Значение типов темперамента в развитии личности человека. Общее понятие о темпераменте. Физиологические основы характера, типическое и индивидуальное в характере

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Мы должны помнить определение личности Альпорта как динамической системы, которая не является чем-то статическим и что наша личность может измениться, хотя мы поддерживаем линию. Известен психосоциальный стресс, которому подвергается пациент с ожирением на протяжении многих лет, вызванный, среди прочего, определенной степенью дискриминации, с которой он сталкивается. Другим важным аспектом является то, что у страдающего ожирением пациента снижается самооценка, которая также образует круг к психопатологии.

Как происходит разнообразие?

Существуют различные способы измерения личности в разных исследованиях, которых мало. Существует совпадение в поиске большей тревоги и депрессии у страдающих ожирением. Существует высокая частота более серьезных изменений у пациентов с нарушениями питания. Хотя верно, что мы можем говорить о типичной личности ожирения, потому что исследования не поддерживают его, можно предположить, что в некоторых типах ожирения существуют определенные комбинации темпераментных размеров, с другой стороны, можно сказать, что темпераментные размеры способствуют появлению психопатологии у страдающих ожирением. Это должно быть связано с тем, что каждый пациент является уникальным, но в этой группе пациентов, в частности, важно оценить следующие аспекты.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Характер

1.1 Понятие характера. Физиологические основы характера.

1.2 Структура характера. Черты характера.

  • Есть ли у пациента патологическая тревога?
  • У него повышенная восприимчивость к стрессу?
  • Как это вознаграждается?
Этот последний пункт относится к тому, что упоминается о допамине. Было замечено, что упражнения увеличивают высвобождение допамина и что он увеличивает количество типа дофаминового рецептора. Вот почему предполагается, что упражнение является хорошей стратегией в области ожирения, поскольку также было бы стратегией увеличения допамина, когда он считается уменьшенным.

Этот полный текст - это отредактированная и переработанная расшифровка международного симпозиума «Ожирение и диабет: приходящая эпидемия?», Организованная Институтом питания и пищевых технологий Университета Чили через Программу ожирения 17 октября. Принадлежность: Папский католический университет Чили, Сантьяго, Чили.

1.3 Акцентуации характера.

2. Темперамент.

2.1 Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента.

2.2 Характеристика типов темперамента. Темперамент и личность, темперамент и деятельность.

3. Личность

Есть разные, которые можно практически наблюдать, так как мы рождаемся. Темперамент определяется как эмоциональная природа каждого человека, в основном охватывающая уровень энергии, настроение и чувствительность к стимуляции. Темперамент состоит из тех индивидуальных характеристик, которые являются общими и стабильными, сохраняя всю нашу жизнь. Вы можете много развиваться на протяжении многих лет, но темперамент наиболее устойчив к переживаниям.

Если вы проводите много времени с младенцами или имеете детей, вы, несомненно, понимаете, что означает темперамент. Вы увидите, что с рождения существуют разные типы темпераментов. Некоторым младенцам более трудно переносить, чем другим, более требовательны или легко плачут. С другой стороны, другие более спокойны и гибки перед лицом новых ситуаций. Это воспринимается через несколько недель после рождения, и считается ранним признаком того, каким будет личность.

3.1 Определение понятия «личность». Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность».

3.2 Исследования личности: этапы, научные подходы.

3.3 Структура личности. Социализация личности.

Заключение.

Важно отметить, что он построен на более продвинутых этапах жизни и состоит из темперамента, характера и поведения. Последнее формируется переживаниями жизни, тем, как мы получили образование, привычками, которые мы изучили, и т.д. Кровный темперамент: его самый обильный юмор - кровь. Они очень общительные люди, которые наслаждаются обществом других. Они выделяются как разговорчивые, жизнерадостные, беззаботные и беззаботные.

Как и пациенты с холерой, они очень активны и нервничают. Хотя они более гибкие, оптимистичные и чувствительные к стимулам. Они терпят риск очень хорошо и отвергают скуку, поэтому они склонны отказаться от рутины, ищут приключения и эмоции. Эти люди склонны искать удовольствия и новые ощущения.

Список литературы

Введение.

В повседневной жизни нам приходиться общаться со многими людьми, и мы видим, что все они разные. Одни - спокойны, общительны, дружелюбны, другие - вспыльчивы, агрессивны, замкнуты. В поведении человека отражается индивидуальный склад его личности, его темперамент и характер.

Типы интровертированного темперамента

Флегматический темперамент: его преобладающей жидкостью является мокрота. Эти люди очень спокойны и расслаблены. Им нравится действовать без спешки и тратить время на то, чтобы что-то делать. Им не нравятся изменения или непредвиденные события и предпочитают следовать фиксированной рутине.

Кроме того, эти люди пользуются близкими отношениями. Они верны и ласковы, и они очень ценят компанию своих близких. Они всегда выступают посредниками, чтобы поддерживать гармонию и избегать конфликтов. Они чувствуют себя хорошо, помогая другим. Меланхолический темперамент: он ассоциировался с черной желчью. Они являются интровертированными и отражающими людьми. Они независимы и обладают большой способностью думать о сложных и глубоких проблемах. Они могут легко обнаруживать творческие решения.

«Темперамент», «характер», «личность» в этих понятиях исходно содержиться сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности, - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем, мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе вся классификация, да и само употребление перечисленных понятий потеряла бы смысл.

