Детские общественные объединения: понятия, сущность. Детские общественные организации и объединения Общественные организации работающие с детьми

Наряду с неформальными течениями молодежи сегодня в стране существу­ет ряд детских и молодежных организаций и движений, руководимых, как правило, взрослыми. Среди институтов социализации детские организации, работа которых строится прежде всего с учетом интересов детей и предполага­ет их инициативу и общественную активность, занимают особое место.

Детское движение - объективное явление, порождение общественной жизни. В определенном возрасте, примерно от 9 до 15 лет, развивается по­требность подростков в значительном расширении контактов и в совместной Деятельности. Дети стремятся к социальной деятельности наряду со взрослы­ми и вместе с ними. Своего рода законодательным подтверждением наличия этого явления стала Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), провозгласив­шая свободу ассоциаций и мирных собраний как норму жизни детей (ст. 15.1).


Ученые отмечают, что социальная активность детей и подростков в по­следние годы возрастает, и формы ее проявления становятся разнообраз­нее. Детям и подросткам нужны такие объединения, где каждому помогут удовлетворить свои интересы, развить способности, где создана атмосфера доверия, уважения к личности ребенка. Все исследователи отмечают, что большинство подростков высказывают пожелание состоять в детской орга­низации, при этом почти 70% из них предпочитают быть членами органи­зации по интересам; 47% утверждают, что организация нужна, чтобы инте­ресно проводить свободное время; более 30% - чтобы лучше подготовить­ся к взрослой жизни.

В России дети в силу распада массовых пионерской и комсомольской организаций оказались в социальном вакууме. Между тем детские органи­зации составляют неотъемлемую часть общества во всех современных стра­нах, они - реальная разновидность социальных движений. Кроме удовлет­ворения потребностей детей и подростков в общении, совместной деятель­ности по интересам, эти организации выполняют и другие социальные функции. Они включают подростков в жизнь общества, служат средством формирования социальных навыков, защиты интересов и прав детей. Учас­тие в детских организациях позволяет приобрести социальный опыт, спо­собствует формированию гражданских качеств, необходимых для жизни в демократическом обществе. Трудно переоценить роль детских и подрост­ковых общественных организаций в социализации личности ребенка.

Законодательной базой развития детских общественных объединений являются Законы Российской Федерации «Об общественных объединени­ях» и «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» (1995). Закон РФ «Об общественных объединениях» (ст. 7) определяет, что формами детских общественных объединений могут быть детская организация, детское движение, детский фонд, детское обществен­ное учреждение*.

Наиболее распространенной формой сегодня является детская обще­ственная организация - самодеятельное, самоуправляемое объединение, созда­ваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирую­щие ее деятельность нормы и правила, зафиксированные в ее уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

В России более 200 молодежных общественных организаций и объеди­нений (спортивные, скаутские, творческие и др.). Некоторые из них назы­ваются ассоциациями, лигами, союзами 2 . Современный этап развития дет­ского движения характеризуется переходом от одной в прошлом детской организации к многообразию (по целям, содержанию, формам и методам деятельности, степени включенности в социальную практику) обществен­ных формирований, отличающихся динамичностью, определенной неза­висимостью от государственных и общественных структур и личностной ориентацией. Они отражают все те инновационные процессы и явления,

1 Закон РФ «Об общественных объединениях», 1995 // Вожатый века. 2001. № 1.

2 Детские и молодежные общественные объединения России: Справочник. М.,
1995; Теория, история, методика детского движения. Вып. 4. М., 1998.


которые происходят в сферах жизни нашего общества. Но, будучи явлени­ем социальным, детское движение выступает как фактор развития личнос­ти, как педагогическое средство.

В детском движении сложились на основе опыта некоторые принци­пы, определяющие его влияние на молодежь. Среди них следует выделить принцип самоорганизации, что обусловливает особенность детских форми­рований - создание и становление их по инициативе «снизу», их дея­тельность основывается на волеизъявлении членов, программы носят по­исковый характер, отражая результаты самодеятельности и коллективного творчества.

Ведущим направлением, целью детского общественного объединения является развитие личности посредством включения в деятельность, спо­собствующую вхождению, адаптации, интеграции личности в социальную среду. Этим определяются основные функции, задачи детской организации:

Широкое разностороннее включение личности в систему обществен­ных отношений, в социальную жизнь;

Организация жизнедеятельности, удовлетворяющей потребности в развитии, отвечающей эмоционально-нравственному состоянию и возраст­ным особенностям;

Защита прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды;

Корректировка различных влияний на личность, ее сознание и пове­дение (формирование социально-нравственных идеалов, ценностей, по­требностей).

Особые социально-педагогические возможности детского общественно­го объединения обусловлены открытостью и добровольностью членства, эмоционально-нравственной атмосферой, наличием более широких соци­альных прав (по сравнению с ролью ученика, ребенка в семье), возможно­стью выбора разных видов и форм деятельности. Специфику воспитатель­ного потенциала определяют сущность и структура детского объединения. Оно открыто, демократично, не является государственным учреждением, создается добровольно, может пользоваться финансовой, кадровой, техни­ческой поддержкой различных государственных учреждений.

В управлении самодеятельным детским объединением нет жестких ра­мок, органы управления определяются самими членами, подвижны, взрос­лые и дети тесно сотрудничают, в управление периодически включают по возможности всех членов объединения.

Вместе с тем могут создаваться детские организации, имеющие более жесткую структуру: органы управления, подчиненность, первичные кол­лективы, источники финансирования - все то, что определяется законом об общественных организациях.

Сравнительно новым явлением в современном детском движении явля­ется членство взрослых в общественных объединениях детей. Статус взрос­лого предполагает его педагогическую, воспитательную, защитную функ­цию (создание условий для развития личности и объединения, охрана прав и интересов, здоровья и безопасности) и функцию организационную. Взрослый, руководящий организацией, выступает источником социального опыта детей, их знаний и предметно-практических, коммуникативных, со-


циальных умений, он является образцом человека, гражданина, помощни­ком и другом.

В сущности, союз взрослых и детей, их совместная и свободная дея­тельность являются мощным социально-педагогическим средством воспи­тания и имеют давнюю историю. Еще в начале XX в. С. Т. Шацкий с дру­зьями организовал детскую колонию, такое полуформальное объединение старших и младших для образования, развития последних. В то же время в Англии возникает скаутское движение, распространившееся по всему миру. В России оно тоже было, но после 1917 г. прекратило свое существо­вание, вместо него возникло пионерское движение.

Вот что пишут об этом специалисты. В 1906 г. полковник Р. Бадей Па­уль, создатель скаутского движения в Англии, издал книгу «Юный развед­чик», которую перевели на русский язык. Общество решило, что подобные формы воспитания приемлемы и для русской молодежи.

До появления этой книги подобные детские объединения были и в на­шей стране. Как вспоминает один из первых скаутов А. М. Вязьмитинов, подростки в городах объединялись в группы, уходили за город в самые глу­хие места, строили шалаши, пели песни, обсуждали таинственные истории, искали клады, помогали нуждающимся. Это было стремление молодежи к чистой правдивой жизни на лоне природы, стремление к благородному. «Мы и раньше, - пишет Вязьмитинов, - правда, ощупью и неуверенно, шли тем же путем».

В 1909 г. штабс-капитан Олег Иванович Пантюхов в районе Царского Села организовал первое скаутское звено, вскоре разросшееся в отряд. На эмблеме отряда были написаны слова, которые стали девизом всего движе­ния: «Вера в Бога, Верность Царю, Помощь Ближнему» и далее - «Будь готов».

Покровителем русских скаутов был избран святой Георгий Победоно­сец, изображенный на стяге. Походы за город назывались «разведкой»; что­бы не терять ни минуты, даже на марше велись «беседы» о жизни великих людей, о событиях из русской истории.

Руководителем отряда - «скаутмастером» - мог быть человек, хорошо подготовленный настолько, чтобы иметь право сказать детям: «Смотрите на меня. Делайте, как я. Следуйте за мной». Во время похода поощрялись скауты, которые первыми увидят какие-то малозаметные предметы, расте­ния или птиц, или человека, нуждающегося в помощи. Каждый день скаут должен был оказывать кому-нибудь помощь. Отряд организовывал также новогодние елки для детей из бедных семей.

