Психология трудной жизненной ситуации

социальный риск, связанный с кризисом нравственных ценностей (молодежь, прежде всего);

социальный риск, вызванный политическими конфликтами, военными и террористическими действиями (беженцы и вынужденные переселенцы, участники военных действий);

социальный риск, обусловленный техногенными катастрофами («дети Чернобыля» и т. п.).

К третьей категории относятся ситуации имущественных и человеческих потерь (вдовство, сиротство, миграции и т.д.), связанные с природными катаклизмами или естественной физической гибелью человека в силу возраста, болезни.

Тот факт, что одни и те же категории населения попадают в различные группы риска, говорит о подавляющей полифакторности социального риска. Данная классификация не претендует на полноту охвата рассматриваемого вопроса и нуждается в дальнейшей разработке. Таким образом, содержание понятия «группа риска» неравнозначно таким определениям социального состояния человека, как малозащищенный, неблагополучный, девиантный, и требует четкого обозначения факторов риска, понимания возможных последствий воздействия этих факторов, т.е. сути самого риска, в чем он, собственно, заключается.

Личности в период жизненных кризисов свойственно искажение центрального образования самосознания - субъективного образа мира, т. е. представлений и отношений к себе и окружающему миру в целом. В качестве глубинной психологической защиты «включается» отчуждение, и нарушается адаптация человека.

Наиболее распространены такие деформации образа мира и нарушения адаптации, как комплекс жертвы, выражающийся сочетанием психических реакций (апатии, отказа от ответственности за себя и других, беспомощности, безнадежности, снижения психологической самооценки и т.п.), комплекс отверженности, характеризующийся разобщенностью, холодностью и жизненным девизом «Никому не верь, ни на что не надейся, никого ни о чем не проси».

И в том и в другом случае люди полны катастрофических ожиданий и предчувствий, опасаются негативного влияния любых событий на свою жизнь. Это состояние сочетается с внешним локусом контроля - экстернальностью, т.е. склонностью объяснять основную часть жизненных неудач внешними обстоятельствами. Подобное эмоциональное самочувствие оказывает негативное влияние на душевное благополучие человека, на его отношения с окружающими и усиливает социально-психологические и личностные конфликты, психологическую напряженность.

Находящийся в кризисе человек не видит выхода из сложившейся проблемной ситуации. С одной стороны, ощущение безысходности влечет за собой тяжелые переживания, с другой - человек максимально открыт новому опыту в этот момент. Кризис может быть результатом длительно развивающегося процесса или внезапного действия одного либо нескольких

факторов. Он может возникнуть в ответ, как на катастрофу, так и на незначительное событие (по типу «последней капли»), может привести к положительным личностным переменам и стать важным жизненным опытом.

Базовая ситуация нарушения адаптации к жизни - изменения, которые прямо или косвенно нарушают относительно устойчивое динамическое равновесие внешних и внутренних условий бытия личности, создавая тем самым потенциальную или актуальную угрозу существованию и удовлетворению ее основных жизненных потребностей. Перед личностью возникает проблема, от которой нельзя уйти и вместе с тем невозможно разрешить при помощи выработанных ранее способов адаптации.

Непродуктивная (защитная) адаптация к жизни - фиксированное, негибкое построение человеком отношений с собой, своими близкими и с внешним миром на основе действия механизма отчуждения; попытки разрешить трудную жизненную ситуацию неадекватными способами.

Позитивная адаптация к жизни - процесс сознательного построения, упорядочения или достижения человеком относительно равновесных отношений между собой, другими людьми и миром в целом. Потерю мира и себя невозможно восполнить, применяя привычные средства социальной помощи: материальную поддержку, профессиональную переподготовку и трудоустройство или призыв взять себя в руки.

1.3. Трудная жизненная ситуация: научные подходы к пониманию и виды

1.3.1. Понятие трудной жизненной ситуации

Постижение трудной жизненной ситуации вне опыта чувственных переживаний невозможно. Как правило, не ситуация жизнедеятельности человека становится предметом научного анализа, а эмоции и чувства, которые испытывает человек по поводу происходящих событии.

Ситуация, понимаемая как внешние условия протекания жизнедеятельности человека, обозначается понятиями «социальный случай», «случай», «социальный эпизод». Ситуация рассматривается как совокупность элементов среды либо как фрагмент среды на определенном этапе жизнедеятельности индивида (А.Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова). Такого определения придерживаются Д. Магнуссон, А. Фарнхейм, М. Аргайл, Л. Фергюссон, В. Мишель, Г. В. Балл и другие. Структура ситуации включает в себя действующих лиц, их деятельность, ее временные и пространственные аспекты. Ситуации различают по экологическим, географическим, архитектурным, психосоциальным и другим переменным среды и их атрибутам.

Существует и иная позиция. Ситуация определяется как система субъективных и объективных элементов, объединяющихся в деятельности субъекта. Объективные элементы охарактеризованы при описании предыдущего подхода к определению ситуации. К субъективным элементам относят межличностные отношения, социально-психологический климат,

групповые нормы, ценности, стереотипы сознания. Отмечено несколько характерных различий в понимании ситуации и среды (Л. Николов). Вопервых, понятие ситуации не совпадает с понятием видов среды, являющейся сложным образованием, - с географической, социальной, макро- и микросредой и т. п. Во-вторых, среда внесубъектна, а ситуация всегда субъективна (это всегда чья-то ситуация). Кроме того, среда характеризуется устойчивостью и длительностью, стабильностью, а ситуация всегда кратковременна.

Под объективной ситуацией понимается актуальное физическое и социальное окружение, а под субъективной - любой компонент субъективной ситуации, воспринимаемой человеком и поэтому получающей то или иное значение (К. Стеббинс). В концепции отношений личности предложено понятие значимой ситуации и отмечена уязвимость личности к определенным факторам среды (В. Н. Мясищев). Ситуация также описывается как когнитивный конструкт личности, который отражает часть объективной реальности, существующей в пространстве и времени и характеризующейся тем или иным социальным контекстом (В.Н.Воронин, В.Н.Князева). По поводу представленности ситуации в сознании индивида выделяются два момента: формирование и развитие конструкта ситуации; функционирование конструкта, отражающего ситуацию в качестве элемента целостной системы, представляющей картину мира. В связи с этим описываются уровни психологической репрезентации ситуации в зависимости от степени полноты представленности в целостной картине мира. Отмечается, что ситуация задает контекст восприятия человека, внося упорядоченность в общую картину социального мира.

Выделяются несколько подходов к анализу ситуаций. Прежде всего, следует различать структурный и содержательный аспекты анализа ситуаций. Например, структурный аспект ситуации выделяется (А. Первин), когда ее определяют как некий гештальт, характеризующийся сочетанием четырех компонентов - действующими лицами, их деятельностью, временем и местом ее осуществления. Или же акцент делается на содержательном аспекте анализа, на когнитивной репрезентации социальных интеракций (Дж. Форгас). Другая классификация подходов к анализу ситуаций (Д. Магнуссон) включает

в себя следующие аспекты:

1) анализ особенностей восприятия ситуаций; 2)анализ мотивационной стороны; 3)анализ реакций на ситуацию.

Таким образом, когда используются понятия «субъективная ситуация»,

«интерпретация ситуации», «субъективность ситуации», а также в какой-то мере «ситуации как когнитивные конструкты», «установки», «значимая ситуация», «личностный смысл», подразумевается именно перцептивный аспект ситуаций, если последние понимать как элементы среды. Так устраняется кажущееся противоречие между двумя основными подходами к определению понятия «ситуация».

Социальные факторы действуют в течение всей жизни человека, однако конкретные социальные воздействия часто ограничены во времени и оказывают влияние на личность относительно недолго. Следовательно, социальными факторами, играющими в неблагополучии определенную роль, выступают события. Они могут вызывать критические ситуации, которые относятся к различным онтологическим полям (Ф. Е. Василюк). Проблема соотношения личности и ситуации важна для понимания феномена стресса. От физиологического понимания стресса, представленного Г. Селье как неспецифическая реакция организма на любое воздействие извне, сейчас переходят к признанию специфичности реакции в том смысле, что она возникает в ответ на значимый раздражитель. События среды влияют на личность, личность избирает способ реагирования, которым является стресс. Главным становится вопрос, будет ли событие рассматриваться как стрессовое.

