Звери осенью. Животные в разное время года Животные осенью для детей

лариса минина
Конспект занятия «Дикие животные осенью»

Конспект занятия «Дикие животные »

(средняя группа)

Образовательные задачи :

Закреплять у детей знания о жизни диких животных в осенней природе ;

Упражнять в называние детёнышей диких животных ;

Закрепить умение образовывать формы единственного и множественного числа существительных – названий детёнышей;

Развивающие задачи :

Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми;

Формировать эмоциональную отзывчивость;

Воспитательные задачи :

Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому ;

Предварительная работа :

Беседа с детьми о диких животных ;

Наблюдение за осенними изменениями в природе на прогулке;

Чтение стихов об осени ;

Рассматривание картинок и иллюстраций;

Разучивание стихотворений о диких животных .

Оборудование : письмо, картинки с дикими животными (лиса, белка, заяц, медведь, волк, ёж, мяч, д\и «Чей малыш?» , «Кто, где живёт?» , «Кто, чем питается?»

Ход занятия

*Организационный момент.

«Здравствуй друг»

Подойди ко мне дружок.

Соберёмся все в кружок.

Мы за руки все возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Здравствуй друг, здравствуй друг.

Здравствуй весь наш дружный круг.

*Сюрпризный момент.

Воспитатель : К нам сегодня в детский сад принесли письмо. Как вы думаете от кого оно? Чтобы узнать, надо письмо прочитать.

Письмо : Здравствуйте ребята. Осенью вся живая природа готовиться к зиме. Осенью в лесу очень интересно и красиво. Приезжайте к нам в лес. Зайчик

Воспитатель : Предлагаю вам совершить прогулку в осенний лес .

*Физ. минутка «В путь» .

В лес осенний мы шагаем (дети маршируют)

Ноги выше поднимаем.

(дети идут и топают ногами) .

(дети идут на носочках) .

Друг за дружкой побежали, в лес осенний прибежали (дети бегут на носочках) .

*Беседа с детьми.

Воспитатель : Вот мы пришли в лес. В лесу живут дикие животные . Каких диких животных вы знаете ?

Дети : один ребёнок называет (Заяц, волк, лиса, медведь, ёж, белка) и выставляет животного , а другой читает стихотворение о животном .

Воспитатель : Почему они называются диким ? Что с животными происходит осенью ?

Дети : они живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят жильё. Осенью животные меняют летние шубки на зимние. Готовят себе жильё для зимы, припасы.

Воспитатель : Какие звери меняют шубки осенью ?

Дети : заяц, белка.

Воспитатель : Какие из этих зверей в конце осенью впадут в спячку ?

Дети : медведь, ёж.

Воспитатель (обратить внимание детей на зайца, сидящего под деревом) : Вот и заяц. Он предлагает нам поиграть в игру.

*Игра с мячом «Назови детёныша» .

У белки – бельчонок – много бельчат

У зайчихи – зайчонок – много зайчат

У лисы – лисёнок – много лисят

У медведицы – медвежонок – много медвежат

У волчицы – волчонок – много волчат

У ежихи – ежонок – много ежат

Воспитатель : Зайчик просит помочь найти каждой маме малыша.

*Д/и «Чей малыш?»

*Заключительная часть.

Воспитатель : Пора нам возвращаться в детский сад.

*Физ. минутка «В путь» .

В детский сад мы шагаем (дети маршируют)

Ноги выше поднимаем.

Топают ножки по прямой дорожке (дети идут и топают ногами) .

По узенькой дорожке пойдут тихонько ножки (дети идут на носочках) .

Друг за дружкой побежали, в детский сад мы прибежали (дети бегут на носочках) .

Воспитатель : Вам понравилась прогулка в осеннем лесу ?

Кто живёт в лесу? Давайте поиграем : Д/и «Кто, где живёт?» , «Кто, чем питается?» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР

Сегодня я продолжаю рассказывать о наших занятиях в рамках темы Осень. Последние два дня мы играли в животных осенью. Я постаралась сделать больше игр и меньше теоретического материала. потому что, где спит медведь ребенок и так выучил, а какие -то новый факты рассказывать в таком возрасте еще ранова-то, вот мы на играх и сосредоточились.

