План конспект зимней спортивной прогулки в гпд. Конспект прогулки в гпд "такие разные осенние листья"

Сезонное планирование прогулок: зима.

Задачи: 1. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе зимой, названия зимних месяцев.

2. Познакомить с народными приметами, стихами, загадками, подвижными играми зимней тематики.

3. Развивать внимание, наблюдательность, умение выделять причинно-следственные связи.

4. Формировать умение видеть красоту природы.

5. Воспитывать бережное отношение к птицам, стремление помогать им.

Сезонное планирование прогулок: осень.

Задачи: 1. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе осенью, названия осенних месяцев.

2. Познакомить учащихся с цветочными, лекарственными и дикорастущими травянистыми растениями, деревьями.

3. Учить детей видеть взаимосвязи в природе.

4. Формировать эстетические чувства при наблюдениях за красотой осеннего леса.

5. Развивать познавательный интерес, любовь к родной природе.

1-я неделя

Рассматривание цветочных растений на клумбах

За насекомыми

За грозой

За листвой деревьев

Рассказ воспитателя

Сенсорные упражнения

Загадки, приметы

Дид. игра

Вопросы

Рассматривание

Труд в уголке природы: уход за комнатными растениями

- «Цветы»

- «Цветы и ветерки»

- «4 стихии»

- «Узнай цветок по описанию»

2-я неделя

За листопадом

Плоды и семена - путешественники

За трудом взрослых

Хвойные и лиственные деревья

Опыт: определи, какой лист легче

Сенсорные упражнения

Рассматривание

Стихи

Загадки

Пословицы

Приметы

Сбор семян для поделок, подкормки птиц зимой

Посильная помощь взрослым

- «Найди такой же листок»

- «С какого дерева лист?»

- «С какой ветки эти детки?»

- «Составь узор из листьев»

- «Зайцы в огороде»

Сезонное планирование прогулок: весна.

Задачи: 1. Закрепить знания о признаках весны, названия весенних месяцев.

2. Познакомить с народными приметами, стихами, пословицами о весне.

3. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, речь.

4. Учить детей понимать взаимосвязи в природе.

5. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.

2-я неделя

За цветением черёмухи

За появлением насекомых

За поведением птиц

За цветением одуванчика (длительное): 2) цветы в пасмурную погоду

Рассматривание

Сенсорные упражнения

Загадки

Рассказы детей

Сравнение

Уборка территории (мётлами)

- «Садовник»

- «Бабочки»

- «Пчёлки и ласточка»

- «Ловишки в кругу»

3-я неделя

За цветением яблони

За распусканием листьев

За первой грозой

За цветением одуванчика (длительное): 3) «Золотой луг» (в солнечную погоду)

Рассматривание

Пословицы

Стихи

Речевые упражнения

Обобщение

Уход за многолетниками на клумбах

Подготовка почвы к посадкам

- «Мышка в домике»

- «Пчёлки и ласточка»

- «Зайцы в огороде»

- «Мы весёлые ребята»

Речевой материал к прогулкам.

Осень.

I. Декоративные растения .

Задания:

Срезать несколько цветов для составления букета.

Собрать семена цветов.

Выкопать нераспустившиеся растения для уголка природы.

Вопросы:

Что приносят цветы людям?

Какое у вас настроение, когда вы смотрите на цветник?

Где человек использует цветы?

Какие садовые цветы до первого снега цветут?

Дидактические игры: «Найди цветок по описанию», «Садовник».

Рассказ воспитателя о хризантеме (легенда о её происхождении), о георгинах, об астре. (В книге В.А. Корабельникова «Краски природы»)

II. Насекомые .

Наблюдения:

1. В солнечный день за бабочками.

2. За летящей серебристой паутинкой, на них молодые паучки совершают перелёты.

Дом. задание: нарисовать паутинку и паука.

Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Вопросы:

Можно ли трогать насекомых руками?

Какое значение в природе имеют комары?

Можно ли коллекционировать насекомых?

Каких полезных насекомых вы знаете?

Какую пользу приносят пчёлы, осы, шмели?

Паук – это насекомое или нет?

Есть ли в наших лесах ядовитые пауки?

Какую пользу приносят пауки?

Что помогает пауку поймать добычу?

Откуда появляется паутина? (Из паутинных бородавок выделяется тугая жидкость).

III. Гроза, дождь, тучи, небо в пасмурную погоду .

Вопросы:

В каком месяце больше всего гроз? (Июль в народе называют грозник, молнии мечет, дубы калечит).

Что нельзя делать при грозе? (Стоять под высоким одиноко стоящим деревом; плавать в реке; ехать в автомобиле; прятаться под навесы с железной крышей).

Какие птицы предсказывают дождь?

Какие бывают облака?

Какое универсальное средство от дождя было изобретено в Китае? (Зонт)

Опыт: определи расстояние до грозы.

Речевое упражнение:

Назови одним словом: погода какая?

Игра с пальчиками «Дождик».

Рассказ воспитателя о грозе: «Гроза – это сильный дождь с молнией и громом, иногда с градом. Влажный тёплый воздух поднимается на большую высоту, резко охлаждается и ливнем дождевых капель обрушивается вниз. При этих процессах в облаках образуется электричество, и тогда между двумя облаками или между облаком и землёй проскакивает искра – молния. Когда молния проходит сквозь воздух, она мгновенно нагревает его на тысячи градусов. От такого перегрева воздух взрывается. Этот взрыв мы и слышим как гром. Грома бояться не надо – это только звук. А вот молния действительно опасна. Молния ударяет преимущественно в места, обладающие хорошей электропроводностью».

IV. Дикорастущие лекарственные растения .

Рассказ воспитателя: « Пижма – или дикая рябинка. Листья у неё замечательные: их рёбра всегда направлены с севера на юг. Пустыри, заросшие пижмой, преображаются, становятся красочными. Лекарственное растение. Полынь – очень горькое растение. Если просто побродить по зарослям полыни, то во рту будет ощущаться горечь. Где растёт полынь, там нет мышей, крыс. Подорожник – если приложить листок к ранке, то кровь остановится. Крапива – жгучее растение, на листьях находятся волоски, которые при прикосновении легко обламываются, а в них находится муравьиная кислота. Употребляют в пищу люди и животные, богата витаминами. Лекарственное растение. Лопух – у молодого лопуха 1-го года жизни растут только листья. На 2-й год он цветет, и появляются шарики-комочки (семена), и зовут его уже «репейник». Корни имеют целебные свойства, соком укрепляют волосы».

Вопросы:

Какие придорожные растения ты знаешь?

Чем они полезны? (Имеют целебные свойства, их семенами питаются птицы, они первыми осваивают почвы, на которых не могут расти другие растения).

