«Серия слабых и выдуманных хадисов и их дурное влияние на мусульманскую общину».

Подготовил : Абу Ясин

________________________

Хадисы об убийстве различных людей по приказу пророка ﷺ
Проверка на достоверность. Часть 1

________________________

Во Имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семейству

и сподвижникам, а также тем, кто последовал за ним

вплоть до Судного Дня!

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его. Обращаясь к Своему Пророку, Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, Всевышний сказал:

«Мы отправили тебя [ о, Мухаммад ] только в качестве милости к мирам » (Коран 21:107)

«Ты можешь погубить себя от скорби оттого, что они не становятся верующими » (Коран 26:3)

«Не изводи себя скорбью по ним [ многобожникам ] » (35:8)

В этих и других аятах, Всевышний Аллах утверждает, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был послан в качестве милости к мирам, а также Всевышний повествует, что Посланник Аллаха ﷺ убивал себя скорбью тем, что неверующие из числа его родственников и народа не принимали Истину, а всяческий отворачивались от нее поклоняясь ложным богам, тем самым совершая самое большое преступление в отношении Аллаха.

Однако наши оппоненты из числа христиан отрицают то, что Пророк Мухаммад ﷺ является пророком милости, и в качестве довода приводят из его жизнеописания различные события, в которых описывается как Посланник Аллаха ﷺ приказывал убить того и этого. Однако это очевидное заблуждение, на что мы укажем ниже. В действительности, большинство из этих историй не являются достоверными вообще, и более того в них встречаются выдуманные истории, которые не имеют под собой какую-либо основу. Но от части некоторые истории являются достоверными, и передаются в авторитетных трудах ученых.

С сегодняшнего дня, по милости Аллаха, мы начинаем серию статей «Хадисы об убийстве различных людей по приказу Пророка (ﷺ). Проверка на достоверность». Статью поделим на несколько частей и две главы.

В первой главе мы, с дозволения Аллаха, разберем недостоверные хадисы на эту тему, подробно указав на все недостатки. Во второй же главе мы разъясним достоверные хадисы относительно этой темы.

Напоминание о благородной науке «Мусталях аль-Хадис»

Для начала хочу напоминть вам о том, что наша благородная религия строит свои основы лишь на достоверных хадисах, а для их определения ученые выдвинули несколько условий, посредством которых выявляется степень достоверности того или иного повествования. Достоверность хадиса распознается через иснад (цепочка передатчиков), которая должна соответствовать следующим требованиям:

  • Непрерывность цепочки;
  • Беспристрастность передатчика;
  • Точность передатчика;
  • Отсутствие отклонений (шазз );
  • Отсутствие недостатков (илля );

Если хадис не будет соответствовать хоть одному из этих условий, то хадис считается недостоверным.

Шейх аль-Альбани говорил: “Некоторые люди посчитали, что все, что приводится в книгах по истории и жизнеописанию, является частью исламской истории, в которой нельзя что-либо отвергать. Однако это является глубочайшим невежеством в отношении прекрасной истории Ислама! Ведь исламская история отличается от историй различных народов тем, что она сохранила важное средство, посредством которого различается достоверное от недостоверного. И это то же самое средство, посредством которого распознаются достоверные хадисы от слабых, а это – иснад (цепочка передатчиков), о котором некоторые саляфы говорили: «Если бы не иснад, то каждый бы говорил то, что пожелал!» И по этой причине, когда другие общины утеряли это великое средство, их история наполнилась нелепостью и искажениями!” См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 5/331-332.

Что же, давайте проанализируем хадисы, которыми аргументируют христиане!

І – Убийство Умм Кирфы

Вот, что говорится в «Сире» Ибн Хишама:

Был также поход Зайда ибн Харисы в Вади аль-Кура, где он встретился с Бану Фазара. Там были убиты люди из его окружения, и Зайда, еле живого, нашли среди убитых.

Вернувшись, Зайд ибн Хариса поклялся, что он не приблизится к своей жене, пока не побьет Бану Фазара. Когда он оправился от своих ран, Пророк послал его к Бану Фазара с войском. Зайд побил их в Вади аль-Кура, убил их людей. Были пленены Умм Кирфа Фатима бинт Рабиа Малика ибн Хузайфа ибн Бадр, а также ее дочь и Абдаллах ибн Масада. Зайд ибн Хариса приказал Кайсу ибн аль-Мусаххару убить Умм Кирфу, и он убил ее с большой жестокостью . Потом привезли Пророку дочь Умм Кирфы и Абдаллаха ибн Масады. Дочь Умм Кирфы принадлежала Саламе ибн Амру ибн аль-Аква, - именно он взял ее в плен. Она пользовалась большим уважением в своем народе. Арабы говорили: «Дороже, чем Умм Кирфа…»

Салама попросил Пророка отдать ее ему, и он подарил ее. А Салама подарил ее своему дяде со стороны матери Хазну ибн Абу Вахбу. Она родила ему Абд ар-Рахмана ибн Хазна.

Во-первых, в том, когда была убита Умм Кирфа есть разногласие. Согласно «Сире» Ибн Хишама, она была убита во время Посланника Аллаха (ﷺ), а согласно аль-Бейхаки и ад-Даракутни она была убита во время халифата Абу Бакра из-за того, что стала неверующей, то есть уже тогда когда Посанник Аллаха (ﷺ) скончался. Это существенное разногласие само по себе заставляет сомневаться в достоверности данной истории. (См. «Сунан аль-Кубра» 8/204, «Сунан» ад-Даракутни 3249)

Во-вторых, в данном хадисе говорится, что Зейд Ибн Хариса, да будет доволен им Аллах, командовал войском в походе на Бану Фазара, в то время как достоверно передается, что данный поход был под руководстом Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах:

«Ийяс ибн Саляма передал, что его отец, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Мы двинулись в поход на [племя] фазара [в составе отряда под командованием] Абу Бакра, которого поставил над нами посланник Аллаха (ﷺ)» (См. «Мухтасар Сахих Муслим» 1156. Перевод Абдуллаха Нирша)

В-третьих, в достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима существуют хадисы о походе в Бану Фазара, однако нигде не упоминается «старая» женщина по имени Умм Кирфа.