Р. Лазарус ввел понятие «психологический стресс», признав, что человек сам создает для себя трудности и стрессовые факторы. К. Паркес представил теоретическую модель, в которой подчеркнуто значение личностных и средовых переменных в стрессе и адаптационном процессе. Под средовыми факторами в модели понимаются относительно стабильные психосоциальные характеристики обстановки на работе (социальная поддержка и требования, предъявляемые к работе). Под ситуационными переменными - тип стрессового эпизода и значение, ему придаваемое, т. е. изменения среды и их восприятие. Факторы, влияющие на экстремальность стрессоров, могут быть как субъективные, так и объективные. (Проблемами психологического стресса занимаются Р. Розенфельд, М. Горовиц, Л.А. Китаев-Смык и другие исследователи). Таким образом, трудная жизненная ситуация - это положение, объективно нарушающее жизнедеятельность человека, которое он не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем, нуждается в специальной поддержке и помощи специалистов. В науке выделяюткритические инапряженные виды трудных жизненных ситуаций.

1.3.2. Критическая ситуация: понятие, характеристики, типы

Критическая ситуация - это крайне сложная, трудная и опасная ситуация, ставящая перед личностью дилемму: поражение, психологическая капитуляция или победа. Поведение человека в такой ситуации выявляет не только индивидуальные, но и социально-психологические качества, мировоззрение, нравственные убеждения и взгляды, адаптационные возможности субъекта.

Существуют ситуации, например утрата близкого человека, которые не могут быть разрешены ни самыми оснащенными предметно-практическими действиями, ни самым совершенным отражением. Предметно-практическое действие бессильно, потому что никакое внешнее преобразование не способно исправить ситуацию: она необратима (Ф. Е. Василюк). Такие ситуации называют критическими. Итак, критические ситуации - это ситуации, когда

невозможно реализовать свои стремления, мотивы, цели и ценности - все то, что может быть вызвано внутренними необходимостями.

Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной практической психологии описывают критические жизненные ситуации: «стресс», «фрустрация», «конфликт», «кризис». Тип критической ситуации определяется характером состояния «невозможности», в котором оказалась жизнедеятельность субъекта. «Невозможность» же эта определяется тем, какая жизненная необходимость парализована в результате неспособности субъекта справиться с внешними и внутренними условиями жизнедеятельности. Таким образом, внешние и внутренние условия, тип активности и специфическая жизненная необходимость - главные пункты, по которым мы будем характеризировать основные типы критических ситуаций и отличать их друг от друга.

К первому типу критической ситуации относится стресс(англ. stress -

напряжение) - неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации. По замечанию Р. Люфта, «многие считают стрессом все то, что происходит с человеком, если он не лежит в кровати», а Г. Селье полагал, что «даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс», и приравнивал отсутствие стресса к смерти. Р

Лазарус ввел определение психологического стресса как реакции, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами. Дж. Эверилл вслед за С. Селлом сущностью стрессовой ситуации считал утрату контроля, т.е. отсутствие адекватной реакции индивида на ситуацию. П. Фресс предложил называть стрессом особый вид эмоциогенных ситуаций, а именно «употреблять этот термин применительно к ситуациям повторяющимся, или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации».

Ю. С. Савенко определил психический стресс как «состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации». Этот список можно было бы продолжить, но главная тенденция состоит в отрицании неспецифичности ситуаций, порождающих стресс. Новая жизненная ситуация - всегда источник стресса, но не каждая становится критической. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее, нарушающее адаптацию, контроль, препятствуя самоактуализации.

Второй тип критической ситуации - фрустрация (лат. frustratio -

обман, расстройство, тщетное ожидание) - определяется как состояние, вызванное противоречием между сильной мотивацией удовлетворить потребность, с одной стороны, и преградой, невозможностью достичь ее - с другой. Фрустрирующие ситуации классифицируются по характеру фрустрируемых мотивов и барьеров. К классификации первого рода относится, например, проводимое А. Маслоу различение базовых, «врожденных» психологических потребностей (в безопасности, уважении и любви) - фрустрация, которая носит патогенный характер, и «приобретенных потребностей» - фрустрация, которая не вызывает психических нарушений.

Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, делятся на физические (тюрьма); биологические (болезнь, старение); психологические (страх, отчуждение, пренебрежение, интеллектуальная недостаточность); социокультурные (нормы, правила, запреты). Т. Дембо разделяет барьеры на внутренние и внешние. Внутренние - это те, которые препятствуют достижению цели, внешние - те, что не позволяют испытуемым выйти из ситуации.

Сочетание сильной мотивированности к достижению определенной цели и препятствий на пути к ней, несомненно, необходимое условие фрустрации, однако, преодолевая порой значительные трудности, человек не впадает при этом в состояние фрустрации. Значит, должен быть поставлен вопрос о достаточных условиях фрустрации или вопрос о переходе ситуации затрудненности деятельности в ситуацию фрустрации. Попробуем найти ответ на этот вопрос в характеристиках состояния фрустрированности.

Человек, будучи фрустрирован, испытывает беспокойство и напряжение, безразличие, апатию, чувство вины, тревогу, ярость и враждебность, зависть и ревность и т.д. Сами по себе эти эмоции не проясняют нашего вопроса, а кроме них у нас остается единственный источник информации - поведенческие «следствия» фрустрации, или фрустрационное поведение. Выделяют следующие виды фрустрационного поведения:

Двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядоченные реакции; апатию (в исследовании Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина ребенок в

фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок); агрессию и деструкцию;

стереотипию - тенденцию к слепому повторению фиксированного поведения;

регрессию, которая понимается либо как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида, либо как примитивизация поведения или падения качества исполнения.

Н. Майер определил фрустрацию как поведение без цели (монография «Фрустрация - поведение без цели»). Однако базовое утверждение его теории состоит не в том, что «фрустрированный человек не имеет цели», а в том, что «поведение фрустрированного человека не имеет цели, т.е. он утрачивает целевую ориентацию». К. Гольдштейн утверждает, что поведение этого рода не подчинено не только фрустрированной, но вообще никакой цели, оно дезорганизовано и беспорядочно. Он называет это поведение катастрофическим. Таким образом, основной признак фрустрационного поведения - утрата ориентации на исходную, фрустрированную, цель, при этом фрустрационное поведение необязательно лишено целенаправленности, внутри себя оно может содержать некоторую цель. Важно то, что достижение этой цели лишено смысла относительно исходной цели или мотива данной ситуации.

К третьему типу критической ситуации относится конфликт(лат. konflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, смыслов, мотивов. Два основных вопроса теории конфликта - что

именно сталкивается и каков характер этого столкновения. Решение первого вопроса тесно связано с общей методологической ориентацией исследователя. Приверженцы психодинамических концептуальных схем определяют конфликт как одновременную актуализацию двух (или более) мотивов (побуждений). Бихевиористы утверждают, что о конфликте можно говорить только в том случае, когда существуют альтернативные возможности реагирования. Наконец, с точки зрения когнитивной психологии в конфликте сталкиваются идеи, желания, ценности - словом, феномены сознания.

В вопросе о характере отношений конфликтующих сторон К. Хорни высказала интересную идею, что только невротический конфликт (тот, в котором, по ее определению, несовместимы конфликтующие стороны и которому присущ навязчивый и бессознательный характер побуждений) может рассматриваться как результат столкновения противоположно направленных сил. Что касается содержания отношений между конфликтующими тенденциями, то здесь следует различать два основных вида конфликта: в одном случае тенденции внутренне противоположны (т.е. противоречат друг другу по содержанию), в другом - несовместимы, но не принципиально, а лишь по условиям места и времени.

В качестве необходимых условий конфликта К. Хорни называет осознание своих чувств и наличие внутренней системы ценностей, Д. Миллер

и Г. Свенсон - «неспособность чувствовать себя виноватым за те или иные

импульсы». Все это доказывает, что конфликт возможен только при наличии у индивида сложного внутреннего м ира и актуализации этой сложности. Здесь проходит теоретическая граница между ситуациями фрустрации и конфликта.

