Федеративная республика Австрия. Наличие у государства лишь ключевых рычагов общественной жизни

Унитарное государство – это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. В настоящее время унитарная форма государственного устройства является наиболее распространенной в мире. Большинство современных стран представляют собой унитарные государства.

К основным признакам унитарного государства относятся:

Наличие единой и неделимой на составные части территории государства;

Действие единственной единой конституции общенационального масштаба и единой правовой системы государства;

Наличие единой системы общенациональных высших органов государства (исключение составляют политические автономии некоторых унитарных государств, имеющие собственные органы власти);

Наличие единого общенационального гражданства;

Наличие единой общенациональной финансовой и бюджетной системы государства;

Наличие единой общенациональной судебной и правоохранительной системы;

Наличие единых символов государства.

В зависимости от степени самостоятельности административно-территориальных единиц, составляющих унитарное государство, различают следующие виды унитарных государств:

- децентрализованные унитарные государства , в которых все административно-территориальные единицы (от области до общины) являются самоуправляемыми (например, в Великобритании, штатах США, провинциях Канады и др.). В административно-территориальных единицах отсутствуют специально назначенные центральным правительством чиновники. Местное самоуправление и самоуправление реально осуществляются выборными органами населения административно-территориальных единиц. Должностные лица органов административно-территориальных единиц избираются на местах населением или выборными органами местного самоуправления;

- относительно централизованные унитарные государства, в которых действует местное самоуправление на общинном (и иногда на районном) уровне, а области управляются из центра (например, во Франции, в Болгарии, Польше). На высшем, областном уровне административно территориального деления имеются два органа: 1) назначенный сверху чиновник (комиссар, аким, префект и др.) - представитель центральной власти; 2) избранный населением совет – орган местного самоуправления;

- централизованные унитарные государства, в которых отрицается местное самоуправление. Выборные органы самоуправления на местах либо отсутствуют (например, во многих государствах Тропической Африки и Азии (Бутан, Таиланд), либо они действуют лишь формально, т.к. лишены реальных гарантий самостоятельности.

По форме устройства унитарные государства подразделяют напростые (не имеющие автономных образований – Кыргызстан, Эстония, Польша и др.) и сложные (имеющие в своем составе автономные образования (Узбекистан, Украина, Дания, Ирак и др.).

Выделяют также две формы автономии:

- территориальная автономия – предоставление всем частям государства (Италия, Испания) или только некоторым из них (Франция, Ирак) права на самоуправление в различных формах;

национально-территориальная автономия – предоставление права на самоуправление на определенной территории компактно проживающим национальным меньшинствам.

Автономия – это особая политическая территориальная единица в составе унитарного государства, созданная с учетом национального состава, культуры, традиций, быта, проживающего в нем населения (например, Корсика во Франции, Курдистан в Ираке, Гагаузия в Молдове).

Существует две основные формы автономии: 1) национальная территория (этнотерритория); 2) национально-культурная.

Национально-культурная автономия в зависимости от объема и содержания полномочий имеет две формы:

1) политическая автономия - имеет некоторые признаки государственности (парламент, правительство и другие государственные органы). Политическая автономия, высший представительный орган которой имеет право принимать законы, образована на Украине, в Узбекистане, Италии, Ираке, Португалия. Например, яркими примерами такой автономии являются Северная Ирландия в Великобритании, Аландские острова в Финляндии;

2) административная автономия, органы которой имеют право издавать только подзаконные акты (Китай, Молдова и др.).

Кроме этих основных видов автономии используются также:

1) культурно-национальная автономия (применяется в Австрии, Венгрии, скандинавских странах, где некоторые национальности живут некомпактно, а разрозненно, вперемешку с представителями других национальностей).

2) полуавтономные образования (Шотландия и Уэльс в Великобритании).

3) межгосударственная «кочевая автономия», созданная для кочевого племени туарегов, имеющая границы их сезонных миграций.

Федерация (от лат. слова «federere » - «объединять », «укреплять союзом ») - это сложное государство, включающее в свой состав государства или государственные образования (штаты, земли, кантоны и др.), обладающие высокой степенью государственной самостоятельности.

В настоящее время в мире существуют 23 федеративных государства, в которых проживают около трети населения планеты. Федеративную форму имеют пять государств в Европе: Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария, Россия; четыре – в Азии (Индия, Малайзия, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты); четыре – в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); шесть в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США); четыре – в Океании (Австралия, Папуа-Новая Гвинея, Сент-Китс и Невис, Федеративные Штаты Микронезии).

Федерации, за небольшим исключением, представляют собой крупные государства. Например, по численности населения, размерам территории, экономической мощи штаты США во многом превосходят некоторые европейские государства. Эти штаты обладают весьма значительной собственной компетенцией, и наиболее крупные из них представляют собой почти унитарные государства, чьи губернаторы по своим полномочиям и возложенной на них ответственности (исключая иностранные дела, оборону и некоторые другие) могут быть сопоставимы с главами многих современных государств мира. При этом штаты копируют федеральную систему власти США: они имеют парламент, который именуется законодательным собранием или легислатурой, включающей две палаты. Исключение составляет лишь штат Небраска, учредивший в 1937 г. однопалатный представительный орган.

