Сферы применения политического прогнозирования. Политическое прогнозирование (3) - Реферат

/>1. Место и рольпрогноза в политике и политической деятельности

Политическая жизнь невозможнабез прогнозирования будущего. Если претендовать на политическое руководство,надо уметь предвидеть политические события. Прогнозирование – важнейшая функцияуправления.

Политический деятель,желающий успешно реализовать определённые программы, планы, решения, должен спомощью прогноза ответить, прежде всего, на следующие вопросы: как изменитсясуществующая в настоящее время политическая ситуация до момента начала осуществленияпредусмотренных планов? Сколько времени придется ждать первых результатов? Какизменилась бы ситуация если бы мероприятие не было проведено вообще?Прогностические ответы на эти вопросы могут стимулировать политическогодеятеля, модифицировать предусмотренные им политические акции или полностью заменитьих.

Политические события неслучаются сами по себе, в их основе лежит деятельность человека. Поэтому, впрогнозе переплетаются объективные и субъективные элементы. Прогнозполитических событий направлен на выявление того, что произойдёт в результатеопределённой человеческой деятельности при существующих тенденцияхобщественного развития. Следовательно, прогнозирование нельзя сводить кустановлению той или иной степени вероятности события, ибо основу прогнозовсоставляют не только законы теории вероятности, но и законы детерминизма.

Любой политик переноситв будущее свои цели, планы, проекты, программы, волевые намерения. Каждая цельесть проецируемая на перспективу установка. Сегодняшние преобразования во всехобластях жизни, нормы и идеалы ориентированы на перспективу и представляютсобой проецируемый на будущее порядок, определяющий действия людей всовременных условиях. Будущее людей – область исторически неизбежного илиисторически вероятного. Задача прогнозирования состоит в том, чтобы исследоватьэту область. Во времена Аристотеля знали только одну дилемму: истина или ложь.Позднее выяснилось с полной достоверностью: есть третий вариант – вероятное,возможное. Утверждение обрело гипотетичность.

Важно понимать, чтопрогноз не предусматривает активного воздействия на социально-политическиепроцессы, он не связан непосредственно с конкретным решением перспективныхполитических проблем, по сравнению, например, с планом. Зато он характеризуетсябольшей широтой диапазона возможных альтернатив, более высоким порядкоммноговариантности, позволяет учитывать взаимоисключающие варианты.

Практика управлениясоциально-политическими процессами показывает, что чем успешнеепрогнозирование, тем эффективнее, результативнее планирование и управление. Дляорганов политического руководства иметь научно обоснованные прогнозы – значит,предвидеть ход развития политических событий.

Теоретическое значениепрогнозирования для развития науки огромно, так как оно выступает в качествеметода проверки научных теорий и гипотез. С точки зрения генезиса, основноезначение прогноза, как и всякого знания, состоит в том, что оно отвечаетнастоятельным запросам практического действия человека. Всюду, где ставитсявопрос о действии, тем самым ставится вопрос о знании и прогнозе. Любоестремление изменять окружающую действительность должно быть неизбежно связано спредставлением о том, в каком направлении следует её изменять. В истории Россииизвестны, как минимум, три модернизации: реформы Петра I, строительствосоциализма и коммунизма и перестройка, с её переходом к рыночным отношениям. Впроцессе действий, направленных на изменения в основных сферахжизнедеятельности людей, всегда должен присутствовать анализ последствий этихдействий.

Хорошоизвестно, что процесс социально-политической жизни в основе имеет стихийныйхарактер, и ход истории осуществляется не по указке науки и знания. Но, тем неменее, в обществе действуют люди, одарённые сознанием, движимые убеждением илистрастью, ставящие себе определённые цели воздействия на природу или насоциально-политическую среду. При выдвижении планов преобразований, всегдаставится вопрос об активном вмешательстве в ход политических событий и опрогнозировании последствий этого вмешательства. Вот почему вобщественно-политической жизни прогноз имеет особенно большое значение.

В настоящее времяпроблема прогнозирования ещё более актуализируется. На этап практическогоосуществления поставлена задача реформирования всего общества, перестройки всейсистемы политических институтов, переосмысления роли и места государства,партий и общественных организаций. Эта задача предполагает не только знание,видение упомянутых сил, но и предвидение их поведения. Только на основе этогознания и предвидения возможно построение реальной программы, плана и перспективсознательного организационно-регулирующего действия. Однако план и программабез прогноза мало что значат.

В чём же состоитсущность прогноза? На какие предпосылки он опирается; чем и как определяются пределыего возможностей, в политической сфере; каковы основные типы и формы прогноза?

Из постановки этихвопросов ясно, что в данный момент мы не занимаемся предсказанием тех или иныхсобытий, а имеем в виду анализ проблемы прогноза с общей философской точкизрения применительно к условиям политической жизни общества.

Слово “прогноз” (отгреч. Prognosis, pro – наперед, gnosis – познание) означает знание наперёд,предвидение, предсказание. Как же можно знать заранее то, что ещё не произошло?Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к примерам из различных областейнаучных знаний.

В 1682г. Галлейнаблюдал прохождение одной кометы, получившей позднее его имя, и определил еёорбиту. В 1705г. Он издал «Очерк кометной астрономии», в котором вычислил неменее 24 кометных орбит. При этом Галлей был поражен сходством между орбитамикомет, наблюдавшихся в 1531,1607 и 1682гг., и приблизительным равенствомпромежутков времени (75-76 лет), через которые они появлялись. Галлей допустил,что это была одна и та же комета, и, зная законы её орбиты, предсказалвероятное новое появление её около 1758г., т.е. через 76 лет. В конце 1758г.Клеро объявил, что прохождение кометы через перигелий можно ожидать, свероятностью ошибки на месяц, около 13 апреля 1759г. Весь ученый астрономическиймир ожидал, оправдаются ли эти предсказания Галлея и Клеро. В день Рождества1758г. Комета была замечена Георгом Паличем, и она прошла через перигелий ровноза месяц и один день до срока, предсказанного Клеро. Таким образом, прогнозГаллея и Клеро подтвердился блестяще и, тем самым, оправдал как гипотезу Галлеяо тождестве наблюдавшейся кометы, так и то, что траектория орбиты этой кометыим были определены достаточно верно.

Известный российскийучёный А. Чижевский в 1927-28 гг. опубликовал ряд статей, в которых пыталсядоказать, что многочисленные функциональные и органические нарушения вжизнедеятельности и развитии биологических систем – от отдельных организмов допопуляций и сообществ – обуславливаются комплексом возмущений во внешнейфизико-химической среде, которые имеют своим источником искажения нормальногохода физических процессов на Солнце.

Своими исследованиямиА. Чижевский расширил представления об условиях существования жизни на Земле,научно доказывая наличие постоянно действующих связей биосферы с космическимифакторами, - в понятие “внешняя среда” отныне включалось и космическоепространство.

Дальнейшее накоплениефактического материала привело А. Чижевского к совершенно твёрдому убеждению:периодичность вспышек эпидемий и пандемий, эпизоотий, повышенной смертности,эпифитий стоит в прямой связи с возмущениями физических факторов внешней“космо-теллургической” среды.

Позднее А. Чижевскийдоказал, что мощные нарушения в солнцедеятельности, сопровождающиесявыбрасыванием в пространство электрических частиц диссоциированной материи иизлучением электромагнитных волн различной длины, не могут не отражаться нетолько на психике, но и на состоянии соматического здоровья людей. Выяснилось,что влияние этих пертурбаций в земном электрическом и магнитном поле особенноостро воспринимают старики, психически- и нервнобольные, люди, страдающиеболезнями сердца, и, наконец, лица, имеющие тяжёлые инфекционные заболевания.

