Пословицы и поговорки со словом речь. Пословицы о устной речи и письменной


Правомерно при изучении отношения древних с лавян к проявлениям дефектов речи обратиться к пословицам и поговоркам русского народа, руководствуясь мнением, что пословицы и поговорки являются одним из самых древних видов народного творчества. «Искусство слова родилось в глубокой древности ип процессов труда людей. Причиной возникновения gt;того искусства служило стремление людей к организации трудового опыта в словесных формах, которые наиболее метко и прочно закреплялись в памяти - в формах двустиший, «пословиц», «поговорок», трудовых лозунгов древности»2. Посредством посло- IIиц и поговорок передавались из поколения в поколение наблюдения из мира природы и окружающей
1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. (IM., М., 1912-1913.
1 Горький М. Собрание сочинений в 30 т. М., 1949 - 55. Т. 27. ‘ 4*12.

человека действительности. «Пословицы - это свод народной опытной премудрости и суемудрия, - писал В.И. Даль. - Это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселие, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
Нами были подвергнуты системному анализу все основные сборники русских пословиц и поговорок. Отобраны все пословицы, относящиеся к речи. При анализе большого количества отобранных пословиц мы обнаружили, что их условно можно объединить в пять больших трупп. Основная масса пословиц и поговорок о речи отражает народные взгляды на красоту речи: ее складность, выразительность, приятный тон, содержательность, краткость. Например:
Слово толковое стоит целкового.
Говорит, как по писаному.
Хорошая речь слаще меда.
Говорит, как река льется.
Сидит - как свеча горит, говорит - что рублем
одарит. Обращается внимание на силу слова, влияние слова на окружающих. Например:
Пулей попадешь в одного, а метким словом в тысячу.
Пчела жалит жалом, а человек - словом.
Ветер горы разрушает - слово народы поднимает.
Язык без костей, а дробит кости людей.
Не ножа бойся, а языка.
Худого слова и бархатным медом не запьешь.
Яркое слово - пища душе, дурное слово - кол
голове».
Большое количество пословиц и поговорок отражает взаимосвязь речи и ума человека. Например:
Умный рад изучать, а дурак - поучать.
Когда ешь - жуй; говоря - думай.
Каков разум, таковы и речи.
Умные речи и слушать приятно.
Язык повинен голове: пустой язык - пуста и голова.
Осла узнаешь по ушам, а дурака - по словам. Не меньшее число пословиц и поговорок посвящено соотношению говоримого и делаемого чело- пеком, т. е. они отражают связь речи с поступками человека. Чаще подчеркивается несоответствие слов и дел человека:
Речи, как снег, а дела, как сажа.
Большой говорун - плохой работун.
Сладко бает, да дела не знает.
Говорит много, а толку на грош, да и тот нехорош.
От слова до дела целая верста.
Речист, да на руку нечист.
Язык гладок, а душою гадок.
О необходимом единстве того, что человек говорит и что делает, в пословицах говорится нередко и в форме назидания:
Суди по человеку, а не по его словам.
Города строят не языком, а рублем и топором.
Кто мало говорит, тот больше делает.
Не спеши языком - торопись делом.
У молодца слово с делом сходится.
Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи
варит.
Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на
деле туп. Среди пословиц мы находим (правда, в значительно меньшей степени) такие, которые отражают В7
г

оценку отдельных компонентов речи: голоса, артикулирования, речевого слуха, темпа речи, фразы.
О разной высоте голоса:
У тебя голосок, что женский волосок (тонок и долог). Говорит, как из бочки.
Об артикулировании:
У него губа, как голенище у сапога.
Говори складно, коль язык подвешен ладно.
Велик язык у коровы, да говорить не дает,
Сказал бы и вол, но язык, как кол.
Прожуй слово, да вымолви.
Суконный язык (неповоротливый).
О слуховом восприятии:
Один про Ивана, а другой про болвана.
Ему про Тараса, а он: полтораста.
Глухому не шепнешь.
Глухому двух обедней не служат.
У нее хоть осиновым колом в ухе верти.
О темпе и плавности речи (торопливость, замедленность, запинки, заикание):
Говорить- не работать, торопиться не надо.
Говорит, ровно в стенку горох сыплет.
Говорит, как спит.
Говорит, как будто три дня хлеба не ел,
От его словца не дождешься конца.
Говорит, что родит (с потугами).
Слово за слово вперебой идет.
Что не слово, то гиря.
Лучше ногою запнуться, чем языком.
Стой, не шатайся, ходи, не спотыкайся, говори, не запинайся.
Поторопишь заику, ничего не поймешь.
О фразовой речи (многословие, бессодержательность, трудность):
Во многословии не без пустословия.
Веревка хороша длинная, а речь короткая.

Ешь калачи, да поменьше лопочи.
Слов много, да складу нет.
Говорит, как на муках.
Языком, что помелом возит.
У него слово слову костыль подает.
Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит. Говорит, как борона бороздит (тяжело, нескладно). Он говорит с присвистом, причмокивает да пришепетывает.
Таким образом, в пословицах и поговорках русского народа мы не находим отражения той широкой палитры терминов-определений, характеризующих дефекты речи, о которых мы говорили выше и которые пстречаются в словарях. Объясняется это, видимо, тем, что древние славяне относили дефекты речи к числу ("юлезней, поражающих человека. Смеяться же над вольным человеком считалось делом грешным, кощунственным.

Еще по теме Пословицы и поговорки о речи:

  1. Фесюкова Л.Б.. В мире мудрых пословиц. Комплект наглядных пособий, 2007
  2. Занятие 7.12 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «ПОНИМАНИЕ ПОСЛОВИЦ»
  3. Н. М. Селезнева о НРАВСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ При подлой душе ученость хуже невежества. Народная поговорка
  4. Занятие 7.21 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ИЗМЕРИТЕЛЯ ТЕМПОРАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЧИ

Родной язык - самый лучший, самый мелодичный, самый сладкий и самый «вкусный» для каждого человека. Родной язык - это не просто средство общения. Это - дух родительского дома, национальный признак и символ каждого народа.

  • Язык телу якорь.
  • Язык языку весть подает.
  • Язык один, и в будни и в праздник.
  • Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
  • Бог дал два уха, а один язык.
  • Хороша веревка длинная, а речь короткая.
  • Хорошая речь коротка.
  • Хорошую речь приятно слушать.
  • Без языка и колокол нем.
  • Крепкое слово делом вертит.
  • Язык мягок: что хочет, то и лопочет.
  • Язык дружину водит.
  • Язык впереди ног бежит.
  • Язык мал, да горами качает.
  • Хорошая речь слаще меда.
  • Свой язык - первый супостат.
  • Сказал красно - по избам пошло, а смолчится - себе пригодится.
  • Крепка окова, а еще крепче слово.
  • Умные речи приятно и слушать.

