Конституционная монархия: примеры стран. Страны с конституционной монархией: список

Особенность современной монархии - это отличительная черта данной формы правления, характеризующая индивидуальность организации ее органов власти и отличающая современные монархии от их исторических аналогов.

Первой, и наверное самой главной особенностью является "нетипичность" , так удачно выделенная В.Е. Чиркиным. Он называет классическую парламентскую монархию "республиканской монархией", т.е. монархией в которой власть монарха полностью ограничена во всех сферах государственной власти. Ярким примером "нетипичной" монархии может служить Англия - Центр Содружества независимых государств, которые раньше входили в ее колонии. Английская монархия являет собой пример классической конституционной парламентской монархии. Конституции Объединенного Королевства фактически не существует (она является неписанной), но ее заменяют нормы статутного права, среди которых можно выделить Хабеас Корпус Акт 1697г., Билль о правах 1689г., Закон о престолонаследии 1701г. и др. Юридически английской королеве принадлежит огромное количество полномочий: она назначает премьер-министра, членов правительства, созывает и распускает парламент, может наложить вето на законопроект, издаваемый парламентом, является верховным главнокомандующим в период войн и т.д., эти факты делают великобританскую монархию дуалистической. Но фактически своими полномочиями королева никогда не пользуется, что ярко характеризует афоризм "мертвое право" или "спящий английский лев". Но несмотря на это, процесс "республиканизации" в последние годы замедлился. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями. Наоборот, во многих регионах мира на восстановление М. смотрят как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью была восстановлена М. в Камбодже в 1993 г. Поднимался вопрос о возвращении власти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху. В отдельных случаях попытки восстановить М. предпринимаются и диктаторами-авантюристами (классический пример - провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.

Фактически за императором остались только традиционно-церемониальные функции: обращение к парламенту с речью на открытии сессии, представительство за рубежом, подписание официальных документов.

Все вышеперечисленные факты дают полное основание назвать японскую монархию конституционной и парламентской, а так же, как говорилось ранее и символичной монархией.

Монархия, форма правления, характеризующаяся единовластием, обычно передаваемым по наследству. На племенном этапе развития во многих первобытных обществах, известных антропологам в наши дни, монархический принцип выражается в институте вождей. Любой вид индивидуального лидерства среди людей имеет в какой-то степени монархическую природу, но на практике следует различать свободно избранного вождя, чье влияние основано на способности выразить согласие группы, и лидера, власть которого опирается на обычай, традицию, право, поддержку духовенства или любую другую основу, отличную от добровольного сотрудничества. Монархическим является только второй род власти; решающее различие заключается в том, как именно признается господство личности, принимается ли оно стихийно (лидерство) или институциональным установлением (монархия), позволяющим отдельному лицу пользоваться властью независимо от его личных качеств. Таким образом, один из основных критериев состоит в том, должен ли правитель заслуживать своего кресла или трона. Исходя из приведенных выше фактов выходит то, что в силу наличия у Папы всех трех рычагов власти ватиканская монархия является абсолютной; факт государственной церкви делает ее теократической, а наличие конституционных актов полуконституционной. То есть в Ватикане имеет место абсолютная теократическая полуконституционная монархия.

Но, перечисляя эти факты, следует иметь ввиду, что наличие государственности у такой страны как Ватикан является всего - лишь данью средневековым традициям Европы.

Почти все монархии в истории были наследственными, причем до такой степени, что претенденты проверялись не на пригодность к правлению, а на легитимность, т.е. на происхождение по прямой линии от правившей прежде семьи. Это не противоречит тому, что новые династии обычно прибегают к захвату власти, ведь затем, как правило, тщательно фабрикуются соответствующие генеалогические документы или устанавливается связь, через брак или усыновление, со старой династией. По самой своей природе монархия выглядит чрезвычайно приспособленной к потребностям общества, тесно связанного с традициями, и это подтверждается тем, что цари часто исполняли, кроме обязанностей руководства и управления, разнообразные священнические и символические функции. Большинство монархов стремилось одобрять и поддерживать народную веру в божественное происхождение престола и их семей. Снижение престижа и власти монархов в последнее время отчасти отражает рост мирской ориентации современной цивилизации.

Из южных монархий в пример можно привести Бруней. Азиатское государство с зачатками парламентаризма и конституционности. В 1984 г., когда Бруней обрел свою независимость власть перешла в руки султана. В этой стране нет четко очерченных органов законодательной и исполнительной власти. В роли законодательных органов могут выступать лишь Конституционные советы, являющиеся своего рода совещательным органом при монархе.

Власть в Брунее сосредоточена в руках одного самодержавного монарха. Хотя на данный момент Бруней напоминает Россию в начале XX века, т.к. сейчас виден рост брунейского освободительного движения.

То есть брунейская монархия по своей сути является абсолютной с незначительными зачатками парламентаризма и демократии.

Еще одной важной особенностью некоторых современных монархий является фиктивность законодательных (законосовещательных органов) при монархе. Эта особенность относится к современным абсолютным мусульманским монархиям. В Омане, например, "создание парламента как противоречащего традициям мусульманского фундаментализма исключается". Парламент заменяется институтом аш-шуры - законосовещательным органом при монархе, но реальных полномочий он не имеет и находится в полной зависимости от монарха.

Так же можно заметить, что многие неевропейские монархии имеют в своей основе европейские демократические институты, этот фактор является производной колониальных захватов и протекторатов . Ярким примером этой особенности может служить, например Иордания. Государство на Ближнем Востоке в Западной Азии. Иордания долгое время находилась под протекторатом Англии, практически до 1952г. Что сказалось на становлении в ней умеренно авторитарного политического режима. Очень много Хашимитское Королевство переняло от Англии: провозглашенное верховенство закона, народовластие в "свободном волеизъявлении народа". В 1992 г. в Иордании разрешена деятельность политических партий. Законодательная власть разделена между Национальным собранием (парламентом) и королем (институт монарха назван не султаном или эмиром, а именно королем, что подчеркивает влияние западноевропейской идеологии). Верхняя палата иорданского парламента так же назначается королем.

Что касается возможности поддержки монархических институтов, проистекающей от верности экономическим и социальным догмам, то здесь пока убеждающие примеры отсутствуют. Современные тоталитарные диктатуры демонстрируют нечто близкое, но они основаны на персональных качествах привлекательного вождя. Кроме того, здесь проблема установления легитимности решается новым способом, совершенно не связанным с обращением к историческому прецеденту, что существенно для монархии. Наследование является другим важным критерием существования монархических институтов, и по нему также недостает опыта, которым можно было бы обосновать суждение о возможности регулярного наследования в современной диктатуре. Наконец, режиму, где каждый, кто занимает высший пост, является узурпатором, как было до сих пор, едва ли может соответствовать принцип легитимности.

