Самый главный элемент в структуре общества. Социетальное сообщество и экономика

Инструкция

Общество - это сложная структура, которая находится в постоянном движении. Оно состоит из групп лиц, которые объединяются по территориальному принципу, по месту работы (учебы) или профессии. В пределах одного общества представлено множество социальных позиций и статусов, а также социальных функций. Помимо этого общество включает множество разнообразных норм и ценностей. Связи, которые возникают между этими элементами, и определяют социальную структуру.

Органическая теория рассматривается общество как живой организм и считает, что он также включает разные органы и системы (пищеварительная, и пр.). О. Конт различает в качестве органов общественного организма регулятивные (управление), производственные (сельское хозяйство, промышленность), распределительные (дороги, торговая система). Ключевым институтом общественного организма считается управленческий, включающий государство, церковь и правовую систему.

По мнению сторонников марксизма, в общественной системе различают базисный и надстроечный компонент. Определяющим элементом считался экономический (базисный). Надстроечная формация в лице государства, права, церкви считалась вторичной. Понимание общественной структуры марксистами разделяло материально-производственную сферу (экономику), социальную (народ, экономические классы и нации), политическую (государство, партии и профсоюзы) и духовную сферы (психологическая, ценностная, общественная компонента).

Наиболее популярное понимание общества, которое используется современными социологами, было предложено Т. Парсонсом. Он предложил рассматривать общество как вид социальной системы. Последняя, в свою очередь, является частью системы действия. Согласно сторонникам системного подхода, общество состоит из четырех подсистем, каждая из которых выполняет свои функции. Социетальная система служит способом интеграции людей и социальных групп в общество, она состоит из поведенческих норм. Именно она является ядром общества. Культурная подсистема отвечает за сохранение культурной идентичности и воспроизводства типичного поведения и включает в себя совокупность ценностей. Политическая система имеет целью достижение задач социетальной подсистемы. Экономическая подсистема обеспечивает взаимодействие с материальным миром.

Некоторые исследователи понимают общество как совокупность общественных отношений, возникающие между людьми. В их числе можно выделить две крупные группы: материальные (возникающие в процессе практической деятельности человека) и духовные отношения (идеальные отношения, которые определяются их духовными ценностями). К последним относят политические, моральные, правовые, художественные, религиозные, философские.

Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Учитывая распространённый в социальных исследованиях подход к анализу общества в рамках социальной статики и социальной динамики, рассмотрим общество вначале в статике, как определённую системную целостность, а затем на этой основе обратимся к вопросу динамики общества.

Вопрос: «Что такое общество и как оно устроено?» является исходной проблемой социальной философии, т.к. он отражает объект данной науки.

Самое простое научное определение общества : совокупность людей , их объединений, а также совокупность взаимоотношений между ними . В этом определении выражен тот факт, что общество не может существовать без людей. В то же время, общество представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих его индивидов, т.к. оно включает также те реальные отношения, которые объединяют людей в роды, племена, семьи, народности, нации, государство и в целом, в глобальное человеческое сообщество.

Указанные два компонента общественной организации – люди и их взаимоотношения – не исчерпывают, конечно, всё содержание структуры общества, а образуют как бы его главные, несущие опоры. В реальности структура общества многомерна, представляет собой огромное множество частей и элементов, взаимодействующих друг с другом посредством разнообразных связей и отношений.

Эти элементы можно выделять по разным основаниям и рассматривать общество с разных позиций, но в любом случае, важно учитывать, что эти элементы общества в своих связях и взаимодействиях образуют единую общественную систему, целостный социальный организм.

Поскольку социальная система отличается особой сложностью, для её описания нельзя ограничиваться только тем набором понятий, которые выработаны в рамках общей теории систем: «элемент », «система », «структура », «отношение » и др. Для этого привлекаются также и специфические социально-философские понятия: «субъект », «объект », «социальная деятельность », «общественные отношения » и др. Разработка этого понятийного аппарата – продукт длительного развития философской мысли.

Первые представления о системности в природе и обществе зародились уже в античной философии, но наиболее активно проблема системности общественной жизни начала разрабатываться в XIX-XX в.в. в трудах таких социальных мыслителей, как О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, П.А.Сорокин и др. С тех пор разработана система понятий, позволяющая понять структуру общества как целостной системы.

Под её элементом понимается мельчайшая часть общества или их совокупность. В качестве таковых могут выступать те или иные социальные субъекты (индивиды, их объединения, например, этнос, социальный слой, семья и т.п.), отношения (производственные, политические, религиозные и др.) , институты (производство, государство, система права, образования и т.д.). В качестве подсистем общества выделяют также основные сферы его жизни. Следует учитывать, что все эти части общества не однообразны, они сложны, многокачественны, иерархичны и выполняют жизненно важные для общества функции – сохранение, воспроизводство социальной системы, а также её развитие и совершенствование.

Устойчивые связи между элементами социальной системы образуют её структуру . В общем плане её можно определить как исторически сложившуюся форму организации общества, внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимоотношений различных его частей. В качестве таковых могут выступать не только социальные субъекты (носители активности, направленной на объект), но и объекты – разнообразные явления, на которые направлена преобразовательная активность субъекта.