Многие из них очень творческие и занимаются важными задачами в искусстве, литературе, музыке и т.д. они обладают большой способностью к самоанализу. Они склонны видеть самые отрицательные стороны вещей и могут очень беспокоиться о жестокости и трагедиях, которые происходят в мире. Это потому, что они очень чувствительные люди, которые могут чувствовать себя легко больно.

Сочетания типов темперамента

Эти люди менее общительны, спокойны, организованы, сдержанны и серьезны. Как уже упоминалось, редко бывает, что человек полностью вписывается в один из упомянутых типов темпераментов. Обычно мы представляем комбинацию некоторых из них. Вот почему была установлена ​​другая классификация, состоящая из объединения типов темперамента: самого преобладающего или первичного темперамента и второго наиболее преобладающего или вторичного темперамента.

Потребности, интересы и идеалы вообще установки тенденций личности определяют, что хочет человек; его способности, - что он может. Но останется еще вопрос о том, что же он есть - каковы его основные стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека, вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент.

В соответствии с этой классификацией сначала должно появиться название первичного темперамента, а затем вторичного темперамента. Он любит общаться с другими, они веселы и счастливы. Однако они могут говорить слишком много, быть невежественными или дезорганизованными или причинять боль другим, не осознавая этого. Они всегда могут столкнуться с новыми проблемами и начать приключения, но они не всегда заканчивают то, что они начинают.

Эти люди, как правило, в хорошем настроении и ласковые с другими, в дополнение к тому, что их социальные отношения очень хорошие. Обычно бывает много друзей и быть в центре внимания. Кровожадность - Меланхолик: эти люди характеризуются очень эмоциональным. Часто бывает, что его состояние ума быстро ослабевает от радости от печали.

Темперамент и характер отличны друг от друга, и вместе с тем тесно связаны друг с другом.

Их изучение шло не совпадающими, но неоднократно скрещивающимися путями.

Слова «темперамент», «характер», «личность» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

Однако они могут быть восприимчивыми, депрессивными и критическими. Они беспокоятся о том, чтобы их приняли другие и хотели бы, чтобы их достижения были признаны. Если они не уверены, что они достигнут своих целей, они боятся сделать шаг и действовать.

Кровавый - Флегматик: подавляющая природа крови ослабляется флегматичной частью этих людей. Они счастливы, беззаботны и любят помогать другим своим великим. Эти люди харизматичны и приятны, и у них есть возможность заставить других смеяться. Однако они плохо дисциплинированы и не имеют серьезности для выполнения определенных задач.

1. Характер

1.1 Понятие о характере. Ф изиологические основы характера

В психологии понятие «характер» (греч. «печать», «чеканка») означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Они очень выразительны и обладают большими социальными навыками, но обычно не имеют мотивации к работе. То, что им больше всего нравится, это ладить с другими и проводить время в компании. Он активный, мужественный и энергичный человек. Они являются рабочими и вовлечены, но в то же время они могут привести к сильным сторонам. Он считает себя очень уверенным в себе и нетерпеливым, будучи в состоянии быть враждебным. Его приоритет - достижение целей, которые предлагаются. Вы можете стать великим лидером из-за своей способности мотивировать других и влиять на них.

Понятие характера весьма различается в теоретических построениях отдельных авторов.

В современной и зарубежной характерологии можно выделить три направления:

1. Конституционально-биологическое. Характер, по существу, сводиться к сумме конституции и темперамента.

2. Психоаналитическое. Характер объясняется исходя из бессознательных влечений человека.

Они являются конкурентоспособными и перфекционистскими людьми, которые уделяют большое внимание деталям. Они могут стать очень требовательными к себе и потратить много времени на работу, чтобы быть удовлетворены результатом. У них есть трудности в отношении к другим из-за их враждебности, сарказма и высоких требований. Эти люди склонны искать власть и контролировать других.

Однако они хорошо выполняют эффективные и хорошо спланированные проекты. Холерик - Флегматик: Этот способ бытия не очень частый, так как он сочетает в себе противоположные темпераменты. Они организованы, способны людей с ясными и независимыми целями. В то же время они могут быть упрямыми и с трудом распознать свои ошибки. Они, как правило, скрывают свою боль и их слабости.

3. Идеологические. Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяется этико-логическими санкциями.

По мнению А.Г. Ковалева характер - это своеобразие склада психологической деятельности, проявляющейся в особенностях социального поведения личности.

В характере каждого человека следует видеть единство устойчивых и динамических свойств. Основа характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становиться типичной для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуаций, в которой находиться человек, под влиянием людей, с которыми он общается. Решающим для понимания характера является отношение между общественно и личностно значимым для человека. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности и силы характера. Однако характер и направленность личности не одно и тоже. Главное условие образования характера - наличие целей жизни. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. В этой сформировавшейся системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминирует в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит. Важнейшее теоретическое и практическое значение при изучении характера и выборе психолого-педагогических средств воздействия имеет правильное понимание его природы и входящих в него компонентов.

Они умеют принимать быстрые важные решения с серьезными последствиями, сохраняя спокойствие. Много раз они разрываются между отдыхом и работой. Флегматик-Сангвини: они хорошие люди, дипломаты и коллаборационисты. Им можно доверять, хотя они склонны тратить время и плохо дисциплинированы. Они, как правило, одинокие, страшные и небезопасные.

Они обладают большой способностью к самоанализу и рефлексии, будучи людьми с легким обращением и готовностью помогать другим. Они склонны соответствовать предпочтениям других и уживаются практически со всеми, кого они знают. Флегматик - холерик: самый активный интроверт. Он очень хорошо слушает и консультирует других. Они лояльные, терпеливые и честные люди. Хотя несколько негибкий, страшный и пассивный.