Еще одним ярким монархии, побывавшей под протекторатом, является Оман. Государство на юго-востоке Аравийского полуострова, получившее свою независимость лишь во второй половине XX в., а до этого долгое время, находившееся под протекторатом Англии. И этот факт оказал заметные отпечатки на высшую власть Омана.

Главой Омана является Султан из правящей династии. Ему принадлежит вся полнота власти: он является главой правительства, полностью контролирует деятельность законосовещательного органа, является верховным главнокомандующим и т.д.

Роль Конституции выполняет основной закон Султана от 6 ноября 1996 г. До этого времени Конституцией Омана являлся Коран, что подчеркивает теократичность этого азиатского государства. Султан же является и религиозным главой (религия Омана - ислам ибадитского толка). Таким образом, на Аравийском полуострове имеет место быть исключительно абсолютная монархия с начальными зачатками конституциолнализма и парламентаризма.

Очень близкой к этой особенности является постколлониальная монархичность некоторых островных республик , побывавших в числе колоний Великобритании, и находящихся сейчас в британском Содружестве. К таким странам В.Е. Чиркин относит, например Антигуа, Барбуду, Барбадос, Ямайку и др.

Важнейшей особенностью является то, что в большинстве монархий Европы институт монарха является лишь данью традициям . Приверженность населения этих стран к монарху ярко иллюстрирует нам как же сильно засело в психике у людей осознание того, что личность монарха священна, что он является своего рода их защитником от всех бед. Истоки монархии обнаруживаются в далеком прошлом, до возникновения письменности и летописной истории. Мифология и фольклор всех стран повествуют о царях, приписывая им легендарные проявления доблести, благочестия, дальновидности и справедливости, или - довольно часто - поступки противоположного свойства. Стереотипы царя-воина, безгрешного монарха, царственного законодателя и верховного судии свидетельствуют о разнообразных ролях, которые цари были призваны исполнять.

Юридически и фактически Нидерланды - конституционная парламентская монархия, главой государства является королева, королевское звание же передается по наследству.

Юридическое закрепление широких полномочий монарха на деле оказывается совсем иным: королева назначает премьер-министра, устанавливает министерства, назначает комиссаров в провинциях. Каждый год в третий вторник сентября королева выступает на объединенной сессии парламента с докладом об основных направлениях государственной политики. Она (королева) руководит внешней политикой и имеет право помилования. Однако, все вышеперечисленные полномочия зачастую вместо королевы выполняют члены правительства.

Выходит, что нидерландская монархия очень приближена по своей сущности к монархии английской, так как монарх фактически является государственным главой по традиции, как и в Англии.

Абсолютно во всех монархиях глава государства предстает как символ последнего, именно лицо своего государя дороже всего для населения с монархическим правосознанием, нежели флаг, герб, гимн и др. И эта особенность характерна даже не столько европейским монархиям, сколько монархиям африканским. Например, Свазиленду. Стране на юге Африки, так же неоднократно подвергавшейся влиянию западной идеологии. Конституции как таковой в Свазиленде нет, но есть королевские конституционные акты, закрепляющие основы конституционного строя этой страны.

Какую из этих ролей можно выделить как первостепенную или решающую при возникновении доисторической монархии - предмет долгих дебатов. Одни считали, что катализатором выступила военная функция, и лидерство в войне, стоило сражениям прекратиться, обычно вело к присвоению священнических, судебных, экономических и других функций. Некоторое подтверждение этой точки зрения можно найти как у древних, так и у современных примитивных народов в известной тенденции передавать во время кризиса отдельным лидерам или правителям чрезвычайную власть - например, при угрозе внутреннего раскола или внешнего нападения. Таким было и царствование в древней Спарте, и диктатура в Римской республике, да и полномочия военного времени у современных демократических лидеров обнаруживают эту тенденцию.

Отличительной особенностью является выборность монархов в Малайзии и ОАЭ , это абсолютный феномен монархической формы правления, который является своеобразным "миксом" монархии и республики, хотя, конечно же монархического и даже абсолютистского в этих странах больше. Так Малайзия - "монархия из нескольких монархий" или "Соединенные монархические штаты", так окрестило эту страну мировое сообщество. Она состоит из тринадцати штатов, которые возглавляют наследственные монархи (султаны, раджи), и двух федеральных территорий, которые возглавляют губернаторы.

Верховный правитель Малайзии выбирается главами штатов, которые образуют "Совет правителей". По Конституции 1957 г. Верховный правитель, избранный абсолютным большинством, частично обладает полномочиями как в законодательной, так и в исполнительной сфере власти. В отношении первой он утверждает законы, изданные Парламентом, но одновременно он лишен права вето. В отношении исполнительной власти монарх не может назначать членов Кабинета министров (правительства), он может лишь координировать направления деятельности правительства своими указаниями.

Но при всем при этом, у Верховного правителя Малайзии остается исключительное право назначения судей, представительства страны на международной арене, командования армией при военных действиях. Интересен тот факт, что все субъекты Малазийской Федерации обладают собственными Конституциями, а так же и широкими полномочиями, что делает Верховного правителя Малайзии "первым среди равных".

Малайзия по своей сущности является уникальной монархией, так как во главе страны стоит аристократическая элита, выбирающая главу из своей среды. То есть малазийскую монархию можно обозначить как поликонституционную парламентскую монархию с характерными аристократическими признаками.

Похожая ситуация и в Объединенных Арабских Эмиратах. Это государство находится в восточной части Аравийского полуострова на побережье Персидского и Оманского заливов. Назвать Эмираты полноценной монархией нельзя, так как главой государства является Президент, причем выборный. Однако он выбирается из семи эмиров, являющихся правителями эмиратов, которых соответственно тоже семь.

С другой стороны, пример Древнего Египта подсказывает, что при относительно мирной жизни царствование более непосредственно связано с поддержанием общественной дисциплины через тщательно разработанную систему религиозных санкций, сосредоточенных на божественной персоне монарха. История Китая и Японии предоставляет дополнительные примеры относительно изолированных и невоинственных обществ, в которых военная функция или не имела для монаршей должности первейшего значения, или была полностью отделена от нее. В Древней Месопотамии царей, по-видимому, лишь от случая к случаю наделяли священнической и военной функциями, первичные их роли - правитель и судья. Существует и теория, что сложное законодательство и юриспруденция, выросшие из тщательно разработанной системы искусственного орошения в Междуречье, могли придать развившимся здесь институтам власти особый характер.

Самое поразительное в ОАЭ является то, что в каждом из семи эмиратов имеет место абсолютная монархия, которая сочетается еще и с Конституциями эмиратов. Высшая власть страны не имеет никакого права вмешиваться во внутренние дела эмиратов.