Социальная система , таким образом, охватывает всю совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм. Это означает, что ненормальное или слабое функционирование одного из элементов или подсистем социальной системы оказывает неблагоприятное воздействие на другие её подсистемы и на её функционирование в целом.

По мере осознания особой сложности и многообразия общественной жизни, в философии стало усиливаться стремление отыскать какое-то общее основание, из которого можно было бы вывести всё это многообразие. Многие социальные мыслители таким основанием считают совместную деятельность людей , т.к. на её основе складывается структура общества: вся система общественных отношений и институтов. Это как бы та «клетка», из которой вырастает весь социальный организм в единстве всех его структурообразующих элементов.

Рассмотрим их более конкретно, в генетической связи друг с другом, начиная с понятия деятельности. Социальную деятельность можно определить как форму активного отношения к окружающему миру (природному и социальному) с целью его познания и преобразования. Её простейшим элементом является социальное действие.

Структура социальной деятельности включает в себя три взаимосвязанных элемента: 1) субъект деятельности – тот, кто преобразует (отдельные личности, социальные общности, государства, всё человечество, представляющие его органы, например, ООН); 2) объект деятельности – то, что подвергается преобразованиям (природная среда, вещи, люди, различные организации и институты, нормы культуры и так далее); 3) средства деятельности (земля, средства производства – как материального, так и духовного: средства хранения, передачи и использования информации, символы, знаки, речь и.д.).

Необходимость постоянного воспроизводства этих компонентов порождает основные типы общественной деятельности, образующие базовую структуру всей социальной системы, т.к. они являются условием существования общества как устойчивого социального образования.

Это четыре основных типа общественной деятельности .

1. Материальная деятельность – производство материальных благ и услуг. Эту форму деятельности называют по-разному, говорят, например, о материальном производстве (К.Маркс), экономической деятельности (Э.Дюркгейм), хозяйстве (С.Н.Булгаков) и т.п.

2. Социальная деятельность . Она выражается в производстве и воспроизводстве самих людей. В сфере этой деятельности создаются и реализуются программы образования и воспитания, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.

3. Организационно-управленческая (в узком смысле – политическая ) деятельность . Её цель – поддержание и оптимизация общественных связей путём социального управления, политической деятельности (субъектами последней являются, прежде всего, государство и политические партии).

4. Духовная деятельность – деятельность по производству и потреблению разнообразной информации, научных идей, художественных ценностей, религиозных представлений, моральных норм и т.д.

В ходе осуществления этих четырёх важнейших видов деятельности складываются соответствующие виды общественных отношений (производственные, социальные, политические, духовные ), которые можно определить как устойчивые взаимосвязи, возникающие в процессе совместной деятельности между социальными группами и внутри них.

Эти общественные отношения приобретают устойчивый характер благодаря социальным институтам (производство, институт семьи и брака, государство, право, духовные институты). Социальные институты регулируют общественные отношения, осуществляя социальный контроль и вырабатывая систему правил и норм, в соответствии с которыми действуют люди.

Соответственно основным видам деятельности, складывающимся в их рамках общественным отношениям и институтам, в обществе в качестве его подсистем выделяют четыре главные сферы экономическую, социальную, политическую и духовную . Отметим, что каждая из них обладает сложной структурой и внутренними источниками своего развития. И все они в своём взаимодействии призваны удовлетворять важнейшие (фундаментальные) потребности общества. Кратко их охарактеризуем.

Экономическая сфера включает в себя производство, обмен, распределение и потребление материальных благ. Это сфера деятельности субъектов производственного процесса, институтов управления экономикой, экономическая политика государства. Экономическая сфера выделяется на базе материальных потребностей людей в пище, жилье, одежде и т.п.

Социальная сфера – сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, классов, профессиональных, социально-демографических и национальных слоёв населения по поводу социальных условий их жизнедеятельности. Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением потребностей людей в поддержании здоровья, в образовании, в организации досуга, в получении социальной поддержки. Степень удовлетворения этих потребностей определяет уровень и качество жизни человека, что связано с его социальным положением.

Политическая сфера – социальное пространство деятельности социальных групп, классов, наций, политических партий и движений, направленной на осуществление их политических интересов. Эту сферу представляют различные политические институты, в первую очередь, государство – система органов, осуществляющих власть. Политическая сфера выделяется для удовлетворения потребности в организованности общественной жизни.

Духовная сфера – сфера отношений людей по поводу различного рода духовных ценностей, их производства, распространения и потребления. Эта сфера соответствует потребности человека в развитии своих способностей, в удовлетворении духовных запросов.

Все эти сферы общественной жизни выполняют разные функции в социальной системе, могут развиваться разными темпами и в то же время, они диалектически связаны между собой, влияют друг на друга и на всё историческое развитие общества.

Методологические подходы к пониманию общества могут быть разные: можно расположить его основные сферы таким образом, что они будут равны между собой, т.е. будут иметь одинаковую значимость для общественной жизни. Но их можно выстроить и в вертикальном порядке, учитывая особую роль в обществе каждой из них. С точки зрения марксистской социальной философии, экономика, выполняя функцию добывания средств существования, выступает фундаментом общества. Политическая сфера выполняет роль его управленческой надстройки. Социальная сфера, связанная с взаимоотношениями больших групп населения, пронизывает всю пирамиду общества. Духовная же сфера носит универсальный, «сквозной» характер, т.к. затрагивает все этажи общества.

