Виды темперамента человека. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. §2. Основные типы темперамента

Введение

Еще в глубокой древности учёные, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны.

Кроме того, стресс может быть более торжественным, например, свадьбы или переезд в другую квартиру, диплом или другие церемонии. Это как обычный стресс, но его интенсивность меняется: иногда она большая, иногда маленькая, но обычно она уходит. Даже этот свадебный медовый месяц стресс исчезает, хочет или не хочет.

Но есть напряжение, которое длится. Чаще всего это негативные вещи, негативные эмоции, психологические или другие проблемы жизни, которые в конечном итоге вызывают искажение в людях. Это характерно для искажения, а именно, сохранения отрицательных эмоций.

Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, проявляющиеся при общественной деятельности человека. Одним из психических свойств личности является темперамент человека.

Характер же – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различ­ных видах деятельности. Все черты характера – это чер­ты личности, но не все черты личности – черты харак­тера.

Можно ли сказать, что дистресс - это долгосрочный стресс: развод, потеря работы или каждое утро - неприятная работа? Это зависит от того, сколько отрицательных эмоций осталось в человеке. После развода человек может вести себя по-разному. Он может закрыть себя, ограничить общение, а отрицательные эмоции в нем начнут преобладать. Но он может начать задаваться вопросом, куда идти, куда бы сидели люди, дать профиль онлайн для знакомств и т.д. том Из-за потерянной работы - точно так же. Вы можете быть разочарованы тем, что есть потеря работы, но, возможно, это возможность получить лучшую работу?

§1. Понятие о темпераменте и его физиологические основы.

Темперамент – это те врожденные особенности чело­века, которые обусловливают динамические характеристи­ки интенсивности и скорости реагирования, степени эмо­циональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Нет лучших или худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозмож­но вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрица­тельных граней.

В третьем случае шансы на бедствие выше - если вы ежедневно приходите на неприятную работу, потому что каждый день туда отправляетесь, и ситуация не меняется. Могут ли сердечно-сосудистые пациенты подозревать, что они больны, потому что они ненадежны, закрыты, иногда даже злы, часто страдают от стресса? Имеют ли эти люди более высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний?

Это не просто плохие эмоции или другие негативные психологические вещи. Здоровье также зависит от других факторов образа жизни: движения, физической активности, сбалансированного питания, отсутствия табака и алкоголя. Все это также способствует психологическому благополучию, потому что отрицательные эмоции имеют больше возможностей ослабить иммунитет человека.

Академик И. П. Павлов изучил физиологические осно­вы темперамента, обратив внимание на зависимость тем­перамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности:

В случае нарушения иммунитета различные болезни легче привязаны к человеку. С утверждением, что «если ваши плохие эмоции находятся в печальном настроении, вас сразу же атакует какая-то конкретная болезнь», вы должны быть осторожны. Это также зависит от болезни. Ответ на этот вопрос сложный. Возможно ли, чтобы человек определил, к какому типу личности он принадлежит? На какие вопросы он должен отвечать самому себе, чтобы прояснить это?

Может быть, лучше пойти к психологу и установить диагностический тест, который очень короткий. И после оценки, конструктивно расскажите о том, что можно изменить. Есть много положительного стресса? Случается, что люди смиряются с этим большим удовольствием, позитивным стрессом и слезами. Но, если вы говорите о влиянии на здоровье, исследования не указывают на то, что такой большой положительный стресс может отрицательно сказаться на здоровье человека. В этом смысле наслаждение и удовольствие от удовольствия, вероятно, не вредно и, вероятно, даже очень здорово.

1) «безудержный» (сильный, подвиж­ный, неуравновешенный тип нервной системы – соот­ветствует темпераменту холерика);

2) «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы – соответствует темпе­раменту сангвиника);

3) «спокойный» (сильный, уравнове­шенный, инертный тип нервной системы – соответствует темпераменту флегматика);

Является ли тип личности человека, персонаж может быть изменен? Он менее распространен среди студентов, чем среди пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, но все чаще встречается чаще, чем у обычных людей. До сих пор предполагается, что это так, потому что, когда студенты становятся студентами, их окружающая среда сильно меняется, их автономия, обязанности меняются, и они создают еще много обстоятельств, в которых им необходимо управлять своим социальным ограничением. Будучи молодыми, люди успешно преодолевают этот социальный конкурс через 2-5 лет, когда они начинают искать работу, друзей, учатся общению.