Таким образом, в восточной части Аравийского полуострова находится уникальное государство: республика с монархией (причем абсолютной) в основе или "монархической республикой". Причем абсолютно невозможно в данном случае отнести эту республику ни к президентской ни к парламентарной, т.к. в первом случае полномочия президента не слишком велики, а во втором органы парламента не имеют своего четкого очертания.

Еще одной интересной особенностью некоторых современных монархий является монархический федерализм , причем характерный не только для ОАЭ и Малайзии, но и, например, для такого государства как Бельгия. По Конституции Бельгии от 1831г. это государство является унитарным, но при развитии этой страны возникли проблемы, обусловленные неоднородностью национального состава населения. Однако федерализм в монархиях можно рассматривать как еще один способ ограничения власти монарха с помощью децентрализации государственного руководства монархией.

Среди арабских монархий присутствует особый принцип престолонаследия, это так называемый клановый принцип , когда монарха выбирает его семья. Эта особенность присуща исключительно азиатским монархиям Персидского залива. Если вспомнить престолонаследие в Древнем Египте, то можно найти очень много общего. Такой принцип просматривается, например в уже рассмотренном Катаре.

Таким образом, среди основных особенностей современных монархий можно выделить десять основных:

  • 1. "нетипичность";
  • 2. отсутствие абсолютизма среди европейских монархий;
  • 3. наличие среди монархий принципа: "чем южнее монархия, тем более она абсолютна";
  • 4. наличие европейских демократических институтов, у монархий Азии и Африки, побывавших под влиянием государств Европы;
  • 5. наличие института монарха, в монархиях Европы, как дани традициям;
  • 6. возведение монарха в ранг символа, лица государства, во всех монархиях;
  • 7. выборность монархов в Малайзии и ОАЭ;
  • 8. клановый принцип выбора монарха в арабских монархиях;
  • 9. монархический федерализм как фактор ограничения власти монарха;
  • 10. фиктивность законодательных (законосовещательных) органов в ряде мусульманских монархий.

Данный перечень особенностей не является исчерпывающим, но именно он наиболее точно характеризует положение современных монархий, как форм правления в мире, их значение и отличия современных монархий от их исторических предшественников.

В современном мире существует чуть более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом. Из них только 41 государство имеет монархическую форму правления, не считая несколько десятков территорий, находящихся под властью Британской короны. Казалось бы, в современном мире явный перевес на стороне республиканских государств. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти страны в большинстве своем принадлежат к третьему миру и образовались в результате распада колониальной системы. Зачастую созданные по колониальным административным границам, эти государства являются очень неустойчивыми образованиями. Они могут дробиться и видоизменяться, что видно, например, в Ираке. Они охвачены непрекращающимися конфликтами, как значительное число стран Африки. И уж совершенно очевидно не входят в разряд передовых государств.

Сегодня монархия - это чрезвычайно гибкая и многоликая система в диапазоне от родоплеменной формы, успешно действующей в арабских государствах Ближнего Востока, до монархического варианта демократического государства во многих европейских странах Никифорова, Н.А. История государства и права зарубежных стран [Текст]/ Н. А. Никифорова.- М.: Окей-книга, 2011.-160с..

Почти во всех европейских республиках, когда-либо бывших монархиями, существуют и имеют некоторое влияние монархические партии. В то же время в европейских монархиях есть сильные республиканские тенденции. В Великобритании ряд социалистических организаций предлагают упразднить должности короля/королевы и Принца Уэльского и ввести должность президента, переименовать Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии в Британскую Федерацию.

С 1997 года находящаяся у власти Лейбористская партия начала реформы, снижающие роль традиций и постепенно развивающие демократию. За это консерваторы обвиняют их в отступлении от идей монархии. В Испании также существуют партии, которые предлагают вынести на референдум вопрос о восстановлении республики. В Швеции сильны республиканские настроения как в левых, так и в центристских кругах. Во многих странах, которые с момента образования до настоящего времени были республиками (Швейцария, Словакия, Сан-Марино), ставится вопрос о введении монархической формы правления

Вот список государств с монархическим строем и территорий под их короной: государство власть самодержавный монархия

Европа

  • * Андорра -- со-князья Николя Саркози (с 2007) и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья (c 2003)
  • * Бельгия -- король Альберт II (с 1993)
  • * Ватикан -- папа римский Бенедикт XVI (с 2005)
  • * Великобритания -- королева Елизавета II (с 1952)
  • * Дания -- королева Маргрете II (с 1972)
  • * Испания -- король Хуан Карлос I (с 1975)
  • * Лихтенштейн -- князь Ханс-Адам II (с 1989)
  • * Люксембург -- великий герцог Анри (с 2000)
  • * Монако -- князь Альберт II (с 2005)
  • * Нидерланды -- королева Беатрикс (с 1980)
  • * Норвегия -- король Харальд V (с 1991)
  • * Швеция -- король Карл XVI Густав (с 1973)

Азия.

  • * Бахрейн -- король Хамад ибн Иса аль-Халифа (с 2002, эмир в 1999--2002)
  • * Бруней -- султан Хассанал Болкиах (с 1967)
  • * Бутан -- король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (с 2006)
  • * Иордания -- король Абдалла II (с 1999)
  • * Камбоджа -- король Нородом Сиамони (с 2004)
  • * Катар -- эмир Хамад бин Халифа аль-Тани (с 1995)
  • * Кувейт -- эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах (с 2006)
  • * Малайзия -- король Мизан Зайнал Абидин (с 2006)
  • * Объединённые Арабские Эмираты ОАЭ -- президент Халифа бен Зайд ан-Нахайян (с 2004)
  • * Оман -- султан Кабус бен Саид (с 1970)
  • * Саудовская Аравия -- король Абдалла ибн Абдель Азиз ас-Сауд (с 2005)
  • * Таиланд -- король Пумипон Адульядет (с 1946)
  • * Япония -- император Акихито (с 1989)

Африка

  • * Лесото -- король Летсие III (с 1996, первый раз в 1990--1995)
  • * Марокко -- король Мухаммед VI (с 1999)
  • * Свазиленд -- король Мсвати III (с 1986)

Океания

* Тонга -- король Джордж Тупоу V (с 2006)

Доминионы

В доминионах, или королевствах Содружества, главой является монарх Великобритании, представленный генерал-губернатором.

Америка

  • * Антигуа и Барбуда Антигуа и Барбуда
  • * Багамские Острова Багамы
  • * Барбадос
  • * Белиз
  • * Гренада
  • * Канада
  • * Сент-Винсент и Гренадины
  • * Сент-Китс и Невис
  • * Сент-Люсия
  • * Ямайка

Океания

  • * Австралия
  • * Новая Зеландия
  • * Ниуэ
  • * Папуа -- Новая Гвинея
  • * Соломоновы Острова
  • * Тувалу

Первое место по числу стран с монархической государственностью держит Азия. Это прогрессивная и демократичная Япония. Лидеры мусульманского мира - Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман. Две монархические конфедерации - Малайзия и Объединённые Арабские Эмираты. А еще - Таиланд, Камбоджа, Бутан.