В целом общество в единстве всех его подсистем, обладает способностью к самоорганизации, самоуправлению и саморазвитию.

Модуль 6. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Вы будете изучать:

· Теорию и методологию познания общества.

· Философские теории общества.

· Диалектику общественно-исторического развития.

Цели модуля:

· Дать основные понятия соцтальной философии.

· Представить смысл проблем, занимавших мыслителей

· Познакомить с современными философскими концепциями общественного развития.

· Проследить постоянное изменение взглядов философов на развитие общества.

· Научить ориентироваться в истории социально-политических учений.

· Развить способность самостоятельного анализа социальных проблем.

После изучения модуля вы сможете:

· Понимать, какие философские системы стоят за политическими дебатами.

· Различать типы философских позиций в понимании общества.

· Рассматривать свои собственные представления об обществе в контексте истории философии.

· Разбираться в таком разделе философии как философия общества.

· Понимать причину измений представлений об обществе.

· Ориентироваться во множестве современных социальных теорий.

· Иметь представление о сложности процесса позния общества и его противоречиях.

6.1.Литература.

Основная.

1.Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия.Учебник для вузов. 2-е изд.-СПб.:Питер, 2009.

2.Кириленко Г.Г. Философия.-М.: АСТ: СЛОВО, 2009.

3.Философия: учебник / под общ. ред. В.В.Миронова.-М.: Норма, 2009.

Дополнительная.

1.Антология мировой философии в 4 т.М., 1969-1971.

2. Бердяев Н. Судьба России. М., 1990

3.Введение в философию. Ч.I. М., 1989.

4. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.,1997.

5.Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М., 1998.

6. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в историю философии. Издательство «Свет на Востоке», 2000.

7.Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.

8. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

Общество как система.

Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества.Общество - этосовокупность всех исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей, обес­печивающих сохранение и расширенное воспро­изводство их жизни. Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида.

Общество - это необходимая и естественная форма совме­стной жизни людей. Природа человека заставляет людей жить друг с другом. Вне общества невозможно воспроизвод­ство человеческой жизни. Кроме самих людей, общество вос­производит основные отношения и связи между ними, а так­же средства удовлетворения их материальных и духовных потребностей


В античной философии возникновение общества объяснялось естественной потребностью людей в совместной жизни, а общество, синонимами которого выступа­ли понятия «общежитие», «община», рассматривалось как часть природы. В средние века понятие общества исчезает, заменяясь поня­тиями «государство», «страна», «народ». Представление об обществе как самостоятельной сфере бы­тия, обладающей специфическими чертами существования, от­личного от существования природы и человека, сформировалось только в Новое время. До этого в философских учениях рас­сматривались либо антропологические проблемы, либо только отдельные стороны социального бытия - этические, политиче­ские, экономические и др. В основе представлений об обществе как особой сфере существования лежали, главным образом, ис­торические причины, а именно - формирование капитализма с присущим ему общественным характером экономики и полити­ческого управления.

Формирование социологической проблематики относят к философским учениям Просвещения (XVII - XVIII вв.), особен­но к возникшей в XVIII в. философии истории. С этого времени история стала рассматриваться не как последовательность изо­лированных друг от друга событий, а как закономерное течение взаимообусловленных социальных процессов. С начала XIX в. общество превращается в самостоятельный объект изучения. Первым систематизированным учением об обществе стала философия истории Гегеля. Гегель рассматривал общество (гражданское общество) как сферу «всестороннего переплетения зависимостей всех ото всех». Еще более конкретно об обществе как самостоятельном объ­екте изучения было заявлено в позитивной философии О. Конта, в рамках которой в 1839 г. Конт провозгласил создание новой науки - науки об обществе, социологии.

Социология, история, правоведение и др. гуманитарные науки тесно связаны с социальной философией, которая изучает наиболее общие, фундаментальные закономерно­сти существования общества.

Важнейшей проблемой философского осмысления общества является проблема его объективности: существует ли общество объективно, независимо от познающего субъекта, или же реаль­но существуют только отдельные люди, а общество представля­ет собой лишь субъективно выделяемую абстракцию.

Большинство философов признает, что общество- это объ­ективно существующая система, которой присущи свои харак­терные черты (целостность, самодостаточность, саморазвитие и др.) и которая не сводима к простой сумме составляющих обще­ство индивидов.

в своем развитии. Проблемами социологии политики, власти и управления занимаются такие ведущие социологи, как А.Н. Данилов, Д.Г. Ротман, И.В. Котляров, С.В. Лапина и др. Продолжает развиваться традиционное для Беларуси научное направление – социология культуры и социология религии, серьезные достижения получены в области социологии науки. Белорусские социологи имеют тесные творческие связи с учеными разных стран мира, и их достижения имеют не только региональное, но и международное значение.

Вопросы для самоподготовки

1. В чем различие двух точек зрения ученых по вопросу «Когда появилась социология»?