V. Перелётные птицы.

Рассказ воспитателя: «Птицы – великие путешественники, стаями и в одиночку летят они из мест, где родились, туда, где проведут зиму. Птичьи стаи летят, в основном, по ночам, поэтому мы редко видим улетающих птиц. Во время полёта птицы придерживаются определённого порядка. Так им удобней и легче лететь. Стаю ведёт вожак. Журавли летят «клином» (углом). У них самый красивый и строгий порядок. «Шеренгой», крылом к крылу летят цапли и гуси. Утки при дальних перелётах выстраиваются в «линию» друг за другом. Но есть утки, строй которых напоминает пологую «дугу». У скворцов, дроздов и других мелких птиц никакого порядка не заметно. Так и летят «скученной стаей». Только большие хищные птицы (орлы, ястребы) летят самостоятельно, в одиночку».

Речевая игра «Прилетели птицы,

Голуби, синицы…»

Вопросы:

Какие птицы прилетают на участок, встречаются в городе?

Каких птиц уже не видно? Почему?

Кто наблюдал отлёт стаи птиц?

Почему птицы улетают на юг?

Любая ли птица может быть вожаком стаи?

Какие птицы называются перелётными?

Наблюдения: понаблюдать за птицами на участке, их повадками. Отметить внешний вид, голоса. Закрепить названия. Предложить детям попрыгать, как воробей, и походить, часто переступая ногами, как голуби.

Игры: «Птицелов», «Охотники и утки», «Перепёлочка», «Журавли-журавли».

VI. Лес, деревья, кустарники, листопад, плоды и семена.

Вопросы:

Какого цвета листья на деревьях? (от лимонно-жёлтого до тёмно-багрового)

Есть ли в парке сосны и ели? Какого они цвета?

Какой главный цвет осени? Поэтому раннюю осень называют золотой.

Листья каких деревьев чаще жёлтые? (берёза, липа, тополь) Красные? (рябина, осина, клён) Зелёные? (ольха, ива, сирень)

О чём говорит появление жёлтых листьев на деревьях?

Почему желтеют листья? (В зелёных листьях есть особое вещество – хлорофилл, который постоянно разрушается, но на свету образуется вновь. Летом солнце светит долго, поэтому лист остаётся зелёным. С наступлением осени света листья получают меньше, хлорофилл разрушается и не успевает восстанавливаться, лист желтеет. Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода).

Где больше жёлтых листьев: на верхушке или внизу? внутри кроны или снаружи?

Отметь и сравни раскраску берёзы, растущей на открытом месте и в тени. Чем она отличается?

Найдите самое высокое дерево. Как оно называется? Самое низкое.

У какого дерева кора гладкая, у какого шероховатая?

Послушать звуки осеннего леса. Почему стало тихо?

Понюхать запахи осеннего леса.

За что люди любят рябину? Какую пользу приносит рябина человеку, птицам?

Что такое листопад? Почему опадают листья?

Пользу или вред приносит деревьям листопадность?

Что помогает деревьям быстрее сбросить листву? (ветер)

Назови красные ягоды опасные для человека. (Бузина, волчья ягода)

Из чего стреляет акация и зачем?

Почему у плодов деревьев есть крылышки?

Сколько крыльев у кленового и берёзового семечка?

Лиственница – почему так называется? Хвойное это дерево или лиственное?

Колючие иголки у лиственницы или нет?

Речевые упражнения:

Как называют рябиновую рощу? Варенье из рябины? Куст рябины?

Что может делать листок? (лететь, кружиться, дрожать, шелестеть, падать, распускаться, желтеть и т.д.)

Опыт: определить, какой лист легче: жёлтый или зелёный? Почему?

Игры: «Раз, два, три, к дереву беги!», «Разведчики леса», «Найди дерево по листку», «Найди такой же листок», «Где детки с этой ветки?», «Найди дерево по семенам», «Путаница» (плоды одного дерева положить к листьям другого и предложить распутать).

Игровые упражнения: послушать, как падают листья; побегать по опавшим листьям; подбрасывать листья вверх, понаблюдать, как кружатся; поваляться на кучах листвы; собрать букет из листьев, собрать веточки лиственницы с шишечками для зимнего букета.

Рассказ воспитателя о бабьем лете: (с 14 по 21 сентября). «С давних времён бабье лето считается лучшей порой осени. Если первый день бабьего лета будет ясным, то и вся осень будет тёплая».

Рассматривание плодов кустарников (ягод) с рассказом воспитателя: «Красные ягоды на калине, рябине, шиповнике, боярышнике, бузине – как светофор на кустах. Но это светофор не для людей, а для птиц: «Прилетайте, угощайтесь!» Растения привлекают гостей не зря. Внутри ягод находятся семена, которые птицы распространяют на далёкие расстояния. У рябины – кисти ягод. Ягоды похожи на маленькие яблочки. Ягоды калины – кисти, но она отличается более густым бордово-красным цветом и ярким блеском, круглые, без отверстий, съедобны, лечебны. Ягоды бузины – мелкие, словно бусинки, сочные, как гроздья винограда. Имеют неприятный запах, ядовиты для человека. Волчья ягода – имеет блестящие красные плоды размером с горошину, почти сросшись, по две рядом плотно сидят на ветке. Ягоды ядовиты. Ягоды боярышника – блестящие красные, чуть вытянутые, внизу у них маленькие тонкие листочки – усики. Ягоды съедобны, лечебны. Плоды шиповника – почти такие же по форме, как и у боярышника, но ягода более округлая, а в нижней части вытянута в форме бутылочки. Полезны».

Рассматривание семян деревьев и кустарников с рассказом воспитателя: «Плод клёна состоит из 2-х частей, каждая имеет крупное крыло, поэтому плод клёна называют крылаткой. Понаблюдайте, как крылатка падает: она быстро вращается, поэтому долго держится в воздухе. А ветер, подхватывая её, далеко относит от дерева. Вскроем плод: внутри его находится семя – зародыш дерева. Акация – плоды – стручки лопаются, слышен треск, оттуда высыпаются маленькие горошины, так она размножается. Мелкие орешки берёзы – имеют два прозрачных крылышка по бокам. А светло-коричневое семечко лиственницы расположилось с краю, похожего на парус крылышка. Подхваченные ветром семена, разлетаются в разные стороны, падают на землю и ложатся спать на зиму. Весной они прорастут и станут новыми деревьями».

Рассказ воспитателя о лиственнице: «Иголки лиственницы – это тоже листья, только изменённой формы, их называют хвоя. У лиственницы крепкая древесина, она не гниёт в воде. В постройках столетиями сохраняет свою прочность. Лиственница имеет большое значение в народном хозяйстве, имеет целебные свойства. Живёт 300-500 лет».

VII. Воздух, ветер, роса, солнце, небо, облака, туман, тень .

Рассказ воспитателя: «Небо – это воздух, который окружает нашу землю. Воздухом дышат люди, животные, растения. Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Солнце нагревает воздух».

Рассказ воспитателя об использовании ветра человеком (ветряная мельница, флюгер, корабли с парусами, самолёты, аэростаты и т.д.); о полезном и опасном ветре (торнадо, смерч, ураган, песчаная буря, цунами, шторм).