В-четвертых, в некоторых источниках упоминается, что Умм Кирфа была лидером племени Фазара, которая послала своих всадников войной против пророка (ﷺ)

Сообщается от Айши, что она сказал: «Умм Кирфа подготовила 40 всадников, ее сына и внука которых отправила к Посланнику Аллаха ( ), чтобы они сражались с ним, а Посланник Аллаха ( ) послал к ним Зейда бин Хариса, и он убил их и убил Умм Кирфу, отослав ее кольчугу к Посланнику Аллаха ( ) который повесил ее в Медине между двумя копьями » (См. «Тарих ад-Димашк» Ибн Асакира 19/364-365)

В-пятых, конректный момент, которым аргументируют христиане, это способ убийства Умм Кирфы. Согласно Ибн Са’ду, Зейд Ибн Хариса приказал привязать руки и ноги Умм Кирфы на два верблюда, которые шли на две разные стороны, тем самым разорвав ее тело на две части (См. «Табакат» Ибн Са’да 2/90)

Однако, данная информация в книге Ибн Са’да приводится всего лишь как рассказ без какого-либо иснада. В действительности же, история убийства Умм Кирфы очень противоречива и многие ученые посчитали, что данная история слабая и отвергаемая.

Имам аль-‘Укайли приведя данную историю сказал:

[فيه] يحيى بن محمد بن عباد في حديثه مناكير وأغاليط ولا يعرف إلا به

«(В иснаде) Яхъя Ибн Ибрахим Ибн Аббад, чьи хадисы отвергаемые и содержат ошибки. И неизвестно это кроме как от него » (См. «ад-Дуа’фа аль-Кабир» 4/428)

Имам аз-Захаби приведя историю об Умм Кирфе сказал:

«Отвергаемый» (См. «Мизан уль-Итидаль фи накъд ар-Риджаль» 4/406)

Имам аль-Бейхаки приведя хадис о том, что Умм Кирфа оставила Ислам, а затем Абу Бакр казнил ее, сказал:

ضعيف منقطع

«Слабый, разорванный» (См. «Сунан аль-Кубра» 8/204)

Имам Ибн Раджаб аль-Ханбали приведя эту историю сказал:

أسانيد هذه القصة منقطعة

«Цепочки передатчиков этой истории разорваны » (Джами’ аль-‘Улюм уаль-Хикам 1/387)

И все потому, что данную история приводится от Ибрахима Ибн Яхъя, который передал от своего отца Яхъи Ибн Мухаммада, который передал от Мухаммада Ибн Исхака, который сделал тадлис и передал от Мухаммада Ибн Муслима аз-Зухрий. Именно такой иснад передается в книге Ибн ‘Асакира:

نا إبراهيم بن يحيى حدثني أبي عن محمد بن إسحاق عن الزهري عن عروة عن عائشة

«Передал нам Ибрахим Ибн Яхъя, передал мне мой отец, от Мухаммада Ибн Исхака, от аз-Зухрий от Урвы, от Айши» (См. «Тарих ад-Димашк» 19/364)

І) Ибрахим Ибн Яхъя

Ибн аль-Джаузий привел в своей книге:

إبراهيم بن يحيى بن محمد بن عباد بن هانئ الشجرى قال ابن ابي حاتم: هو ضعف الحديث. قال الازدي: منكر الحديث عن ابيه

Ибрахим Ибн Яхья Ибн Мухаммад Ибн ‘Аббад Ибн Хани аш-Шаджари. Сказал Ибн Аби Хатим: «Он слаб в хадисах ». И сказал аль-Аздийу: «Его хадисы отвергаемые от его отца » (См. ад-Дуа’фа уаль-Матрукин 1/60 (№135), изд. «Дар уль-Кутуб аль-‘Илмия»)

ІІ) Яхъя Ибн Мухаммад

Сказал о нем имам Шамсу-д-Дин аз-Захаби в своей книге:

9618 — يحيى بن محمد [ ت ] بن عباد بن هانئ الشجرى (1)، أبو إبراهيم.
عن ابن إسحاق.
ضعفه أبو حاتم الرازي.
وقال العقيلى: في حديثه مناكير وأغاليط.

9618 — Яхья ибн Мухаммад ибн ‘Аббад ибн Хани аш-Шаджарий, Абу Ибрахим

Абу Хатим ар-Разий считал его слабым .

И сказал аль-‘Укъайли: «В его хадисах встречаются порицаемые вещи и ошибки »

(См. Мизан уль-И’тидаль фи накъд ар-Риджаль 7/217 (№9618), изд. «Дар уль-Кутуб аль-‘Илмия»)

ІІІ) Мухаммад Ибн Исхак

Сказал Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни:

«Мухаммад Ибн Исхак Ибн Ясар — правдивый, известен своими подтасовками от слабых и неизвестных передатчиков, как и передавал сообщения даже от тех, кто хуже них. Так его описывали Ахмад, ад-Даракутни и другие» См. «Табакъат аль-Мудаллисин» стр. 51, №125

Сказал ан-Насаи и другие: «Он не силен в хадисах » И сказал ад-Даракутни: «Его хадисы не являются доказательством на что-либо » И сказал Сулейман ат-Тайми: «Он – лжец » И сказал Хишам Ибн ‘Урва: «Он – лжец » (См. «Мизан уль-И’тидаль фи накъд ар-Риджаль» 6/56-62, изд. Дар уль-Кутуб аль-‘Ильмия)

Тем самым данная история оказывает очень слабой, противоречивой и отвергаемой.

ІІ) Убийство ‘Асмы бинт Марван по приказу Пророка ()

История гласит:

«Асма сочинила стихи, в которых осуждала ислам и мусульман. Когда это дошло до посланника Аллаха, он сказал: «Кто отомстит за меня дочери Марвана?» Эти слова посланника Аллаха услышал Умайр аль-Хатми, находившийся при нем. В тот же день, с наступлением ночи, он пришел к ней в дом и убил ее. Потом он встал утром вместе с посланником Аллаха и сообщил ему: «О посланник Аллаха! Я уже убил ее». Пророк сказал: «Ты помог Аллаху и Его посланнику, о Умайр!» Умайр спросил: «Совершил ли я грех, убив ее?» Пророк ответил: «Дело ее совершенно бесспорное».» (Ибн Исхак, «Сират Расул Аллах», редакция Ибн Хишама, стр. 675)

«Асма сочиняла стихи, в которых обращалась к людям из окружения Мухаммеда с вопросом, как они могут подчиняться убийце их родственников: «Неужели нет гордого среди вас?». Умайр, по указанию Мухаммеда, прокрался ночью в дом Асмы, когда ее дети спали, а самого маленького она кормила грудью. Умайр ударил Асму мечом в грудь, и давил, пока конец меча не вышел из ее спины. Утром Умайр пришел на молитву к посланнику Аллаха. Мухаммед спросил: «Ты убил дочь Марвана?» Умайр ответил: «Да, есть ли еще работа для меня?» Мухаммед ответил: «Нет. Пусть два козла бодаются за неё.» Эту шутку впервые услышали от посланника Аллаха.»

