Сценарий к международному дню птиц в доу. Сценарий день птиц в детском саду

Тема занятия: «Птичьи секреты»

Скороговорка дня:

Хитрую сороку поймать морока,

А сорок сорок — сорок морок.

Цель занятия: знакомство с особенностями жизнедеятельности различных птиц, интересными фактами о жизни птиц.

Оборудование и материалы: персонаж — обезьянка Дуду, игрушечная птица (или рисунок птицы).

Часть I. Загадочная история, или Кто как поет?

Цели: развитие слухового восприятия; знакомство с голосами птиц; использование умений, связанных со звукоподражанием.

В гости к детям приходит Дуду.

Дуду. Сегодня со мной произошла удивительная история. Я стояла посреди двора и слышала голоса разных птиц, мяуканье кота и даже кудахтанье курицы. А вокруг никого не было, кроме маленькой черной птички. Откуда же слышались все эти звуки?

(Выслушаем предположения детей.)

Педагог. А может быть, Дуду по-разному слышалась одна и та же птичья песенка? Вот как об этом написал Николай Иванович Сладков в рассказе «Овсянкины советы».

Чтение.

«Песенку овсянки мы сначала и слушать не хотели: уж больно проста. Да и певица невидная: сидит неподвижно на ветке, прижмурив глаза, и поет одним голосом: „Синь-синь- синь-си-инь!" Но нам сказали, что хоть и одним голосом она поет, да о разном.

— Вы только вслушайтесь, — сказали. — Слышите?

„Синь-синь-синь-си-инь!"

И верно, вокруг синь! Как мы раньше этого не заметили! И небо синее, дымка над лесом синяя, тени на снегу — как синие молнии. А если еще и глаза прижмурить — все станет синим. Синий месяц март!

— Это еще не все, — сказали. — Послушайте-ка ее в апреле.

В апреле овсянка песенкой своей давала советы. Увидит возчика в розвальнях на раскисшей дороге и запоет: „Смени сани, возьми во-оз!"

В мае у овсянки песня та же, но совет другой. Увидит, что скотник сено коровам несет, и сразу: „Неси, неси, неси, не тру-си-и!"

— Ишь ты! — усмехается скотник. — И откуда она знает, что сено у нас к концу?

Любит овсянка возле человеческого жилья петь. Одна у нее песенка, только каждый переводит ее на свой лад».

Дуду . Выходит, овсянка одну и ту же песенку пела? Почему же ее все слышали по-разному?

Выслушаем предположения детей. Попробуем передать звуки, которые издают разные птицы, попытаемся узнать их по голосам. Возможно, и Дуду узнает своего нового знакомого или сможет разгадать таинственное происхождение услышанных ею звуков.

Аудирование «Голоса птиц». Звучит аудиозапись. Детям нужно угадать, кому принадлежат эти голоса, постараться воспроизвести услышанное ими сочетание звуков. Например: ворона — кар-кар; воробей — чик-чирик, чив-чив; сорока — ча- ча-ча; журавль — курлы-курльг, кукушка — ку-ку, синица — синь-синь-синь; снегирь — рюм-рюм-рюм; свиристель — свири-свир; клест — цок-цэц, цок-цэк.

Дуду. Ничего не понимаю, мне кажется, я слышала все эти песенки сегодня утром! А ведь птицу я видела только одну!

Педагог. Кажется, я догадалась, кого сегодня встретила Дуду. Ребята, поможете мне проверить мою догадку?

Подвижная игра «Жмурки». Выбранному водящему завязывают глаза. Игроки по очереди зовут водящего. Он может назвать имя игрока и сказать, где тот находится (по отношению к водящему — слева, справа, позади, впереди). Если в течение отведенного времени водящий никого не узнает по голосу или не сумеет определить местоположение тех, кого он узнал, ему предоставляется возможность поймать игроков.

Педагог. Видишь, Дуду, мы не только можем узнать, кто говорит или поет, но и откуда слышится звук. Скажи, откуда доносились все те звуки, которые ты слышала?

Дуду. Казалось, что все эти звуки издает маленькая птичка.

Педагог. Все сходится. Это был скворец (показывает детям и Дуду изображение скворца). Узнаешь его, Дуду?

«Не знаю, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но в его песне можно услышать и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетание пеночки, и тонкий свист синички. А то вдруг закудахчет на дереве курица, застучит клюв аиста, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загудит детская военная труба». (Из рассказа А. Куприна «Скворцы»)

Часть II. Загадки птиц и загадки о птицах

Цели: знакомство с интересными фактами из жизни птиц; использование умения разгадывать загадки логическим способом.

На прогулке к детям прилетает Скворец. Расскажем Скворцу о том, как вместе с Дуду мы разгадали его загадку.

Скворец. Молодцы! Я вижу, вы мастера разгадывать загадки. А вот я совсем не умею.

Педагог. Ребята, давайте научим скворушку разгадывать загадки.

Прослушав загадку, детям нужно не только дать ответ, но и привести свои рассуждения.

Прилетела к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка.)

Домик из травы и глины под окнами и карнизами делает ласточка. О ласточках говорят, что они приносят тепло в наши края.

Птицы с длинными ногами

До весны простились с нами,

Машут крыльями вдали

И курлычут... (журавли).

Улетают на юг зимовать и курлычут длинноногие журавли.

Свил гнездо он над водой

На тростинке молодой.

Дом похож на рукавицу,

Ну а птица — на синицу. (Ремез.)

Дом, похожий на рукавицу, вьет близкий родственник знакомой нам всем синицы (поэтому он так похож на нее) — синица-ремез.

Птицу эту народ

Потому так зовет,

Что эта птица

Зимою родится. (Зимородок.)

Птица, название которой образовалось из словосочетания «зимою родится», — это зимородок.

Его трели любой узнаёт.

Он же песни чужие поет.

Удивительный этот певец —

Всеми нами любимый... (скворец).

Как раз сегодня ребята узнали о том, что скворец — мастер подражания голосам разных птиц.

Скворец. Приятно услышать загадку о себе! Спасибо, ребята, что показали мне, как нужно разгадывать загадки. Я тоже хочу загадать загадки знакомых мне птиц и раскрыть вам их секреты.

Вы знаете, ребята, что даже те птицы, которые не имеют голоса, тоже любят поговорить? Аисты стучат одной половинкой клюва о другую; бекасы, стремительно спускаясь вниз, распускают перья на хвосте, и воздух, проходя через них, гудит; многие птицы умеют с шумом хлопать крыльями; дятлы общаются при помощи барабанной дроби.

Разминка «Поговори со мной». Дети по очереди становятся водящими. Каждому из них нужно «сказать» что-нибудь другим игрокам так, как это делают безголосые птицы: постучать как аисты, похлопать крыльями, отстучать определенный ритмический рисунок. Игрокам нужно как можно точнее повторить «высказывание».

