Чем питаются дикие животные? Лесные обитатели: чем питаются, где обитают У: Что нового узнали о жизни крота.

Встретить в лесу кабана - ситуация незавидная, крупный зверь с мощными клыками может напугать туриста, грибника и даже начинающего охотника. Но если не дергаться, кабан скорее всего человека не заметит, зрение у диких свиней слабое, зато превосходно развито обоняние и почуяв опасность, кабан уйдет сам.

Дикая свинья, также известная под именем вепрь - древнейшее животное на планете, 2,5 млн. лет назад кабаны уже топтали нашу землю. В эпоху неолита (примерно 9 тыс. лет до н. э.) появились первые домашние свиньи - прямые потомки вепря, существование которых стало зависеть от человека. Но и дикие свиньи сохранили свою уникальную эволюционную линию, сегодня это привычные, достаточно многочисленные животные. Вепрь - крупный зверь, чем питаются кабаны, вырастая до поистине гигантских размеров? Что позволяет им выживать в дикой природе?

Кто такие кабаны

Кабан - это нежвачное парнокопытное из семейства свиней. Кабаны относятся к роду кабанов, куда также включены их потомки - домашние свиньи, ближайшие родственники - бородатые свиньи и другие млекопитающие с характерным свиным обликом.


Взрослые кабаны вырастают в длину до 175 см, рост самцов в холке достигает 1 м, самки мельче, их высота около 90 см. Средний вес дикой свиньи составляет около 100 кг, однако встречаются экземпляры весом до 150 и 200 кг. На территории Восточной Европы можно наблюдать кабанов, чья масса достигает 275 кг, а в Приморском крае и на северо-востоке Китая водятся кабаны - тяжеловесы, с массой тела до 500 кг! Кабану средней величины в сутки требуется от 3 до 6 кг пищи, а рацион дикой свиньи зависит от области обитания.

Ареал кабана

В древние времена ареал дикой свиньи был гораздо обширнее сегодняшнего, но бесконтрольная охота привела к исчезновению животных во многих областях планеты. В конце 19 века кабанов полностью истребили в Ливии. В 1912 году в зоопарке Гизы - крупнейшем зоологическом саду Египта умер последний кабан, и хотя животных снова завезли из Венгрии для расселения, дикие свиньи вновь стали жертвами браконьеров.

Таким же образом в 18 - 19 веке пропали кабаны из ряда стран Скандинавии, из многих областей бывших республик СССР, Японии и Великобритании. В 60-х годах прошлого века во многих странах начали возрождать популяцию дикой свиньи и несмотря на драматический упадок численности прошлых лет сегодня ареал кабана самый большой среди сородичей и один из наиболее широких среди всех наземных млекопитающих.

Кабаны обитают в Евразии и Северной Африке, в России встречаются на большей части Европейской территории за исключением таежных областей и самых холодных районов тундры. Кабаны всеядны, а их рацион чрезвычайно разнообразен. Но есть вепри с узкоспециализированным питанием: например, кабаны острова Ява абсолютные вегетарианцы, они поедают около 50 видов плодов фруктовых деревьев. Дикие свиньи, обитающие в Казахстане и дельте Волги наоборот сидят на рыбной диете, употребляя большое количество воблы и карпа.

На упитанного взрослого кабана редко нападают даже волки, тигры и леопарды, поэтому главным врагом дикой свиньи по-прежнему остается человек. Кабаны очень привязаны к своим кормовым территориям и охотники об этом прекрасно знают, поэтому выследить и загнать вепря, особенно с собаками, сложности не представляет.

Где живут кабаны

Излюбленные места обитания кабанов - влажные заболоченные леса, кустарниковые заросли, а в Азии - камыш, откуда животных вспугивают и охотятся, преследуя на лошадях. Дикие свиньи довольно неуклюжи, но в случае опасности развивают скорость до 40 км/ч. В другом случае встревоженный кабан может броситься в воду и при необходимости проплыть огромное расстояние.

Когда кабаны в безопасности, они заняты поиском корма. Дикие свиньи - животные социальные, они живут стадами, состоящими из нескольких десятков самок с поросятами и молодых самцов. Стада европейской популяции в отдельных случаях достигают сотни голов. Старые вепри держатся особняком и приходят в стадо только в брачный период. Кабаны живут оседло и в поисках пищи перемещаются только в пределах территории стада.