Эту историю христиане берут в доказательство «жестокости» Пророка (ﷺ), который не пожалел даже женщину, у которой было несколько детей, в том числе и грудной.

Данный хадис передал Ибн Са’д в «Табакат аль-Кабир » 2/27-28 через путь Мухаммада Ибн ‘Умара аль-Уакиди, и это передано в «аль-Исаба » 5/34, также через аль-Уакиди. Также эту историю передал аль-Хатыб аль-Багдади в «Тарих уль-Багдад » (13/199), Ибн аль-Джаузий в «аль- Иляль » (1/175), Ибн ‘Асакир в «Тарих ад-Димашк », аль-Хинди в «Канз аль-Уммаль » (35491) через путь Мухаммада Ибн аль-Хаджаджа аль-Лахми от Муджалида от Ша’би от Ибн ‘Аббаса, который сказал:…хадис.

Данный хадис является выдуманным. Он передается через два человека: Мухаммада Ибн Умара аль-Уакиди и Мухаммада Ибн Хаджаджа аль-Лахми.

І) Мухаммад Ибн Умар аль-Уакиди

Этот человек был обвинен во лжи многими учеными, так как он был очень слаб в науке о хадисоведении.

قال أحمد بن حنبل: هو كذاب

و قال ابن معين: ليس بثقة
و قال مرة: لا يكتب حديثه
و قال البخاري و أبو حاتم: متروك
و قال أبو حاتم أيضاً و النسائي: يضع الحديث
و قال الدار قطني: فيه ضع

و قال أبو غالب ابن بنت معاوية بن عمرو: سمعت ابن المديني يقول: الواقدي يضع الحديث

Сказал Ахмад Ибн Ханбаль: « Он – лжец »

И сказал Ибн Маин: « Он не заслуживает доверия »

И сказал Мурра: « Я не записываю его хадисы »

И сказали аль-Бухари и Абу Хатим: « Матрук [Оставленный] »

И сказали также Абу Хатим и ан-Насаи: « Он выдумывает хадисы »

И сказал ад-Даракъутни: « В нем слабость »

И сказал Абу Гъалиб Ибн бинт Муауия ибн Амру: « Я слышал как Ибн уль-Мадиний сказал:‘‘Аль-Уакъиди выдумывает хадисы ’’ » . (См. Мизан уль-И’тидаль фи накд ар-Риджаль 6/273)

І) Мухаммад Ибн аль-Хаджадж аль-Лахми

قال البخاري: منكر الحديث

وقال ابن عدي: هو وضع حديث الهريسة

وقال الدارقطني: كذاب

وقال ابن معين: كذاب خبيث

. وقال — مرة: ليس بثقة

Сказал аль-Бухари: «Его хадисы отвергаемые »

И сказал Ибн Ади: «Он выдумал хадис о харисе »

И сказал ад-Даракутни: «Лжец »

И сказад Ибн Маин: «Он скверный лжец »

И сказали другие: «Он не заслуживает доверия » (См. Мизан уль-И’тидаль 3/509 (7351))

ІІІ) Муджалид Ибн Са ид

В версии данного хадиса, который передается через Мухаммада Ибн Хаджаджа, также присутствует человек по имени Муджалид Ибн Са’ид.

وقال أحمد: يرفع كثيرا مما لا يرفعه الناس، ليس بشئ
وقال النسائي: ليس بالقوى
وذكر الاشج أنه شيعي
وقال الدارقطني: ضعيف
وقال البخاري: كان يحيى بن سعيد يضعفه، وكان ابن مهدي لا يروي عنه

Сказал Ахмад: «…Он ничто»

И сказал ан-Насаи: «Он не силен »

И шейх также сказал, что он был шиитом.

И сказал ад-Даракутни: «Слабый »

И сказал аль-Бухари: «Яхья Ибн Са ид считал его слабым, а Ибн Махди не передавал от него»

(См. «Мизан уль-И’тидаль» №7070)

Слова ученых об этом хадисе:

قال ابن طاهر الـمَقْدِسِيُّ: وهذا لم يروه عن مجالد غير محمد هذا، وهذا مما يُتَّهَمُ به محمد أنه وضعه

قال ابن الـجَوْزِيّ: قال بن عدي: هذا مما يُتَّهَمُ محمد بن الحجاج بوضعه

قال الشيخ الألبانيّ: موضوع

Сказал Ибн Тахир аль-Мукаддаси: «И это не передал от Муджалида никто, кроме этого Мухаммада. И это то, за что Мухаммада обвинили в выдумывании (хадисов) » (См. «Захират уль-Хуффаз» 5/2577. Изд. Дар уд-Да’уат в Индии и Дар ус-Саляф в Рияде)

Сказал Ибн аль-Джаузий: «Сказал Ибн ‘Ади: ‘Это то, за что Мухаммад Ибн аль-Хаджадж был обвинен в выдумывании (хадисов) ’’» (См. «аль-‘Иляль» 1/180. Изд. Дар уль-Кутуб аль-‘Ильмия)

Сказал Шейх аль-Альбани: «Выдуманный (хадис) » (См. «Силсилят уль-Ахадис ад-Да’ифа уаль-Мауду’а» 13/33. Изд. «Мактабат уль-Ма’ариф», Рияд)

Тем самым мы видим, что данная история не может служить аргументом, так как она ложная.

Продолжение следует, ин шаа Аллах…

Почему, на ваш взгляд, в последние годы участились нападки на пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), к примеру, карикатурный скандал, фильм «Невинность мусульман» и т. д.?

Все происходит по воле Господа миров, и через происходящее (каким бы оно нам ни казалось поначалу - хорошим или плохим) проявляются прекрасные и бесконечные качества Творца, в том числе Его Мудрость. Проблемы, трудности, оскорбления (даже в адрес одной из величайших личностей истории, примеру и призыву которой последовали многие миллиарды людей) - это то, что заставляет нас встрепенуться, проснуться, задуматься, принять решение, понять свою роль и предназначение на земле, а после - делать от себя зависящее, дабы наполнять чашу наших благодеяний.

