Политическая система российской федерации. Понятие политической системы
Политическая система России определяется Конституцией России, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. В Конституции заложен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Исполнительная власть
Исполнительную власть в Росси осуществляет . Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
- Конституционный Суд Российской Федерации;
- Верховный Суд Российской Федерации;
- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля. Он призван защищать основы конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации на всей территории России.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Верховный Суд Российской Федерации осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.
Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Избирательная система
При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
Зарождение отечественной политической системы
Момент начала формирования российской политической системы в специальной исторической и политологической литературе традиционно связывается с распространением деятельности политических партий в конце XIX – начале XX века. Так, например, в 1898 году была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), в 1902 году – партия эсеров, партия октябристов в 1905 г., и т.д.
Однако их деятельность в собственно политическом понимании оказалась недолгой, поскольку в результате победы Октябрьской социалистической революции в 1917 году были упразднены все партии, кроме РСДРП(б) и в России на протяжении более семидесяти лет было установлено господство единственной коммунистической партии.
При этом исходя из особенностей политического режима, советское государство нередко называют тоталитарным, для которого характерно сращивание партийного и государственного аппарата, в связи с чем фактически отсутствовало поле для нормальной критики, а также жестко пресекались любого рода оппозиционные настроения. Руководитель партии в таких условиях, соответственно выступал и руководителем государства.
Замечание 1
Иными словами, все политическая система советского государства выстраивалась вокруг функционирования коммунистической партии, в условиях фактического и юридического отсутствия каких-либо иных серьезных и субъектов соответствующего взаимодействия.
На Учредительном собрании в январе 1918 года высшей партийной и государственной властью признавался Всероссийский съезд Советов, формируемый посредством проведения многоступенчатых выборов из числа представителей местных съездов Советов.
При этом в силу того, что Всероссийский съезд Советов действовал не на постоянной, а на сессионной основе, в период между его заседаниями высшей властью признавался ВЦИК – Всероссийский центральный исполнительный комитет.
В дальнейшем, ключевые преобразования политической системы связывались с принятием Конституций, посредством которых вносились изменения в структуру и процедуру формирования законодательных и исполнительных органов РСФСР.
Так, например, с принятием Конституции СССР 1936 года, двухступенчатая система органов законодательной власти была заменена единым органом – Верховным Советом. В свою очередь, роль ВЦИК была отведена Президиуму Верховного Совета, в частности, им издавались указы, содержавшие ключевые нормативные предписания, закреплялось право толкования законов, и т.д.
Российская политическая система в переходный период
Значительные изменения в устоявшейся за семьдесят лет отечественной политической системе были обусловлены социально-экономическими преобразованиями, начавшимися в 1989-1990 г. Так, в связи с отменой в феврале 1990 г. нормы ст. 6 Конституции СССР о руководящей роли партии, началось активное преобразование организации государственной власти и реализация принципа разделения властей, в том числе в деятельности ведущих федеральных органов. Кроме того, постепенно получались распространения выборы народных депутатов на альтернативной основе.
Замечание 2
Важнейшим событием, предопределившим ход и направления развития современной политической системы и политической системы России того времени стало принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году.
В частности, система органов государственной власти в соответствии с требования Конституции 1993 года должна была формироваться с опорой на начала разделения властей и разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.
Кроме того, в результате референдума 1990 года в нашей стране был учрежден пост президента с весьма широким объемом полномочий. Данное событие значимо для характеристики отечественной политической системы, с одной стороны, потому что оно оказало непосредственное влияние на организацию такого института соответствующей системы как государство, а с другой – во многом предопределило направления деятельности современных политических партий, стремящихся к захвату и удержанию, в том числе, должности президента.
Содержание и особенности современной политической системы России
Как было отмечено выше, основные начала организации и функционирования политической системы современной РФ были заложены в содержании действующей Конституции РФ 1993 года.
Замечание 3
Так, в соответствии с нормой ст. 1 Конституции РФ наша страна является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Анализ приведенной характеристики позволяет моментально сформировать представления об основных признаках современной российской политической системы:
- Ее демократичность выражается в том, что единственным в РФ является народ, которому предоставляется право осуществлять соответствующую власть как лично, так и через представительные органы государственной власти и местного самоуправления;
- Федеративный характер российского государства обозначает форму текущего политико-территориального устройства: РФ состоит из государственно-подобных образований (республик, краев, областей, и т.д.), лишенных признака суверенитета, присущего для самого государства;
- Характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности;
- Понятие «республиканская форма правления» характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями.
