Глинка елизавета петровна доктор лиза личная жизнь. Доктор Лиза: кто она и почему мы ее будем помнить

Лиза родилась 20.02.1962 года в Москве. Ее отец был военнослужащим, а мать телеведущей. В 1986 году окончила медицинский институт и получила специальность «реаниматолог-анестезиолог». В 1990 году с мужем эмигрировала в Соединенные Штаты Америки. Там же получила второе медицинское образование. Живя в Америке, Лиза познакомилась с работой хосписов. Затем в Киеве она открыла первый хоспис, а также принимала участие в создании фонда помощи хосписам в России.

В Москву Доктор Лиза вернулась в 2007 году из-за тяжелой болезни матери. После смерти родного человека, Глинка создала фонд «Справедливая помощь». Данная организация предоставляла врачебную помощь и оказывала материальную поддержку умирающим онкологическим больным, бездомным, малообеспеченным пациентам неонкологического профиля.

В 2010 году Лиза осуществила сбор матпомощи для пострадавших от лесных пожаров, а через два года был организован сбор вещей и продуктов в пользу пострадавших от наводнения в Крымске.

С началом вооруженного конфликта на Украине, Доктор Лиза стала оказывать помощь проживающим в Донбассе. На гуманитарные акции она получила поддержку российских властей. Личный проект Глинки по вывозу раненых детей и больных из зоны военных действий стал государственным.

Начиная с 2015 года, Лиза несколько раз посещала Сирию с гуманитарными миссиями. Она занималась организацией оказания медпомощи сирийским гражданам, доставкой, а также распределением медицинских препаратов.

При Лизе в ее благотворительный фонд поступали многочисленные денежные пожертвования, в том числе и от крупных российских чиновников.

Доктор Лиза погибла 25.12.2016 года в авиакатастрофе под Сочи. Она сопровождала партию лекарств в Сирию. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь

Муж Доктора Лизы - Глеб Глинка, американский адвокат русского происхождения. В семье трое сыновей: Константин и Алексей проживают в США, а Илья, приемный сын, живет в Саратове.

Доктор Лиза особую страсть питала к блоггерству и садоводству. Она активно вела свою страничку в социальных сетях: писала про свой фонд, делилась фото и видео. Также любила стильные сумочки и рассказывать анекдоты. Более того, она не скрывала, что является довольно конфликтным человеком. Лиза могла в пух и прах разнести как бездействующего чиновника, так и наглого подопечного.

В декабре 2016 года Глинка получила госпремию РФ за вклад в правозащитную деятельность. Тогда она в своей речи призналась, что не уверена никогда в том, что вернется домой из очередной поездки в зону боевых действий.

Елизавета Глинка: биография, семья, ежедневный подвиг и труд. 25 декабря 2016 год в Сочи оборвались жизни 92 человек. Среди летевших военным самолетом Ту-154 в Сирию был и прославленный детский врач-реаниматолог Елизавета Глинка. До последнего россияне не верили в то, что любимица многих, Доктор Лиза, погибла. Говорили, что она просто не могла лететь тем самолетом. И это, отчасти, правда. Буквально в последние дни перед вылетом она упросила военных взять её в Сирию. Туда Елизавета летела для того, чтобы привезти лекарство для онкобольных детей.

После посещения госпиталя в Сирии, Доктор Лиза долгое время собирала средства для больных детей там, а также для многочисленных больных в сирийских городах. Они ждали её как единственную надежду на жизнь. Но так и не дождались. Самолет упал спустя 2 минуты после взлета.

Елизавета Глинка: биография, семья, ежедневный подвиг и труд. Елизавета Глинка родилась 20 февраля 1962 года в семье военного и врача-витаминолога. Стать доктором Лиза мечтала с детства. В 1986 году девушка закончила 2-й Медицинский институт имени Пирогова и получила специальность «детский врач-анестезиолог». Когда Лиза училась, она подрабатывала в реанимационном отделении в московской клинике.

Однако после окончания учебы, Лиза встретила своего будущего мужа, преуспевающего американского адвоката с русскими корнями Глеба Глинку и эмигрировала в США. В Америке Елизавета начала работать в хосписе и её поразило, как там относятся к умирающим и безнадежно больным людям. Получив второе медицинское образование в США, Елизавета Глинка стала мечтать о том, чтобы открыть хосписы у себя на родине.

И эта возможность у неё вскоре появилась. Её мужа отправили по контракту в Киев, вслед за ним поехала и Елизавета. В Киеве она и открыла свой первый хоспис. Когда срок действия контракта мужа истек, семья вернулась в США. Однако Глинка регулярное посещала хоспис в Украине и участвовала в его работе.

В 2007 году заболела мама Елизаветы, и она переехала в ней в Москву. Там она основала благотворительный фонд «Справедливая помощь» и стала его директором. Сама Елизавета, помимо руководства фондом, занималась помощью малообеспеченным больным. Доктора Лизу узнали в 2010 году, когда её фонд организовал сбор помощи тем, кто пострадал от лесных пожаров. В 2014 году Доктор Лиза выносила больных и раненных детей из-под пуль в Донбассе.