Многие федерации являются однонациональными государствами (Аргентина, Объединенные Арабские Эмираты и др.), в других проживают лица разных национальностей, но образующих одну нацию (Австрия, Бельгия, Канада, США, ФРГ и др.).

Термины «федерация », «федеративное государство » употребляются во многих конституциях (Аргентины, Пакистана и др.), включаясь иногда в официальное название государства (например, Федеративная Республика Германия, Федеративная Республика Нигерия и др.). При образовании федерации употребляются также термины «союз », «соединенные штаты » (Соединенные Штаты Мексики, Соединенные Штаты Америки), «конфедерация » (Швейцария). Но в некоторых конституциях таких терминов нет (Танзания, Королевство Бельгия), и заключение о федеративном характере государства можно сделать лишь на основе анализа самого текста конституции и конституционного законодательства этих стран.

Федерация возникает в результате объединения ранее независимых государств (США, Швейцария и др.) или в результате изменения структуры унитарного государства (Мексика, Бельгия). Поэтому структура федераций неодинакова. В наиболее простом варианте федерация состоит только из ее субъектов (штатов, провинций, кантонов, земель, султанатов и др.). Например, Швейцария состоит из кантонов.

Другие федерации имеют более сложный состав (Бразилия, Индия, Мексика, Нигерия, Пакистан, США и др.). Например, Бразилия, Мексика, Нигерия, США включают в свой состав, помимо штатов, федеральные округа. Индия, как сложная федерация, состоит из штатов и союзных территорий.

Федерации подразделяются на две основные группы:

1) договорные федерации , т.е. федерации, созданные на основе союза. Такие федерации и ее члены имеют «двойной суверенитет», т.к. субъекты федерации обладают государственным суверенитетом, имея свои конституции, гражданство, законодательство (США, союзные республики бывшего СССР).

2) конституционные федерации - федерации, созданные на основе автономии, поэтому их субъекты не обладают суверенитетом, не имеют собственных конституций.

Кроме того, с точки зрения структуры различают симметричные и ассиметричные федерации. Симметричные федерации – это федерации, в состав которых входят только равноправные субъекты, обладающие одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Бразилия, Австрия, Бельгия, ОАЭ, Папуа-Новая Гвинея, ФРГ, и др.).

Ассиметричные федерации , состоящие из субъектов и иных единиц с различным конституционно-правовым статусом, включают в свой состав особые территориальные образования, которые не являются субъекты федерации. Так, США имеет федеративный округ Колумбию, на территории находится столица США – город Вашингтон; федеральные территории (остров Гуам); ассоциированные государства (Пуэрто-Рико, Микронезию, Палау и др.). К асимметричным федерациям относятся также Австралия, Венесуэла, Канада, Индия.

Выделяют также:

1) централизованные (интеграционные) федерации с высокой степенью централизации (это большинство федераций, основанных на автономии);

2) относительно децентрализованные (деволюционные) федерации – это федерации, учитывающие специфику различных ее субъектов в связи с чем их статус может быть не совсем одинаковым.

Выделяют три принципа построения федерации:

1) территориальный принцип (при создании некоторых федераций национально-этнические различия населения не учитывались, но большинство федераций в мире построены по этому принципу – США, ФРГ, Мексика, ОАЭ, Швейцария;

2) национально-территориальный принцип (федерация строится по национальному признаку – Бельгия, Эфиопия, частично Индия, этот принцип применялся в социалистических странах – СССР, Чехословакии, Югославии). Такой принцип, соответствуя международно-признанному праву народов (наций) на самоопределение, может способствовать снятию противоречий между национальностями, их интеграции на равноправной основе;

3) комплексно-территориальный принцип (при формировании федерации учитываются все факторы - национальный, иностранный, экономический, лингвистический, географический и др. - Индия, Пакистан, Малайзия и др.). Например, в Индии при создании штатов учитывались национально-лингвистические особенности этих государственных образований.

В федеральных конституциях всегда имеется перечень предметов ведения (полномочий), относящихся к исключительному ведению федерации, регулируемые, как правило, федеральными законами. При этом порядок выделения таких вопросов в различных федерациях неодинаков. Так, в США использован негативный подход - в Конституции США названы вопросы, по которым федерации (Конгрессу США) принимать законы запрещено. Следовательно, эти вопросы относятся к исключительному ведению штатов, прежде всего, их законодательным органам.

Но в подавляющем большинстве федераций используется позитивный подход: перечислены исключительные предметы ведения (полномочия) федерации. Например, ст.71 Конституции России к исключительным предметам ведения Российской Федерации относит: федеративное устройство и территорию Российской Федерации, регулирование прав и свобод человека и гражданина, внешнюю политику и международные отношения, оборону и безопасность, судоустройство и прокуратуру, и другие важнейшие вопросы федерального значения. Для осуществления этих полномочий в большинстве случаев необходимо принятие Парламентом России федеральных законов, включая законодательную ратификацию им международных договоров.

Государственная власть субъекта федерации не является суверенной, т.к. имеет относительно подчиненный характер с учетом оговорок о свободе его деятельности в определенных для него сферах и об исключительных предметах его ведения. Так, в настоящее время в конституционном праве, особенно после решения Верховного суда Канады 1998 г. в связи с ситуацией в провинции Квебек – субъекте федерации, утвердилось правило, что субъект федерации не обладает государственным суверенитетом. В России такое же положение об отсутствии государственного суверенитета у субъектов Российской Федерации утвердилось после постановлений Конституционного суда Российской Федерации 2000 г.