Кроме того, важнейшей характеристикой политической системы РФ выступает провозглашение идеологического и политического многообразия, позволяющего говорить о наличии многопартийности, а равенстве соответствующих общественно-политических объединений перед законом.
Политическая система - это понятие, введение которого в обиход означает осознание политики как науки абсолютно самостоятельной и целостной. Внутри нее осуществляется постоянная взаимосвязь между различными процессами и структурами. Все политические системы, известные на сегодняшний день, относятся к тому или иному типу, предложенному учеными. Так, например, имеют согласительный
А вот политическая система современной России очень специфична. Ее суть определяется термином довольно размытым - «суверенная демократия». Не совсем понятны и признаки этого нового вида, но их все же можно выделить:
1)высокий уровень социальной, экономической и политико-культурной гетерогенности действующих лиц;
2)многонациональность политического пространства;
5)институциональная структура очень жесткая;
6)процедурный консенсус и т. д.
Существующая политическая система России сосредоточена на одной персоне, на одном национальном лидере и только формально скреплена демократическими процедурами. Даже когда В. Путин покинул пост, уступив его Дмитрию Медведеву, общее направление политики государства, установленное им, осталось прежним.
Политическая система России опирается на постулаты, введенные В. Путиным. Он не раз повторял, что Россия, как ведущая страна мира, должна отстаивать свои интересы уверенно (и может это делать). При этом российское государство не должно обращать внимание на чье-то одобрение или неодобрение, слушать советчиков. И В. Путин и его сторонники признают, что военную и экономическую мощь США нельзя превзойти, однако это не дает право Вашингтону управлять единолично всей международной системой. Чтобы уравновесить силы Америки, российский президент пытается наладить отношения с Индией и КНР.
Также в ключевые приоритеты государственной политики входит (с подачи В. Путина) продвижение коммерческой деятельности фирм России. Энергетические гиганты снова оказались под контролем Кремля. Правительство страны не просто защищает потребности этих компаний, а и привлекает их к принятию решений. Причем часто интересы нации приносят их лидерам большие выгоды.
Следующее направление политики Кремля - влияние на страны По отношению ко всем соседям, которые идут против Москвы, В. Путин ведет себя очень жестко. Но при этом он не предпринимает попыток восстановить СССР. Не верит он также заявлениям США и стран о том, что они не стремятся сдерживать Россию, вторгаться в сферу ее интересов.
Еще больше, чем угрозой со стороны Америки или Запада, В. Путин обеспокоен стремительным развитием Китая. И президент продемонстрировал намерение к сотрудничеству в данном вопросе с Европой и США.
Конечно, политическая система России имеет немало недостатков. В их число входит бюрократизация и коррумпированность. Неэффективными оказываются также решения, так как процедура их принятия непрозрачна, келейна. Кроме того, отсутствует надлежащий контроль над действиями власти.
Новая политическая система России начала выстраиваться еще в 90-е годы 20 века по примеру политической системы Запада. Такое слепое копирование было не самым лучшим вариантом. Мало того, оно привело к полному краху всей структуры государственного управления.
На современном этапе политическая система определяет цели развития социума, значимые для всех, и пути нахождения ресурсов, необходимых для достижения поставленных задач. Все это было обозначено в так называемом «плане В. Путина». Приоритетными являются вопросы внешней, социальной и экономической политики. по медицине, демографии, жилью, экологии были трансформированы в программы государства и служат для достижения поставленных целей.
Также полностью сформирована многопартийная политическая система, состоящая из четырех основных элементов. Ее существенным недостатком стал уход объединений правого толка, то есть либеральных.
Факты о Йесоне
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство морского и речного транспорта Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф УШАКОВА» Институт морского транспортного менеджмента, экономики и права Кафедра: «Теория и истории государства и права» Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Политическая система Российской Федерации» Выполнил Курсант группы 1711 Чимит Таши-Толма Научный руководитель Зливко А.П Новороссийск 2013 СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ
В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В начале 1990-х гг. в России в качестве приоритетных были определены демократические нормы и ценности. Это предопределило характер системных изменений, которые завершились трансформацией политической системы. Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса политической системы Российской Федерации, ее значимость и дальнейшее развитие. Для достижения вышеназванной цели при написании данной курсовой работы я руководствовалась Конституцией РФ, научными статьями и учебной литературой.1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
- Понятие политической системы.