В психологии существуют следующие точки зрения на природу характера: одни считают, что он наследственно обусловлен; другие - что он целиком определяется условием жизни; третьи - что характер имеет как наследственно обусловленные, так и приобретенные свойства.

Первой точке зрения свойственна биологизация характера, вторая является другой крайностью - социалогизацией характера, сводящей на нет роль биологического фактора. Обе точки зрения ошибочны, поскольку не соответствуют действительности. Более реально отражает природу характера принятая в отечественной психологии точка зрения, согласно которой характер не врожден, но в его проявлениях сказываются и особенности организации (и в первую очередь нервной системы, генотипа). По мнению Ю.Б. Гиппенрайтер, необходимо рассматривать определенные свойства организма как биологические или генотипические предпосылки характера. Согласно положениям современной генетики, наследуется лишь «норма реакции», т.е. набор различных способов реагирования на влияние среды.

Они, как правило, очень психологически сбалансированы, и они не очень эмоциональны. Они сталкиваются с реальностью и обладают способностью достигать целей с минимальными усилиями. Флегматик - Меланхолик: Он характеризуется своим терпением, простотой и тщательностью. Они очень спокойные, приятные и заслуживающие доверия люди. Они могут стать комбинацией, которая проявляет больше апатии по сравнению с другими.

Они могут видеть вещи самым объективным, беспристрастным и скептическим способом. Однако они несколько страшны, эгоистичны, пессимистичны и критичны. Меланхолик - кровожадность: они хорошо ладят с другими, но они не уверены. Это чувствительные люди, любители искусства, аналитики и хорошие ученики.

Анализ проблемы «биологических основ характера» позволяет следующие выводы:

1. Детерминанты свойств характера следует искать как в особенностях генотипа, так и в особенностях воздействия среды;

2. Степень относительного участия факторов наследственности и влияния среды в формировании характера может быть различной;

Они более гибкие, дружелюбные и веселые, чем меланхоличные. Они ненавидят причинять боль другим и быстро вздрагивают. Однако во времена кризиса они могут рухнуть или рухнуть. Их настроение - вариант, они очень критичны и идеалистичны. Этот великий идеализм может сделать их непрактичными. Им нравится делать все правильно и время от времени выходить из рутины.

Эти люди далеко продвинулись и могут разрабатывать крупные проекты. Они организованы, этичны и контролируют свою сердитую сторону. Тем не менее, они несколько трудно угодить, пессимистичны, депрессивны, критичны и могут быть чрезвычайно тщательными. Меланхолик-Флегматик: это наиболее отражающая комбинация всех. Они очень эффективные люди из-за их конкурентоспособности и таланта. Они хорошо ладят с другими, они перфекционисты, стройные и послушные.

3. Генотипические и средовые влияния на характер могут привести к эффекту «алгебраического сложения». Как считает Ю.Б. Гиппенрайтер, при неблагоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность может не реализоваться, или не привести к патологическим отклонениям характера.

1.2 Структура характера. Черты характера.

Характер личности весьма многогранен. В нем можно выделить отдельные стороны или черты, которые не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера. Структурность характера прослеживается в закономерной зависимости между отдельными сторонами характера.

Определить структуру или строение характера личности означает выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их сложном отношении и взаимодействии. В структуре характера разные исследователи выделяют различные свойства.

В структуре сложившегося характера выделяют, прежде всего, две стороны: содержание и форму.

В разных же формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения.

Характер представляет собой неразрывное целое. Однако изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений, так называемых черт характера. Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто - совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами. Например: осторожность без сочетания с решительностью может сделать человека бездеятельным.

В структуре характера выделяют следующие группы черт:

1. Черты, выражающие направленность личности. Это устойчивые потребности, интересы, склонности, цели и идеалы, а так же система отношений к окружающей действительности. Эти черты представляют собой индивидуально-своеобразные способы осуществления отношений личности к действительности.

2. Интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Характер человека проявляется в следующей системе отношений:

1. Отношения к другим людям (здесь, здесь можно выделить такие черты, как «общительность-замкнутость», «правдивость-лживость», «тактичность-грубость»)

2. Отношение к делу («Ответственность-недобросовестность», «не трудолюбие-ленность»)

3. Отношение к себе («скромность-самовлюбленность», «самокритичность-самоуверенность», «гордость-смирение»)

4. Отношение к собственности («щедрость-жадность», «бережливость-расточительность», «аккуратность-неряшливость»)

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей и уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются при реализации потребностей в достижении успеха. В зависимости от них для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающий успех (проявление инициативы, стремление к риску, соревновательной активности), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач, уклоняясь от риска и ответственности.

1.3 Акцентуации характера.

Все исследователи характера отмечают, что он может быть выражен в большей или меньшей степени. Это относится и к чертам характер, каждая из которых имеет разную количественную степень выраженности.

Чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, крайние варианты нормы рассматриваются, как акцентуации характера. Отношение акцентуаций от средней нормы порождает для их носителей некоторые проблемы и трудности.

Три существенных отличия акцентуированного характера от патологии характера:

1. Акцентуированный характер не проходит через всю жизнь индивида «красной нитью». Он обостряется только в подростковом возрасте, а в процессе взросления сглаживается.

2. Черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях.

3. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает, либо бывает продолжительной. При этом поводом для временных разладов с собой и окружением являются не любые трудные условия (как при патологии), а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера.