Пословицы и поговорки о силе доброго и злого слова

Вспомни, как приятно Тебе было, когда мама хвалила Тебя за хорошую оценку в дневнике, и как расстроился Ты, когда она ссорилась за баловство. А все потому, что слово имеет большую силу: им можно успокоить или порадовать, а можно и обидеть или расстроить. О силе доброго и злого слова - следующая подборка пословиц и поговорок.

  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Доброе слово окрыляет.
  • Правдивое слово - как лекарство: горько, зато излечивает.
  • Рана, нанесенная словом, тяжелее, чем рана от стрелы.
  • Слово сказал - стрелу послал, письмо написал - в западню попал.
  • Словом пронзишь то, что иглой не проткнешь.
  • Ласковое слово и кость ломит.
  • Ласковое слово лучше мягкого пирога.
  • Слово не обух, а от него люди гибнут.
  • Слово не стрела, а в сердце язвит.
  • Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
  • Доброе слово сказать - посошок в руки дать.
  • Слово выпустишь, так и крюком не втащишь.
  • От слова спасение, от слова и погибель.
  • Мягкое слово кости ломит.
  • Живым словом победить.
  • Правдивое слово - сила.
  • Птицу кормом, человека словом обманывают.
  • Слово, сказанное без соображенья, подобно выстрелу без прицела.
  • Бритва скребет, а слово режет.
  • Слово не нож, а до ножа доводит.
  • Одним словом можно убить, другим воскресить.
  • Слово горы ворочает.
  • Непрошеное слово - навар без соли.
  • Лишнее слово в досаду вводит.
  • Худого слова и медом не запьешь.
  • Слово раз упустишь - не воротишь.
  • Слово жжет хуже огня.
  • Слово не воробей: вылетит - жди беды.
  • Слово не воробей, не поймаешь за хвост.
  • Сорвалось словцо - не схватишь за кольцо.
  • Не убьешь словом, да озадачишь.
  • Пулей попадешь в одного, а метким словом - в тысячу.

Пословицы и поговорки о болтливости

С предыдущей подборки пословиц и поговорок о силе слов - добрых и злых, Ты, очевидно, понял, какую ценность они в себе несут. Словом нужно дорожить, беречь его и не бросать на ветер. А что думали люди о тех, кто много говорит, поведает Тебе следующая подборка пословиц и поговорок о болтливости.

  • Не спеши языком, торопись делом.
  • Слово – серебро, молчание – золото.
  • Сперва подумай, потом говори.
  • У кого что болит, тот про то и говорит.
  • Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
  • Мельница мелет - мука будет, язык мелет - беда будет.
  • Коса до пояса, язык до колен.
  • Сболтнешь - не воротишь.
  • Болтун речист, да на руку нечист.
  • У короткого ума длинный язык.
  • Чем сердце меньше, тем длинней язык.
  • Лишнее говорить - только себе вредить.
  • Ешь больше, а говори меньше.
  • Сам с вершок, а слов с горшок.
  • С болтунами держи язык за зубами.
  • Умный молчит, когда болтун ворчит.
  • Умный больше слушает, чем говорит.
  • Что знает, все скажет, и чего не знает - тоже скажет.
  • Выпустишь с воробушка, а вырастет с коровушку.
  • Языком молоть - не дрова колоть: спина не заболит.
  • Умей сказать, умей и смолчать.
  • Болтовня и красна и пестра, да пуста.
  • Курица - не птица, лодырь - не человек, болтун - не работник.
  • Как сорока хвостом, так и болтун языком.
  • Лучше не досказать, чем пересказать.
  • Губы да зубы – два запора, а удержу нет.
  • Доброе молчанье лучше худого ворчанья.
  • Больше дела, меньше слов.
  • Не все годится, что говорится.
  • Лясы точит, да людей морочит.
  • Наговорил с три короба.
  • На словах густо, а в голове пусто.
  • На словах-то он скор, да на деле не спор.
  • Большой говорун - плохой работник.
  • Острый язык - дарование, длинный язык - наказание.
  • Осла узнают по ушам, медведя - по когтям, а болтуна - по речам.

Читай также:

  • Пословицы с наречиями, числительными и антонимами
  • Пословицы о семье, людях и народе

10 пословиц о языке и речи

Ответ:

Язык телу якорь. Язык с богом беседует. Мал язык, да всем телом владеет. Язык голову кормит, и до побоев доводит. Что знает, все скажет, чего не знает, и то скажет. Язык до Киева доведет. Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Во многословии не без пустословия. Много говорено, да мало сказано. Не спеши языком, торопись делом. Языком не торопись, а делом не ленись. Никто за язык не тянет. Держи язык за зубами. Меньше врется - спокойнее живется. Из пустого в порожнее переливает. Что про то говорить, чего нельзя воротить? Скоро сказка сказывается, да не скоро делается. За твоим языком не поспеешь босиком. Мелет день до вечера, а послушать нечего. Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала. В добрый час молвить, в худой промолчать. Не все то делается, что говорится. Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. Молчание – золото. За словом в карман не полезет. Наговорил с три короба. Язык мой - враг мой. Для красного словца не пощадит ни матери, ни отца. Умей вовремя сказать, вовремя смолчать. По секрету – всему свету. Прикуси язык! Замолчал, как воды в рот набрал. Нем, как рыба. Слово не стрела, а сердце ранит. Языком болтай, а рукам воли не давай! Всего не переговоришь. Дитя не заплачет - мать не узнает. Твоими бы устами да мед пить. У кого что болит, тот о том и говорит.

Общеизвестно, что в народе накоплен богатый опыт, сведения о разных сторонах жизни, явлениях и процессах. Эти сведения передаются из поколения в поколение устным путем, находят отражение в пословицах и поговорках, включаются в письменные источники – лечебники, сборники пословиц и т.д. Существуют также определенные народные представления о языке (в статье использованы пословицы и поговорки из сборника В.Даля «Пословицы русского народа»).

Слово язык в русских пословицах употребляется прежде всего для обозначения органа, который является источником речи, служит для произнесения звуков. Об этом свидетельствуют, в частности, следующие пословицы: Язык ворочается, говорить хочется; Вымолвить не хочется, так и язык не ворочается; Сорвалось – как с языка сорвалось; Как сорвалось, так и брякнулось; Коня на вожжах не удержишь, а слова с языка не воротишь. Во многих пословицах характеризуется речь говорящего: Язык мягок: что хочет, то и лопочет; Язык без костей – мелет; У него язык длинен; У него язык, как бритва; Свой язык, своя и говоря; Язык – жернов: мелет, что на него не попало; За твоим языком не поспеешь босиком; Видно, у него язык чешется; Языком кружева плетет; Бьет языком, что шерстобит струной жильной.