В настоящее время конституции федеративных государств, за исключением Эфиопии, не предусматривают права сецессии , т.е. выхода субъектов из их состава. Поэтому такие попытки, как правило, подавляются.

Исключение из такого общего правила составили лишь немногие государства:

Выход Сингапура (города-государства) из состава Малайзии в 1965 г., хотя в Конституции Малайзии не было положения о праве выхода из ее состава;

Выход Латвии, Литвы и Эстонии из состава СССР в 1991 г.;

Разделение Чехословакии на Чехию и Словакию в 1990 г.

В этой связи законами устанавливается чрезвычайные способы федерального контроля:

1) введение чрезвычайного положения на территории субъекта федерации;

2) президентское правление в субъектах федерации (например, в Индии за последние 50 лет было более 100 случаев его применения);

3) федеральное принуждение (по отношению к землям в ФРГ: распускается местный парламент, для управления землей назначается федеральный комиссар);

4) федеральная интервенция (вмешательство) в дела субъектов установлена конституциями Аргентины, Бразилии, Мексики, Венесуэлы, Эфиопии (президенты этих государств, привлекая армию, вправе сместить местные органы и назначить на местах своих представителей);

5) военные действия (гражданская война в США 1861-1865 гг. в связи с попыткой выхода из США 11 южных штатов).

Республика - (лат. respublica) общенародное дело. Республиканская форма правления - эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок. В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. В разных странах выборы президента происходят по-разному, но во всех странам президент выбирается народом.

Можно выделить следующие основные признаки республики:

Существование единоличного или коллегиального главы госу­дарства;

Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

Юридическая ответственность главы государства в случаях, пред­усмотренных законом;

Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

Преимущественная защита интересов граждан государства, вза­имная ответственность личности и государства;

Имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Одна из первых республик сформировалась в Афинском государстве в VIII в. до н.э. и в V-IV вв. до н.э. была признана демократической республикой.

Президентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.

В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). В противовес импичменту президент имеет свое “оружие” против правительства, он может наложить вето на законы принятые парламентом.

Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства , но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов - государственных и общественных - при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.

(США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Российская Федерация и другие)

Парламентская республика - это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.

(Италия, ФРГ, Финляндия, Индия, Турция).

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.

Президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом.

В смешанной республики, президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по разному: самостоятельно или с согласия парламента. Президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство.

Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти и правительство несет ответственность перед президентом. (РФ, Казахстан, Румыния, Франция и др.)

Нетрадиционные республики

Существуют и иные, нетипичные, виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки харак­терна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политичес­кого режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).

Долгое время в отечественной юридической науке осо­бой формой республики считалась республика Советов . Ее признаками назывались: откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних, право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравших­ся Советов в пользу их исполнительных комитетов

ПИЭФ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

1. Охарактеризуйте три правильные и три неправильные формы правления. Почему демократия вырождается в охлократию, а не в тиранию? А можете ли вы привести исторические примеры подобного превращения?. 3

2. Подробно опишите республиканский тип устройства государства. Какую функцию выполняет здесь парламент?. 6

3. Каков механизм избирательной кампании? Раскройте основные понятия. 9

4. Сделайте письменное сообщение на тему «Выборы, их сущность и политические функции». 12

Список литературы.. 16


1. Охарактеризуйте три правильные и три неправильные формы правления. Почему демократия вырождается в охлократию, а не в тиранию? А можете ли вы привести исторические примеры подобного превращения?

Поскольку власть может исходить 1) от одного человека, 2) от немногих, 3) от большинства; а также тот, кто управляет, управляет в соответствии а) с общим благом, или же б) собственным интересом, получаем, по учению Платона, три правильных формы правления:

1а) монархию,

2а) аристократию,

3а) "политию"

и три неправильных

1б) тиранию,

2б) олигархию,

3б) демократию.

Монархия – это такая форма правления, при которой верхов­ная государственная власть осуществляется единолично и пере­ходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы прав­ления являются:

Существование единоличного главы государства, пользующе­гося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

Наследственный порядок преемственности верховной власти;

Представительство государства монархом по своему усмот­рению;

Юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь тради­ционные, в основном формальные, черты монархического прав­ления. То есть, правление одного.

Аристократия – (греч. ἀριστεύς «знатнейший, благороднейшего происхождения» и κράτος, «власть, государство, могущество») – форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати. В основании аристократии лежит идея, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы, т. е. правление немногих.

Полития – "средняя" форма государства, основанная на "среднем элементе" – наилучшем классе общества со средним размером имущественного состояния, которому и принадлежит власть в государстве, т. е. правление большинства.

Тирания – форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении.

Олигархия – образ правленья, где вся высшая власть в руках небольшого числа вельмож , знати, олигархов. Согласно Платону и Аристотелю, олигархия - это государственное устройство, в котором право занимать государственные должности имеют только люди имущие. Имущих всегда намного меньше, чем неимущих, поэтому правление имущих есть правление «немногих» («олигой» – немногие). Тем же Платону и Аристотелю принадлежит характеристика олигархии как порочной формы государственного устройства, в котором целью правящих является не всеобщее благо, а личная корысть.