Рассказ воспитателя о росе: «Роса – это капельки воды, которые оседают из воздуха при понижении температуры воздуха. Весенняя роса обладает лечебными свойствами».

Рассказ воспитателя о солнце: отметить более низкое положение солнца на небе, чем летом. Зависимость живой природы от солнца, как источника тепла и света. Небесный путь солнца укорачивается, день уменьшается, тепла и света вся живая природа получает меньше.

Рассказ воспитателя об облаках: «Облака – это скопления водяной пыли. Вода тяжелее воздуха, недаром дождевые тучи плывут ниже других облаков. Не падают они на землю только потому, что их поддерживает восходящий поток воздуха, постоянно идущий от земли».

Рассказ воспитателя о тумане: «Осенью часто стелятся туманы. Туман – это охлаждённые капельки воды, повисшие в воздухе. При отсутствии облаков ночью земля охлаждается сильнее, чем в пасмурную погоду. Это вызывает выпадение росы, инея, появление туманов. Самый туманный месяц – сентябрь».

Опыты: 1. Положить в воду кусочек сахара, что произойдёт. (Вокруг сахара появились пузырьки воздуха).

2. Потихоньку выпускайте воздух из воздушного шара. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, его можно почувствовать.

3. Утопи в луже пустую закрытую бутылку и полную бутылку. Почему пустая бутылка не тонет? Теперь откроем пустую бутылку, наклоним её, вода входит в бутылку, а воздух выходит: появились пузырьки воздуха.

4. Подуй на листок, пёрышко. Что выдувается изо рта? На чём удерживается пёрышко?

Вопросы:

Можно ли увидеть, услышать или потрогать воздух?

Где воздух холоднее внизу или вверху? У подножья высокой горы или на её вершине? (У подножья горы цветут цветы, на вершине лежит снег).

Где легче дышится: в лесу или на улицах города? В квартире или в парке?

Для чего нужно регулярно проветривать класс, квартиру?

Что загрязняет воздух?

Что должен делать человек, чтобы воздух был чистым.

Что такое ветер? Как определить, есть ли ветер?

Почему галки и вороны сидят носом к ветру? (иначе ветер поднимал бы пёрышки и леденил бы тело).

Чем роса отличается от инея?

На что похожи облака?

Стоят облака на одном месте или передвигаются? От чего зависит движение облаков?

Какого цвета облака? Какой они формы? Много или мало их на небе в ясный день?

Что происходит, когда облако закрывает солнце?

В какое время года и в какую погоду можно наблюдать кучевые облака? Перистые облака?

В какую погоду можно наблюдать тень? Почему? Когда тень длиннее, когда короче?

Где летом люди спасаются от жары? Почему в тени не так жарко?

Задания: 1. Найди на участке тень от деревьев, строений. Тень всегда движется за солнцем. 2. Найти на участке места, где можно спрятаться от своей тени (в тени деревьев, строений)

Речевые упражнения:

Подбери родственные слова к слову «ветер» (ветерок, ветерочек, ветрище, ветрило, ветрогон, ветродуй, ветряк и т.д.)

Каким может быть ветер? (сильным, слабым, северным, южным, холодным, тёплым, ураганным и т.д.)

Каким может быть солнышко? (активизация в речи слов-определений).

Речевая игра «Солнышко ясное»:

Кто светит нам издалека? (На все вопросы дети хором отвечают:

Кто красит яблочкам бока? «Солнышко ясное!»)

Кто любит раньше всех вставать?

Кто раньше всех ложится спать?

Игры с ветром: бумажные ленточки, ветряки, вертушки, самолётики бумажные.

Игры с солнцем: пускание солнечных зайчиков с помощью зеркала.

Игры с тенью: «Убеги от своей тени», «Обрисуй мою тень».

VIII. Заморозки, иней, первый снег, Покров.

Рассказ воспитателя: «Иней – замёрзшие капельки воды, находящейся в воздухе. Когда иней покрывает деревья, вид у них сказочный. В холодном воздухе влага находится в виде мелких взвешенных кристаллов. Коснувшись предмета, кристаллики задерживаются на нём. Чаще всего иней бывает при тумане, слабом ветре».

Речевые упражнения:

Каким может быть снег?

Подбери слова-определения к слову «иней».

IX. Труд взрослых осенью.

(Перекопка клумб, посадка деревьев, кустарников, уборка и сжигание листвы, сбор овощей, заготовка кормов для животных, уборка зерна, засолка, консервирование овощей, фруктов).

Дидактические игры: «Природа и человек» (что создано человеком и что даёт человеку природа), «Волшебный мешочек», «Узнай по описанию» (угадать овощи, фрукты на ощупь, по описанию).

Трудовые поручения: привлечь детей к посильной помощи взрослым.

Зима.

Речевые упражнения:

Подбор прилагательных к словам: снег, мороз,

небо, погода, деревья.

Вопросы: 1.Почему зимой идёт снег, а не дождь?

2. Почему говорят, что декабрь год завершает, а зиму начинает?

3. Почему иногда падают красивые вырезные снежинки, а иногда снежные колючки или снежные хлопья?

4. Какие птицы какой корм едят?

5. Когда начинается астрономическая зима?

6. Зимой деревья спят или умирают?

Опыты.

В морозную погоду снег рассыпчатый, из него нельзя лепить. От тепла рук снег становится влажным.

В тёплую погоду снег влажный, из него можно слепить снежок.

Снег сохраняет тепло. В морозную погоду вынести 2 бутылки с водой: одну закопать в снег, другую оставить на воздухе. В конце прогулки сравнить, в какой бутылке вода более холодная.

Происхождение осадков. Превращение снега - в воду при таянии, воды - в лёд при замерзании, воды - в пар при кипячении, пара – в воду при охлаждении.

Весна.

Опыты.

1. Предложить потрогать рукой нагретый солнцем ствол дерева. С южной стороны ствол тёплый, здесь снег подтаивает, образуется воронка.

2. Вспомнить, куда осенью делись насекомые. Предложить поискать под корой деревьев, в трещинах. Кусок коры принести в класс, положить на белый лист бумаги, понаблюдать, как оживают насекомые, выползшие из коры.

Вопросы:

Почему снег зимой не падал с крыши, а сейчас стал падать?

Какую птицу называют вестником весны?

Что такое сокодвижение?

Откуда берутся осадки?

Как образуются сосульки?

Какие деревья обрезают и с какой целью?

Почему нельзя жечь прошлогоднюю траву?

Почему молодые листочки клейкие?

Составитель – Барабанова Светлана Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ ЦО №1613 ЮЗАО г. Москвы.

