Гуманизм и антропоцентризм эпохи ренессанса. Философия Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, развитие человеческой индивидуальности


Эпоха Возрождения (имеется в виду итальянское Возрождение, начавшееся во Флоренции в четырнадцатом веке и охватившее города Северной и Средней Италии, являвшиеся торговыми и промышленными центрами; для обозначения похожих процессов на Севере Европы, есть понятие «Северное Возрождение») охватывает период с четырнадцатого по шестнадцатый века и по характеру развития идей считается временем перехода к периоду Нового времени. С Возрождения начинается история профессионального художественного творчества. Название эпохи возникло в трудах возрожденцев, которые полагали, что человеческая мысль в период Средневековья ни к чему положительному в понимании человека не продвинулась и была пустой, или «тёмной». Значимым, по их мнению, было время Античности. Возлагая большие надежды на своё время, данные мыслители считали своей основной задачей «возрождение» идей и идеалов (художественно-эстетических, политических, философских) Античности, для продолжения «прерванного развития человечества». Философия эпохи Средневековья не только была однозначно заклеймена как пособница или «служанка богословия», она воспринималась как шаг назад по сравнению с достижениями античной мысли. Это одностороннее отношение ко времени Средневековья сохранялось очень долго и встречается в некоторых современных гуманитарных текстах. При этом главными идеологиями времени оставались религия и схоластика, которым противостояла гуманистическая (humanista, «человечность») мысль. Поэтому, не случайно часть мыслителей данный период объединяют со временем Средневековья, не считая его самостоятельным; в этом случае, для обозначения рассматриваемого периода времени существует красивый термин «Осень Средневековья».
Можно полагать, что с конца Средневековья в духовном развитии человечества обозначились два пути. Во-первых, продолжался прежний вариант «неразделённой» целостной духовности (с сохранением религиозных смыслов сознания в более или менее активном состоянии), в которой сознание человека не расщеплено, а принимает к сведению все возникающие знания и не равномерно, но естественно соединяет элементы всех видов знания в одном целостном мировосприятии. Во-вторых, формировался выражено светский путь развития, отрицающий традиционную религиозность, разделяющий религиозную и остальные сферы сознания так, как будто они принадлежат разным людям. Так, как если бы человек, занятый, например в сфере точных наук, не мог бы воспринимать миропонимание человека, с религиозной доминантой сознания, и как если бы не было общих основополагающих представлений в сознании каждого человека, делающих возможным взаимопонимание людей. В ситуации доминирования второго пути очень скоро место, «свободное от религиозного сознания», оказалось занятым комплексом идей (среди которых: антропоцентризм; вера в прогресс, основанный на знании законов развития; вера в возможность достижения социального порядка, воспитания человека с определёнными качествами и т.п., что наиболее полно отражено в просветительских идеях), по существу своему догматизированных по аналогии с религией, или мифологизированных, но «выстроенных» на иных ценностях. Социальные модели, возникающие при втором варианте развития, как сегодня очевидно, достаточно быстро начали размывать нравственную составляющую сознания и привели к отчуждению человека от его жизненных смыслов и к бездуховности общества в целом. Основополагания данного процесса сформировались во время Возрождения и первоначально казались весьма безобидными: они только фиксировали разницу между светским и религиозным миропониманием.
Возрождение предложило новую парадигму взамен религиозной, в это время формируется новое сознание с новым, близким к научному, мышлением, соответствующим начальному этапу рыночных отношений. Вместо теоцентризма торжествует антропоцентризм. Вместо геоцентризма - гелиоцентризм. Характерные черты и особенности философской проблематики Возрождения отразились и в других, очень важных, многоплановых и далеко не однозначных по последствиям процессах, охватывающих широкий спектр деятельности людей: в переходе к мануфактуре и возникновении национальных монархий; секуляризации всех сфер жизни; возрождении канонов классической античности и поклонении идеалам античности, особенно в поведении и культуре; гуманизме, развитии гражданской жизни и направленности общественного сознания к политическим свободам; возникновении нового самосознания человека, его вере в свой талант и силу; в трактовке человека как творца себя и ослаблении религиозной сосредоточенности на греховности человеческой природы, что нашло своё выражение и в идее, что божественная благодать не нужна для спасения; в осмыслении человека как центра мира и изображении его как творца нового (титана); в поиске человеком точки опоры в своей телесности; в формировании и установлении понимания ценности отдельного человека наряду с другими людьми, позже - «буржуазными» ценностями; пантеизме (слиянии христианского Бога с природой и, обожествлении природы, что ортодоксальное христианство заклеймило как «сатанизм»); развитии магико-алхимического варианта понимания природы (так, в трудах Парацельса прослеживается стремление при помощи оккультизма управлять природой) и многом другом.