Скауты называли себя «разведчиками», носили спортивную форму за­щитного цвета, шляпу «бурского» типа, имели посох. Новички, вступавшие в отряд, младшие по возрасту, назывались «волчатами». Формой руковод­ства в отрядах были «приказы». Например, «Приказ № 150. Беседа о Суво­рове», «Приказ № 149. Беседа о храбрости и правдивости». Руководители отрядов назывались вожатыми.

С первых лет возникновения скаутских отрядов появились их стихи и песни. Одной из песен, причем самой любимой, была «Картошка». В 1910 г. преподаватель латинского языка 1-й Петербургской гимназии Василий Григорьевич Янчевский организовал большой отряд скаутов. О Петроград-


ской дружине скаутов в 1915 г. вспоминал старший скаутмастер К. А. Пер-цов. Отряд под командой прапорщика состоял из юношей 16-18 лет и де­лился по 10 человек. Каждый носил свой цвет галстука.

Во время рождественских каникул 1915 и 1916 гг. проходили съезды (в 1917 г. «летний лагерь») скаутов со всей России. Скауты выезжали на летние сельскохозяйственные работы. На приобретение инвентаря для этих работ им выделялись кредиты. Выезжал отряд до 200 человек. Петроград­ские отряды ехали на юг России, в Херсонскую губернию.

В Москве скаутские отряды возникли в 1911 - 1912 гг. В 1915 г. они на­ходились под покровительством великой княгини Елизаветы Федоровны и адмирала И. И. Чайковского (брата композитора). Было организовано Об­щество содействия Организации юных разведчиков города Москвы. В 1917 г. несколько отрядов объединились в дружину. В августе 1921 г. скаутские дружины Москвы были разгромлены комсомолом. Скаутов избивали, гро­мили их квартиры и лагеря, арестовывали, высылали скаутмастеров 1 .

Дружины скаутов были во многих городах России: Киеве, Анапе, Астра­хани, Архангельске, Воронеже, Гомеле, Евпатории, Ереване, Керчи, Кис­ловодске и др.

Н. К. Крупская, создавая пионерскую организацию, имела перед собой прецедент, эталон - скаутское движение, воспитательное значение кото­рого оценивала очень высоко.

Типология детских объединений в настоящее время возможна по направ­ленности и содержанию деятельности, по формам организации, по длительно­сти существования. Так, имеются объединения познавательной, трудовой, общественно-политической, эстетической и другой направленности: клубы по интересам, военно-патриотические, военно-спортивные, туристические, краеведческие, юнкоровские, экономические, объединения по оказанию помощи старикам и работе с малышами, миротворческие и другие про­фильные детские объединения.

Имеются также организации и объединения, работающие на основе различных ценностей: религиозные детские объединения, национальные детские организации, скаутские организации и объединения, коммунар-ские группы (пионерские организации и объединения).

Самым крупным детским объединением является Союз пионерских орга­низаций - Федерация детских организаций (СПО - ФДО). Она является независимым международным добровольным формированием, в состав ко­торого входят самодеятельные общественные объединения, ассоциации, организации с участием детей или в их интересах.

В состав СПО - ФДО входят региональные, территориальные органи­зации в статусе республиканских, краевых, областных, детские объедине­ния по интересам, профильные организации и ассоциации. Среди них Фе­дерация детских организаций «Юная Россия», детские организации стран СНГ, региональные детские организации и объединения - детская органи­зация Москвы «Радуга», Воронежская областная организация, детско-юно­шеская организация «Искра» и др.; организации республик России - детс-

1 Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. М., 1999. С. 194-195.


кая общественная организация «Пионеры Башкирии», детская обществен­ная организация Удмуртии «Родники» и др.; профильные организации раз­личного уровня - Молодежная морская лига, Союз юных авиаторов, Лига малой прессы, Детский орден милосердия, Ассоциация детских творческих объединений «Золотая игла» и др. 1

Цели СПО - ФДО имеют вполне педагогический характер:

Помочь ребенку познавать и улучшать окружающий мир, развивать свои способности, стать достойным гражданином своей страны и мирового демократического сообщества;

Оказывать всестороннюю помощь и поддержку организациям - чле­нам Федерации, развивать детское движение гуманистической направлен­ности в интересах детей и общества, укреплять межнациональные и между­народные связи.

Основными принципами СПО - ФДО являются:

Приоритет интересов ребенка, забота о его развитии и соблюдение его прав;

Уважение религиозных верований и национальной самобытности детей;

Сочетание деятельности по реализации общих целей и признание прав членских организаций осуществлять самостоятельную деятельность на основе собственных позиций;

Открытость для сотрудничества во имя детей.

Высшим органом СПО - ФДО является Ассамблея. СПО - ФДО - прообраз единого гуманитарного пространства, которое столь трудно созда­ется взрослыми на просторах СНГ. О характере деятельности СПО - ФДО свидетельствуют его программы. Назовем только некоторые из них: «Дет­ский орден милосердия», «Золотая игла», «Хочу сделать свое дело» (начина­ющий менеджер), «Древо жизни», «Свой голос», «Игра - дело серьезное», «Мир красотой спасается», «Алые паруса», «От культуры и спорта к здорово­му образу жизни», «Школа демократической культуры» (движение юных парламентариев), «Каникулы», «Экология и дети», «Лидер» и др. Всего более 20 программ 2 . В ряде регионов страны действуют скаутские организации.

Детские объединения по длительности существования могут быть пос­тоянными и временными. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы, экспедиционные отряды, объединения для проведения какой-либо акции и т. п. Временные объединения обладают особыми восстановительными возможностями: со­здаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения ре­бенка со сверстниками, предоставляются разнообразные возможности для творческой активности. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют ребенку изменить свои представления, стереоти­пы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых. Во временном детском

1 Детские общественные организации, объединения, движения. Вып. 1. М., 1991;
Вып. 2. М., 1993.

2 Будем работать вместе!: Программы деятельности детских и подростковых
организаций. М., 1996.


объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнь и деятельность, занимая при этом позицию от робкого наблюдателя до ак­тивного организатора жизнедеятельности объединения. Если процесс об­щения и деятельность в объединении проходят в доброжелательной обста­новке, внимание уделяется каждому ребенку, то это помогает ему создать положительную модель поведения, способствует эмоционально-психологи­ческой реабилитации.

Школа и детские общественные объединения могут и должны действо­вать согласованно. В жизни сложились различные варианты взаимодей­ствия школы с детскими общественными объединениями. Первый вариант: школа и детское объединение взаимодействуют как два самостоятельных субъекта, находя общие интересы и возможности их удовлетворения. Вари­ант второй предполагает, что детская организация является частью воспи­тательной системы школы, имея определенную долю автономии.

Учитывая особую значимость детских и молодежных объединений для воспитания детей, Министерство образования РФ разработало методиче­ские рекомендации в адрес руководителей учреждений образования и уч­реждений дополнительного образования о необходимости широкого взаи­модействия с ними (детскими молодежными объединениями)". Рекоменду­ется создавать скоординированные совместные программы, проекты, формировать позитивное общественное мнение о деятельности детских и молодежных объединений, привлекать к этому педагогическую и родитель­скую общественность. В штате образовательного учреждения или учрежде­ния дополнительного образования следует предусмотреть ставку куратора детских организаций (педагог-организатор, старший вожатый и др.); выде­лить помещения для работы этих объединений во внеурочное время; созда­вать условия для проведения занятий и различных мероприятий (сборы, встречи и др.); предусмотреть совместные акции, проекты, мероприятия в плане учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Все это дает ребенку возможность выбирать объединения по интересам, пере­ходить из одного объединения в другое, участвовать в созвучных ему обра­зовательных программах, проектах, что способствует конкурентности про­грамм детских и молодежных объединений и улучшению их качества.

Целесообразно ежегодное обсуждение результатов деятельности обще­ственных объединений на педагогических советах школы с участием заин­тересованных лиц. Такая работа требует соответствующей квалификации, педагогических кадров, методических служб, работающих в детских объ­единениях и в системе образования, педагогов-организаторов, классных руководителей, воспитателей и др.

4. Учреждения дополнительного образования для молодежи

В стране, кроме обязательного для всех образования, действует система внешкольных учреждений, которая в соответствии с Законом Российской Фе-

" О детских и молодежных объединениях: Методические рекомендации Минис­терства образования РФ // Народное образование. 2000. № 4-5.