2012-2013 учебный год


Пособие предлагает модель организации внеурочной деятельности учащихся,
ориентированную на реализацию ФГОС. Построение воспитательного пространства второй половины дня в режиме ГПД комплексно охватывает все направления и виды занятий со школьниками. Прогулки и экскурсионные занятия, разработанные по технологии развития критического мышления, позволят педагогу активизировать познавательную деятельность учащихся, развить художественное творчество, способности анализировать информацию с позиции логики и постановки любознательных вопросов, аргументированно вести рассуждения, принимать решения в нестандартных практических ситуациях.
Предназначено воспитателям групп продленного дня, учителям начальных классов, организаторам детского досуга.

Подробное описание

Введение

Дети, посещающие группу продленного дня, испытывают выраженный дефицит двигательной активности. Специалисты утверждают, что для нормального развития младшего школьника на работу мышц должно приходиться до 75 % всего дневного времени. Как показывает практика, лишь 30 % школьников привлечены к внеурочным формам занятий физическими упражнениями, ведут активный образ жизни, регулярно гуляют на свежем воздухе, а остальные 70 % – посещают только уроки физкультуры и их пребывание на свежем воздухе ограничивается лишь дорогой в школу и домой.

Заболеваемость детей, регулярно посещающих группу продленного дня и ежедневно пребывающих на свежем воздухе, играющих в разнообразные подвижные игры, значительно ниже, так как умеренные физические нагрузки, прогулки повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечения гармоничного развития человека.

Прогулка – это одна из форм отдыха детей в группе продленного дня.

Выделяют разнообразные виды прогулок, что дает педагогу возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать. Прогулка может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха или же, наоборот, быть насыщенной подвижными играми и развлечениями.

Виды прогулок

Прогулка-наблюдение. В ее основе лежат наблюдения
за предметами, объектами, растениями, животными, сезонными изменениями в природе, природными явлениями или аномалиями.

Прогулка с заданием. Перед началом или во время прогулки дети получают задание, которое выполняют индивидуально или в группах.

Поисковая прогулка. Предполагает поиск какого-либо заранее спрятанного предмета или объекта, чтение следов зверей
и птиц на снегу, состязание команд по прохождению маршрута, работу с компасом и т. д.

Информационная прогулка. Содержит богатый познавательный материал, побуждает детей к самостоятельному поиску информации.

Творческая прогулка. Этот вид прогулки направлен на развитие творческих способностей детей. В ходе прогулки воспитанники создают букеты из листьев, композиции из снега, придумывают загадки и сказочные истории , делают зарисовки с натуры.

Прогулка-практикум. В ходе прогулки дети проводят практические опыты и ставят эксперименты.

Целевая прогулка. Имеет одну, четко обозначенную цель, например: запомнить название улицы, заметить «следы» хорошего или плохого поведения человека.

Прогулка-развлечение (игровая прогулка). Такая прогулка включает в себя веселые игры и забавы с использованием различного спортивного инвентаря (скакалки, мячи, гимнастические палки, бумеранг) или без него, ритмические музыкальные игры, хороводы, разгадывание занимательных задач, шарад, ребусов, показ фокусов.

Пешеходная прогулка. Это прогулка, в основе которой лежит ходьба.

Спортивная прогулка. Она включает в себя лыжные пробеги, соревнования по скоростному спуску с горы на санках, метание снежков в цель, велогонки.

Экскурсионные занятия в группе продленного дня имеют оздоровительно-воспитательные цели, отличаясь от учебных экскурсий. Это одна из форм отдыха, поэтому, используя их, следует применять методы и средства организации досуга.

На обществоведческих экскурсиях необходимо показывать детям, как на практике происходит разделение общественного труда, раскрывать специфику массовых профессий, освещать трудовые и боевые традиции народа на примерах родного края. В результате такой работы формируются общественно ценное отношение к труду и людям труда, потребность трудиться.

На природоведческих экскурсиях происходит ознакомление школьников с многообразием окружающей природы и преобразующей природу деятельностью человека.

Цели и задач и прогулок и экскурсий: организовать практическую деятельность в природе (наблюдение, выращивание растений, уход, посадка, уборка, сбор); участвовать в общественно полезном труде в природе (уборка территории, прополка клумб, изготовление кормушек, скворечников); развивать стремление к познанию, наблюдательность, любознательность, умение ориентироваться на местности; формировать правильные представления и понятия об окружающем мире , уважительное отношение к людям труда, умение правильно вести себя в природе, желание изучать и охранять природу; активизировать самостоятельную деятельность детей; выявлять закономерную связь явлений в природе; изучать законы развития природы; воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, товарищества, бережное отношение к природе; обеспечивать двигательную активность детей на воздухе.

Конспекты прогулок и экскурсионных занятий, представленные в пособии, разработаны с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления (КМ) .

Критическое мышление – это активный процесс познания, способность анализировать информацию с позиции логики
с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, ставить вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые решения.

Занятие на основе технологии развития критического мышления имеет свою структуру, представляющую собой трехступенчатую модель: вызов, осмысление, размышление (рефлексия) (ВОР).

Рассмотрим более подробно трехступенчатую модель ВОР.

I ступен ь. Вызов.

На данной стадии осуществляется активизация важных познавательных видов деятельности детей.

Во-первых, определяется уровень знаний детей. Полученные ранее знания становятся базой для усвоения нового материала.

Во-вторых, активизируется подсознательный интерес, который определяет личную цель каждого из учащихся.

II ступен ь. Осмысление.

На данной ступени обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Этот контакт может принимать форму выполнения опытов, наблюдения, рассматривания, чтения текста, прослушивания текста, сочинительства и др. Здесь воспитатель оказывает наименьшее влияние на обучаемого, ставя перед собой задачу – подобрать методы и формы работы, которые будут поддерживать высокий уровень активности детей.

III ступен ь. Размышление (рефлексия).

На данной ступени происходит закрепление новых знаний
и активное перестроение своих представлений с тем, чтобы включить в них новые понятия. Именно на этой стадии учащиеся присваивают знания, делают их своими. Это своеобразный анализ собственных мыслей, попытка выразить новую информацию собственными словами, обмен идеями.

На всех трех стадиях могут использоваться индивидуальные формы работы, работа в парах, в группах сменного либо постоянного состава, коллективная работа.

Наиболее часто используемые методы КМ на прогулках
и экскурсионных занятиях.

1. Мозговой штурм.

За минимум времени нужно выяснить максимум знаний, имеющихся у учащихся по данному вопросу. Короткие ответы учащихся фиксируются на доске или на листах бумаги.

2. Карта Кластера.

Выделение смысловых единиц информации и графическое их оформление в виде паутинки (грозди). Это рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово или понятие,
а по сторонам от него фиксируются идеи, связанные с ним, указываются связи между гроздями. Используется этот метод для систематизации, группирования материала, подведения итогов.

3. Прогноз.

Текст произведения детям преподносится по частям. После каждой прочитанной части участники прогнозируют дальнейшие события.

4. Перепутанные логические цепи.

Необходимо составить логическую цепочку (расположить
в хронологическом порядке события, цитаты из текста, последовательность действий и т. д.).

5. Синквейн (пятистрочие).

