Каким ребенком в семье был менделеев. Женщины и дети Д.И

Существует мнение, что дать «достойное» образование, «поставить на ноги», «вывести в люди», развить неординарную личность, направить в нужное русло, предоставить возможности для творчества в необходимом объеме можно только одному-единственному ребенку. Ведь для этого требуется много сил, средств и внимания со стороны родителей будущего дарования. А уже каждый последующий ребенок будет страдать от нехватки внимания, денежных вливаний и разнообразия в проведении своего досуга. И все это отрицательно повлияет на его будущие возможности.

То есть, следуя логике этого мнения: «Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший - вовсе был дурак».

Обратимся к истории и изучим, действительно ли, только единственный ребенок в семье становился известным художником, поэтом, бизнесменом, политиком, деятелем науки. Так же, обратим внимание на профессию и образованность их родителей, на условия их жизни и материальное положение.

Художники

Борис Михайлович Кустодиев был четвертым ребенком в семье. Отец- преподаватель духовной семинарии – умер, когда мальчику еще не было и двух лет. Но мать - Екатерина Прохоровна - окружила детей таким теплом и любовью, что свет этой любви согревал их всю жизнь. Она сумела не только прокормить детей на мизерную пенсию, но и дала им хорошее воспитание - читала вслух, играла на фортепиано, пела, устраивала домашние спектакли. Кстати, Кустодиев перенял материнскую любовь к музыке и сам играл на фортепиано и скрипке.

Илья Ефимович Репин родился четвертым (три его старших брата умерли во младенчестве), и имел младших сестру и двух братьев. Его отец служил рядовым уланского полка. «У нас было и бедно, и скучно, - вспоминал Репин,- и мне часто хотелось есть. Очень вкусен был черный хлеб с крупной серой солью, но и его давали понемногу. Мы все беднели... Маменька теперь все плачет и работает разное шитье». Лишь когда отец Репина вышел в отставку и вернулся домой, он вывел семью из нищенства, занявшись скупкой и продажей лошадей. Читать и писать Илья Репин вместе с сестрой и братьями научился у матери. Не имея времени за постоянными хозяйственными хлопотами уделять должного внимания детям, Татьяна Степановна завела у себя небольшую домашнюю школу. Кроме своих детей, здесь обучалось около десятка ребят из соседних домов. Грамоте, чистописанию и закону Божьему обучал пономарь церкви.

Поэты, писатели

Александр Сергеевич Пушкин был вторым ребенком в семье, всего детей было четверо. Родители не уделяли особого внимания детям, возможно, что Александр вовсе не был любимым ребенком в семье. Воспитание будущего гения было беспорядочным: очень часто менялись учителя и гувернеры. Брат поэта писал о детстве Александра: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме. Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем, человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою».

Константин Георгиевич Паустовский писал о своей семье так: «Моя мать - дочь служащего на сахарном заводе - была женщиной властной и неласковой. Всю жизнь она держалась “твердых взглядов”, сводившихся преимущественно к задачам воспитания детей. Неласковость ее была напускная. Мать была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них “что - нибудь путное”. Семья наша была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, благоговейно любили театр. До сих пор я хожу в театр, как на праздник». В семье Паустовских было еще трое детей: два брата и сестра Константина.

Антон Павлович Чехов был третьим из пяти детей в семье. Чехов говорил: «В детстве у меня не было детства». Распорядок дня у детей в семье Чеховых был вовсе не детским. День занимали заботы об отцовской лавке, которая работала с 5 утра до 11 вечера, бесконечные спевки в церковном хоре, который отец стремился сделать лучшим в городе, учебой в гимназии. Кроме того дети учились ремеслу, так Антон, например, осваивал портняжное дело. Отец Чехова был деспотичен, в семье применялись наказания и порка. Но, в то же время, он был разносторонне талантлив: самостоятельно научился играть на скрипке, занимался иконописью. Отец хотел видеть своих детей образованными, более счастливыми, чем он сам. Он нанимал преподавателей музыки и иностранных языков для занятий с детьми, все они учились в гимназии. Влияние матери было смягчающим. Антон Павлович Чехов говорил о своей семье и детстве: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Космос

Юрий Алексеевич Гагарин был третьим ребенком в семье (всего детей в семье было четверо). Его семья была самой обычной крестьянской (колхозной): отец его окончил всего два класса, но многим интересовался в жизни, был мастером на все руки, мать не получила никакого образования. В их семье был очень силен авторитет отца, который прививал детям любовь к ближним и уважение к старшим.

Наука

Дмитрий Иванович Менделеев был последним семнадцатым ребенком в семье.

Родом он из русской православной семьи. Его дед был священником. Отец был директором гимназии, но в год рождения будущего ученого он серьезно заболел и потерял работу. Все семейные тяготы перешли на плечи его матери, женщине выдающегося ума и энергии. Семья жила на очень скромные средства: пенсию и совсем небольшой доход от стеклянного завода. Мама Менделеева заботилась о детях, которые получили очень хорошее образование. По вечерам Мария Менделеева собирала всех в гостиной и играла на фортепиано и читала вслух.

У родителей Ивана Петровича Павлова родилось десять детей. Он охотно занимался с братьями и сестрами, помогал матери по хозяйству, работал в саду и огороде, помогал отцу при постройке дома, выучился немного столярному и токарному делу. Отец любил говорить ему: «Делу время, потехе - час». Отец Павлова был священником, мать происходила тоже из духовной семьи. Семья жила не богато. Держали квартирантов, дети охотно помогали матери - приносили воду, кололи дрова, топили печь и др.

– первая женщина, ставшая лауреатом Нобелевской премии, так же она является первым дважды лауреатом этой премии.

Мария была пятым ребенком в семье преподавателей. Все дети в семье Склодовских окончили гимназию с золотой медалью. Этому не смогли помешать ни ранняя смерть матери, ни вечная нехватка средств. Часть дома Склодовские сдавали пансионерам. В связи с этим Марии приходилось спать в столовой, рано вставать и поздно ложиться - когда дела на кухне завершены. Большое влияние на детей оказал их отец, директор гимназии. Рано овдовев, он старался быть опорой и верным другом для своих детей.

Получив прекрасное образование в гимназии, Мария не могла поступить в Варшавский университет. В то время там могли заниматься только мужчины. Оплатить обучение детей за рубежом у семьи Склодовских не было возможности. И тогда Мария договорилась с сестрой, что Броня поступит в парижскую Сорбонну, а Мария будет для этого работать и оплачивать ее образование. Затем наступит очередь Брони помогать своей сестре. Так и поступили, Мария стала гувернанткой. Приехать в Париж она смогла только в 24 года. Но ее упорство, страсть к исследованиям, безмерная энергия помогли ей состояться как великому ученому и как женщине в семейной жизни. Кстати, дочери Марии Склодовской-Кюри тоже стали успешными: старшая Ирен продолжила труды своих знаменитых родителей, став ученым и также лауреатом Нобелевской премии; младшая Ева - превосходной пианисткой.