Рыло, клыки и копыта - орудия "труда" кабана

Основу рациона большинства диких свиней составляет растительная пища, а то, чем питаются кабаны, они добывают из лесной подстилки. Рыть землю животным помогают мощные передник ноги с крепкими копытами и длинное рыло, которое оканчивается жестким хрящевым образованием - пятачком.

Важную роль в добывании корма играют торчащие вверх клыки, сильно развитые у самцов. Они же служат кабану защитой: своими острыми клыками вепри наносят неопытным охотникам серьезные рваные раны. Самки, не имеющие такого грозного оружия сбивают обидчиков с ног и яростно бьют мощными копытами, особенно если дело касается защиты потомства.

Рыхление кабанами больших участков земли приносит лесу огромную пользу. Выкапывая клубни и корневища растений, дикие свиньи заделывают в почву семена деревьев, а попутно поедают личинок насекомых вредителей, таких как майский жук и сосновая пяденица.

У кабанов, обитающих в регионах с выраженной сменой времен года рацион сильно меняется в зависимости от сезона.

Чем питаются кабаны летом

Встретить вепря в погожий летний день большая редкость. Животные с толстой щетинистой шкурой чрезвычайно чувствительны к перепадам температуры и чтобы поддерживать терморегуляцию, кабаны часто валяются в грязи. Это отнюдь не дурная привычка, а способ поддерживать определенную температуру тела и защищаться от солнечных ожогов и укусов насекомых.

Летом кабаны выкапывают широкие ямы, глубиной до 40 см, где отдыхают днем целым стадом, а в сумерках выходят для купания, принятия грязевых ванн и на поиск пропитания.

Основу летнего рациона кабана составляют клубни, луковицы, корневища, побеги и листья растений. Интересно, что дикие свиньи поедают подземные и надземные части ядовитых растений без вреда для здоровья и не боятся змеиного яда. Такой же редкой особенностью обладают еще 3 вида животных: представители семейства мангустовых, медоеды и настоящие ежи.

Часто добычей кабана становятся насекомые и их личинки, дождевые черви, мелкие грызуны, ежи, лягушки и ящерицы. Не брезгуют дикие свиньи падалью, при чем в любое время года. По мере созревания урожая меняется и рацион кабана.

Чем питаются кабаны осенью

В урожайные годы основным осенним лакомством кабанов становятся орехи и желуди - сытная пища, богатая белками и жирами. Спелые колосья пшеницы, других зерновых культур и кукурузу кабаны с удовольствием поедают на сельскохозяйственных угодьях, местами нанося урожаю непоправимый ущерб.

Осенью в местах с высокой численностью кабанов особенно страдают плодоовощные насаждения, как государственные, так и частные. Небольшая семья кабанов за ночь может опустошить посадки репы, картошки, других корнеплодов и листовых овощей, оставив после себя пустые грядки. Хотя чисто по-человечески кабанов можно понять, ведь животные готовятся к долгой зиме, к тому же рожденные весной поросята должны стать упитанными до наступления холодов.

Чем питаются кабаны зимой

Самки кабана приносят потомство 1 раз в год, в выводке бывает от 4 до 12 детенышей, которых мать кормит молоком 3,5 месяца. Новорожденный поросенок весит от 650 до 1650 г, а к осени за счет усиленного питания набирает массу до 20 - 30 кг и если не станет добычей хищника, точно переживет зиму.

Подземные части растений все также остаются в зимнем рационе дикой свиньи: взрослый вепрь способен прокопать мерзлую землю на глубину до 17 см. У кабанов прекрасная память и они возвращаются в дубовые и ореховые рощи в поисках плодов, занесенных снегом. По берегам болот животные отыскивают в снегу замерзший хвощ, богатый углеводами и сахарами.


Часто пищей кабанов служат остатки трапезы хищников, в годы бескормицы дикие свиньи довольствуются побегами и древесной корой. Скудный рацион не способен утолить голод и тогда кабаны становятся опасными для других жителей леса, нападая на зайцев и некрупных грызунов. Голодный кабан охотится даже на крупных животных - диких коз, ланей и оленей, но только на молодых, раненых или слабых.

В местах с низкой численностью кабанов егеря их подкармливают, оставляя в лесу брикеты из костной муки, жмых и корнеплоды.

Не все кабаны доживают до весны, к сожалению, охота и зимнее голодание сильно снижают численность дикой свиньи в отдельных регионах. К тому же с ноября по январь у кабанов происходит гон с жестокими схватками между самцами, и раненые звери выживают редко.