Первая строка заключает в себе одно слово (существительное); вторая строка – два слова (прилагательные); третья строка – три глагола; четвертая – фразу из четырех слов, выражающую личное отношение к описываемому предмету; в пятой строке – одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Например:

Технология.

Новая, интересная.

Помогает, увлекает, действует.

Предлагает новые приемы работы.

Мастерство.

Введение 3

Литература 167

Введение 3

Конспекты прогулок и экскурсий 8

Правила поведения в природе (беседа) 8

Цветущие клумбы (прогулка-наблюдение) 12

Сентябрь – вересень, желтень, хмурень (информационная прогулка) 14

Сентябрь-рябинник (прогулка-наблюдение) 16

Растения огорода (экскурсия на пришкольный участок) 19

Адрес школы (целевая прогулка) 23

Трудовая атака (прогулка с заданием) 25

Туристический поход (заочная прогулка) 27

Листопад (прогулка-наблюдение) 30

«Листья желтые, скажите, что вам снится?» (прогулка-творчество) 33

Приметы осени (экскурсия в природу) 35

Туман (прогулка-практикум) 37

Букеты из листьев (прогулка-творчество) 39

Не жгите опавшей листвы (прогулка-предостережение) 40

Бабье лето (прогулка-наблюдение) 43

Октябрь – грязник, капустник, хлебник (информационная прогулка) 46

Живое должно жить (экологическая беседа с прогулкой) 48

Дождь (информационная прогулка) 59

Как измерить дождь? (прогулка-практикум) 62

Лужа (прогулка-наблюдение) 63

Магазин (обществоведческая экскурсия) 66

Ноябрь – полузимник, ледень (прогулка с заданием) 68

Ветер (прогулка-практикум) 73

Декабрь – студень, хмурень (информационная прогулка) 75

Поэтические названия декабря (информационная прогулка) 77

В поисках волшебной палочки (поисковая прогулка) 79

Медицинский кабинет (экскурсия) 82

Январь – месяц бога Януса (информационная прогулка) 87

Моя помощь птицам зимой (трудовая акция) 89

Январь – сечень, просинец (информационная прогулка) 93

Снежные чудеса (прогулка-творчество) 94

Обморожение (информационная прогулка-беседа) 96

Аптека (обществоведческая экскурсия) 98

Иней (прогулка с заданием) 101

Зимний лес (парк) (экскурсия) 103

Февраль – бокогрей и ветродув (информационная прогулка) 105

Откуда снег пришел? (прогулка-практикум) 108

Какого цвета снег? (прогулка-наблюдение) 110

На что похожи снежинки? (творческая прогулка) 111

Куда исчезают снежинки? (прогулка-практикум) 114

Добрый снег, ты подумал обо всех! (прогулка с заданием) 116

Снежная сказка (трудовая операция) 118

Лепим снеговика (прогулка-творчество) 119

Март – сухий, свистун, ветронос и зимобор (информационная прогулка) 120

Весна идет (целевая прогулка) 123

Водоем (река, озеро) (экскурсия) 127

Поэтические названия апреля (прогулка-наблюдение) 130

Запахи и звуки (прогулка-наблюдение) 132

Сохраним в чистоте нашу Землю (трудовая акция) 135

За что люди любят Солнце (прогулка с заданием) 137

Спину прямо ты держи, своей осанкой дорожи (целевая прогулка) 141

Кто живет в муравейнике (целевая прогулка) 144

Радуга (прогулка-наблюдение) 149

Май – с цветами (прогулка-наблюдение) 153

Гроза. Поведение во время грозы (прогулка-практикум) 155

Облака (прогулка с заданием) 158

Бабочка – удивительный цветок (прогулка-наблюдение) 161

Запускаем бумеранг (прогулка-развлечение) 163

Следы человека (целевая экскурсия) 164

Литература 167

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №386

Кировского района

План – конспект комбинированной прогулки

в гпд для 2-х классов

«Осенние изменения в природе»

Составитель:

Воспитатель ГПД

Шишулина

Новелла Сергеевна

Санкт – Петербург 2015 г.

Цель: Создание условий для организованной формы отдыха детей и расширение кругозора о природных объектах, воспитание эстетических чувств.

Задачи:

  • Создать условия для выявления связи в природе. Проследить влияние изменений в живой и неживой природе осенью.
  • Создать условия для организации практической деятельности: наблюдение и представление о признаках осени.
  • Предоставить возможность для формирования представления о понятиях в окружающем мире. Самостоятельно проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе.
  • Создать условия для формирования общественно – полезных навыков. Уборка листьев на школьной территории.
  • Создать условия для обеспечения двигательной активности детей на воздухе: подвижные игры.

Планируемые результаты:

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир его органичном единстве и разнообразии природы;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Регулятивные УУД:

1. Учатся контролировать и оценивать свои действия.

2. Учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем.

3. Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Личностные УУД:

1. Формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение.

2. Учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.

3. Сохранение, укрепление и дальнейшее формирование главной ценности воспитанника – здоровье. Формирование потребности заботиться о своем физическом и психическом здоровье.

Деятельность воспитателя. Деятельность детей.

Организационный момент

Воспитатель ГПД организует сбор детей, cмотрит как одеты дети, знакомит с темой прогулки. Проводит краткий и четкий инструктаж о поведении детей во время прогулки на природе, и правилах безопасности в целях предотвращения травматизма. Организует выход детей из школы.

Одеваются по сезону. Строятся на постоянном месте группы. Внимательно слушают, дополняют правила, принимают к сведению.

Экскурсия – наблюдение.

Организационный момент. Двигаемся по намеченному маршруту - по школьному двору. Беседуем о теме прогулки. Воспитатель рассказывает о сезонных изменениях, читает стихи. Наступил первый осенний месяц − сентябрь. В народе его еще называют «листопадник», «хмурень», «ревун». Воспитатель предлагает разделиться на 5 групп, проводит инструктаж по выполнению заданий, назначает ответственного в группе.

Задание № 1 выполняет 1 группа: записать какая сегодня погода и сравнить сентябрьские дни с летними.

Задание № 2: записать и выявить связь между неживой и живой природой. Куда делись насекомые и почему падают листья?

Задание № 3: зарисовать листья, которые ты видишь на участке и правильно определить его название.

Задание № 4: Найти с какого дерева упал листочек? Правильно назвать дерево и найти его «детку».

Задание № 5: зарисовать в какую одежду одеты люди? и почему она изменилась?

Дети отвечают на вопросы.

  1. Почему сентябрь называют «листопадник», «хмурень», «ревун»? Названия месяца отражают осенний сезон. Ревун − идут дожди, непогода. Хмурень − угасание солнечного света, хмурое небо.
  2. Дети делятся на группы. Задают уточняющие вопросы, обсуждают предусмотренные задания. Оказывают взаимопомощь при выполнении, наблюдают и делают выводы.
  3. Записывают необходимые данные, делают зарисовки в свои тетрадки. После выполнения заданий делятся своими наблюдениями.