Медицина

Елена Васильевна Малышева - российский врач, телеведущая родилась в семье врачей, имеет старшую сестру и брата-двойняшку. Все дети впоследствии стали врачами. «Родители нас безмерно любили, много занимались нами, всячески развивали и образовывали, - вспоминала телеведущая. - Но и требовали с нас много, вольностей не допускалось. Например, я была солисткой хора, который выступал на всевозможных праздниках и торжественных мероприятиях. И в дни выступлений всех участников хора освобождали от занятий. Но меня мама каждый раз будила в семь утра и отправляла в школу. Я возмущалась: «Как ты можешь, никто же не идет, почему я должна?!» На что она говорила: «Потому что у тебя свой путь. Ты обязана учиться».

Леонид Михайлович Рошаль - директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессор, доктор медицинских наук, общественный деятель.

Из интервью. "У меня в семье медиков не было. Отец - воспитанник детского дома, до этого беспризорником был. Потом в военно-воздушных силах служил командиром дивизии. Мама была рабочая. Расписались они, когда папе было 18, маме - 17 лет, потому что в те годы была безработица. Ему надо было идти в армию, а она шла на его место работать. Потом рабфаки всякие окончила. Очаровательная совершенно женщина. Не с каким-то сверхобразованием, но была в ней огромная внутренняя культура. А отец довольно жесткий был человек. Но умел любить детей безумно совершенно». В их семье было трое детей.

А как у них?

А как же обстоят дела у талантливых и знаменитых людей за границей? Приведу лишь краткий список:

Л.В. Бетховен – первый из семи детей в семье;
И.С. Бах был шестым ребенком в семье;
Наполеон Бонапарт тоже из многодетной семьи;
Астрид Линдгрен - второй ребенок из четырех;
Мерилин Монро - третий ребенок;
Коко Шанель - вторая из пятерых детей;
Грейс Келли - третий ребенок в семье;
Одри Хэпберн - третий ребенок в семье;
Принцесса Диана - третья дочь в семье;
Джон Д.Астор - третий сын;
У Джона Д.Рокфеллера-старшего было еще три сестры;
Конрад Хилтон - второй ребенок в семье;
Стивен Спилберг имеет трех младших сестер;
Маргарет Тетчер - вторая из сестер;
Мел Гибсон - шестой ребенок из одиннадцати;
Мирей Матье - старшая из четырнадцати братьев и сестер;
Селин Дион самая младшая из четырнадцати детей в семье;
Шакира - первый ребенок матери и восьмой ребенок отца, воспитывалась вместе со всеми братьями и сестрами;
У Бреда Пита есть сестра и брат;
Киану Ривз один из четырех детей в семье;
Кейт Уинслет второй ребенок из пяти;
Жизель Бундхен тоже из многодетной семьи, у нее пять сестер;
Джонни Депп последний четвертый ребенок;
Ева Лонгория – одна из четырех сестер;
Уолт Дисней четвертый ребенок из пяти;
Кэти Перри вторая из троих детей;
Кэти Холмс – младший пятый ребенок;
Виктория Бекхэм из семьи с тремя детьми.

Делаем выводы

Как видно из данных примеров, все эти выдающиеся личности вышли из многодетных семей разных сословий, достатка и образованности. Но это отнюдь не помешало им стать теми, кем они стали. Это помогло им выработать в себе жизненную стойкость, терпение, ответственность, трудолюбие. Поэтому, часто встречающиеся мнение о том, что «мы сможем поставить только одного ребенка на ноги, дать ему качественное образование, разносторонне развить, хорошо одеть и обуть» является скорее заблуждением и связано больше с другими внутренними установками самих родителей.

Если вы обратили внимание, то чаще всего из всех исследуемых в данной работе знаменитостей наиболее одаренным был третий ребенок в семье. Убедитесь в этом сами и просмотрите еще раз жизненные истории прославленных людей.

Конечно, для каждого человека информация несет в себе свои индивидуальные выводы. Так, один, прочитав этот материал, обратит внимания на частое отсутствие гуманистического подхода в воспитании детей, когда родители требовали, наказывали, даже пороли своих детей. И сочтет это скорее невежественностью и малодушием, чем заботой о своем ребенке. Другой на то, что многим будущим знаменитостям не создавали каких-либо особых условий, многие жили очень бедно и у них не было даже самых элементарных вещей. И задастся вопросом, почему при современных возможностях наши дети все реже наделены той ответственностью, взрослой рассудительностью, стремлением к достижению цели, чем дети прошлых лет?

Сейчас мы много говорим и стараемся учитывать мнение ребенка в различных вопросах, мы стараемся оставлять детям свободу выбора и не навязываем своего мнения, мы стараемся создавать для детей «особые условия» в виде отдельных комнат, создания тишины во время занятий, стараемся удовлетворить все нужные и даже излишние потребности детей. Но часто получается так, что детям совсем ничего не хочется, они ни к чему не стремятся, кроме как к получению очередных удовольствий. Давайте задумаемся о «достаточном количестве условий» для ребенка или их бесполезных излишках.

Очень многие родители будущих выдающихся людей считали, что детей нужно воспитывать в строгости, поддерживая дисциплину в семье, почитание и уважение к старшим; дети много помогали своим родителям. Практически на равне со взрослыми они работали по хозяйству, занимались огородом, трудились в мастерской или торговали в лавке. Сейчас дома и в школах трудовое воспитание практически сходит на нет. Если раньше дети, помимо домашних обязанностей, дежурили по классу и школе (мыли пол, вытирали доску, ухаживали за растениями и «живым уголком», сажали цветы и деревья, где-то около школы был небольшой огород), то теперь этого уже нет. Да и многие родители это только приветствуют: «Негоже нашим детям ручки пачкать». На самом деле, от этого наши дети проигрывают.

В тоже время очень сильно была развита духовная сторона в жизни детей. Они часто ходили в церковь, дома вместе молились всей семьей, порой родители и прародители были из духовной среды (священники).

Часто личность самого родителя была очень неординарной. Взрослые увлекались различным творчеством. Мамы много читали детям, беседовали, часто пели и играли на фортепиано, отцы были людьми, интересующимися жизнью, разносторонне развитыми, хотя некоторые не имели даже базового образования.

Своим детям они стремились дать хорошее образование, считая это залогом лучшей жизни. Они тратили свои подчас небольшие средства на домашние библиотеки с разнообразными книгами, на занятия с частными преподавателями для детей. Можно сказать, что это «развивалки» того времени и зачастую гораздо более эффективные, чем современные.

Часто бывает полезно обратиться к опыту прошлых лет. Ведь результаты нашего сегодняшнего воспитания мы сможем увидеть очень не скоро. А исправить уже ничего не сможем. И спорить о методах бессмысленно. Не зря говорят, что у того, кто не знает истории, нет будущего. Ведь в уже завершенных историях мы можем проследить причины и следствия, проанализировать, что будет приемлемо для сегодняшней современности и конкретной семьи, да и просто ознакомиться с чужим жизненным опытом. Возможно, вы назовете другие интересные примеры на заданную тему, список с удовольствием продолжим.