Скворец. Вы, ребята, молодцы! Уже многое знаете о птицах, быстро учитесь. Нам птицам тоже приходиться многому учиться: летать, добывать корм, прятаться от врагов, а еще мы учимся петь, танцевать, дарить подарки, правильно строить гнездо. Об этом вы узнаете из рассказов-задач, которые я отправил для вас по почте.

Дети прощаются со Скворцом, приглашают его в гости.

Последующая работа

На занятии по формированию элементарных математических представлений прочитаем рассказы, рассмотрим рисунки и решим задачи, присланные Скворцом. Составим свои задачи по рисункам.

Самец крачки ищет себе пару, прогуливаясь по берегу с рыбкой в клюве. Он предлагает рыбку понравившейся самке. Приняв подарок, крачки не съедят его, а будут долго сидеть вместе, держа рыбку в клювах. Рассмотрите рисунок: сколько пар крачек сидит на берегу? Сколько птиц остались без пары? (Так же по рыбке в клюве мы можем определить, кто из одиноких птиц самец, а кто — самка.)

Аисты разговаривают на языке танца. У каждого вида аистов свой танец. Так, черные аисты совсем не понимают белых.

Рассмотрите рисунок: сколько пар аистов может быть образовано? Нарисуйте нужное число черных и белых кружочков. Соедините полученные ответы с цифрами.

Когда лебеди стараются защитить себя и своих малышей, они могут шипеть и громко хлопать крыльями. Но когда лебеди подыскивают себе пару, в ход идет прекрасный язык танца. Лебедь и лебедушка плывут рядом по воде, кланяются, расходятся и вновь подплывают друг к другу. (Видимо, наблюдение за лебедями позволило людям придумать много красивых танцев.) Танец так точно помогает определить, подходят ли птицы друг другу, что лебединые семьи создаются на всю жизнь!

Рассмотрите рисунок: сосчитайте, сколько лебединых пар сидит на гнезде, а сколько танцует? Где больше птиц — слева от кувшинки или справа? Запишите ответы с помощью палочек и соедините их с нужными цифрами.

В гнезде у соловья было шесть зеленовато-серых яиц. В первый день вылупилось два птенца, во второй — один. Остальные птенцы вылупились на третий день. Дополните схему по условию задачи. Сколько птенцов вылупилось в третий день?

Строительство гнезда — очень непростое дело. Так, ласточки строят гнездо вместе, используя для этого самые разные материалы: веточки, пух, глину. Попробуем представить себе, как работали ласточки над строительством гнезда. Запишем условие задачи в таблицу. Сколько веточек вместе принесли ласточки утром, днем, вечером?

Горячая пора наступает для птиц, когда в гнезде появятся птенцы. Если сравнить, сколько всего съедают птенцы, с тем, что кушаете вы, то можно сказать, что родители подают им 50 завтраков, 30 обедов и 40 ужинов! Птенчики очень быстро растут, и уже через две недели они будут самостоятельно выбираться из гнезда и учиться летать. Придумайте задачу о птицах-родителях, приносящих корм своим малышам. Нарисуйте ее условие. Какие вопросы можно придумать? (Сколько червячков принесла каждая птица за один раз? Сколько всего червячков принесла мама? Сколько всего червячков принес папа? Сколько червячков получил каждый малыш? (И т. д.))

Рассмотрите рисунок: кто, кроме птиц, также появляется на свет из яйца?

Поглядите, это кто же

Появился из яйца?

Весь зеленый, не похожий

На обычного птенца!

Мы ему сказали: «Здравствуй!» --

Он открыл свой клюв зубастый!

Цель развлечения:

Воспитывать желание беречь и охранять природу.

Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим»

Расширять представления детей о птицах, их важной роли в природе и для человека.

Побуждать детей к необходимости беречь и защищать птиц.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы.

Беседы с детьми

Наблюдения, экскурсии.

Разучивание сценки, стихов, пословиц, песен, танцев.

Ход развлечения

(Дети получают письмо-приглашение в гости от Хозяйки природы.

Идут в музыкальный зал, который оформлен в виде леса, под музыку заходят в зал, занимают места на лесной полянке, начинается праздник.)

Воспитатель: Если снег повсюду тает

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей.

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна.

Звучит песня в исполнении детей « Весна».

Воспитатель: Сегодня, ребята мы с вами собрались отметить приход весны и прилёт птиц. С приходом весны всё оживает вокруг: зеленеет трава, светит ярче и теплее солнце, весело звенят ручьи, звонко поют птицы. Домой возвращаются перелётные птицы.

Весна — время прилёта птиц, возвращаются они в строгом порядке: сначала те, кто клюёт зёрна, затем водоплавающие, потом которые питаются насекомыми. Есть даже такой праздник в апреле»ДЕНЬ ПТИЦ».

А вы знаете, какие птицы к нам прилетают весной?

Дети: (гуси, утки, грачи, журавли, лебеди, скворцы и т.д.)

Кто знает, чем все птицы похожи?

Дети: (тело покрыто перьями, имеют клюв, несут яйца, выводят птенцов)

А чем птицы отличаются?

Дети : (размером, клювом, окраской, голосом,местом обитания)

Воспитатель: Птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям.

А вы знаете, какую пользу приносят людям птицы?

(радуют своей красотой, красивым пением, уничтожают вредных насекомых, разносят семена растений)

Давайте посмотрим, какие птицы прилетели к нам.

(под звуки пения птиц, выбегают дети в шапочках птиц и читают стихи)

В зелени ветвей

Соловушка-соловей

Ночи напролёт

Песни нам поёт.

Льются песни без конца,

Лучше нет в лесу певца.

Прилетели скворцы

Молодой весны гонцы.

Червяков они клюют

И поют, поют, поют.

Трясогузка, трясогузка —

Полосатенькая блузка

Я тебя всю зиму жду,

Поселись в моём саду.

И за ставенькой резной,

Свей гнездо своё весной.

А у нас в лесу жилец

Бойкий маленький скворец.

Тихий сад повеселел

Оттого, что он запел.

На лесной опушке

Слышится: «ку-ку»

Кукует кукушка

Где то наверху

В лес густой зелёный

Нас зовёт она.

Там берёзки, клёны,

Свежесть, тишина.

Воспитатель: Чем же вы занимаетесь, когда прилетаете к нам?

(одна из птиц читает стихотворение)

Трава опять зазеленела

И закудрявились леса

Весна, весна! Пора за дело!

Сухие прутики, солому

Кусочки мха они несут

Всё пригодится им для дома

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, зяблики, скворцы.

Ведь скоро в гнёздах будут детки

Их желторотые птенцы.

Ребята, давайте поприветствуем наших птиц песенкой.

Звучит песня «Скворушка»

Дети – «птички», садятся к детям, а в это время

(звучит запись пения птиц, звуки природы, появляется Хозяйка природы)

Хозяйка Природы:

Здравствуй, лес!