Елизавета Глинка: биография, семья, ежедневный подвиг и труд. У Елизаветы Глинки и её мужа трое детей, один из которых приемный. Старший сын пары - художник.

Доктор Лиза всегда знала, какой опасной работой занимается, но делала это ради спасения жизни других, тех, кто нуждался в помощи. Она не боялась боли и никогда не была равнодушной. Гибель этой женщины причиняет особую боль, справиться с которой практически невозможно.

Елизавета Глинка не сразу начала кормить и лечить бомжей у Павелецкого вокзала, до этого она в 1999 году успела организовать хоспис в Киеве. Вместе с покойной Верой Миллионщиковой, которую Глинка называет учителем, подругой и хранительницей ее тайн и слёз, они ввели в нашу жизнь понятие хоспис, и собственно, на этом можно было бы ставить точку, так как не могут принести ничего доброго люди, уверенные, что стране и больным нужны многочисленные хосписы.

Но все-таки я детально опишу деятельность Глинки, насколько это можно сделать, получив информацию из общедоступных источников.

Биография Глинки в интернете представлена весьма скупо. В википедии написано, что родилась она в 1962 году, в 1986 году закончила московский 2-й мед. институт им. Пирогова по специальности врач-реаниматолог. В этом же году эмигрировала в США, где в 1991 году получила второе медицинское образование по специальности «паллиативная медицина» в Дартмундской медицинской школе.

Из других источников выясняется, что она вышла замуж за американца русского происхождения Глеба Глинку на 14 лет старше, родила 2-х сыновей. Муж - преуспевающий адвокат, директор московского представительства Американской ассоциации юристов (ABA-ROLI). Вот и всё. Чем именно она занималась столько лет, где работала, и почему вдруг решила вернуться?

Елизавета Петровна также называет себя Доктор Лиза, и это уже не живой человек, а мифический персонаж с нарицательным именем. Имя выбрано психологически точно: слово «доктор» прочно ассоциировано в массовом сознании с хорошим человеком и благородной профессией (рассказ "Чудесный доктор", "добрый доктор Айболит, он под деревом сидит...", "доктор Живаго" и т.п.) в отличие от врача («врачи-убийцы», рвачи). Имя Лиза мягкое, женственное: Л-и-и-и-за. «Бедная Лиза», «ты ждешь, Лизавета, от мужа привета, и не спишь до рассвета, всё грустишь обо мне…».

Персона под названием «Доктор Лиза» внушает доверие и безотчётную симпатию, не то что, допустим, «врач Ривкина» или Рабинович. Кстати, девичья фамилия Елизаветы Петровны нигде не упоминается.

В сюжетах и документальных фильмах, изобильно фиксирующих передвижения Елизаветы Петровны между вокзалами, хосписами и офисом, она представлена исключительно с превосходной стороны. Маленькая, хрупкая, с огромными глазами женщина противостоит в одиночку коррумпированной гос. системе.
Какое сообщение считывается, например, с этой фотки. На хрупкое плечо Глинки припал сирота/бомж/голодающий, которого она по-матерински утешает, одновременно превозмогая душевную боль от чтения письма другого сироты/голодающего. Мы видим нечеловеческую муку в глазах Глинки, которая хочет так же обнять неведомого нам адресата, но пока не может это сделать, отчего невыносимо страдает.

Она заботится об обездоленных и отверженных обществом, о тех, от кого все отвернулись, кроме неё. Так и хочется залиться благодарными слезами, пасть на колени и прорыдать: «Святая, святая!»


Кормёжка какого-то ребёнка напоказ, фотографирует, что интересно, Рустем Адагамов, скрывающийся от обвинения в педофилии.

Глинка работает не одна, но снято всё таким образом, что остальные люди выглядят фоном, оттеняющим её самоотверженный труд. Они почти ничего не говорят, и зрители не знают, кто они такие.

Истинный характер и истинная мотивация работы Глинки лезут изо всех щелей.

Оказывается, бескорыстная докторша любит сверхдорогие вещи, например, сумку за 2 000 $, с которой она едет навещать умирающую дома (из фильма Е. Погребижской «Доктор Лиза»). Однако. Когда героини сериала «Секс в большом городе» покупают туфли за 485$ или сумку Birkin за 4 000 $ это понятно и логично, непомерное транжирство составляет суть их потребительских характеров и праздной жизни. Органично смотрится абсурдно дорогая сумка у какой-нибудь содержанки с лошадиной челюстью и дефектом дикции. Но соц.работнику и благотворительнице, проводящей полжизни на «помойке» (её название) с бомжами и умирающими, сумка за 60 000 рублей как-то не по чину.

В одних интервью она называет себя православной, в других, например, в разговоре с Шендеровичем, она не даёт ответа о своей вере. По содержанию высказываний можно понять, что если она что и знает о Православии, то только его обрядовую, внешнюю сторону. Да и здесь она не сильна, венцы называет короной, при встрече со священником лезет к нему с объятиями и т.д.