Каждый из перечисленных процессов был, по меньшей мере, двояким: к примеру, алхимики не только занимались оккультизмом, но закладывали, как уже сказано выше, основы естественных наук. При всём величии человека данной эпохи в ней же обозначилась возможность его падения, что, по словам известного исследователя данной эпохи, А.Ф.Лосева (1893-1988), лучше выразили литература и искусство конца Возрождения (Шекспир и Микеланджело). Можно привести также известную оценку, относящуюся к данной эпохе: «в античности предел выше беспредельного, в Возрождении - действительность беднее возможности». Заслуги и успехи деятелей эпохи Возрождения, как следующего внушительного шага в развитии понимания человеком себя, несомненны. Может быть единственный явный, и серьёзный, недостаток этого времени (если такая формулировка правомочна) состоит в избирательном развитии идей предшественников. Это выразилось, как было уже сказано, в полном отсутствии позитивной оценки философии Средневековья; а что касается античной философии, практически, мыслители эпохи Возрождения, продолжая идеи Платона и неоплатоников, выступали против идей Аристотеля.
Основные особенности философии эпохи Возрождения выражают ориентация на художественноэстетическое мировосприятие (выраженное, прежде всего в творчестве титанов Возрождения) и такие её основоположения как гуманизм; антропоцентризм, гражданственность, пантеизм и натурфилософская направленность. Гуманизм сформировался на основе развития нескольких «пластов» смыслов (или идеологий): античного отношения к человеку, по аналогии с пониманием которого, может быть существовал в эту эпоху пантеон Богов, и идеи «человечества» (или человечности, воспринятой европейцами в процессе знакомства с Востоком, где человечность, человеческое благородство и достоинство, честность и ответственность, правильность поведения, «обязанность сохранить лицо» в любой ситуации и другое подобное вместе подразумеваются под словом «человек», несущим также смысл принадлежности к роду людей; осмысления тезиса христианского понимания человека, как сотворённого по образу и подобию Бога и обязанного соответствовать своему изначальному высокому духовному предназначению; выдвижения на передний план телесности человека, переработки разнообразных явлений городской культуры эпохи, связанной с ослаблением влияния церкви, с безграничной верой в безграничное духовное и физическое совершенство и возможности человека). Особенности понимания гуманизма в Европе были связаны с развитием здесь в данную эпоху «гражданской жизни», проблематики гражданства и стремлений к политической свободе. Можно утверждать, что развитие перечисленных видений ракурсов человеческого, способствовало становлению эталонных социально-моральных характеристик человечества в целом, качеств отдельного человека и того, как человек должен относиться к другому человеку и людям вообще. Именно особенности этих смыслов преломлялись идеологиями мировых религий.
В целом эпоха Возрождения - это, прежде всего, высочайший уровень искусства, который не был ни повторён, ни превзойдён ни в какое другое время. Имена титанов Возрождения (Боттичелли, Леонардо, Рафаэля, Микеланджело) известны всем, т.е. культ творца, художника, не подражающего, а создающего как Бог, гениального во многих сферах приложения своих способностей, - становится основной характеристикой выдающихся людей данного времени. Очевидно, что такие высокие достижения были бы невозможны без сверхверы человеком в себя и свои возможности.
Поэтому с гуманизмом связан другой важный принцип Возрождения - антропоцентризм, выразителями которого были Лоренцо Вала, Марселино Фиччино, Пико делла Мирандола и другие. Своеобразные кружки, объединявшие гуманистически мыслящих людей, не были связаны с религией или схоластикой, хотя мир признаётся сотворённым Богом. Человек описывается как микрокосм, копирующий устройство макрокосма: Леонардо да Винчи, изображая пропорции человека, вписывает его в образ мира, сочетающий круг (совершенство) и квадрат (соединение четырёх стихий); провозглашаются идеи равенства всех людей и утверждаются принципы доброты человеческой природы самой по себе. Другая особенность объединений эпохи Возрождения состояла в рационалистической критике религии (оспаривалась идея бессмертия души, обращалось внимание на споры внутри самой церкви), что способствовало расшатыванию религиозного авторитета и становлению веротерпимости. Распространение рационального миропонимания и рационального постижения истины ослабляли связанность общественного сознания и повседневной жизни человека с церковью, утверждали идею ценности отдельного «уникального» человека, что в свою очередь было связано со становлением идеологии индивидуализма.