Общественно – полезный труд.

Уборка листьев на пришкольном участке. Организационный момент.

Загадывает загадки о листопаде и осенних явлениях. Задает проблемный вопрос. Для чего нужно убирать листья? Направляет свою деятельность на эстетическое воспитание детей: «Природа должна быть чистой и красивой как наш внешний вид!».

1.Производит четкий инструктаж по технике безопасности, о порядке выполнения задания и о мерах предосторожности.

2.Снабжает воспитанников всем необходимым инвентарём. Выдаёт на каждую группу грабли и мешок для сбора листьев.

3.Даёт четкие указания, на каком участке работает каждая группа, следит за качеством труда.

4.Подводит итог: чья группа лучше справилась с уборкой? Почему? Отмечает старательность труда, усердие, добросовестность.

Дети внимательно слушают инструктаж. Дополняют, отвечают на вопросы. Активно обсуждают, зачем нужно убирать листья. Приступают к уборке школьной территории. Работают с граблями по очереди, собирают опавшие листья в пакет. Оценивают свою работу. Обсуждают и высказывают своё мнение: какая группа лучше всех справилась с работой.

Подвижные игры на воздухе.

Игра «Дерево, кустарник, трава». Воспитатель объясняет правила игры: Если водящий говорит, «Кустарник». (Все игроки подбегают к кустарнику.) «Дерево!» (К любому дереву.) «Трава!» (Кладут ладони на траву.) Тот, кто ошибся – водит.

После проведения игры воспитатель предлагает детям найти растение, за которым они наблюдают в течение года. Определить, кустарник это или дерево. Вспомнить его название. Почему они так думают? Определить, какие изменения произошли с этим растением. Запомнить, чтобы дома зарисовать.

Дети встают в круг, внимательно слушают правило игры. Задают уточняющие вопросы. Вспоминают, какие деревья и кустарники растут на школьном участке. Выбирают водящего, считаются. Начинают игру.

Рефлексия

По возвращению детей в класс воспитатель подводит итог прогулки. Обсуждает "Какой момент прогулки вам больше всего запомнился?".

Для самооценки детей используется приём незаконченного предложения.

  • «Я узнал что…»
  • «Я смог сделать…»
  • «Мне было трудно…»
  • «Я бы хотел бы ещё сделать»
  • «Я похвалил бы себя…»
  • «Мне было интересно…»

Дети устно отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность, делают выводы.

При проведении прогулки важно обратить внимание на одежду и обувь учащихся, побеседовать на тему, какая одежда и обувь наиболее соответствуют погодным условиям, почему.
Экскурсионная часть прогулки включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные наблюдения, заключительную часть, где учитель, подводя итог, обращает внимание учеников на общую картину природы. Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим учащихся рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.

Приёмы формирования умения наблюдать:
1. Приём фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков, записи. При этом учитель должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения.
2. Развитию речи учащихся, сообразительности, наблюдательности может помочь использование во время прогулок народных примет, пословиц, поговорок, загадок. Это активизирует познавательную деятельность младших школьников. Детям очень нравиться находить в различной литературе приметы того, или иного явления природы, предсказывать погоду следующих дней.

Трудовая часть прогулки включает в себя вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.

Заранее обсудить с завхозом о предоставлении рабочего инвентаря (грабли, мусорные пакеты, ведра).

Примечание:

Воспитатель создаёт эмоциональный настрой события, читая стихотворение А. Плещеева «Осень наступила, высохли цветы…»

Приметы: если солнце взошло быстро и светит ярко – погода переменится; солнце в туман садится – к дождю; если берёза с осени желтеет с верхушки – весна ранняя, снизу – поздняя.

Поговорки и пословицы: «И птица чует, что холодно будет»; «Плод дерева ешь, а кору не снимай»; «Яблоко от яблоньки недалеко откатится».

Загадки о рабочем инвентаре:

Цап-царапки:

Подбирай охапки! (Грабли)

Железный нос

В землю врос,

Роет и копает

Землю разрыхляет. (Лопата)

Осенние загадки:

Падают с ветки золотые монетки. (Листья осенью.)

Все паны покидали кафтаны. Один пан не снял кафтан. (Листва и хвоя.)

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет

В шубке белой зимой,

Вся в серёжках весной,

Сарафан зелёный летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит. (Берёза)

В сентябре и в октябре

Их так много во дворе!

Дождь прошел - оставил их,

Средних, маленьких, больших. (Лужи)

По окончанию прогулки воспитатель строго следит за возвращением детей в школу. Смотрит, чтобы дети переоделись после прогулки, выполнили гигиенические процедуры.

Заключительным итогом является самооценка детей, в которой используется приём незаконченного предложения.

Список использованных интернет ресурсов:

Зимнее развлечение в ГПД для учащихся 1-4 классов «Ой, ты, зимушка – зима, до чего ты хороша!»

Лапатина Светлана Васильевна, воспитатель ГПД МОУ Тумская СОШ №46 Филиал «Оськинская ООШ», Клепиковского района, д. Оськино.
Описание: Данный материал будет полезен классным руководителям, воспитателям, вожатым при проведении занятий, развлечений по теме: зима, зимние праздники и забавы. Это мероприятие проводится для учеников 1 – 4 классов.
Цель: В игровой форме закрепить и расширить знания школьников о зиме,зимних праздниках и забавах.
Задачи:
1.Развивать у детей способность эмоционально, образно воспринимать красоту зимней природы через поэзию, игры и музыку.
2.Познакомить школьников со стихотворениями поэтов о зимнем времени года, о зимних праздниках - Новый год, Рождество.
3.Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
4. Привлечь внимание школьников к помощи птицам в трудных зимних условиях, воспитывать у них желание помочь птицам.
Предварительная подготовка: ученики заранее разучивают стихи поэтов В. Степанова, А. Прокофьева, С. Чёрного, Н. Мазняк, З. Орловой, Р. Сефа,З. Александровой.

Ход развлечения:

Воспитатель: Ребята, я хочу прочитать вам строчки очень интересного стихотворения.

«Письмо Зимы».
Зима прислала нам письмо,
В снежинках – звёздочках оно…
Так начинается письмо:
«Я не была у вас давно…»

Красивый почерк у зимы,
Письмо читаем дальше мы:
«Пора нам встретиться, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.

Как на санях не покататься,
Как не слепить Снеговика?!
Ну как, ребята, вам остаться
Без снежной горки, без катка?!

Я белоснежная Зима,
Я вам построю терема,
И сад, и лес посеребрю,
Большую ёлку подарю.

Скажу Снегурке и Морозу,
Чтоб вовремя собрались в путь,
Напомню дедушке Морозу:
«Подарки взять не позабудь!».

Что мы в ответ Зиме пошлём,
Напишем: «Приходи, мы ждём!
Давно ты не была у нас,
Ну, собирайся, в добрый час
Нина Найдёнова.