— Здравствуйте, звери!

— Здравствуйте, птицы!

— Здравствуй и ты эхо!

Эхо – лес, лес, лес

Эхо – звери, звери, звери

Эхо – птицы, птицы, птицы

Эхо – эхо, эхо, эхо

Здравствуйте ребята и взрослые. Поздравляю вас с праздником. Лес большой друг не только человека, но и птицам. Главная моя задача беречь и охранять лес, животных, птиц. Ведь я Хозяйка природы.

Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости, а вы умеете вести себя в лесу?

(ДЕТИ рассказывают правила поведения в лесу).

(деревья, цветы и кусты не ломать, в птиц из рогаток не стрелять, гнёзда и муравейники не разрушать, насекомых и животных не обижать, мусор не оставлять, природу любить и оберегать).

(дети читают стихи)

У озера – свои зверюшки:

Улитки, рыбки и лягушки…

И хоть их водится тут много,

Ты их, пожалуйста, не трогай!

У живности – свои заботы,

И каждая – дитя природы,

А для природы все важны,

Полезны очень и нужны!

Городские птицы —

Спутники твои:

Голуби, синицы,

Галки, воробьи…

Этих птиц не надо,

Друг мой, обижать:

Из больших рогаток

В воробьёв стрелять,

На ворон сердиться,

Голубей ловить…

И тогда всем птицам

Станет легче жить!

Хозяйка Природы: Почему все с лесом дружат, для чего он людям нужен?

(Дети рассказывают о пользе леса)

(чистый воздух, радует своей красотой, кормит людей: грибы, ягоды, орехи, из деревьев делают: дома, бумагу, мебель, посуду, растут лекарственные травы)

Хозяйка Природы: Правильно ребята. ЛЕС – богатство и краса, береги его всегда. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Воспитатель:

Что мы сажаем, сажая леса?

Мачты и реи – крепить паруса,

Рубку и палубу, ребра и киль-

Странствовать по морю в бурю и штиль.

Что мы сажаем, сажая леса?

Лёгкие крылья – летать в небеса.

Стол, за которым ты будешь писать.

Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

Что мы сажаем, сажая леса?

Чащу, где бродят барсук и лиса,

Чащу, где белка скрывает бельчат,

Чащу, где пёстрые дятлы стучат.

Что мы сажаем, сажая леса?

Лист, на который ложится роса,

Свежесть лесную, и влагу, и тень,

Вот что сажаем в сегодняшний день.

Хозяйка Природы: Кто хочет стать моим помощником? Сейчас я проверю, как вы знаете птиц.

(Загадывает загадки)

Размером с индюка

Почти орлиный клюв

Над глазами ярко – красные брови

Чёрный вееро – подобный хвост

Они токуют, славят весну. (глухарь)

Эти птицы прилетают

И сразу начинают петь.

Поёт эта птица громко и азартно.

Эта птица может подражать другим птицам. (скворец)

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

А потом на ветку прыг

И чирикает «чик – чирик». (воробей)

Как лиса среди зверей

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах

А зовут её… (ворона)

Кто присел на толстый сук

И стучит: « тук-тук-тук-тук». (дятел)

Угадай, какая птица

Бойкая, задорная.

Ловкая, проворная,

Звонко, тенькает: «тень-тень!»

Как хорош весенний день. (синица)

Кто летает, кто стрекочет.

Рассказать нам новость хочет? (сорока)

Кто летает тёмной ночью

И схватить мышонка хочет? (сова)

Хозяйка Природы: А сейчас я предлагаю поиграть.

Игра «Птички в гнездышках»

(дети садятся, залетает воробей)

Воробей: Хозяйка Природы, у нас в лесу беда. Пришёл в лес злой мальчишка, хулиган по имени Гришка, он по лесу бродит, страх на всех наводит, кустики ломает, гнёзда разоряет, всех птиц распугал.

Хозяйка Природы: Надо всех птиц позвать, надо лес – то выручать.

Воробей: Хозяйка Природы, смотри, от Гришки лес наш береги.

Появляется Гришка

Гришка: Я пришёл в лес гулять, буду всех в лесу пугать, ёлки поломаю, птичек распугаю.

Хозяйка Природы: Это кто в лесу шумит? Кто тишину нарушает?

Гришка: А ты кто?

Хозяйка Природы: Я Хозяйка Природы – охраняю лес, природу.

Гришка: А я вот по лесу гуляю, грибы собираю, некогда мне. (уходит)

Хозяйка Природы: Грибы он собирает, стой! Какие грибы в лесу в это время, что – то тут не так, пойду- ка я за ним.

(Хозяйка Природы уходит, а в это время выходит сова. Садится под дерево, влетает воробей)

Воробей: – Все сюда! Все сюда!

(сбегаются птицы)

Сова: Что случилось, воробей?

Воробей: Ведь у нас в лесу беда. Пришёл в лес мальчишка, хулиган по имени Гришка. Он по лесу бродит, страх на всех наводит, кустики ломает. Гнёзда разоряет. Всех птиц распугал, надо лес спасать, надо птиц выручать.

Сова: Давай я его из-за ели напугаю у-у-у. Он от страха задрожит и из леса убежит.

Воробей: Нет он не испугается.

Сорока: Тогда я его испугаю, за шиворот поймаю, немного потрясу и из леса прогоню.

Воробей: Нет он не испугается.

Кукушка: Я его перехитрю, в лес «поглубже» заманю. Попрошу ребят кричать и как эхо отвечать.

(птицы садятся в зал к детям, появляется Гришка)

Гришка: Я пришёл в лес гулять, буду всех в лесу пугать, ёлки поломаю, птичек разгоню. Вот я смелый какой.

Дети: ой-ой-ой.

Гришка: Ой! Это кто такой?

Дети: Такой-такой-такой.

Гришка: Ой боюсь!

Дети: боюсь-боюсь-боюсь.

Хозяйка Природы: Кто в лесу шумит? Опять ты?

Гришка: Хозяйка природы, мне в лесу страшно.

Хозяйка Природы: Не обидишь леса вдруг. Будет он тебе как друг. А завистливых и злых… Ох не любит лес таких. Если в лес с добром придёшь, много здесь друзей найдёшь. Видишь, вот мои друзья. Ты подружишься с ними?

Гришка: Да.

Воспитатель: Как хорошо, что все помирились. Все рады весеннему солнышку, у нас весёлое настроение. Я приглашаю всех на весёлый танец.

Танец.

Воспитатель: Хозяйка Природы, а мы знаем про птиц пословицы, послушай.

(дети рассказывают пословицы)

Лес без птиц и птицы без леса не живут.

Всякая птица своим пером гордится.

Всякая птица своим клювом сыта.

Птицы наши друзья обижать их нельзя.

Мала синичка, да коготок остёр.