Второе место принадлежит Европе. Монархия здесь представлена не только ограниченной формой - в странах занимающих лидирующее положение в ЕЭС (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и др.). Но и абсолютной формой правления - в государствах-"карликах": Монако, Лихтенштейне, Ватикане.

Третье место - за странами Полинезии, и четвёртое за Африкой, где в настоящее время сохранилось всего три полноценных монархии: Марокко, Лесото, Свазиленд плюс несколько сотен "туристических".

Тем не менее, ряд республиканских стран вынуждены мириться с наличием на своей территории традиционных местных монархических или родоплеменных образований, и даже закреплять их права в конституции. К ним нужно отнести: Уганду, Нигерию, Индонезию, Чад и другие. Даже такие страны как Индия и Пакистан, упразднившие суверенные права местных монархов (ханов, султанов, раджей, магараджей) в начале 70-х годов XX-го века, зачастую вынуждены принимать существование этих прав, что называется de facto. Правительства обращаются к авторитету обладателей монархических прав при разрешении региональных религиозных, этнических, культурных споров и прочих конфликтных ситуаций.

Система ценностей представляет собой мир значений, благодаря которым человек приобщается к чему-то более важному и непреходящему, чем собственное эмпирическое существование. Именно благодаря приобщению к ценностям жизнь отдельного человека приобретает смысл.

Однако не все россияне осознают роль и значение ценностей, как для функционирования общества, так и для определения смысла собственной жизни. История подтверждает, что в переломные периоды развития общества одна часть ценностей неизбежно деформируется, а другая -- продолжает оставаться наиболее консервативной, не поддающейся воздействию новой реальности. Носители таких ценностей, как правило, отторгают новые ценности как неприемлемые для них.

Современная система ценностей российского общества не имеет целостного характера. В ней сохраняются и продолжают играть роль существенного фактора интеграции и самоидентификации значительной части населения такие ценности, как государственность, державность, коллективизм, равенство и социальная справедливость. Параллельно с традиционными ценностями актуализируются и усваиваются ценности, порожденные проводимыми в стране преобразованиями, а именно: свобода, индивидуализм, частная собственность, права человека, толерантность и др. Отсюда вытекает существующее размежевание носителей ценностей между элитными слоями и рядовыми гражданами. Неоднозначно воспринимаются и такие ценности, как свобода, рынок, демократия, конкуренция, стабильность на уровне элитного и массового сознания. Нет единства в восприятии ценностей общественным сознанием в целом. Это породило раскол российского общества по базовым ценностям, который уже длительное время не позволяет обеспечить стабильность политической системы и общества.

Объединяющую роль в российском обществе могло бы сыграть усвоение такой ценности, как толерантность. На уровне властных отношений она характеризует позицию политических сил, выражающую готовность к допуску инакомыслия в своих рядах, разрешению деятельности в рамках закона, конструктивной оппозиции. В жизни отдельной личности толерантность проявляется в готовности прислушаться к мнению политических противников, в стремлении переубедить их с помощью логических аргументов, наконец, в признании правоты их позиций. Развитое толерантное сознание позволяет достойно переживать свое поражение в политической борьбе и даже извлекать из него определенные выгоды для себя.

Утверждение массового толерантного сознания могло бы способствовать преодолению конфронтации политических сип, противостояния идеологий и ликвидации существующего раскола российского общества по базовым ценностям, а, следовательно, достижения согласия и взаимопонимания хотя бы по ключевым вопросам настоящего и будущего страны.

К сожалению, именно эта ценность труднее всего усваивается как массовым, так и элитарным сознанием. Нетерпимость - качество, которое изначально формировалось в сознании людей, являющихся носителями социалистической идеологии советского периода, и тех, кто пострадал за инакомыслие. Непримиримость к своим оппонентам преодолевается с большим трудом, ибо привычнее считать оппонента врагом, нежели союзником в поиске оптимального решения вопроса или в постижении истины.

Итак, из приведенной характеристики ценностей следует, что их содержание не остается неизменным. Однако деформация и модернизация ценностей происходят в довольно длительные исторические сроки и зависят от характера происходящих изменений в социально- экономической и политической сферах жизни общества, под воздействием коренных преобразований или состояния затянувшейся войны.

Ценности деформируются и модернизируются также со сменой поколений, так как каждое новое поколение при сохранении преемственности ценностей предшествующих поколений вместе с тем не может оставаться заложником отживающих стереотипов.

Усваивая новые ценности, оно адаптируется к изменяющимся условиям бытия. Однако суть проблемы, на мой взгляд, заключается не в самой способности ценностей к изменению, а в том, каким содержанием в ходе этого процесса они наполняются и что становится в итоге приоритетным для каждого последующего поколения.

Поскольку ценности составляют ядро менталитета, определяют качественное состояние политической системы и являются стержнем жизнедеятельности отдельной личности, придавая ей устойчивость и перспективу, постольку очень важно, в каком направлении будет происходить их модернизация и в какой мере будут усваиваться ценности, актуальные для данного этапа развития общества.

Ценности выполняют свое предназначение, если они восприняты и усвоены на уровне общества, государства и личности. Усвоение ценностей не осуществляется в короткие и заданные сроки. Сложность этого процесса связана с необходимостью переориентации сознания людей. В социально-политических условиях современной России усвоение новых и переоценка традиционных ценностей затрудняются из-за борьбы разнонаправленных тенденций: демократизма и авторитаризма, централизации и регионализации, глобализации и изоляционизма. В этом процессе сталкиваются также различные политические культуры и политические направления (радикал-либерализм, консерватизм, коммунизм, национал-патриотизм).

Восприятие и усвоение новых ценностей массовым сознанием осуществляется под воздействием множества факторов, которые либо способствуют их усвоению, либо вызывают отторжение от них (как это имело место при неудачной попытке навязать россиянам либерально-демократические ценности в начале 90-х гг. XX в. “сверху” и приведшую в итоге к дискредитации демократии как таковой).

Среди факторов, позитивно воздействующих на усвоение демократических ценностей, следует выделить уровень образованности людей. Чем образованнее люди, тем быстрее они овладевают способностью усваивать все новое, в том числе и ценности. Отсюда усвоение демократических ценностей, прежде всего, на уровне интеллектуальной элиты приобретает в России особенно актуальное значение. Но для решения этой проблемы помимо интеллекта нужны еще политическая воля и чувство ответственности за судьбу своей страны. Инновационное развитие России, а не мобилизационная модернизация может быть обеспечено только на основе синтеза материальных и духовных достижений всего народа.