В числе будущих проектов Глинки - увеличение числа хосписов в России, в том числе детских, создание больницы для бедных и окон для приёма подкидышей, как в Польше. Я бы предложила ей ещё один фронт работы: оказание помощи проституткам. Получится не менее зрелищное шоу, чем с бомжами. Проститутки расскажут душераздирающие истории про проклятую жизнь, вынуждающую их к такой «работе», про невозможность устроиться куда-либо ещё, про то, как они помогают оставшимся дома детям и родителям. Доктор Лиза будет накладывать повязки на их разбитые клиентами физиономии и раздавать средства контрацепции, а те будут заливаться пьяными слезами и обещать больше никогда, никогда!

Меня с самого начала, когда я впервые увидела сюжеты с Глинкой, царапнула её манера говорить с больными людьми и бомжами. Она кокетничает, заигрывает и фамильярничает. Ошеломляющее зрелище представляет Глинка у постели умирающего человека, она хихикает и говорит, как он хорошо выглядит, и скоро они с ним будут танцевать.


«Как мало надо человеку для счастья», пишет Е. Глинка в своем блоге, выкладывая фотки с детдомовскими детьми, измазанными шоколадными конфетами, которые они им подарили. Да нет, госпожа Глинка, как мало нужно, чтобы обмануть людей сентиментальными фотками.

У меня есть стойкое убеждение, что эта женщина самоутверждается на фоне однозначно несчастных, больных, с повреждённой психикой и сниженной критикой людей. Она упивается их несчастьями, прикрываясь личиной заботы и внимания, хотя делает это не вполне осознанно и цинично. Нет, я думаю, что Глинка находится в глубокой прелести, то есть она уверена в своей непогрешимости, святости и правоте. Вокруг неё сформировался круг таких же повреждённых психически личностей, получающих моральное удовлетворение от того, что есть люди, ещё более ущербные, чем они, и они якобы помогают кому-то, стоящему на самом низу социальной лестницы. Они смотрят ей в рот, и всякое её действие сопровождают криками: «Низкий Вам поклон!», «Спасибо, что Вы есть», «Снимаю шляпу перед Вами», «Вы святая!». Все комменты такого рода Глинка оставляет в ЖЖ.

В интервью «Новой газете» она сказала, что не считает себя никакой святой, она обычная женщина, она и курит, и матерится. Какое своеобразное понятие об обычной женщине. На тот случай, если её, не дай Бог, прирежет нанюхавшийся клея бомж, надо запомнить её слова, а то ведь, при нынешнем оскудении примеров для подражания, скоро начнут и таких канонизировать.

Глинка постоянно врёт, говоря об отсутствии организации социальной помощи в Москве. «В приюты бомжи не могут попасть, они все забиты, а отбор туда - как на факультет высшей математики». «Бомжей принимают только с московской пропиской». Это ложь. Когда я написала ей в блоге, что это не так, что места всегда есть, принимают всех, а центры социальной адаптации не заполняются, потому что большинство бомжей сами не хотят подчиняться простым правилам (не пить водку, мыться, не проносить запрещённые предметы), она ответила - да, Вы тоже правы, но дальше не стала отвечать по существу. Но как же могут быть правдой две диаметрально противоположные точки зрения?

Я ей неоднократно писала, что бомжи могут есть в бесплатных столовых, получать одежду, и всегда задавала вопрос: почему Вы утверждаете обратное? Её не интересует реальная картина оказания социальной помощи, ей выгодно создавать ложную видимость полного безразличия всех государственных систем и отдельных людей к проблеме бездомности. И только она одна о них заботится, кормит, лечит, одевает, оформляет документы, с помощью благотворителей. «Я люблю людей, и тех, у кого есть дом, и бездомных», как она скромно объяснила когда-то.

Сюжеты о бомжах могут произвести впечатление на людей, далеких от проблем социальной помощи в Москве. Однако если присмотреться внимательно, можно обнаружить, что почему-то за супом стоят молодые кавказцы, низко надвинувшие шапки на глаза, и явно не желающие попадать в кадр (ТВЦ декабрь 2010 г.). Старая женщина рассказывает, что хотя она имеет московскую прописку и паспорт, ей отказывали во всех поликлиниках, и она месяц не могла забинтовать повреждённую голову, и вот только Доктор Лиза ей помогла. Другая старуха, пришедшая за супом, говорит, что ее пенсии не хватает вообще ни на что, а помощь в социальном центре оказывается, только если принести гору справок, а собрать их невозможно.


Ну уж не врите так нагло. Очевидно, что эти старухи имеют психические нарушения или деменцию и выдумывают всякую ахинею, а журналисты преподают их бред как отражение подлинной московской жизни.

Невероятно, но сама Глинка понимает, что в её деятельности что-то глубоко неправильно, однако она предпочитает отбрасывать неприятные мысли о бесполезности кормёжки бомжей, и подменяет их убеждённостью в своей мессианской задаче.
Из фильма «Мой друг - Доктор Лиза» (автор Тофик Шахвердиев):

- А что же государство, почему жизнь такая?..