Немного синица ест, пьёт да весело живёт

Сорока без причины не стрекочет.

Сорока весть на хвосте принесла.

Соловей берёт пением, а человек – умением.

Журавль прилетел и тепло принёс.

Сколько кукушка не кукуй, а к зиме улетает.

Хозяйка Природы: Спасибо вам ребята, вот теперь вы точно мои помощники. Я знаю, что вы не обидите птиц, природу, а будите мне помогать природу и птиц охранять. Подкармливайте птиц, делайте для них скворечники, не трогайте их гнёзда и яйца.

Гнездо на ветке — птичий дом,

Вчера птенец родился в нём.

Ты птичий дом не разоряй

И никому не позволяй.

Птиц нужно любить и беречь, не только потому, что они приносят пользу человеку, но и потому, что они веселы, красивы, украшают природу. А ещё они красиво поют и приводят людей в хорошее, радостное настроение.

Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей и природу!

Воспитатель: Земля – это наш общий большой дом, в котором человек – хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

Давайте улыбнёмся! Как хорошо вокруг!

Природа наш хороший, наш добрый, верный друг.

Для нас лесной кузнечик споёт среди травы,

А ветер нам сыграет на клавишах листвы.

А теперь нам пора прощаться с Хозяйкой Природы.

Спасибо тебе, Хозяйка Природы, за приглашение, за такой чудесный праздник.

Хозяйка Природы: Я хочу на память о нашей встрече подарить вам подарок, что бы вы вспоминали меня, моих птиц, мой лес.

(Дарит диск с презентацией «Пернатые друзья»)

Дети с воспитателем прощаются и уходят в группу.

Развлечение

воспитатель, МБОУ детский сад «Сказка»,

пгт. Междуреченский, Кондинский р-он,

Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра АО

Ход мероприятия:

2.Стихи о весне.

Весна идет!

Рассеялись туманы –

Кто знает, где теперь их пелена

И вновь видны луга, поля, поляны.

Весна идет!

В наш край идет весна!

Весна идет!

С приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы.

3 . Пробуждается природа! Так и хочется сказать, что птицы на крыльях весну принесли!

Все на улицу скорей –

Надо торопиться!

Из-за гор, из-за морей

Прилетели птицы.

После зимней тишины,

После стужи зимней

Наши гости в честь весны

Распевают гимны.

Каких птиц называют вестниками весны? (Грачей, скворцов, жаворонков)

Человек любуется птицами. Он пишет о них стихи, песни, картины. А зачем человеку птицы?

Могут ли птицы жить без человека?

А человек без птиц?

Почему?

Совершенно верно, но, к сожалению очень много видов птиц уже уничтожено, многие занесены в Красную книгу. (Показ слайдов с птицами, которых уже не существует) Поэтому, мы должны заботиться о птицах, которые нас окружают.

И кажется, весна в разведку

Послала птицу, и пригнувши ветку,

Ей грач дорогу верную открыл.

А вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.

Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдет жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травой, - вот и гнездо. Такие же гнезда-ямки у перепелки среди лугов и у серой куропатки в полях. Но среди птиц много и искусных строителей. В нашей стране на побережьях озер и рек обитает маленькая птичка обыкновенный ремез. Ее гнездо, подвешенное над водой, имеет виду мешочка, к которому приделан трубообразный вход в гнездо. Гнездо строят совместно самец и самка из пуха растений - ивы, тополя, осины, рогоза. Ремез подвешивает гнезд гнедо при помощи крепких волокон крапивы, конопли.

С юга ласточки явились,

Прилетели к нам с весной,

Хлопотливо закружились

Над беседкой вырезной.

4. Звучит песня «Ласточка», музыка Е. Крылатова, слова И. Шаферана

5. К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться. День прилёта птиц - весенний праздник школьников. Его называют День птиц. А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?

Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.

Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, пустельга за месяц только для птенцов приносит в гнездо около 200 сусликов и 100 мышевидных грызунов. Кроме того, многие птицы - овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы - склевывают семена и плоды сорняков, снижая засоренность полей.

Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.

Звучит песня «Просьба», сл. Р. Рождественского, муз. А. Пахмутовой .

У нас проходит выставка фотографий, рассказывающих о том, как дети зимой кормили птиц.

Ученик 1.

Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед!

Ученик 2.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри:

Прилетели снегири.

Ученик 3.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев -

Стая жадных воробьев.

Ученик 4.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

Ученик 5.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний -

Путешественник скворец…

Вот и зимушке конец.

Педагог. Наши птицы пережили зиму. И многие из них благодарны ребятам за заботу. Теперь настала пора приготовиться к встрече пернатых друзей, которые после долгой зимы летят к себе на родину. Дома ребята мастерили с родителями скворечники. Задача каждой команды — рассказать о том, как они их делали.

Конкурсная программа:

Конкурс 1. «Отгадайте загадки»

Команды по очереди отгадывают загадки о птицах.

Эта птичка никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

Сядет где-то на суку

И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка.)

Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей.)

Стрекотунья, белобока

Наша сплетница… (сорока).

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее… (ворона).

Прилетают к нам зимой,

Им не нужен летний зной.

Грудка ярче, чем заря,

У красавца… (снегиря).

Маленький певец лесной,

Конкурс 2. «Птичьи трели»

Прекрасно поет соловей! А известно ли вам, как поют другие птицы? Детям предлагается послушать птичье пение, записанное на кассету, либо дети должны попытаться произнести незамысловатые слова песенки птиц. Ворона: кар-кар!

Воробей: чив, чив, чив, чик-чирик!

Свиристель: свири-свир!

Синица: синь-синь-синь!

Конкурс 3. «Знатоки птиц родного края»

Каждая команда выделяет по 2-3 участника. Они получают вопросы, которые обдумывают в течение 30 секунд, и готовят ответы.

1. Какие птицы нашего края зимуют у себя на родине, не улетая в теплые края? (Вороны, воробьи, сороки, дятлы, клесты, совы.)

2. Какие птицы на зимовку улетают в теплые края? (Утки, лебеди, скворцы, соловьи, грачи, кукушки, трясогузки.)

3. Зачем журавлю длинные ноги?

4. Зачем клесту нужен крестообразный клюв?

5. Какую птицу зовут ледолом кой? (Оляпку.)

6. Какие птицы подкладываютсвои яйца в гнезда других птиц? (Кукушки.)

Конкурс 4. «Собери и объясни пословицу о птицах»

По 3 представителя от каждой команды получают написанную на листочке бумаги пословицу, в которой перепутаны все слова. Нужно восстановить пословицу и объяснить ее смысл.

1. Лес без птиц и птицы без леса не живут.

2. Всякая птица своим клювом сыта.

3. Увидел грача — весну встречай.

Конкурс 5. «Птичья столовая»

Викторина: «Знаете, ли вы птиц?»