Немецкий ученый К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций характера. Его классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми.

1. Гипертимный тип характеризуется чрезвычайной контактностью, преобладанием приподнятого настроения, повышенной словоохотливостью, выраженностью жестов, мимики, пантомимики. Люди этого типа энергичны, инициативны, им свойственны оптимизм и жажда деятельности.

2. Дистимный тип, характеризуется низкой контактностью, немногословием, пессимистическим настроением. Люди этого типа ведут замкнутый образ жизни, домоседы, склонны подчиняться, а не доминировать.

3. Циклоидный тип. Людям этого типа свойственны довольно частые периодические смены настроения. В период приподнятого настроения они бывают общительными, а в период подавленного - замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада - с дистимной.

4. Возбудимый тип, характеризуется низкой контактностью, угрюмостью, занудливостью. У людей этого типа замедленные вербальные и не вербальные реакции.

5. Застревающий тип - человек умеренной общительности, склонный к нравоучениям, занудливости. Люди этого типа обидчивы, подозрительны, конфликтны, обладают повышенной чувствительностью к социальной несправедливости.

6. Педантичный тип. Этот тип выделяется чрезмерным формализмом в служебном рвении, брюзжанием и занудливостью, как на работе, так и в быту.

7. Тревожный тип. Этому типу свойственны низкая контактность, неуверенность в себе, робость, пониженный фон настроения, нерешительность, долгое переживание неудач. Люди этого типа редко вступают в конфликты, стремясь в ситуациях противостояния опереться на сильную личность.

8. Эмотивный тип. Наиболее существенной чертой людей этого типа является стремление общаться в узком кругу друзей и близких, где их хорошо понимают. Люди этого типа обладают чрезмерной чувствительностью, обидчивы, но обиды носят в себе; чаще находятся в подавленном настроении и слезливы.

9. Демонстративный тип. Люди этого типа очень контактны, стремятся к лидерству, доминированию, жаждут власти, похвалы. Они самоуверенны, самолюбивы, легко приспосабливаются к людям, склонны к интригам, хвастовству, лицемерны, эгоистичны.

10. Экзальтированный тип. Люди этого типа обладают высокой контактностью, словоохотливостью, влюбчивостью, могут быть конфликтными.

11. Экстравертный тип. Люди этого типа отличаются открытостью для любой информации, готовностью выслушать и помочь любому просящему, комфортностью. Они обладают высокой степенью общительности, болтливы, уступчивы, исполнительны.

12. Интровертированный тип. Люди этого типа характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию. Они ориентированы на свой внутренний мир, на свою оценку предмета или события, а не на объект как таковой. Интроверты склонны к одиночеству, при попытках бесцеремонно вмешаться в их личную жизнь вступают в конфликты; сдержаны, принципиальны, склонны к самоанализу, имеют твердые убеждения.

Рассмотренные типы акцентуаций характера проявляются непостоянно. При воспитании и самовоспитании акцентуации характера сглаживаются, гармонизируются, так как структура характера подвижна, динамична и изменяется на протяжении жизни человека. В связи с этим необходимо постоянно изучать условия воспитания личности, учитывать имеющиеся отклонения и своевременно проводить их психокоррекцию.

2. Темперамент.

Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента.

На все происходящее в окружающей действительности люди реагируют по-разному. Одни быстро принимают самые важные решения, другие будут долго мучиться сомнениями, выбирая например схожий товар. Один человек сохраняет спокойствие в любой ситуации, а другого даже малейшая неприятность может привести в отчаяние. Эти различия во многом объясняются темпераментом конкретного человека.

Темпераментом называют индивидуально своеобразную, прородо обусловленную совокупность динамических проявления психики - интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Известны три основные системы сущности темперамента, где первые две имеют исторический интерес.

Первая (гуморальная) система связывала состояния организма с соотношением в нем различных жидкостей, в связи, с чем выделялись 4 типа темперамента. Считалось, что если преобладает кровь (лат. «сангвис»), то темперамент будет сангвистический, если желчь («холе») - халеристическим, если слизь («флегма») - флегматическим, а черная желчь («мелана холе») - определяет меланхолический темперамент. Эти терминология и описание различных типов темперамента возникли в 5 веке до н. э. и сохранились до нашего времени.

Слово «темперамент» с латинского переводиться, как «надлежащее соотношение частей, соразмерность».

Вторая (конституциональная) система, объяснявшая сущность темперамента, которая возникла в нашем столетии, связывала темперамент с телосложением человека. Главная идея этой теории: структура тела определяет темперамент, который является его функцией.

Э. Крачмер выделял 4 конституциональных типа:

1. Лептосоматик - характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, ноги длинные и худые.

2. Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

3. Пикник- человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

4. Диспластики - люди с бесформенным, неправильным строением тела. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например: чрезмерный рост, непропорциональное телосложение)

С первыми тремя типами строения тела Э. Крачмер соотнес три выделенных им типа темперамента, которым он дал следующие наименования:

1. Шизотимик, имеющий лептосоматическое (астеническое) телосложение, замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к новой обстановке.

2. Иксотимик, обладающий атлетическим телосложением, проявляет себя как спокойный, маловпечатлительный человек со сдержанными мимикой и жестами, с невысокой гибкостью мышления. Он часто характеризуется мелочностью.

3. Циклотимика, который обладает пикническим телосложением, эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Едва возникнув, конституциональные концепции стали объектом острой научной критики. Основной недостаток этого подхода состоит в том, что в нем недооценивается, а иногда просто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида.