Воспитатель: В начале декабря утром мы выходим во двор и удивляемся волшебству: всё вокруг стало белым, первый пушистый снежок запорошил все скверы,улицы,
дома.К нам пришла долгожданная Зимушка – зима!
И сейчас ученики 1 класса прочитают нам стихотворение.
«Зима»
Бела дороженька, бела,
Пришла зима. Зима пришла.

Я шапку белую ношу.
Я белым воздухом дышу,
Белы мои ресницы,
Пальто и рукавицы.
Не различить меня в мороз
Среди белеющих берёз.

Замру, и белка в тишине
Вдруг спрыгнет в тишине.
В. Степанов.


«Всё бело»
Всё бело, ой, всё бело,
Белым цветом расцвело.

Бел зайчонки лёгкий след,
На берёзе бел берет,
А на рощице ольховой
Белым – бел платок пуховый!

У рябин бела оборка,
Мил платочек красненький..
Хорошо бежит с пригорка
Маленькая Настенька.
А. Прокофьев.

Воспитатель.
Выпал белый пушистый снежок и нам, конечно, сразу хочется лепить снежки, приглашаю всех поиграть в игру «Снежный ком».
Школьники встают в круг, у воспитателя в руках комок, который по кругу передаётся следующему игроку, проговариваются слова:
Снежный ком мы все катаем,
До пяти мы все считаем:
Раз, два, три, четыре, пять –
Тебе песню исполнять.
Или:
Тебе танец станцевать.
Или:
Тебе загадку отгадать.
Воспитатель.
Вот как славно мы с вами поиграли, ведь зимушка – зима приносит нам много разных интересных и весёлых забав: мы катаемся на санках и лыжах, лепим забавных снеговиков, строим снежную крепость.
И сейчас ученики 2 класса прочитают нам об этом стихотворение.


«На коньках».
Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки…
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке.

Раз – два! Вот и поскользнулся..
Раз и два! Чуть не кувырнулся…
Раз – два! Крепче на носках!


Захрустел, закрякал лёд,
Ветер дует справа.
Ёлки – волки! Полный ход –
Из пруда в канаву…

Раз – два! По скользкой дорожке…
Раз и два! Весёлые ножки…
Раз – два! Вперёд и вперёд…
С. Чёрный.


«Рукавичка».
Я катала снеговичку –
Потеряла рукавичку.
Потеряла – не нашла
И братишку позвала.

Ищем! Ищем! Не найдём!
Папу с мамою зовём.
Папа с мамою пришли,
Рукавичку не нашли.

Подбежал мой друг Атос:
У него же чуткий нос!
Но и он, английский дог,
Отыскать её не смог.
Солнце съело снеговичку
И нашло мне
Рукавичку!
Н. Мазняк.

Воспитатель.
Ребята, а вы помните, что героиню сказки «Волшебник изумрудного города» Элли унёс могучий ураган в волшебную страну. В зимнее время сильный ураган частенько бывает и у нас, и вот такой ураган будет сейчас переносить вас в противоположную сторону, только вам надо слушать мою команду и быть очень внимательными.
Проводится игра «Зимний ураган».
Воспитатель.
- Зимний ураган подхватил всех девочек!
Девочки, кружась, перебегают на другую сторону.
- А теперь зимний ураган подхватил всех мальчиков.
Настала очередь мальчиков.
- Зимний ураган подхватил всех, кто любит мороженое!
- Зимний ураган подхватил всех, кому исполнилось 8 лет!
Заигравшиеся ученики могут начать перебегать, не дослушав команды, и, конечно, иногда попадают в смешное положение.
- Зимний ураган подхватил всех, кто любит есть лягушек!
- Зимний ураган подхватил всех, кто не умывается!
Игра получается очень веселой и забавной.
Воспитатель.
Зима приносит нам чудесный волшебный праздник – Новый год, которого с нетерпеним ждут не только дети, но и взрослые.
А вот сейчас ученики 3 класса дарят нам новогодние стихи и песню.


«Новый год»
Скоро, скоро Новый год,
Он торопится, идёт!
Постучится в двери к нам:
- Дети, здравствуйте, я к вам!

Праздник мы встречаем,
Ёлку наряжаем,
Вешаем игрушки,
Шарики, хлопушки.

Скоро Дед Мороз придёт,
Нам подарки принесёт,
Яблоки, конфеты,
Дед Мороз, ну где ты?
З. Орлова.

«Карнавал»
Карнавал!
Карнавал!
Вася Зайцев
Волком стал,
Коля – бегемотом,
Толя – Дон Кихотом.

Мы с Васильевым
Вдвоём
Стали
Небольшим
слоном.

Мы крутились,
Мы плясали –
То – то смеху
Было в зале!

Очень жаль,
Что из слона
Мама в зале
Не видна!
Р. Сеф.

Звучит песня «Говорят, под Новый год» - слова С. Михалкова, музыка В. Берковской.
Воспитатель.
Ребята, а сейчас предлагаю вам поиграть в игру «И я!».
Ведущий.
Я люблю ходить по снегу
И люблю играть в снежки. – И я!
Ведущий.
Я люблю на лыжах бегать,
А ещё люблю коньки. – И я!

Ведущий.
Я люблю зимой и летом
Петь, играть и танцевать. – И я!
Ведущий.
А ещё люблю конфеты
Прямо с фантиком жевать. - ?

Ведущий.
Я люблю лететь на санках,
Так, чтоб ветер засвистел! – И я!
Ведущий.
Я сегодня наизнанку
Шубу тёплую надел. - ?

Ведущий.
Я отгадывал загадки
И подарки получал. - И я!
Скушал много яблок сладких,
Ни минутки не скучал! – И я!

Ведущий.
И девчонки, и мальчишки
В хоровод скорей бегут. – И я!
А пушистые зайчишки
Спят под ёлочкой в снегу. - ?

Ведущий.
Так плясали наши ноги,
Даже начал пол скрипеть. - ?
А в лесу в своей берлоге
До весны заснул медведь. - ?

Ведущий.
Этот праздник новогодний
Не забуду никогда. – И я!
Сочинял весь день сегодня,
Получилась ерунда. - ?
Воспитатель.
Зимние забавы и развлечения – это, конечно, очень здорово и весело, но мы не должны забывать, что зима – это суровое время для птиц, ведь даже холод для пернатых друзей не так сильно страшен, как голод. Поэтому мы должны заботиться о наших зимующих птицах: вешать кормушки, насыпать в них горстки семян, хлебных крошек, зерён, класть кусочки сала, мяса.
Ученики 4 класса прочитают нам об этом стихотворение.


«Птичья ёлка».
У серебряной дорожки,
Лишь наступит Новый год,
На высокой тонкой ножке
Чудо – ёлочка встаёт.

Эта ёлка не простая,
И она не для ребят.
Возле ёлочки, летая,
Птицы весело свистят.

Тут и дятел, и синицы,
Снегири и воробей –
Все хотят повеселиться
Возле ёлочки своей!