4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ
Партии и партийные системы представляют собой политические организации и создаются социальными группами или внутриклассовыми слоями для защиты своих интересов внеэкономическими (политическими) средствами. Они играют существенную роль в политической жизни общества и выступают не только средством политической борьбы, но и важным фактором развития демократии. Политические партии и партийные системы имеют свою историю, структуру, функции и типологию. Их изучение как субъектов политики современного общества имеет важное теоретическое и практическое значение. Термин "партия" означает группу, соперничающую с другими в области власти или влияния на власть. Первые политические партии возникли в Древней Греции. Так, Аристотель говорил о партиях долины, горы и других, имея при этом в виду не партии в современном смысле слова, а ранние политические союзы. Это были немногочисленные и узкие по составу группировки, которые выражали в основном интересы не столько различных классов, сколько различных течений внутри класса рабовладельцев. Развитие демократии в России создало благоприятные условия для формирования в стране многопартийной системы. Становление многопартийности в нашей стране сопровождается и многими трудностями: не сложившимися рыночными отношениями, низким уровнем демократической и политической культуры масс, отсутствием сильных и авторитетных партий общенационального масштаба, разбросом и резкимпротивостоянием нарождающихся партий, внутрипартийных фракций, борющихся друг с другом недемократическими методами, сложностью национальной структуры, неопределенностью форм государственного устройства и т. д. Появление множества партий не свидетельствует о наличии многопартийности. Речь ведется лишь о ее становлении, законодательном оформлении. Партии больше заботятся о включении своих представителей в государственные структуры, а не выражении и защите интересов социальных групп, слоев гражданского общества. Их концепции не разработаны, представлены в общем виде. Явно выражены личностные и властные амбиции их лидеров, которые больше занимаются произнесением речей, проведением встреч, чем практической политической работой. Партии в демократических системах являются одной из форм представительства и выражения интересов широких слоев гражданского общества. Они обобщают потребности достаточно разнородных социальных общностей и формулируют их в виде требований к власти. Однако в силу отсутствия гражданского общества, партии в России возникают не как каналы связи гражданского общества и власти, а как выражающие групповые интересы. Они представляют собой объединения сторонников вокруг политического деятеля. Эти сподвижники являются клиентами конкретного лидера, требования которых он представляет в структурах власти. Не случайно многие высшие чиновники из правительства и администрации президента возглавляют партии или входят в их руководства. Между членами партий существуют отношения личной лояльности и преданности. В силу незрелости гражданского общества численность вновь образующихся партий часто ограничивается руководством. Процесс формирования партий имеет обратную логику. Обычно возникающие в гражданском обществе групповые и коллективные интересы нуждаются в организационном представительстве их требований к властным структурам, этим и определяется потребность в создании партии. Однако в России первоначально складывается руководство партий, которые затем ищут потенциальных членов и избирателей. В связи с этим представительность групп интересов, которую осуществляют партии очень незначительна. В современных условиях партии не представляют даже 0,5 % населения. Нежелание связывать себя с партиями объясняется недавним прошлым, когда монопольно властвующая КПСС была формой представительства интересов номенклатуры, но не рядовых членов. Различность социальных интересов, их неустойчивость медленное становление новых социальных связей вызывает подвижность и условность между социальными группами и классами. Это вынуждает партии искать свою социальную базу не внутри классов, а на стыках социальной структуры. Однако не отчетливая выраженность социальных интересов осложняет формулирование идеологии, программ партии. Поэтому многие партии не имеют программы, не могут четко определить свою социальную базу. Партии последних лет в России различаются по двум критериям: 1. по содержанию идеологический воззрений, которые включают представления партий об устройстве общества, механизмах его развития; 2. по способам преобразования российского общества: сторонники постепенных преобразований (реформаторы) и последователи быстрых и глубоких изменений (радикалы). По второму критерию крайние полюсы партийной системы представляют радикалы – Русское национальное единство, Либерально – демократическая партия России, Демократический союз и т. д., и «умеренные» - блок «Яблоко», Аграрная партия, Демократическая партия России и т. д. Между ними располагаются «центристы», тяготеющие к сочетанию реформ и оправданных глубоких преобразований: «Наш дом - Россия», Демократический выбор России, Отечество – вся Россия. Приверженность определенным способам преобразования объединяют партии, даже противоположные по своим по своим идеологическим устремлениям. Среди идеологических