Глинка: вы знаете, если я буду задаваться такими вопросами, я не смогу работать, это я знаю точно. Есть в этом смыл, нет в этом смысла… Ни я, ни Сергей Петрович не сможем выезжать на вокзал и кормить их. Я просто знаю, что если я не приеду в среду, они будут голодными, или они будут есть из помойки

Глинку поддерживают многие бизнесмены и богачи. Казалось бы, странно, что умные - а они однозначно умные, дурак не заработает миллионы - люди вносят лепту в фонд Глинки и дают ей деньги. Почему они не видят лживости и неэффективности её деятельности? Я думаю, что ответ здесь вот в чем. Каждому человеку хочется считать себя хорошим. Последний негодяй думает, что он неплохой человек. Как писал Святитель Феофан (Говоров), «сам дрянь дрянью, а всё твердит - несмь якоже прочие человецы». Наворовав крупные состояния, богачи ищут способы оправдать свою жизнь, свои огромные похищенные и украденные миллионы и миллиарды. И как удобно, можно пожертвовать малые крохи на благотворительность, оправдав тем самым своё непомерное стяжательство и неуплату налогов. Те самые люди, которые одной рукой финансируют кормежку бездомных, другой рукой грабят своих подчинённых, грубо нарушают Трудовой кодекс, подкупают чиновников, хамят и унижают. Но совесть их успокаивается с помощью бомжей и Доктора Лизы. Некоторые, наверняка, поступают вполне цинично и осознанно, и именно от них идут попытки введения налоговых льгот на благотворительность.

Глинку дружно восхваляют все телеканалы и «Эхо Москвы», о ней снят десяток фильмов. Отдельные критические голоса жителей, живущих рядом с Павелецким вокзалом и страдающих от увеличения численности зловонных, грязных и пьяных людей вследствие бурной деятельности Глинки, тонут в хоре славословий. Пока государство будет заинтересовано спускать миллиарды на фиктивную помощь, существование таких, как Глинка, ему будет выгодно, потому что подобные благотворители не исследуют причины социальных проблем, не обобщают и не анализируют опыт. Они не хотят реформирования гос.системы оказания помощи, не вносят никаких конструктивных предложений, не спорят с чиновниками, за исключением каких-то пустяковых поводов. Они на самом деле не заинтересованы в искоренении или видимом снижении социальных отклонений, они хотят, чтобы бездомные и нуждающиеся существовали вечно, тогда у них всегда будет фронт работы и возможность пребывать в ореоле святости.

Елизавета Петровна Глинка – врач, специалист в области паллиативной медицины, создатель и руководитель первого бесплатного украинского хосписа, открытого 5 сентября 2001 года в Киеве. Там стационарно пребывают около 15 пациентов, кроме того, программа “Уход за больными дома” охватывает еще более 100 человек. Помимо Украины, Елизавета Глинка курирует хосписную работу в Москве и Сербии.

На всех фотографиях рядом с больными у нее живая улыбка и сияющие глаза. Как может человек пропустить через свое сердце сотни людей, похоронить их – и не ожесточиться, не покрыться корой равнодушия, не заразиться профессиональным цинизмом медиков? А ведь на ее плечах вот уже пять лет огромное дело – бесплатный хоспис (“за нельзя брать деньги!”).

У доктора Лизы, ее сотрудников и волонтеров, девиз: хоспис – место для жизни. И жизни полноценной, хорошего качества. Даже если счет идет на часы. Здесь хорошие условия, вкусная еда, качественные медикаменты. “Все, кто у нас побывал, говорят: как у вас хорошо! Как дома! Здесь хочется жить!”

Читатели нашего сайта давно знакомы с ее удивительными рассказами – короткими зарисовками из жизни хосписа. Казалось бы – несколько строк простого текста, а почему-то поменялось все миропонимание, все стало другим…

Сейчас помощь очень нужна самой Елизавете Петровне. В течение нескольких месяцев доктор Лиза живет в Москве: здесь в больнице тяжело болеет ее мать, Галина Ивановна, в течение нескольких месяцев находится в отделение нейрореанимации Бурденко. У нее кома 4-й степени. При малейшем движении (переворачивании на спину, например) у нее повышается давление до критического, что при ее диагнозе может означать наивысший риск смерти.

Но у доктора Лизы не получилось перестать быть доктором на эти несколько месяцев: в больнице она помогает и многим другим людям: рекомендациями по поиску средств на лечение, а главное – советами и информированием о том, какое лечение по закону должно оказываться бесплатно. Руководство клиники попросило Елизавету Петровну в течение недели подыскать другую клинику для матери, несмотря на то, что пребывание Галины Ивановны в госпитале полностью оплачиватся. Однако в теперешнем ее состоянии перевоз невозможен, он будет означать летальный исход.

