Основные структурно семантические типы сложносочиненных предложений. Основные признаки сложного предложения и средства связи его частей

Основной тип сложного предложения - сложноподчиненное предложение, так как нем наиболее ярко представлены типичные структурносемантические признаки сложного предложения. Поэтому в Русской грамматике-80 и в некоторых вузовских учебниках (В. В. Бабайцевой, Л. Ю. Максимова) рассмотрение видов сложного предложения начинается с сложноподчиненного предложения.
Сложносочиненное предложение - структурно-семантическая разновидность сложного предложения, состоящая из двух или более грамматически равноправных предикативных частей, связанных друг с другом при помощи сочинительных союзов, грамматически и по смыслу.
Вызывает споры вопрос о грамматическом объеме сложносочиненных предложений.
Н-р, Шуршат и плещут волны.
На то, каким является статус предложений с однородными сказуемыми, в специальной литературе существуют две точки зрения:
  1. это сложносочиненное предложение (мнение, изложенное в Грамматика-70 и Русской грамматике-80);
  2. это простое предложение с однородными сказуемыми (мнение большинства синтаксистов).
В литературе прослеживается разное понимание сочинительных отношений между предикативными частями сложных предложений.
Н -р, Волны звучали, солнце сияло, море смеялось.
Многие рассматривают подобные предложения как сложносочиненные на основании того, что бессоюзие может содержать в себе характер сочинительных отношений.
Структурно-семантические признаки сложносочиненных предложений:
  1. Структурные признаки:
  1. Полипредикативность;
  2. Наличие грамматических средств связи предикативных частей - сочинительных союзов.
  3. Структурная неполнота одной предикативной части.
Н-р, Мир освещается солнцем, а человек - знаниями.
  1. Возможность наличия общих второстепенных членов предложения, что сказывается на пунктуации.
Н-р, Здесь на просторе месяц казался больше и звезды сияли ярче.
  1. Порядок следования предикативных частей может быть фиксированный или нефиксированный.
Ср.: Дверь открылась, и Герман вошел. (Фиксированный порядок следования предикативных частей, что предопределяется общим смыслом предложения: предикативные части нельзя поменять местами).
Солнце светит, и птички поют. (нефиксированный порядок следования предикативных частей: предикативные части нельзя поменять местами).
  1. Координация видо-временных форм глаголов-сказуемых во всех предикативных частях.
  2. Возможный структурный параллелизм построения предикативных частей.
  1. Семантические признаки:
  1. Полипропозитивность.
  2. Лексико-тематическое единство между предикативными частями.
  3. Предикативные части предложения логически совместимы.
  4. Между предикативными частями предложения складывается определенный тип грамматических отношений, т.е. каждое сложносочиненное предложение обладает определенным грамматическим значением.

Еще по теме Сложносочиненные предложения (ССП). Структурно-семантические признаки ССП. Средства связи частей в ССП: сочинительные союзы, типизированные лексические элементы, соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых и др.:

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ

Кафедра русскоГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Минбаев Шахриёр Ахлиёр угли

СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ТИПЫ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

(НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭЗИИ И. А. БРОДСКОГО)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на соискание степени бакалавра по направлению образования:

511 13 00 – Родной язык и литература ( и литература в иноязычных группах)

Завкафедрой русского языка ______ преп.

и литературы __________ д. ф.н., «_____» __________ 2017 года

«_____» __________ 2017 года

Ташкент – 2017

Введение……………………………………………………………………........3-9

Глава I. История изучения сложносочиненного предложения в лингвистической науке…………………………………………………….10-23

Понятие сложного предложения как единицы.10-13 Сложносочиненное предложение………………………………...13-14 Классификация ССП в современной лингвистической науке….14-18

1.3.1. ССП с соединительными союзами………………………...14-15

1.3.2. ССП с разделительными союзами…………………………15-16

1.3.3. ССП с противительными союзами………………………...16-17

1.3.4. ССП с пояснительно-присоединительными союзами……17-18

1.4. Сложносочиненные предложения однородного и неоднородного

состава……………………………………………………………...18-23

Выводы по главе I……………………………………………………………24-25

Глава II. Структурно-семантические типы сложносочиненных предложений в поэзии …………………………………..26-46

