Самоходная артиллерийская установка су 100. Военное обозрение и политика

Привет, танкисты!!! Давайте поговорим о советской ПТ-САУ 6-ого уровня: СУ-100.

История разработки

СУ-100 была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 - начале 1944 года как дальнейшее развитие СУ-85, ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжёлыми танками. Серийный выпуск СУ-100 был начат на заводе Уралмаш в августе 1944 года и продолжался до начала 1948 года. Кроме того, в 1951-1956 годах её производство по советской лицензии осуществлялось в Чехословакии. Всего в СССР и Чехословакии было выпущено 4976 САУ этого типа. Первое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 года, и в дальнейшем СУ-100 использовались в ряде операций Великой Отечественной и Советско-японской войны, но в целом их боевое применение было ограниченным. После войны СУ-100 неоднократно модернизировалась и в течение нескольких десятилетий оставалась на вооружении Советской армии. СУ-100 также поставлялись союзникам СССР и участвовали в ряде послевоенных локальных конфликтов, в том числе наиболее активно - в ходе арабо-израильских войн. К концу XX века СУ-100 была снята с вооружения в большинстве использовавших её стран, но, тем не менее, в некоторых из них, по состоянию на 2007 год, всё ещё остаётся в строю Основным оружием СУ-100 являлась 100-мм нарезная пушка Д-10С обр. 1944 г. (индекс «С» - самоходный вариант), имевшая длину ствола в 56 калибров / 5608 мм. Орудие обеспечивало бронебойному снаряду начальную скорость в 897 м/с. Пушка устанавливалась в лобовой плите рубки в литой рамке на двойных цапфах, позволявших её наведение в вертикальной плоскости в пределах от −3 до +20° и в горизонтальной ±8° (в игре у нас ±12°). Техническая скорострельность орудия составляла 4-6 выстрелов в минуту. В годы Великой Отечественной войны бронепробиваемость Д-10С позволяла ей поражать лобовую броню большинства германских танков и САУ. Д-10С оказалась способна пробивать лобовую броню «Тигра» и «Пантеры», включая верхнюю лобовую плиту последней, которая пробивалась на дистанции 1500 метров, превосходя расчётные возможности орудия. Бортовая броня немецких танков, даже на самых тяжёлых серийных образцах вертикальная или расположенная с незначительными углами наклона и не превышавшая 82 мм, как и лобовая броня основных массовых средних танков и САУ - Pz.Kpfw.IV и StuG.III/IV, пробивалась с расстояния 2000 метров и более, то есть практически на всех реальных дистанциях боя. Определённую проблему для 100-мм пушки представляла лишь лобовая броня танка «Тигр II» и выпущенных малыми сериями САУ «Фердинанд» и «Ягдтигр». Вместе с тем, как показали испытания обстрелом бронекорпуса трофейного «Тигра II», проведённые в Кубинке, попадание в лобовую броню 3-4 бронебойных или осколочно-фугасных 100-мм снарядов с дистанции 500-1000 метров приводило к образованию в ней трещин, сколов и разрушению сварных швов, приводивших в конечном итоге к выходу танка из строя. Инженеры Уралмаша Л. И. Горлицкий, А. Л. Кизима, С. И. Самойлов; инженеры завода № 9 А. Н. Буланов, В. Н. Сидоренко и инженер-механик П. Ф. Самойлов за создание САУ в 1946 году были удостоены звания лауреата Сталинской премии первой степени.

(СУ-100 с орудием 100 мм Д-10С)

Прокачка

Характеристика орудий:

Орудие 85 мм Д-5С

13,3-13,6 Скорострельность (выстр/мин)
120/161/43 Средняя бронепробиваемость (мм)
160/160/280 Средний урон (ед.)
0,43 Разброс на 100 м (м)
2,3 Время сведения (сек)

Орудие 85 мм Д-5С-85БМ

10-10,5 Скорострельность (выстр/мин)
144/194/44 Средняя бронепробиваемость (мм)
180/180/300 Средний урон (ед.)
0,34 Разброс на 100 м (м)
2,3 Время сведения (сек)

Орудие 100 мм Д-10С

8,45 Скорострельность (выстр/мин)
175/235/50 Средняя бронепробиваемость (мм)
230/230/330 Средний урон (ед.)
0,4 Разброс на 100 м (м)
2,3 Время сведения (сек)

Орудие 122 мм Д2-5С

4,69 Скорострельность (выстр/мин)
175/217/61 Средняя бронепробиваемость (мм)
390/390/465 Средний урон (ед.)
0,43 Разброс на 100 м (м)
2,9 Время сведения (сек)

Характеристика радиостанций:

Радиостанция 9Р

325 Дальность связи (м)

Радиостанция 9РМ

525 Дальность связи (м)

Характеристика двигателей:

Двигатель В-2-34

500 Мощность двигателя (л.с.)

Двигатель В-2-34М

520 Мощность двигателя (л.с.)
15% Вероятность пожара при попадании

Характеристика ходовых:

Ходовая СУ-100

37,4 Максимальная нагрузка (т)
34 Скорость поворота (град/сек)

Ходовая СУ-100-60

38,7 Максимальная нагрузка (т)
36 Скорость поворота (град/сек)

Основные ТТХ:

580 Прочность
50 Максимальная скорость (км/ч)
75/45/45 Бронирование корпуса (лоб/борт/корма в мм)
350 Обзор (м)

Любое орудие устанавливается на стоковую ходовую. Если Вы, катаясь на СУ-85, исследовали орудие 85 мм Д-5С-85БМ, то ездим с ним, если нет, то мучаемся со стоковым орудием и копим 16.500 звездочек на историческое орудие 100 мм Д-10С (это орудие является достойным представителем СУ-100, но об этом напишу ниже). Далее исследуем орудие 122 мм Д2-5С за 17.000 опыта. Ну и в конце топ двигатель, топ ходовую, ну и 85 мм Д-5С-85БМ (если не исследовано). Топ рация нам достается от СУ-85. Совету сразу исследовать СУ-152 и СУ-100М1 (даже если Ваша цель какая-то одна ветка советских ПТ-САУ, открытый танк 7-ого уровня никогда не помешает).

(орудия сверху вниз: 85 мм Д-5С, 85 мм Д-5С-85БМ, 100 мм Д-10С, 122 мм Д2-5С)

Экипаж и перки

Командир, наводчик, механик-водитель, заряжающий.
Первым перком командиру лампочку, остальным ремонт. Вторым командиру ремонт, остальным маскировку, а потом сбрасываем и берем всем боевое братство. Третьим качаем то, что изначально было вторым. Четвертым перком командиру радиоперехват, наводчику снайпера, мех-воду виртуоза, заряжающему бесконтактную бк.

Модули

Естественно ставим рога, досылатель и приводы\вентиляцию на выбор.

Танк в игре

СУ-100, как и его предшественник СУ-85, это классический пример ПТ-САУ. Никаких особенностей, позволяющих этой машине делать «необычные» вещи в бою, нету. И как играть на это технике, думаю, знает любой танкист имеющий от 1к боёв. Находим куст и работаем по чужому засвету. Естественно надо знать все кусты, где можно набить дамаг и принципы маскировки, что позволит Вам не получать ненужный урон (все это приходит с ростом боевого опыта). Запас прочности у СУ-100 - 580 единиц, поэтому помним о правиле «трех плюх». Вопреки броне верней лобовой детали в 75 мм. и наклона в 50 градусов, соуровневые танки пробивают нас без проблем. Если ставить корпус ромбом, увеличивая тем самым приведенную броню, можно избежать урона. НЛД имеет 45 мм. и наклон 55 градусов, т.е. туда нас пробью наверняка. Самое прочное место во лбу – стык бронелистов (120 мм.) и маска орудия (75 мм.). Ну и всем известный люк в ВЛД, где 65 мм., и куда нас пробивают все, кто попадет.

(взято из программы WOT Tank Viever)

(взято из программы WOT Tank Viever, люк)

Вся задняя часть танка – это двигатель и баки, если обстреливают бока или корму, то большая вероятность крита или пожара. Также частенько «радует» боеукладка, расположенная в передней части танка.
Но в этом разделе я хотел бы уделить больше внимание теме выбора орудия для СУ-100. Что лучше: 100 мм. историческое орудие или 122 мм.? Предупреждаю ярых фанатов этой ПТшки: все нижеизложенное чисто ИМХО. Начнем.