Усвоение ценностей находится в прямой зависимости от возможностей их реализации. Заметим, что реализация политических ценностей обусловлена не только деятельностью политической элиты, но и участием масс в политическом процессе. Обеспечение гарантий реализации ценностей сталкивается с многочисленными трудностями. Прежде всего, необходимо различать декларируемые ценности и те, которые действительно усваиваются людьми и побуждают их к конкретной деятельности. Это различие обусловлено тем, что, во-первых, не все люди осознают роль ценностей в своей жизни; во-вторых, в массовом сознании постоянно смешиваются противоречивые ценности (рынок и централизация, равенство в распределении благ и социальная справедливость). Все это существенно влияет на мотивацию человеческой деятельности и практическую реализацию ценностей. На уровне политических институтов нередко приоритет отдается узкогрупповым интересам; допускаются просчеты в оценках политической и экономической конъюнктуры и перспектив развития общества, хотя все формально выступают с позиций общегуманных целей и общечеловеческих ценностей.

Степень гарантированности реализации ценностей зависит от уровня экономического развития страны и совершенствования социально-политических институтов, осуществляющих управление социально-политическим процессом. Экономическое благополучие в обществе в целом способствует сдвигу приоритетов от материальных (экономической и физической безопасности) к ценностям, характеризующим качество жизни и возможности самовыражения личности.

В России реализация этих ценностей весьма ограничена, так как люди воспринимают, прежде всего, те аспекты реальной жизни, которые затрагивают их непосредственно. Значительная же часть населения России пока ведет борьбу за выживание, которая нередко сопровождается жесткой конкуренцией, включая и физическое уничтожение соперников.

Гарантии реализации таких ценностей, особенно популярных у российских граждан, как социальная справедливость, равенство всецело зависят от экономической эффективности. Вместе с тем, подъем российской экономики нельзя осуществить без учета менталитета россиян и их ценностных ориентаций. Ни одна реформа, в том числе, экономическая, осуществляемая сверху, как правило, не доводится до конца без ее поддержки “снизу”. Решить эту проблему невозможно без соотнесения задач демократизации общества с особенностями существующей системы ценностей и возможностями ее изменения в направлении к демократии.

Сложившаяся ценностная дифференциация в массовом сознании превратила социально-однородное советское общество в общество ценностно-гетерогенное, усилила ценностные размежевания элитных и массовых групп. Такие ценности, как образованность, профессионализм, права человека, личное достоинство активно осваиваются и реализуются преимущественно представителями элит. В массовом сознании по-прежнему сохраняется приверженность патернализму, когда люди не готовы и не способны диктовать государству важнейшие параметры достижения необходимого порядка, а потому предоставляют государству все полномочия в выборе методов его обеспечения.

Известно, что любое общество не может длительное время базироваться на противоречивой системе ценностей. Поэтому необходима целенаправленная работа по приобщению массового сознания к демократическим ценностям. Иначе противоречия между целями правящей элиты и возможностями их реализации будут обостряться и сдерживать демократические преобразования.

Известно также, что столкновение базовых ценностей весьма опасно не только для правящей элиты, но и для общества в целом. Оно неизбежно приводит к нарушению стабильности политической системы и вынуждает политиков использовать двойные стандарты в своей деятельности.

В целом, деформация и модернизация системы ценностей, соответствующей демократическим критериям -- задача нового поколения россиян, которое, хочется надеяться, в полной мере осознает необходимость усвоения, прежде всего таких ценностей, как образованность, профессионализм, права и свободы человека, личное достоинство, патриотизм, коллективизм, государственность и др. Это поколение должно внести соответствующие коррективы в традиционные ценности, и, тем самым, обеспечить необходимую преемственность в общей системе ценностей.

Однако уже сегодня осмысление содержания традиционных и усвоение новых ценностей массовым сознанием россиян, а также формирование определенной системы их взглядов должно входить в задачи опережающей информационной государственной политики. Люди в большинстве своем хотят знать, в чем суть проводимых в стране преобразований, на какие базовые ценности опирается наша правящая элита и в каком направлении развивается общество, в котором мы живем.

Существование различных форм правления в современном мире обусловлено историческими особенностями развития государств в разных частях света. Специфические события, происходившие в судьбе каждого народа, провоцировали изменения в политическом строе и в отношении к правительству страны. Так, развивались формы правления, в которых решения принимало своего рода народное собрание или любое другое объединение нескольких людей. А в некоторых государствах авторитетом и полной властью обладал лишь один человек, такой тип власти называется монархией.

Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному человеку и, чаще всего, передаётся по наследству. Единоличного правителя называют монархом, а в разных культурных традициях он приобретает различные именования – царь, король, князь, император, султан, фараон и т.д.

Ключевыми особенностями монархического строя являются:

  • Наличие единоличного монарха, правящего в государстве пожизненно;
  • Передача власти по наследству;
  • Монарх представляет своё государство на международной арене, а также является лицом и символом нации;
  • Власть монарха часто признаётся священной.

Виды монархии

В современной науке выделяется несколько разновидностей монархической власти. Основным принципом классификации понятия выступает степень ограничения власти монарха. Если царь, император или какой-либо другой единоличный правитель обладает неограниченной властью, а все органы власти ему подотчётны и полностью подчиняются, то такая монархия называется абсолютной .

Если же монарх является лишь представительным лицом, а его власть ограничена конституцией, полномочиями парламента или культурной традицией, то такая монархия называется конституционной .

Конституционная монархия, в свою очередь, делится на две ветви. Первый вид – парламентарная монархия – предполагает только представительную функцию монарха и полное отсутствие у него власти. А при дуалистической монархии глава государства имеет право принимать любые решения о судьбе страны, но только в рамках одобренной народом конституции и других законов.

Монархия в современном мире

В наши дни ещё многие страны сохраняют монархическую форму правления. Одним из самых ярких примеров парламентарной монархии является Великобритания, где монарх выступает в роли представительного лица могущественной страны.

Традиционный вариант монархии, или абсолютная монархия, сохраняется в некоторых государствах Африки, например, в Гане, Нигерии, Уганде или ЮАР.

Дуалистическая монархия сохранилась в таких странах, как Марокко, Иордания, Кувейт, Монако и Лихтенштейн. В последних двух государствах дуалистическая монархия представлена не в чистом виде, а с некоторыми специфическими особенностями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Образец титульного листа курсовой работы

Министерство Внутренних Дел России

Московский университет МВД России

Московский областной филиал

Московского университета МВД России

Кафедра _ теории и истории государства и права

по дисциплине «Теория государства и права»

Тема: Современные монархические формы правления

Введение

1. Понятие и признаки монархии как формы правления

2. Виды монархий и их особенности в современном мире

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В данной работе рассматривается тема "Современные монархические формы правления". Монархия (от греч. monarchia - одновластие: mono - один и arhea - власть) - государство, в котором государственная власть принадлежит одному лицу и передается по наследству в порядке престолонаследия. Существуют следующие виды монархической формы правления: абсолютная (неограниченная) монархия и конституционная (ограниченная монархия), которая, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую монархии.