Иногда вместо слова язык употребляются другие наиме5нования, например слова-метафоры: Язык – балаболка; У него вехотка во рту; Мокрая пличка (черпачок): что не поплещет, то захлещет; слова уста, рот, горло и другие употребляются по принципу метонимии: От избытка уста глаголят; На чужой роток не накинешь платок; Горлом не возьмешь; набери в рот воды! Губы да зубы – два запора (забора), а удержу нет; Рот на нараспашку, язык на плечо.

Если слово язык соотносится с говорением, то речь – со слушанием. Слово язык обычно употребляется в одной пословице с говорить , а речь – со словом слушать : Сижу у печи, да слушаю людские речи; Красную речь красно и слушать; Красна речь слушанием.

Речь, как известно, состоит из слов. Приведем пословицы, в которых характеризуются сами слова и речь говорящего: «Есть» — слово как мед сладко, а «нет» — слово как полынь горько; Всю неделю говорил «ась», а в субботу сказал «что»; Этого, не свихнув языка, не выговоришь; Слово к слову приставляет, словно клетки городит; Слово по слову, что на лопате подает; Слово за словом вперебой идет; Слово за словом на тараканьих ножках ползет (лепится); У него слово слову костыль подает; Слово за слово цепляется; не всякое слово в строку; Прожуй слово да молви! Пасеное словцо за щекой; Не доищешься (не доискался) слово; Блюди хлеб на обед, а слово на ответ; За словом в карман не полезет; Слово не воробей: вылетит — не поймаешь; Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь; И дорого б дал за словечко, да не выкупишь.

2. Какие значения слова язык не отмечены в данном тексте?

ТМ: Язык не единственное средство общения между людьми. Общаясь между собой, люди передают друг другу некоторые сообщения не только при помощи слов, но и посредством особых значимых действий, таких, например, как вставание, поклон, рукопожатие, дружеские объятия или поцелуи. Среди подобных несловесных средств общения принято различать жестикуляцию и мимику.

Жестикуляция – это значимые телодвижения, главным образом движения головы или рук: указательный жест руки, пожимание плечами в знак недоумения или незнания, кивок головой, выражающий согласие, или, наоборот, повороты головы из стороны в сторону, означающие отрицание.

Мимика – это значимые движения мышц лица: улыбка, поднятие бровей в знак удивления или нахмуренные брови, означающие недовольство.

Так же как и язык, системы жестикуляции и мимики сложились в обществе постепенно и в достаточной степени стихийно. Но есть и такие знаковые системы, которые были специально разработаны людьми для более удобной передачи информации, связанной с определенными видами их деятельности. Подобные знаковые системы принято называть искусственными.

К числу искусственных знаковых систем относятся сигналы светофора, знаки дорожного движения, форменные знаки различия военнослужащих (погоны, нашивки, кокарды и др.), а также системы символической записи, используемые в музыке (нотное письмо), математике (цифры; знаки + – = : ; обозначения корня, логарифма, интеграла и т.п.), формальной логике, химии и ряде других наук.

Таким образом, мимика или жестикуляция в подавляющем большинстве только сопровождают звуковую речь, придавая ей добавочные эмоциональные или смысловые оттенки. Искусственные знаковые системы могут передавать лишь ограниченные по своему содержанию типы сообщений, связанные с той предметной областью, для которой они были созданы. Язык же способен передавать сообщения любых, ничем не ограниченных типов содержания. Это свойство человеческого языка можно назвать его универсальностью.

Задание 5 . Коротко охарактеризуйте одну из известных вам знаковых систем. Из каких знаков (звуковых, световых, графических) она состоит? Какие значения выражают эти знаки? Приведите примеры.

ТМ: Литературный язык – это вариант языка, используемый на телевидении и радио, в периодической печати, в науке, в государственных учреждениях и учебных заведениях. Изъясняясь на литературном языке, человек стремится говорить или писать правильно, и это позволяет ему рассчитывать на то, что он будет хорошо понят любым адресатом.

Существуют нелитературные варианты русского языка: просторечие, жаргон, диалект.

Задание 6 . Заполните свободные клетки таблицы.

Задание 7 . Законспектируйте статью «Мировые языки» по учебному пособию «Русский язык» под редакцией К.К.Ахмедьярова, Ш.К.Жаркынбековой. – Алматы, 1999.- С. 5-10.

ТМ: Речь в традиционном понимании – конкретное говорение, происходящее как в устной, так и в письменной форме. Речь при этом определяется не только как сам процесс говорения, но и результат этого процесса, т.е. и речевая деятельность и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.

Речь обычно характеризуется через противопоставление языку, где язык определяется как система знаков, а речь – реализация данной системы знаков, но в совокупности речь и язык образуют единый феномен языка. Если язык – это орудие (средство) общения, то речь есть производимый этим орудием способ (вид) общения. Речь материальна, воспринимается чувствами (слухом, зрением, осязанием), язык же (система языка) включает в себя абстрактные аналоги единиц речи. Речь конкретна и неповторима, устремлена к определенной цели, обусловлена ситуацией общения, развертывается во времени и пространстве, является видом свободной творческой деятельности.

Комментарий :

конкретный – вполне определенный, предметный;

феномен – то же, что явление;

абстрактный – отвлеченный;

аналог – нечто, представляющее соответствие другому предмету.

1.2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ И ВИДОВ РЕЧИ

ТМ: Диалогическая речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяет ряд ее особенностей, к которым относится: краткость высказывания, широкое использование внеречевых средств общения (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие предложений неполного состава, свободная от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, преобладание простых предложений.

Монологическая речь – форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, их грамматической оформленностью.

Письменная речь – форма речи, связанная с выражением и воспритяием мысли в графической форме. Она включает в себя два вида речевой деятельности: письмо (продуктивный), чтение (рецептивный). Письменная речь может осуществляться средствами массовой коммуникации (книга, пресса и др.) и индивидуальной коммуникации (письмо, заявление, поздравление, план, тезисы, аннотация и др.).

Устная речь – форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь (аудирование) и умения производить речь в звуковой форме (говорение).

Активная речь – речь, всегда требующая программирования, исходящая из внутреннего замысла человека, предполагающая самостоятельный выбор содержания высказывания и отбор языковых средств.

Внешняя речь – речь, озвученная, оформленная средствами естественного языка, с помощью которого люди общаются между собой.

Внутренняя речь – различные виды использования языка вне процесса реального общения, не сопровождается озвучиванием; например, «речь про себя».

Задание 8 . Законспектируйте статью «устная и письменная речь» по учебному пособию «Русский язык» под редакцией К.К.Ахмедьярова, Ш.К.Жаркынбековой. – Алматы, 1999.- С. .

1.3. ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Аннотация

Краткая характеристика книги, статьи в виде перечня главнейших вопросов

    Краткая запись о чем-либо: заметка в блокноте, делать заметки для памяти;

    краткое сообщение в печати: газетная заметка.

Комментарий

Толкование, объяснение к тексту.