Приход осени не только заметен по изменению в природе, но и животные начинают готовиться к зиме. Поговорите с малышом, задайте ему следующие вопросы.

  • Каких зверей можно встретить в лесу осенью?
  • Кто укладывается спать на всю зиму?
  • Кто меняет на зиму шубку?
  • Кто делает запасы на зиму?
  • Кто зимует под листвой, в щелях, в коре деревьев?

Отвечайте на вопросы и ищите картинки с животными, про которых поговорили.

Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.

Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.

Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.

Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся.

Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Почему? Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.

Обсудите рассказ

  • Медведь что делает? (Залез в берлогу.)
  • Кто попрятался в норы? (Ежик, барсук, полевая мышь.)
  • А что же делает белочка? (Она не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.)
  • Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег? Почему?

Отгадывайте загадки

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти,

Катится навстречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаешь?

Приглядись-ка! Это… (еж).

Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)

Кто в лесу голодный рыщет,

Под кустом зайчишку ищет? (Волк.)

Что за беленький клубочек

Под кустом на землю лег? (Заяц.)

Первый снег прилег на крыши,

Опушил мехами сад.

Птичница в шубейке рыжей

На этом наша теория закончилась и мы перешли к практике.

Из одеял и подушек строили берлогу, а потом устраивались там на спячку.


Играли в белку, которая делает запасы. Поискали по шкафам, нашли запасы: грибы (игрушечные). орешки, ягоды и т.д. Набрали в мисочки фасольки и гороха и нечаянно белочка все перемешала, стали разбирать (уж очень Даша такие игры любит). Разобрали. Потом стали пересыпать. Еще полчаса все емкости измерили, сравнили где больше, где меньше помещается. Потом достали весы и стали взвешивать, сколько горошин в одной фасольке, а что тяжелее, а сколько фасолек в грибочке и так до бесконечности, потом примеры с помощью фасоли решали, на взгляд количество отличали.


Потом кормили волка. он же не спит, ему чем-то питаться надо. А после волка накормили всех животных в доме (ежа, зайцев, даже тигра со львом).

Скакали, как заяц и шубку меняли (одежду). Играли в ежика, фырчали и собирали запасы)))

Играли в перелетных птиц. Обозначьте в комнате юг и север. Ребенок – птичка, которая летает по комнате. Мама говорит: «Пришла осень». Птичка должна лететь в теплые края на юг. «Пришла весна» – птички возвращаются назад.

Зимой диким зверям приходится тяжело. У каждого есть свой план, как пережить зиму, они по-разному подготавливаются к лютым морозам. Кто-то запасается пищей, кто-то меняет одеяние, а кто-то готовит себе теплое жилище.

Как белки готовятся к зиме

Подготовку к зиме белки осуществляют на протяжении всего года. Они запасаются орешками, желудями, грибочками, ягодами, шишками, так как они питаются только растительной пищей. Добытую пищу они тщательно высушивают на ветках, пнях и складывают в свое жилище. Зимуют белки в дуплах, но не впадают в спячку. Они плохо переносят мороз, поэтому большую часть в зимнее время они проводят в своих домиках. Белки заблаговременно обустраивают дупло корой деревьев, мхом, найденными перьями и т.д. На зиму белки меняют свой окрас с рыжего цвета на сероватый, в целях маскировки.

Как бобры готовятся к зиме

Бобры подготавливают себе жилище заблаговременно. Они могут размещать его на уровне воды или под водой. Для этого они сносят палки, ветки, которые виртуозно связывают водорослями, травой или скрепляют глиной. Дом, построенный бобрами подо льдом, является теплыми и безопасными. Они не мерзнут зимой в воде, потому что их шуба непромокаемая. Бобры предварительно заготавливают себе пищу на зимнее время. Зимой они не впадают в спячку, а снижают свою активность, при этом подкрепляясь пищей.


Как барсуки готовятся к зиме

Зима для барсуков является тяжелым периодом в жизни, они плохо переносят пониженную температуру. Начало осени для барсуков характерно подготовкой жилья и сбора еды на зиму. Для того чтобы пережить зиму, они обустраивают себе нору травами, ветвями, мхом и т.д. Из еды запасаются орехами, желудями, растениями, семечками и т.д. Они чувствительны к морозам. Зиму проводят пассивно в норе, поедая запасы.