Менделеев Дмитрий Иванович (1834-1907) – великий русский ученый, химик, физик, педагог, общественный деятель. В 1859 году открыл периодический закон, на основе которого создал периодическую систему элементов. После себя оставил свыше 500 научных печатных трудов, среди которых классический учебник "Основы химии". В его трудах раскрыты основы теории растворов, предложен промышленный способ фракционного разделения нефти. Был организатором и первым директором Главной палаты мер и весов (1893).

Менделеев родился в многодетной семье. Менделеев появился на свет 27 января 1834 года. Он стал 17 и последним ребенком в семье. Ко времени его рождения в семье осталось в живых лишь два брата и пять сестер. Отец – Иван Павлович Менделеев был директором Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Мать, Мария Дмитриевна, корнями своими была и старинного, но обедневшего купеческого рода. Иван Павлович умер в 1847 году, оставив весь груз ответственности на плечах своей жены. Несмотря на это, она, будучи сильной, образованной и умной женщиной, смогла позаботиться о своих детях и дать им достойное образование.

Менделеев хорошо учился в гимназии. На самом деле это не совсем так. Дмитрий Иванович ненавидел рутину, царившую в гимназических стенах и учился посредственно. С особым усердием он занимался лишь по двум предметам - математике и физике. На всю жизнь в его душе осталось отрицательное отношение к классической школе. Однако, участь в Главном педагогическом институте Санкт Петербурга на физико-математическом факультете, он познал всю силу образования. Несмотря на то, что первый курс дался ему с большим трудом, он окончил ВУЗ с золотой медалью. В дальнейшем Дмитрий Иванович стал одним из лучших педагогов России.

Менделеев перестал преподавать в Петербургском университете из-за конфликта с министром просвещения. Весной 1890 года в университете возникли студенческие беспорядки. Студентами была выработана петиция на имя министра народного просвещения Делянова. Она не содержала никаких революционных идей, как предполагают некоторые, и носила сугубо академический характер. Менделеев согласился передать петицию министру при условии, что студенты прекратят возникшие беспорядки. Однако министр петицию не рассмотрел, а Менделееву ответил грубо и бестактно. В результате беспорядки возобновились. Такого отношения к себе и студентам Дмитрий Иванович вынести не смог и подал прошение об отставке.

Менделеев изобрел водку. Менделеев водку не изобретал. Им был написана и защищена докторская диссертация "Рассуждение о соединении спирта с водою". Еще один спорный факт, это утверждение о том, что Менделеев предложил выпускать водку крепостью 40 градусов. На самом деле в его трудах эта цифра не прослеживается. По некоторым источникам, он предлагал делать водку крепостью 38 градусов, считая такую крепость идеальной. Однако в дальнейшем это число было округлено до 40.

Принцип построения периодической системы сложился у Менделеева во сне. Эта общераспространенная версия, прямо скажем, несколько умаляет заслуги великого химика. По этой версии Менделеев придумал и создал систему за один день, а часть ее вовсе увидел во время дневного сна. По воспоминаниям О.Э.Озаровской, однажды на вопрос об открытии периодической системы Менделеев ответил: "Я над ней, может, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг... готово". Эти слова полностью раскрывают многолетний мыслительный процесс создания периодической системы. Даже если он увидел что-либо во сне, это означает лишь, что мысли гения работали даже в то время, когда его физическая составляющая отдыхала.

В создании периодической системы много мистического. Действительно, гениальное открытие отдает мистицизмом. Составляя периодическую таблицу, Менделеев расставлял элементы по возрастанию атомного веса. Уже на бериллии стало ясно, что по научным данным того времени таблица не получается. А далее действительно необъяснимо: Менделеев просто изменил атомный вес бериллия и добавил между титаном и кальцием пустую ячейку. Он поступил так чуть ли не с третьей частью таблицы. Вес урана в результате увеличился аж в 4 раза. Эта таблица не только систематизировала химические элементы, но и предсказала появление неизвестных элементов. Создается ощущение чего-то божественного, но разве может быть объяснима гениальность?

Менделеев был несчастен в личной жизни. Первый брак Дмитрия Ивановича действительно нельзя назвать счастливым. 29 апреля 1862 год он женился на Феозве Никитичне Лещевой. В этом браке родились два ребенка: сын Володя и дочь Ольга. Детей Менделеев очень любил, а вот отношения с женой складывались холодно. В результате, она дала ему полную свободу, при условии, что он сохранит официальный брак. В 43 года Дмитрий Иванович влюбился в 19-летнюю Анюту Павлову. Эти отношения в начальной стадии были очень сложны. Отец Анюты был против и просил Менделеева оставить его дочь в покое. В результате Анюту отправили за границу, куда Дмитрий Иванович, потеряв голову, помчался за ней следом. Развод в те годы был очень сложным процессом. Чтобы помочь гениальному человеку устроить свою личную жизнь и ради сохранения психического здоровья Менделеева, его друзья Бекетов Н.Н. и Ильин Н.П. просили у первой жены разрешения на развод. После ее согласия и последующего развода Дмитрий Иванович должен был ждать еще шесть лет для заключения нового брака. Во избежание этого, он подкупил священника, заплатив ему за брак с Анютой 10 тысяч рублей (отметим, что его имение обошлось ему лишь в 8 тыс. руб). Этот брак оказался очень удачным. Супруги хорошо ладили и прекрасно понимали друг друга. Дочь Люба, появившаяся в этом браке, стала женой А.Блока.

Менделеев занимался изготовлением чемоданов. Действительно, несмотря на занятость и достижениях во многих научных, Дмитрий Иванович увлекался переплетным делом и мастерил чемоданы. В связи с этим даже случались курьезы. Говорят, что когда во время покупки материала в магазине продавца спросили: "Кто это?". Он ответил: "Неужели не знаете? Это же известный чемоданный мастер Менделеев". Известно также, что Менделеев сам себе щил одежду, считая покупную неудобной.

Менделеев потерял в конце жизни зрение. В 1895 году Менделеев ослеп в результате развившейся катаракты. В эти годы он уже руководил созданной им палатой мер и весов. Для такого деятельного человека это было сложное время. Всю деловую документацию ему зачитывали вслух, секретарь записывал распоряжения. Благодаря двум операциям, удачно проведенным профессором И.В.Костеничем, катаракта была удалена и зрение к Менделееву вернулось.

Менделеев занимался только наукой. Менделеев имел обширный круг знаний и мог оказывать влияние на умы людей. Он очень много сил вложил в формирование промышленности и экономики России. В своих трудах он предлагал реформировать общину, ввести артельную организацию труда. Особое внимание Дмитрий Иванович уделяет нефтяной промышленности. Именно для ознакомления по этому вопросу в 1876 году он был направлен правительством в Америку. Он изучал нефтяные месторождения России, особое внимание уделяя Кавказу. Часть его работ посвящены именно переработки нефти. Кроме того, он занимался вопросами Донецкого каменноугольного бассейна и его рационализации. Таким образом, он оказал большое влияние не только в научной области, но и в решении внутриэкономических вопросов России...