Для иллюстрации этихзаключений можно привести сопоставления двух кривых: кривую смертности отболезней нервной системы по Москве с 1 сентября 1924 по 1 октября 1927г., икривую солнечной активности за то же время. Две кривые демонстрируют достаточноотчётливый параллелизм.

Нет ничего невероятногов том, что радиация пятнообразовательного процесса или возмущённые имгеофизические факторы (например, атмосферное электричество) оказывают влияниена те или иные отделы нашей нервной системы, и даже на высшую нервнуюдеятельность, обусловливая наше поведение1.

В двадцатые годы сконцепцией “длинных волн в экономике” выступил российский учёный Н. Кондратьев.Его теория позволяла сделать прогнозы подъёмов и спадов в экономике и получилапризнание во всём мире. Конкретно на его методике мы остановимся в главе ометодах прогнозирования. Забегая вперёд, лишь отметим, что ещё в 20-е годы ХХвека Кондратьев дал прогноз кризисного состояния экономики России со второйполовины 80-х гг. до середины 90-х.

Таким образом,прогнозировать наступление тех или иных событий, явлений можно и нужно, таккак, с определённой долей вероятности, эти события возникнут. Допустим, изнашего жизненного, общественно-политического опыта мы знаем события а, в, с, …и связи между ними. На основании изучения этих событий мы более или менее точновысказываем мнение о наступлении событий x, y, z…. То есть, делаем прогноз.

Прогноз естьвысказывание о неизвестном ранее, реально возможном событии, явлении, которое врамках научной теории выводится из известных предположений, заключений. Отсюдаясно, что для прогноза существенны три элемента: 1) переход от событий, данныхв опыте, к событиям, которых в опыте нет; 2) переход к событиям, которые неданы не только потому, что они нам неизвестны, но и потому, что они ещё не совершились;3) учет того обстоятельства, что это переход не произвольный, а научнообоснованный, опирающийся на установленную, достаточную для суждениявероятность совершения события или событий. Легко обнаружить, что именно этиэлементы мы находим и в приведённых примерах предвидения Галлея-Клеро, А.Л.Чижевского, Н.Д. Кондратьева и др.

Сказанное о сутипрогноза даёт возможность достаточно точно указать то место, которое онлогически должен занять в общей системе научного знания.

Совершенно прав Н.Д.Кондратьев, когда пишет, что психологически обычно мы отдаём себе полный отчётв том, что удачный прогноз означает высшее торжество знания. Но, посколькупрогноз предполагает переход от событий, которые нам даны, к событиям, которыеещё не наступили, под влиянием сложности и многообразия этих событий, мы,естественно, склонны относится к нему с крайним недоверием1. Действительно, для этого,как мы увидим ниже, имеются некоторые объективные основания. Однако, в составенашего научного знания имеются обширные области, которые по своей природе стоятвесьма близко к прогнозу: гипотеза, предвидение, план, программа и др. И еслимы ценим их, если мы считаем их составной частью научного знания, топринципиально, необходимо отвести подобающее место и прогнозу.

На основе вышеуказанныхсоображений мы приходим к следующему определению.

Прогноз – естьвероятностное научно обоснованное суждение о возможных состояниях исследуемогообъекта в будущем, суждение относительно ненаблюдаемого в данных момент времениобъекта, возможных путях его развития, намеченного в качестве цели. В самомобщем виде политическое прогнозирование – это опережающее отражениеполитической действительности.

Прогноз направлен науменьшение неопределённости будущего и своей целью имеет выбор наиболеерациональных практических решений. Прогноз – это вероятностное утверждение обудущем с относительно высокой степенью достоверности, определение свойств илисостояние объекта прогнозирования в какой-либо будущий момент времени. Прогноз– составная часть функции управления, предшествующая планированию.

Его нельзя смешивать сдругими формами отношения к будущему, какими являются, например, идеалы, планы,программы, проекты, гипотезы и т.д. Напротив, он призван их обогащать. Прогноздаёт представление о возможности реализации политических целей, опредполагаемой эффективности запрограммированных мероприятий. Особенностьюпрогноза в отличие, например, от плана является его вероятностный характер.Абсолютно точно угадать будущую ситуацию трудно, т.к. она полнанеопределённостей. Прогнозирование не претендует на полную достоверность иточность, поскольку ритм политических событий не задан заранее.

Основнаяпричина, побуждающая политического деятеля, заниматься прогнозированием состоитв том, чтобы просчитать и смоделировать последствия принимаемых политическихрешений, снизить уровень их неопределённости.

Прогнозированиеиспользуется, чтобы:

· дать информациюо том, какие конкретные политические цели возможны и достижимы для субъекта политики;

· уяснить, какиеиз этих целей в наибольшей степени соответствуют интересам общества на данномэтапе его развития;

· быть основойдля принятия решений при наличии альтернативных политических задач, которые вравной степени соответствуют интересам общества;

· помочь найтиправильное соотношение между текущими и долговременными задачами, ближайшими идальними целями, минимальными и максимальными требованиями;

· вскрытьвозможные последствия, принимаемых сегодня политических решений.

Объектом политического прогнозирования выступает политика (внутренняяи внешняя), а предметом – познание возможных состоянийполитических событий, явлений, процессов в будущем. Различают глобальноевнутриполитическое и внешнеполитическое прогнозирование. «Объектом глобального политического прогнозирования является глобализация в её исторической динамике – становление единоговзаимосвязанного мира, в котором народы не отделены друг от друга привычнымипротекционистскими барьерами и границами, одновременно и препятствующими ихобщению, и предохраняющими их от неупорядоченных внешних воздействий»1.

В сферувнутриполитического прогнозирования входит всё содержание внутренней политики.В то же время здесь необходимо различать два аспекта. Один связан с прогнознымиоценками конкретных политических событий, другой – охватывает деятельностьполитических институтов общества. На основе внешнеполитического прогнозированияоценивается общая обстановка в мире, регионе, стране, изучаются тенденции,направления развития и определяющие их факторы, делаются попытки оценить новыевозможности развития.

По промежутку времени,на который рассчитан прогноз, различаются текущие, краткосрочные, среднесрочные,долгосрочные и сверхдолгосрочные прогнозы. По проблемно-целевому критериюпрогнозы делятся на два типа: поисковый и нормативный.

Поисковый прогнозпредполагает экстраполяцию (условное продолжение) в будущее тенденций развитияполитического события в прошлом и настоящем, абстрагируясь, от возможныхрешений, действий, на основе которых субъекты способны радикально изменить ходсобытий, вызвать в ряде случаев самоосуществление или саморазрушение прогноза.Поисковый прогноз определяет возможные состояния объекта прогнозирования вбудущем, он отвечает на вопрос, что вероятнее всего произойдёт при условиисохранения существующих тенденций.

Нормативный прогнозопределяет пути и сроки достижения возможных состояний объекта исследования,принимаемых в качестве цели. Если поисковый прогноз строится на основаниисостояния объекта в прошлом и настоящем, то нормативный прогноз – в обратномпорядке, - от заданного состояния в будущем к существующим тенденциям и ихизменениям в свете поставленной цели.

Возможность политическогопрогнозирования, его объективная основа состоят во взаимосвязи прошлого инастоящего. Важнейшим фактором прогнозирования является действие в политическойсфере законов, тенденций, отсюда следует необходимость их глубокого познания.