В итоге мы получаем, что 122 мм. орудие выиграло только по одному показателю: средний урон. Но без сомнения, этого хватит, чтобы переплюнуть все плюсы 100 мм. орудия. Представим ситуацию: стоите Вы шотный в кустах, а на Вас едет КВ-1С с 350 ХП, он Вас не видит. Если Вы выстрелите орудием 122 мм., то наверняка КВ-1Са шотните. С орудием 100 мм. Вам понадобиться второй выстрел, чтобы добить КВ-1Са, но КВ-1С к этому времени Вас засветит и добьет. Но стоит помнить, что респ врага не рядом с Вами, а на другой стороне карты, и пока он едет к Вам, Вы будете работать по нем с дальних и средних дистанций, стоя в кустах и оставаясь вне засвета. С ролью снайпера 100 мм. орудие справляется лучше. Пробития в 175 ед. ббшкой у обоих орудий хватает для 6-ого и 7-ого уровня, а вот если Вас забросит в 8 уровень, то пробить в лоб того же Lowe в НЛД с пробитием 217 мм., при условии, что тот стоит ромбом, очень сложно. А вот 235 вполне хватает, чтобы весь 8-й лвл наказывать. Опросив 20 своих друзей, ездивших на СУ-100, выяснил: 16 из них все бои проездили с 122 мм. орудием и ни о каком 100 мм. орудии даже слышать не хотели. А вот остальные 4 друга утверждали: «Все кто ездит с 122 мм. орудием – нубы». Лично я, откатав пару боев с топовым орудием заметил, что у меня резко упал средний дамаг на танке, и оставшиеся бои так и проездил с 100 мм. пушкой. Ну и, естественно, вывод: 122 мм. и 100 мм. орудие в равной степени хороши. Да, в какой-то конкретной игровой ситуации 122 мм. орудие проявит себя лучше, а в другой – наоборот. Но в целом выбор орудия должен зависеть от стиля игры. Для этого надо поиграть и с тем орудием, и с другим, а потом просто сравнить результаты. Где результаты лучше, там и Ваше орудие . Ну и на последок, по традиции, предлагаю Вам ознакомиться с данным ВОДом:

В первой половине Великой Отечественной войны Красная Армия испытывала острый недостаток в противотанковых САУ. Первой советской противотанковой самоходкой стала ЗиС-30, созданная на базе арттягача «Комсомолец» и мощной 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2. Принятая на вооружение осенью 1941 года, эта самоходка оказалась довольно удачным противотанковым средством. Однако из-за дефицита базового шасси удалось построить лишь 101 экземпляр ЗиС-30. Поэтому к лету 1942 года в войсках практически не осталось САУ этого типа, и до августа сорок третьего единственной САУ, которую хоть в какой-то мере можно было назвать противотанковой, была СУ-122. Однако 122-миллиметровая гаубица М-30, установленная на этой самоходке, имела недостаточную скорострельность и малую настильность траектории полёта снаряда, вследствие чего для стрельбы по быстро передвигающимся целям она была мало приспособлена, хотя и обладала хорошей бронепробиваемостью.

К августу 1943 года была разработана новая самоходка СУ-85. В ней использовалось орудие Д5С, созданное в конструкторском бюро, возглавляемом Ф. Ф. Петровым, на основе 85-миллиметровой зенитки. Его бронебойный снаряд 53-БР-365 на километровой дистанции пробивал броню толщиной 102 мм, а подкалиберный снаряд катушечного типа 53-БР-365П с пятикилограммовой массой и начальной скоростью 1050 м/с пробивал 103 мм. Однако уже к моменту своего появления СУ-85 не полностью удовлетворяла требованиям, возросшим в связи с появлением у противника танков Pz.Kpfw.V Пантера, Pz.VI Тигр, к которым вскоре присоединился и Pz.VIB Королевский Тигр. Поэтому практически сразу после принятия на вооружение СУ-85 начался поиск путей усиления огневой мощи СУ-85.

К осени 1943 года завод №9 изготовил 85-мм орудие Д-5С-85БМ с начальной скоростью 9,2-килограммового бронебойного снаряда в 900 м/с (против 792 м/с у Д5С), что увеличивало пробиваемость немецкой цементированной брони на 20%. Размеры установочных частей нового орудия сохранились такими же. как у Д-5С. и никаких серьезных изменений е самоходе не требовали. Поскольку ствол Д-5С-85БМ был на 1068 мм длиннее, чем у Д-5С, для уравновешивания в цапфах его оттянули назад на 80 мм. В начале января 1944 года опытный образец самоходки прошел заводские испытания, после чего его отправили в Гороховец на государственные, которые он выдержал, но на вооружение принят не был. Дело в том, что к этому времени вопрос усиления огневой мощи был решён за счет применения на САУ орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34.
Эскизный проект машины в декабре 1943 года был передан Наркомату танковой промышленности и Управлению самоходной артиллерии. 27 декабря 1943 года ГКО принял постановление № 4651 о вооружении среднего самохода 100-мм орудием. Во исполнение этого постановления НКТП приказом № 765 от 28 декабря 1943 года обязал «Уралмашзавод» создать новую самоходку со 100-миллиметровым орудием.

Сроки исполнения постановления были весьма сжатыми. Осложняло ситуацию и то обстоятельство, что пушка С-34 имела внушительные размеры по ширине, при наведении влево упиралась во вторую подвеску, не позволяла разместить люк водителя. Следовательно, было необходимо внести существенные изменения в серийном бронекорпусе СУ-85, в том числе и в его геометрической схеме, что влекло за собой изменение стендов для сварки и сборки. Требовалось перейти на торсионную подвеску, сместить рабочее место механика-водителя и все агрегаты управления машиной на 100 мм влево, расширить верхнюю часть корпуса до габаритов гусениц, что вызвало бы увеличение массы САУ на 3,5 т по сравнению с СУ-85. Поэтому «Уралмашзавод» вновь обратился к Петрову на завод №9, и там создали 100-мм орудие Д-10С, которое было легче С-34 и устанавливалось в серийном корпусе без его существенных изменений и без излишнего увеличения массы машины.
СУ-100 создавалась на базе агрегатов танка Т-34-85 и самоходки СУ-85. Все основные агрегаты танка – двигатель, трансмиссия, ходовая часть – остались без изменений. Лишь из-за некоторой перегрузки передних катков усилили их подвеску, увеличив диаметр проволоки пружин с 30 до 34 мм. Корпус, заимствованный у СУ-85, подвергся немногочисленным, но весьма важным изменениям: толщину лобовой брони увеличили с 45 до 75 мм, ввели командирскую башенку и смотровые приборы типа MK-IV, установили два вентилятора для интенсивной очистки боевого отделения от пороховых газов. В целом же 72% деталей заимствовались от Т-34, 4% – от СУ-122, 7,5% – от СУ-85 и лишь 16,5% проектировались заново.

СУ-100 имела классическую для того времени компоновку. Боевое отделение, совмещенное с отделением управления, было расположено в передней части корпуса, в боевой рубке. В нем размещались органы управления механизмами самоходной установки, вооружение с прицельными приспособлениями, боекомплект, радиостанция с танкопереговорным устройством, носовые топливные баки и часть инструмента и запасных принадлежностей. В переднем левом углу рубки располагалось место механика-водителя, против которого в лобовом листе был расположен прямоугольный люк. В крышке люка устанавливались два призматических смотровых прибора. Место командира машины находилось справа от пушки, за сиденьем механика-водителя было место наводчика, а в левом заднем углу боевого отделения – место заряжающего. Для входа и выхода экипажа в крыше боевого отделения имелось два прямоугольных люка. там же, на крыше, монтировались два вентилятора под колпаками и неподвижная командирская башенка.


В стенках башенки – пять смотровых щелей с бронестеклами, а в крышке люка башенки и в левой створке крышки люка наводчика – перископические смотровые приборы.
Моторное отделение было расположено непосредственно за боевым и отделено от него перегородкой. В середине моторного отделения на подмоторной раме был установлен дизельный двигатель В-2-34 мощностью 500 л. с., благодаря которому САУ массой 31,6 т могла развить скорость до 55 км/ч.
Трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса. В кем размещены главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые передачи. Кроме того, установлены два топливных бака и два инерционно-масляных воздухоочистителя. Емкость всех внутренних топливных баков 400 л, что обеспечивает машине запас хода в 310 км.