Субстанциальную свободу человека обосновывал в своей «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), утверждая, что Бог создал человека существом, подобным себе и поставил его в центр мироздания. Поэтому человеку дана способность формировать своё бытие и свобода самоопределения; возможности человеческого духа определены свободой его воли и выбора, но господствующим должен быть принцип: «ничего слишком».
Следует сказать, что в эталоне человека, сложившегося в эпоху Возрождения, не обращается особого внимания на нравственные характеристики, здесь речь идёт не столько об оценках человека, сколько о любовании им, гордости за неограниченные возможности, об утверждении личности в её грандиозности, красоте и величии. Известно, что люди этого времени прославились также коварством, борьбой самолюбий, убийствами из-за угла, распущенностью священнослужителей, о чём свидетельствует изгнание францисканских и доминиканских монахов из города Реджио за нарушение норм нравственности. А.Ф.Лосев пишет, что проявление отрицательных качеств человека в это время было обратной стороной титанизма, свойственного эпохе.
Идеи гражданственности, свойственные Античности, были возрождены в рассматриваемую эпоху и нашли своё выражение с одной стороны в утопиях, отодвигавших осуществление желаемых реформ в далёкое будущее, а с другой - в исследовании сущности государства и политики. Интересно, что данные тексты направлены против индивидуализма, утверждающегося в общественном сознании данной эпохи. Общим для утопических текстов является насильственное приведение всех к равенству.
Английский государственный деятель Томас Мор (1478-1535) в «Утопии», которая вышла в 1516 году, сравнивая эгоистический интерес и этический идеал коллективизма и всеобщности, не скрывает своего предпочтения идеалу всеобщности. Автор утопии изображает остров с идеальной государственностью, где все люди заняты физическим трудом, послушно выполняют решения коллектива, который наделён правом определять своими декретами даже брачные отношения. Другие характеристики данного образца будущего: одинаковая одежда, одинаковое питание в столовых, веротерпимость, личные сады, которые периодически делятся заново, по жребию, чтобы избежать возможного неравенства.
Другой автор коммунистической утопии, Томмазо Кампанелла (1568-1639), в книге «Город Солнца» (1602) изложил своё учение о труде, отмене частной собственности, общности жён и детей. Государством, в котором регламентирована вся жизнь человека до мелочей, управляют философы и мудрецы. Браки совершаются по государственным декретам, дети воспитываются в специальных учреждениях, семьи не существует, дети не знакомы с родителями - многие положения данного произведения можно объяснить фактом биографии автора, который за подготовку антииспанского восстания провёл двадцать семь лет в заключении.
Никколо Макиавелли (1469-1527; «Государь», «О военном искусстве») выступил за установление в Италии политического единства и жёсткой государственной власти. Идеалом государственности мыслитель считал монархию, задачей монарха - прийти к власти и удержать её, для чего хороши все средства. Согласно Макиавелли, людям свойственен звериный эгоизм, для укрощения которого пригодны любые методы, поэтому понятно, что интересы отдельного человека могут быть принесены в жертву общественному благу. Считается, что данный мыслитель «освободил политику от морали и религии». Макиавеллизм расценивается А.Ф.Лосевым как детище позднего, изживающего себя Возрождения.
Пантеизм (существует два объяснения слова: от латинского названия общего языческого Бога природы и в переводе с греческого «всеобщий») подрывал личностную трактовку Бога. Например, Николай Кузанский (1265-1321) в трактате «Об умудрённом неведении» (другие варианты перевода названия работы «Об учёном незнании»; «О знающем незнании») растворял Бога в природе, лишая его внеприродного характера и считая Бога «бесконечным, или абсолютным максимумом», приближающимся к природе, которая представлялась «абсолютным минимумом». Мыслитель считал, что видимый и телесный мир зависят от начала, которое бестелесно, непостижимо (так как предшествует всему, является источником и концом всякого движения) и находится во всём. Пределом и центром мира является Творец. Другой мыслитель, Дж.Пико делла Мирандола, развивая пантеистические идеи, считал, что именно понимание божественного закона предполагает углубление в природу вещей и стремление к выявлению действительных причин. Развивая античные идеи, он полагал, что микрокосм человека тождественен природному макрокосму. Джордано Бруно считал природу «Богом в вещах», уточняя, что Бог не имеет пределов, следовательно, не имеют пределов и вещи природы.