Демократия – (др.-греч. δημοκρατία – «власть народа», от δῆμος – «народ» и κράτος – «власть») – политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Агрессивность, зависть, жадность, самомнение и необходимость в самоутверждении, я умный – ты дурак, это мое – дай, я сильнее тебя и другие природные черты человека, необходимые что бы выжить, не согласуются с идеями полной демократии. Поэтому со времен греков демократия быстро гибнет и перерождается часто в свою противоположность – охлократию, а затем тиранию и диктатуру.

Пример – Россия в начале ХХ века (демократия – выборы в Государственную Думу, охлократия – Октябрьский переворот 1917 г., Выбор народа всегда осознан и аргументирован. Выбор толпы – инстинктивен. Народ всегда стремится к контролю за действиями власти. Толпа пытается поскорее избавиться от ответственности и переложить эту самую ответственность на тех, кого выбрала. Именно поэтому следующий шаг после охлократии – тирания и диктатура – правление Ленина, Сталина); смена демократической формы правления в Германии в 1933 г. на диктатуру Гитлера.

2. Подробно опишите республиканский тип устройства государства. Какую функцию выполняет здесь парламент?

Республика - это такая форма правления, при которой вер­ховная государственная власть осуществляется выборными орга­нами, избираемыми населением на определенный срок.

Общими признаками республиканской формы правления явля­ются:

Существование единоличного и коллегиального главы госу­дарства;

Выборность на определенный срок главы государства и дру­гих верховных органов государственной власти;

Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

Обязательность решений верховной государственной влас­ти для всех других государственных органов;

Преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития об­щественной жизни она видоизменялась, приобретала новые чер­ты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

Парламентарная республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламент­ским путем, т. е. путем выбора из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского боль­шинства. В случае утраты доверия большинства членов парламен­та правительство либо уходит в отставку, либо через главу госу­дарства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках изби­рается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства являет­ся главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют также по три делегата от каждой области, избранных областным сове­том. В федеративных государствах участие парламента в избра­нии главы государства также разделяется с представителями чле­нов федерации. Например, в Федеративной Республике Германии президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтага­ми земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно, например, для Австрии, где президент избирается населением сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает до­вольно обширными полномочиями. Он обнародует законы, из­дает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров) назначается, как правило, президентом. Он форми­рует возглавляемое им правительство, которое осуществляет вер­ховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламен­тарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главными функциями парламента являются законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет , определяет перспективы социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной, политики.

Парламентарная форма республиканского правления пред­ставляет такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жиз­ни, свободу личности, создает справедливые условия человече­ского общежития, основанного на началах правовой законности.

3. Каков механизм избирательной кампании? Раскройте основные понятия.

Избирательная кампания представляет собой комплекс агитаци­онных мероприятий, организуемых и проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Наряду с ними в избирательной кампании участвуют разного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т. д. Предвыборная агитация проводится с помощью собраний и митингов, печатных и электронных средств массовой ин­формации, расклейки предвыборных афиш и плакатов и т. д. Сроки, порядок и формы проведения агитации, и т. д. более или менее строго регламентируются соответствующим законодательством.

Можно сказать, что избирательная кампания – это развернутый во времени процесс, состоящий из ряда последовательных этапов. Речь идет, во-первых, о назначении конкретной даты выборов; во-вторых, об образовании избирательных округов и участков; в-третьих, о начале и завершении регистрации избирателей; в-четвертых, о выд­вижении и регистрации кандидатов; в-пятых, о начале и завершении предвыборной борьбы; в-шестых, о голосовании; в-седьмых, о под­счете поданных на выборах голосов.

В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важ­нейших принципа. Первый – это прежде всего обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Его суть состоит в том, что всем предоставляется равный максималь­ный лимит расходов на проведение выборов. С одной стороны, ограни­чиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды избирательных кампаний, с другой стороны, во многих странах госу­дарство берет на себя финансирование предвыборной кампании. В то же время всем партиям и кандидатам предоставляется равное время на радио и телевидении.

Второй принцип – это так называемый принцип лояльности, в соответствии с которым кандидаты обязаны вести себя лояльно по отношению к своим противникам, не допускать какие бы то ни было фальсификации, оскорбления противника. Третий принцип – нейт­ралитет государственного аппарата , его невмешательство в ход пред­выборной борьбы.

Важное место в избирательной системе занимает институт регист­рации, который регулируется соответствующими законами. Как пра­вило, в списки избирателей заносятся все граждане, имеющие право голоса. В большинстве индустриально развитых стран списки избира­телей составляются местными органами власти. Они автоматически обновляют регистрацию избирателей, и, когда эти последние меняют место жительства, регистрация также автоматически следует за ними.

Система личной регистрации предусматривает периодическое об­новление избирательных списков. Причем сами кандидаты должны также периодически возобновлять свою регистрацию. Чтобы добить­ся права внесения в избирательные бюллетени, кандидаты должны соответствовать требованиям, предъявляемым законом к претенден­там на ту или иную должность. Такие требования могут включать ми­нимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности и т. д.