4) «слабый» (слабый, неуравновешенный, ма­лоподвижный тип нервной системы – обусловливает темперамент меланхо­лика).

§2. Основные типы темперамента.

Холерик – это человек, нервная система которого оп­ределяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необду­манно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчи­вость, необузданность, несдержанность. Неуравновешен­ность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-ни­будь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощают­ся, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичнос­ти с отрицательными циклами спада, депрессии, обуслов­ливают неровность поведения и самочувствия, его повы­шенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Они учатся преодолевать это соперничество.

Является ли тип личности человека, персонаж может быть изменен? Он менее распространен среди студентов, чем среди пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, но все чаще встречается чаще, чем у обычных людей. До сих пор предполагается, что это так, потому что, когда студенты становятся студентами, их окружающая среда сильно меняется, их автономия, обязанности меняются, и они создают еще много обстоятельств, в которых им необходимо управлять своим социальным ограничением. Будучи молодыми, люди успешно преодолевают этот социальный конкурс через 2-5 лет, когда они начинают искать работу, друзей, учатся общению.

Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, под­вижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жиз­ни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктив­ный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуман­но защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, нераз­говорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассер­дить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раз­дражителям, трудностям, но не способен быстро реагиро­вать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, рас­порядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно при­спосабливается к новым условиям. Настроение стабиль­ное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик – человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражи­телям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности мелан­холика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утом­лению и падению работоспособности (требуется более дли­тельный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подав­лен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

§3. Связь темперамента со свойствами личности.

Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсо­лютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных об­стоятельств нервные процессы могут ослабеть или уси­литься, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно воз­буждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т. е. присутствует высокая подвиж­ность нервных процессов). Среди пожилых людей, наобо­рот, много флегматиков и меланхоликов.

Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате вос­питания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинно­го темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведе­ния и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только воз­буждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и, в конце концов, влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У хо­лериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с осо­бенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напро­тив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамичес­кие, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «вели­кая» и социально-ничтожная личность.

Известный психолог К. Юнг подразделяет людей по складу личности на экстравертов («обращенных вовне») и интровертов («обращенных внутрь себя»). Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный тип высшей нервной деятельности., по темпераменту они сангвиники или холерики. Интроверты малообщительны, сдержанны, от­делены от всех, в своих поступках ориентируются в основ­ном на собственные представления, серьезно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интро­вертам относятся флегматики и меланхолики. Однако в жизни редко встречаются абсолютно чистые экстраверты или интроверты. В каждом из нас есть черты как тех, так и других, это зависит от врожденных качеств нервной системы, возрас­та, воспитания, жизненных обстоятельств.

§4. Понятие о характере.

Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различ­ных видах деятельности. Все черты характера – это чер­ты личности, но не все черты личности – черты харак­тера.

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, прояв­ляющихся в поведении человека, в определенном отноше­нии:

1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

2) к другим людям (индивидуализм или кол­лективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или добро­та, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.);

3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетер­пеливость, ответственность или безответственность, орга­низованность и т. п.);

4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятель­ности, решительности, дисциплинированности.

Какова связь темперамента с характером? Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нерв­ной деятельности с приобретенными в течение жизни ин­дивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактич­ными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при опреде­ленном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холери­ку; доброту, отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвини­ку и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темперамен­том. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.

§5. Характер как система наиболее устойчивых черт личности.

Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчи­вое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т.е. формирует «набор самооце­нок», от которого зависит: скромны мы или высокомер­ны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчи­вы или кичливы.

У большинства людей проявляется тенденция оцени­вать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высо­кой самооценке, т.е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение – один из истоков психологической устой­чивости, хорошего настроения. Допустим, человек совер­шил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно», т.е. срабатывает психологическая защита и человек успо­каивается.