Формирующаяся в эпоху Возрождения наука, существует в форме натурфилософии - философии природы, её умозрительного толкования. С другой стороны, сама философия в это время существует как «умозрительное истолкование природы в её целостности». Начало натурфилософии связано с именем Бернардино Телезио (1509- 1588); в работе «О природе вещей согласно её собственным началам», он заявил о новом методе - «изучать природу согласно её собственным принципам существования». По существу, данный метод выводит божественное начало из природы и сферы теоретического уровня анализа. Мыслители часто рассматривали природу как живое целое, пронизанное таинственными магическими силами. Такое понимание было свойственно и немецкому врачу, астроному и алхимику Парацельсу (1493-1541). Алхимики исследовали природу для управления силами, которые владеют всем происходящим. В мире как целом они пытались устанавливать живые связи, в частности между веществами и сферами человеческого: дух представлялся как ртуть, душа - сера; тело - соль. Магические обряды считались необходимыми для вхождения в контакт с силами природы. Флорентийский граф, Пико делла Мирандола в попытке рационального постижения смысла магии утверждал, что она связана с пониманием действительных тайн природы.
Самым важным в богатой открытиями эпохе, по праву считается созданная Николаем Коперником (1473-1543; «Об обращении небесных сфер», 1543) гелиоцентрическая система понимания мира. Следующим шагом в становлении европейской науки стало открытие Галилео Галилеем (1564-1642), благодаря сконструированному им телескопу, пятен на Солнце, спутников Юпитера, хребтов и кратеров на Луне, а также других космических объектов, что позволило современникам утверждать, что он открыл «новую Вселенную». На основе открытий предшественников, немецкий астроном Иоганн Кеплер (15711630) создал астрономию и сумел показать, что движение планет вокруг Солнца происходит не по идеальным орбитам, а по эллиптическим, и является неравномерным.
Опираясь на позиции Платона, Раймонд Луллий, Джордано Бруно (1548-1600) и другие, разрабатывали специфическое учение об «искусстве памяти»: пытаясь зафиксировать скрытые источники припоминания идей, они заносили всё, что «удавалось вспомнить» в сложно организованную по содержанию диаграмму. Анализ данных проводился на основе мистических, астрологических и оккультных теорий. Как известно, за свою диаграмму Джордано Бруно был привлечён к суду инквизиции («за приписывание себе богоподобия и претензию на знания, которые человеку не даны»).
В истории философии получила продолжение идея Бруно о совпадении противоположностей (которую он развивал, изучая соотношение «единства» и «множественности», вещей, созданных Богом и самого Бога); через Бруно и под влиянием мистицизма, особенно немецкого, учение о совпадении противоположностей стало у Шеллинга и Гегеля методологией: Гегель, как и Николай Кузанский, сформулировавший закон совпадения противоположностей, считал «принцип тождества» «законом абстрактного рассудка».
Мыслители Возрождения описывали эксперименты, которые, как считает современная наука, поставить невозможно (например, «вечный двигатель», который должен был сохранять движение). Галилей и Коперник опровергли геоцентрическую систему Птолемея и создали новое представление об устройстве Вселенной, что актуализировало философскую проблему видимого и действительного; отвергая созерцательную науку, и развивая физику Коперника, Галилей высказал идею «предвосхищающего мышления»: наука должна не просто наблюдать и описывать, но - моделировать явления.
В целом, относительно сменившейся физической картины мира следует сказать, что она имела важные психологические последствия: научная картина мира противостояла религиозным разъяснениям, делала более истинными воззрения человека, но не делала его более уверенным в себе, ведь мир перестал быть пространством с известными границами, перестал быть «надёжным домом». Не случайно знаменитый французский религиозный мыслитель и исследователь природы Блез Паскаль (1623-1662) о своём ощущении Космоса писал: «Это вечное молчание безграничного пространства ужасает меня».
В эпоху Возрождения возникает светская культура, дворянство формируется в качестве образованного класса, занимающегося искусством, литературой и философией; в городах распространяются философские представления о мире; но, как считают специалисты, успехи философии в этот период скромнее, чем теологические учения схоластов.
Вопросы:
  1. Каковы основные этапы и основоположения средневековой философии?
  2. В чём состоял «спор о природе общих понятий»? Какие позиции были свойственны номиналистам и реалистам?
  3. Что характеризует учение Фомы Аквинского? Почему он был «причислен к лику святых»?
  4. Что понимается под особенностями философии эпохи Возрождения: под «антропоцентризмом» и «гуманизмом», «натурфилософской ориентацией в знании» и другими характеристиками? Можно ли говорить об отрицательных и положительных достижениях философии данного времени?
  5. Каким был бы Ваш сравнительный анализ представлений о человеке в эпоху Античности,
Средние века и во времена Возрождения?