Для проведения выборов, в зависимости от их характера (всеоб­щие, региональные, местные), вся территория страны, области, про­винции, района разбивается на избирательные округа, от которых избирается соответствующее число депутатов. Размер округа зависит от уровня выборов. Если для проведения местных выборов создаются небольшие округа на базе городского района, поселка, деревни, то для проведения выборов областного, регионального или федерально­го уровня несколько таких округов объединяются в один. Как прави­ло, избирательные округа создаются так, чтобы каждый депутат (в за­висимости от властного уровня) избирался от равного числа жителей или избирателей.

Под избирательной кампанией в формальном значении понимает­ся установленный законом период, в течение которого политические партии и организации, а также государственные органы, ответствен­ные за проведение выборов, осуществляют организационную, пропа­гандистскую и идеолого-информационную подготовку в соответ­ствии с установленными правилами. Сюда же относится комплекс организационных, пропагандистских и иных мероприятий, прово­димых отдельными партиями и кандидатами. В таких случаях гово­рят об «избирательной кампании» той или иной партии, того или иного кандидата.

Организация и проведение избирательных кампаний в разных странах осуществляются по-разному. В зависимости от сложившихся в стране традиций глава государства или правительства или парла­мент назначают официальную дату выборов. С этого дня начинается избирательная кампания, в ходе которой каждая партия выдвигает своих кандидатов или список кандидатов, которые должны пройти соответствующую регистрацию.

Для проведения избирательной кампании создается специальный штаб, в который входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, составитель ежед­невных планов, технический секретарь, специальный помощник. По­мимо них нанимаются консультанты со стороны: специалисты по оп­росам общественного мнения, генеральный консультант, консуль­тант по средствам массовой информации, специалисты по сбору средств по почте. После официального выдвижения кандидатов их имена вносятся в специальные избирательные бюллетени.

4. Сделайте письменное сообщение на тему «Выборы, их сущность и политические функции».

Выборы – неотъемлемая черта политической жизни большинства стран современного мира. Важнейшими функциями, которые вы­полняют выборы в политической системе общества, являются:

1. Представительство различных общественных интересов.

2. Формирование представительных органов власти.

3. Легитимация политической власти в целом.

4. Диагностика социально-политической ситуации, сложившейся в данном обществе в данный отрезок времени.

5. Рекрутирование политической элиты.

6. Институциализация политического участия граждан.

7. Политическая социализация.

В условиях тоталитарных и авторитарных политических режи­мов выборы могут принимать форму ритуала или даже фарса, но демократический режим без института выборов в принципе невоз­можен. Поэтому для политических систем демократического типа наличие того или иного варианта избирательной системы является обязательным атрибутом. Единого и общепризнанного понимания того, что собой представляет избирательная система, в политической науке не существует. В целом речь идет о сложившемся поряд­ке организации и проведения выборов представительных органов власти, а также руководителей различного ранга.

Избирательная система включает два основных компонента: из­бирательное право как совокупность юридических норм, на основе которых проводятся выборы; избирательный процесс, то есть сово­купность процедур и организационных мероприятий, сопровождаю­щих подготовку, проведение голосования и подведение его итогов.

Выборы могут проводиться на разных уровнях – от выборов главы государства до избрания депутатов в органы местного са­моуправления.

По характеру норм избирательного права и практике их при­менения выборы могут быть разного типа. Различают всеобщие и ограниченные выборы. При всеобщих выборах все взрослое де­еспособное население страны в одинаковой степени обладает пра­вом голоса, при ограниченных выборах такое право ограничено цензами: оседлости, имущественным, образовательным и т. д.

Равные выборы происходят в условиях обеспечения единой для всех нормы представительства, то есть одинаковое количество изби­рателей приходится на избирательные округа, в которых баллотиру­ются кандидаты на одно и то же количество выборных мест. Прямые выборы означают непосредственное голосование избирателей за кандидатов на соответствующие выборные места. При косвенных многоступенчатых выборах избиратели сначала избирают вы­борщиков и делегатов и уже те на соответствующих мероприятиях делают окончательный выбор в пользу конкретного кандидата.

Выборы могут быть тайными, когда воля избирателя скрывается от посторонних лиц, результаты волеизъявления носят анонимный характер и оформляются в виде обезличенного общего для всех избирательного бюллетеня. Выборы могут быть и с открытым голосованием, когда избиратель публично в той или иной форме оглашает свой выбор.

В избирательных системах применяются разные варианты про­ведения самих выборов, но главным критерием, по которому изби­рательные системы различаются, является способ определения ре­зультатов голосования.

5. Проанализируйте голосование и выборы как механизм участия граждан в политической жизни общества.

Выборы – важнейший компонент современной политики.

Они представляют собой способ формирования ор­ганов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политичес­кой воли граждан.

Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей бли­зости этих понятий они имеют и существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избра­ния состава органов государства. Голосование же не всегда свя­зано с выборами. Оно используется и в различных формах пря­мой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллектив­ных решений на собраниях и т. п.

В условиях современных демократий выборы – их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важ­нейшим каналом представления в органах власти интересов раз­личных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единствен ной формой их реального участия в политике. Они позволяют осу­ществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность пе ред народом, изменять политический курс и т. д.