Потребность в научнообоснованных прогнозах на всех уровнях политической деятельности вызвала кжизни новую область науки – политическую прогностику, которая призвана создатьэффективный инструментарий способов и методов, с помощью которых субъектуправления мог бы достаточно точно определить ближайшую перспективу развитиясвоей области для принятия тактических и стратегических решений. Политическаяпрогностика изучает закономерности процесса разработки прогнозов.

Прогностикаразрабатывает не содержательные прогнозы, а инструментарий прогнозирования. Изопределения прогностики следует, что в предмет её исследования входят всевопросы, связанные с разработкой способов и методов производства прогнозов ипринципов составления прогнозов. Методы прогнозирования и закономерностипроизводства прогнозов очень тесно связаны друг с другом и определяют структурупредмета прогностики.

/> 2. Принципы политического прогнозирования

политическийпрогнозирование событие

Прогнозирование, являясь важнейшей функцией управления политическимисобытиями, существенно влияет на основные направления развития политики,отражает всю совокупность сложных внешних и внутренних связей и зависимостеймежду различными сферами политической жизни. Поэтому субъект политики весьмазаинтересован в его точности, достоверности, что существенно зависит отпринципов, лежащих в основе разработки прогнозов.

Принцип альтернативности. Практика подтверждает, что степеньобоснованности принимаемых решений на любом уровне управления определяетсячислом учтенных альтернатив и глубиной прогнозирования. Альтернатива – один извариантов возможного выбора, в условиях, множества которых принимаются решенияили производится оценка. Принцип альтернативности связан с возможностьюразвития политической жизни и её отдельных звеньев по разным траекториям, приразных взаимосвязях и структурных отношениях. Необходимость построенияальтернатив, т.е. определения возможных путей развития политических отношенийвозникает всегда при переходе от фиксации сложившихся процессов и тенденций кпредвидению их будущего. Альтернативность нельзя «смешивать» свероятностным характером прогнозирования. Вероятность представляет собой меруподтверждения прогноза, основанного на достоверном знании законов, а такженачальных и конечных условий процесса. Альтернативность же исходит изпредположения о возможности качественно различных вариантов развитияполитических событий. Основная задача практической реализации принципаальтернативности состоит в том, чтобы отделить осуществимые варианты развитияот вариантов, которые, при сложившихся и предвидимых условиях, не могут бытьреализованы. Это предполагает возможность ранжирования отдельных альтернатив повероятности их практической реализации. Необходимо отметить то обстоятельство,что каждой альтернативе развития политического процесса соответствует«своя» совокупность проблем, которые нужно учитывать при прогнозировании.

На основании чего строятся альтернативы? В первую очередь это ожидание возможныхкачественных сдвигов, например, при переходе к новому политическому курсу.Сегодня практически все события, процессы, явления (как внутриполитические, таки внешнеполитические) рассматриваются с позиций альтернативности. Следуетучитывать, что на формирование альтернатив влияют конкретные цели политики. Ониопределяются сложившимися тенденциями развития общественных потребностей,необходимостью решения конкретных политических проблем. Тем самым принципальтернативности взаимодействует с целенаправленностью прогнозирования.

Принцип системностипрогнозирования означает, что, с одной стороны, политика рассматривается какединый объект, а с другой – как совокупность относительно самостоятельныхнаправлений (блоков).

Системный подход предполагает построение прогноза на основе системыметодов и моделей, характеризующейся определенной иерархией ипоследовательностью. Под системностью методов и моделей прогнозирования вобласти политики следует понимать их комплекс. Он позволяет разработатьсогласованный и непротиворечивый прогноз (по каждому направлению) политическойжизни. Однако, построить целостную систему моделей политическогопрогнозирования на данном этапе трудно. Решение задачи возможно на основанииунификации блочных моделей, вычислительных способов решения, создания информационногобанка данных. Специфика же отдельных политических объектов может быть адекватновыражена лишь при максимальном приближении к внутренним особенностям отдельныхблоков прогнозирования. Наиболее рациональным представляется использование«блочного» принципа при формировании комплексного прогнозаполитического развития.

Принцип верификации(проверяемости) направлен на определение достоверности разработанного прогноза.Верификация – специализированная процедура оценки достоверности прогнозов - используется как способ проверки знания, заключенного в прогнозе, но неопределяет его истинности или ложности. Однако, с её помощью прогнозист можетоценивать достоверность прогнозов с достаточной высокой для практических целейточностью.

Существует несколькопроцедур оценки прогнозов. Прямая верификация предполагает получение того жезначения прогноза, что и верифицируемый, только другим методом прогнозирования.Косвенная верификация предполагает подтверждение прогноза ссылкой наприведенный в литературе прогноз того же объекта. Она определяется какполучение значения верифицируемого прогноза путем логического (илиматематического) выведения следствий из уже известных прогнозов. Используетсятакже верификация посредством «адвоката дьявола», инверсная, и путемминимизации систематических ошибок.

Принцип непрерывностиозначает разработку серии прогнозных моделей объекта по заданным временнымпериодам на основе их непрерывной корректировки по мере поступления новыхданных.

Принцип практической направленности требует включения разработанныхпрогнозов в систему исходных данных для повышения эффективности планирования иуправления политическими событиями.

Принцип согласованностинормативных и исследовательских прогнозов состоит в стремлении к ликвидациирассогласования между результатами, полученными на основании нормативного иисследовательского прогнозов развития объекта. Реализация этого принципаспособствует оптимальному управлению для достижения некоторой совокупностиперспективных политических целей.

Принцип комплексноститребует одновременной разработки прогнозов всех параметров объекта в ихвзаимосвязи и единстве. Необходимость более полного использования данногопринципа возникает при создании прогнозирующей системы.

Всепринципы прогнозирования политических событий тесно связаны друг с другом иреализуются посредством конкретных методов прогностических исследований.

/> 3.Методы политического прогнозирования

Под методамиполитического прогнозирования мы понимаем систему правил и методическихприемов, используемых для комплексного получения прогностических выводовотносительно будущего развития политических событий (ситуаций). В фундаментелюбого метода должна лежать какая-либо теоретическая основа –систематизированная определенным образом совокупность специальных знаний(теория, гипотезы, эмпирические модели и т.д.)

Изучение сложныхсоциально-политических явлений определяет и сложный характер научных методов,необходимых для этого. Не только результат исследования, но и ведущий к немупуть должны быть истинными. Качество принятого прогноза, степень его научнойобоснованности всецело зависит от того, какой метод или система методов лежат воснове прогностического исследования. В современной России расширение поляпрогнозирования в связи с модернизацией всего жизненного уклада ведет к ростучисла используемых в исследованиях будущего методов прогнозирования.

К настоящему времени вмировой практике сформировалось более 150 методов прогнозирования, носящих какобщий, так и частный характер. Сложность состоит в том, чтобы определитьвозможную область использования каждого метода и выбрать наиболее эффективный.Рассмотрим более подробно некоторые прогностические методы. Метод коллективной экспертной оценки. Его сущность состоит в определениисогласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развитиявнутренней или внешней политики, сформулированных ранее отдельнымиспециалистами, а также в оценке аспектов развития политических отношений,которая не может быть определена другими методами (например, экспериментом).