У постоянно занятого Дмитрия Ивановича быт складывался неуютным, специфически холостяцким. В студенческие годы институт обеспечивал все нужды, временные пребывания в Крыму и за границей не требовали еще установившейся семьи, как бы продолжая собой студенческое житье. В Петербурге же сразу пришлось столкнуться со всеми неудобствами одиночества. Единственным близким домом для Дмитрия Ивановича была семья Басаргиных.

Ольга Ивановна Басаргина


Сестра Менделеева, Ольга Ивановна, жена декабриста Басаргина, переехала по окончании ссылки мужа в Петербург. Не имея детей, она больше других родственников заботилась о младшем брате. И теперь, видя, что сам Дмитрий Иванович посвятил всю жизнь науке и не обращает ни на что другое внимания, решила его женить. Была у нее на примете немолодая уже девушка, сибирячка, умная, скромная, бывшая институтка. Ольга Ивановна знала давно еще по Сибири и ее. и всю родню. Девушка эта, несмотря на то, что была шестью годами старше Дмитрия Ивановича, показалась Ольге Ивановне подходящей партией для брата. Дмитрий Иванович сделал предложение и оно было принято. Но уже через некоторое время Дмитрий Иванович писал в Москву сестре, уехавшей туда по делам, что он не знает, как ему быть: чем больше он сближается со своей невестой, тем больше чувствует, что у него нет тех чувств, которые должен иметь жених. На это он получил от своей сестры ответ длинный и убедительный. Она писала ему о своей собственной жизни:

"Знай, Дмитрий, я была два раза замужем. Первый раз за пожилым человеком, Медведевым, a второй раз по страстной любви за Басаргиным. Тебе первому и единственному скажу откровенно, что счастлива я была в первый раз с Медведевым. Вспомни еще, что великий Гете сказал: "нет больше греха, как обмануть девушку". Ты помолвлен, объявлен женихом, в каком положении будет она, если ты теперь откажешься?"

Феозва Никитична Лещева (Физа, как ее звали в семье) была старше Менделеева на шесть лет. Знакомы они были еще по Тобольску. Мать Физы после смерти мужа вышла замуж с четырьмя детьми за уже упоминавшегося выше поэта и инспектора Тобольской гимназии П. П. Ершова. Вскоре и она умерла. Физу и сестру взяли с собой в Петербург родственники - супруги Протопоповы. Дядю Физы, Владимира Александровича Протопопова, как раз переводили на службу в столицу по Министерству финансов.


Д. И. Менделеев с женой Феозвой Никитичной (урожд. Лещевой). 1862 г.


Барышня Феозва Никитична окончила курс в Екатерининском институте в Москве и продолжала жить у Протопоповых. Менделеев слал ей письма из-за границы (она, правда, написала ему первой), делился впечатлениями о городах, где бывал, и красотах природы. Почти ничего о работе и совсем ничего о любви. Более того: кажется, он хочет свести Физу с Сеченовым, вернувшимся в Петербург раньше: «Что вы не сердитесь на меня, Феозва Никитична, за мое непростительное молчание, то в этом я убежден, но убежден я и в том, что вы пеняли-таки иногда на меня за это и поделом, право, поделом. Зато вы, вероятно, не будете пенять на меня за то, что через посредство этого письма познакомились с Сеченовым. Он, во-первых, бывал на своем веку во многих местах, потому ему есть что рассказать, во-вторых, он был сперва офицером, потом пошел в университет - следовательно, человек с характером. А главное - он человек виду нисколько не обещающего, но в самом деле человек оригинальный, теплый, хоть и кажется подчас вовсе не таким. Мне будет интересно знать ваше мнение о нем. На этом человеке можно отчасти узнавать вкусы людей - к внешности ли они привязаны, она ли их руководит, или же они любят простоту, теплоту души, а не мягкость, увы, столь часто вредную».

Феозва Никитична Лещова, жена Менделеева, 1860-е годы.

Сеченов просто передал письмо, без каких-либо последствий для личной жизни. А Менделеев, по привычке, проводит в Петербурге редкие свободные вечера у Протопоповых, общается с Феозвой Никитичной. В дневнике записывает: «Гуляли. Ни скучно, ни весело. Нет, не живется мне, право, не такая жизнь нужна, право». Но в доме на него смотрят как на жениха, и он им становится. Потом, словно опомнившись, пытается дать обратный ход, но старшая сестра Ольга, имевшая на брата-последыша большое влияние, стыдит его в письме: «Вспомни еще, что великий Гете говорил: “Нет больше греха, как обмануть девушку”. Ты помолвлен, объявлен женихом, в каком положении будет она, если ты теперь откажешь?»

В апреле 1862 года состоялось венчание. В этом браке родилось трое детей - Мария, Владимир и Ольга. Но семейная жизнь не сложилась. Формально брак был расторгнут в 1881 году, но фактически - гораздо раньше.


В Конце 19 века в семью его овдовевшей сестры Екатерины Ивановны, переехавшей из Томска в Петербург, вошла подруга Катиной дочери Надежды донская казачка Анна Ивановна Попова. В воспоминаниях Н. Я. Капустиной-Губкиной находим такое описание внешности ее приятельницы:

«Это была высокая, стройная и статная девушка с грациозной походкой, густыми золотистыми косами, которые она носила скромно подвязанными черными лентами у затылка, но они украшали ее красивую голову. Всего же более украшали ее большие светлые глаза, с недетским, серьезным выражением на детски округленном лице, с нежным румянцем и густыми красивыми бровями. Голос у нее тоже был нежный и приятный».


Анна Ивановна Попова

Дмитрий Иванович влюбился в 17-летнюю девушку с первого взгляда. Она в него тоже.

Жена Менделеева, Феозва Никитична, предпочитала обитать в Боблово, и в апреле 1877 года Дмитрий Иванович пригласил Капустиных с Анной пожить у него, в большой квартире при университете. Ему нравилось слушать, как Анна музицирует за роялем, нравилось играть с нею в шахматы. В то же время он смущался, боялся проявить свои чувства, которые все равно не могли не заметить окружающие. От греха подальше Екатерина Ивановна переехала с девушками на другую квартиру. Но, рассказывая об этом бегстве, Анна Ивановна повторяла изречение Рабиндраната Тагора: «Можно ли бороться с ураганом? Может ли река противиться морскому приливу?» Ничто не в силах было помешать и развитию отношений между влюбленными, несмотря на 26 лет разницы в возрасте.

Как писала через много лет Анна Ивановна, «живостью и энергией Дмитрий Иванович не только не уступал молодежи, но далеко оставлял ее за собой». Жизнь, однако, давала поводы для огорчений. Феозва Никитична в разводе мужу отказала. Правда, и Анна отказала жениху, дожидавшемуся ее в Новочеркасске. Но тут в Петербург явился ее отец, отставной казачий полковник Попов, все разузнал и решительно потребовал от дочери, чтобы она взяла с Дмитрия Ивановича слово не видеться с ней и победить свое чувство.