С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха – эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви.

Антропоцентризм – учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.

Гуманизм – разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье.

Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму:

Петрарка, который собирал древние рукописи, призывает «исцелить кровавые раны» своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов;

Боккаччо высмеивает в своем «Декамероне» развратное духовенство, тунеядствующее дворянство и прославляет пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан;

Эразм Роттердамский в сатире «Похвала Глупости» и Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии.

Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да Винчи (его произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящены человеку, его величию); Микеланджело Буонарроти (в его полотне «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждается физическая и духовная красота человека, его безграничные творческие возможности).

Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Этапы развития гуманизма:

– светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви;

– ценностно-моральный акцент философии и литературы.

Появилась новая культура и философия в Италии, затем охватив и ряд стран Европы: Францию, Германию и др.

Основные черты философии эпохи Возрождения:

– отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;

– использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура);

– тесная связь с естествознанием;

– исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.

Никколо Макиавелли (1469–1527) – один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства.

Он обосновал необходимость светского государства, доказав, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Зло человеческой природы, стремление к обогащению любыми способами выявляют необходимость обуздания человеческих инстинктов с помощью особой силы – государства.

Необходимый порядок в обществе создает юридическое мировоззрение людей, которое не может воспитать церковь, а только государство, вот основная идея Никколо Макиавелли.

Вопросы, которые рассматривает Макиавелли:

– «Что лучше: внушать любовь или страх?»

– «Как государи должны держать слово?»

– «Каким образом избегать ненависти и презрения?»

– «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали?»

– «Как избежать льстецов?» и др.

17. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ

Ренессанс – эпоха возрождения классической древности, возникновения нового ощущения, чувства жизни, рассматривающегося как родственное жизненному чувству Античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от мира, который казался греховным.