Ситуация фрустрации может создаваться не только из-за материальных преград, но и идеальных, например запрета на ведение какой-либо деятельности. Эти преграды, и запрет в частности, когда они выступают для субъекта как нечто самоочевидное и, так сказать, не обсуждаемое, становятся, по существу, психологическими внешними барьерами и порождают ситуацию фрустрации, а не конфликта, несмотря на то, что при этом сталкиваются две, казалось бы, внутренние силы. Запрет может перестать быть; самоочевидным, стать внутренне проблематичным, и тогда ситуация фрустрации преобразуется в конфликтную. Сознание призвано соизмерять мотивы, выбирать между ними, находить компромиссные решения, - словом, преодолевать сложности. В этом случае критическая ситуация такова, что субъективно невозможно ни выйти из ситуации конфликта, ни разрешить ее, найдя компромисс между противоречащими побуждениями или пожертвовав одним из них.

Четвертый тип критической ситуации - кризис(греч. crisis -

решение, поворотный пункт) - характеризует состояние индивида, порождаемое проблемой, от решения которой он не может уйти и не может разрешить ее привычным способом в короткий период времени. Среди эмпирических событий, которые могут привести к кризису, выделяют такие, как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба, резкие изменения социального статуса и т.д.

Теория кризиса появилась сравнительно недавно в результате, исследований Э. Линдемана, описанных в статье «Клиника острого горя»: «Исторически на теорию кризисов повлияли в основном четыре интеллектуальных движения: теория эволюции и ее приложения к проблемам общей и индивидуальной адаптации; теория достижения и роста человеческой мотивации; подход к человеческому развитию с точки зрения жизненных циклов; интерес» совладанию (копинт) с экстремальными стрессорами».

Теория кризисов возникла на основе также идей психоанализа (в первую очередь таких его понятий, как «психическое равновесие» и «психологическая защита»), некоторых идей К. Роджерса и теории ролей. Отличительные черты теории кризисов согласно Дж. Якобсону следующие:

теория кризисов относится главным образом к индивиду, хотя некоторые ее понятия используются применительно к семье, малым и большим группам; «теория кризисов рассматривает человека в его собственной экологической перспективе, в его естественном человеческом окружении»;

в теории кризисов выделяются не только возможные патологические следствия кризисов, но и перспективы роста и развития личности.

Жизненные события теоретически квалифицируются как ведущие к кризисам, если они «создают потенциальную или активную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей» и при этом ставят перед индивидом проблему, «от которой он не может уйти и которую он не может разрешить в короткое время и «привычным способом».

Д. Каплан выделяет четыре последовательные стадии кризиса:

стадия первичного роста напряжения (стимулирует привычные способы решения проблем);

стадия дальнейшего роста напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными;

стадия еще большего увеличения напряжения (требует мобилизации внешних и внутренних источников);

стадия повышения тревоги и депрессии, для которой характерны чувства беспомощности и безнадежности, дезорганизация личности.

Собственно говоря, кризис - это кризис жизни, критический момент и поворотный пункт жизненного пути. Внутренней необходимостью жизни личности становится реализация своего пути, своего жизненного замысла. Психологическим «органом», проводящим замысел сквозь неизбежные трудности и сложности мира, выступает воля. Воля - это орудие преодоления «умноженных» друг на друга сил трудности и сложности. Когда перед лицом событий, в которых проявляются важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной, возникает специфическая для этой плоскости жизнедеятельности критическая ситуация - кризис.

В психологии развития выделяют два вида кризисов: биологические и «биографические». Биологические кризисы связаны с этапами календарного и психического развития человека, к ним относятся хорошо известные всем кризис новорожденного, кризис трех лет, подростковый, кризис середины

жизни и т.п. «Биографическими» кризисами служат кризисы нереализованности, бесперспективности и опустошенности (Р.А. Ахмеров).

Влияние напряженной ситуации на поведение человека зависит не только от характера задачи, конкретной обстановки, но и от индивидуальных особенностей, мотивов поведения, опыта, знаний, навыков, умений, свойств нервной системы, эмоционально-волевой устойчивости. Напряженная ситуация понимается как усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности, группы или коллектива особую значимость. Другими словами, сложные, объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, опасные и т.д. Любая ситуация предполагает включенность нее субъекта. Напряженная ситуация, как и всякая ситуация, воплощает в себе единство субъективного и объективного.

Объективное - это усложненные условия и процесс деятельности; субъективное - состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах. Особенности напряженных ситуаций определяются соотношением и связью объективного и субъективного. Напряженная ситуация сложна, трудна и экстремальна: критическая, стрессовая, трудная, рискованная. В жизни часто возникают такие ситуации, они требуют от человека мышления, распределения внимания. Напряженная ситуация - психогенный раздражитель. Отсюда сила и продолжительность ее воздействия детерминированы психическим состоянием человека, его индивидуальными особенностями, подготовленностью. Иначе говоря, напряженная ситуация по содержанию может быть одной и той же, а формы ее отражения в психике личности разнообразные. Любая напряженная ситуация характеризуется некоторыми чертами: внезапностью, неожиданностью, ломкой установок, напряженным психическим состоянием.

Поведение в напряженной обстановке определяется сочетанием двух психологических уровней регуляции, это дает основание представить напряженную ситуацию как сложный комплексный раздражитель. Реакции первого уровня - приспособительные, активизирующие и ориентировочные рефлексы, автоматические типа навыков; реакции второго уровня - активизирующие сложные интеллектуальные функции. Они формируют стратегию поведения и обеспечивают процесс распределения внимания между контролем за текущим состоянием управляемого объекта, выработкой нового, адекватного ситуации плана и способа деятельности.

Для оценки степени влияния напряженной ситуации используют такие показатели, как: физиологические сдвиги (вегетативные реакции); психические изменения (показатели психических процессов определяющие успешность деятельности); изменения функционального уровня деятельности (результат деятельности).

Противостоять напряженной ситуации возможно, если индивиду присущи:

Физиологическая устойчивость благодаря физическим и физиологическим качествам организма;

психическая устойчивость, обусловленная профессиональной подготовкой и общим уровнем качеств личности (специальные навыки действий в напряженной ситуации, наличие положительной мотивации, чувство долга);

психологическая активность (активно-деятельное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящее действие).

Итак, поведение и действия человека в напряженных ситуациях - сложный процесс, в котором переплетены различные его зависимости от информации, физиологических защитных и адаптивных реакций, подготовленности, психологической устойчивости и готовности, индивидуально-психологических особенностей личности.

Ученые выделяют следующие психологические формы реакций в напряженных ситуациях:

Резкое понижение организованности поведения, что может выражаться в утрате ранее выработанных навыков, не использовании прошлого опыта в так называемых импульсивных, преждевременных и несвоевременных действиях. Повышение общей чувствительности в напряженной ситуации нередко приводит к снижению надежности действий, появления торопливости и сумбурности в поведении; растерянности, замедленной реакции, нарушению логики рассуждения. Неполнота, двусмысленность, неопределенность информации могут не только ухудшить временные характеристики и точность деятельности, но и вызвать ошибочные действия и еще более усложнить ситуацию. Торможение действий и движений, как правило, характеризующееся замедленностью действий, вплоть до психического ступора (оцепенения).

Повышение эффективности деятельности выражается в целесообразной активности, четком восприятии и осмыслении появившихся осложнений, правильной их оценке, повышении самоконтроля, совершенствовании адекватных ситуации действий.

Рассмотрим некоторые характерные изменения в структуре деятельности, происходящие под воздействием напряженной ситуации.