1. Какая птица является символом мира? (голубь)

2. Благодаря каким птицам, согласно легенде, был спасен Рим? (гуси)

3. У какой птицы самый длинный и красивый хвост? (павлин)

4. Какие птицы являются символом верности в любви? (лебеди)

5. Как зовут почтальона, который без адреса в дом письма доставит? (голубь)

6. Эта африканская птица помогает буйволам и носорогам жить без мух и комаров? (цапля)

7. Вразвалку идет, как моряк.

Белый галстук, черный фрак.

В Антарктиде среди льдин

Проводит свои дни …… (пингвин)

8. Как сажа черна, как сметана бела.

Люблю всем в лесу рассказать, где была? (сорока)

9. Трели, песни разливались

Среди листьев и ветвей.

Как прекрасно твое пенье

10. Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад – вперед по пашне вскачь.

А зовется птица …… (грач)

Когда так говорят?

  1. Короче воробьиного носа? (Очень маленький)
  2. Как с гуся вода. (Безразлично, все нипочем, ничего не действует на кого-либо.)
  3. Курица лапой. (Неразборчиво. Неряшливо.)
  4. Стрелянный воробей. (Опытный, бывалый человек.)
  5. Стрелять из пушки по воробьям. (Тратить много сил по пустякам.)
  6. Вылететь из гнезда. (Покинуть родной дом.)
  7. Ворона в павлиньих перьях. (Человек, безуспешно старающийся казаться лучше, чем он есть.)
  8. Считать ворон. (Рассеянно глядеть по сторонам, т.е. бесцельно проводить время, лодырничать.)
  9. Белая ворона. (Человек, который сильно отличается от других)

Игра «Это – я, это – я, это все мои друзья!»

Ведущий читает вопросы, участники, если считают. Что нужно поступить именно так, говорят хором: «Это – я, это – я, это все мои друзья!» Если неправильно – молчат.

  1. Кто помог замерзающей птице?
  2. Кто взял птенчика домой?
  3. Наш гусак встает на зорьке,

Он к реке сбегает с горки,

Он гусиную зарядку

Любит делать по порядку.

Кто, как наш гусак, делает зарядку?

  1. Кто любит разорять птичьи гнезда?
  2. Кто друзей имеет много среди зверей и птиц?
  3. Кто на уроке считает ворон?
  4. Кто птичкам помогает, правила не нарушает.

Кто пример для всех ребят: школьников и дошколят?

  1. Кто задорный и веселый, верность правилам храня, бережет природу от огня?

Конкурс 6. «Портрет пернатого друга»

Задача участника конкурса — рассказать о птице, чье изображение он нарисовал дома, и рассказать что-то интересное об этой птице.

Конкурс 7. «Стихи и песни о пернатых»

(Подготовлен заранее.)

Ласточка примчалась

Из-за

Бела моря,

Села и запела:

«Как февраль ни злился,

Как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик -

Все весною пахнет!»

Жаворонок

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Поет, на солнышке сверкая: -

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней.

В чистом поле - домик твой,

В ясном небе - песня.

Снегири

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Это красные фонарики

Засветили снегири.

Чистят перышки пунцовые,

Воду пьют из родника.

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека.

Конкурс 8. «Плакаты о бережном отношении к миру пернатых»

Каждая команда рисует плакаты и защищает свой проект. Жюри оценивает яркость, красочность плаката, аккуратность и его содержательную сторону.

1-й ведущий . Дорогие друзья, сегодня у нас праздник в честь наших друзей,

А вот каких, вы скажете нам сами , отгадав загадки

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

В полях ночует,

Коноплю ворует.

(Воробей)

*****

Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит.

(Грач)

*****

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

(Журавль)

*****

Не король, а в короне,

Не гусар, а при шпорах,

На часы не взглядывает,

А время знает.

(Петух)

*****

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

(Снегирь)

*****

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – синее суконце,

Снизу – белое полотенце.

(Ласточка)

*****

Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает.

(Сова)

*****

Крылатый, горластый,

Красные ласты.

(Гусь)

*****

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

(Сорока)

*****

По-над полем, над болотом,

Начинаю рано петь.

И люблю я вертолетом

В синем воздухе висеть.

(Жаворонок)

*****

На два, на три километра

Поднимаюсь и кружу.

С высоты огромной этой

Даже мышь я разгляжу.

(Орел)

*****

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(Аист)

(на слайде- рисунки к отгадкам (птицы))

(Звучит украинская народная песня «Птичка»)

1-й ведущий. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их мелодичное пение, яркое оперение, их смелые стремительные

полёты. С птицами – звонкоголосым соловьём, смелым соколом, невидимкой жаворонком – связаны яркие поэтические образы в творчестве многих народов. Вслед за птицей человек устремился в небо, чтобы с высоты птичьего полёта взглянуть на родную землю.

2-й ведущий . Птицы являются надёжными защитниками полей от вредных насекомых и грызунов. А 1 апреля- Международный день птиц (на слайде дата и название праздника)

1-й ведущий. Дата проведения праздника выбрана не случайно. В апреле большинство крылатых странников, преодолевая все препятствия, возвращаются к родным гнездам.
Поэтому уже более века в начале апреля празднуют Международный день птиц.

Птицы не давали покоя людям многие века. Они летали – этого человек не мог,

как ни учись, как ни старайся. Человек мечтал о крыльях, но оставался бессилен. А птицы, эти удивительные создания, наделенные даром свободного полета, продолжали, как ни в чем не бывало, парить и будоражить человеческое воображение. Их именовали властелинами воздуха, аристократами неба, детьми бури. Птицы часто становились созданиями сказочными и даже божественными. И это сослужило им хорошую службу.

Традиционное почитание многих видов птиц долгое время с успехом заменяло научную охрану – они были неприкосновенны.

2-й ведущий . 19 марта 1902 года в Париже была подписана «Международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве», вступившая в силу 12 декабря 1905 года, а с 1906 года в мире начали отмечать День птиц.

1-й ведущий. В 1950 году была подписана «Международная конвенция об охране птиц», которая заменила устаревший документ 1902 года.

День птиц является самым «старым» праздником экологического календаря, во всем мире его начали отмечать еще в начале 20 века.

Однако впервые День птиц, как массовый детский праздник, стал проводиться в Соединенных Штатах Амеpики в далеком 1894 году в небольшом американском городе Оил-Сити (штат Пенсильвания) по инициативе местного учителя Чарльза Бабкока.
А к началу 20 века проник и в Россию.

2-й ведущий . При этом в России праздник отмечался позднее чем в Америке, что связано с более поздним прилетам к нам основной массы пернатых.Идея проведения Дня птиц, установки дуплянок и кормушек упала в России на благодатную почву, ведь привлечение птиц в искусственные гнездовья, впервые было начато именно в России.