Обобщение

Общий вывод, сделанный в результате изучения частных явлений

    Средство общения с помощью графических знаков, позволяющих фиксировать речь при передаче ее на расстоянии;

    Написанный текст, посылаемый кому-либо для сообщения чего-либо.

Выдержка из текста, цитата; то, что выписано из произведения, документа

Изложение

Пересказ чего-либо (обычно письменно) своими словами

Конспект

Краткое письменное изложение содержания чего-либо

Описание

Сочинение, изложение, в котором описывается что-либо

Определенная последовательность, краткая программа изложения чего-либо

Краткое изложение речи, статьи, краткий вывод

Рецензия

Критическая оценка научного, художественного и другого сочинения, спектакля, фильма.

Краткое изложение содержания книги, статьи, а также доклад с таким изложением.

Научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале, газете

    Основная мысль, положение, доказываемое в каком-либо сочинении, в речи;

    Тезисы (мн.ч.) – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции.

1.4.ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

ТМ: Описание как тип речи используется при необходимости описать какое-либо явление, обстановку, портрет, дать характеристику, целостный образ предмета. В текстах данного типа всегда представлена статичная картина, складывающаяся из указаний на предмет и его признаки. Главным является указание на признаки; называющие их слова, как правило, помещаются в конце предложения; развитие мысли достигается за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки предмета в целом или его частей.

При создании текстов-описаний следует придерживаться следующих структурно-композиционных частей: 1) введение (общее впечатление); 2) описание деталей; 3) заключение (вывод, оценка).

Существуют несколько видов описания: описание природы, описание обстановки, описание предмета, описание портрета, описание-характеристика. Используется описание в различных сферах общения и зависит от точки зрения автора или рассказчика, от жанра, стиля, принадлежности автора к определенному литературному направлению.

Повествование как тип речи используется для передачи информации о действиях и событиях, развивающихся в хронологической последовательности. В научной литературе повествование представлено в текстах биографических справок, об истории научных открытий или изучения какой-либо научной проблемы и в характерных для науки текстах о процессах, т.е. о последовательной смене этапов, стадий какого-либо явления; изменениях или развитии какого-либо объекта; последовательности работы механизма; проведении эксперимента.

Для повествования характерна цепная связь как распространенный способ соединения предложений в частях текста. Основная композиция расширенного повествования предполагает три части, связанные между собой: 1) экспозиция к повествованию (начало события); 2) средняя часть повествования (его развитие); 3) заключение (конец события).

Повествование как тип монологической речи используется во всех функциональных стилях речи.

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме. При этом суждения следуют одно за другим таким образом, что из первого суждения необходимо вытекает второе, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос.

Виды рассуждения: 1. рассуждение-объяснение, 2. рассуждение-доказательство, 3. рассуждение-размышление.

1. Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главное – раскрыть содержание тезиса.

2. Доказательство истинности тезиса и становится основной задачей рассуждения-доказательства.

Оба типа текста имеют одну схему построения: экспозиция (подведение к вопросу) → вопрос → ответ на вопрос (тезис) → доказательство тезиса → выводы . Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального рассуждения», так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Обязательными же элементами рассуждения являются тезис и его доказательства. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.

3. Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и т.д.

Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга: экспозиция (подведение к спорному вопросу) → система проблемных вопросов и ответы на них → выводы.

При необходимости построить высказывание типа размышления надо начать с осмысления темы и отбора материала для ее раскрытия в системе вопросов. Не все вопросы, возникшие на предтекстовом этапе, получают потом отражение в тексте. Но могут и остаться в тексте, выполняя роль скрепов между отдельными частями текста-размышления.

Задание 9 . На основе какого функционально-смыслового типа (или его видов) построены тексты?

Текст 1 .

Средства вычислительной техники обладают способностью обрабатывать и сравнивать информацию автоматически, без участия человека. Эти средства, сопоставляя информацию, могут работать с искусственной, абстрактной и даже с ложной информацией, не имеющей объективного отражения в природе и в обществе. Но мы даем новое определение информации, основанное на ранее продемонстрированном факте взаимодействия данных и методов в момент ее образования. Информация – это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов.

Текст 2.

Цифровой компьютер – это машина, которая может решать задачи, выполняя данные ей команды. Последовательность команд, описывающих решения определенной задачи, называется программой. Электронные схемы каждого компьютера могут распознавать и выполнять ограниченный набор простых команд. Все программы перед выполнением должны быть превращены в последовательность таких команд, которые обычно не сложнее чем:

    Сложить 2 числа.

    Проверить, не является ли число нулем.

    Скопировать кусок данных из одной части памяти компьютера в другую.

Эти примитивные команды в совокупности составляют язык, на котором люди могут общаться с компьютером. Такой язык называется машинным языком. Разработчик при создании нового компьютера должен решать, какие команды включить в машинный язык этого компьютера. Это зависит от назначения компьютера, от того, какие задачи он должен выполнять. Обычно стараются сделать машинные команды как можно проще, чтобы избежать сложности при конструировании компьютера и снизить затраты на необходимую электронику. Так как большинство машинных языков очень примитивны. Использовать эти языки трудно и утомительно.

Текст 3.

Такой способ записи алгоритмов достаточно удобен и понятен для человека, но он имеет и весьма существенные недостатки.

Во-первых, он громоздок и может быть излишне многословен.

Во-вторых, по сути дела одно и тоже указание словами можно сформулировать многими различными способами, а это значит, что таит в себе серьезную опасность неоднозначности понимания.

В-третьих, такая достаточно произвольная формулировка алгоритма практически непригодна для автоматического с помощью ЭВМ – перевода алгоритма на язык машины.

Текст 4.

Первая русская женщина-математик С.В.Ковалевская родилась в Москве в богатой семье генерал-лейтенанта артиллерии в отставке Корвин-Круковского. Девочка росла разносторонне способной, но особенно ее увлекала математика. Она с 15 лет начала систематически изучать курс высшей математики.

Ковалевская в 1869 году уезжает в Германию. Она посещает лекции крупнейших ученых, а с 1870 г она добивается права заниматься под руководством немецкого ученого К. Вейерштрасса.

В 1874г Вейерштрасс представляет три работы своей ученицы в Геттингенский университет для присуждения степени доктора философии, подчеркивая, что для присуждения степени достаточно любой из этих работ. Работа «К теории дифференциальных уравнений в частных производных» содержала доказательство решений таких уравнений. В наши дни эта важнейшая теорема о дифференциальных уравнениях называется теоремой Коши-Ковалевской. Другая работа содержала продолжение исследований Лапласа о структуре колец Сатурна, в третьей излагались труднейшие теоремы математического анализа. Степень была присуждена Ковалевской ‘с высшей похвалой.’

С.В.Ковалевская мечтала о научной работе в России, но ее мечта не сбылась: в 1891 г. она умерла в Стокгольме.