2. Кого из представителей позитивизма этапа протосоциологии Вы знаете? В чем сходство и различие их подходов?

3. Какая концепция в ср. XIX века явилась альтернативной позитивистскому проекту науки об обществе? В чем ее сущность?

4. Какие основные проблемы решаются в рамках классической социологии? Кого из представителей Вы знаете? Каковы основные положения их концепции?

5. Когда и благодаря идеям, каких мыслителей в рамках социологии возникла дифференциация на теоретически и эмпирически ориентированные исследования?

6. Какова основная проблематика неоклассической социологии? Почему она стала актуальной? Кто и каким образом решал научные проблемы данного периода?

7. Когда, где и почему получила развитие прикладная социология?

8. В связи, с какой проблемой в рамках постклассической социологии возникает парадигмальный кризис? Каким образом и кем она решается? Каковы последствия кризиса научной парадигмы?

9. В чем своеобразие постмодернистской социологии? Почему? Какие интегралистские теории Вы знаете? В чем их сущность?

10.Каковы основные направления и достижения современной западной социологии?

11.Сколько этапов в развитии российской и советской социологии выделяют? Каковы основные идеи каждого из них?

12.Каковы особенности становления и развития социологии в Беларуси?

Тема 2. Общество как система

1.Общество как системное образование.

2.Основные признаки и типология обществ.

3.Социальные изменения и социальное развитие.

1 Общество как системное образование

Для изучения больших и сложно организованных объектов в середине XX века в науке стал активно разрабатываться системный анализ, или системный подход в исследованиях.

Методологическая специфика системного анализа определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и механизмов, обеспечивающих эту целостность, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Система – это такое целое, которое образовано множеством взаимосвязанных элементов, где в качестве элементов выступают сложные, иерархически организованные подсистемы, внутренние связи которых прочнее внешних.

Важнейшими характеристиками любой системы являются:

множественность элементов и уровней; структурность; организация (упорядоченность); иерархичность строения; целостность. Все эти свойства отличают систему от таких предметов и явлений, которые системами не являются и именуются агрегатами. Например, куча камней, мешок гороха и т.п.

Среди всех известных современной науке сложных систем общество (социум) представляет собой суперсложную, самоорганизующуюся и саморазвивающуюся открытую социальную систему, способом существования которой является деятельность людей, которая определяется правовыми и социокультурными нормами и ценностями.

Проблема системности общества является предметом специального исследования в трудах О.Конта, Г.Спенсера, К.Маркса, А.Богданова, М.Вебера, П.Сорокина, Т.Парсонса, П.Штомпки, К.Поппера, Р.Мертона, Э.Гидденса, а также в работах отечественных исследователей В.И. Аршинова, В.Г. Буданова, Е.Н. Князевой и др.

Общество – это структурно сложная, динамично развивающаяся социальная система, исторически сложившаяся на определенной территории, включающая в себя большие и малые группы людей, которых объединяет совместная, взаимозависимая деятельность, регулируемая социальными организациями и социальными институтами на основании определенных правовых и нравственных норм и ценностей.

В рамках социума можно выделить основные элементы – подсистемы : индивид – личность; социальные группы и общности (в том числе этнические); социальные организации; а такжеосновные сферы общественной жизни:экономическую , которая включает социальные институты собственности, производства, рынка и т.д., назначение которых – обеспечить условия, благоприятствующие производству, распределению, обмену и потреблению жизненных благ; она во многом определяет все остальные сферы, т. к. материальное производство обеспечивает условия для жизнедеятельности и развития всего общества; политико-правовую сферу, которая включает институты государства, права, политических партий и т.д., задачей которых является поддержание порядка, осуществление власти, упрочение целостности общества; она представляет собой сложную, развивающуюся, исторически конкретную систему государственных и негосударственных общественных

институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения;духовную сферу, включающую институты образования, науки, искусства, религии и др., которые обеспечивают создание, хранение и передачу новым поколениям ценностей духовной культуры; на современном этапе развития общества, социальных связей и отношений она приобретает все большую значимость, т.к. эффективность человеческой деятельности во многом зависит от того, на каком уровне понимания, осознания проявляет человек свою активность, насколько творчески реализует собственный потенциал;социальную сферу , которая включает институты семьи и брака, медицины, социального обеспечения и т.д., задача которых – воспроизводство человеческого рода, сохранение здоровья, помощь больным и престарелым, социализация и др.

Все эти подсистемы объединены сложной сетью разнообразных кооперативных, функциональных взаимодействий и взаимозависимостей и отличаются процессами саморегуляции. Общество имеет сверхсложный иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности.

2 Основные признаки и типология обществ

Наиболее полное определение признаков общества принадлежит американскому социологуЭ.Шилзу. По его мнению, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе и любому объединению людей, если:

объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного человека;

оно не является частью какой-либо крупной социальной системы;

оно имеет территорию проживания, которую считает своей собственностью;

у него есть собственное название и своя история;

браки заключаются преимущественно между представителями этого объединения;

оно пополняется преимущественно за счет собственного прироста, т.е. рождения детей внутри объединения;

его объединяет общая система ценностей;

оно обладает собственной системой управления.