1. Влияние напряженной ситуации на исполнительские функции. Необдуманное импульсивное выполнение одного действия вместо другого - одно из типичных проявлений влияния напряженной ситуации, вызывающего неточность ее восприятия и оценки, ошибочные действия. В наиболее тяжелых случаях возможен отказ от Действий в результате психического ступора. Исполнительные действия в сложной ситуации зависят от мотивации и волевых усилий. Выделены два типа трудностей различных действий: мешающие максимальному проявлению физических качеств и препятствующие эффективному проявлению интеллектуальных процессов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Понятие трудной жизненной ситуации

2. Стратегии поведения человека в трудных жизненных ситуациях

Список литер атуры

1. П онятие трудной жизненной ситуации

Для того, чтобы понять сущность поведения человека, необходимо выяснить содержание и структуру ситуаций, которые составляют жизнь и деятельность человека, опосредуют процессы его социализации, становления личности, формирования образа «Я» и т. д. «Поведение человека - взаимодействие личности и среды в определенный момент времени при определенных обстоятельствах». Ситуация может быть определена с позиции двух подходов: первый подход заключается в понимании ситуации как внешних условий протекания жизнедеятельности человека; второй подход рассматривает ситуацию как результат активного взаимодействия личности и среды. Ситуация, как объективная совокупность элементов среды, оказывает обуславливающее, стимулирующее и корректирующее воздействие на субъект, в свою очередь, подвергаясь активному воздействию субъекта.

Трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека.

Развивающийся человек, познавая и осваивая окружающий мир, но, еще не обладая достаточным опытом, непременно будет сталкиваться с чем-то новым, неизвестным, неожиданным для себя. Это потребует от него испытания собственных возможностей и способностей, что далеко не всегда может оказаться успешным и потому может послужить причиной для разочарований. Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт, что при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности.

Трудные жизненные ситуации, под влиянием которых складываются способы поведения и формируется отношение к затруднениям, имеют различный характер. Существуют различные подходы к анализу ситуаций: структурный и содержательный и два основных подхода к описанию ситуаций: описательный и классификационный. Для исследования, наряду с обычными ситуациями, представляют интерес трудные ситуации, являющиеся особым случаем психологических ситуаций. Концепция трудной ситуации разрабатывается в соответствии с представлениями К. Левина о психологической ситуации как актуальной системе взаимодействия личности и ее окружения.

Трудные ситуации возникают в случае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения или несоответствия между целями стремлениями и возможностями их реализации, или качествами личности. Подобные ситуации предъявляют повышенные требования к способностям и возможностям человека, к его моральному и материальному потенциалу, ограничивают его активность.

Существует несколько классификаций категории «трудные жизненные ситуации». Некоторые исследователи предлагают классифицировать их по степени участия человека:

1) трудные жизненные ситуации;

2) трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи;

3) трудные ситуации, связанные с социальным воздействием.

Ф. Е. Василюк, выделяет четыре основных типа в соответствии с особенностями ситуаций: стресс, фрустрацию, конфликт и кризис.

По типам трудностей классифицирует трудные жизненные ситуации К. Муздыбаев:

По интенсивности,

По величине потери или угрозы,

По длительности (хронические, краткосрочные),

По степени управляемости событий (контролируемые, неконтролируемые),

По уровню влияния.

К. Флейк-Хобсон рассматривает трудные жизненные ситуации, характерные для детей, и выделяет два типа ситуаций повышенного риска.

1. Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности:

враждебная, жестокая семья;

эмоционально отвергающая семья;

не обеспечивающая надзора и ухода семья;

негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся);

чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека);

появление нового члена семья (отчим, мачеха, брат, сестра);

противоречивое воспитание или смена типа;

чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).

2. Ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи:

помещение в чужую семью;

направление в детское учреждение;

госпитализация.

Такого рода ситуации, оказывая существенное влияние на весь ход психического развития, способны серьезно нарушить социальную адаптацию ребенка, глубоко деформировать его психику. Перечисленные ситуации охватывают наиболее существенные, значимые жизненные отношения ребенка, поэтому их наличие должно предопределять серьезные отрицательные последствия для развития личности.

Существуют и другого типа трудные ситуации, которые с большей вероятностью могут встретиться в жизни практически каждого человека, в том числе и ребенка. Это так называемые «ситуации стресса обыденной жизни» - повседневные, зачастую и повторяющиеся события, способные вызвать затруднения и отрицательные переживания (например, посещение зубного врача, ссора с товарищем, ответ на экзамене, увольнение и др.). Их влияние на развитие личности не менее велико. Это можно объяснить тем, что все подобные ситуации нужно преодолевать, каждый раз необходимо находить то или иное решение. Именно в таких обыденных ситуациях человек приобретает удачный или неудачный опыт преодоления препятствий, определяет собственное отношение к трудностям, пробует, «примеряет» разные способы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения.

Трудные жизненные ситуации являются составной частью процессов социализации, во-первых, потому что они в целом обыденны, во-вторых, они не всегда травмируют личность, в-третьих, благоприятствуют развитию, когда происходят изменения конструктивного характера, способствующие достижению новых форм сбалансированности отношений с внешней средой.

Таким образом, трудные жизненные ситуации возникают или в случае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения; или несоответствия между целями, стремлениями и возможностями их реализации и качествами личности. Подобные ситуации предъявляют повышенные требования к способностям и возможностям человека, к его личностному потенциалу и стимулируют его активность.

2. Стратегии поведения человека в трудных жизненных ситуациях

Особенность психологии людей и суть их личной жизни состоит в преодолении противоречии внешнего и внутреннего мира, в поисках разнообразных подходов и способов их разрешения. Одни люди, уклоняясь от разрешения внешних противоречий, оказываются во власти противоречий внутренних, противоречий своей совести, своего сознания. Другие, напротив, легко покончив с противоречиями своего внутреннего мира, активно берутся за разрешение внешних трудностей. Иными словами, в жизни людей оказываются преобладающими разного рода противоречия, которые достигают разной степени остроты, способствуют развитию или регрессу личности, открывают или закрывают путь для ее нормального психического развития и даже функционирования.

Личная жизнь строится людьми разного типа, представляет собой индивидуальное решение каждой внешней судьбы, индивидуальное определение своего места в обществе, особое отношение к его ценностям, особый способ их реализации или отрицания.

От стихийного способа жизни человек может прийти к такому, который он будет определять сам. Суть этого определения в выборе условий, направления жизни, выбора того образования, той профессии, которые максимально бы отвечали требованиям его личности, его желаниям в построении соответствующей стратегии жизни.

Стратегия жизни человека имеет три основных признака:

Первый - выбор основного для человека направления, способа жизни, определение ее главных целей, этапов их достижения и соподчинения этих этапов.

Второй - намерения человека и встречные требования жизни часто образуют противоречия между тем, чего хочет человек, и тем, что предлагает ему жизнь. Поэтому второй признак стратегии - это решение противоречий жизни, достижение своих жизненных целей и планов. Способы решения противоречий, желание их решать (или уход от них) есть особые жизненные качества личности, которые выражаются в процессе жизни. Жизненная задача человека не в том, чтобы выбрать, где применить свои силы, как проявить себя. Он должен решать возникающие противоречия, определять пути самореализации, создавая для этого условия, которых нет в наличии.

Третий - состоит в творчестве, в созидании ценности своей жизни, в соединении своих потребностей со своей жизнью в виде ее особых ценностей. Ценность жизни, состоящая в интересе, увлеченности, удовлетворенности и новом поиске, и есть продукт определенного способа жизни, индивидуальной стратегии жизни, когда они определяются самим человеком. Разрешение жизненных противоречий осуществляется человеком на уровне повседневных, бытовых проблем, ситуаций, контроль за "жизненным раскладом" необходим для поддержания нравственного здоровья не только человека, но и общества в целом”.

Понятие стратегии означает способность к самостоятельному построению своей жизни, к принципиальному, осмысленному ее регулированию в соответствии с кардинальным направлением.

Понятие «стратегия» определяется как в справочной, так и в научно-исследовательской литературе как способность строить жизнь в соответствии со своей индивидуальностью, типом личности, и как способ разрешения противоречий между внешними и внутренними условиями реальной жизни, в которой внешние условия отнюдь не всегда соответствуют и способствуют потребностям, способностям, интересам данного человека. Кроме того, стратегию можно определить и с точки зрения диалектики взаимодействия личности и общества- получения, потребления общественных благ индивидом и обратной отдачи им обществу своих сил, труда, способностей. Она имеет непосредственное отношение к активности личности, и к ее способности к организации времени жизни, и, наконец, к способности личности социально мыслить, то есть теоретически определять свое место в мире сложных человеческих взаимоотношений; находить адекватный реалистический образ самого себя.