Ренессанс в Европе занимает период с XIV по XVI в.

Неоплатонизм – одна из форм греческой философии, которая возникла в результате смешения учения Платона, Аристотеля, стоического, пифагорейского и др. с восточной и христианской мистикой и религией.

Основные идеи неоплатонизма:

– мистически-интуитивное познание высшего;

– существование ряда ступеней при переходе от высшего к материи;

– освобождение человека, материально обремененного, для чистой духовности с помощью экстаза или аскетизма.

Ренессанс использует неоплатонизм для развития философской мысли. От античного неоплатонизма он перенял эстетическое внимание ко всему телесному, природному, восхищение человеческим телом особенно. От средневекового неоплатонизма унаследовано понимание человека как духовной личности.

Натурфилософия – это совокупность философских попыток толковать и объяснять природу.

Цели натурфилософии:

– обобщение и объединение общего знания о природе;

– выяснение основных естественно-научных понятий;

– познание связей и закономерностей явлений природы.

Натурфилософия Ренессанса носила пантеистический характер, т. е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой.

Натурфилософские взгляды философов Ренессанса соединяются с элементами стихийной диалектики, которая во многом исходит из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, они утверждали, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, а континенты – в моря. Человек, по их мнению, часть природы, а его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышают его над миром.

Теософия – мудрость от Бога. Теософией называют высшее знание о Боге и божественном, которое достигается непосредственным созерцанием и переживанием, благодаря чему становится доступной тайна божественного творения.

Яркий приверженец теософии в эпоху Ренессанса – Николай Кузанский. Он, как и другие мыслители, считал, что познание дано человеку Богом. Если учесть, что познание от Бога, а Бог непознаваем, значит, Бог – предел познания. Бог – это предел, за которым нет знания, но есть вера, есть осознание Бога. Бог есть истина, а истина не познается, а осознается человеком.

Пантеизм – учение, которое обожествляет Вселенную, природу.

Пантеизм существует в четырех формах: 1)теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая при этом мир самостоятельного бытия;

2) физиомонистический пантеизм утверждает, что существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, лишая тем самым Бога самостоятельного существования;

3) мистический пантеизм;

4) имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется в вещах. Сторонники пантеизма в эпоху Ренессанса возвеличивали личность через Бога.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию.

В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.

Крупными философами в Европе XVII в. являются:

– Ф. Бэкон (Англия);

– С. Гоббс (Англия);

– Дж. Локк (Англия);

– Р. Декарт (Франция);

– Б. Спиноза (Голландия);

– Г. Лейбниц (Германия).

В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции – онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.

В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»:

– онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник – Френсис Бэкон (1561–1626);

– гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник – Джон Локк (1632–1704).

По мнению Локка, идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества). Запахи, звуки, цвета, вкус – это вторичные качества, они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.

Английский философ Дэвид Юм (1711–1776) искал ответы бытия, выступая против материалистического понимания субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции, считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию.

Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали:

– проблемы философского научного метода;

– методологии познания человеком внешнего мира;

– связи внешнего и внутреннего опыта;

– задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления:

эмпиризм (основоположник – Ф. Бэкон);

рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени:

– принцип автономно мыслящего субъекта;

– принцип методического сомнения;

– индуктивно-эмпирический метод;

– интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод;

– гипотетико-дедуктивное построение научной теории;

– разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека. Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.


Похожая информация.