Чем питаются кабаны весной

С приходом весны исхудавшие животные, особенно беременные самки, рады любому доступному корму: проснувшимся насекомым и их личинкам, появившимся на поверхности грызунам, проросшим желудям и корневищам растений, которые можно выкопать со значительной глубины.

Начинают распускаться почки, пробивается свежая травка и кабаны постепенно начинают набирать вес, самки готовятся к родам. В середине весны яйца и птенцы гнездящихся на земле пернатых становятся особым лакомством для кабана. Наступает лето, а с ним благодатная пора сытных ночных трапез.

При удачном стечении обстоятельств кабаны живут около 14 лет, а в неволе и природоохранных зонах дикие свиньи могут прожить до 20 лет.

Видео про кабанов

Дикие кабаны и поросята в городе Семейство дикий кабанов с выводком забрело в польский город Крыница Морска. Чувствуют они себя уверенно, словно тут живут.

В разделе на вопрос как питаются животные (доклад) заданный автором Даяна тойчиева лучший ответ это
Разные животные, питаются по-разному.
Всех животных, можно разделить на две большие группы, хищники, и травоядные.
Хищники, это животные, которые питаются мясом других животных.
Сюда относятся, волк, лиса, тигр, лев, кот, и многие другие.
Другая большая группа, это травоядные.
Травоядные питаются не только травой, как можно понять из названия, это животные которые питаются растительной пищей.
Лось, олень, косуля, заяц, барсук, ежик, и многие другие.
Есть животные, которые в зависимости от ситуации питаются различными видами пищи.
Это медведь, кабан, от части лиса, и другие животные.
Их иногда называют всеядными.
Обе эти группы тесно взаимосвязаны.
И малое количество травы, и других растений, со временем сказывается на поголовье хищников.
Если мало травы, то мало травоядных, если мало травоядных, то мало пищи для хищников, и так далее.
Такая система, называется пищевая цепочка.
Хотя в философском смысле, лучше было бы назвать ее кольцом.
Поскольку хищник, когда умирает, становится удобрением, и в месте его последней спячки, лучше растет трава, которую съест травоядное, которое в свою очередь скушает другой хищник.
И такой круговорот в природе.
Вот и не верь буддистам, с их колесом сансары, и бесчисленными перерождениями.
Следует отметить, что разделение на травоядных и хищников, не является характерным только для животных, оно универсально, и птиц, и рыб, и рептилий, тоже можно разделить на эти две группы.
Вот так, питаются разные животные.
Успехов вам, и всего наилучшего.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение МКДОУ д/с № 46 «Гнездышко»

Составили воспитатели: Зимова Мария Федоровна Степанова Ирина Анатольевна

Вид проекта познавательно — творческий

Участники: дети старшей-подготовительной группы «Гнездышко»

Взаимодействие педагогов: воспитатели, родители

Срок реализации проекта: 3 недели

Образовательные области: Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.

Актуальность: Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы.

Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта. Обогащение знаний детей о диких животных в образовательной деятельности.

1) Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.

2) Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)

3) Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.

4) Воспитывать желание оказывать помощь животным.

Основные направления реализации проекта:

1) Познание: «Дикие животные наших лесов»;

2) Драматизация сказки «Снежный колобок »;

3) Беседа на тему «Кто как к зиме готовится»;

4) Домашнее задание для детей и родителей - Создание «Книжка -малышка про диких животных»

Предварительная работа:

1) Подбор иллюстративного материала по теме, настольно - печатных игр, дидактических игр, игрушек диких животных, материалов для игр.

2) Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей.

Участие родителей в проекте:

1) Разучивание диалогов с детьми, участвующими в выступлении на сказочном развлечении.

2) Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми (Создание «Книжка - малышка про диких животных»).

Проблема: Кого можно из животных встретить в лесу зимой?

Решение: Путешествие в зимний лес (сказка «Снежный колобок»)

Подготовительный этап.

Предварительная работа:

Подбор иллюстративного материала по теме, настольно - печатных игр, дидактических игр, игрушек диких животных, материалов для игр.

Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, изготовление дидактических игр, подборка иллюстрированного материала из интернет ресурсов для презентации «Животные в зимнем лесу»

Основной этап — деятельный

Беседа на тему: «Кого из животных можно встретить в лесу зимой?», «Кто зимой спит?».

Рассматривание иллюстраций, слайдов по теме.

Просматривание видеороликов

Чтение русских народных сказок, героями которых являются звери и животные

Разгадывание загадок

Развивающие игры: «Чей малыш», «Кто лишний», «Чей хвост», «Чьи детки», «Кто где живет», «Составь животного из частей»,

Игра «У медведя во бору»

Д/Игры со словами: «Кто кем был», «Кто где живет», «Кто чем питается», «Мама, папа, детеныш», «Чьи уши, следы, хвосты».