дерации «Об образовании» называется системой дополнительного образова­ния. Имеется также проект отдельного закона о дополнительном образовании. Систему дополнительного образования составляют разнообразные детско-юношеские учебно-воспитательные учреждения и общественные организации:

Дома, центры детского и юношеского творчества;

Специализированные школы и студии (музыкальные, художествен­ные, спортивно-туристические и др.);

Многопрофильные клубы по месту жительства;

Творческие объединения детей и молодежи при музеях, театрах;

Научные общества школьников;

Туристическо-краеведческие, экологические, культурологические и другие экспедиции;

Досуговые непрофильные объединения.

К учреждениям дополнительного образования относятся также летние и каникулярные лагеря разного типа: труда и отдыха, оздоровительные, юных математиков, геологов, спортивные и др.

Учреждение дополнительного образования - это тип образовательного уч­реждения, основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образова­тельных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Согласно Типовому положению об учреждениях дополнительного обра­зования в них могут создаваться детские и юношеские общественные объ­единения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает содействие в рабо­те таких объединений и организаций.

Деятельность внешкольных учреждений прежде всего связана с досугом и свободным временем школьников, это в основном определяет их цель и задачи. Целью учреждений дополнительного образования является создание условий для самореализации, развития творческой индивидуальности мо­лодежи в избранной ими сфере деятельности на основе их интересов, по­требностей. Главными задачами являются следующие:

Выявление интересов, склонностей, способностей молодежи к раз­личным видам деятельности;

Формирование системы знаний, умений и навыков в избранном на­правлении деятельности и создание условий для их реализации (отчетные концерты, смотры, конкурсы, выставки, конференции и др.);

Помощь в общем социальном развитии, решение коммуникативных и других проблем в жизни ребенка, оказание психологической поддержки, психотерапевтической помощи;

Решение вопросов профессионального самоопределения школьни­ков, помощь в выборе профессии и получении первоначальных знаний по профессии;

Развитие творческих способностей, научных интересов детей, адап­тация их к жизни в обществе, формирование обшей культуры, организация содержательного досуга.

Работа учреждений дополнительного образования имеет в некоторых аспектах выгодные отличия от обучения по обязательной государственной программе. Ее отличает:


Добровольность в выборе деятельности, содержания и форм органи­зации;

Свободный, творческий характер деятельности педагогов и детей;

Многопрофильность (в одном учреждении разные по форме и содер­жанию работы позволяют подростку выбирать занятия по интересам, пере­ходить к другим занятиям, общаться с разными людьми);

Отсутствие обязательного контроля и оценок;

Опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с творческими личностями, сверстниками,

Опыт содружества поколений.

В практике дополнительного образования имеются самые разные по це­лям и содержанию учебные программы и формы организации обучения, об­щения с детьми. Вот пример одной из образовательных программ учрежде­ния дополнительного образования Детский парк «Усадьба Трубецких в Хамов­никах» - Программа «Мир русской усадьбы», курс по дополнительному образованию. Данная программа является пропедевтической к разрабатывае­мым в детском парке курсам: «История России и русская усадьба», «Знаме­нитые Трубецкие», «Великая усадебная литература», «Музыкальная культура русской усадьбы», «Усадьба - колыбель русского искусства», «Зодчество русской усадьбы», «Столица и усадьба», «Садоводство», «Зверинец в русской усадьбе», «Мир цветов», «Оранжерея в русской усадьбе», «Организация празд­ников и забав», «Практическое экологическое образование», «Экология го­рода», «Бальные танцы и русская усадьба», «Верховая езда», «Культура Рос­сии и французский язык» и др. По перечню видно, что дети могут получать не просто информацию по интересующим их вопросам, но имеют возмож­ность заниматься историко-культурной, экологической деятельностью, в про­цессе которой получают шанс для гармоничного восприятия и построения собственной жизни в гармонии с природой и культурой 1 .

Учреждения дополнительного образования и общеобразовательные школы могут по-разному взаимодействовать. Дополнительное образование может быть составной частью образовательной системы школы. Чаще,же их отношения строятся как партнерские отношения двух субъектов образо­вательной деятельности: проводятся совместные акции, проекты, меро­приятия. Может быть и такой вариант, когда общеобразовательная школа функционирует в составе учреждения дополнительного образования. При­мер тому средняя школа «Аничков лицей», обучающая детей, склонных к научной, творческой деятельности, находящаяся в составе Санкт-Петер­бургского дворца творчества юных. Можно сказать, что появление такой школы в структуре Дома творчества детей в известной степени - есте­ственное явление: чтобы не ходить в два разных учреждения, которые им одинаково нужны, дети стали учиться и заниматься углубленно по своим интересами в одном доме. Это потребовало разработки содержательных и организационных вопросов. Сегодня лицей имеет образовательные про­граммы, отвечающие самым серьезным требованиям 2 .

1 Дополнительное образование детей / Под ред. О. Е. Лебедева. М., 2000. С. 104.

2 Там же. С. 78-83.


Итак, мы видим, что воспитание молодежи осуществляется под воздей­ствием многих факторов, которые действуют на детей неодинаково, порой несогласованно и противоречиво, что усложняет и одновременно обогаща­ет возможности воспитательной системы общества. Это обстоятельство на­кладывает ответственность на профессиональных педагогов в первую оче­редь. Однако ответственность за растущие поколения лежит и на всех со­циальных институтах, на каждом гражданине страны.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте молодежную среду и ее влияние на формирование подростка.

2. Опишите характер девиантного поведения подростков и методы ра­боты с ними.

3. В чем проблема межнационального общения в молодежной среде и каковы пути ее решения?

4. Какова роль детских общественных объединений в воспитании школьников?

5. Раскройте роль учреждений дополнительного образования в форми­ровании молодежи.

Основная литература

1. Гасанов 3. Т. Педагогика межнационального общения. М., 1999.

2. Рожков М. И., Волохов А. Б. Детские организации: возможность вы­бора. М., 1996.

3. Толстых А. В. Подросток в неформальной группе. М., 1991.

Дополнительная литература

1. Волохов А. В., Рожков М. И. Концепция социализации личности ре­бенка в условиях деятельности детской организации. М., 1991.

2. Разноцветный мир детства: Детские общественные организации: Учеб. пособие. М., 1999.

3. Шнекендорф 3. К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаи­мопонимания, прав человека // Педагогика. 1997. № 2.

4. Запесоцкий А., Фаин А. Эта непонятная молодежь. Проблемы нефор­мальных молодежных объединений. М., 1990.

5. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие / Под ред. О. Е. Лебедева. М.,2000.

Глава 12. Семейное воспитание

Люди, воспитанные без родитель­ской ласки, часто искалеченные люди. А. С. Макаренко

1. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспита­ния личности.

Наряду с неформальными течениями молодежи сегодня в стране существует ряд детских и молодежных организаций и движений, руководимых, как правило, взрослыми. Среди институтов социализации детские организации, работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает их инициативу и общественную активность, занимают особое место.

Детское движение – объективное явление, порождение общественной жизни. В определенном возрасте, примерно от 9 до 15 лет, развивается потребность подростков в значительном расширении контактов и в совместной деятельности. Дети стремятся к социальной деятельности наряду со взрослыми и вместе с ними. Своего рода законодательным подтверждением наличия этого явления стала Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), провозгласившая свободу ассоциаций и мирных собраний как норму жизни детей (ст.15.1.).

Ученые отмечают, что социальная активность детей и подростков в последние годы возрастает, и формы ее проявления становятся разнообразнее. Детям и подросткам нужны такие объединения, где каждому помогут удовлетворить свои интересы, развить способности, где создана атмосфера доверия, уважения к личности ребенка. Все исследователи отмечают, что большинство подростков высказывают пожелание состоять в детской организации, при этом почти 70% из них предпочитают быть членами организации по интересам; 47% утверждают, что организация нужна, чтобы интересно проводить свободное время; более 30% – чтобы лучше подготовиться к взрослой жизни.