У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже край­ней (самый добрый, самый стеснительный, самый чест­ный). Люди с истерическими проявлениями высказывают такие суждения: «Я гораздо умнее, красивее, добрее боль­шинства людей, но я самый несчастный и самый больной».

Человек, считающий себя на­много умнее других и тем более намеренно это подчерки­вающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно – ведь мысль «видите, какой я умный», подразумевает пренебрежительное отношение к окружаю­щим. А кому приятно, чтобы его кто-то считал глупым. Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим – неиссякаемый источник негативизма окружающих. Нередко приходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво-завистливо относятся к успехам со­служивцев. «Самый худший и злобный вид зависти: за­висть к умственному превосходству», – утверждал Д. Филдинг. Когда чьи-то способности и успехи не сопровождаются скромностью, они провоцируют зависть и негативное отно­шение окружающих. Завышенная самооценка способству­ет и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как правило, – это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих. Но что значит для человека «несправедливое»? А то, что чье-то мнение о нем ниже его собственного мнения о себе. Отсю­да ясно, завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу). Человек с не­адекватно высокой самооценкой потенциально конфлик­тен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, кото­рые накапливаются и, наконец, прорываются резким об­винением в чей-либо адрес.

С какими же трудностями в общении сталкивается человек с заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчаст­ном, больном создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, прояв­ляется робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.

Как обычно человек реагирует на попытки окружаю­щих снизить его самооценку упреками, критикой? Понят­но, что удовольствия при этом он не испытывает, но эмоции его зависят от того, кто критикует, за что критикует, с какой целью и главное, насколько высказанная оценка случившегося расходится с собственной. Редко обижаются на критику со стороны людей, мнением которых очень дорожат (их замечания не для того, чтобы унизить, а чтобы помочь). Подчас не принимают во внимание упреки со стороны случайных посторонних людей. Но у каждого есть какие-то особенно уязвимые стороны, критика кото­рых вызывает резкие негативные эмоции. Для женщин почти всегда обидна негативная оценка их внешности, хозяйственности, опрятности, для мужчин – профессио­нальных качеств и традиционно мужских достоинств (силы, смелости, выдержки). Есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб взаимоотношениям, что все последу­ющие «компенсирующие» действия не могут их испра­вить. Например, в пылу семейной ссоры человек заявил жене: «Я разлюбил тебя. Ты мне неприятна». И хотя это не так, что подтверждают дальнейшие поступки, подо­бные необдуманные слова уносят с собой тепло супружес­ких отношений. Следует учесть, что нельзя по конкретно­му поводу давать общую отрицательную оценку личности и в то же время нельзя изводить человека постоянными мелочными упреками. "Иначе такая критика вызывает обиду, неприязнь, озлобление, желание оправдать себя и обвинить, напасть на надоевшего критика.

Многие чувствуют себя неуютно, сталкиваясь с челове­ком, источающим непрерывные восторги в их честь. Дело в том, что в ситуации, когда один человек, хвалит другого, они находятся в неравных отношениях: первый осознает свою цель и истинные чувства и четко понимает, что у него за этим кроется, – лесть, комплимент или заслужен­ная похвала. Тот же, кто слушает, оказывается в более трудном положении, поскольку не всегда может уловить цель собеседника. Поэтому неудивительна настороженность и негативизм, с которым встречают хвалебный поток, особенно со стороны неспециалиста или малознакомого человека. Лесть – это явно преувеличенная похвала, про­износимая с целью завоевать чье-либо расположение. Если она усваивается тем, кому адресуется, то наносит ему вред – делает его надменным, самодовольным и самоус­покоенным, а в последующем закономерно рождает непри­язнь и насмешки окружающих.

Комплимент в отличие от лести не преследует выгоду и является следствием искреннего сиюминутного восторга или привычной вежливости. Своевременно сказанный компли­мент, хоть и ненадолго, но повышает настроение человека.