ТМ: Научный текст может быть сжато представлен в виде логической схемы:

Основной тезис

1 аргумент 2 аргумент 3 аргумент

Иллюстрации Иллюстрации Иллюстрации

Вывод (резюме)

Комментарий к схеме :

Основной тезис – это утверждение, которое требует обоснования. Он включает в себя предмет речи (о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (что говорится об этом предмете).

Аргументы – это основания тезиса; доказательства.

Иллюстрации – примеры, подтверждающие теоретические положения.

Вывод содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.

Задание 10 . Прочитайте текст.

Пословицы и поговорки о языке

Язык до Киева доведет.

Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

Якорь телу — язык.

Языку каши дай.

Языком что хошь говори,

Языком убивают, как кинжалом,

Языком плетёт, что коклюшками кружева.

Языком не торопись, а делом не ленись.

Языком мастер, а делом левша. (Адыг.)

Языком масла не собьёшь.

Языком кружева плетет.

Языком капусту не шинкуют.

Языком и лаптя не сплетёшь.

Языком весь мир обскачет. (Тат.)

Языком болтай, а рукам воли не давай.

Сердце глупца в его языке, язык умного в его сердце. (Араб.)

Язык - жернов: мелет, что на него ни попало.

Язык языку весть подает.

Язык что топор - разит насмерть. (Вьетн.)

Язык человека может принести ему и славу и позор. (Груз.)

Язык хлебом кормит и дело портит.

Язык у сплетницы длиннее лестницы.

Язык твой - лев: если удержишь его - защитит тебя, если выпустишь - растерзает. (Араб.)

Язык твой - конь твой: если сбережешь его - сбережет тебя, если распустишь - унизит. (Араб.)

Язык поможет найти правильный путь. (Вьетн.)

Язык от лжи не краснеет, он и без того красный.

Язык острее меча. (Азерб., Тат., Киргиз.)

Язык овечий, а клык волчий. (Лакск.)

Язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.

Язык мягок: что хочешь, то и лопочет, и что не хочешь, тоже лопочет.

Язык мой, а речи не свои говорю.

Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

Язык мой - враг мой:

Язык мал, до горами качает.

Язык лепечет, а голова не ведает.

Язык камни рушит. (Осетин.)

Язык как бритва.

Язык иглы острее.

Язык и то поведает, чего голова не ведает.

Язык дружину водит.

Язык длинный, мысли короткие.

Язык длинный, как лопата у пекаря. (Турец.)

Язык голову кормит, он же до побоев доводит.

Язык впереди ног бежит.

Язык впереди ног бежит.

Язык везде достанет.

Язык болтает, голова не знает.

Язык блудлив, что коза.

Язык без костей: что хочет, то лопочет.

Язык без костей.

Язык без костей, работает и на хозяина и на гостей.

Язык без костей, но кости разбивает. (Араб.)

Язык без костей, а кости ломает.

Язык без костей мелет.

Язык - переводчик сердца. (Араб.)

Язык - один, уха - два; раз скажи, два раза - послушай. (Терец.)

Язык - жернов: мелет, что на него ни попало.

Язык - беда для головы. (Лакск.)

Я тебе язык ниже пяток пришью.

Эка понесла: ни конному, ни крылатому не догнать!

Шкуру на сапожки, язык на подошву.

Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.

Что у кого болит, тот о том и говорит.

Что силой не сделаешь, то сделаешь словом. (Азерб.)

Что не складно, то и не ладно.

Что написано пером, не вырубишь топором.

Что на уме, то и на языке.

Что знает, всё скажет, и чего не знает и то скажет.

Что в лицо сказано, со злом не связано.

Чем язык скупее на слова, тем твоя ценнее голова.

Чем свой язык золотить, позолоти дело. (Монг.)

Чем завираться, лучше молча почесаться.

Человеку беду приносит язык, скотине - рога. (Башк.)

Часто горько, зато излечивает. (Кит.)

Худого слова и сладким медом не запьешь.

Худ Пермяк, да два языка знат.

Хоть слово не обух, а от него люди гибнут.

Хоть нет у языка костей, зато сам много костей разбивает. (Армян.)

Хорошую речь приятно слушать.

Хорошему делу - хорошая и песня.

Хорошая речь слаще меда.

Хорошая речь коротка.

Хорошая пословица не в бровь, а в глаз.

Хорошая песня дух бодрит.

Хороша верёвка длинная, а речь короткая.

Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай.

Умные речи приятно и слушать.

Умные речи и в потемках слышно.

Умей сказать, умей и смолчать.

Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.

У храброго джигита язык несмел. (Дарг.)

У трезвого на уме, у пьяного на языке.

У пустоголового всегда язык длинный. (Армян.)

У правого уши смеются, а у виноватого и язык уныл.

У плохих людей язык злодей.

У ножа одно лезвие, у языка их сотни. (Вьетн.)

У него язык, как бритва.

У него язык хорошо подвешен.

У него на всякий спрос есть ответ.

У мудреца язык в душе, у дурака вся душа на языке. (Тат.)

У лжеца язык короткий. (Армян.)

У кого дурной язык, тот сеет тревогу. (Каракалп.)

У каждой головы - свое качество, у каждого языка - свой вкус. (Тадж.)

У его языка нет порога, у его рта нет заслонки. (Тат.)

У дурака язык опаснее кинжала.

У дурака что на уме, то и на языке.

У всякого словца ожидай конца.

Тот не глуп, кто на слова скуп.

Торопись слушать.

То же слово, да не так бы молвить.

Твоими бы устами да мёд пить.

Спроста сказано, на неспроста слушано.

Спотыкайся ногами, но не спотыкайся языком. (Тат.)

Сперва подумай, потом скажи.

Сорока от своего языка погибает.

Соловья баснями не кормят.

Сначала скажет, после думает, что сказал.

Слушай больше, а говори меньше.

Словом пронзишь то, что иглой не проткнёшь.

Слово - серебро, молчание - золото.

Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь.

Слово слову рознь: словом Господь мир создал.

Слово слово родит, третье само бежит.

Слово сказал — стрелу послал, письмо написал — в западню попал.

Слово не стрела, а разит.

Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.

Слово — серебро, молчание — золото.

Слово — полководец человечьей силы.

Слово — ключ, открывающий сердца. (Кит.)

Слова хороши, если они коротки.

Слов много, а складу нет.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Скоро говориться, да не скоро дело делается.

Скорее вечный снег растает,

Сказка — сладка, а песня — быль

Сказка хороша складом, песня — ладом.

Сказать легко, да сделать трудно.

Сказано — не доказано, надо сделать.

Сказано — сделано.

Сказанное сто рублей стоит, несказанному и цены нет.

Сказанное словцо — серебряное, не сказанное — золотое.

Сказанное слово не может вернуться.

Сказал, как узлом завязал.

Сказал красно — по избам пошло, а смолчится — себе пригодится.

Сказал бы словечко, да волк недалечко.

Скажешь слово, а прибавят десять.