Как зайцы готовятся к зиме

Зайцы не обустраивают норы и не делают запас пищи к зимовке. Лютые морозы они переносят на лапах. В качестве маскировки, начиная с осени, зайцы меняют окрас с серого цвета на белый. Это дает им возможность маскироваться от хищников на фоне снега. Ну, а если его заметил волк или лиса, он прытко пытается сбежать. К зимним особенностям в поведении также относятся рытье временных нор в снегу или сене. В таких норах он отдыхает и набирается сил.


Как лисы готовятся к зиме

Подготовка к зиме начинается с утепления шубки. Их шерсть становится густая, пуховая, яркая. Она отлично защищает их от сильных морозов. Лиса круглогодично живет в норах. Зачастую местом для рытья норы является какая-либо возвышенность. Дабы лиса могла обозревать весь лес. Если она отошла далеко от своей норы и началась сильная метель, лисица может временно поселиться в другую заброшенную нору. Перед возвращением в нору она тщательно запутывает следы. Лисица не делает запасы на зиму, а регулярно выходит на охоту. Ее добычей становятся чаще всего грызуны. За неимением мяса, она может поесть найденные ягоды или овощи. Природой так сложено, что в зимнее время метаболизм у лисиц пониженный. Подкожный жир, растрачивается на согревание их в сильные морозы. Пушистые лапы позволяют передвигаться лисицам бесшумно при охоте на добычу. Лиса стойка к сильным морозам.


Как волки готовятся к зиме

Зиму волки переносят легко. К холодам их шерсть становится длиннее и пушистей. Она отлично их согревает в сильные морозы. Зачастую они выбегают на дороги, тропы для облегчения своего бега. У волков есть характерная особенность – объединения в стаю. Стаей они без труда ловят добычу в радиусе 30-60 км, потом вместе поедают ее. В среднем стая состоит из 7-12 волков.


Как медведи готовятся к зиме

С приходом осени медведь озадачен поиском и подготовкой жилья на зиму. Идеальным вариантом берлоги послужит расщелина в горе, нора в земле. Он тщательно утепляет ее ветвями, листвой, мхом и т.д. Перед тем как впадать в спячку, медведь в усиленном темпе наедает подкожный жир. Этот жир постепенно растрачивается на протяжении зимы. В моменты оттепели медведь может проснуться на несколько дней и приступить к поискам пищи.


Дикие звери по-разному подготавливаются и переносят зиму. Кто-то проживает сильные морозы в движении, кто-то пересиживает их, прячась в своем жилище, а другие впадают в спячку. Природа грамотно раздала особенности всем зверям.

Уточнять и закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах;

Упражнять в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж, лось);

Учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Дикие животные осенью»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах;

Упражнять в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж, лось);

Учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными.

Демонстрационный материал: Игрушки (белка, заяц), иллюстрации с изображением волка, берлоги медведя, лисы, изображения животных без хвостов (заяц, белка, волк, лиса, медведь, лось).

Раздаточный материал: иллюстрации с изображением леса поздней осенью, заснеженного поля, изображения (белки рыжей и серой, зайца серого и белого), изображения хвостов животных (белки, лисы, зайца, медведя, волка, лося).

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: - Дети, давайте вспомним, какое сейчас время года? (Осень)

Воспитатель: - А вы, наверное, слышали, что дикие животные осенью готовятся к зиме? (Да)

Воспитатель: - Предлагаю вам отправится в лес и посмотреть, как они это делают. Но животным необходима тишина. И если мы пойдем в настоящий лес, то вряд ли увидим кого-то. Звери пугливы. Поэтому давайте превратимся на время в невидимок и понаблюдаем за обитателями леса.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Итак, мы отправляемся по лесной тропинке в путешествие! А пока мы будем идти, давайте вспомним, каких животных можно встретить в лесу.

Физкультминутка:

По лосиному красиво Ходьба с высоким подъемом колена,

Ходит лось в лесу густом. скрестив руки над головой, пальцы

Раздвинуты.

По мышиному пугливо Бег на носочках.