Мусульмане последних веков в большинстве своем очень ленивы, инертны либо радикальны . Благоразумного человека трудности заставляют включать мозги и видеть сердцем , пробудиться через поэтапное становление высокоинтеллектуальной и высокодуховной личностью (не болтуном, а раскрывающей себя через общественно полезные дела личностью). Такой ответ на происходящее нам самим на пользу, как в земной, так и в вечной перспективах. А если будем лаять, как собаки, оскорбляя других и угрожая, - то себе же во вред, как в земной перспективе, так и в вечной . Ни Господь миров, ни Пророк, ни Коран, ни Ислам никак не пострадают от невежества и радикальных выходок мусульман или немусульман. Наша вера и усердие в благом нужны нам, людям, а не Богу. Многие этого недопонимают.

Один из важных аспектов земной жизни человека четко описан в Коране:

«Мы [говорит Господь миров] сделали одних из вас [люди] испытанием, искушением для других. [А главный смысл в том] будете ли вы терпеливы?.. [Сможете ли регулировать, сдерживать отрицательные эмоции или плохие мысли, появляющиеся у вас от общения с другими людьми? Не раздражаться оттого, что кто-то по характеру, мышлению, образу жизни не такой, как вы? Сможете ли простить и ответить хорошим на плохое, исходящее от других? Сумеете ли подавить в себе чувство зависти относительно того, что есть у другого, но нет у вас (например, здоровье, материальный достаток, почет и уважение). Одним из главных и необходимых качеств во взаимоотношениях между людьми является терпение, сдержанность, сохранение морального и психологического равновесия.] Господь же твой все видит. [Именно все. Не только то, что вы молите Его о чем-то с трепетом в душе, но и то, что у вас случается «удачная» возможность кого-то обмануть, оскорбить или кому-то навредить, как и то, пользуетесь вы этой возможностью или нет]» (см. Св. Коран, 25:20).

Кстати, в Священном Коране четко говорится, что верующие услышат в свой адрес оскорбления, и описано, как себя в таком случае вести:

«[А также] несомненно, [испытанием для вас явится та] боль, которую вам часто будут причинять словом люди Писания [то есть христиане и иудеи] и язычники. [Они не скупятся на разного рода оскорбления и обвинения.] Но если будете терпеливы [сдержанно преодолеете неприятное для вас, сумеете нейтрализовать негативный осадок и простить нанесенные вам обиды] и набожны [когда вам наносят боль и вызывающе задевают честь, вы все же не ответите на зло злом], то это - великое дело, требующее от вас стойкости и решительности. [Не каждый сможет быть таковым, но если кто сможет, то это по-настоящему разумное и благородное поведение]» (см. Св. Коран, 3:186).

Вспомним, о чем говорил заключительный Божий посланник: «Воистину, главной целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства» ; «Низведенное мне - истинное, настоящее; высокое, чистое, великодушное» . Пророк Мухаммад также наставлял: «Облегчайте и не усложняйте; давайте радостную весть (успокойте, утешьте; смягчите) и не вызывайте отвращения» .

Полагаю, всякий здравомыслящий согласится, что радикализм, оскорбления, пусть и ответные, или иные формы человеческого невежества вызывают лишь отвращение и радуют Дьявола и его приспешников.

Интересно, но лишь сейчас, в эпоху глобальной интеграции и пика межличностного, социального взаимодействия, такая наука, как риторика, приблизилась к использованию метода, о котором говорил пророк Мухаммад еще четырнадцать столетий назад. Итак, риторика возводит на пьедестал высокой мысли следующий постулат.

«С речью можно обращаться только к тем людям, к которым относишься доброжелательно. В идеале, человек, который вызывает у вас раздражение, не может быть объектом вашей речи.

Скрыть блок бессознательного невозможно. О чем бы мы ни говорили с другим человеком, хотим мы того или нет, мы одновременно сообщаем ему, как к нему относимся.

Вторая причина, по которой не следует обращаться с речью к людям, к которым мы плохо относимся, носит собственно нравственный характер - по возможности не надо приносить людям зла. Его и без того много, и оно в любом случае обернется ответным злом. Во внутренней мотивации обязательно должна быть установка на добрые чувства, которые вы можете донести до людей, вас окружающих.

К собеседнику нужно обращаться как к наместнику Бога на Земле с соответствующей ему мерой любви и уважения» .

Кстати, упомянутое является проявлением одного из качеств, благодаря строгой приверженности которым проповеди пророков и Божьих посланников очень скоро распространялись по Земле и проникали в глубины сознания и сердца людей.

Каковой, на ваш взгляд, должна быть адекватная реакция мусульманского сообщества на подобные выпады со стороны недоброжелателей? Иными словами, что может и должен сделать каждый из мусульман в этой ситуации?

Должен работать над собою . Найти себя и стать лучшим . Дать детям хорошее образование и подняться (через учебу, самообразование и сосредоточенный труд) хотя бы на уровень полиментарного мышления . Должен изучать языки и культуры (как минимум - свободно владеть английским и прочитать хотя бы несколько книг из английской и американской классики).

Господь сотворил нас разными в этническом и культурном плане для того, чтобы мы познавали друг друга , а не навязывали другим свое понимание религии, даже не удосужившись узнать их представление о мире. Почему Ислам так быстро развивался в первые века после смерти Божьего посланника? Да потому что сподвижники не навязывали другим народам арабскую культуру, а изучая культуры других народов, доносили до них мусульманские ценности на понятном им (в ментальном и культурном плане) языке.

Пророк Мухаммад всегда отвечал на плохое хорошим (чему есть много подтверждений в Сунне), следуя Божественному наставлению:

«Не одинаковы хорошее и плохое. [Это разные вещи. Злу не может быть оправдания. Но если кто-либо проявил его в твой адрес, предоставь себе возможность расти и развиваться, настройся должным образом внутренне, усмири эмоции и] ответь [на плохое] хорошим (лучшим) [из того хорошего, что у тебя есть; ответь тем, что не несет в себе озлобленность, черствость, грубость, жестокость]. Ты увидишь, как твой [заклятый, непримиримый] враг [который терпеть тебя не мог, вдруг через какое-то время] превращается в близкого и задушевного (закадычного) друга [беспокоящегося о тебе]» (Св. Коран, 41:34).