Вот отрывок из письма Елизаветы Петровны директору больницы: “Мама наблюдается в отделении лечащим врачом, который хорошо знает особенности течения ее заболевания с момента повторной операции. Уход осуществляется высококвалифицированными сестрами на платной основе, сестры идеально выполняют все, что касается выполнения назначений.

Это продлит ее жизнь. Не надолго, так как я осведомлена о поражениях и последствиях ее заболевания. На мой взгляд, транспортировка такой больной в новое лечебное учреждение может существенно ухудшить и без того сложную ситуацию. Помимо медицинского аспекта, есть момент этический. Мама хотела быть похороненной в России в Москве.

Лично, как коллега коллегу и по – человечески, я прошу Вас войти в мою ситуацию, оставив мою мать в той больнице, в которой ее прооперировали и ведут знающие врачи – те, кому я доверяю.”

Дорогие читатели, просим ваших сугубых молитв о благополучном разрешении сложившейся ситуации!

Расшифровка передачи “Гость « Фомы »”, прозвучавшей недавно в эфире радио “ Радонеж “, подготовленая сайтом “Милосердие “.

– Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня у нас с вами удивительный гость. Эту хрупкую замечательную женщину зовут Елизавета Глинка. Она – врач паллиативной медицины. Здравствуйте, Елизавета!

– Здравствуйте!

– Мы узнали о вас из «Живого журнала», там вас зовут «Доктор Лиза». Почему?

– Потому что у меня никогда не было информационной площадки, и один бывший пациент и мой близкий друг сказал о том, чтобы я завела себе живой журнал. А поскольку для меня было немножко сложно открыть его, было мало времени, то собственно, я этот журнал получила в подарок. И «Доктор Лиза» – это так называемый ник, которым мой приятель меня наградил. И с тех пор полтора года у меня этот журнал – и теперь меня все зовут «Доктор Лиза».

– А почему вы вдруг решили связать свою жизнь с медициной?

– Потому что я хотела быть врачом столько, сколько себя помню. Даже когда я была маленькой девочкой, я всегда знала – не то, что хотела, а всегда знала, что буду доктором.

– Тем не менее все же в медицине есть разные направления. И то, которым занимаетесь вы – пожалуй, одно из самых сложных, если не сказать самое сложное, потому что работа в хосписе, работа с больными, у которых, возможно, нет шансов на дальнейшую жизнь – это одна из самых тяжелых, наверное, работ?

– Вы знаете, мне всегда очень трудно отвечать на такой вопрос, потому что когда ты работаешь на своем месте, то твоя работа не кажется тебе самой тяжелой. Я свою работу очень люблю, и мне, например, кажется: наиболее тяжелая работа – кардиохирургом или психиатром. Или, если не касаться медицины – у продавцов, которые имеют дело с большим количеством людей с разными характерами.

– А почему вы решили именно этим заниматься? Вот в медицине много разных профилей – а вы пришли в онкологию…

– Сначала я пришла в реаниматологию и аутофизиологию, а потом так сложилась жизнь, что мне пришлось переехать из России в другую страну, где меня мой муж привел ознакомиться с хосписом – и я посмотрела, как это выглядит за рубежом. И, собственно, то, что я увидела, полностью изменило мою жизнь. И я поставила своей целью, чтобы в моей стране были такие же отделения, в которых люди могут умирать бесплатно и достойно, мне очень захотелось, чтобы хосписы стали доступны всем слоям населения. Больница, которую я сделала, находится в Киеве, в Украине – а в Москве я сотрудничаю с Первым Московским хосписом, который был построен четырнадцать лет назад – и вот мы уже четырнадцать лет тесно дружим с его основателем, главным врачом Верой Миллионщиковой, достаточно известной здесь, в медицинских кругах.

Первый хоспис в России был построен в городе Санкт-Петербурге, в поселке Лахта Ленинградской области четырьмя годами раньше первого московского. То есть я знала о том, что зачатки хосписного движения в России уже существуют, то есть уже движение начиналось. И сказать, что я начинала с нуля – это не так. Наработки были – но вот например, когда мы познакомились с сотрудниками Первого Московского хосписа, была выездная служба и только организовывался стационар.

А четыре года спустя моя жизнь так сложилась, что я вынуждена была уехать в Украину, где мой муж получил работу по контракту с иностранной фирмой на два года – и таким образом я оказалась в Киеве. Вот тут я обнаружила, что, наверное, мою добровольческую деятельность и помощь Первого Московского хосписа придется расширить в том плане, что в Украине не было вообще никакого места, куда клали обреченных умирающих онкологических больных. То есть этих больных выписывали умирать домой, а если очень повезет – оставляли в многоместных палатах и госпиталях в очень плохих условиях. И не забывайте, что это было шесть лет назад, то есть экономическое положение было просто ужасное после распада Советского Союза – и эти больные находились буквально в ужасающих положениях.