Пушка Д-10С с длиной ствола 56 калибров обеспечивала начальную скорость бронебойного снаряда 895 м/с. Боекомплект состоял из 33 унитарных выстрелов с бронебойно-трассирующими снарядами БР-412 и БР-412Б, осколочно-фугасными гранатами ОФ-412 и осколочно-морскими гранатами. Бронебойный тупоголовый снаряд с баллистическим наконечником БР-412Б на дистанции 1500 м при угле встречи 60° пробивал 110-мм броню.
В феврале 1944 года первый опытный образец прошел заводские испытания, состоявшие из 30 выстрелов и 150 км пробега. С 9 по 27 марта на АНИОПе в Гороховце проходили государственные испытания, где самоход произвел 1040 выстрелов и прошел 864 км. В своем заключении комиссия отметила, что опытный образец испытания выдержал и может быть принят на вооружение Красной Армии после внесения некоторых изменений. 14 апреля по заводу отдали распоряжение о немедленной подготовке к серийному производству самоходки СУ-100.

Государственная комиссия признала, что тактико-технические показатели СУ-100 обеспечивают успешное поражение современных бронетанковых средств противника на дистанциях 1500 метров для танков Тигр и Пантера вне зависимости от точки попадания снаряда, а для самоходки Фердинанд – только бортовой брони, но с дистанции 2000 метров.
Постановлением ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года приняли на вооружение Красной Армии.

Производство СУ-100 началось в сентябре 1944 года, причем в течение трёх месяцев оно велось параллельно с производством СУ-85. При этом по предложению Л. И. Горлицкого обе артсистемы-Д-10С и Д-5С – монтировались в максимально унифицированные корпуса, годные как для установки любого из двух орудий, так и любой боеукладки. Походное крепление, поворотный механизм, прицелы и бронезащита орудий изменялись. От этой унификации особенно много выигрывала конструкция СУ-85. Достаточно сказать, что боекомплект увеличился до 60 выстрелов. Первую унифицированную САУ выпустили в июле. В августе завод прекратил изготовление СУ-85 и перешел на выпуск гибридов, имевших индекс СУ-85М.
Первые СУ-100 были направлены на фронтовые испытания в сентябре 1944 года и получили отличную оценку артиллеристов за высокие возможности орудия и хорошую маневренность. Но так как освоение в производстве бронебойного снаряда БР-412Б затянулось до октября того же года, первоначально серийные СУ-100 поступали лишь в военно-учебные заведения, и лишь в ноябре были сформированы и отправлены на фронт первые вооружённые ими самоходно-артиллерийские полки.

С ноября 1944 года средние самоходно-артиллерийские полки Красной Армии стали перевооружать новыми САУ. В каждом полку имелось по 21 машине. В конце года началось создание самоходно-артиллерийских бригад СУ-100 по 65 САУ в каждой. Первые самоходно-артиллерийские бригады, вооружённых СУ-100: 207-я Ленинградская, 208-я Двинская и 209-я. Без учёта фронтовых испытаний осенью 1944 года, по данным Управления Самоходной артиллерии, впервые СУ-100 были применены в бою в январе 1945 года в ходе Будапештской операции. В условиях, когда советские войска вели стратегическое наступление, СУ-100 нередко применялись при завершении прорыва тактической глубины обороны противника в роли штурмовых орудий, как например, в Восточно-Прусской операции, где были задействованы 381-й и 1207-й самоходно-артиллерийские полки.
Первые самоходно-артиллерийские бригады СУ-100 были отправлены на фронт в начале февраля 1945 года: 207-я и 209-я – на 2-й Украинский, а 208-я – на 3-й Украинский фронт. Наиболее массово СУ-100 были применены в ходе Балатонской операции, когда они были использованы при отражении контратаки 6-й танковой армии СС 6–16 марта 1945 года.
Производство СУ-100 продолжалось по март 1946 года, за это время было выпущено 3037 самоходных установок. По некоторым данным в 1947 году производство возобновили и выпустили еще 198 САУ.

После окончания второй мировой войны СУ-100 использовалась Советской армией ещё в течение нескольких десятилетий. В 1960 году в ходе модернизации на них установили усовершенствованный двигатель В2-34М, топливный насос НК-10, воздухоочистители ВТИ-3, командирский прибор наблюдения ТПКУ-2Б и прибор ночного видения механика-водителя БВН, радиостанцию 10РТ-26Э и ТПУ-47. Во второй половине 60-х годов прибор ночного видения заменили на более совершенный, поставили радиостанцию Р-113. опорные катки ходовой части заимствовали от Т-54.

Но самое главное, в боекомплекте орудия появился невращающийся в полёте бронебойный подкалиберный снаряд 3БМ8. Его появление вновь сделало СУ-100 весьма эффективным противотанковым средством. Снаряд имел 1415-метровую начальную скорость и дальность прямого выстрела 1660 метров по цели двухметровой высоты. С дистанции до 2000 метров он мог поражать лоб башни всех серийных западных танков 1960-х годов.
В таком виде СУ-100 еще долго находились в войсках, принимали участие в учениях, а по мере поступления новых самоходно-артиллерийских установок ставились на долговременное хранение в парки, где некоторое количество их, по-видимому, находится и сейчас.

СУ-100 состояли на вооружении армий почти всех стран Варшавского Договора, а также Албании, Алжира, Анголы, Вьетнама, Йемена, КНДР и Кубы. Они также поставлялись в Китай и Вьетнам, но данные об их боевом применении во Вьетнамской войне недостаточны и противоречивы. После 1959 года СУ-100 поставлялись и на Кубу, и в 1961 году кубинские САУ использовались при отражении вторжения в заливе Свиней. Некоторое количество СУ-100 получили Алжир и Марокко, а также Ангола, где они использовались в ходе гражданской войны. В Чехословакии с 1952 года СУ-100 производились по лицензии и поставлялись в Египет и Сирию. Они принимали участие в боевых действиях в ходе арабо-израильских войн 1956 и 1967 годов. А в армиях некоторых стран эти САУ имеются и сейчас.

Конструктивно средняя противотанковая самоходная установка СУ-100 была во многом аналогична более ранней СУ-85. Основные отличия между двумя этими машинами касались только в типе артиллерийской системы и связанных с неё доработок корпуса. Ходовая часть СУ-100, полностью заимствованная от СУ-85, включала следующие компоненты (применительно на один борт):
- пять опорных катков диаметром 830 мм с резиновыми бандажами и индивидуальной пружинной подвеской;
- переднее направляющее колесо, литое, с кривошипным механизмом натяжения гусениц;
- заднее ведущее колесо с шестью роликами для зацепления с гребнями гусеничных траков;
- гусеница состояла из 72 литых стальных траков шириной 500 мм и шагом 172 мм (36 с гребнем и 36 без гребня), полная масса гусеницы - 1150 кг.

САУ СУ-100 - видео

Из-за возросшей массы толщину пружин подвески увеличили с 30 до 34 мм. В остальном элементы ходовой части изменений не претерпели и были полностью взаимозаменяемы с танками Т-34 и самоходками СУ-85. Корпус имел сварную конструкцию и собирался из листов катаной броневой стали. Конструктивно он состоял из днища, носовой и кормовой частей, бортов, крыши боевого отделения и крыши моторно-трансмиссионного отделения. Бронирование самоходки было дифференцированным. Носовая часть корпуса имела клиновидную форму и была образована двумя наклонными броневыми листами. Верхний бронелист толщиной 75 мм устанавливался под углом 50°. В нем со смещением к правому борту был сделан вырез под установку орудия, слева находился люк закрываемый броневой крышкой с двумя смотровыми приборами. Нижний лобовой бронелист имел толщину 45 мм и устанавливался под углом 55°. К нему приварилось два буксировочных крюка.

Борта и корма рубки также имели небольшой наклон, но толщина брони ограничивалась 45 мм. Здесь же крепились десантные поручни, кронштейны наружных баков и бонки крепления запасных частей и принадлежностей. Вдоль бортов располагались надгусеничные полки, заканчивающиеся грязевыми “крыльями”. На полках устанавливались ящики ЗИП, по одному слева спереди и сзади справа. Крыша боевого отделения выполнялась из цельного листа брони толщиной 20 мм в котором монтировались: колпак стопора пушки, двухстворчатый люк панорамы, двухстворчатый посадочный люк (Г-образной формы), командирская башенка, вытяжной вентилятор со сферическим бронеколпаком. В нижней части корпуса, выполненной из бронелиста толщиной 20 мм, находились отверстия под кронштейны крепления опорных катков, натяжных и ведущих колес. К кормовой части бронелиста приваривался картер бортовой передачи.