На формирование жизненной стратегии в немалой степени влияет жизненная позиция человека, совокупность жизненных целей и задач. Если эти задачи предельно примитивны, жизненный кругозор человека узок, нет жизненных перспектив, необходимость в стратегии сама по себе отпадает. Если позиция противоречива, неустойчива, стратегию построить трудно. Прежде чем начать обдумывать стратегический план жизни, нужно разобраться в этих противоречиях, постараться определить их суть, начать разрешать. Потребность в определении, формировании и реализации своей жизненной стратегии тесно связано с потребностью, сделать свою жизнь более насыщенной внутренними событиями, более интенсивной, духовно более осознанной.

Избегание проблемных ситуаций в жизни, нежелание "усложнять" себе жизнь чем-то выходящим за рамки повседневного распорядка равносильны отказу от стратегии и организации своей жизни. Если жизненная позиция служит своеобразной платформой для жизненной стратегии, из которой она возникает и формируется, то стратегия в свою очередь создает условия для дальнейшего совершенствования жизненной позиции, осознания своей роли и своего назначения в жизни и их реализации. Стратегия помогает увидеть возможности дальнейшего расширения жизненных перспектив, сохранить и выявить последовательность в реализации жизненной линии. В определении принципов решения жизненных задач и заключается суть стратегии, в которой проявляется и конструктивность и творческая активность личности. Умение принимать решения и должно отличать стратега в повседневной жизни; качество, перспективность, оперативность принятия решения отличают стратега от тактика.

Осмысливая задачи стратегического характера (как жизненно значимые), человек не стремится поскорее "отделаться", сбросить их с себя, а осуществляет их решение и с учетом предыдущего опыта и с перспективой на будущее. Сами эти задачи решаются не "одноразово", а последовательно и пролонгировано. Стратегический план не есть совокупность жизненных шагов, совершаемых по рецептам на все случаи жизни (женитьба, диссертация, ребенок), а он наполнен индивидуальным, личностным содержанием тем, как личность хочет выразить себя, от чего уберечь, в чем найти.

В процессе своей жизни личность выступает в качестве то субъекта общения, то субъекта деятельности, являясь при этом субъектом своей жизни, объединяющим в единое целое свою жизненную практику, мировоззрение, отношения. В качестве субъекта своей жизни личность получает возможность интегрировать свои способности в разных сферах (профессиональной и личной, духовной и обыденной), соотносить свои возможности с поставленными жизненными целями и задачами, распределять их во времени (и с точки зрения их своевременности, и с точки зрения правильности соизмерения своих жизненных сил). Основную жизненную стратегию личность осуществляет только в качестве субъекта своей жизни. Стратегия жизни - это ее интегральная характеристика. Это стратегия поиска, обоснования и реализации своей личности в жизни путем соотнесения жизненных требований с личной активностью, ее ценностями и способом самоутверждения.

Стратегия жизни в широком ее понимании - это принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию. Для каждой личности характерен свой, неповторимый способ жизни, способ ее структурирования, организация, с одной стороны, и оценивание, осмысление - с другой.

Если время - ведущий внешний фактор для выявления индивидуальных различий в способе жизни, то основным внутренним критерием личности в реализации ее жизненной программы становится активность. В самом общем понимании стратегия может быть либо активной, либо пассивной. Это активность или пассивность организации времени, деятельности, познания, общения и т. д. Активность, как ведущий параметр при построении жизненных стратегий, так как она пронизывает собой все сферы жизни человека, служит своеобразным "лакмусом " на все виды человеческой жизнедеятельности. Активность личности в осуществлении ее жизненной стратегии и проявляется как способность к оптимальному балансу между желаемым и необходимым, личным и социальным.

Такой баланс (оптимальный или не оптимальный для личности) устанавливается при помощи инициативы и ответственности в соотнесении меры желаемого и необходимого, меры требуемого и достигнутого и т. д. В различных стратегиях личности осуществляется индивидуальный способ реализации своей активности, при котором происходит распределение инициативы и ответственности (во времени, способе жизни и т. д.).

Как считает Б. С. Братусь, если в структуре активности преобладает ответственность, то такой тип личности всегда сам стремится создать себе необходимые условия, заранее предусмотреть, что нужно для достижения или подготовиться к преодолению трудностей, неудач. Тип личности с развитой инициативой находится в состоянии постоянного поиска, стремится к новому, а не удовлетворяется наличным готовым, заданным.

Часто инициатива, не связанная с ответственностью, не достигает нужного (для личности) результата. Инициативный тип личности удовлетворяется чаще всего не результатом, а самим процессом поиска, его новизной, широтой перспектив. Несомненно, что даже при бедности жизненных событий для инициативного человека жизнь интересна и разнообразна. Он сам постоянно создает противоречия, неожиданности, так как "без оглядки" предпринимает нечто новое, предлагает, изобретает. Эта позиция создает (субъективно) разнообразие жизни, ее проблемность, увлекательность. При этом стремление противоположного типа личности к упорядоченности, определенности и размеренности жизни он воспринимает как недостаток. Попытку ответственного типа сдержать его инициативу он отвергает. Инициативные люди бывают разными.

Способ жизненного выражения одних - самоотдача, саморастрата, и тем более интенсивная, чем более они инициативны. Такова их жизненная стратегия - они интенсивно вовлекают многих людей в круг своих творческих поисков, берут на себя ответственность не только за их научную, но за личную судьбу.

Инициативность других людей ограничивается благими и
добрыми намерениями. Порой их инициативы не претворяются в жизнь, а
ограничиваются лишь порывами, замыслами. Целостность или частичность
их активности зависят от характера их притязаний и степени связи с
ответственностью.

Об инициативности как жизненной стратегии можно говорить, если человек постоянно идет на поиск новых условий, на активное изменение всей жизни. Инициативность из качества личности становится жизненной стратегией, когда постоянно расширяется круг жизненных занятий, дел, общений. У инициативных людей всегда существует личностная перспектива, они не только постоянно обдумывают что-то новое, но и строят многоступенчатые планы. Но насколько реалистичны и обоснованы эти планы, зависит уже от степени ответственности, от уровня развития личности.

Способ самовыражения человека с развитой ответственность также во многом зависит от его притязаний, его направленности. У исполнительного типа низкая способность самовыражения, индивидуальность выражена неярко, он не уверен в своих силах. Такой человек больше рассчитывает на поддержку окружающих, на внешние опоры, ситуативен, подчинен внешнему контролю, условиям, приказам, советам. Вместе с тем он очень боится перемен, неожиданностей, стремится зафиксировать и удержать достигнутое. Он не имеет своего собственно жизненного пространства, а напоминает рисующего ребенка, рукой которого водит взрослый, его жизнь сводится к тактике.

Другой тип личности испытывает удовлетворение от выполненного долга, самовыражается через его выполнение. Стратегия жизни таких людей в самопожертвовании, в постепенной утрате своего "Я", в позиции униженной и зависимой от других, которая часто кончается жизненным крахом, так как эти другие перестают платить им взаимностью. Подобные личности определенным образом планируют свою жизнь во времени, жизнь определенным ритмом. Ежедневное, ритмичное выполнение раз и навсегда очерченного повседневного круга обязанностей приносит им по окончании дня чувство удовлетворения. Жизнь этих людей лишается далеких перспектив и горизонтов, они не любят мечтать, а в будущее заглядывают только постольку, поскольку нужно предусмотреть обязательные для семейных нужд дела. Они не ждут перемен, не ждут ничего для себя, но они всегда в ожидании и готовы выполнить чужие требования, даже капризы.

По мнению Б. С. Братуся, встречаются люди с иного рода жизненной активностью, которые могут иметь и друзей, и знакомых, но по существу оставаться одинокими. Их одиночество проистекает из чувства "один на один" с жизнью, при чем с этим исключается какая- либо ориентация на социальную поддержку, помощь, с одной стороны, и возможность кого - то "тащить" на себе всю жизнь - с другой. Они считают, что жизнь трудна настолько, что выжить можно только в одиночку, что ответственность за других увеличивает зависимость от жизни и тем самым связывает свободу самовыражения. Жизненные стратегии этих одиночек могут быть достаточно разнообразны, так как их ответственность реализуется в самых разных ролях.