В научной литературе нередко общество понимается как исторически конкретный тип социальной системы (индустриальное общество) или как отдельный социальный организм (белорусское общество).

В основе типологии человеческих обществмогут находиться различные критерии. Если в качестве основного критерия выбирается наличие

письменности, то все общества делят на дописьменныеи письменные.

Несмотря на то, что письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор встречаются племена, незнакомые с ней.

Если критерием выступают степень социального расслоения иколичество уровней управления в обществе, то все общества делятся на

простые исложные . Простые общества, в которых практически отсутствовало социальное неравенство, появились около 40 тыс. лет назад, возникновение же сложных обществ связано с зарождением первых государств (около 6 тыс. лет назад).

Еще одна типология связана со способом добывания средств к существованию , самыми древними из которых являются охота и собирательство. Соответственно выделяются обществаохотников исобирателей . По времени существования такие общества были самыми продолжительными – появились приблизительно за 50 тыс. лет до н. э. и до настоящего времени встречаются в джунглях Бразилии и Новой Гвинеи. На смену им, начиная с XII в. до н. э., приходят более эффективные

земледельческие и скотоводческиеобщества.

В XIX в. К.Маркс предложил свою типологию обществ, где за основу периодизации берется экономическая сторонаформа собственности на средства производства . Соответственно выделяютсяпервобытнообщинный,

рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический

периоды социального развития, или общественно-экономические формации. Немецкий социологКарл Поппер ввел понятиезакрытого (СССР,

нацистская Германия, Спарта) и открытого (древние Афины, современные демократические) общества.

Существует множество типологий обществ, но наибольшей популярностью в наши дни пользуется типология, которая в качестве критерия и основной движущей силы прогрессивного социального развития предлагает научно-технический прогресс. Сегодня насчитывается целый ряд концепций индустриального, постиндустриального и информационного общества (Дж. Гэлбрейт, Д.Белл, А.Тоффлер и др.), в рамках которых выделяются:

традиционное (аграрное), индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество.

Для традиционных (аграрных) обществ характерно высокое развитие сельскохозяйственного труда. Главным сектором производства является заготовка сырья, основой экономики является семейное хозяйство, характерен низкий уровень технического развития. Социальные отношения и социальная дифференциация ориентированы в основном на традицию.

Индустриальное общество – это общество, которое характеризуется высоким развитием промышленности и быстрыми темпами экономического роста. Экономическое развитие осуществляется в основном за счет экстенсивного, потребительского отношения к природе. Важная черта индустриального общества – «модернизаторский оптимизм», т.е. абсолютная уверенность в том, что любую, в том числе и социальную, проблему можно решить, опираясь на научные знания и технологии.

Постиндустриальное (информационное) общество представляет общество, где организация теоретических знаний является первостепенной. Интеллектуальные институты являются центральными в социальной структуре. Общество переориентируется с производства предметов потребления на другие цели: чистая экология, обилие информации, информированность о человеке и

обществе, развитие сети услуг бытового и культурного назначения. Для него характерны быстрые и массовые изменения, создающие принципиально новую цивилизацию, основывающуюся на высокой технологии, информации и новых способах достижения экономических целей.

В современной Беларуси сложилась уникальная ситуация, когда коренная социально-политическая трансформация совпала по времени с революционными изменениями информационной среды. Информация в белорусском обществе становится важным ресурсом социальноэкономического, технологического и культурного развития, масштабы ее использования стали сопоставимы с традиционными (энергия, сырье и т. д.) ресурсами; величина суммарных затрат на информацию имеет макроэкономическую значимость, быстро растет количество белорусских сайтов в сети Интернет. Таким образом, есть основания говорить, что в белорусском обществе нарабатываются определенные ресурсы для перехода к информационному обществу.

3 Социальные изменения и социальное развитие Социальное изменение – происходящий с течением времени переход

социальных явлений, элементов, структур, связей из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» не содержит оценочного компонента, т.е. безразлично к направленности, в отличие от социального развития.

Социальные изменения могут происходить на макроуровне (международные системы, нации, государства), на мезоуровне (корпорации, социальные институты, ассоциации), на микроуровне (семья, сообщество, группа, индивид).

Социологи выделяют четыре вида социальных изменений:

1) структурные изменения, т.е. изменения, касающиеся структур различных социальных образований – государства, корпораций, сословно-классовых образований, социальных слоев, массовых общностей, малой группы, семьи и т.п.;

2) процессуальные изменения, т.е. затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий;

3) функциональные изменения, касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т.д.;

4) мотивационные изменения, происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности.

По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные.

Под эволюционными изменениями понимают постепенные, плавные, частичные изменения общества, они могут охватывать различные сферы жизнедеятельности общества – экономическую, политическую, правовую, социальную, культурную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных

мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части и структурные элементы.

Под революционными изменениями понимают относительно быстрые, всесторонние, коренные изменения общества. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества от одного качественного состояния в другое. Эволюционные и революционные изменения, по мнению ряда социологов, представляют собой сопряженные стороны социального развития и взаимосвязаны.