1-й ведущий. Еще знаменитый путешественник Петр Симон Паллас, заметил, что российские крестьяне для скворцов вывешивали на местах цилиндрические ящики из коры.
Для аистов в Украине и Белоруссии по традиции весной на столбах выставлялись колеса от телег.
2-й ведущий (слайд с датами и рисунками птиц)

Однако еще в старину проходили обряды, связанные с прилетом птиц:

9 марта – День встречи перелетных птиц (Иванов день) — Жаворонки, Заклички весны, Сороки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.

12 марта – Проломи наст (Феофан, Григорий), день, в который привечали птиц к родным угодьям, к домам, к грядам льняным и конопляным семенем.

17 марта — в народном календаре (месяцеслове) есть день Грачевник (Герасим,), знаменующий прилет первых весенних птиц – грачей.

22 марта на Руси пекли фигурки жаворонков, встречая этих птиц, а с ними и весну, символически проживая вместе с природой пробуждение от зимней спячки.

1-й ведущий В этот день пекли из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков), вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз –

изюминки. Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали заклички. Обычай старины — печь в этот день жаворонков из теста и петь особые песенки-заклички (веснянки).

(Инсценирование отрывка обряда детьми)

***
1-ый Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!

***
2-ой Мороз Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся подобру - поздорову.

***
3-ий Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,


С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

***
4-ый Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!

Чтобы год от года
Давала нам погода:

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.

***
5-ый Синички — сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на поле поживите,
К нам весну скорей ведите!

***
6-ой Летел кулик
Из-за моря,
Принёс кулик


Девять замков
— Кулик, кулик
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тёплое лето!

***
7-ой Ты пчелынька,
Пчелка ярая!
Ты вылети за море,
Ты вынеси ключики,
Ключики золотые.
Ты замкни зимыньку,
Зимыньку студеную!
Отомкни летечко,
Летечко теплое,
Летечко теплое,
Лето хлебородное!

***
8-ой Холодную зиму провожаем,
Теплую весну встречаем.
Уезжает зима на возочке,
Плывет весна в челночечке:
С ливнями, с цветами,
С песнями, с журавлями,
С ржаным снопочком,
С золотым колосочком.

1-ый Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую.
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка малая, голосистая,
Да про ту ли про теплую сторонушку,
Что про те ли про земли про заморские,
Заморские земли, чужедальние,
Где заря с зоренькой сходятся,
Где красно солнышко не закатается,
Где тепла во век не отбавляется.
Ты запой-ка, запой, жавороночек,
Жавороночек ты, весенний гость.

2-ой Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

***
3-ий Жавороночек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.
Не лежать снежкам во чистом поле
Растопиться, растопиться,
Во синё море, во синё море
Укатиться, укатиться.

***
4-ый Чивиль-виль-виль,
Жавороночек!
Прилети к огням,
Принеси ты нам,
Ты весну-красну,
Красно солнышко,
Тёпло летушко,
Зеленый покос,
Унеси сухой мороз!

***
5-ый Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!

***
6-ой Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам,
принесите нам
весну теплую,


лето плодородное
Весну с дождем,
лето с травами.
Весну с солнышком,
лето с зернышком.

1-й ведущий. На Благовещенье — 7 апреля — было принято выпускать певчих птиц из клеток на волю.

На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.
Выпуская птиц приговаривали:

7-ой Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

1-й ведущий В России в XVIII в. считалось преступлением разорить гнездо или убить скворца в окрестностях деревни. Вероятно, на это повлияло давнее представление о нем как о вестнике весны.

2-й ведущий Большим грехом было разорение гнезда ласточки – «божьей птички». Христиане охраняли персонажей библейских сказаний – клеста, снегиря, голубя. Клест при распятии Христа вытаскивал гвозди, снегирь – ломал иглы тернового венца на голове Спасителя, и одна капля крови попала ему на грудь. Голубь известил Ноя о появлении земли во время Всемирного

потопа. Традиция привлечения на гнездование белого аиста возникла в связи с убеждением, что он приносит счастье, здоровье, благосостояние, защищает дом от пожаров, молний, стихийных бедствий.

1-й ведущий Ребята! А кто может назвать чудесных, волшебных птиц, о которых говорится в сказках, былинах? (Царевна-Лебедь, Жар-птица, Финист-сокол и др.) А слышали вы когда- нибудь об Алконосте, Стратим-птице, Птице Гамаюн, Птице Сирин?

2-й ведущий Сегодня они сами вам представятся, а кое-что расскажу вам я. Начнем со Стратим-птицы. По-другому ее называют Ногай-птица или Страфил-птица. Сказания утверждают, что она – прародительница всех пернатых. Жила она якобы на море-океане, была так велика и сильна, что от ее крика поднималась буря, а от взмаха крыльев море выходило из берегов и сносило с земли целые города.

(появляются сказочные птицы в масках)

Стратим-птица:

От меня пошли все птицы,

Я – всем русским птицам мать.

Океан готов взъяриться,

Лишь крылом начну махать.

В кружева одеты волны,

Раскачался океан,

Ветры буйные довольны –

Им по нраву ураган.

2-ой ведущий: Большим почетом в русских песнях и сказках пользовался Сокол. Сказочные герои часто обращались в соколов, например, для того, чтобы мгновенно одолеть огромные расстояния или внезапно ударить по врагу, неожиданно появиться перед красной девицей и т.д.

Сокол:

Птица Сокол! Я в почете у народа.

Не опасна мне любая непогода.

Я, как молния, пространство одолею,

В битве честной я врага не пожалею.

От очей моих укрыться невозможно.

И веду себя я очень осторожно.

Всех героев величают не напрасно:

Сокол храбрый, Сокол млад и Сокол ясный!

2- й ведущий: Одним из самых загадочных и обаятельных героев русских сказок недаром зовется Финист-Ясный Сокол. Имя Финист созвучно имени неумирающего Феникса. Есть у древних греков предание о птице Феникс. Состарившись, она взмывает в солнечную высь, зажигает от молнии свое гнездо и сама сгорает, чтобы тут же возродиться вновь.В этой легенде есть нечто общее со славянским преданием о Жар-птице, воплощении бога Солнца и бога Грозы. Сияние ее оперенья слепит глаза, ее перо может принести владельцу великое счастье. Живет она в тридесятом царстве в

райском саду, где стоит терем Царь-девицы. В том же саду растут и молодильные яблоки, дающие человеку вечную молодость.

Жар-птица:

Жар-птица – это пламя и огонь!

Ослепнуть можно от ее сиянья.

Ах, сколько было схваток и погонь,

Как говорят старинные сказанья,

Чтоб завладеть хотя б ее пером!

Один герой случайно догадался

И угостил ее хмельным зерном –

И он домой с Жар-птицей возвращался.

Днем, в клетке сидя, птица-Жар поет –

Из клюва жемчуг скатный рассыпает.

А ночью, вольный совершив полет,

Сад райский опереньем освещает.