Монархия - это самая древняя форма правления, дошедшая до наших дней. Потому ее изучение и анализ представляется достаточно актуальным. Современные монархии являются как правило, номинальными, конституционными, когда монарх делит власть с институтами парламентской демократии. Признавая монархию историческим анахронизмом, можно, тем не менее, выделить ряд ее привлекательных черт:

1. Стабильность. Власть предельно сконцентрирована, она опирается на сословие, обязанное монарху своей властью на местном уровне, служащее ему преданно. монархия власть престолонаследие элитарность

2. Эффективность. Решения принимаются быстро и энергично, они незамедлительно вступают в силу.

3. Элитарность. В окружении монарха оказываются люди, обладающие, по его мнению, мудростью, образованностью, энергией.

4. Монарх с детства воспитывается и получает образование именно как верховный правитель, ответственный перед Богом и перед страной, в то время как политик, пришедший к власти в зрелом возрасте, только начинает знакомиться с тем кругом знаний и проблем, где ему предстоит работать. К тому же для прохождения трудного пути к власти требуются одни качества, а для управления страной - совсем иные.

Значение даже парламентской монархии не следует все же сводить к голому символу, к ритуалу, к условности. В общественном сознании монархия имеет смысл, нельзя исключать, что он может проявиться в каких-то экстремальных ситуациях.

Современные монархии в Европе: Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция.

Цель работы - выявить сущность монархической формы правления и рассмотреть ее современные разновидности.

Объект исследования - исторические и современные монархические формы правления.

Предмет исследования - виды монархий, особенности различных типов современных монархий, социальное содержание современной монархии.

Рассмотрим подробнее монархию, как форму государственного правления и ее современные разновидности.

1. Понятие и призна ки монархии как формы правления

Монархия наряду с республикой является одной из двух форм правления, известных теории государства и права. Власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия.

Престолонаследие - переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства.

В некоторых арабских странах существует так называемая "клановая" форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.

Другой важной формой правления является регентство временное коллегиальное или единоличное осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае временного отсутствия монарха, его продолжительной болезни, малолетства.

В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.

В династической монархии действует строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату, так было на Руси.

Гораздо чаще нам встречается родовая монархия, где действовал принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.

Особая разновидность монархии выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. Она не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

· наличие единоличного пожизненного главы государства (царь,

· король, император, шах);

· наследственный порядок преемственности верховной власти;

· юридическая безответственность монарха.

Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия становится основной формой государственного правления при феодализме и сохраняет лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления в буржуазном обществе.

2. Виды монархий и их особенности в современном мире

Как и множество других понятий, монархия имеет греческую этимологию и означает единовластие. При монархической форме устройства государства власть принадлежит одному человеку и передается ему по наследству. Однако существует несколько вариантов правления по монархическому типу, которые отличаются между собой степенью полномочий монарха, а также наличием либо отсутствием дополнительных независимых органов власти. Монархия и ее виды по традиционному устройству Древневосточная. Это не только самая первая форма монархии, но и вообще государственного правления. Здесь власть правителей контролировалась знатными сословиями или народными собраниями, которые могли влиять на решения, принятые монархом.

Феодальная. Ее также называют средневековой. При этой форме распространена политика, акцентирующая внимание на сельскохозяйственном производстве, а общество делится на две группы: феодалов и крестьян. Она имела несколько этапов своего развития, последний из которых является основным видом монархии - абсолютной.

Теократическая. Здесь глава церкви получает полнейшую власть, также возможно правление просто религиозным лидером. Духовенство в этом случае играет важнейшую роль в обществе, а аргументы тех или иных действий главы сводятся к их изначальному божественному происхождению: знаки, откровения и законы, которые послал Бог.

Помимо этих трех видов, монархию различают по степени ограничений: абсолютная, конституционная, парламентская, дуалистическая.

Виды монархии: абсолютная

Здесь проявляется безусловность правления монарха, в его руках фактически сосредоточена вся власть: судебная, законодательная и исполнительная, а также в ряде случаев религиозная. В 17-18 веках в Западной Европе был расцвет абсолютизма, что со временем перестало быть актуальным.

Здесь интересно само обоснование абсолютной монархии: глава, его предшественники и наследники имеют якобы божественное происхождение, которое на земле сопровождалось возвеличиванием и демонстрацией этого с помощью пышных дворцов и этикета. Монархов поддерживали дворяне, которые были на ступень ниже, однако на самой низкой были рабы или крестьяне, задача которых была жить в нищете и подчиняться. За это король им позволял жить.

Виды монархии: конституционная

При этой форме правления власть монарха несколько ограничена не только юридически, но и фактически. Он разделяет ее с парламентом, и в зависимости от того, за кем остается исполнительная, различают дуалистическую и парламентарную монархию.

Виды монархии: парламентарная

Здесь правительство обладает большими полномочиями, чем монарх, оно отвечает за свои действия в первую очередь перед парламентом. Монарх при этом играет исключительно церемониальную роль и фактически не обладает исполнительной и законодательной властью, которые разделяются между парламентом и правительством.

Виды монархии: дуалистическая

При этой форме правления монарх является ответственным властным лицом, правительственные действия которого ограничиваются конституционными пунктами. Монарх может распускать парламент и формировать правительство, поэтому, по сути, его власть сохранена, но разделена с парламентом по формальному принципу: монарх реализует исполнительную, а парламент законодательную.

В настоящее время существуют государства, в которых царит монархический строй. Абсолютный вид реализован в Саудовской Аравии, Катаре, Брунее и Омане. Конституционная дуалистическая представлена в Марокко, Лихтенштейне, ОАЭ, Люксембурге, Кувейте, Монако и Иордании. Конституционная парламентарная проявлена в Невисе, Сент-Китсе, Гренадинах, Сент-Винсенте, Ямайке, Тонге, Новой Зеландии, Великобритании, Бельгии, Камбоджа, Японии, Дании, Таиланде, Норвегии, Канаде, Швеции, Бутане, Испании, Андорре и др. Таким образом, монархия является достаточно распространенным явлением в наши дни, однако тенденция к преобладанию ее более демократической формы говорит о том, что она больше воспринимается как дань традиции, чем эффективная форма правления в ее классическом значении.

Особенность современной монархии - это отличительная черта данной формы правления, характеризующая индивидуальность организации ее органов власти и отличающая современные монархии от их исторических аналогов.

Первой, и наверное самой главной особенностью является «нетипичность», так удачно выделенная В.Е. Чиркиным. Он называет классическую парламентскую монархию «республиканской монархией», т.е. монархией в которой власть монарха полностью ограничена во всех сферах государственной власти. Ярким примером «нетипичной» монархии может служить Англия - Центр Содружества независимых государств, которые раньше входили в ее колонии. Английская монархия являет собой пример классической конституционной парламентской монархии.