Слово-то Дмитрий Иванович дал, но чувство победить не мог. Анна в выпускном классе получила задание исполнить в карандаше «Последний день Помпеи» Брюллова. Оказалось, что исходит оно от заказчика, пожелавшего остаться неизвестным, который приобрел рисунок за большие деньги. Нетрудно догадаться, что им был Менделеев. Его встречали в залах Академии художеств, где он бродил, разглядывая гипсовые слепки Гермесов и Персефон. Ученики и ученицы, выходя после вечерних классов, видели высокую фигуру, закутанную в черный плащ с пряжками из львиных голов, скрывавшуюся в тени портала. В гостиных Петербурга появилась новая тема для пересудов.

Тяжело переживала разлуку и Анна. Она ходила на лекции, рисовала, бывала в театрах, слушала музыку, играла сама, но (цитирую ее воспоминания) «ничего не могло заполнить пустоту души, все мне казалось тусклым и бледным».

Душевное состояние Анны было таково, что отец настоял на немедленном отъезде ее за границу. В декабре 1880 года Дмитрий Иванович дал ей рекомендательные письма к знакомым художникам, проводившим зиму в Риме. Прощание было молчаливым и грустным.

После этого Дмитрий Иванович впал в депрессию. Близкие всерьез опасались, как бы не наложил на себя руки. Посетивший в те дни квартиру Менделеева ректор университета, биолог Андрей Бекетов, застал хозяина приводящим в порядок архив. Объяснил, что собирается на конгресс химиков в Алжир, а по дороге мало ли что может случиться. («По дороге я хотел упасть с палубы в море», - скажет он потом Анне.) В запечатанном конверте он передал Бекетову самое дорогое: завещание детям и неотправленные письма к Анне, которые он опускал каждый день в особый ящик, приделанный им к своему письменному столу.

Бекетов взял конверт и, спрятав его, отправился в Боблово. Он принял на себя последнюю вспышку бесплодного отчаяния Феозвы Никитичны, но все-таки сумел добиться от нее письменного согласия на развод. Правда, она оговорила за собой право на получение в дальнейшем всего профессорского жалованья бывшего мужа. Но и это обстоятельство не могло омрачить радость Дмитрия Ивановича, когда Бекетов появился у него с новостями перед самым отплытием на конгресс. И в списках участников этого съезда химиков имя Менделеева не появилось. Вместо Алжира он очутился в Риме.

После медового месяца в Вечном городе Дмитрий Иванович и Анна Ивановна вернулись в Россию, и тут выяснилось, что епархиальная консистория, в ведении которой находилось расторжение церковных браков, наложила на Менделеева епитимью: в течение ближайших семи лет ему запрещалось вступать в новый брак. Но влюбленные все равно решили не расставаться, тем более что Анна была беременна. Как раз кстати для лишенного профессорского жалования ученого крупный нефтепромышленник Рагозин предложил ему выгодное дело: устроить лабораторию для исследованья нефти и разработки новых способов промышленного получения нефтяных продуктов на одном из поволжских заводов между Ярославлем и Романово-Борисоглебском. Поселились они в домике над Волгой. Дмитрий Иванович подолгу пропадал на заводе, но, как писала Анна Ивановна, «одиночество меня не томило <…> Здесь - глубокое сознание, что выполнено то, что надлежит выполнить, - покорность высшему…»

В новом, 1882-м году, по возвращении в Петербург они все-таки повенчались. Священник Адмиралтейской церкви в Кронштадте, исполнивший обряд таинства, был за это лишен сана, утешаясь, возможно, лишь хорошим денежным вознаграждением от Менделеевых; но законность брака церковные власти под сомнение не поставили. Молодая семья зажила дружно и счастливо. Через два года после рождения дочери Любы на свет появился сын Иван, еще через два - близнецы Мария и Василий. Возобновились «менделеевские среды». В доме снова появилась студенческая молодежь. Гостей ожидало простое угощение: чай, бутерброды, красное вино. Анна Ивановна сочла нужным в воспоминаниях особо подчеркнуть «отсутствие светских дам (бывали только художницы)» и добавила: «Все чувствовали себя легко и свободно». И еще: «Дмитрий Иванович всегда был как будто в состоянии душевного горения. Я не видела у него никогда ни одного момента апатии. Это был постоянный поток мыслей, чувств, который крушил на своем пути все препятствия».