Семенит мышонок в дом.

И по-заячьи зайчишка Прыжки на двух ногах вправо-влево.

Все спешит запутать след.

По - медвежьи ходит мишка, Ходьба на внешнем своде стопы.

Косолап он с детских лет.

По завалам, по оврагам

Шел медведь хозяйским шагом:

Отвечайте, звери, мне –

Вы готовы ли к зиме?

(В. Степанов)

Основная часть

Воспитатель: - Вот мы и в лесу. Ой, смотрите, кто это? Я кого-то уже вижу.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Кто это? (Белка)

Воспитатель: - Правильно, белочка. (Показывает игрушку белочки)

Белка: - Здравствуйте, ребята. Вы пришли ко мне в гости? Посмотрите, какая я красивая. Какая у меня шубка? (Рыжая, пушистая, мягкая)

Белка: - Но скоро наступит зима и мне придется поменять шубку. А зимой какого цвета у меня шубка? (Серая)

Белка: - Почему? (Деревья зимой голые, серые, и серая шубка белки незаметна на фоне деревьев, когда она прячется от врагов)

(Если дети затрудняются ответить, объяснение дает педагог)

Воспитатель: - Давайте проверим. У меня есть картинки с изображением белки в серой и рыжей шубках и осеннего леса. Поместим белочек на деревья и посмотрим, какая из них заметнее? (Рыжая)

Воспитатель: - Вот поэтому белка и меняет шубку, чтобы ей было легче прятаться зимой, когда все деревья стоят голые.

Белка: - Ребята, а чем же я буду питаться зимой? Какие запасы мне сделать на зиму? (Грибов насушить, орехов насобирать)

Белка: - Ой, и правда, я именно такие запасы и сделала. А кто мне подскажет, как называется мой дом? (Дупло)

Белка: - Спасибо вам, ребята, а мне пора. Мне еще дупло нужно застелить травой и листьями, чтобы зимой не замерзнуть. А вам желаю счастливого пути. До свидания.

Воспитатель: - Смотрите, ребята, что это? (Подводит детей к картине с изображением берлоги). Чей это дом? (Это дом медведя)

Воспитатель: - А как он называется? (Берлога)

Воспитатель: - А вы знаете, что медведь не делает запасов на зиму, как вы думаете, почему? (Он всю зиму спит)

Воспитатель: - Правильно. Нашел медведь упавшее дерево, натаскал к нему хвороста, молодых елочек, мха и получился медвежий дом – берлога. А зимой укроет берлогу снежное одеяло и станет в ней тепло медведю.

Воспитатель: - Пойдемте скорее дальше, пока мы не разбудили медведя.

Ой, а это кто?

Он зимой холодной

Ходит злой, голодный. (Волк)

Воспитатель: - Он тоже к зиме готовится. (показывает иллюстрацию). Шерсть его за лето отрастает и становится густой и теплой. Почему? (Волк спит прямо на снегу)

Воспитатель: - Волки зимой живут семьями. Кто входит в волчью семью? (Волк, волчица, волчата)

Воспитатель: - Пойдемте скорее дальше, пока они нас не заметили.

(Педагог показывает игрушку зайца).

Заяц: - Здравствуйте, ребята! Я так рад, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, какой я стал красивый. Какого цвета у меня шубка? (Белая)

Заяц: - А зачем мне зимой шубку менять? (Чтобы лиса его не заметила на белом снегу)

Заяц: - Правильно, на белом снегу меня очень трудно заметить. А еще я умею запутывать следы. А чем же я питаюсь зимой? (Корой деревьев)

Заяц: - Да, я нахожу опавшие ветки и обгладываю с них кору, а иногда забираюсь к кому-нибудь в сад и лакомлюсь корой с яблонь. Ой, что-то я заболтался тут с вами, слышу сюда лиса бежит. (Убегает)

Воспитатель: - Ребята, я снова вам предлагаю проверить, действительно ли зайца в белой шубке трудно заметить на снегу. (Педагог раздает детям иллюстрацию с изображением заснеженного поля и изображения двух зайцев: белого и серого. Дети прикладывают изображения зайцев к иллюстрации и определяют, какой заяц менее заметен на снегу).