2.1. ССП однородного состава (с общим соединительным и

общим разделительным значением)………………………………26-37

2.2. ССП неоднородного состава (с общим противительным

значением)……………………………………………………………37-46

Выводы по главе II …………………………………………………………..47-48

Заключение…………………………………………………………………...49-52

Список использованной литературы………………………………………..53-56

Приложение. «Изучение сложносочиненных предложений (на материале

поэзии И. Бродского) на уроках русского языка»………….57-66

ВВЕДЕНИЕ

С приобретением Республикой Узбекистан государственного суверенитета одной из главных задач общегосударственного масштаба стало формирование нового поколения кадров «с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачу на перспективу»1, так как «... только та страна, та нация может добиться великого будущего, процветания и благополучия, которая сумеет подготовить знающих, профессионально грамотных и энергичных личностей, настоящих патриотов своей страны, обогатить их огромным духовным наследием великой национальной культуры, приобщить к сокровищницам мировой науки и культуры»2.

«Ученые республики ведут фундаментальные и прикладные исследования по многим направлениям современной науки. В республике созданы научные школы мирового класса и успешно проводятся исследования по многим направлениям.

Развитие собственного интеллектуального, научно-технического потенциала, как фактора устойчивого прогресса нашей страны, мы непосредственно связываем с дальнейшим расширением научных, технических и культурных связей с в мире исследовательскими центрами, с совместным проведением исследований по многим актуальным проблемам».3

Выпускная квалификационная работа посвящена изучению проблемы характеристики типов сложносочиненных предложений в структурно-семантическом аспекте на материале поэзии.

Бродского неоднородна по своим стилевым и жанровым свойствам. Каждой ее разновидности соответствует особое мироощущение лирического героя, его поэтический язык. Конкретный тип такого повествования обусловлен образно-психологическим заданием автора. Особое значение автор придавал лексико-синтаксическому строю стиха. придирчиво подходил к каждому используемому им слову. Среди многообразия всех языковых средств, используемых автором в своих стихотворениях, особняком стоит употребление синтаксических конструкций. Они передают все многообразие явлений, событий, чувств, мыслей, переживаний лирических героев.

Синтаксические конструкции в произведениях, освещенные обобщающей мыслью, несут определенные сведения о природе родного края, любви, поэзии, месте поэта в мире.

В нашей выпускной квалификационной работе мы сделали акцент на изучении сложносочиненных предложений однородного и неоднородного состава.

Актуальность данной темы состоит в том, что современное состояние лингвистики уже не может замыкаться в сфере изучения изолированных языковых единиц, оно требует их исследования в реальной сфере функционирования, в частности – в том или ином тексте.

Научная новизна работы определяется исследованием и частотностью употребления типов сложносочиненных предложений в поэтических произведениях.

Объектом данной работы являются сложносочиненные предложения в поэзии.

Предметом исследования являются структурно-семантические типы сложносочиненных предложений в поэтических произведениях.

Целью данной работы является выявление и анализ структурно-семантических типов сложносочиненных предложений, использованных в поэтических текстах и применение данного материала на практике (на уроке по русскому языку).

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

Произвести отбор необходимого материала для изучения и анализа; Классифицировать синтаксические конструкции по типам; Рассмотреть все типы ССП в контексте стихотворений; Выявить особенности лексико-синтаксического строя стиха. Составить план-конспект урока по теме «Сложносочиненное предложение».

В работе использованы следующие методы исследования:

Метод лингвистического описания – использован для анализа и описания лингвистических свойств ССП; семантический метод – использован для анализа и определения семантических характеристик ССП в поэзии; сравнительный метод – использован для выявления и анализа универсальных и специфических характеристик использования разновидностей ССП в поэзии; а также метод систематизации.

Материалом исследования послужили языковые иллюстрации, собранные методом сплошной выборки, из стихотворений Иосифа Бродского.

Теоретической базой для данного исследования послужили классификации, предложенные и, . Так, разграничивает ССП в зависимости от характера отношений между частями и выделяет: ССП с соединительными отношениями; ССП с противительными отношениями; ССП с разделительными отношениями; ССП с отношениями градации; ССП с присоединительными отношениями.