Моторно-трансмиссионное отделение СУ-100 было защищено броневой коробкой, состоящей из двух кормовых бронелистов толщиной 45 мм, двух наклонных бортовых и трех верхних бронелистов. Хотя толщина бортовых листов МТО была аналогичной боевому отделению их угол установки был увеличен. В верхних боковых бронелистах были сделаны вырезы для продольных жалюзи и трех лючков, предназначенных для доступа к маслобаку и и шахтам подвески четвертого и пятого катков. Сверху боковые листы закрывались выпуклыми бронеколпзками с сетками для прохода воздуха к жалюзи. Трансмиссионное отделение имело откидную выпуклую крышку из листового металла с пятью окнами, закрытыми сеткой. К нижнему кормовому бронелисту монтировались картеры боковых передач, два буксирных крюка и две петли верхнего откидного листа. Верхний бронелист был откидным и имел в центре люк с крышкой, а по бокам были сделаны вырезы с бронеколпаками для выхлопных труб.

Днище корпуса было “наборным” и собиралось из четырех листов брони толщиной 20 мм, соединяемых сварными швами с усиленными накладками. В средней части днища справа был сделан аварийный люк (крышка открывалась вниз-вправо). Самоходка оборудовалась тем же двигателем, что и её предшественники. В МТО устанавливался 12-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель В-2-34 номинальной мощностью 450 л.с. при 1700 об\мин. Эксплуатационная мощность составляла 400 л.с. при 1700 об\мин., максимальная – 500 л.с. при 1800 об\мин. Для очистки воздуха поступавшего в цилиндры двигателя использовался воздухоочиститель “Мультициклон”. Запуск двигателя мог производится электростартером СТ-700 мощностью 15 л.с. или сжатым воздухом, для чего имелось два баллона в отделении управления. Обычно для В-2-34 использовалось дизельное топливо ДТ, но также допускалось использование газойля марки “Э” по ОСТ 8842. Основной запас горючего находился в 400-литровом топливном баке размещенном в кормовой части корпуса. Топливо подавалось к двигателю с помощью насоса НК-1. На бортах МТО могли крепиться 95-литровые запасные топливные баки. Система смазки была циркуляционной и под давлением от шестеренчатого трехсекционного масляного насоса. Ёмкость маслобаков составляла 80 литров. Система охлаждения – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. По обе стороны двигателя монтировались два трубчатых радиатора ёмкостью 95 литров наклоненных в его сторону.

Трансмиссия самоходки СУ-100 не отличалась от танковой и состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, ручной 5-скоростной коробки передач (с постоянным зацеплением шестерен), многодисковых бортовых фрикционов, одноступенчатых бортовых передач и плавающих ленточных тормозов.

Электрооборудование было выполнено по одноприводной схеме с напряжением в сети 12 и 24В. В его состав входил генератор ГТ-4563А мощностью 1кВт и четыре аккумуляторные батареи 6-СТЭ-128 ёмкостью 128 А\ч каждая. К потребителям электрической энергии относились стартер СТ-700 с пусковым реле для пуска двигателя, два мотор-вентилятора МВ-12, обеспечивавших вентиляцию боевого отделения, приборы наружного и внутреннего освещения, сигнал ВГ-4 для наружной звуковой сигнализации, электрический спуск ударного механизма пушки, обогреватель защитного стекла прицела, электрозапал дымовых шашек, радиостанция и внутреннее переговорное устройство, аппараты телефонной связи между членами экипажа. На СУ-100 ранних выпусков устанавливалась коротковолновая приемо-передающая симплексная радиостанция 9-РС или 9-РМ, обеспечивавшая связь на дистанции до 25 км. Для связи между членами экипажа использовалось внутреннее переговорное устройство ТПУ-3-бис-Ф.

Вооружение СУ-100 состояло из 100-мм пушки Д-10С образца 1944 года с длиной ствола 56 калибров. Полная масса составляла 1435 кг. Орудие имело углы горизонтального наведения в пределах 16° и вертикального от -3° до +20°. Максимальная длина отката при выстреле не превышала 570 мм. Основной спусковой механизм был электрическим, но имелся также механический ручной. В комплекте с пушкой Д-10С устанавливались телескопический шарнирный прицел ТШ-19 (для стрельбы прямой наводкой), а также боковой уровень и панорама (для стрельбы с закрытых позиций). Практическая скорострельность орудия 5-6 выстрелов в минуту. Пушка монтировалась в вырезе лобового бронелиста и защищалась неподвижной бронировкой сложной формы, которая крепилась к корпусу болтами. Снаружи установка пушки защищена подвижной броневой сферической маской.

Боеприпасы САУ СУ-100

Боекомплект орудия состоял из 33 выстрелов, размещенных на стеллажах в задней части (8) и с левого борта (17) боевого отделения, а также на полу справа (8). Номенклатура боеприпасов для Д-10С оказалась весьма широкой, особенно ближе к кону войны. В её состав вошло шесть типов выстрелов:

Бронебойные снаряды

УБР-412 – унитарный патрон с бронебойно-трассирующим остроголовым снарядом БР-412 и взрывателем МД-8

УБР-412Б – унитарный патрон с бронебойно-трассирующим тупоголовым снарядом БР-412Б и взрывателем МД-8

УД-412 – унитарный дымовой выстрел массой 30,1 кг со взрывателями РГМ, РГМ-6, В-429

УД-412У – унитарный дымовой выстрел массой 30,1 кг со взрывателем В-429

УБР-421Д – унитарный патрон с бронебойно-трассирующим снарядом с баллистическим бронебойным наконечником БР-412Д

УБК9 – унитарный патрон с кумулятивным снарядом БК5М

Унитарный патрон с бронебойно-подкалиберным снарядом.

Последние три типа снарядов появились в боекомплекте СУ-100 только после окончания войны, так что после 1945 года стандартная комплектация включала 16 осколочно-фугасных, 10 бронебойных и 7 кумулятивных выстрелов. Таким образом, самоходная установка СУ-100 являлась больше многофункциональным штурмовым орудием, чем специализированным противотанковым средством.

Осколочно-фугасные снаряды

УО-412 – унитарный патрон с осколочной морской гранатой О-412 и взрывателем РГМ
- УОФ-412 – унитарный патрон с осколочно-фугасной гранатой ОФ-412 и взрывателем РГМ
- УОФ-412У – унитарный патрон с осколочно-фугасной гранатой ОФ-412 с уменьшенным зарядом и взрывателем РГМ

Дополнительно в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 1420 патронов (20 дисков), 4 противотанковых гранаты и 24 ручные гранаты Ф-1. Для постановки дымовой завесы на поле боя на корме машины устанавливались две дымовых шашки МДШ, поджиг которых производил заряжающий с помощью включения двух тумблеров на щитке МДШ, установленного на моторной перегородке.

Приборы наблюдения были немногочисленны, но весьма удачно размещены на корпусе самоходки. Водитель в походном положении вёл машину с открытым люком, а в боевом использовал оптические смотровые приборы с броневыми крышками. В командирской башенке, располагавшейся по правому борту, имелось пять смотровых целей с бронестеклами. На крыше монтировался прибор наблюдения МК-4.

Стандартная окраска СУ-100 была защитно-зеленой по всем поверхностям. На бортах боевой рубки белой краской наносились трехзначные номера и опознавательный знак части. В зимний период самоходки окрашивались легкосмываемой белой краской. Иногда на крыше и бортах рубки могли наноситься знаки для опознавания с воздуха. Это могли быть круги и полосы, но в одном из случаев имело место использование белых крестов. На бортах допускалось нанесение надписей и лозунгов, например: “Советский старатель”, “За Родину” и т.д.

Боевое применение САУ СУ-100 в Венгрии

Первой важной битвой в длинном боевом пути СУ-100 стала операция по уничтожению войск противника в районе Будапешта. Поздней сенью 1944 года советским войскам удалось блокировать город, но находившая в “кольце” немецко-венгерская группировка была очень сильна. Пришлось перебрасывать резервы – в декабре в распоряжение командования 3-го Украинского фронта прибыл 1-й гвардейский танковый корпус И.Н.Руссиянова. Любопытно, что это подразделение было создано из остатков частей 100-й стрелковой дивизии (!), фактически в одиночку оборонявшей Минск тремя годами ранее. За это время корпус несколько раз убывал на переформирование и перед отправкой в Венгрию получил весьма разношерстный состав. Соединению Руссиянова достались как сравнительно новые Т-34, так и “поношенные” М4А2 “Sherman”, переданные из других подразделений. Для усиления корпуса в его состав ввели сразу три самоходно-артиллерийских полка оснащенных 59 новейшими СУ-100. Выгрузившись на восточном берегу Дуная командование поручило самоходчикам вести наступление в район Бичке, пока противник не успел там закрепиться. В течении 4 января экипажи трех полков СУ-100 и пехотные подразделения обошли с фланга 93-ю стрелковую дивизию немцев и устремились в тылы противника. Населенный пункт был занят советскими войсками, которые перешли к обороне в ожидании контрудара. Поскольку его направление оставалось неизвестным силы полков сильно растянули по фронту. К утру 6-го января два полка СУ-100 передали в оперативное подчинение 18-го тк, сильно пострадавшего в недавних боях у селения Байна. Боевое крещение “соток” состоялось 7-го января под Жамбеком.
В этот день немцам удалось продавить оборону 49-го стрелковой дивизии, соединения которой начали отступать. Оставшись наедине с противником экипажи 382-го сап были вынуждены отбиваться всеми имеющимися средствами. Немецкое наступление было остановлено дорогой ценой – было уничтожено 9 и подбито ещё 2 самоходки.