– В силу профессии и в силу особенностей тех людей, которые являются вашими больными, вашими пациентами и просто людьми, которым вы помогаете, вы ежедневно сталкиваетесь со смертью. В принципе, такие вопросы жизни и смерти, когда человек впервые с ними сталкивается, как правило, кардинально меняют взгляд на жизнь. Таких примеров можно множество привести – и из жизни, и из литературы, и из кино и т. д. Что чувствует человек, который с такими проблемами сталкивается ежедневно?

– Трудный вопрос. Ну, понимаете, с одной стороны, это – моя работа, которую я хочу выполнять хорошо. А чувствую я, наверное, то же самое, что чувствует любой человек, потому что, безусловно, мне очень жалко больных, которые уходят из жизни, еще больше мне жалко больных, которые уходят из жизни в условиях нищеты. Очень больно смотреть на тех больных, у которых выражен так называемый болевой синдром – то есть те симптомы, которые, к сожалению, иногда сопровождают процесс умирания от онкологического заболевания. Но с другой стороны мне нельзя забывать о том, что я – профессионал, о том, что это – моя работа, и я стараюсь, выходя за пределы хосписа, не выносить эти переживания, не приносить их, например, в мою семью и не привносить это в компании людей, с которыми общаюсь, понимаете?

Потому что и так в силу обстоятельств, в которых я работаю, многие, если я называю место своей работы, и говорю, чем занимаюсь, ожидают увидеть какой-то виноватый взгляд, унижение какое-то в разговоре – понимаете? Я хочу сказать, что те, которые работают с умирающими – они такие же обычные люди, как и мы, и хочу добавить, что умирающие люди – они тоже такие же, как мы, об этом много говорят и много пишут. Но мне кажется, что никто не может услышать и понять, что разница между тем человеком, который умрет скоро, и мною и вами, например, в том, что там индивидуум знает, что ему осталось жить очень немного – а мы с вами просто не знаем, когда и в какую минуту это произойдет. И это – единственная разница, понимаете?

Ну, а вопрос того, что это происходит часто на наших глазах – уже специфика профессии, наверное, я просто привыкла. Но это не значит, что мой персонал – например, в хосписе – не плачет и не переживает. И вообще на Украине очень эмоциональные люди – намного более эмоциональнее, чем люди в Москве, хотя я москвичка по рождению да и по характеру. Но я вижу, что, конечно, персонал и переживает, и плачет – но с опытом нарабатывается какая-то такая… не то, что они становятся более холодными, а просто мы понимаем… Кто-то понимает, что знает о жизни что-то другое, кто-то просто понимает, что надо просто взять себя в руки для того, чтобы помочь следующему больному. Так и справляемся.

– А много таких, которые считают, что за этой жизнью есть что-то другое?
– Я думаю, что из десяти больных семь будут надеяться на что-то еще за гранью , и, наверное, трое больных, которые говорят – я не знаю, считают ли они так на самом деле, но мне они говорят, что там ничего не будет. Два будут сильно сомневаться, а один будет точно уверен, что там ничего нет, и эта земная жизнь закончится – и там уже все, там – пусто.

– А вы как-то пытаетесь с людьми на эти темы говорить?
– Только если этого хочет сам больной. Поскольку хоспис – все-таки светское учреждение, то я должна, обязана уважать интересы больного. И если это православный христианин, и он хочет поговорить об этом – я приведу ему священника, если католик – соответственно, он получит ксендза, если иудей – то мы приведем ему раввина. Я не священник, понимаете, поэтому – да, я выслушаю и могу ему сказать, во что я верю и во что не верю.

А есть больные, с которыми я не афиширую свое православие и просто снивелирую разговор, потому что некоторые больные не принимают веру православную – такая у них точка зрения. В Украине сейчас пошла полоса больных, которые вступили в секту «Свидетелей Иеговы». И их реально обирают: совсем недавно погибла женщина – я о ней писала, Таня – которая перед поступлением в хоспис, куда ее эти «братья» и «сестры» привезли… Первый вопрос, который они задали, когда вошли: «Где нам можно подписать доверенность на пенсию, кто нам это сделает?». Я говорю: «Кто это – «брат»? Какой?» «Во Христе!». То есть Таня была одинокой женщиной, которая двадцать лет была в ссылке в Магадане. И когда она вернулась в Киев, они увидели эту несчастную, больную, одинокую женщину и «вступили» ее в секту… А вы знаете, что такие больные – они слабенькие, очень подвластные какому-то влиянию…

И второй наш разговор был о том, что они оформили завещание, по которому Таня отдала им всю недвижимость. И поскольку это было желание этой больной… Внутри я понимаю, что это не очень красиво по отношению к этой женщине, несправедливо, но ее желание… Она очень ждала – они приходили один раз в день, на пять минут, говоря о том, что любят ее, и она говорила: «Елизавета Петровна, ко мне пришли мои братья и сестры, посмотрите, как они меня любят – они и наш Бог Иегова!..». Вот. А я не могла ей сказать, что «у тебя неправильная религия», потому что у нее вообще никого не было. И вот то, за что она зацепилась за две недели до смерти – я не имею права отрывать эту последнюю ее привязанность в жизни, поэтому иногда я просто на эту тему не говорю.