дает классификацию ССП, выделяя в качестве ведущего признака открытость/закрытость структуры ССП: открытая структура, соединительные ССП (ССП с отношениями одновременности и следования) и разделительные ССП (ССП с отношениями взаимоисключения и чередования). Закрытая структура: ССП, допускающие второй союзный элемент (ССП без второго союзного элемента (ССП с союзом И и ССП с союзами А, НО и синонимичными им) и ССП со вторым союзным элементом (ССП следствия, вывода; ССП противительно-уступительные; ССП противительно-возместительные; ССП ограничительные; ССП отождествительно-соединительные; ССП соединительно-дополнительные)) и ССП не допускающие второго союзного элемента (ССП градационные (ССП собственно-градационные и ССП усилительные) и ССП пояснительные).4

В нашей выпускной квалификационной работе мы руководствуемся структурно-семантической классификацией предложенной и. В работе этих исследователей в качестве определяющего признака разграничения ССП выступает однородность / неоднородность их состава. Она выделяет:

ССП с общим соединительным значением, которые, в свою очередь, подразделяются на соединительно-перечислительные, соединительно - отождествительные, соединительно-распространительные, соединительно - результативные, условно-следственные, предложения соединительного несоответствия, соединительно - градациозные предложения; - ССП с общим разделительным значением, подразделяющиеся на предложения взаимоисключения, чередования и альтернативной мотивации; - ССП с общим противительным значением, которые делятся на сопоставительные, противительно-ограничительные, противительно-уступительные и противительно-возместительные предложения; - ССП с пояснительными и присоединительными отношениями.

Данная структурно-семантическая классификация позволяет учитывать структуру обеих частей, синтаксические средства связи и смысловые значения придаточных частей. Она является в настоящее время ведущей. 5

Методологической базой исследования явились фундаментальные работы в области общего и русского (В. фон Гумбольдт, Ф. де Соссюр, Э. Сепир, и др.), законодательные документы, указы Президента Республики Узбекистан и постановления Правительства о развитии науки и образования.

Теоретическая значимость заключается в том, что данный лингвистический материал можно использовать при изучении сложносочиненных предложений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что данный лингвистический материал относится к числу программного. Результаты и материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе общеобразовательных школ, лицеев, колледжей на занятиях по русскому языку.

Положения, выносимые на защиту:

В поэтических текстах И. Бродского присутствуют сложносочиненные предложения открытой и закрытой структуры, то есть однородного и неоднородного состава; ССП однородного состава с общим соединительным значением в поэзии имеют дополнительное значение одновременности и следования. Значение одновременности всегда выражено ми глаголов-сказуемых, а значение следования – семантическим наполнением предикативных частей, соединительные союзы в которых служат связующим звеном для предикативных частей; предпочитал использовать ССП со значением одновременности, а ССП со значением следования гораздо меньше, к тому же соединительное значение автор предпочитал выражать союзом И, а союз ДА был использован лишь один раз в проанализированном нами поэтическом материале; Конструкции однородного состава, то есть открытой структуры, с дополнительными значениями взаимоисключения и чередования (в ССП с общим разделительным значением), используются крайне редко; ССП неоднородного состава с общим противительным значением в поэзии имеют дополнительное значение сопоставления, ограничения и уступки. Противительное значение всегда выражено с помощью союзов, а также семантического наполнения предикативных частей; предпочитал использовать противительные ССП со значением сопоставления, а ССП со значением ограничения и уступки гораздо меньше, к тому же общее противительное значение автор выражал союзом НО; Конструкции с пояснительным значением в ССП неоднородного состава не характерны для синтаксиса поэта в отличие от ССП с градационными отношениями.

Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения (методическая разработка урока). Список использованной литературы включает 46 наименований и 4 интернет-источника, использованных в процессе работы над темой выпускной квалификационной работы, общий объем которой составляет 66 страниц.

Цель лекции: раскрыть структурно-семантические особенности сложносочиненных предложений, принципы их классификации, охарактеризовать основные разновидности сложносочиненных предложений.

1. Сложносочиненные предложения (ССП). Структурно-семантические признаки сложносочиненного предложения. Средства связи частей в сложносочиненном предложении: сочинительные союзы, типизированные лексические элементы, соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых и др.