Метод коллективнойэкспертной оценки предполагает четыре действия:

· для организациипроведения экспертных оценок создаются рабочие группы. В их функции входятпроведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективнойэкспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, они дают ответы напоставленные вопросы, касающиеся перспектив развития тех или иных направленийвнутренней или внешней политики (количество экспертов, привлекаемых дляразработки прогноза, может колебаться от 10 до 100-150 человек, в зависимостиот сложности объекта);

· перед тем, какорганизовать опрос экспертов, необходимо уточнить основные направления развитияполитических процессов, событий, а также составить матрицу, отражающуюгенеральную цель, подцели и средства их достижения. Под средствами достиженияцели понимаются направления научных исследований и разработок, результатыкоторых могут быть использованы для достижения политических целей;

· данный методпредполагает обязательно разработку вопросника для экспертов, который долженбыть составлен по определенной структурно-иерархической схеме, а именно: отшироких вопросов к узким, от сложных к простым;

· в ходе опросаэкспертов необходимо обеспечить однозначность понимания отдельных вопросов, атакже независимость суждений экспертов. Давление «руководящего»мнения должно быть исключено;

· назаключительном этапе проводится обработка материалов экспертной оценки, которыехарактеризуют обобщённое мнение и степень согласованности индивидуальных оценокэкспертов;

· выводыэкспертов служат исходным материалом для синтеза прогнозных гипотез и вариантовразвития политических событий.

Окончательная оценкаопределяется либо как среднее суждение, либо как среднее нормализованное взвешенноезначение оценок.

Коллективная генерация идей – метод«мозговой атаки» – широко применяемый способ при исследовании будущего. Его сущностьсостоит в актуализации творческого потенциала специалистов при «мозговойатаке» проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей ипоследующее их разрушение, критику этих идей с формулированием контридей. Метод«мозговой атаки» называют ещё методом деструктивной отнесённойоценки. Можно выделить ряд этапов работы по этому методу.

Первый этап –формирование группы участников «мозговой атаки» (не более 15человек). Это должны быть специалисты, обладающие высоким уровнем общейэрудиции и понимающие смысл проблемной ситуации.

Второй этап –составление группой анализа проблемной записки участника «мозговой атаки»,которая включает описание метода деструктивной отнесенной оценки и сущности проблемнойситуации.

Третий этап – генерацияидей. Он начинается с того, что ведущий раскрывает содержание проблемнойзаписки и концентрирует внимание участников на правилах проведения«мозговой атаки»: высказывания должны быть ясными и сжатыми; критикапредыдущих выступлений не допускается (говори своё); не разрешается выступатьмного раз подряд, зачитывать список идей, который может быть подготовленучастниками заранее. Основная задача ведущего состоит в поощрении высказыванийпо проблемной ситуации. Главное его правило не объявлять ложной, не осуждать ине прекращать исследование любой идеи, даже если она кажется абсурдной. Записьвысказываемых идей лучше всего вести на магнитофон, чтобы не пропустить ни однуидею и иметь возможность систематизировать их для следующего этапа.

Четвертый этап –систематизация идей группой анализа.

Пятый этап – разрушениесистематизированных идей. Каждая идея подвергается критике со стороны участников«мозговой атаки», число которых доводится до 25-30 человек. На этомэтапе действует основное правило – рассматривать каждую из систематизированныхидей только с точки зрения препятствий на пути к её осуществлению, т.е.участники атаки не отвергают предварительно выдвинутые идеи, а выдвигаютдоводы, отвергающие систематизированную идею. Продолжительность этапа до двухчасов, а этапа генерации идей до одного часа.

Шестой этап – оценкакритических замечаний и составление списка практически применимых идей.

Метод сценариев. Впоследние годы он получил широкое распространение. Политический процесс можетбыть представлен как смена различных политических ситуаций, через которыепроходит в своем движении политическая система, её отдельные институты и другиекомпоненты. В этом аспекте можно утверждать, что политика движется от ситуациик ситуации, а ситуация – элементарный «шаг» политического процесса.

Политическая ситуацияможет развиваться по нескольким сценариям.

Сценарий – это способустановления логической последовательности событий с целью определенияальтернатив развития политических реалий (международных отношений, национальнойэкономики, социальной политики, конфликтов и т.п.). Рассматриваемый методявляется наиболее эффективным при анализе политической ситуации в современнойРоссии. Подтверждением этого являются исследования: С. Кургиняна –«Седьмой сценарий»; Института социально-политических исследований РАН– «Реформирование России: мифы и реальность»: исследования теологов,например, «Сценарии смуты» в книге «Выбор судьбы»; Л.И.Абалкина “К самопознанию России”. Следует обратить внимание также наспециальные рубрики «Сценарии» в печатных изданиях (журналах, газетах).

В сценарии используютсязаранее подготовленные аналитические материалы. Он должен быть написан так,чтобы после ознакомления с ним стала ясна генеральная цель проводимой работы всвете политических задач на определенный период времени. Поэтому сценариями иназывают различные (воображаемые, но правдоподобные) последовательностидействий и вытекающие из них события, которые могут произойти в будущем висследуемой ситуации. Эти последовательности имеют общее начало (настоящеесостояние), но затем возможные состояния могут различаться всё значительнее,что и приводит к проблеме выбора.

Как практически использоватьметод сценариев?

Метод составлениясценариевследует реализовывать на практике с помощью двух последовательныхэтапов:

1) Описание структуры системы в заданный момент времени и проверка еевнутренней согласованности в этот момент.

2) Эволюция во времени от одного описания к другому под естественнымвоздействием тенденций или под сознательным воздействием решений,соответствующих определенному курсу действий.

Например, к 2000 годусложилась ситуация, развитие которой могло быть описано тремя сценариями:

· катастрофическим, предполагавшим полный провал правительства вэкономической сфере;

· промежуточным, когда центральная власть лишь частично теряетконтроль над негативными процессами и нарастания кризисных явлений;

· оптимистическим, когда правительство овладевает ситуацией иположение в стране постепенно нормализуется.

Теперь, спустя время, можноубедиться, что в этих сценариях присутствовала вполне определенная долядостоверности развития событий.

Используя сценарный анализ,следует всегда иметь в виду существование факторов вероятного развитияполитических событий. Эти факторы могут быть объективными и субъективными,внутренними и внешними, постоянными и временными, необходимыми и случайными,общими, особенными и единичными, способствующими прогрессу и препятствующимиему.

Матричный метод прогнозированияи планирования служит для оценки относительного влияния взаимосвязанныхфакторов на достижение намеченных целей. Суть метода – в получении комплексныхоценок путём преобразований матриц результатов экспертных оценок взаимноговлияния отдельных факторов. Метод позволяет:

· провести анализ различных вариантов развития событий и проранжироватьих по степени важности для достижения поставленной цели;

· выявить наиболее значимые области политики, имеющие наибольшеезначение в решении поставленных задач;

· определить наиболее важные отрасли социальной сферы, развитиекоторых обеспечивает достижение желаемых результатов;

· выбрать наиболее эффективные политические технологии;

· обосновать оптимальное размещение ресурсов власти.

Дельфийская техника (методДельфи) – последовательное анкетирование мнений экспертов о перспективахкакого-либо объекта с целью выявления преобладающего суждения специалистов.Анкетирование исключает прямые дебаты, но позволяет экспертам периодическикорректировать свои суждения с учетом ответов и доводов коллег. Название методавосходит к оракулу при храме Аполлона в Дельфах (древний религиозный центр вГреции). С вопросами к дельфийскому оракулу обращались как отдельные граждане,так и представители государств. Прорицательница Пифея в состоянии экстазаизрекала ответы вопрошавшим, которые облекались кем-либо из жрецов встихотворную форму и имели значение пророчеств, данных Апполоном. Прорицаниядельфийского оракула сохранились у Геродота и в других источниках.