Третий подход к объяснению сущности темперамента связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервной системы.

Выделяются три основных свойства нервной системы -- сила, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов. Силу возбуждения и силу торможения И.П. Павлов считал двумя независимыми свойствами нервной системы.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов определяет, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Третье свойство нервной системы -- подвижность возбудительного и тормозного процессов -- проявляется в быстроте перехода одного процесса в другой.

Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

Выделенные свойства нервных процессов образуют различные комбинации, которые и определяют тип нервной системы.

Таблица 1.

Данные типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента.

В 50-е гг. в нашей стране проводились лабораторные исследования темперамента под руководством сначала Б.М. Теплова, а затем В.Д. Небылицина, в результате которых типология И.П. Павлова была дополнена новыми элементами. Были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы человека, экспериментально выделены и описаны еще два свойства нервных процессов: лабильность и динамичность. Лабильность нервной системы проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Сущность динамичности нервных процессов составляют легкость и быстрота образования положительных (динамичность раздражения -- возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.

Для составления психологических характеристик традиционных четырех психотипов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента.

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения этой реакции.

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон или звук).

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствие в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточенность внимания).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайного события) или от его целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность).

Темп реакции характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамику жестов, быстроту ума человека).

Экстраверсия--интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека: от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Эмоциональная возбудимость характеризуется минимальным воздействием, необходимым для возникновения у человека эмоциональной реакции, и скоростью ее возникновения.

Все перечисленные свойства отражают психологические характеристики основных классических типов темперамента.

2.2.2. Характеристика типов темперамента. Темперамент и личность, темперамент и деятельность.

В жизни нашему наблюдению доступны не физиологические процессы, поддающиеся исследованию только в лаборатории, а поведение, конкретная деятельность людей. Согласно И.П. Павлову, именно те аспекты поведения, в которых проявляются свойства нервных клеток, составляют темперамент. Каждому отдельному типу темперамента свойственны свои характерные особенности.

Холерик -- это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением. Вследствие этого он очень быстро, причем часто необдуманно, реагирует на внешнее воздействие. Холерик нетерпелив, и если увлечется, то его трудно остановить.

Сангвиник -- человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни.

Флегматик -- человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Вследствие этого на внешнее воздействие реагирует медленно, неразговорчив. Эмоционально уравновешен, его трудно рассердить, развеселить.

Меланхолик -- человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель может вызвать срыв, "стопор", растерянность, "стресс кролика". Именно поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнование, опасность) результаты деятельности меланхолика могут ухудшаться по сравнению со спокойной привычной обстановкой.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Впечатлительность -- это сила воздействия на человека различных стимулов, период их сохранения в памяти и сила реакций на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на менее впечатлительного. Он дольше помнит воздействия на него и дольше сохраняет реакцию на них, кроме того, сила реакции у него значительно больше.

Эмоциональность -- это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо сильнее, чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный человек почти не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, нередко сожалея о преждевременных и неправильных реакциях.

Тревожность. Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для его собственного "я". Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений.

Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, приходится время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, культуры, обычаев, традиций и многого другого.

Индивидуальный стиль деятельности человека обусловлен определенным сочетанием свойств темперамента, проявляющимся в познавательных процессах, действиях и общении. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.

Индивидуальный стиль деятельности не сводится только к темпераменту, он определяется и другими причинами и включает в себя умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности. Это приспособление призвано обеспечить достижение наилучших результатов деятельности с наименьшими затратами для человека.

То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать или не совпадать с темпераментом.

В трудовой деятельности и личных взаимоотношениях большое значение имеет совместимость людей по темпераменту. Так, если рядом на конвейере будут работать холерик и флегматик, то это изначально чревато конфликтом. Холерик будет работать быстрее и сделает больше, упрекая флегматика в неповоротливости. Однако холерик невнимателен к деталям, и если работа требует точности, то он склонен допускать брак. Именно поэтому флегматик резонно посоветует холерику работать по свойственному ему принципу: "Лучше меньше, да лучше".

Знание особенностей своего темперамента, их учет в организации своей жизнедеятельности, во взаимодействии с другими людьми, в самовоспитании и саморегуляции будут способствовать развитию позитивных проявлений, коренящихся в свойствах нервной системы.

3. Личность

2.3.1. Определение понятия "личность". Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность" с понятием "личность"

Слово "личность" (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в римском театре маска актера называлась "личина" -- лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово "persona" употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению -- это определенная социальная роль или функция человека.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и. поступки.

Личность-- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позволит более полно раскрыть последнее (рис).

Рис. 1. Соотношение объемов понятий "человек", "индивид" и "индивидуальность" с понятием "личность"

Человек -- это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы -- к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное -- законам развития общества.

Индивид -- это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность -- это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация -- это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность -- это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляют такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

3.2. Исследования личности: этапы, научные подходы.

Психология личности как наука сложилась сравнительно недавно, но исследования в этой области велись уже давно. В истории исследований можно выделить несколько этапов (табл.).

Таблица 2.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения являлись вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими и включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим.

В клинический период представление о личности как об особом феномене было сужено. В центре внимания психиатров оказались такие особенности личности, которые обычно можно обнаружить у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности умеренно выражены практически у всех здоровых людей. Определения личности врачами-психиатрами были даны в таких терминах, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную личность.

