного из героев польского писателя Игнацы Крашевского) он ведет активную журналистскую деятельность. Как многократно подчеркивал сам Корчак, его литературный стиль формировала русская литература XIX в., особенно творчество Чехова.

В 1904 г. молодой человек оканчивает университет и начинает работать врачом-педиатром в детской больнице. В качестве врача полевого госпиталя участвует в русско-японской войне, а затем снова работает в одной из детских клиник – до 1910 г.

В 1905 г. выходит первая повесть Корчака – «Дитя гостиной», принесшая ему успех и известность. Корчак вступает на путь реформаторства неустроенного мира не только как врач-педиатр, но и как писатель, журналист, общественный деятель. Он провозглашает: «Реформировать мир – это значит реформировать воспитание».

В 1907 и 1908 гг. он работает воспитателем в детских летних колониях, где основной контингент составляют сироты и дети из малоимущих еврейских семей. Именно тогда Корчак определил свою главную профессию – педагог. Лучшим подтверждением тому явились его книги – «Моськи, Иоськи и Срули» (1910), «Юзьки, Яськи и Франки» (1911). В 1912 г. Корчак стал директором реорганизованного «Дома Сирот».

Во время Первой мировой войны Корчак – ординатор полевого госпиталя русской армии. Четыре года он провел в скитаниях по дорогам войны. Весной 1917 г. откомандирован для работы врачом в польских и украинских детских приютах, год живет в Киеве.

В военные годы зарождается одна из главных педагогических книг Корчака – «Как любить ребенка» (1918), ставшая жизненным кредо автора. И хотя формально Корчак оставляет занятия медициной, врачом он остается до конца своей жизни – поскольку его воспитанникам врач был нужен всегда.

В 1918 г. Корчак возвращается в Варшаву и становится мозговым центром и душой двух приютов – «Наш дом» и «Дом Сирот», где создает своеобразную детскую республику, крошечную ячейку равенства и справедливости. В «Доме Сирот» был выборный детский сейм, товарищеский суд и судебный совет. Товарищеский суд в девяносто пяти случаях из ста выносил оправдательные приговоры; понять и простить – таков был его лейтмотив.

Опыт своей практической работы с детьми Корчак описывал и анализировал в книгах. Лучшие из них – «Воспитательные моменты» (1919), «О школьной газете» (1921), «Право ребенка на уважение» (1929), «Правила жизни» (1930), «Шутливая педагогика» (1939), «Банкротство маленького Джека» (1924), «Когда я снова стану маленьким» (1925), «Кайтусь-волшебник» (1935), «Упрямый мальчик. Жизнь Луи Пастера» (1938). Он также сотрудничает с журналами, работает редактором созданной им детской газеты (первой в мире), выступает под псевдонимом Старый Доктор с воспитательными беседами по радио.

Особое место среди книг Корчака занимает дилогия «Король Матиуш Первый» и «Матиуш на необитаемом острове» (1923). Этот шедевр принес Корчаку мировую славу и занял достойное место среди лучших философских сказок. Притча о благородном мальчике-короле Матиуше I завоевала миллионы сердец – как детей, так и взрослых. Маленький стойкий герой, чем-то похожий и на Гамлета, и на Дон Кихота, навсегда вошел в мировую литературу.

В 1934 и 1936 гг. по приглашениям своих бывших воспитанников Корчак посещает подмандатную Палестину. Но на предложение переехать туда он отвечает отказом.

Когда Гитлер вторгся в Польшу и Варшава была оккупирована, Корчак остался со своими подопечными. В 1940 г. немцы его арестовали. Несколько месяцев Корчак просидел в тюрьме, откуда его выкупили его бывшие воспитанники. У всемирно известного писателя была возможность уехать из Польши. Но Корчак вернулся в «Дом Сирот», который уже находился на территории Варшавского гетто.

Множество людей тщетно пытались уговорить Корчака покинуть гетто, зная, что власти разрешили ему уходить и возвращаться. Но Корчак отказался.

5 августа 1942 г. детей «Дома Сирот» отправили в концлагерь в Треблинку. Через несколько дней Корчак вместе со своими детьми вошел в газовую камеру.

На месте смерти Корчака в Треблинке стоит большой камень. На нем короткая надпись: «Януш Корчак и дети».


Top