Социальное развитие – изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

В научной литературе существует три основных точки зрения на процессы развития общества:

1.Развитие общества имеет линейно-восходящий характер .

Предполагается, что общество в своем развитии проходит ряд последовательных стадий, причем на каждой из этих стадий используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур общества. К сторонникам данного подхода развития общества следует отнести

К.Маркса, Ф.Энгельса, В.Ленина, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, Ф.Тенниса, А.Тоффлера, Д.Белла и др.

2.Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер.В

данном случае модель, описывающая развитие общества и его изменения, опирается на аналогию между обществом (период социальной стабильности сменяется периодом упадка, а на смену периоду упадка приходит период социальной стабильности и т.д.) и природой (смена дня и ночи, смена времен года и т.д.). Одним из примеров циклических процессов в жизни общества можно считать исторические циклы, которые проходят все цивилизации – от их возникновения через расцвет к распаду. Представители данного подхода развития общества – Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби и др.

3.Нелинейное развитие общества. Сторонниками данного подхода являютсяМ.Хечтер, Д.Коулмэн и др., которые считают, что общество как социальная система обладает всеми признаками самоорганизующихся систем: оно характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной неравновесностью, нелинейностью

и потому непредсказуемостью, вероятностным типом развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов

и целей различных субъектов создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития.

Учение о нелинейном развитии самоорганизующихся систем представлено в новом движении современной науки – синергетике. Понятие «синергетика» древнегреческого происхождения, означает «сотрудничество, совместное действие» и по определению ее создателя, немецкого физика Германа Хакена,

– это наука о самоорганизации сложных систем, о превращении хаоса в порядок.

Под влиянием поступающих в систему ресурсов и складывающихся внешних условий в ней медленно накапливаются количественные изменения, ситуация постепенно обостряется: между ее отдельными элементами рвутся старые связи и возникают новые, разрушаются некоторые старые элементы и зарождаются новые. Происходящие изменения иногда бывают столь масштабны и значительны, что система может оказаться в неустойчивом состоянии. Этот поворотный момент в ее жизни называют точкой бифуркации (от лат. bifurcus – раздвоенный, вилка). Это состояние, хотя и неустойчиво, но имеет перспективу в плане обновления системы, это точка «выбора» дальнейшего пути развития. Его определяет соотношение между двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, ресурсные потоки провоцируют повышение неустойчивости системы, что ведет к нарастанию хаоса и, в конечном итоге, может привести к ее разрушению. С другой – система стремится сохранить устойчивость за счет переструктурирования и формирования нового порядка и таким образом снизить напряженность. Какая из них будет преобладать, зависит от множества случайных факторов и во многом определяется внешними и внутренними условиями, а также качеством поступающих ресурсов.

Принципиальное отличие социальных систем от природных состоит, прежде всего, в том, что в них самоорганизация сочетается с организацией, поскольку в обществе действуют люди, одаренные сознанием, ставящие себе определенные цели, руководствующиеся мотивами своего поведения и ценностными ориентирами. Поэтому взаимодействие самоорганизации и организации, случайного и необходимого, субъективного и объективного составляет основу развития социальных систем.

Ярким примером осуществления процесса самоорганизации в обществе является механизм, посредством которого поддерживается соответствие между спросом и предложением, производством и потреблением в рыночной экономике. Рынок в данном случае можно рассматривать как самоорганизующуюся сложную систему.

В неравновесных системах напряженность усиливается, и система не может вернуться к исходному состоянию. Тогда рыночный механизм ищет новые формы и способы существования в изменившихся условиях. Результатом процесса самоорганизации является новый спонтанный порядок в системе, который образуется самопроизвольно, только под воздействием внутренних факторов.

Однако процессы самоорганизации в рыночной экономике дополняются, как правило, государственным регулированием, выступающим в данном случае как внешняя сила. Несмотря на широко известную позицию представителей монетаризма, которые считают рыночную экономику способной выходить из кризисных ситуаций самостоятельно, в особых ситуациях экономического спада, депрессий, а также при выполнении функции социальной защиты роль государства нельзя недооценивать. Государство выполняет также функцию прогнозирования с целью не допустить обвальных кризисных явлений.

Если говорить о мировой социальной системе, то на современном этапе множество обществ, связанных с нацией и государством, хотя и не равным им, объединяются в мировое сообщество , которое также называютквазиобществом и для которого характерен процесс глобализации.

Глобализация – многоаспектный естественноисторический процесс становления в масштабах планеты целостных структур и связей, которые имманентно присущи мировому сообществу людей, охватывают все его основные сферы и проявляются тем сильнее, чем дальше человек продвигается по пути научно-технического прогресса и социально-экономического развития.

В науке существует два основных подхода к процессу глобализации:

1) Глобализация – процесс, который может быть гарантом целостности мира и его развития и предполагает изучение глобальной проблематики (например, проблемы обеспечения населения Земли водой и продовольствием, решение проблемы болезней, парниковый эффект и т.д.).

2) Глобализация – процесс вестернизации, т.е. распространения ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры. В плане оценки вестернизации нет единодушия, т.к. она рассматривается как положительная (развитие и усвоение достижений), так и отрицательная тенденция (культурный империализм).