Метод экстраполяции. Экстраполяция логическая – это перенесение выводов, правомерных внутрипространственного или временного отрезка, наблюдения за пределы этого отрезка.Экстраполяционные методы прогнозирования лежат в основе всех исследовательскихпрогнозов. Экстраполяция математическая – процедура установления значенияфункции f (x ) в точках х , лежащих вне интервала {х0, хn },по известным значениям функции в точках х0 < хi … < хn , лежащихвнутри интервала [х0, хn ].

Прогнозирование на основеметода моделирования. Моделирование означает материальное или мысленноеимитирование реально существующей (натуральной) системы путём специальногоконструирования аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организациии функционирования этой системы; исследования в моделях или на реальныхобъектах проводятся с применением методов теории подобия. Подобными называютсяявления, при которых все параметры (полное подобие) или наиболее существенныепри данном исследовании (локальное подобие) в любой момент времени и в любойточке пространства отличаются от соответственных параметров другого явления вопределённое (постоянное в течение всего исследования) число раз. Выделяют дватипа моделирования. В первом случае – это конструкция, изоморфная моделируемойсистеме. Используется в чистой математике и при математическом описанииобщественных систем. Смысл такого описания состоит в том, что отношения междуэлементами системы выражаются с помощью уравнений, причем так, чтобы каждомутермину содержательного описания системы соответствовала какая-либо величина(константа, переменная) или функция, фигурирующая в уравнении. Сами уравненияназываются при этом моделью. Важным гносеологическим условием такогомоделирования является измеряемость всех описываемых процессов. Второй типмоделирования основан на понятии «черный ящик». В кибернетике этим терминомназывают объект, внутренняя структура которого недоступна для наблюдения, и окотором можно судить, в частности, по тому, как он преобразует приходящие навход сигналы.

Кроме названных методов впрогнозировании используются: индивидуальные экспериментальные оценки,прогнозирование по аналогии, интерполяционные методы, интуиция, корреляционныйанализ, морфологический анализ, эвристический метод, прогнозирование на основеисторико-логического анализа, прогнозирование на основе теорий принятиярешений, прогнозирование на основе систем «профайл»,«скор», «фэйм», прогнозирование на основе индивидуальныхвыводов и т.д.

Использованиетого или иного метода или группы методов зависит от сложности и спецификиконкретного объекта исследования.

Сущность политического прогнозирования

Обычно прогноз (от греч. - предвидение) связывают с «опережающем отражением действительности». Прогноз - свойство человеческого сознания, развившееся в процессе общественной практики. Научный прогноз есть функция не индивидуального, а общественного сознания. Даже в индивидуальном предвидении, основанном, казалось бы, на чисто личном опыте, человек не может быть свободным от фактологической и генерирующей информации, заложенной в сознании общественном.

Общественная природа предвидения особенно рельефно предстает перед нами в научном предвидении, предпосылками которого являются такие продукты общественного духовного производства, как гипотезы, законы, теории. В научном предвидении нет чего-либо мистического, оно представляет собой такое знание о неизвестном, которое основывается на уже известном знании о сущности интересующих нас явлений и процессов и о тенденциях их дальнейшего развития.

Политическое прогнозирование - это процесс получения научно обоснованных знаний о возможном состоянии политической жизни общества, политической ситуации, политики в будущем на основе уже известных знаний об их прошлом и настоящем.

Научное предвидение не может претендовать на абсолютно точное и полное знание будущего, на свою обязательную достоверность: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оправдываются лишь с определенной степенью достоверности. Следовательно, научное предвидение есть вероятное знание. Степень его достоверности зависит от ряда факторов:

1. Срок, который отделяет нас от предвидимого события, явления, процесса.

2. Знания соответствующих закономерностей, традиций, менталитета.

3. Сложность и динамичность прогнозируемого состояния общества или отдельного его компонента.

Всякое будущее таит в себе много неопределенностей. И естественно стремление человека заглянуть в это будущее, с тем, чтобы предсказать возможный ход событий, снизить уровень этой неопределенности. Непосредственная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что, заглядывая в будущее, он имеет возможность предвидеть последствия решений, принимаемых сегодня, корректировать эти решения с учетом их последствий в будущем. Кроме того, никогда, пожалуй, в прошлом будущее не было столь неопределенным, пугающим, как в наше время. Поэтому и такое стремление как можно в большей мере рассеять эту неопределенность, более ясно увидеть перспективу.

Политическое прогнозирование - вероятностное суждение о динамике важнейших характеристик политического рынка, о перспективах будущего состояния того или иного политического явления и их альтернативных вариантах при условии выполнения заранее сформулированных гипотез и предпосылок.

Целью политического прогнозирования является начертание картины вероятного будущего: определение возможных состояний политических событий, явлений и процессов, своевременное предвидение желательных и нежелательных событий. Хотя прогнозирование не только наука, но и искусство, применяемые для прогноза методы опираются на научные законы, используя прогностическую функцию научных теорий.

Объектом политического прогнозирования выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом - познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов.

Типы политического прогнозирования:

1. Внутриполитическое прогнозирование охватывает всю сферу внутренней политики и связано, с одной стороны, с оценками конкретных политических событий (эту работу выполняют государственные и политические органы), с другой - с оценками политических процессов в деятельности самих политических институтов общества.

2. Внешнеполитическое прогнозирование касается области международных отношений и внешней политики, оценок политической обстановки в мире, тенденций и факторов ее развития.

Методологической базой политического прогнозирования являются принципы научного предвидения: это результат исследования закономерностей развития политической жизни, анализа политических событий прошлого и настоящего.

Политическое прогнозирование - это часть практической политики. Оно должно учитывать обратное воздействие прогноза на сознание людей и их деятельность, что может приводить к их политической активности или, наоборот, к пассивности и апатии.

Типология политических прогнозов:

1. Поисковый прогноз призван описывать возможное состояние того или иного политического явления, процесса, события в будущем, исходя из действующих тенденций с учетом управляющих воздействий.

Такой прогноз отвечает на вопрос, что вероятнее произойдет при условии сохранения существующих тенденций.

2. Нормативный прогноз связан с постановкой целей, описывает желаемое состояние, пути и средства его достижения.

Такой прогноз отвечает на вопрос, какими путями достичь желаемого.

3. Краткосрочный прогноз рассчитан на период до 1 года. Как правило, они относятся к перспективной оценке отдельных, частных событий, таких, как исход выборов, развитие того или иного политического кризиса.

4. Среднесрочные, на период 5 - 7 лет, связанные с развитием систем макроуровня (государства, системы международных отношений).

5. Долгосрочные прогнозы охватывают период до 20 лет, затрагивая чаще всего самые общие проблемы глобального политического развития.

6. Сверхдолгосрочный (дальнесрочный) выходит за пределы долгосрочных и рассчитан на далекую перспективу.

Долгосрочные прогнозы приобрели популярность лишь в последние десятилетия, они разрабатываются научными центрами, учреждениями ООН, занимающимися проблемами мирового развития, вопросами укрепления мира и безопасности между народами.

В практику политического прогнозирования все больше внедряется оперативный прогноз, охватывающий обычно ближайшие 1 - 3 месяца. На протяжении этого периода, как правило, не ожидается существенных изменений объекта исследования.

55. Политическое прогнозирование: сущность, принципы и методы.

В теории под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогнозирование - это специальные научные исследования конкретных процессов, явлений, событий, в итоге которых из одних уже известных сведений о прошлом и настоящем получают представление о возможных состояниях прогнозируемого объекта, т.е. получают другие знания. Политическое прогнозирование - процесс разработки научно обоснованного суждения о вероятностном развитии политических событий, путях его осуществления.