Экспериментальный период характеризуется активным внедрением в психологию экспериментальных методик исследований психических явлений. Это диктовалось необходимостью избавиться от умозрительности и субъективизма в трактовке психических явлений и сделать психологию более точной наукой (не только описывающей, но и объясняющей свои выводы).

Среди рассмотренных теорий можно выделить три практически не пересекающиеся ориентации: биогенетическую, социогенетическую и персонологическую.

1. Биогенетическая ориентация исходит из того, что развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез (процесс индивидуального развития организма) с заложенной в нем филогенетической (исторически обусловленной) программой, а следовательно, его основные закономерности, стадии и свойства одинаковы. Социокультурные и ситуативные факторы лишь накладывают свой отпечаток на форму их протекания.

2. Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процессы социализации и научения в широком смысле слова, утверждая, что психологические возрастные изменения зависят прежде всего от сдвигов в общественном положении, системы социальных ролей, прав и обязанностей, короче -- от структуры социальной деятельности индивида.

3. Персонологическая (личностно-центрированная) ориентация выдвигает на первый план сознание и самосознание субъекта, исходя из того, что основу развития личности составляет творческий процесс формирования и реализации ее собственных жизненных целей и ценностей.

В отечественной психологии можно выделить и ряд других теорий.

Основоположники теории отношений -- А.Ф. Лазурский (1874--1917), В.Н. Мясищев (1892--1973) -- считали, что "ядро" личности составляет система ее отношений к внешнему миру и к самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности.

Согласно теории общения -- Б.Ф. Ломов (1927--1989), А.А. Бодалев, К.А. Абульханова-Славская -- личность формируется и развивается в процессе общения в системе существующих социальных связей и отношений.

Теория установки -- Д.Н. Узнадзе (1886--1950), А.С. Прангишвили -- развивает представление об установке как готовности личности к восприятию будущих событий в определенном направлении действий, что является основой ее целесообразной избирательной активности.

Теории деятельности - Л.С. Выготский (1836--1904) и А.Н. Леонтьев (1903--1979) - подлинным основанием и движущей силой развития личности является совместная деятельность, благодаря которой происходит индивидуализация личности.

3.3 Структура личности. Социализация личности

Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяют следующие составляющие:

1. всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);

2. социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);

3. индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).

В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается на сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.

Наиболее распространенной является предложенная К. Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности, которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом (табл.).

Социализация личности представляет собой процесс ее формирования в определенных социальных условиях. Уже в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений. Этот процесс включения индивида в социальные отношения и называется социализацией. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и его воспроизведения в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей, т.е. происходит становление и развитие личности.

Социализация осуществляется в процессе воздействия на индивида таких факторов, как целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.

Динамическая структура личности по К. Платонову

Таблица 3.

Название подструктуры

Подструктуры подструктур

Соотношение социального и биологического

Уровень анализа

Виды формирования

Направленность личности

Убеждения,

мировоззрение, идеалы, стремления,

интересы,

Биологического почти нет

Социально-

психологический

Воспитание

Привычки, умения, навыки, знания

Значительно больше

социального

Психолого-

педагогический

Обучение

Особенности

психических

процессов

Воля, чувства,

восприятие,

мышление,

ощущения,

эмоции, память

Чаще больше

социального

Индивидуально-психологический

Упражнения

Биопсихические свойства

Темперамент,

возрастные

свойства

Социального

почти нет

Психо-физиологический

Нейропсихо-

логический

Тренировка

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации.

1. Идентификация -- отождествление индивида с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения и формы поведения.

2. Подражание -- сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения и опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.п.).

3. Внушение -- процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он взаимодействует.

4. Социальная фасилитация -- стимулирующее влияние поведения одних людей (наблюдателя за действиями индивида, соперника) на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает интенсивнее.

5. Конформность -- податливость влиянию группы, проявляющаяся в изменении поведения и установок индивида в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Выделяют несколько стадий социализации личности.

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок некритически усваивает социальный опыт -- адаптируется, приспосабливается и подражает).

2. Стадия индивидуализации (подростковый и ранний юношеский возраст). Появляется желание выделить себя среди других, проявляется критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" выступает как промежуточная социализация, так как внутренний мир подростка характеризуется неустойчивостью. Юношеский возраст характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, при которой вырабатываются устойчивые свойства личности,

3. Стадия интеграции. Проявляется желание найти своё место в обществе, "вписаться" в общество. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если они не принимаются, то возможны следующие исходы:сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;изменение себя, чтобы "стать как все"; конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, его трудовую деятельность, когда человек воспроизводит социальный опыт за счет воздействия через свою деятельность на среду.

5. Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст, когда вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

На протяжении всей жизни человек развивается как личность. Процессы демократизации в нашем обществе создают благоприятные условия для реализации личностного потенциала каждого человека

Заключение

Как мы видим, такие понятия, как характер, темперамент, личность - неразрывно связаны между собой.

Зная характер и темперамент, т.е. его важные и устойчивые черты мы можем предвидеть как он поведет себя в той или иной ситуации, что сделает, что и как скажет. Такое прогнозирование возможно именно потому, что во-первых каждый человек себя в соответствии со своим характером и темпераментом, и во-вторых потому, что нам известны как - личность человека, так и его характер, темперамент. С незнакомым человеком трудно общаться, прежде всего, потому, что неизвестно чего можно от него ожидать и что он ожидает от тебя. На самом деле ведь человек не просто общается с другими людьми, учиться и работает.