В связи с проблемой глобализации следует упомянуть и о том, что для развитых стран, достигших стадии постиндустриального общества, этот процесс является выгодным, тогда как для стран периферии и так называемой «полупериферии» – вредным. Эти страны оказываются в значительной степени зависимыми от постиндустриальных стран, т.к. на современном этапе развитие общества определяют не столько противоречия и конфликты между разными государствами, сколько внутренние конфликты постиндустриальных государств.

Вопросы для самоподготовки

1. В чем специфика системного подхода в исследованиях?

2. Что такое система и каковы ее важнейшие характеристики?

3. Что такое общество? Каковы его основные подсистемы?

4. Каковы основные признаки общества согласно концепции Э.Шилза?

5. Какие типологии обществ Вы знаете? Какая из них сегодня пользуется особой популярностью? Почему?

6. На каком основании мы можем говорить о том, что в белорусском обществе нарабатываются ресурсы для перехода к информационному обществу?

7. В чем различие понятий «социальные изменения» и «социальное развитие»?

8. Какие виды социальных изменений Вы знаете?

9. Какие точки зрения на процесс социального развития Вам знакомы?

10.Каков механизм процесса развития общества с точки зрения синергетики?

Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды - субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и целостный «микрокосмос», он является элементом деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием.

Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

Вещи, «орудия» с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно-энергетической переделки, целенаправленного преобразования. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов-воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую «телесную оболочку» становясь материальными проводниками, «перевозчиками смысла».

Общество - 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании - исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений. 3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями). 4) объединение людей, в результате которого, т.к. это единение, всё всестороннее возможное пространство общества становится общественной, т.е. общей для этих людей и их потомков, собственностью, всё остальные формы считаются не завершившими объединение, т.е. не сформировавшими до конца общество. Человеческое сообщество называется социумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.

Любой акт совместной деятельности возможен при наличии взаимосвязанных людей, вещей, символов.

Для жизни людей, которым присуще активное приспособление к среде, необходимы соответствующие вещи, созданием которых занимается материальное производство. Материальное производство создает средства деятельности, которые используются во всех её видах, позволяя людям физически изменять природную и социальную реальность.

Производя необходимые вещи, люди создают определенную систему общественных отношений. (Использование новой производительной техники в Европе нового времени привело к зарождению и утверждению капиталистических отношений, которые создали не политики, а работники материального производства).

В процессе материального производства люди создают и закрепляют определенный тип ментальности, способ мышления и чувствования.

Социальная жизнь - это социальное взаимодействие человека и общества. В многообразии целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, т.е. происходит «сведение» индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества.

Примитивные формы производства и организации труда - это формы кровнородственной связи и типы семьи, простейшие социальные отношения. Социально единое общество постепенно перерастало в социально дифференцированное. Это происходило на основе разделения функций при общественном разделении труда. В социально дифференцированное общество входят:

1) народности, нации;

2) классы;

3) социальные группы - городское, сельское население и люди преимущественно умственного и физического труда;

4) первичные коллективы людей (например, трудовые);

6) индивиды.

Продуктом духовной деятельности (наука, культура, искусство) людей является информация, адресованная человеческому сознанию-идеи, образы, чувства. Так, к созданию (в широком его понимании, охватывающем всю область человеческой деятельности) относятся отличные от рефлексов идеальные побуждения, которые относятся к сфере неосознанного. Зигмунд Фрейд показал, какую огромную роль играют в человеческом поведении мутные желания и неосознанные влечения.

Формируются и другие социальные образования: неформальные группы, диффузные, элитные.

Центральное место в социально дифференцированном обществе занимают классы. Обобщенным признаком классов является их историческое место в определенной системе производства. Классы - это такие группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря различию определенного места в укладе общественного хозяйства.

Наряду с теорией классов существует теория стратификации. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса, но и по иным критериям: профессии, доходу, образованию и др.

Общественное разделение труда обусловливает также разделение интересов представителей города и деревни, умственного и физического труда, производителей и потребителей, управляющих и управляемых, общенародных, коллективно-групповых и индивидуальных, общегосударственных и местных, национальных, работающих и безработных и т.д.

Сторонники плюралистического направления убеждены в том, что части любой общественной единицы, находятся между собой в координационной зависимости: взаимно влияя друг на друга, они не разделяются на определяющие и определяемые.

Также различные точки зрения на эту проблему у материалистов (К. Маркс) и идеалистов (П. Сорокин). «Интегральная концепция» П. Сорокина исходит из идеи безусловного сознания в общественной жизни людей, характер социальных предметов и процессов определяется идеями, целями, а не вещественно-энергетическими средствами, используемыми для их Воплощения. Духовное всецело определяет материальное в жизни общества.

Рассуждая о строении общества, Сорокин выдвигает два уровня организации: уровень культурных систем (совокупность взаимосвязанных идей) и уровень собственно социальных систем (совокупность взаимосвязанных людей). Причем второй уровень всецело подчиняется первому. Сорокин различает отношения субординации между культурным и материальным уровнями и отношения координации (взаимовлияния) между важнейшими составляющими Культуры.