А потому и нам, причисляющим себя к числу его последователей, очень важно проложить в мозгу соответствующие нейронные пути нового взгляда на происходящее, что поможет отказаться от старых вредных уличных или этнических ментальных привычек и услышать данное Божье назидание, услышать и прислушаться.

Кстати, именно практикование данного аята поспособствовало тому, что в первые века после смерти Пророка представители самых разных культур и цивилизаций прислушались к призыву заключительного Божьего посланника уверовать.

Что можно предпринять против публикаций комиксов о пророке во Франции?

Подать в суд. Выпустить книгу о Пророке (да благословит его Всевышний и приветствует) на прекрасном литературном французском языке, понятном и доступном современному французу. Это потребует немалых усилий, но в результате должен получиться такой информационный продукт, который раскроет величие заключительного Божьего посланника во всей красе и не оставит равнодушным ни одного из читателей.

Интервью журналу Muslim Magazine. Март, 2013.

Радикализм - это не форма проявления набожности и религиозности, а очевидная невежественность, безграмотность, невоспитанность. СМИ, ставящие знак равенства между безумием отдельных групп и религиозными ценностями миллиардов представителей, например, Ислама, глубоко ошибаются и занимаются очевидным информационным терроризмом. Конечно, работников СМИ можно попробовать понять, ведь они - обычные люди, ограниченные в анализе мира собственными стереотипами и умозаключениями, как, впрочем, и те, кто выбрал для себя путь насилия «во имя чего-то святого». Необходим более широкий и многосторонний взгляд на происходящее, подъем хотя бы на уровень полиментарного мышления, когда человек видит в происходящем не две стороны, а много сторон; когда не ограничен собственной трактовкой реальности, а способен вмещать больше одной реальности одновременно. В жизни есть не только белое и черное. К сожалению, людям, выбравшим для себя путь обвинений, оскорблений, преступлений (в какой бы то ни было форме) и насилия, очень сложно это понять.

Подробнее о четырех уровнях мышления читайте в моей книге «Как увидеть Рай?.

«Разве не могли они попутешествовать [изучить историю прошлых веков и тысячелетий, а затем посетить сохранившиеся памятники, столицы государств и цивилизаций когда-то процветавших и сокрушавших любого врага], имея при этом разумеющие сердца и слышащие уши ?! Не глаза слепнут у людей, а сердца, которые в груди [они не внемлют урокам прошлого в настоящем, не пытаются их понять. Вся их жизнь - это бег из ниоткуда в никуда по узкой тропинке стереотипов и личных интерпретаций, субъективных умозаключений]» (Св. Коран, 22:46).

«Если вы [люди] совершаете что-то благое, то делаете это для самих же себя [себе в мирское и вечное благо], а если совершаете что-то плохое, злое [развращаете, сеете раздор; осмеливаетесь посягнуть на честь, жизнь или имущество других], то - против самих же себя. [Вам лишь кажется, что вы вредите другим, на самом же деле пострадаете вы сами, не от людского, так от Божьего правосудия]» (см. Св. Коран, 17:7).

«И соревнуйтесь же [пред Всевышним] в совершении благих дел! [Соревнуйтесь в качестве и количестве благих деяний и поступков. Изменяйте, украшайте сию мирскую обитель. Уясните для себя, что вы более не вернетесь на Землю, так не упустите же этот единственный шанс под названием «жизнь». В своем созидании не бойтесь выглядеть в глазах других нестандартными, забавными, слишком яркими личностями. Важно быть, а не казаться.] Где бы вы ни находились, Всевышний Творец соберет вас всех до единого [независимо от того, на суше вы умерли или на море, в первом веке или в двадцать первом; вне зависимости от чего-либо Господь все расставит на свои места]. Нет границ Его мощи [Ему подвластно все, что Он пожелает]» (см. Св. Коран, 2:148).

«Если бы пожелал Аллах (Бог, Господь), то сделал бы вас единой нацией [вы могли бы быть совершенно идентичными друг другу. Не было бы исторических этапов развития, не было бы разных пророков и посланников, а как следствие - разных Писаний и практических рекомендаций. Не было бы разделения на народности и религии]. Однако [Он, Всевышний Творец, сделал вас разными], дабы испытать в том, что дано вам. Поспешайте же к совершению благих дел! Все вы [вне зависимости от должностей, национальностей, гражданства, вероисповедания, убеждений] вернетесь к Аллаху (Богу) [Господу миров, Властелину Судного Дня], и Он объяснит вам то, в чем вы расходились [разрешит все ваши споры и разногласия, воздаст вам сполна за ваши дела]» (см. Св. Коран, 5:48).

«Затем [по завершении твоей миссии, Мухаммад] Мы [говорит Господь миров] оставили (оставим) Книгу [Священный Коран] в наследство тем, кого Мы избрали (кому отдали предпочтение) из числа людей. Среди них есть и (1) те, кто притесняет себя [храня Писание на полке, не утруждая себя чтением его и изучением, не говоря уже об анализе, проведении параллелей с повседневной действительностью или практикой высоких коранических смыслов, не говоря о постоянстве пред Богом, терпении, благодарности и обязательности. Но в то же время эта категория людей бережно относится к заключительному Писанию, свято хранит его как Богом данное, а потому они унаследуют его]. [Среди них] и те, (2) кто представляет собою нечто среднее [уделяет время теории и практике смыслов Священного Корана, но непостоянен в этом], и [наконец] те, (3) кто спешит (опережает, обгоняет, берет первенство; предшествует) в совершении благодеяний, с позволения на то Господа. [Коранические бриллианты смыслов и жемчуга пророческого наследия, нравственность, набожность и усердие в благом - сопровождающее их и окрыляющее на протяжении всей жизни, ставшее неотъемлемой частью их личности по итогу чтения Слова Божьего, заучивания отдельных глав и размышления над смыслами Священного Писания]. Это - огромная милость [то есть результат проявления к ним величайшей Божественной милости, ведь стремление соответствовать тому, каким должен быть верующий, согласно заключительному Писанию, защитит их от многих земных и вечных проблем и поспособствует подъему на соответствующие уровни земной и вечной благодати, с благословения на то Всемилостивого Творца]» (Св. Коран, 35:32).