Впрочем, самое ожесточенное сражение, вылившееся во встречный танковый бой, разгорелось 9-го января под Замолем. Получив приказ контратаковать противника части 1-го гв. бригада напоролись на сильную противотанковую оборону. Около полудню в районе Дьюлы немцы ввели в бой значительные танковые, что привело к обоюдным большим потерям – за этот день бригада потеряла 18 танков (в основном “Sherman”) и более 600 человек личного состава.

Далее 382-й полк был передан в подчинение 21-й стрелковой дивизии и принял участие в обороне Секешфехервара, а самоходки 1-й гв.бригады, в составе двух батарей, отправили к Барачке и Фельше-Бельше. Именно здесь гвардейцы были атакованы танковыми соединениями дивизий SS “Viking” и “Totenkompf”. Противник у СУ-100 был более чем достойный – помимо различных StuG и Pz.IV немцы ввели в бой тяжелые танки Pz.VI “Tiger” и Pz.VI “Konigtiger”. Противнику удалось вбить “клин” в порядки двух кавалерийских дивизий, практически не имевших танков, и пробиться к Барачке. Утром 24-го января вермахт перешел в генеральное наступление с участием сразу трех танковых дивизий IV корпуса, но успеха не имел и на этом атака выдохлась.

В общей сложности, в период с 19 по 25 января (за время операции “Conrad II”) 1-я гвардейский механизированный корпус потерял 54 “американца” и 17 СУ-100. Начало для “соток” вроде бы выглядело не очень радужным, но не надо забывать, что в ряде случаев самоходки использовались в качестве штурмовых орудий и действовали без поддержки пехоты и танков.

В связи с обострением обстановки командование фронтом 25 января ввело в сражение последние резервы, включая 145-й сап оснащенный СУ-100. Фронт удалось стабилизировать к 30 января, после чего начался разгром оставшихся сил противника. Штурм Будапешта завершился 15 февраля, когда остатки IX горного корпуса SS пошли на прорыв и даже смогли добиться некоторых успехов. Правда, из 28.000 немецких и венгерских солдат к своим сумели пробиться около 800. Однако, битва на венгерской земле на этом не закончилась.

Для разгрома оставшихся немецко-венгерских сил советское командование спланировало операцию и озера Балатон. Хотя бронетанковые войска РККА тоже понесли сильные потери их ударный потенциал был всё ещё сильным. При проведении Балатонской операции отличились 207-я, 208-я и 209-я самоходно-артиллерийские бригады, которые до этого числились в резерве. К 10 марта общее количество СУ-100 составляло уже 188 машин за вычетом потерь.

Оборонительное сражение развивалось успешно для советских войск, но обе стороны несли значительные потери. Командование 28-й армии вынуждено было перебросить на передний край фронта 208-ю бригаду, передав её в подчинение 135-й стрелковому корпусу, но эта мера явно запоздала. Самоходки получили приказ выдвигаться утром 9 марта двумя полками в район Надьхерчек – Дег, а третий полк оставили в армейском резерве в районе Шар. Подготовка к маршу практически не велась, поэтому на шоссе Цеце - Секешфехервар 1068-й полк попал под удар прорвавшихся немецких танков и потерял 14 из 21 самоходок.

В аналогичной ситуации месяцев позже оказался другой полк воевавший в Словакии. Сейчас широко известна послевоенная фотография с тремя сгоревшими СУ-100 на дороге под Брно. Все самоходки были подбиты огнем единственной немецкой противотанковой САУ, стрелявшей из засады. Это лишний раз доказывало, что даже поверженного врага не стоило сбрасывать со счетов и перед маршем стоило провести разведку. С другой стороны, бронирование СУ-100 явно не выдерживало огня из 75-мм и 88-мм противотанковых орудий.

Отыграться за этот проигрыш тогда не удалось. Всего же, за 8-9 марта, 208-я бригада подбила и уничтожила 14 вражеских танков и САУ, а также 33 бронетранспортеров. Собственные боевые потери составили 12 самоходок, 8 из которых сгорели.
В течении 10-го марта, отражая контратаку сил противника, существенный урон ему нанесли экипажи 1951-го и 1953-го полков. Так, СУ-100 под командира батареи старшего лейтенанта А.Кочерги, а также боевые машины младших лейтенантов Ворожбицкого и Самарина, подбили и сожгли по три немецких танка и САУ. На другом участке фронта батарея 1952-го полка под командованием капитана Васильева подбила три “королевских тигра” не понеся собственных потерь.

В тот же день 1953-й полк был передан 5-му кавалерийскому корпусу и получил задачу организовать засаду и уничтожить немецкие войска, пытавшиеся прорваться из окружения в районе Шимонторниа. Замаскировав свои машины в лесу, через которые готовились провести атаку немцы, экипажи организовали скрытые огневые позиции. Утром 11 марта в атаку пошли 14 немецких танков, включая тяжелые. По сигналу САУ вышли на позиции и открыли огонь с дистанции 1500 метров. Несмотря на большое расстояние сразу немцы потеряли три танка и вынуждены были прекратить атаку.

Действия экипажей самоходок заслужили самой высокой оценки, однако в виду больших потерь в танках, доходивших к концу Балатонской операции до 50-70%, в течении 11-12 марта батареи СУ-100 использовались по несвойственному им предназначению – непосредственной поддержки пехоты. Результат был вполне ожидаемым и привел к утрате нескольких десятков машин, большая часть из которых не подлежала восстановлению. Достаточно сказать, что в 208-й сабр, по состоянию на 5 марта, находилось 63 “сотки”, но к 16 марту их число уменьшилось до 23.

Подбитый в борт Pz.Kpfw VI Ausf. B «Тигр II», тактический номер 331, командира 3-й роты Рольфа фон Вестернхагена 501-го батальона тяжелых танков, действовавшего в составе 1-го танкового корпуса СС. Подбит батареей СУ-100 под командованием капитана Васильева (1952-й самоходно-артиллерийский полк). На борту виден номер (93) советской трофейной команды. Венгрия, район озера Балатон.

Главным результатом сражения в Венгрии стало закрепление практики засад, реализация которой началась ещё в 1944 году с применением СУ-85. Как правило, батарея “соток” маскировалась в лесу или на обратных склонах гор, а огневые позиции устраивались в 100-200 метрах впереди. Рядом оборудовался наблюдательный пост, на котором находился офицер и командирская СУ-76 и Т-34. При появлении противника самоходки делали несколько выстрелов и уходили к укрытиям, не давая противнику обнаружить себя. В случае, если среди атаковавших поднималась паника, “расстрел” велся дальше. Обычно же СУ-100 открывали огонь с дистанции 1000-1300 метров, причем снаряды выпущенные из пушки Д-10С часто накрывали цель с первого раза. Для средних танков типа Pz.IV это заканчивалось частичным разрушением корпуса, а в броне “пантер” и “тигров” возникали большие проломы.

В отчете о боевых действиях в оборонительных боях под Будапештом отмечалось, что самоходки СУ-100, при чуть больших габаритах, имеют существенное преимущество перед СУ-85 по огневой мощности. Хотя скорострельность Д-10С в боевых условиях составляла 3-4 выстрела в минуту (5-6 у пушки Д-5С-85) масса выстрела заметно компенсировала это отставание. Также было отмечено, что “лобовая часть СУ-100 для легкой и средней артиллерии неуязвима, для тяжелых танков и артиллерии калибра 88-мм лобовая броня недостаточна, очень хрупкая”. Из недостатков нарекания поступали в адрес тугой работы механизмов наведения пушки и большая уязвимость прицельных приспособлений. Кроме того, высказывалось пожелание оснастить СУ-100 пулеметов, как это делалось на тяжелых ИСУ-152. В итоговом заключении указывалось, что 100-мм самоходки являются “самыми эффективными средствами борьбы с тяжелыми танками противника”.