2-ой ведущий: Пришла пора познакомить вас с птицей, о которой вы, скорее всего, раньше не слышали. Это Алконост: наполовину женщина, наполовину птица. Яйца она, по преданию, несет на краю моря и не высиживает их, а погружает в морскую глубину, и тогда семь дней стоит безветренная, спокойная погода.

Алконост:

Я – райская птица,

Зовусь Алконостом,

Со мною сравниться

Вам, птички, не просто:

В двойном я обличье –

Девичьем и птичьем –

Лицом я девица,

А тело – от птицы.

2-ой ведущий: Если Алконост – птица добрая, светлая, то, очень похожая на нее птица Сирин, является посланницей злой силы. В преданиях рассказывается о ее несравненной красоте и губительной власти ее голоса. Слушая птицу Сирин, человек забывал обо всем на свете и умирал, ощущая полное блаженство.

2-ой ведущий: Была у славян и вещая птица-Гамаюн, посланник и глашатай богов. Он открывал будущее тем, кто умел истолковать его пение, загадочное для непосвященных. Когда Гамаюн летел с Востока, то приносил с собою смертоносную бурю.

Гамаюн:

Я — посланник богов

И глашатай веков!

Людям гимны пою,

Слушай песню мою:

О земле и о небе,

О воде и о хлебе,

О герое былинном

И о боге всесильном.

Я пою свои песни,

Нет которых чудесней,

Тем, кто тайное знает,

Тем, кто их разгадает!

2-ой ведущий: Скажите, какая птица вам больше всего запомнилась?

(Ответы детей)

А теперь для наших сказочных героев спаем песенку.

Песня «Песенка про чибиса» сл. А. Пришелец, муз. А. Иорданский

1-ый ведущий В 1926 году прошел первый в нашей стране официальный День птиц, во время которого юннаты устанавливали скворечники даже на Ленинских (Воробьевых) горах. В 1927 году День птиц подхватила вся Москва. Было развешено 1098 птичьих домиков, участвовало 5 тысяч ребят, а с 1928 года День птиц зашагал по всей стране, в нем приняло участие примерно 65 тысяч энтузиастов, развешено 15 тысяч скворечников. Не забывают ребята и узнавать интересное о птицах. А давайте и мы посоревнуемся, вспомним, что интересного мы знаем.

Конкурс «Имена» (на знание имен птиц)

(за каждый правильный ответ ребенок получает жетон)

* Название какой другой птицы спрятано в слове «жаворонок»? (Ворон)

* Добавьте одну букву к названию русской реки, чтобы получилось название птицы. (Иволга)

* Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

* Какая самая маленькая птичка в нашей стране? (Королек)

* Какие птицы роют норы для гнезд? (Береговая ласточка, зимородок)

* Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушки)

* У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)

* Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет)

* Какая птица большую часть пути шагает пешком? (Коростель)

* У каких птиц все пальцы соединены между собой перепонками? (У водоплавающих)

* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см)

* Где синицы вьют гнезда? (В дуплах)

* Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)

* Любимое лакомство аистов? (Лягушки)

Конкурс на знание фактов из жизни птиц.

2-ой ведущий: А теперь конкурс «Веришь – не веришь». Я буду зачитывать факты из жизни птиц, а вы должны ответить, правда, это или нет. Задание понятно?

* В китайских ресторанчиках можно отведать гнездо птицы саланган, которое она делает из своей слюны. (Да)

* Первая весенняя птица – скворец. (Нет, грач)

* Сокол-сапсан при ловле добычи может развить скорость 300 км/ч. (Да)

* У сов – единственных из птиц – имеются ушные раковины. Слух у них в 50 раз острее, чем у человека. (Да)

* Птица козодой прилетает по ночам к стадам коров или коз, чтобы полакомиться молоком. (Нет, она питается мошками)

* Синицы, живущие в Германии и Англии, понимают друг друга, но не понимают, что говорят синицы, живущие в Индии и Афганистане. (Да)

* Оперение птиц, которые живут в клетках становится ярче. (Наоборот)

* Есть такая водоплавающая птица – поганка. Во время опасности на воде она прячет птенцов у себя на спине, в перьях. (Да)

* У австралийских страусов эму яйца высиживает самец. Он же и воспитывает вылупившихся птенчиков. (Да)

* Весной пингвины могут взлетать на высоту до двух метров. (Они не летают)

* Пингвины могут плавать со скоростью 40 км/ч, обгоняя катера. (Да)

* Птичка оляпка может бегать в поисках пищи по дну речки. (Да)

* На юге Америки живет птица-хохотун. Она издает звуки, похожие на хохот человека. (Нет такой)

* Клёсты выводят птенцов зимой. (Да)

2-ой ведущий: В русском фольклоре существует немало пословиц и

поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.

Конкурс «Сороки — тараторки» (конкурс на знание скороговорок)

* Ласточка день начинает … (соловей кончает)

* Лучше синица в руках … (чем журавль в небе)

* У каждой птицы … (своя песня)

* Цыплят по осени … (считают)

* Слово не воробей …(вылетит — не поймаешь)

* Рано пташечка запела … (как бы кошечка не съела)

* Старого воробья … (на мякине не проведешь)

* Всякий кулик свое … (болото хвалит)

* Глупа та птица … (которой свое гнездо не мило)

* Одна ласточка … (весны не делает)

* … свинье не товарищ (гусь)

1-ый ведущий: А для следующего конкурса я приглашаю по 1 участнику от класса. Конкурс называется «Сороки – тараторки». Участники будут соревноваться друг с другом в проговаривании скороговорок.

* Дятел дуб долбил да не додолбил.

* У перепела да перепелки пять перепелят.

* Проворонила ворона вороненка.

* Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

* Три сороки – тараторки тараторили на горке.

* Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

1-ый ведущий Молоцы, ребята. А на дворе у нас весна. В эти дни перелетные птицы по зову миллионов своих птичьих предков летят на север, преодолевая тысячи километров. Птицы демонстрируют великое чудо любви к родине, несут благую весть о наступающей весне. Открывают сезон грачи, следом начинают перелет дикие гуси, утки, журавли, чайки. В апреле прилетают дрозды, зарянки, зеленушки, зяблики, вьюрки, овсянки.

2-ой ведущий Традиционно в это время в ожидании прилета пернатых развешивались скворечники, синичники, гоголятники и прочие «птичьи домики» (на территории России гнездятся более 400 видов). Старинная русская традиция изготовления скворечников и других гнездовий имела глубокий смысл: человек не просто помогал птицам, но через это сам становился ближе к природе, лучше понимал свое исконное единство с ней.

Давайте, чтобы и к нам прилетели наши друзья, споем для них песенку. Они услышат и прилетят.

Русская народная песня «Ах, утушка моя луговая».

1-ый ведущий Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что еще может случиться, если исчезнут все птицы?