У людей, сочетающих инициативу и ответственность, сбалансировано стремление к новизне с готовностью к риску, к неопределенности, связанной с риском и т. д. Они стремятся к постоянному расширению семантического и жизненного пространства, могут быстро и уверенно распределять его на необходимое и достаточное, реальное и желаемое и т. д.

Таким образом, способность человека выработать и осознать свою устойчивую жизненную позицию, отделить существенные отношения, из которых складывается эта позиция, от случайных общений, случайных бессмысленных встреч и отношений, осознать дело своей жизни и отделить его от мелких, преходящих формальных дел и есть жизненная стратегия. Наиболее полноценны, уже в смысле общественном, узкосоциальном, люди счастливые, удовлетворенные, живущие собственной жизнью.

Разные люди, в разной мере являются субъектами жизни, так как они в разной мере стремятся и могут реально организовать свою жизнь как целое, соединить ее отдельные планы, сферы, выделить главное направление. Поэтому, разрешая противоречия своей жизни, то есть, оказываясь в трудных жизненных ситуациях, занимают пассивную позицию, дистанцируясь от требующих разрешения проблем. Анализ способов преодоления личностью противоречий ее жизненного пути, разрешения трудностей является одним из показателей возможности (или невозможности) определения человека как субъекта своей жизни.

В трудной жизненной ситуации есть несколько способов или стратегий поведения личности. В них отражаются наши проблемы, прошлый опыт и установки на мир и других людей.

Сюзанна Томпсон опрашивала людей в возрасте старше 63 лет сразу после того, как сгорели их дома, и год спустя. Она подтвердила гипотезу о том, что нахождение положительного момента даже в трагическом событии позволяет его легче пережить. Отмечено пять путей интерпретации ситуации:

нахождение побочных положительных событий: "Зато смогли жить вместе с детьми";

сравнение с другими: "У нас хоть еще не все деньги за дом выплачены, а у соседей...";

представление худших ситуаций: "Могли и погибнуть";

забывание худшего "А вы о чем говорите? О пожаре? Я о нем забыла ";

преодоление ситуации: "Не пожар, а просто необходимость переехать";

Немецкий ученый Ганс Томэ предложил свою типологию "техник жизни". Учитывая, что типы поведения Г. Томэ располагает по шкале, мы представили данную шкалу в виде таблицы (см. Табл.1).

Таблица 1 - Типы поведения в трудной жизненной ситуации

Тип поведения в трудной жизненной ситуации

Обозначение шкалы

поведение, направленное на достижение успеха

активные действия

реализация запланированного ранее

размышление над ситуацией

поиск вариантов методом проб и ошибок

поощрение себя, укрепление веры в свои возможности

использование любого шанса

обращение за помощью

стремление полагаться на других

адаптация к социальной среде

укрепление социальных контактов

отсрочка или отказ от удовлетворения своих потребностей

коррекция своих ожиданий

сопротивление трудностям

упорное, настойчивое поведение

внутреннее ощущение отстраненности

примирение с ситуацией

придание позитивного смысла случившемуся

пассивное поведение

выражение надежды на лучшее

депрессивная реакция, боязливость

отождествление своей жизни с жизнью других

уклончивое поведение

обесценивание значимости других

жалобы на состояние здоровья

Чем ближе к началу шкалы (1), тем более выражена готовность к принятию возможных изменений в жизни.

Обследуя людей, которым в недалеком будущем предстоял выход на пенсию, Урсула Мер и Ганс Томэ обнаружили, что те, кто считал выход на пенсию концом активной и интересной жизни, использовали в своем поведении преимущественно "нижние" тактики. Считающие же близкую пенсию предлогом для начала нового этапа в жизни отличались повышенной готовностью к использованию новых возможностей и появившихся шансов.

Стиль совладания даже у одного человека может измениться в зависимости от сферы жизни, в которой он проявляется: в семейных отношениях, домашнем хозяйстве, работе или карьере, заботе о собственном здоровье. Фон Хаген сопоставил структуру стилей совладения у здоровых, адаптированных людей и пациентов, страдающих дерматологическими заболеваниями, псориазом и нейродермитами. Оказалось, что группа пациентов клиники значительно отличается от здоровых. Заболевшие часто прибегали на работе и в семье к агрессивному и критическому поведению в затруднительных ситуациях, чаще испытывали напряжение и конфликтовали. Они проявляли склонность в своей жизни к позиции "полагаться на других" и считали, что медицинская помощь гораздо важнее социальной поддержки.

Аленой и Александром Либиными также была разработана типология личностей, в зависимости от предпочитаемых стратегий поведения в сложных ситуациях:

агостеники - склонны к обвинению других, стремятся к соперничеству;

орстеники - приспосабливаются к ситуации;

тоностеники - бунтуют против обстоятельств, пытаются
изменить весь окружающий мир;

эмфостеники - считают: "Мне с собой ничего не нужно делать,
ситуация изменится сама собой";

констеники - признают: "Да, кризис существует", а что дальше
делать, не знают, сомневаются и не могут принять окончательное решение;

илостеники - преодолевают ситуацию за счет жесточайшей
внутренней борьбы;

инстеники - "Кризис существует, но я его перетерплю";

аргостеники - "Мне никто не нужен. Я сам по себе, и никакие
кризисы меня не касаются".

Авторы считают, что каждый тип реакции имеет свои стадии развития. Стадии проявляются в типичных мыслях, фразах и формах поведения. Ниже приведены выделенные стадии формирования оптимального стиля совладания:

И нфантильный тип реагирования, уход от кризиса. Кризиса не существует вообще. Все образуется само собой: обстоятельства изменятся или другие люди примут за меня решение. В результате происходит формирование девиантного стиля поведения, например, алкогольного, скрывающего отрицание собственной способности в преодолении. "Я ничтожество"- такая позиция инфантильных личностей ведет к деградации.

П одростковый тип реакции выражается через бунт, протест. Обвинение обстоятельств: "Со мной что-то не так, как должно быть". Обвинение других, людей, которые "недостаточно внимательны или враждебно настроены". Любое направленное к подросткам действие воспринимается агрессивно. Злой умысел приписывает даже попытке помочь. Они пытаются отыграться на других просто за то, что те вовлечены в туже ситуацию.

"Взрослый " тип реакции формируется по стадиям: Да, кризис существует, это естественно и закономерно. Кризис существует, но я не могу его преодолеть. Выбор стратегии - принятие или приспособление: "Кризис существует, но я его переживу, правда, за счет отказа от собственных потребностей "

Принятие кризиса и анализ того, что реально можно сделать, не изменяя своим убеждениям и интересам.

Самоактуализирующаяся стадия. Опыт совладания с предыдущими кризисами дает возможность адекватно реагировать на последующие. Принятие своих ошибок, нахождение в них положительного опыта и извлечение пользы для настоящего. Полное оправдание своих энергозатрат на решение проблемы за счет получения результатов, обеспечивающих будущий успех.

Последняя стадия формирования типа реагирования на кризисы означает, что человек так овладел ситуацией, что полностью управляет ею. Если в первом случае человек подчинен ситуации, которая полностью диктует условия, то на четвертой стадии ситуация полностью ему подвластна. Именно на этой стадии возникает ощущение, что если бы не было предыдущих ошибок, то не было бы и настоящих успехов.

Наша реакция на трудные жизненные ситуации во многом зависит от сформировавшегося в течение жизни стиля совладания. Несмотря на индивидуальное разнообразие, существует, по мнению ведущего специалиста в этой области Рихарда Лазаруса, два глобальных типа стилей: первый направлен на разрешение проблемы, он связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации обращением за помощью к другим поиском дополнительной информации; второй тип стиля совладания является, скорее, следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями. Именно этот стиль объединяет такие различные виды поведения, как попытки не думать о проблеме вообще; вовлечение других в свои переживания; желание забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой; наивное, инфантильно-оптимистическое непонимание происходящего: « Проблемы? О чем это Вы говорите? У меня, их нет».