Вообще он был большим семьянином. Вечно занятый, он всегда однако был внутренне близок всем семейным заботам, внимателен к детям, жил, сколько позволяла работа, их радостями и горестями, болезнями и ростом. Расставшись с первой семьей, он не переставал и к ней относиться хорошо. Об этом свидетельствует приводимое ниже его письмо, адресованное старшим детям от первого брака - Владимиру и Ольге. Девять лет, следующих за забаллотированием в Академию наук, складываются в жизни Дмитрия Ивановича спокойно. Время работает для его признания. И однако мы располагаем свидетельством чрезвычайно тяжелого, подавленного состояния Дмитрия Ивановича, близкого к мыслям о самоубийстве. Ввиду отсутствия внешних причин остается думать, что они были внутреннего семейного значения. Настроения эти, глубоко несвойственные Дмитрию Ивановичу, носили, очевидно, временный характер, Тем не менее письмо [Из архива дочери Д. И. Менделеева - О. Д. Трироговой ] содержит завещательный смысл и является чрезвычайно важным человеческим документом, рисующим убеждения и взгляды Менделеева. "Петербург, 19 марта 1884 г. Милые мои Володя и Леля! Пишу то, что не успел сказать и может быть не успею. Первое и главное в жизни - труд для других, но так надо устроить, чтобы самому жить можно было. Жить надо, чтобы выполнить задачу природы. А ее высшая точка - общество людей. Один - каждый нуль. Надо это помнить. И начинать не издали, а подле. Окажись полезен и нужен подле стоящим, но для этого не забывая все, сумей быть полезен, нужен и дорог другим. Так жил или так хотел жить я сам. Выполняйте же, что не мог. Для этого берегите мать, берегите ее, берегите. Заботьтесь" и друг о друге и о себе. Пусть встретятся недоразумения - не беда поворчите, не беда, вы в отца будьте, - делом, а не словом берите. Не гонитесь за словом. Оно только начало быть и будет - дело самый центр. А дело приятнейшее и самое подходящее - труд, т. е. работа для нужд и надобностей, полезностей и даже просто выгод - других. Ваша польза - выгода, а главное и во всяком случае ваши души спокойны, будут найдены тогда, потому что тому, кто дает, возвращается от других. Только не ждите, чтобы это случалось каждый раз, будет и так, что ты даешь, да за это тебя же и накажут словом или делом Только тот и может рассчитывать получить для себя от других, кто дает даром, без расчета, - от души. Жизнь - не рынок, где ничего даром не дается. Ведь дружба, ведь даже простая приятность отношений, ведь привязанность - не умом, расчетом и соображением определяются. Хотите этого - другим это давайте даром. Только не бросайтесь зря - это глупо. Разум не враг сердца, а только глаза его. Для глаз и даже самых милых, самых ласковых - ничего не давайте - для сердца - хоть все. Ищите не ума, не внешности - сердца и труда, - их выбирайте себе в спутники. Женитесь и выходите замуж по сердцу и разуму вместе. Если сердце претит - дальше, если разум не велит, тоже бегите. Отец ваш был слаб, был уродлив в этом отношении, не понимал того, что хочет вам сказать. Выбирайте сердце и труд, сами трудитесь и будьте с сердцем, а не с одним умом. Берегитесь какой-либо малейшей политической чепухи, потому что все латинское, а политика - латинщина, надо вырывать. Это не значит не интересуйтесь ничем. Это значит не составляйте политического или экономического идеала, не стараетесь его выдумать - напрасны, ранни еще усилия. А когда будет пора, то есть когда недеятельных, бесполезных, дремлющих, хныкающих и сидящих сложа руки будет мало - тогда все само собой сделается. Это не значит также, что где можно, где в силах сам один сделать, либо с согласными тому бы не сделать, не помочь. Это надо сделать. Только не увлекаться мнением о своих силах и убеждениях. Помните массу. Жить надо для близких, расширяя круг близости по возможности, но без самообмана. Не просто надо учиться. России ученьем, нет, надо учиться труду. Надо быть деятельным и бережливым, в то же время смелым и благородным. Не тот храбр, вы уже понимаете, кто лезет зря, а тот, кто умеет привести в деятельное состояние, а сам всегда в труде. Труд не суета, не работа, не ломка сил, а, напротив, спокойное, любовное, размеренное делание того, что надо для других и для себя в данных условиях. Представьте, льдина несет массу люден. Труд будет сообразить и выполнить - как достичь берега и может случиться, что наибольший труд и лучшую пользу внесет тот, кто сдержит суету, когда увидит, куда должна пристать льдина. Труд есть, однако, деятельность, а не апатия - не все равно что будет, а надо, чтобы по мере сил было все и всем, начиная с окружающих лучше. Берегите себя, мать, память отца, который душой любил вас и говорит в последний раз вам - труд всего важнее. Не кичитесь, не гонитесь за крупным трудом - труд всякий, если не про себя одного, как жеванье хлеба, либо толчение воды самый скромный, самый невидный - осветит жизнь, потому что светло и ладно в жизни, даже веселье, только от других и плод труда - польза другим. Сперва и всего необходимее людям место и время как телу и явлению природы, потому хлеб и верхний покров, потому что люди тепличные растения, затем хлеб и покров внутренние - истина, историческая привычка, обычай, а по всему этому люди становятся людьми, когда не забывают низшего первичного, знают и работают в высшем, когда по меньшей мере причастны ему. Сухо, это далеко, а ближе не разъяснить - расплывается. Одно знаю, что живя про себя, собой и мыслею своею - скука, тяжко, а живя и сам собой и всеобщей жизнью, хоть хлеб другим трудом добывая, хоть засевая его, хлопоча, для слепца лишь про себя, а в сущности для других - самому ведь столько не съесть и тогда можно найти покой и радость, благодушно прожить получается возможно. Трудитесь же, Володя и Леля, находите покой от труда, ни в чем другом не найти. Удовольствие пролетит - оно себе, труд оставит след долгой радости - он другим. Ученье - себе, плод ученья - другим. Другого смысла в ученьи нет, иначе его бы не надо было. Сами трудясь вы сделаете все для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда, пробуйте еще, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного завета - лучшего дать не могу. С ним живите, его завещайте. Любовь придет сама. Простите все, все другим. Благословляю вас - живите с богом, трудом и истинной, а мне пора отдохнуть, пора, прощайте мои Адя и Леля! Отец ваш Д. Менделеев"

Его имя носят химический элемент, подводный горный хребет и кратер на обратной стороне Луны. При этом когда Менделеева называли гением, он морщился, махал руками и ворчал: «Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот и стал гением».

Был не только знаменитым химиком, педагогом и воздухоплавателем, открывшим один из фундаментальных законов мироздания - периодический закон химических элементов. Это был талантливый, обладающий даром предсказания, абсолютно незаурядный человек с загадочной биографией. Менделеев неоднократно удивлял современников странными высказываниями и неожиданными поступками.


Изобрел таблицу и… водку


Дмитрий Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске. Он был 17-м ребенком в семье директора тобольской гимназии. Мать Менделеева происходила из старинного купеческого рода и была женщиной энергичной и умной.

Восемь братьев и сестер Дмитрия умерли в младенчестве, а сам отец ослеп в год его рождения. Многодетная семья жила на его небольшую пенсию. Из-за тяжелого материального положения Менделеевы переехали в село Аремзянское, где располагалась небольшая стекольная фабрика брата матери, и жили на скудные фабричные средства. Однако, несмотря на бедность, мать, заметив особые способности младшего сына, после окончания Менделеевым гимназии, поехала с ним в Петербург, чтобы определить его в высшее учебное заведение.

Вначале Менделеев пытался поступить в Медико-хирургическую академию, однако изучение анатомии оказалось ему не под силу. И тогда в 1850 году он поступил в Главный педагогический институт, где вскоре стал одним из лучших. К сожалению, здоровье у Дмитрия Ивановича было слабым - шла горлом кровь. Врачи поставили ему смертельный по тем временам диагноз: чахотка. Однажды в клинике во время обхода главный лекарь, думая, что Менделеев уснул, сказал: «Ну, этот-то уже не поднимется...»

Менделеев понял, что со здоровьем шутить не стоит, и, выйдя из госпиталя, приложил все усилия, чтобы попасть на прием к придворному медику Здекауэру. Прослушав юношу, тот посоветовал ему поскорее ехать в Крым (куда в те времена обычно направляли всех безнадежно больных), а заодно и показаться там известному доктору Пирогову . И Менделеев незамедлительно выехал в Симферополь.

В Крыму в это время шла война. Пирогов, засучив рукава, оперировал с раннего утра и до позднего вечера, проделывая в день по нескольку десятков ампутаций. Менделеев каждое утро приходил к нему в госпиталь, заглядывал в операционную, но, увидев, чем занят великий медик, тут же удалялся, утешая себя тем, что сейчас Пирогов больше нужен раненым, чем ему. В то же время Дмитрий Иванович прекрасно понимал, что все дело в его нерешительности.

Чтобы хоть как-то убить время и отвлечься от мрачных мыслей, он устроился на временную работу в симферопольскую гимназию. (На фасаде гимназии есть мемориальная табличка, повествующая о том, что в заведении работал Менделеев, а одна из старейших улиц города с 1905 года носит его имя.) Но из-за непрекращающихся военных действий гимназия практически не работала. Его зарплата преподавателя составляла 35 рублей в месяц, а за комнату нужно было отдавать 30. В итоге Дмитрий поселился в амбаре при гимназическом архиве.

Судя по воспоминаниям Менделеева, наш Симферополь не очень ему нравился. Вот как он описывал крымскую столицу того времени: «В городе на улицах, на огромнейшем базаре, в каждой лавке, в каждом дому толкотня страшная. Везде лазареты, и у нас верхний этаж гимназии занят ими же… Пыль страшная, так что и выходить не хочется, тем более что часто приходится слышать запах лазаретов и дыму…»

По прошествии какого-то времени Менделеев почувствовал себя значительно увереннее и решился-таки подойти к Пирогову. Каково же было удивление Дмитрия, когда врач, внимательно его осмотрев, сказал: «Нате-ка вам, батенька, письмо вашего Здекауэра. Сберегите его да когда-нибудь ему и верните. И от меня поклон передайте. Вы нас обоих переживете». Предсказание великого хирурга сбылось в точности: Менделеев пережил и Пирогова, и Здекауэра.