Заслуженная похвала поддерживает и адекватно повы­шает уровень притязаний человека и тем самым побужда­ет его браться за более трудные задачи – вот в чем польза похвалы. Она произносится и реже, и убежденнее, без патетических восторгов, а если к тому же исходит от чело­века, чьим мнением дорожат, то доставляет удовольствие.

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве – отношение родителей, положение среди сверстников, от­ношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружаю­щих людей, человек формирует самооценку себя, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать дру­гих, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14–15 годам подросток овладевает умением самоанализа, самонаблюде­ния и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя («Если я не спа­совал в трудной ситуации, значит я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит я способный» и т. п.). Сложившаяся у человека самооценка может быть адекват­ной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение кото­рых представляется человеку привлекательным и возможным. Уровень притязаний – тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязания оказывает влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятель­ности. Уровень притязания может быть адекватным (чело­век выбирает цели, которые реально может достичь, кото­рые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адек­ватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Заниженный уровень притязаний, когда человек выби­рает слишком простые, легкие цели (хотя он мог бы до­стичь значительно более высоких целей) возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оцени­вает свои способности, возможности, чувствует себя «не­полноценным»), но также возможен и при высокой само­оценке (когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы не «перетруждаться», «не высовываться», проявляя своеобразную «социальную хит­рость»). Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, к разо­чарованию, фрустрациям. В юности часто выдвигаются завышенные, нереалистические притязания, переоценива­ют свои способности, в результате эта беспочвенная само­уверенность часто раздражает окружающих, вызывает конфликты, неудачи, разочарования. Только путем много­численных проб и ошибок человек постигает меру своих реальных возможностей. Но, как ни неприятна бывает юношеская самоуверенность, психологически гораздо опас­нее пониженное самоуважение, заниженный уровень соци­альных притязаний человека, побуждающий его уклонять­ся от всякой деятельности, отказываться от достижения поставленных целей, избегать людей (т. к. не верит в себя, боится критики, насмешки) либо быть послушным орудием в руках других людей.


Заключение

Темперамент – это врожденные особенности чело­века, которые обусловливают динамические характеристи­ки интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Выделяют 4 основных типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхо­лик. Каждый из типов темперамента имеет свои положительные стороны.

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, прояв­ляющихся в поведении человека, в определенном отноше­нии: к себе, к другим людям, к порученному делу, в характере отражаются волевые качества.


Литература

1. Бородина А.В. Психология характера. М.: МГУ, 1997.

2. Основы психологии и педагогики высшей школы. М.: МГУ, 1986.

3. Психология и педагогика. Под ред. Радугина. М. МГУ, 1996.

4. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 2003.

5. Чеховских М.И. Основы психологии. Учебное пособие. Мн.: ООО «Новое знание», 2002.

ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР, ЛИЧНОСТЬ

ВВЕДЕНИЕ 2

Задачами данного исследования являются: 31.изучение теоретического материала по теме личность, темперамент и характер; 3

1. СВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА С ХАРАКТЕРОМ 4

1.1. Общее понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента. 41. 2. Психологическая характеристика темпераментов. 8ХОЛЕРИК 101.3.Физиологические основы характера, типическое и индивидуальное в характере. 131.4. Черты характера и его психологические особенности. 16

2. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СВОЙСТВ 19

2.1. Личность в психологии. 192.2. Основной принцип классификации личностей. Соотношение понятий «темперамент», «характер», «личность». 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

ВВЕДЕНИЕ

Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, проявляющиеся при общественной деятельности человека. Одним из психических свойств личности является темперамент человека. Темперамент – совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности 1 . Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства 2 . Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле - тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств управляется ими. Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял американский коллега У. Шелдон, а в наши дни – Э. Фромм, К.Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых. Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Основные из них следующие: 1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый. 2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию характеров. 3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы. Все эти факторы и обусловили актуальность и значимость нашего исследования. Целью работы является изучить взаимосвязь личности, характера и темперамента.