Тактико-технические характеристики СУ-100

Компоновочная схема: боевое и управления отделения спереди, моторно-трансмиссионное сзади
- Годы производства: 1944-1956
- Годы эксплуатации: с 1944
- Количество выпущенных, шт.: 4976

Экипаж: 4 человека

Вес СУ-100

Боевая масса, т: 31,6

Габаритные размеры СУ-100

Длина корпуса, мм: 6100
- Длина с пушкой вперёд, мм: 9450
- Ширина, мм: 3000
- Высота, мм: 2245
- Клиренс, мм: 400

Бронирование СУ-100

Тип брони: стальная катаная и литая, гомогенная
- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 75 / 50°
- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 45 / 55°
- Борт корпуса (верх), мм/град.: 45 / 40°
- Борт корпуса (низ), мм/град.: 45 / 0°
- Корма корпуса (верх), мм/град.: 45 / 48°
- Корма корпуса (низ), мм/град.: 45 / 45°
- Днище, мм: 20
- Крыша корпуса, мм: 20
- Маска орудия, мм/град.: 40-110
- Борт рубки, мм/град.: 45 / 0-20°
- Корма рубки, мм/град.: 45 / 0°
- Крыша рубки, мм/град.: 20

Вооружение СУ-100

Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10С обр. 1944 года
- Тип пушки: нарезная
- Длина ствола, калибров: 56
- Боекомплект пушки: 33
- Углы ВН, град.: −3…+20°
- Углы ГН, град.: ±8°
- Прицелы: телескопический шарнирный ТШ-19, панорама Герца, боковой уровень.

Двигатель СУ-100

Тип двигателя: V-образный 12‑цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
- Мощность двигателя, л. с.: 520

Скорость СУ-100

Скорость по шоссе, км/ч: 50
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20

Запас хода по шоссе, км: 310
- Запас хода по пересечённой местности, км: 140

Удельная мощность, л. с./т: 16,4
- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,80

Преодолеваемый подъём, град.: 35°
- Преодолеваемая стенка, м: 0,73
- Преодолеваемый ров, м: 2,5
- Преодолеваемый брод, м: 1,3

Фото САУ СУ-100

САУ Су-100 армии Сирии уничтоженные ВВС Израиля

Египетская САУ Су-100 захваченная англичанами

САУ Су-100 армии Алжира

К середине 1944 года стало ясно, что Красная Армия не имеет средств для эффективной борьбы с новейшими немецкими танками - Pz.Kpfw.V “Пантера” и Pz.Kpfw.VI “Тигр”. Требовалась самоходка с более мощной, чем у танка, пушкой.

Вначале огневую мощь САУ пытались усилить путем установки орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34. В декабре 1943 года эскиз машины был передан Наркомату танковой промышленности и Управлению самоходной артиллерии.
27 декабря 1943 года ГКО принял постановление №4851 о вооружении средней САУ 100-мм орудием. Для исполнения этого постановления НКТП приказом №765 от 28 декабря 1943 года обязал "Уралмашзавод": “С 15 января по 25 февраля 1943 года спроектировать и изготовить САУ на базе Т-34 с 100-мм орудием С-34 (конструкция ЦАКБ), а также произвести заводские испытания и передать машину на госиспытания”.

Однако, получив чертежи пушки С-34 на "Уралмаше" увидели, что это орудие не подходит поскольку, имеет большие размеры по ширине (при наведение влево упиралась во вторую подвеску, не позволяла разместить люк водителя). Также необходимо было провести изменения в корпусе САУ, что влекло за собой изменение стендов для сварки и сборки. В общем для размещения орудия С-34 необходимо было перейти на торсионную подвеску, сместить рабочее место механика-водителя и все агрегаты управления машиной на 100 мм влево, расширить верхнюю часть корпуса до габаритов гусениц (а это увеличение массы САУ на 3,5 т по сравнению с СУ-85). В ЦАКБ отказались менять танковую пушку С-34 и требовали использовать ее без изменений и при этом настаивали на приспособлении САУ к пушке.

Тогда "Уралмаш" обратился к заводу №9, и в конце февраля 1944 года под руководством Ф.Ф.Петрова была сконструирована новая 100-мм пушка Д-10С на основе морского зенитного орудия Д-10. Орудие Д-10С было легче С-34 и устанавливалось в серийном корпусе без существенных изменений и излишнего увеличения массы машины. В феврале 1944 года были проведены заводские испытания. Первый опытный СУ-100, вооруженный пушкой Д-10С, прошел 150 км и произвел 30 выстрелов.

С 9 по 27 марта на АНИОПе в Гороховце были проведены госиспытания. СУ-100 прошел 864 км и произвел 1040 выстрелов. Комиссия заключила, что СУ-100 прошел испытания и после внесения некоторых изменений может быть принят на вооружение Красной Армии.

14 апреля по заводу отдали распоряжение о немедленной подготовке к серийному производству СУ-100. Однако ЦАКБ снова потребовало выполнения постановления ГКО (изготовления САУ с пушкой С-34). После переговоров было принято решение о частичной переделке пушки С-34. На заводе №9 были проведены следующие переделки: уменьшена ширина люльки на 160 мм, изготовлены новые вставные цапфы, новая рамка, поворотный механизм, походного крепления, также был удален прилив под спаренный пулемет и установлен прицел. САУ с орудием С-34 получил индекс СУ-100-2. Одновременно построили второй образец СУ-100, этот образец включал в себя все улучшения, рекомендованные госкомиссией.

Госиспытания СУ-100 проходили с 24 по 28 июня 1944 года на АНИОПе. СУ прошел 250 км и произвел 923 выстрела. Комиссия заключила что: "тактико-технические показатели СУ-100 обеспечивают успешное поражение современных бронетанковых средств противника на дистанциях 1500 метров для танков "Тигр" и "Пантера" вне зависимости от точки попадания снаряда, а для артсамохода "Фердинанд" - только бортовой брони, но с дистанции 2000 метров".

Госиспытания СУ-100-2 проходили в начале июля 1944 года. СУ-100-2 специальным поездом доставили на полигон в Гороховец. Испытания были проведены в том же объеме, что и СУ-100. Комиссия постановила, что СУ-100-2 не подлежит принятию на вооружение. Постановлением ГКО №6131 от 3 июля 1944 года на вооружение Красной Армии была принята СУ-100.

СУ-100 имела классическую для того времени компоновку. Боевое отделение, совмещенное с отделением управления, расположено в передней части корпуса, в боевой рубке. В нем размещены органы управления механизмами самоходной установки, вооружение с прицельными приспособлениями, боекомплект, радиостанция (9РМ или 9РС) с танкопереговорным устройством (ТПУ-3-БисФ), носовые топливные баки и часть инструмента и запасных принадлежностей (ЗИП). В переднем левом углу рубки - место механика-водителя, против которого в лобовом листе имеется прямоугольный люк. В крышке люка установлены два призматических смотровых прибора. Справа от пушки - место командира машины. За сиденьем механика-водителя - место наводчика, и в левом заднем углу боевого отделения - заряжающего. В крыше боевого отделения два прямоугольных люка для экипажа, два вентилятора под колпаками и неподвижная командирская башенка.

В стенках башенки - пять смотровых щелей с бронестеклами, а в крышке люка башенки и в левой створке крышки люка наводчика - перископические смотровые приборы.


Моторное отделение расположено непосредственно за боевым и отделено от него перегородкой. В середине моторного отделения на подмоторной раме установлен дизельный двигатель В-2-34 мощностью 500 л.с., благодаря которому САУ массой 31,6 т могла развить скорость до 55 км/ч.
Трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса. В нем размещены главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые передачи. Кроме того, установлены два топливных бака и два инерционно-масляных воздухоочистителя. Емкость всех внутренних топливных баков 400 л, что обеспечивает машине запас хода в 310 км.
СУ-100 создавался на базе Т-34/85. Двигатель, трансмиссия, ходовая часть танка - остались без изменений. Была лишь усилена подвеска (из-за перегрузки передних катков).

В правой передней части боевого отделения в лобовом листе корпуса установлена 100-мм пушка Д-10С. На ней имеются два прицела: телескопический и панорамный. Практическая скорострельность пушки 5-6 выстрелов в минуту. Боекомплект пушки состоит из 33 выстрелов унитарного заряжания. Снаряды: БР-412Б (бронебойно-трассирующие) и ОФ-412 (осколочно-фугасные).

Неподвижная бронировка пушки литая, сложной конфигурации, крепится к лобовому листу корпуса болтами. Снаружи установка пушки защищена подвижной броневой сферической маской.