В Петербург Дмитрий Иванович вернулся с научной работой о явлении изоморфизма, которая была признана кандидатской диссертацией. Потом два года Менделеев провел на стажировке в различных университетах Европы, однако нигде ему не понравилось. В Гейдельберге он снял крохотную комнатенку под лабораторию и наконец-то почувствовал себя свободным, независимым и даже обрел друзей - Ивана Сеченова и Александра Бородина . Все трое с увлечением занимались химией, их даже называли «маленькая могучая кучка». Именно здесь Менделеев открыл температуру абсолютного кипения.

Проведя счастливые дни в кругу единомышленников, в 1862 году Менделеев вернулся в Петербург, где его ждали новые открытия.

В феврале 1869 года Дмитрий Иванович открыл периодический закон химических элементов. Вокруг истории открытия до сих пор ходит множество легенд. Некоторые считают, что система привиделась ученому во сне. На самом деле открытие пришло как озарение. Вначале Менделеев купил штук семьдесят пустых визитных карточек и на каждой написал с одной стороны название элемента, а с другой атомный вес и формулы его важнейших соединений. После этого уселся за большой квадратный стол и стал раскладывать карточки. Потом пришло озарение, и ученый составил таблицу, оставляя пропуски для еще неоткрытых элементов.

На первых порах систему Менделеева научное сообщество встретило очень сдержанно. Однако со временем периодический закон стал получать все большее признание. Создание теории строения атома окончательно подтвердило правильность расположения Менделеевым элементов.

Ходят легенды, что, кроме таблицы, великий химик изобрел… водку. На самом деле этот горячительный напиток существовал уже много веков, а ученый лишь рассчитал идеальное соотношение спирта с водой, то есть крепость водки - 38 градусов. Но для упрощения расчетов налога на алкоголь чиновники округлили ее до 40.


Странные увлечения


Круг интересов Менделеева был настолько широк, что он не ограничивал себя лишь химией. Задолго до создания герметической гондолы у Менделеева родилась идея «прикреплять к аэростату герметически закрытый оплетенный упругий прибор для помещения наблюдателя, который тогда будет обеспечен сжатым воздухом и может безопасно для себя управлять шаром».

В 1887 году Менделеев вздумал совершить полет на воздушном шаре, причем во время солнечного затмения. Вот как описывает этот случай журналист Г. Чернеченко в одной из газет от 19 августа 1999 года (статья так и называется: «Менделеев на воздушном шаре»): «В небольшом живописном имении Д. И. Менделеева Боблово готовились в «домашних» условиях наблюдать затмение солнца. И вдруг, когда до затмения оставалось немногим более недели, из Петербурга в Боблово пришла телеграмма. В ней Русское техническое общество извещало, что в Твери снаряжается воздушный шар для наблюдения затмения и что совет считает долгом заявить об этом, чтобы Менделеев в случае желания лично мог воспользоваться поднятием шара для научных наблюдений».

Собственно, ни сам полет, ни приглашение участвовать в нем не были для Менделеева большой неожиданностью. Лишь одно смущало великого химика: шар, наполненный светильным газом (другого в Твери не имелось), не мог подняться выше двух верст и, значит, остался бы в плену облаков. Нужен был шар, наполненный легким водородом. Об этом он и сообщил в срочной телеграмме, ушедшей из Боблова в столицу. Дело удалось уладить в один день. Уже 1 августа Менделеев знал, что в Клин (в 18 верстах от его имения) спешно направляется военный воздушный шар «Русский» под командованием опытного аэронавта поручика Кованько.

На рассвете, в 6 часов 25 минут, раздались аплодисменты, и из толпы к шару вышел профессор Менделеев. Он залез в корзину, что-то шепнул своему спутнику Кованько, и тот в мгновение… выпрыгнул из корзины. Шар медленно пошел вверх. Неожиданный полет Менделеева одного, исчезновение шара в облаках очень удручающе подействовали на окружающих. Тягостная атмосфера усилилась, когда в Клину была получена посланная кем-то невразумительная телеграмма: «Шар видели - Менделеева нет».

Между тем полет прошел успешно. Шар поднялся на высоту более трех километров, пробил облака, и Менделеев успел понаблюдать полную фазу затмения. Шар благополучно опустился в Калязинском уезде Тверской губернии, где крестьяне проводили Менделеева к соседнему поместью.

Весть о необычайно смелом полете русского профессора вскоре облетела весь мир. За проявленное мужество при полете для наблюдения солнечного затмения французская Академия метеорологического воздухоплавания присудила Менделееву диплом, украшенный девизом братьев Монгольфье: «Так идут к звездам».

А еще Дмитрий Иванович увлекался… спиритизмом. Вернее, опровержением его. Одной из интереснейших его работ является исследование «О спиритизме». Дело в том, что в конце XIX века в Западной Европе и Америке было много поклонников спиритизма. И в середине 1870-х годов по инициативе Дмитрия Менделеева Русское физическое общество выступило с резкой критикой спиритизма. А 6 мая 1875 года было принято решение создать комиссию по проверке всех «явлений». Результатом деятельности комиссии стало разоблачение очевидного обмана.

Сам Менделеев делал научные предсказания. К примеру, в одной из статей, которая называлась «Естественная система элементов и применение ее к указанию свойств неоткрытых еще элементов», он предсказал существование нескольких тогда никому не известных химических элементов, в их числе эка-алюминия (Eka-Aluminium).

Все это полностью подтвердилось: в 1875 году французский естествоиспытатель Лекок де Буабодран, исследуя цинковую обманку с горы Пьерфитт в Пиренеях, обнаружил в ней новый элемент, определил некоторые его свойства. Как истинный француз, он, не задумываясь, назвал новый элемент галлием (Gallium) в честь своего отечества - Франции (лат. Gallia). Ему и в голову не пришло связать свою находку со сделанным четырьмя годами ранее предсказанием русского ученого, тем более что, торопясь заявить об открытии, он в спешке неправильно определил плотность вещества.

Когда новость облетела научный мир, Менделеев, который уже знал, какую плотность должен иметь элемент, во всеуслышание заявил, что расчеты француза ошибочны: «Мне наплевать, как вы там его назовете. Хоть японием. Дело не в авторстве. Но плотность его должна быть пять и девять десятых!»

Буабодран оказался упрямцем и настаивал, что открытый им элемент имеет плотность 4,7. В конце концов Менделеев оказался прав, и ученые в один голос заявили: «Да, это действительно эка-алюминий! Вот ведь как! А мы не верили!»


Любовь с первого взгляда


Несмотря на международное признание как ученого, у Менделеева почти не было друзей. Со многими коллегами он открыто конфликтовал. Его главным врагом был великий русский писатель Лев Толстой , который так высказывался о Менделееве: «У него есть много интересных материалов, но выводы ужасающе глупы». Химик в долгу не остался и написал о Толстом: «Он гениален, но глуп».