Скажешь с ноготок, а перескажут с локоток.

Скажешь курице, а она - всей улице.

Секрет на весь свет.

Свой язычок первый супостат.

Самое лучшее — прямо и просто

Сама скажет сорока, где гнездо свила.

С языка капает и мед, и яд. (Кирг.)

С песней и труд спорится. (пословицы о языке)

С коротким языком жизнь длиннее. (Туркм.)

Рот не огород — не затворишь ворот.

Рот нараспашку, язык на плечо.

Рот большой, а язык длинный. (Кит.)

Речь без пословицы, что суп без соли.

Речи как мед, а дела как полынь.

Рана, нанесённая словом, тяжелее, чем рана от стрелы.

Рана от сабли заживет, от языка - нет. (Адыг.)

Рана от копья заживет, рана от языка не заживет. (Казах.)

Работа с зубами, а лень с языком.

Пустая мельница и без ветра мелет.

Прямое сердце и острый язык заставляет других обижаться. (Кит.)

Прикуси язык! Набери в рот воды!

Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетн.)

Прежде чем пословицу употреблять, надо знать, с чем ее едят.

Правдивый язык разбивает камень, лживый язык разбивает голову. (Узбек.)

Правдивое слово — как лекарство: горько, зато излечивает.

Пословицу не обойти, не объехать.

Пословицами на базаре не торгуют, а всем они нужны.

Пословица — не покормица, а с нею добро.

Пословица не укор, а почешется и вор.

Пословица не на ветер молвится.

Пословица не мимо молвится.

Пословица всем делам помощница.

Пословица во век не сломится.

Пословица ведется — как изба веником метется.

Поменьше говори, побольше услышишь.

Поешь ты мотивно, да слушать противно.

Под языком нет костей, чтобы колоть его, когда он говорит ложь. (Армян.)

Поговорка - цветочек, пословица - ягодка.

По речи узнают человека.

Петь хорошо вместе, а говорить - порознь.

Песней душа растет.

Песней душа радуется.

Переливать из пустого в порожнее.

Пень — не околица, пустая речь — не пословица.

Отец слова — ум, мать слова язык. (Каракалп.)

От человеческого языка трескается даже булыжник. (Каям.)

От приветливых слов язык не отсохнет.

От одного слова - да на век ссора.

Острый язык, да дурной голове достался.

Острый язык змею из гнезда выманит.

Острый язык — дарованье, длинный — наказанье.

Острый язык — дарование,

Остёр топор — да и звук зубаст.

Остёр на язык, а к делу не привык.

Он зубаст, он остёр на язык.

Он за словом в карман не полезет.

Одно теплое слово и в жесткий мороз согреет. (Кит.)

Одно дело — говорить много, другое — говорить дело.

Один раз не сумеешь сдержать язык, целый год не сможешь уладить последствия. (Тат.)

Одет просто, а на языке речей со сто.

Обязался языком, закрепи делом.

Обдумывай то, что говоришь;

О чем тебя не спрашивают, о том много не говори. (Осетин.)

Ножки с подходом, ручки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном, язык с приговором.

Никто за язык не тянет.

Никто бы про тебя не знал, кабы сам не сболтнул.

Ни ножа, ни топора острее человеческого языка нет. (Ассир.)

Нет сказки без правды.

Несчастье головы — от языка. (Араб.)

Несказанное слово — золото.

Недоброе слово больней огня жжет.

Невысказанное слово порой гремит, как гром.

Не то мудрено, что переговорено, а то, что недоговорено.

Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.

Не спеши языком, спеши делом.

Не сквернит в уста, а сквернит из уст. .

Не превращай свой язык в мельницу, все равно муки не получится. (Тат.)

Не ножа бойся, а языка.

Не много думано, а хорошо сказано.

Не любят не за черный лик, а за злой язык. (Япон.)

Не давай воли языку во хмелю, в беседе и в гневе.

Не всякому слуху верь.

Не всякое слово ставят в строку.

Не всякая пословица к месту молвится.

Не всякая песня до конца допевается. (пословицы о языке)

Не всегда говори, что знаешь,

Не всё годится, что говорится.

Не бросай слова на ветер.

Народу рот сапогом не закроешь. (Казах.)

Народное слово — твердое слово. (Морд.)

Наговорился — как мёду напился.

Наговорил семь верст до небес и все — лесом.

На языке медок, а на сердце ледок.

На язык нет пошлины.

На чужой роток не накинешь платок.

На словах, что на гуслях, а на деле, что на балалайке.

На одном вече, да не одни речи.

На лицо красива, а на язычок — крапива.

На всякого Егорку есть поговорка.

На великое дело — великое слово.

Мудра голова — короткий язык.

Молчит как воды в рот набрал.

Молчание — знак согласия.

Молва без крыльев, а летает.

Мой болтливый язык мне же дал пощечину. (Груз.)

Можно много сказать и в короткой речи.

Многословие — не мудрость.

Много слов — кладь для ослов, а короткое слово — украшение мира.

Много сказано, да послушать нечего.

Много знай да мало бай.

Много говорит — голова заболит.

Мельница мелет — мука будет, язык мелет — беда будет.

Мели, Емеля, твоя неделя.

Мелет день до вечера, а послушать нечего.

Между «говорить» и «делать» - длинная дорога. (Испан.)

Мало правды в том, из кого сыплется много слов.

Мал язык, да всем телом владеет.

Людских речей не переслушаешь.

Лучшее лекарство — всегда говорить правду.

Лучше споткнуться ногой, чем языком. (Араб.)

Лучше оступиться, чем оговориться.

Лучше ногою запнуться, нежели языком.

Лучше не договорить, чем пересказать.

Лучшая привычка - держать язык за зубами. (Араб.)

Лишнее слово досаду наносит и до стыда доводит.

Лишнее говорить, себе вредить.

Ласковым словом и камень растопишь.

Кто словом скор, тот в делах редко спор.

Кто прикусит язык - спасет голову. (Узбек.)

Кто много говорит, мало слушает.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Кто говорит, что хочет, сам услышит, чего и не хочет.

Кто говорит, тот сеет; кто слушает - пожинает.

Кстати промолчать, что большое слово сказать.

Красно говорит, а слушать нечего.

Красна речь слушаньем.

Красна речь с пословицей.

Красна речь поговоркой.

Краткость — сестра таланта.

Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.

Коротко, да ясно.

Корову солью приманивают, человека - языком. (Груз.)

Когда голова думает, язык отдыхает.

Мысли двигай не языком, а умом. (Тат.)

Хочешь сберечь голову - языком не мели. (Дарг.)

Когда говоришь, хорошенько думай.

Когда говоришь - думай. (Кит.)

Какова речь, таков и склад.

Каков ум, такова и речь.

Какая жизнь, такие и песни

К старости зубы тупее, а язык острее.

Из пустой клети - сыч да сова, из пустой головы - пустые слова.