См.: Аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 74.

Три хадиса с таким смыслом от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари (ат-тарих), аль-Бухари (аль-адаб аль-муфрад), аль-Хаким, аль-Байхакы и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 155, хадисы № 2583, «сахих», № 2584, «сахих», № 2585, «хасан».

См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 265; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. 2002. С. 1632, часть 5/266, хадис № 22647 (22291).

Именно такой глагол использован в риваятах аль-Бухари и Муслима.

Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и ан-Насаи. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1930, хадис № 6125; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 721, хадис № 8–(1734); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 590, хадис № 10010, «сахих».

«Человек ведь сотворен слабым. [Ему трудно бывает противостоять сатанинским призывам к греху, устоять перед соблазнами и страстями своей души, но на то и существуют многие другие человеческие качества, способствующие совершенствованию. Чтобы реанимировать их, пробудить и оживить, от человека требуются целенаправленные постоянные усилия и самодисциплина]» (см. Св. Коран, 4:28).

Хадис от Му‘аз ибн Джабаля; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10. Ч. 19. С. 258, хадис № 7; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 386, хадис № 2619, «хасан сахих»; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3. С. 528, хадис № 23, «хасан сахих».

Местоимение «Мы» указывает на величие Творца, а не на Его множественность.

Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 4. С. 341–347.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2032, хадисы № 6475, 6476; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 373, хадисы № 6475, 6476.

Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Хаббана и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 464, хадис № 7584, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 580, хадис № 1982, «хасан»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 397, хадис № 1736, «хасан».

Зарецкая Е. Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2002. С. 11–15.

«О верующие! На вас - ответственность за ваши души [следите за собой, работайте над собой, ибо вам отвечать за себя и за то, что возложено на вас (ответственность перед семьей, обществом, Богом)]. Если вы идете прямым путем, то вам не навредит тот, кто сошел с него. Все вы, от первого и до последнего, вернетесь к Богу, и Он объявит вам о том, что вы делали. [Приучите себя замечать лишь свои изъяны, работать над ними, ведь этот процесс может быть достаточно творческим и занимательным, к тому же даст возможность раскрыть в себе немало положительных, сильных качеств. Замечать ошибки и недоработки других у вас в таком случае не останется времени]» (Св. Коран, 5:105).

«Он [Господь миров] сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас, кто будет лучшим в делах (в работе, труде; занятиях, поступках) [материализуя мысли, размышления и слова в конкретные продуманные и перспективные дела, поступки, имея при этом высокую квалификацию и подходя ко всему ответственно]. Он [Господь миров] - Всемогущ и Всепрощающ» (Св. Коран, 67:2).

«Полиментарные мыслители - люди с высокой терпимостью - и даже предпочтением - к неопределенности и сложности. Они считают, что у каждой проблемы есть не одно правильное решение. Они думают, реагируют и выражают свои идеи с уважением к правам других участников обсуждения. Полиментарные люди интуитивно и сознательно понимают, что у каждого своя правда и истина. Они способны признать обоснованность других точек зрения, даже если это противоречит их мнениям. Для них важнее учиться и развиваться, чем быть «правым». Они уважают аргументированность, доказательства, честность и справедливые правила игры и стараются избегать соблазна использовать свой интеллект, чтобы влиять на других людей нечестным образом. Полиментарные люди считают себя незавершенными творениями и, следовательно, свое мнение тоже считают незавершенным творением - миниатюрными строительными проектами, которые обретают форму и развиваются с развитием их обучения и понимания. Они отделяют свое мнение от своего эго и понимают, что мнения - лишь безличная совокупность идей, которые упорядочивают то, что им известно на данный момент. Полиментарные люди знают, как убедить других, продвигая свои идеи неагрессивными методами, и они не считают конфронтацию эффективным способом изменить мнение человека». См.: Альбрехт К. Практический интеллект. Наука о здравом смысле. М.: Бизнес Психологи, 2011. С. 125.

Подробнее о четырех уровнях мышления читайте в моей статье «Разве вы не разумеете?.

Роль и положение женщины в исламе огромны - отношение к ней со стороны мужчин строго регламентируется Всевышним Создателем, а ущемление ее прав строго наказывается. С таким мнением не согласятся на Западе, потому что там другие ценности и отводятся другие понятие женщине. Они там привыкли ругать ислам за попрание прав женщин. Там просто не хотят принять, что значение женщины в обществе и её сущность отличается от их взглядов. А навязывание своих взглядов, это обычное дело для Запада.

В исламе же понятия о роли женщины разъяснил пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, согласно риторике Священной Книге мусульман, которую он получал как откровение от Бога. Известно, что посланник Аллаха очень уважительно и чутко относился к женскому полу, свидетельству тому множество хадисов, которые он оставил после себя. Мы собрали несколько его изречений, которые по нашему мнению заслуживают вашего внимания.

Лучшее в этой жизни для мужчины - женщина!

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Этот мир преходящ, и лучшее, что можно получить в пользование в нем - это праведная жена » - передано имамом Муслимом.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «;Лучшее, что может иметь верующий после богобоязненности, это праведная жена. Когда ей повелеваешь, она подчиняется, когда смотришь на нее, то радуешься, когда заклянешь чем-нибудь, то она соглашается, когда отсутствуешь, она хранит себя и свое имущество » - передано ибн Маджа.

Посланник Аллаха сказал: «В этом мире для меня любимее всего женщины, благовония и прохлада глаз моих - молитва (намаз) » - передано ан-Насаи.

В этом мире степень женщины высокая! Однажды к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, пришел один человек и спросил: «О, Посланник Аллаха,к кому из людей я должен относится лучше всего?» Он ответил: «К матери». Человек снова спросил: «А затем к кому?» Пророк ответил: «К матери». Человек еще раз спросил: «А затем к кому?» И только тогда пророк ответил: «К отцу » - передано аль- Бухари и Муслимом.

Женщине легче достичь Рая?

Как передала Умму Салма, пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Если женщина (мусульманка), которой был доволен муж, умрет, то она войдет в рай » - передано ат-Тирмизи.

К посланнику Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, пришла одна женщина с сыном, он, сказал: «Беременные, рожающие, милосердные к детям женщины, если будут подчиняться мужу и выполнять молитву, то обязательно войдут в Рай » - данный хадис рассказал Абу Амама, передали Ахмад, ибн Маджа, аль-Байхаки.