ориентаций следует отметить три системы ценностей: коммунистическая западническая и национально патриотическая. Наиболее массовые, имеющие определенные идейно-политические платформы политические партии можно классифицировать и следующим образом: - партии левой и левоцентристской направленности: КПРФ (Г. А. Зюганов), РКРП (В. А. Тюльнец), Аграрная партия России (Ланшин), «Держава» (А. В. Руцкой); - Правые и правоцентристские партии: «Демократический выбор России», «Наш дом - Россия», ЛДПР, движение «Яблоко». На выборах в Государственную Думу в 1995 году из множества избирательных объединений 5%-ый барьер преодолели: КПРФ (22,3 %), ЛДПР (11,18 %), «Наш дом - Россия» (10,13 %), «Яблоко» (6,89 %). Таким образом, из многих десятков партий и движений право на жизнь и активную работу завоевали только четыре. И это закономерно. Не смотря на эффектные лозунги, они на деле действуют как заурядные лоббисты, помогающие своим финансовым магнатам решать их узкие проблемы. С ростом политической культуры людей подобная «многопартийность» переходит в двухпартийность, однако в условиях России это является предметом отдаленного будущего. Действительная, а мнимая двухпартийная система возможна в том случае, если в нем сложатся устойчивые группы интересов населения, которые и востребуют свое представительство в структурах власти. Этот процесс должен быть естественным следствием развития в обществе различных форм собственности, а не навязываться сверху.4.1 Происхождение и формирование политических партий в России
Развитие социалистических партий в России приходится на конец XIX – начало XX в. В этот период возникают партии анархистов, социал-демократов, кадетов, октябристов и пр. Его особенность заключалась в том, что первой политической партией в масштабах страны стала социал-демократическая партия, оформившаяся в 1898 г. Вслед за ней оформилась партия социал-революционеров, вошедшая в историю как крестьянская партия, хотя вначале в ее состав входили рабочие, а затем мелкие собственники, не эксплуатировавшие чужой труд, и значительная часть крестьянства, а также мещане, ремесленники, мелкие торговцы. Партии, представлявшие интересы господствующих слоев общества, возникли в годы первой русской революции 1905-1907 гг. Формирование политических партий в России было обусловлено действием ряда факторов, предопределявших социально-экономическое и политическое развитие общества. Характерной тенденцией политической жизни на этом этапе было неуклонное возрастание числа партий. Например, во время революции 1905- 1907 гг. в России существовало около 50 партий различной идеологической и политической ориентации, в 1917 г. их количество уже удвоилось. В 1918 г. в силу ряда причин многие партии прекратили свое существование, и осталась только Российская Коммунистическая партия большевиков, установившая однопартийный режим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате рассмотрения вопроса о Политической системе РФ и написания данной курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Конкретные пути эволюции политической системы различны в разные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее пространственно-временных изменений постоянен. Такими же инвариантными являются принципы ее организации, или принципы политической организации общества. Политическая система в каждый данный момент или период ее истории предстает как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а, следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать, в конечном счете, за счет общества.
В стране не может быть подлинной демократии без сильного, авторитетного и уважаемого парламента. Государственная Дума – это не говорильня, как стремятся изобразить ее политически ангажированные СМИ. Государственная Дума – это мощный и эффективный созидательный фактор. Законодательная власть, представленная Думой, имеет исключительное право принятия законов. В передаче ей такого права реализуется принцип народного суверенитета. Недооценка роли Государственной Думы прямо отражается на экономической ситуации в стране, на правопорядке и уважении к закону, а в целом также и на легитимности власти в стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
- Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общ. ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. М., 1994
Конституционные основы политических общественных отношений в Российской Федерации определяют, кому принадлежит власть, каким путем кандидаты занимают должностные посты, как публично-властные полномочия распределяются в системе разделения властей и между органами, не входящими в эту систему. Политические общественные отношения включают в себя политическую систему, ее институты и взаимоотношения между ними. В соответствии с установленным в Конституции РФ принципом народного суверенитета власть в России принадлежит ее многонациональному народу. Названный принцип предопределяет принадлежность государственным органам не собственно власти, а властных полномочий, которые делегируются гражданами и осуществляются этими органами от имени и в интересах российского народа.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Осуществление власти народа происходит в двух формах: непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (представительная форма народовластия).