Театрализация сказки «Снежный колобок»

Продуктивная деятельность:

Лепка «Зайчик»

Аппликация «Животное леса» (по желанию детей)

Рисование по сказке «Три медведя»

Пластилинография «Угощение для белочки»

Взаимодействие с родителями

Помочь в изготовлении и подборе костюмов для театрализации

Завершающий этап.

Инсценировка по сказке «Снежный колобок» с использованием ИКТ.

Предполагаемый результат проекта

Приобретение детьми новых знаний о диких животных.

Узнавать и называть детёнышей

Название жилища

Отгадывать загадки

Составлять описательный рассказ по карточкам

Называть животных, которые зимой спят

Владеть обобщающими понятиями

Презентация проекта: демонстрация слайдов.

Загадки.

Сейчас я Вам загадаю животных, а вы угадайте, кто это:

а) Кто пчелиный любит мед? Лапу кто зимой сосет? (медведь).

б) Что за зверь лесной стал, как столбик, под сосной? У этого зверька уши больше головы. (заяц).

в) Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней? (лиса).

г) Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это — … (волк)

д) Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил?

А в кусты через пенек промелькнул, как огонек? (белка).

е) Словно елка, весь в иголках.

Сам он круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь, ну, скажите, это … (ёж)

Большая верхняя губа,

На нём — громадные рога,

Ему природа дорога.

В лесу крупнее зверя не нашлось

Раз он - сохатый, значит - (лось).

«Кто кем раньше был».

А сейчас я с вами поиграю. Взрослые животные раньше были кем? (малышами, детёнышами).

Медведь был кем? — медвежонком

Лиса - лисенком

Заяц - зайчонком

Ёж - ежонком

Волк - волчонком

Белка - бельчонком

Лось - лосенком

«Кто где живет?»

Ребята, у каждого животного есть свой дом и он имеет своё название. Давайте с вами вспомним, кто где живёт. (Отвечать мы будем полным предложением):

У лисы дом называется - нора. Лиса живет в норе. (СЛАЙД №

3). У медведя дом - берлога. Медведь живет в берлоге. (СЛАЙД №

3). У волка дом называется логово. Волк живет в логове. (СЛАЙД №

4). Заяц живет под кустами. (СЛАЙД №

5). У ежа дом называется норка. Еж живет в норке.

(СЛАЙД № 5)

У белки домик - дупло. Белка живет в дупле. (СЛАЙД № 5).

Лось живет вдалеке от людей, в чаще. (СЛАЙД № 6).

«Кто чем питается?»

Ребята, давайте вспомним, чем питаются дикие животные. (Дети отвечают на вопрос). Я вам расскажу, какое это животное.

Лиса питается мясом (куры, заяц) и рыбой. Также может есть плодовые ягоды. Это хищное животное. (СЛАЙД № 7).

Белка питается грибами и орешками. Это животное называют грызуном. (СЛАЙД № 8).

Заяц летом ест траву, а зимой кору деревьев. Это травоядное животное. (СЛАЙД № 9).

Медведь летом питается мясом, рыбой, ягодами. А зимой он сосет лапу. Медведь хищник. (СЛАЙД № 10).

Волк питается зайцами, сусликами, домашними гусями, может съесть кладку яиц. Это хищное животное. (СЛАЙД № 11).

Еж питается грибами, яблоками, ужами, лягушками. (СЛАЙД № 12).

Лось питается мхами, грибами, ягодами, корой ивы, сосны, осины. (СЛАЙД № 13).

«Мама, папа и детеныш».

Ребята, у каждого животного есть семья. Давайте скажем, кто входит в состав семьи каждого животного. Это семья медведей. Мама медведица, папа медведь и их детеныш медвежонок. (СЛАЙД № 14).

Это семья волков. Мама волчица, папа волк и их детеныш волчонок. (СЛАЙД № 15).

Это семья лис. Мама лиса, папа лис, детёныш лисенок. (СЛАЙД № 16).

Это семья зайцев. Мама зайчиха, папа заяц, детеныш зайчонок. (СЛАЙД № 16).

Это семья ежей. Мама ежиха, папа еж и их детеныш ежонок. (СЛАЙД № 16).

Это семья белок. Мама белка, папа белка, детеныш бельчонок. (СЛАЙД № 16).