Выборы – достаточно частое в политической и обществен­ной жизни явление, поскольку они распространяются на различ­ные институты и уровни правления: парламент, президента, представительные, а часто и исполнительные органы субъектов федерации, местные органы власти.

В период выборов создаются наиболее бла­гоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий и от­дельных депутатов.

Также с помо­щью выборов обеспечивается объединение большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих ее лидеров, формируется доминирующая в государстве политичес­кая воля. Выражение этой воли обеспечивает правительству автори­тет и поддержку, что повышает его дееспособность.

Выборы дают гражданам шанс переизбрать неугодное правительство или депу­татов, заменить их людьми, пользующимися доверием. Тем са­мым кризис конкретного правительства и его политики не при­водит к отторжению гражданами всего политического строя и дестабилизации политической системы, не перерастает в стрем­ление разрушить существующий политический порядок путем революции. Неслучайно выборы нередко уподобляют предохра­нительному клапану, выпускающему накопившийся пар народно­го недовольства и предохраняющему весь политический «котел» от перегрева и взрыва. С помощью выборов легитимируется не только политическая система в целом, но и конкретный состав парламента, правительства и некоторых других структур власти, народом признается их право руководить государством.

Список литературы

1. Гаджиев: учебник. – М.: Логос, 2009.

2. Ланцов. – СПб.: Питер, 2011.

3. , Соловьев политологию. Учебник. М.: Аспект-Пресс, 1999.

4. Хропанюк государства и права. – М.: Омега-Л, 2012.

Хропанюк государства и права. – М.: Омега-Л, 2012. – С. 97.

Гаджиев: учебник. – М.: Логос, 2009. – С. 274.

Республика - от лат. res publico - общественное дело

Хропанюк государства и права. – М.: Омега-Л, 2012. – С. 104-110.

Гаджиев: учебник. – М.: Логос, 2009. – С. 227-232.

Ланцов. – СПб.: Питер, 2011. – С. 313-314.

Соловьев политологию. Учебник. М.: Аспект-Пресс, 1999. – С. 401-.404.

  • Опишите республиканский тип устройства государства. Какую функцию здесь выполняет парламент?

  • При каких условиях проводится импичмент?

  • Тесту по §4.


  • Политический режим

    • Политический режим – способ функционирования политической системы общества, отражающий уровень политической свободы.


    Тоталитарный режим

    • Тоталитарный режим – политический режим, стремящийся к установлению абсолютного контроля над всеми сторонами жизни каждого человека м всеми общества в целом.

    • Черты

    • Наличие всеобщей идеологии, пронизывающей все сферы жизни общества.

    • Монополизация власти единой массовой партией.

    • Репрессии.

    • Монополия государства на СМИ, отсутствие свободы слова.

    • Жесткий контроль со стороны государства за экономикой.


    Авторитарный режим

    • Авторитарный режим – политический режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (семья, политическая партия, социальный класс) при минимальном участии народа.

    • Черты

    • Власть в руках политического лидера или группы.

    • Наличие у государства лишь ключевых рычагов общественной жизни.

    • Ограничение политических прав.

    • Отсутствие огромного репрессивного аппарата.

    • Разрешение гражданам того, что не запрещено государством.


    Демократический режим

    • Демократический режим – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

    • Черты

    • Выборность органов власти.

    • Наличие парламента – законодательного органа власти.

    • Принцип разделения властей.

    • Многопартийность.

    • Многообразие идеологий.

    • Многообразие форм собственности.

    • Гарантия и соблюдение прав и свобод граждан.


    • О факте проявления какого режима идет речь?

    • В 1926г. в Италии государственный аппарат полностью слился с фашистской партией Б.Муссолини.

    • В 1932г. в США на выборах против кандидата от республиканцев Г.Гувера выступил представитель демократической партии Т.Рузвельт, которому удалось набрать большинство голосов.


    • 3. Утверждение «Государство М. является парламентской республикой» характеризует:


    • 4. Верны ли следующие суждения?

    • А. Власть всегда опирается на вооруженную силу.

    • Б. Власть часто используется для реализации интересов тех или иных социальных групп.

      • Верно только А
      • Верно только Б
      • Верны оба суждения
      • Оба суждения неверны

    • 5. Какой орган осуществляет высшую исполнительную власть в Российской Федерации?


    • 6. В современном демократическом государстве

      • Всегда действует мажоритарная избирательная система
      • Вводятся ограничения на размеры частной собственности
      • Устанавливается обязательная государственная идеология
      • Действует принцип разделения властей

    7. Приведите в соответствие:

    • 7. Приведите в соответствие:


    • 8. В государстве А. установлен демократический политический режим, а в государстве Б. – тоталитарный. Сравните эти два политических режима.

      • Пресечение нарушений общественного порядка.
      • Наличие органов исполнительной власти.
      • Свободные выборы на альтернативной основе.
      • Вынесение приговоров несудебными органами.

    9. Президент РФ.

    • 9. Президент РФ.