И.П. Павлов пришел к выводу, что в основе каждого вида темперамента лежит то или иное соотношение основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности.

Темперамент тесно связан с другими особенностями личности. Он является как бы природной канвой, на которую жизнь накладывает узоры характера

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -- М., 1980.

2. АсмоловА.Г. Психология личности. -- М., 1990.

3. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. -- Пятигорск, 1990.

4. Бодалев А.А. Психология личности. -- М., 1988.

5. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. -- Л., 1989.

6. Левитов Н.Д. Психология характера. -- М., 1969.

7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -- Л., 1983.

8. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.

9. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. -- М., 1979.

10. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2007.

11. Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. -- М., 1979.

12. Экспериментальные исследования волевой активности. -- Рязань, 1986.

Подобные документы

    Понятие о темпераменте и его физиологические основы. Анализ основных типов характера, а также рассмотрение основных черт характера человека. Темперамент и свойства человека. Характер и черты личности. Основные компоненты, определяющие темперамент.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2011

    Теоретический обзор зарубежных литературных источников по различным подходам исследования темперамента и характера. Темперамент как индивидуальное свойство личности. Диагностическое исследование черт и типов личности по методике Г.Ю. Айзенка Epi.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2013

    Определение понятий "структура личности" и "темперамент". Общее понятие о темпераменте. Основные компоненты темперамента. История учений о типах темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Темперамент и деятельность.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2003

    Определения "характер" и "структура личности". Строение характера. Основной принцип классификации личностей. История учений о характере. Черты характера. Характер и темперамент. Психопатии и акцентуации характера у подростков.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2003

    Гороскопы, тайна имени, физиогномика, хиромантия, дерматоглифика, графология. Физиологические основы характера. Типическое и индивидуальное в характере. Акцентуация характера. Черты характера. Типологии темпераментов. Темперамент и личность.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2004

    Темперамент: понятие, система проявлений, физиологические основы и типы. Конституционные теории Э. Кречмера, У. Шелдона и Павлова. Взаимосвязь и функции социального и индивидуального характера человека. Экстраверсия и интроверсия как черты личности.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2011

    Теоретические подходы к изучению характера в психологии. Анализ структуры характера и личности. Исследование дисгармонии в характере и личности как детерминант формирования и проявления акцентуации. Обзор свойств и основных типов темперамента человека.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2016

    Структура личности - концепция личности. Строение, черты характера. Основной принцип классификации личностей. История учений о характере, характерология. Характер и темперамент, классификация характеров. Психопатии и акцентуации характера у подростков.

    реферат , добавлен 16.02.2010

    Черты характера и отношения личности. Черты характера как побуждения. Структура характера и симптомокомплексы его свойств. Наследственность, характер, темперамент. Закономерности формирования характера. Роль подражания в формировании характера.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2008

    Переход к подростковому возрасту. Подходы к пониманию характера, темперамента. Базовые качества личности. Развитие характера в возрастном аспекте. Семья как фактор формирования характера. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков.

СОДЕРЖАНИЕ: Тема 8. Темперамент личности Понятие о темпераменте Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Тема 8. Темперамент личности

1. Понятие о темпераменте

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Б. М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом на­зывается характерная для данного человека совокупность психических особенно­стей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их-с другой» (Теплов Б. М., 1985). Таким обра­зом, темперамент имеет два компонента - активность и эмоциональность.

Еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темпе­рамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Эти основные типы темперамента прежде всего различаются между собой по динами­ке возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Так, для холери­ческого типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвини­ческого - быстро возникающие, но слабые чувства, для меланхолического - мед­ленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического - медленно возникающие и слабые чувства. Кроме этого, для холерического и сангвиническо­го темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенден­ция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т. д.). Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медленность движений и слабое выражение чувств.

2. Краткий обзор учений о темпераменте

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до п. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением че­тырех основных «соков организма» - крови, флегмы, желтой желчи и черной жел­чи. Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «кра-сис», которое позже заменили латинским словом temperamentum - «соразмер­ность», «правильная мера». Опираясь па учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален (ок. 130-ок. 200 гг.) разработал типологию тем­пераментов, которую он изложил в известном трактате «Detemperamentum». Со­гласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одно­го из соков. Им были выделены 13 типов темперамента, по затем они были сведе­ны до четырех.

В последующие века исследователи, наблюдая значительное разнообразие пове­дения, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались упорядочить и каким-то образом сгруппировать эти различия. В резуль­тате возникли многочисленные концепции и типологии темпераментов. В основу этих концепций были положены самые разнообразные черты личности. В ряде концепций свойства темперамента понимались как наследственные или врожден­ные и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложе­ния. Такие типологии получили название конституционных типологий. Среди них наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и харак­тер». Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом тело­сложения имеют определенные психические особенности. Э. Кречмер провел мно­жество измерений частей тела людей, что позволило ему выделить четыре консти-туциональных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик (рис. 24.1).

1. Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями.

2. Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, харак­теризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с боль­шим животом и круглой головой на короткой шее.

3. Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, ха­рактерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

4. Диспластик - человек с бесформенным, неправильным строением. Индиви­ды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение). С названными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, подвержен колебани­ям настроения, упрям, не склонен к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлети­ческим телосложением. Это спокойный, невпечатлительный человек со сдержан­ными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между ра­достью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Наибольший вклад в развитие теории темперамента в отечественной психоло­гии внес Б. М. Теплов. Его работы, посвященные изучению свойств темперамен­та, определили не только современный взгляд на проблему темперамента, но и явились основой для разработки дальнейших экспериментальных исследований темперамента. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуаль­ные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента.