Для связи с другими машинами на поле боя СУ-100 оснащена ультракоротковолновой радиостанцией, которая обеспечивает связь на дальности до 25 км.

Броневой корпус СУ-100 представляет собой жесткую броневую коробку из катаных бронелистов и состоит из днища, носовой и кормовой частей, бортов, крыши боевого отделения и крыши моторно-трансмиссионного отделения.
Днище - из четырех листов, соединенных сварными швами, усиленными накладками. В средней части днища справа есть люк аварийного выхода экипажа, крышка которого открывается вправо вниз.

Носовая часть корпуса образована верхним и нижним наклонными броне-листами. В нижнем лобовом листе (справа) - прямоугольный люк для доступа к натяжному механизму правой гусеницы; в верхнем - вырез для установки пушки, а также люк механика-водителя с крышкой, на которой устанавливались приборы наблюдения. В нижней части листа справа и слева приваривались два буксирных крюка.

Борт состоял из верхней и нижней частей. Спереди к нижнему бортовому листу приваривался кронштейн натяжного колеса, сзади - картер бортовой передачи. Верхний бортовой лист из двух частей - передней и задней, причем последний лист установлен с большим наклоном, чем передний.

К верхним бортовым листам крепились десантные поручни, кронштейны наружных баков и бонки крепления запасных частей и принадлежностей. Вдоль бортов располагались надгусеничные полки, заканчивающиеся грязевыми “крыльями”. На полках устанавливались ящики ЗИП, по одному слева спереди и сзади справа.
Корма состоит из двух наклонных листов - верхнего откидного, в центре которого - люк с крышкой, справа и слева от люка - вырезы с бронеколпаками для выхлопных труб, и нижнего, на котором монтировались картеры боковых передач, два буксирных крюка и две петли верхнего откидного листа.

В передней части крыши боевого отделения справа располагалась командирская башенка, левее ее - колпак кронштейна походного крепления пушки. Там же находился и прямоугольный люк панорамы. Люк для входа и выхода экипажа - в задней части крыши.

Моторное отделение закрывалось тремя листами. Средний был с прямоугольным моторным люком, боковые - с окнами продольных жалюзи и тремя лючками - для доступа к маслобакам и шахтам подвески четвертого и пятого катков. Сверху боковые листы закрывались выпуклыми бронеколпаками с сетками для прохода воздуха к жалюзи. Трансмиссионное отделение имело откидную выпуклую крышку из листового металла с пятью окнами, закрытыми сеткой.
Корпус СУ-100 окрашивался в защитный цвет, на бортах боевой рубки белой краской наносились трехзначные номера и опознавательный знак части.

С ноября 1944 года средние самоходно-артиллерийские полки Красной Армии стали перевооружать новыми САУ. Каждый полк имел 21 машину. В конце 1944 года приступили к формированию самоходно-артиллерийских бригад СУ-100 по 65 САУ в каждой. Полки и бригады СУ-100 принимали участие в боевых действиях заключительного периода Великой Отечественной войны.

Впервые СУ-100 использовался 8 января 1945 года во время Балатонской операции. В больших количествах они применялись при отражении немецкого контрнаступления в марте 1945 года. На остальных участках фронта применение САУ этого типа носило ограниченный характер.

Из-за отсутствия вспомогательного пулеметного вооружения приходилось избегать ближнего боя. Тактические возможности СУ-100 снижал ограниченный возимый боекомплект, что определялось большой длиной унитарного выстрела. Проблему часто пытались сгладить, перевозя дополнительный боекомплект на корме корпуса, но это было непрактично в боевых условиях.
СУ-100 выпускалась с сентября 1944 по 1946 год за это время было выпущено 3037 самоходных установок. По некоторым данным в 1947 году производство возобновили и выпустили еще 198 САУ.

Собранную в День Победы, 9 мая 1945 года, СУ-100 установили на постамент как памятник трудовому подвигу уралмашевцев в Великой Отечественной войне.

СУ-100, самая удачная и наиболее мощная советская противотанковая САУ периода Великой Отечественной войны. Она обладала исключительной огневой мощью и была способна вести борьбу с танками противника на всех дистанциях прицельного огня. Бронебойный снаряд ее пушки с расстояния в 2 тыс. м поражал броню толщиной 139 мм, а на дальности до километра пробивал немецкие танки практически насквозь.

СУ-100 и в послевоенный период находились на вооружении Советской Армии. В 1960 году СУ-100 модернизировали. Приказа министра обороны о снятии СУ-100 с вооружения пока не было. Эти машины принимали участие в военных парадах 9 мая 1985 и 1990 годов.

СУ-100 состояли на вооружении армий ряда стран Варшавского Договора, а также Албании, Алжира, Анголы, Вьетнама, Йемена, КНДР и Кубы. В Чехословакии с 1952 года СУ-100 производились по лицензии и поставлялись в Египет и Сирию. Они принимали участие в боевых действиях в ходе арабо-израильских войн 1956 и 1967 годов.

Тактико-технические характеристики САУ СУ-100:

Масса в снаряженном состоянии: 31600 кг;
экипаж: 4 чел.;
боевая масса: 31,6 т;
длина: 9,45 м;
ширина: 3 м;
высота: 2,24 м;
вооружение: 100-мм пушка Д-10С;
боекомплект: 33 снаряда;
бронирование: лоб корпуса - 75 мм, борт и корма - 45 мм, крыша и
днище - 20 мм;
тип двигателя: дизель В-2-34-М;
максимальная мощность: 520 л.с.;
максимальная скорость: 48,3 км/ч;
запас хода: 310 км.

Комментарии

1

: 13.03.2017 22:08

: 13.03.2017 22:00

: 13.03.2017 21:24

Цитирую Бедачев Олег Александрович

Имел честь и удовольствие послужить механиком-водителем, зампотехом роты и батальона на всех видах САУ в советское время.

Прям на ВСЕХ?!:о)))И не в батареях и дивизионах,а ротах и батальонах?!"Зампотех роты САУ"-звучит...




СУ-100 – советская САУ периода Второй мировой войны, относится к классу истребителей танков, средняя по массе. Самоходка была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторами Уралмашзавода в конце 1943 начале 1944 года. По своей сути является дальнейшим развитием САУ СУ-85. Разрабатывалась для замены СУ-85, которая обладала недостаточной возможностью борьбы с немецкими тяжелыми танками. Серийный выпуск САУ СУ-100 начался на Уралмашзаводе в августе 1944 года и продолжался до марта 1946 года. Помимо этого с 1951 по 1956 год САУ производилась в Чехословакии по лицензии. Всего по разным данным в СССР и Чехословакии было произведено от 4 772 до 4 976 самоходок данного типа.

К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся у Красной армии средств борьбы с современными немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление бронетанковых войск. Данный вопрос попытались решить применением на САУ 100-мм орудия с баллистикой морской пушки Б-34. Эскизный проект машины в декабре 1943 года был представлен Наркомату танковой промышленности, а уже 27 декабря 1943 года ГКО принял решение о принятии на вооружение новой средней САУ, вооруженной 100-мм орудием. Местом производства новой самоходки был определен «Уралмашзавод».


Сроки разработки были поставлены очень жесткие, однако, получив чертежи орудия С-34, на заводе убедились в том, что данная пушка для САУ не подходит: она обладает очень внушительными размерами, а при наведении влево упирается во вторую подвеску, не позволяя разместить на прежнем месте люк водителя. Для того чтобы установить на самоходке данное орудие, требовались серьезные изменения ее конструкции, в том числе и ее герметичного корпуса. Все это влекло за собой изменение производственных линий, смещения рабочего места водителя и органов управления на 100 мм. влево и изменение подвески. Масса САУ могла возрасти на 3,5 тонны по сравнению с СУ-85.

Для того чтобы справится с возникшей проблемой, «Уралмашзавод» обратился за помощью к заводу №9, в котором в конце февраля 1944 года под руководством конструктора Ф. Ф. Петрова было создано 100-мм орудие Д-10С, разработанное на основе морского зенитного орудия Б-34. Созданное орудие обладало меньшей массой в сравнении С-34 и свободно монтировалось в серийном корпусе самоходки без каких-либо существенных изменений и увеличения массы машины. Уже 3 марта 1944 года первый прототип новой самоходки, вооруженный новым орудием Д-10С, был отправлен для прохождения заводских испытаний.