Другой отличительной особенностью является то, что ни одна монархия Европы не является абсолютной, что еще раз подчеркивает высокий уровень европейской демократичности. Однако Ватикан с юридической точки зрения является абсолютной монархией.

В наше время существует проблема «богатый Север - бедный Юг», эту же тенденцию можно в той или иной степени заметить и у монархий, то есть чем южней находится монархия, тем более она абсолютна. Так из северных монархии можно привести пример Швеции. Это североевропейская монархия, являющаяся еще более ограниченной, нежели монархия английская.

Еще одной важной особенностью некоторых современных монархий является фиктивность законодательных (законосовещательных органов) при монархе. Эта особенность относится к современным абсолютным мусульманским монархиям. В Омане, например, «создание парламента как противоречащего традициям мусульманского фундаментализма исключается». Парламент заменяется институтом аш-шуры - законосовещательным органом при монархе, но реальных полномочий он не имеет и находится в полной зависимости от монарха.

Очень близкой к этой особенности является постколлониальная монархичность некоторых островных республик, побывавших в числе колоний Великобритании, и находящихся сейчас в британском Содружестве. К таким странам В.Е. Чиркин относит например Антигуа, Барбуду, Барбадос, Ямайку и др.

Важнейшей особенностью является то, что в большинстве монархий Европы институт монарха является лишь данью традициям. Приверженность населения этих стран к монарху ярко иллюстрирует нам как же сильно засело в психике у людей осознание того, что личность монарха священна, что он является своего рода их защитником от всех бед. Эту особенность ярко иллюстрируют примеры уже рассмотренной Англии или Нидерландов. Нидерланды - «страна, в которой разрешено все!» - так называют Нидерланды европейские соседи. Эта страна формально имеет 2-е Конституции: Статут Королевства Нидерландов от 1954 г. (этот акт решает вопросы между самими Нидерландами и их провинциями, т.к. по форме государственного устройства Нидерланды являются унитарным децентрализованным государством) и Конституции Нидерландов от 1815 г., закрепляющей основы нидерландского конституционного строя.

Абсолютно во всех монархиях глава государства предстает как символ последнего, именно лицо своего государя дороже всего для населения с монархическим правосознанием, нежели флаг, герб, гимн и др. И эта особенность характерна даже не столько европейским монархиям, сколько монархиям африканским. Например Свазиленду. Стране на юге Африки, так же неоднократно подвергавшейся влиянию западной идеологии. Конституции как таковой в Свазиленде нет, но есть королевские конституционные акты, закрепляющие основы конституционного строя этой страны.

Отличительной особенностью является выборность монархов в Малайзии и ОАЭ, это абсолютный феномен монархической формы правления, который является своеобразным «миксом» монархии и республики, хотя, конечно же монархического и даже абсолютистского в этих странах больше. Так Малайзия - «монархия из нескольких монархий» или «Соединенные монархические штаты», так окрестило эту страну мировое сообщество. Она состоит из тринадцати штатов, которые возглавляют наследственные монархи (султаны, раджи), и двух федеральных территорий, которые возглавляют губернаторы.

Еще одной интересной особенностью некоторых современных монархий является монархический федерализм, причем характерный не только для ОАЭ и Малайзии, но и например для такого государства как Бельгия. По Конституции Бельгии от 1831г. это государство является унитарным, но при развитии этой страны возникли проблемы, обусловленные неоднородностью национального состава населения. Однако федерализм в монархиях можно рассматривать как еще один способ ограничения власти монарха с помощью децентрализации государственного руководства монархией.

Среди арабских монархий присутствует особый принцип престолонаследия, это так называемый клановый принцип, когда монарха выбирает его семья. Эта особенность присуща исключительно азиатским монархиям Персидского залива. Если вспомнить престолонаследие в Древнем Египте, то можно найти очень много общего. Такой принцип просматривается например в уже рассмотренном Катаре.

Таким образом, среди основных особенностей современных монархий можно выделить десять основных:

-«нетипичность»;

Отсутствие абсолютизма среди европейских монархий;

Наличие среди монархий принципа: «чем южнее монархия, тем более она абсолютна»;

Наличие европейских демократических институтов, у монархий Азии и Африки, побывавших под влиянием государств Европы;

Наличие института монарха, в монархиях Европы, как дани традициям;

Возведение монарха в ранг символа, лица государства, во всех монархиях;

Выборность монархов в Малайзии и ОАЭ;

Клановый принцип выбора монарха в арабских монархиях;

Монархический федерализм как фактор ограничения власти монарха;

Фиктивность законодательных (законосовещательных) органов в ряде мусульманских монархий.

Данный перечень особенностей не является исчерпывающим, но именно он наиболее точно характеризует положение современных монархий, как форм правления в мире, их значение и отличия современных монархий от их исторических предшественников.

Заключение

В последние годы процесс «республиканизации» в мире заметно замедлился. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами.

Современные европейские монархии считаются цивилизованными, в отличие от прежних, «нецивилизованных», абсолютистских. Во всех монархических государствах современности, независимо от их форм, считается, что монарх обладает исполнительной властью, хотя в подавляющем большинстве стран он такой власти реально не имеет.

Кроме того, в современных условиях есть такие нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через определённый промежуток времени. Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) выборы монарха проводят раз в пять лет. Это сближает монарха с президентом, а форма правления приближается к республиканской. Однако оба названных государства являются, несомненно, монархиями.

Что касается Российской Федерации, то некоторые политики считают, что в настоящее время в нашей стране может быть более приемлемо правление монарха. Социалистическое прошлое нашей страны, когда провозглашались равенство политических и гражданских прав, декларировалось социальное равенство, повлияло на современное государство. Переходный период становления формы правления нашего государства закончился, власть все более централизуется в руках главы государства, наличие выборных органов только создает видимость принятия коллективного решения по знаковым для страны вопросам. Многочисленные обращения депутатов различных уровней, видных политиков которые обращаются с конституционной инициативой об изменении основного закона - Конституции, по вопросу продления полномочий действующего президента, обсуждение кандидатуры приемника президента, позволяют утверждать, что Россия не изжила стремления к монархической форме правления.

Сторонники монархии утверждают, что если государством будет править преданный России и волевой монарх, то страну удастся поднять на высокий уровень. Возможно, монархия могла бы расставить все по своим местам, ведь авторитет монарха полностью зависит от его государства.

Однако следует иметь в виду, что современные представители государственного права считают «конституционной» монархией, сочетающей будто бы различные элементы в одной Верховной власти, есть, таким образом, в действительности не что иное, как еще не вполне организованная демократия. Она уже победила в сознании народов, она уже стала фактически верховной властью, но еще пока не выбросила из числа своих делегированных властей остатков монархии и аристократии, еще не заменила этих обломков прежнего устройства одной палатой народных представителей.