Эпоха Возрождения ХV – ХVI вв. – период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Термин Возрождение употребляется для обозначения стремления ведущих деятелей эпохи возродить идеалы и ценности античной культуры. Однако в этом значении термин «Возрождение» следует трактовать весьма условно. Возрождение означало на деле поиск нового, а не реставрацию старого. Пережитое, культурный потенциал и накопленный опыт будет оказывать воздействие, поскольку именно этот капитал является той экономической и культурной средой, в которой приходится действовать людям, ориентированным на его преодоление. Таким капиталом, наследием для мыслителей и деятелей эпохи Возрождения было средневековье. Хотя Возрождение и противопоставляет себя христианству, но оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несёт на себе отпечаток многих её черт. Эпоху Возрождения можно характеризовать как эпоху перехода , потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных общественных отношений, прежде всего в сфере экономики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология секуляризма и гуманизма. Важнейшая отличительная черта мировоззрения эпохи Возрождения – ориентация на человека. На передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья в этой жизни, на Земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти своё место в жизни.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое . Центральная фигура не Бог, а человек. Бог – на­чало всех вещей, а человек – центр всего мира.Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и за­мыслах не может быть ничем ограничен. Ему всё по плечу, он может всё. Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания чело­века : гордость и самоутверждение собственной силы и таланта, жизнерадо­стность и свободомыслие становятся отличительными чертами передового человека того времени. Поэтому именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих ярким темпераментом, все­сторонней образованностью, выделяющихся среди людей своей волей, целе­устремлённостью, огромной энергией.

Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гума­нистический характер . Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мысли­тели эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или мате­риалистами. Они верили в Бога, признавали его творцом мира и человека. Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек дол­жен действовать сам, определять свою судьбу и отвоёвывать своё место в мире.В философии этой эпохи значительно ослаблены мотивы греховной сущ­ности человека, «испорченности его природы». Основная ставка делается на собственные силы человека. Оп­тимизм, вера в безграничные возможности человека присущи философии этой эпохи. Важным элементом мировоззрения является также культ творческой деятельности . Материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе её человек не просто удовлетворяет свои земные потребности: он создаёт новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире – самого себя. В мировоззрении эпохи Возрождения про­исходит реабилитации человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Человек – это телесное существо. И тело – это не «оковы души», которые вечно тянут её вниз, обуславливают гре­ховные помыслы и побуждения. Телесная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко распространённый в эпоху Возрождения культ Кра­соты. Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и человеческое тело.


Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.)

Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение. Развивается и своеобразный скептицизм (Монтень). Создаются первые утопии, рисующие идеальное государство, – «Утопия» Т. Мора; «Город Солнца» Т. Кампанеллы и др.

Таковы общие характеристики мировоззрения эпохи Возрождения.

С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха - эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви.

Антропоцентризм - учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.

Гуманизм - разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье.

Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму:

- Петрарка, который собирал древние рукописи, призывает «исцелить кровавые раны» своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов;

- Боккаччо высмеивает в своем «Декамероне» развратное духовенство, тунеядствующее дворянство и прославляет пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан;

- Эразм Роттердамский в сатире «Похвала Глупости» и Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии.

Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да Винчи (его произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящены человеку, его величию); Микеланджело Буонарроти (в его полотне «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждается физическая и духовная красота человека, его безграничные творческие возможности).

Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Этапы развития гуманизма:

Светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви;

Ценностно-моральный акцент философии и литературы.

Появилась новая культура и философия в Италии, затем охватив и ряд стран Европы: Францию, Германию и др.

Основные черты философии эпохи Возрождения:

Отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;

Использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура);

Тесная связь с естествознанием;

Исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.

Никколо Макиавелли (1469–1527) - один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства.

Он обосновал необходимость светского государства, доказав, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Зло человеческой природы, стремление к обогащению любыми способами выявляют необходимость обуздания человеческих инстинктов с помощью особой силы - государства.