Выделяют два аспекта прогнозирования: предсказательный, подразумевающий описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений, и предуказательный, предусматривающий собственно решение этих проблем, использование информации о будущем в целенаправленной деятельности. Исходя из этого, в проблеме прогнозирования выделяется также две стороны: теоретикопознавательная и управленческая, связанные с возможностью принятия на основе прогностического знания решения.

Как известно, различают политику внутреннюю и внешнюю, каждая из которой имеет свою специфику. Поэтому прогнозирование в области политики выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое. Поскольку в сферу внутриполитического прогнозирования входит все содержание внутренней политики, то различают два аспекта в области ее прогнозирования. Один из них связан с прогнозными оценками конкретных политических событий. Другой аспект прогноза охватывает деятельность политических институтов общества и политические процессы, происходящие в нем. Внешнеполитическое прогнозирование - это прогнозы в области международных отношений и внешней политики.

Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.

На основе проблемно-целевого критерия, т.е. в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные. Поисковый прогноз - определение возможных состояний того или иного политического явления, процесса, события в будущем, путем экстраполяции наблюдаемых тенденций при условном абстрагировании от решений, способных видоизменить эти тенденции. Цель

- выявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами политического управления. Такой прогноз отвечает на вопрос: «Что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социально политических тенденций?» Нормативный прогноз - определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта политического прогнозирования. Цель - прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов и целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: «Какими путями достичь желаемого?»

По периоду упреждения - промежутку времени, на который рассчитан прогноз

- различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальнесрочные (за пределами долгосрочных) политические прогнозы.

Поскольку политическое прогнозирование, являясь важнейшим элементом управления, определяет основные направления развития политики, отражает всю

совокупность сложных внешних и внутренних связей и зависимостей между различными сферами политической жизни, то оно основывается на следующих принципах : альтернативность, системность прогнозирования, непрерывность, верификация (проверяемость):

- принцип альтернативности связан с возможностью развития политической жизни и ее отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных отношениях;

- принцип системности означает, что, с одной стороны, политика рассматривается как единый объект, а с другой - как совокупность относительно самостоятельных направлений (блоков) прогнозирования; принцип непрерывности требует от субъекта, разрабатывающего прогноз, осуществления по мере поступления новой информации, непрерывного корректирования прогнозных разработок;

- принцип верификации (проверяемости) направлен на определение достоверности разработанного прогноза.

Принципы прогнозирования реализуются через конкретные методы научнопрогностических исследований. В политической науке существуют различные типологии методов политического прогнозирования. В частности, подразделяют методы политического прогнозирования на объективные и спекулятивные: объективные - это такие методы, которые основываются на существующих, установленных опытом тенденциях (экстраполяция, моделирование, экспертиза и др.);

- спекулятивные - это такие методы, которые основываются на интуитивных рассуждениях, на осмыслении оснований науки и культуры («мозговая атака», написание сценариев, прогнозные графы и др.).

Рассмотрим основные методы политического прогнозирования.

1. Моделирование. Это метод исследования объектов познания на их моделях. Возможность моделирования, переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования модели, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает, воспроизводит, моделирует какие-либо его стороны. Прогнозирование методом моделирования базируется на том, что модель имеет теоретическую основу.

2. Метод коллективной экспертной оценки. Его сущность состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития внутренней или внешней политики или отдельных ее сфер, сформулированных ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития политических отношений, которая не может быть определена другими методами (например, экспериментом). Окончательная оценка определяется либо как среднее суждение, либо как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов, либо как среднее нормализованное взвешенное значение оценки. Метод «Дельфы». Он характеризуется тремя особенностями, которые отличают его от обычных методов группового взаимодействия экспертов. К таким особенностям относятся: анонимность экспертов; использование результатов предыдущего тура опросов; статистическая характеристика группового ответа.

3. Построение сценариев. Написание сценариев означает метод, позволяющий установить логическую последовательность событий, чтобы показать, как, исходя из существующей (или какой-либо другой заданной) ситуации, может шаг за шагом развиваться будущее состояние.

4. Метод экстраполяции. Суть данного метода в возможности экстраполирования во времени того или иного явления, не превышая некоторой допустимой для той или иной задачи ошибки прогноза.

5. Брейнсторминг - метод «мозговой атаки». Его сущность состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при «мозговой атаке» проблемной

ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее разрушение, критику этих идей с формулированием контридей.

Таким образом, политические прогнозы разрабатываются с целью повышения эффективности и результативности принимаемых решений, избегания нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономическую, социальную и духовную сферы.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ.

1.Сущность политического прогнозирования..

2.Объективные основы политического прогнозирования.

3.Некоторые формы политического прогнозирования.


I. Термин «прогноз» (от греческого «прогнозис») означает предвидение, предсказание. Прогнозирование – это разработка прогноза.

Прогнозирование обычно понимают в широком и узком значении. В широком – это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.В узком – это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения данного явления. По выражению Б.И.Краснова «в самом общем виде прогнозирование – это опережающее отражение действительности».

Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть своим интеллектом в будущее. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.

Поэтому прогнозирование как одна из форм научного предвидения находится в социальной сфере во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там же, где объекты неуправляемы, особенно в природе, имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта.

Прогнозирование в социальной сфере как научное предсказание, предвидение будущего состояния объекта требует информации о прошлом и настоящем состоянии этого объекта, о тенденциях его развития. Но даже при наличии исходных данных мы не способны сделать прогноз, если не понимаем социальных и экономических взаимосвязей внутри процесса, объекта, явления. Поэтому прогнозирование должно основываться на определенной теории. Без теории оно будет простым собиранием информации и разных предположений.

Прогнозирование практикуется во всех сферах жизни общества. Одним из его направлений является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика. Как известно, различают политику внутреннюю и внешнюю. Каждая из двух основных областей политики имеет свою специфику. Поэтому прогнозирование в области политики выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое.

Для выявления сущности политического прогнозирования необходимо охарактеризовать его особенности, специфику. Эта специфика прежде всего проявляется в своеобразии объекта прогнозирования, а затем связанных с ним особенностях целей и задач разработки прогнозов, а также подхода к выбору методов прогнозирования.

Объект политического прогнозирования очень широкий и сложный по структуре. Поэтому понятие «политическое прогнозирование» означает многогранную и разноаспектную деятельность по проведению специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных составляющих политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий, а также в области взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества: экономической, социальной, духовной.

Политические прогнозы разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономику, социальную и духовную сферы.

В целом в рассматриваемой сфере важнейшей задачей прогнозирования считается выявление перспективных политических проблем и наилучших путей их решения в интересах оптимизации управления политическими процессами, а также предвидение тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.

Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.

На основе проблемно-целевого критерия, то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные.

По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз – различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальносрочные (за пределами долгосрочных).

II. Каждый, кто разрабатывает научные прогнозы и применяет их в практической политике, так или иначе, вольно или невольно руководствуется принципом познаваемости действительности. Следовательно, методологической основой прогнозирования служит материалистическая гносеология.

Объективная основа прогнозирования политических событий состоит в том, что их будущее заключено в настоящем, но только в возможности. Поэтому научные прогнозы политических событий, явлений и процессов - это осмысленные, осознанные возможности развития политической жизни общества, взятые в их теоретической обоснованности.

Возможность существует объективно в самой действительности как скрытая тенденция ее дальнейшего развития. Поэтому иного пути для прогнозирования будущего нет, кроме познания возможностей, тенденций, заключенные в настоящем состоянии политической системы. Таким образом, научный прогноз раскрывает будущее политическое событие как нечто объективно обусловленное предыдущим ходом вещей, то есть нечто детерминированное, предопределенное законами развития и функционирования политической системы.