Список используемой литературы

1. Теория государства и права: Учебник для Вузов /Под общ.ред. О.В. Мартышина. - М.: Издательство НОРМА, 2007. - 496 с.

Малахов В.П., Горшенева И.А., Иванов А.А.

2. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. - 159 с.

3. Теория государства и права: учебник / Под ред. В.Я. Кикотя и В.В. Лазарева. - 3 изд. пер. доп. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА - М.: 2008. - 624 с.

4. Червонюк В.И. Теория государства и права: учебник. М.: ИНФРА - М.: 2007. - 704 с.

5. Иванов А.А. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». -М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. - 351 с.

6. Теория государства и права: учебник /Под ред. к.ю.н., доцента П.В. Анисимова. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. - 312 с.

7. Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов. - 2 изд. - М.: РИОР, 2009. - 464 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и сущность монархии. Признаки монархии как формы правления, ее достоинства и недостатки. Обзор монархий как формы правления: особенности абсолютной, ограниченной формы. Монархии в историческом аспекте. Современные монархические государства.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2011

    Понятие и виды монархии, исторические формы ее развития. Основополагающие системы престолонаследия. Достоинства и недостатки монархической формы государственного правления. Современные монархические государства. История абсолютной монархии во Франции.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2014

    Современная теория государства. Разновидности формы правления. Признаки монархии и особенности современной монархии. Признаки республиканских форм правления и их разновидности с современной точки зрения. Формы правления и стабильность в государстве.

    реферат , добавлен 12.06.2011

    Формы правления в современном мире, государственные и политические режимы. Особенности правления в монархии. Основные признаки республиканских форм правления. Классификация республик, функции парламента в них. Формы правления в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2012

    Формы государственного правления. Понятие монархии как государственной формы правления, ее достоинства и недостатки. Сущность абсолютной и дуалистической монархии. Конституционные монархии и современность. Нетрадиционные виды монархии и их характеристика.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2014

    Монархия как форма государственного правления, при которой глава государства получает власть в порядке престолонаследия. Характеристика абсолютной, конституционной, дуалистической и парламентской монархии. Понятие, виды и порядок наследования престола.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2011

    Понятие, сущность, исторические формы развития монархии, ее теоретические основы, достоинства и недостатки как формы государственного правления. Монархические государства современности, их характеристика на примере конституционной монархии Англии.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2009

    Понятие и признаки монархии, история и основные этапы развития данной формы правления, классификация и типы. Системы престолонаследия, Салическая, Кастильская и Австрийская. Формы реализации монархии, анализ и оценка их главных преимуществ недостатков.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2016

    Монархия как форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу, ее признаки и виды. Монархические государства современности. Понятие, отличительные черты и примеры президентской республики.

    презентация , добавлен 12.05.2014

    Понятие формы правления, ее сущность и содержание. Характеристика, основные признаки и виды современных форм правления: монархии, республики, нетипичных (смешанных) форм. Исторические этапы становления и особенности форм правления российского государства.

Как и множество других понятий, монархия имеет греческую этимологию и означает единовластие. При монархической форме устройства государства власть принадлежит одному человеку и передается ему по наследству. Однако существует несколько вариантов правления по монархическому типу, которые отличаются между собой степенью полномочий монарха, а также наличием либо отсутствием дополнительных независимых органов власти.

Монархия и ее виды по традиционному устройству

Древневосточная. Это не только самая первая форма монархии, но и вообще государственного правления. Здесь власть правителей контролировалась знатными сословиями или народными собраниями, которые могли влиять на решения, принятые монархом.

Феодальная. Ее также называют средневековой. При этой форме распространена политика, акцентирующая внимание на сельскохозяйственном производстве, а общество делится на две группы: феодалов и крестьян. Она имела несколько этапов своего развития, последний из которых является основным видом монархии - абсолютной.

Теократическая. Здесь глава церкви получает полнейшую власть, также возможно правление просто религиозным лидером. Духовенство в этом случае играет важнейшую роль в обществе, а аргументы тех или иных действий главы сводятся к их изначальному божественному происхождению: знаки, откровения и законы, которые послал Бог.

Помимо этих трех видов, монархию различают по степени ограничений: абсолютная, конституционная, парламентская, дуалистическая.

Виды монархии: абсолютная

Здесь проявляется безусловность правления монарха, в его руках фактически сосредоточена вся законодательная и исполнительная, а также в ряде случаев религиозная. В 17-18 веках в был расцвет абсолютизма, что со временем перестало быть актуальным.

Здесь интересно само обоснование абсолютной монархии: глава, его предшественники и наследники имеют якобы божественное происхождение, которое на земле сопровождалось возвеличиванием и демонстрацией этого с помощью пышных дворцов и этикета. Монархов поддерживали дворяне, которые были на ступень ниже, однако на самой низкой были рабы или крестьяне, задача которых была жить в нищете и подчиняться. За это король им позволял жить.

Виды монархии: конституционная

При этой власть монарха несколько ограничена не только юридически, но и фактически. Он разделяет ее с парламентом, и в зависимости от того, за кем остается исполнительная, различают дуалистическую и парламентарную монархию.

Виды монархии: парламентарная

Здесь правительство обладает большими полномочиями, чем монарх, оно отвечает за свои действия в первую очередь перед парламентом. Монарх при этом играет исключительно церемониальную роль и фактически не обладает исполнительной и законодательной властью, которые разделяются между парламентом и правительством.

Виды монархии: дуалистическая

При этой форме правления монарх является ответственным властным лицом, правительственные действия которого ограничиваются конституционными пунктами. Монарх может распускать парламент и формировать правительство, поэтому, по сути, его власть сохранена, но разделена с парламентом по формальному принципу: монарх реализует исполнительную, а парламент законодательную.

Виды монархий в современном мире

В настоящее время существуют государства, в которых царит монархический строй. Абсолютный вид реализован в Саудовской Аравии, Катаре, Брунее и Омане.

Конституционная дуалистическая представлена в Марокко, Лихтенштейне, ОАЭ, Люксембурге, Кувейте, Монако и Иордании.

Конституционная парламентарная проявлена в Невисе, Сент-Китсе, Гренадинах, Сент-Винсенте, Ямайке, Тонге, Новой Зеландии, Великобритании, Бельгии, Камбоджа, Японии, Дании, Таиланде, Норвегии, Канаде, Швеции, Бутане, Испании, Андорре и др.

Таким образом, монархия является достаточно распространенным явлением в наши дни, однако тенденция к преобладанию ее более говорит о том, что она больше воспринимается как дань традиции, чем эффективная форма правления в ее классическом значении.


Top