Тактико-технические показатели новой САУ СУ-100 позволяли ей успешно бороться с современными немецкими танками на дистанции в 1500 метров для «Тигров» и «Пантер» вне зависимости от точки попадания снаряда. САУ «Фердинанд» можно было поразить с расстояния в 2000 метров, но только при попадании в бортовую броню. СУ-100 обладала исключительной для советской бронетехники огневой мощью. Ее бронебойный снаряд на расстоянии 2000 метров пробивал 125 мм. вертикальной брони, а на расстоянии до 1000 метров пробивал большинство немецкой бронетехники практически насквозь.

Особенности конструкции

САУ СУ-100 была спроектирована на основе агрегатов танка Т-34-85 и САУ СУ-85. Все основные узлы танка – ходовая часть, трансмиссия, двигатель были использованы без изменений. Толщина лобового бронирования рубки была увеличена практически вдвое (с 45-мм у СУ-85 до 75-мм у СУ-100). Рост бронирования в совокупности с увеличением массы орудия привел к тому, что подвеска передних катков вышла перегруженной. Проблему постарались решить, увеличив диаметр проволоки пружин с 30 до 34 мм., но полностью ее ликвидировать так и не удалось. В данной проблеме отразилось конструктивное наследие отсталой подвески танка Кристи.


Корпус самоходки, заимствованный у СУ-85, подвергся хоть и немногочисленным, но очень важным изменениям. Помимо увеличения лобовой брони на САУ появилась командирская башенка со смотровыми приборами MK-IV (копия британских). Также на машине были установлены 2 вентилятора для лучшей очистки боевого отделения от пороховых газов. В целом 72% деталей было заимствовано у среднего танка Т-34, 7,5% от САУ СУ-85, 4% от САУ СУ-122, а 16,5% были спроектированы заново.

САУ СУ-100 обладала классической для советских самоходок компоновкой. Боевое отделение, которое совмещалось с отделением управления, находилось в передней части корпуса, в полностью бронированной боевой рубке. Здесь были расположены органы управления механизмами САУ, комплекс основного вооружения с прицельными приспособлениями, боекомплект орудия, танкопереговорное устройство (ТПУ-3-БисФ), радиостанция (9РС или 9РМ). Здесь же располагались носовые топливные баки и часть полезного инструмента и запасных принадлежностей (ЗИП).

Спереди в левом углу рубки находилось рабочее место механика-водителя, напротив которого в лобовом листе корпуса имелся прямоугольный люк. В крышке его люка были смонтированы 2 призматических смотровых прибора. Справа от орудия располагалось место командира машины. Сразу за сиденьем механика-водителя находилось место наводчика, а в левом заднем углу боевой рубки – заряжающего. В крыше рубки находилось 2 прямоугольных люка для посадки/высадки экипажа, неподвижная командирская башенка и 2 вентилятора под колпаками. Командирская башенка имела 5 смотровых щелей с бронестеклами, перископические смотровые приборы МК-IV находились в крышке люка командирской башенки и левой створке крышки люка наводчика.


Моторное отделение находилось сразу же за боевым и отделялось от него специальной перегородкой. В середине МТО на подмоторной раме был смонтирован дизельный двигатель В-2-34, развивавший мощность в 520 л.с. С данным двигателем САУ весом в 31,6 т. могла разогнаться по шоссе до 50 км/ч. Трансмиссионное отделение располагалось в корме корпуса самоходки, тут находились главный и бортовые фрикционы с тормозами, 5-ступенчатая коробка передач, 2 инерционно-масляных воздухоочистителя и 2 топливных бака. Емкость внутренних топливных баков САУ СУ-100 составляла 400 литров, этого количества топлива было достаточно для совершения 310-км марша по шоссе.

Главным вооружением самоходки была 100-мм нарезная пушка Д-10С обр. 1944 года. Длина ствола орудия равнялась 56 калибрам (5608 мм). Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 897 м/с, а максимальная дульная энергия – 6,36 МДж. Пушка оснащалась полуавтоматическим горизонтальным клиновым затвором, а также механическим и электромагнитным спуском. Для обеспечения плавности наводки в вертикальной плоскости пушка оснащалась компенсирующим механизмом пружинного типа. Противооткатные устройства состояли из гидропневматического накатника и гидравлического тормоза отката, которые были расположены над стволом орудия справа и слева соответственно. Полная масса орудия и откатывающих механизмов составляла 1435 кг. Боекомплект САУ СУ-100 включал в себя 33 унитарных выстрела с бронебойно-трассирующими снарядами БР-412 и осколочно-фугасными ОФ-412.

Орудие устанавливалось в лобовой плите рубки в специальной литой рамке на двойных цапфах. Углы наведения в вертикальной плоскости лежали в пределах от -3 до +20 градусов, в горизонтальной 16 градусов (по 8 в каждую сторону). Наводка пушки на цель осуществлялась при помощи двух ручных механизмов – поворотного механизма винтового типа и подъёмного механизма секторного типа. При стрельбе с закрытых позиций для наведения орудия использовалась панорама Герца и боковой уровень, при стрельбе прямой наводкой наводчик использовал телескопический шарнирный прицел ТШ-19, обладавший 4-х кратным увеличением и полем обзора в 16 градусов. Техническая скорострельность орудия составляла 4-6 выстрелов в минуту.


Боевое применение

САУ СУ-100 начали поступать в войска в ноябре 1944 года. В декабре 1944 года в войсках приступили к формированию 3 отдельных самоходно-артиллерийских бригад РГВК, каждая из которых состояла из 3 полков, вооруженных самоходками СУ-100. Штат бригады включал 65 САУ СУ-100, 3 САУ СУ-76 и 1492 человека среднесписочного состава. Бригады, получившие номера 207-я Ленинградская, 208-я Двинская и 209-я, были созданы на основе имеющихся отдельных танковых бригад. В начале февраля 1945 года все сформированные бригады были переданы фронтам.

Таким образом, бригады и полки, вооруженные самоходками СУ-100, приняли участие в заключительных сражениях Великой Отечественной войны, а также в разгроме японской Квантунской армии. Включение в состав наступающих подвижных групп данных САУ существенно повышало их ударную мощь. Часто СУ-100 использовались в завершении прорыва тактической глубины обороны немцев. Характер боя при этом был похож на наступление на противника спешно подготовившегося к обороне. Подготовка наступления занимала ограниченные сроки или не проводилась вовсе.

Впрочем, САУ СУ-100 довелось не только наступать. В марте 1945 года они приняли участие в оборонительных боях у озера Балатон. Здесь в составе войск 3-го Украинского фронта с 6 по 16 марта они участвовали в отражении контрудара 6 танковой армии СС. Все 3 сформированных в декабре 1944 года бригады, вооруженные СУ-100, были привлечены для отражения контрудара, также в обороне использовались отдельные самоходно-артиллерийские полки, вооруженные САУ СУ-85 и СУ-100.


В боях с 11 по 12 марта данные САУ часто использовались в качестве танков, из-за больших потерь бронетехники. Поэтому по фронту был отдан приказ об оснащении всех САУ ручными пулеметами для лучшей самообороны. По итогам мартовских оборонительных боев в Венгрии СУ-100 заслужила очень лестную оценку советского командования.

Без сомнения, САУ СУ-100 была самой удачной и мощной советской противотанковой САУ периода Великой Отечественной войны. СУ-100 была на 15 тонн легче и при этом имела сопоставимую бронезащиту и лучшую подвижность в сравнении с идентичной ей немецкой ПТ-САУ «Ягдпантера». При этом немецкая САУ, вооруженная 88-мм немецкой пушкой Рак 43/3, превосходила советскую по бронепробиваемости и величине боеукладки. Пушка «Ягдпантеры» за счет применения более мощного снаряда PzGr 39/43 с баллистическим наконечником обладала лучшей бронепробиваемостью на дальних дистанциях. Подобный советский снаряд БР-412Д был разработан в СССР только после окончания войны. В отличие от немецкой ПТ-САУ в боекомплекте СУ-100 не было кумулятивных и подкалиберных боеприпасов. При этом осколочно-фугасное действие 100-мм снаряда естественно было выше, чем у немецкой самоходки. В целом обе лучших средних противотанковых САУ Второй мировой не имели перед собой каких-либо выдающихся преимуществ, при том, что возможности применения СУ-100 были несколько шире.

Тактико-технические характеристики: СУ-100
Масса: 31,6 т.
Габаритные размеры:
Длина 9,45 м., ширина 3,0 м., высота 2,24 м.
Экипаж: 4 чел.
Бронирование: от 20 до 75 мм.
Вооружение: 100-мм орудие Д-10С
Боекомплект: 33 снаряда
Двигатель: двенадцатицилиндровый V-образный дизельный двигатель В-2-34 мощностью 520 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 50 км/час
Запас хода: по шоссе – 310 км.

 Top