Известный психофизиолог В. М. Русалов на основе концепции свойств нерв­ной системы предложил в конце 1980-х гг. свою трактовку свойств темперамента. Эта концепция заслуживает внимания, поскольку в ней учитывались достижения современной физиологии. Русалов, исходя из теории функциональной системы П. К. Анохина, включающей четыре блока - хранения, цнркулнрования и перера­ботки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи, - выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переклю­чения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

3. Типология темперамента

В настоящее время мы в состоянии дать полную психологическую характери­стику всех типов темперамента. Для составления психологических характеристик традиционных четырех типов обычно используют основные свойства темперамен­та. Многие из этих свойств были раскрыты в работах Б. М. Теплова и его учени­ков, а затем получили дальнейшее развитие в исследованиях отечественных уче­ных. Учитывая основные свойства темперамента, Я. Стреляу дает следующие пси­хологические характеристики основных классических типов темперамента.

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движе­ниями. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей.. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыка­ет к новым требованиям и обстановке, без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками.

Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой ре­активностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в пере­ключении внимания; он скорее экстраверт.

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. По своей психологической сути он интроверт.

Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, дви­жения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, нснастойчив, легко утомляется и малоработоспособен.

4. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности

Поскольку характеристики темперамента определяют динамику психических процессов, то можно было бы предположить, что темперамент определяет успеш­ность деятельности человека. Однако установлено, что если деятельность проте­кает в условиях, которые можно определить как нормальные, то зависимость меж­ду уровнем достижения, т. е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента отсутствует. Независимо от степени подвижности или реактивно­сти индивида в нормальной, не стрессовой ситуации, результаты деятельности в це­лом будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, а не от особенностей темперамента.

Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показы­вают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осу­ществления самой деятельности. Еще Б. М. Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным ре­зультатом действий, а способом достижения результатов. Развивая эту мысль, оте­чественные психологи провели ряд исследований с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих ис­следованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к до­стижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленный главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляю­щего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экс­периментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервной деятельности, и прежде всего сила и подвижность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Например, лица с преобладанием возбуждения на первом этапе проявляют по­вышенную активность, но при этом совершают много ошибок. Затем они выраба­тывают свой стиль деятельности, и количество ошибок уменьшается. С другой стороны, лица с преобладанием торможения на первых порах, как правило, малоактивны, их деятельность непродуктивна, но затем они формируют свой способ выполнения деятельности, и продуктивность их труда резко возрастает.

Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2009 – С.567-570

Тип ВИД Особенности нервных процессов Вид темперамента Особенности внешнего поведения
по силе по уравновешенности по подвижности
Безудержный сильные неуравнове шенные подвижные холерическ ий чрезмерно активный
Сильный сильные уравновеше нные подвижные сангвиниче ский активный
Спокойный сильные уравновеше нные малоподвижные флегмати ческий вялый
Слабый слабые неуравнове шенные подвижные или малоподвижные меланхоли ческий скованный
Типы темперамента по Павлову И.П. Типы темперамента по Красногорскому Н.И.
1. Сильный, уравновешенный, подвижный тип - сангвиник. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник - человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. 1. Сангвиник. Положительные условнорефлекторные связи образуются быстро и являются устойчивыми. Интенсивность реакций соответствует силе раздражителей. Условные тормозные реакции также образуются быстро, они сильны и устойчивы. Сильные нервные клетки коры и нормально возбудимые подкорковые области обеспечивают хорошую приспособляемость к требованиям окружающей среды. Деятельность коры характеризуется высокой подвижностью. Это живой темперамент, не вызывающий трудностей при воспитании. Речевые реакции образуются быстро и соответствуют возрастным нормам. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом.
2. Сильный, уравновешенный, инертный тип - флегматик. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Будучи с точки зрения подвижности противоположностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; подобно сангвинику, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. 2. Положительные условные рефлексы образуются с нормальной скоростью, они сильны и прочны, как и тормозные условные реакции. Адекватное взаимодействие между корой и подкорковой областью обеспечивает контроль коры над прирожденными рефлексами. Флегматик легко приспосабливается к социальной среде. Быстро выучивается говорить, читать и писать. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко пораженных эмоций, жестикуляции и мимики.
3. Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - холерик. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан. 3. Характеризуется сильными условными реакциями, подверженными большому влиянию подкорковых областей. Повышенная подкорковая деятельность не всегда достаточно регулируется корой. Условные связи образуются медленнее, чем у предыдущих типов, что связано с повышенной возбудимостью подкорковых центров, которые тормозят центры коры. Условные тормозные реакции холерика неустойчивы. Дети такого типа учатся обычно удовлетворительно, однако испытывают затруднения в приспособлении своих реакций и эмоций к требованиям школы. Их речь становится в меру быстрой, но неровной и формируется труднее, чем у предыдущих типов.
4. Слабый тип - меланхолик. Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью как процесса возбуждения, так и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.

4. Это анергетический тип. Пониженная деятельность коры сочетается со слабой деятельностью подкорковых центров, что особенно выражается в пониженных эмоциях. Быстро утоляется и перестает реагировать на слишком сильные или продолжительные раздражители. Безусловные рефлексы также слабые. Условные реакции образуются медленно, после многих сочетании безусловного и условного раздражителей. Интенсивность условных реакций часто не соответствует закону силы. Для меланхолика характерно преобладание внешнего торможения. Речь тихая.


Top