Эмоциональное переживание проблемы имеет и позитивный смысл, охраняя личность от перенапряжения, механизм компенсации подготавливает переход к активному решению проблемы. С другой стороны, рациональный, направленный на решение стиль успокаивает чрезмерно разбушевавшиеся эмоции.

Исследователи выделяют и третий базовый стиль совладения - избегание. Например, у ориентированных на предмет студентов этот стиль проявляется, когда они смотрят телевизионные передачи вместо подготовки к экзаменам. А у трудолюбивых домохозяек невозможность получения значимого результата компенсируется непомерным потреблением сладостей. Личностно-ориентированные также могут прибегать к стилю избегания, прячась за мнение компетентных людей, гарантирующих им социальную поддержку.

Существует еще одна типология стилей совладающего поведения, которую предложили И.А. Джидарьян и соавторы. Ими были выявлены 10 основных стратегий совладающего поведения [по 1]. Данные стратегии мы соотнесли с трудной жизненной ситуацией студентов, сдающих экзамен. В результате мы предположили следующие возможные стратегии совладающего поведения.

"Фантазирование, уход в мир воображаемого и желаемого",
характеризуется фантазиями и метаниями личности, выражает отношения
желательности, иллюзорности и прекраснодушия. Суровой реальности
экзамена с его травмирующим воздействием на психику, студент может предпочесть воображаемый мир и рассуждения по типу: "Как
хорошо было бы, если бы завтра экзамен отменили...".

"Изменение себя, пересмотр жизненных позиций", возможность
определенных внутриличностных изменений и переориентации в
ценностно-смысловой сфере в процессе обдумывания предстоящего экзамена, преодоление нежелания готовиться и учить необходимый материал.

"Проблемное разрешение", включает типичные черты и особенности предметно-ориентированного поведения: рациональные
действия в соответствии с намеченным планом и обозначенной целью, концентрацию внимания на сути проблемы и осознание ответственности за ее решение. Конкретные действия: планирование учебного материала, распределение времени на отдых и занятия и т.д.

"Социальные контакты и социальная поддержка", непосредственное
обращение студента к преподавателям за консультацией, предложение товарищам заниматься вместе, обращение к психологу за советом, одобрением, эмоциональной поддержкой, а так же установление прямых контактов для получения деловой информации, обсуждения проблемы и др.

"Компромисс", готовность индивида идти на соглашения и
компромиссы, способность проявлять осторожность и гибкость, умение
искать "обходные пути", допускающие временное отступление от
намеченной цели: написание «шпаргалок», поиски «подхода» к преподавателю и др.

"Актуализация жизненного опыта", предполагает психологические
механизмы обращения не только к собственному опыту, но и опыту других студентов (старшекурсников), что помогает правильно ориентироваться в новой ситуации и сохранять необходимую для успешного совладания
эмоциональную устойчивость и чувство уверенности.

"Фатализм", это крайняя форма пассивного совладания, когда
"опускаются руки и ничего не хочется делать", студент или подчиняется
неблагоприятным обстоятельствам жизни как неизбежному,
или бездействует, понимая, что за оставшиеся дни перед экзаменом он все равно не сможет все выучить.

"Самоизоляция и релаксация", представлен эмоционально-ориентированный, точнее невротический тип поведения, когда студент замыкается в себе, отгораживаясь от внешнего мира, или снимает внутреннее напряжение, прибегая к употреблению алкоголя, наркотиков, лекарств, курению и т. д., что, как правило, тоже приводит к изоляции, к отчужденности от социального окружения.

"Дистанцирование", позиция "внешнего наблюдателя", когда студент стремится оградить себя от неприятных воздействий внешних обстоятельств, уйти от решения проблем, как бы не замечая или делая вид, что ничего страшного не произошло.

"Осторожность и уравновешенность", зрелая, эмоционально-ориентированная стратегия поведения, в которой нет места поспешным и импульсивным действиям. В сложных ситуациях студент проявляет осторожность и предусмотрительность, прибегая к тактике выжидания более благоприятного момента и удобного случая для своих действий.

Охарактеризованные стратегии поведения свойственны разным студентам, достаточно часто некоторые или многие могут быть использованы одним студентом, но в разных обстоятельствах. И каждый раз студент соответственно стратегиям испытывает специфические эмоциональные состояния, которые, в свою очередь, будут вызывать новый выбор стратегий.

Таким образом, во второй главе мы рассмотрели особенности эмоциональных состояний личности. От того, в каком состоянии находится человек, будут зависеть особенности его поведения и способы реагирования на возникающие жизненные препятствия. Многие эмоциональные состояния у человека возникают под влиянием социальных воздействий (например, общественная похвала или порицание, ситуация экзамена). Состояние вызывается или сильными, значимыми для личности воздействиями, или же слабыми, но длительно действующими раздражителями.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1982. - 256с.

2. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности//Человек в системе наук. - М., 1989. - С. 426-433.

3. Бодалев А. А. Формирование личности - актуальная проблема комплексного психолого- педагогического исследования//Психолого- педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. - М., 1980. - С. 6-9.

4. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности//Вестник Московского ун-та. - Сер. 14. Психология. - №2. - 1981. С. 46-55.

5. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М., 1984. - 200с.

6. Залевский Г. В Фиксированные формы поведения на уровне индивидуальных и групповых систем // Сибирский психологический журнал.. - 2000. - В. 12. - С. 36 - 43.

7. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования// Эмоциональный стресс. - М., 1970. С.178-209.

8. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л., 1983. - 240с.

9. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: ЛГУ, 1960. - 526с.

10. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л.: ЛГУ,1989. - 192с.

11. Психологическое консультирование: Проблемы, методы, техники. - Ростов-на-Дону: ЮРТИ, 2000. - 310с.

12. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990. - 494с.

13. Селиванов В.И. Психология волевой активности. - Рязань, 1974. - 150с.

Подобные документы

    Понятие трудной жизненной ситуации в психологии. Разновидности трудных жизненных ситуаций. Феномен утраты как предмет изучения в психологии. Горе как эмоциональная реакция на утрату. Фазы переживания горя. Жизненные и профессиональные ценности личности.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2013

    Влияние образа трудной жизненной ситуации, сформированного в детском возрасте, на дальнейшее восприятие и поведение человека. Субъективность фактора трудной ситуации, психологические методы преодоления сложившихся концептов и стереотипов мышления.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2013

    Понятие и характеристика, отличительные признаки трудных жизненных ситуаций, их классификация по степени участия в данном процессе человека. Критерии и факторы, определяющие и влияющие на поведение человека в трудной жизненной ситуации, пути борьбы с ней.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2009

    Влияние эмоций на человека и его деятельность. Характеристики эмоционального процесса. Информационная теория эмоций. Павловское направление в изучении высшей нервной деятельности мозга. Возникновение эмоционального напряжения. Мотивирующая роль эмоций.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Эмоции как отражение субъективного отношения человека к окружающему миру и самому себе. Основные формы и типы эмоций. Поглощение психики человека аффектом. Аффективные проявления положительных и отрицательных эмоций. Механизм стрессовой ситуации.

    реферат , добавлен 23.10.2013

    Сущность эмоций, причины их возникновения и виды. Настроение как длительное эмоциональное состояние человека. Сущность теорий эмоций Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда. Профессиональная и личная жизнь человека. Роль и место эмоций в личной жизни человека.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2012

    Основные функции и роль эмоций. Роль "положительных" и "отрицательных" эмоций. Отражательная функция эмоций. Двухкомпонентная теория С. Шехтера и потребностно–информационная теория эмоций П.В. Симонова. Биологическая теория эмоций П.К. Анохина.

    реферат , добавлен 04.01.2012

    Исследование темы эмоций в зарубежных теориях и направлениях. Взаимосвязь эмоций с познавательными, физиологическими, когнитивными процессами. Роль и функции эмоций в жизнедеятельности человека. Способы регуляции эмоциональных состояний и их психология.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2009

    Деятельность психолога в условиях учреждения для несовершеннолетних детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Методы работы с несовершеннолетними детьми и их родителями в условиях учреждения. Должностные обязанности педагога-психолога.