Обычно считается, что за новыми явлениями, фактами и процессами развития настоящего стоит будущее, что в них имеется будущее. Однако утверждать это с достоверностью можно лишь с учетом действия вскрытых наукой законов развития объектов политического прогноза. Иначе говоря, важнейшей основой прогнозирования является действие объективных законов определенной области действительности, в данном случае политической.

Политическая жизнь представляет собой одну из сфер жизнедеятельности людей, общества. И ей так же, как и другим сферам, присущи существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи и отношения, то есть объективные закономерности.

Законы, действующие в социально-политической области, проявляются как тенденции или возможности, которые не всегда превращаются в действительность. Это, естественно, затрудняет разработку политических прогнозов.

Объективной основой прогнозирования является и системное строение политической сферы общества. Любая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определенную целостность, единство. Свойства системы не сводятся к сумме свойств ее компонентов. Система активно воздействует на свои компоненты и преобразует их сообразно собственной природе. В то же время изменение каких-то элементов может привести к определенному изменению всей системы. Система иерархична по своей сущности: каждый ее элемент в свою очередь может рассматриваться как система, а сама исследуемая система представляет лишь один из компонентов более широкой системы. Все это необходимо учитывать при постановке целей и задач прогнозирования в рамках функционирования и развития политической системы, при разработке прогнозов и их использовании в практической политике.

III. Практика прогнозирования и ее теоретическое осмысление показали, что при осуществлении этой деятельности необходимо руководствоваться определенными принципами. Важнейшими из них являются принципы альтернативности и верификации.

Принцип альтернативности в данном случае означает, что при разработке прогноза должны быть предусмотрены, обоснованы все вероятные направления развития объекта, разные варианты превращения имеющейся возможности в действительность.

Принцип верификации (проверяемости) означает, что прогноз должен содержать в себе возможность его подтверждения или опровержения. Прогноз, который не может быть ни подтвержден, ни опровергнут, бесполезен. Верификация – это эмпирическая проверка теоретических положений путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами.

В настоящее время политическое прогнозирование располагает целым рядом методов. Среди них – экстраполяция, моделирование, экспертиза, коллективная генерация идей, построение сценариев, прогнозные графы, а также другие группы методов. Каждая группа содержит несколько способов разработки прогнозов.

Некоторые политологи подразделяют методы политического прогнозирования на объективные и спекулятивные. Объективные – это такие методы, которые основываются на существующих, установленных опытом тенденциях. В данном случае и решение принимается на этой же основе. К таким методам относятся экстраполяция, моделирование, экспертиза и некоторые другие. Спекулятивные – это такие методы, которые основываются на интуитивных рассуждениях, на осмыслении оснований науки и культуры. К подобным методам относятся коллективная генерация идей («мозговая атака»), написание сценариев, прогнозные графы и многие другие.

Рассмотрим кратко некоторые группы методов того и другого типа.

Одним из важнейших способов современного социально-экономического и политического прогнозирования является экстраполяция. Ее сущность заключается в том, что достоверные выводы по одной части какого-либо явления распространяются на другую часть, на явление в целом, на будущее данного явления. Экстраполяция – это ведущий метод прогнозирования будущего на основе существующих, действующих в настоящем тенденций.

Моделирование – это метод исследования объектов познания, то есть явлений, процессов, систем, на их моделях. Возможность моделирования, то есть переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования модели, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает, воспроизводит, моделирует какие-либо его стороны. Прогнозирование методом моделирования базируется на том, что модель имеет теоретическую основу. При отсутствии теории, которая послужила бы основой для разработки предположения о будущих отношениях, одной информации о настоящем для этого недостаточно. Из числа спекулятивных методов рассмотрим брейнсторминг, то есть метод внезапных идей (по отечественной терминологии «мозговая атака»). Первая ступень брейнсторминга – это генерация большого количества идеей в небольшой период времени и в небольшой группе (5-12 человек). На данной ступени не делается оценки или комментариев насчет осуществимости этих идей, что могло бы привести к преждевременному отрицанию. После того, как эта творческая стадия завершена, идеи объединяются и оцениваются, создаются дополнительные возможности к вариантам вероятных событий, затем наиболее важные прогностические идеи выделяются.

Голосование»). В современное литературе, ориентированной на анализ эмпирического материала, чаша весов, похоже, склоняется в сторону первой позиции. 3. Проблемы прогнозирования электорального поведения избирателей 3.1. Параметры электоральной конкуренции и зарубежный опыт Среди основных параметров избирательных систем обычно выделяют электоральную формулу (способ перевода полученных...

То есть, не только система дает исходные данные для политического прогнозирования, но и сам прогноз может влиять на систему, становясь еще одним фактором, действующим в цепи событий. 2. Основные методы предвидения и прогнозирования в политике Одним из достаточно широко применяемых в политическом прогнозировании методов является экстраполяция – мысленное продолжение в будущее тех или иных...

Политическое прогнозирование, являясь важнейшим элементом управления, определяет основные направления развития политики, отражает всю совокупность сложных внешних и внутренних связей и зависимостей между различными сферами политической жизни. Поэтому политическое прогнозирование должно основываться на принципах: альтернативность, системность прогнозирования, непрерывность, верификация (проверяемость).

Принцип альтернативности связан с возможностью развития политической жизни и ее отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных отношениях. Необходимость построения альтернатив, т.е. определения возможных путей развития политических отношений возникает всегда при переходе от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего. Альтернативность нельзя “смешивать” с вероятностным характером прогнозирования. Вероятность представляет собой меру подтверждения прогноза, основаиного на достоверном знании законов, а также начальных и конечных условий. Альтернативность же исходит из предположения о возможности качественно различных вариантов развития политических событий. Основная задача практической реализации принципа альтернативности состоит в том, чтобы отделить осуществимые варианты развития от вариантов, которые при сложившихся и предвидимых условиях не могут быть реализованы. Это предполагает различение отдельных альтернатив по вероятности их практической реализации (3, с. 93).. Необходимо отметить то обстоятельство, что каждой альтернативе развития политического процесса соответствует “своя” совокупность проблем, которые нужно учитывать при прогнозировании.

Каков же источник возникновения альтернатив? В первую очередь им служат возможные качественные сдвиги, например, при переходе к новому политическому курсу. Сегодня практически все события, процессы, явления (как внутриполитические, так и внешнеполитические) рассматриваются с позиций альтернативности. Следует учитывать и то, что на формирование альтернатив влияют конкретные цели политики. Они определяются сложившимися тенденциями развития общественных потребностей, необходимостью решения конкретных политических проблем. Тем самым принцип альтернативности взаимодействует с принципом целенаправленности прогнозирования.

Принцип системности прогнозирования означает, что, с одной стороны, политика рассматривается как единый объект, а с другой - как совокупность относительно самостоятельных направлений (блоков) прогнозирования.

Системный подход предполагает построение прогноза на основе системы методов и моделей, характеризующейся определенной иерархией и последовательностью. Под системностью методов и моделей прогнозирования в области политики следует понимать их совокупность. Она позволяет разработать согласованный и непротиворечивый прогноз (по каждому направлению) политической жизни. Однако построить целостную систему моделей политического прогнозирования на данном этапе, на данном этапе, практически невозможно, поскольку это сопряжено с рядом трудностей методологического характера. Решение задачи возможно достигнуть на основании унификации блочных моделей, вычислительных способов решения, создания информационного банка данных. Специфика же отдельных политических объектов может быть адекватно выражена лишь при максимальном приближении к внутренним, особенностям отдельных блоков прогнозирования, наиболее рациональным представляется использование “блочного” принципа при формировании комплексного прогноза политического развития.