В России дети в силу распада массовых пионерской и комсомольской организаций оказались в социальном вакууме. Между тем, детские организации составляют неотъемлемую часть общества во всех современных странах, они – реальная разновидность социальных движений. Кроме удовлетворения потребностей детей и подростков в общении, совместной деятельности по интересам, эти организации выполняют и другие социальные функции. Они включают подростков в жизнь общества, служат средством формирования социальных навыков, защиты интересов и прав детей. Участие в детских организациях позволяет приобрести социальный опыт, способствует формированию гражданских качеств, необходимых для жизни в демократическом обществе. Трудно переоценить роль детских и подростковых общественных организаций в социализации личности ребенка.

Законодательной базой развития детских общественных объединений являются законы Российской Федерации "Об общественных объединениях" и "О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций" (1995). Закон РФ "Об общественных объединениях" (ст.7), определяет, что формами детских общественных объединений могут быть детская организация, детское движение, детский фонд, детское общественное учреждение.

Детское движение

1. Совокупность действий и деятельностей всех детских общественных объединений и организаций, существующих в регионе (области) или территориальной единице (городе, районе)

2. Одна из форм социально-активной деятельности детей и подростков, объединенных общими целевыми установками и программами определенной содержательной направленности. Например, детско-юношеское движение «Юные – за возрождение Петербурга».

Сегодня детское движение России представляют:

Международные, федеральные, межрегиональные, региональные детские организации, различающиеся по формам, - союзы, федерации, лиги, школы, ассоциации и т.д.;

Разнообразные ветви, направления, виды движения – гражданской, профессиональной, социально значимой и личностно-ориентированной направленности (экологическое, юнармейское, юниорское, туристско-краеведческое, движение милосердия и т.д.);

Самодеятельные детские клубные объединения, удовлетворяющие интересы, запросы детей, заполняющие их досуг;

Социально-ориентированные детские общественные объединения;

Инициативы детей разных регионов страны, связанные с празднованием знаменательных исторических дат: 50-летие Победы, 300-летие Российского флота, 850-летие Москвы и др.;

Временные детские объединения участников международных, российских, региональных фестивалей, конкурсов, смотров в рамках программ, разработанных СПО-ФДО, ФДО, «Юная Россия».

Детское объединение

Форма детского движения, которой свойственны основные черты, характеристики детского движения;

Общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.

Детскими признаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 (70%) граждан до 18 лет от общего числа членов.

Детское общественное объединение это:

Форма социального воспитания детей;

Разумно организованный досуг детей;

Эффективное средство приобретения личного жизненного опыта, самостоятельности, опыта общения;

Мир игры, фантазии, свободы творчества.

Детская организация – добровольное, сознательное, самодеятельное объединение детей для удовлетворения своих потребностей, ориентированных на идеалы демократического общества.

Детские общественные организации (ДОО) имеют четко выраженную структуру, фиксированное членство, регулирующие деятельность участников нормы и правила.

ДОО – добровольное, закрепленное формальным членством объединение детей и подростков, которое построено на принципах самодеятельности и организационной самостоятельности.

Задачи ДОО – обеспечить адекватность всей работы с детьми новым социально экономическим отношениям; способствовать решению самых актуальных проблем детства, добиваясь социального благополучия каждого ребенка, взаимодействуя с другими социальными институтами, обеспечить равные возможности в социальном становлении детей; создать условия для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода.

Программа – документ, отражающий последовательную систему действий, направленных на достижение социально-педагогической цели.

В 1991 г. научно-практическим центром СПО-ФДО на основе программно-вариативного подхода создан первый пакет программ «Детский орден милосердия», «Каникулы», «Древо жизни», «Игра – дело серьезное», «Дети есть дети», «Возрождение», «Четыре + три», «Я сам», «Маленькие принцы Земли» и др.

Закон – общепринятые нормы, которые формируются в соответствии с общественным мнением и волей всех членов коллектива и признаются обязательными для всех (например: Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе. Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям, и т.д.).

Лидер организации – личность, эффективно и продуктивно осуществляющая формальное и неформальное руководство в группе (лидер и руководитель – неоднозначные понятия, т.к. 1) лидер выполняет функции регулятора межличностных отношений в группе; руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы с социальным окружением; 2) лидерство устанавливается стихийно, руководство – организованно; 3) руководитель производит санкционированные действия согласно своим должностным инструкциям; действия лидера неформальны).

Принципы устройства и функционирования

детских общественных объединений

Самореализация;

Самоорганизация;

Самодеятельность;

Самоуправление;

Социальная реальность;

Участвующая и поддерживающая функция взрослых;

Возрастающая включенность детей в общественные отношения.

Ритуалы – действия, совершаемые в торжественных случаях в строго определенной последовательности, ярко и положительно эмоционально окрашенные.

Символика – совокупность знаков, опознавательных примет, образов, выражающих значимую для коллектива идею, указывающих на принадлежность к объединению, организации, значимому событию (девиз организации, знамя, флаг, галстук, значки и эмблемы).

Традиции – правила, нормы, обычаи, сложившиеся в детском объединении, передающиеся и сохраняющиеся в течение длительного срока (традиции-нормы: законы коллектива, «орлятский круг»; традиции-события).

Типология детских объединений в настоящее время возможна по направленности и содержанию деятельности, по формам организации, по длительности существования.Так, имеются объединения познавательной, трудовой, общественно-политической, эстетической и другой направленности: клубы по интересам, военно-патриотические, военно-спортивные, туристические, краеведческие, юнкоровские, экономические, объединения по оказанию помощи старикам и работе с малышами, миротворческие и другие профильные детские объединения.

Имеются также организации и объединения, работающие на основе различных ценностей: религиозные детские объединения, национальные детские организации, скаутские организации и объединения, коммунарские группы (пионерские организации и объединения).

Самым крупным детским объединением является Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций (СПО – ФДО). Она является независимым международным добровольным формированием, в состав которого входят самодеятельные общественные объединения, ассоциации, организации с участием детей или в их интересах.

В состав СПО – ФДО входят региональные, территориальные организации в статусе республиканских, краевых, областных, детских объединений по интересам, профильные организации и ассоциации. Среди них Федерация детских организаций "Юная Россия", детские организации стран СНГ, региональные детские организации и объединения – детская организация Москвы "Радуга", Воронежская областная организация, детско-юношеская организация "Искра" и др.; организация республик России – детская общественная организация "Пионеры Башкирии", детская общественная организация Удмуртии "Родники" и др. профильные организации различного уровня – Молодежная морская лига, Союз юных авиаторов, Лига малой прессы, Детский орден милосердия, ассоциация детских творческих объединений "Золотая игла" и др.

Цели СПО – ФДО имеют вполне педагогический характер:

Помочь ребенку познавать и улучшать окружающий мир, развивать свои способности, стать достойным гражданином своей страны и мирового демократического сообщества;

Оказывать всестороннюю помощь и поддержку организациям – членам Федерации, развивать детское движение гуманистической направленности в интересах детей и общества, укреплять межнациональные и международные связи.

Основными принципами СПО – ФДО являются:

Приоритет интересов ребенка, забота о его развитии и соблюдение его прав;

Уважение религиозных верований и национальной самобытности детей;

Сочетание деятельности по реализации общих целей и признание прав членских организаций осуществлять самостоятельную деятельность на основе собственных позиций;

Открытость для сотрудничества во имя детей.

Высшим органом СПО – ФДО является Ассамблея. СПО – ФДО – прообраз единого гуманитарного пространства, которое столь трудно создается взрослыми на просторах СНГ. О характере деятельности СПО – ФДО свидетельствуют его программы. Назовем только некоторые из них: "Детский орден милосердия", "Золотая игла", "Хочу сделать свое дело" (начинающий менеджер), "Древо жизни", "Свой голос", "Игра – дело серьезное", "Мир красотой спасется", "Алые паруса", "От культуры и спорта к здоровому образу жизни", "Школа демократической культуры" (движение юных парламентариев), "Каникулы", "Экология и дети", "Лидер" и др. Всего более 20 программ. В ряде регионов страны действуют скаутские организации.

Детские объединения по длительности существования могут быть постоянными и временными. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы, экспедиционные отряды, объединения для проведения какой-либо акции и т.п. Временные объединения обладают особыми восстановительными возможностями: создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения ребенка со сверстниками, предоставляются разнообразные возможности для творческой активности. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют ребенку изменить свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых. Во временном детском объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнь и деятельность, занимая при этом позицию от робкого наблюдателя до активного организатора жизнедеятельности объединения. Если процесс общения и деятельность в объединении проходят в доброжелательной обстановке, внимание уделяется каждому ребенку, то это помогает ему создать положительную модель поведения, способствует эмоционально-психологической реабилитации.