3. Принципы классификации сложносочиненных предложений. Структурно-семантическая характеристика видов сложносочиненных предложений. Место сложных предложений с присоединительными и градационными союзами в системе сложного предложения. Вопрос о сложных предложениях с пояснительными союзами.

4. Односубъектные и полисубъектные сложносочиненные предложения.

1. Сложносочиненные предложения (ССП). Структурно-семантические признаки ССП. Средства связи частей в ССП: сочинительные союзы, типизированные лексические элементы, соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых и др.

Основной тип сложного предложения – сложноподчиненное предложение, так как нем наиболее ярко представлены типичные структурно-семантические признаки сложного предложения. Поэтому в Русской грамматике-80 и в некоторых вузовских учебниках (В. В. Бабайцевой, Л. Ю. Максимова) рассмотрение видов сложного предложения начинается с сложноподчиненного предложения.

Сложносочиненное предложение – структурно-семантическая разновидность сложного предложения, состоящая из двух или более грамматически равноправных предикативных частей, связанных друг с другом при помощи сочинительных союзов, грамматически и по смыслу.

Вызывает споры вопрос о грамматическом объеме сложносочиненных предложений.

Н-р, Шуршат и плещут волны.

На то, каким является статус предложений с однородными сказуемыми, в специальной литературе существуют две точки зрения:

1) это сложносочиненное предложение (мнение, изложенное в Грамматика-70 и Русской грамматике-80);

2) это простое предложение с однородными сказуемыми (мнение большинства синтаксистов).

В литературе прослеживается разное понимание сочинительных отношений между предикативными частями сложных предложений.

Н-р, Волны звучали, солнце сияло, море смеялось.

Многие рассматривают подобные предложения как сложносочиненные на основании того, что бессоюзие может содержать в себе характер сочинительных отношений.

Структурно-семантические признаки сложносочиненных предложений:

Й. Структурные признаки:

1. Полипредикативность;

2. Наличие грамматических средств связи предикативных частей – сочинительных союзов.

3. Структурная неполнота одной предикативной части.

Н-р, Мир освещается солнцем, а человек – знаниями.

4. Возможность наличия общих второстепенных членов предложения, что сказывается на пунктуации.

Н-р, Здесь на просторе месяц казался больше и звезды сияли ярче.

5. Порядок следования предикативных частей может быть фиксированный или нефиксированный.

Ср.: Дверь открылась, и Герман вошел. (Фиксированный порядок следования предикативных частей, что предопределяется общим смыслом предложения: предикативные части нельзя поменять местами).

Солнце светит, и птички поют. (нефиксированный порядок следования предикативных частей: предикативные части нельзя поменять местами).

6. Координация видо-временных форм глаголов-сказуемых во всех предикативных частях.

7. Возможный структурный параллелизм построения предикативных частей.

ЙЙ. Семантические признаки:

1. Полипропозитивность.

2. Лексико-тематическое единство между предикативными частями.

3. Предикативные части предложения логически совместимы.

4. Между предикативными частями предложения складывается определенный тип грамматических отношений, т.е. каждое сложносочиненное предложение обладает определенным грамматическим значением.

2. Сложносочиненные предложения открытой и закрытой структуры (однородного и неоднородного состава, автосемантического и синсемантического состава).

Термины сложносочиненные предложения открытой и сложносочиненные предложения закрытой структуры имеют общие и незначительные отличительные признаки. Так, Н.С.Валгина отмечает, что "части сложносоиненного предложения открытой структуры представляют собой незамкнутый ряд, они однотипно построены, имеют значение одновременности, что выражается соответствием видо-временных форм глаголов-сказуемых".

Предложения открытой структуры могут иметь неограниченное количество предикативных частей (возникают ограничения лишь лексического плана). "В предложениях закрытой структуры части представляют собой замкнутый ряд, это всегда две части, структурно и семантически взаимообусловленные, связанные. Так же Н. С. Валгина указывает, что при автосемантичности части сложносочиненного предложения относительно самостоятельны. При синсемантичности смысловая самостоятельность предикативных частей в сложносочиненном предложении нарушается и все сложносочиненное предложение характеризуется семантико-синтаксической целостностью. Между частями появляются элементы зависимости: анафорические местоимения, общие второстепенные члены предложения и т.д. Сложносочиненные предложения однородного и неоднородного состава В.В.Бабайцева различает по особенностям строения и грамматическому значению.