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Право на участие в осуществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами Российской Федерации (ст. 32 Конституции РФ). Прямое волеизъявление граждан (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ) возможно и в других формах, хотя они в Конституции РФ и не раскрываются (например, собрания граждан муниципального образования, петиции, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местно самоуправления и др.).
Референдум – это голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам общественного и государственного значения. Наряду с общегосударственными референдумами, возможны референдумы на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Конституционно-правовые основы организации и проведения референдумов определяются в Конституции РФ и в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Порядок проведения референдумов в Российской Федерации установлен Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
Выборы – это участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления путем тайного голосования. Они имеют смысл только тогда, когда являются свободными, предоставляют гражданам возможность выбрать одного из нескольких кандидатов, а их результаты не фальсифицируются. Периодические выборы – важная основа конституционного строя и высшей легитимности власти.
Совокупность правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов образует избирательное право, являющееся составной частью (институтом) конституционного права.
В Конституции РФ отсутствует самостоятельная глава об избирательном праве. Выборы таких федеральных органов власти как Президент РФ и Государственная Дума проводятся на основе соответственно ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и ФЗ от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Порядок выборов в органы государственной власти субъектов Федерации определяется их конституциями, уставами, а также законами в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Порядок выборов в местное самоуправление устанавливается выборными органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и законами субъектов Российской Федерации.
Принцип разделения властей означает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Данный принцип направлен на недопущение концентрации и последующей узурпации власти одним органом или институтом власти, например, высшим должностным лицом. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ) государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды Российской Федерации.
В Российской Федерации признаются политическое многообразие и многопартийность . Общественные объединения равны перед законом (ст. 13-14 Конституции РФ, ФЗ «Об общественных объединениях»). Каждый имеет право на объединение. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30 Конституции РФ).
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление , посредством которого решаются вопросы местного значения. Под местным самоуправлением понимается право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), равноправии субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами власти. Российская Федерация состоит из 83 субъектов, которые можно разделить на республики (государства), государственно-территориальные образования – края, области, города федерального значения, и национально-государственные образования – автономная область, автономные округа.
Россия как правовое государство характеризуется на основе ст. 1, ч. 2 ст. 4, ст. 15 Конституции РФ. Правовое государство – это государство, устройство и функционирование которого базируется на букве и духе конституции. Основными признаками правового государства являются: верховенство Конституции в системе национального права, соответствие решений и действий всех государственных органов и должностных лиц конституции и законам; подчинение конституции и законов естественному праву как объективно существующим нормам, основывающимся на общепризнанных идеях справедливости и равенства; эффективное правовое обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина; судебная система, функционирующая на демократических началах независимости, беспристрастности и состязательности и других конституционных принципах осуществления правосудия; действенная реализация принципа приоритета норм международного права.
В Конституции РФ наличие государственного суверенитета закрепляется в качестве важнейшего признака российского государства. Суверенитет – независимость и самостоятельность государства в решении всех вопросов как внутри государства, так и на международном уровне вне зависимости от иных государств в конституционно очерченных границах. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Россия как государство с республиканской формой правления характеризуется на основе ст. 1, 32, 81, ч. 1 ст. 96 Конституции РФ. Государство с республиканской формой правления – это государство, основными признаками которого являются периодические выборы государственных органов и органов местного самоуправления, действенная реализация такого принципа конституционного строя как принцип разделения властей. Российская Федерация является республикой смешанного типа, т.к. наличествует сочетание признаков президентской и парламентской республик: возможности роспуска Государственной Думы Президентом РФ (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ), возможности отстранения от власти Правительства РФ как Президентом РФ, так и Государственной Думой, наличия должности председателя Правительства РФ (ст. 117 Конституции РФ).