Школа и детские общественные объединения могут и должны действовать согласованно. В жизни сложились различные варианты взаимодействия школы с детскими общественными объединениями. Первый вариант: школа и детское объединение взаимодействуют как два самостоятельных субъекта, находят общие интересы и возможности их удовлетворения. Вариант второй предполагает, что детская организация является частью воспитательной системы школы, имеет определенную долю автономии.

Учитывая особую значимость детских и молодежных объединений для воспитания детей, Министерство образования РФ разработало методические рекомендации в адрес руководителей учреждений образования и учреждений дополнительного образования о необходимости широкого взаимодействия с ними (детскими молодежными объединениями). Рекомендуется создавать скоординированные совместные программы, проекты, формировать позитивное общественное мнение о деятельности детских и молодежных объединений, привлекать к этому педагогическую и родительскую общественность. В штате образовательного учреждения или учреждения дополнительного образования следует предусмотреть ставку куратора детских организаций (педагог-организатор, старший вожатый и др.), выделить помещение для работы этих объединений во внеурочное время; создавать условия для проведения занятий и различных мероприятий (сборы, встречи и др.); предусмотреть совместные акции, проекты, мероприятия в плане учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Все это дает ребенку возможность выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, участвовать в созвучных ему образовательных программах, проектах, что способствует конкурентности программ детских и молодежных объединений и улучшению их качества.

Целесообразно ежегодное обсуждение результатов деятельности общественных объединений на педагогических советах школы с участием заинтересованных лиц. Такая работа требует соответствующей квалификации, педагогических кадров, методических служб, работающих в детских объединениях и в системе образования, педагогов-организаторов, классных руководителей, воспитателей и др.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте значение слов «внеклассная воспитательная работа», «внешкольная воспитательная работа».

2. Опишите воспитательные возможности деятельности, определите требования к ней.

3. Раскройте роль учреждений дополнительного образования в воспитании детей и подростков.

4. Какова роль детских общественных объединений в воспитании школьников?

Литература:

1. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве // Проблемы школьного воспитания. 1999. № 4.

2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М., 1999. С.56-77.

3. Введение в педагогическую деятельность./ А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. М., 2000. С.91-97.

4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987. С.96-108.

5. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004. С.205.

6. Подласый И.В. Педагогика. М., 2001. Книга 2.

7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. /Под редакцией В.А. Сластёнина М., 2000.

8. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические системы и технологии. М., 2001.

9. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

10. Разноцветный мир детства. М., 2001.

  • Глава 4. Профессиональное становление и развитие педагога
  • § 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности
  • § 2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования
  • § 3. Профессиональное самовоспитание учителя
  • § 4. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей
  • Общие основы педагогики
  • Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке
  • § 1. Общее представление о педагогике как науке
  • § 2. Объект, предмет и функции педагогики
  • § 3. Образование как социальный феномен
  • § 4. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики
  • § 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура
  • Глава 6. Методология и методы педагогических исследований
  • § 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
  • § 2. Общенаучный уровень методологии педагогики
  • § 3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
  • § 4. Организация педагогического исследования
  • § 5. Система методов и методика педагогического исследования
  • Глава 7. Аксиологические основы педагогики
  • § 1. Обоснование гуманистической методологии педагогики
  • § 2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация
  • § 3. Образование как общечеловеческая ценность
  • Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности
  • § 1. Развитие личности как педагогическая проблема
  • § 2. Сущность социализации и ее стадии
  • § 3. Воспитание и формирование личности
  • § 4. Роль обучения в развитии личности
  • § 5. Факторы социализации и формирования личности
  • § 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
  • Глава 9. Целостный педагогический процесс
  • § 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
  • § 2. Педагогическая система и ее виды
  • § 3. Общая характеристика системы образования
  • § 4. Сущность педагогического процесса
  • § 5. Педагогический процесс как целостное явление
  • § 6. Логика и условия построения целостного педагогического процесса
  • Теория обучения
  • Глава 10. Обучение в целостном педагогическом процессе
  • § 1. Обучение как способ организации педагогического процесса
  • § 2. Функции обучения
  • § 3. Методологические основы обучения
  • § 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
  • § 5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
  • § 6. Виды обучения и их характеристика
  • Глава 11.Закономерности и принципы обучения
  • § 1. Закономерности обучения
  • § 2. Принципы обучения
  • Глава 12. Современные дидактические концепции
  • § 1. Характеристики основных концепций развивающего обучения
  • § 2. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения
  • Глава 13. Содержание образования как основа базовой культуры личности
  • § 1. Сущность содержания образования и его исторический характер
  • § 2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования
  • § 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования
  • § 4. Государственный образовательный стандарт и его функции
  • § 5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
  • Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.
  • § 6. Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы
  • Глава 14. Формы и методы обучения
  • § 1. Организационные формы и системы обучения
  • § 2. Виды современных организационных форм обучения
  • § 3. Методы обучения
  • § 4. Дидактические средства
  • § 5. Контроль в процессе обучения
  • Теория и методика воспитания
  • Глава 15. Воспитание в целостном педагогическом процессе
  • § 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
  • § 2. Цели и задачи гуманистического воспитания
  • § 3. Личность в концепции гуманистического воспитания
  • § 4. Закономерности и принципы гуманистического воспитания
  • Глава 16.Воспитание базовой культуры личности
  • § 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников
  • § 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
  • § 3. Формирование основ нравственной культуры личности
  • § 4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
  • § 5. Формирование эстетической культуры учащихся
  • 6. Воспитание физической культуры личности
  • Глава 17. Общие методы воспитания
  • § 1. Сущность методов воспитания и их классификация
  • § 2. Методы формирования сознания личности
  • § 3. Методы организации деятельности и формирования опыта Общественного поведения личности
  • § 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
  • § 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
  • § 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
  • Глава 18. Коллектив как объект и субъект воспитания
  • § 1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности
  • § 2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике
  • § 3. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива
  • § 4. Этапы и уровни развития детского коллектива
  • § 5. Основные условия развития детского коллектива
  • Глава 19. Воспитательные системы
  • § 1. Структура и этапы развития воспитательной системы
  • § 2. Зарубежные и отечественные воспитательные системы
  • § 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы
  • § 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы
  • Педагогические технологии
  • Глава 20. Педагогические технологии и мастерство учителя
  • § 1. Сущность педагогической технологии
  • § 2. Структура педагогического мастерства
  • § 3. Сущность и специфика педагогической задачи
  • § 4. Типы педагогических задач и их характеристика
  • § 5. Этапы решения педагогической задачи
  • § 6. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач
  • Глава 21. Технология конструирования педагогического процесса
  • § 1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
  • § 2. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза
  • § 3. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
  • § 4. Планирование работы классного руководителя
  • § 5. Планирование в деятельности учителя-предметника
  • Глава 22. Технология осуществления педагогического процесса
  • § 1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса
  • § 2. Структура организаторской деятельности и ее особенности
  • § 3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
  • § 4. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации
  • § 5. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другим и видами развивающей деятельности
  • § 6. Технология организации развивающих видов деятельности школьников
  • § 7. Технология организации коллективной творческой деятельности
  • Глава 23. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений
  • § 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя
  • § 2. Понятие о технологии педагогического общения
  • § 3. Этапы решения коммуникативной задачи
  • § 4. Стадии педагогического общения и технология их реализации
  • § 5. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика
  • § 6. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений
  • Управление образовательными системами
  • Глава 24. Сущность и основные принципы управления
  • § 1. Государственно-общественная система управления образованием
  • § 2. Общие принципы управления образовательными системами
  • § 3. Школа как педагогическая система и объект научного управления
  • Глава 25. Основные функции внутришкольного управления
  • § 1. Управленческая культура руководителя школы
  • § 2. Педагогический анализ во внутришкольном управлении
  • § 3. Целеполагание и планирование как функция управления школой
  • § 4. Функция организации в управлении школой
  • § 5. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении
  • § 1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности
  • § 2. Педагогический коллектив школы
  • § 4. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
  • § 5, Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
  • Глава 27. Инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей
  • § 1. Инновационная направленность педагогической деятельности
  • § 2. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация
  • § 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы

    Детские общественные объединения как институт воспитания.

    Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские общественные объединения. Предшествующий опыт доказывает, что у детских объединений должна быть своя социальная ниша. Для них губительны глобальные цели, возложение на них функций других общественных или государственных институтов. Перспективные цели детских общественных объединений - помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы.

    На смену Всесоюзной пионерской организации - единой, монопольной, массовой - пришло множество форм и структур детского движения. Создана Международная Федерация детских организаций (СПО-ФДО), в составе которой 65 субъектов Российской Федерации и СНГ - республиканские, краевые, областные, городские детские структуры. Федерация детских организаций "Юная Россия" объединяет 72 детских общественных объединения разных уровней (от первичных объединений до союзов, ассоциаций).

    Одновременно с официально оформленными создаются и действуют неформальные, стихийно возникающие детско-молодежные объединения, которым отдают предпочтение до 30 процентов молодежи. Особенно привлекательны сегодня объединения-"тусовки" различной направленности: социальной, спортивной, культурологической (музыкальной), национальной. Есть и объединения асоциальной ориентации. "Тусовки" представляют собой самостоятельный и слабо поддающийся внешнему регулированию инструмент воздействия на детей и молодежь.

    Сегодня детское движение предстает как сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей их жизни. Основная их особенность - это самодеятельность, направленная на реализацию ребенком его естественных потребностей - индивидуального самоопределения и социального развития.

    Воспитательным средством детское движение становится при особых условиях, способах его организации, позволяющих положительно влиять на ребенка усилиями самих детей, их сообществ, мягко управлять его развитием как личности, дополняя школу, внешкольные учреждения, семью. Одно из условий - педагогически организованная, социально и личностно значимая деятельность детского общественного объединения - основной формы детского движения.

    Детское общественное объединение - это прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей. Детское общественное объединение положительной социальной направленности - структура открытая, демократичная, без жесткой "должностной иерархии". Оно не является структурой государственного учреждения (школы, учреждения дополнительного образования, вуза, предприятия), но может создаваться и действовать на базе последнего при непосредственной кадровой, финансовой и материально-технической поддержке. Детским может считаться такое объединение, в составе которого не менее 2/3 граждан не достигли 18 лет. Руководство взрослых (обязательно членов или участников объединения) носит добровольный, общественный характер. Относительная самостоятельность детского общественного объединения - характерная его особенность.

    В отличие от детского объединения детская общественная организация как форма детского движения - это объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности, создаваемое, как правило, взрослыми сообществами, государственными структурами. Это относительно закрытая, многоступенчатая структура с подчиненностью нижестоящих вышестоящим, фиксированным членством, обязанностями и правами каждого члена, органа самоуправления, должностного лица. В основе организации - система малых первичных детских структур, через которые реализуется цель, задачи организации, ее законы, права и обязанности. Деятельность организации, ее программу определяют перспективы как организации, так и каждого члена (разряды, степени, звания, должности). Классический пример детской организации - пионерская, скаутская.

    Современная ситуация деполитизации детского движения, его ориентированность на гуманистические принципы, раскрытие творческого личностного потенциала ребенка, его природных данных обусловливают предпочтение более демократических, открытых форм общественного детского движения. Так, детские общественные объединения получили право быть самостоятельными юридическими лицами и определять свои отношения с различными государственными структурами как равные партнеры на принципах взаимодействия, сотрудничества, на договорной основе.

    Еще одна важная особенность современных детских общественных структур - их право выбирать взрослых руководителей. Сегодня нет конкретного вожатого, представителя молодежной, взрослой общественной структуры, нет единого педагогического руководства в лице профессионалов. Куратором (руководителем, лидером) детского объединения может быть практически любой взрослый без ограничения возраста, пола, национальности, образования, партийной принадлежности, действующий в рамках Декларации о правах ребенка и законов Российской Федерации.

    Нет ограничений в базировании детских общественных объединений. Они могут создаваться и действовать на базе государственных и частных учреждений, общественных структур, по месту жительства.

    Влияние детских объединений на функционирование и развитие воспитательной системы школы. Их влияние определяется многообразием факторов: спецификой государственного учреждения и общественной детской структуры; воспитательными традициями школы и целевой направленностью объединения; кадровым потенциалом школы; особенностями окружающего социума; личностью руководителя объединения и др. В каждом конкретном случае взаимовлияние будет разноплановым. Однако важно, чтобы конечный результат - позитивное влияние на ребенка, педагога (субъектов воспитательной системы) было существенным.

    Цель деятельности любого детского общественного объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой - как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

    В первом случае добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более "взрослыми". Этот аспект, не противоречащий "детской" цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.

    Детское общественное объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, оно создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, формирования новых устремлений; с другой стороны, оно обусловливает отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.

    Детское общественное объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.

    Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.

    Типы детских общественных объединений. Объединения детей различаются по содержанию деятельности, по длительности существования, по форме управления.

    По содержанию деятельности детские объединения могут быть трудовыми, досуговыми, общественно-политическими, религиозными, патриотическими, познавательными и др. Трудовые объединения детей реализуют задачи организации их трудовой деятельности. Это ученические кооперативы, созданные чаще всего для совместной деятельности детей по решению личных экономических проблем.

    Досуговые, общественно-политические, патриотические и другие объединения предполагают решение задач развития способностей и склонностей детей, проблем предоставления им возможностей для общения, самовыражения и самоутверждения. В связи с тем, что в эти коллективы ребенок входит добровольно, здесь ему не надо мириться с тем положением, которое он вынужден занимать в классе.

    По длительности существования детские общественные объединения могут быть постоянными, которые, как правило, возникают на базе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы и т.д. К ситуативным относятся объединения детей, создаваемые для решения какой-либо задачи, не требующей много времени (участники акции помощи, слета и т.п.).

    По характеру управления среди детских общественных объединений можно выделить неформальные объединения детей, клубные объединения, детские организации.

    Л. В.Алиева опыт взаимодействия школы и детских общественных объединений представляет в следующих типичных вариантах.

    Первый вариант - школа как государственное образовательное учреждение и детские общественные объединения (чаще это организации с четкой программой, целью, правами и обязанностями членов федерального, регионального, городского значения, имеющие самостоятельный юридический статус) строят отношения как равные партнеры на договорной основе согласно закону "О поддержке детских, молодежных общественных объединений", принимая каждый добровольно на себя конкретные обязанности.

    При таком сотрудничестве создаются реальные возможности взаимодействия для двух самостоятельных воспитательных субъектов. При этом школа добровольно выбирает партнера в лице детской общественной структуры, исходя из принципов демократизации и гуманизации образовательного процесса. Взаимодействие равных воспитательных субъектов может быть реализовано в разнообразных формах, прежде всего на основе реализации общих программ (социальных, культурологических, образовательных и др.). Субъекты СПО-ФДО и школы, как показывает опыт, успешно взаимодействуют на базе разработанных социально ориентированных программ ("Игра - дело серьезное", "Орден милосердия", "Школа демократической культуры" и др.). Программы, проекты ФДО "Юная Россия", ориентированные на гражданское воспитание, индивидуальное развитие, социальную адаптацию ребенка ("Возрождение", "Школа социального успеха"), на воспитание и развитие младших школьников ("Четыре плюс три", "Маленький принц Земли"), успешно используются в обновлении воспитательных систем школ.

    На базе школы могут создаваться и действовать "форпосты", первичные структуры (дружины, отряды, клубы) районной, городской, региональной детской организации, членами которых являются учащиеся данной школы. Своей общественной деятельностью, позицией члена организации, объединения такие дети влияют на определенные стороны воспитательной системы школы или способствуют ее созданию (создают пресс-центры, организуют клубы, проводят походы-экспедиции).

    Положительное влияние на воспитательную систему школы отношений равных партнеров во многом определяется динамизмом, демократизмом, автономностью детских общественных объединений, четко выраженной их спецификой, а также возможностью школы иметь нескольких партнеров, не привязывая себя жестко и надолго к одному общественному объединению, организации, строя отношения по принципу целесообразности. Вариант взаимодействия равных партнеров позволяет вывести воспитательную систему школы за ее стены, сделать более открытой, социально значимой, результативной. Новая позиция учеников - членов детского общественного объединения позитивно влияет на их учебную деятельность, внося коррективы в ее содержание, организацию, гуманизируя отношения "взрослый-ребенок". Опыт убеждает в том, что детские общественные структуры опосредованно способны вывести воспитательные системы школ из состояния кризиса и хаоса.