Из пустого в порожнее переливает.

Из песни слова не выкинешь.

И шьёт и порет, и лощит и плющит, и всё языком.

И про твою спесь пословица есть.

И на язык скор, и на руки спор. (Япон.)

И дорого б дал за словечко, да не выкупишь.

Знание языка открывает путь к сердцу. (Азерб.)

Знание ста языков — что сто умов. (Осетин.)

Затянул песню — допевай, хоть тресни.

Зажми рот, да не говори с год!

Заговорил, так надо договаривать.

За худые слова слетит и голова.

За твоим языком не поспеешь и босиком.

За плохой язык хорошую голову потерять можно.

За кукушку бьют в макушку (пустословие)

За её языком не поспеешь и босиком.

Жить в соседях — быть в беседах.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Жало остро, а язык — острей того.

Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами

Ешь капусту, да не мели попусту.

Если язык неподвижен, спина останется небитой. (Тат.)

Если сердце черное, будь язык хоть золотым, - пользы не будет.

Если косить языком, спина не устанет.

Если б твой язык был из лыка, давно износился бы. (Тат.)

Ему на зубок не попадайся.

Его язык мерзлую землю пробуравит. (Тат.)

Дурной язык голове неприятель.

Дурное слово как смола: пристанет — не отлепишь

Должны быть лучше молчания. (Араб.)

Долго думал, да хорошо сказал.

Добрый человек говорит мало.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Доброе слово окрыляет.

Доброе молчанье чем не ответ?

Для языка нет ни запора, ни запрета.

Длинный язык укорачивает жизнь. (Армян.)

Длинный язык с умом не в родстве.

Длинный подол ноги опутывает, длинный язык - шею. (Монг.)

Держи язык на привязи.

Держи язык за зубами.

Держи собаку на цепи, а язык — на семи.

Два запора - губы да зубы, а языку удержу нет.

Дашь языку волю — голове тесно будет.

Губа не дура, язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.

Городские ворота можно закрыть, а рты людям - нет. (Пушту)

Город строят не языком, а рублем, да топором.

Горлом не возьмёшь.

Горе в чужой земле безъязыкому.

Голову можно отрубить, да языком не запретишь говорить. (Кит.)

Гол, как сокол, а остер, как бритва.

Говорят про Фому, а он про Ерему.

Говорить, так договаривать, не договаривать, так и не говорить.

Говорить легко, делать трудно.

Говори, да не заговаривайся.

Говори меньше — думай больше.

Говори мало, слушай много,

Говори лишь о том, что знаешь.

Глупые речи, что пыль на ветру.

Глупая речь - не пословица.

Где слова редки, там они вес имеют.

Где песня поется, там счастливо живется.

Где много слов, там мало дел.

Где двое работают, там и песня слышна.

Всякая сорока от своего языка гибнет.

Всю неделю говорил ась, а в субботу сказал что.

Всех речей не переслушаешь.

Все беды человека от его языка. (Азерб.)

Ври да не завирайся.

Врёт как сивый мерин.

Востер язык, да дурной голове достался.

Видна птица по перьям, а человек - по речам.

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

Весть попала на язык - теперь по городам пойдет. (Курд.)

Вертит языком, что корова хвостом.

В собрании укороти язык, за столом - руку. (Турец.)

В сладких речах всегда таится горечь.

В прохладе живем: язык болтает и ветерок продувает.

В многословии не без пустословия.

В дороге ноги береги, а в беседе - язык. (Монг.)

В добрый час молвить, в худой - промолчать.

Быть по сказанному, как по писанному.

Быль не сказка: из нее слова не выкинешь.

Больше знай — меньше болтай.

Боль без языка, да сказывается.

Бог дал два уха, а один язык.

Беседа дорогу коротает.

Береги свой язык - он сбережет тебя, распусти его - он предаст тебя. (Араб.)

Без языка и колокол нем.

Без русского языка не сколотишь и сапога

Без пословицы не проживешь, от пословицы не уйдешь.

Бабий язык — чёртово помело.

в каких пословицах и поговорках русского народа говорится 1) об устной речи и слушании 2) о письменной речи и чтении?

  • 1. Говори мало, слушай много, а думай ещё больше
    Слово — серебро, молчание — золото
    Живое слово дороже мёртвой буквы
    Хорошую речь хорошо и слушать
    Слово- не воробей:вылетит- не поймаешь
    Хлеб-соль кушай,а умные речи слушай
    С умным разговориться что меду напиться
    От учтивых слов язык не отсохнет

    2.Учился читать да писать, а выучился петь да плясать
    Чтение — вот лучшее учение
    Что написано пером, то не вырубишь топором
    Хороша книга, да чтец плох
    Не на пользу книги читать,коль одни вершки глотать

В каких пословицах (поговорках) русского народа говорится: 1) об устной речи и слушании; 2) о письменной речи и чтении? Объясните смысл пословицы, которая особенно вам понравилась.

1. Что написано пером, того не вырубишь и топором. 2. Хорошую речь хорошо и слушать. 3. Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. 4. Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай. 5. С умным разговориться что мёду напиться. 6. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. 7. От учтивых слов язык не отсохнет.

Об устной речи: 2,3,4,5,6,7

О письменной речи: 1

Example

1. Кто хочет от жизн

и толку доби

ться , тот

ничего

не боится .

2. Кто уме

е т весели

ться , того горе бои

тся .

3. Не надо хвали

ться , если не зна

е шь, как хлеб роди

тся .

4. С умным разго­вори

ться . что меду напи

ться .

е учи

ться - всегда пригоди

тся .

(Пословицы)

Example
.
1. Не от росы уро жай а от поту.
2. Неправдой свет пройдешь а назад не вороти шься.
3. Добрая пословица не в бровь а в глаз.
4. Красная ягод ка да на вкус горька.
5. Мал ерш да колюч.
6. Без нитки да иголки шубы не пошить.
6. Мал золотник да дорог.
7. Ищи товарища лучше себя а не хуже себя.

Example

1) Живое слово дороже мертвой буквы.

2) Плохи друзья на полчаса.

3) Пословица недаром молвится.

4) Старый друг лучше новых двух.

5) Одна пчела немного меду натаскает.

6) Без соли, без хлеба — худая бесе­да.

7) Друга иметь — себя не жалеть.

Дружные сороки и гуся тащат.

9) Лучше не договорить, чем переговорить.

10) Хорошие речи приятно слушать.

Тема дружбы - 2, 4, 5, 7, 8.