Это семья лосей. Мама лосиха, папа лось и их детеныш лосенок. (СЛАЙД № 17).

Физкультминутка «Дикие животные».

Как-то раз лесной тропой Дети идут по кругу

Звери шли на водопой. Дети идут по кругу

За мамой - лосихой топал лосёнок, Идут, громко топая

За мамой - лисицей крался лисёнок, Крадутся на носочках

За мамой - ежихой катился ежонок, Передвигаются вприсядку

За мамой - медведицей шёл медвежонок, Идут вперевалку

За мамою - белкой скакали бельчата, Скачут вприсядку

За мамой - зайчихой косые зайчата, Скачут на прямых ногах

Волчица вела за собою волчат Крадутся

Все мамы и дети напиться хотят. Лицо вкруг, лакательные движения языком

Чьи уши? следы? хвост? (образование притяжательных прилагательных по картинкам).

Ребята, когда животные идут по снегу, они оставляют что? (следы).

Следы медведя, чьи это следы? - медвежьи(СЛАЙД № 18).

Волка - волчьи (СЛАЙД № 18).

Лисы — лисьи (СЛАЙД № 18).

Зайца - заячьи (СЛАЙД № 19).

Ежа - ежиные (СЛАЙД № 19).

Белки - беличьи (СЛАЙД № 20).

Лося - лосиные (СЛАЙД № 20).

Загрузить: Didakticheskie_igry_o_dikih_zhivotnyh.pptx (5,6мб)

Все животные являются гетеротрофами , то есть питаются органическими веществами. Они не могут как растения сами синтезировать органическое вещество из неорганических веществ. Конечно, большинство органических веществ, поступивших в организм животного, изменяется в нем с помощью биохимических реакций, становятся «родными» для данного вида животного. Однако поглотить животное всё-равно должно органическое вещество.

И хотя все животные гетеротрофы, способов их питания огромное множество, так как животные сильно отличаются между собой. Одни устроены просто, другие сложнее. Одни обитают в воде, другие на суше. Каждое животное приспособлено для питания «своей» пищей. Главное, чтобы пища была органической природы.

В каждой группе животных по типу питания можно выделить различные подгруппы. Так растительноядные животные могут питаться листвой, травой, семенами, нектаром цветков и др. Плотоядные животные могут есть одноклеточных, насекомых, лягушек, птиц, млекопитающих, умерших животных. У каждого вида животного в связи с приспособлением к питанию определенными живыми организмами будут наблюдаться свои особенности строения и поведения.

Обычно у растительноядных млекопитающих пищеварительная система более сложная, так как переваривать растительную пищу сложнее. Однако у млекопитающих-хищников более сложное поведение, так как поймать жертву не всегда просто. При этом надо ее выслеживать, затаиваться, неожиданно нападать. При этом жертва имеет приспособления, чтобы убегать от хищника и защищаться от него (например, объединяясь в стада). Различаются и зубы травоядных и хищников. У растительноядных млекопитающих хорошо развиты резцы и коренные зубы.

У хищников есть мощные клыки.

Хотя животные приспосабливаются к конкретному виду пищи, есть среди них и «универсалы» — всеядные животные. Из млекопитающих примерами таких животных являются медведь, человекообразные обезьяны, человек. Всеядность позволяет не зависеть от конкретного вида пищи, и при ее исчезновении переходить на другое питание. Другими словами, всеядность — это полезное приспособление, дающее преимущество в выживании.

Падальщики едят умерших крупных животных. Среди млекопитающих-падальщиков следует отметить гиен и грифов. Они имеют свои приспособления к такому типу питания. Например, у грифов длинная почти голая шея. Это позволяет не пачкаться при разделывании туши.

Разнообразие ротовых аппаратов насекомых также сформировалось в зависимости от их пищи. У одних — это колюще-сосущий ротовой аппарат (комар), у других — режущий, у третьих - грызущий и т. п.

Среди животных встречается и симбиоз (взаимовыгодное сожительство). Например, рак-отшельник и актиния.

Среди животных к сапрофитам относятся насекомые и черви, обычно живущие в почве. Они питаются отмершими частями растений, умершими животными и их экскрементами. Сапрофиты играют важную роль в круговороте веществ в природе, так как разлагая органику, возвращают во внешнюю среду химические элементы в форме минеральных веществ.