      • Решает вопрос о доверии Правительству.
      • Осуществляет управление федеральной собственностью
      • Разрабатывает федеральный бюджет
      • Определяет основные направления внутренней и внешней политики

    • 10. Объем полномочий центральных и региональных органов власти, способы их взаимодействия и взаимосвязи отображены в такой форме государства как:

      • Государственное устройство
      • Политический режим
      • Форма правления
      • Населенная территория

    Вопросы и задания

    1. Охарактеризуйте три правильные и три неправильные форма правления.

    К правильным формам правления относятся:

    1. Монархия:

    Абсолютную:

    Монарх – глава государства;

    Осуществляет единоличное правление. Обладает всей полнотой власти. Его власть верховна и независима;

    Его власть объявляется священной и наделяется религиозным ореолом;

    Как правило, власть передается по наследству;

    Ограниченную:

    Монарх ограничен в области законодательно, исполнительной деятельности

    Монарх независим от парламента, но вынужден считаться с его деятельностью

    2. аристократия – форма правления, при которой власть принадлежит знати. В основе лежит идея, что государством должны управлять только избранные. Избранность определялась происхождением, размером имущества, религиозным превосходством.

    3. демократия. Происходит от двух греческих слов: «демос» - «народ» и «кратос» - «сила», «правление». Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своими собственным распорядком жизни, влияют на общественную жизнь. Говорят еще о том, что при демократии народ суверене, т. е. независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти является именно народ. В современной демократической системе народ формирует представительные органы власти путем выборов. Настоящая демократия возможна при наличии определенных условий:

    верховенство закона;

    равноправие всех граждан;

    разделение властей, т. е. независимость друг от друга судебной, исполнительной и законодательной властей;

    многопартийность и политическая конкуренция;

    свободные от цензуры и государственного давления СМИ;

    наличие рыночных отношений в экономике и др.

    К неправильным формам правления относятся:

    1. Автократия (тирания) - одна из форм правления, основанная на неограниченном и бесконтрольном полновластии одного лица в государстве. В современной литературе данное понятие означает неограниченную и бесконтрольную власть одного человека.

    2. Олигархия – форма правления, при которой власть сосредоточена в руках небольшой группы людей. Власть и капитал сосредоточены в руках одной группы людей

    3. Охлократия или анархия - форма государственного устройства, возникающая в результате предельного развития и доведения до абсурда демократических тенденций – правление черни, худших из числа граждан.

    2. Подробно опишите республиканский тип правления государства. Какую функцию выполняет здесь парламент?

    Республика (от лат. respublica,букв. – общественное дело) – такая форма правления, когда глава государства (например, президент) избирается населением или специально избранной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). В республике сочетаются элементы демократии, монархии, аристократии. Страной правит один человек (монархическое начало), но его власть ограничивается законодательным органом, парламентом, который выбирают все или большинство народа (демократия). Подавляющее большинство современных государств является республиками. В республиках источником власти выступает народное большинство, а высшие органы государства избираются гражданами.

    Республика бывает трех видов: президентская, смешанная, парламентская. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти (президент или парламент) формирует правительство, и перед ним оно несет ответственность. Их характеристика представлена в таблице.

    Парламент по отношению к правительству обычно выполняет следующие функции:

    1. Формирует и поддерживает его;

    2. Издает законы, принимаемые правительством к исполнению;

    3. Вотирует (утверждает) государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства;

    4. Осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов;

    5. Критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.

    3. При каких условиях проводится импичмент?

    Импичмент представляет особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц. Поводом для импичмента выступают антиконституционные действия.

    4. Охарактеризуйте демократию, сравните античную и современную ее формы, подчеркните общее и особенное.

    Демократия происходит от двух греческих слов: «демос» - «народ» и «кратос» - «сила», «правление». Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своими собственным распорядком жизни, влияют на общественную жизнь. Говорят еще о том, что при демократии народ суверенен, т. е. независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти является именно народ. В современной демократической системе народ формирует представительные органы власти путем выборов. Настоящая демократия возможна при наличии определенных условий:

    Верховенство закона;

    Равноправие всех граждан;

    Разделение властей, т. е. независимость друг от друга судебной, исполнительной и законодательной властей;

    Многопартийность и политическая конкуренция;

    Свободные от цензуры и государственного давления СМИ;

    Наличие рыночных отношений в экономике и др.

    Различают две главные формы демократии:

    1. прямую - основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов (древнегреческие полисы). Суть прямой демократии состоит вот в чем: в одном месте в определенное время собираются буквально все граждане, имеющие право голосовать, и публично обсуждают самые важные решения, в том числе о войне и мире, форме правления, величине и способе взимания налогов. Окончательное решение принимается большинством голосов. В периоды между собраниями текущие вопросы решает избранное народом демократическое правление.;

    2. представительную - решения принимаются выборными органами (США). Представительной демократией называется такое устройство общества, при котором та часть населения, которая имеет право голосовать, выбирает своих полномочных представителей, которые от имени народа осуществляют законодательную власть. Чем крупнее общество, тем острее потребность в такой форме. Население разбивается по округам и голосует за ту или иную партию. Точнее сказать, за их представителей, проживающих тут же. Если кого-то ни одна партия не устраивает, он может проголосовать за независимого кандидата. Тот, кто набрал наибольшее число голосов в данном округе, тот и становится депутатом.