Спасибо этому ключу. Сейчас я радио включу. Я всех певцов перекричу Могу свистеть, стучать дверьми, Никто не скажит - нешуми! vinnie7777

Затранскрибировать четверостишие: ПРАВИТ ИМИ ГОСУДАРЬПО ПРОЗВАНИЮ СЛОВАРЬ. И ОТНОСИТСЯ ОН К НИМ, СЛОВНО К ПОДДАННЫМ СТОИМ. sedovod

Приволье это просторечное слово? utub6

Раздели слова на слоги и для переноса ОТЕЦ, ОТЦОВСКИЙ, ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА. moses

Жила-была лягушка. Лягушка как лягушка. Маленькая а ведь из трех слогов ля-гуш-ка. И жил-был слон. Большой-большой. И только из одного слога Слон Ималенькая лягушка дрознила большого слона Всего один слог ха-ха! Но пришла из болота цап-ля из двух слогов. И проглотила она ля-гуш-ку из трех слогов всю сразу. Вот ведь как! Выпиши из текста разные формы одних и тех же слов поставь ударение. Разбей на слоги слова маленькая, большого, проглотила. Разбери эти же слова по составу. devova

Выделить 2 обзатца Есть на свете люди, которые mrpss

Мне нужны высказывание о языке! Помогите sergei29

Что помогло и помогает людям передовать опыт разговора jajabinks

Охарактеризуй согласные звуки щ ц с з ж р к н по плану 1. Твердый или мягкий, парный или непарный 2. Звонкий или глухой, парный илинепарный

Продолжение предыдущего занятия

ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ЦИТАТЫ) О КУЛЬТУРЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

Для написания АРГУМЕНТА и ВЫВОДА можно использовать ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ЦИТАТЫ) ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ.

Советы о том, как ввести цитату в качестве аргумента к сочинению-эссе по русскому языку.

1.Легче всего оформлять высказывания (цитаты) в виде предложения с прямой речью. Для этого необходимо знать высказывание наизусть.

2.Фрагменты лирических произведений, расположенных в соответствии со стихотворными строками, оформляются без кавычек.

3.Для того чтобы научиться оформлять частичное цитирование, советуем потренироваться, используя

  • опорные слова, которые в высказывании выделены жирным шрифтом; если они приводятся дословно, их необходимо заключать в кавычки ;
  • сведения об авторе высказывания
  • клише для оформления высказываний (для оформления предложения с косвенной речью)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чтобы ввести в сочинение высказывание (цитату) в качестве аргумента, используйте КЛИШЕ.

Вспоминаются (вспомним) слова (кого?) о том, что…

По словам … ,…

… (считал, говорил, писал, утверждал…), что

Обратимся к…

Можно привести высказывание … о том,…

Своё мнение могу подтвердить словами …

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассмотрите примеры интерпретации высказывания № 16 для аргументации (с использованием опорных слов)

правильная речь свойство каждого гражданина . (Цицерон)

Вспоминаются слова древнеримского философа и оратора Цицерона о том, что правильная речь — это «свойство каждого гражданина».

По словам древнеримского философа и оратора Цицерона, правильная речь — это «свойство каждого гражданина».

Древнеримский философ и оратор Цицерон говорил, что правильная речь — это «свойство каждого гражданина».

Обратимся к словам древнеримского философа и оратора Цицерона о том, что правильная речь — это «свойство каждого гражданина».

Можно привести высказывание древнеримского философа и оратора Цицерона о том, что правильная речь — это «свойство каждого гражданина».

Своё мнение могу подтвердить словами древнеримского философа и оратора Цицерона о том, что правильная речь — это «свойство каждого гражданина».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Умение правильно говорить — ещё не заслуга, а неумение – это уже позор, потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина . (Цицерон)

Цицерόн Марк Туллий (106 до н.э.- 43 до н.э.) – древнеримский политик и философ, оратор.

Учение академиков

О пределах добра и зла

О старости. О дружбе. Об обязанностях.

Построение речи

Письма к друзьям

Письма к близким

Как человека можно распознать по его обществу, так о нём можно судить по его языку . (Д.Свифт)

Свифт Джонатан (1667-1745) – английский писатель, философ, общественный деятель.

Произведения:

Битва книг

Сказка бочки

Путешествия Гулливера

Предложение об исправлении, улучшении и закреплении английского языка

Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры .
В. А. Сухомлинский

Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970) – украинский советский педагог. Родился в семье деревенского плотника. Участник Великой Отечественной войны.

В.А.Сухомлинский

· создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на признании личности ребёнка высшей ценностью;

· строил процесс обучения как радостный труд;

· разработал эстетическую программу «воспитания красотой».

Правилу следуй упорно:

Чтобы словам было тесно ,

Мыслям – просторно (Н.А.Некрасов).

Некрасов Николай Алексеевич (1821-1877) — русский поэт, классик русской литературы.

Произведения

Стихотворения

Крестьянские дети

Железная дорога

Забытая деревня

Размышления у парадного подъезда

Поэт и гражданин

Памяти Добролюбова

Русские женщины

Мороз, Красный нос

Кому на Руси жить хорошо

Точность словоупотребления – основной закон культуры речи . (Л.Н.Толстой).

Толстой Лев Николаевич (1828-1910) – один из наиболее широко известных русских писателей. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель.

Война и мир

Анна Каренина

Воскресение

Отрочество

Рассказы:

Севастопольские рассказы

После бала

Учебная литература:

Арифметика

Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке , на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит , чем человек, который говорит на плохом и бедном языке». (А.Н.Толстой)

Толстой Алексей Николаевич (1883-1945) – русский писатель и общественный деятель. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений.

Гиперболоид инженера Гарина

Хождение по мукам

Пётр Первый

Повести и рассказы:

Граф Калиостро

Детство Никиты

Русский характер

Русалочьи сказки

Золотой ключик, или Приключения Буратино

Высокая культура разговорной и письменной речи , хорошее знание и чутьё родного языка , уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора , самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности . (В.В.Виноградов).

Виноградов Виктор Владимирович (1895-1969) – русский литературовед и лингвист.

Литературный язык

Поэзия Анны Ахматовой

О художественной прозе

Язык Пушкина

О языке художественной литературы

Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.

Помните, что ваша интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни , движение вашей души ; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «оформления» высказывания. (Б.Н.Головин)

Простое слово «здравствуйте» можно сказать ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, равнодушно, заискивающе, высокомерно.

Это простое слово можно произнести на тысячу ладов. А написать? Для этого понадобится на одно «здравствуйте» несколько слов комментария, как именно было произнесено это слово. Диапазон интонаций, расширяющих смысловое значение речи, можно считать беспредельным. Не будет ошибкой сказать, что истинный смысл сказанного заключается постоянно не в самих словах, а в интонациях, с какими они произнесены .(И.Л.Андронников)

Андронников Ираклий Луарсабович (1908-1990) – советский писатель, литературовед, телеведущий.

К биографии М.Ю.Лермонтова

Жизнь Лермонтова

Рассказы литературоведа

Я хочу рассказать вам

Лермонтов: исследования и находки

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1 ».

Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь или если Вы хотите воспользоваться сборником полуготовых сочинений, напишите по адресу [email protected]


Top