3. Принципы классификации сложносочиненных предложений.

Структурно-семантическая характеристика видов сложносочиненных предложений. Место сложных предложений с присоединительными и градационными союзами в системе сложного предложения. Вопрос о сложных предложениях с пояснительными союзами.

Синтаксическая традиция выработала три принципа классификации сложносочиненных предложений:

1. По средствам связи.

2. По грамматическому значению.

3. По характеру лексического наполнения.

Виды ССП. Принципы классификации ССП

1. По характеру лексического наполнения предикативных частей

ССП открытой структуры

ССП закрытой структуры

2. По средствам связи

3. По грамматическому значению (общему и частному)

1. С соединительными союзами И, ДА=И, НИ…НИ, ДАЖЕ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, и др:

перечислительные отношения: последовательности или одновременности

2. С противительными союзами: А, НО, ДА+НО, ЖЕ, ЗАТО, ОДНАКО и др.:

противительные отношения: противопоставление, сопоставление

3. С разделительными союзами ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, ТО…ТО. НЕ ТО… НЕ ТО и др:

Разделительные отношения: чередования или взаимоисключения, предположения, неуверенности

2. С градационными союзами (сопоставительными) НЕ ТОЛЬКО …НО И, КАК …ТАК И

сопоставительные отношения: возмещения, уступки, ограничения, условия, присоединения, сходства, аналогичности

3. С пояснительными союзами А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ

пояснительные отношения: поправка, оговорка, пояснительно-присоединительный оттенок

4.С присоединительными союзами ДА И, ПРИТОМ, ПРИТОМ, К ТОМУ ЖЕ, А ТО и др.

присоединительные отношения: дополнение, разъяснение, предостережения

2. С соединительными союзами И, ДА=И, НИ…НИ, ДАЖЕ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, и др:

Соединительные отношения с оттенком следствия, причинноследственным, условно-следственным

В школе классификация сложносочиненных предложений дается по средствам связи и грамматическому значению.

Литература

1. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. – М., 2001.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 1991.

3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3-х ч. –М., 1987. – Ч.3.

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Современный русский язык: Учебник. – М., 2001.

5. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис: Учебник. – М., 1977. – С.207, 206-215 (см. таблицу на с. 215).

6. Федоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса. – М., 1972.

7. Попов Р.Н. Современный русский язык: Учебник. – М., 1978.

8. Пешковский А.М. Существует ли в русском языке сочинение и подчинение предложений? // Избранные труды. – М., 1959.

9. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова: Учебник. – СПб., 2001.

10. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой: В 2-х ч. – М., 2001. –Ч.2.

11. Фоминых Б.И. Сложносочиненное предложение с различными союзами // РЯШ. – 1974. – №4.

12. Топчий С.Н. Русский язык. Теория и практика. – Минск, 2001.

13. Бархударов С.Г. Русский язык. 9 класс: Учебник. – М., 1990.

14. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник. – М., 2000.

15. Русский язык: Учебник для 9 класса / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2001.

Контрольные вопросы

1. Структурно-семантические признаки ССП. Средства связи частей ССП. Структурные типы ССП: ССП открытой и закрытой структуры, однородного и неоднородного состава, автосемантического и синсемантического. Как соотносятся эти термины, у кого из лингвистов встречаются? Знать определения ССП из вузовских и школьных учебников. Какие отличительные признаки ССП указываются в этих определениях?

2. Принципы классификации ССП. Виды ССП. Что означает: моносубъектные и полисубъектные ССП, двучленные и многочленные ССП? Сравнить виды ССП в вузовских и школьных учебниках (составить алгоритмы). Чем различаются эти классификации? Структурно-семантические типы ССП открытой и закрытой структуры (составить рабочий алгоритм). Знать принципы школьной классификации ССП. Обратить внимание на место СП с присоединительными, пояснительными, градационными союзами в этих классификациях.

3. От каких сходных конструкций необходимо отличать ССП?

4. Переходные случаи между сочинением и подчинением.