Эпоха Возрождения (XV-XV1 вв.) ориентирована на идеи гуманизма, антропоцентризма и пантеизма. Трактовка понятий «гуманизм» и «антропоцентризм» неодинакова и зависит от духовной атмосферы того или иного периода эпохи Возрождения, разделяю¬щейся на Ранний Ренессанс (1400-1495 гг.) и По¬здний Ренессанс (1495-1520 гг.). Проторенессанс (XIV в.) – это период, предшествующий становле¬нию эпохи Возрождения, период зарождения гумани¬стических идей. Завершающим этапом развития ренессансной культуры является период Реформации (XVI–XVII вв.), приведший к духовному освобождению от искусственно навязываемых религиозных догм. Период Раннего Ренессанса известен как воссозда¬ние античных ценностей через обращение к духовным истокам Др. Греции. До XV в. книги были редкостью. В др. рукописях («Архитектура» Витрувия Поллио, I в. до н.э.) содержались сведения о методах, технике создания произведений искусства. Но уже в трудах Брунеллески, Донатело преобладает стремление к самостоятельному творчеству. Гуманизм – это характеристика нового понимания сущности и назначения человека как человека дея¬тельной и производительной жизни. Человек самосознает себя только в активной, творческой деятель¬ности, и в ней состоит смысл его жизни (Альберти, Петрарка). В человеке все достойно внимания: духов¬ное совершенство и телесная красота. Совершенствование человека возможно через образование, воспитание и политич. свободу – в этом виделась суть гуманизма. Антропоцентризм – это учение о центральном положении человека как творца всего, что его окружает. Обращение к духовному миру человека знаменует начало Позднего Ренессанса. Духовный мир челове¬ка становится предметом творчества художников (Микеланджело, Рафаэль, Л. да Винчи), скульпторов, музыкантов, писателей (Боккаччо). Гуманизм этого периода характеризуется креативным началом новой культуры: человек становится не только венцом ми¬роздания и любимым Божьим творением, но и сво¬бодным творческим существом с неограниченными возможностями как в духовном совершенствовании, так и в силе чувство к сер. XVI в. преобладающим становится индивидуализм. Свобода превращается в произвол, а гармония – в распад ренессансrой куль¬туры и деградацию человека.

26 Классицизм, барокко, романтизм, " реализм: общая характеристика стилей

Рубеж XVI–XVII вв. пронизан предвосхищением гря¬дущих катастроф и трагизма, объявших Европу в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648), голода и эпиде¬мий. Человек был поставлен перед неотвратимостью бедствий и смерти. В условиях соц. и духовной неста¬бильности растет потребность в гармонизации жизни, и эту задачу осуществляют художники барокко., Барокко – это худож. стиль, зародившийся в Ита¬лии и распространившийся на территорию Германии, Франции, Испании. Подобно барокко классицизм стремится к завершенным стилевым формам. Клас¬сицизм зарождается во Франции в период неогра¬ниченной власти в политике, заставлявшей человека жертвовать индивидуальностью ради гос-ва. Отсюда построение идеологической основы классицизма, включавшей идеи ограничения чувств разумом, пат¬риотизм, самопожертвование ради высоких целей, самодавление моральных норм. Классицизм (Декарт, Корнель, Мольер, Мильтон) противопоставил идеал уравновешенности и господства меры, веру в разум, культ прекрасной, закономерно упорядоченной при¬роды стихийной динамике, драматическому противо¬речию чувств барокко. Барокко отличают: представ¬ление о мире как о единой космич. стихии, пребы¬вающей в состоянии становления; повышенная эмоциональность; сочетание духовного начала, выра¬жаемого в противоречии с материальным началом; «натурализм», связующий с землей. Романтизм – худож. стиль, ориентирующийся на классич. образцы, мифологию античности. Зародился в Нидерландах в XVI в. (Госсарт, Б. ван Орлей), центром его становится Германия (Новалис, Гофман). В центре мироздания стоит человек – романтик, герой во всем многообразии чувств, полутонов, от¬тенков жизнеощущения. Романтизм стремится к иде¬ализации форм, что порождает несоответствие же¬лаемого и действительного. Противостояние вообра¬жаемого и реального порождало пессимизм разочарования. Его действие на реальность состоя¬ло в стремлении к высшим идеалам в противовес повседневности. Разносторонность общественной жизни XIX в. ста¬новится причиной включения соц. аспекта в худож. композицию. Реализм выступает против натурализ¬ма в целях непосредственной передачи действитель¬ности, чувств, бытовых проблем в произведениях (Пушкин, О. де Бальзак, Диккенс).


Top