Принцип непрерывности прогнозирования. Основное требование принципа вытекает из самого названия. В задачу субъекта, разрабатывающего прогноз, входит непрерывное корректирование прогнозных разработок по мере поступления новой информации. Например, любой долгосрочный прогноз в первоначальном варианте неизбежно носит крупномасштабный характер. С течением времени та или иная тенденция проявляется более явственно и обнаруживает себя со многих сторон. В связи с этим информация, поступающая к прогнозисту и содержащая новые данные, позволяет с большей точностью предсказать наступление политического события: необходимость созыва съезда политической партии, проведение различных. политических акций, митингов, забастовок и т.д (4, с. 157).

В качестве примера непрерывного прогнозирования следует назвать разработки Института социально-политических исследований РАН.

Принцип верификации (проверяемости) направлен на определение достоверности разработанного прогноза. Верификация может быть прямой, косвенной, консеквентной, дублирующей, инверсной.

Все названные принципы прогнозирования нельзя брать изолированно, в отрыве друг от друга.

Принципы прогнозирования реализуются через конкретные методы научно-прогностических исследований. Изучение сложных социально-политических явлений определяет и сложный характер научных методов необходимых для этого. “Не только результат исследования, - писал К.Маркс, - но и ведущий к нему путь должен быть истинным”. Принятие научно обоснованного прогноза всецело зависит от того, какой метод или система методов лежит в основе прогностического исследования. Расширение сферы прогнозирования в связи с модернизацией России ведет к росту числа используемых в исследованиях будущего методов прогнозирования. Есть основания полагать, что развитие новых методов прогнозирования приведет к появлению новых специальных дисциплин, например, политической прогностики, имеющей своей задачей изучение закономерностей и принципов разработки политических прогнозов.

К настоящему времени сформировалось более 150 методов прогнозирования, носящих как общий характер, так и применяемых в узких областях знания. Основной вопрос состоит в том, чтобы определить возможную область использования каждого метода и выбрать наиболее эффективный в каждом конкретном случае.

Нередко в политологии используются методы, разработанные теми или иными учеными и ими же успешно применяемые. Рассмотрим более подробно некоторые методы.

Метод коллективной экспертной оценки. Его сущность состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития внутренней или внешней политике или отдельных их сфер, сформулированным ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития политических отношений, которая не может быть определена другими методами (например, экспериментом).

Метод коллективной экспертной оценки предполагает как бы четыре действия:

  • * для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы. В их функции входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов. Они дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития тех или иных направлений внутренней или внешней политики (количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 100-150 человек, в зависимости от сложности объекта);
  • * перед тем, как организовать опрос экспертов, необходимо уточнить основные направления развития политических процессов, событий, а также составить матрицу, отражающую генеральную цель, подцели и средства их достижения. Под средствами достижения цели понимаются направления научных исследований и разработок, результаты которых могут быть использованы для достижения политических целей. Далее, перед организацией опроса нужно разработать вопросы для экспертов (они должны быть составлены по определенной структурно-иерархической схеме, т.е. от широких вопросов к узким, от сложных к простым);
  • * в ходе опроса экспертов необходимо обеспечить однозначность понимания отдельных вопросов, а также независимость суждений экспертов. Давление “руководящего” мнения должно быть исключено;
  • * проводится обработка материалов экспертной оценки, которые характеризуют обобщенное мнение и степень согласованности индивидуальных оценок экспертов. Обработка этих оценок экспертов служит исходным материалом для синтеза прогнозных гипотез и вариантов развития политических событий.

Окончательная оценка определяется либо как среднее суждение, либо как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов, либо как среднее нормализованное взвешенное значение оценки.

Коллективная генерация идей - метод “мозговой атаки” - широко применяемый способ при исследовании будущего. Его сущность состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при “мозговой атаке” проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее разрушение, критику этих идей с формулированием контридей. Метод “мозговой атаки” называют еще методом деструктивной отнесенной оценки. Можно выделить ряд этапов работы с этим методом.

Метод “Дельфы”. Он характеризуется тремя особенностями, которые отличают его от обычных методов группового взаимодействия экспертов. К таким особенностям относятся:

  • а) анонимность экспертов;
  • б) использование результатов предыдущего тура опросов;
  • в) статистическая характеристика группового ответа.

Построение сценариев. По словам известного австрийского специалиста по прогнозированию Э.Янча, написание сценариев означает метод, который пытается установить логическую последовательность событий, чтобы показать, как, исходя из существующей (или какой-либо другой заданной) ситуации может шаг за шагом развиваться будущее состояние. В сценарии, словесном описании прогнозируемой ситуации, особое внимание должно быть обращено на привязывание событий к временной сетке, на связи между событиями, на критические точки, где малые воздействия могут иметь непропорционально сильный эффект. Среди российских политологов это, пожалуй, самый распространенный метод прогнозирования, на основе которого можно более или менее точно предвидеть развитие политических событий в нашей стране.

Разработка сценария принуждает исследователя заниматься деталями и процессами, которые он мог бы легко упустить если бы ограничился абстрактными соображениями. Сценарий должен быть написан так, чтобы после ознакомления с ним стала ясна основная цель проводимой работы в свете политических задач на прогнозируемый период.

Последовательность действий при написании сценария может быть такова: определение временного интервала - формулировка события - словесное истолкование смысла событий - количественная оценка в эскалационной шкале. Приняв такой порядок, можно, например, начертить график реального течения взаимодействия (между странами - внешнеполитический прогноз - или участниками политического события внутри страны), где по оси абсцисс будут откладываться временные интервалы, по оси ординат - шкала событий в категориях, заранее разработанных и количественно оцененных. Цели и политику целесообразно отобразить в терминах потребностей и интересов.

Одним из самых распространенных и наиболее разработанных среди всей совокупности методов прогнозирования являются методы экстраполяции.

Сколь далеко можно экстраполировать во времени, не превышая некоторую допустимую для той или иной задачи ошибку прогноза? Существует мнение, что для политических событий предел экстраполяции равен примерно 5-10 годам. Чтобы избежать грубых ошибок в прогнозировании, практикует сложное экстраполирование, представляющее собой комбинацию математико-статистических расчетов с применением выводов теории вероятностей, теории пределов, теории игр, теории множеств - всего арсенала современной математики и кибернетики.

Распространенной методикой описания каких-либо процессов, событий, явлений служит моделирование. Это такой метод исследования, при котором изучаются не сами объекты, а их модели. В связи с этим знания полученные" с помощью моделирования не могут быть абсолютно истинными, т.е. полной аналогии между объектами исследования и его моделью добиться невозможно. Кроме того нужно учитывать и то обстоятельство, что события, поразительно аналогичные, но происходящие в различной исторической обстановке могут привести к совершенно различным результатам.

Конструирование модели на основе предварительного изучения объекта и выделения его существенных характеристик, экспериментальный и теоретический анализ модели, сопоставление результатов с данными объекта, корректировка модели составляют содержание метода моделирования. Если при экстраполяции обычно производится, в некотором смысле, “смелое” продолжение динамического ряда на перспективу, то при прогнозировании с помощью модели на будущее переносится в определенной мере существующий механизм процесса.

Выбор того или иного метода прогнозирования политических процессов, событий зависит от целевой группировки прогнозов, от его сроков и времени на разработку.

политический прогнозирование международный внешний


Top