Менделеев женился на Феозве Никитичне Лещевой (падчерице знаменитого автора «Конька-Горбунка» Петра Павловича Ершова ) в 1862 году. Менделеев тогда еще плохо знал женщин и связал себя узами брака по настоятельному совету старшей сестры Ольги. Феозва была обычной домохозяйкой, которой хотелось, чтобы и ее муж все свободное от основной работы время проводил с ней и их сыном Володей в хозяйственных хлопотах. Однако Менделееву было скучно.

Он стал чаще отлучаться из дома в имении Боблово и дольше оставался в Петербурге. Однажды во время очередного такого «побега» в доме сестры в Петербурге Менделеев встретил Анну Ивановну Попову, дочь казачьего полковника, приехавшую в Петербург поступать в Академию художеств. Таких, как она, он никогда прежде не видел: высокая, статная, с огромными серыми глазами и тяжелыми косами… Менделеев страстно влюбился с первого взгляда. Поначалу эти двое встречались тайно, но со временем слухи дошли до отца Анны. Он потребовал, чтобы женатый Менделеев больше не искал встреч с его дочерью, и отправил ее на всю зиму в Италию. Но Менделеев приехал к своей избраннице в Рим, откуда, ни с кем не простившись, влюбленные сбежали в Африку, а потом в Испанию.

Церковь наложила на брак Менделеева запрет (епитимью), но кронштадтский священник тайно обвенчал Дмитрия Ивановича с Анной Ивановной. В конце концов первая жена все-таки дала согласие на развод, и любовники стали законными супругами. Анна родила Менделееву четверых детей. Впоследствии его дочь Любовь вышла замуж за Александра Блока.

В январе 1907 года Менделеев сильно простудился. Сначала был поставлен диагноз «сухой плеврит», затем врач Яновский нашел у Дмитрия Ивановича воспаление легких. В 5 часов 20 января великого российского химика не стало. Он похоронен на Волковском кладбище в Петербурге.


ЮЛИЯ ИСРАФИЛОВА
Первая крымская N 474, 17 МАЯ/23 МАЯ 2013

Родившийся последним, семнадцатым ребенком в семье, получил свои первые уроки химии наблюдая производственный цикл на стекольном заводе, которым управляла его мать. О научных и общественных достижениях Дмитрия Ивановича известно достаточно много. Это и фундаментальные труды по химии, физике, технологическим процессам, метрологии и метеорологии, открытие высших женских курсов в России. А название трактата «О соединении спирта с водой» известно почти всему взрослому населению страны, как и его знаменитая таблица Менделеева .

Несмотря на два официальных брака и семь рожденных детей, в наше время о прямых потомках Дмитрия Ивановича не дошло никаких точных сведений.

Первый брак Д.И.Менделеева

Дмитрий Иванович и Феозва Никитична Менделеевы (первая жена Менделеева), 1862 год

Дмитрий Иванович Менделеев был женат дважды. Первый раз он женился на Феозве Никитичне Лещевой, падчерице сказочника Петра Ершова. С первой женой у знаменитого ученого родилось трое детей. Девочка Маша появилась на свет в 1863, ушла из жизни еще ребенком. Сын Володя родился через два года после Маши, умер в 1898 году. Дочь Ольга родилась в 1868, скончалась в возрасте 82 лет.

Сын, Владимир Дмитриевич, был морским офицером на фрегате «Память Азова», который очень часто заходил в единственный открытый для иностранцев японский порт Нагасаки. Чтобы не допустить русских моряков дальше территории порта, японцы насыпали искусственный остров, расположили там рестораны, магазинчики. Ну и, конечно, самое привлекательное для мужчин, они поселили там японских женщин. По законам того времени, за определенную сумму денег, русским морским офицерам разрешалось иметь контрактную жену (об этом обычае хорошо рассказано в романе В.Пикуля «Три возраста Окини-сан»). В 1893 году, 28 января, японская контрактная жена Владимира Менделеева, Така Хидэсима, родила девочку Офудзи, японскую внучку великого химика. Менделеев внучку признавал, помогал её матери деньгами. До наших дней сведений о японских потомках великого ученого не сохранилось. Предположительно, Офудзи и её мама погибли во время большого землетрясения. Русский сын Владимира Дмитриевича умер в детском возрасте, а через три года не стало и самого Владимира Менделеева.

Ольга прожила до 1950 года. После революции она перебралась в Москву, где служила в кинологическом питомнике НКВД, так как увлекалась разведением породистых собак. Её единственная дочь Наталья, ненамного пережила мать, так как страдала неизлечимой болезнью. В 1947 году вышла книга Ольги Дмитриевны «Менделеев и семья»

Второй брак Менделеева

Анна Ивановна Попова, вторая жена Менделеева

Оформить второй брак у Д.И. Менделеева с семнадцатилетней художницей Анной Ивановной Поповой долго не получалось. Она была моложе прославленного химика на 26 лет, а ученый был влюблен в неё с 1878 года. С трудом добившись развода, ученый все же был наказан за развод с первой женой. По указанию церкви, он не мог в течение нескольких лет жениться официально. А в это время у пары уже была первая дочь. Однако, уговорив за 10 000 рублей батюшку Адмиралтейской церкви, он в 1881 году был обвенчан с любимой женщиной. А батюшку, конечно же, лишили сана за самоуправство и мздоимство.

Во втором браке у Дмитрия Ивановича родилось четверо детей. Двойняшки Василий и Мария, дочь Любовь и сын Иван. Достоверно до наших дней дошли сведения о Марии и Любови. Мария родила дочь Катерину, которая дожила до наших дней и имела сына Александра Каменского. К сожалению, Александр вел не совсем здоровый образ жизни, был дважды судим и исчез на просторах родины. В апреле 2014 года его безуспешно пытались разыскать через передачу «Жди меня».

А. Блок и Л. Менделеева

О Василии Менделееве точных сведений нет. Увлекался конструированием танков и подводных лодок. Из-за конфликта с матерью, не разрешавшей ему встречаться с понравившейся девушкой, он ушел из дома. Предположительно он умер во время эпидемии тифа в 1922 году.

Любовь Дмитриевна Менделеева была замужем за известным поэтом А.Блоком. Детей от него не имела, скончалась в 1939.

Иван Дмитриевич Менделеев (1983-1936) единственный, кто смог проявить свой талант писателя, философа, ученого. Умер при странных обстоятельствах в деревне, где раньше жил сам великий химик.

Д. И. Менделеев и Агнесса

Ходят слухи и о немецкой ветви великого ученого и общественного деятеля Д. И. Менделеева. В Германии у него был бурный и страстный роман с актрисой Агнессой Фойгтман. Агнесса отнюдь не была святой и вела свободный образ жизни. Актриса встречалась в этот период и с другими мужчинами. Когда Агнесса родила девочку, сильно сомневаясь в своем отцовстве, Менделеев все же поддерживал все восемнадцать лет мать ребенка, вплоть до замужества дочери. Потомки этой ветви истории пока неизвестны.

Может, пройдет время, и в Японии или Германии отзовутся праправнуки великого химика.


Top