5. Многочленные ССП с различными видами сочинительной связи и отношений

6. Какие союзы среди сочинительных можно назвать «семантическими», какие – «функциональными»? Почему? Приведите примеры.

7. Могут ли ССП в качестве синонимов иметь СПП и ПП? Приведите примеры.

Тема: Смысловые отношения в сложносочинённом предложении.

Цели: 1. организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению первичного материала: дать понятие о сложносочинённом предложении, показать смысловые отношения в сложносочинённом предложении, повторить сочинительные союзы; 2. способствовать совершенствованию умения отличать сложносочинённое предложение, формированию навыка построения схемы сложносочинённого предложения; 3. Содействовать воспитанию внимательного, гуманного отношения к людям, бережное отношение к природе

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник русского языка, словарь школьника, таблица «Группы сочинительных союзов», текст для анализа, тест.

Ход урока

    Вступительное слово.

Доброе утро. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

    Разминка. Лексико-орфографическая работа.

Ребята, вы должны были определить значение слов

Прогресс

Прогрессивный

Гуманизм

Гуманный

Феноменальный

    Объявление темы, постановка цели урока.

Посмотрите на предложение, написанное на доске.

Петухи давно пропели и играют на рожке.

Читая это предложение трудно удержаться от улыбки: получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.

Какое перед нами предложение?

(простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и )

Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?

(не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и , который будет соединять два простых предложения в составе сложного)

Петухи давно пропели , и играют на рожке.

Правильно. Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.

- Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

(Сложносочиненное предложение)

Определим цели урока по опорным словам:

повторить

усвоить

- ;

научиться

Правильно! Сегодня мы будем не только повторять уже известные нам сведения, но и познакомимся с тем, какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

Запишите тему сегодняшнего урока в тетради

    Повторение теории.

Ребята, вы уже изучали сложные предложения.

Давайте вспомним, что мы знаем о ССП:

Какое предложение можно назвать ССП? (сложное предложение с двумя или более грамматическими основами, связанными между собой сочинительным союзом)

Как связаны между собой простые предложения в составе сложносочиненного? (интонацией и сочинительными союзами).

Назовите сочинительные союзы.

Соединительные: И, ДА (И)

Разделительные: ИЛИ, ЛИБО, ТО-ТО,

Противительные: А, НО, ДА (НО)

- Запишите их в таблицу.

И

Да (= и)

Ни…ни

Тоже

также

То…то

Или (иль)

Либо

То ли…то ли

Не то…не то

Не только…но и

Но

Да (но)

Однако

Зато

Одновременность

Последовательность

причина

Чередование

взаимоисключение

Сопоставление

противопоставление

    Работа с учебником.

    разбор отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Обвал»

    Чтение правила и теоретического материала учебника

    выполнение упр. 60 (дети работают над одним предложением)

-Обратите внимание на п. 12.

    чтение материала учебника.

    работа со схемой учебника

    допишите в таблицу разновидности смысловых отношений между частями сложного предложения

    вернёмся к выполненному нами упражнению 60 и определим смысловые отношения между частями предложений.

(одновременность, последовательность, сопоставление;

одновременность, последовательность, противопоставление;

причина, - , сопоставление;

причина,

    Закрепление изученного

    Запишем предложения, выделите в них грамматические основы, определите какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)

    Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (одновременность)

    Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)

    В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление)

    То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)

Правило 1

Правило 2

    Схематический диктант

Сейчас вы не будете записывать предложения, а будете составлять схемы предложений:

    Север дышит ветром ночи и полынь колышет. (И.Бунин.)

    Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком. (Л.Андреев.)

    Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

    Осень, но погода ещё тёплая.

    То сверкнёт молния, то слышится раскат грома.

    Физкультминутка.

    Анализ текста.

И

    Тест.

I вариант

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

А. Б. В. Г.

А. Б. В. Г.

[неопределённо-личное], и [безличное]?

А.Б.В.Г.

4. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

?

однако

II вариант

А. Б. В. Г.

2. укажите сложносочинённые предложения.

А. Б. В. Г.

3. строение какого предложения соответствует схеме:

А., Б.,В.,Г.

?

А. одновременность явлений. Б. последовательность

В. чередование Г. Противопоставление

5. Найдите предложение с союзом тоже.