    Пока в массовой практике отношения школ и детских общественных объединений как равных партнеров только зарождаются.

    Второй вариант - более распространенный. Его суть заключается в том, что отношения государственного образовательного учреждения и детской общественной структуры строятся как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы, придавая ей черты самоуправляемой, демократической, государственно-общественной.

    Детское объединение в этом случае - важный компонент системы, находящийся в тесной взаимосвязи с основными ее структурами. Другими словами, взаимодействие этих двух субъектов осуществляется внутри воспитательной системы на уровне государственных и общественных (самодеятельных) ее структур (управление и самоуправление, класс - детское объединение, государственные учебные программы и программы детских объединений во внеучебное время и т.д.).

    Как правило, инициаторами создания детских общественных структур в школах становятся взрослые - педагоги, руководители, реже - сами дети, их родители. Педагоги-инициаторы и становятся добровольно кураторами, руководителями, лидерами детских объединений, их активными участниками. Именно эта группа педагогов и детский актив, объединенные в добровольные сообщества по зову души, часто выступают генераторами новых идей, реализация которых может стать начальным этапом оформления воспитательной системы или импульсом к ее развитию. Такое влияние детских общественных объединений на воспитательную систему школы наблюдается в последние годы на практике.

    Школа все более осознает значимость в воспитательной системе детского движения в силу его многообразных проявлений, самодеятельности, творчества детей. В настоящее время имеется самый разнообразный опыт создания в школах общественных детских структур (организаций, клубов, советов, союзов, детских парламентов и т.д.), органично включенных в их воспитательные системы.

    Итак, детские общественные структуры в воспитательных системах школ представлены:

    Разнообразными формами, органами ученического самоуправления (советы старшеклассников, школьные комитеты, думы, вече и др.);

    Школьными (ученическими) организациями; детскими общественными объединениями, организациями, действующими в системе дополнительного образования школы;

    Временными детскими объединениями - советами, штабами по подготовке и проведению коллективных творческих дел, игр, трудовых операций, спортивных, туристско-краеведческих соревнований;

    Профильными детскими самодеятельными объединениями (по расширению, углублению знаний в конкретных областях).

    Каждая из таких детских общественных структур имеет свою специфику и способна при грамотной педагогической инструментовке влиять на состояние воспитательной системы школы. Так, место ученических организаций в воспитательной системе школы достаточно специфично. Они - союзники педагогического коллектива школы в решении ее основных задач, определенных государством; защитники прав ученика, инициаторы школьных олимпиад, конкурсов, смотров, предметных недель, творческих выставок, проводимых совместно с педагогами. Основной объект их деятельности - школа, ученик, отношения "учитель-ученик", учебная деятельность. Роль и место ученической организации в школе, ее авторитет в глазах детей, педагогов, родителей - один из показателей результативности воспитательной системы школы.

    Детские общественные объединения, как свидетельствует опыт последних лет, часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.

    Основной смысл взаимодействия школы и детских общественных структур - создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат - ребенок как личность, творец, созидатель.

    Вопросы и задания

    1. Дайте определение воспитательной системе.

    2. Какова структура воспитательной системы?

    3. В чем суть движущих сил развития воспитательной системы?

    4. Раскройте содержание основных этапов развития воспитательной системы.

    5. Каковы критерии эффективности воспитательной системы?

    6. Дайте характеристику основных зарубежных и российских воспитательных систем.

    7. Каковы функции, права и обязанности классного руководителя?

    8. Назовите основные формы работы классного руководителя с учащимися.

    9. Каковы роль и место классного руководителя в функционировании и развитии воспитательной системы?

    10. Назовите основные особенности и типы детских общественных объединений.

    11. Охарактеризуйте основные варианты взаимодействия школы и детских общественных объединений и их влияние на функционирование и развитие воспитательной системы.

    "

    Публикации

    Детские общественные организации: инвариант и вариативность

    Издание: Нар. образование.– 2007.– №7.– С. 207–214

    Сущность детских общественных организаций

    Сущность детских общественных организаций целесообразно рассматривать в четырех плоскостях: возрастной, социально-педагогической, общественной, организованной.

    Возрастные особенности общественных организаций подростков связаны с принадлежностью к одному поколению и возрасту.Они определяются атрибутами повседневности, общими ориентациями, настроениями и ожиданиями. Различие между миром взрослых и миром детей определяется разницей в степени социальной зрелости, отличием в уровне полноправного участия в системе социальных отношений. Пространство проявления особенности детского мира – культура, право и социальное взаимодействие. Культура взрослых – господствующая, а детская (подростковая) является субкультурой. В правовом плане – взрослые – дееспособны, а дети – не дееспособны, поэтом детские общественные организации представляют собой объединения дискриминируемые в правовом плане группы населения. В социальном смысле взрослый человек ориентирован в своей деятельности на продуктивность, рационализм, а для ребенка прежде всего важен процесс, эмоциональное состояние.

    Социально-педагогическая составляющая в детско-подростковых общественных организациях существенно ограничена в правовом аспекте. Правовой статус вожатого может быть не выше, чем у подростков – участников сообщества. Характерной чертой детских общественных организаций является их автономность по отношению к государственной системе образования.

    В общественном аспекте детские общественные организации самодеятельны, сами вольны изменять свой состав, идеологию, формы и метод работы, являются примером некоммерческих организаций. Они потенциально могут становиться социальным партнером органов государственной власти и бизнеса. В современных условиях детско-подростковые общественные организации вынуждены заниматься «файндрайзингом» – поиском материальных средств для осуществления социальных проектов. Спонсорами могут быть органы государственной власти, местного самоуправления, коммерческие структуры.

    В организационном плане детско-подростковое общественное объединение обладает чертами любой социальной организации. Существенным является наличие корпоративных ценностей и символики, которые регламентируют поведение участников группы.

    Характерные черты детских общественных организаций

    В качестве первой характерной черты детских общественных организаций следует рассматривать добровольность вхождения в них учащихся. Она связана с потребностью в общении, в новом социальном статусе, в самореализации и самоутверждении, стремление принести пользу обществу. Детская общественная организация предлагает ему писаные и неписаные правила, регламентирующие поведение подростков и взрослых.

    Вторая характерная черта – назначение детских общественных организаций, которое можно рассматривать как цель, которую ставят перед собой дети и как воспитательные задачи, которые решает взрослое сообщество. Эти задачи – составляющие духовно-ценностной ориентации на: самоорганизацию добровольной совместной деятельности, преобразование окружающей действительности, самосовершенствование, осуществление в социальном взаимодействии нравственных ценностей.

    Третья характерная черта – опосредованность воспитания через коллективную деятельность, систему делового взаимодействия, корпоративную культуру.

    Четвертая характерная черта связана со спецификой субъектов воспитания в детских общественных организациях. С одной стороны субъектом выступает вся организация, с другой – существенную роль играет взрослый, участник детской общественной организации. Процесс организации деятельности в сообществе становится объектом совместного творчества подростков и взрослых. Деятельность вожатых целесообразно ориентировать на коучинг, что означает: консультирование подростков, использование технологии развития способностей, отказ взрослого от экспертной позиции, создание условий для принятия подростком решений.

    Вариативность форм детских общественных организаций

    Формы детских организаций (объединений), встречающихся наиболее часто:

    «общество любителей» (группа собравшихся для реализации сходных интересов); «отряд» (военизированное формирование, хорошо организованная группа, объединенная романтической игрой); «добровольцы (группа, ориентированная на служение обществу); «коммуна» (объединение для решения актуальных задач по месту жительства, работы или учебы).

    Ключевым словом для понимания ядра деятельности «общества любителей»

    является хобби, увлечение. Общественная организация становится условием для успешных занятий своим любимым делом. Деловые отношения в обществе носят либеральный характер, отличаются высокой степенью свободы и независимости.

    Вторая распространенная форма детских общественных организаций «группа добровольцев». Добровольцами, или волонтерами, называют лиц, добровольно оказывающим помощь нуждающимся. Главная задача таких объединений – глубоко внутренняя, личностная. За счет сплоченности и чувства ответственности ее членов она достигает весьма высоких результатов в сфере объявленных задач. Главное в этой группе – ее «дух». «Миссионеры» ценят порядочность, надежность. Деловые отношения построены на идейном авторитете лидеров.