– Вы упомянули о том, что вы об этой женщине, о Тане, писали. Вы же уже говорили – вы как раз известны как замечательный автор прозаических произведений, коротеньких рассказов – и за каждым из них стоит судьба человека. Есть такое мнение, что писатель – это не тот, кто может писать, а тот, кто не может не писать. Почему пишете вы?

– Я абсолютно не согласна с тем, чтобы меня называли писателем, потому что писатель, наверное – это тот, кто получил специальное образование или более начитан, чем я. Действительно, вот я не хочу рисоваться. Вообще первый рассказ… ну, даже не рассказ – это действительно мой дневник. Для меня – было полной неожиданностью, когда я его опубликовала – у меня было там двадцать друзей, с которыми мы обменивались: куда я еду, какие пеленки покупаю, еще чего-то – то есть чисто хосписные друзья, которые знали немножко, что в моей жизни происходит…

А потом я встретила одну семью, семья была иудеев – у меня в хосписе – и они настолько отличались от нашего православного образа жизни, что я начала свое коротенькое наблюдение – и поделилась коротенькой историей этой семьи. И на следующий день, открыв почту, я была вообще потрясена шквалом откликов – это была полная неожиданность! Но, поскольку чисто физически я не успеваю писать большие дневники, и даже честно скажу – мне не очень интересно мнение тех, кто меня читает, мне интересно, чтобы они сами… Я хочу, чтобы они услышали, потому что, как правило, у меня нет счастливых историй со счастливыми концами – то есть я пишу судьбы, которые меня так или иначе задели.

– А были какие-то отклики, которые вам особенно запомнились?
– Что меня удивило – это количество людей, которые каждый день переживают вот эту боль от потерь онкологических больных – это самое большое количество откликов было. Опять же – через публикацию этих рассказов я получила, наверное, порядка сорока трех ответов от больных, которые обратились за помощью. То есть это сейчас явилось такой площадкой – например, сейчас мы буквально виртуально консультируем женщину из Краснодарского края… Из Ухты, из регионов России, из Одессы – там, где недоступны хосписы – но вот они прочли, что есть такое место, где этим больным можно как-то помочь – и вот они пишут…

Меня потрясло отсутствие, информационный вакуум, который касается процесса умирания больных – о том, что можно облегчить симптомы, о том, что есть препараты, которые их так или иначе облегчают… Что меня удивило из откликов – многие были уверены, что услуги такого хосписа – на уровне услуг, которые даются в Первом Московском хосписе – платные. И их очень трудно разубедить… И, наверное, это мое любимое кредо, что хосписы должны быть бесплатны и доступны абсолютно всем слоям населения. Мне все равно, какой у меня больной – депутат, бизнесмен, бомж или условно досрочно освободившийся человек. И критерии отбора при поступлении в хоспис и в России, и в Украине – помимо тех, которые от меня требует Горздрав– это смертельные заболевания с прогнозом жизни от полугода и меньше.

– Скажите, пожалуйста, у своих больных вы чему-то учитесь?

– Да. Вообще-то это – школа жизни. Я учусь у них не каждый день, а каждую минуту. Практически у каждого больного можно научиться терпению. Они все разные, но есть те, которые так терпеливо и так достойно переносят то, что с ними случилось в жизни, что я иногда очень удивляюсь. Учусь мудрости… Мне кажется, Шекспир написал – не ручаюсь вам за дословность цитаты, но приблизительно такие слова: «умирающие потрясают своей гармонией, потому что в них есть мудрость жизни». И это действительно так, буквально… Вы знаете, у них мало сил еще говорить, поэтому они, видимо, продумывают какие-то фразы и иногда говорят вещи, которые, вот сколько лет я работаю, меня настолько глубоко потрясают, что да – действительно я у них учусь.

А через некоторых больных я иногда учусь, что не надо делать, потому что как живешь, – так и умираешь, и действительно, не все больные – ангелы. Почему-то многие, читая мой живой журнал, говорят: «Где ты берешь таких потрясающих людей?» Понимаете? Нет, они не потрясающие – то есть я говорю о том, что и запросы есть капризные – ну, и холодные, расчетливые люди. И когда я посмотрела, как происходит их уход из жизни, и как семья разрушается – или наоборот, как семья реагирует, я для себя лично, наверное, делаю вывод, чего я, наверное, Бог даст, никогда не сделаю в своей жизни. Поэтому учимся и хорошему, учимся на ошибках, потому что это все происходит на глазах.