Задачами данного исследования являются:

  1. изучение теоретического материала по теме личность, темперамент и характер;

    изучение работ известных психологов, касательно данной проблемы, таких как: Карла Густава Юнга, Ковалева А. Г., Симонова П. В., Ершова П. М., Рогова Е. И., Кречмера Э., Ружицкого А., Викторова П., Вирениуса В., Рубинштейна С.Л., Городецкого С., Выготского Л.С., Ананьева Б.Г., Э.Фромма, З.Фрейда и др.
Объект: взаимосвязьличности, темперамента и характера как органически связанных и взаимодействующих друг с другом в целостности своей. Предмет: связь характера, темперамента и личности.

1. СВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА С ХАРАКТЕРОМ

1.1. Общее понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента.

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент 3 . 1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. Отметим две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов. 2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости). 3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента. Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов 4 . Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности. Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента. Согласно учению И.П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения 5: 1) сила процессов возбуждения и торможения, 2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения, 3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения. Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки. Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию. Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения. Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа 6 . Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности. Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей. Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей. Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы. Тип высшей, нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека. Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев 7 .

1. 2. Психологическая характеристика темпераментов.

Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи Гиппократ, а затем Гален, сделали попытку объяснить индивидуальные особенности поведения людей. Гиппократ (V в. до н.э.) считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Преобладание одной из них и определяет темперамент человека. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Гиппократ правильно описал типы, но не смог научно объяснить их. Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял И.П. Павлов. Он предположил, что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности человека. Этими особенностями являются 8: во-первых, сила нервной системы, под которой понимают и работоспособность нервной клетки, и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки, т.е. вырабатывать условные связи; во-вторых, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, их определенный баланс между собой; в-третьих, подвижность - способность нервных процессов быстро сменять друг друга. Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств. И.П. Павлов пришел к выводу, что в основе: каждого из четырех видов темпераментов лежит то или иное соотношение данных особенностей, которое было названо типом высшей нервной деятельности 9 . Приведенная таблица 1 выражает принятую классификацию темпераментов с типами высшей нервной деятельности.

Таблица 1.

Классификация темпераментов с типами высшей нервной деятельности

особенности внешнего поведения

особенности нервных

процессов

тип ВНД

вид темперамента

по подвижности

по уравновешенности

чрезмерно активен

подвижные

неуравновешенные

безудержный

ХОЛЕРИК

подвижные

уравновешенные

САНГВИНИК

малоподвижные

уравновешенные

инертный

ФЛЕГМАТИК

скованность

подвижные

неуравновешенные

МЕЛАНХОЛИК

Темперамент - психическое свойство, особенности которого зависят от условий жизни и деятельности конкретного человека. Поэтому, характеристика не исчерпывается простым указанием на тип ВНД свойственного для данного темперамента. Рассмотрим 4 типа темперамента на рис.1.

Рис. 1. Виды темперамента

Сангвинический темперамент. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. Флегматический темперамент. Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе. Холерический темперамент. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Меланхолический темперамент. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко 10 .

1.3.Физиологические основы характера, типическое и индивидуальное в характере.

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках 11 . Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления 12 . С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера 13 . Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться она будет по-разному и проявляться будет по-разному в зависимости от типа. Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы) 14 . Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.
  1. Темперамент это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения

    Реферат

    Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности

  2. План общие сведения о темпераменте. 1 Определение понятия "темперамент"

    Документ

    ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.

  3. И восприятие, внимание, память, воображение, мышление), психология личности (личность, темперамент, характер, способности, чувства и эмоции, воля) и педагогика

    Реферат

    В учебном пособии освещено три блока проблем: психология познавательных процессов (ощущение и восприятие, внимание, память, воображение, мышление), психология личности (личность, темперамент, характер, способности, чувства и эмоции, воля) и педагогика.

  4. Основная образовательная программа подготовки аспиранта по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии

    Основная образовательная программа

    Специальные дисциплины, отрасли наук и научной специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии, в том числе дисциплины по выбору аспиранта

  5. 12. Понятия человек, индивид, личность, субъект, индивидуальность

    Документ

    Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и других. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.


Top