    Греческая демократия:

    1. прошла долгий путь развития - более 250 лет;

    2. охватывала не весь, а часть народа - около 1/10 всего населения, отражала мнение всего свободного народа;

    3. эволюционировала от прямой к представительной форме.

    Так, в Афинах не имели права голоса рабы, метеки (переселенцы) и женщины. Наиболее важные вопросы обсуждались Народным собранием (экклесия), здесь же принимались все законы. Исполнительную власть осуществляли избранные должностные лица - магистраты. Высшая судебная власть принадлежала суду присяжных (гелиэя). Демократия в Афинах означала право каждого гражданина избирать и быть избранным на любую должность в государстве.

    Для античной демократии характерен синтез гражданского общества и государства. Государство представляло собой сообщество граждан, совместно защищавших свои права от угрозы извне, со стороны других государств, и внутри полиса – со стороны тех, кто не пользовался гражданскими правами, – рабов и метеков (переселенцев). Следовательно, античная демократия являлась демократией меньшинства.

    Современная же демократия ограничивает в некоторых правах несовершеннолетних граждан своей страны.

    5. * Почему демократия вырождается в охлократию, а не в тиранию? Можете ли вы привести исторические примеры подобного превращения?

    Охлократия - извращенная форма государственного устройства, которая возникает в результате неупорядоченного развития и доведения до абсурда демократических тенденций;

    Стихия мятежей, погромов, уличных беспорядков, в которых толпа выступает хозяином положения;

    Одна из характеристик массового общества.

    Несмотря на разное обличье, охлократии обладают некоторыми общими чертами. Основными характерными чертами охлократии являются демагогия, авантюризм, популизм. Ей присуща изменчивость политического курса, непредсказуемость и импульсивность политических акций. Охлократия максимально упрощает сложные общественные проблемы, часто использует провокации, разжигает массовые страсти, провоцирует скандалы. Ее опорой обычно выступают маргинальные и люмпенизированные слои населения, неудовлетворенные своим социальным положением и готовые к неконтролируемым действиям (убийствам, бессмысленному уничтожению материальных ценностей, насилию).

    Охлократия часто вступает в свои права в переломное время, в критические для общества периоды. Поскольку кризис общества всегда имеет пределы, охлократия характеризуется как нежизненностью, так и недолговечностью. В большинстве случаев неустойчивость и скоротечный характер охлократии ведет к ухудшению общественной ситуации. Выход из нее очень часто заканчивается тоталитарными, диктаторскими или олигархическими формами правления. Классическими историческими примерами охлократии являются Смутное время в России в начале XVII в., отдельные периоды гражданских войн, народные восстания в Древнем мире и в Средние века, а также периоды смены общественно-политических отношений в условиях трансформирующихся обществ. Однако ярко выраженных форм охлократии существовало не так уж много. История знает больше примеров деформированных, частичных форм охлократии, которые нередко уживаются с другими формами политической власти, проявляются на тех или иных участках общественной жизни, в те или иные периоды кризисного состояния общества, в отдельных регионах или частях государства.

    6. * В чем, по вашему мнению, достоинства и недостатки республиканского типа устройства государства?

    Достоинства:

    1. Выборность власти;

    2. Разделение властей, что сдерживает превращение республики в

    3. Стабильность республики, т. к. президент и правительство выбирается на фиксированный срок.

    4. Вовлеченность всех граждан страны в жизнь государства

    Недостатки:

    1. Возможность установления единоличного правления.

    2. Политическая нестабильность, так как изменение парламентского большинства влечет утрату поддержки правительства со стороны парламента и объявление правительству вотума недоверия.

    3. Излишняя бюрократизация власти.

    7. * Проведите сравнительный анализ трех республик в современном мире – парламентской, президентской, смешанной. Сделайте краткие письменные выводы.

    Как видно из таблицы, все типы республики имеют выборный характер власти. Отличия состоят в том, как выбираются президент и формируется правительство, а также перед кем несет (или вообще не несет) ответственность правительство.

    ? Проблема

    Согласны ли вы с мнением русского историка Н. М. Карамзина: «Демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое – для средних, монархическое – для больших»?

    Да, с Н. М. Карамзином можно согласиться, потому что управление большими территориями требует иногда недемократических методов управления.

    Давайте рассмотрим такую ситуацию. Существует некое государство больших размеров. Оно делится на определенные части для более легкого управления (допустим 5). Настало время выборов. И тут начались разногласия. Каждый «тянет одеяло на себя». Каждая часть страны хочет видеть своего представителя у власти. Это будет давать некое доминирование в самом государстве. Договориться они не смогли и некоторые представители данного государства решили создать свое государство, чтобы принимать те законы и политические решения, которые будут устраивать только их и не идти вопреки своим желаниям на уступки другим жителям данной страны. Такова природа человека. Чтобы демократия могла существовать в государстве с большой территорией, необходима личная ответственность каждого гражданина перед своей страной, высокие моральные качества каждого человека, готового пожертвовать чем-то ради общего.

    Практикум. Рассмотрите таблицу. В ней приведены названия форм правления и их краткая расшифровка. Поставьте крестик в то место, которое укажет на принадлежность данной формы правления именно этого, принадлежащего только ей определения.

    
    Top