У меня сейчас в настоящий момент умирает удивительный священник – первый священник православный, который умирает у меня в палате, сегодня ему шестьдесят лет исполнилось, ему звонили… И я вам скажу: провелась нить за пятнадцать дней, я по пять раз проходила в палату, чтобы пообщаться. И вот от него я научилась, наверное, большему, чем у всех моих больных… А в больницу ко мне недавно журналисты ходили, подсчитали – через мои руки прошло 2356 больных – и от одного я получила то, что за четырнадцать лет работы не получила от остальных… Вот я спросила – батюшка – а что такое смирение? А он священствует тридцать три года – представляете? И потомственный – его отец был священник, и его сын сейчас священник. Он удивительный, потрясающий человек. И он говорит: самое большое смирение – это не обижать тех, кто слабее тебя.
Я ему говорю, что это самое трудное в жизни – не обидеть тех, кто слабее тебя, не накричать… И вот этих мелочей мы не замечаем. То есть это не мог быть какой-то диалог, а просто он такие вещи говорит, про которые думаешь: вот как я этого не понимала, и как я этого не знала? Вот такой вот у нас батюшка…

– Низкий вам поклон на то, что вы делаете и спасибо большое за то, что нашли время для этого разговора!
– Спаси Бог…

Оказалась знаменитый доктор-филантроп, которая заслужила всеобщее признание как среди простых людей, так и среди элит. Речь идёт о Елизавете Петровне Глинке, известной также под именем «Доктор Лиза».

Во многих СМИ сейчас фигурирует тема авиакатастрофа в Сочи – и поиск виновных. Но не меньшее внимание в обществе и среди различных чиновников Российской Федерации уделяется именно этой женщине-доктору, которая стала большой потерей не только для страны, но и для всего мира.

Вечная память

В связи с гибелью Доктора Лизы многие российские чиновники приняли решение увековечить память "символа милосердия" во многих регионах России. Например, мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман считает, что следует назвать одно из городских медучреждений в её честь.

Реакция на такое предложение последовала незамедлительно. Судя по сообщениям из пресс-службы Екатеринбургской городской Думы, решено назвать Центральную городскую больницу №2 в честь Елизаветы Глинки.

Не оставил без внимания смерть Доктора Лизы и глава Чеченской Республики . Чиновник сообщил в своём Instagram, что уже принял решение присвоить имя Доктора Лизы республиканской детской клинической больнице в Грозном.

«Она посвятила свою жизнь самому благородному делу – спасению детей из горячих точек… Елизавета Глинка выбрала тяжёлый путь поддержки тех, кому неоткуда ждать помощи », - прокомментировал свое решение чеченский лидер.

Прокомментировал трагедию и глава совета при президенте по содействию развития гражданского общества и правам человека Михаил Федотов. По его мнению, Елизавета Глинка и память о ней, её делах, должны быть увековечены.

«Она была человеком абсолютно уникальным. Это был действительно ангел добродетели, который спустился к нам на землю, чтобы делать людям добро. Это была её миссия », – процитировали слова Федотова в радиостанции «Говорит Москва».

Всё это только первая реакция элит в Российской Федерации на трагическую смерть доктора Лизы. Почему гибель этой женщины вызвала такую бурную реакцию, причём с учётом того, что все призывают увековечить её память?

Милосердие Доктора Лизы


ВВС

Нужно понимать, что Елизавета Глинка, учитывая её профессиональные навыки в медицине, выбрала не самый лёгкий путь (работа в престижном медицинском учреждении с высокой зарплатой), а трудный – это организация специальных медучреждений (хосписов), с принципом работы которых она познакомилась, живя в США.

Получив второе медицинское образование по специальности «паллиативная медицина» в Дартмутской медицинской школе, она приняла участие в работе первого Московского хосписа. После этого открыла аналогичное учреждение в 1999 году в Киеве.

В 2007 года Доктор Лиза организовала благотворительный фонд «Справедливая помощь». Эта организация обеспечивала помощью всех онкологически больных без исключения, в том числе малообеспеченных и бездомных. С каждым годом доктор Лиза расширяла свою деятельность. Если посмотреть на статистику за 2012 год, то в среднем около 200 человек за 12 месяцев направлялось фондом в больницы Москвы и Московской области. Елизавета Глинка даже организовывала специальные пункты обогрева для бездомных.


Российская газета

Также доктор Лиза участвовала в сборах материальной помощи в пользу пострадавших от различных стихийных бедствий. Её фондом собирались деньги для помощи людям, которые понесли ущерб от лесных пожаров в 2010 году, от наводнения в Крымском в 2012 году и т. п.

Не обошла вниманием Елизавета Глинка и проблему жертв военного конфликта на Донбассе. Несмотря на критику различных западных СМИ и международных организаций, она напрочь отсеивала любые угрозы и игнорировала политические интриги, занимаясь благотворительностью для всех нуждающихся в регионе. В то время как организация «Красного креста» воздерживалась от помощи людям Донбасса, Елизавета Глинка работала над поставками гуманитарной помощи непризнанным республикам.


НТВ

Это же делала она и в Сирии с 2015 года. Доктор Лиза занималась доставкой и распределением лекарств, организацией оказания медицинской помощи гражданскому населению. К слову, потерпевший катастрофу Ту-154 под Сочи как раз направлялся в Сирию, чтобы обеспечить университетский госпиталь Тишрин в Латакии всеми необходимыми медикаментами, которые очень важны для сирийских онкобольных и новорожденных детей.


Top