    Данную форму отражает общественная детская организация «Лига юных журналистов». Представители Лиги участвуют в фестивалях и конкурсах кино-теле-видопрограмм, конкурсах детского и юношеского радо, прессы, информационных форумах. Примером также такой формы объединений может служить Общероссийская организация «Детские и молодежные инициативы» (ДИМСИ). В основе идеологии организации – добровольческое служение молодежи в гражданском обществе.

    К третьей форме организации можно отнести деятельность Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и Межрегиональной детско-юношеской организации содействия военно-спортивному и патриотическому воспитанию «Ассоциация витязей». В таких объединениях для значительного числа подростков приход в отряд – это испытание себя, самоутверждение и самореализация. Ведущим способом бытия отряда является инициация – специфическая форма продвижения в социальном статусе. Участники объединения включены в такие сферы жизнедеятельности, как игра, спорт, познание. Отсюда и специфические формы организации взаимодействия: линейка, вахта памяти, марш-бросок.

    Анализ программных документов многочисленных скаутских организаций позволяет отнести их также к третьей форме.

    Для четвертой формы детско-подростковой общественной организации «коммуна», характерен способ совместного решения актуальных проблем в обустройстве окружающей жизни. Основополагающий элемент жизнедеятельности коммуны – социальное проектирование. В организации преобладает демократический стиль межличностных отношений, взрослые выполняют роль консультантов или руководителей отдельных проектов.

    В чистом виде формы детских общественных организаций встречаются редко, но в каждой из них можно обнаружить доминанты, характерные для той или иной формы, объединения.

    Проблемы детских объединение исследовались такими теоретиками, как А.В. Волохов, Л.В. Алиева, А.Г. Кирпичник, Е.В. Титова, В.А. Луков, И.Н. Никитин, Р.А. Литвак, О.С. Коршунова, Д.Н. Лебедев, Л.В.Кузнецова, Е.А. Дмитриенко, М.Р. Мирошкина и др. Анализ даваемых этими авторами определений позволяет выделить три содержательных смысла понятия «детское общественное объединение».

    С точки зрения социологии детское общественное объединение рассматривается как вид социального движения. Социологи полагают, что «социальное движение - это совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, которых объединяют общие цели - изменить свой социальный статус; общие ценности (революционные или консервативные, разрушительные или позитивные); общая система норм, регулирующих и регламентирующих поведение его участников; неформальный лидер, роль которого изменяется по мере развития социального движения, его институционализации, достижения лидером господства и власти» (Т.В. Трухачева) .

    Перенос с общего понятия социального движения на детское движение (объединение, организацию) делает С.К. Булдаков. Рассматривая детское общественное объединение как социальный институт, он определяет его как «коллективное социально-психологическое образование, распространяющее в обществе взгляды на отношения между обществом и личностью в плане выполняемых ими общественных функций». По мнению С.К. Булдакова, детские общественные объединения, являясь социальным институтом, выполняют следующие социальные функции: создают условия для удовлетворения интересов и потребностей подростков; регулируют действия членов детских общественных объединений в рамках социальных отношений; обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов, участвующих в детских общественных объединениях. Как социальный институт, считает автор, детские общественные объединения связаны ответственностью за обеспечение интересов общества в деле воспитания подрастающего поколения, осуществляемого с помощью развития у личности способности к социальной коммуникации на основе накопления нового знания и социального опыта .

    В.И. Пригожин выделяет следующие ее особенности: цели ее вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников; регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководства от руководимых; членство в них дает удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих, материальных и иных интересов участников .

    Е.А. Дмитриенко рассматривает детское общественное объединение как особую социальную систему, которой свойственны: смысловая целесообразность, целостность, структурность и упорядоченность, иерархичность, полифункциональная взаимосвязь социальной системы и среды; организационная пластичность и динамичность; социальность; саморегуляция и самоуправление процессами жизнеобеспечения и жизнедеятельности системы .

    Таким образом, детское движение (объединение, организация) - это:

    объективное проявление закономерности цивилизационно-антропологического развития человеческого общества;

    субъективная социальная реальность общественного устройства, в которой отразилась наиболее прогрессивная общественно-политическая самодеятельность подрастающего поколения;

    конкретно-историческое состояние институциональной организованности детей и подростков, характеризующееся наличием и динамикой различного типа добровольных сообществ, объединений, организаций, формирований;

    составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых, объединившихся в целях накопления социального опыта;

    одна из форм социальной активности детей и подростков;

    способ освоения детьми мира и воздействия на него путем коллективной деятельности в кругу сверстников;

    социальная разновидность малой группы, функционирующей как социальная организация; совокупность координированных совместных действий особой социально-демографической группы детей, объединяющихся с помощью взрослых в различного рода формирования в целях изменения своего статуса и положения в обществе для достижения своих интересов и прав, для саморазвития и образования, для активного участия в общественной жизни;

    способ реализации возможности детей участвовать в обсуждении насущных проблем их жизни и жизни общества, организовывать действия по улучшению окружающего мира.

    Общественным считается детское объединение, которое:

    создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

    осуществляет социально-творческую деятельность;

    не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

    К детским общественным объединениям могут быть отнесены различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также ассоциации (федерации, союзы) таких объединений.

    Детская организация - самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. При наличии указанных признаков независимо от численного состава (но не менее 10 человек) детское общественное объединение признается организацией.

    Один из основных принципов жизнедеятельности детско-юношеских организаций - добровольность. Добровольное объединение детей в организацию возможно лишь при условии, что они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов.

    Принципиальным отличием современных детских объединений является их общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Детские и молодежные объединения приобретают самостоятельный социальный статус.

    Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995) молодежные и детские общественные организации обладают большими социально-педагогическими возможностями. Детские и молодежные организации могут:

    создавать специальные программы для привлечения внимания государственных органов к своим проблемам;

    создавать условия для развития лидерского и творческого потенциала личности;

    привлекать внимание государственных и муниципальных органов к решению проблем детства, детских объединений;

    создавать органы детского самоуправления;

    организовывать работу детей и молодежи, направленную на оказание помощи сверстникам, другим людям; готовить детей и молодежь к социальной самозащите;

    развивать правовую культуру личности;

    осуществлять профилактику асоциального поведения.

    Стремление детей к объединению обусловлено совокупностью социальных, психологических и педагогических факторов.

    Человек как существо социальное вне общества себе подобных не может нормально развиваться и самореализовываться. Дети не являются исключением. Для защиты своих специфических интересов, выхода в сферу общественных отношений дети создают свои объединения, различные по характеру и направлениям деятельности, обладающие меньшей или большей устойчивостью.

    Объединяясь в различные группы, компании, команды и т.д., дети тем самым объединяют свои силы и возможности для достижения конкретной цели в различных видах деятельности. Ребенок видит в объединении с другими людьми средство самозащиты, самоопределения как личности, как члена сообщества себе подобных людей.

    Детские и молодежные объединения - это ступенька для вступления развивающейся личности во взрослую жизнь, один из путей социализации личности.

    Стремление к объединению объясняется и рядом психологических закономерностей развития личности ребенка, его возрастными особенностями. Основные из них: превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности; желание самоутвердиться, быть признанным другими членами сообщества; возникновение чувства взрослости; способность к подражанию поведению ровесников и «заражению» позитивным примером значимого взрослого; рост самосознания, стремление быть самим собой; поиск смысла жизни .

    Детским объединениям присущи следующие основные функции :

    развивающая - обеспечивает гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели;

    ориентационная - обеспечение условий для ориентации детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей;

    компенсаторная - создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита общения и соучастия.

    Отличительной особенностью современного детского движения является вариативность:

    организационно-правовых форм (объединения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клубы и т.д.);

    масштабов и уровней;

    целей и направленности содержания деятельности (патриотические, экономические, экологические, пионерские, скаутские, политические, пацифистские, религиозные и т.д.);

    организационных структур, их внешнего оформления.

    Таким образом, сущность детских и молодежных объединений проявляется прежде всего в целях, связанных с воспитанием и развитием личности ребенка на основе социально значимой деятельности.

    
    Top