Что должен знать дошкольник про животных? Во-первых, дикое это животное или домашнее, животное леса, севера или Африки, то есть место обитания. Во-вторых, в каком «домике» живет животное, если оно дикое: это может быть нора, берлога, дупло или животное совсем не делает себе домика. В-третьих, чем это животное питается. Увлекательный рассказ — то, что нужно. И обязательно сопроводить этот рассказ о животных картинками, ведь мы же знаем, что зрительная память очень помогает в обучении дошкольника. Поговорим с ребенком о диких животных и покажем карточки, так малыши лучше заинтересуются темой и запомнят все подробности.

Дикие животные
Заяц

Заяц живет в лесу. Он не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в углублениях под корнями, под ветвями, там и сооружают себе зимовье. Основная пища зайца — это трава, сено, молодые веточки деревьев. Ест заяц и овощи, фрукты и ягоды, если удается их найти.

Лиса — дикое животное. Она живет в лесу, в норе. Лиса — хищный зверь. Основная еда лис — насекомые (жуки, дождевые черви) и мелкие грызуны (мыши-полёвки). Если удастся лисе поймать зайца или птицу, что бывает не очень часто, она с удовольствием съест и их. Часто лисы селятся рядом с человеком и воруют домашних птиц из птичников. Иногда может полакомиться и рыбкой, выброшенной на берег Не побрезгует ягодами и фруктами, когда голодна.

Волк — животное леса. Живут волки в логове. Волки охотятся стаями, поэтому им под силу поймать крупную добычу: лося, оленя. С удовольствием угостится волк и птицей, и зайчиком. В голодные годы волки могут нападать на домашний скот, но это бывает очень редко. Волки очень осторожны и боятся человека.

Ежи живут в лесу. Они редко сами роют норы, чаще занимают чужие или сооружают гнездо среди выпирающих корней, под кустом, в углублениях земли, натаскивая туда много листьев, сухой травы и мха.

Зимой ежи впадают в спячку. Едят ежи в основном насекомых. Если попадется змея, могут съесть и её. Не прочь полакомиться грибами, желудями, ягодами и фруктами.

Бурый медведь

Бурый медведь — дикое животное леса. На зиму медведь сооружает себе берлогу и впадает в спячку. Основная пища медведей — ягоды, коренья, грибы. Найдет медведь птичье гнездо — полакомится яйцами, найдет улей диких пчел — поест медку. Медведь умеет ловить рыбу и с удовольствием ее ест. Может скушать и мышку, если удастся ее поймать. Не побрезгует и падалью.

Белка живет в лесу. Она находит в дереве дупло и селится там. Ест белка ягоды, фрукты, грибы, орехи, желуди и зерно. Запасает припасы на зиму, пряча их под корнями или среди веток деревьев, чтобы не голодать зимой.

Когда ребенок познакомился с животными, их образом жизни, питанием, пусть он попробует сам рассказать о том, что запомнил. В этом помогут картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания >>

На первых порах связного рассказа получить может не удастся, тогда попробуйте распечатать и разрезать приведенные выше карточки на сектора, а ребенку предложить разложить картинки правильно.

А более подробные рассказы для детей о животных можно посмотреть на нашем сайте в разделах: доклады детям о животных >> и презентации про окружающий мир >>

Источник

Цель: развивать лексико-грамматические представления у детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи по теме «Дикие животные».

Задачи:

Образовательные:

Учить умению слушать и слышать обращённую речь;
- Активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Дикие животные»;
- Учить детей задавать друг другу вопросы о животных, их жизни.

Коррекционно-развивающие:

Обогащать словарный запас по теме «Дикие животные»;
- Формировать навык словоизменения при согласовании прилагательных с существительными;
- Формировать умение образования уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
- Формировать навык употребления падежных окончаний и образования предложно-падежных конструкций;
- Развивать связную речь детей. Совершенствовать умение самостоятельно логически последовательно и грамматически правильно составлять описательные рассказы о диких животных;
- Развивать слухоречевую память, внимание;
- Развивать умение координировать речь с движением.

Воспитательные:

Повышать активность детей, прививать интерес к логопедической непосредственной образовательной деятельности;
- Прививать любовь к природе, животным.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Посмотрите что я для вас приготовила (СЛАЙД № 2). Кто это? Как их называют? Почему?
Логопед: Правильно, послушайте, ребята, стихотворение про диких животных.
Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.