    отчет по практике , добавлен 27.06.2013

    Сущность эмоций. Понятие и классификация эмоций. Теории эмоций. Анатомические и физиологические основы эмоций. Функции эмоций. Эмоции человека и эмоции животного. Происхождение эмоций - от животного к человеку. Мотивация человека и животного.

Одним из важнейших ключевых понятий социальной психологии является понятие “социальная ситуация ”.

Ситуация может рассматриваться как нечто созданное самим индивидом в процессе взаимодействия с другими людьми. С другой стороны, к ней можно относиться как к существующей независимо от ее участника или участников.

В первом случае ситуация - это определенный сценарий, ждущий своего исполнения актерами. Приверженцы символического интеракционизма всегда подчеркивали, что внешнему наблюдению доступна только "актерская" интерпретация ситуации, имеющая последствия для поведения и опыта, а не ее объективные характеристики (например, званный обед для разных участников).

Еще одна точка зрения символических интеракционастов состоит в том, что многие определения ситуации делаются через процесс интеракции. Согласно этой точке зрения, участники сотрудничают для того, чтобы сохранить взаимоприемлемое понимание сопутствующих их взаимодействию обстоятельств, помочь друг другу правильно идентифицировать себя и уменьшить возможные неудобства. Все мы оказываемся в ситуациях таких как работа, совместная вечеринка и т.п., где каждый ведет себя таким образом, чтобы соответствовать своим поведением самым существенным и общепризнаным чертам ситуации, несмотря на то, что наблюдаемые формы поведения могут быть различными или даже противоречащими друг другу. (На нудистском пляже внешний наблюдатель найдет много сексуальных признаков в поведении, в то время как сами участники этой ситуации делают все, чтобы свести эти признаки на нет).

Когда мы считаем, что ситуация - это нечто, существующее только в "голове" индивида или это то, что создается во взаимодействии нескольких "действующих лиц", объективные и количественные черты ситуации перестают оказывать влияние на индивида.

Другой подход состоит в том, что ситуации на самом деле существуют независимо от индивидов “задействованных” в них, и их объективные характеристики ситуации действительно имеют важные последствия. Никакие люди сами по себе не создают ситуаций обучения, продажи, тренировки и т.д., поэтому каждая из них имеет измеряемое влияние на то, как люди люди ведут себя в них и взаимодействуют друг с другом. Выражение эмоций, общее эмоциональное состояние, степень физического контакта зависят от ситуации, в которой оказывается индивид. Некоторые психологи считают, что повседневные ситуации насчитывают значительное количество черт, сами по себе определяющих, что люди думают, как чувствуют, как ведут себя. С этой точки зрения, субъективная природа определения ситуации неприемлема.



Изучение объективной природы ситуаций связано с рядом сложностей. Во-первых, трудно классифицировать встречающиеся социальные ситуации, т.к. их количество практически неисчислимо. Например, их можно классифицировать по месту, где они происходят: дома, на работе, на отдыхе... Другой путь - классификация в соответствии с типом отношений - формальные, интимные, конкурентные, сотрудничества. Трудность с таким подходом состоит в том, что обязательно найдется ситуация, не попадаюшая ни под одну категорию. С другой стороны, разные люди не всегда смогут прийти к соглашению относительно качества одной и той же ситуации, например, игра для любителя и профессионала.

Другим подходом к классификации ситуаций является попытка использовать типичные для большинства людей характеристики их восприятия:

включенность - невключенность

простая - сложная

проявляется активность - проявляется пассивность

приятная - неприятная

интимная - публичная

чувство комфорта - чувство неловкости

известно как себя вести - неизвестно как себя вести

дружесткая - враждебная

случайная - регулярная

организованная - спонтанная

сотрудничество - конкуренция

формальная - неформальная

Таким образом, психологическое определение трудной жизненой ситуации может быть сделано с двух позиций: во-первых, исходя из того, что социальная (жизненная ситуация) складывается и оказывает влияние на поведение человека независимо от его воли, желания, индивидуальных качеств, и, во-вторых, с учетом того обстоятельства, что индивид сам определяет ее содержание и качество, так или иначе понимая и интерпретируя события своей жизни в соответствии с собственными установками, взглядами, индивидуальными чертами . Оба подхода к определению ТЖС рассматриваются в следующих двух параграфах этой главы.

Если рассматривать ТЖС как совокупность объективных обстоятельств, следует сказать, что в этом случае трудная жизненная ситуация является ни чем иным как стрессогенным фактором , влияющим на поведение человека. Следовательно, для того, чтобы описать, понять, предсказать поведение индивида в таких ситуациях, выбрать правильное направление психологической помощи, необходимо понимать сущность стресса.

В психо-физиологии и психологии стресс определяется как адаптивная реакция, опосредованная психологическими процессами, которая является результатом влияния любых внешних воздействий, требующих проявления специфической физической и/или психологической активности. В этом определении подчеркиваются следующие особенности стресса: 1) наличие внешнего объективного источника стресса (стрессогенного фактора или стрессора), 2) возникновение поведения, которое направлено на приспособление (адаптацию) к внешним условиям, 3) использование индивидом психологических резервов для адаптации.

Для нас важно попытаться классифицировать стрессогенные факторы, которые лежат в основе возникновения ТЖС. В соответствии с одной из возможных классификаций выделяется четыре группы стрессоров, проявляющихся на социальном, организационном, групповом и индивидуальном уровнях.

1. Социальный уровень. Источником стресса могут выступать социальные условия, в которых действует индивид, имея при этом ограниченные возможности активно влиять на них. К этим условиям можно отнести экологическую, экономическую, политическую обстановку, влияющие на уровень или качество жизни.

2. Организационный уровень. Независимо от своего желания, большую часть жизни человек проводит в рамках той или иной организации или во взаимодействии с различными организациями. Например, это работа, учебное заведение, политическая партия и т.п. То, как работает организация - применяемая ей технология, ее структура, способы и стили управления - могут оказаться стресоогенными факторами.

3. Групповой уровень. Любой человек является членом той или иной группы, Социальные отношения (интимные, дружеские, профессиональные) осуществляются по большей части в различных формальных или неформальных объединениях, имеющих общие цели, единые нормы и правила поведения, характеризующиеся определенным уровнем сплоченности (семья, объединения по интересам, студенческая группа, группа сотрудников и т.д.). Статус человека в группе, наличие межличностного конфликта, групповой психологический климат являются объективными источниками стресса.

4. Индивидуальный уровень. Стрессогенным фактором может выступать одна или несколько социальных ролей, которые индивид должен выполнять в своей жизни. Социальную роль следует отнести к объективным факторам, влияющим на поведение, т.к. ее выполнение предполагает соответствие поведения ожиданиям других людей и в этом смысле не соотносится с индивидуально-психологическими особенностями. Стрессогенными факторами могут оказаться ролевая неопределенность (отсутствие четких ориентиров относительно того, какое поведение ожидается окружающими), ролевая перегрузка (противоречивые требования к ожидаемому поведению), ролевой конфликт (несоответствие ожиданий от поведения собственным ценностям индивида).

Последствия стресса тоже можно классифицировать.

1. Физиологические последствия. Стрессоры оказывают негативное водействие на функционирование организма, вызывают различные органические заболевания.

2. Когнитивные последствия. Стрессогенные факторы снижают качество умственной деятельности, что проявляется в отсутствии концентрации при принятии важных решений, забывчивости и т.д.

3. Эмоционально-мотивационные последствия. В результате стресса могут возникать различные негативные переживания:

*фатализм - переживание невозможности контролировать события

*усталость - отсутствие желания заниматься чем-либо

*разочарование - переживание собственной незначительности

*неадекватность - переживание невозможности справиться с препятствиями

*раздражительность - проявление грубости и нетерпимости к окружающим

*неудовлетворенность - сомнения в достойной оценке со стороны окружающих

*эскапизм - стремление опустить руки, проявить пассивность

Взаимодействие источников и последствий стресса показано на следующей схеме.

Модель стресса


Top