(Ответы детей)

2-ой ведущий Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, и всему животному миру, придет гибель. Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы. Нужно оберегать птичьи гнезда; не стрелять в птиц из рогаток; устанавливать весной скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять…Сегодня мы с вами подготовили для наших друзей сюрприз…

Конкурс скворечников.

1-ый ведущий Сегодня акции и мероприятия, приуроченные к Международному дню птиц, проходят по всей стране. Экологи и орнитологи призывают всех к бережному отношению к нашим пернатым братьям. За последние четыреста лет с лица нашей планеты исчезло около 100 видов пернатых, а многие другие уже близки к вымиранию или испытывают такую угрозу.

2-ой ведущий Многие страны имеют законы и участвуют в международных соглашениях по охране перелетных птиц. Однако более серьезная угроза для птиц исходит не от охотников, а от вполне «мирных» видов человеческой деятельности. Небоскребы, телебашни и другие высотные постройки являются для перелетных птиц смертельно опасными препятствиями. Пернатых сбивают и давят автомобили. Разливы нефти в море губят множество водных птиц. Не менее серьезную угрозу создает загрязнение

среды. Естественные загрязнители – это вещества, постоянно присутствующие в природе.

1-ый ведущий Искусственные загрязнители – это химические вещества, практически отсутствующие в девственной природе. Прекратить наступление человека на мир пернатых едва ли удастся; единственная надежда –

замедлить его. Одной из мер может быть более строгая ответственность за разрушение естественных местообитаний и загрязнение среды. Другая мера – увеличение площади заповедных территорий с целью сохранения на них природных сообществ, в состав которых входят виды, испытывающие угрозу исчезновения.По неутешительным прогнозам орнитологов, в ближайшие сто лет с Земли исчезнет около 1000 видов птиц. Поэтому человечеству стоит приложить максимум усилий для того, чтобы сохранить стабильную численность хотя бы некоторых видов пернатых.

2-ой ведущий Ведь, как говорил знаменитый педагог Пётр Бузук, «тот, кто разоряет гнездо, опустошает небо».

1-ый ведущий

Всего в мире несколько так называемых «птичьих» дат:

Международный день перелетных птиц» — вторая суббота мая, или
Всемирный день мигрирующих птиц (World Migratory Bird Day) — 11 мая
2-ой ведущий Запомните эти даты (на слайде).

Ученик:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма –

Горсть зерна нужна,

Горсть одна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.


А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин. Покормите птиц.)

Дети исполняют песню «Соловьиная роща» сл. А Поперечный, муз. Д.Тухманов

2-ой ведущий Нам пора прощаться, но мы думаем, что всё, о чем вы узнали, не забудете. Берегите птиц! А за ваше активное участие сладкий приз-жаворонки из теста.

«День птиц»

Цель: уточнить и расширить представление детей о птицах, об их жизни в окружающем мире.

Задачи:

1. Образовательные: расширить и закрепить знания детей о птицах; вырабатывать умение быстро находить правильный ответ.

2. Воспитательные: воспитывать у детей стремление к познаниям; воспитывать дух соревнования; воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к родной природе; воспитывать дружеские чувства между детьми, сплачивать детский коллектив;

3. Развивающие: развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом; развивать умение слушать ответы друг друга; развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить.

Ход :

1 . Прослушивание записи «Голоса птиц весеннего леса».

2.Просмотр фильма о птицах .

3 . Прилетает первая перелетная птица-грач.

Игра-викторина.

ВЕДУЩИЙ:

Ребята, к нам сегодня в гости прилетела первая перелётная птица – грач, он с вами хочет поиграть в очень интересную игру-викторину. Для этого нужны 2 команды (команды придумывают себе названия.)

Ход игры:

1.Приветствие команд:

1команда-СКВОРЦЫ

«Скворцы»

Мы соперникам своим

Шлем большой привет.

От души желаем им

Давать правильный ответ

2команда- ГРАЧИ

«Грачи»

Мы пришли на конкурс наш

Будем, не лениться

На вопросы отвечать

Все заданья выполнять.

2. КОНКУРС «Узнавалки»

Дом.задан. Игра «Узнай по описанию птицу»

Дети одной команды должны рассказать о любой птице, не называя её, а дети из другой команды должны угадать о какой птице рассказ-описание.

3.КОНКУРС «Узнай и назови птицу по рисунку»

4. КОНКУРС «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ» (загадываются загадки командам по очереди.)

    На шесте – дворец, во дворце – певец (скворец).

    Чёрный проворный, кричит «кар» - червякам враг (грач).

    Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит в развалочку, спотыкалочку (утка).

    Гнездо не строит никогда, соседкам яйца оставляет, и о птенцах не вспоминает (кукушка).

    Спереди шильце, сзади вильце, сверху чёрное суконце, снизу белое полотенце (ласточка).

6. Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится-

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикает: «Чик-чирик!» (воробей).

7. Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах.

А зовут ее……. (ворона).

8. Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук, тук, тук, тук!» (дятел).

9.Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень – тень!

Как хорош весенний день!» (синица).

10. Кто летает, кто стрекочет –

Рассказать нам новость хочет? (сорока).

11. Маленький певец лесной

Лучше всех поет весной! (соловей).

12. Кто летает ночью темной

И схватить мышонка хочет? (сова)

13. Мы в скворечнике живем,

Песни звонкие поем. (скворец)

14. Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (кукушка).

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

(танец скворцов –подготов.гр.)

5 КОНКУРС «Рассуждалки»

Игра «Перелетные и зимующие птицы»

(1 команде выбрать перелетных птиц,2 команде-зимующих)

Игра «Накорми птиц»

Игра «Раскрась птицу»

6Конкурс капитанов

Приглашаем капитанов двух команд.

Вопросы капитану команды «Скворцы»

Назовите:

1. птицу, признанную лучшим певцом в мире пернатых (соловей);

2. птиц, признанных лучшими пернатыми почтальонами (голуби);

3. птиц, которых используют во время охоты (соколы);

4. птицу, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком (дятел);

5. птицу, которая не растит своих птенцов, а подкидывает яйца в чужие гнезда (кукушка);

вопросы капитану команды «Грачи»

Назовите:

1. бойцовых птиц, которых люди использовали для участия в птичьих поединках (бойцовые петухи);

2. птицу, славящуюся своим необычайно красивым хвостом (павлин);

3. нелетающую птицу, живущую в Антарктиде (пингвин);

4. птицу, которая лучше всех других пернатых способна обучиться произносить человеческие слова (попугай);

5. самая маленькая из всех птиц, размеры который не больше шмеля (колибри).

7 Грач проводит игру «Гадание на яйцах»

Дети аккуратно разламывают пластиковые яйца и смотрят содержимое, если в птичке спрятана крупа - к сытой, весёлой жизни,

если денежка – к богатству,

если пуговица к обновке.


Top