Ответы на тест:

I вариант – 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.

II вариант – 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.

    Итог урока.

Как вы думаете, мы на сегодняшнем уроке реализовали цели, которые поставили в начале урока?

    Домашнее задание:

Выучить материал п. 11, 12; упражнение 62; подобрать и записать по 10 слов для словарного диктанта на тему «Ь после шипящих»

    Рефлексия.

Детям предложены пословицы, которые ученик выбирает и объясняет свой выбор, комментируя свои впечатления от урока.

    Славу свою добываю в бою.

    Глядя на лес не вырастешь, а смотря на людей богатым не будешь.

    Бог-то бог, а не будь сам плох.

    Святой Боже пахать не поможет.

    Велик телом, да мал делом.

    Глаза с поволокой, а рот с позевотой.

    Живот толстой, а лоб пустой.

    У врача лечись, у умного учись.

    Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

    Один глаз на мельницу, другой на кузницу.

    Добрый разум наживёшь не сразу.

    На свой ум надейся, а за чужой держись.

    С кем поведёшься, от того и наберёшься.

    Пчела мала и та работает.

Прогресс – поступательное движение вперёд, улучшение в процессе развития;

Прогрессивный – стремящийся к прогрессу, передовой;

Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям;

Гуманный – человечный, отзывчивый, культурный;

Феноменальный – выдающийся, исключительный.

повторить

сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

усвоить

особенности сложносочинённого предложения ; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

научиться

отличать сложносочинённые предложения от других предложений

    Составление таблицы «Группы сочинительных союзов»

И

Да (= и)

Ни…ни

Тоже

также

То…то

Или (иль)

Либо

То ли…то ли

Не то…не то

Не только…но и

Но

Да (но)

Однако

Зато

Одновременность

Последовательность

причина

Чередование

взаимоисключение

Сопоставление

противопоставление

Правило 1 Союзы в сложносочинённом предложении, выражая связь между простыми предложениями, не входят ни в одно из них, а располагаются между ними. Поэтому при перестановке простых предложений союз остаётся между предложениями.

Правило 2 Возможность перестановки позволяет установить смысловое равноправие простых предложений по отношению друг к другу. Итак, наличие сочинительного союза и смысловое равноправие простых предложений – два основных грамматических признака сложносочинённого предложения.

    Анализ текста.

Всё меньше звуков в ночи, и всё тише они. И поля молчат, и село уснуло, и всё кругом затихло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краёв. (С.Шуртаков.)

Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употреблённые в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?

Какой смысл вносит во 2 предложении повторяющийся союз И ? (как бы замедляет происходящее: наступление ночной тишины.)

I вариант

А. Снег шуршит под ногами, и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1. укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

А. Б. В. Г.

2. укажите сложносочинённые предложения.

А. Б. В. Г.

3. строение какого предложения соответствует схеме:

[ неопределённо-личное ] , и [ безличное ] ?

    Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка ?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. Противопоставление

5. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены).

А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

Прогресс – поступательное движение вперёд, улучшение в процессе развития;

Прогрессивный – стремящийся к прогрессу, передовой;

Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям;

Гуманный – человечный, отзывчивый, культурный;

Феноменальный – выдающийся, исключительный.

повторить

сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

усвоить

особенности сложносочинённого предложения ; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

научиться

отличать сложносочинённые предложения от других предложений

    Составление таблицы «Группы сочинительных союзов»

И

Да (= и)

Ни…ни

Тоже

также

То…то

Или (иль)

Либо

То ли…то ли

Не то…не то

Не только…но и

Но

Да (но)

Однако

Зато

Одновременность

Последовательность

причина

Чередование

взаимоисключение

Сопоставление

противопоставление

Правило 1 Союзы в сложносочинённом предложении, выражая связь между простыми предложениями, не входят ни в одно из них, а располагаются между ними. Поэтому при перестановке простых предложений союз остаётся между предложениями.

Правило 2 Возможность перестановки позволяет установить смысловое равноправие простых предложений по отношению друг к другу. Итак, наличие сочинительного союза и смысловое равноправие простых предложений – два основных грамматических признака сложносочинённого предложения.

    Анализ текста.