У неё выше чувствительность в сексуальном наслаждении

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Преимущество женщин над мужчинами в том, что они чувственнее в наслаждениях (в девяноста девять раз чувствительнее мужчин). Но Всевышний Аллах сделал их стеснительными в этом» - передаёт Абу Хурайра, хадис приводит аль-Байхаки

Также посланник Аллаха сказал: «Женитесь на целомудренных, потому что их уста сладки, их утробы чисты и они довольны малым (в половом отношении)» - передано Ибн Маджа.

Женщины этого мира превосходят райских гурий

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Женщины этого мира превосходят гурий в семьдесят тысяч раз» - рассказал изречение Хаббан ибн Абу Хабля, передал ибн Мубарак.

Мужчины должны относится к женщинам с любовью

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Совершенная вера у того, у кого хороший характер. Лучший из вас тот, кто хорошо относится к женщинам» передано ат-Тирмизи со слов Абу Хурайры.

Нельзя бить женщин!

Посланник Аллаха, мир ему и багословение Всевышнего, сказал: «Не будьте как те, которые бьют своих жен как рабов, а затем в конце дня, ложатся с ними в одну постель» - передано аль-Бухари.

Необходимо учитывать характер женщины!

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть (язык). Если ты попытаешься выпрямить ребро (т.е. изменить то, что присуще женщинам от рождения), то сломаешь его (т.е. испортишь с ней отношения), а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, а поэтому (всегда) обходитесь с женщинами хорошо» - передал имам аль-Бухари со слов Абу Хурайры.

Ислам уделяет большое внимание внешнему виду, чистоте и гигиене человека, потому как мусульманин обязан призывать на путь истинный всем своим видом, поведением и внешностью и быть безупречным в любом обществе или собрании. Немалую роль играет и запах, исходящий от человека. Ведь запах относится к числу первых качеств, на которые обращает внимание собеседник или общество. Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) тратил на благовония хотя само тело Пророка (мир ему и благословение) обладало сладчайшим и приятнейшим запахом, и люди даже собирали капельки его пота, потому что пот Мухаммада (мир ему и благословение) издавал приятнейший аромат. Что говорить про положение в обществе, если даже человеку, находящемуся наедине с собой, тоже желательно иметь приятный аромат, ибо приятный запах притягивает ангелов. Мусульманину нужно быть чистым и опрятным всегда и везде. Посланник Аллаха говорил: إِنَّ اللَّهَ طَيِّبٌ يُحِبُّ الطَّيِّبَ نَظِيفٌ يُحِبُّ النَّظَافَةَ Смысл: «Поистине, Аллах прекрасен и любит прекрасное, Он чист и любит чистоту» (имам ат-Тирмизи, этот хадис хасан); Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّ اللَّهَ طَيِّبٌ لاَ يَقْبَلُ إِلاَّ طَيِّبًا Смысл: «О люди! Поистине, Аллахпрекрасен и принимает только прекрасное» (имам Муслим). Духи, парфюм Так чем же умащиваться для аромата? Ведь сегодняшние духи в основном двух видов: содержащие спирт и не содержащие его. Что касается не содержащих спирт, то их очень мало на витринах нынешних парфюмерных фирм и магазинов. Однако учёные единогласны в том, что именно такие духи и есть сунна, потому как в хадисе сказано: «...Посланник Аллаха (мир ему и благословение) наносил Миск отдельно (не перемешивая ни с чем)» (ан-Насаи; аль-Бухари в книге «ат-Тарих», 2/88 стр.; ибн Саид). Анас сын Малика (да будет доволен им Аллах) сообщил: «У Посланника Аллаха (мир ему и благословение) был суккат (вид благовония), который он наносил на себя» (ат-Тирмизи, хадис достоверный). Миск – благовоние на масляной основе, не содержащее спирт, производимое из цветочных растений или иных растений с приятным запахом. Что же касается благовоний, содержащих спирт, то есть разные мнения у учёных, потому как спирт это наджаса (нечистота). В этом вопросе самым умеренным и предпочтительным считается мнение одного из авторитетнейших учёных нашего времени Мухаммадасаида Рамазана аль-Буты, который пишет: «Спирт, содержащийся в одеколонах, прощается из-за многочисленности парфюма и других веществ, содержащих спирт» (Фатва). Конечно, будет лучшим, дабы выйти из этого разногласия учёных, наносить на себя то, что наносил Пророк (мир ему и благословение), а именно духи на масляной основе. Когда желательно пользоваться благовониями Пророк (мир ему и благословение) наносил благовония, когда выходил на молитвы в мечеть, на пятничную молитву, на праздничные молитвы. Он наносил на себя благовония, украшался для своих жён и сподвижников и говорил: «Поистине, Аллах сделал моё удовольствие в женщинах и в благовониях, а радостью для глаз моих (то есть душевное спокойствие) сделал молитву» (имамы аль-Хаким, ан-Насаи, аль-Байхаки, имам Ахмад и др.). Ещё Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если в дом Аллаха (мечеть) зайдёт человек, от которого исходит неприятный запах чеснока, то выведите его, он не из нас» (имам аль-Бухари). Это подчеркивает насколько важно, чтобы не мешали людям совершающим поклонение в мечети. Как стало ясно, является сунной наносить на себя благовония для своих жён, друзей, чтобы им было приятно находиться в вашем присутствии. Приятным запахом можно расположить к себе человека, если, конечно, ароматическое вещество нанесено в меру. Что касается женщин Конечно, использование благовоний – это очень хорошая сунна, как мы писали. Однако по отношению к женщинам есть некое ограничение. Женщина не имеет права, то есть ей запрещено, наносить благовония так, чтобы это чувствовали чужие мужчины на расстоянии. К примеру, часто по запаху в помещении можно определить, что там находилась или прошла именно какая-та женщина, потому как запах её парфюма ещё не исчез; или иногда, когда женщина садится в общественный транспорт, от запаха её духов все оборачиваются и она привлекает к себе внимание. Про такое явление Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Женщина, которая вышла из дома, сильно надушившись (что чувствуют окружающие), совершает прелюбодеяние до тех пор, пока не вернётся обратно домой или не удалит запах». В этих словах очень сильный смысл, ведь на самом деле, когда мужчина чувствует запах от женщины, его тянет к ней, тянет к греху, она заставляет обратить на себя внимание. Женщина в трауре Когда у женщины умер муж, ей вообще нельзя пользоваться благовониями – запрет на это бывает в течение четырёх месяцев и десяти дней (срок идды). Если у неё умерли близкие люди, такие как сын, брат, отец или мать, то женщине запрещено наносить духи и другие предметы благовония три дня. Завершение Казалось бы, что такое благовония? Однако мы понимаем, какую роль они могут играть в жизни человека, и знаем, какое значение придавал сам Пророк (мир ему и благословение) приятному запаху. Нужно стараться оживить любую сунну Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Да поможет нам Аллах во всех благих делах!