Основная часть

1. Загадки. Сейчас я Вам загадаю животных, а вы угадайте, кто это:
а) Кто пчелиный любит мед? Лапу кто зимой сосет? (медведь).
б) Что за зверь лесной стал, как столбик, под сосной? У этого зверька уши больше головы. (заяц).
в) Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней? (лиса).
г) Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - … (волк)
д) Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил? А в кусты через пенек промелькнул, как огонек? (белка).
е) Словно елка, весь в иголках.
Сам он круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь, ну, скажите, это... (ёж)
ж) Не голос - громкая труба,
Большая верхняя губа,
На нём - громадные рога,
Ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось
Раз он - сохатый, значит - (лось).

2. "Кто кем раньше был" . А сейчас я с вами поиграю. Взрослые животные раньше были кем? (малышами, детёнышами).
Медведь был кем? - медвежонком
Лиса - лисенком
Заяц - зайчонком
Ёж - ежонком
Волк - волчонком
Белка - бельчонком
Лось - лосенком

3. "Кто где живет?" . Ребята, у каждого животного есть свой дом и он имеет своё название. Давайте с вами вспомним, кто где живёт. (Отвечать мы будем полным предложением):
У лисы дом называется - нора. Лиса живет в норе. (СЛАЙД № 3).
У медведя дом - берлога. Медведь живет в берлоге. (СЛАЙД № 3).
У волка дом называется логово. Волк живет в логове. (СЛАЙД № 4).
Заяц живет под кустами. (СЛАЙД № 5).
У ежа дом называется норка. Еж живет в норке. (СЛАЙД № 5).
У белки домик - дупло. Белка живет в дупле. (СЛАЙД № 5).
Лось живет вдалеке от людей, в чаще. (СЛАЙД № 6).

4. "Кто чем питается?" Ребята, давайте вспомним, чем питаются дикие животные. (Дети отвечают на вопрос). Я вам расскажу, какое это животное.
Лиса питается мясом (куры, заяц) и рыбой. Также может есть плодовые ягоды. Это хищное животное. (СЛАЙД № 7).
Белка питается грибами и орешками.
Это животное называют грызуном. (СЛАЙД № 8).
Заяц летом ест траву, а зимой кору деревьев.
Это травоядное животное. (СЛАЙД № 9).
Медведь летом питается мясом, рыбой, ягодами. А зимой он сосет лапу.
Медведь хищник. (СЛАЙД № 10).
Волк питается зайцами, сусликами, домашними гусями, может съесть кладку яиц. Это хищное животное. (СЛАЙД № 11).
Еж питается грибами, яблоками, ужами, лягушками. (СЛАЙД № 12).
Лось питается мхами, грибами, ягодами, корой ивы, сосны, осины. (СЛАЙД № 13).

5. "Мама, папа и детеныш" . Ребята, у каждого животного есть семья. Давайте скажем, кто входит в состав семьи каждого животного.
Это семья медведей. Мама медведица, папа медведь и их детеныш медвежонок. (СЛАЙД № 14).
Это семья волков. Мама волчица, папа волк и их детеныш волчонок.
(СЛАЙД № 15).
Это семья лис. Мама лиса, папа лис, детёныш лисенок. (СЛАЙД № 16).
Это семья зайцев. Мама зайчиха, папа заяц, детеныш зайчонок.
(СЛАЙД № 16).
Это семья ежей. Мама ежиха, папа еж и их детеныш ежонок. (СЛАЙД № 16).
Это семья белок. Мама белка, папа белка, детеныш бельчонок.
(СЛАЙД № 16).
Это семья лосей. Мама лосиха, папа лось и их детеныш лосенок. (СЛАЙД № 17).

6. А сейчас, ребята, все закрывают глазки, а (Таня) загадает вам животное, вы подумайте, и скажите, кто это. (Логопед показывает ребенку на картинке дикое животное).

7. Физкультминутка «Дикие животные».
Как-то раз лесной тропой Дети идут по кругу
Звери шли на водопой. Дети идут по кругу
За мамой - лосихой топал лосёнок, Идут, громко топая
За мамой - лисицей крался лисёнок, Крадутся на носочках
За мамой - ежихой катился ежонок, Передвигаются вприсядку
За мамой - медведицей шёл медвежонок, Идут вперевалку
За мамою - белкой скакали бельчата, Скачут вприсядку
За мамой - зайчихой косые зайчата, Скачут на прямых ногах
Волчица вела за собою волчат Крадутся
Все мамы и дети напиться хотят. Лицо вкруг, лакательные движения языком

8. Чьи уши? следы? хвост? (образование притяжательных прилагательных по картинкам). Ребята, когда животные идут по снегу, они оставляют что? (следы).
Следы медведя, чьи это следы? - медвежьи(СЛАЙД № 18).
Волка - волчьи (СЛАЙД № 18).
Лисы - лисьи (СЛАЙД № 18).
Зайца - заячьи (СЛАЙД № 19).
Ежа - ежиные (СЛАЙД № 19).
Белки - беличьи (СЛАЙД № 20).
Лося - лосиные (СЛАЙД № 20).
А сейчас я положу на стол перевернутые карточки с ушами и хвостами зверей, а вы ту, которую вытяните, скажите, чьё это.