Не блестят на ней игрушки
И не светится звезда,
Но зато для птиц кормушки
Мы повесили туда!
З.Александровна.

Воспитатель.
А сейчас предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «Где твоё гнездо?».
Часть учеников получают роль деревьев: они изображают ёлочку,дуб, берёзу, клён, вяз – получается замечательный лес. Другие ученики становятся птицами: воробьями, синицами, галками, воронами.
По команде ведущего «День наступает – всё оживает!», птицы покидают свои гнёзда и свободно перемещаются по лесу. Звучит команда «Ночь наступает – всё замирает!», птицы должны быстро вернуться в своё гнездо на своё дерево.
Далее игра усложняется, по команде ведущего «День наступает – всё оживает!», деревья двигаются по всей площадке, меняются местами. Теперь птицам надо быть очень внимательными, чтобы не потерять своё гнездо и быстро его найти.
Воспитатель.
И вот в январе к нам приходит самый важный, самый добрый праздник – Рождество, и я предлагаю вам послушать моё стихотворение.

«Рождественская ночь»
Вновь Рождество встречаем мы, друзья,
И радуемся чуду, словно дети,
Без веры в это чудо нам нельзя,
Нельзя прожить на свете!

Пусть лик Христа войдёт сегодня в дом,
И будет в наших душах вечно.
И утвердимся, и возрадуемся в том,
Что с нами он сегодня и навечно!

Рождественскую песню мы споём
Спасителю, что в мир спешит прийти,
И души наши мы, открыв ему, даём,
Надеясь, веря, что успеет их спасти!

Воспитатель.
Ребята, раньше на Руси в Рождество играли в игру «Горячо – холодно!» и сейчас я предлагаю вам в неё поиграть.
Двум игрокам завязывают платком глаза, разводят их в разные стороны и вручают им деревянные ложки. В середине комнаты на полу ставят горшок,перевёрнутый вверх дном. Игроки, постукивая перед собой ложками, должны найти горшок, под которым лежит приз. Болельщики могут подсказывать игрокам направление поисков, говоря слова «Горячо –
Холодно!
Воспитатель.
Ну, вот, ребята, и закончилось сегодня наше зимнее развлечение. Я думаю,что всем вам было весело и интересно, ведь зима – настоящая волшебница,она дарит нам много радости, веселья, волшебства.
Зимушку сегодня прославляли,
В игры разные мы поиграли,
Песни пели и стихи читали,
Новый год, Рождество встречали,
Счастья и добра всем пожелали!

Цели:

1. Учить различать птиц по оперению, размеру, повадкам.

2. Развивать наблюдательность, память, речь; развивать движения, ловкость, быстроту реакции, действие по сигналу.

3. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам; доброту, отзывчивость, желание помогать и делать добрые дела; трудолюбие.

Оборудование: обручи, веревки, корзина, игрушки для самостоятельной игровой деятельности (машины, песочные наборы).

Ход прогулки:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо!

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Беседа - наблюдение:

Воспитатель. О чем это стихотворение?

Дети. Это стихотворение о птицах, о том, что их надо кормить зимой.

Воспитатель. Посмотрите. У нас на участке много птичьих столовых. Как они называются?

Дети. Птичьи столовые называются кормушками.

Воспитатель. Зачем мы их повесили?

Дети. Кормушки нужны для того, чтобы кормить птиц.

Воспитатель. Чем мы кормим птиц?

Дети. Мы кормим птиц зернами, пшеном, хлебом, семечками.

Воспитатель. Для чего мы помогаем птицам?

Дети. Чтобы птицы были сыты и не замерзли холодной зимой.

Воспитатель. Какую пользу приносят птицы?

Дети. Птицы охраняют лес от вредителей, едят мошек, комаров, гусениц. Он красиво поют.

Воспитатель. Какие стихотворения мы знаем о птичьих кормушках? Давайте вспомним.

Стихотворение о кормушках.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей. Снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев!

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний –

Путешественник скворец…

Вот и песенке конец!

Воспитатель Ребята, а каким стихотворением мы приглашаем птичек к кормушкам?

Голодно, холодно,

Галки, воробьи?

Голодно, голуби,

Гуленьки мои?

Прилетели в гости,

Полны у нас горсти!

Клюйте, гостюйте,

Не пугайтесь, клюйте!

Воспитатель. Какие птицы прилетают к нашим кормушкам?

Дети. Вороны, воробьи, галки, синицы, голуби, снегири.

Воспитатель. Они все одинаковые или как-то отличаются?

Дети. Все птицы отличаются по размеру, клювом, хвостами, у них разное оперенье, они по-разному поют.

Воспитатель. Давайте поиграем и посмотрим, научились ли вы различать птиц, которые прилетают к нам на участок.

Сюжетно-ролевая игра.

Дети по очереди переодеваются в птиц. Они рассказывают, как выглядит птичка, где она живет. Чем питается, как ходит. Ребята отгадывают, в какую птицу превратился один из детей.

Ребята представляют птиц: ворону, синицу, снегиря, галку, воробья.

Индивидуальная работа.

Воспитатель Ребята, кто покажет, как прыгает воробей? (Дети показывают.)

1. Прыжки на двух ногах, руки на поясе. Прыгают, как воробьи.

Воспитатель Как птички сидят на ветке, как они по ней передвигаются

2. Шаги по веревочке приставными шагами, руки на поясе.

Подвижные игры.

1. «Птички и клетка».

Ход игры. Дети распределяются на две подгруппы. Одна образует круг в центре площадки; дети идут по кругу, держась за руки, – это «клетка». Другая подгруппа – «птички». Воспитатель говорит: «Открыть клетку!», и дети, образующие клетку, поднимают руки. «Птички» влетают в «клетку» (в круг) и тут же вылетают из нее. Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!». Дети опускают руки. «Птички», оставшиеся в «клетке», считаются пойманными и встают в круг. «Клетка» увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1–3 «птички». Затем дети меняются ролями.

2. «Гуси-гуси».

Ход игры. Игроки «гуси» выстраиваются у одной стены;место у другой стены определяется в качестве их домика;«волк» занимает место посредине комнаты;между ведущим и «гусями» происходит диалог:

В.: Гуси-гуси!

Г.: Га-га-га!

В.: Есть хотите?

Г.: Да-да-да!

В.: Ну летите!

Г.: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!

В.: Ну летите, раз хотите, только крылья берегите!

После этого «гуси» летят в свой домик, а волк их ловит.

Трудовая деятельность.

Воспитатель. Ребята, как меняется жизнь птиц с приходом весны?

Дети. Птицы прилетают с юга, начинают строить гнезда.

Воспитатель. Из чего птицы строят гнезда?

Дети. И веток.

Воспитатель. Сейчас мы превратимся в птиц и отправимся собирать веточки для гнезда.

(Дети собирают ветки на участке, складывают их в одном месте – строят для птички гнездо.)

Самостоятельная игровая деятельность.


Top