В странах Ближнего Востока отмечается уменьшение запасов пресной воды. Согласно прогнозам, конфликты, связанные с использованием водных источников, через десять лет могут стать одной из основных причин войн. Не об этом ли предупреждал наш Пророк (с.а.в.) в хадисе о горе золота, которая откроется под Евфратом?

Данные Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства НАСА за 2003-2010 год показывают, что Ближний Восток в значительных объемах теряет пресную воду. Согласно исследованиям, в бассейнах рек Тигр и Евфрат на территории Турции, Сирии, Ирана и Ирака наблюдается уменьшение водных резервов в объеме 144 кубических километров, что сопоставимо с объемом воды в Мертвом море.

Согласно исследованиям, результаты которых были опубликованы в журнале « Water Resources Resarch» Американского геофизического сообщества, это вторая потеря значительных объемов воды после потерь воды в 2002-2008 годах на севере Индии и прилегающих районах. НАСА отмечает, что причиной засухи 2007 года были нерациональное использование водных источников, а также увеличение потребности в воде в результате роста населения. НАСА прогнозирует уменьшение запасов пресной воды на Ближнем Востоке и дефицит питьевой воды в некоторых странах.

Различные исследователи сходятся во мнении, что конфликты, связанные с использованием водных источников, в ближайшие 10 лет могут стать главной причиной войн. Предполагается, что особенно после 2022 года в таких регионах, как Ближний Восток, Азия и Северная Африка, контроль над путями к водным источникам может стать своего рода оружием и одним из используемых террористами средств.

Об этом предупреждал наш Пророк (с.а.в.)

Абу Хурайра передает, что Посланник Аллаха салляллаху аляйхи ва саллям сказал:

«Не наступит Судный день, пока Евфрат не откроет гору золота. За это золото люди будут воевать. Из ста человек девяносто девять будет убито. Каждый из людей будет говорить: ‘Я одержу победу’» [Бухари, Фитан, 24; Муслим, Фитан, 29, (2894); Абу Давуд, Маляхим, 13, (4313, 4314); Тирмизи, Джаннат, 26 (2572, 2573)].

1. В риваяте, приводимом у Бухари, добавляется фраза: «Кто будет жить в то время, пусть ничего не берет из него [из этого золота]». Ибн Хаджар, основываясь на фразе «пусть никто ничего не берет из него», говорит, что это золото может быть в виде золотых монет, золотых предметов или золотого песка, все это допустимо.

2. В одном риваяте говорится о «горе золота», в другом - о «золотой сокровищнице». Говорят, что под словом «гора» имеется в виду обилие золота.

3. Ибн ат-Тин, разъясняя смысл запрета брать это золото, говорит: «Это сокровище принадлежит всем мусульманам. Поэтому человек может взять из него только столько, сколько выпадает на его долю». Далее он пишет: «Если человек возьмет из этого золота и увеличит свое богатство, то раскается, так как не будет в этом для него пользы. Если появится гора золота, то золото потеряет свою ценность, поэтому это не желательно».

Ибн Хаджар не согласен с этим толкованием: «То, чем говорит Ибн ат-Тин, не очевидно из хадиса. Ясно только одно: брать из этого золота запрещено, так как это приведет к смуте и войне». Он допускает и такую вероятность: «Запрет брать из этого золота может быть основан на том, что в нем не останется нужды или оно появится в то время, когда золота очень мало». Ибн Хаджар утверждает, что предыдущая версия более вероятна, и в качестве доказательства указывает риваят хадиса, приводимый у Муслима:

«… Близко время, когда Евфрат откроет гору золота. Услышав об этом, люди отправятся туда. Находящиеся около реки скажут: ‘Если мы позволим этим людям, они возьмут из него [золота] и полностью унесут его’».

Посланник Аллаха продолжил так:

«После этого они начнут воевать. Из ста человек девяносто девять будут убиты».

Ибн Хаджар пишет: «Это показывает нам, что причина, приводимая Ибн ат-Тином ложная. Причина запрета в том, чем это может кончится – войной…». Нет оснований отрицать, что эти события произойдут в то же время, что и появление большого огня в Йемене, о чем говорится в другом хадисе. Но это не может быть причиной запрета брать из этого золота.

Ибн Маджа сводит к Саубану такой риваят: «Около сокровищ будут сражаться три [группы]. Каждый из них – сын халифа…» Ибн Маджа поместил этот хадис в главу, в которой говорится о Махди. Если здесь под сокровищем имеется в виду то же самое, что и в предыдущих хадисах, это событие, т.е. появление горы золота в реке, произойдет во времена Махди. Это же, очевидно, произойдет до прихода Исы (а.с.) и до появления огня.

До сегодняшнего дня в районе Евфрата происходило множество кровопролитий. Если мы обратимся к недавней истории, то здесь велась война между Ираком и Ираном. В 1958 году недалеко от Евфрата случились столкновения, где были убиты потомки Пророка. Но два этих события не совсем похожи на те, о которых говорится в хадисе. Поэтому более вероятно, что в хадисе речь идет о том, что еще случится в будущем.

Под «золотом» в хадисе может иметься в виду вода Евфрата в период, когда она станет ценной как золото. Может также быть, что под «золотом» имеется в виду прибыль, получаемая от построенных плотин. Может быть, что Евфрат полностью пересохнет, и под ним откроются залежи золота или нефти. Эти залежи могут открыться и вследствие провала почвы. Но что бы там ни было, нет сомнения – хадис предупреждает, что этот регион исламского мира подобен динамиту, в нем скрыта потенциальная опасность. Это не те события, которые происходят сегодня, а те, что произойдут в будущем. И люди, которые будут жить в те дни, еще раз в изумлении воскликнут: «Садакта» – «Ты сказал правду, о, Посланник Аллаха», и вера их обновится.


Top