Всё меньше звуков в ночи, и всё тише они. И поля молчат, и село уснуло, и всё кругом затихло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краёв. (С.Шуртаков.)

Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употреблённые в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?

Укажите лексические средства, с помощью которых автор передаёт мотив тишины в природе (меньше звуков, тише, молчат, уснуло, заглохло, тишина).

Случайно ли употреблены глаголы совершенного и несовершенного вида в одном предложении? (наливалась – налилась, писатель передаёт продолжительность, повторяемость действия).

Какой смысл вносит во 2 предложении повторяющийся союз И ? (как бы замедляет происходящее: наступление ночной тишины.

II вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

А. Б. В. Г.

2. укажите сложносочинённые предложения.

А. Б. В. Г.

3. строение какого предложения соответствует схеме:

[определённо-личное], и [двусоставное]?

4.Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины ?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. Противопоставление

5. Найдите предложение с союзом тоже.

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то (же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то (же) село.

Сложные предложения - это предложения, состоящие из нескольких простых.

Основными средствами связи простых предложений в сложных являются интонация, союзы (сочинительные и подчинительные) и союзные слова (относительные местоимения и местоимённые наречия).

В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные . Союзные предложения подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые .

Сложносочинённые предложения (ССП) - это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.

Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению

Тип ССП Союзы Примеры
1. соединительными союзами (соединительные отношения). И; да (в значении и ); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и.

Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора (Паустовский).
Лицо её бледно , слегка раскрытые губы тоже побледнели (Тургенев).
Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески (Садовский).
Он шуток не любил , да и её при нём оставляли в покое (Тургенев).

2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения). А; но; да (в значении но ); однако (в значении но ); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а ); частица только (в значении союза но ).

Иван Петрович ушёл , а я остался (Лесков).
Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером (Герцен).
Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков).
Утром прошёл дождь , зато сейчас над нами блистало чистое небо (Паустовский).
Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде (Писемский).
Лодки сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков (Дубов).

3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения). Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли.

Либо рыбку съесть , либо на мель сесть (пословица).
Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (Тургенев).
То ли на него подействовала тишина и одиночество , то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку (Симонов).

Обратите внимание!

1) Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены. Их разграничение особенно важно для расстановки знаков препинания. Поэтому при разборе обязательно выделите грамматические основы, чтобы определить тип предложения (простое с однородными членами или сложносочинённое предложение).

Ср.: От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра (Песков) - простое предложение с однородными сказуемыми; Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно (Песков) - сложносочинённое предложение.

2) Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения).

Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу (Песков).

Исключение составляют союзы тоже, также , частицы-союзы же, только . Они обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения).

Мы с сестрой плакали , мать также плакала (Аксаков); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Куприн).

Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями.

3) Двойной союз не только..., но и выражает градационные отношения и в школьных учебниках отнесен к соединительным союзам. Очень часто при разборе принимают во внимание только его вторую часть (но и ) и ошибочно относят к противительным союзам. Чтобы не ошибиться, попробуйте заменить этот двойной союз союзом и .

Ср.: Язык должен быть не только понятный или простонародный , но и язык должен быть хороший (Л. Толстой). - Язык должен быть понятный или простонародный , и язык должен быть хороший .

4) По значению сложносочинённые предложения очень разнообразны. Достаточно часто они близки по значению к сложноподчинённым предложениям.

Ср.: Уйдёшь ты - и станет темно (Шефнер). - Если уйдёшь ты , станет темно ; Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков). - Хотя я ничего не ел , голода я не чувствовал .

Однако при разборе принимается во внимание не это конкретное значение, а значение, обусловленное типом сочинительного союза (соединительный, противительный, разделительный).

Примечания. В некоторых учебниках и пособиях к сложносочинённым предложениям относят сложные предложения с пояснительными союзами то есть, а именно , например: Правление уполномочило его ускорить работы, то есть , иными словами, он сам себя уполномочил к этому (Куприн); Перелёты птиц выработались как приспособительный инстинктивный акт, а именно : он даёт птицам возможность избежать неблагоприятных условий зимы (Песков). Другие исследователи относят их к сложноподчинённым предложениям или выделяют в самостоятельный тип сложных предложений. Часть исследователей предложения с частицами только, же относят к бессоюзным предложениям.


Top