9. "Предлоги". Ребята, посмотрите на картинке животные куда-то спрятались. Давайте их отыщем. (Следим за правильным употреблением предлогов в речи).
Медведь спит в берлоге, белка сидит на дереве, заяц сидит под елкой.

10. "Составь рассказ по схеме". Ребята, сейчас каждый подумает о том диком животном, которое хочет нам описать по плану:
Кто это __ опиши его __ где живет __ чем питается __ назови членов его семьи.
(Дети описывают животное).

11. Игра "Четвертый лишний". Ребята сейчас я вам буду называть слова, а одно из них лишнее. Подумайте какое это слово и объясните свой выбор.
- лиса, кошка, заяц, медведь, волк.
- белка, медведь, жираф, заяц, лиса.
- корова, лошадь, лиса, овца.

12. "Кого не увидишь зимой". Ребята, скажите, всех ли животных, о которых мы сегодня говорили можно увидеть зимой? (нет). Почему? (Медведь и еж впадают в спячку).

Итог непосредственной образовательной деятельности
О ком мы сегодня с вами говорили? Что нового вы для себя узнали? Что было интересно? Понравилось ли вам наше путешествие к диким животным?

Животные окружают нас повсюду, где бы мы ни были. Они живут везде: в лесах и пустынях, в горах и океанах, в земле и в воздухе и даже среди вечных снегов.

Животные составляют больше чем три четверти всех видов живых существ на земном шаре, и все они такие разные!

Животные отличаются друг от друга размерами, формой тела, окраской. Благодаря этому медведь совсем не похож на кузнечика, хотя они являются представителями одного мира животных.

Как и все живые организмы (в том числе и растения), животные дышат, питаются, растут, размножаются и умирают. Главной особенностью, отличающей животных от всех остальных живых существ, является способность к передвижению: они бегают, прыгают, ползают, летают, плавают. Так они находят пищу, спасаются от врагов, ищут место и партнеров для размножения.

На земном шаре известно около двух миллионов видов животных.

Чем же питаются животные? Давайте присмотримся повнимательнее.
Например, для пчелы лучшим угощением будут цветочная пыльца и нектар. Зайцы едят сочные побеги растений, траву, кору деревьев. Кормом для линя служат всевозможные водоросли. Все эти животные называются травоядными, потому что кормом для них являются растения.

А вот волки к растениям равнодушны, ведь их рацион составляют зайцы, косули, дикие свиньи. Сова в огромных количествах истребляет мышей, а божья коровка поедает других насекомых, например тлю. Все эти животные питаются другими животными и называются хищными. Однако в природе существуют и всеядные животные, которые питаются и растениями, и другими животными. К ним относятся муравьи, медведи, воробьи, караси и многие другие.

Пища необходима всем живым существам, поэтому животным, чтобы выжить, приходится зависеть друг от друга. Солнце обеспечивает жизненной энергией растения, которые служат кормом для травоядных животных. Травоядные животные, в свою очередь, становятся добычей хищников. Если же травоядные животные погибают от недостатка пищи (или по другой причине), то питающиеся ими хищники гибнут или переселяются туда, где могут найти еду. Такие пищевые связи называются пищевой цепью.

Например, поспела в лесу сладкая душистая земляника, и ею решил полакомиться проползавший мимо слизень. Не успел он наесться, как сам стал добычей голодной жабы. Наевшись, жаба решила отдохнуть в тени, но тут же была атакована гадюкой, которую через некоторое время поймал и съел еж. Таким образом, земляника, слизень, жаба, гадюка и еж - это звенья данной пищевой цепи.

Подобные пищевые связи можно наблюдать в природе повсюду, и важно то, что первым звеном пищевой цепи всегда является растение, вторым - травоядное животное, а остальные звенья - хищные животные.

А вот пример другой :
Созрело целое поле ржи, мышка-полевка начала делать запасы на зиму, набила щечки зернами, побежала в норку, а по пути ее поймала змея. Не успела змея проглотить мышь, как на нее с воздуха приземлился орел и унес в гнездо. Вот еще одна пищевая цепь.


Top