Воспитатель: (Показывает иллюстрацию с изображением лисы). А вот и рыжая плутовка-лиса. Как вы думаете, ребята, чем питается лиса зимой? (Мышей под снегом ищет)

Воспитатель: - Все верно, животных в лесу очень много, но нам уже пора возвращаться в детский сад.

Итог занятия

Воспитатель : - Ребята, вам понравилось путешествие? (Да)

Воспитатель: - А давайте вспомним, кого мы встретили в лесу? (Белку, медведя, волка, лису, зайца)

Воспитатель: - А как их всех можно назвать, одним словом? (Животные)

Воспитатель: - Верно, это дикие животные. А почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу и сами себе добывают пищу)

Воспитатель: - А как дикие животные готовятся к зиме? (Белка делает запасы и меняет шубку, медведь ложится спать, заяц меняет шубку, волк и лиса покрываются густой теплой шерстью)

Воспитатель: - Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чей хвост?»

Игра «Чей хвост?»

Педагог раздает детям картинки с изображением хвоста какого-нибудь животного. А на доске выставляются картинки диких животных без хвостов. Детям предлагается поочередно подойти к доске и прикрепить хвост к соответствующему животному. При этом педагог задает вопросы чей это хвост, а ребенок отвечает.

Используемая литература:

М.Ю. Картушина Логоритмические занятия в детском саду: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 176с.

И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия / под ред. К.Ю. Белой. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 176с.


У большинства зверей к зиме отрастает густая и пушистая шерсть. Вот и становится им теплее. Звери заботятся об утеплении своего жилья. Так, белочка гнездо своё в дупле дерева выстилает мхом, сухой травой и шерстью. Ежик выстилает гнездо сухими листьями и мхом, зарывается в них, свернувшись клубочком, и засыпает на всю зиму, потому что лягушки, мыши, ящерицы, разные насекомые, червяки, которыми он питается, с наступлением холодов тоже прячутся в укромные места. За лето и осень ежи под кожей запасают много жира, поэтому зимой можно и отдохнуть. Залегают в спячку и барсуки. Они живут в лесах и кустарниках, питаются различными корнями, плодами, червяками, личинками насекомых, мышами.

Бурый медведь старательно готовит себе берлогу под корнями деревьев или в сушняке. Бурый медведь - всеядное животное. Он питается корешками, ягодами, мелкими животными, яйцами муравьев, мёдом диких пчёл. Зимой ему не найти такой пищи: прячутся животные, снег покрывает растения. К зиме у медведей откладывается много жира под кожей, и они тоже залегают в зимнюю спячку.

Белка питается семенами, которые всегда найдёт в лесу.

Лиса и волк постоянно рыщут в поисках добычи. Пищу они не запасают и в спячку не впадают. Это хищные звери. Они питаются различными животными. Лиса охотится на мышей, зайцев и других мелких животных. Волки же нападают и на крупных животных: лосей, оленей, диких кабанов.

Зайцы не строят жилища. Каждый кустик для них может быть домом. Пищу, они не запасают. Хотя и голодно бывает зимой, когда снегом покрыты поля, но молодые веточки кустов, кору деревьев всегда можно погрызть в лесу или лесополосе. Ведь зайцы - травоядные звери. Поздней осенью они лакомятся на полях листьями капусты, морковью, свеклой.

Маленькие зверьки - ласки на зиму меняют цвет своего меха с рыжего на снежно-белый. Они питаются преимущественно мышами и похожими на них полёвками и этим приносят пользу сельскому хозяйству. Уничтожать ласок запрещено законом.

Летним вечером можно увидеть летающих зверей - летучих мышей. Их передние лапы превратились в крылья. Осенью часть летучих мышей улетает в тёплые края, а остальные зимуют в пещерах и постройках. Там они спят, повиснув вниз головой и сложив крылья. Летучие мыши - полезные животные, они поедают много вредных насекомых. Их нужно охранять. Есть виды летучих мышей, занесенные в Красную книгу.

Красная книга - не совсем обычная книга. В неё записывают названия животных и растений, которых осталось мало или они уже вовсе исчезают. Красный цвет - это предупреждение, сигнал тревоги: сохраните животных и растения, не допустите их исчезновения.



Top