В истории существуют попеременно сменяя два основных вида мировоззрения - «духовный» и «чувственный», каждому из которых соответствует свой тип общественного устройства («социокультурная суперсистема»).

Люди, которые живут в обществах первого типа, исходят из убеждения в том, что окружающая их реальность имеет духовное, божественное происхождение. Соответственно смысл своего существования они видят в подчинении божественному абсолюту, с презрением или снисхождением относясь ко всему мирскому, переходящему. Поэтому материальное производство в таких обществах имеет по существу поддерживающий характер. Основным объектом воздействия считается не природа, а человеческая душа, которая должна стремиться к слиянию с Богом. Прямо противоположные характеристики свойственны обществам второго типа, основанным на материалистическом восприятии мира, акцентирующие чувственные стороны человеческого бытия. Важной составной частью социальной политики является нахождение разумного соотношения общечеловеческого и национально-государственного интересов. Что касается нации, то ее, по всей вероятности, следует рассматривать как единство этнического, социально-экономического и культурно-исторического компонентов, из которых преобладающий определяется конкретными условиями жизни данной нации.

Для современного общества характерно переплетение процессов социальной интеграции (цельность) и социальной дифференциации (различие). Происходят расширение хозяйственно-экономических связей, политических и культурных контактов, интернационализация общественной жизни в целом, координируются усилия по борьбе с угрозой войн, экологическим кризисом, болезнями, международной преступностью.

К. Маркс, в свою очередь, вполне признаёт тот факт, что отличие истории от природных процессов связано именно с наличием сознания, способностью человека «строить в голове» то, что потом будет построено в реальности. К. Маркс утверждает, что первопричиной любых человеческих действий является объективные т.е. не зависящие от желаний людей потребности, указывающие на то, что необходимо людям для существования и развития. В теории Маркса потребности понимаются как свойство человеческой природы, отношение человека к необходимым условиям существования, которое отлично от сознания и предшествует ему: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни».

Рассматривая сознание как реальную причину социальных изменений, Маркс категорически отказывается признать их первопричиной, как это делали и делают философы-идеалисты (например, П. Сорокин).

Однако сознание оказывается способным влиять не только на функционирование, но и на становление экономических реалий, как это происходит в современной истории (Вполне сознательной реформацией экономических основ общества является «Новый курс» президента Ф. Рузвельта в США).

По мере развития общих черт жизни одновременно усиливаются различия - профессиональные, культурно-бытовые, возрастные, национально-языковые.

В целом классовая структура размывается, а внутриклассовая и неклассовая социальная дифференциация усиливается. Предположительно, что полное упразднение социальных групп невозможно. В дальнейшем социальный организм будет усложняться, а не превращаться в нечто однородное. Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д. Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений. Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.

Закон определяющей роли материального производства имеет различные проявления. Прежде всего, он связан с особой значимостью продуктов такого производства. Прежде чем быть способным заниматься политикой, наукой или искусствам, люди должны есть, пить, одеваться, потребляя то, что создаёт материальное производство. В результате все виды деятельности, а не только духовная вынуждены подстраиваться под требования материального производства, служить средством его оптимизации, постоянного развития и совершенствования.

Так приоритетной целью и внутренней и внешней политики любого дальновидного правительства является создание и поддержание необходимых условий для нормальной работы материального производства. Очевидно, что ни один политик не в состоянии контролировать ситуацию в обществе, в котором нарушена такая нормальная работа, являющаяся важнейшим гарантом политической стабильности. Всё дело в том, что помимо технического обеспечения всех видов человеческой деятельности, именно материальное производство создаёт жизнеобеспечивающие продукты, от которых зависит не только «благополучие общества», а физическое выживание каждого конкретного человека в самой ближайшей временной перспективе. Такие продукты являются предметом не просто потребности, а такой потребности, которая должна быть удовлетворена в первую очередь, любыми средствами и любой ценой, с «мобилизацией» всех сил, способных помочь в решении этой задачи: от политиков до ученых.

Подобная ситуация характеризует как древние, так и современные общества-даже радикальная научно-техническая революция не в состоянии опровергнуть определяющей роли материального производства.

Однако не только с важностью продуктов связывает Маркс определяющую роль материального производства. Эта роль проявляется и в том, что в процессе создания вещей люди вступают в особые производственные отношения, которые определяют весь образ их жизни, формируют их в качестве социальных существ. Имеются в виду производственно-экономические отношения собственности. Характер собственности не случаен, и зависит от уровня развития производительных сил (средств производства, соединенных с рабочей силой) и профессионального разделения труда.

Общности бывают:

статические (номинальные категории) - например, по прописке;

реальные - те же горожане, в реальной обстановке;

массовые (агрегаты) - совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы;

групповые - малые и большие социальные группы.

Однако мы видим, что современная история, нарушив однозначную связь между собственностью на средства производства и благосостоянием людей, их имущественным статусом, существенно корректирует тем самым идею Маркса о зависимости между «базисом» общества и социальным укладом общественной жизни. Мы не можем более напрямую выводить образ жизни людей, способ их само воспроизводства из положения в системе производственно-экономических отношений.


Top